Ашкеназы и Сефарды. Идиш и Ладино.Караимы.Крымчаки. Ашкеназы и Сефарды: суть конфликта

Зеэв Гейзель
Разные евреи Израиля

В СССР все было просто: есть евреи, а есть неевреи. В стране Израиль, где кругом - евреи, такая классификация малозначима. Вместо нее наука ввела новое понятие: субэтнические (так как относятся к одному этносу - еврейскому) группы. Наиболее крупное деление - сефарды и ашкеназы.
Откуда оно происходит?
Две страны из тех, где веками жили евреи, оставили наиболее страшные воспоминания в национальной памяти - Германия и Испания. Германия на иврите - это "Ашкеназ", а Испания - "Сфарад". Поэтому каждый еврей прежде всего спешит определить себя как "ашкенази" или "сфаради". Не торопитесь делать вывод.что предки ашкеназов обязательно из Германии, а сефардов - поголовно из Испании.
Точное определение таково: ашкеназ - это тот, чьи прабабушки и прадедушки говорили дома на идише, а если и не говорили, то только потому, что стеснялись. Сефарды же - это те, чьи предки не могли похвастаться идишем.
Ашкеназы и сефарды - понятие культурное, связанное с двумя традициями, идущими из средних веков. Сефардская - более старая, - от еврейских общин Испании, откуда евреи были изгнаны в 1492 г.,и вообще Южной Европы.
Ашкеназская - более молодая, сформировавшаяся в еврейских общинах Центральной и затем Восточной Европы. К сефардам относятся и такие группы евреев, чьи предки никогда в глаза ни Испании, ни Южной Европы не видели, однако их традиция берет свое начало в те времена, когда ашкеназской культуры еще практически не было, и поэтому эта традиция скорее сефардская. Это верно в отношении иракских, персидских, йеменских, индийских, бухарских, грузинских, горских и некоторых других еврейских общин.
Как складывались отношения между выходцами из разных общин в Израиле? Ответ на этот вопрос зависит от того, с какого момента начать. Мы начнем не издалека: 100 лет назад. К этому моменту в Палестине жили обе общины - сефарды и ашкеназы.
Первая, составлявшая 60% от общего еврейского населения Палестины и чувствовавшая себя увереннее, - сефардская. По простой причине: сефарды были богаче. Но были и причины дополнительные: во-первых, сефарды появились здесь гораздо раньше. А во-вторых, Палестина входила тогда в состав Оттоманской (Османской) империи,т.е.Турции.
Менталитет оттоманских чиновников был сефардам куда понятнее, чем ашкеназам. Но о бледнолицых ашкеназах- потом. Большинство сефардов были не просто сефардами, а «самехтетниками», от букв "самех" и "тет", образующих аббревиатуру "сфаради тагор", то есть "чистый сефард". Носили они звучные фамилии, будто взятые напрокат из истории испанской литературы: Кальдерон,Рувио, Абарбанель, Охана, Толедано, Кордоверо, Маурициано, Альфасси, Монтефиоре, Азулай, а также - Кастро(!), Франко(!)... Половина из них могла без запинки назвать адрес родового дома в Арагоне и свободно прослеживала свою родословную до эпохи Колумба, а половина прослеживала еще на пятьсот лет раньше, с домом в Кастилии.
Не только проверить родословные с адресами, но и похвастаться ничем подобным не могли Шнейдеры, Блюментали, Абрамовичи, Розенберги, Шулим-зоны и Дворкины - словом, ашкеназские евреи Палестины. Максимум, что уних было, - это воспоминания о польском (литовском, украинском) местечке, откуда пришли они сами или кто-либо из их предков, чтобы учиться в иешиве на Святой Земле. Правда, если бы они покопались в своих фамилиях, то обнаружили бы, что непонятная идишскому уху фамилия Раппопорт, например, означает "Рав де-о Порто" (по имени известной раввинской сефардской академии), Менделевич зачастую происходит от итальянских евреев по фамилии Мендоза, а самая звучная для хабадников фамилия Шнеерзон от имени первого Ребе любавичских хасидов, которого звали Шнэур-Залман, то есть сеньор Соломон. Да и не только эти фамилии..
В конце прошлого века в Палестине появились "новые" евреи. Новыми они были потому, что приехали не только учиться на Святой Земле, но и строить на ней еврейскую жизнь - одним словом, сионисты. В большинстве своем это были евреи Российской империи - в основном из Украины, Польши, Прибалтики... Успехи сионизма (движения европейского как по духу,так и по составу) привели к тому, что ашкеназы скоро оказались в большинстве. Более того, по мере политизации еврейского населения Палестины, они стали политическими лидерами новосозданных партий, а когда в ходе I-II мировой войны Палестина была завоевана Англией и в стране установился британский мандат, ашкеназским евреям было куда легче налаживать связи с британскими чиновниками, чем сефардам (точно так же,как последним было легче с чиновниками оттоманскими...). Так впервые установилась здесь ашкеназская гегемония.
Надо сказать, что существовала еще одна группа евреев, решивших в конце ХIХ века, что настало время народу Израиля возвращаться в свою страну. Это были 15 тысяч евреев Йемена - несколько деревень, целиком переселившихся на Святую Землю. Им было тяжелее всех: их не признавали своими ни сефарды из-за бедности йеменитов, ни ашкеназы из-за, понятно, незнания идиша, а все вместе потому, что те были какие-то другие. Йеменские евреи, привыкшие к совершенно иной жизни, страдали и бедствовали, но не покидали Страну Израиля...
Со временем ашкена зская доминанта конкретизировалась в польскую: эмиграция из СССР была запрещена, а антисемитизм и сложное материальное положение в Польше подстегнули многих евреев перебраться в Палестину.
Сегодня можно ворчать по поводу того, что "власть в Израиле принадлежит тем, чьи дедушки приехали из-под Гданьска в тридцатом", но именно эти дедушки осушали болота, создавали первые школы, заводы, фермы, спортивные клубы и отряды самообороны против арабских бандитов. Не только они, разумеется, но их было большинство. После победы нацистов в Германии в Палестину приехали "самые ашкеназкие", то есть немецкие, евреи: их называли "йеким" (мн. ч. от иски). 160 тысяч йеким были сильно не похожи на польских ашкеназов: они носили галстуки и жаловались на отсутствие культуры.
И была в них еще одна черта: независимо от образования и звании, они не чурались любой работы и старались выполнять ее добросовестно. По Палестине ходил тогда анекдот: человек жалуется, что возле его дома по ночам ходит поезд. "Какой поезд? Нет никаких рельсов возле вашего дома!" - отвечают ему. В ходе проверки оказывается, что на ночной стройке работают йеким, передавая друг другу кирпичи, они говорят: "Битте, герр доктор. - Данке, герр профессор.- Битте, герр доктор. - Данке, герр профессор..."
Но не только этот след оставили они в Палестине: прекратив жаловаться на отсутствие культуры, они приняли активное участие в создании симфонического оркестра, банков, юридической системы, хайфского Техниона. Без них невозможен был бы тот взлет интеллектуальной жизни, который произошел в Палестине в 30-е годы. Катастрофа европейского еврейства во второй мировой войне полностью изменила карту еврейских общин мира.
Чудом выжившие в концлагерях и гетто, возвращались евреи в те дома, где выросли, - и находили либо пепелище, либо соседей антисемитов, встречавших их приветствием: "Жалко, что Гитлер вас не добил!" И тогда многие из них решали отправиться действительно "домой" - в Эрец-Исраэль.
Английские войска не пускали их, отлавливали корабли с нелегальными иммигрантами, заключали евреев в новые лагеря - на Кипре, - и так до провозглашения Государства Израиль в 1948 году. 14 мая 1948 г. Бен-Гурион, первый премьер-министр Израиля, зачитал Декларацию независимости. Голос его дрожал при словах: "Двери Страны будут открыты для каждого еврея".
В течение первых четырех лет своего существования Государство Израиль приняло новых эмигрантов больше, чем составляло его население. Сначала это были остатки еврейских общин - Румынии, Польши, Венгрии, Австрии, Германии, Чехословакии. Шла война за независимость Израиля, и некоторые из новых репатриантов отправлялись на фронт, еще не успев выучить первую сотню слов на иврите.
А затем началось то, чего еще не знала страна Израиля: 30-е и первая половина 60-х годов прошли под знаком собирания рассеянного сефардского еврейства. Большинство евреев-сефардов жили тогда в мусульманских странах: Марокко, Ираке, Египте, Сирии, Иране и других. Это были разные общины, с разной судьбой: в Ираке, например, евреи составляли ядро коммунистического движения, в Марокко или Алжире, бывших тогда французскими колониями, они принадлежали к французской культуре, и часть из них (жители больших городов) рассматривалась окружающими как французы еврейского вероисповедания; в Иране община существовала уже более двух тысяч лет и обладала сильными позициями в экономике страны, а в Йемене евреи жили в деревнях, где не слышали об электричестве...
Положение евреев в арабских странах последовательно ухудшалось с развитием арабского национализма, а после создания Израиля и его победы в войне за независимость стало невыносимым: над ними издевались, их били и грабили - под лозунгом борьбы с сионизмом.
Это было похоже на то, что произошло раньше с евреями Европы, но с той разницей, что из многих мусульманских стран сефардские евреи, как правило, могли уехать: из Северной Африки - во Францию, в Канаду и другие страны, где существовали сильные сефардские общины; из Ирака - в Англию. В особенности это касалось богатых и образованных евреев, а таких было множество. И все-таки большинство из них выбрали Израиль. Около миллиона евреев из арабских стран прибыли в страну за этот период.
Было бы лицемерием сказать, что их встретили братскими объятиями. Точнее, объятия были, но братство - не очень. Потому что ашкеназскому чиновнику было проще рассматривать себя как носителя передовой культуры, а еврея из Касабланки или Багдада - как дикаря и босяка (даже если он учился в Сорбонне или имел свою фабрику). Да, все новые репатрианты жили не в райских условиях, подавляющее большинство - в барачных поселках, но для родившегося в Марокко еврея было к тому же горько сознавать, что ему не предлагают пойти на ту работу, куда приглашают его соседа из Румынии, а его сыну в школе объясняют, что он должен забыть свою "примитивную культуру" и во всем подражать "белым" израильтянам. Эта травма оказалась живучей: о ней помнят и дети, и внуки репатриантов 50 годов.
Но сефардские евреи стиснули зубы и пошли работать, учиться и защищать страну. И если бы не они - Израиль был бы вдвое меньше и вряд ли смог бы победить в обрушившихся на него войнах. Самой активной из восточных общин оказалась марокканская, составлявшая около четверти миллиона человек. Первыми из восточных евреев они решили спасение утопающих... то есть репатриантов - дело рук их самих, причем политическое дело. В конце 60-х - начале 70-x годов израильский истеблишмент потрясенно взирал на то, как десятки молодых ребят из "марокканских" кварталов становились общественными деятелями, мэрами городов, а затем - членами кнессета и министрами.
А в 70-е годы началась новая алия. Та, которую ждал весь Израиль, в ожидании которой воспитывалось целое поколение, - алия из СССР. Она принесла свои проблемы: не было другой общины в еврейском мире, которая была бы столь оторвана от еврейских традиций. Но она принесла и новый дух, и математиков, и музыкантов, и спортсменов, и создателей новых поселений.
- На сегодняшний день число выходцев из бывшего СССР в Израиле достигло миллиона и продолжает расти. С гордостью или без - однозначно можно сказать: среди моря акцентов современного иврита русский - самый массовый.
За недостатком места мы не рассказали о многом: об операции "Ковер-самолет", когда в течение первых двух лет существования Израиля доставляли йеменских евреев через день на самолетах, пересекая весь Аравийский полуостров, пока не вывезли так всю 48-тысячную общину, и о том, как дети тех, кто в полете разводил огонь, чтоб согреться, стали политиками, адвокатами, бизнесменами, генералами. И о том, как в 1956 г., после подавления советскими танками революции в Венгрии, бежали в Израиль вчерашние венгерские патриоты; как переходили границу иракские евреи-коммунисты; как был пробит железный занавес молчания письмом 18 еврейских семей из Грузии; как встречали узников Сиона из СССР в аэропорту Бен-Гурион; как постепенно таяло еврейство в Румынии - и продолжало здесь свою судьбу; как впервые сефард стал министром обороны Израиля; как нашли свое место в Израиле темпераментные выходцы из обеих Америк... Герой Стругацких мог бы поставить здесь точку: "...это уже другая история".
Но это не другая, а та же самая - наша история, где бы она ни начиналась: на Украине, где родился я, или в США, Венгрии, Германии, Марокко, Йемене, Польше, ЮАР, Франции, Румынии и иочти во всех странах земного шара, где родились мои соседи. И у этой истории есть настоящее и будущее: мои дети - израильтяне.

"Еврейские вести" №17-18, г. Киев, 2000 г.

отсюда

Эфиопские евреи.

Чернокожие евреи Эфиопии на протяжении столетий известны как «фалаши» («пришельцы», «те, что вторглись» в переводе с амхар-ского), но еврейская община считает это слово унизительным. Сами эфиопские евреи называют себя Бета Исраэль («Дом Израиля»).

По преданию, эфиопские евреи ведут начало от израильского колена Дан. Каким бы ни было их далекое прошлое, они явно отделились от еврейского народа очень давно, так как хотя эфиопские евреи хорошо знают Библию, но не имели ни малейшего представления о Талмуде, а обряды, которым они следовали, существенно отличались от тех, которых придерживаются остальные евреи. Они особенно строго соблюдали предписания Торы о разделении супружеских пар во время женского менструального периода и ставили свои деревни в Эфиопии вблизи небольших речушек, чтобы легче было совершать ритуальные омовения (см. «Миквэ»).

Незнание Талмуда эфиопскими евреями побудило многих ортодоксальных раввинов усомниться в их принадлежности к еврейскому народу. Если они могут считаться древними евреями, то это бросает вызов основному догмату ортодоксов - датировке Устного Закона временем Моше, а ведь Тору они знают хорошо. Несмотря на все это, в 1973 г. сефардский (см. гл. 178) Главный раввин Израиля Овадия Йосеф постановил, что фалаши должны рассматриваться как евреи. Многие раввины, в первую очередь ашкеназы, выступили против его решения.

Весьма вероятно, что фалаши всегда были евреями, поскольку на протяжении всей своей истории их община сохраняла семь слов из языка иврит, в том числе слово гой. То, что в глухих эфиопских деревнях эти люди делили мир на две группы - на себя и на гоим («другие народы»), служит убедительным доказательством того, что они евреи.

Неопределенность их религиозного статуса в сочетании с мягким обращением с ними во времена правления императора Эфиопии Хайле Селассие привела к тому, что в 50 - 60-х гг. правительство Израиля и евреи всего мира уделяли эфиопским евреям мало внимания. После свержения императора в 70-х гг. Эфиопия стала марксистской страной, и положение евреев быстро ухудшилось. Новое руководство страны стояло на твердых антиизраильских позициях. Кроме того, Эфиопию терзали тяжелые неурожаи, и соседи евреев все больше обвиняли их в собственных экономических проблемах.

Израиль без лишнего шума начал вывозить оттуда столько евреев, сколько было в его силах. Эфиопское правительство официально не разрешало этого исхода - Эфиопия слишком солидаризировалась с арабскими странами, чтобы открыто разрешить своим еврейским жителям эмигрировать в Израиль, - но относилось к нему терпимо. К сожалению, когда журналисты стали сообщать о прибытии в Израиль тысяч черных эмигрантов (программа их вывоза в Израиль именовалась «Операция Моше»), эфиопское правительство тотчас запретило эмиграцию. Возникла ужасная ситуация, которая напомнила Катастрофу, - тысячи эфиопских евреев Израиля оказались полностью отрезанными от своих родственников в Эфиопии, они знали одно - положение в Эфиопии чрезвычайно тяжелое. Многие из тех, кому удалось добраться до Израиля, голодные и изможденные, выглядели так, словно пережили Катастрофу.

Постепенно все больше израильских раввинов признавало фалашей евреями. Но, чтобы предотвратить возможные сомнения в их статусе, фалашей поощряли пройти формальные ритуалы обращения в иудаизм. Поскольку мужчинам сделали обрезание при рождении, требовалось только, чтобы из мужского члена была взята символическая капля крови и чтобы и мужчины и женщины окунулись в миквэ.

Фалаши, которые прибыли первыми, как правило, следовали этим процедурам безропотно. Израильский журналист Зеэв Шиф поведал историю, рассказанную ему одним из видных израильских политических деятелей: в городе, куда мигрировало много эфиопских евреев, рав-вины-ашкеназы и раввины-сефарды начали соперничать между собой за право обратить их в иудаизм.

В последние годы все больше эфиопских евреев отказывается обращаться в иудаизм, считая, что делать так - значит признать, что они раньше не были евреями: это запятнало бы память об их почивших предках.

отсюда

Материал из ЕЖЕВИКИ - сайт - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам

Ашкена́зы ивр. אשכנזים (ашкенази́м , ед. ч. - ашкенази́ ) - субэтническая группа евреев, потомки средневекового еврейского населения Германии и Северной Франции, значительная часть которого переселилась впоследствии в Польшу, Россию, Америку и Израиль. Термин происходит от еврейского названия средневековой Германии, (воспринимавшейся как место расселения потомков библейского Ашкеназа , внука Яфета .

Ныне составляют большую часть евреев Европы и Америки, около половины евреев Израиля .

Исторически основным разговорным языком ашкеназских евреев служил идиш ; один из диалектов старонемецкого языка (верхнесаксонского диалекта XIII века), сейчас большинство пользуется языком стран проживания.

Использование термина

Термин "Ашкеназы" обозначавший евреев, проживавших на Рейне, а затем во всех германских землях в целом, использовался уже в средневековой еврейской литературе. В последующем он стал обозначать не только евреев Германии, но и всех евреев, являющихся по своему происхождению потомками еврейского населения Германии средних веков.

Уже в источниках, восходящих к 14 в, зафиксировано употребление термина «ашкеназское еврейство» для обозначения особой культурной общности, включающей общины Северной Франции, Германии и славянских стран.

В нынешнем понимании термин "Ашкеназы" охватывает всю ту часть еврейского народа, которая принадлежит к этому социальному и культурному комплексу. Этот термин применяется как определенное противопоставление термину сефарды , обозначающему еврейский культурный комплекс, сложившийся в Испании и Португалии.

Происхождение еврейства Германии

В период Поздней Античности евреи широко расселяются по Римской империи, и еврейские общины возникают во многих городах Империи, в часности в Галлии и на Рейне (служившим границей между Империей и Ггерманцами). В частности, в 321 году зафиксировано существовала еврейская общины в Кёльне . О

Еврейское присутствие на Рейне усиливается в период Раннего Средневековья при Каролингах. Карл Великий предоставил евреям широкие права в области торговли (ограничив пр этом их политический и гражданский статус). Среди послов, отправленных Карлом Великим в 801 году к халифу Харун ар-Рашиду, был еврей Ицхак (по-видимому, переводчик, его иногда образно называют «праотцом ашкеназских евреев» ). Впоследствии Карл Великий неоднократно пользовался услугами еврейских купцов; отправлял евреев с политическими и торговыми поручениями в Азию и Африку. Очевидно, к периоду царствования Карла Великого относится возникновение ряда еврейских общин Германии, главным образом в Рейнской области.

В середине 9 в. под покровительством каролингов в Майнц из Италии переселяются представители семьи ученых Калонимус, а затем происходит создание центров изучения Торы в городах Франции и Германии. С этого момента ашкеназское еврейство приобретает свой особый характер.

Экономическое значение еврейского населения в эту эпоху связано прежде всего с их огромной ролью в международной торговле.

Особенности ашкеназского еврейства в Средние Века

Основы культурных моделей ашкеназского еврейства были сформированы в 10-14 вв. (эпоха Ришоним) его выдаюшимися духовными лидерами, среди которых Гершом бен Иеhуда из Майнца, "Светоч Диаспоры" , Раши , Тосафисты , Меир из Ротенбургаи Хасидей ашкеназ .

Центром ашкеназского еврейства в 10-11 вв. являлись при-Рейнские общины (основными среди которых были общины "ШУМ" - Шпайер , Вормс и Майнц). При Первом Крестовом Походе (1096 г.) эти общины были разрушены, и центры ашкеназского еврейства распределились дисперсно по многим городам Германии и Северной Франции.

В период средневеквья ашкеназские и сефардские культурные центры активно влияли друг на друга, однако между ними образовались и заметные различия. Основными характеристиками, отличавшими ашкеназов от сефардов в средневековье, можно считать:

  • запрет многоженства (согласно установлению Гершома бен Иеhуды из Майнца).
  • осуществление общинной автономии и принципы демократического избрания руководства общиной
  • большее внимание к углубленному изучению Талмуда, нежели попыткам систематической кодификации Галахи или созданию обобщающих норм.

С течением времени различия в обычаях ашкеназских и сефардских евреев вылились в обособленные нормы, выражавшиеся и в образе жизни, и в произношении иврита, в литургии и т.д.

Перемещение центра ашкеназского еврейства в Польшу (15-16 вв.)

В 13-14 веках положение евреев в Западной Европе ухудшается. После Крестовых походов международная торговля переходит в большой степерни в руки христиан, и евреи экономически вытесняются в сферу процентных ссуд, что ведет к росту напряженности между евреями и местным населением. Происходит распространение кровавого навета . В XIII веке евреям предписывается носить отличительные знаки и селиться в определенных местах (гетто). В некоторых местах происходят изгнания евреев (например, из Англии в 1290 году ). Положение евреев особенно ухадшилось в результате прокатившейся по Европе в середине 14 в. страшной эпидемия чумы («чёрной смерти»), от которой погибло около трети всего населения Европы, и которая привела к еврейским погромам м изгнанию евреев из многих областей Германии.

Параллельно с этим в Польше (почти не затронутой чумой) образовались чрезвычайно благоприятные условия для еврейской жизни, и в 15-16 вв. центр ашкеназского еврейства переместился в Богемию, Моравию, Польшу и Литву. Употребление языка идиш стало отличительным признаком ашкеназских евреев.

В Новое время

Параллельное развитие сефардских и ашкеназских религиозных и социальных установлений проходило под значительным влиянием трудов кодификаторов Иосеф Каро и Моше Иссерлеса . Каро в своем кодексе Шулхан арух чаще всего придерживается решений сефардских поским (кодификаторов). Иссерлес пополнил Шулхан арух глоссами (заметками-толкованиями) в тех местах, где ашкеназские поским расходились во мнениях с Каро. Ашкеназы приняли решения Иссерлеса, сефарды же сочли для себя обязательными толкования Каро.

С 17 в. увеличивается численность ашкеназских евреев и значение их возрастает. После резни евреев и погромов, учиненных полчищами Б. Хмельницкого в 1648 г., многие ашкеназы из Украины и из Польши рассеялись по Западной Европе, и некоторые даже пересекли Атлантический океан. Разделы Польши привели к тому, что часть ашкеназов стала поддаными Российской Империи.

В 18-19 вв. численность ашкеназских евреев превысила число сефардов в странах Запада.

В конце 19 в. в результате преследований началась массовая эмиграция ашкеназов из России в США. Именно тогда ашкеназские евреи добились подавляющего численного превосходства почти во всех общинах Европы, США, Австралии, Южной Африки и Эрец-Исраэль.

Перед Второй мировой войной ашкеназское еврейство составляло 90% от всего еврейского населения в мире. Истребление еврейского населения в Европе во время гитлеровской оккупации резко уменьшило число ашкеназских евреев и снизило их количественное превосходство.

В Стране Израиля

Отношения между ашкеназскими и сефардскими евреями носили разный характер в зависимости от эпохи и места. Прибытие ашкеназов в Иерусалим в XVII-XVIII веках создало напряженные отношения с сефардами, однако в начале 19 в. сефардские евреи помогли ашкеназам добиться от турецких властей разрешения восстановить их общину в Иерусалиме. Обе общины существовали бок о бок, но раздельно. Это разделение отражается сейчас в Израиле и в составе Верховного раввината .

Маргинальные концепции о происхождении ашкеназского еврейства

Некоторые выдвигали версию о том, что на своеобразие ашкеназов повлияли хазарские евреи, мигрировавшие в Западную Европу в X веке после разгрома их государства . Существовали даже попытки вывести происхождение ашкеназийских евреев от хазар, однако они не получили распространения, поскольку еврейские общины на берегах Рейна образовались раньше падения Хазарии.

В 1991 году профессор лингвистики Тель-Авивского университета Пол Векслер , выдвинул теорию, относящую идиш в группу славянских, а не германских языков. Позже, в книге «Ашкеназийские евреи: славянско-тюркский народ в поисках еврейской идентификации» Векслер предложил пересмотреть и всю теорию происхождения говорившего на идиш ашкеназийского восточноевропейского еврейства. Векслер рассматривает их не как потомков выходцев с Ближнего Востока, а как коренной европейский народ, происходящий от потомков западных славян - лужицких сорбов, полабов и др. Позже Векслер включил в число предполагаемых предков восточноевропейских евреев также хазар и многочисленных славян, живших в Киевской Руси в IX-XII веках. Все эти теории, однако, были полностью отвергнуты другими лингвистами.

В последнее время генетичекие исследования доказывают, что ни "славянская", ни "хазарская" версии происхождения ашкеназского еврейства не имеют под собой никаких оснований.

Ашкеназийское произношение иврита

Ашкеназское произношение иврита отличается от современного израильского произношением некоторых гласных (огласовок) и согласных. Оно используется сегодня среди некоторых еврейских групп в США и харедим в Израиле.

См. также

Примечания

В Украине мы видим очередное наступление сефардов , т.е. продолжение всем известного Drang nach Osten , который начался не в 1941 году, а на полторы тысячи лет раньше! Отсюда и лозунги: «москалей на ножи» , а вместе с ними — и прячущихся за ними жидов (ашкеназов).

Сефард Абама
Как это произошло на Украине, когда революционные лозунги, направленные на вытеснение из страны евреев, привели к появлению евреев на вершине власти. И даже во главе ее.

Тайные правители мира: Девид Рокфеллер и Давид Ротшильд

Ашкеназы Ротшильды - менялы с деда-прадеда.

Другое дело сефарды.

Это их «мудрецы» сформулировали ростовщическую доктрину Второзакония- Исаии . Это они правили Ветхий и Новый завет вдоль и поперек так как им было надо, что бы у нынешних поколений людей укоренилось в мозгах, что ростовщичество - это не воровство, а респектабельный бизнес. И, кстати, Исус в храме опрокидывал лавки менял, но не ростовщиков. Так захотели «мудрецы» сефардов.

Ростовщичество - народный бизнес сефардов - Рокфеллеров.

Таким образом имеем две крупнейшие финансовые группировки современности:

1.Условное название «группа Рокфеллера» (сефарды) - банки Дж.П. Морган Чэйз; Сити банк; Банк оф Америка, осуществляют контроль: частично ФРС, ВПК США, мировая нефть. Идеология - либерализм, глобализм, неоконсерватизм. Экономическая доктрина - монетаризм, манипуляции учетной ставкой (размером лихвы), свободный рынок, беспрепятственное движение капиталов и товаров.

2.Условное название группа Ротшильда-Баруха (ашкеназы) - банки HSBC, Голдмен Сакс, Стэндарт Чартер, осуществляют контроль: частично ФРС, золото, драг. металлы, мировой оборот наркотиков . Идеология: социализм. Экономическая доктрина - марксизм, закрытая экономика, ограничения движению капиталов и товаров (дает возможность спекуляции на обменных операциях валютой и товарами).

3.Есть еще третья группа - Сантандер - финансовая империя Ватикана. Их условно можно назвать «старыми сефардами» . Те, кто начинал торговлей мощами святых, а сейчас приторговывают произведениями искусства, антиквариатом, артефактами и т. д.

Если Вы правы, относительно борьбы сефардов и ашкеназов вокруг папского престола, то возможно потные руки ашкеназов Ротшильда уже подбираются (или подобрались) к этим активам.

Итак, Ашкеназы-менялы - это укоренившаяся в XVIII веке на инфраструктуре Британской империи, банковская группа Ротшильдов (HSBC: Гонконг-Шанхайская Банковская Корпорация, Стандарт Чартеред, Голдмэн Сакс). Менялы держат контроль над оборотом благородных металлов, драгоценных камней и такой «резервной ликвидностью» как наркотики.

Сефарды-ростовщики - это укоренившаяся в XIX веке в США банковская группа Рокфеллеров (Дж. П. Морган - Чэйз, Банк оф Америка, Мерилл Линч). Они управляют финансовыми потоками экономики нефти и военно-промышленного комплекса.

Отношения между указанными группами, как Вы прекрасно знаете, мягко говоря, натянутые. В 60-х у сефардов возник грандиозный план решения «ашкеназского вопроса». Как известно, Ротшильды делали ставку на золото (Рокфеллеры на нефть). Отвязав в 1972 году, USD от привязки к золоту Рокфеллеры нанесли удар по своим врагам, цены на золото сразу упали, печатный станок заработал на полную мощность, начался длительный период стимулирования спроса (гонка потребления).

В это время Ротшильды, судя по всему, были оттёрты от ФРС, и они двинулись осваивать новое «рабочее тело» - Китай. Визит Г. Киссинджера 1972 года в Пекин открыл для этого дверь. Январский 1979 года визит Дэн Сяопина в США установил между США и Китаем режим «конструктивного сотрудничества». И сразу же в феврале 1979 г. Китай нанес «контрудар в целях самообороны» по Вьетнаму. С этого момента за порядком на опиумных плантациях Ротшильдов в золотом треугольнике присматривал новый «громила».

К 2008 году группа Рокфеллеров, не смотря на ухищрения с возгонкой цены на нефть и загрузкой военно-промышленного комплекса США, войной с терроризмом, ударами по Югославии, Афганистану и Ираку, а также программой ПРО, не смогла удержать мировую кредитно-финансовую систему на основе бумажного USD от скатывания в первую волну кризиса.

Ашкеназы и Сефарды: суть конфликта…

Еврейское общество делится на ашкеназов и сефардов. Такое деление может показаться странным, потому что Ашкеназ - хазарское наименование Германии, а Сфарад - сефардское наименование Испании. На практике большинство евреев, происходящих из европейских семей, считаются ашкеназами, а из семей, связанных с Испанией или арабскими странами, - сефардами.
«Еврейская Энциклопедия» также гласит, что еврейский народ разделяет себя на две большие группы (Ашкеназы и Сефариды) поясняя что cефариды, которые мигрировали из Палестины в страны Средиземноморья, предположительно относятся к первобытным племенам Израиля, в то время как ашкеназы первоначально являлись выходцами из области Юго-Западной Азии, называемой Хазаром (в других источниках называемым Хазарским царством), и которые позже проникли в Россию и Восточную Европу. В «Еврейской Энциклопедии» содержится длинная статья о хазарах, и в ней говорится, что Царство хазар обратилось в иудаизм около 740 года нашей эры. Артур Хестлер, «выдающийся еврейский автор, в своем исчерпывающем научном исследовании под названием «Тринадцатое племя» убедительно доказывает, что хазары стали ашкеназами, ветвью еврейства, которая составляет подавляющее большинство современного еврейского народа.

Cефарды Испании говорили на иудео-испанском наречии получившем название ладино. Германские евреи (или хазары-ашкеназы) говорили на идише, еврейском языке, основанном преимущественно на немецком и иврите. Евреи Польши и России (или хазары-ашкеназы) тоже говорили на идише. Идиш также используется в хасидских (или хазары-ашкеназы) общинах. Вспомним что в Европу и Русь хазары попали после разгрома Хазарии. Осели они практически по всем европейским странам организовав свой собственный еврейский центр в Польше

(вот Вам и причина образцово-показательного нападения на Польшу. Сефадская полукровка Гитлер лично наблюдал за захватом Польши на расстоянии,-такая "честь" не была оказана больше ни одной стране подвергшейся нападению. Кстати пропагандистский фильм "Вечный Жид" снят нацистской пропагандистской машиной именно о хазарах-ашкеназах,-сефардов Вы там не найдете ). Но начнем всетаки с самого начала...




В средние века сефарды Испании считали себя иудейской элитой (смотрим на карты миграций и поселений сефардов-иудеев). В отличие от своих собратьев в других частях Европы испанские иудеи часто имели хорошее светское образование и были зажиточными людьми. Согласно укоренившемуся среди них убеждению, их предки поселились в этой стране еще в VI в. до хр. эры, однако точно установлено лишь их пребывание там в первые века хр. эры. Даже после своего изгнания из Испании в 1492 г . эти евреи сохранили сильное чувство групповой гордости. Сефарды, оставившие Испанию и обосновавшиеся в других местах Европы, подвергали других евреев дискриминации. В сефардских синагогах Амстердама и Лондона XVIII в. ашкеназы не могли сидеть вместе с остальными членами общины, им полагалось стоять за деревянной перегородкой. В 1776 г. в Лондоне община сефардов постановила, что если сефард вступает в брак с дочерью ашкеназов и умирает, то благотворительные фонды сефардской общины нельзя использовать для помощи вдове.

Евреев, живших в арабском мире, также называли сефардами — скорее всего, потому, что их обрядовая практика следовала обычаю сефардов, а не ашкеназов. Когда сегодня говорят об израильских сефардах, имеются в виду иудейские выходцы из Марокко, Ирака, Йемена и т.д.(Когда эти сефарды начали прибывать в Израиль после 2-ой Мировой,-хазарские ашкеназы сумевшие откупиться от сефардских нацистов (которые перебросили этих хазар за откуп в Израиль во время 2-ой Мировой ) устроили этим сефардам тотальный геноцид облучив их радиацией )

В среде ашкеназов также существует тенденция к самовыделению. Германские евреи (или хазары-ашкеназы) часто считают себя «интеллектуальнее» сефардов. Те из них, кто перебрался в США, внесли большой вклад в обустройство польских и русских евреев (или хазар иудеями как таковыми не являвшимися), прибывших сюда позже, и смотрят на сефардов свысока. Когда германские евреи (или хазары-ашкеназы) создали в 1843 г. организацию «Бней Брит», они не разрешили сефард aм вступить в нее...

После изгнания с Пиренейского полуострова сефарды во многих европейских государствах оказывались бок о бок с ашкеназами, и где бы это ни происходило - отношения между ними были крайне натянутыми: две общины жили обособленно друг от друга, смешанные браки между их представителями были крайней редкостью.

Причина такого их разделения с прочими иудеями есть следующая:португальские и испанские иудеи, которые считают себя происходящими от колена Иудова, имеют предание, что во времена пленения Вавилонского главные фамилии сего колена были посланы в Испанию и обитали в оной, вследствие чего иудеи сего общества, как потомки столь важных предков и наследники их древнего обиталища, присваивают себе то преимущество, которое они показывают в своем поведении противу прочих их собратьев...
Сефардов и ашкеназов синагоги различны и что, сходствуя в сущности веры , они различаются в своих обрядах. Обычаи иудеев португальских также несходны с обычаями прочих иудеев. Португальские не имеют бороды и своею одеждою не разнятся от народа, в котором живут; некоторые из них совершенно во всем подражают европейцам, выключая религию...

... Некоторые из них в конце пятнадцатого века привезли с собой великия богатства в Голландию и своею деятельностью... очень много послужили развитию там торговли (как тут не вспомнить заслуги Колумба который происходил из сефардской семьи банкиров). Их синагоги имели вид собраний сенаторов (уж не американский ли Сенат имеется ввиду ? ) , и когда путешествовавшие немецкие вельможи посещали оные, то признавали, что германские иудеи нимало на них (сефардов - М.З.) не похожи...

Ситуация обострилась на одном из первых сионистских конгрессов где русский еврей (который сефардом быть не мог ни под каким соусом) Хаим Вейцман, разругался с делегатами из Германии заявив: «Вы знаете, в чем проблема немецких евреев? У них чисто немецкий шарм и чисто еврейская скромность». Кем были эти "немецкие" представители несложно догадаться если учесть что часть сефардов после изгнания переместилась из Испании в Германию и проследить финансовый след в финансировании как 1-ой так и 2-ой Мировых Войн . Конфликт продолжается по сей день и разрешен быть может только при тотальном уничтожении одной из групп поэтому новая Мировая Война неминуема.

«В декабре 1942 года, когда масштабы уничтожения европейских евреев (ашкеназов) стали ясны, будущий второй президент Израиля Шазар задал риторический вопрос: «почему мы (сионистское движение) не знали? Почему нацисты поймали нас врасплох?»

А другой участник того же заседания лидеров сионизма, Моше Арам, сказал: «Мы были невольными соучастниками убийства». Сионистская (сеф*) организация умудрилась «не знать» о катастрофе вплоть до осени 1942 года, а это ей удалось только потому, что она и не хотела знать» - приходит к выводу Бейт Цви.

Оригинал взят у rivka381 в

Весь этот расклад мне мой дед выложил, ещё в 70-х годах. Сам был из семьи эмигрантов из Германии, жил в городке русском, где эти эмигранты преобладали. Притом город был разделён на две части: евреи и немцы. Эмигрировали где-то в 14-х веках, еврейская часть после гонений в Германии на них, а почему немецкая? Я не поняла почему. Может просто дали землю и немцы поехали в Россию? Части не смешивались, были внешне очень различны, натуральные большие, длинноногие, белобрысые и голубоглазые арийцы в одной части, со своей архитектурой (европейской), чистотой, приколами и работоголизмом и на возвышенности, отделённая большим парком с вековыми деревьями, еврейская часть со своими садиками, сараюшками (все были ремесленниками), огородиками и домами с многодетными семьями - еврейская.


В двух частях города даже запах различался! Я там до 6 лет воспитывалась и поэтому знаю.
Так вот, дед был сефардом из Испании, вначале его семью занесло в Германию и там их выжили ашкеназы в Россию. При этом они бежали и оставляли могилы предков, трупы своей семьи и горящие дома. В России они ассимилировались (всем городом), внешне, взяли все русские фамилии. Но редко они женились на девушках не из своей диаспоры, отсюда распространённость генетических заболеваний просто впечатляла, особенно детской шизофрении. Процентов 60 детей (на моей памяти) после 4-5 лет деградировала психически и умирала.
Потом все немцы эмигрировали обратно в Германию (это после 90-х), а евреи в Израиль, который использовали просто, как перевалочный пункт и дальше в Америку в основном.
Т.е. буквально я застала распад этого трогательного межконфессионального и национального единства:) немцев с евреями.
Надо сказать, что красивых дочерей было принято выдавать замуж за немцев и все дочери моей деда оказались красавицами и вышли за них замуж. Но потом, когда я выросла, я поняла, что моя мать была законно рожденной, но не дочерью своего отца, так сказать. Когда она родилась, дед сидел в тюрьме (репрессирован был за предпринимательскую деятельность) уже ГОД, а с Колымы на побывку не отпускали. Бабка её нагуляла, внешне она отличалась от своих сестёр, как Солнце от Луны. Всё было явно и похоже гуляла она недалеко, в немецкой части города. Мать высокая, длинноногая, голубоглазая блондинка с пшеничной косой и главное белокожая, а сёстры её старшая и младшая маленькие, смуглые, черноглазые и чернявые. В детстве мать, была бесцветной, худой и не красивой, сестрёнки же её просто картинки, очень хорошенькие, родительница её не любила и шпыняла, в общем росла на правах подкидыша, делала всю чёрную работу в семье, вкалывала на кухне и мыла полы. Расклад национальный в семье был сразу понятен всем:(Я в 12 лет уже была выше деда и бабки, которые были 154 см. ростом! это дед, а бабка 150 см.!
Так вот, когда мне было 12 лет и я начала. что-то соображать. книжки читать любила по сектам и по истории, дед мне рассказал всю эту нижеописанную историю противостояния сефардов с ашкеназами. Надо сказать сам дед отринул свою религию (может и внешне?) и они с прабабкой принадлежали к секте, которая собиралась скрытно. Я даже проследить за ними пыталась по малолетству и понять чему ж они веруют то? Субботники секта называлась (хоронили их в одном месте на кладбище и потом уже мне сказали, что это члены одной секты).
Судя по названию, чтили субботу, как и евреи, не работали и праздновали. Еврейские праздники отмечали в семье, но жена то у него была не еврейка, а вся религия у иудеев на кухне концентрируется и ведает ей женщина-хозяйка. Т.е. он нарушил первый принцип иудаизма и женился на не еврейке, за что с ним даже мать родная не разговаривала долго и родня не общалась
Так вот дед объяснил, что Гитлер был сефардом (испанский еврей) и весь его генералитет тоже, а холокостили они ашкеназов "восточноевропейских метисов и принявших иудаизм лиц других национальностей. Это была такая чистка рядов, сефарды считали ашкеназов не настоящими иудеями, но подмазывающимися. Внешне действительно эти две ветви отличаются.
Оригинал взят у ant_63 в Мировая война сефардов и ашкеназов. Обзор 2012

Еврейство разделено на несколько больших групп, которые очень сильно враждуют между собой. Автор предлагает очень интересную информацию, которая добавит понимания тем, кто интересуется реальными причинами происходящих событий...

Театр военных действий сефардов и ашкеназов - вся планета

Ашкеназ на иврите означает «Германия » , понятие «ашкеназы» относится ко всем евреям - выходцам из Европы. Сефарад означает на иврите «Испания» , понятие «сефарды» относится к евреям - выходцам из арабского мира. Поскольку религиозные традиции у этих двух общин несколько разнятся, в Израиле есть 2 Главных раввина , один из которых - сефард, а другой - ашкеназ» (Есть версии о нееврейском происхождении ашкеназов).

«В декабре 1942 года, когда масштабы уничтожения европейских евреев (ашкеназов) стали ясны, будущий второй президент Израиля Шазар задал риторический вопрос: «почему мы (сионистское движение) не знали? Почему нацисты поймали нас врасплох?»

А другой участник того же заседания лидеров сионизма, Моше Арам, сказал: «Мы были невольными соучастниками убийства». Сионистская (сеф*) организация умудрилась «не знать» о катастрофе вплоть до осени 1942 года, а это ей удалось только потому, что она и не хотела знать» - приходит к выводу Бейт Цви.

Сефардскиe нацисты решили приступить к уничтожению ашкеназов летом 1941 года, причём, 1-й документ об этом датирован 31 июля 1941 г. Уничтожение было секретом, и если бы страны-противницы Германии знали о нём, они могли бы остановить или замедлить или сорвать исполнение неписанного приказа Гитлера.

Сожгли московский Манеж, как ашкеназский Рейхстаг в 1933 году - есть опыт сжигать порог ашкеназского, а, может быть, сефардского Кремля, научились топить и атомные подводные крейсера (Курск), взорвали Саяно-Шушенскую ГЭС, взорвали шахту «Распадская». Кстати, министр Нургалиев , министр Набиулина - чистые ашкеназы . Сефарды буквально заклевали ашкеназа Нургалиева.

Скоро в России будет уничтожено ещё что-то самое-самое, а вслед за этим - явление «Гитлера» из Польши, как «22 июня 1941 года». Балканские масоны: новое, «22 июня 1941 года» начнётся в 2012 году, но Сталинского «9 мая 1945» больше не будет и не будет тоста Сталина в честь русского народа, потому, что такого народа физически не будет.

Когда сефарды в 1941 году начали переброску своих дивизий, в оккупированную ими ашкеназскую Польшу для нападения на СССР, они вешали ашкеназам лапшу на уши, мол, это против Англии. Недавно в ослабленную сефардами холокостом ашкеназскую Польшу сефарды перебросили первый ракетный комплекс «Пэтриот», сефарды вешают лапшу на уши, мол, это против Ирана, КНДР и Бен Ладана. Кстати, Бен Ладан - ашкеназ , Ротшильд - ашкеназ . Место жительство, страна проживания тут роли не играет.

В СССР была КПСС, а у КПСС был ЦК - из двух диаметрально противоположных половин. Исторический материализм. Единство и борьба противоположностей.

Финансовый бэмц сефардским Штатам утворили ашкеназы: Ротшильд, его банки, и приватная финансовая структура ашкеназа Ротшильда - ФРС (Федеральная Резервная Служба). Сефарды ответили - законом Обамы о банках, который, по сути, сжёг банковскую паутину ашкеназов. Вообще, зря подрыв «близнецов» в Нью-Йорке навешивают на евреев. В контексте война сефардов с ашкеназами, подрыв совершили ашкеназы : называется - ашкеназы достали сефардов в их доме. Сефарды ответили избранием Обамы в Президенты. Обама тут же создал правительство исключительно из сефардов . Каждый может в этом убедиться, не выходя из своего дома, через Интернет.

Тяжёлые дни переживает нынче не мировая экономика. Тяжёлые дни переживают сефарды. Они отчаянно отбиваются от ашкеназов.

Театр военных действий сефардов и ашкеназов - вся планета . Чья Мировая война с терроризмом? Это война ашкеназов против сефардов. Бен Ладен - чистый ашкеназ воюет с сефардами, которых в США 40% живущих на земле .

Будет к месту сказать, что на сегодня «иранские лидеры», а они могут быть только ашкеназами - Иран прародина ашкеназов, «лидеры» хранят свои кровно-нефтяные в банках ашкеназа Ротшильда. Сефарды посчитали их поголовье - 66 высокопоставленных деятелей Исламской республики Иран хранят миллиардные вклады в банках Ротшильда.

Великий Шиитский Халифат - «дочка» мирового еврейского (ашк*) каганата - одна страна, одна армия. Так что «Патриоты», как и те дивизии Гитлера в той же Польше, якобы против Англии, «Патриоты» сейчас они - исключительно против ашкеназской РФ. Ашкеназы поливают Обаму как обманщика, и они правы - ведь он обещал не тащить в Польшу «Патриотов» против ашкеназской России.

Но Обама - сефард он не мог иначе: на войне как на войне. Слово - дал, слово - взял, слово, как форма скрыть свои истинные помыслы. Время пошло. Я верю масонам.

Кстати, знает ли Путин, что его лучший друг Берлускони начал в 7-и своих портах и в одном порту на побережье Албании строительство гигантских хранилищ газа ? Газ туда будет закачиваться алжирский . Сионисты готовят Европу к захвату России . Во время боевых действий газ из России, поступать не будет. Вот на этот срок Европа и готовит запасы, называется - альтернативный газ .

Акции в тылу врага - в России - успешно проводит оперативник Ротшильда - ашкеназ Берёзовский. И тут появляется Путин с его другом - сефардом Лазаром. Войну между сефардами и ашкеназами не остановить, как восход солнца. Этой войне тысячи лет.

Ашкена́зы - субэтническая группа , сформировавшаяся в Центральной Европе. Употребление этого названия для данной культурной общности зафиксировано источниками, относящимися к XIV в. Исторически бытовым языком подавляющего большинства ашкеназов был , один из диалектов старонемецкого языка, сейчас большинство пользуется языком стран проживания.

Термин происходит от слова «Ашкеназ» - семитского названия средневековой Германии, воспринимавшейся как место расселения потомков Аскеназа, внука Иафета. По состоянию на конец XX в., ашкеназы составляют большую часть (около 80%) евреев мира, их доля среди евреев США ещё выше. Однако в Израиле они составляют лишь около ½ еврейского населения.

Традиционно противопоставляются сефардам - субэтнической группе евреев, оформившейся в средневековой Испании.

Исторически основным разговорным языком ашкеназских евреев служил ; один из диалектов старонемецкого языка, сейчас большинство пользуется языком стран проживания.

Происхождение и история

Рейнская теория

Поскольку ашкеназы - это германоязычные европейские евреи, то их историю принято начинать с появления евреев на берегах Рейна, который в Античности служил границей между Римом и германскими племенами. Приход евреев на эти земли связан с расширением Римской империи, поглотившей в I в. . Еврейские общины широко распространились по городам Империи. Уже в I в. еврейские общины появились к северу от Альп в Галлии. В 321 г. в Кёльне существовала еврейская община. Однако эта группа евреев скорее была романиотами и ещё не могла считаться настоящими ашкеназами, поскольку идиш к тому времени ещё не сформировался, а разговорным языком Империи была латынь. Возможно эта группа евреев была изгнана из Франции (Галлии) королем Дагобертом в VII в.

В 801 г. упоминается имя Ицхака, жившего в столице Франкского государства городе Ахен. Его называют «праотцом ашкеназских евреев». Карл Великий поручает ему организацию посольства к арабскому халифу Харуну аль-Рашиду. Очевидно, это успешное предприятие способствовало тому, что уже к 960 г. ашкеназийские общины уже глубоко укоренились по берегам Рейна. История сохранила имя раввина Майнца тех лет - Гершом бен Иегуда, которому приписывают запрет полигамии. В Германии создаются многие центры иудаизма (Вормс, Шпайер, Страсбург) и основным бытовым языком общения у иудеев становится германский (идиш). В составе Священной Римской империи германской нации германоязычные иудеи культурно и лингвистически ассимилируют миграционный поток итальянских иудеев, живших со времён Римской республики на Апеннинском полуострове.

В эпоху Крестовых походов (c XI в.) начинается рост напряженности между евреями и местным населением, подогреваемый распространением кровавого навета. В XIII в. евреям предписывается носить отличительные знаки (желтую шестиконечную ) и селиться в определенных местах (гетто). Кое-где они изгоняются из страны. Так, евреи были изгнаны из Англии в 1290 г. Среди известных лидеров ашкеназов этого периода называется Меир из Ротенбурга.

Хазарская теория

Существует и иной взгляд на происхождение ашкеназов. Есть спорная теория, утверждающая, что ашкеназы - потомки исповедующих иудаизм жителей Хазарии, мигрировавших в Западную Европу в X в. после разгрома Хазарии. Восточноевропейские еврейские общины действительно ассимилировали некоторое количество потомков хазар - тюркоязычного кочевого народа смешанного происхождения, не имеющего существенных еврейских корней. Однако хазарская теория утверждает, что потомки хазар составили саму основу ашкеназов. Таким образом, рейнская и хазарская теории спорят о направлениях миграции предков ашкеназов и о том, кто кого ассимилировал: европейские евреи немногочисленных мигрантов с востока или, напротив, потомки жителей Хазарии, двигаясь на запад - немногочисленных евреев восточной и центральной Европы.

Данная теория имеет как сторонников, так и противников. Теория дает повод подвергнуть сомнению историческую связь евреев с Палестиной, так как, согласно этой теории, предки подавляющего большинства современных евреев имеют очень малое или не имеют вообще никакого отношения к . С другой стороны, теория позволяет утверждать, что ашкеназы, как наследники хазар, являются вполне коренным, а не пришлым, народом России или Украины.

Рихард Андре (1835–1912) , Public Domain

Опубликованные в 2010 г. в ряде научных журналов, в том числе в авторитетном Nature , результаты генетических исследований утверждают, что полный вклад хазар в восточноевропейское еврейство менее 12,5%. Отрицание хазарской гипотезы опирается также на демографические и иные аргументы. В частности, указывается, что в идиш практически отсутствуют слова тюркоязычного происхождения, что, по мнению исследователей, показывает отсутствие влияния хазар на этногенез ашкеназов. 70% процентов лексики идиш - средненемецкие диалекты, 20% - древневрейский и 10% - славянизмы. Это вполне соответствует рейнской теории, но совершенно необъяснимо по хазарской.

Напротив, в январе 2013 г. были опубликованы результаты исследования более полумиллиона однонуклеотидных мутаций, выявленных в геномах 1237 человек, представляющих как еврейское население Восточной Европы, так и кавказские, малоазийские и ближневосточные этносы. Результаты исследований, проведенных Эраном Элхаиком, были опубликованы в Genome Biology and Evolution. Согласно публикации, исследования показали, что большая часть евреев Центральной и Восточной Европы ведет свое происхождение от потомков еврейского населения Хазарского каганата, переселявшихся туда в V-XII в. с территорий Ближнего Востока и Междуречья и мигрировавших на запад в Х-XIV вв. по мере распада каганата. Эран Элхаик утверждает, что именно выходцы из Хазарии, а не евреи рейнских общин, явились основой при формировании субэтнической группы ашкеназов.

Польская родина

В XIII в. невыносимые условия жизни для евреев в Западной Европе контрастировали с благожелательностью к ним польских королей. Первая грамота, защищающая права евреев на территории Польши, была подписана королем Болеславом в 1264 г. Привилегии евреев были расширены королем Казимиром III. Относительно «тепличные» условия привели к тому, что ашкеназы на некоторое время почувствовали себя в Польше как дома. Численность евреев росла и они образовывали общины не только в крупных торговых центрах страны, но и в небольших «местечках» на востоке страны, где они служили своеобразной прослойкой между польской шляхтой и местным православным населением. К XVI в. численность евреев в Польше составляла 80% евреев всего мира) и возникла потребность в координации действий отдельных общин: появились кагалы и главные . В это время строятся каменные в Гродно (Большая хоральная синагога) и Львове (Золотая Роза). В Кракове рождается великий иудейский богослов Махарша.

В XVII в., разгорелся острый национально-экономический конфликт, подогреваемый политическими интересами соседей. Восстание Хмельницкого привело к возникновению ашкеназийской диаспоры в Османской империи и Западной Европе. Также это усилило мистические настроения среди евреев и привело к зарождению хасидизма, центрами которого стали Белз, Бердичев, Брацлав, Любавичи, Меджибож и Чернобыль. Основателем хасидизма считается Баал-Шемтов.

В XVIII в. во Львове появилась первая синагога Бейт Хасидим. Центром сопротивления хасидизму на основе сохранения традиционного иудаизма стали еврейские общины Литвы (), а Вильнюс благодаря деятельности Виленского Гаона получил даже прозвище литовского Иерусалима.

К этому времени большинство западноевропейских стран либо представляли собой «свободные от евреев» земли, как Франция, либо населялись сефардами, как Нидерланды и Англия. Маленькие общины в германских городах влачили жалкое существование от изгнания до изгнания и численно значительно уступали восточным. Депопуляция Германии после Тридцатилетней войны открыла польским ашкеназам дорогу на запад.

Тем не менее, численность евреев на территории Польши продолжала расти и к 1831 г. превысила 430 тыс. человек, а к началу XX в. достигла отметки в 1,.7 млн человек. Свыше 90% евреев проживало в городах и принимало активное участие в предпринимательской деятельности.

Непоправимый удар по еврейству в Польше нанесли немецкие оккупационные власти в годы Второй мировой войны. Численность польских евреев сократилась за годы войны с 3 млн до 380 тыс. человек

Современная история

Разделы Речи Посполитой и эпоха Просвещения в XVIII в. привели к тому, что Западная Европа вновь обрела привлекательность в глазах ашкеназов. В Германии отношение к евреям смягчается и появляется феномен Хаскала (еврейского просвещения), инициированного Мозесом Мендельсоном. Демографический и экономический напор, который оказывали евреи на раздираемые противоречиями раннего капитализма государства Европы, породили новый кризис. Выражением этого кризиса стали политический антисемитизм и массовая эмиграция ашкеназов в Новый Свет, в том числе из России, где до начала XX в. существовала черта оседлости и под чью власть евреи попали после разделов Польши. Самым известным российским городом со значительным еврейским населением была Одесса.

Национальное движение XIX в., привели к появлению сионизма, основателем которого был . В 1897 г. в Базеле собирается , который провозгласил курс на создание национального еврейского государства на территории исторической родины в .

Притеснения евреев в Российской империи и массовые еврейские погромы подтолкнули евреев к активному участию в революционном движении и эмиграции. В период революции и гражданской войны антиеврейское насилие на территории бывшей Российской империи достигло пика. Суммарная еврейская эмиграция из России за период 1880-1928 гг. составила 2,265 млн. человек.

В Европе в конце XIX в. в результате синтеза ряда антисемитских школ возник расовый антисемитизм. Он стал идеологией ряда крайне правых партий, в том числе пришедшей в 1933 г. году к власти в Германии НСДАП во главе с Адольфом Гитлером. В период Второй мировой войны в ходе так называемого «окончательного решения еврейского вопроса» нацисты уничтожили миллионы евреев Европы.

После войны ашкеназы инициировали создание государства Израиль в 1948 г., на основе которого стала формироваться нация израильтян. Тем не менее, некоторые ашкенази сохраняют свое своеобразие и в Израиле.