Ануфриев прыгни выше юхан читать. Владимир михайлович ануфриев. Приблизительный поиск слова

Что ж ты делаешь, негодяй! Такую одежку испортил… Эх!

А Мишка встал на задние лапы, вздохнул облегченно и принялся за саблю. Рванул портупею, еще раз и еще - стукнулась сабля о сосну и воткнулась ножнами в гнилой пень.

С обиженным выражением на морде побрел Мишка прочь в одном мундире. В мундире, без штанов. Почему-то против мундира Мишка не возражал. Наверно, мундир не мешал ему двигаться, поэтому.

Сколько ни пытались ребята из третьего батальона уладить дело со штанами, - ни в какую не соглашался Мишка снова их напяливать. Чего только не вытворял он с этой бедной одежкой. Топил в болоте, прятал под елку, рвал, все равно штаны оказывались у бойцов, и вновь и вновь повторялась процедура с одеванием. В четвертый раз Мишка, наловчившись уже, опять надвое разорвал штаны и торжественно вылез из них. Но ни топить, ни прятать, ни рвать больше не стал. Серьезный и деловитый, полез он на самую высокую сосну, держа штаны в зубах, пристроился там на суку и расправился с ними окончательно и бесповоротно. Изодрал штаны в клочья и швырнул вниз. Слез и как ни в чем не бывало молча принялся увеселять публику своими забавными номерами.

Хм… С характером медведь! - изрек доктор-ветеринар, и все бойцы с ним согласились.

Так и ходил Мишка - в мундире, без штанов, без сапог, без шапки. Правда, и от мундира вскоре осталась одна видимость. Изорвал его Мишка в клочья, лазая по деревьям. Но не придавал особого значения этому, ибо от природы был склонен к простоте и скромности.

Так и окончились попытки обмундировать Мишку. А что дальше было, расскажем теперь подробнее.

НЕОБЫКНОВЕННЫЙ ПУЛЕМЕТЧИК

Полк двигался все дальше и дальше. В иные дни приходилось делать по пятьдесят километров. Белополяки отступали. Порою завязывались упорные бои, и тогда обоз, в котором содержался Мишка, отдыхал. При обозе находились Мишка, Жук и Веселая Борода. Бездельничали, скучали, тосковали по зрителям, - некого было забавлять. Какое там веселье с каптерами да обозниками. Те больше за конями ухаживают и отсыпаются.

Бродил Мишка сам не свой, на Бородатого то и дело рявкал, Жука нет-нет да и обидит ни за что ни про что. Наступит на хвост и стоит, выражая полное пренебрежение. Жук лаял и мстил по-своему…

Красноармейцы заметили дурное настроение, в которое впал Мишка, и приняли меры к тому, чтоб развлечь уже самого артиста.

Чего ему в обозе отираться? Из него же боец выйдет хоть куда! Придется стрельбе обучить…

И принялись обучать.

Сперва дело не клеилось. Если Мишке и удавалось успешно выполнять кое-какие артикулы с винтовкой - брать «на караул», «к ноге», взбрасывать «на ремень», вскидывать «на изготовку», - то стрельба на лад никак не шла. Мишка выражал решительный протест: не желал он не только сам стрелять, но и слышать выстрелов. Пальнули раз при нем из винтовки - Мишка быстрее ветра помчался и зарылся в стог соломы, что стоял возле дороги. Только задние лапы торчали наружу да дрожащий с перепугу куцый хвостик. Насилу извлекли оттуда артиста, всего в соломе, всклокоченного, злого.

Ай да храбрец! Стыдись, Мишка. Красней перед Бородатым!

И правда, козел давно привык к стрельбе и не обращал на нее ни малейшего внимания: жевал себе свою жвачку да бородой потряхивал. А сонливый Жук, тот даже глаза раскрыть ленился, только поведет ушами, махнет хвостом, чтоб дать знать, что слышит и пренебрегает, - и все.

На Мишку выстрелы действовали иначе. Всякий раз он долго не мог очухаться и искоса поглядывал опасливо на каждую винтовку. По секрету сказать, животом маялся даже. Пришлось доктору-ветеринару черничным киселем его отпаивать.

Так началось обучение Мишки стрелковому делу.

Надо все же отдать должное Мишке: очень скоро он стал неузнаваем и так пристрастился к стрельбе, что Жук и Бородатый диву давались. То ли сознательность Мишкина тому причиной, то ли не хотелось ему отставать от друзей, но дня через три-четыре его уже не пугали винтовочные выстрелы, а там и пулеметные очереди перестали тревожить. Мишка спокойно, глаза не прижмурит, лежал возле пулемета и наблюдал, как посылалась в цель очередь за очередью. Даже патроны подносить научился. Пулеметчики ведут огонь, а Мишка коробки с лентами таскает. Целую груду схватит в охапку и несет, с ноги на ногу переваливаясь, покряхтывает, сопит.

Вскоре Мишка был зачислен в пулеметную команду и стал принимать участие во всех боях на передовой линии фронта. Ужасались белополяки, шептали: «Свента матка боска!»- крестились при виде необыкновенного бойца-пулеметчика. Знали, что за горкой стоит красный пулемет, но подавить его никак не могли. Бывало, замолчит пулемет, ни единым выстрелом не отзовется. И только это надумают белополяки атаку возобновить, чтобы занять горку, как видят - бежит по овражку удивительный боец, неуклюжий, кажется, волосатый, сутулый. От горки бежит на четвереньках, а обратно возвращается на двух ногах и несет охапку коробок с патронами. Несет и пригибается к земле: в тактике разбирается. Промелькнет он в овражке, тогда уж в атаку не ходи, - захлещет пулемет, вовсю застрочит, прорежет вокруг пространство стальными смертельными нитками. Попробуй сунься под эту нитку.

Это Мишка скорехонько бегал за патронными лентами к двуколке, что стояла в овражке, спрятанная в кустах. Принесет он новый запас - заговорит пулемет, да так, что и мысль об атаке из головы вышибет у белополяков.

Снаряжали они специальных солдат, чтобы те улучили удобную минуту и подстрелили необыкновенного пулеметчика. Но где там! Неуклюжий с виду, боец бегал так ловко и проворно, так хорошо прятался на бурой земле и среди кустов, что уследить за ним было почти невозможно.

Так сделался Мишка настоящим фронтовым воином. А вскоре и в герои начал выходить. Заговорила о Мишке-пулеметчике вся дивизия.

Как-то раз поздней ночью переходили красноармейцы через глубокую и широкую реку. Мишка с пулеметчиками переправлялся на другой берег. На плоту были пулемет и запас патронных лент. Мишка сидел и настороженно прислушивался к всплескам весел, к ночной тишине на берегах, к едва различимым голосам бойцов, - рядом плыли другие плоты. На них были красноармейцы.

Тишину нарушали редкие винтовочные выстрелы. Стреляли с того берега. Белополяки открывали огонь вслепую: постреляют, постреляют куда попало - и опять тишина. И не подозревали, небось, что приближается к ним беда.

Слушал Мишка вражеские выстрелы, вспоминал мать-медведицу, родную берлогу, залитый ярким утренним солнцем малинник. Вспоминал Бородатого, который остался в обозе. Вспоминал и начинал тужить помаленьку. Но вот заслышал он приглушенный короткий лай Жука - пес тоже где-то поблизости переправлялся через реку - и повеселел, приободрился, сунул когтистую лапу в воду и освежил морду.

Было уже недалеко до берега. И тут их заметили. Белополяки подняли неистовую стрельбу. Засвистели вокруг пули, поднимая фонтанчики брызг и вспарывая пенистые дорожки на водной глади. Заметил Мишка, что надувные понтоны, которыми обвязан был плот, шипят, пробитые пулями. Шипят, выходит из них воздух, набок кренится плот. Мишкины лапы уже в воде, холодной, глубокой, стремительной. Еще минута - и перевернется плот, пойдет пулемет на дно, захлебнутся в воде пулеметчики. Недолго думая, спрыгнул Мишка в реку, нырнул под воду с головой. Вынырнул, схватил зубами веревки, которыми были привязаны пробитые пулями понтоны, и поплыл к берегу, подтягивая за собою весь плот.

Тяжело плыть по реке. Сбивает волна. Относит в сторону течением. Но старается Мишка изо всех сил, широко загребает четырьмя лапами, тянет. Ему бойцы-пулеметчики помогают, подбадривают:

Тяни, Мишутка, тяни… Выручай, дружок…

Слышит этот шепот Мишка, пуще старается. Вот почувствовал что-то твердое под ногами. Ага, дно! Остановился на минутку, передохнул, отряхнулся. Спрыгнули с плота пулеметчики, подхватили на руки пулемет, патронные ленты и - по пояс в воде - к берегу. Пособили Мишке, усталому, выбраться на сухое место.

(р. 17. 06. 1958)

Род. в г. Сыктывкар в семье служащих. Окончил Горьковский ун-т (1982). Кандидат биол. наук. Работал в Биол. институте Сибирского отделения АН СССР (1982- 85). С 1985 - в Институте биологии Коми научного центра Уральского отделения РАН; ст. научный сотрудник (с 1992).

Член СП России (1999).

Гос. премия Республики Коми за работы в области биологии (1999).

Живет в Сыктывкаре.

  • - Японовед-лингвист. Род. в с. Посвет Приморской обл. Ок. япон.-кит. отд. ВВИ. До начала 1930-х преп. ДВГУ. Сторонник фундаментальной яз. подготовки специалистов-японистов. Затем переехал в Москву...

    Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период

  • - Род. в Ленинграде в семье военнослужащих. Окончил заочно ист. ф-т Томского ун-та. Работал снабженцем на заводе, учителем в школе, инженером-снабженцем, рабочим-вахтовиком, корреспондентом газ. "...
  • - Заведующий кафедрой Института повышения квалификации "Атомэнерго"; родился 29 июня 1940 г. в г. Москве...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Режиссер, сценарист, художник. Заслуженный деятель искусств России; родился 7 августа 1948 г. в г. Ленинграде...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Заместитель директора Института востоковедения РАН; родился в 1945 г.; доктор филологических наук; основное направление научной деятельности: политическая социология; увлекается изучением политической жизни России...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - выпускник Московского областного государственного института физической культуры. Мастер спорта международного класса. Призер этапов Кубка мира. Заслуженный тренер России...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Генеральный директор ОАО "Завод им. Тарасова" с 1987 г.; родился 27 октября в г. Куйбышев...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. в г. Пенза в семье рабочих. Окончил Пензенскую сельскохозяйственную академию. Работал озеленителем, мастером по озеленению, методистом в службе семьи "Юнона" , зав. отделом в центре культуры и досуга...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Бывший руководитель государственного унитарного предприятия "Ростэк" ; родился 10 марта 1937 г.; окончил Всесоюзный заочный политехнический институт в 1972 г.; с 1994 г. работал в таможенной службе...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-истребитель, Герой Советского Союза, полковник. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал в составе 168 и 523 иап, был командиром эскадрильи...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-испытатель. Работал в ОКБ М. Л. Миля. Погиб при испытании Ми-10...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - хирург...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Заведующий лабораторией системных исследований ВНИИ горной геомеханики и маркшейдерского дела; родился 24 августа 1933 г. в г. Ленинграде...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Генеральный директор УК «ЮграФинанс» Возглавил компанию в начале 2007 года. Более 14 лет проработал на руководящих должностях в московских кредитно-финансовых учреждениях...

    Финансовый словарь

  • - хирург, род. в 1873 г. По окончании курса в Имп. военно-медицинской академии оставлен по конкурсу при ней для усовершенствования на 3 года. В 1901 г. назначен профессором Имп. томского унив. по кафедре...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - хирург, создатель научной школы, академик АМН СССР. Ученик Н. А. Вельяминова. Труды по вопросам урологии, пластической хирургии и др. Впервые в России выполнил радикальную операцию при эхинококке печени...

    Большой энциклопедический словарь

"Ануфриев, Владимир Михайлович" в книгах

Владимир Михайлович Бехтерев

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927) психиатр, невролог... Воспитание должно создавать личность с самостоятельной инициативой, с критическим отношением ко всему окружающему. ... Всякий знает, какое магическое оздоровляющее действие может приобрести одно утешительное

Чунихин Владимир Михайлович

Из книги «Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин…» [СИ] автора

Чунихин Владимир Михайлович

Чунихин Владимир Михайлович:

Из книги Переворот автора Чунихин Владимир Михайлович

Чунихин Владимир Михайлович:

Владимир Михайлович Бехтерев

Из книги Медики, изменившие мир автора Сухомлинов Кирилл

Владимир Михайлович Бехтерев 1857–1927 «Нет, – весь я не умру» – так образно, словами великого Александра Сергеевича Пушкина, можно описать извечную, иногда подсознательную надежду человека на то, что личность с физической смертью не перестает существовать, а продолжает

ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ БЕХТЕРЕВ

Из книги 100 великих учёных автора Самин Дмитрий

ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ БЕХТЕРЕВ (1857–1927)Владимир Михайлович Бехтерев родился 20 января (1 февраля) 1857 года в семье мелкого государственного служащего в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии. В 1865 году его отец Михаил Павлович, дослужившийся до скромного чина

Владимир Михайлович Бехтерев

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927 гг.) невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы Всякий знает, какое магическое оздоровляющее действие может приобрести одно утешительное слово со стороны врача и, наоборот, как иногда убийственно… действует на больного

Бехтерев Владимир Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Петляков Владимир Михайлович

БСЭ

Петров Владимир Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Владимир Михайлович Бехтерев

Из книги Самые знаменитые ученые России автора Прашкевич Геннадий Мартович

Владимир Михайлович Бехтерев Психиатр, невропатолог.Родился 1 февраля 1857 года в деревне Сорали Вятской губернии в семье мелкого чиновника. В девять лет поступил в Вятскую гимназию. Читал все, что попадало под руки. В списке книг, в те годы прочитанных Бехтеревым, рядом с

Комаров Владимир Михайлович

БСЭ

Конашевич Владимир Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Корецкий Владимир Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Косарев Владимир Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

ШМЕЛЕВ, Олег (Грибанов, Олег Михайлович, 1915-1992); ВОСТОКОВ, Владимир (Петроченков, Владимир Владимирович, 1915-?), сотрудники КГБ, писатели

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

ШМЕЛЕВ, Олег (Грибанов, Олег Михайлович, 1915-1992); ВОСТОКОВ, Владимир (Петроченков, Владимир Владимирович, 1915-?), сотрудники КГБ, писатели 73 Ошибка резидента.Загл. повести (1966); экраниз. в 1968 г., реж. В.

Читательский дневник по курсу Литература Республики Коми».

Михайлова Валентина, 6501 гр

Тема: Литературная сказка.

Книга - «Волшебный Камень и Книга Белой Совы».

Глава «Новые знакомые». Жанр - Повесть-сказка

Белая Сова ждала Пургу и Хановея, хотела доверить великую тайну из вечной Книги мудрости. Вдруг появились Верса и Баба-Ема. Стали настойчиво просить доверить им тайну предков, между собой ругаясь и, оскорбляя друг друга. Внезапно налетел страшный вихрь, снежная вьюга ослепила пришельцев. В помощь Сове, которая уже лежала на Книге, прикрывая ее всем телом, подоспели хозяева Пурга и Хановей.

Глава «Тревога». Жанр - Повесть-сказка.

Пурга, Хановей и Белая Сова начали читать Книгу мудрости и с первой же страницы встревожила хозяев севера, где говорилось о камне жизни. И подумали все, что делать с Книгой: уничтожить или спрятать. Так просидели 3 дня и 3 ночи. Решили отнести в каменное гнездо ветров, на неприступную вершину Тэв-Поз-Из. Пурга хотела пришить там страницы вечным холодом,а Хановей сковать вечным льдом. Но Сова решила про себя еще внимательно прочитать и подумать.

Сборник – «Заячий год»

Жанр – сказка.

«Медвежья репа».

В сказке показаны два героя – Медведь и Заяц. Медведь – трудолюбивый, посадил репу. Заяц – хитрый пытается извлечь для себя выгоду. Сказка доступна для маленького читателя, читается легко. Описано, как пришла весна, природа проснулась и вместе с ней Медведь; как зимовал Заяц, чем питался зимой.

В сказке показан приключенческий характер (Заяц попал в ловушку, когда хотел украсть репу у Медведя, но в конце смог перехитрить его). Сюжет динамичен. Познавательный характер – описаны, как зимуют медведь и заяц. Основная идея – в мире природы свои взаимоотношения.

«Заячья песня». Жанр - сказка

Эта сказка о храбром Зайце, который не испугался более сильного на первый взгляд Зайца с кривым зубом, а поборолся с ним. Сказка так названа, потому что песня творит чудеса. С помощью пения он нашел себе пару, Зайчиху, и впоследствии, стал отцом пятерых детей.

Сборник – «Вареная сосулька»

Жанр - сказка.

«Злая волшебница кнопка».

В сказке главный герой кнопка с одной стороны злая, а с другой – любопытная и смешная. Учительница очень мудрая, смогла распознать коварства кнопки и успокоить ее, придумав ей интересное место – записную книжку, куда она записывала смешные истории детей. Но этим она подвела себя, т.к. кнопка хихикала именно тогда, когда она была у начальников, и с ней до единого прощались, думая, что она несерьезная. В сказке оживает и крючок, и дает задуматься, что часто, действительно, мы не понимаем некоторых вещей.

Автор учит быть детей понимающими. В сказке показаны предметы, которые окружают в повседневной жизни детей. Главный герой кнопка (которую автор показывает вредной и смешной) и другие бытовые предметы, а также учительница (умная и мудрая, которая смогла понять кнопку). Главная идея – чудеса вокруг нас в самом обыденном, надо только их увидеть и понять.

«Обжора – ложка». Жанр - сказка

В данной сказке оживает ложка, которая убегает от своей хозяйки, думая, что где-то ей будет лучше. Но долго бродив по улице, она огорченная, что не нашла еды, упала в обморок. Подобрала ее девочка Лида вместо игрушки. Но ложку не устраивала невзаправдашняя каша. Мама Лиды увидела ее, отмыла и положила ее с тарелкой борща. Лида до этого ела плохо, но произошло чудо, с новой ложкой съела все. Обжору-ложку хранили в бархатном футляре.
Автор хотел сказать, что часто ищем что-то лучше, но бывает, теряем все хорошее. Герой ложка была жадная и глупая. Герой девочка была капризная. Часто дети не хотят есть. Я думаю, эта сказка написана в помощь мамам.

«Встреча с Маленьким принцем». Жанр - сказка

В сказке 2 героя: автор и Маленький принц. Событие происходит в Новогоднюю волшебную ночь и девочка верила, что произойдет что-то волшебное. И случилось чудо – она встретила Маленького принца из сказки. Он искал своего друга летчика, и девочка долго не могла сказать, что его друга уже нет. Не хотела об этом сказать, но подумала, что лучше горькая правда. Тогда Маленький принц увидела Лис, но и здесь его ожидает огорчение – это была девочка в маске лисы. Но он ушел с мыслью, что все-таки найдет своего друга. А девочка с грустью подумала, Маленький принц не захотел, чтоб его приучила она.

Тема: Стихи и рассказы о природе.

Сборник – «Кто раньше встал».

Жанр – стихотворение.

«Первое сентября».

Легкое, веселое стихотворение о баловнице Танюшке, которая пошла впервые в школу. Подружки пришли к ней в гости, а братишка Костя удивился, что они не знают, какой сегодня день, и что Танюша пошла в школу, как и все ребятишки.

«Сосна». Жанр – стихотворение.

Познавательное стихотворение о дереве сосны. Как из семени шишки вырастает новое дерево. Показаны природное явление, например, ветер может разнести семя. В стихотворении отмечается и внешний вид сосны, какая она. Детям очень понятное, легкое стихотворение.

«На концерте». Жанр – стихотворение.

В этом стихотворении автор показывает чудесные скрипки, сравнивает инструменты с природой, в частности, с ручейком. Красивое стихотворение, познавательное. Дети могут узнать не только о музыкальных инструментах, но и о ручейке в одном стихотворении, как их автор охарактеризовал очень тонко.

Тема – стихотворение о природе.

«Улитка». Жанр – стихотворение.

Стихотворение об улитке. Автор написал познавательное стихотворение о природе. Показана улитка, внешний вид (на круглой спинке чудесный теремок), ее природную медлительность и как она двигается (ползет, сегодня бы добраться до веточки другой). Также можно узнать, что действие происходит летом (цветет черемуха, дождик не замочит).

Тема – стихотворение о природе.

«Пора в берлогу». Жанр – стихотворение.

Познавательно стихотворение. Автор рассказывает о природных явлениях, о животном мире, где и как они зимуют. В стихотворении можно узнать, что пришла зима, что барсуки сидят в норах, как медведь находит берлогу, как он будет, посасывая лапу, спать до весны.

Сборник – «Про меня и про друзей». Жанр – стихотворение.

«Медвежонок и комары».

Познавательное стихотворение о медвежонке. Сравнивает его с маленьким ребенком, что его искусали комары, и не может сам есть вкусную малину, подзывает маму и плачет.

«Таежный доктор»

Познавательное стихотворение о природе. В данном стихотворении автор описывает дятла и о его полезности для деревьев. Тема – природа, птицы и растения.

«Первый дождик»

«Злой ветер Войпель».

На севере очень часты такие ветры.

«Я в тайге не заблужусь».

Познавательное стихотворение, как можно ориентироваться в природе, о лесных приметах. Автор также учит, как можно найти путь, если знать астрономию (по Полярной звезде).

«Олени».

Познавательное стихотворение. Дети узнают из стихотворения. Что такое нарты-сани, об оленях – что они едят и у них теплый мех, поэтому они не мерзнут.

«Малица».

Познавательное стихотворение о новой одежде – малице, которое привез отец. Она теплая.

Легкое, веселое стихотворение.

«Чум».

Познавательное стихотворение о жилище оленеводов. В стихотворении подробно описывается о чуме, как его строить. Чтобы дети лучше поняли, что такое чум, стихотворение сопровождается рисунком, что очень важно маленькому читателю, который никогда не видел странный дом.

«Голубая высота».

В стихотворении автор предупреждает детей, что высота – это опасно. Когда лезешь вверх, вроде очень весело. Но на самом верху становится страшно и опасно, и уже не поется, сразу вспоминаешь маму. Стихотворение о детях.

Любимая птица.
Жанр –
стихотворение.
Автор написал познавательное стихотворение о воробье. Дети могут узнать, что воробей не улетает на юг, как другие птицы. Стихотворение написано в виде диалога мальчика и автора.

Тема – природа

«Воробьишкина весна». Жанр – стихотворение.
Стихотворение о природе. Через воробья автор описывает приход весны. Познавательное стихотворение. Автор учит трудолюбию, доброте, призывает любить природу.

«Заждались». Жанр – стихотворение.
Познавательное стихотворение о природе, что зима на севере длинная, в мае только начинается ледоход. И очень ждут короткого лета, поэтому и стихотворение называется «Заждались».

Автор – Степан Раевский
Сборник – «Теплый Север».
О красоте Северной природы, об интересном наблюдениях в лесу, о повадках зверей. Учит любить природу.
Жанр –
рассказ.

«Горсть мороженого»
В рассказе автор интересно описывает север, зимнюю природу, озеро, сравнивает мерзлую клюкву с мороженым, который очень любят дети. Познавательный характер. В то же время описывает северную ягоду, восхищается природой. Автор также в рассказе пишет об одном из занятий людей – о рыболовстве, описывает, как ловят рыбу зимой.
В рассказе два героя – дедушка и Юля.

«Лесной доктор»
Познавательный характер. Рассказ написан автором от себя. Как он любуется природой зимнего Севера. В рассказе также хорошо и документально познавательно говорится о дятле: описывается внешний вид, полезность, его деятельность, предназначение. Показаны географические и природоведческие названия: тропа, редколесье, могучие сосны, древесные жучки-вредители, жуки-короеды и т.д.

«Плачет береза».
Познавательный рассказ. Автор описывает березу весной. Также пишет не только о красоте природы родного края, но и о зле, когда могут причинить маленькой частице природы, березе, чтобы напиться вкусным березовым соком.
Автор учит любить и беречь природу.

«Мишкин мундир» Юмористический рассказ. Имеет познавательный характер. Описывается природа тайги. В шутку «мундир» увидел автор, пень березовый, видимо медведь оставил, лакомившись муравьиными яйцами. Поэтому так и называется рассказ. Кора в пне распахнулась и была покрыта грибами-трутовиками, похожими на пуговицы.

«Загадка». Жанр – рассказ.
В рассказе автор рассказывает про случай из жизни в экспедиции в Сибири. Охотник-ханта Иван Сергеевич дал ему загадку о птичке, которая и желтая, и красная, и зеленая, и серая, и синяя. Долго думал, и подходит только клёст, но он не бывает синим (видим познавательный характер). Оказалось, в яму с отходами, нерядивая хозяйка выбросила синьку, клёсты перемазались и стали синими (добрый юмор в рассказе).

Повествуется от первого лица. Автор восхищается природой и через рассказ просит бережно относиться к ней.

«Заботливая мать».

Автор описывает любовь к природе, к родному краю и животному миру. Рассказ имеет познавательный характер. Красиво, сравнениями,… описывается лесной ручеек, бор, река Вычегда, грибы и ягоды .

Описывается, как глухарка, увидев автора, увела его от гнезда. Побродив по бору и любуясь, возвращался обратно. Захотел из любопытства посмотреть у коряги гнездо глухарки, но яиц там уже не было. Зная, что гнездо ненадежно, глухарка унесла оттуда все семь яиц.

Повествуется от первого лица. Учит любить природу, заботиться о ней. Сам любуется, восхищается, рассуждает. Использованы эпитеты, сравнения.

«Березовый сок». Жанр – рассказ

Познавательный характер. В рассказе говорится о весне, описывается красивая природа. Учит что делать, когда кто-то надломал ветку березы. Рассказывается о природных явлениях, что весной береза наполняется соком, и если поранить ее, то может погибнуть. Человек может помочь березе и в рассказе учат, как это сделать с помощью глины. Также о синичках, которым очень понравился березовый сок.

«Белые ночи». Жанр – рассказ

В этом рассказе описывается, как красива природа. Сравнивается с красивой девушкой (в подвенечном наряде черемуха надушилась, напудрилась). Подробно знакомит с рыбалкой и как варить уху. В рассказе большое внимание уделяется светлым, коротким летним ночам севера.

Познавательный характер. Учит любить и беречь природу. Автор пишет о родном крае, обитателях тайги, о традициях и обычаях коми охотников.

Тема: Стихи и рассказы о детях.

Жанр – стихотворение о детях. С. Попов учит детей добру, честности, трудолюбию.

«Для чего длинные волосы?»

Легкое стихотворение, юмористическое. Автор пишет о мальчике Вите, у которого уже длинные волосы. Часто дети не любят стричься, и автор с юмором написал о них.

«Снова в школу»

«Заболела наша Оля».

Стихотворение об Оле, которая заболела. Познавательный характер. Через это стихотворение автор объясняет, что может заболеть горло, намочив ноги в луже. Стихотворение написано в виде диалога Оли и врача.

Жанр – стихотворение о детях.

«В детском саду».

В стихотворении говорится о тех детях, которые живут в садике по несколько дней. Мамы и папы не могут их ежедневно забирать их домой.

«Телеграмма».

В стихотворении автор показывает, как творчески подошла воспитательница Ольга Федоровна, которая разыграла интересно, через телеграмму новость (принесла в клювике птичка) о том, что едут родители за детьми. Радостное, веселое стихотворение.

«Бурки».

Автор пишет об обуви для детей, которая теплая и носят ее дети оленеводов. В стихотворении автор описывает какие они, из чего сделаны. Автор учит детей быть более осторожными (не намочить в воде обувь), слушаться родителей.

Жанр – стихотворение

«Игра в испорченный телефон».

Стихотворение написано в диалоге. Веселое, задорное. Автор хочет через стихотворение показать, что часто мы слышим то, что хотим. Шуточное стихотворение о сне Светы, как она захотела полететь в космос без билета.

«Маленький ерш».

Познавательное стихотворение о рыбалке и рыбке ерш. Учит детей доброте (ерш еще маленький и нужно его отпустить с крючка)

«Пыжик».

Познавательное стихотворение. В нем показана природа тундры. Автор знакомит детей с растениями и животными тундры. Автор учит детей стать сильными, здоровыми, чтобы жить в дальнейшем в тундре.

Жанр – рассказ.

« Подарок Деда Мороза».

Рассказ для детей и о детях. Автор рассказывает о мечте Аннуша, которая исполняется в ночь под Новый год. Также говорится о профессии мамы, которая работает на ферме .

«Упрямая Кысук».

Познавательный рассказ о профессиях, о хлебе. Аннуш всем рассказывает, что хлеб выбрасывать никогда нельзя, но никак не смогла объяснить кошке, которая оставила кусочек хлеба в блюдце. Упорная Аннуш не хотела с этим смириться. Автор учит доброте.

«Бабушка Агния – волшебница»

В рассказе рассказывается о профессии селекционер. Подробно объясняется, как ухаживать за яблоней. Познавательный характер. Автор делает вывод, что волшебство в своих руках. Учит трудолюбии, доброте.

Жанр – рассказ.

« Полутонная артистка».

Смешной, юмористический рассказ о детях. В ней пишется о том, как Нина хочет стать артисткой, показывает на крыше амбара концерт ребятишкам. В рассказе главные герои Нина и ее брат Паша. Нина очень забавная, а брат Паша, от лица которого повествуется рассказ, был внимательным и заботливым к своей сестре. Ласково называл ее Нинтур.

«Молоко с крошками».

В рассказе также главные герои Нина и ее брат. Нина уговаривает брата сходить вместе в лес за земляникой. Брат уступает упорству сестры, хотя знает, что земляника еще не созрела. Так и вышло ни одной ягоды не нашли. А Нина еще спорит и обманула брата, что собрала уже половину лукошка, но быстро устает. Когда пришли домой, захотела есть не землянику со сметаной, а молоко с крошками.

«Гостинец от зайца».

В рассказе автор пишет о ситуации, которая произошла однажды в семье. Главные герои Нина и ее отец. Как- то пришел отец с охоты уставший и попросил Нину помочь снять валенки, но она не захотела и придумала, что уже помыла руки к ужину. Но отец поступил мудро, сказав, что принес от зайца гостинец. Нина не раздумывая «помогла» отцу и получила мерзлую краюшку хлеба. Нина была умной девочкой и в следующий раз попросила отца взять с собой мороженое, чтобы заяц потом его прислал.

«Красные маки».

Все рассказы Нина Куратова написала из жизни о детях и для детей. Учит через свои рассказы дружбе, доброте, трудолюбии, пониманию друг друга, взаимовыручке.

Жанр – рассказы о детях.

«Вареная сосулька».

Юмористический рассказ о развлечениях мальчишек. Главный герой Сережа, его друг Дима и мама. Мама была очень хорошей и не стала ругать сына за то, что он в суп положил сосульку, но объяснила, чтобы больше так он не делал, суп стал жидким, потому что много воды в сосульке.

«Звездочка».

Рассказ о мальчике Мите, его любознательности. Он любовался звездным небом и вдруг увидел, как упала звездочка, а утром он их увидел у колодца в виде кусочков льда. Решил, что это та самая звезда, которую видел ночью.

Жанр – повесть.

Глава «Митруку грустно».

В этой главе автор пишет грустную историю о мальчике Митруке, что заняться ему, когда он остается в чуме один, нечем и ему скучно и грустно. В один из таких дней он лег на нарты и стал разглядывать небо. Задумался и не мог ответить себе на многие вопросы. (Где солнце? Может заболело?). От нечего делать он опять увидел лисенка, который однажды уже укусил его за палец, принес и протянул ему кусочек мяса. Лисенок укусил его за губы. Сестра Марина смазала чем-то густым и пахучим.

Познавательная глава, приключенческий характер. Автор отмечает любопытство мальчика. Показывает быт оленеводов глазами Митрука.

Глава «Две мамы».

Забавная история о Митруке, которому понравилось молоко оленихи, которая потеряла своего малыша. Ждал, когда все уходили, чтобы никто не видел, потому что все смеялись над ним, он подходил к оленихе и сосал ее молоко. Поэтому автор и назвал так главу, одна мама воспитывала его, другая «давала» молоко.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.