Анатолий наумович рыбаков краткая биография. Русский писатель анатолий рыбаков - биография, творчество и интересные факты. Приключения Миши Полякова и его друзей

Чем заинтересовала книга:
1. Нравится как пишет Рыбаков.
2. В детстве был период, когда подсел на трилогию о "Кортике". А здесь, оказывается, главный герой - Михаил Поляков. И хотя нет прямого доказательства, что это и есть тот самый Мишка с Арбата, но - скорее всего, раз ФИО полностью совпадает.

В центре романа - автобаза где-то в Тамбовской области. Послевоенный период. Собственно, производственный роман он и есть производственный - книга о том, как те, кому нужны машины для перевозки не могут их выбить (хотя и платят), а автобазы не могут найти клиента. О том как все крутятся, шуршат, мельтешат, но дело продвигается тяжело, потому что партия приказывает, а выполнять некому. И о том, что нормальный человек живет ради работы-работы-работы (и так 150 раз), а все остальное, включая семью - приятные мелочи на досуге, не более.
По крайней мере такое впечатление складывается.

На самом деле, прочитав эту книгу, совсем не трудно объяснить, почему у них там все так со скрипом продвигается: потому что 90% рабочего времени народ занимается натуральной демагогией. Болтают, решают, заседают, выясняют, высказываются - и не только начальство, а даже и обычные работяги. Конечно, в жизни не совсем так. И тогда, и сейчас. Но вот на страничках "производственный роман" превратился в "ораторский роман".

Минусов нашел много, основные:

1. Читать скучно. Совершенно не узнавал Рыбакова в этих штампах и слоганах на потребу дня.
2. Попытка заигрывать с читателем в виде объявления человеческих эмоций не прошла, на мой взгляд. Например:
"– Прибедняешься, – попробовал шутить Поляков."
Это называется шуткой? Даже на попытку шутить не тянет.
3. Персонажи все - роботы. Совершенно неживые, черно-белые герои, невозможно представить такого в реальности. На их фоне грузовики и автобусы выглядели более одушевленными.
4. Финал в стандартном стиле "Занималась заря". Вот всю книгу целая районная автобаза имела проблемы из-за одного-единственного человека-не-на-своем-месте, а теперь, когда ему сделали замечание (не уволили, даже не отчитали на собрании, а так, мимоходом ай-яй-яй кинули) все бюрократы, лентяи, "портфели", карьеристы и аферисты страны одумаются и станет супер-пупер во всем Советском Союзе.
5. Жанр производственного романа как бы обязывает, чтобы я после чтения понял как все должно работать на подобном предприятии. На деле я теперь знаю, как НЕ должно быть. И все. То что автобусы возят пассажиров, а самосвалы и бортовые грузовики - грузы, которые загружают грузчики, полагаю, не секрет не для кого. Тогда о чем речь?
6. Алкоголь. Блин, это ж сколько выпивал простой советский труженик ежедневно во время обеда, если цензура (а она на момент выпуска книги была на коне) пропустила такое:
"Две стопки выпили под огурчик, одну – под суп, [...], потом еще одну – под суповое мясо, и, наконец, последние две – под второе"
Это два самых положительных героя книги. А вот другой персонаж:
"Он вспомнил, что не обедал сегодня, спустился в ресторан, выпил полстакана водки, запил пивом".
А потом вопросы отчего работа стоит.

Честно, у меня стойкое ощущение, что Рыбакову было ну ооочень противно это писать, но кушать хотелось еще более очень...

Из плюсов я бы назвал только атмосферу советской романтики - такое вот трудяжское ощущение, когда хочется что-то починить, поковыряться в старом двигуне, закрутить гайку и пойти пить пиво. Но так как я его не пью, то вся атмосфера насмарку.

(Производственный роман)

Этот очень интересный человек - писатель и общественный деятель - жил в непростое время. Можно сказать, что он повторил судьбу кумира не одного поколения Александра Солженицына. Его книги сделались символом целой эпохи, и даже сейчас, по прошествии времени, они не утратили ни своей новизны, ни литературной ценности.

Семья и детство Анатолия Рыбакова

Биография будущего писателя началась в деревне Держановке Черниговской губернии (теперь это территория Украины). Он родился 11 января 1911 года в семье инженера. Фамилия отца Анатолия была Аронов, а матери Рыбакова. В автобиографии он всегда указывал город Чернигов. Возможно, Рыбаков стеснялся своего деревенского происхождения.

В зрелом возрасте, уже став писателем, Анатолий Наумович взял в качестве творческого псевдонима, а затем и уже навсегда, фамилию матери. Отец Рыбакова служил на винокуренном заводе, а дед был старостой в синагоге. После отмены черты оседлости родители мальчика переехали в Москву. Это случилось в 1919 году. Жили они на Арбате, в том самом доме, который будет потом описан в произведениях писателя. Учился он в Хворостовской гимназии, а завершал образование в особой опытной школе-коммуне Москвы, где преподавали лучшие тогдашние педагоги.

Юность

После окончания школы мальчик пошёл работать на Дорогомиловский химзавод. А в 1930 году он поступил в Московский транспортно-экономический институт. Но биография Анатолия Рыбакова через три года внезапно и ужасно изменилась. Будучи студентом, он был арестован за контрреволюционную агитацию и пропаганду. Правда, по тем временам он получил не такой уж и большой срок - три года ссылки. Освободившись, Анатолий не мог работать в больших городах, где существовал паспортный режим. Поэтому ему приходилось наниматься то слесарем, то водителем, то грузчиком в провинции России - Рязани, Твери, а также в Татарстане и Башкирии. Возможно, потому его и не ждали дальнейшие аресты. Он никогда не заполнял анкет и словно сделался невидимым для органов госбезопасности.

Война и начало творческой деятельности

Биография Анатолия Рыбакова имеет и армейские страницы. С началом Великой отечественной его призвали. Служил он в основном в автомобильных частях и видел самые знаменитые битвы - от обороны Москвы до штурма Берлина. Он получил звание гвардии инженер-майора, а за военные заслуги с него сняли судимость.

Во время хрущёвской оттепели в 1960 году Анатолия Рыбакова полностью реабилитировали. Но ещё в 1946 после демобилизации он вернулся в Москву и начал пробовать себя в литературном жанре. Первыми писательскими успехами стали повести, написанные для молодых людей.

Официальное творчество в СССР

Биография писателя Анатолия Рыбакова началась в 1948 году. Тогда была опубликована его первая повесть «Кортик». Именно её он подписал псевдонимом - фамилией матери. С тех пор писатель вошёл в историю не как Аронов. Отныне он сделался Анатолием Наумовичем Рыбаковым. Биография его в области литературы имела как бы двойное дно. Он может считаться официозным писателем, поскольку, к примеру, получил Государственную премию Советского Союза ещё в 1951 году за не очень-то примечательный в художественном отношении, зато идейно правильный роман «Водители». Хотя и в нём было кое-что от личного опыта Анатолия.

Интересно, что на премию, по слухам, его рекомендовал Сталин, которому роман приглянулся. Правда, автора то включали в список претендентов, то выбрасывали, как контрреволюционера. Но в итоге всё же оставили. А вот его авантюрные повести, такие как продолжение «Кортика» «Бронзовая птица» или же серия о приключениях и каникулах Кроша, были очень популярны у юношества шестидесятых. Тайны, романтика с пионерско-мальчишеским привкусом, старинные артефакты - всё это было внове и манило свежестью.

В 1970 году был опубликован знаковый роман писателя «Неизвестный солдат», а в 1978 «Тяжёлый песок». Он уже смотрелся диссонансом, поскольку рассказывал о тяжёлой судьбе еврейской семьи, да ещё и на фоне тогдашнего советского антисемитизма.

Что писалось в стол

Но оказалось, биография Анатолия Наумовича Рыбакова не так уж проста. Он со времен шестидесятых годов двадцатого века тайно писал роман, основанный на воспоминаниях о жизни обычных людей в московской коммунальной квартире в самом начале времен сталинских репрессий. Твардовский хотел его издать, как только прочёл. Но цензура не пропустила роман. Как только началась перестройка, в 1987 году Рыбаков издал эту книгу под уже всемирно известным названием «Дети Арбата». Произведение имело эффект разорвавшейся бомбы. Вместе с фильмом Абуладзе «Покаяние» оно стало символом перестройки. Противостояние Саши Панкратова, альтер эго писателя, и Иосифа Сталина - правителя, для которого имеет значение только власть, но не человеческие жизни - наверное, было лучшим из того, что написано на эту тему.

Продолжением романа стала трилогия «Тридцать пятый и другие годы», где говорится о том, что случилось в дальнейшем с детьми Арбата - героями первой книги. Входят в трилогию роман «Страх», опубликованный в 1990 году, и «Прах и пепел», изданный в 1994. Считается, что цикл романов о детях Арбата - это пик творчества Анатолия Рыбакова. После этого в 1997 году он издал только мемуары - автобиографический роман с документальными воспоминаниями.

Последние годы жизни

С книгами о сталинских репрессиях и периоде Большого террора к Анатолию Рыбакову, краткая биография которого изложена выше, пришла всемирная слава. Его произведения стали переводиться на другие языки и были изданы в 52 странах мира. Писатель становится активным общественным деятелем и даже - до 1991 года - возглавляет советский ПЕН-центр. Идентичностью Рыбакова было чувство русского советского еврея. Он был свободным и независимым человеком.

Но в то же время ощущал себя частью еврейского народа. В середине девяностых после распада СССР Рыбаков тяжело заболевает. Чтобы сделать операцию, он уезжает в Соединённые Штаты. Но уже слишком поздно. 23 декабря 1998 года Анатолий Рыбаков умирает в больнице Нью-Йорка. Похоронен он в Москве на Кунцевском кладбище. По романам «Дети Арбата» и «Тяжёлый песок» были сняты телесериалы уже после смерти писателя в 2000-х годах.

Биография Анатолия Рыбакова: кратко о семье писателя

Женой писателя стала не менее известная женщина - Татьяна Винокурова, дочь бывшего наркома пищепрома Микояна, который был и автором, и жертвой сталинских репрессий. Она долгое время была редактором журнала «Кругозор». Один из двух сыновей Анатолия Алексей тоже стал литератором. Он издавался в России под псевдонимом Макушинский, а сейчас живет в Германии в городе Майнце и работает в тамошнем университете на кафедре славистики. Старший сын писателя умер ещё в 1994 году при жизни отца. Его дочь и внучка Анатолия Рыбакова Мария унаследовала семейный дар к писательству. Она является автором популярных романов, таких как «Братство проигравших» и другие.

А. Н. Рыбаков (Аронов) родился 1 (14) января 1911 года в Чернигове в еврейской семье инженера Наума Борисовича Аронова и его жены Дины Абрамовны Рыбаковой.

С 1919 года жил в Москве, на Арбате, д. 51. Учился в бывшей Хвостовской гимназии в Кривоарбатском переулке. В этой же школе и в это же время учился Юрий Домбровский. Восьмой и девятый классы окончил в Московской опытно-показательной школе-коммуне (сокращенно МОПШКа) во 2-м Обыденском переулке на Остоженке. Школа возникла как коммуна комсомольцев, вернувшихся с фронтов гражданской войны.

По окончании школы работал на Дорогомиловском химическом заводе, грузчиком, потом шофёром.

В 1930 году поступил в Московский институт инженеров транспорта.

5 ноября 1933 года арестован и Особым совещанием коллегии ОГПУ осужден на три года ссылки по статье 58-10 (Контрреволюционная агитация и пропаганда). По окончании ссылки, не имея права жить в городах с паспортным режимом, скитался по России. Работал там, где не надо заполнять анкеты. С 1938 года по ноябрь 1941 года работал главным инженером Рязанского областного управления автотранспорта.

С ноября 1941 года по 1946 год служил в Советской армии в автомобильных частях. Участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и кончая штурмом Берлина. Последняя должность — начальник автослужбы 4-го Гвардейского Стрелкового корпуса, звание — гвардии инженер-майор. «За отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками» признан не имеющим судимости.

В 1960 году полностью реабилитирован.

А. Н. Рыбаков умер 23 декабря 1998 года в Нью-Йорке. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Поэт, прозаик и эссеист Алексей Макушинский — сын Анатолия Рыбакова. Писательница Мария Рыбакова — внучка А. Н. Рыбаков

Анатолий Рыбаков был президентом советского ПЕН-центра (1989—1991), секретарём правления Союза писателей СССР (с 1991). Доктор философии Тель-Авивского университета.

С трудом из-за непривычности тематики пробившийся в советскую печать и сразу принесший Рыбакову огромную популярность роман Тяжелый песок (1978) повествует о жизни еврейской семьи в 1910-1940-х годах в одном из многонациональных городков Западной Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии "Холокоста" и мужестве Сопротивления. Это вершинное произведение писателя соединило все краски его художественной палитры, добавив к ним философичность, тягу к историческому анализу и мистическую символику (образ главной героини, прекрасной возлюбленной, затем жены и матери Рахили на последних страницах является как полуреальное олицетворение гнева и мести еврейского народа).

Основанный на личных переживаниях Рыбакова роман Дети Арбата (1987) и продолжающая его трилогия Тридцать пятый и другие годы (кн. 1, 1988; кн. 2 - Страх, 1990; кн. 3 - Прах и пепел, 1994) воссоздает судьбы поколения 1930-х годов, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти. Среди других произведений писателя - повесть Неизвестный солдат (1970) и автобиографический Роман-воспоминания (1997). Анатолий Рыбаков - лауреат Государственных премий СССР и РСФСР.


ru.wikipedia.org

Биография

Анатолий Наумович Рыбаков – писатель, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. Автор книг: «Кортик», Бронзовая птица» (1956), «Екатерина Воронина», «Лето в Сосняках», «Приключения Кроша», «Неизвестный солдат», «Дети Арбата» и др. Награжден 3 орденами, а также медалями. Участник Великой Отечественной войны



Он говорил, что выполнил дело своей жизни – написав роман о сталинском времени. Написать роман о конце XX века он не успел.

Анатолий Наумович Рыбаков родился 14 января 1911 году в украинском городе Чернигове, но уже в раннем возрасте переехал вместе с родителями (Ароновым Наумом Борисовичем и Рыбаковой Диной Авраамовной) в Москву. Они проживали по адресу Арбат, д.51

Все детские впечатления и воспоминания Рыбакова связаны с жизнью большого города 20-х годов. Здесь, в Москве, он вступил в пионеры, когда только образовывались первые пионерские организации, здесь учился в знаменитой тогда школе-коммуне имени Лепешинского, здесь стал комсомольцем, здесь рано начал свою трудовую жизнь на Дорхимзаводе.

В 1930 году А. Н. Рыбаков поступил в Московский институт инженеров транспорта и впоследствии стал инженером-автомобилистом. 5 ноября 1933 года, будучи студентом, арестован и осужден по статье 58-10 ("контрреволюционная агитация и пропаганда") на три года ссылки. После окончания ссылки скитался по стране, работал шофером, слесарем.



Вторая половина 30-х годов - время скитаний Рыбакова по стране; тогда будущий писатель увидел многие города и переменил много профессий, по-настоящему узнал людей и жизнь.

С самого начала Великой Отечественной войны был мобилизован в армию. Участвовал в боях на различных фронтах, от обороны Москвы и до штурма Берлина. Последняя должность - начальник автослужбы 4-го Гвардейского Стрелкового корпуса, получил звание Гвардии инженер-майор. "За отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками" признан не имеющим судимости.

После войны А. Рыбаков обращается к литературной деятельности. Пишет приключенческие повести для юношества. Известность пришла к писателю с "Кортиком" (1948.г), затем появились и другие книги, укрепившие его популярность: “Бронзовая птица”, трилогия “Приключения Кроша”, "Тяжелый песок"...

Первый роман, написанный Рыбаковым, "Водители" (1950), был посвящен людям, хорошо ему знакомым. Роман "Екатерина Воронина" (1955), экранизированный в 1957, имел также большой успех. В 1964 публикует роман "Лето в Сосняках".

"Дети Арбата"

В 1965 г. Рыбаков приступил к написанию своего главного романа "Дети Арбата". Журнал "Новый мир" анонсировал его публикацию в 1967 году. Не появился. Журнал "Октябрь" анонсировал его публикацию в 1979 году. Не появился. Журнал "Дружба народов" стал печатать роман в 1987 году. С выходом романа тираж журнала вырос со 150 тысяч до 1 200 тысяч. экземпляров



Роман, по выражению поэта Семена Липкина "шекспировской силы", появился еще чрезвычайно своевременно. Появись он ранее в самиздате или за рубежом, как Рыбаковунеоднократно предлагали, о нем бы говорили, но вполголоса, на кухнях. Гласность обеспечила ему ни с чем не сравнимый резонанс, тираж романа составил 10,5 миллиона экземпляров. Его перевели на десятки языков. Экземпляры различных изданий занимают целый шкаф в его московской квартире.

Художественное произведение стало фактом истории. О штурме Зимнего, которого на самом-то деле не было, новые поколения судят по инсценировке Сергея Эйзенштейна в фильме "Октябрь". Так и о Сталине будут судить по роману Рыбакова. Вообще-то, советский диктатор там не главный герой, но именно этот образ вызвал особенно острую полемику между его защитниками и критиками.

Евгений Евтушенко говорил: "После этого романа невозможно будет оставить те же учебники по истории в библиотеках и школах". Тысячи, может быть, десятки тысяч прочтут исторические исследования о Сталине. Миллионы прочли "Дети Арбата" и составили свое мнение. И не только у нас. Роман был издан в 52 странах!

В книге Сталин говорит: "Смерть решает все проблемы. Нет человека – нет проблемы". Неизвестно, произносил ли когда-либо Сталин эту сентенцию. Но читатель как будто слышит, вот Сталин не спеша, покуривая трубку, со своим грузинским акцентом произносит эту фразу. И теперь ее приписывают Сталину в сборниках цитат.

Бессменный автор гимнов, Сергей Михалков, предупредил Рыбакова перед одним из обсуждений романа: он не пойдет, "ты там рассуждаешь за Сталина". Рыбаков парировал: "Разве Толстой не рассуждает за Наполеона?". – "Ты ведь не Толстой". – "Однако стремлюсь и другим советую".



Автор, юноша с Арбата, прошедший Лубянку, Бутырку и сибирскую ссылку, чтобы в 1951 году стать лауреатом Сталинской премии по литературе за роман "Водители", изучил все доступные ему материалы о вожде народов. Сейчас их много, а тогда архивы были закрыты и все же Рыбакову, острому наблюдателю человеческих страстей, удалось оставить нам портрет «вождя», который большинство сочтет законченным.

Вот эта исследовательская въедливость в сочетании с талантом проникновения в психологические глубины и дает нам того Сталина, который нам запомнится, и не так уж важно, что еще напишут о нем историки.



"Хотя понимаю, что текст рассуждений тогдашнего генсека – ваш вымысел, по сути дела, ваша версия, – писал автору Эльдар Рязанов, – написана с невероятной убедительностью". А вот отзыв Вениамина Каверина: "Сюда просится термин "исследовательский роман". Позиция автора продиктована стремлением доказать, что поговорка "цель оправдывает средства" основана на лжи и безнравственности. Ходы Сталина бесчеловечно талантливы, но в ходах этих отсутствует тот, ради кого он, по его словам, действует, – отсутствует человек".

Немало критиков встретили роман в штыки – развенчивался умело и убедительно их кумир. В Чебоксарах, например, местные власти противились переводу книги на чувашский язык. А из Ярославля просили разрешить безгонорарную допечатку.

Роман "Дети Арбата", вышедший в 1987 году, стал настоящим событием в литературной жизни России. Впоследствии Арбатскую трилогию завершили романы “Страх” и "Прах и пепел".

Наши дни

До последних дней жизни Анатолий Рыбаков оставался оптимистом, жизнелюбом в силу своего бойцовского характера. Рыбакова очень беспокоила судьба его поколения – поколения идеалистов, веривших, что можно улучшить человеческую породу и создать справедливое общество.

На долю этого поколения щедро выпали сталинские и немецкие пули, прах, а то, что они все-таки успели сделать, стало пеплом. Так, собственно, и называется последняя книга трилогии о детях Арбата – "Прах и пепел". Название, отнюдь не манящее читателя открыть книгу. Но прочитанную теми, кого увлекла судьба Саши Панкратова, его друзей, его страны.



Рыбаков умудрялся шутить даже на операционном столе. На второй день после операции шунтирования, в июне 1998 года, он, как ни в чем ни бывало, раздавал автографы медсестрам клиники, оказавшимися российскими эмигрантками, планировал вернуться за стол к очередной рукописи.

А на операцию он решился ради читателей, хотевших проследить дальнейшую судьбу детей Арбата в третьем и четвертом поколениях. В 87 лет Рыбаков продолжал работать, писал от руки, передавал написанное жене Тане, она перепечатывала на компьютере – и начиналась правка.

Врачи, попутешествовав с катетером по сосудам его сердца, сказали (в Америке врачи ничего от пациента не скрывают), что не могут гарантировать ему шести лет, необходимых для осуществления этого последнего авторского замысла. Непоправимое может случиться в любую минуту. Более того, врачи не обещали ему и сохранения трудоспособности. Необходимо было создать обводные пути питания сердечной мышцы взамен закупоренных сосудов, позаимствовав кусочки вены с ноги. Тогда впереди – еще несколько творческих лет.

– Я выполнил дело жизни, – говорил Рыбаков. – Написал роман о сталинском времени и опубликовал его при своей жизни. Написал и автобиографию, как бы подводя итоги ("Роман-воспоминание"). Теперь я получаю шесть лет. Я хочу написать роман о конце ХХ века, об истории разрушения сначала Советского Союза, а теперь и России.

Операцию провел известный хирург Субраманиан, индиец по национальности, по новейшей методике, без вскрытия грудной клетки, и сама операция, и послеоперационный период прошли вроде бы прекрасно. Впереди – шесть лет!

Через шесть месяцев Рыбаков, отойдя ко сну, уже не проснулся. А всего лишь за два дня до этого горячо обсуждал судьбы России с Григорием Явлинским.И говорил ему: "Вам нужны лозунги наполеоновской силы: “Солдаты, над вами солнце Аустерлица””.



Рыбаков уехал в Америку, чтобы иметь возможность спокойно работать. В Переделкино постоянно дергали, отрывали от письменного стола. А времени-то оставалось немного… В конце концов, и Максим Горький свой роман "Мать", положивший начало так называемому социалистическому реализму, написал на даче в адирондакских горах к северу от Нью-Йорка.

В 1990 году вышел сборник ”Дети Арбата” Анатолия Рыбакова", где сталкивались мнения о романе. Книгу объявляли написанной в "традиционной манере", как будто это имело какое-то значение для миллионов читателей, поглощавших увлекательный роман взахлеб. Сравнивали ее с "Тремя мушкетерами" Александра Дюма, дескать, приключенческая литература на историческую тему для детей. Это, скорее, комплимент автору любимого детворой "Кортика".

Рыбаков всегда работал тщательно. От него остались старомодные папки с тесемочками. На папках надписи: "Ельцин", "Гайдар", "Чубайс", "Кириенко". В них – вырезки, заготовки для задуманного романа "Сын". Сорванного безжалостным временем.

Через несколько дней после смерти писателя, его вдова Таня получила в числе других письмо от Бернарда Каменицки, читателя из города Бока Ратон во Флориде. Автор выражал соболезнование и писал: "Прочитав его книги, я как человек стал лучше".

Чего большего желал бы любой писатель? Sem40.ru по информации СМИ. 17-01-2005

ru.wikipedia.org

Биография

Родился в семье инженера Наума Борисовича Аронова и его жены Дины Абрамовны Рыбаковой в Чернигове.



С 1919 года жил в Москве, на Арбате, д. 51. Учился в бывшей Хвостовской гимназии в Кривоарбатском переулке. Восьмой и девятый классы окончил в Московской опытно-показательной школе-коммуне (сокращенно МОПШКа) во 2-м Обыденском переулке на Остоженке. Школа возникла как коммуна комсомольцев, вернувшихся с фронтов гражданской войны.

По окончании школы работал на Дорогомиловском химическом заводе, грузчиком, потом шофёром.

В 1930 году поступил в Московский институт инженеров транспорта.

5 ноября 1933 года арестован и Особым совещанием коллегии ОГПУ осужден на три года ссылки по статье 58-10 (Контрреволюционная агитация и пропаганда). По окончании ссылки, не имея права жить в городах с паспортным режимом, скитался по России. Работал там, где не надо заполнять анкеты.

С 1941 года в армии. Участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и кончая штурмом Берлина. Последняя должность - начальник автослужбы 4-го Гвардейского Стрелкового корпуса, звание - гвардии инженер-майор. «За отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками» признан не имеющим судимости. В 1960 году полностью реабилитирован.

Награждён орденами Отечественной войны I и II степеней, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.Анатолий Рыбаков похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Творчество

После войны А. Рыбаков обращается к литературной деятельности, начав писать приключенческие повести для юношества - повесть «Кортик» (1948) и её продолжение - повесть «Бронзовая птица» (1956). Обе повести были экранизированы - фильм «Кортик» в 1954 году (повторно в 1973 году), фильм «Бронзовая птица» в 1974-м.



Юношеству были адресованы и следующие повести - «Приключения Кроша» (1960) с продолжением «Каникулы Кроша» (1966). Их экранизации - «Приключения Кроша» в 1961 году и «Каникулы Кроша» в 1979 году.

Первый роман, написанный Рыбаковым, был посвящен людям, хорошо ему знакомым, - «Водители» (1950; Сталинская премия, 1951). Роман «Екатерина Воронина» (1955), экранизированный в 1957 год, имел большой успех. В 1964 году публикует роман «Лето в Сосняках».

В 1975 году вышли продолжение повестей «Кортик» и «Бронзовая птица» - повесть «Выстрел» и фильм по ней - «Последнее лето детства».

В 1978 году увидел свет роман «Тяжёлый песок». Роман повествует о жизни еврейской семьи в 1910-40-х годах в одном из многонациональных местечек на севере Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии Холокоста и мужестве гражданского сопротивления. Это вершинное произведение писателя соединило все краски его художественной палитры, добавив к ним философичность, тягу к историческому анализу и мистическую символику (образ главной героини, прекрасной возлюбленной, затем жены и матери Рахили на последних страницах является как полуреальное олицетворение гнева и мести еврейского народа).

Роман «Дети Арбата», написанный ещё 60-х годах и опубликованный только в 1987 году, был одним из первых о судьбе молодого поколения тридцатых годов, времени больших потерь и трагедий, роман воссоздает судьбы этого поколения, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти, понять «феномен» Сталина и сталинизма.



В 1989 году вышло его продолжение - роман «Тридцать пятый и другие годы». В 1990 году - роман «Страх», в 1994 году - «Прах и пепел». В тетралогии использованы элементы биографии автора (Саша Панкратов).

В 1995 году было издано собрание сочинений в семи томах. Позднее - автобиографический «Роман-воспоминания» (1997).

Книги изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. В 2005 году вышел телесериал «Дети Арбата». В 2008 году вышел телесериал «Тяжёлый песок».

Анатолий Рыбаков - лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, был президентом советского ПЕН-центра (1989-1991), секретарём правления Союза писателей СССР (с 1991). Доктор философии Тель-Авивского университета.

Интересные факты



Два разных цикла произведений, начатые «Кортиком» и «Детьми Арбата» соответственно, связаны между собой. Главный герой "Детей Арбата" - Саша Панкратов - является одним из эпизодических персонажей последней повести первого цикла - "Выстрел". В романе "Страх" упоминается расстрел Миши Полякова в ходе чисток 1937-1938 годов.

Библиография

Серия "Кортик":
Кортик (1946-1948)
Бронзовая птица (1955-1956)
Выстрел (1975)

Серия "Приключения Кроша"
Приключения Кроша (1960, янв.-март)
Каникулы Кроша (1964-1964)
Неизвестный солдат (1969-1970)

Трилогия "Дети Арбата"
Дети Арбата (1966-1983)
Страх (1988-1990)
Прах и пепел (1991-1994)

Водители (1949-1950)

Тяжелый песок (1975-1977)

Роман-воспоминание (опубл. в 1997)

Екатерина Воронина (1955)
Лето в Сосняках (1964)

Переведенные произведения
The Dirk (by David Skvirsky)
The Bronze Bird (by David Skvirsky)

Биография

В 50-х годах в бывшем Советском Союзе дети зачитывались приключенческой повестью времен гражданской войны «Кортик», автором которой был Анатолий Рыбаков. Затем последовало продолжение «Кортика» - повесть «Бронзовая птица», за ней - увлекательная история симпатичного подростка Кроша - «Приключения Кроша» и «Каникулы Кроша». Наряду с книжками для детей и юношества автор опубликовал два романа на модную тогда «производственную» тему: «Водители» и «Екатерина Воронина». Большинство из произведений автора были экранизированы и имели, кроме читательского, еще и зрительский успех.

Как же так случилось, что юдофобский журнал напечатал такой роман, и вообще, почему вполне преуспевающий русский писатель (многие не догадывались, что Рыбаков еврей отважился написать сомнительный, по мнению брежневских литературных блюдолизов, роман, а потом и вообще крамольные «Дети Арбата»?

Обо всем этом, а также о многом другом писатель, находящийся в настоящее время в Нью-Йорке и работающий в библиотеке Колумбийского университета над заключительной частью эпопеи о сталинских временах, рассказал на вечере, организованном Центром культуры иммигрантов из Советского Союза. Встреча состоялась в зале «Арбетер ринг» - одной из старейших еврейских организаций Америки.

Невысокого роста, моложавый (никогда не подумаешь, что ему уже пошел 82-й год), дружелюбный и общительный, Анатолий Наумович без лишних слов приступил к своеобразной авторской исповеди.

В «Краткой литературной энциклопедии», в 6-м томе, вышедшем в 1971 году, сообщается, что писатель родился в 1911 году в Чернигове, в 1934 году окончил Московский институт железнодорожного транспорта, долго работал по специальности, был участником Великой Отечественной войны. Дальше идет перечень его произведений. И все. О том, что он был исключен из института, репрессирован, сослан, а через три года после возвращения лишился права жить не только в родной ему Москве, в том самом дворе на Арбате, который он впоследствии описал в «Детях Арбата», но и в других столичных городах, вынужден был скитаться по всей России в поисках угла и куска хлеба - обо всем этом не сказано ни слова.

И вот однажды, было это в 1939 году, он, ночуя на каком-то вокзале, встретил молодого парня, который рассказал ему совершенно невероятную, в каком-то смысле забавную историю о том, как его дед уехал в конце прошлого столетия в Швейцарию, окончил там медицинский факультет университета, стал преуспевающим врачом, женился, жена родила ему троих сыновей, двое из них пошли по его стопам, а с третьим, младшим, которого звали Яковом, он поехал навестить свой родной Симферополь. Там, в Симферополе, Яков встретил красивую девушку и влюбился в нее с первого взгляда. Она оказалась дочерью местного сапожника и звали ее... впрочем, неважно, как ее звали на самом деле, в романе она названа именем прародительницы нашей Рахиль, жены Яакова.

Что было дальше? Яков женился на Рахиль, увез ее в Швейцарию, там она родила ему сына, они были счастливы, но по прошествии какого-то времени девушка загрустила по дому, родным и, несмотря на уговоры Якова и его близких, вернулась с маленьким сыном домой, в Симферополь. Через некоторое время туда прикатил и Яков. Думал уговорить жену вернуться с Швейцарию, но тут началась Первая мировая война, затем революция, и он «застрял» в России на всю оставшуюся жизнь. Стал сапожником, выучил русский язык, появились еще дети, среди них и этот парень...

Рыбакова история эта тронула, но то, что она ляжет в основу его романа, он и не думал, он тогда еще вообще не помышлял стать писателем. Его больше занимал вопрос, найдет ли он завтра работу и ночлег.

В начале 70-х годов его, уже известного писателя, нашел тот самый парень, постаревший на тридцать с чем-то лет, и рассказал о том, как погибли от рук фашистских убийц его родители, родственники, вообще евреи Симферополя. И тогда Рыбаков понял, что ему от этой темы не уйти, что он должен, обязан написать обо всем этом большой роман, запечатлеть своих несчастных соплеменников. Одним словом, как там у Ильи Эренбурга: «Горе, открылась старая рана, мать мою звали по имени - Хана».

Работу над романом Рыбаков начал с поездки в Симферополь, бродил там по улицам и переулкам, где во время оккупации короткое время было еврейское гетто, посетил место, куда вывезли и расстреляли симферопольских евреев. Он понял, что здесь ему книгу не написать, что Симферополь ему город чужой.

И тогда он решил перенести место действия будущего романа на родину своего деда, в Сновск - небольшой торгово-промышленный город бывшей Черниговской губернии, куда мама привозила его десятилетним мальчиком в голодном 1921-м году.

Дед был зажиточным промышленником, уклад в его доме поддерживался религиозно-патриархальный. Сам же городок был интернациональным, в нем жили (в мире и согласии) евреи, украинцы, поляки, белорусы, русские.

И вот более чем через полстолетия он вновь очутился в Сновске. Теперь это был типичный советский райцентр: чиновников - хоть отбавляй, а экономика - плачевная, из 3-х тысяч евреев осталось не более 200...

А потом, когда роман был написан, возник вопрос: где его печатать? Сделать это в «Новом мире» или «Юности», в журналах, где Рыбаков опубликовал большинство своих произведений, оказалось невозможным. И тогда он обратился, как мы уже знаем, в «Октябрь». Незадолго до этого здесь произошла смена власти. После смерти Кочетова редакцию возглавил А. Ананьев, известный в писательских кругах как человек порядочный. Для того, чтобы вытянуть журнал из болота, привлечь новых читателей, ему нужно было срочно опубликовать что-нибудь сенсационное. Таким произведением и оказался «Тяжелый песок». Причем, чтобы «проскочить» цензуру, контролируемую высшими партийными органами, Рыбаков вначале представил лишь первую часть романа, действие которой происходит до революции. И все же пришлось изменить одно из мест действия -швейцарский город Базель: некий критик донес самому «серому кардиналу» Суслову, что в этом самом Базеле проходил когда-то сионистский конгресс, следовательно, роман с сионистским душком.

Так или иначе, но роман был напечатан и произвел огромное впечатление на читателей, и не только евреев. Что касается критики, то она в большинстве случаев помалкивала, опасаясь попасть впросак, а более всего - в немилость своего партийного начальства.

Но это не огорчило писателя, для него куда важнее были сердечные отзывы читателей, десятки тысяч писем. В одном из писем были такие слова: «Лишь прочитав роман, я почувствовал себя настоящим евреем и горжусь этим». Выйдя однажды из своего дома в Переделкино, Рыбаков увидел еврейских юношей, которые, оказывается, оберегали его жилище от хулиганов, грозивших устроить пожар.

Еще много интересного рассказал своим почитателям в тот вечер Анатолий Рыбаков. И не только о «Тяжелом песке», но и о еще более трудной судьбе «Детей Арбата», а также о работе над завершающей частью трагической эпопеи, которую он условно назвал «Расплата».

Биография

Анатолий Наумович Рыбаков (1911 - 23 декабря 1998) - русский писатель. Романы о социально-нравственных коллизиях современного производства: «Водители» (1950; Государственная премия СССР, 1951), «Екатерина Воронина» (1955). Социально-психологический роман «Тяжелый песок» (1978). Повести для юношества «Кортик»(1948), «Приключения Кроша» (1960).

В романах «Дети Арбата» (1987), «Тридцать пятый и другие годы» (кн. 1, 1988, кн. 2, «Страх», 1990, кн. 3, «Прах и пепел», 1994) время тоталитарного режима воссоздано через судьбы поколения 30-х гг.; художественный анализ «феномена Сталина». «Роман-воспоминание» (1997). Репрессирован в 1933-36.

Энциклопедия Кирилл и Мефодий

«Анатолий Рыбаков родился в городе Чернигове, в семье инженера. После окончания школы он поступил на автодорожный факультет Московского института инженеров транспорта. Однако окончить его Рыбаков не успел - по политическому обвинению его выслали из столицы с отметкой в паспорте «минус» (ее обладателю не разрешалось жить в больших городах).

Начинаются долгие скитания Рыбакова по стране. Сначала он работает на Дорогомиловском химическом заводе, затем трудиться на автотранспортных предприятиях Башкирии, Калинина, Рязани. По словам писателя: «Это спасло меня от повторного ареста в период разгула репрессий в 37-40-х годах. Став своего рода «бомжем», я как бы выпал из поля зрения «органов», которые все время «подбирали» тех, кто однажды побывал у них в лапах. Спасло меня и то, что, следуя совету одной доброй женщины, жившей тоже на Арбате, близкой знакомой моей матери, все время старался держаться подальше от крупных индустриальных объектов…»

В 1941 году Анатолий Рыбаков уходит на фронт рядовым. Войну он закончил в звании майора, в должности начальника автослужбы гвардейского стрелкового корпуса.

Первая книга Анатолия Рыбакова - детская приключенческая повесть «Кортик» - была опубликована в 1948 году. Спустя три года Рыбаков уже получил Сталинскую премию за повести «Водители» и «Екатерина Воронина». За последующие годы Рыбаков написал еще несколько книг, каждая из которых имела успех у читателей: «Приключения Кроша» (1960), «Лето в Сосняках» (1964), «Каникулы Кроша» (1966), «Неизвестный солдат» (1970), «Тяжелый песок» (1979) и др.

Многие из этих произведений были экранизированы, за что в 1973 году Анатолия Рыбакова удостоили Государственной премии РСФСР в области кинематографии имени братьев Васильевых».

Раззаков Ф. И. Досье на звезд. Их любят, о них говорят. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 679-680.

Биография

РЫБАКОВ, АНАТОЛИЙ НАУМОВИЧ
(1911-1998), русский писатель.
Настоящая фамилия Аронов.

Родился 1 (14) января 1911 в Чернигове, сын инженера. С 1918 жил в Москве, где окончил школу и поступил в Московский институт инженеров транспорта. 5 ноября 1933 года, будучи студентом Транспортного института, был арестован и осужден по статье 58-10 ("контрреволюционная агитация и пропаганда") на три года ссылки. После окончания ссылки скитался по стране, работал шофером, слесарем и т.д. С самого начала войны мобилизован в армию. Прошел с боями от Москвы до Берлина, награжден многими орденами и медалями; начав войну рядовым, окончил ее в звании майора, в должности начальника автослужбы гвардейского стрелкового корпуса.

Известность приобрел первыми же повестями, адресованными юным читателям, не одно поколение которых автор увлек захватывающим сюжетом, основанном на раскрытии "тайны", высоким романтическим настроем, соединенным с бытовой конкретикой, добрым юмором и лиризмом: Кортик (1948; одноим. фильм 1954, реж. В.Я.Венгеров и М.А.Швейцер), где события разворачиваются в период Гражданской войны и нэпа в Москве, на Арбате - любимом месте действия многих героев Рыбакова., и ее продолжение Бронзовая птица (1956). Живость повествования, психологическая убедительность, остроумие, проявившееся в названных произведениях, свойственны и повестям Приключения Кроша (1960) и Каникулы Кроша (1966), написанным от лица подростка.

Первый "взрослый" роман Рыбакова Водители (1950; Государственная премия СССР, 1951) посвящен людям, хорошо знакомым автору по прежней профессии инженера-автомобилиста, и принадлежит к лучшим образцам "производственной" прозы, подкупая достоверностью изображения, умелым воссозданием трудовых будней автобазы провинциального городка, тонкой индивидуализацией характеров.

Непростые проблемы взаимоотношений в коллективе волжских речников в центре второго "производственного" романа Рыбакова Екатерина Воронина (1955; одноим. фильм 1957, реж. И.М.Анненский). В романе Лето в Сосняках (1964) напряженная жизнь большого предприятия показана писателем через призму психологического конфликта честного горемыки и тупого догматика, что отражало реальное взрывоопасное противоречие "застойного" времени.

С трудом из-за непривычности тематики пробившийся в советскую печать и сразу принесший Рыбакову огромную популярность роман Тяжелый песок (1978) повествует о жизни еврейской семьи в 1910-1940-х годах в одном из многонациональных городков Западной Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии "Холокоста" и мужестве Сопротивления. Это вершинное произведение писателя соединило все краски его художественной палитры, добавив к ним философичность, тягу к историческому анализу и мистическую символику (образ главной героини, прекрасной возлюбленной, затем жены и матери Рахили на последних страницах является как полуреальное олицетворение гнева и мести еврейского народа).

Основанный на личных переживаниях Рыбакова роман Дети Арбата (1987) и продолжающая его трилогия Тридцать пятый и другие годы (кн. 1, 1988; кн. 2 - Страх, 1990; кн. 3 - Прах и пепел, 1994) воссоздает судьбы поколения 1930-х годов, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти. Среди других произведений писателя - повесть Неизвестный солдат (1970) и автобиографический Роман-воспоминания (1997). Анатолий Рыбаков - лауреат Государственных премий СССР и РСФСР.

Рядом с пионерским лагерем, где отдыхают Миша с Генкой находится старая графская усадьба, о которой ходят страшные слухи. Друзьям не терпится проверить эти слухи, в результате чего они втягиваются в очередное приключение...

Это книга о шоферах и шоферском труде, о радостях и горестях рабочего человека. Ни материал, ни сюжет, ни стиль романа нисколько не напоминает трилогию Кортик-Бронзовая птица-Выстрел. И только имя героя "Водителей", молчаливого начальника автобазы - Михаил Григорьевич Поляков, - выдает внутреннее намерение автора дать картину судьбы поколения, начавшего свой путь при свете первых пионерских костров и принявшего на свои плечи главный...

Действие завершающей повести трилогии происходит спустя восемь лет. Пути друзей за это время разошлись. Генка изменился в худшую сторону, Славка работает тапером в ресторане. Во дворе, где они проживают происходит убийство инженера Зимина. Главный подозреваемый главарь местной шпаны Витька Буров.

Роман повествует о горькой странице в истории России - о временах культа личности, о страшных испытаниях, выпавших на долю жертв сталинской тирании.

Работа над арбатской трилогией, которую Рыбаков считал главным делом своей жизни, началась еще в середине 1950-х гг. "Могучая, мощная, шекспировской силы вещь", - отозвался о "Детях Арбата" Л. Анненский на заседании редколлегии журнала "Дружба народов" в 1987 году, когда наконец было принято решение о публикации романа, пролежавшего в столе более двадцати лет и ставшего символом начала новой эры в истории России.

Родившаяся в приволжском городке, воспитанная суровой и властной бабушкой, Катя рано осталась без матери. Когда наступила война, Екатерина пошла работать в госпиталь. Здесь к ней пришла первая любовь, которая принесла и первое разочарование. После войны, окончив институт, молодой инженер Воронина становится начальником участка речного порта.

Герои Анатолия Рыбакова хорошо знакомы уже нескольким поколениям детей, любителей веселых и опасных приключений. Любознательный и честный Крош увлекается расследованием загадочных происшествий. Его волнует не только то, что произошло рядом с ним, но и то, что случилось за много лет до его рождения. В повести "Каникулы Кроша" он сталкивается с тайной исчезновения коллекции старинных японских миниатюрных скульптур и восстанавливает честное имя оболганного коллекционера.

Герои Анатолия Рыбакова - обычные московские школьники. Наблюдательность и любопытство арбатских мальчишек Миши, Генки и Славки не дают им скучать, они предпочитают жизнь насыщенную и беспокойную. Загадка старинного кортика увлекает ребят в приключения, полные таинственных событий и опасностей.

В трилогии описана увлекательная, изобилующая острыми ситуациями, захватывающими приключениями и вместе с тем сложная жизнь пионеров и комсомольцев первых лет Советской власти.
Художник Александр Иванович Кошель.

Действие романа происходит в 50-х годах на одном из крупных химических заводов страны, построенном еще в годы первой пятилетки. В центре романа - драматическая судьба аппаратчицы Лили Кузнецовой. Писатель остро ставит вопрос о моральной ответственности людей за свои поступки, о чести и достоинстве советского человека.