Анализ картины ван гога прогулка заключенных. Прогулка заключенных. Отличия картины Ван Гога от гравюры Доре

Картина (размер 80х64 см) изображает внутренний двор тюрьмы - каменный колодец, на дне которого бессмысленно и безвольно, как заведенные механизмы, бредут по замкнутому кругу люди. Их взбудораженные тени в беспорядке ложатся на плиты двора, камни словно начинают шевелиться, и окна, как живые, тупо взирают со стен. Странность, фантасмагоричность, роковая значительность этого абсолютно реального эпизода раскрыты художником не только средствами освещения или колорита, выдержанного в голубоватых сумрачных тонах, но и с помощью условной постимпрессионистической техники раздельного мазка, придающей произведению своеобразную «полосатость». (Как тут не вспомнить один из девизов автора картины: «Во всяком случае, дружище, никаких оптических иллюзий!».

Благодаря двум упоминаниям в письмах Ван Гога «Прогулка заключенных» точно датируется февралем 1890 года. Это последний год драматической жизни тридцатисемилетнего художника; год назад напряженная творческая работа и непрерывный ряд жизненных неудач привели Ван Гога к душевному заболеванию. Теперь он находится в лечебнице при монастыре Сен-Реми, приступы одолевают его с промежутками в два месяца, в остальное время он здоров, деятелен и много творчески работает.

В мае Ван Гог выйдет из лечебницы и за последние два месяца жизни создаст еще семь десятков картин, среди которых такие шедевры, как «Вид в Овере после дождя» в ГМИИ. Но пока еще только февраль, на днях Ван Гог получил два известия, которых давно устал ждать: в печати появилась первая и притом восторженная статья о его творчестве, а в Брюсселе кто-то приценивался к одной из его картин, попавшей на выставку (при жизни художника ни одна из его картин так и не была продана). Вот в такие дни Ван Гог написал «Прогулку заключенных», одно из самых личных и вместе с тем общечеловеческих по содержанию произведений в его творчестве.

Винсент Ван Гог. Прогулка заключенных

Копия с гравюры Г.Доре
Формально говоря, картина является копией с гравюры Гюстава Доре (1832-1883), знаменитого иллюстратора «Дон Кихота», «Гаргантюа и Пантагрюэля», «Божественной комедии» и многих других книг. Это не мешает ей быть чисто вангоговским произведением.

Свет и человеческие фигуры
У Ван Гога центральные две фигуры оказываются чуть ли не светлее прочих, окна довольно светлые (левое вообще едва заметно), зато неожиданно выделилось из общей массы стены окно в центре картины, у Доре и Пизана почти не видное. Аналогично не совпадают и самые светлые места на гравюре и в картине.

Среда и фактура
Ощущение безысходности кругового движения заключенных, независимого от собственной воли персонажей, усиливается активностью среды. Здесь не только царит произвол света и тени и не просто утрирована перспектива. Изгибаются очертания каменных плит, которыми вымощен двор тюрьмы. Окна (особенно второе справа, с решеткой, помещенной скорее вдоль картинной плоскости, чем вдоль стены) вопреки всякой перспективе разворачиваются в сторону зрителя. Стены словно бы дышат и в верхней части картины расцветают самыми неожиданными красками.

Личное переживание
Ван Гог сделал «Прогулку заключенных» произведением глубоко личного, исповедального характера. Широко известно, что центральный персонаж картины наделен автопортретными чертами. В письмах из Сен-Реми, куда он отправился добровольно и где в первые дни был поражен необыкновенной заботой обитателей лечебницы друг о друге, Ван Гог, однако, часто называл себя узником. «Лучше бы мне было попасть если уж не на каторгу, то... на военную службу, - писал он. - Я должен был отстаивать свою мастерскую... Но я оказался трусом и пьяницей...». И позднее: «Заточение раздавило меня».

Живописные копии
Парным произведением к «Прогулке заключенных» является, несмотря на другой, горизонтальный, формат и иной масштаб фигур, принадлежащая Чикагскому институту искусств картина Ван Гога «Пьяницы». Неоспоримым свидетельством этого является тот факт, что, дважды упомянув сюжет одной картины в своих письмах, художник оба раза в том же предложении называл и «Пьяниц».


На картине изображён колодец маленького и тесного тюремного двора, на котором по кругу обречённо движутся заключённые. Картина выполнена в сине-зелёной гамме. «Прогулка заключённых» символизирует жизнь, подобную, по мнению художника, замкнутому кругу. Центральная фигура на переднем плане наиболее индивидуализирована в отличие от других заключённых, чьи лица написаны лишь несколькими мазками. В этом персонаже угадываются черты самого ван Гога.
В конце декабря 1888 года у Ван Гога произошёл первый приступ душевной болезни, вскоре припадки стали повторяться, и он добровольно отправился в психиатрическую лечебницу Святого Павла, которая располагалась в бывшем августинском монастыре Сен-Реми неподалёку от Арля. В лечебнице Ван Гог провёл с мая 1889 по май 1890. Директор этой лечебницы - доктор Пейон и брат Ван Гога - Тео старались создать художнику все условия, чтобы он мог работать. Находясь в больнице, Ван Гог не мог рисовать с натуры, поэтому он начал использовать литографии, гравюры и чёрно-белые репродукции других художников в качестве натуры для своих произведений. В частности, в этот период он делает копии с гравюр Милле, Рембрандта, Делакруа и Домье. Однажды он просил брата Тео прислать ему гравюру «Каторга» Регаме, но, видимо, Тео не смог достать её, и ван Гог начал работу над картиной по сюжету гравюры «Острог» Гюстава Доре, сделанную для книги Б. Жерральда «Лондон» (1872). На гравюре Г. Доре изображен шестиугольный двор Нью-Гейтской тюрьмы, в котором происходит так называемый «парад заключенных». Суть этого «парада» заключалась в том, что преступников много раз проводили перед сыщиками, чтобы те могли хорошо запомнить их лица.

Винсент ван Гог родился в Грут Зун-дерт (Нидерланды), умер в Овере (Франция). Сначала он был служащим в лондонском отделении фирмы Гупиль, продававшей произведения искусства. Затем в 1876 году, воодушевленный идеями христианства, стал проповедником в Боринаже. Конфликт, возникший у Ван Гога с церковными властями, заставил его отказаться от этой деятельности. Вскоре он начинает заниматься живописью.

В 1886 году Ван Гог приезжает в Париж, где вначале попадает под сильное влияние импрессионистов. В 1888 году он отправляется в Арль, где за год создает около 190 картин и более ста рисунков. В Арле здоровье Ван Гога резко ухудшается, душевная болезнь приводит его к трагическим вспышкам, и в июле 1890 года Ван Гог, находясь в Овере, кончает жизнь самоубийством. Картина «Прогулка заключенных» была написана в феврале 1890 года, когда художник находился в лечебнице Сен-Поль в Сен-Реми. Будучи некоторое время лишен возможности работать на открытом воздухе, Ван Гог использовал здесь в качестве мотива иллюстрацию к альбому «Лондон», рисунки для которого выполнял Гюстав Доре и гравировал Никола Пизан. Однако картину нельзя назвать живописной копией чужого рисунка. Несмотря на повторенную в основных чертах композицию Доре, картина об- тадает самостоятельным художественным решением. Как писал сам художник, «это скорее перевод на другой язык, язык красок, впечатлений, создаваемых черно-белой светотенью». Ван Гог решает цветовую композицию в сине-зеленой гамме с введением охристо-желтых тонов. Точка зрения сверху дает возможность мгновенно охватить всю композицию в целом. Небольшой тюремный двор уподоблен глубокому колодцу, верха которого не видно. Лишь две бабочки случайно залетели сюда, в это царство безнадежной обреченности и тоски.
Заключенные монотонно вышагивают в затылок друг другу. Среди них бредет человек с рыжими волосами, чем-то похожий на самого художника. Еле заметно высветляя в глубину голубые тона, Ван Гог добивается удивительной прозрачности и серебристой чистоты воздуха. Прямые цветные штрихи характеризуют твердость камня, в то время как изломанная гротескная линия контура очерчивает фигуры, передавая одновременно движение и состояние людей. Их съежившиеся тела с втянутыми в плечи головами, однообразие размеренно привычного шага, убивающее своей бессмыслицей, унылая повторяемость движений по кругу производят впечатление подлинной трагедии человеческого существования. Обреченные, погибшие существа вызывают глубокое сострадание и жалость в душе художника. Именно эта человечность вангоговского сопереживания, чувство подлинного одиночества, к которому он так и не смог привыкнуть, сознание гибельной обреченности, замыкающегося круга собственной жизни - эмоциональная основа и содержание этого произведения.

На картине изображён колодец маленького и тесного тюремного двора, на котором по кругу обречённо движутся заключённые. Картина выполнена в сине-зелёной гамме.

«Прогулка заключённых» символизирует жизнь, подобную, по мнению художника, замкнутому кругу. Центральная фигура на переднем плане наиболее индивидуализирована в отличие от других заключённых, чьи лица написаны лишь несколькими мазками. В этом персонаже угадываются черты самого ван Гога.

История создания

Однажды он просил брата Тео прислать ему гравюру «Каторга» Регаме, но, видимо, Тео не смог достать её, и Ван Гог начал работу над картиной по сюжету гравюры «Острог» Гюстава Доре , сделанную для книги Б. Жерральда «Лондон» (1872).

На гравюре Г. Доре изображён шестиугольный двор Нью-Гейтской тюрьмы, в котором происходит так называемый «парад заключенных». Суть этого «парада» заключалась в том, что преступников много раз проводили перед сыщиками, чтобы те могли хорошо запомнить их лица.

Отличия картины Ван Гога от гравюры Доре

Ван Гог воспроизвёл гравюру с некоторыми изменениями:

  • Задняя стена стала гораздо уже, создавая впечатление, что стены стиснули человеческий круг.
  • На гравюре действие происходит в шестиугольном дворе, а у Ван Гога, за счёт уменьшения задней стены, двор становится четырёхугольным.
  • У Доре плиты пола и кирпичи в стенах вычерчены с предельной точностью. Ван Гог отказывается от геометричности, благодаря разнонаправленности штрихов.
  • На картине цвета из бледных вверху превращаются в густые, мрачные и холодные внизу.

Во время пребывания в психиатрической лечебнице Сан-Реми. Полотно написано маслом на холсте размером 64 см на 80 см, в стиле постимпрессионизма. Считается, что на работу ушло буквально два дня, 10-11 февраля. В настоящее время картина хранится в Пушкинском музее, в Москве. В течение февраля 1890 года художник написал несколько картин, которые в той или иной мере являлись копиями полотен известных мастеров. В это время Ван Гог написал своему брату Тео: «Я пытался скопировать «Пьяниц» Домье и «Тюрьму» Доре, это очень сложно…». В этом же письме художник упоминает еще две работы, копии с картин других художников, Эжена Делакруа и Жана-Франсуа Милле.

Источником вдохновения живописца для «Прогулки заключенных» послужила известная гравюра , опубликованная в сборнике «Паломничество в Лондон» Бланшара Джерролда, в 1872 году. Ван Гог был большим поклонником английской гравюры этого периода, так как на них социальные проблемы низших классов общества изображались жестко и реалистично. Гравюра Доре изображает так называемый «парад заключенных» в Ньюгейтской тюрьме, печально известной своими кошмарными условиями содержания. «Парад» проводился вовсе не с целью моциона, все действие устраивалось для того, чтобы присутствующие на прогулке сыщики хорошенько запомнили наружность преступников.

Во время работы над картиной художник находился в состоянии глубокой депрессии и отчаяния, и его эмоциональное состояние и душевные терзания мастерски переданы в деталях работы. Он ощущал себя заключенным и физически, и душевно. Автобиографичность «Прогулки заключенных » бросается в глаза, поскольку из череды однообразных и безвольных узников выделяется только один персонаж, отдающий себе отчет, как и автор, что он втянут в бесконечно повторяющийся, сводящий с ума цикл тюремной жизни (душевной болезни), над которой он не властен. Если на оригинальной гравюре Доре свидетелями прогулки узников выступают сыщики, то кем же тогда являются люди, присутствующие на моционе заключенных на картине Ван Гога, но совсем не заинтересованных в этих жалких и убогих каторжниках? Очевидно, это собирательный образ современного общества, критиков искусства, упорно не замечавших Ван Гога вплоть до его самоубийства, и о которых художник писал в одном из своих писем летом 1888 года (к Эмилю Бернару), сетуя на убогость подлинной жизни художников, участь которых - жалкое существование и каторжная, изнурительная работа.

Ван Гог картина «Прогулка заключенных»

Вам необходимы услуги высококачественной печати в Москве для создания картин? Заходите по ссылке на сайт производственной компании ANAdvertising. Печать любой сложности и любого назначения при помощи современного оборудования.