Артём Весёлый. Артём Весёлый: биография А веселый произведения

Веселый Артем (1899/1939) - русский советский писатель. Настоящее имя - Кочкуров Николай Иванович. Самым известным произведением писателя является роман «Россия, кровью умытая», который он начал писать в 1924 году, а закончил в 1932 году. В этом произведении отразились экспрессия и стихийность Октябрьской революции и последующей за ней Гражданской войны. Судьба В. сложилась несчастливо: он был репрессирован и лишь посмертно реабилитирован.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 48-49.

Веселый Артем (псевд.; наст. имя - Николай Иванович Кочкуров) (17.09.1899-2.12.1939), писатель. Родился в Самаре в семье грузчика. С 14 лет работал по найму. Окончил 4-классное городское училище. Участник гражданской войны. Был матросом Черноморского флота (1922), чекистом. Сотрудничал в большевистских газетах. В 1922 поступил учиться в Высший литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова, затем в Московский университет. Первую пьесу «Разрыв-трава» написал в 1919. Вслед за тем Веселый создал пьесу «Мы» (1921), повести «Реки огненные» (1924), «Страна родная» (1926), рассказы «Масленица» (1921), «Дикое сердце» (1925) и др. Основное произведение Веселого - роман «Россия, кровью умытая» (частично опубл. в 1929, полностью в 1932), над которым он работал в течение многих лет, посвящен главной теме творчества писателя - судьбе России в годы великой смуты (преимущественно на Кубани и в Поволжье). Рисуя могучий стихийный процесс, создавая красочные картины массовой борьбы, автор показывает ее тупиковый характер, невозможность построить новое на крови. В последнем произведении - историческом романе «Гуляй, Волга!» (1932) о завоевании Ермаком Сибири Веселого также привлекает изображение отважной, стихийной казацкой вольницы XVI в. Сочностью языка, колоритностью изобразительных приемов творчество Веселого близко к фольклору, говору крестьян и солдат эпохи гражданской войны.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Весёлый Артём (настоящее имя Николай Иванович Кочкуров) - прозаик.

Родился в семье волжского крючника, детство прошло в большой нужде; особую роль в воспитании Весёлого сыграла мать. Весёлый окончил начальное Самарское училище, работал на Трубном заводе.

В 1917 вступил в партию большевиков; с 1917 по 1919 был агитатором Самарского комитета партии, бойцом Красной гвардии и коммунистической дружины, сотрудником газеты «Приволжская правда», «Знамя коммунизма» (г.Мелекесс) и др. Весёлый начинает приобщаться к литературной работе - одну из первых черновых тетрадей надписывает: «Литературные пеленки».

С осени 1917 в «Приволжской правде» и в «Рабочей газете» публикует первые очерки под общим заголовком «Деревенские впечатления», где впервые появились размышления Весёлого о стихийности крестьянского сознания («слепая, но могучая сила»).

В сент. 1918 появляются очерки о военных событиях - «Сильнее смерти», «На Чехословацком фронте», «Не видать Колчаку Самары, как своих ушей» и др., отличающиеся не только уверенным политическим пафосом, но и ярким лирическим началом. Публицистика становится в это время у Весёлого основным жанром; накопленный здесь документальный материал был позднее использован в эпопее «Россия, кровью умытая», в других художественных произведениях. Так, очерк «Братья Рулевы» лег в основу рассказа «Первая получка» (1922), а монолог крестьянина из очерка «Возвращение с фронта»: «Всю Расею не заберут... Расея, она оборотать себя не даст» - появится в романе «Россия, кровью умытая».

Публикации этих лет выходили за подписью «Н.Кочкуров», иногда появлялся псевдоним «Невеселый», отталкиваясь от которого и возник псевдоним «Артём Веселый».

В 1919 Весёлый отправляется рядовым бойцом на Южный фронт на борьбу с Деникиным. Но вскоре по поручению губернского издательства он приступает к организации местной газеты в уездном г.Ефремове Тульской губ.- «Красный пахарь». Затем Весёлый работает в тульской газете «Коммунар». В это время в печати появляются статьи Весёлый - «Красный и белый террор», «Смерть белым шпионам!» и другие, а также рассказы «Черные дни», «Под красным стягом».

В марте 1920 Весёлый был назначен политработником в агитационно-инструкторский поезд «Красный казак»; после объезда наиболее крупных южных казачьих станиц через Новочеркасск и Курск поезд прибыл в Москву. Маршруты Весёлого - бойца Красной гвардии, политработника, публициста - позволили накопить большой исторический материал, личные впечатления о жизни России в 1917-20. Позднее Весёлый вспоминал: «...на перегоне от Тихорецкой к Екатеринодару выглянул из окна... На фоне разгорающейся зари, в тучах багровеющей пыли двигалось войско казачье - донцы и кубанцы - тысяч десять... Считанные секунды - и поезд пролетел, но образ грандиозной книги о гражданской войне во весь рост встал в моем сознании» (Избранные произведения. С.642).

В начале 1920-х Весёлый - в Москве, был слушателем Литературно-художественного института им. В.Брюсова, поступил в Московский университет, но учебу прерывает и отправляется служить на Черноморский флот до осени 1922.

После очерковых опытов и первых рассказов Весёлый (впервые под псевдонимом «Артём Веселый») пишет пьесы «Мы» и «Разрыв-трава» (1921) и вплотную приступает к созданию первых крупных повестей «Реки огненные» (1923), «Дикое сердце» (1924) и романа «Страна родная» (1924-25). В повести «Реки огненные» речь идет о судьбе двух молодых людей, стихийных участников революционного движения, стихийных - до необузданности, до неуемного озорства, которым «реки огненные» по колено. Жаргонная речь, развязное поведение, взятая от имени революции власть над всем, что встречается на пути,- эти черты поведения героев были воссозданы колоритно, писатель словно бы представлял полную свободу самоволию, безрассудству героев. Критика упрекала Весёлого в том, что он воспевает стихийную силу масс, не показывает организующую роль революционных событий. По-видимому, подчиняясь этим требованиям, в последующих изданиях повести Весёлый стремился укротить своих героев, в сценах появления героев на военном крейсере им, «оторвышам разинским», противопоставлена «молодая команда, выстроенная на палубе»; «жизненная сила военморов-комсо-мольцев смыкается с преобразующей волей молодого государства» (Скобелев В. Артём Веселый. С.62).

О стихийном, «диком сердце» шла речь и во второй повести, которая по общему сюжетному рисунку была сходна с произведениями Б.Лавренева («Ветер», «Сорок первый»), А.Неверова («Андрон Непутевый») и др. Импульсивный («дикий»), отважный Илько спасает от разъяренной толпы девушку, в которую влюблен; но когда в другой раз он был готов сдаться белогвардейской разведке, лишь бы спасти свою любимую от группового насилия, то героиня из классового принципа убивает Илько, не испытывая при этом никаких переживаний (вот оно - по-настоящему «дикое» сердце). Ворвавшаяся на страницы повести вольница, «митинговая масса», поднятая от земли, от станка революцией, была свободна в своем волеизъявлении. Произведения Весёлого буквально гудели от ветра, от гула истории: «Шумели, плескались реки огненные... Шумела сила тягловая... Дымились сердца косматые... Цвела земля волнами гудливыми». Немалую роль при этом играли широко используемые писателем фольклорные элементы (Весёлый был известен и как собиратель фольклора; записанные им на Средней Волге в 1933-35 частушки были изданы в книге «Частушки колхозных деревень» (М., 1936). В объяснении особенностей красок и ритма прозы Весёлого историки литературы называли и явление «музыкальной прозы», и традиции Гоголя, и идею «карнавальности» (по М.Бахтину).

В 1926 вышел из печати роман «Страна родная» (позднее текст романа вольется в эпопею «Россия, кровью умытая»). Действие романа разворачивается в некоем поволжском г.Клюквине в годы революции и Гражданской войны; уездная и крестьянская жизнь волею революции освобождается от векового запустения. В. показал это высвобождение сложным, противоречивым. Несмотря на то что в Клюквине купеческие магазины были «лихо перечеркнуты красными вывесками», а по «большакам и проселкам», «как на пожар, поскакали инструктора... чекисты... курьеры... и бравая уездная милиция», жизнь не подчинялась упорядочению: «Город подмял деревню, соломенная сила рухнула, и восстанцы, бросая по дорогам вилы, пики, ружья, на все стороны бежали, скакали и ползли, страшные и дикие, как с Мамаева побоища... Страна родная... Дым, огонь - конца-краю нет!..»

Концепция русской вольницы, развернутая в первых произведениях Весёлого, нуждалась в более глубоком осмыслении. Писатель обращается к XVI в., к событиям, которые были связаны с присоединением к России Западной Сибири, к восстанию Ермака - появляется роман «Гуляй, Волга» (1932). Хотя в романе над всем происходящим царит образ многоводной, мощной Волги как воплощение мощи народной жизни («...как большая веселая жизнь, бежала Волга...», ее волны напоминали «пирующих победителей какой-то несметной орды»), несчастье затопляло берега русской жизни: «В страхе и трепете, подплыв кровью, лежала земля русская».

И все же взор писателя не мог уйти от событий XX в. Одновременно с работой над романом «Гуляй, Волга» у Весёлого сложился замысел эпического полотна - «Россия, кровью умытая» (частично - 1927-29, полностью - 1932). Роман вышел в свет как начальная часть масштабного повествования и получил заголовок «Россия, кровью умытая. Роман. Фрагмент»; еще более красноречивым был заголовок при первой публикации: «Россия, кровью умытая. Роман на два крыла. Крыло первое» (Недра: Литературно-художественный сборник. Кн.10. М., 1927). Романное действие начинается с 1916, с последнего этапа Первой мировой войны. Поднялась стихийная вольница против старого мира, замучившего народ страданиями (роман «Гуляй, Волга» лишь подчеркивал неизбывность этих страданий). События разворачиваются быстро, в орбиту повествования энергично включаются Турецкий фронт, Северный Кавказ, Заволжье, растет количество действующих лиц. В центре - рядовой Максим Кужель и командир партизанской бригады Иван Чернояров; писатель стремился понять место и роль своих героев в неслыханном по масштабам водовороте событий. По мнению большинства историков литературы, в романе Весёлого «жизнь, сохраняя элементы карнавальной взбаламученности, испытывая тяжелейшие потрясения классовой борьбы, приобретает вместе с тем известную завершенность - начинают вырисовываться будничные очертания новой послереволюционной государственности» (Скобелев В. Артём Веселый. С.173). Но по прошествии времени следует отметить, что Весёлый все же не выпрямлял происходящее идеей исторического оптимизма. Завершая повествование, писатель возвращал события как бы к первоначальному отсчету; в финале появляются (хотя и несколько скорректированные) строки из романа «Страна родная» о разгромленных крестьянах-«восстанцах»: «Страна родная... Дым, огонь - конца-краю нет!» То есть нет конца кровопролитиям России, вступившей на путь гражданской войны.

По-видимому, этот «открытый» финал в силу разных причин (в т.ч. и политического свойства) доставлял беспокойство автору.

В 1933 Весёлый разрабатывает план существенной доработки романа; расширялось место действия (Крым, Урал, Закавказье, Сибирь), получала развитие тема партийности (Ленин, декреты, Коминтерн) и др. В издании 1935 появились некоторые изменения в тексте главы «Смертию смерть поправ» и др. (см. об этом: Ал.Б. У Артема Веселого // Книжные новости. 1936. 10 янв. №1). Современники свидетельствовали, что Весёлый читал отрывки из нового романа, где Максим Кужель становится председателем колхоза.

Но намерения Весёлый не были осуществлены.

В 1937 он был репрессирован , погиб в заключении.

Н.А.Грознова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 375-378.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Избранные произведения. М., 1958;

Избранное: проза / сост. А.И.Хватов. Л., 1983;

Россия, кровью умытая. Гуляй, Волга / послесл. 3.А.Веселой. М., 1970;

Россия, кровью умытая. М., 1990;

Избранное: романы, рассказы, очерки, стихотворения в прозе. М., 1990.

Литература:

Артём Веселый: сб. критических статей. М.,1931;

Чарный М.Б. Артём Веселый: Критико-биографический очерк. М., 1960;

Минско-Орловская О. Артем Веселый // Волга. 1960. №2;

Скобелев В. Артём Веселый: Очерк жизни и творчества. Куйбышев, 1974;

Либединский Ю. Избранные произведения: в 2 т. М., 1980. Т.2. С.340-349;

Веселая Г. Артём Веселый и книга // Альманах библиофила. M., 1982. Вып. 13. С.68-83;

Хватов А. Артём Веселый: Страницы творческой биографии писателя // Веселый А. Избранная проза. Л, 1983;

Веселая 3. Молодой Артём: Об А.Веселом // Хронограф-89: сб. М., 1989. С.258-265;

Скобелев В. Слово далекое и близкое. Самара, 1991. С.260-279.

Артем Веселый (псевдоним, настоящее имя - Николай Иванович Кочкуров) родился 29 сентября 1899 г. в городе Самаре в бедной семье волжского крючника. С 14 лет работал по найму. В 1916 г. примкнул к анархистам. В 1917 г. вступил в партию большевиков. Участвовал в революции и гражданской войне. Летом 1919 г. красный комиссар Н.И. Кочкуров в составе Самарского коммунистического батальона ЧОН прибыл в Тулу в связи с угрозой деникинского вторжения, был направлен для долечивания ранения в госпиталь уездного г. Ефремова, там сотрудничал в местной большевистской печати. На редакторском посту выпустил с сентября по декабрь 1919 г. 22 номера большевистской газеты «Красный пахарь». В газете, печатавшейся через день, постоянно помещал под псевдонимами: «Пожилинский мужик», «Кочкуров», «Сидор Веселый», «Артем Невеселый» и др. свои публикации, пронизанные как духом классового антагонизма, так и непримиримостью к злоупотреблениям в среде коммунистических и советских работников.

После ликвидации деникинской опасности был оставлен в Туле, где непродолжительное время сотрудничал в газете «Коммунар»; бывал по заданию губ. отдела печати во многих уездах губернии для организации местных большевистских газет. Уже в Туле проявил себя самобытным писателем. В доме своего тульского друга А. Глебова-Котельникова (впоследствии драматурга) написал рассказ «Масленица». В газете «Коммунар» и тульском журнале «Пролетарское строительство» были напечатаны его рассказы «Молодой полк», «Под черным крылом», «Расстрел» и др.

Художественный портрет Н.И. Кочкурова той поры запечатлен в пьесе А. Глебова «Наши дни» (он выведен под именем Коли Кунгурова, «редактора газеты из крестьян»).
После отъезда из Тулы учился в Москве в высшем художественно-литературном институте им. В.Я. Брюсова, а затем в Московском университете, сотрудничал в РОСТА, был в числе организаторов известного литобъединения «Перевал», непродолжительно состоял в РАПП, но его самобытный талант стоял особняком в пролетарской литературе.
В 1920-е гг. печатал свои рассказы, повести и романы под псевдонимом «Артем Веселый» в крупных советских журналах. Его произведения тематически связаны с гражданской войной. Основные черты авторской манеры - широкое пользование сказом, язык, богатый бытовыми речениями, густота эмоциональной окраски, отрывистость фраз. Первая повесть - «Реки огненные» (1923). Самое значительное произведение о гражданской войне - роман «Россия, кровью умытая» (1926). Огромный читательский успех имело последнее произведение Артема Веселого, исторический роман «Гуляй-Волга» (1932).

В 1937 г. Артем Веселый был незаконно репрессирован. Погиб 2 декабря 1939 г. Реабилитирован посмертно.

Артём Весёлый (настоящее имя Николай Иванович Кочкуров; 1899 1938) русский советский писатель. Николай Кочкуров родился 17(29) сентября 1899 в Самаре, в семье крючника. С 14 лет работал по найму. В марте 1917 г. вступил в РСДРП(б), участвовал в… … Википедия

Весёлый - Весёлый: В Викисловаре есть статья «весёлый» Населённые пункты Белоруссии Весёлый (Жлобинский район) … Википедия

Весёлый дилижанс - Жанр кантри, блюграсс Годы с 1988 Страны … Википедия

Весёлый Артём - настоящие фамилия и имя Кочкуров Николай Иванович (1899 1938), русский писатель. В романе «Россия, кровью умытая» (1924, полностью 1932) экспрессивное натуралистическое изображение стихии Октябрьской революции и Гражданской войны. Необоснованно… … Энциклопедический словарь

ВЕСЁЛЫЙ Артём - (наст. имя и фам. Николай Иванович Кочкуров) (1899—1939), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1917. Ром. «Россия, кровью умытая» (1924, полн. изд. 1932), «Гуляй, Волга» (первые 20 глав — 1930, полн. изд. — 1932). Пов. «Реки… … Литературный энциклопедический словарь

ВЕСЁЛЫЙ - Артём (настоящие фамилия и имя Кочкуров Николай Иванович) (1899 1938), русский писатель. В романе Россия, кровью умытая (1924, полностью в 1932) экспрессивное натуралистическое изображение стихии Октябрьской революции и Гражданской войны.… … Русская история

Весёлый А. - ВЕСЁЛЫЙ Артём (наст. фам. и имя Кочкуров Николай Иванович) (1899–1938), рус. писатель. В ром. Россия, кровью умытая (1924, полностью в 1932) экспрессивное натуралистич. изображение стихии Окт. рев ции и Гражд. войны. Репрессирован … Биографический словарь

Весёлый Кут (Васильковский район) - У этого термина существуют и другие значения, см. Весёлый Кут. Село Весёлый Кут укр. Веселий Кут Страна Укр … Википедия

Артём (имя) - У этого термина существуют и другие значения, см. Артём. Артём (Αρτέμιος или Ἀρτεμήс) греческое Род: мужской Этимологическое значение: посвященный Артемиде; «здоровый, целый, невредимый» Мужское парное имя: Другие формы: Артемий, Артамон … Википедия

Весёлое - Весёлое топоним: Содержание 1 Россия 2 Украина 2.1 Похожие названия 3 … Википедия

Книги

  • Россия, кровью умытая (сборник) Купить за 149 руб электронная книга
  • Россия, кровью умытая , Артём Весёлый. Роман Артема Веселого (1899–1938) «Россия, кровью умытая» запечатлел облик революционной России, охваченной огнем Гражданской войны, в экспрессивно-орнаментальном стиле. Незабываемый образ…

Николай Кочкуров родился 17 (29) сентября 1899 в Самаре, в семье крючника. С 14 лет работал по найму. В марте 1917 вступил в РСДРП(б), участвовал в Октябрьской революции и гражданской войне. В 1919 добровольцем ушёл на деникинский фронт, затем был матросом Черноморского флота (1922), чекистом. В 1922 поступил учиться в ВЛХИ, затем в МГУ (оба не закончил).

Будучи редактором большевистской газеты «Красный пахарь», выпустил с сентября по декабрь 1919 22 номера. В газете писал под псевдонимами: «Пожилинский мужик», «Кочкуров», «Сидор Весёлый», «Артём Невесёлый».

Осенью 1921 в журнале «Красная новь» (№ 3) была напечатана его первая драма «Мы», позднее в том же журнала опубликован его рассказ «Масленица». С 1923 выходят его произведения: «Реки огненные» (1923), «Дикое сердце» (1924), «Вольница» (1924), роман «Страна родная» (1925-1926), «Россия, кровью умытая» (1927-1928).

Тематически он оставался верен изображению революционных событий, в стилистическом отношении - экспрессивно-орнаментальной манере школы Пильняка . Входил в творческое объединение «Перевал» (до 1926), затем в ассоциацию РАПП (1929).

Арест и расстрел

15 апреля 1938 на восемь лет была осуждена его третья жена, Людмила Иосифовна Борисевич. В 1948 репрессирована его первая жена, Гитя Григорьевна Лукацкая. В 1949 арестованы дочери от первого брака, Заяра и Гайра, получившие по 5 лет. В 1956 его дочери и он сам были реабилитированы.

Внучка Артёма Весёлого, историк Елена Говор - жена советского и австралийского антрополога Владимира Кабо (умер в 2009 г.).

Основные произведения

  • «Разрыв-трава» (пьеса, 1919)
  • «Мы» (пьеса, 1921)
  • «Реки огненные» (повесть, 1924)
  • «Страна родная» (роман, 1926)
  • «Россия, кровью умытая» (роман, 1924, полностью опубликован в 1932)
  • «Гуляй Волга» (1932)

Библиография

  • Милонов Н. Русские писатели и Тульский край: Очерки по лит. краеведению. - . - Тула: Приок. кн. изд-во, 1971. - 574 с. - Указ, имён.: с. 553-572 [Кочкуров Н.]
  • Скобелев В. П. Артём Весёлый. Очерк жизни и творчества. - Куйбышев: Куйбышев, кн. изд-во, 1974. - 192 с.: ил. - Библиогр.: с. 182-191.
  • Норильский С. Всё было красным: Николай Кочкуров, он же Андрей Весёлый // Тул. известия. - 1992. - 3, 4, 6 июня.
  • Норильский С. Правду-матку - в глаза // Коммунар. - 1989. - 4 окт.
  • Поваляев Д. Юность писателя // Мол. коммунар. - 1983. - 24 дек.
  • Столярова Н. У нас он был Невесёлым // Коммунар. - 1991. - 20 марта.