Античный герой. Список героев древней греции

Герои греческих мифов и легенд не были бессмертны, как их боги. Но они не были и простыми смертными. Большая часть из них вела свое происхождение от богов. Их великие подвиги и свершения, которые были запечатлены в мифах и известных художественных творениях, дают нам представление о воззрениях древних греков. Так чем же прославились самые знаменитые греческие герои. Расскажем ниже…

Царь острова Итака и любимец богини Афины, был известен необычайным умом и храбростью, хотя ничуть не меньше — своей хитростью и лукавством. О его возвращении из Трои на родину и приключениях во время этих странствий повествует «Одиссея» Гомера. Сначала сильная буря прибила корабли Одиссея к берегам Фракии, где дикие киконы убили 72 его спутника. В Ливии он ослепил циклопа Полифема, сына самого Посейдона. После многих испытаний герой попал на остров Эя, где прожил год у волшебницы Кирки. Проплывая мимо острова сладкоголосых сирен, Одиссей велел привязать себя к мачте, чтобы не соблазниться их волшебным пением. Он благополучно прошел через узкий пролив между шестиголовой Сциллой, пожирающей все живое, и Харибдой, поглощающей всех в своем водовороте, и вышел в открытое море. Но молния поразила его корабль, и все его спутники погибли. Спасся только Одиссей. Море выбросило его на остров Огигия, на котором семь лет его удерживала у себя нимфа Калипсо. Наконец, после девяти лет опасных странствий Одиссей вернулся на Итаку. Т ам вместе со своим сыном Телемахом он перебил женихов, осаждавших его верную жену Пенелопу и проматывавших его состояние, и стал вновь править Итакой.

Геракл (у римлян — Геркулес) , самый славный и могучий из всех греческих героев, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Вынужденный служить микенскому царю Эврисфею, он совершил двенадцать знаменитых подвигов. Например, умертвил девятиглавую гидру, укротил и увел из преисподней адского пса Цербера, задушил неуязвимого немейского льва и оделся в его шкуру, воздвиг на берегах пролива, отделяющего Европу от Африки, два каменных столба (Геркулесовы столпы — древнее название Гибралтарского пролива), поддерживал небесный свод, пока титан Атлант добывал ему чудодейственные золотые яблоки, охраняемые нимфами Гесперидами. За эти и другие великие подвиги Афина после смерти отнесла Геракла на Олимп, и Зевс даровал ему вечную жизнь.

, сын Зевса и аргосской царевны Данаи, отправился в страну горгон — крылатых чудовищ, покрытых чешуей. Вместо волос на их головах извивались ядовитые змеи, а страшный взгляд обращал в камень всякого, кто осмеливался на них посмотреть. Персей обезглавил горгону Медузу и женился на дочери эфиопского царя Андромеде, которую спас от морского чудовища, пожиравшего людей. Прежнего ее жениха, устроившего заговор, он превратил в камень, показав отрубленную голову Медузы.

, сын фессалийского царя Пелея и морской нимфы Фетиды, один из главных героев Троянской войны. Младенцем мать окунула его в священные воды Стикса, отчего его тело стало неуязвимым, за исключением пятки, за которую мать держала его, опуская в Стикс. В битве за Трою Ахилл был убит сыном троянского царя Парисом, стрелу которого Аполлон, помогавший троянцам, направил ему в пятку — единственное уязвимое место (отсюда выражение «ахиллесова пята»).

, сын фессалийского царя Эсона, отправился со спутниками в далекую Колхиду на Черном море, чтобы добыть охраняемую драконом шкуру волшебного барана — золотое руно. Среди 50 аргонавтов-участников похода на корабле «Арго» — были Геракл, перец Орфей и близнецы Диоскуры (сыновья Зевса) — Кастор и Полидевк.
После многочисленных приключений аргонавты доставили руно в Элладу. Ясон женился на дочери колхидского царя, волшебнице Медее, и у них родилось двое мальчиков. Когда несколько лет спустя Ясон решил жениться на дочери коринфского царя Креусе, Медея убила соперницу, а затем и своих собственных детей. Ясон же погиб под обломками обветшавшего корабля «Арго».

Эдип , сын фиванского царя Лая. Отцу Эдипа была предсказана смерть от руки собственного сына, поэтому Лай приказал бросить ребенка на съедение диким зверям. Но раб пожалел и спас его. Юношей Эдип получил предсказание Дельфийского оракула, что он убьёт отца и женится на собственной матери. Устрашенный этим, Эдип покинул своим приемных родителей и отправился странствовать. По дороге в случайной ссоре он убил знатного старца. Но пути в Фивы ему встретился Сфинкс, который стерег дорогу и задавал путникам загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?». Тех, кто не мог ответить, чудовище пожирало. Эдип разгадал загадку: «Человек: ребенком он ползает на четвереньках, взрослым ходит прямо, а в старости опирается на палку». Сокрушенный этим ответом, Сфинкс бросился в пропасть. Благодарные фиванцы выбрали Эдипа своим царем и дали ему в жены вдову царя Иокасту. Когда выяснилось, что убитый на дороге старец — его отец царь Лай, а Иокаста — его мать, Эдип в отчаянии ослепил себя, а Иокаста кончила жизнь самоубийством.

, сын Посейдона, тоже совершил немало славных дел. По пути в Афины убил шесть чудовищ и разбойников. В кносском лабиринте уничтожил Минотавра и нашел выход оттуда с помощью клубка нитей, который дала ему дочь критского царя Ариадна. Почитался также как создатель Афинского государства.

Умершие герои первобытных времен, родоначальники племен, основатели городов и колоний пользовались у греков божескими почестями. Они составляют отдельный мир греческой мифологии, впрочем, тесно связанный с миром богов, от которых ведут свое происхождение. Каждое племя, каждая область, каждый город, даже каждый род имеет своего героя, в честь которого учреждены праздники и жертвоприношения. Самым распространенным и богатым сказаниями героическим культом был у греков культ Алкида Геракла (Геркулеса). Он символ высшего человеческого героизма, который неутомимо побеждает преграды, повсюду противопоставляемые ему испытующим роком, борется с нечистыми силами и ужасами природы и, освободившись от человеческих слабостей, уподобляется богам. В греческой мифологии Геракл – представитель человечества, которое, с помощью своего полубожественного происхождения, может вознестись до Олимпа, при всей неблагосклонности к нему враждебных сил.

Геракл убивает Немейского льва. Копия со статуи Лисиппа

Первоначально явившийся в Беотии и Аргосе, миф о Геракле впоследствии был перемешан со множеством чужеземных сказаний, потому что греки сливали со своим Гераклом все подобные божества, с которыми знакомились в своих сношениях с финикийцами (Мелькарт), египтянами и кельто-германскими племенами. Он – сын Зевса и фивянки Алкмены и родоначальник царских родов дорийского, фессалийского и македонского. Осуждённый завистью богини Геры служить царю Аргоса Еврисфею, Геракл в мифах совершает по его поручению двенадцать подвигов : освобождает Пелопоннес и другие области от чудовищ и хищных зверей, очищает конюшни царя Авгия в Элиде, добывает золотые яблоки из садов Гесперид (в северной Африке) с помощью титана Атласа, за которого некоторое время держит на себе небесный свод, переходит через так называемые Геркулесовы столбы в Испанию, там уводит быков у царя Гериона , и потом возвращается через Галлию, Италию и Сицилию. Из Азии приносит он пояс амазонской царицы Ипполиты , в Египте – убивает жестокого царя Бусириса и выводит скованного Цербера из подземного царства . Но и он на время подпадает слабости и исполняет у лидийской царицы Омфалы женскую службу; вскоре однако возвращается к прежнему, мужеству, предпринимает еще некоторые подвиги и наконец сам лишает себя жизни в пламени на горе Эте , когда отравленная одежда, которую прислала ему не подозревавшая беды жена его Деянира , привела героя к неизбежной гибели. По смерти, он был вознесен на Олимп и женился на Гебе, богине юности.

Во всех странах и на всех берегах, куда заносила греков деятельная морская торговля, находили они следы своего национального героя, который предшествовал им, пролагая дорогу, которого труды и опасности, побежденные его героизмом и настойчивостью, были отражением их собственной народной жизни. в Греческая мифология провела своего любимого героя от крайнего запада, где Атласский хребет, сады Гесперид и столбы Геркулесовы свидетельствовали об его существовании до Египта и берегов Черного моря. Солдаты Александра Македонского обретали его даже в Индии.

В Пелопоннесе возник миф о проклятом роде лидийца или фригийца Тантала , сын которого, герой Пелопс посредством обмана и хитрости завладел дочерью и областью элидского царя Эномая. Сыновья его Атрей и Фиест (Тиест) позволяют себе кровосмешение, детоубийство и передают своим потомкам еще большую степень проклятия. Мифологический герой Орест , сын Агамемнона, друг Пилада, убийца своей матери Клитемнестры и её любовника Эгисфа, возвращением своей сестры Ифигении из Тавриды, где она были жрицею варварского поклонения Артемиде, освобождается от Эринний и искупает грехи всего Танталова рода.

В Лакедемоне рассказывали мифы о героях-Тиндаридах – близнецах Касторе и Полидевке (Поллуксе), братьях Елены , которые слились с Диоскурами, светящими звездами, покровителями мореходцев и матросов: думали, что восхождение их унимает бурю.

Племенным героем Фив был финикиянин Кадм , искавший сестру свою Европу , похищенную Зевсом, и заведенный коровою в Беотию. От него происходил царь Лай, который, испугавшись одного изречения оракула, велел бросить своего сына от Иокасты, Эдипа , в горное ущелье. Но сын, согласно греческой мифологии, был спасен, воспитан в Коринфе, и впоследствии убил отца, по незнанию; он же, разрешив одну загадку, освободил Фиванскую область от вредного чудовища Сфинкса, и в награду за это получил в супружество овдовевшую царицу, свою собственную мать. Потом, когда страну постигли тяжкие бедствия, и один престарелый жрец обнаружил страшную тайну, Иокаста сама лишила себя жизни, а Эдип слепым старцем покинул отечество и кончил жизнь в местечке Колоне , в Аттике; сыновья его Этеокл и Полиник, проклятые отцом, убили друг друга во время Похода Семерых против Фив . Дочь его Антигона была обречена на смерть фиванским царём Креонтом за то, что вопреки его повелению, предала погребению труп своего брата.

Антигона выводит слепого Эдипа из Фив. Картина Жалабера, 1842

Братья-герои – певец Амфион , супруг Ниобы, и храбрый, вооруженный дубиной Зет , тоже принадлежат Фивам. Чтобы отомстить за свою мать, оскорбленную нимфой Диркой, притязали они последнюю к хвосту быка и замучили ее до смерти (Фарнезский бык). В Беотии и Аттике утвердилось сказание о Терее, первобытном царе богатых мифами фракийцев, живших вокруг Копаидского озера, и его сестре и свояченице, Прокне и Филомеле , которые после убийства сына Терея, были превращены – одна в ласточку, другая в соловья.

Богатую конями Фессалию греческие мифы о героях населяли Кентаврами (истребителями быков) с лошадиным туловищем и ногами, которые вели борьбу с Лапифами, не раз изображенную в эллинском ваянии. Справедливейшим из диких кентавров был травовед Хирон, наставник Асклепия и Ахилла .

В Афинах народным мифологическим героем был Тесей . Он считался основателем города, ибо соединил рассеянных жителей в одну общину. Он был сын афинского царя Эгея, родился и воспитался в Трезене у Питфея. Вынув меч и сандалии отца из-под огромной каменной глыбы и тем доказав свою необыкновенную силу, этот герой на обратном пути на родину очищает перешеек от диких разбойников (Прокруста и др.) и освобождает афинян от тяжкой дани из семи мальчиков и семи девочек, которую они должны были посылать каждые девять лет критскому Минотавру . Тесей убивает это чудовище, имевшее бычачью голову на человеческом туловище, и с помощью нити, данной ему царскою дочерью Ариадной , находит выход из Лабиринта. (Новейшие исследования справедливо признают в греческом мифе о Минотавре намек на поклонение Молоху , туземное на острове Крите и соединенное с человеческими жертвами). Эгей, полагая, что сын его погиб, ибо при возврате он забыл заменить черный парус корабля белым, в отчаянии бросился в море, которое получило от него название Эгейского.

Тесей убивает Минотавра. Рисунок на древнегреческой вазе

Имя Тесея тесно связано с поклонением богу Посейдону , в честь которого он установил истмийские игры. Посейдон же дает трагическую развязку любовной истории второй супруги Тесея (Федры ) с сыном его Ипполитом . Сказание о Тесее имеет много сродства со сказанием о Геракле. Подобно Гераклу, герой Тесей тоже

  • Главная
  • Библия
  • О Религии
  • Гостевая книга
  • Карта сайта

Герои Эллады

— дочерние страницы:
  • Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали...

  • Много преступлений совершили люди медного века. Надменные и нечестивые, не повиновались они богам-олимпийцам. Громовержец Зевс прогневался на них...

    Прометей - сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Мать Прометея - океанида Климена (по другим вариантам: богиня правосудия Фемида или океанида Асия). Братья титана - Менетий (сброшен Зевсом в тартар после титаномахии), Атлант (в наказание поддерживает небесный свод), Эпиметей (супруг Пандоры)...

    Оры возложили на ее пышные кудри венок из вешних благоухающих цветов. Гермес вложил ей в уста лживые и полные лести речи. Назвали боги ее Пандорой, так как от всех их получила она дары. Пандора должна была принести с собой людям несчастье...

    Зевс-громовержец, похитив прекрасную дочь речного бога Асопа, унес ее на остров Ойнопию, который стал называться с тех пор по имени дочери Асопа - Эгиной. На этом острове родился сын Эгины и Зевса, Эак. Когда Эак вырос, возмужал и стал царем острова Эгины...

    У сына Зевса и Ио, Эпафа, был сын Бел, а у него было два сына - Египт и Данай. Всей страной, которую орошает благодатный Нил, владел Египт, от него страна эта получила и свое имя...

    Персей - герой аргосских сказаний. По предсказанию оракула у дочери аргосского царя Акрисия Данаи должен родиться мальчик, который свергнет и убьет деда...

    Сизиф, сын бога повелителя всех ветров Эола, был основателем города Коринфа, который в древнейшие времена назывался Эфирой. Никто во всей Греции не мог равняться по коварству, хитрости и изворотливости ума с Сизифом...

    У Сизифа был сын, герой Главк, который правил в Коринфе после смерти отца. У Главка же был сын Беллерофонт, один из великих героев Греции. Прекрасен, как бог, был Беллерофонт и равен бессмертным богам мужеством...

    В Лидии, у горы Сипила, находился богатый город, называвшийся по имени горы Сипилом. В этом городе правил любимец богов, сын Зевса Тантал. Всем в изобилии наградили его боги...

    После смерти Тантала в городе Сипиле стал править сын его Пелопс, так чудесно спасенный богами. Недолго правил он в родном Сипиле. Царь Трои Ил пошел войной на Пелопса...

    У царя богатого финикийского города Сидона, Агенора, было три сына и дочь, прекрасная, как бессмертная богиня. Звали эту юную красавицу Европа. Приснился однажды сон дочери Агенора.

    Кадм в греческой мифологии сын финикийского царя Агенора, основатель Фив (в Беотии). Посланный отцом вместе с другими братьями на поиски Европы, Кадм после долгих неудач во Фракии обратился к дельфийскому оракулу Аполлона...

    В греческой мифологии Геракл - величайший герой, сын Зевса и смертной женщины Алкмены, жены Амфитриона. В отсутствие мужа, воевавшего в это время против племен телебоев, Зевс, привлеченный красотой Алкмены, явился к ней, приняв образ Амфитриона. Их брачная ночь длилась три ночи подряд...

    Основателем великих Афин и их Акрополя был рожденный землей Кекроп. Земля породила его получеловеком-полузмеей. Тело его оканчивалось громадным змеиным хвостом. Кекроп основал Афины в Аттике в то время, когда спорили за власть над всей страной колебатель земли, бог моря Посейдон, и воительница богиня Афина, любимая дочь Зевса...

    Кефал был сыном бога Гермеса и дочери Кекропа, Херсы. Далеко по всей Греции славился Кефал своей дивной красотой, славился он и как неутомимый охотник. Рано, еще до восхода солнца, покидал он свой дворец и юную жену свою Прокриду и отправлялся на охоту в горы Гимета. Однажды увидала прекрасного Кефала розоперстая богиня зари Эос...

    Царь Афин Пандион, потомок Эрихтония, вел войну с варварами, осадившими его город. Трудно было бы ему защитить Афины от многочисленного варварского войска, если бы на помощь ему не пришел царь Фракии, Терей. Он победил варваров и прогнал их из пределов Аттики. В награду за это Пандион дал Терею в жены дочь свою Прокну...

    Грозен Борей, бог неукротимого, бурного северного ветра. Неистовый носится он над землями и морями, вызывая полетом своим всесокрушающие бури. Увидал однажды Борей, проносясь над Аттикой, дочь Эрехтея Орифию и полюбил ее. Молил Борей Орифию стать его женой и позволить ему унести ее с собой в свое царство на далекий север. Не соглашалась Орифия...

    Величайшим художником, скульптором и зодчим Афин был Дедал, потомок Эрехтея. О нем рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми; казалось, что статуи Дедала смотрят и двигаются. Много инструментов изобрел Дедал для своей работы; им были изобретены топор и бурав. Далеко шла слава о Дедале...

    Национальный герой Афин; сын Эфры, царевны Трезена, и Эгея или (и) Посейдона. Считалось, что Тесей - современник Геракла и некоторые их подвиги сходны. Тесей был воспитан в Трезене; когда он вырос, Эфра приказала ему сдвинуть скалу, под которой он нашел меч и сандалии...

    Мелеагр - сын калидонского царя Ойнея и Алфеи, участник похода аргонавтов и калидонской охоты. Когда Мелеагру исполнилось семь дней, к Алфее явилась пророчица, бросила в огонь полено и предсказала ей, что ее сын умрет, как только догорит полено. Алфея выхватила полено из пламени, погасила и спрятала...

    Олень укрылся в тени от полуденного жара и лег в кустах. Случайно там, где лежал олень, охотился Кипарис. Не узнал он своего любимца оленя, так как его прикрывала листва, бросил в него острым копьем и поразил насмерть. Ужаснулся Кипарис, когда увидал, что убил своего любимца...

    Великий певец Орфей, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы, жил в далекой Фракии. Женой Орфея была прекрасная нимфа Эвридика. Горячо любил ее певец Орфей. Но недолго наслаждался Орфей счастливой жизнью с женой своей...

    Прекрасный, равный самим богам-олимпийцам своей красотой, юный сын царя Спарты, Гиацинт, был другом бога стреловержца Аполлона. Часто являлся Аполлон на берега Эврота в Спарту к своему другу и там проводил с ним время, охотясь по склонам гор в густо разросшихся лесах или развлекаясь гимнастикой, в которой были так искусны спартанцы...

    Прекрасная нереида Галатея любила сына Симефиды, юного Акида, и Акид любил нереиду. Не один Акид пленился Галатеей. Громадный циклоп Полифем увидел однажды прекрасную Галатею, когда выплывала она из волн лазурного моря, сияя своей красотой, и воспылал он к ней неистовой любовью...

    Женой царя Спарты Тиндарея была прекрасная Леда, дочь царя Этолии, Фестия. По всей Греции славилась Леда своей дивной красотой. Стала женой Зевса Леда, и было у нее от него двое детей: прекрасная, как богиня, дочь Елена и сын, великий герой Полидевк. От Тиндарея у Леды было тоже двое детей: дочь Клитемнестра и сын Кастор...

    Сыновьями великого героя Пелопса были Атрей и Фиест. Проклял некогда Пелопса возничий царя Эномая Миртил, предательски убитый Пелопсом, и обрек своим проклятием на великие злодеяния и гибель весь род Пелопса. Тяготило проклятие Миртила и над Атреем и Фиестом. Ряд злодеяний совершили они...

    Эсак был сыном царя Трои, Приама, братом великого героя Гектора. Он был рожден на склонах лесистой Иды, прекрасной нимфой Алексироей, дочерью речного бога Граника. Выросши в горах, не любил Эсак города и избегал жить в роскошном дворце отца своего Приама. Он любил уединение гор и тенистых лесов, любил простор полей...

    Эта удивительная история произошла с фригийским царем Мидасом. Мидас был очень богат. Чудесные сады окружали его роскошный дворец, а в садах росли тысячи наикрасивейших роз - белых, красных, розовых, пурпурных. Когда-то Мидас очень любил свои сады и даже сам выращивал в них розы. Это было его самым любимым занятием. Но люди меняются с годами - изменился и царь Мидас...

    Пирам, прекраснейший из юношей, и Тисба, прекраснейшая из дев восточных стран, жили в Вавилонском городе Семирамиды, в двух соседних домах. С ранней юности они знали и любили друг друга, и любовь их росла год от года. Хотели они уже вступить в брак, но отцы воспретили им - не могли, однако, воспретить им любить друг друга...

    В одной глубокой долине Ликии находится светловодное озеро. Посреди озера стоит остров, а на острове - жертвенник, весь покрытый пеплом сжигавшихся на нем жертв и обросший тростником. Жертвенник посвящен не наядам вод озера и не нимфам соседних полей, а Латоне. Богиня, любимица Зевса, только что произвела на свет близнецов своих, Аполлона и Артемиду...

    Некогда прибыли на это место отец богов Зевс и сын его Гермес. Оба они приняли человеческий образ - в намерении испытать гостеприимство жителей. Обошли они с тысячу домов, стучась в двери и прося себе приюта, но всюду были отвергнуты. В одном только доме не затворили перед пришельцами двери...

    Аргонавты - «плывущие на «Арго» - участники путешествия в Колхиду за шкурой золоторунного барана, на котором Фрикс с сестрой бежал от злой мачехи. Царь Колхиды Ээт принес барана в жертву Зевсу, а шкуру повесил в священной роще Ареса, где ее стерег неусыпный огнедышащий дракон...

    Николай Кун. Мифы троянского цикла изложены по поэме Гомера "Илиада", трагедиям Софокла "Аякс-биченосец", "Филоктет", Еврипида "Ифигения в Авлиде", "Андромаха", "Гекуба", поэмам Вергилия "Энеида", Овидия "Героини" и отрывкам ряда других произведений.

    Поликрат - правитель острова Самос. Установив свою власть над всем островом, он заключил дружественный союз с египетским царем Амасисом. Поликрат очень гордился своими успехами и любил хвастаться ими. Поэтому молва о его могуществе разлетелась по всему миру. Что бы ни задумал Поликрат, все ему удавалось...

    Дамокл восседал на золотом сиденье, улыбался во все стороны и был на верху блаженства. Ведь любое его желание тут же исполнялось. Однако Дионисий велел незаметно спустить с потолка острый меч, подвешенный на конском волосе. Он висел прямо над шеей мнимого счастливца. Заметив его, Дамокл тут же потерял интерес к окружающей его роскоши...

    Критский царь Минос собрал войско и пошел войной ни государство Магеру. Плотным кольцом окружил он его столицу Мегару. Правил тогда Магерой царь Нис. Была у него красивая дочь по имени Скилла, обладавшая весьма скверным характером...

    Давным-давно при царском дворе в Коринфе жил прославленный поэт и музыкант Арион. Он слагал стихи, прекрасно пел и играл на лире. Никто не мог сравниться с ним в этом искусстве. Слава о нем гремела по всему миру. Всех очаровывали песни Ариона: мужчин и женщин, зверей и птиц. Даже растения и воды не оставались к ним равнодушными...

    Жил когда-то один добрый, миролюбивый царь по имени Кейк, сын Светоносца. И был у него брат Дедалион. В противоположность Кейку он любил войны и кровавые битвы, беспричинно нападал на соседние государства, грабил и порабощал целые народы...

Сайт [ ex ulenspiegel.od.ua ] 2005-2015

Мифы Древней Греции - сущность их становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений...

Герои древнегреческих мифов и легенд

Герой - сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера героем обычно именуется отважный воин (в "Илиаде ") или благородный человек, имеющий славных предков (в "Одиссее "). Впервые Гесиод называет "род героев", созданный Зевсом , "полубогами" (h m i q e o i, Орр. 158-160). В словаре Гесихия Александрийского (VI в.) понятие герой разъясняется как "мощный, сильный, благородный, значительный" (Hesych. v. h r o z). Современные этимологи дают различные толкования этого слова, выделяя, впрочем, функцию защиты, покровительства (корень ser-, вариант swer-, wer-, ср. лат servare, "оберегать", "спасать"), а также сближая с именем богини Геры - H r a).

История героев относится к так называемому классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии (II тыс. до н.э., расцвет - II тыс. до н.э.), связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги , ниспровергшие титанов, в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-земли - Геи, создают поколения героев, вступая в брак с родом смертных. Известны так называемые каталоги героев с указанием их родителей и места рождения (Hes. Theog. 240-1022; frg. 1-153; Apoll. Rhod. I 23-233). Иногда герой не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на поиски, совершая по пути подвиги.

Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в нее справедливость, меру, законы, вопреки древней стихийности и дисгармоничности. Обычно герой наделяется непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями, однако он лишен бессмертия, остающегося привилегией божества. Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченными возможностями смертного существа и стремлением героев утвердить себя в бессмертии. Известны мифы о попытках богов сделать героев бессмертными; так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нем все смертное и умащая его амбросией (Apollod. III 13, 6), или Деметра, покровительствуя афинским царям, закаляет их сына Демофонта (Hymn. Hom. V 239-262). И в том, и в другом случае богиням мешают неразумные смертные родители (Пелей - отец Ахилла, Метанира - мать Демофонта).

Стремление нарушить исконное равновесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом. Так, Асклепий , сын Аполлона и смертной нимфы Корониды, пытавшийся воскрешать людей, то есть даровать им бессмертие, был поражен молнией Зевса (Apollod. III 10, 3-4). похитил яблоки Гесперид, дарующие вечную молодость, но затем Афина возвратила их на место (Apollod. II 5, 11). Безуспешна попытка Орфея вернуть к жизни Эвридику (Apollod. I 3, 2).

Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире подвигами и славой (бессмертием) среди потомков. Личность героев большей частью имеет драматический характер, так как жизни одного героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. Поэтому в мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудностей. Герои часто гонимы враждебным божеством (например, Геракла преследует Гера , Apollod II 4, 8) и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество (например, Геракл подчинен Эврисфею).

Чтобы создать великого героя, требуется не одно поколение. Зевс трижды вступает в брак со смертными женщинами (Ио , Данаей и Алкменой), чтобы через тридцать поколений (Эсхил "Прометей прикованный", 770 след.) родился , среди предков которого были уже Данай, и др. сыновья и потомки Зевса. Таким образом, происходит нарастание героической мощи, достигающей апофеоза в мифах об общегреческих героях, таких, как Геракл.

Ранний героизм - подвиги геров, уничтожающих чудовищ: борьба Персея с горгоной, с химерой, ряд подвигов Геракла, вершиной которых является борьба с Аидом (Apollod. II 7, 3). Поздний героизм связан с интеллектуализацией героев, их культурными функциями (искусный мастер Дедал или строители фиванских стен Зет н Амфион). Среди героев певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тиресий , Калхант, Трофоний), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные и любознательные (Одиссей), законодатели (). Независимо от характера героизма подвиги героев всегда сопровождаются помощью божественного родителя (Зевс, Аполлон , Посейдон) или бога, функции которого близки характеру того или иного героя (мудрая Афина помогает умному Одиссею). Нередко соперничество богов и их принципиальное отличие друг от друга сказывается на судьбе героя (гибель Ипполита как результат спора Афродиты и Артемиды ; буйный Посейдон преследует Одиссея наперекор мудрой Афине; Гера, покровительница моногамии, ненавидит Геракла, сына Зевса и Алкмены).

Зачастую герои испытывают мучительную смерть (самосожжение Геракла), гибнет от руки вероломного злодея (Тесей), по воле враждебного божества (Гиакинф, Орфей, Ипполит). Вместе с тем подвиги и страдания героев рассматриваются как своего рода испытания, вознаграждение за которые приходит после смерти. Геракл обретает бессмертие на Олимпе , получив в жены богиню Гебу (Hes. Theog. 950-955). Однако, по другой версии, сам Геракл находится на Олимпе, а тень его скитается в аиде (Hom. Od. XI 601-604), что указывает на двойственность и неустойчивость обожествления героев. Убитый под Троей Ахилл затем оказывается на острове Левка (аналог островов блаженных), где вступает в брак с Еленой (Paus. III 19, 11-13) или с Медеей в Елисейских полях (Apoll. Rhod. IV 811-814), Менелай (зять Зевса), не испытав смерти, переносится в Елисейские поля (Hom. Od. IV 561 -568). Гесиод же считает обязательным для большинства героев переселение на острова блаженных (Орр. 167-173). Сын Аполлона Асклепий , убитый молниями Зевса, мыслится ипостасью Аполлона, обретает божественные функции целителя, и культ его даже вытесняет в Эпидавре культ его отца Аполлона. Единственный герой - полубог Дионис , сын Зевса и Семелы, становится божеством еще при жизни; но это его превращение в бога подготавливается рождением, смертью и воскресением Загрея - архаической ипостаси Диониса, сына Зевса Критского и богини Персефоны (Nonn. Dion. VI 155-388). В песне элейских женщин к богу Дионису обращаются как к Дионису-Герою. (Anthologia lyrica graeca, ed. Diehl, Lips., 1925, II p. 206, frg. 46). Таким образом, Геракл явился образцом для представления о герое-боге (Pind. Nem. III 22), а Дионис считался героем среди богов.

Развитие героизма и самостоятельности героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели героев. Известны мифы о родовом проклятии, которое испытывают на себе герои конца классического олимпийского периода, соответствующего времени упадка микенского владычества. Таковы мифы о проклятиях, тяготеющих над родом Атридов (или Танталидов) ( , Атрей, Фиест , Агамемнон, Эгисф, Орест), Кадмидов (дети и внуки Кадма - Ино, Агава, Пенфей, Актеон), Лабдакидов (Эдип и его сыновья), Алкмеонидов. Создаются также мифы о гибели всего рода героев (мифы о войне семерых против Фив и о Троянской войне). Гесиод рассматривает их как войны, в которых герои истребили друг друга (Орр. 156-165).

В начале I тысячелетия до н.э. большое распространение получает культ умерших героев, совсем незнакомый гомеровским поэмам, но зато известный по микенским царским захоронениям. В культе героев отразилась идея божественного вознаграждения после смерти, вера в продолжение заступничества героев и покровительство их людям. На могилах героев приносились жертвы (ср. жертвы Агамемнону в "Хоэфорах" Эсхила), им отводили священные участки (например, Эдипу в Колоне), вблизи их погребений устраивали состязания певцов (в честь Амфидаманта в Халкиде с участием Гесиода, Орр. 654-657). Плачи (или френы) по героям, прославлявшие их подвиги, послужили одним из источников эпических песен (ср. "славные деяния мужей", которые поет Ахилл, Гомер "Илиада" , IX 189). Общегреческий герой Геракл считался установителем Немейских игр (Pind. Nem. I). Ему приносили жертвы в разных храмах: в одних как бессмертному олимпийцу, в других - как герою (Herodot. II 44). Некоторые герои воспринимались как ипостаси бога, например Зевса (ср. Зевс - Агамемнон, Зевс - Амфиарай, Зевс - Трофоний), Посейдона (ср. Посейдон - Эрехфей).

Там, где была прославлена деятельность героев, строились храмы (храм Асклепия в Эпидавре), на месте его исчезновения вопрошали оракула (пещера и оракул Трофония, Paus. IX 39, 5). В VII-VI вв. до н.э. с развитием культа Диониса культ некоторых древних героев - эпонимов городов - потерял свое значение (например, в Сикионе при тиране Клисфене почитание Адраста сменилось почитанием Диониса, Herodot. V 67). Религиозно-культовый героизм, освященный полисным строем, играл важную политическую роль в Греции. Герои мыслились защитниками полиса, посредником между богами и людьми, предстателем за людей перед богом. После окончания Греко-персидской войны (как сообщает Плутарх) по велению пифии были перенесены останки Тесея с острова Скирос в Афины. Одновременно приносились жертвы героям, павшим в битвах, например при Платеях (Plut. Arist. 21). Отсюда же обожествление после смерти и включение в число героев известных исторических лиц (Софокл после смерти стал героем по имени Дексион). Почетное звание героя получали после гибели выдающиеся полководцы (например, Брасид после битвы при Амфиполе, Thuc. V 11, 1). В культе этих героев сказалось древнее почитание мифологических персонажей, которые стали восприниматься как предки - покровители семьи, рода и полиса.

Герой как универсальная категория персонажей, которая обнаруживается в любой мифологии, редко может быть выделена терминологически столь же четко, как в греческой мифологии. В архаических мифологиях герои очень часто классифицируются вместе с великими предками, а в более развитых оказываются легендарными древними царями или военными вождями, в том числе носящими исторические имена. Некоторые исследователи (Ш.Отран, Ф.Рэглан и др.) прямо возводят генезис мифологических героев к феномену царя-колдуна (жреца), описанному Дж.Фрейзером в "Золотой ветви", и даже видят в героях ритуальную ипостась божества (Рэглан). Однако такой взгляд неприменим к самым архаическим системам, для которых характерно представление о герое как первопредке, участвующем в творении, изобретающем "кухонный" огонь, культурные растения, вводящем социальные и религиозные институты и так далее, то есть выступающем в качестве культурного героя и демиурга.

В отличие от богов (духов), умеющих создать космические и культурные объекты чисто магическим путем, словесным их называнием, "извлекать" их так или иначе из самих себя, герои большей частью находят и добывают эти объекты готовыми, но в отдаленных местах, иных мирах, преодолевая при этом различные трудности, отнимая или похищая их (как культурные герои) у первоначальных хранителей, или же герои изготовляют эти объекты подобно гончарам, кузнецам (как демиурги). Обычно схема мифа творения в качестве минимального набора "ролей" включает субъекта, объект и источник (материал, из которого объект извлекается/делается). Если в роли субъекта творения вместо божества выступает герой-добытчик, то это обычно приводит к появлению у него дополнительной роли антагониста.

Пространственная подвижность и многочисленные контакты героев, особенно враждебные, способствуют повествовательному развертыванию мифа (вплоть до превращения его в сказку или героический эпос). В более развитых мифологиях герои эксплицитно представляют силы космоса в борьбе против сил хаоса - хтонических чудовищ или иных демонических существ, мешающих мирной жизни богов и людей. Лишь в процессе начинающейся "историзации" мифа в эпических текстах герои приобретают облик квазиисторических персонажей, а их демонические противники могут предстать иноверными иноземными "захватчиками". Соответственно, в сказочных текстах мифические герои заменяются условными фигурами рыцарей, принцев и даже крестьянских сыновей (в том числе младших сыновей и других героев, "не подающих надежд"), побеждающих сказочных чудовищ силой, или хитростью, или волшебством.

Мифические герои предстательствуют от имени человеческой (этнической) общины перед богами и духами, часто действуют как посредники (медиаторы) между различными мифическими мирами. Во многих случаях их роль отдаленно сопоставима с ролью шаманов.

Герои иногда действуют по инициативе богов или с их помощью, но они, как правило, гораздо активнее богов, и эта активность составляет, в известном смысле, их специфику.

Активность героев в развитых образцах мифа и эпоса способствует формированию особого героического характера - смелого, неистового, склонного к переоценке собственных сил (ср. Гильгамеша , Ахилла, героев германского эпоса и т. д.). Но и внутри класса богов могут быть иногда выделены активные персонажи, осуществляющие функцию медиации между частями космоса, одолевающие в борьба демонических противников. Такими богами-героями являются, например, Тор в скандинавской мифологии , Мардук - в вавилонской . С другой стороны,герои даже божественного происхождения и наделенные "божественной" силой могут иногда достаточно четко и даже резко противостоять богам. Гильгамеш, характеризуемый в аккадской поэме "Энума Элиш " как существо на две трети божественное и многими качествами превосходящее богов, не может все же сравниться с богами, и его попытка достигнуть бессмертия кончается неудачей.

В отдельных случаях неистовый характер героев или сознание внутреннего превосходства над богами приводят к богоборчеству (ср. греч. Прометея и сходных с ним героев мифологии кавказско-иберийских народов Амирани, Абрскила, Артавазда, а также Батрадза). Герои нуждаются для совершения подвигов в сверхъестественной силе, которая лишь отчасти присуща им от рождения, обычно в силу божественного происхождения. Они нуждаются в помощи богов или духов (в дальнейшем эта потребность героев уменьшается в героическом эпосе и еще более увеличивается в сказке, где чудесные помощники часто действуют за них), а эта помощь большей частью приобретается посредством определенного искуса и испытаний типа посвятительных испытаний, то есть инициации, практикуемой в архаических обществах. По-видимому, отражением обрядов инициации является обязательный в героическом мифе: уход или изгнание героя из своего социума, временная изоляция и странствия в иных странах, на небе или в нижнем мире, где и происходят контакты с духами, приобретение духов-помощников, борьба с некоторыми демоническими противниками. Специфический символический мотив, связанный с инициацией - проглатывание юного героя чудовищем и последующее освобождение из его чрева. Во многих случаях (и это как раз указывает на связь с инициацией) инициатором испытаний является божественный отец (или дядя) героя или вождь племени, который дает юноше "трудные задачи" или изгоняет его из племени.

Изгнание (трудные задачи) иногда мотивировано проступком героя (нарушение табу) или опасностью, которую он представляет для отца (вождя). Юный герой часто нарушает различные запреты и даже нередко совершает инцест, который одновременно сигнализирует о его героической исключительности и достигнутой зрелости (а может быть, и об одряхлении отца-вождя). Испытания могут принять в мифе форму преследования, попыток изведения со стороны бога (отца, царя) или демонических существ (злых духов), герой может превратиться в мистериальную жертву, проходящую через временную смерть (уход/возвращение - смерть/воскресение). В том или ином виде испытания являются важнейшим элементом героической мифологии.

Рассказ о чудесном (во всяком случае, необычном) рождении героя, его удивительных способностях и раннем достижении зрелости, о его обучении и особенно предварительных испытаниях, различные перипетии героического детства составляют важную часть героического мифа и предшествуют описанию важнейших подвигов, имеющих общее значение для социума.

Биографическое "начало" в героическом мифе в принципе аналогично космическому "началу" в мифе космогоническом или этиологическом. Только здесь упорядочивание хаоса отнесено не к миру в целом, а к формированию личности, превращающейся в героя, служащего своему социуму и способного в дальнейшем поддержать космический порядок. Практически, однако, предварительные испытания героя в процессе его социального воспитания и основные деяния часто так переплетены в сюжете, что их трудно четко разделить. Героическая биография порой также включает историю женитьбы героя (с соответствующими соревнованиями и испытаниями со стороны чудесной невесты или ее отца, эти мотивы получают особенно богатое развитие в сказке), а иногда и рассказ о его смерти, трактуемый во многих случаях в качестве временного ухода в иной мир с сохранением перспективы возвращения/воскресения.

Героическая биография довольно отчетливо соотносится с циклом "переходных" обрядов, сопровождающих рождение, посвящение, женитьбу и смерть. Но при этом героический миф сам, в силу парадигматической функции мифа, должен служить образцом для исполнения переходных обрядов (особенно инициации) в ходе социального воспитания полноправных членов племени, религиозной или социальной группы, а также в ходе совершения всего жизненного цикла и нормальной смены поколений Героический миф - важнейший источник формирования как героического эпоса, так и сказки.

Прежде чем говорить о Героях Греции необходимо определиться кто они и в чем их отличие от Чингиз-Хана, Наполеона и других героев, известные в различные исторические эпохи. Помимо силы, изворотливости, и ума, одно из отличий древнегреческих героев — двойственность из рождения. Один из родителей был божеством, а второй — смертным.

Прославленные герои мифов Древней Греции

Описание Героев Древней Греции следует начать с Геракла (Геркулеса) который родился от любовной связи смертной Алкмены и главного бога древнегреческого пантеона Зевса. Согласно дошедших из глубины веков мифов, за совершенную дюжину подвигов Геракл был вознеси богиней Афиной — Палладой на Олимп, где его отец – Зевс, даровал своему сыну бессмертие. Подвиги Геракла широко известны и многие вошли в присказки и поговорки. Этот герой очистил от навоза конюшни Авгия, победил Немейского льва, умертвил гидру. В честь Зевса был в древности назван Гибралтарский пролив – Геркулесовы столбы. По одной из легенд Гераклу лень было преодолевать Атласские горы, и он пробил сквозь них проход, соединивший воды Средиземного моря и Атлантики.
Еще один внебрачный – Персей. Мать Персея – принцесса Даная, дочь аргосского царя Акрисия. Подвиги Персея были бы невозможны без победы над медузой Горгоной. Это мифическое чудовище свои взглядом превращало в камень все живое. Убив Горгону Персей прикрепил ее голову к своему щиту. Желая завоевать благосклонность Андромеды – эфиопской принцессы, дочери Кассиопеи и царя Кефея, этот герой умертвил ее жениха и вырвал из лап морского чудовища, которое собиралось утолить голод Андромедой.
Прославившийся убийством Минотавра и нахождением выхода из критского лабиринта Тесей, был рожден от бога морей Посейдона. В мифологии он почитается как основатель Афин.
Древнегреческие герои Одиссей и Ясон не могут похвастаться своим божественным происхождением. Царь Итаки Одиссей знаменит изобретением Троянскому коня, благодаря которому греки разрушили . Возвращаясь на родину, он лишил единственного глаза циклопа Полифема, провел свой корабль между скалами на которых обитали чудовища Сцилла и Харибда и не поддался волшебному обаянию сладкоголосых сирен. Впрочем, значительную долю известности Одиссею подарила его жена – Пенелопа, которая в ожидании мужа сохраняла ему верность, отказав 108 женихам.
Большинство подвигов древнегреческих Героев дошли до наших дней в изложении поэта-сказителя Гомера, написавшего знаменитые эпические поэмы «Одиссея и «Илиада».

Олимпийские герои Древней Греции

Лента победителя в Олимпийских играх выдавалась с 752 г. до н.э. Герои носили пурпурные ленты и были почитаемы в обществе. Трижды выигравший в Играх получал в подарок статую в Альтисе.
Из истории Древней Греции стали известны имена Корэба из Элиды, победившего в соревнованиях по бегу в 776 г. до н.э.
Самым сильным за весь период проведения фестиваля в древнсоти стал Милон из Кротона, он выиграл в шести соревнованиях по силе. Считается, что он был учеником

ГЕРОИ В ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ (ОСНОВНЫЕ ПРИМЕРЫ)

Героями называют персонажей греческих легенд. Обычно это были сыновья богов, рожденные смертными женщинами. Они были наделены сверхчеловеческим ростом и неиссякаемой энергией, любили войны и различные происшествия. Герои вершили подвиги, брали на себя тяжелое бремя ради всего человечества или для любимой страны или города. Они отличались между собой сути и происхождению. Одни (Диоскуры, Елена) когда-то сами были божествами или злыми духами, пока новые религиозные представления возвели их на более зависимое положение; другие имели признаки исторических лиц (Тесей, Минос), правду о которых мы не можем разгадать; третьих породила буйная фантазия аристократических родов, искали среди божественных существ своих предков. Рассказывается, например, что Тантал был сыном Зевса и нимфы Плуто , а в Тантала был сын Пелон (отсюда название южной части Греции - Пелопоннес, то есть остров Пелона ) среди детей Пелона и Гипподамии был Атрей , родоначальник Атридов - Агамемнона и Менелая , детьми Агамемнона и Клитемнестры были Электра, Ифигения и Орест. От Ореста и Гермионы вели свой род обладатели Аргосу и Спарты.

Отдельно стоят Эпоним - "по имени" - те, что дают имя чем-либо. Эпонимом звали богов, именем которых назван город, и героев, давших имя племени; архонтов, именами которых обозначались коллегии [или годы, в которые они были председателями коллегий. - В.Б. ] народов, стран, городов, созданные фантазией народа или поэтов для объяснения названий отдельных государств, племен и поселений.

Количество греческих героев, как и богов, бесчисленное. Они населяли все города, моря, горы, острова, пещеры, старые замки, древние поселения или могилы. В создании сонма героев участвовали все греки: няня, которая рассказывала детям сказку; путешествующий певец, который ходил по городам; ученый, который искал в легендах источники древней истории. Герои боролись с драконами, определяли границы государств, называя их своими именами, строили храмы, внедряли новые религиозные обряды, сооружали оборонительные стены вокруг городов, где были первыми царями; завоевывали дальние страны, устанавливали мир, поссорившихся ладили с богами, занимались своими землями даже после смерти, и не раз на их могилах возникали оракулы.

Особую роль в формировании легенд сыграла греческая эпическая поэзия и драма IV - V вв. до н.э. Благодаря этой работе греческих поэтов легенды Эллады проникли в всех цивилизованных народов, давая сюжеты для их искусства и литературы.

Геракл. Фрагмент росписи вазы V в. до н.э.

Геракл (Геркулес)

Сын Зевса и царицы Алкмены. Желая сделать его Бессмертный, отец взял его на небо и положил возле спящей Геры, чтобы парень мог сосать грудь богини. Но и проснулась и оттолкнула чужого ребенка. Несколько капель ее молока разлилось по небу, и из них образовался Млечный путь, а несколько упало на землю и выросли белые лилии. Гера ненавидела Геракла и преследовала его на протяжении всей жизни. Свое Геракл показал в 10 месяцев, когда задушил подосланных Герой двух ужасных змей. Мужчина Алкмены Амфитрион рано начал учить его военном деле, а книгами Геракл не увлекался. Когда учитель привел его в библиотеку выбрать книгу, он выбрал поваренную. Педагог упрекал его, а воспалительный парень ударил старого и убил. Отец выгнал Геракла за это из дома и приказал пасты быков в горах.

Геракл быстро вырос, мог съесть целого быка, а его бокал для вина был так велик, что его несли два человека. В 18 лет Геракл убил льва и его шкуры сделал себе плащ. Львиный череп он носил на голове вместо шлема. Гермес дал ему меч, Аполлон - стрелы, Гефест - колчан замечательной работы, Афина - панцирь. Геракл в лесу вырвал оливковое дерево и сделал из него важченну палку, с которой не расставался.

Геракл сначала помог ливанском царю разбить завоевателей и тот отдал ему в жены свою дочь. Несколько лет Геракл играл с детьми, но однажды во время жертвоприношения его проняло неистовство и он убил жену и задушил детей, не осознавая, что делает. После этого он пошел к дельфийского оракула посоветоваться, как искупить грех. Пифия приказала ему идти в Микены на службу к царю Эврисфея для выполнения двенадцати приказов.

Царь был большим трусом и быстро придумал для Геракла опасное дело: велел привести Немейского льва , что опустошал пригородные виноградники, поля и похищал скот. Геракл задушил льва и принес его на плечах в Микены. Поражен Эврисфей запретил Гераклу входить в город, а доказательства выполненной работы велел составлять около ворот.

Впоследствии царь поручил Гераклу убить Лер нийську гидру , которая сидела в местности Лерны в Арголиде на пути к Лаконики и имела десять голов, из которых одна посередине была бессмертна. После длительной борьбы Геракл оторвал гидре несколько голов, но это ничего не дало, потому что на месте одной оторванной вырастало три новых. Герой раздавил каблуком гигантского рака, что приполз на помощь гидре, и приказал своему кучеру Иолай зажечь вблизи лес. Геракл снова начал отрывать головы гидре, а раны сразу прикуривал, и головы больше не отрастали. Наконец он оторвал и бессмертную голову, закопал ее в поле и привалил огромной скалой. Туловище рассек, а желчью чудовища позатруював свои стрелы. С этой борьбы он вышел очень покусанный и кто-то из богов посоветовал ему найти зелье, своим видом похоже на гидру. Он нашел его и исцелился.

Тогда Эврисфей велел Гераклу привести в Микены керинейская лань, хорошую животное с золотыми рожками и бронзовыми копытцами, любимицу Артемиды, бегала в горах Аркадии. Целый год Геракл гонялся за ней, а поймав, сумел объяснить Артемиде, почему он это сделал.

Как только Геракл принес лань, его отправили снова в Аркадию, где в окрестностях Ериманта появился огромный вепрь. Герой так долго гнал его глубоким снегом, что зверь упал обессиленный, и Геракл отнес его Эврисфею.

Но тот придумал новую задачу: за день вычистить Авгиевы конюшни. Элидским царь имел бесчисленные стада скота (всего 3 тыс. Волов) и в конюшнях собралось столько навоза, что все жители Элиды не смогли бы их вычистить, если бы принялись за работу. Геракл пошел к Авгия и пообещал за день очистить конюшни, не убирались 30 лет, и потребовал вознаграждения: десятую часть скота. Геракл с помощью особого канала направил на конюшне реку Пеней и через несколько часов вода все смыла. Авгий отказался заплатить, тогда Геракл пошел на его страну войной и убил царя.

После этого Еврисфей отправил Геракла в г.. Стымфан (Аркадия), где гнездились огромные стаи уродливых птиц, питающихся человеческим мясом. В них были железные клювы, а в крыльях - острые перья, которые они металлы, как стрелы. Они сидели в лесу, и надо было сначала выгнать их оттуда. Афина дала герою замечательные бронзовые трещотки, что сделал Гефест, которыми Геракл поднял шум и изгнал птиц из леса. Испуганные птицы летали в небе, а он из лука убил.

Геракл только что вернулся с Крита, неся на плечах огромного быка, которого Эврисфей велел привести живым, как тот приказал ему получить лошадей царя Диомеда , который жил в далекой Фракии. У него была четверка кобылиц, которых кормили человеческим мясом (обычно иностранцев). Геракл убил сначала охрану и вывел лошадей из конюшни, а потом своей палкой расправился с войском Диомеда. На поле битвы осталось много убитых и в том числе Диомед.

После возвращения из Фракии Эврисфей отправил Геракла за поясом Ипалиты, царицы амазонок (воинственного племени женщин), которые жили на побережье Черного моря. Они выращивали только девочек (мальчиков убивали) и то только левой грудью, потому праву выжигали, чтобы свободнее метать копье.

Ипполита носила украшенный пояс, подаренный Аресом. С ватагой смельчаков Геракл отправился забирать пояс для Еврисфее- вой дочери. Царица согласилась добровольно отдать пояс, чтобы не началась война. Но коварная Гера под видом амазонки пробралась в лагерь и пустила слух, что иностранцы похитили Ипполит. Амазонки напали на Геракла, а он, считая это обманом Ипполиты, убил ее, сорвал пояс и поехал.

По дороге он посетил Трою, где царь Лаомедона, не заплатив за построены мощные городские стены Аполлону и Посейдону, навлек на жителей эпидемия от первого и дракона от другого. Прорицатели сообщили, что царь может спасти страну от гибели, отдав свою дочь на съедение дракону девушку привязали к приморской скале, но появился Геракл, изрубил дракона и освободил царевну обещание царских лошадей. Однако, когда опасность миновала, Лаомедона не дал ему лошадей. Геракл, возвращаясь в Микены, пригрозил царю войной.

Эврисфей не позволил герою даже отдохнуть и велел отправляться в быков Гериона. Через всю Европу он пришел в Африку и в память поставил между двумя частями света две скалы, получившие название "Гераклу столбы" - нынешние Гибралтар и Сеута. Быков Гериона стерегли двуглавый пес и семиглавый дракон, которых Геракл убил и забрал быков. Тогда появился Герион - великан с тройным телом - три головы, три пары рук, три пары ног. Но Геракл убил его несколькими выстрелами, а быков в Микенах принесли в

жертву богине Гере. Геракла сразу же отправили золотые яблоки Гесперид (дочерей титана Атланта и Гесперии). Они появились в результате подарка Геи яблони по случаю брака Геи и Зевса, а охраняли их Геспириды.

На дереве сидел стоглавый бессмертный дракон, который разговаривал на всех языках земли. Геракл не хотел бороться с драконом и попросил титана Атланта, державшего на плечах небесный свод, принести ему золотые яблоки, а он вместо него подержит небо. Атлант принес три золотых яблока, но не захотел взять назад небо, желая отдохнуть. И Гераклу пришлось схитрить: сделав, что эта работа ему нравится, он попросил Атланта минуту подержать своды, чтобы он удобно устроился держать. Великан положил яблоки на землю, взял на плечи небесный свод, а Геракл поднял яблоки и ушел.

В Микенах Эврисфей придумывал, как навсегда избавиться Геракла, и приказал привести Цербера из преисподней, чем огорчил героя, но ненадолго, потому что это было последнее задание - двенадцатый.

Очистившись в Элевсине от грехов, он направился в г.. Тенар, где был вход в подземное царство.

Ночью он незаметно проскользнул в пещеру, ведущую в ад, настрахавшы призраков и чудовищ внезапностью. Он начал смело перед Плутоном и сказал, почему пришел. Бог разгневался и хотел ударить его жезлом, но Геракл быстро ранил бессмертного стрелой из лука. Плутон должен был ехать на Олимп, где небесный медик перевязал ему рану. А между тем Геракл разыскал Цербера, который из страха спрятался, и силой вывел его на дневной свет, где тот присмирив. Когда Еврисфея сообщили, что Геракл ведет Цербера, он спрятался в подземелье, велел отпустить Цербера, который моментально оказался в Тартаре, а герою убираться, потому что он выполнил все задачи.

Геракл решил жениться во второй раз, победив одного царя в стрельбе из лука, и получил руку его дочери. Но брать не хотели отдавать сестру, боясь ярости Геракла. Разгневанный герой убил одного из них, за что был наказан тяжелой болезнью. Чтобы вылечиться, он пошел спросить оракула в Дельфах. И Пифия не захотела с ним разговаривать, и он разрушил храм. С ним вступил в борьбу Аполлон и неизвестно чем бы завершился этот поеди-

нок, если бы Зевс не разогнал их молнией. На олимпийской совете решили наказать Геракла, отдав на трехлетнюю службу царицы Омфале, где все было наоборот: женщины воевали, а мужчины выполняли домашнюю работу. Поэтому и Геракл вынужден был надеть женское платье и вместо палки взять прядь. Омфала надела оружие героя и публично била его туфелькой по лицу. Так продолжалось три года.

После этого Геракл снова почувствовал силу, делал добрые дела, а в одной стране женился на прекрасной царевне Деянире , с которой они ездили по миру, часто на руках Геракла. Герой решил построить свой дом и в поисках места встретил кентавра Несса, который предложил перенести Деяниру через брод на своей спине, задумав украсть ее. Геракл стрелой убил его и умирающий несет предложил Деянире взять кровь, чтобы навсегда сохранить любовь своего мужа. И она спрятала под одежду бутылочку с Нессовою кровью.

Деянира была ревнива и в каждой женщине видела свою соперницу. Она решила испытать кентавров средство: постирала Гераклову рубашку в Нессовий крови. Рубашка зафарбувалася в прекрасный пурпур, и Геракл одел ее, когда шел приносить жертву Зевсу. Но кровь кентавра была ядовитой, впиталась в тело и ада Геракла неистовым огнем. Геракл кричал, раздирал на себе одежду и плакал. Его надломили невыносимые муки, а спасения не было. Деянира с отчаяния повесилась. Герой разложил себе погребальный костер, разослал на нем львиную шкуру, положил под голову палку и лег, чтобы сгореть заживо. Но вдруг загрохотал гром, молнии пересекли небо и Геракл перестал страдать. На облаке он поднялся на небо, где у олимпийской ворот его ждала богиня победы Ника, чтобы надеть венок. Зевс сделал Геракла бессмертным, а Гера, забыв о своем гневе, отдала ему в жены свою дочь Гебу, богиню молодости.

Геракл был любимым греческим героем. Его любили больше богов, помня, что он когда-то был человеком. Он стал символом трудолюбивого и страдающего человечества, символом труда и несокрушимой выносливости. Сжигая и убивая, Геракл остался незапятнанным, потому что все, что он делал, было вызвано неумолимой необходимостью. Он искоренял всякую беззаконие и жестокость, мечтая о том времени, когда волк, увидев спящее ягненка, не осмелится обидеть его.

По всей Греции Гераклу наравне с богами возводили храмы, жертвенники, ставили статуи, ему приносили жертвы, в его честь устраивали игры. Изображали Геракла сильным мужчиной, вооруженным, голым или в львиной шкуре на плечи. В руках он держал сучковатую палку.

афинские легенды

Каждый город в Греции имело свои легенды об основании и первых обладателей. Афиняне считали себя автохтонными, в их предки вышли прямо из чрева земли. Именно таким сыном земли был их первый царь Кекропс с получеловеческого - напивзмииним телом, поселился на Акрополе. Более поздние цари учились в Деметры обрабатывать землю, в Диониса - прививать виноградную лозу, а их жены и дочери воспитывались под надзором Афины.

По Пандиона вспыхнула война с Фивами. Афиняне позвали на помощь царя Терея из Фракии, который за победу взял в жены дочь царя Прокна . Супруги поехали во Фракию и воспитывало сына Итписа. Но за то, что Терей за отказ в любви отрезал язык сестре жены Филомена , боги наказали супругов. Прокна в безумии зажарила сына и подала на ужин. Боги превратили Терея в удода Прокна - в ласточку, а Филомена - в соловья.

После этого долго царствовал Ерихтоний, который родился из земли, словно колосок. По пояс он был человеком, а вместо ног был змеиный хвост. Свою внучку Прокриду он выдал замуж за фессалийского царевича Кефала, неутомимого охотника. Подозрительная женщина хотела выследить его и увидела, что ее подозрения беспочвенны, но Кефал, услышав шелест ветвей, подумал, что бежит зверь и бросил копье, убив Прокриду.

Сестра Прокриды Орифия вышла замуж за бога ветров Борея, и этот брак был очень полезным для афинян. Во время нашествия Ксеркса, когда афинский флот у мыса Артемис ожидал приближения персов, дельфийский оракул посоветовал афинянам обратиться за помощью к своему зятю, то есть Борея. После принесения жертв Борей и Орифии снялся порывистый северо-восточный ветер, который дул три дня и нанес непоправимый вред персидскому флоту. После войны афиняне воздвигли храм борется на берегу Иллис , где он впервые увидел Орифию.

подвиги Тесея

По своему происхождению не был афинянином. Отец его, Эй, завоевал Аттике. Мать Эфра была трезенской царевной. Эй покинул ее, но перед тем показал меч и сандалии, что спрятал под каменной глыбой, и сказал, что пусть после совершеннолетия их сын сдвинет глыбу и займет эти вещи В 5 лет Тесей встретился с Гераклом, который предсказал ему большое будущее. Повзрослев, Тесей забрал меч и сандалии и пошел к отцу в Афины.

По дороге он убил Скирона, который сбрасывал путешественников со скалы в море, Синида, который привязывал путников к вершинам двух натянутых сосен, раздирали тело пополам, выпрямляясь; Прокруста,

который вытаскивал кости в суставах путешествующим или отрубал ноги на своем ложе Неизвестный никому, Тесей вошел в Афины, где строили храм Аполлона. Желая показать свою силу, в ответ на насмешки строителей он выпряг с телеги пару волов и подбросил их руками вверх, выше кровли храма. Город сразу же узнали о появлении юноши с нечеловеческой силой. Узнал его и отец и очень обрадовался, потому что был уже стар и немощен.

Чтобы снискать расположение афинян, Тесей поймал быка в окрестностях Марафона и принес в жертву Аполлону. В то время Афины вынуждены были платить страшную дань критском царю Миносу - семь девушек и семь юношей из городских семей для Минотавра (человека-быка). Тесей решил убить его. Эй дал ему алый парус и попросил поднять его при счастливом возвращены, а если погибнут, пусть матросы поднимут черный парус.

Помогла Тесею преодолеть Минотавра, который жил в лабиринте , дочь царя Ариадна , которая дала афинянину клубок ниток и научила, что он должен делать. Победив Минотавра, Тесей забрал с собой в Афины Ариадну. Но по дороге он велел вынести спящую Ариадну и оставить на о. Наксос, где к ней появляется бог вина Дионис и женится на ней на этом острове, своей формой напоминает виноградный лист.

Тесей весело возвращался в Афины и забыл изменить черный парус на пурпурное. Старый царь решил, что сын погиб, и от отчаяния бросился в море в то время, как корабль Тесея вошел в порт Фалерон. Герой принес обещанные жертвы богам и отправил гонца известить отца, не зная, что тот погиб. Память об этом дне в Афинах отмечают при Осхофорий , на которых царит двойной настроение: траурный из-за смерти Эгея и радостный по поводу возвращения Тесея. Еще во время этого праздника стало обычаем переодевать ребят на девушек, которые несли священные ветви.

Придя к власти, Тесей объединил все афинские рода в единое государство, но отрекся царского престола и заложил основы республиканского строя. Он также, подобно Гераклу, воевал с амазонками и похитил их царицу Антиопу, которая скоро умерла, оставив ему сына Ипполита.

Во второй раз Тесей женился на фэйр, дочерью царя Миноса. Однажды он долго не возвращался из путешествия, и все думали, что он погиб. А Федра решила женить на себе пасынка Ипполита, который не любил женщин и отверг это предложение. Когда Тесей вернулся, недостойное Федра пожаловалась, будто Ипполит хотел ее изнасиловать. Ослепленный гневом, Тесей проклял сына и попросил Посейдона отомстить ему. Тот выпустил страшного дракона, лошади понеслись, и Ипполит разбился о камни. Узнав об этом, Федра повесилась.

В Тесея был верен собрат - фессалийской царевич Пейритой. Когда тот женился на перекрасною Гипподамия, Тесей приехал на свадьбу, что происходило в столице лапифов (племена севера Фессалии), на которое пригласили кентавров (полулюди - полукони). Они перебирались и ночами ловили женщин. Началась страшная война, которая закончилась изгнанием дикарей с Фессалии. Оставили только мудрого кентавра Хирона. А героические подвиги Тесея и Пейритоя во время этой войны стали любимой темой греческих скульпторов и живописцев.

В 50 лет Тесей сделал большую ошибку: похитил из Спарты Елену, дочь царя Тиндарея, которой было всего 7 лет. Сыновья царя собрали войско и подошли к Афинам. Тесей в это время был в далеком походе, и народное собрание приняли решение отдать Елену, а Тесея приговорить к изгнанию. Он больше в Афины не возвращался, а к концу жизни прожил на о. Скирос в царя Ликомедии. Однажды в горах он поскользнулся и упал в пропасть.

После персидских войн дельфийский оракул велел афинянам перенести кости Тесея на родину. Афинский вождь Кимон, захватив остров, нашел могилу Тесея и перенес в Афины в 474 г. до н. Похоронили героя в центре города, а могила его стала пристанищем для рабов и всех тех, кто боялся несправедливости. Афиняне устраивали в его честь праздник в восьмой день каждого месяца октября, в тот день, когда он вернулся с Крита. Кроме того, восьмой день каждого месяца тоже посвящали его памяти.

Тесей был любимым героем афинян. Гончары украшали посуду мифологическими рисунками, со второй половины VI в. до н.э. почти забыли о Геракле, изображая только подвиги Тесея; на улицах и площадях Афин стояли статуи героя, строили храмы в его честь, устраивали праздники. Однако Геракл навсегда остался первым героем, а Тесей отводят второе место.

коринфские легенды

В Коринфе правил царь Сизиф, дворец которого стоял на вершине горы Акрокоринф. Сизиф был любимцем богов. Зевс приглашал его на олимпийские пиры. Умирая, он приказал жене не хоронить его. Поскольку душа, тело которой не предано земле, не может войти в царство теней, Сизиф бродил по берегу Стикса, сетуя на свою судьбу. Когда его привели к Плутону, то он рассказал, что недостойна жена выбросила его тело на свалку. Плутон позволил ему еще раз вернуться на землю, чтобы наказать негодяйку.

Царь Коринфа пошел, но больше не возвращался. Боги забыли о нем и Сизиф жил долго, пока в аду не упомянули о хитром беглеца. В Аида определили ему тяжелую кару: он должен поднять большой камень на высоченную крутую гору. Сизиф взялся за работу, но только он выносил камень к вершине, как тот вырывался у него из рук, катился вниз и Сизиф начинал свою работу заново. Возможно, предание о "Сизифову труд" возник потому, что в древние времена беглых преступников и рабов приковывали к тяжелому камня или бревна, которые они вынуждены были таскать за собой.

Внуком Сизифе был красавец Беллерофонт, который по неосторожности убил собственного брата и его выгнали из страны. Изгнанник спрятался у царя Пpeтa, но в него влюбилась пожилая царица. Беллерофонт сопротивлялся ее притязаниям, но она пожаловалась мужу, что красавец хочет ее похитить. В Прета не хватило мужества самому наказать юношу и он отправил его в Малую Азию в Миры царя Иобат, дав письмо, где был смертельный приговор. Иобат тоже решил погубить юношу не сами руками и приказал встать на борьбу с Химерой (спереди лев, сзади дракон, а посередине коза), из трех пастей которой бухает пламени. Люди дрожали от страха перед чудовищем.

Победить Химеру Беллерофонту помогла Афина, которая дала ему золотую уздечку от крылатого коня Пегаса. Юноше удалось воткнуть копья в горло Химеры. Царь расчувствовался, порвал Претового письмо, отдал герою свою дочь в жены. Но успехи вскружили Беллерофонту голову, он задумал завоевать Олимп и отобрать у Зевса молнии. Только он поднялся в воздух на крылатом коне, молния сбросила всадника на землю. Беллерофонт упал в горное ущелье, сошел с ума от поражения и отправился в пустыню, избегая людей.

лаконских легенды

В Спарте правил царь Тиндарей , у которого не было детей. Однажды появился Гермес и положил его жене Леди на колени большое яйцо. Через некоторое время из него вышло четверо прекрасных детей: мальчики - Кастор и Полидевкт и девушки - Йеле на и Клитемнестра. Когда ребята выросли, они совершили много героических поступков. Очистили от пиратов Эгейское море, боролись с великанами и чудовищами. Они были образцом братской любви. Все привыкли их называть общим именем - Диоскуры, то есть Зевсу сына. Когда Кастор погиб, Полидевкт не захотел сам жить дальше, и Зевс перенес их между звезды, они сияют в созвездии Близнецов.

Диоскур посвящали храмы, чествовали их наравне с богами. Позже культ Диоскуров распространился в Риме, где они стали покровителями всадников.

Сестра Диоскуров Елена была самой красивой женщиной в мире, именно из-за нее и началась Троянская война, а лаконских крестьяне чествовали ее как богиню урожая.

критские легенды

Европа, перевернувшись на быка, жила на Крите и породила двух сыновей - Миноса и Радаманта. После смерти матери они расстались, и Радамант основал собственное государство на осторов Эгейского архипелага. В конце

жизни он переехал в Беотии и там женился на Алкменой, матерью Геракла. Когда он умер, боги назначили его судьей в подземном царстве, потому что он был прав.

Минос правил на Крите, имел большой флот, однако счастье в доме не было. Жена Пасифайя родила ему Минотавра (полубыка-получеловека), которого поместили в лабиринт, что после убийства Минотавра был преобразован в дворец. Построил лабиринт афинянин Дедал , который изобрел сверло, ватерпас. Царь очень любил его и не хотел отпускать на родину. И тогда Дедал придумал новый, невиданный способ бегства. С птичьих перьев, слепленных воском, он соорудил огромные крылья для себя и для своего сына Икара. Они прикрепили крылья к плечам и полетели, пройдя острова Самос, Парос, Делос. Но Икар забыл отца предостережение не подниматься близко к солнцу и оно растопило воск, а Икар камнем упал на землю и разбился. Остров, на который упал Икар, называется Икария , а море вокруг него - Икарським.

Дедал похоронил сына и отправился в Сицилию, где стал придворным зодчим в царя.

К геройских мифов принадлежат также рассказы о походе аргонавтов во главе с неоном за золотым руном, об охоте на Калидонская охота, об осаде Трои, путешествия Одиссея и тому подобное.