Анатолий мигов. «Пётр-паук» и «сфинксы-скелеты». Самые известные скульптуры Шемякина Памятник «Царская прогулка» в Стрельне


Жители Санкт-Петербурга, да и многие его гости, хорошо знают, что в этом городе сфинксы – совсем не редкость. Они - одно из украшений города, и к ним все уже привыкли. Но почему сфинксы и сколько их здесь? Давайте прогуляемся по тем местам, где «обосновались» эти необычные и загадочные существа…

У разных народов представления о сфинксах тоже были разными. У древних египтян сфинксы представляли собой существа с телом гордого льва и головой человека. Нередко лики египетских сфинксов напоминали лица их фараонов. У греков же сфинксы были крылатыми, имели тело льва или собаки и женские голову и грудь.

Сфинксы на парадной набережной


Это единственные в Петербурге самые настоящие сфинксы из Древнего Египта, им более трех тысяч лет. Они очень большие – более 5 метров в длину и высотой 4.5 метра. Вес каждого из них – 23 тонны.

«По мастерству исполнения, - фигуры вырезаны из крепчайшего египетского красно-коричнево-серого гранита, - обилию надписей и хорошей сохранности, Невским сфинксам нет равных в мире. Даже египетские музеи и Лувр не имеют таких экспонатов. » В. Струве

Они давно уже прижились в этом северном городе, став его неотъемлемой частью.
Но каким образом эти огромные сфинксы из далекой страны попали сюда?


История появления египетских сфинксов в Санкт-Петербурге

В начале 19 века Европу охватило увлечение восточной культурой, не миновало это и Санкт-Петербург. В Павловске появляется Египетский вестибюль, в Царском Селе - Египетская пирамида, а в самом городе - Египетский мост, а вскоре и эти египетские сфинксы. Начиная с 14 века до н. э. они охраняли святилище фараона Аменхотепа III в Фивах. Сменялись годы, века, тысячелетия, и время было не властно над ними.

Но когда цивилизация Древнего Египта пришла в упадок, храм разрушился, а сфинксы оказались надолго погребенными под толстым слоем песка. Откопали их лишь в конце 20-х годов 19 столетия, после чего было решено выставить их на продажу.


Один из этих сфинксов как-то попался на глаза офицеру Андрею Муравьеву, находящемуся в то время в Египте. Это доныне невиданное им существо настолько поразило русского офицера, что Муравьев тут же направил письмо российскому послу с просьбой обсудить с императором возможность покупки сфинксов для России.

Однако Николай I не сразу одобрил эту идею, потом последовала долгая возня с бумагами. Но когда все подготовили, оказалось, что сфинксов уже купила Франция для того, чтобы украсить ими Париж.

Однако вывести их из Александрии французы не успели, началась революция 1830 года, и им стало совсем не до сфинксов. Тогда они и согласились перепродать их России. И, наконец, весной 1832 года сфинксы прибыли в Петербург. Целый год вез их из Александрии греческий корабль под названием «Добрая надежда».

При погрузке на корабль, у одной из скульптур лопнул трос. Огромный сфинкс упал, разбив борт корабля, и чуть не потопил его. Сам он тоже пострадал при этом – отбилась часть подбородка, повредилось и лицо, на котором канат оставил глубокий след.


Два года сфинксы простояли во дворе Академии художеств в ожидании своего часа. Наконец пристань была достроена, и в 1834 году их водрузили на высокие пьедесталы из финского гранита.
И с тех пор они являются великолепным украшением набережной Невы в парадной части столицы.


Глаза их устремлены в бесконечность, и порой кажется, что эти древние сфинксы скрывают от нас какую-то тайну. Ведь они столько повидали в этой жизни…


Частенько вдоль этой набережной, любуясь на сфинксов, прогуливался и А.С.Пушкин.
«...лица этих сфинксов как загадка, которую нужно разгадать ».


Многие поэты посвящали им стихи:

«Волшба ли белой ночи приманила
Вас маревом в полон полярных див,
Два зверя-дива из стовратых Фив?
Вас бледная ль Изида полонила?
Какая тайна вам окаменила
Жестоких уст смеющийся извив?
Полночных волн немолкнувший разлив
Вам радостней ли звезд святого Нила?»
Вячеслав Иванов

«Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они как будто слышат волны
Иной, торжественной реки.
Для них, детей тысячелетий,
Лишь сон виденье этих мест...» В. Врюсов

Да и в наше время они тоже не остаются без внимания:



В 2002 году была проведена очень большая и сложная работа по их реставрации, после которой древние скульптуры предстали в своем первозданном виде и будто даже помолодели внешне.


Сфинксы во дворе Строгановского дворца


Эти два гранитных сфинкса – самые первые из появившихся в Петербурге. С 1796 года они украшали пристань на даче у А.С. Строганова. C 1908 года, после перестройки дачи, их несколько раз перевозили, пока, наконец, они не заняли свое окончательное место - во дворе Строгановского дворца.

Сфинксы на Египетском мосту


Этот старинный мост с четырьмя чугунными сфинксами получил такое название, поскольку был украшен в характерном для Египта стиле. Однако скульпторы Павла Соколова больше напоминают греческих сфинксов, нежели египетских – ведь они имеют женские обличья.


Многие слышали про трагедию, случившуюся на этом мосту в 1905 году. Мост обрушился, не выдержав нагрузки, когда на него въехал кавалерийский эскадрон. Скорее всего, это случилось из-за ошибок в расчетах при строительстве моста.

На этом месте был временно построен деревянный мост. Но заменить его основательным каменным смогли лишь в 1955 году. И хотя по своему оформлению новый мост значительно уступал первоначальному, египетские мотивы все же сохранились. И, конечно, свои места заняли и его стражи - великолепные сфинксы.

Сфинксы на набережной Малой Невки


Историки сходятся во мнении, что эти сфинксы представляют собой не что иное, как первоначальные пробные отливки сфинксов с Египетского моста. Уж очень они похожи друг на друга.

Видимо, по какой-то причине забракованные, эти сфинксы где-то долгое время хранились, а в 1971 году их установили на пристани набережной Малой Невки. Однако, время их не пощадило, и в начале 21 века этим сфинксам потребовалась срочная реставрация.

Она была проведена на средства, выделенные «Мостотрестом». После этого
отреставрированные скульптуры несколько лет красовались во дворе этой организации, но в 2010 году были возвращены на прежнее место, на набережную.


Сфинксы во дворе Горного института


Во дворе Горного института, находящегося на Васильевском острове, среди зелени старинного сада в 1826 году появились небольшие и грациозные скульптуры сфинксов.
У этих скульптур насыщенного темного цвета очень выразительные женские лица. Не зря их считают самыми женственными. Автор этих работ - скульптор А. Постников.

Сфинксы на Свердловской (Полюстровской) набережной


Скульптуры, напоминающие сфинксов со строгановской дачи, появились здесь в конце 18 века, а в 19 веке каким-то образом исчезли. И лишь при реставрации пристани, проводившейся в 1985 году, было решено вновь установить здесь такие же скульптуры.

Сфинксы на набережной Робеспьера

В 1995 году напротив знаменитых питерских «Крестов» появились два жутковатых бронзовых сфинкса. Для людей, находящихся на набережной, эти сфинксы выглядят вполне традиционно – у них обычные женские лица.

Один из самых маленьких сфинксов на шлеме богини мудрости. Скульптура богини - на здании Российской национальной библиотеки на Невского проспекте

Огромный интерес не только у жителей Питера,
но и у гостей северной столицы вызывает .

Сфинксы на Университетской набережной давно стали одним из основных символов Петербурга наравне с Петропавловской крепостью и Исаакиевским собором, а Египетский зал в Эрмитаже является заветной тайной комнатой для многих детей, да и взрослых.

Мода на египетскую тематику, возникшая в Европе после похода Наполеона в Египет в начале XIX века, нашла своё отражение и в петербургских памятниках. Многие египетские детали в облике города - элементы декора классических домов, обелиски, стелы и, конечно, сфинксы - настолько привычны глазу, что воспринимаются как естественная часть среды. А между тем они, чего только не повидавшие на своём веку, хранят много тайн. Египетскую мистику Санкт-Петербурга усиливает ещё и то обстоятельство, что город расположен практически на меридиане Великой пирамиды. В нашем подробном гиде собрали самые яркие, самые древние и самые загадочные «египетские» места в Петербурге.

Сфинксы на Университетской набережной


Среди разнообразной монументально-декоративной скульптуры Санкт-Петербурга есть разные сфинксы; из них наибольшую художественную и историческую ценность представляют два гранитных изваяния из древних Фив. Они были обнаружены в 20-х годах XIX века французскими археологами и с 1834 года украшают пристань на Неве перед зданием Академии художеств. Почти 35 веков назад они стерегли гробницу фараона Аменхотепа III, царя Верхнего и Нижнего Египта. Мудрые, как люди, сильные, как львы, они призваны покровительствовать и защищать фараона. Обе статуи испещрены иероглифами - на картушах и на груди сфинксов, на боковых гранях гранитных оснований. Каждый из сфинксов имеет по две надписи, представляющие собой варианты титулов Аменхотепа III.

Сфинксы Михаила Шемякина (памятник жертвам политических репрессий)


Самые молодые сфинксы Петербурга находятся на набережной Робеспьера. Их установили в 1995 году как памятник жертвам политического террора и репрессий. Место выбрали неслучайно: напротив, на другом берегу Невы, находится знаменитая тюрьма «Кресты», где томились осуждённые. Облик сфинксов несколько пугающ: одна половина лица представляет собой традиционный женский лик, который обращён к домам на набережной, а другая половина, смотрящая на тюрьму, испещрена ранами до оголённых костей черепа. На постаментах памятников - следы от пуль и строки Бродского и Ахматовой, Гумилёва, Солженицына и других авторов XX века, соприкасавшихся с темой политических репрессий. Кое-кто утверждает, что сфинксы якобы помогают несправедливо попавшим за решётку сидельцам вернуться домой.

Египетский мост


Египетский мост на Фонтанке, через который проходит Лермонтовский проспект, был построен в 1826 году. Одно время он считался самым красивым в Петербурге. Правда, существующий нынче мост мало напоминает прежний Египетский - однопролётный, подвешенный на цепях к воротам, оформленным в египетском стиле и покрытым имитациями иероглифов. Въезд на мост с обеих сторон охраняли четыре чугунных сфинкса работы скульптора П. П. Соколова.
В 1905 году Египетский мост обрушился при переходе через него нога в ногу отряда кавалерии - как в самом классическом примере резонанса в школьном учебнике физики. Он был восстановлен в изменённом виде лишь спустя полвека, в 1955 году. Однако стилизованный облик новых сфинксов с высоким золочёным гребнем головного убора и гибким сильным телом стал скорее напоминать греческие скульптуры, чем египетское искусство.


Строгановский дворец - замечательное произведение выдающегося зодчего середины XVIII века Ф. Б. Растрелли и один из лучших архитектурных памятников периода расцвета русского барокко. У дверей бывшего парадного входа (ныне - со стороны внутреннего двора) на невысоких постаментах лежат два сфинкса из серого гранита величиной более метра. Они были перевезены сюда в 1908 году с пристани у дачи графа А. С. Строганова и были, по сути, первыми сфинксами, появившимися на набережных Петербурга.

Сфинксы на Свердловской набережной



Парадная терраса-пристань со сфинксами на Свердловской набережной была устроена в 1780-х годах по проекту Д. Кварнеги и являлась прекрасным дополнением к архитектурному ансамблю усадьбы канцлера А. Безбородко. Террасу украшали четыре скульптуры сфинксов и вазы, автор которых неизвестен. Между ними был построен грот, в котором бил источник с целебной водой. Оригинальные сфинксы бесследно исчезли в XIX веке, а в годы Великой Отечественной войны была разрушена и сама пристань. Её реставрация состоялась в 1959–1960 годах и включала в том числе восстановление утраченных скульптур. Новые фигуры сфинксов высечены из серого гранита по образцам, расположенным перед Строгановским дворцом на Невском проспекте. Однако изваяния как будто утратили свою магическую силу, да и целебного источника в гроте больше нет.


Совершенно оригинальные сфинксы находятся во дворе Санкт-Петербургского горного университета. Середину двора занимает небольшой старинный сад с газонами, густо разросшимися кустами и деревьями, а в глубине центральной аллеи - два сфинкса и каменная чаша с цветами между ними. Изваяния невелики, установлены без постаментов, но благодаря чёрной окраске резко выделяются на фоне зелени. Это, пожалуй, самые женственные из всех петербургских экземпляров: выразительные лица обрамлены густо вьющимися волосами, собранными на затылке, а не традиционными головными уборами. Сфинксы не раз меняли своё местонахождение, но нашли своё постоянное пристанище в сквере института летом 1966 года. Говорят, что они помогают сдавать экзамены студентам - главное, накануне попросить их об этом.

    21-я линия В. О., 2

Самого маленького сфинкса Петербурга наверняка не видело подавляющее большинство горожан. С 1832 года он живёт у пересечения Невского проспекта и Садовой улицы, на главном здании Российской национальной библиотеки. Скульптор Василий Демут-Малиновский поместил его на шлем богини мудрости Минервы, венчающей аттик главного фасада здания. Его очень трудно заметить с земли, но он, конечно, как и «старшие», может исполнить любое сокровенное желание.

Египетский дом




В 1911–1913-х годах по проекту архитектора Сонгайлова на Захарьевской улице был сооружён доходный дом Нежинской, более известный сегодня как Египетский дом. Фасад здания отчасти напоминает парадный вход в храм богини Хатхор в Дендере, несмотря на явную перегруженность элементами декора. Капители колонн украшены ликами небесной богини любви, у дверей подъездов стоят колоссальные царские пилястры, изображающие фараонов в коротких набедренных повязках, во внутреннем глухом дворе-колодце - фризы из уреев и две монументальные фигуры царя и царицы на стене. А кроме того, на фасаде можно найти и скарабеев, и солнечные диски, и летящих птиц, и папирусы - в общем, всё, что напоминает о «берегах священных Нила».

    ул. Захарьевская, 23


Впервые интерес к Египту приобрёл архитектурные формы в Царском Селе, где в 1770 году по приказу Екатерины II появился павильон «Пирамида». Она стала достаточно характерным для своей эпохи парковым сооружением. Императрица проявила чувство юмора и повелела построить его рядом с местом захоронения своих собак - а в Древнем Египте, как известно, пирамиды были усыпальницами фараонов. В 1773 году по углам пирамиды были установлены четыре колонны, вытесанные из мрамора. Позже здесь, в стенных нишах, была размещена коллекция египетских саркофагов и других предметов древности, которые позже были переданы в собрание Эрмитажа.

    г. Пушкин, ул. Садовая, 7

Египетские ворота в Пушкине



Египетские, они же Кузьминские (в угоду близости Кузьминской улицы), ворота были построены в 1827–1830-х годах по проекту архитектора А. Менеласа. Они стали обрамлением триумфального въезда в Царское Село. Две каменные караулки ворот с рельефными изображениями различных сцен из мифологии и быта древних египтян воспроизводят форму египетских храмовых пилонов. В годы Великой Отечественной войны воротам были нанесены тяжёлые повреждения. Сегодня они восстановлены, повреждённые части чугунной облицовки отлиты заново, что вернуло сооружению монументальный, но одновременно очень гармоничный вид.

    г. Пушкин

Зал Древнего Египта в Эрмитаже



В большом зале на первом этаже Зимнего дворца экспонируются предметы культуры и искусства Древнего Египта от четвёртого тысячелетия до нашей эры до первых веков нашего времени: саркофаги, папирусы, скульптуры, украшения, мелкая пластика, есть даже мумия жреца, столь любимая публикой. Началом египетского собрания Эрмитажа, наряду с приобретённой Россией коллекцией итальянца Кастильоне, стала статуя Сехмет, несколько лет до этого простоявшая в Академии художеств. Известный востоковед ХIX века О. И. Сенковский, который и сам бывал в Египте, первый обратил внимание на значение уникальной коллекции музея и предсказал, что изучение этого собрания «прославит, без сомнения, не одно русское имя». И действительно, египетские сокровища Эрмитажа спустя годы вдохновляли лучших русских востоковедов.

Сколько раз проезжал по левому берегу Невы от Большеохтинского моста к Литейному, видел двух сфинксов на набережной, но ни разу не останавливался. А сегодня был неподалеку, подошел, сделал несколько снимков. Сфинксы работы Михаила Шемякина, установлены в 1995 году - это памятник жертвам политических репрессий.


Одна половина лица у сфинксов женская - смотрит на жилые дома на набережной Робеспьера.


Вторая половина лица - череп - обращена к тюрьме "Кресты" на противоположном берегу Невы.


Это знаменитые "Кресты". С 1868 г. здесь была центральная пересыльная тюрьма, "централ". В Крестах сидели Троцкий, Луначарский, Лев Гумилев, маршал Рокоссовский, актер Георгий Жженов. За все время существования Крестов, здесь было всего три удачных побега. Первый побег из Крестов совершил в 1922 году питерский налетчик Ленька Пантелеев с тремя своими подельниками. Последняя попытка побега была в 1992 году, окончилась она неудачей, погибли три заключенных и один охранник. Уже несколько лет Кресты собираются закрыть и на их месте сделать то ли музей, то ли концептуальную гостиницу с номерами в тюремных камерах.


Рыбак на набережной.


Вид на Литейный мост и Петропавловскую крепость с набережной Робеспьера.

Монумент-мемориал
Памятник жертвам политических репрессий

фрагмент мемориала
59°56′58″ с. ш. 30°21′48″ в. д. H G Я O L
Страна Россия
Санкт-Петербург Воскресенская набережная
Автор проекта Михаил Шемякин
Строительство 28 апреля 1995
Медиафайлы на Викискладе

Тюрьма «Кресты». На переднем плане мемориал жертвам политических репрессий

«Же́ртвам полити́ческих репре́ссий» - памятник на берегу Невы в Санкт-Петербурге , в котором переосмыслены мотивы знаменитых сфинксов на Университетской набережной . Расположен напротив печально известной тюрьмы «Кресты » на Воскресенской набережной . Автор проекта - Михаил Шемякин .

Памятник в виде двух бронзовых сфинксов на гранитных постаментах открыт 28 апреля 1995 года. К жилым домам на набережной эти необычные сфинксы обращены профилем как юные женские лица, к Неве и тюрьме «Кресты» на противоположном берегу - изъеденные, обнажившиеся черепа . Между сфинксами на парапете набережной - стилизованное окно тюремной камеры с решёткой.

Высота сфинксов - 1,40 м, высота плинта - 0,17 м, высота постаментов - 1,60 . [ ]

По периметрам гранитных постаментов - медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений В. Шаламова , Н. Гумилёва , О. Мандельштама , А. Ахматовой , Н. Заболоцкого , Д. Андреева , Д. Лихачёва , И. Бродского , Ю. Галанскова , А. Солженицына , В. Высоцкого , В. Буковского :

  • Все товарищи его заснули, / только он один не спит: / всё он занят отливаньем пули, / что меня с землёю разлучит… / Николай Гумилёв, 1917;
  • … Петербург! У меня ещё есть адреса, / по которым найду мертвецов голоса… / Осип Мандельштам, 1930
  • … Хотелось бы всех поимённо назвать, / Да отняли списки и негде узнать… / И если зажмут мой измученный рот, / Которым кричит стомильонный народ… / Затем, что и в смерти блаженной боюсь / Забыть громыхание черных марусь, / Забыть, как постылая хлопала дверь / И выла старуха, как раненый зверь. / И пусть с неподвижных и бронзовых век / Как слёзы, струится подтаявший снег, / И голубь тюремный пусть гулит вдали / И тихо идут по Неве корабли… / Анна Ахматова, 1935-1940;
  • … Вот они и шли в своих бушлатах - / два несчастных русских старика, / вспоминая о родимых хатах / и томясь о них издалека… /…Не нагонит больше их охрана, / не настигнет лагерный конвой, / лишь одни созвездья Магадана / засверкают, став над головой… / Николай Заболоцкий, 1947-1948;
  • … Нет! Не зодчим дворцы / создающим под солнцем и ветром / купола и венцы, / возводя в голубой окоём - / в недрах русской тюрьмы / я тружусь над таинственным метром / до рассветной каймы / в тусклооком окошке моём… / Даниил Андреев, 1956;
  • Я могу повторить то, что сказал раньше: / в правде нет страха. / Правда и страх не совместимы. / Дмитрий Лихачёв, 1987;
  • Прошёл январь за окнами тюрьмы / и я услышал пенье заключённых, звучащее в кирпичном сонме камер: / «Один из наших братьев на свободе». / Ещё ты слышишь пенье заключённых / и топот надзирателей безгласных, / ещё ты сам поёшь, поёшь безмолвно: / «Прощай, январь» / Лицом поворотясь к окну, / ещё ты пьёшь глотками тёплый воздух, / а я опять задумчиво бреду / с допроса на допрос по коридору / В ту дальнюю страну, где больше нет / ни января, ни февраля, ни марта. / Иосиф Бродский, 1961;
  • … Вы можете выиграть этот бой, но вы / всё равно проиграете эту войну. Войну / за демократию и Россию, войну, / которая уже началась и в которой / справедливость победит неотвратимо… / Юрий Галансков, 1966;
  • … Оттого все, кто глубже черпанул, / полнее изведал - те в могиле уже, не / расскажут. / Главного об этих лагерях - уже никто / никогда не расскажет… / Александр Солженицын;
  • Все взято в трубы, перекрыты краны, / ночами только ноют и скулят, / что надо… надо сыпать соль на раны, / чтоб лучше помнить - пусть они болят! / Владимир Высоцкий;
  • Несчастна страна, где простая честность / воспринимается в лучшем случае как / героизм, в худшем как психическое / расстройство, ибо в такой стране земля / не родит хлеба. Горе тому народу, в / коем иссякло чувство достоинства, ибо / дети его родятся уродами. И если не / найдётся в той стране хоть бы и одного, / чтобы взять на себя общий грех, / никогда уже не вернётся ветер / на круги своя. Владимир Буковский, 1995;
  • Запах лиственницы был слабым, но ясным, и никакая сила в мире не заглушила бы этот запах, не потушила этот зеленый свет и цвет. Слабый настойчивый запах - это был голос мертвых. От имени этих мертвецов лиственница и осмеливалась дышать, говорить и жить. Варлам Шаламов, «Колымские рассказы».

На памятнике изображено также факсимиле подписи

Памятник Петру I в Петропавловской крепости, Ленинград (Санкт-Петербург), Россия. (Авторская копия находится в г.Клаверак, США) 1991г.

В работе над монументом использовалась прижизненная маска Петра I, исполненная скульптором Бартоломео Карло Растрелли в 1719 году. Петр, сидящий в большом бронзовом кресле с подлокотниками, выглядит непривычно и даже загадочно. Исходя из произведений Б.К. Растрелли, Михаил Шемякин создал сложный, противоречивый образ, далекий от прототипов и заставляющий задуматься о трагической истории города и страны. В облике скульптурной композиции выражено Шемякинское понимание личности Петра. В его чертах подчеркивается жизненность, неофициальность, психологичность, метафизическая обнаженность. На боковой плоскости постамента имеется авторская надпись: «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке»

«В манере великой монументальной скульптуры, величественный Петр Шемякина всепоглощает сам воздух, в котором он обитает, и запечатлевает его в своем сидящем безвременье. В этом вбирании пространства, звук также изъят из его бронзового окружения и упрятан внутрь этого чудесного Петра, в сидящей позе которого обличается знатность и глубокое благородство.» Леонид Баскин 1991 год.

Уникальный памятник, слава о котором распространилась уже по всему миру, за время своего существования превратился в своеобразную диковинку для иностранцев и гостей города. Несмотря на сравнительно небольшой «возраст» памятника вокруг него уже появились городские традиции: петербуржцы и гости города часто касаются бронзовых рук и ног Петра – на счастье. К монументу приходят и молодожены, чтобы возложить цветы его подножию.

Памятник «Жертвам политических репрессий» (Метафизические сфинксы)

Памятник «Жертвам политических репрессий» (Метафизические сфинксы). Санкт-Петербург, Россия 1995г.

Памятник является даром художника М.М. Шемякина своему родному городу Санкт-Петербургу. Скульптуры метафизических сфинксов были созданы Шемякиным в 1994 г. Место для памятника символично выбрано напротив известной ленинградской тюрьмы «Кресты», где в годы сталинских репрессий томились заключенные. Установленные напротив знаменитой своей мрачной историей тюрьмы «Кресты», сфинксы являются не просто одной из городских скульптур. Их лица — на половину человеческие, наполовину — сгнившие черепа, являются олицетворением жестокого сталинского режима.

Памятник «Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга»

Памятник «Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга». Санкт-Петербург, Россия 1995г.

Материалы: гранит розовый, полированный — архитектурный объем; бронза — накладные рельефы, скульптурная композиция; латунь — накладные текстовые доски. Высота — 500 см. Памятник сооружен в Сампсониевском саду (б. Сад им. Карла Маркса) вблизи Сампсониевского собора, на месте где были два кладбища — православное (первое в Петербурге) и «немецкое» (инородческое).

Гранитная арка памятника, пересеченная крестом, ориентирована на перспективу Сампсониевского собора, напоминая окно (символический образ Петербурга). Перед «окном» с восточной стороны установлен бронзовый стол с расположенными на нем планом Петербурга, подсвечником, трубкой и черепом. Рядом поставлен бронзовый стул (образцом служила подлинная голландская мебель XVII в.). На восточной стороне арки сверху укреплен бронзовый медальон с портретом Петра Великого, а на устоях арки - восемь барельефов работы Михаила Шемякина (копии медалей петровского времени, портреты Д. Трезини и Ф.Б. Растрелли, метафизические композиции).

Памятник к 200-летней годовщине смерти Джакомо Казановы

Памятник к 200-летней годовщине смерти Джакомо Казановы, установленного перед Дворцом Дожей, Венеция, Италия. 1998 г.

Бронзовая композиция, посвящена знаменитому писателю Джакомо Казанове, двести лет назад умершему вдали от любимой Венеции. Фигура Казановы застыла на венецианском балконе, бережно держа за руку механическую куклу. Роль почетных часовых Истории выполняют шестигрудые сфинксы, расположившиеся по бокам блистательного авантюриста. Каждый из пьедесталов украшен бронзовой маской, развивающей тему театра жизни.

Надгробный памятник С. Крамарову

Надгробный памятник С. Крамарову, Сан-Франциско, 1999г.

В Сан-Франциско (США) на еврейском мемориальном кладбище установлен памятник актеру Савелию Крамарову работы его друга художника Михаила Шемякина: гримерный столик с масками несыгранных им трагических ролей и книгой с названиями его лучших фильмов («Друг мой, Колька», «Неуловимые мстители»,

«Джентльмены удачи», «Двенадцать стульев», «Большая перемена»). Слева - занавес, справа - портрет Крамарова, который никто не видел раньше - добрая и грустная улыбка человека, смеющегося над виражами собственной судьбы.

Надгробный памятник М.В. Маневичу

Надгробный памятник М.В.Маневичу, Санкт-Петербург, 1999г. (ар-р В.Б.Бухаев)

В Санкт-Петербурге на Литераторских мостках установлен надгробный памятник М.В. Маневичу (вице-губернатор Санкт-Петербурга, 1996-1997 гг.). Скульптор - Михаил Шемякин, архитектор - его постоянный соавтор Вячеслав Бухаев. Среди надгробий высится двухметровый гранитный шар. Он, как погасшая звезда, упавшая на грешную землю, разбивается сам и разбивает плиту, на которую приземлился. Следы пуль и бронзовый медальон с портретом Михаила Маневича уточняют символику.

Памятник профессору Гарольду Юкеру «Диалог Платона с Сократом»

Памятник профессору Гарольду Юкеру «Диалог Платона с Сократом». Университет Хофстра, Хэмпстед, шт. Нью-Йорк, США. 1999г.

Памятник профессору философии и психологии Юккеру, установленный в старинном университете хофстра, основанный голландцами, напротив здания факультета философии. Изображены любимые им мыслителей сократ и платон (платон беседует с бюстом сократа). Платон в монументе сидит за столом и перстом показывает на шар со всевидящим оком. Шар покоится на книге и на бронзовом манускрипте с записью имен знаменитых философов всех времен и народов. Напротив стола, за которым сидит платон, — бронзовая колонна. На нее теперь садятся студенты и как бы вступают в диалог с гениями.

Памятник Петру Великому в Детфорде

Памятник Петру Великому в Детфорде, Лондон, Великобритания. 2001г.

Памятник великому русскому царю, который приезжал в Англию в 1698 году, где он изучал науку кораблестроения.

Памятник «Дети - жертвы пороков взрослых»

Памятник «Дети - жертвы пороков взрослых», Москва, Россия 2001г.

Памятник «Дети – жертвы пороков взрослых» представляет собой аллегорическую скульптурную композицию, символизирующую борьбу со злом и человеческими пороками. Сам Шемякин говорит, что он задумывал свое произведение как символ к борьбе за спасение нынешнего и будущих поколений.

Памятник установлен в сквере на Болотной площади. Композиция представляет собой стоящие полукругом фигуры, олицетворяющие пороки: Наркомания, Проституция, Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лжеученость, Равондушие, Садизм, Для беспамятных, Эксплуатация детского труда, Пропаганда насилия, Нищета, Война, а перед ними в центре расположены скульптуры мальчика и девочки с завязаными глазами.

Памятник «Царская прогулка» в Стрельне

Памятник «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца в Стрельне (Санкт-Петербург), Россия. 2003г.

Композиция, установленная на берегу Финского залива, представляет Петра Первого и его супругу Екатерину Первую на прогулке в сопровождении карлика и двух борзых собак. По словам Михаила Шемякина, это первое скульптурное изображение Екатерины, которая раньше в бронзе представлена не была.

Надгробный памятник А.А. Собчаку

Надгробный памятник А.А. Собчаку, Санкт-Петербург, 2003г.

Надгробие решено как кафедра, за которой мы видим профессора в университетской докторской мантии. Работа сделана по просьбе вдовы и, конечно же, из чувства благодарности — ведь именно по инициативе Анатолия Александровича в городе появились мои памятники «Жертвам политических репрессий» и «Первостроителям Петербурга» — Михаил Шемякин.

Памятник Владимиру Высоцкому в Самаре

Памятник Владимиру Высоцкому, Самара, Россия. 2008г.

Памятник Высоцкому — многофигурная бронзовая композиция. Фигуры композиции символически представляют ключевые темы жизни Владимира Семеновича: любовь к Женщине, противостояние иррациональному разрушающему началу, жажда свободы. Особенно актуальной в наше время представляется фигура надзирателя со связкой ключей на фоне тюремной решетки. Высота памятника - 5 метров, площадь композиции - 25 кв. метров.

Памятник «Жертвам террора» во Владикавказе

Памятник «Жертвам террора», Владикавказ, Россия 2010г.

Этот памятник Михаил Шемякин подарил республике Северная Осетия (Россия).

«Памятник жертвам террора» посвящен трагедии Беслана (террористы захватили здание школы с учениками и несколько дней держали в нечеловеческих условиях. 186 детей погибло, свыше 800 ранено)

В центре скульптурной композиции — застывшие в немом протесте дети, пытающиеся остановить армию наступающих монстров. А за спинами малышей — колесо судьбы и свиток, запечатлевший всех погибших в результате террористических актов.