Александра стрельченко - биография, фотографии. Александра Стрельченко: Я бы еще спела!  Стрельченко александра ильинична личная жизнь

Александра Ильинична Стрельченко (2 февраля 1937, станция Чаплино, Днепропетровская область, УССР) - артистка - вокалистка - художественный руководитель мастерской народного творчества государственного учреждения культуры города Москвы «Москонцерт», народная артистка РСФСР (1984).

Будущая певица родилась на станции Чаплино Днепропетровской области УССР. Родители: Отец - Стрельченко Илья Евгеньевич (1911-1941), Мать - Стрельченко Полина Павловна (1916-1945).

Александра рано стала сиротой (отец погиб на фронте, мать умерла в конце войны) и воспитывалась в детском доме. Окончив школу работала в детском саду няней.

Затем училась на заочном отделении Ленинградского педагогического института. Во время гастролей Воронежского народного хора в 1958 году Александра, побывав на его концерте, решила оставить учёбу и посвятить себя музыкальной карьере.

С 1959 по 1962 год работала в Липецкой филармонии. С 1963 года работала в Москве, пройдя годичную стажировку во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства.

В 1971 году за лучшую радио-запись народной песни «Бела зоренька» на Международном конкурсе в Братиславе удостоена 2-й премии и серебряной медали - «Серебряный колос».

С 1976 по 1980 год училась в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.

С 1964 года Александра Стрельченко является солисткой Москонцерта и художественным руководителем Мастерской народного творчества в Концертном объединении «Эстрада».

С 2002 года - профессор Московского государственного университета культуры и искусств, возглавляет кафедру сольного народного пения.

В последние годы Александра Стрельченко активно концертировала с Национальным оркестром русских народных инструментов им. Осипова (сначала под управлением Н. Калинина, теперь - Понькина), а также с муниципальными оркестрами таких городов, как - Челябинск, Ульяновск, Волгоград, Петрозаводск, Липецк, Тула и д.р.

Александра Стрельченко участвует в благотворительных мероприятиях, выступая перед ветеранами войны и труда, перед детьми-сиротами в детских домах, является активной участницей концертов, посвящённых памяти выдающихся деятелей нашей национальной культуры, которых она знала лично, проходящих в Концертном зале «Россия», Концертном зале им. Чайковского, в ЦДРИ и др.

Как председатель и член жюри в номинации «Сольное народное пение» А. Стрельченко за последние годы побывала в Смоленске, Брянске, Вологде, где проходили Дельфийские молодёжные игры.

Принимала участие в концертах и фестивалях: 100-летие со дня рождения Лидии Руслановой в Саратове (2000 г.), «Голоса России» - Смоленск (2003 г.). Прошли сольные концерты А, передает readweb.org. Стрельченко с программами русского романса: дом-музей Ф. И. Шаляпина, Галерея А. Шилова, Дом Учёных, Дом архитектора и др.

Александра Стрельченко счастлива тем, что продолжает певческую линию своих великих предшественниц - Ольги Ковалёвой, Надежды Плевицкой, Лидии Руслановой, и благодарна судьбе за дарованную ей благородную миссию исполнительской преемственности, продолжения славных традиций великих мастеров прошлых лет.

Народная артистка России Александра Ильинична Стрельченко является не просто прекрасной исполнительницей русских народных песен, но и деятелем русского народного искусства, защищающим его лучшие традиции, и передающим их будущему поколению.

Три главные народницы страны - Зыкина, Воронец и Стрельченко - собрались вместе лишь однажды - в 2009 г. на «Пусть говорят».

В 2004 году в интернете был создан официальный сайт Александры Стрельченко.

Личная жизнь Александры Стрельченко сложилась трагически.. В первый раз - за сотрудником КГБ Владимиром Чекаловым. Этот брак, к сожалению, продлился недолго - всего два года. Любовная история завершилась после гибели любимого мужа на задании.

Вторым мужем стал барабанщик Владимир Морозов, который взял на себя обязанности директора уже сложившейся звезды. Особых чувств певица к нему не испытывала, а брак держался на обоюдном удобстве. Детей у Александры Стрельченко нет, поскольку от первого супруга, по её собственному признанию, родить она не успела, а от второго - не захотела.

Чуть больше 20 лет назад певица со вторым мужем попала в аварию, из-за чего начались большие проблемы с позвоночником и тазобедренным суставом. Именно по этой причине Александра Стрельченко практически нигде не появляется и не даёт интервью.

Каждый шаг даётся ей ценой невыносимой боли. Осенью этого года вокруг заслуженной певицы разгорелся скандал. Оказывается, ещё в прошлом году она подписала договор пожизненной ренты с одной из своих учениц.

Однако девушка, взявшая на себя обязательства ухаживать за тяжело больной Александрой Стрельченко, обязательства не выполняет. В связи с этим певица хочет расторгнуть подписанный договор. Дело приняло такие масштабы, что дошло даже до студии Андрея Малахова.

Сама же исполнительница в результате переживаний оказалась на больничной койке с инсультом.

Будущая певица родилась на станции Чаплино Днепропетровской области УССР. Родители: Отец - Стрельченко Илья Евгеньевич (1911-1941), Мать - Стрельченко Полина Павловна (1916-1945). Александра рано стала сиротой. Отец погиб на фронте, мать умерла в конце Великой Отечественной войны. Всего в семье было трое детей. Старшую сестру Валентину к себе забрала тетка. А Александру, которая в 8 лет осталась круглой сиротой, и ее младшего брата Анатолия отдали в детский дом. Окончив школу, работала в детском саду няней. Затем училась на заочном отделении Ленинградского педагогического института. Во время гастролей Воронежского народного хора в 1958 году, Александра, побывав на его концерте, решила оставить учёбу и посвятить себя музыкальной карьере.

С 1959 по 1962 год работала в Липецкой филармонии.

С 1963 года работала в Москве, пройдя годичную стажировку во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства.

С 1964 года Александра Стрельченко является солисткой Москонцерта и художественным руководителем Мастерской народного творчества в Концертном объединении «Эстрада».

В 1971 году за лучшую радио-запись народной песни «Бела зоренька» на Международном конкурсе в Братиславе (ЧССР) удостоена 2-й премии и серебряной медали - «Серебряный колос».

С 1976 по 1980 года получала образование в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.

Наше время

С 2002 года - профессор Московского государственного университета культуры и искусств, возглавляет кафедру сольного народного пения.

В последние годы Александра Стрельченко активно концертировала с Национальным оркестром русских народных инструментов имени Осипова (сначала под управлением Н. Калинина, теперь - Понькина), а также с муниципальными оркестрами таких городов, как - Челябинск, Ульяновск, Волгоград, Петрозаводск, Липецк, Тула и д.р. Александра Стрельченко участвует в благотворительных мероприятиях, выступая перед ветеранами войны и труда, перед детьми-сиротами в детских домах, является активной участницей концертов, посвящённых памяти выдающихся деятелей нашей национальной культуры, которых она знала лично, проходящих в Концертном зале «Россия», Концертном зале имени Чайковского, в ЦДРИ и др.

Как председатель и член жюри в номинации «Сольное народное пение» А. Стрельченко за последние годы побывала в Смоленске, Брянске, Вологде, где проходили Дельфийские молодёжные игры. Принимала участие в концертах и фестивалях: 100-летие со дня рождения Лидии Руслановой в Саратове (2000 г.), «Голоса России» - Смоленск (2003 г.). Прошли сольные концерты А. Стрельченко с программами русского романса: дом-музей Ф. И. Шаляпина, Галерея А. Шилова, Дом Учёных, Дом архитектора и др.

Личная жизнь

Личная жизнь Александры:

Первый муж - генерал-майор, сотрудник КГБ Владимир Чекалов.

Второй муж - барабанщик Владимир Морозов

Детей у певицы нет. По ее словам, от первого мужа родить не успела, а от второго - не захотела.

В свободное время Александра Ильинична увлекается многим: она любит природу, животных, цветы; отдает предпочтение классической русской литературе, музыке, балету, народным мелодиям, джазу. Ее любимые артисты - О. Табаков и Н. Мордюкова, И. Архипова и А. Ведерников. Она была любимой певицей Хрущёва и Брежнева. Её величали королевой народной песни, хиты «Подари мне платок», «Когда б имел златые горы», «Кудрявая рябина» звучали на каждом застолье. Голос этой певицы украсил фильмы «Война и мир», «Калина красная».

Болезнь

В середине 1990-х певица со своим вторым мужем попала в аварию, из-за чего начались большие проблемы с позвоночником и тазобедренным суставом. Каждый шаг стал даваться ей ценой сильной боли.

17 сентября 2015 года программа «Пусть говорят» с Андреем Малаховым на Первом канале была посвящена Александре Стрельченко. Всю страну шокировала новость о том, что Стрельченко 14 сентября 2015 года была госпитализирована с инсультом. Причина резкого ухудшения состояния здоровья певицы – конфликт, который возник вокруг ее квартиры в центре Москвы. Артистка подписала договор со своей ученицей, что в обмен на заботу и уход она завещает ей свою шикарную московскую квартиру. Александра Ильинична выполнила свои обязательства, а вот девушка недобросовестно выполняла свою работу. Стрельченко решила расторгнуть договор, но это пришлось делать через суд. При поддержке семьи и друзей ей удалось выиграть спор. К тому же судья пошел навстречу народной артистке. Весь этот конфликт сильно подорвал и без того слабое здоровье артистки. Александра Ильинична попала в реанимацию. Сейчас за ней присматривает специально обученная сиделка. Избавившись от ученицы-мошенницы, артистка стала чувствовать себя гораздо лучше. Она потихоньку начала говорить, возвращаясь в прежнюю форму.

После скандала с квартирой исполнительница оказалась на больничной койке с инсультом. Александра Ильинична страдает из-за повышенного давления. Осенью 2017 года стало известно, что Александра Стрельченко борется с болезнью Паркинсона.

Она редко выезжает из дома, однако регулярно наведывается в больницу. Иногда она находит в себе силы посещать святые места, была, в частности, в монастыре в Дмитрове.

Народная артистка много лет не дает интервью, двери её дома закрыты для всех: "Хочу, чтобы меня запомнили красивой", - поясняла она.


Родилась 2 февраля 1937 года на станции Чаплино Днепропетровской области. Отец - Стрельченко Илья Евгеньевич (1911-1941). Мать - Стрельченко Полина Павловна (1916-1945).

Исполнителю на современной эстраде трудно найти свое, то единственное, что кроме него никто нет скажет, не увидит, не откроет слушателю новую страницу в избранном жанре. Впрочем, это было непросто всегда. И среди огромного количества артистов, посвятивших свое творчество русской песне, искусство Александры Стрельченко выделяется особо. Не только яркой одаренностью, но и вдумчивым, тонким подходом к музыкальному материалу, умением увидеть в скромном и незатейливом глубину и поэзию чувств, красоту души народа, создавшего и сохранившего свои неувядающие песни.

"Она сама как русская песня!" - эта фраза, сказанная одним из слушателей после концерта Александры Стрельченко, стоит многих многостраничных рецензий. Она точно и образно характеризует впечатление, которое получаешь, слушая в ее исполнении старинные и современные русские песни. Образ женщины, созданный ею на сцене, сродни тем песням, которые она поет. Скромная и гордая, добрая и сильная, нежная и любящая - такой представляется она.

Любовь к песне Александра Стрельченко впитала с молоком матери. В семье пели все: отец, мать, сестры. Очень любили слушать пластинки. Первое яркое и незабываемое впечатление от русской народной песни связано с именем Лидии Андреевны Руслановой. Замечательная артистка увлекла ослепительной красотой и правдой, покорила душевной щедростью. Поэтому мечта стать певицей с детства захватила маленькую Сашу. Но судьба распорядилась иначе...

В первый же год войны на фронте погиб отец, в 1945 году, не выдержав тяжести нечеловеческих испытаний, умерла мама. Остались голодное сиротство троих маленьких (рядом еще сестра и брат), потом - детский дом, уже после войны, школа... Трогательно чистым голосом девочка впервые публично исполняла свои первые, запомнившиеся от начала до конца, популярные советские песни "Одинокая гармонь" Б. Мокроусова (стихи М. Исаковского) и "Орленок" В. Белого (стихи Я. Шведова). Теперь Александра Ильинична вспоминает, что только песня была в нелегкие годы ее другом, ее настоящей опорой. Маленькая, худенькая, курносая, в веснушках, - кто ее заметит? А как споет, еще попросят, и не только внимание обратят, накормят, но ласковое слово скажут, в чем больше всего, может быть, нуждается человек...

После окончания школы несколько месяцев Александра работала нянечкой в детском саду, а потом решила поступать в Ленинградский педагогический институт - была уверена, что сможет стать хорошим воспитателем, отдавать людям то, чего сама была лишена. Поступила на заочное отделение, но дипломированной воспитательницы из нее так и не получилось.

Зимой 1958 года она приехала в Ленинград сдавать сессию. В это время там гастролировал Воронежский народный хор. Концерт настолько разбередил душу и всколыхнул, казалось бы, забытую мечту стать певицей, что Александра не удержалась, пошла за кулисы и сказала: "Возьмите меня к себе, хочу петь!" В антракте ее прослушали руководители, почти весь хор, и решение было - взять. "Приезжай в Воронеж", - сказали. Поехала без малейших колебаний и, с молниеносной, на удивление хормейстера В. Ефимова, быстротою выучив все партии во всех песнях, через месяц впервые вышла на сцену как равноправная участница профессионального хора. Казалось, жизненный путь определился. Однако суждены были еще испытания, и очень серьезные.

Чрезмерное увлечение пением в хоре, неопытность, неумение беречь себя при напряженной и часто крикливой хоровой манере привели к такой перегрузке голосовых связок, что только начавшая свой путь певица вынуждена была расстаться с пением и, казалось, навсегда. Но время стало не только лекарем физического недуга, но и дало возможность разобраться в своих ошибках, а желание петь было столь велико, что Александра, снова проработав некоторое время в детском саду, вернулась к продолжению скромно начатого артистического пути.

Липецкая филармония, где создавалась в тот момент молодежная группа, стала не только местом трехлетней сольной работы (1959-1962), но и предоставила возможность для более серьезных занятий и профессионального становления. От Липецкой филармонии Александра Стрельченко впервые уехала в Москву во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства для годичной стажировки и подготовки концертных программ. Вокальным классом руководила тогда Народная артистка РСФСР Ирма Петровна Яунзем, тонкий исполнитель народных песен и удивительной души человек, по-матерински относившаяся к молодым, рьяно защищавшая их интересы. Может быть, не только или не столько вокальному делу учила она своих питомцев, сколько старалась привить им музыкальную, художественную, человеческую культуру, расширить их кругозор, привить вкус к искусству вообще.

Стрельченко сумела сделать необходимые усилия для того, чтобы взять предлагаемое. Это позволило ей остаться в Москве и, выдержав конкурс в Москонцерт, начать трудный путь его солистки - исполнительницы русских песен. На этом пути постепенно оказывалось все меньше поражений, все больше успехов. Помогало упрямое желание петь, укрепляющееся понимание необходимости ежедневного кропотливого труда, стремление осознать себя, найти единственно верное направление. Правильность выбранной дороги доказала победа на Международном конкурсе в Софии во время IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1968 году. За исполнение русских народных песен (большинство их пелось без сопровождения, а это, как известно, труднейший вид музицирования и настоящее испытание) Александра Стрельченко завоевала золотую медаль и первую премию.

Одна за другой рождались новые программы - народных песен, новых песен советских композиторов, воскрешались к жизни старинные, забытые, но прекрасные песни, становившиеся настоящим откровением в ее исполнении. Пришел стабильный, заслуженный успех, затем почетное звание Заслуженной артистки РСФСР (1972), а главное - складывался свой круг слушателей, заполнявших залы Москвы, других городов страны. И на фоне этого уже определившегося успеха нужно было проявить мужество и иметь страстное желание совершенствоваться, чтобы сдать экзамены и учиться в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (1976-1980).

Однако не диплома только искала Александра Стрельченко, она стремилась в мир Большой музыки, внутри которого хотела определить, ощутить положение своего музыкального круга, их взаимосвязь, их единство. Именно эти старания подняли певицу на еще одну ступень музыканта и привели ее в Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения под руководством В.Федосеева. Народного артиста СССР Владимира Ивановича Федосеева и Заслуженного деятеля искусств России Ольгу Ивановну Доброхотову Александра Ильинична считает своими первыми учителями и наставниками, открывшими ей удивительный мир классической музыки. Она увлеклась Вагнером, позже пришло и ощущение Дебюсси, по-иному стали звучать для нее Мусоргский и Бородин, концерты в Большом зале консерватории стали необходимой частью жизни, и не потому, что на сцене в этот вечер были добрые друзья - альтист, скрипачка, певец или дирижер, - ее душа обрела естественную способность жить в огромном музыкальном мире, раздвинув границы прежних своих профессиональных владений. Да и постоянные занятия на вокальной кафедре (народный факультет) с Е.К. Гедевановой и Л.Л. Базилевичем еще до окончания института не замедлили сказаться в ее напряженной концертной деятельности. Вспоминая эти сравнительно недавние годы, А.И. Стрельченко говорит, что хотя было очень трудно, она была счастлива множеством пришедших к ней художественных открытий.

Так складывается ее артистический облик, формируется вкус. Она все более увлеченно работает, год от года интереснее ее творческий поиск и сильнее муки критического отношения к самой себе. Все свои знания, художественные ощущения, понимание традиций русской художественной жизни и традиций высокого народного искусства, все, что получает певица от жизни, людей, страны, все стремится она отдать в своем творчестве, понимая это не как обязанность, а как необходимую духовную потребность.

Разнообразные программы певицы вводят слушателей в мир особый и в то же время узнаваемый, словно после долгих странствий возвращается под отчий кров человек и вдыхая родные полузабытые запахи, вновь входит в страну бабушкиных сказок, колыбельных, чистоты и прозрачности родниковой воды детства. Такие ассоциации вызывают песни, которые отбирает в свой репертуар певица. Звучат в ее исполнении и подлинно фольклорные, и народные песни, и сочинения современных композиторов. Но только такие, в основе которых интонация, присущая народной мелодике. Потому что основная тема творчества А. Стрельченко - любовь к Родине, к ее лесам и необозримым просторам, к людям, чей труд создает славу дорогой сердцу земли, к ее прошлому, настоящему и будущему.

Именно поэтому визитной карточкой Александры Стрельченко стала песня "Я люблю свою землю" Е. Птичкина на стихи В. Харитонова. Так же названа и одна из программ певицы. Высокое гражданское чувство, выраженное лирическими средствами, близко мироощущению исполнительницы. "Земля - моя радость, любимая песня моя" - признается она в искреннем чувстве к родному краю, но делает это не напоказ, а скромно и целомудренно, с необычайным достоинством. Певице чужда чрезмерность, крикливость и как бы самоподача красивого, сильного голоса. Напротив, в самых кульминационных моментах она словно приглушает полет и звучность пения. А это создает драматический эффект, укрупняет музыкальную мысль песни.

Пристально и вдумчиво отбирает А. Стрельченко свой репертуар. Полюбив песню, долго с ней не расстается, делает ее популярной. Но и певицу узнают по первым тактам музыкального вступления - это песни Стрельченко. Скольким из них дала она путевку в жизнь! А после нее уже трудно другому исполнителю обратиться к тому же музыкальному материалу, не повторив находок певицы. Все выбирает она из сочинения, находит такие краски и оттенки, что порой и создателям песен открывает в них новизну и многозначность.

Талант певицы питается соками родной земли. Оттого так сильна в ней память и дань благодарности к тем одаренным исполнительницам прошлого, которые развивали русскую песню. В записях и концертах Александры Стрельченко звучат песни Надежды Плевицкой (например, "Куры рябые", "Раскинулось море широко", "Молчи ямщик"), Лидии Руслановой ("Ой, комарики", "Саратовские страдания", "По муромской дорожке" и др.), певца-гусляра Николая Северского ("Ах, любовь, как ты зла", "Про старину"), Ольги Ковалевой ("Дедушка", "На горе-то калина", "На окошке два цветочка", страдания - "Помню, что было", "Дударь мой", "Ой, цвети, кудрявая рябина", "У меня есть дружок тайный", "Волга-реченька глубока" и др.).

Исполнительское искусство Ольги Васильевны Ковалевой стало артистке особенно близким. При всей несхожести творческих индивидуальностей многое их роднит, и прежде всего бережное, целомудренное отношение к русскому музыкальному фольклору, одинаковое понимание современности в жизни старинной и новой песни, не допускающей ни малейшей переделки и искажения мелодии, ритма, характера, особая симпатия к песням, славящим Родину, и песням, раскрывающим богатство духовного мира русской женщины.

Характерной особенностью выступлений Александры Стрельченко является и то, что она не только собирает и исполняет народные песни, но и красочно комментирует их в концертах. Например, исполнение составленных ею небольших сюит из песен курских, вятских, исторических, обрядовых (особым успехом пользуется сюита из свадебных песен - от плача невесты до завершающих, застольных песен после венчания) она предваряет рассказом о традициях, преемственности, о необходимости бережно сохранять эти музыкальные памятники отечественной культуры.

Исполнительская манера Стрельченко позволила ей соприкоснуться с новым для нее кругом музыки - городской песней, старинным романсом. Безыскусственность, простота исполнения сделали эти первые шаги заметными, успешными. Совместно с секстетом солистов оркестра Большого театра она записала романсы: "В минуту жизни трудную" П.Булахова (стихи М.Лермонтова), "Я тебе ничего не скажу" Т. Толстой (стихи А. Фета), "Звезды на небе" В.Борисова (стихи Е. Дитерихса), "Что это сердце..." Я. Пригожего, старинный цыганский романс "В одни глаза я влюблена" А. Вилинского (стихи Т. Щепкиной-Куперник, из репертуара В.Паниной) и др.

Эти романсы А. Стрельченко поет легко, как бы напевая, хотя в этом и кроется наибольшая трудность. Пользуясь альтовым тембром, будто бы несколько мальчиковым, она придает этим произведениям большую простоту и юношескую чистоту чувства. Низкие, звучащие у некоторых певиц в грудном регистре ноты, особенно в романсах Борисова и Толстой, провоцируют псевдострастный характер исполнения, искусственность эмоционального строя. Наверное, потому ровность и легкость звучания у А. Стрельченко сделала эти романсы благороднее.

В пору творческой молодости она исполняла и песни современных композиторов: "Зачем мы ссорились" В. Левашова (стихи Н. Палькина), песни Г.Пономаренко "Моторочка, моторка" (стихи В.Бокова), "А где мне взять такую песню?" и "Подари мне платок" (стихи М.Агашиной), "Как летела бела утка" (стихи Г.Георгиева), "Тополя", "Растет в Волгограде березка", "Что было, то было", "Отговорила роща золотая" и др. Эту линию авторской песни она продолжает и теперь, сотрудничая с композиторами Виктором Темновым, Александром Морозовым и др.

Насыщенная духовная жизнь певицы, ее подлинный интерес к жанру русской песни, ее желание постичь все богатство, накопленное не только национальной, но и мировой культурой, делает ее творчество интернациональным. Оно понятно и потому высоко оценивается на разных континентах, в разных уголках нашей планеты. Во Франции, Японии, Дании, Швеции, Канаде, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, ГДР, в Лаосе и на Цейлоне, в Таиланде и Сингапуре выступления Александры Стрельченко пользовались неизменным успехом.

В 1984 году А.И. Стрельченко была удостоена звания Народной артистки России. Она и сегодня продолжает напряженную, но вдохновенную жизнь артистки, влюбленную в свое дело. Все ее творчество озарено высоким стремлением - чтобы слушатели полюбили русскую песню так, как любит ее она сама. Ныне певица продолжает плодотворное сотрудничество с Оркестром народных инструментов России имени Н. Осипова под управлением Н.Калинина, является членом песенных жюри и мечтает открыть свою творческую мастерскую, где могла бы передать опыт молодым исполнителям.

В свободное время Александра Ильинична увлекается многим: она любит природу, животных, цветы; отдает предпочтение классической русской литературе, музыке, балету, народным мелодиям, джазу. Ее любимые артисты - О. Табаков и Н. Мордюкова, И. Архипова и А. Ведерников.

Живет и работает в Москве.


Переплакать и пережить...

Народная артистка России Александра Стрельченко впитала русскую песню с молоком матери: в семье пели все - отец, мама, сестры...

На военные годы пришлось ее сиротство, детский дом. Чистым голоском исполняла девочка первые свои песни - "Одинокую гармонь" и "Орленок". Маленькая, худенькая, курносая, в веснушках - кто бы ее заметил? А как запоет - просят еще и еще, ласковое слово скажут. Ее репертуар неизбывен и своеобразен, здесь и "Молчи, ямщик" из репертуара Надежды Плевицкой, и "Ах любовь, как ты зла" певца-гусляра Николая Северского, "Волга-реченька глубока" Ольги Ковалевой... Знаковыми стали песни Александры Стрельченко "Тополя", "Отговорила роща золотая", "А где мне взять такую песню?"...

- Александра Ильинична, что происходит с нашей народной песней?

Мне трудно на это ответить, я не умею анализировать.

Изнутри я вижу, что певцы стараются как-то приспособиться к нынешней ситуации. Ведь народную песню они более-менее знают и, чтобы не выпасть из этого общего хитового, фонограммного строя шоу-бизнеса, берут народную песню "в плен", пытаются вписаться в ее координаты. Может быть, они думают, что таким образом сохраняют народную песню, но на самом деле искажают ее суть, ее душу. Народная песня плена не выносит. Она поется без всяких рамок. Когда ее берут в тиски, это уже совсем не та песня, в ней нет раздолья. А русская народная песня, она вольная, она должна звучать без всякого насилия, особенно если это современный жесткий ритм.

- Кто сейчас у нас наиболее близок к естественному исполнению народной песни?

Сейчас многие ансамбли и исполнители слишком "зафольклориваются" - даже не поймешь, так пели наши предки или не так. Одеваются также соответственно "зафольклоренному" исполнению. За этой внешней формой, разными наворотами нельзя уловить суть, пропадает гармония, согласно которой внутреннее содержание и внешнее дополняют друг друга. Не лучше, когда народная песня поется под фонограмму... Я обожаю фольклор, когда он существует в чистом виде. Но не люблю, когда его осовременивают, превращают в сплошные крики, танцы. Танцуй сколько хочешь, но если поешь, будь добр, не позволяй себе вертеться и крутиться! Надо петь! У нас же любят, как правило, показать себя, а не песню. Впрочем, не хочу никого осуждать, каждый идет своей дорогой и несет свою ответственность перед Богом, перед людьми.

- Кто ваш бог в народной песне?

Для меня Бог один. А в песне я поклонялась многим исполнителям: конечно, это великие певцы Шаляпин, Лемешев... Пению меня учили Ольга Васильевна Ковалева и Лидия Андреевна Русланова, линию которых я продолжаю в народной песне. Я училась и у Ирины Константиновны Архиповой. Сейчас я сама преподаю в Университете культуры и искусств в Москве, заведую кафедрой народного пения и веду класс русского народного исполнительства...

- Вас судьба сводила с великой Лидией Руслановой...

Когда я приехала из Липецка в Москву в 1962 году и поступала во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, я очень сильно подражала Лидии Андреевне, которая была для меня путеводной звездой, пела те же песни, что и Русланова. Однажды наш режиссер повез меня к Лидии Андреевне, чтобы она со мной позанималась. Так я познакомилась с Руслановой лично. Я пела у нее в доме. Помню, от моего голоса у нее зазвенел хрусталь... Я благодарна судьбе, что смогла прикоснуться к творчеству Руслановой.

- Живет ли сейчас руслановская традиция в нашей песне или она утеряна?

Русланова уникальна, такая певица и такой человек не может повториться. Ей могут подражать, как это делала когда-то я сама. Помнится, Лидия Андреевна мне сказала: "Хорошо поешь! Но ищи свои песни. По проторенной дорожке идти легко, но нужно самой найти себя, переплакать и пережить..." Ведь сама Русланова обдумывала каждую фразу, относилась серьезно к каждому слову в песне. На это и дан был ей дар божий. Есть большая река Волга, а есть речушки - каждая по-своему обаятельна. Так и в песне: каждый должен найти свое место. А Лидия Андреевна навсегда остается уникальной и неповторимой. Подражать ей не надо, а вот взять само зерно, научиться ее мастерству - это бы нашей молодежи не помешало. Ведь наша эстрадная молодежь сейчас мало чего помнит из прошлого. Когда я пришла преподавать в Университет культуры и искусства, я увидела, что меня и моих песен тоже не помнят. За последние годы все куда-то ушло, в песок, лежит в пыли, валяется. То, что звучит по ТВ, - это совсем не то, что пели наши предки. Надо поднять оброненное, продолжить...

Помнится, в прошлые годы в народе шли толки о соперничестве Пугачевой, Ротару и Пьехи, Магомаева, Кобзона и Лещенко, Зыкиной, Стрельченко и Воронец... Вы чувствовали соперничество?

Мы не соперничали и старались песни друг у друга не перепевать. Людмила Зыкина была более именитая. Может быть, она была выражением нашей жизни, как образ Родины-матери. Я шла своей дорогой. А кто лучше - люди скажут.

- В творческой среде можно дружить?

В каждом жанре все считают себя самыми-самыми. К тому же молодежь считает, что если она на коне, то она лучше всех! У каждого есть свое, то, чего нет у тебя, и за это людей любишь и ценишь. Я всегда, например, любила Ольгу Воронец...

- Вы сейчас востребованы?

Можно было бы и больше быть востребованной. Тем не менее надо быть здоровой и находиться в хорошей форме, чтобы в любую минуту выйти и спеть. Надо заниматься пластикой, голосом, следить за своим физическим состоянием. Когда выходишь на сцену, надо быть ответственным за все, что с тобой происходит на сцене.

Александр Щуплов

Александра Ильинична Стрельченко. Родилась 2 февраля 1937 года на станции Чаплино Днепропетровской области (УССР). Советская певица. Народная артистка РСФСР (1984).

Александра Стрельченко родилась 2 февраля 1937 года на станции Чаплино Днепропетровской области (УССР).

Отец - Илья Евгеньевич Стрельченко (1911-1941), погиб на фронте.

Мать - Полина Павловна Стрельченко (1916-1945), умерла в конце войны.

Всего в семье было трое детей. Старшую сестру Валентину к себе забрала тетка. А Александру, которая в 8 лет осталась круглой сиротой, и ее младшего брата Анатолия отдали в детский дом.

С ранних лет хорошо пела. Ее кумиром и образцом для подражания была великая .

После окончания школы работала няней в детском саду. Позже поступила на заочное отделение Ленинградского педагогического института им. Герцена на факультет дошкольной педагогики.

В 1958 году попала на концерт Воронежского народного хора, после чего решила посвятить свою жизнь музыкальной карьере. Она стала умолять руководителя хора: «Возьмите меня к себе». Ее прослушали и приняли. Однако очень скоро случилось несчастье: "Я тогда и понятия не имела, что голос может уставать, поэтому не берегла его. Случилось несмыкание связок, петь не могла. Меня выгнали из хора. Пришлось вернуться обратно в детсад".

С 1959 по 1962 год работала в Липецкой филармонии.

В 1961 году в провинциальную филармонию пришло известие о том, что в Москве открывается Всероссийская творческая мастерская эстрадного искусства. Юные таланты со всех уголков СССР приглашались для прослушивания. Александра Стрельченко решила во что бы то ни стало поступить.

Пройдя годичную стажировку во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства, с 1963 года работала в Москве.

В 1962 году ей повезло повстречаться с самой Лидией Руслановой. Самая известная советская певица приняла студентку Стрельченко у себя в московской квартире. Она вспоминала: "У меня все тряслось, когда я ее увидела. Лидия Андреевна была такая важная, статная, ну прям как с обложки... Она попросила меня что-нибудь спеть, ее песни исполнять постеснялась и затянула народное, уже не помню что. У Руслановой дома было очень много хрусталя, и, когда я запела, он зазвенел, а певица заплакала... Она подошла ко мне и сказала: «Будешь петь! Только тебе надо репертуар подобрать». Выскочила из квартиры Руслановой, окрыленная полученным благословением от моего кумира, на которого всю жизнь равнялась".

В 1971 году за лучшую радио-запись народной песни «Бела зоренька» на Международном конкурсе в Братиславе удостоена 2-й премии и серебряной медали - «Серебряный колос».

С 1976 по 1980 год училась в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.

С 1964 года Александра Стрельченко является солисткой Москонцерта и художественным руководителем Мастерской народного творчества в Концертном объединении «Эстрада».

Она редко выезжает из дома, однако регулярно наведывается в больницу. Однако иногда она находит в себе силы посещать святые места, была, в частности, в монастыре в Дмитрове.

Народная артистка много лет не дает интервью, двери её дома закрыты для всех: "Хочу, чтобы меня запомнили красивой", - поясняла она.

Фильмография Александры Стрельченко:

1965 - Новогодний календарь
1965-1967 - Война и мир - вокал (нет в титрах)
1971 - Пришёл солдат с фронта - вокал (нет в титрах)

Дискография Александры Стрельченко:

1972 - Поет Александра Стрельченко
1973 - Поет Александра Стрельченко
1984 - Родные напевы
1998 - На окошке два цветочка
2005 - Осень в окошко стучится
2005 - Кружевница