Архаическая греция кратко. Архаика - это примитивная культура или нет? Значение слова "архаика". Ученые выделяют два этапа процесса колонизации

Архаический период в истории Древней Греции (750-480 гг. до н. э.) занимает особое место. В это время заложились основы культуры и развития общества, которые на протяжении следующих столетий непрерывно совершенствовались. Греция периода архаики - это совершенствование ремёсел и кораблестроение, появление настоящих денег и широкое распространение железа. О временных рамках архаического периода ведутся споры. Принято рассматривать его в пределах 8-5 веков до н.э.

Экономика и общество архаического периода

Перемены во всех сферах были обусловлены экономическим подъёмом. Использование железа позволило развить виноградарство и увеличить количество оливковой продукции. В результате излишки стали вывозить за пределы Греции, а получение прибыли стимулировало сельское хозяйство. Между полисами укреплялись связи, экономические преобразования заметно изменили Грецию. Как закономерный результат - появление денег, а количество земли уже не является показателем богатства. Во всех греческих полисах увеличилось количество ремесленников, торговцев, владельцев мастерских, крестьяне реализовывали продукцию на народных собраниях - города Греции начали формировать культурно, политически и экономически полноценное общество.

Темпы экономики росли быстро, и так же стремительно росло расслоение в обществе. В греческих полисах появились социальные группы и классы. Где-то такие процессы протекали интенсивнее, где-то медленнее - например, в зонах, где большее значение имело сельское хозяйство. Самым первым выделился класс торговцев и ремесленников. Эта прослойка породила «тиранию» - приход к власти с применением силы. Но среди тиранов было много тех, кто всячески поддерживал развитие торговли, ремёсел, кораблестроения. И только потом появились настоящие деспоты, и явление приобрело отрицательный оттенок.

Особый этап архаического периода - Великая греческая колонизация. Бедняки, не смирившиеся с расслоением, искали лучшей жизни в новых греческих колониях. Правителям такое положение дел было выгодно: так проще было распространить влияние на новые земли. Наиболее распространена была колонизация южного направления: восток Испании, Сицилия, часть Италии, Корсика и Сардиния. На юго-восточном направлении заселялись Северная Африка и Финикия, а на северо-восточном - берега Чёрного и Мраморного морей. Событием, впоследствии повлиявшим на ход истории, стало основание Византия - города-прародителя великого Константинополя. Но его развитие и рост относятся уже к другим, последующим эпохам.

Итогом социально-политического развития архаического периода стало рождение классического полиса – небольшого города-государства: несколько селений вокруг одного городского центра общей площадью в среднем 100–200 кв и с населением в 5–10 тыс. чел. (из них граждан 1–2 тыс.). Город являлся местом общественно значимых событий – религиозных обрядов и празднеств, народных собраний, театральных представлений, спортивных состязаний. Средоточием полисной жизни были центральная городская площадь (агора) и храмы. Духовную основу полиса составляло особое полисное мировоззрение (идеал общественно активного свободного гражданина, патриота и защитника отечества; подчинение личных интересов общественным). Небольшие рамки города-государства позволяли греку ощущать свою тесную связь с ним и свою ответственность за него (прямая демократия).

Культура архаического периода

Подробная статья —

Керамика и вазопись . Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства - скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными.

В вазописи в середине и 3-й четверти 6 в. до н. э. достиг расцвета чернофигурный стиль и около 530 до н. э. - краснофигурный стиль.

В керамике ориентализирующий стиль, в котором заметно влияние искусства Финикии и Сирии, вытесняет прежний геометрический стиль.

С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э., и более поздняя краснофигурная керамика, которую создал вазописец Андокид около 530 г. до н. э.

В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта - такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос - так называемые «волосы-шлем».

Архитектура. Архаика - время сложения монументальных изобразительных и архитектурных форм. В эпоху Архаики сложились дорический и ионический архитектурные ордера.

Скульптура. Формируются основные типы монументальной скульптуры - статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).

Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры - как отдельно стоящие, так и в виде рельефов - использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.

рхаический период не отделен от гомеровского резкой хронологической границей: его начало определяется приблизительно 8 веком, конец - началом 5 века, иногда - концом 1-й четверти 5 века. Историческим фоном периода была Великая греческая колонизация, раздвинувшая пределы известного грекам мира. В архаическую эпоху возникает и расцветает лирика (Сапфо 29 , Алкей, Алкман, Ивик, Анакреонт и многие др.), продолжает развиваться эпическая поэзия, зарождается особый жанр историографии (логограф Гекатей Милетский), появляются первые драматурги (Феспид и др.), формируется сама система драматургического театрального действа.

Характерной чертой греческой архаической культуры и всей греческой цивилизации в целом становится агонистика 30 . Соревновательность пронизывает все сферы деятельности греков: от спортивных, мусических, театральных, поэтических состязаний до соревновательности в области искусства, что оказывает несомненное влияние на все ускоряющееся развитие и изменение всех отраслей знания и опыта у греков 31 . В архаический период рождается философия - первым назвал себя философом Пифагор 32 . Крупнейшими философами, а скорее еще в древнем смысле мудрецами, были представители милетской (ионийской) школы, Фалес, Гераклит и др. В это же время возникает и понятие философской школы, передающей и развивающей традицию от своего основателя: само развитие философских школ становится постепенно одним из связующих греческую мысль стержней вплоть до конца собственно античной цивилизации.

Для греческого искусства это эпоха открытий: новации в архитектуре, скульптуре и живописи определили облик всей греческой культуры в целом. Никогда более Греция не знала такого количества художественных школ, путей, богатства, разнообразия и оригинальности поисков. В 7-6 вв. складывается тип греческого храма с целлой, окруженной со всех сторон колоннадой, с доминирующим над фасадным портиком фронтоном со скульптурной группой, формируются два основных ордера греческой архитектуры: строгий дорический и изящный ионический. Древнейшие из греческих храмов, известные нам в значительной степени по остаткам, - храмы Геры в Аргосе и Олимпии и храм Аполлона в Ферме (Этолия).

В греческой керамике, стилистически очень разнообразной, в 8 в. широко распространяется так называемая ориентализирующая (восточная) манера, на которой сказалось сильное ближневосточное влияние. В 7 в. афинская чернофигурная вазопись приобретает господствующее положение, и когда афинские керамисты (Андокид) переходят в сер. 6 в. до н. э. к краснофигурной технике, этот шаг является решающим для всех греческих территорий.

В

Греческая классика

ысшей точкой развития греческой культуры и искусства эпохи античности был классический (от лат. classicus - образцовый) период, начало которого относят обычно ко времени после греко-персидских войн (480–470-е до н. э.), конец - ко времени начала завоевательных походов Александра Македонского в конце 4 в. до н. э. Политическим фоном расцвета культуры и искусства в эпоху классики, своего рода его аналогом был расцвет демократических полисов, городов-государств Греции (например, Афины времени правления Перикла 33). В 5 в. Греция пережила тяжелейшие войны в своей истории и попала под власть более сильной и политически единой Македонии.

Ф

Скульптура

изическое совершенство и духовная красота как отражение высшего благородства и достоинства человека - главный смысл поисков классического искусства. Великими мастерами скульптуры греческой классики былиПоликлет - создатель знаменитого «Копьеносца» («Дорифора»), в котором рассчитал «правильные» пропорции человеческой фигуры и впервые попытался представить человека в спокойном движении-шаге; Мирон , разрабатывавший тему сложного ракурсного движения (статуя «Метателя диска» - «Дискобола»); Фидий - вероятно, проектировщик всего архитектурно-скульптурного комплекса Акрополя в Афинах, высшего творения греческого мира, Пракситель - создатель самой знаменитой статуи древности «Афродиты Книдской», впервые представивший человеческую фигуру в состоянии отдыха и покоя («Гермес с Дионисом», «Отдыхающий сатир» и др.); Скопас и Лисипп , впервые изобразившие боль и страдание на человеческом лице и следовавшие уже не канону Поликлета, а по представлениям чистой художественности и пластичности. Именно искусство Праксителя, Лисиппа и Скопаса оказало самое сильное влияние на скульптуру эллинизма.

А

Архитектура

рхитектура классического периода создала образцовые типыдорического и ионического храмов (периптер, диптер, простиль, амфипростиль и др.). В 4 в. до н. э. в арсенал архитектуры был введен пышный и изящный коринфский орден , постепенно вытеснивший два основных - дорический и ионический. Храмостроительство эпохи представляют храм Зевса в Олимпии, Парфенон на Афинском Акрополе, храм Аполлона в Бассах. Лучшими архитекторами этого времени были Иктин (Парфенон, храм в Бассах) и Калликрат (Парфенон, храм Ники Аптерос на Акрополе). Облик архитектурных построек периода классики отличают ясность и простота, строгость и чистота линий. Великим экспериментом эпохи стал Акрополийский комплекс в Афинах, в котором сочетаются здания разных ордеров, элементы различных ордеров в одной постройке (ионический фриз с Панафинейским шествием в Парфеноне, дорическом периптере). В 5 и 4 вв. до н. э. создаются знаменитые театральные сооружения Греции - театр Диониса в Афинах и театр в Эпидавре.

Л

Литература

итература классического периода - самый представительный корпус античного мира. Отцом трагедии считалсяЭсхил , младшими современниками которого были Софокл , царь поэтов, и Еврипид , отцом комедии и самым крупным ее представителем - Аристофан , отцом истории - Геродот . Выдающимся историком 5 в. до н. э. был также Фукидид - автор истории Пелопоннесской войны.

В области философии 5–4 вв. до н. э. - время подлинного и великого ее расцвета, расширения деятельности философских школ (Сократ 34 , Платон 35 - основатель Академии, Аристотель 36 - основатель Ликея 37 и школы перипатетиков и др.).

Архаический период: 7 – 6 вв. до н.э.

Период больших сдвигов в экономике – появление денег. Социальном строе – формируется греческое рабовладельческое общество и государство - рабовладельческая республика (у власти не единоличный правитель, как на Востоке, а – аристократическая верхушка). Там где побеждал демос (земледельцы, ремесленники, торговцы) утверждалась демократическая республика.
Страна делится на области или города-государства – полисы. Но нет борьбы из-за торговых связей и военных столкновений с другими народами, рабов иноземцев. Между полисами присутствует сознание единства греческого мира.
Общегреческое значение имеют святилища, особенно храм Зевса в Олимпии, где с 776 г. до н.э. проводятся олимпийские игры.

Архитектура

В 7 в. стремительно растут города и расширяется строительство. Появляются монументальные постройки из камня-известняка. В основном это храмы, которые являлись не только культовыми, но и общественными зданиями.
В 7 в. вырабатываются различные типы здания:

Самый простой – храм в антах (берет корни в микенском мегароне). Колонны между торцами боковых стен – антами.
Простиль – 4 колонны на фасаде, расположены впереди антов.
Амфипростиль – колонны на переднем и заднем фасадах.
Периптер – колонны по всему периметру храма. Чаще всего на фасаде 6 колонн (гексастильный периптер). Самый распространенный тип храма.
Диптер – два ряда колонн окружают храм.
Помещение храма (целла) делится на 3 части:
- переднее – пронаос – служит преддверием;
- центральное – наос, самое обширное;
- опистодом – для хранения доров, со входом с заднего фасада.

Элементы ордерной системы:
- цокольная часть, трехступенчатая (стилобат);
- колонна (база, ствол, капитель);
- антаблемент (состоит из архитрава (балка), фриза и карниза) – перекрывающая часть сооружения.
- фронтон треугольной формы, образованный двумя скатами крыш.

Сложились 2 основных ордера – дорический (простота и мужественность форм) и ионический (легкость, стройность, изящество, относительно большая декоративность).
В дорическом ордере колонны не имели баз.
Величайший расцвет классики 5 – 4 вв. не был бы возможен без больших достижений периода архаики.
По всей Греции сооружается множество храмов особенно в 6 в. Повсюду переходят к возведению храмов из камня.
Храмы украшались скульптурой (фронтон, фриз, метопы).
Труднейшая задача – размещение многофигурной композиции в треугольном поле фронтона.


Необычайно широкий главный фасад. Форма колонн своеобразна – верхний диаметр значительно уже нижнего, громоздкие капители имеют большой вынос.
Нечетное кол-во колонн, основное помещение, разделенное рядом колонн на две части (нефа) – типично архаические признаки.
Из памятников ионического ордера не дошел до нас ни один в таком состоянии, чтобы можно было рассматривать в целом виде.

Переход от архаики к классике (кон. 6 – нач. 5 в.)


Храм Геры (II) в Пестуме. Колонны еще тяжеловаты, но форма уже более близка к классической.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство (7 – 6 вв.)архаики заложило основу будущего расцвета классического искусства, сыгравшего столь значительную роль в развитии мировой художественной культуры.
В этот период все виды искусства получают быстрое развитие.
Поиски формы, выражающей идеал прекрасного, сильного, здорового телом и духом гражданина полиса. Творческие усилия направлены на овладение правильным построением фигуры, пластической анатомией, передачей движения. Последнее – наиболее трудно. Полная иллюзия движения будет только в сер. 5 в.
Большое влияние оказало иск – во Египта и Месопотамии. Например, от более совершенного ассирийского – заимствовали композицию, трактовку одежды и прически.
Появление обнаженной атлетической фигуры – курос (мужская) и кора (женская). Изображались и люди, и боги.


Курос из Тенеи. Т.н. Аполлон Тенейский. Мрамор. 560 г. до н.э. Атлетическое строение подчеркнуто широкими плечами, мощными ногами. Мягче и объемнее, чем прежде передана мускулатура. Но прическа трактована декоративно, сильно выпуклые глаза, условная улыбка.

Еще более объемный и реалистичный.
Работы над задрапированной фигурой и попытки передать движение:


Женская статуя (богиня с зайцем). 560 г. до н.э. Предположительно культовая статуя Геры. Пока статична, нижняя часть – в виде круглого столба. Складки хитона строго параллельны, хотя руки и грудь уже пластически смоделированы.
Особым мастерством отличается группа женских статуй 2 пол. 6 в.


Кора в пеплосе с Афинскогого Акрополя. Мрамор, раскраска. 540 г. до н.э.


Кора с Акрополя. Деталь. Попытки согласовать складки одежды с движением тела. Мрамор. Превосходно обработаны. Красиво раскрашены. Грациозные позы - изображение девушек аристократического круга.
Храмовая скульптура (метопы, фронтоны, зофорные фризы).
В основном мифологические сюжеты.

Метопы из храма в Пестуме говорят о поисках новых композиционных построений.


Афина и Персей, убивающий Горгону. Метопа из хр. в Селинунте. 2 пол. 6 в. до н.э. компоновка в квадрат.
Труднейшая задача – компоновка в поле фронтона.


Фронтон храма Артемиды с острова Керкиры. Горгона. Деталь. Фрагмент. 6 в. до н. э. Смелая попытка передать полет – условная поза коленопреклоненного бега. Совсем плоский, мало промоделированный рельеф.

Живопись

Расширение тематики, более реалистический рисунок, различные ракурсы фигур, движение, полихромия – это достижения времени архаики (7 – 6 вв).
Силуэт заменяется контурным рисунком, что позволяет передавать подробности.
В 6 в. господствует чернофигурная техника.


прославленный Кратер Франсуа. Вазописец Клитий, гончар Эрготим. ок. 570 г. (по имени археолога). 5 поясов, мифологические сцены, подписи о происходящем. Тщательность рисунка, разнообразие движений. Самые значительные мастера Амасис и Эксекий. Одно из лучших произвдений Эксекия:

  • Античная философия: идеалистические школы и направления досократического периода (пифагорейцы, элейская школа).
  • Античная философия: материалистические школы и направления досократического периода: милетская школа, атомисты.
  • Билет №10. Пищевая промышленность. Общая хар-ка отрасли. Влияние на ОС.
  • Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.)

    Архаическая эпоха – время наиболее интересного резвитая античного общества, когда окончательно определились специфические особенности цивилизации античного типа. Греция уже далеко обогнала в своем развитии все соседние страны, в т.ч. и государства Передней Азии, которые раньше шли в авангарде культурного прогресса человечества.

    В Архаическую эпоху были заложены основы: классического рабства; системы денежного обращения и рынка; основной формы политической организации – полиса; концепции суверенитета народа и демократической формы правления. Тогда же были разработаны и главные этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы античности. Наконец, в этот период зародились основные феномены античной культуры: философия и наука, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура, олимпийские и прочие игры.

    Мировоззренческие основы культуры.

    В эпоху архаики складываются основные черты этике древнегреческого общества. Её отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонического (состязательного) начала, что было связано с формированием особого типа государственного устройства в Греции – полиса, гражданской общины с республиканской, в отличие от стран Древнего Востока, формой правления. Полис – это город-государство, в котором все граждане обладали определенными правилами и обязанностями. Соответствующей была и полисная идеология, его система ценностей: высшей ценностью была сама община и ее блага, обеспечивающие благо каждого гражданина. Полисная мораль были коллективистской в своей основе, поскольку существование индивида вне полиса была невозможно. полисный строй воспитал у греков особое мировосприятие. Он научил их ценить реальные способности и возможности человека – гражданина. Именно они были возведены в высший художественный принцип, в эстетический идеал Древней Греции. Демократия и гуманизм – вот главные идеи, лежащие в основе древне-греческой культуры и цивилизации.

    Отличительной особенностью древних греков был агон, т.е.состязательное начало. Знатные аристократы в поэмах Гомера состязаются в силе, ловкости и упорстве, и победа в этих соревнованиях может принести лишь славу, а не материальные блага. Постепенно в греческом обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение в обществе. Формирование представлений об агоне дало начало различным играм, носившим аристократический характер. Древнейшими и самыми важными были игры, устроенные впервые в 776 г. до н.э. в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые четыре года. Они продолжались пять дней, и на это время по всей Греции провозглашался священный мир. Наградой победителю была лишь оливковая ветвь. Атлет, трижды одержавший победу в играх(«олимпионик»), получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. Атлеты состязались в беге, кулачной борьбе, беге на колесницах. Позже к олимпийским играм добавились Пифийские игры в Дельфах (в честь Аполлона) – наградой победителю служил лавровый венок, Истмийские (в честь бога Посейдона) на Коринфском перешейке, где наградой был венок из сосновых веток, и, наконец, и Немейские игры (в честь Зевса). Участники всех игр выступали нагими, поэтому женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх, зато прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства.

    Письменность и литература

    Одним их наиболее важных факторов греческой культуры VIII – VI вв. до н.э. по праву считается новая система письменности. Через посредство финикийцев греки приняли семитский алфавит, усовершенствовав его путем добавления нескольких знаков для обозначения гласных. Алфавитное письмо было удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло всего из 24 знаков. Греческий алфавит имел ряд вариантов, наиболее распространенным из низ был ионийский, принятый, в частности, в Аттике (Афинах).

    В архаический период сформировалось новое течение в греческой литературе. Эпоха греков ушла вместе с Гомером; теперь внимание поэтов привлекают не героические деяния прошлых веков, а сегодняшняя жизнь, чувства и переживания отдельного человека. Этот жанр получает название лирики.

    Появление и развитие лирической поэзии связано с именем Архилоха с о. Парос (VI в. до н.э.). С невиданной прежде силой он передал в своих стихах и порывы страсти, и оскорбленное самолюбие, и желание мести, и готовность стойко переносить превратности судьбы. Вместо гекзаметра Архилох ввел в литературу новые размеры – ямб и трохей. Еще один иониец, Анакреонт с о. Теос (VI в. до н.э.), остался в памяти человечества как певец дружеских пиров и любви, имевший в более поздние века немало последователей и подражателей. Именно лирика Анакреонта создала известный всем образ веселых, радостно и безмятежно пирующих греков. Лучших своих представителей архаическая лирика обрела на о. Лесбос на рубеже VII-VI вв. до н.э. Этот поэт Алкей и поэтесса тончайшего лирического дарования Сафо, известная как автор любовных стихов и эпиталам (свадебных песен). Древняя Спарта стала центром развития хоровой лирики, одной из наиболее часто встречающихся форм которой был дифирамб – песнь в честь бога Диониса.

    Во всем греческом мире распространилась слава о поэте Пиндаре (VI-V вв. до н.э.), воспевавшем высшую добродетель – арете – врожденное свойство аристократа, означавшее доблесть, физическое совершенство, благородство и достоинство.

    Гекзаметр – стихотворный размер, характерный для гомеровских поэм и других эпических произведений.

    Ионией в Древней Греции называлось западное побережье Малой Азии, а так же некоторые острова Эгейского моря.

    Архитектура

    В эпоху архаики уже возникли основные типы и формы греческого искусства, которые затем получат развитие в классический период. Все достижения греческой архитектуры того времени, и конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов. В VII в. до н.э. возникла система ордеров, т.е. особого соотношения несущих и несомых частей здания в балочно-стоечной конструкции. Определились художественные особенности двух главных архитектурных ордеров: дорического и ионического.

    Дорический ордер, распространенный главным образом в южной Греции, отличался тяжеловесностью и массивностью колонн, простой и строгой капителью, стремлением к монументальности, мужественности, совершенству пропорций. В ионическом ордере ценились, напротив, легкость, изящество, прихотливость линий, капитель имела характерную форму, похожую на рога барана. Немного позднее, в V в. до н.э., в Греции появляется коринфский ордер – пышные, зрелищный, со сложной капителью, похожей на цветочную корзину.

    Типичными образцами дорических построек архаической эпохи были храмы Аполлона в Коринфе и Посейдона в Пестуме. Об ионических храмов этой эпохи мы знаем больше из античной литературы: значительная их часть была уничтожена. Так, во всем греческом мире славилось святилище Артемиды в г. Эфесе в Малой Азии (одно из чудес света) храм Геры на о. Самос, Аполлона в Дидимах (Малая Азия). Особенностью архаических храмом была богатая полихромная роспись. Древняя Греция была родиной мраморных сооружений, но отнюдь не только сверкающих белизной, как иногда думают. Шедевры античной архитектуры блистали всем разноцветьем красок: красной, синей, золотой, зеленой на фоне сияющего солнца и лучезарного неба.

    Скульптура

    Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ. Это так называемые куросы («юноши»), именуемые также архаическими Аполлонами. До нашего времени дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее известная – мраморная фигура Аполлона из Теней. На устах его играет характерная для скульптуры той поры условная «архаическая улыбка», глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки. Принцип фронтальности изображения соблюден в полной мере. Архаические женские статуи представлены так называемыми корами («девушками») в длинных ниспадающих одеждах. Головы девушек украшены локонами, сами статуи полны изящества и грации. К концу VI в. до н.э. греческие скульпторы постепенно научились преодолевать

    Название «дорический » связано с дорийцами, завоевателями архейских городов. Дорический ордер греки считали воплощением силы и мужества.

    Капитель – верхняя часть колонны. Капитель поддерживала горизонтальную часть здания – антаблемент, состоящий из архитрава, фриза и карниза. Архитрав представлял собой гладкую балку; на фризе, как правило, размещались скульптурные композиции; карниз образовывал двускатную крышу.

    Период архаики был периодом создания греческого рабовладельческого общества и государства и сложения многих важных сторон греческой культуры и искусства. Это был период бурного развития общества, период роста его материальных и духовных богатств.

    Сложность и противоречивость искусства периода архаики объяснялись переходным характером этого исторического этапа в развитии греческого общества.

    Власть главы племени, басилевса, еще в 8 в. до н.э. была сильно ограничена господством родовой аристократии - эвпатридов, сосредоточивших в своих руках богатства, землю, рабов, - а затем, в 7 в. до н.э., исчезла вовсе. Разложение старых первобытно-общинных отношений, имущественное неравенство, как и все шире применявшийся рабский труд, привели к сложению в Греции рабовладельческого строя. Развитие торговли и ремесел вызвало расцвет городской жизни и временный рост наряду с рабским и свободного труда, а вместе с ним - демоса, то есть массы свободных граждан полиса, противостоявшей старой родовой аристократии.

    Период архаики стал временем ожесточенной классовой борьбы между старой родовой знатью - эвпатридами и народом - демосом, то есть массой свободных членов общины.

    Именно в период архаики складывается система архитектурных ордеров , которая легла в основу всего дальнейшего развития античной архитектуры. В это же время расцветает повествовательная сюжетная вазопись и постепенно намечается путь к изображению в скульптуре прекрасного, гармонически развитого человека.

    В архитектуре архаики проявились с наибольшей силой прогрессивные тенденции искусства этого времени. Уже в глубокой древности искусство Греции создало новый тип здания, ставший в ходе веков ярким отражением идей демоса, то есть свободных граждан города-государства.

    Таким зданием был греческий храм, принципиальное отличие которого от храмов Древнего Востока заключалось в том, что он являлся центром важнейших событий общественной жизни граждан города-государства. Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним была местом собраний и празднеств. Храм воплощал идею единства, величия и совершенства города-государства, незыблемость его общественного уклада.

    Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был так называемый «храм в антах» . Он состоял из одного небольшого помещения - наоса , открытого на восток. На его фасаде, между антами, то есть выступами боковых стен, были помещены две колонны.

    Более совершенным типом храма был простиль , на переднем фасаде которого были размещены четыре колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу.


    Классическим типом греческого храма стал периптер, то есть храм, имевший прямоугольную форму и окруженный со всех четырех сторон колоннадой. Периптер в основных чертах сложился уже во второй половине 7 в. до н.э..

    Основные элементы конструкции периптера очень просты и глубоко народны по своему происхождению. В своих истоках конструкция греческого храма восходит к деревянному зодчеству с глинобитными стенами. Отсюда идет двускатная крыша и (впоследствии каменные) балочные перекрытия; колонны тоже восходят к деревянным столбам. В результате переработки и развития традиций древности сложилась ясная и цельная художественно осмысленная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера (что означает порядок, строй). Применительно к греческому зодчеству слово ордер подразумевает в широком смысле весь образный и конструктивный строй греческой архитектуры, главным образом храма, но чаще имеет в виду только порядок соотношения и расположения колонн и лежащего на них антаблемента (перекрытия).

    Эстетическая выразительность ордерной системы была основана на целесообразной гармонии соотношения частей, образующих единое целое, и на ощущении упругого, живого равновесия несущих и несомых частей. Даже совсем незначительные изменения пропорций и масштабов ордера давали возможность свободно видоизменять весь художественный строй здания.

    В эпоху архаики греческий ордер сложился в двух вариантах - дорическом и ионическом . Это соответствовало и двум основным местным школам в искусстве.

    Дорический ордер, по мнению греков, воплощал идею мужественности, то есть гармонию силы и торжественной строгости. Ионический ордер, наоборот, был легок, строен и наряден; когда в ионическом ордере колонны заменялись кариатидами, то не случайно ставились именно изящные и нарядные женские фигуры.

    Колонна была важнейшей частью ордера, так как она являлась основной несущей частью. Колонна дорического ордера опиралась непосредственно на стилобат ; ее пропорции в архаический период были обычно приземистыми и мощными (высота равна 4 - 6 нижним диаметрам). Дорическая колонна состояла из ствола, заканчивавшегося вверху капителью. Ствол был прорезан рядом продольных желобов - каннелюр . Колонны дорического ордера не были геометрически точными цилиндрами. Кроме общего сужения кверху они имели на высоте одной трети некоторое равномерное утолщение - энтазис, - хорошо заметное на силуэте колонны. Энтазис, подобно напряженным мышцам живого существа, создавал ощущение упругого усилия, с которым колонны несли антаблемент. Дорическая капитель была очень проста; она состояла из эхина - круглой каменной подушки, - и абаки - невысокой каменной плиты, на которую ложилось давление антаблемента.

    Антаблемент складывался из архитрава , то есть балки, которая лежала непосредственно на колоннах и несла всю тяжесть перекрытия, фриза и карниза. Архитрав дорического ордера был гладким. Дорический фриз состоял из триглифов и метоп . Триглифы разделялись на три полосы вертикальными желобками. Метопы представляли собой прямоугольные плитки. Карниз завершал антаблемент.

    Треугольники, образованные на переднем и заднем, фасадах - под двускатной крышей, - назывались фронтонами . Конек крыши и ее углы венчались скульптурными (обычно керамическими) украшениями, так называемыми акротериями . Фронтоны и метопы заполнялись скульптурой.

    Капитель ионического ордера имела эхин, образующий два изящных завитка - волюты . Позднее, уже в эпоху классики, получил развитие третий ордер - коринфский. В нем колонны, более вытянутые по пропорциям (высота колонны доходит до 12 нижних диаметров), были увенчаны пышной и сложной корзинообразной капителью, составленной из растительного орнамента - стилизованных листьев аканфа - и завитков (волют).

    В архаической архитектуре, строившейся из известняка, нашла широкое применение яркая раскраска. Основным было чаще всего сочетание красного и синего цветов.

    Период архаики был периодом расцвета художественных ремесел. Потребность в изделиях прикладного искусства вызывалась ростом благосостояния значительной части свободного населения и развитием заморской торговли. Особенно высокого расцвета достигла греческая керамика.

    Греческие вазы служили для самых разнообразных целей и потребностей. Они были очень разнообразны по форме и размерам. Обычно вазы покрывались художественной росписью. Во времена ранней архаики (7 в. до н.э.) в греческой вазописи господствовал так называемый «ориентализирующий» (то есть подражающий Востоку) стиль. Художники этих ваз соединяли в одной композиции схематичные изображения человека, животных или фантастических существ с чисто орнаментальными мотивами, стремясь заполнить все поле композиции, не оставляя пустых мест, и этим создать впечатление декоративного целого. В 6 в. до н.э. на смену ориентализирующему стилю пришла так называемая чернофигурная вазопись. Узорный орнамент был вытеснен четким силуэтным рисунком, характеризующим общий облик фигуры и более или менее выразительно передающим жест и движение. Рисунки людей и животных заливались черным лаком и отчетливо выделялись на красноватом фоне обожженной глины

    Наибольшего расцвета чернофигурная вазопись достигла в Аттике.

    Крупнейшим аттическим вазописцем середины 6 в. до н.э. (550 - 530), с наибольшей силой раскрывшим все живые и прогрессивные стороны чернофигурной вазописи, был Эксекий.

    Например, рисунок на амфоре, изображающий Аякса и Ахилла, играющих в кости. Представление о высоком мастерстве Эксекия также дает изображение Диониса в ладье (роспись дна килика), отличающееся тонким чувством ритма и мастерством композиции.

    По мере дальнейшего нарастания реализма в греческом искусстве в вазописи наметилась тенденция к преодолению плоскостности и условности, заложенной во всей художественной системе чернофигурной вазописи. Это привело около 530 г. до н.э. к целому перевороту в технике вазовой росписи - к переходу к так называемой краснофигурной вазописи со светлыми фигурами на черном фоне.

    В скульптуре почти до самого конца архаического периода - до середины 6 в. до н.э. создавались строго фронтальные и неподвижные статуи богов, словно застывших в торжественном покое. Эти статуи соответствовали древним традициям, канонической схеме, не позволяющей художникам нарушать правила изготовления такого рода скульптуры. К такому типу статуй относятся «Артемида» с острова Делоса, «Гера» с острова Самоса, «Богиня с гранатовым яблоком» Берлинского музея. «Артемида» с острова Делоса (7 в. до н.э.) представляет собой почти нерасчлененный каменный блок со слабо намеченными формами тела. Голова поставлена прямо, волосы симметрично падают на плечи, руки опущены вдоль тела, ступни ног кажутся механически приставленными к глыбообразной массе длинной одежды.

    Особенно типичными для периода архаики были прямо стоящие обнаженные статуи героев, или, позднее, воинов, так называемые куросы.

    Тип куроса сложился на протяжении 7 и начала 6 в. до н.э.. Его появление имело большое прогрессивное значение для дальнейшего развития греческой скульптуры. Самый образ куроса - сильного, мужественного героя или воина - был связан с развитием гражданского самосознания человека; он означал большой шаг вперед по сравнению со старыми художественными идеалами. Связанные сначала с культом героев, эти статуи куросов к 6 в. до н.э. стали связываться с еще более жизненными образами идеальных воинов, - они начали служить надгробиями воинов и ставиться в честь победителей на олимпийских и других состязаниях. Со второй половины 6 в. до н.э. в архаической скульптуре (в том числе и в рельефе) начали яснее и отчетливее выступать реалистические искания. Наиболее передовой из греческих художественных школ поздней архаики стала аттическая школа. Афины, главный город Аттики, уже в позднеархаический период получили значение крупнейшего художественного центра, куда стекались мастера со всех концов Греции.

    Одним из высших достижений архаического искусства Афин конца 6 в. до н.э. были найденные на Акрополе прекрасные статуи девушек (кор) в нарядных одеждах. бронзовая статуя юноши, сделанная около 500 г. до н.э., - так называемый «Аполлон из Пьомбино»,