Анри матисс самые известные произведения. Художник анри матисс. Матисс в культуре

Матисс Анри Эмиль Бенуа (1869- 1954), французский живописец, график и скульптор.

Учился в Париже, в академии Жюлиана (с 1891 г.) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893 г.) и в Школе изящных искусств (1895- 1899 гг.) у Г. Моро.

Как и большинство учеников живописца того времени, копировал произведения старых французских и голландских мастеров.

Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом П. Синьяка), П. Гогена, искусства Арабского Востока, в известной мере - древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства; в 1911 г. посетил Москву).

В 1905-1907 гг. Матисс становится лидером нового художественного направления - фовизма. Начиная со второй половины 1900-х гг. он находит свой стиль, который характеризуется лаконичным рисунком, контрастным сочетанием немногих цветовых зон (панно «Танец» и «Музыка» для особняка С. И. Щукина в Москве, оба 1910 г.) или богат оттенками одного основного тона, полупрозрачными и не скрывающими фактуру холста («Мастерская художника», 1911 г.).

В работах Матисса второй половины 10-х гг. заметно воздействие кубизма («Урок музыки», 1916- 1917 гг.); произведения 20-х гг., напротив, отличаются непосредственностью, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия «Одалиски»).

В 30-40-х гг. художник сочетает открытия предыдущих периодов, декоративность фовизма с аналитически чётким построением композиции (фриз «Танец» в Музее Барнеса, 1931-1932 гг.) и с тонко нюансированным цветовым строем («Ветка сливового дерева», 1948 г.).

Постоянные мотивы в его творчестве - танец, идиллические сцены, узоры ковров и тканей, плоды, вазы и статуэтки («Красные рыбы», 1911г.; «Натюрморт с раковиной», 1940 г., и др.). Матисс предпочитает оперировать линией - тонкой, иногда прерывистой, иногда долгой и круглящейся, прорезающей белый или чёрный фон (серия «Темы и вариации», 1941 г.; иллюстрации к «Стихам» С. Малларме, к «Пасифае» де Монтерлана, к «Стихам о любви» П. де Ронсара).

В 40-х гг. художник часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия «Джаз», 1944- 1947 гг.). К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20- 30-х гг. (рельеф «Обнажённая женская фигура со спины», 1930 г.).

Его последняя работа - оформление интерьера (в том числе витражи) «Капеллы чёток» в городке Ване близ Ниццы (1953 г.).

Анри Матисс (Henri Matisse ) - выдающийся французский художник, лидер течения фовистов - известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. Мир Матисса - это мир танцев и пасторалей, красивых ваз, сочных плодов, оранжерейных растений, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бескрайних пейзажей. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания, настроения и мотивы. Рафинированные художественные средства, колористические гармонии, сочетающие яркие контрастные созвучия, словно бы призывают созерцателя этих работ наслаждаться чувственной красотой мира.

О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Искусству художника нередко давали определения «светского» и «салонного», усматривая в праздничности и нарядности его картин прямое воздействие вкусов богатых меценатов. Упрекали в оторванности от действительности, декадентстве, непонимании современных проблем. Действительно, за редким исключением в его картинах не увидишь невзрачных будничных мотивов. Анри старался запечатлеть совершенно иное: нарядных женщин в красивой элегантной обстановке, пышные букеты цветов, яркие ковры.

Будущий художник пришел в мир, который позже с такой любовью будет воспет им с помощью кисти и красок, перед самым наступлением Нового года - 31 декабря 1869 года в Като-Камбрези, что на севере Франции. Отец хотел, чтобы сын поскорее встал на ноги, видел в нем юриста, обеспеченного человека, но его желания так и остались мечтой. Правда, после окончания лицея Сен-Квентин Матиссу все-таки пришлось изучать право в Париже. Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и... работа увлекла его. В 20 лет он начал заниматься в художественной школе Вентин де ла Тур, а в 1891 году отправился в Париж, где поступил в Школу изящных искусств. Тогда же, вопреки воле отца, Матисс оставляет юриспруденцию и полностью обосновывается в Париже, поступив в Академию Жюлиана и беря уроки у мэтра французской живописи Гюстава Моро.

Мистик и символист, Моро предрекал начинающему художнику большое будущее, особенно ценя его новаторские приемы в неожиданных сочетаниях цветов. Занятия живописью требуют времени и денег. Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья - Жан и Пьер. По воспоминаниям современников, брак Матисса был чрезвычайно счастливым: преданная художнику Амели Матисс много работала, чтобы муж мог заниматься только творчеством. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера; наиболее известные работы - «Женщина в шляпе» и «Портрет жены». Амели делала все возможное, чтобы Анри больше путешествовал, видел мир, впитывал его краски. Вместе супруги отправляются в Алжир, где Матисс знакомится с искусством Востока, оказавшим на него большое влияние. Отсюда в его творчестве - преобладание цвета над формой, пестрота и узорчатость, стилизация в разработке предметов.

Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных на выставке фовистов на парижском Осеннем салоне 1905 года. В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, интересуется классической японской ксилографией и декоративным арабским искусством.

В 1908 году российский коллекционер Сергей Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. В «Музыке» даны фигуры артистов, играющих на различных инструментах. Третье панно - «Купание, или Медитация» - осталось лишь в набросках. Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса).

Нельзя сказать, что художественный бомонд принимал творчество Матисса однозначно положительно. Скажем, Пабло Пикассо вовсе не воспринимал французского живописца и видел в нем своего соперника. Вспоминает Игорь Стравинский: «Что такое Матисс? - любил повторять Пабло. - Балкон, а на нем яркий цветочный горшок».

В отличие от Пикассо, Матиссу пришлось столкнуться с противодействием отца, который всю жизнь стыдился того, что его сын решил стать художником. Многие годы Матисс жил в нужде. Ему было около сорока, когда он, наконец, смог самостоятельно обеспечивать семью. Анри искал в искусстве спокойствия и стабильности, которых не могла дать ему жизнь; Пабло - напротив - расшатывал мировые устои.

Когда они познакомились в 1906 году, Пикассо было 25 лет, он только что приехал из Испании, едва говорил по-французски, и в Париже его практически никто не знал. Зб-летний Матисс в то время уже был признан первоклассным художником. Первой картиной, которую Матисс подарил Пикассо в 1907 году, был портрет дочери Анри - Маргариты. Пикассо повесил работу у себя в студии и предложил друзьям использовать ее как мишень для игры в «дротики».

Матисс испытал сильное влияние исламского искусства, представленного на выставке в Мюнхене в 1911 году. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В отличие от мастеров кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, оно основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Все эти полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, являются результатом долгого изучения природных форм. Можно сказать, что Матиссу удалось гармонично выразить непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, он был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания нескольких интенсивных цветов. Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции.

Цветовое воздействие картин Матисса па зрителя невероятно; цвета взывают и кричат, точно громогласные фанфары. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева, идея абсолютной синевы; для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел - звонкая киноварь. Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом».

В работах Матисса цвет настолько преобладает над рисунком, что можно сказать: именно он, цвет, - подлинный герой содержания картин. Подобный творческий метод был характерен не только для Матисса, но и для фовизма в целом. Один из критиков писал в адрес фовистов: «Они швырнули публике в лицо банку с краской». Матисс в одном из своих эссе парирует: «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин, что бы там ни говорили критики». Недаром Гийом Аполлинер восклицал: «Если бы творчество Матисса нуждалось в сравнении, следовало бы взять апельсин. Матисс - плод ослепительного цвета».

Замечательна та меткость, с которой он строит композицию на холсте. Матисс схватывает самую ось движения, придавая рисунку цельность и закономерность. Его наброски настолько остры, динамичны, лапидарны и вместе с тем пластичны, что их невозможно перепутать с работами других рисовальщиков - они узнаваемы тотчас же!

Французские художники эпохи модерн были неравнодушны к танцу. Изящные балерины Дега, примы кабаре Тулуз-Лотрека - различные ипостаси вошедшей в моду танцевальной темы. Анри Матисс не был исключением. И хотя образам Матисса чужда реалистичность, а его декоративные полотна имеют мало общего с достоверным изображением балерин на пуантах, тема танца неизменно возникает в поворотные моменты творческого пути.

Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику - декупаж (в переводе с французского - «вырезание»). Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры и куски фона, затем по рисунку, обозначенному углем, прикреплял их к основе булавками... «Парижский танец» известен в трех вариантах. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. Со второй, уже практически завершенной работой, вышла досадная история: Матисс ошибся в размерах помещения, и весь холст пришлось переписывать заново. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея - неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский живописец пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. Этой простой русской девушке суждено было войти в историю - она стала секретарем, затем незаменимой помощницей, а после - ближайшим другом и последней музой художника. В октябре 1933 года Лидия Лелекторская переехала в дом Матисса и задержалась в нем почти на 22 года.

О своем впечатлении от России Матисс писал: «Я видел вчера коллекцию старых икон. Вот истинное большое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико. В этих иконах, как мистический цветок, раскрывается душа художников. И у них нам нужно учиться пониманию искусства».

Первая мировая война, оставившая глубокий след в душе Матисса, изменила его художественную манеру. Колорит картин становится мрачным, а рисунок - почти схематичным. С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце, изредка навещая в Париж. Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро... В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». Написанные небрежными мазками, эти картины создавали радостное, но обманчивое впечатление - будто бы они написаны легко, с первого раза, как результат счастливого и беспечного вдохновения. Но на деле каждое из творений мастера - итог кропотливых поисков, упорного труда, огромного морального и физического напряжения. Не отличаясь крепким здоровьем, страдая бессонницей, Матисс отказывал себе во многих удовольствиях, лишь бы сохранить способность работать. Создавая картину, он забывал обо всем на свете.

Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. С 1941 года он тяжело болен, его жену и дочь арестовало гестапо за участие в движении Сопротивления, Матисс долгое время ничего не знает об их участи. В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами. С каким восторгом выписывал он узоры восточных ковров, как тщательно добивался точных, гармоничных цветовых соотношений! Великолепны, полны таинственного внутреннего света и его натюрморты, портреты позднего времени. Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. Вынужденный оставить работу маслом, не имея сил держать в руках кисть и палитру, художник разработал технику составления изображения из обрезков цветной бумаги. В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Над керамической крышей, изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом в капеллу - керамическое панно с изображением св. Доминика и Девы Марии. Другие панно, исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы); рядом с алтарем - изображение самого Доминика. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, - синтез многих предшествующих исканий, - достойно завершила его художественный путь. Впрочем, Матисс рисовал до последнего, даже ночью, даже после инфаркта, за день до смерти, 3 ноября 1954 года, он попросил карандаш и сделал три портретных наброска.

У художника, к счастью, была долгая и интенсивная творческая жизнь - в мире, полном катастроф, технических, научных и социальных революций. Этот мир оглушал, он менялся с поистине взрывной скоростью, и Матисс опрокидывал все привычные представления, громоздил развалины, множил открытия, искал новые формы бытия в искусстве. Искал - и нашел!

Анри Матисс (фр. Henri Matisse; 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя) - 3 ноября 1954, Ницца, Франция) - французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.

Биография Антри Матисса

Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri Émile Benoît Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Его детские годы прошли в соседнем городке Боэн-ан-Вермандуа, где отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики.

Анри, проучившись с 1882 по 1887 год в средней школе и лицее Анри Мартен в городке Сен-Кантен, уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук.

В августе 1888 года, после окончания учёбы, молодой Анри получил право работать по специальности. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работу клерком у присяжного поверенного.

В 1889 году у Анри случился приступ аппендицита. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.

Анри впервые начал рисовать, копируя цветные открытки во время двухмесячного пребывания в больнице.

Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности.

В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. École nationale supérieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил.

В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ.)русск. (фр. École nationale supérieure des arts décoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. В 1895 году оба выдержали вступительные экзамены в Школу изящных искусств и были приняты в мастерскую Гюстава Моро, у которого с 1893 года они обучались в качестве приглашенных студентов. Здесь Анри познакомился с Жоржем Руо, Шарлем Камуэном, Шарлем Мангеном и Анри Эвенепулом.

В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894-1982).

Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже.

10 января 1898 года Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр. Amélie Noellie Parayre), которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899-1976) и Пьера (1900-1989). Его незаконнорожденная дочь, Маргарита также была взята в семью. Жена и дочь были любимыми моделями художника.

Испытывая серьезные денежные затруднения, он поступил на работу в качестве художника-декоратора. Вместе с Альбером Марке занимался декорированием объектов для Всемирной выставки в Гран-Палэ, в Париже в 1900 году. Работа была изнурительной, и Анри заболел бронхитом. В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.

Творчество Матисса

Поиск самого себя, личностного авторского стиля является необходимым условием развития для любого талантливого мастера кисти. Рано или поздно каждый из великих художников находил свои уникальные методы и приемы, свойственные его индивидуальной манере, руководствуясь при этом сформировавшимся личностным пониманием роли живописи и собственным видением окружающего мира. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс.

Творчество этого человека невозможно охарактеризовать в рамках какого-либо отдельного направления, поскольку он постоянно выходил за любые ограничивающие его рамки, снова и снова устремляясь туда, где до него никто еще не бывал.

Всю свою жизнь Анри Матисс находился в безостановочном поиске. В стремлении к максимально эффектной и одновременно гармоничной выразительности он менял свои художественные инструменты и менялся сам.

Parade, Platanes Polynesia, La Mer Red Interior. Still Life on a Blue Table

Музей в Ницце, посвященный жизни и творчеству мастера, открывает взглядам удивленных посетителей живопись и рисунок, оконные витражи и керамику, скульптуру и бумажные коллажи. В каждом из этих направлений и в целом ряде других Анри Матисс сумел сказать свое особое слово, оставившее яркий след в искусстве.

Влияние импрессионизма и дивизионизма, собственные эксперименты с цветовыми контрастами очень сильно сказались на ранних произведениях художника. Его картины и картины его товарищей Вламинка, Дерена, Руо и Марке, выставленные в Осеннем Салоне 1905 года, критики назвали «дикими», отсюда и произошло название нового направления – «фовизма».

Впоследствии Анри Матисс под влиянием различных впечатлений неоднократно менял стиль, манеру и технику, осваивал новые средства творческого самовыражения. Ряд удачных знакомств, в том числе с Пикассо и с русским коллекционером Щукиным, помогли ему улучшить материальное положение, и художник совершил несколько путешествий.

В Марокко он увлекся восточными декоративными узорами и орнаментами, в Мюнхене испытал сильные чувства на выставке произведений исламского искусства, в России был потрясен иконами, на Таити восхищался цветочными композициями.

Однако всякий раз, подчиняясь на время новому сильному впечатлению, Матисс впитывал его, как губка, а затем творчески перерабатывал в соответствии с собственным мироощущением.

Анри Матисс всегда чувствовал в цвете силу, способную подчеркнуть ощущение. В своих произведениях он заставил цвет излучать свечение и ритмическую танцевальную пульсацию. Стремясь к максимальному выражению целого, художник удалял все несущественные детали и предельно упрощал формы, считая вредным и ненужным все, что не влияло напрямую на эмоционально-энергетический импульс.

Многие его композиции кажутся обманчиво простыми, но за каждой из них стоит титанический творческий труд, создающий поразительное напряжение этой «кричащей» простоты.

В последние годы жизни при помощи обыкновенной цветной бумаги и ножниц Анри Матисс создавал аппликации, производившие потрясающий эффект симфонического цветового звучания, ритмической музыкальности линий и абсолютной композиционной гармонии.

После смерти художника Пабло Пикассо коротко и емко охарактеризовал его творчество одной фразой «Матисс всегда был единственным и неповторимым».

Одна из картин Матисса - «Les coucous, tapis bleu et rose» - в феврале 2009 года была приобретена частным коллекционером во время торгов в аукционном доме Кристис за 32 миллиона евро. Натюрморт был создан художником в 1911 году.

Часовню Розер (Ванс, Франция) часто называют часовней Матисса (Chapelle Matisse). Дело в том, что она построена в 1949-1951 годах по проекту Анри Матисса. Художника об этом попросила бывшая натурщица Моник, а затем сестра Жак-Мари, постригшаяся в монахини. Матисс изготовил витражи, украсил зал часовни, сделал эскизы церковной одежды.

Колльюр (Франция) — родина фовизма. Именно здесь были нарисованы первые картины нового направления живописи. Здесь бывали Пабло Пикассо, Альбер Марке, Рауль Дюфи, а также Марк Шагал и другие знаменитые художники. Колльюр они выбирали из-за света и цвета. «Нет неба синее, чем в Колльюре», — говорил Анри Матисс.

Отель «Золотая голубка» в Сен-Поль-де-Вансе дышит невероятными рассказами и легендами о знаменитостях. По слухам, что однажды Анри Матисс приехал в «Голубку» очень усталым, и ему подали чашку чая прямо в автомобиль. Известная работа Анри Матисса «Чай в саду» (Tea in the Garden).

1869 – 1954 г. Величайший французский художник, график, скульптор

С раннего детства судьба благоволила к будущему живописцу Анри Эмилю Бенуа Матиссу, сначала подарив ему беззаботное детство, а затем «передав» матерью коробку простых красок, в одночасье превративших помощника адвоката – по должности, в известного художника – по призванию.

Городок Ле Като-Камбрези, расположенный на северо-востоке Франции – малая родина Анри Матисса; здесь, в семье преуспевающего коммерсанта, он появился на свет 31 декабря 1869.

Окончив в родном городе среднюю школу, а в соседнем Сен-Кантене – классическую гимназию, юноша отправился в Париж, где в 1887 начал изучать юриспруденцию в Юридическом лицее. В 1888 Матисс получил диплом юриста, позволивший ему занять место помощника адвоката в Сен-Кантене.

Монотонный режим работы в адвокатской конторе, и деятельный, беспокойный характер молодого человека, не могли гармонично сосуществовать, но проблема разрешилась сама собой: во время пребывания Матисса в больнице, мать подарила сыну краски, и оказалось, что ради занятий живописью, Анри готов променять сытую стабильную жизнь, на свободный, но непредсказуемый мир искусства.

В Академию Жюлиана начинающий художник поступил в 1891, с трудом уговорив отца, противящегося безумной, с его точки зрения затее, предполагавшей столь крутое изменение в жизни. Одним из убедительных факторов, повлиявших на смягчение отцовской воли, послужили успехи сына на курсах рисования в частной школе Кантена де Латура, помноженные на убеждения учителей, что у Анри есть художественный дар.

Учеба в Академии продолжалась недолго, и вскоре начинающий живописец получил очередной «подарок судьбы» в лице Гюстава Моро, преподавателя Школы изящных искусств, куда Матисс перешел из академии, преодолев некоторые трудности.

В 1894 у Матисса родилась дочь Маргарита, матерью которой была модель Камилла Жобло, хотя официальный брак не регистрировался.

В Школе, Матисс прилежно изучал работы старых мастеров, для чего регулярно посещал Лувр, манера живописи этого периода больше соответствовала жанру импрессионизма, но приглушенный цвет, превалирующий в его ранних работах, постепенно начинал обретать силу, становясь величиной самостоятельной.

В 1898 любвеобильный Матисс связывает себя узами официального брака с Амели Перейр. Медовый месяц, проведенный в Лондоне, принес не только любовные переживания, но и позволил художнику открыть искусство мастера цвета Тёрнера. После Лондона, чета Матиссов посетила Корсику, что отразилось на творчестве художника: краски Средиземноморья на его полотнах зазвучали свежими и удивительными мотивами.

Следующим шагом в освоении новых территорий живописи стало увлечение Матисса дивизионизмом, длившееся до 1905-го, когда художник обосновался на юге Франции. Пришло время творческих экспериментов, проявившихся в создании в картинах цветовых контрастов, на тот период просто немыслимых. Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена; сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими», и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи.

Молодые революционеры от живописи с воодушевлением приняли такой ярлык, принесший им популярность, а картины Матисса «Женщина в шляпе» и «Роскошь, покой, наслаждение», вскоре нашли обладателей среди известных людей (Гертруда Стайн, Поль Синьяк). Заметно поправившееся материальное положение художника позволило ему посетить Северную Африку и ряд европейских стран, в том числе Россию.

В 1909 Матисс приступил к работе над двумя панно – «Танец» и «Музыка» (по заказу С. Щукина). Произведения примечательны тем, что автор сумел мастерски гармонизировать форму и цвет, при этом стараясь упростить, с его слов, идеи и мысли, а «Танец» был написан им с использованием всего трех красок.

В 1917 Матисс перебирается на юг Франции, где целенаправленно работает над поиском новых форм живописи, упорно занимаясь внутренним развитием, а также предприняв заметный шаг в сторону кубизма.

В 1921 художник окончательно решает обосноваться в Ницце, где сама природа этого райского уголка подсказывает беспроигрышные сюжеты. Чувственным настроением пронизана серия «Одалиски»; в ряде других работ Матисс синтезирует природные и орнаментальные узоры и краски.

Мастер не потерял бодрость духа и спокойствие даже в грозные военные годы, и эти чувства, а вместе с ними любовь к жизни и красоте, воплощаются в прекрасные картины («Женщина с распущенными волосами»).

Не желая расставаться с творчеством, Матисс, которому с годами становилось все труднее писать маслом, перешел к «декупажу», – термин, употребляемый им для обозначения способа создания картин с помощью вырезки из цветной бумаги. Вырезая требуемые фигуры, мастер пришпиливал их к холсту, и опытным путем подбирал их оптимальное расположение, добиваясь максимальной выразительности, и динамичности композиции.

После хирургической операции, которую Матиссу сделали в 1941, диагностировав у него раковую опухоль, у художника состоялась знаковая встреча с обычной сиделкой, ухаживавшей за ним после болезни. В миру Моника Буржуа, а после пострига в монахини – Жак-Мари, попросила Матисса подкорректировать эскизы, выполненные ею для создания витражей Капеллы Чёток в Вансе.

Больной художник, воодушевленный этой просьбой, получив благословение доминиканского священника и, может быть, чувствуя, что пришел час отдать долги за посылаемые ему ранее благословения свыше, самозабвенно приступил к работе, ставшей смыслом всей его жизни. Перечень профессий, в которых Матиссу пришлось проявить свой талант, довольно внушительный, но главное, – его заветная мечта о синтезе искусств, наконец, осуществилась. Летом 1951 храмовое сооружение было освящено, правда, без участия больного художника.

3 ноября 1954 в Симиезе под Ниццей у Матисса случился сердечный приступ; услышав, что доктора совещаются по поводу его состояния, художник, в присущей ему манере, попросил через дочь Маргариту передать лекарям, что он не болен, а уже умер. Ровно через час, 84-летний мастер покинул этот мир.

«Я нашел в живописи неограниченное поле деятельности, где я смог дать свободу моему беспокойному творчеству»
© Анри Матисс, 25 мая 1852 года

Французский художник Анри Матисс (Henri Matisse) вошел в историю как признанный гений мировой живописи, во многом определивший развитие искусства XX века. В поисках своего художественного «я» он успел попробовать силы сразу в нескольких стилях и направлениях, перерос каждое из них и основал собственную школу живописи, получившую название «Фовизм» (франц. fauve - «дикий»).

Однако в отличие от коллег по цеху, сам Матисс не обнаруживал никакой «дикости», а был человеком скромным и умиротворенным. И если другие авангардисты в буквальном смысле слова вершили революцию, стремясь отразить на своих полотнах мятежный дух времени, Матисс искал «покоя и наслаждения», постоянно экспериментируя с красками и переосмысливая значение цвета.

«Я мечтаю об уравновешенном искусстве, полном чистоты и спокойствия, искусстве без суетных и беспокойных сюжетов,… которое могло быть дать отдых уму,… как удобное кресло дает отдых усталому человеку» , - говорил Матисс.

Многие до сих пор удивляются, как человеку с таким безмятежным творческим кредо удалось стать одной из ключевых фигур в искусстве XX века. Как ни странно, подобные вопросы начали волновать Матисса далеко не сразу, ведь история великого художника начиналась далеко не с мира живописи.

Юному Анри - сыну преуспевающего торговца зерном - пророчили карьеру юриста, и, будучи послушным сыном, Матисс принялся изучать право в одной из престижных школ Парижа. Окончив учебу, он вернулся в родной город, где вскоре устроился на службу клерком у присяжного поверенного. Казалось, будущее юноши было уже решено, но тут в жизнь его вмешалась судьба, кардинально изменив все планы.

Матисс оказался на операционном столе. Приступ острого аппендицита надолго приковал молодого человека к постели, оставив его без каких-либо развлечений. Желая хоть как-то скрасить «больничные» будни сына, любящая мать подарила ему принадлежности для рисования, открыв перед юным Матиссом новый и неизведанный мир. Занятия живописью настолько увлекли юношу, что, вопреки воле отца, он решил навсегда оставить юриспруденцию и вернулся в столицу, чтобы стать художником.

Первый учитель Матисса, французский художник Гюстав Моро (Gustave Moreau) - символист до мозга костей и признанный мастер игры цвета - любил отправлять учеников в Лувр - копировать работы заслуженных мастеров, оттачивая приемы и техники классической живописи. «О цвете нужно мечтать» , - повторял он своим подопечным, и Матисс, как никто другой, проникся этим высказыванием, превратив свою жизнь в поиски идеального способа передачи эмоций посредством цвета.

Уже позже Матисс писал:

«Я воспринимаю экспрессивную сторону цвета чисто интуитивно. Передавая осенний пейзаж, я не стану припоминать, какие оттенки цвета подходят к этому времени года, меня будут вдохновлять только ощущения осени… Я выбираю цвета не по какой-нибудь научной теории, но по чувству, наблюдению и опыту»

Интерес к цвету заметен уже в ранних работах Матисса. Как правило, это попытки молодого художника писать в духе признанных мастеров живописи. Одна из таких работ - натюрморт под названием «Бутылка схидама» (Nature Morte à la Bouteille de Schiedam): классическая композиция, темные и неоднородные оттенки, особое внимание к полутонам выдают сходство с полотнами . Между тем, богатство черного и серебристого цветов и широта мазков говорят о знакомстве Матисса с творчеством .



За годы учебы Матисс последовательно прошел все этапы эволюции классического искусства, попробовал свои силы в каждом из них. Тем не менее, при всей значимости традиций прошлых эпох в формировании стиля художника, Матисс чувствовал, что все это не для него. Лувр казался ему огромной библиотекой, полной старых книг, что наводят на усталого студента сон и тоску. Матисс же жаждал чего-то нового, необычного, непохожего на то, что было создано до него.

«Мне казалось, что, вступив в Лувр, я потерял ощущение своей эпохи, и что картины, которые я писал под прямым влиянием старых мастеров, не выражают того, что я чувствую» , - вспоминал художник.

Одним из важнейших этапов становления Матисса как художника стало его знакомство с работами импрессионистов, в частности с малоизвестным в то время творчеством . Этим Матисс был обязан австралийскому художнику Джону Расселу (John Russell) - своему другу и наставнику, который впервые после Моро заставил Матисса всерьез задуматься о смысле и значении цвета в живописи.

«Расселл был моим учителем, он разъяснил мне теорию цвета» , - признавался Матисс.

Импрессионизм и собственные эксперименты с цветовыми контрастами сильно повлияли на первые «самостоятельные» произведения художника. Таковы, к примеру, натюрморты «Посуда и фрукты» (Vaisselle et Fruits), «Фрукты и кофейник» (Fruits et Cafetière). Сюда также относятся и первые пейзажи Матисса - «Булонский лес» (Bois du Boulogne) и «Люксембургский сад» (Jardin du Luxembourg).

Через несколько лет Матисс оставил увлечение импрессионизмом и погрузился в исследования работ его последователей. В этот период у художника появилась семья, но, несмотря на стесненное финансовое положение, он продолжил поиски собственного стиля. Его картины практически не продавались, тем не менее, Матисс не прекращал экспериментов с цветом, анализируя значимость различных оттенков и их сочетаний.

«Очарование, легкость, свежесть - это все мимолетные ощущения… У художников-импрессионистов… тонкие ощущения были близкими друг другу, поэтому их полотна похожи одно на другое. Я предпочитаю, рискуя лишить пейзаж очарования, подчеркнуть в нем характерное и добиться большего постоянства» , - писал Матисс спустя много лет.

Свою будущую жену Амели Парейр Матисс встретил на свадьбе друга. Амели была подружкой невесты, и их с Матиссом случайно посадили рядом. Девушка без памяти влюбилась в высокого бородача, бережно засушивая каждый букет фиалок, что он дарил ей при встречах. В тот период Матисса терзали сомнения и он никак не мог решить, стоит ли окончательно посвящать свою жизнь искусству. Амели же стала тем человеком, который поверил в художника, поверил по-настоящему, на долгое время став его верным другом и первой музой. И все же, несмотря на чувства Матисса к девушке, он уже тогда понимал, что никто и ничто не сможет пленить его сердце больше, чем живопись. Набравшись смелости, он признался:

«Мадемуазель, я нежно люблю Вас, но живопись я всегда буду любить больше»

Первая персональная выставка художника прошла без особого успеха, не вызвав должного отклика у критиков. Тогда Матисс решил уехать из столицы на юг Франции в компании пуантилиста Поля Синьяка (Paul Signac). Под впечатлением от его полотен Матисс начал работать в схожей технике точечных мазков, и, спустя некоторое время, из-под кисти вышел первый шедевр под названием «Роскошь, покой и наслаждение» (Luxe, Calme at Volupté).



Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. В отличие от своих коллег, отказавшихся от физического смешения красок в пользу раздельных мазков, Матисс снова сконцентрировался на цвете. Намеренно выбрав яркую гамму - красный, фиолетовый, оранжевый - художник отошел от реалистичной трактовки сюжета. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Однако именно за счет этой противоречивости - сочетания классических и новаторских форм - Матиссу впервые по-настоящему удалось показать зрителю собственное видение реальности.

Картина имела успех и была положительно встречена критиками. Тем не менее, очень скоро Матисс оставил и пуантилизм, поняв, что этот путь тоже не для него.

1905 год стал переломным в творчестве Матисса. После долгих поисков и экспериментов с цветом, художнику удалось максимально воплотить в жизнь свое «чувство природы». Вместе с группой единомышленников он принял участие в Осеннем салоне, представив на выставке две новых работы - «Открытое окно» (La Fenêtre Ouverte) и «Женщина в шляпе» (La Femme au Chapeau).

Картины, написанные с полным пренебрежением ко всем правилам, вызвали много шума, возмутив даже привычных к экзотике парижан. Критики окрестили их «горшком краски, брошенным в лицо общественности», а авторов и вовсе прозвали «фовистами» или «дикарями».

Несмотря на резкую критику и возмущение публики, «Женщина в шляпе» была приобретена известной писательницей и ценительницей искусства Гертрудой Стайн (Gertruda Stein). По рассказам одного из очевидцев, «посетители фыркали, глядя на картину, и даже пытались ее сорвать» . Гертруда Стайн не могла понять, почему ей картина кажется совершенно естественной.

Так в живописи появилось новое направление, вошедшее в историю искусства под названием «фовизм». Матисс был признан лидером фовистов, в числе которых были и бывшие однокашники из класса Моро. Отказавшись от традиционных методов изображения предметов и построения картины, эти художники стали писать чистым открытым цветом, упрощая и схематизируя форму. Яркий, порой агрессивный колорит и высокая контрастность легли в основу построения композиции и стали главным приемом «выражения чувств» художников.

«Раздробление цвета привело к раздроблению формы, контура. Результат: вибрирующая поверхность… Я стал писать красочными плоскостями, стараясь достичь гармонии соотношением всех цветовых плоскостей» , - вспоминал Матисс полвека спустя.