Александр Васильевич Свешников: биография. Александр Васильевич Свешников: биография Бабушкин Александр Васильевич

Родился 12 сентября (30 августа по старому стилю) 1890 г., Коломна Московской губернии, умер 3 января 1980, Москва.

Хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель.

Герой Социалистического Труда (1970).
Ректор Московской консерватории (1948-74).

В 1909 окончил Московскую народную консервавторию (теорией музыки занимался у Б. Л. Яворского, пением у С. Г. Власова). В 1909-13гг. учился в Музыкально-драматическом училище МФО у А. Н. Корещенко (композиция) и Д. А. Шмукловского (контрабас). С 1909 г. преподавал хоровое пение в школах Москвы, руководил рабочими хорами. В 1921-23 гг. организатор детской хоровой самодеятельности на Украине, создатель и дирижер Украинской хоровой капеллы. В1923-28 гг. заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа. В 1928-36 гг. — художественный руководитель организованного им ансамбля (позднее хора) Всесоюзного радиокомитета, в 1936-37 гг. — Государственного хора СССР, в 1937-41 гг. — Ленинградской академической капеллы им. М. И. Глинки. С 1941 г. возглавлял созданный им Государственный хор русской песни (позднее — Государственный академический руссский хор СССР). Организатор и директор Московского хорового училища (1944); после смерти Свешникова его имя присвоено Московскому хоровому училищу (ныне — в составе Академии хорового искусства имени В. С. Попова).

Крупнейший представитель русской хоровой культуры, выдающийся интерпретатор и тонкий знаток русской и зарубежной классики, в том числе сочинений М. С. Березовского, Д. С. Бортнянского, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, С.С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Ю. А. Шапорина, В. Я. Шебалина, Г. В. Свиридова, Р. К. Щедрина и др. Концертный репертуар Свешникова включал сочинения Дж. Перголези, А. Вивальди, И. С. Баха, Г.Ф. Генделя, В. А. Моцарта (Реквием и др.), Л. ван Бетховена, Дж. Россини, А. Онеггера, Б. Бриттена. Гастролировал с хором во многих городах СССР и за рубежом. Автор многочисленных обработок русских, украинских и других песен, а также множества статей о музыкальном искусстве.

С 1944 преподавал в Московской консерватории хоровое дирижирование. В 1944-48 гг. — декан дирижерско-хорового факультета, в 1949-50 гг. — заведующий кафедрой хорового дирижирования, в 1948-74 гг. — ректор. Среди учеников — В. Минин, А. Юрлов.

Вел большую музыкально-просветительскую и организационную работу. Главный дирижер ряда московских Праздников песни. Организатор и председатель Всероссийского хорового общества (до 1964), член жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского по разделу вокального исква (1966, 1970, 1974). Сталинская премия (1946). Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1967). Почетный член Королевской академии музыки (Великобритания).

Алекса́ндр Васи́льевич Све́шников (1890-1980) - выдающийся советский дирижёр , хормейстер и педагог. Народный артист СССР (1956 ). Герой Социалистического Труда (1970 ). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946 ). Член ВКП(б) с 1950 года .

Характеристика творчества и деятельности

Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа, но при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар ГАРХ во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения С. В. Рахманинова, осуществлённая им в 1965 году.

Свешников был назначен ректором Московской консерватории в ходе музыкально-идеологического погрома 1948 года, когда с этой должности был снят композитор Виссарион Шебалин, обвинённый в "формализме". Занимая пост ректора консерватории на протяжении почти 30 лет, Свешников проводил самую жёсткую линию, представлявшую собой характерную смесь ортодоксальной советской идеологии и казённого "патриотизма" (характерного для многих бывших деятелей искусства национально-клерикальной ориентации, нашедших себе новое применение в послевоенные сталинские годы "борьбы с космополитизмом")

Творческий путь

А. В. Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 года в Коломне (ныне Московская область). В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории.

С 1909 года работал регентом и преподавал пение в Московских школах. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине1920-х годов - один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа.

В 1928-1936 годах руководил созданным им вокальным ансамблем (затем хором) Всесоюзного радио; в 1936-1937 - художественный руководитель Государственного хора СССР. В1937-1941 - художественный руководитель Ленинградской капеллы. С 1941 года снова руководитель Государственного хора СССР.

В 1944 организовал Московское хоровое училище (впоследствии на его базе Виктором Сергеевичем Поповым была создана Академия хорового искусства), в которое принимались мальчики 7-8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище.

В 1948-1975 ректор МГК имени П. И. Чайковского.

Награды и звания

    Сталинская премия второй степени (1946) - за концертно-исполнительскую деятельность

    Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1967) - за концертные программы хора (1964-1965) и (1965-1966)

    народный артист СССР (1956)

    Герой Социалистического Труда (1970).

    три ордена Ленина (1960, 1966, 1970).

    два ордена Трудового Красного Знамени (1940, 1950)

    медали

«Пой, пой певунья птичка»

(польская народная песня)

Написана куплетно-вариационная форме. Для женского хора. Основная тональность A-moll. В 9 такте мелодия звучит в параллельной тональности C-dur на протяжении 9, 10, 11 тактов, а в 12 такте появляется доминанта которая приводит в основную тональность.

Размер 3\4 сохраняется на протяжении всего произведения. Темп подвижный, динамика не контрастная. На протяжении всего произведения не наблюдается резкой смены динамики.

Вступает сопрано, а в 3 такте к ним присоединяется альт. Дальше всю песню исполняет весь состав хора. Фактура – гомофонно-гармоническая. Основным голосом является сопрано т. к. мелодия звучит именно в нем. Партия альта играет роль гармонической основы (поддержки), а в некоторых местах (такт 3, 4, 8, 9, 10) является второй.

Тесситура – удобная. Ритмические особенности; чаще всего встречаются восьмые длительности. В конце каждой фразы (пр. такт 4, 8, 12) на распеве слога присутствует пунктирный ритм, но в последнем 16 такте вместе пунктира звучат 2 восьмые.

Мелодия

Несмотря на подвижны темп, мелодия не потеряла лиричности. Оно звучит мелодично без диссонансов. Мелодия проста и красива, легко запоминается слушателю.

Диапазон Хора

Исполнительские трудности

    Точное, острое исполнение пунктирного ритма

    Передать характер произведения

    Точная артикуляция слов, разделение их между собой (пр. такт 7)

    Мелодичное исполнение партий (legato)

    Точное исполнение половинных длительностей

    Показать динамики произведения

    Одновременное снятие звуков в конце каждой фразы

Дирижерские трудности, задачи

    Показ аувтактов и длинных нот

    Показать вступление партии альта (такт 3)

    Обращение внимание на точное снятие звука в конце каждой фразы

    Не передерживать половинные ноты

    Подчеркивать ритмический рисунок произведения остановкой руки на четверти с половиной

    Показ смены динамики.

    В 14 такте показать альтам ритмические особенности

    Одновременное снятие

11 сентября 1890 - 03 января 1980

хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР

Творческий путь

А. В. Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 года в Коломне (ныне Московская область). В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории.

С 1909 года работал регентом и преподавал пение в московских школах. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве ; в первой половине 1920-х годов - один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа.

В 1928-1936 годах руководил созданным им вокальным ансамблем (затем хором) Всесоюзного радио; в 1936-1937 - художественный руководитель Государственного хора СССР. В 1937-1941 - художественный руководитель Ленинградской капеллы. С 1941 года снова руководитель Государственного хора СССР.

В 1944 организовал Московское хоровое училище (впоследствии на его базе Виктором Сергеевичем Поповым была создана Академия хорового искусства), в которое принимались мальчики 7-8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище.

В 1948-1975 ректор МГК имени П. И. Чайковского.

Память

  • После кончины Свешникова его именем были названы основанное им Московское хоровое училище и детская хоровая школа города Коломны.

Характеристика творчества и деятельности

Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа, но при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения С. В. Рахманинова , осуществлённая им в 1965 году.

Свешников был назначен ректором Московской консерватории в ходе музыкально-идеологического погрома 1948 года, когда с этой должности был снят композитор Виссарион Шебалин , обвинённый в "формализме". Занимая пост ректора консерватории на протяжении почти 30 лет, Свешников проводил самую жёсткую линию, представлявшую из себя характерную смесь ортодоксальной советской идеологии и казённого "патриотизма" (характерного для многих бывших деятелей искусства национально-клерикальной ориентации, нашедших себе новое применение в послевоенные сталинские годы "борьбы с космополитизмом" .)

Известные ученики

  • Владимир Николаевич Минин - хормейстер, художественный руководитель и главный дирижер Московского Государственного академического камерного хора, народный артист СССР.
  • Леонид Николаевич Павлов - российский дирижёр, хормейстер, заслуженный артист России.
  • Виктор Владимирович Ровдо - хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР.
  • Борис Григорьевич Тевлин - хоровой дирижёр, профессор, руководитель камерного хора Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
  • Станислав Семенович Калинин - хоровой дирижёр, профессор, заведующий кафедрой хорового дирижирования и руководитель факультетского хора Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
  • Михаил Борисович Турецкий - создатель и руководитель хора Турецкого.
  • Александр Александрович Юрлов

Награды и звания

  • Сталинская премия второй степени (1946) - за концертно-исполнительскую деятельность
  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1967) - за концертные программы хора (1964-1965) и (1965-1966)
  • народный артист СССР (1988)
  • Герой Социалистического Труда (1970).
  • три ордена Ленина (1960, 1966, 1970).
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1940, 1950)
  • медали
Годы активности

с по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна

Российская империя 22x20px Российская империя
СССР 22x20px СССР

Профессии Певческий голос

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Инструменты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанры

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Коллективы Сотрудничество

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лейблы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды
Орден Ленина - 1970 Орден Ленина - 1960 Орден Ленина - 1966 Орден Трудового Красного Знамени - 1940
Орден Трудового Красного Знамени - 1950

: неверное или отсутствующее изображение

40px Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). [] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Алекса́ндр Васи́льевич Све́шников (1890-1980) - советский дирижёр , хормейстер , педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (). Герой Социалистического Труда (). Лауреат Сталинской премии второй степени (). Член ВКП(б) с 1950 года .

Творческий путь

А. В. Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 года (по другим источникам - 12 сентября ) в Коломне (ныне Московская область).

Главный дирижёр ряда Московских праздников песни. Организатор и председатель (до 1964) Всероссийского хорового общества. Был членом жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского по разделу вокального искусства (1966, 1970, 1974).

Семья

Первая жена – Свешникова Лидия Александровна.

Дочь – Галина (умерла в младенчестве).

Сын – Вячеслав. Полковник медицинской службы. Участник ВОВ (1942 - 1945). Принимал участие в обороне Сталинграда и взятии Берлина. Награждён боевыми орденами и медалями.

Внуки – Сергей, Александр.

Вторая жена - Оксана Семеновна Свешникова. Детей не было. Квартира Свешниковых находилась в доме по адресу: Москва, ул. Горького, 9 .

Память

После кончины Свешникова его именем были названы основанное им Московское хоровое училище и детская хоровая школа города Коломны. В 1981 году именем Свешникова был назван двухпалубный круизный теплоход, курсировавший по Волге, Каме и Оке .

В августе-сентябре 2015 года в фойе Большого зала Московской консерватории развёрнута экспозиция к 125-летию со дня рождения дирижёра.

Характеристика творчества и деятельности

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Могила Свешникова на Новодевичьем кладбище Москвы.

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Свешников, Александр Васильевич

– Разве вы забыли – я ведь детишек должен забрать, я обещал им.
– А где же Мишель? Вы что же – не вместе?
– Ну почему не вместе? Вместе, конечно же! Просто я обещал... Да и детей она всегда любила. Вот мы и решили побыть все вместе, пока их не заберёт новая жизнь.
– Так это же чудесно! – обрадовалась Стелла. И тут же перескочила на другое. – Ты очень счастлив, правда же? Ну, скажи, ты счастлив? Она у тебя такая красивая!!!..
Арно долго и внимательно смотрел нам в глаза, как бы желая, но никак не решаясь что-то сказать. Потом, наконец, решился...
– Я не могу принять у вас это счастье... Оно не моё... Это неправильно... Я пока его не достоин.
– Как это не можешь?!.. – буквально взвилась Стелла. – Как это не можешь – ещё как можешь!.. Только попробуй отказаться!!! Ты только посмотри, какая она красавица! А говоришь – не можешь...
Арно грустно улыбался, глядя на бушующую Стеллу. Потом ласково обнял её и тихо, тихо произнёс:
– Вы ведь несказанное счастье мне принесли, а я вам такую страшную боль... Простите меня милые, если когда-нибудь сможете. Простите...
Стелла ему светло и ласково улыбнулась, будто желая показать, что она прекрасно всё понимает, и, что прощает ему всё, и, что это была совсем не его вина. Арно только грустно кивнул и, показав на тихо ждущих детишек, спросил:
– Могу ли я взять их с собой «наверх», как ты думаешь?
– К сожалению – нет, – грустно ответила Стелла. – Они не могут пойти туда, они остаются здесь.
– Тогда мы тоже останемся... – прозвучал ласковый голос. – Мы останемся с ними.
Мы удивлённо обернулись – это была Мишель. «Вот всё и решилось» – довольно подумала я. И опять кто-то чем-то добровольно пожертвовал, и снова побеждало простое человеческое добро... Я смотрела на Стеллу – малышка улыбалась. Снова было всё хорошо.
– Ну что, погуляешь со мной ещё немножко? – с надеждой спросила Стелла.
Мне уже давно надо было домой, но я знала, что ни за что её сейчас не оставлю и утвердительно кивнула головой...

Настроения гулять у меня, честно говоря, слишком большого не было, так как после всего случившегося, состояние было, скажем так, очень и очень «удовлетворительное... Но оставлять Стеллу одну я тоже никак не могла, поэтому, чтобы обоим было хорошо хотя бы «посерединушке», мы решили далеко не ходить, а просто чуточку расслабить свои, почти уже закипающие, мозги, и дать отдохнуть измордованным болью сердцам, наслаждаясь тишиной и покоем ментального этажа...
Мы медленно плыли в ласковой серебристой дымке, полностью расслабив свою издёрганную нервную систему, и погружаясь в потрясающий, ни с чем не сравнимый здешний покой... Как вдруг Стелла восторженно крикнула:
– Вот это да! Ты посмотри только, что же это там за красота такая!..
Я огляделась вокруг и сразу же поняла, о чём она говорила...
Это и правда было необычайно красиво!.. Будто кто-то, играясь, сотворил настоящее небесно-голубое «хрустальное» царство!.. Мы удивлённо рассматривали невероятно огромные, ажурные ледяные цветы, припорошенные светло-голубыми снежинками; и переплёты сверкающих ледяных деревьев, вспыхивающих синими бликами при малейшем движении «хрустальной» листвы и высотой достигавших с наш трёхэтажный дом... А среди всей этой невероятной красоты, окружённый вспышками настоящего «северного сияния», гордо возвышался захватывающий дух величавый ледяной дворец, весь блиставший переливами невиданных серебристо голубых оттенков...
Что это было?! Кому так нравился этот холодный цвет?..
Пока почему-то никто нигде не показывался, и никто не высказывал большого желания нас встречать... Это было чуточку странно, так как обычно хозяева всех этих дивных миров были очень гостеприимны и доброжелательны, за исключением лишь тех, которые только что появились на «этаже» (то есть – только что умерли) и ещё не были готовы к общению с остальными, или просто предпочитали переживать что-то сугубо личное и тяжёлое в одиночку.
– Как ты думаешь, кто живёт в этом странном мире?.. – почему-то шёпотом спросила Стелла.
– Хочешь – посмотрим? – неожиданно для себя, предложила я.
Я не поняла, куда девалась вся моя усталость, и почему это я вдруг совершенно забыла данное себе минуту назад обещание не вмешиваться ни в какие, даже самые невероятные происшествия до завтрашнего дня, или хотя бы уж, пока хоть чуточку не отдохну. Но, конечно же, это снова срабатывало моё ненасытное любопытство, которое я так и не научилась пока ещё усмирять, даже и тогда, когда в этом появлялась настоящая необходимость...
Поэтому, стараясь, насколько позволяло моё измученное сердце, «отключиться» и не думать о нашем неудавшемся, грустном и тяжёлом дне, я тут же с готовностью окунулась в «новое и неизведанное», предвкушая какое-нибудь необычное и захватывающее приключение...
Мы плавно «притормозили» прямо у самого входа в потрясающий «ледяной» мир, как вдруг из-за сверкавшего искрами голубого дерева появился человек... Это была очень необычная девушка – высокая и стройная, и очень красивая, она казалась бы совсем ещё молоденькой, почти что если бы не глаза... Они сияли спокойной, светлой печалью, и были глубокими, как колодец с чистейшей родниковой водой... И в этих дивных глазах таилась такая мудрость, коей нам со Стеллой пока ещё долго не дано было постичь... Ничуть не удивившись нашему появлению, незнакомка тепло улыбнулась и тихо спросила:
– Что вам, малые?
– Мы просто рядом проходили и захотели на вашу красоту посмотреть. Простите, если потревожили... – чуть сконфузившись, пробормотала я.
– Ну, что вы! Заходите внутрь, там наверняка будет интереснее... – махнув рукой в глубь, опять улыбнулась незнакомка.
Мы мигом проскользнули мимо неё внутрь «дворца», не в состоянии удержать рвущееся наружу любопытство, и уже заранее предвкушая наверняка что-то очень и очень «интересненькое».
Внутри оказалось настолько ошеломляюще, что мы со Стеллой буквально застыли в ступоре, открыв рты, как изголодавшиеся однодневные птенцы, не в состоянии произнести ни слова...
Никакого, что называется, «пола» во дворце не было... Всё, находящееся там, парило в искрящемся серебристом воздухе, создавая впечатление сверкающей бесконечности. Какие-то фантастические «сидения», похожие на скопившиеся кучками группы сверкающих плотных облачков, плавно покачиваясь, висели в воздухе, то, уплотняясь, то почти исчезая, как бы привлекая внимание и приглашая на них присесть... Серебристые «ледяные» цветы, блестя и переливаясь, украшали всё вокруг, поражая разнообразием форм и узорами тончайших, почти что ювелирных лепестков. А где-то очень высоко в «потолке», слепя небесно-голубым светом, висели невероятной красоты огромнейшие ледяные «сосульки», превращавшие эту сказочную «пещеру» в фантастический «ледяной мир», которому, казалось, не было конца...
– Пойдёмте, гостьи мои, дедушка будет несказанно рад вам! – плавно скользя мимо нас, тепло произнесла девушка.
И тут я, наконец, поняла, почему она казалась нам необычной – по мере того, как незнакомка передвигалась, за ней всё время тянулся сверкающий «хвост» какой-то особенной голубой материи, который блистал и вился смерчами вокруг её хрупкой фигурки, рассыпаясь за ней серебристой пыльцой...
Не успели мы этому удивиться, как тут же увидели очень высокого, седого старца, гордо восседавшего на странном, очень красивом кресле, как бы подчёркивая этим свою значимость для непонимающих. Он совершенно спокойно наблюдал за нашим приближением, ничуть не удивляясь и не выражая пока что никаких эмоций, кроме тёплой, дружеской улыбки.
Белые, переливающиеся серебром, развевающиеся одежды старца сливались с такими же, совершенно белыми, длиннющими волосами, делая его похожим на доброго духа. И только глаза, такие же таинственные, как и у нашей красивой незнакомки, потрясали беспредельным терпением, мудростью и глубиной, заставляя нас ёжиться от сквозящей в них бесконечности...
– Здравы будете, гостюшки! – ласково поздоровался старец. – Что привело вас к нам?
– И вы здравствуйте, дедушка! – радостно поздоровалась Стелла.
И тут впервые за всё время нашего уже довольно-таки длинного знакомства я с удивлением услышала, что она к кому-то, наконец, обратилась на «вы»...
У Стеллы была очень забавная манера обращаться ко всем на «ты», как бы этим подчёркивая, что все ею встреченные люди, будь то взрослый или совершенно ещё малыш, являются её добрыми старыми друзьями, и что для каждого из них у неё «нараспашку» открыта душа... Что конечно же, мгновенно и полностью располагало к ней даже самых замкнутых и самых одиноких людей, и только очень чёрствые души не находили к ней пути.

    Свешников, Александр Васильевич - Александр Васильевич Свешников. СВЕШНИКОВ Александр Васильевич (1890 1980), хоровой дирижер. В 1928 37 и с 1941 художественный руководитель основанного им Государственного русского хора СССР (до 1936 вокальный ансамбль Всесоюзного радио).… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Александр Васильевич Свешников Дата рождения 30 августа (11 сентября) 1890 Место рождения Коломна Дата смерти 3 января 1980 Место смерти … Википедия

    - (30.08.1890, Коломна 03.01.1980, Москва), композитор, хоровой дирижер, педагог, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат Сталинской премии (1946). Окончил Музыкально драматическое училище Московского… … Энциклопедия кино

    - (1890 1980) российский хоровой дирижер, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970). В 1936 37 и с 1941 художественный руководитель Государственного русского хора СССР, организованного на базе созданного им вокального… … Большой Энциклопедический словарь

    - [р. 30.8(11.9).1890, Коломна], советский хоровой дирижёр и музыкальный деятель, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970). Член КПСС с 1950. Учился в Народной консерватории в Москве (в т. ч. по классу теории музыки у Б. Л … Большая советская энциклопедия

    - (1890 1980), хоровой дирижёр, педагог, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970). Организатор и художественный руководитель (1936 37, с 1941) Государственного хора СССР, в 1942 преобразованного в Государственный хор… … Энциклопедический словарь

    Род. 12 сент. 1890 в Коломне Моск. губ., ум. 3 янв. 1980 в Москве. Муз. деятель. Герой Социалистического Труда (1970). Нар. артист СССР (1956). В 1913 окончил Муз. драм. училище Моск. филармонич. об ва, занимался по муз. теоретич. предметам у А.… … Большая биографическая энциклопедия