Анатолий иксанов, генеральный директор большого театра. Уволен генеральный директор большого театра Награды и премии

Иксанов Тахир Гадельзянович
Дата рождения: 18 февраля 1952
Место рождения: Ленинград, РСФСР, СССР
Профессия: театровед, менеджер
Гражданство: СССР → Россия
Годы активности: 1977 - н.в.
Театр: БДТ(1978-1998) Большой театр (2000-2013)

Анатолий Геннадьевич Иксанов (настоящее имя и отчество - Тахир Гадельзянович; род. 18 февраля 1952, Ленинград) - российский театральный и общественный деятель. Анатолий Иксанов - бывший генеральный директор Большого театра России (2000-2013). Кандидат экономических наук (2006). Кавалер ордена Почётного легиона, Командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой»
В 1977 году Анатолий Иксанов закончил театроведческий факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии.
В течение года после окончания института Анатолий Иксанов работал главным администратором Малого драматического театра. С 1978 года работал в Большом драматическом театре:

1978-1983 Анатолий Иксанов - главный администратор БДТ
1983-1996 Анатолий Иксанов - заместитель директора БДТ
1996-1998 Анатолий Иксанов - директор БДТ
В 1994 году Анатолий Иксанов стал учредителем благотворительного фонда БДТ и стал осуществлять функции исполнительного директора фонда. Проходил профессиональную стажировку в области театрального менеджмента в США (Милуокский репертуарный театр, Йельский университет), Франции, Швейцарии.
1998-2000 Анатолий Иксанов - заместитель генерального директора Общероссийского государственного телеканала «Культура».
1 сентября 2000 года Распоряжением Правительства Российской Федерации назначен генеральным директором федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России».
c 1 сентября 2000 года по 9 июля 2013 года - генеральный директор Большого театра. Затем Анатолий Иксанов после серии скандалов, связанных с криминальным сюжеты.
ушел в отставку, Анатолия Иксанова Иксанова на этом посту сменил Владимир Урин.

Награды Анатолия Иксанова
1994 - Заслуженный работник культуры Российской Федерации
2004 - Заслуженный деятель искусств Украины
2010 - Орден Почёта - за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
2010 - Орден Аниты Гарибальди
2012 - Орден Почётного легиона
2012 - Орден «За заслуги перед Итальянской Республикой»; почетный знак Министерства культуры Болгарии «Золотой век».
2012 - Знак отличия «За заслуги в укреплении сотрудничества со Счетной палатой Российской Федерации»

Признание Анатолия Иксанова
2004 - Ежегодная национальная премия «Персона года» (РБК) в номинации «Персона в культуре» - «за инновационный подход к управлению в сфере культуры»
2005 - Театральная премия газеты «Московский комсомолец»
2006, 2011 - Национальная премия «Россиянин года»

Генеральный директор Большого театра

Генеральный директор Государственного академического Большого театра России с 2000 года. Ранее - заместитель генерального директора телеканала "Культура" (1998-2000), генеральный директор Санкт-Петербургского академического Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова (1996-1998). Заслуженный работник культуры России. Заслуженный деятель искусств Украины.

Анатолий Геннадьевич (Тахир Гадельзянович) Иксанов родился 18 февраля 1952 года в Ленинграде , .

После окончания института Иксанов год по распределению работал главным администратором в Ленинградском Малом драматическом театре. В 1978 году он стал главным администратором в Большом драматическом театре имени Максима Горького (БДТ, с 1992 года - Санкт-Петербургский академический Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова ), в который он пришел по приглашению главного режиссера театра Георгия Товстоногова. С 1983 года по 1996 год Иксанов занимал должность заместителя директора театра. Параллельно в 1994 году Иксанов для поддержки деятельности БДТ и социальной защиты его работников создал благотворительный фонд и стал его исполнительным директором, а в 1996 году он занял пост директора театра. Отмечалось, что во время работы в театре Иксанов проходил стажировку в США, Франции и Швейцарии, где изучал зарубежный опыт в области театрального менеджмента , , , , .

В 1998 году Иксанов занял должность заместителя генерального директора телеканала "Культура", одним из основателей и главным редактором которого являлся Михаил Швыдкой , в мае того же года занявший пост председателя Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) , , , . Уже через несколько лет СМИ называли Иксанова человеком Швыдкого, ставшего в 2000 году министром культуры РФ .

В сентябре 2000 года распоряжением главы правительства РФ Михаила Касьянова Иксанов был назначен генеральным директором Государственного академического Большого театра России (ГАБТ) (впоследствии контракт с Икcановым продлевался дважды - в 2005 и 2010 годах , ). Отмечалось, что правительство собиралось взять под контроль выделяемые на намеченную реконструкцию театра "огромные денежные потоки", в связи с чем руководителем театра и был назначен "грамотный специалист, менеджер, который возьмет на себя нетворческие вопросы". Но если сначала Иксанова, не известного еще Москве, как отмечала "Независимая газета", приняли сдержанно, то уже в апреле 2001 года "Культура" предположила, что, "судя по всему, менеджмент скоро станет самой сильной стороной" Большого театра , , , , .

Придя в ГАБТ, Иксанов в рамках борьбы с многочисленными спекулянтами с помощью международной консалтинговой компании McKinsey, имевшей опыт по оптимизации управления музеев и театров, кардинально изменил систему продажи билетов. Позднее, рассуждая об изменениях в ГАБТе, произошедших с того момента, как он возглавил театр, Иксанов отмечал, что ему и его сподвижникам удалось вернуть Большой театр на международную арену. "Бюджет вырос в несколько раз, в связи с этим выросли и заработная плата, и гонорары. Честно говоря, этому очень способствовали президентские гранты", - рассказывал он. Подчеркивал директор Большого и важность создания попечительского совета ГАБТа, что, по его словам, "гарантировало получение дополнительных доходов на годы вперед". В совет вошли крупные чиновники и бизнесмены, а также представители таких компаний, как "Лукойл", "Базовый элемент" "Транснефть", Внешторгбанк, "Северсталь-групп". В прессе отмечалось, что именно Иксанов первым в России ввел в обиход термин "фандрейзинг" (от англ. fund-raising) - обозначив им сбор внебюджетных, спонсорских средств для осуществления социально значимых проектов некоммерческих организаций , , , , , , , , .

Еще одним важным моментом для возглавляемого им театра Иксанов называл "открытие Новой сцены и тем самым создание возможности для закрытия на ремонт основного здания". Он подчеркивал, что согласно принятому проекту реконструкции и реставрации ГАБТа предполагается максимально "сохранить здание как памятник архитектуры". Между тем реализация проекта с самого начала сопровождалась скандалами вокруг финансирования. Так, в 2006 году из состава попечительского совета театра вышел московский мэр Юрий Лужков , выступивший, согласно официальной версии, против завышенной, по его мнению, сметы реконструкции ГАБТа. Реконструкцию старого здания театра планировалось завершить в 2008 году, однако позднее было объявлено, что она будет завершена лишь к концу 2010 - началу 2011 года , , , , , , , , . Впоследствии реконструкция здания Большого театра в соответствии с поручением президента России Дмитрия Медведева перешла к столичным властям, о чем летом 2009 года лично сообщил московский мэр. "Лужков, в свое время обойденный при определении подрядчика реконструкции, может праздновать победу", - писала газета "Время новостей", подчеркивая, что при этом, конечно, на градоначальника ляжет и "ответственность за своевременную достройку театра" . В сентябре 2010 года Лужков был снят с поста столичного градоначальника , а через месяц мэром Москвы стал Сергей Собянин ; впрочем, непосредственно курировать реконструкцию театра продолжил вице-мэр Владимир Ресин .

В октябре 2011 года реконструкция ГАБТа была завершена . Как подсчитала в феврале 2012 года Счетная палата РФ, на проект было израсходовано 35,4 миллиарда рублей бюджетных средств .

В целом, оценивая итоги деятельности Иксанова на посту генерального директора ГАБТа, пресса отмечала, что и после закрытия основной сцены театр продолжал "выпускать премьеру за премьерой", однако "ни одна из них событием не стала", а в обществе в большинстве случаев обсуждались не премьеры, а "бесконечные скандалы". Среди них в 2005 году СМИ пристально следили за судьбой скандальной постановки "хулиганской оперы" "Дети Розенталя" на музыку композитора Леонида Десятникова по либретто писателя-постмодерниста Владимира Сорокина. Постановка вызвала недовольство ряда посетивших генеральную репетицию депутатов Госдумы РФ, которые впоследствии высказывались за отставку руководства Большого театра , , , . Помимо этого, в 2005 году директор Большого театра выступил с громким заявлением о плановых массовых увольнениях сотрудников, вызванных необходимостью сэкономить средства не реставрацию театра . Значимым событием 2006 года стал выход из состава попечительского совета Лужкова, выступавшего против завышенной, по его мнению, сметы реконструкции Большого театра . Также широко обсуждалась ситуация, сложившаяся вокруг Иксанова и бывшей солистки театра балерины Анастасии Волочковой , которая, сочтя оскорбительным высказывание директора по поводу ее роста и веса, подавала на него в суд, но судебный процесс по этому поводу весной 2004 года проиграла , , , .

Иксанов - заслуженный работник культуры России (1994), заслуженный деятель искусств Украины (2004). Он - один из авторов книг "Как просить деньги на культуру" (СПб, 1995 год) и "Благотворительный фонд БДТ. Теория и практика успеха" (СПб, 1997 год). Как гендиректор ГАБТа, Иксанов удостоен ряда общественных наград: он - лауреат ежегодной национальной премии "Персона года", учрежденной Российским информационным агентством "РБК" (2004), Театральной премии газеты "Московский комсомолец" (2005) и Национальной премии общественного признания "Россиянин года", учрежденной Российской академией бизнеса и предпринимательства (2006) , , . В январе 2012 года Иксанов стал кавалером французского ордена Почетного легиона .

На вопросы о свободном времени Иксанов отвечал, что его у него абсолютно нет. По его словам, все самое интересное все равно происходит именно на работе, в театре. "Единственное – летом можно две недели выкроить, поехать на дачу, покосить траву газонокосилкой", - отшучивался он .

Использованные материалы

Счетная палата назвала стоимость реконструкции Большого театра. - РИА Новости , 14.02.2012

Ольга Свистунова . Гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов стал кавалером Ордена Почетного легиона. - ИТАР-ТАСС , 19.01.2012

Дина Иванова . Уникальная реставрация завершена: Большой театр готов к открытию. - Вести.Ru , 25.10.2011

Сергей Собянин завершил формирование правительства Москвы. - Forbes.Ru , 01.02.2011

Собянин утвержден на посту мэра Москвы. - Коммерсантъ-Online , 21.10.2010

Юлтя Бедерова, Андрей Денисов . Генеральный и Большой. - Время новостей , 13.10.2010

Лужков отрешен от должности в связи с утратой доверия президента. - РИА Новости , 28.09.2010

Вера Ситнина, Андрей Денисов . Лужков берется за Большой. - Время новостей , 29.06.2009. - № 112

Реконструкция Большого театра завершится к концу 2010 - началу 2011 г. - РИА Новости , 27.11.2008

Елена Кутловская . Хранитель бренда Большого. - Независимая газета , 05.10.2007

Генеральный директор Государственного академического Большого театра России с 2000 года. Ранее - заместитель генерального директора телеканала "Культура" (1998-2000), генеральный директор Санкт-Петербургского академического Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова (1996-1998). Заслуженный работник культуры России. Заслуженный деятель искусств Украины.


Анатолий Геннадьевич (Тахир Гадельзянович) Иксанов родился 18 февраля 1952 года в Ленинграде.

В 1977 году Иксанов стал выпускником отделения экономики и организации театрального дела театроведческого факультета Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Отмечалось, что в театральном вузе он, мастер спорта по фехтованию, оказался после того, как его "переманили туда из "Военмеха"" (Ленинградского ордена Красного Знамени Механического института).

После окончания института Иксанов год по распределению работал главным администратором в Ленинградском Малом драматическом театре. В 1978 году он стал главным администратором в Большом драматическом театре имени Максима Горького (БДТ, с 1992 года - Санкт-Петербургский академический Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова), в который он пришел по приглашению главного режиссера театра Георгия Товстоногова. С 1983 года по 1996 год Иксанов занимал должность заместителя директора театра. Параллельно в 1994 году Иксанов для поддержки деятельности БДТ и социальной защиты его работников создал благотворительный фонд и стал его исполнительным директором, а в 1996 году он занял пост директора театра. Отмечалось, что во время работы в театре Иксанов проходил стажировку в США, Франции и Швейцарии, где изучал зарубежный опыт в области театрального менеджмента.

В 1998 году Иксанов занял должность заместителя генерального директора телеканала "Культура", одним из основателей и главным редактором которого являлся Михаил Швыдкой, в мае того же года занявший пост председателя Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). Уже через несколько лет СМИ называли Иксанова человеком Швыдкого, ставшего в 2000 году министром культуры РФ.

В сентябре 2000 года распоряжением главы правительства РФ Михаила Касьянова Иксанов был назначен генеральным директором Государственного академического Большого театра России (ГАБТ). Отмечалось, что правительство собиралось взять под контроль выделяемые на намеченную реконструкцию театра "огромные денежные потоки", в связи с чем руководителем театра и был назначен "грамотный специалист, менеджер, который возьмет на себя нетворческие вопросы". Но если сначала Иксанова, не известного еще Москве, как отмечала "Независимая газета", приняли сдержанно, то уже в апреле 2001 года "Культура" предположила, что, "судя по всему, менеджмент скоро станет самой сильной стороной" Большого театра.

Придя в ГАБТ, Иксанов в рамках борьбы с многочисленными спекулянтами с помощью международной консалтинговой компании McKinsey, имевшей опыт по оптимизации управления музеев и театров, кардинально изменил систему продажи билетов. Позднее, рассуждая об изменениях в ГАБТ, произошедших с того момента, как он возглавил театр, Иксанов отмечал, что ему и его сподвижникам удалось вернуть Большой театр на международную арену. "Бюджет вырос в несколько раз, в связи с этим выросли и заработная плата, и гонорары. Честно говоря, этому очень способствовали президентские гранты", - рассказывал он. Подчеркивал директор Большого и важность создания попечительского совета ГАБТ, что, по его словам, "гарантировало получение дополнительных доходов на годы вперед". В совет вошли крупные чиновники и бизнесмены, а также представители таких компаний, как "Лукойл", "Базовый элемент" "Транснефть", Внешторгбанк, "Северсталь-групп". В прессе отмечалось, что именно Иксанов первым в России ввел в обиход термин "фандрейзинг" (от англ. fund-raising) - обозначив им сбор внебюджетных, спонсорских средств для осуществления социально значимых проектов некоммерческих организаций.

Еще одним важным моментом для возглавляемого им театра Иксанов называл "открытие Новой сцены и тем самым создание возможности для закрытия на ремонт основного здания". Он подчеркивал, что согласно принятому проекту реконструкции и реставрации ГАБТА предполагается максимально "сохранить здание как памятник архитектуры". Между тем реализация проекта с самого начала сопровождалась скандалами вокруг финансирования. Так, в 2006 году из состава попечительского совета театра вышел московский мэр Юрий Лужков, выступивший, согласно официальной версии, против завышенной, по его мнению, сметы реконструкции ГАБТа. Реконструкцию старого здания театра планировалось завершить в 2008 году, однако позднее было объявлено, что она будет завершена лишь к концу 2010 - началу 2011 года. Впоследствии реконструкция здания Большого театра в соответствии с поручением президента России Дмитрия Медведева перешла к столичным властям, о чем летом 2009 года лично сообщил московский мэр. "Лужков, в свое время обойденный при определении подрядчика реконструкции, может праздновать победу", - писала газета "Время новостей", подчеркивая, что при этом, конечно, на градоначальника ляжет и "ответственность за своевременную достройку театра".

В целом, оценивая итоги деятельности Иксанова на посту генерального директора ГАБТа, пресса отмечала, что и после закрытия основной сцены театр продолжал "выпускать премьеру за премьерой", однако "ни одна из них событием не стала", а в обществе в большинстве случаев обсуждались не премьеры, а "бесконечные скандалы". Среди них в 2005 году СМИ пристально следили за судьбой скандальной постановки "хулиганской оперы" "Дети Розенталя" на музыку композитора Леонида Десятникова по либретто писателя-постмодерниста Владимира Сорокина. Постановка вызвала недовольство ряда посетивших генеральную репетицию депутатов. Помимо этого, в 2005 году директор Большого театра выступил с громким заявлением о плановых массовых увольнениях сотрудников, вызванных необходимостью сэкономить средства не реставрацию театра. Значимым событием 2006 года стал выход из состава попечительского совета Лужкова, выступавшего против завышенной, по его мнению, сметы реконструкции Большого театра. Также широко обсуждалась ситуация, сложившаяся вокруг Иксанова и бывшей солистки театра балерины Анастасии Волочковой, которая, сочтя оскорбительным высказывание директора по поводу ее роста и веса, подавала на него в суд, но судебный процесс по этому поводу весной 2004 года проиграла.

Иксанов - заслуженный работник культуры России (1994), заслуженный деятель искусств Украины (2004). Он - один из авторов книг "Как просить деньги на культуру" (СПб, 1995 год) и "Благотворительный фонд БДТ. Теория и практика успеха" (СПб, 1997 год). Как гендиректор ГАБТа, Иксанов удостоен ряда общественных наград: он - лауреат ежегодной национальной премии "Персона года", учрежденной Российским информационным агентством "РБК" (2004), Театральной премии газеты "Московский комсомолец" (2005) и Национальной премии общественного признания "Россиянин года", учрежденной Российской академией бизнеса и предпринимательства (2006).

На вопросы о свободном времени Иксанов отвечал, что его у него абсолютно нет. По его словам, все самое интересное все равно происходит именно на работе, в театре. "Единственное – летом можно две недели выкроить, поехать на дачу, покосить траву газонокосилкой", - отшучивался он.

Анатолий Геннадьевич (Тахир Гадельзянович) Иксанов родился 18 февраля 1952 года в Ленинграде.

В 1977 году Иксанов стал выпускником отделения экономики и организации театрального дела театроведческого факультета Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Отмечалось, что в театральном вузе он, мастер спорта по фехтованию, оказался после того, как его "переманили туда из "Военмеха"" (Ленинградского ордена Красного Знамени Механического института).

После окончания института Иксанов год по распределению работал главным администратором в Ленинградском Малом драматическом театре. В 1978 году он стал главным администратором в Большом драматическом театре имени Максима Горького (БДТ, с 1992 года - Санкт-Петербургский академический Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова), в который он пришел по приглашению главного режиссера театра Георгия Товстоногова. С 1983 года по 1996 год Иксанов занимал должность заместителя директора театра. Параллельно в 1994 году Иксанов для поддержки деятельности БДТ и социальной защиты его работников создал благотворительный фонд и стал его исполнительным директором, а в 1996 году он занял пост директора театра. Отмечалось, что во время работы в театре Иксанов проходил стажировку в США, Франции и Швейцарии, где изучал зарубежный опыт в области театрального менеджмента.

В 1998 году Иксанов занял должность заместителя генерального директора телеканала "Культура", одним из основателей и главным редактором которого являлся Михаил Швыдкой, в мае того же года занявший пост председателя Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). Уже через несколько лет СМИ называли Иксанова человеком Швыдкого, ставшего в 2000 году министром культуры РФ.

В сентябре 2000 года распоряжением главы правительства РФ Михаила Касьянова Иксанов был назначен генеральным директором Государственного академического Большого театра России (ГАБТ). Отмечалось, что правительство собиралось взять под контроль выделяемые на намеченную реконструкцию театра "огромные денежные потоки", в связи с чем руководителем театра и был назначен "грамотный специалист, менеджер, который возьмет на себя нетворческие вопросы". Но если сначала Иксанова, не известного еще Москве, как отмечала "Независимая газета", приняли сдержанно, то уже в апреле 2001 года "Культура" предположила, что, "судя по всему, менеджмент скоро станет самой сильной стороной" Большого театра.

Придя в ГАБТ, Иксанов в рамках борьбы с многочисленными спекулянтами с помощью международной консалтинговой компании McKinsey, имевшей опыт по оптимизации управления музеев и театров, кардинально изменил систему продажи билетов. Позднее, рассуждая об изменениях в ГАБТ, произошедших с того момента, как он возглавил театр, Иксанов отмечал, что ему и его сподвижникам удалось вернуть Большой театр на международную арену. "Бюджет вырос в несколько раз, в связи с этим выросли и заработная плата, и гонорары. Честно говоря, этому очень способствовали президентские гранты", - рассказывал он. Подчеркивал директор Большого и важность создания попечительского совета ГАБТ, что, по его словам, "гарантировало получение дополнительных доходов на годы вперед". В совет вошли крупные чиновники и бизнесмены, а также представители таких компаний, как "Лукойл", "Базовый элемент" "Транснефть", Внешторгбанк, "Северсталь-групп". В прессе отмечалось, что именно Иксанов первым в России ввел в обиход термин "фандрейзинг" (от англ. fund-raising) - обозначив им сбор внебюджетных, спонсорских средств для осуществления социально значимых проектов некоммерческих организаций.

Еще одним важным моментом для возглавляемого им театра Иксанов называл "открытие Новой сцены и тем самым создание возможности для закрытия на ремонт основного здания". Он подчеркивал, что согласно принятому проекту реконструкции и реставрации ГАБТА предполагается максимально "сохранить здание как памятник архитектуры". Между тем реализация проекта с самого начала сопровождалась скандалами вокруг финансирования. Так, в 2006 году из состава попечительского совета театра вышел московский мэр Юрий Лужков, выступивший, согласно официальной версии, против завышенной, по его мнению, сметы реконструкции ГАБТа. Реконструкцию старого здания театра планировалось завершить в 2008 году, однако позднее было объявлено, что она будет завершена лишь к концу 2010 - началу 2011 года. Впоследствии реконструкция здания Большого театра в соответствии с поручением президента России Дмитрия Медведева перешла к столичным властям, о чем летом 2009 года лично сообщил московский мэр. "Лужков, в свое время обойденный при определении подрядчика реконструкции, может праздновать победу", - писала газета "Время новостей", подчеркивая, что при этом, конечно, на градоначальника ляжет и "ответственность за своевременную достройку театра".

В целом, оценивая итоги деятельности Иксанова на посту генерального директора ГАБТа, пресса отмечала, что и после закрытия основной сцены театр продолжал "выпускать премьеру за премьерой", однако "ни одна из них событием не стала", а в обществе в большинстве случаев обсуждались не премьеры, а "бесконечные скандалы". Среди них в 2005 году СМИ пристально следили за судьбой скандальной постановки "хулиганской оперы" "Дети Розенталя" на музыку композитора Леонида Десятникова по либретто писателя-постмодерниста Владимира Сорокина. Постановка вызвала недовольство ряда посетивших генеральную репетицию депутатов. Помимо этого, в 2005 году директор Большого театра выступил с громким заявлением о плановых массовых увольнениях сотрудников, вызванных необходимостью сэкономить средства не реставрацию театра. Значимым событием 2006 года стал выход из состава попечительского совета Лужкова, выступавшего против завышенной, по его мнению, сметы реконструкции Большого театра. Также широко обсуждалась ситуация, сложившаяся вокруг Иксанова и бывшей солистки театра балерины Анастасии Волочковой, которая, сочтя оскорбительным высказывание директора по поводу ее роста и веса, подавала на него в суд, но судебный процесс по этому поводу весной 2004 года проиграла.

Лучшие дня

Иксанов - заслуженный работник культуры России (1994), заслуженный деятель искусств Украины (2004). Он - один из авторов книг "Как просить деньги на культуру" (СПб, 1995 год) и "Благотворительный фонд БДТ. Теория и практика успеха" (СПб, 1997 год). Как гендиректор ГАБТа, Иксанов удостоен ряда общественных наград: он - лауреат ежегодной национальной премии "Персона года", учрежденной Российским информационным агентством "РБК" (2004), Театральной премии газеты "Московский комсомолец" (2005) и Национальной премии общественного признания "Россиянин года", учрежденной Российской академией бизнеса и предпринимательства (2006).

На вопросы о свободном времени Иксанов отвечал, что его у него абсолютно нет. По его словам, все самое интересное все равно происходит именно на работе, в театре. "Единственное – летом можно две недели выкроить, поехать на дачу, покосить траву газонокосилкой", - отшучивался он.

ВСЕ ФОТО

Гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов отправлен в отставку, этот пост займет Владимир Урин, руководивший Московским музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко, сообщил во вторник на встрече руководителей творческих групп ГАБТ министр культуры РФ Владимир Мединский.

На пост гендиректора ГАБТ, помимо Урина, рассматривались еще две кандидатуры - члены попечительского совета ГАБТ Александр Будберг и Михаил Швыдкой, передает РИА "Новости" .

По словам Мединского, "Иксанов отдал 13 лет жизни и здоровья Большому театру". "Но человеческие силы не безграничны даже у самых высочайших профессионалов", - сказал министр. По его словам, на увольнение Иксанова повлияла "непростая ситуация", сложившаяся вокруг театра.

При этом министр отметил, что Иксанов, переходит на работу в Минкультуры. Он станет советником по театральному делу.

Владимир Урин сказал коллективу, что решение возглавить ГАБТ было непростым. "Большой груз ответственности", - пояснил он. Сначала Урин не принял предложение Мединского, однако после долгих размышлений согласился.

По его словам, Иксанов пообещал ему любую помощь. Урин добавил, что двигаться вперед можно будет "только вместе" с коллективом. "Не планирую революций", - добавил он.

Зампредседателя правительства РФ Ольга Голодец, в свою очередь, выразила надежду, что театр будет развиваться и перемены пойдут ему только на пользу.

Самым лаконичным был Анатолий Иксанов. "Спасибо Большому", - сказал он. "И после этих слов зазвучали аплодисменты, которые не смолкали несколько минут. Бывший гендир подошел к руководителям творческих коллективов ГАБТа, каждому сказал по несколько слов. Большинство из них не могли сдержать слез", - передает агентство.

СМИ: "Последней каплей" был скандал со Светланой Захаровой

О досрочной отставке Иксанова еще накануне вечером со ссылкой на источники в театре и министерстве сообщили издания и агентства. Как отмечали источники "Интерфакса" в театральных кругах, "до конца прошлой недели в качестве вероятной кандидатуры рассматривался экс-министр культуры, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, однако в последний момент расклад сил поменялся, и место Иксанова вполне может занять Урин".

Замдиректора Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ирина Черномурова в беседе с газетой "Ведомости" дала понять, что во вторник в первой половине дня будет объявлено о важной новости.

В последнее время Большой театр сотрясали скандалы, что могло послужить причиной досрочной отставки Иксанова. По данным телеканала "Дождь" , "последней каплей" мог стать недавний скандал со знаменитой балериной Светланой Захаровой, также являющейся депутатом Государственной Думы от партии "Единая Россия" уже второго подряд созыва.

Напомним, 3 июля стало известно, что последняя премьера 237-го сезона Большого театра, балет "Онегин" (12-21 июля) пройдет без примы-балерины Светланы Захаровой, которая должна была сыграть роль Татьяны. Источники телеканала уточнили, что заготовленного кандидата на смену нынешнему генеральному директору Большого не было.

Напомним также, что в середине июня оперная певица, народная артистка России Анна Нетребко поделилась своим рецептом, как навести порядок в Большом театре. "Там надо всех уволить и все поменять, с ног на голову", - заявила певица. Она добавила, что всех артистов нужно набрать заново, лишь в этом случае в театре хоть что-то изменится.

Анатолий Иксанов возглавляет Большой театр с 1 сентября 2000 года (до этого два года он занимал пост замгендиректора телеканала "Культура"), его контракт должен был закончиться в октябре этого года.

В начале июня из Большого театра был уволен Николай Цискаридзе. СМИ сообщали, что Иксанов решил не продлевать с ним контракт. Цискаридзе и Иксанов конфликтовали несколько лет. Цискаридзе публично обвинял руководство Большого театра в масштабных нарушениях при реконструкции исторического здания, в ходе которой, по данным следствия, были украдены 90 млн рублей, и в давлении на артистов.

Противостояние обострилось после нападения на художественного руководителя балетной труппы Сергея Филина, которое произошло в январе нынешнего года. Тогда в ряде СМИ писали, что Цискаридзе может быть причастен к преступлению. Также некоторые издания писали, что пресс-служба и генеральный директор театра используют ситуацию в личных целях, для давления на людей, работающих в театре. Из-за публичных заявлений Цискаридзе ему было сделано несколько дисциплинарных выговоров, отмены некоторых из них танцору удалось добиться через суд.

До этого, в 2011 году ГАБТ прогремел скандалом с управляющим балетной труппой театра Геннадием Яниным, чьи фотографии порнографического содержания были выложены в интернете. Почтовая рассылка была сделана на 3848 адресов по всему миру, в том числе в крупнейшие газетные издания и на телеканалы. Янин написал заявление об увольнении. А осенью 2011 года разразился скандал из-за спекулянтов, перепродающих билеты по многократно завышенным ценам. Как рассказали в пресс-службе ГАБТ, самый дорогой билет в Большой театр стоит три тысячи рублей, в то время как после накрутки его стоимость увеличивается более чем в семь раз. В результате Большой театр ввел продажу билетов по паспортам.

Пресс-служба Большого театра и официальный представитель Минкульта отказались комментировать изданиям и агентствам информацию об увольнении Иксанова.

Цискаридзе: "Я знаю об увольнении Иксанова"

Недавно уволенный из Большого театра знаменитый танцор Николай Цискаридзе заявил "Комсомольской правде" , что знает об увольнении Анатолия Иксанова, но при этом отказался что-либо комментировать по этому поводу. "Я не хочу об этом думать и не хочу ничего чувствовать. я отдыхаю", - сказал он.

Цискаридзе также отказался говорить о своем возможном возвращении в театр: " Не знаю, я об этом, повторюсь, пока не думаю, слишком рано. Я просто спокойно отдыхаю. Подумаю потом".

Неназначенный Швыдкой: "Уход Иксанова из Большого - настоящая потеря для культуры"

Зампред Попечительского совета Большого театра Михаил Швыдкой, кандидатура которого рассматривалась в числе преемников Иксанова, заявил РИА "Новости" , что уход Анатолия Иксанова с поста гендиректора Большого театра - "настоящая потеря для отечественной культуры".

Сегодня, по его словам, Большой - это театр, который входит в узкий круг лучших оперных и балетных коллективов мира, и это во многом заслуга директора.

Он добавил, что Иксанов все 13 лет своего пребывания на посту директора театра тащил невероятную ношу, ведь он пришел в Большой в сложное время. Ему пришлось заниматься строительством, превращать театр в финансово прозрачную организацию. Швыдкой напомнил, что до того, как Иксанов занял свой пост в ГАБТ, он работал в Большом драматическом театре имени Товстоногова вместе с Кириллом Лавровым, который очень не хотел его отпускать.

"С моей точки зрения Иксанов - самый опытный театральный директор. Владимир Урин тоже человек с большим театральным опытом, ему повезло, он получает Большой в хорошем состоянии. Те публичные скандалы, которые были во многом спровоцированы прессой, к реальной жизни театра не имеют отношения. Большой - устойчивая организация, обладающая большими творческими возможностями", - продолжил собеседник агентства. Он также выразил надежду, что Урину удастся урегулировать проблемы, которые в последнее время возникли в творческом балетном коллективе.

"Новый директор будет самоубийцей, если вернет Николая Цискаридзе в театр, а за Уриным страсти к суициду я не замечал", - добавил он.

Вместе с тем, собеседник агентства пояснил, что сомневается в том, что отставка Иксанова связана с его конфликтом с Цискаридзе, так как он уже ушел в историю. "Но в последнее время в театре действительно было слишком много публичных поводов, включая недоразумение со Светланой Захаровой", - отметил он. Швыдкой также рассказал, что был в курсе того, что на пост директора рассматривали и его кандидатуру, и добавил, что его частенько рассматривают в качестве кандидата на различные руководящие посты.

Владимир Урин - от директора ТЮЗа в Кирове до "Золотой маски"

Урин начал свою театральную деятельность в 1973 году, став директором ТЮЗа города Киров. В 1981 году переехал в Москву, где возглавил Кабинет детских и кукольных театров ВТО (ныне - Союз театральных деятелей России). В 1987-1996 годах дважды избирался Секретарем правления СТД России. Уриным была задумана и реализована идея учреждения национальной профессиональной премии в области театра "Золотая Маска".

В 1995 года Урин стал генеральным директором Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Под его руководством разработана и воплощена в жизнь идея кардинальной реконструкции здания театра. С 1997 года он - также генеральный директор Международных фестивалей современного танца, проводимых Музыкальным театром совместно с культурными центрами и посольствами стран Европы, Канады и США. Заведующий кафедрой менеджмента и экономики исполнительских искусств Школы-студии МХАТ, профессор.

За годы его руководства Музтеатр Станиславского, по мнению многих экспертов, многократно укрепил репутацию высокопрофессионального театра с четкой репертуарной политикой и собственными яркими звездами - как в опере, так и в балете. В отличие от Большого Музтеатр Станиславского редко давал поводы для обсуждения вопросов, не связанных с творчеством. Такими поводами стали два пожара в 2003 и 2005 годах, в результате которых театр практически полностью выгорел (второй пожар произошел уже в процессе реставрационных работ и задержал запланированное открытие театра). Еще одна мрачная история случилась в 2004 году, когда при невыясненных обстоятельствах пропал главный балетмейстер театра Дмитрий Брянцев. 31 марта 2005 года в Праге был обнаружен его труп. Наконец, скандал сопровождал постановку оперы Бриттена "Сон в летнюю ночь" летом 2012 года. Постановщиков обвинили в педофилии и пропаганде наркотиков, однако ни одно из этих обвинений не подтвердилось, а в итоге постановка "Сна" получила премию "Золотая Маска" в номинации "Лучший спектакль в опере".