Анализ чувств героев повести «Бедная Лиза. Н,М, Карамзин «Бедная Лиза» О.Кипренский. Бедная Лиза. «Твердый разум» и «нежнейшие чувства» - презентация

Итоговое сочинение

по тематическому направлению «Разум и чувство »

Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы, две

составляющие части внутреннего мира каждого человека. Обе эти силы

равно нуждаются друг в друге.

Душевная организация человека очень сложная. Ситуации, которые

происходят и случаются с нами, бывают самые разные.

Одна из них-это когда чувства наши преобладают над разумом. Для другой

ситуации характерно преобладание разума над чувствами. Бывает ещё и

третья, когда у человека наступает гармония, это означает, что разум и

чувства совершенно одинаково влияют на душевную организацию человека.

Тема разума и чувства интересна для многих писателей. Читая

произведения мировой художественной литературы, в том числе и

русской, мы встречаем немало таких примеров, которые рассказывают нам о

проявлении разных ситуаций в жизни героев художественных

произведений, когда происходит внутренний конфликт: чувства выступают

против разума. Литературные герои очень часто оказываются перед

выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Так, в повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» мы видим,

как в бедную крестьянскую девушку Лизу влюбляется дворянин Эраст. Лиза

Смущение, грусть, безумная радость, беспокойство, отчаяние, потрясение -

вот те чувства, которые переполнили сердце девушки. Эраст, слабый и

ветреный, охладел к Лизе, он ни о чём не думает, безрассудочный

человек. Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей

связи.

Миг любви прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам даёт разум.

Лиза надеется вернуть утраченное счастье, но всё напрасно. Обманутая в

лучших надеждах и чувствах, она забывает душу свою и бросается в пруд

около Симонова монастыря. Девушка доверяет движениям своего сердца, ж ивёт

только «нежными страстями». Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате

жизни. Пылкость и горячность приводят её. к гибели.

Читая повесть Н. М. Карамзина, мы убеждаемся в том, что «разум и

чувства-это две силы, одинаково нуждающиеся друг в друге».

В романе Льва Николаевича Толстого можно найти несколько сцен и

эпизодов, касающихся данной темы.

Любимая героиня Л. Н. Толстого, Наташа Ростова встретила и полюбила

князя Андрея Болконского. После отъезда князя Андрея за границу Наташа

долго очень грустила, не выходя из своей комнаты. Ей очень одиноко без

любимого человека. В эти трудные дни в её жизни встречается Анатоль

Курагин. Он смотрел на Наташу «восхищённым, ласковым

взглядом». Девушка безоглядно увлеклась Анатолем. Любовь Наташи и

Андрея была подвержена испытанию. Не сдержав данного обещания

дождаться любимого, она предала его. Молода девушка слишком юна и

неопытна в делах сердечных. Но чистая душа подсказывает ей, что она

поступает нехорошо. Почему Ростова полюбила Курагина? Она увидела в нём

близкого ей человека. Эта любовная история закончилась очень печально:

Наташа пыталась отравиться, но остаётся жить.

Девушка горячо раскаивается за это перед Богом, просит, чтобы он дал

ей душевное спокойствие и счастье. Сам Л. Н. Толстой считал историю

отношений Наташи и Анатоля «самым важным местом романа». Наташа

должна быть счастлива, так как она обладает огромной силой жизни и любви.

Какой же итог можно сделать по данной теме? Вспоминая страницы

произведений Н. М. Карамзина и Л. Н. Толстого, я прихожу к выводу о том,

что в обоих произведениях мы видим внутренний человеческий конфликт:

чувства выступают против разума. Без глубокого нравственного чувства

«человек не может иметь ни любви, ни чести». Как же связаны между собой

разум и чувство? Хочется привести слова русского писателя М.М.

Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть

разум, охлаждающий движение чувств».

Цели и задачи урока:

  1. обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза;
  2. воспитание у учащихся внимательного отношения к чувствам людей, их душе;
  3. развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои личные примеры.

Формы и методы работы: беседа, чтение наизусть, чтение по ролям.

Ход урока

Только влюблённый имеет
право на звание человека.

Александр Блок.

I. Стихотворение А.С.Пушкина “Рассудок и любовь” (чтение наизусть).

Младой Дафнис, гоняясь за Доридой,
"Постой, - кричал, - прелестная! постой,
Скажи: "Люблю" - и бегать за тобой
Не стану я - клянуся в том Кипридой!"
"Молчи, молчи!" - Рассудок говорил,
А плут Эрот: "Скажи: ты сердцу мил!"

"Ты сердцу мил!" - пастушка повторила,
И их сердца огнем любви зажглись,
И пал к ногам красавицы Дафнис,
И страстный взор Дорида потупила.
"Беги, беги!" - Рассудок ей твердил,
А плут Эрот: "Останься!" - говорил.

Осталася - и трепетной рукою
Взял руку ей счастливый пастушок.
"Взгляни, - сказал, - с подругой голубок
Там обнялись под тенью лип густою!"
"Беги, беги!" - Рассудок повторил,
"Учись от них!" - Эрот ей говорил.

И нежная улыбка пробежала
Красавицы на пламенных устах,
И вот она с томлением в глазах
К любезному в объятия упала...
"Будь счастлива!" - Эрот ей прошептал,
Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.

Как вы думаете, почему урок по повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза” мы начали с этого стихотворения?
- Как стихотворение Пушкина перекликается с повестью Карамзина? (темы “твёрдого ума” и “нежнейшего чувства”)

В повести речь идёт о любви, о том вечном, что волнует сердца. В каком литературном направлении обращается внимание на внутренний мир лирического героя, его чувства? (сентиментализм)

Назовите признаки этого литературного метода на примере повести “Бедная Лиза”. (проверка домашнего задания составление таблицы)

II. Работа с текстом.

Посмотрим, как в повести прослеживается тема “рассудка и любви”.

Найдите эпизоды, где говорится о мечтах и желаниях Лизы, о её счастье.

В чём особенности такой любви? (она платоническая)
- Какое определение даёт этой любви сам автор, выделяя его курсивом? (любовь-дружба)
- Лиза отдаётся чувствам, не думая о том, к чему это приведёт. Вот она – всемогущая сила любви.
- А у героя иное представление о любви. Какое? (С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии. Это любовь-страсть.)

Как в повести появляется тема страсти? (Эпизоды: Лизу хотят выдать замуж – встреча с Эрастом- объятия – поцелуй – утрата невинности. “Мрак вечера питал желания”. Природа на вмешивается, она молчит, давая право выбора Лизе.)

С чем связаны мысли Эраста? (с воспоминаниями)

Таким образом на страницах повести автор говорит о разной любви: с одной стороны – любовь-дружба, с другой – любовь-страсть, тем самым показывая многоликость этого чувства и как бы давая понять, что оно ожжет быть как прекрасно, так и опасно.

Найдите предупреждение Карамзина молодым людям. (повесть написана для них, то есть для вас, юных читателей.)
- В чьи уста вкладывает автор рассуждения? (Это мать Лизы, её разумный взгляд на выбор друзей.)
- Как развивается в повести тема рассудка? (Сцена расставания Лизы с Эрастом, когда Лиза произносит фразу “У меня есть мать!”)
- Почему рассудку Лизы не дано взять верх над чувствами? (Чувства не поддаются контролю. Они сильнее разума, что характерно для сентиментализма.)
- Чем это обусловлено? (повесть сентиментальная)

Могли ли развиваться события подобным образом, например, в произведениях М.В.Ломоносова? Почему? (Ломоносов представляет классицизм, подчинение личного общественному, чувств – разуму; Карамзин – сентименталист: внимание к отдельному человеку, его внутреннему миру, то есть разум подчинён чувствам.)

О ком Карамзин говорит “безрассудный молодой человек” и почему? (О Эрасте, так как он позволял себе всё, не знал своего сердца)

Думал ли он о последствиях любви к крестьянке? Какой выбор он сделал? (Герой не задумывается о последствиях, так как 1- просит Лизу не говорить об их тайных встречах матери, 2 – желает больше, больше – и ничего не желает, 3 – добившись желаемого, не чувствует новизны.)

Сам автор не осуждает, он не судья. По его мнению, существует сила, которая выносит приговор. Что это за сила? (природа)
- В чём особенность образа природы? (Карамзин говорит не “природа”, а “натура”. Он делает её полноправным героем повести.)

Какие образы, взятые из природы, характеризуют героев повести? (Лиза сравнивается с зарёй, с майским утром. Можно провести параллель Лиза – ландыши. Они белые, так же хрупка и непорочна Лиза. Она бросает их в воду, говоря: “Не владей вами никто!” Это символично. В финале повести она сама бросится в воду.)

Какие ещё символы есть в повести? (Лиза – свет, свет – добро, радость, жизнь. Эраст всегда в тени, даже днём. Луна не хочет его замечать. Эраст – мрак, мрак – печаль, разочарование, смерть.)

Природа предупреждает о возможной трагедии. Вспомните, как встречает Лизу утро? (Встречает туманом – туманное будущее)
- Какие ещё предупреждения даёт природа? (капли росы – слёзы, гром, дождь)
- Эраст оставляет Лизу. Предупреждение природы реализовалось в жизни. Но Лиза не одинока. Почему? (так как природа на её стороне, она ей сочувствует)
- Как относится к Эрасту автор? Ведь отношение к нему природы уже ясно. (“Я готов проклинать человека в Эрасте.”)
- Какую позицию Карамзина можно увидеть в этой фразе? (Позицию не писателя, а человека.)
- С одной стороны гнев, с другой – жалость к Эрасту. Почему? (Потому что Эраст всю свою жизнь был несчастен.)
- Изменяет ли что-нибудь любовь Лизы? (Да. Конечно, изменяет. Пробуждается душа Эраста, но он очищается через страдания – катарсис.)
- Так что же побеждает в повести: рассудок или любовь?
- Автор, возрождая к жизни Эраста, провозглашает победу любви и остаётся в нашей читательской памяти.

III. Итог.

Опять вспомним Пушкина. Рассудок или любовь? Что побеждает у поэта в стихотворении? (побеждает любовь)
- Чем же руководствоваться в жизни: рассудком или любовью?
- Как поэт и писатель отвечают на этот вопрос?

Поэт заканчивает стихотворение строчкой: “Рассудок что ж? рассудок уж молчал.” Для Карамзина, как писателя-сентименталиста, чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают человека человеком, если они чисты и благородны.

Может быть и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш прогматичный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).

Хотя Карамзин и предупреждает: “Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви”.

Писатели часто затрагивают проблему борьбы чувств и разума, но не дают ответа, ведь “тайна сия велика есть”.

IV. Выставление оценок.

V. Домашнее задание (письменно, на выбор учащихся):

  1. написать рассуждение на тему “Рассудок и любовь”, используя жизненный материал своих родителей, может быть, знакомых, может быть, свой собственный опыт;
  2. написать свой небольшой рассказ в стиле сентиментализма, где бы присутствовало противостояние рассудка и любви.

Выпускное (итоговое) сочинение-рассуждение по теме: Разум и чувства.

Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые нуждаются друг в друге. Душа человека очень сложна. Бывают ситуации, когда чувства преобладают над разумом, а иногда разум берет вверх над чувствами. Не зря Люк де Клапье Вовенарг говорил: «Разуму не постичь надобностей сердца». Ведь действительно человек при всем желании не способен управлять настоящими чувствами, которые затмевают противоречащий им разум.

Такой сюжет мы можем наблюдать в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Евгений Васильевич Базаров, будучи нигилистом, отрицал буквально всё вплоть до любви. Его внутренний принцип был против всякой романтики, чувств. Он считал это «белибердой, непростительной дурью…». Решающей чертой, ставшей наперекор его взглядов, была встреча с Анной Одинцовой, женщиной, которая была не такая как все. Герой искренне влюбляется в неё, но эти чувства являлись для Евгения неприемлемыми и страшными. У Анны же не было таких сердечных склонностей, какие были у Базарова. Он всячески пытался это скрыть, ведь управлять его жизнью ранее было под силу лишь рассудку. Герой не мог контролировать всем происходящим, потому что борьба разума и сердца делала своё дело. Но наконец-то признавшись в любви Одинцовой, получает отвержение. Это приводит Базарова к первоначальным принципам, где душевные порывы являются просто вздором по сравнению с рассудком. Но не бывает такого, чтобы любовь просто гасла, хоть и перед смертью, но в Евгении она все-таки разгорается и встает против его разума, в итоге побеждая. Он вновь вспоминает о любви к Анне, так как рассудку никогда не постичь сердца.

Еще одним из ярких примеров противоборства разума и чувства является произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главной героиней повести является сентиментальная бедная крестьянка Лиза, которая влюбляется в богатого дворянина Эраста. Казалось, что их любовь никогда не прекратится. И вот уже чувствительная девушка полностью отдается своему возлюбленному, её сердце берет вверх над разумом. Но, к сожалению, чувства молодого дворянина постепенно охладевают, и вскоре он уезжает в военный поход, где проигрывает всё состояние и по принуждению женится на богатой вдове. На этом терпение Лизы не выдерживает, и она прыгает в пруд. Ведь для девушки поступок любимого был сильным ударом, приносившим душевную боль, избавиться от которой она хотела лишь самоубийством. Её разум противоречил такому ходу событий, но осилить пылкое чувство ему не удалось.

Таким образом, борьба двух важнейших сил внутреннего мира человека это один из самых сложных процессов в душе каждого. Или чувство превосходит разум или разум чувства. Такие противоречия являются бесконечной дуэлью. Но всё же разуму никогда не постичь искренних чувств.

Материал данной презентации рассчитан на 2 часа и предполагает беседу с классом по материалу предложенных слайдов. Некоторые слайды выполнены в форме кластеров, остальные представляют собой тезисы, облегчающие ведение беседы с классом. Анимации помогают после ответов учащихся увидеть правильный ответ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Н,М, Карамзин «Бедная Лиза» О.Кипренский. Бедная Лиза. (2 часа) « Твердый разум» и «нежнейшие чувства»

И нежная улыбка пробежала Красавицы на пламенных устах, И вот она с томлением в глазах К любезному в объятия упала... "Будь счастлива!" - Эрот ей прошептал, Рассудок что ж? Рассудок уж молчал. А. С. Пушкин «Рассудок и любовь»

Теоретический аспект Род литературы Жанр Композиция *Кольцевая, «рассказ в рассказе» - В каких произведениях встречали? * Наличие рассказчика. Для чего?

СЮЖЕТ Любовь Лизы и Эраста. Рассказать содержание коротко, сжать текст до нескольких предложений. Какой герой является главным. Почему? Докажите, что это произведение сентиментализма.

Сентиментализм Основная идея Стремление представить человеческую личность вдвижениях души Основная тематика Любовная Герои и характеры Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям Роль пейзажа Средство психологической характеристики героев Основные жанры Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия

Проблематика повести Проблема любви Проблема рока и обстоятельств Проблема природы и человека

Автор подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов монастырь, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы - не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда, а судьба героини Карамзина - массу подражаний. Росшие вокруг пруда дубы были испещрены трогательными надписями («В струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!»). «….тут образ Богоматери обращает наприятелей в бегство…..но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах!...» Значение Симонова монастыря в повести «Бедная Лиза»

Кто же главный герой повести? Какую характеристику дают ему другие герои? ЛИЗА трудолюбивая кормилица Божеская милость отрада старости милая любезная нежная

Первая встреча …. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»

Любовь – нравственная проверка героев Лиза Эраст

Любовь – нравственная проверка героев Лиза Эраст Сила характера, способность к глубокому чувству, Нежность, самоотверженность, НО БЕЗРАССУДНОСТЬ Двойственность натуры, пагубность среды, легкомыслие, эгоизм. Ему кажется, что он воскрес для новых чувств, но их глубины нет. Победу одерживают не высокие, а низкие, привычные чувства. Душа не очистилась от зла, обманывает Лизу.

Выводы: Карамзин показывает, что любовь играет большую роль в человеческой жизни. Но он предупреждает, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение в любви, так как это ведет если не к гибели, то к самым роковым изменениям. По его мнению, необходим рассудок

Тема разума, рассудка ЭРАСТ. Ни о чем не думает, плывет по течению, строит идиллические планы о жизни с Лизой как с сестрой ЛИЗА З адумывается о своей судьбе, но ее разуму не дано восторжествовать. РАССКАЗЧИК Постоянно в напряжении, он рядом с героями, но ничем не может им помочь. «Безрассудочный человек, всегда ли рассудок есть царь твоих чувств?»

Тема разума, рассудка. Что преобладает в отношениях Лизы и Эраста? Чувства, а не рассудок, в этом причина их бед. Если людьми управляют страсти, то за счастьем, удовольствием последует расплата – наказание. «Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой?» Вывод: Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ.

Проблема рока и обстоятельств Обстоятельства – Сумма реальных причин, в них нет той безысходности, как у рока. Эраст вынужден идти в армию; жениться на богатой вдове, чтобы поправить свое материальное положение. РОК - ? НО, по Карамзину, существуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор.

Итог бездумности ЛИЗА обрекла себя за то, что бездумно, безоглядно любила, на гибель ФИЗИЧЕСКУЮ. ЭРАСТ за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой, обрек себя на гибель МОРАЛЬНУЮ: «он был до конца своей жизни несчастен». АВТОР не обвиняет героев, а объясняет причины их бед, предупреждает читателя о возможных бедах, если они забудут о разуме.

Проблема человек и природа Высшие силы представлены в образе природы: ОНА 1. Воплощение красоты. 2. Чувствующий разум (сочувствует, одобряет, порицает, предупреждает, становится врагом). ВЫВОД: человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил.

Образ природы Первая встреча с Эрастом – Лиза держит в руках ландыши. Ландыши потом она бросит в речку. Природа предупреждает: Лиза не спала всю ночь в самом начале возникновения любви. Утром туман – символ неясности. (вещий туман – Л. не видит своего будущего, оно закрыто для нее). Во время Лизиного заблуждения природа бушует: «грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков…натура сетовала о потерянной Лизиной невинности» Найти в тексте описание природы.

Образ природы 5.Природа жалеет Лизу, когда Эраст уезжает в армию. Лиза уединяется в лесу. «Горлица соединила свой жалобный голос с ее стенаниями». 6. В произведении природа сочувствует Лизе, жалеет ее, но не проклинает, не осуждает. 7. Лизу сопровождает свет, солнце. 8. Эраст всегда появляется вечером., даже свет луны освещает волос Лизы, но не касается Эраста. Все, к чему прикасается этот герой, гибнет и морально, и духовно.

Выводы Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ. С уществуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор. 3 . Ч еловек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил. 4. Природа наделена разумом, и не считаться с ее оценками неразумно. Какие выводы сделали для себя?

ДОМА 1.Устно – а)Тема любви; б) Тема разума, рассудка; в) Проблема рока и обстоятельств; г) Человек и природа. 2.Карточки: *Сентиментализм. *Теория литературы по повести. *Выдержала ли Лиза проверку любовью?


РАЗУМ И ЧУВСТВО. МАТЕРИАЛ К СОЧИНЕНИЮ ПО ПОВЕСТИ Н.М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА»

Варианты вступления о роли чувства и разума в жизни человека

    Разум и чувство…. Что же это такое? Это две важнейшие силы внутреннего мира человека. Душа человека сложна. Бывают ситуации, когда чувства преобладают над разумом, а иногда разум берёт верх над чувствами. И часто случается так, что человек при всём желании не способен управлять настоящими чувствами, которые затмевает разум.

    Разум и чувство – это две важные стороны внутреннего мира человека, две противоположности. Часто они вступают в противоборство, вызывая сложный конфликт в душе человека. Как поступить в ситуации выбора между чувством и долгом? Услышать голос разума и пренебречь чувствами. Или пойти на поводу у своих чувств и не прислушаться к доводам собственного разума. Ответы мы найдём в произведениях русской литературы.

    Борьба в человеке чувства и разума требует обязательного выбора: поступать, подчиняясь нахлынувшим чувствам или всё же не терять головы, призвать на помощь разум, предусмотреть все последующие последствия поведения, спровоцированными чувствами.

    Что должно быть сильнее в человеке, разум или чувство? Я думаю, что всё должно быть в гармонии. Разум вовремя останавливает человека от безрассудства, а чувство позволит получить удовольствия от жизни, раскрыть новые грани человеческой жизни. Разуму следует идти рука об руку, они должны быть равносильны и неразлучны.

    Шиллер говорил: « Просвещённый разум облагораживает нравственный чувства: голова должна остужать сердце, разум должен возвышать чувства».

    Чем нужно жить, разумом или чувствами? Я считаю, что всё должно быть в гармонии, уравновешено. И чувство и разум должны быть взаимосвязанными силами в человеке. Когда преобладает что-то одно, это неминуемо приведёт к несчастью.

    Человек существо, не только разумное, но и наделённое чувствами. Он ненавидит и любит, радуется и страдает. Именно чувство позволяет ощущать счастье и несчастье. Не было бы чувств, разум не создал бы столько гениальных творений.

    Чувство – это эмоциональный процесс. Они не могут управляться разумом. Разум говорит одно, а чувства рождается вопреки ему.

    Люди руководствуются различными порывами, иногда ими управляют симпатии, тёплое отношение, они забывают о разуме.

    Именно чувства делают нас людьми. « Великим человек может быть благодаря своим чувствам – не только уму» Теодор Драйзер.

    Есть люди, подверженные чувствам. Во время любви сложно заметить очевидные реалии.

МАТЕРИАЛЫ К СОЧИНЕНИЮ

Вступление

1) Разум и чувство. Это две важнейшие стороны внутреннего мира человека. Жизнь человека, лишённая чувств, эмоционально бедна. Однако человек, идущий на поводу своих чувств, не умеющий разумно управлять своими эмоциями, способен совершить много необдуманных и непоправимых поступков (ошибок). Об этом невольно думаю после прочтения повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Книга был написана в тот период 18 века, века Просвещения, когда в культ был возведён разум. Но это также было время, когда просвещённая, образованная часть общества понимала необходимость облагороженного разумом чувства. Вот почему повесть «Бедная Лиза» так волновала современников Н. Карамзина и не оставляет равнодушными наших современников.

2) Что важнее, разум или чувство? Этот вопрос никогда не может дать однозначного ответа. Он из категории вечно неразрешённых. Особый интерес тема важности разума и чувства волновало общество в эпоху Просвещения. Эстетика Просвещения требовала от человека стремиться думать в первую очередь о благе Отечества, в ситуации выбора между чувством и долгом отдавать предпочтению долгу. Но жизнь показывала, что человек живёт не только разумом, но и чувствами. Он ненавидит и любит, радуется и страдает – невозможно вытеснить чувства из нашей жизни. Вот почему, чтобы ответить на вопрос: «Что важнее: разум или чувство?», я обращусь к повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

ЛИЗА

Вводим аргумент

    У всех, кто читал «Бедную Лизу», главная героиня вызывает восхищение. Мы восхищаемся её нравственной чистотой, силой чувств, которые проявляются и к родителям, и к Эрасту. Но мы, читатели, и сострадаем судьбе героини.

    Кто бы ни читал «Бедную Лизу»: ни её первые читатели, ни те, кто был знаком с этой книгой в 20 веке, ни наши современники – все проникаются особыми чувствами к главной (заглавной) героине. Читатель преклоняется перед добрым, трепетным отношением к матери, нравственной чистоте героини, достоинством поступков, силой любовного чувства.

Основная часть

В начале повести мы видим в Лизе девушку чувствительную, но благоразумную. Он простая поселянка. Будучи единственной дочерью своей немолодой и больной матери, Лиза разумно устраивает свою жизнь. Она живёт своими трудами, продавая ландыши, собранные собственными руками. Денег, вырученных от продажи ландышей, достаточно на скромную, но достойную жизнь. Редкое благоразумие проявляет Лиза, когда во время первых встреч с Эрастом решительно отказывается от суммы, которую предлагает молодой, богатый и красивый дворянин. Такое достойное и совершенно неожиданное поведение бедной поселянки обескураживает Эраста, вызывает интерес, желание вновь и вновь видеть эту девушку.

Частые встречи Лизы с Эрастом, его интерес к ней делает своё дело: Лиза влюбляется в Эраста. Благоразумие оставляет героиню. Она старается не думать о том, что будущего у них нет. А это действительно так: ведь он дворянин, а она крестьянка. Ни законы того времени, ни семейные традиции такой брак бы не приняли и осудили. Вопреки этому Лиза ждёт встреч с Эрастом, желает их, ей милы его признания в любви. С каждой встречей разум уже не помеха Лизе в отношениях с возлюбленным и заводят эти отношения слишком далеко.

Разлука с Эрастом, которому нужно ехать в армию, где ведутся боевые действия, ещё сильнее укрепляет в Лизе любовное чувство.

Весть о том, что Эраст женится на другой ради выгоды, денег, сломила девушку. Жизнь становится ей невыносимой без того, без которого свет не мил. Лиза принимает решение уйти из жизни.

История бедной Лизы показывает, что такое сильное чувство, как любовь, способно затмить разум у самых благоразумных людей. В конце своей короткой жизни, готовая уйти из неё, настолько захвачена чувством обиды, отчаяния она забыла даже о матери.

Вывод

Читая «Бедную Лизу», мы можем по-разному рассуждать о том, что важнее – разум или чувство. А Н.М. Карамзин тоже ответил на этот вопрос, прославляя такое великое чувство, как любовь

Эраст

Есть в повести и другой герой – Эраст. В душе этого героя нет гармонической уравновешенности между чувством и долгом. Он всегда идёт на поводу своих страстей.

Увидев впервые Лизу, он покорён её красотой. Привыкший к лёгким победам, он пытается купить расположение Лизы, предложив денег сверх меры тех, какие просила эта девушка за скромные цветы.

Достойное поведение девушки только распаляет страсть Эраста. Он ищет встреч с ней. Она ему, несомненно, становится мила. Он видит в ней очевидные достоинства. Однако ему не хватает благоразумия вовремя остановиться, не дать отношениям с Лизой зайти слишком далёко. Как ни знать ему, что у них нет никаких перспектив создать семью. Более того: соблазнив Лизу, он постепенно теряет интерес к ней.

На войне, где сыны Отечества проявляют чудеса мужества и героизма, Эраст снова идёт на поводу своих страстей, хотя и другого рода. Он играет в карты и проигрывает всё своё состояние. Однако Эраст по-своему благоразумно поступает в этой ситуации: женится на деньгах. Безжалостно, жестоко предаёт свои чувства к Лизе, обрекает её на страдания и подталкивает её к самоубийству.

История Эраста, рассказанная Н.М. Карамзиным, – это история человека, который идёт на поводу своих чувств, который чаще всего живёт порывами и страстями. На примере Эраста в вопросе: что важнее, разум или чувства, Н. М. Карамзин ответил нам: конечно же, чувства, если они подлинные. Благоразумие Эраста – это благоразумие эгоиста.