Александр иванович куприн, биография. Александр Куприн: биография, творчество и интересные факты из жизни Писатель александр иванович куприн биография

Жизненный опыт и творчество А. И. Куприна чрезвычайно тесно связаны друг с другом. В книгах писателя важное место занимает автобиографический элемент. Большей частью автор писал о том, что видел собственными глазами, пережил душой, но не как наблюдатель, а как непосредственный участник жизненных драм и комедий. Пережитое и увиденное по-разному трансформировалось в творчестве – это были и беглые зарисовки, и точное описание конкретных ситуаций, и глубокий социально-психологический анализ.

В начале своей литературной деятельности классик много внимания уделял бытовому колориту. Но уже и тогда проявлял склонность к социальному анализу. В его занимательной книге «Киевские типы» есть не только живописная бытовая экзотика, но и намёк на всероссийскую социальную среду. В то же время Куприн не углубляется в психологию людей. Лишь по прошествии лет он начал тщательно и скрупулёзно изучать разнообразный человеческий материал.

Особенно это ярко проявилось в такой теме его творчества, как армейская среда. Именно с армией связано первое реалистическое произведение писателя – рассказ «Дознание» (1894). В нём он описал тип человека, страдающего при виде несправедливости, но духовно неприкаянного, лишённого волевых качеств и неспособного бороться со злом. И такой нерешительный правдоискатель начинает сопровождать всё творчество Куприна.

Армейские рассказы примечательны верой писателя в русского солдата. Она делает такие произведения как «Прапорщик армейский», «Ночная смена», «Ночлег» по-настоящему одухотворёнными. Куприн показывает солдата как неунывающего, с грубоватым, но здоровым юмором, умного, наблюдательного, склонного к самобытному философствованию.

Завершающим этапом творческих исканий на раннем этапе литературной деятельности стала повесть «Молох» (1896), принёсшая настоящую известность молодому писателю. В этой повести в центре действия находится человек гуманный, добрый, впечатлительный, размышляющий о жизни. Само же общество показано в виде переходной формации, то есть такой, в которой назревают перемены, неясные не только действующим лицам, но и автору.

Большое место в творчестве А. И. Куприна занимала любовь. Писателя даже можно назвать певцом любви. Примером тому служит рассказ «На разъезде» (1894). Начало рассказа не предвещает ничего возвышенного. Поезд, купе, супружеская чета – пожилой скучный чиновник, его молодая красивая жена и случайно оказавшийся с ними молодой художник. Он заинтересовывается женой чиновника, а она заинтересовывается им.

На первый взгляд, история банального романа и супружеской измены. Но нет, мастерство писателя тривиальную завязку превращает в серьёзную тему. В рассказе показано, как случайная встреча озаряет жизнь двух хороших, с честными душами людей. Куприн так психологически выверено построил маленькое произведение, что сумел сказать в нём очень многое.

Но самым замечательным произведением, посвящённым теме любви, является повесть «Олеся». Её можно назвать лесной сказкой, нарисованной с достоверностью и точностью деталей, присущих реалистическому искусству. Сама девушка – натура цельная, серьёзная, глубокая, в ней много искренности и непосредственности. А герой повести – обычный человек с аморфным характером. Но под влиянием загадочной лесной девушки он светлеет душой и, кажется, готов стать благородной и цельной личностью.

Творчество А. И. Куприна передаёт не только конкретное, бытовое, зримое, но и поднимается до символики, подразумевающей сам дух тех или иных явлений. Таковым, например, является рассказ «Болото». Общий колорит рассказа тяжёлый и мрачный, похожий на тот болотный туман, в котором и происходит действие. В этом почти бессюжетном произведении показано медленное умирание крестьянской семьи в лесной сторожке.

Художественные средства, используемые классиком, таковы, что возникает ощущение гибельного кошмара. А сам образ лесного, тёмного и зловещего болота приобретает расширенный смысл, создаёт впечатление какой-то ненормальной болотной жизни, тлеющей в угрюмых уголках огромной страны.

В 1905 году была напечатана повесть «Поединок», в котором приёмы психологического анализа указывают на связь Куприна с традициями русской классики XIX века. В этом произведении писатель показал себя первоклассным мастером слова. Он лишний раз доказал своё умение постигать диалектику души и мысли, художественно рисовать типичные характеры и типичные обстоятельства.

Следует также сказать несколько слов о рассказе «Штабс-капитан Рыбников». До Куприна никто в русской и зарубежной литературе не создавал такого психологического детектива. Увлекательность рассказа заключается в живописном двухплановом образе Рыбникова и психологической дуэли между ним и журналистом Щавинским, а также в трагедийной развязке, наступающей при необычных обстоятельствах.

Поэзией труда и ароматом моря овеяны рассказы «Листригоны», повествующие о балаклавских рыбаках-греках. В этом цикле классик показал во всей своей красоте оригинальный уголок Российской империи. В рассказах конкретность описаний соединяется со своеобразной эпичностью и простодушной сказочностью.

В 1908 году появилась повесть «Суламифь», которую назвали гимном женской красоте и молодости. Это поэма в прозе, соединяющая в себе чувственность и одухотворённость. В поэме много смелого, дерзкого, откровенного, но нет фальши. Произведение рассказывает о поэтической любви царя и простой девушки, завершающейся трагически. Суламифь становится жертвой тёмных сил. Меч убийцы сражает её, но ему не по силам уничтожить память о ней и о её любви.

Надо сказать, что классик всегда относился с интересом к «маленьким», «простым людям». Такого человека он сделал героем в рассказе «Гранатовый браслет» (1911). Смысл этого блестящего рассказа заключается в том, что любовь сильна, как смерть. Своеобразность произведения заключается в постепенном и почти незаметном нарастании трагической темы. А ещё присутствует некая шекспировская нота. Она пробивается сквозь причуды смешного чиновника и покоряет читателя.

По-своему интересен рассказ «Чёрная молния» (1912). В нём творчество А. И. Куприна открывается с ещё одной стороны. В данном произведении изображена провинциальная захолустная Россия с её апатией и невежеством. Но также показаны те духовные силы, которые таятся в провинциальных городах и время от времени дают о себе знать.

В годы Первой мировой войны из-под пера классика вышло такое произведение как «Фиалки», воспевающее весеннюю пору в жизни человека. А продолжением стал социальный критицизм, воплощённый в рассказе «Канталупы». В нём писатель рисует образ хитрого дельца и лицемера, наживающегося на военных поставках.

Ещё до войны Куприн начал работать над мощным и глубоким социальным полотном, которое назвал мрачно и кратко – «Яма». Первая часть данной повести была опубликована в 1909 году, а в 1915 году публикация «Ямы» была закончена. В произведении были созданы правдивые образы женщин, оказавшихся на дне жизни. Классик мастерски изобразил индивидуальные черты характеров и мрачные закоулки большого города.

Оказавшись в эмиграции после Октябрьского переворота и Гражданской войны, Куприн начал писать о старой России, как об удивительном прошлом, которое всегда радовало и веселило его. Главная суть его произведений этого периода заключалась в раскрытии внутреннего мира своих героев. При этом писатель часто обращался к воспоминаниям своей юности. Так появился роман «Юнкера», который внёс заметный вклад в русскую прозу.

Классик описывает верноподданнические настроения будущих пехотных офицеров, юношескую любовь, и такую вечную тему как материнскую любовь. Ну и конечно же, писатель не забывает природу. Именно общение с природой наполняет юношескую душу радостью и даёт импульс к первым философским размышлениям.

В «Юнкерах» мастерски и со знанием дела описан быт училища, при этом он представляет собой не только познавательную, но и историческую информацию. Интересен роман и поэтапным формированием юной души. Перед читателем развёртывается хроника духовного становления одного из русских юношей конца XIX – начала XX века. Данное произведение можно назвать элегией в прозе обладающей большими художественными и познавательными достоинствами.

Мастерство художника-реалиста, симпатия к рядовому гражданину с его повседневными житейскими заботами чрезвычайно ярко проявились в очерках-миниатюрах, посвящённых Парижу. Писатель объединил их одним названием – «Париж домашний». Когда творчество А. И. Куприна находилось в стадии становления, он создал цикл очерков о Киеве. И через много лет в эмиграции классик вернулся к жанру городских этюдов, только место Киева теперь занял Париж.

Французские впечатления своеобразно воссоединились с ностальгическими воспоминаниями о России в романе «Жанета». В нём было проникновенно передано состояние неприкаянности, душевного одиночества, неутолённой жажды найти близкую душу. Роман «Жанета» – одно из самых мастерских и психологически тонких произведений и, пожалуй, самое печальное творение классика.

Остроумным и оригинальным по своей сути предстаёт перед читателями сказочно-легендарное произведение «Синяя звезда». В этой романтической сказке главной темой является любовь. Действие сюжета разворачивается в неведомой фантастической стране, где живёт неведомый народ со своей культурой, обычаями, нравами. И в эту неведомую страну проникает смелый путешественник – французский принц. И конечно же, он встречает сказочную принцессу.

И она, и путешественник прекрасны. Они полюбили друг друга, но девушка считает себя дурнушкой, и весь народ считает её некрасивой, хотя и любит за доброе сердце. А дело заключалось в том, что люди, населявшие страну, были настоящими уродами, но считали себя красавцами. Принцесса не походила на своих соотечественников, и её воспринимали как дурнушку.

Отважный путешественник увозит девушку во Францию, и там она осознаёт, что прекрасна, и спасший её принц тоже прекрасен. А ведь она считала его уродом, как и себя, и очень жалела. У этого произведения занимательный добродушный юмор, а сюжет чем-то напоминает старые добрые сказки. Всё это сделало «Синюю звезду» значительным явлением русской литературы.

В эмиграции творчество А. И. Куприна продолжало служить России. Сам писатель жиль интенсивной плодотворной жизнью. Но с каждым годом ему становилось всё труднее и труднее. Иссякал запас русских впечатлений, а слиться с зарубежной действительностью классик не мог. Немаловажной являлась и забота о куске хлеба. А поэтому нельзя не отдать должное талантливому автору. Несмотря на тяжёлые для себя годы, он сумел внести значительный вклад в русскую литературу .

Александр Иванович Куприн и русская литература начала 20 века неразделимы. Это произошло потому, что писатель в собственных произведениях освещал современную ему жизнь, рассуждал на темы и искал ответа на вопросы, которые принято относить к категории вечных. Все его творчество опирается на жизненные прототипы. Александр Иванович черпал сюжеты из жизни, он лишь преломлял ту или иную ситуацию в художественном плане. Согласно общепринятому мнению, творчество этого автора относится к литературному направлению реализм, но есть страницы, которые написаны в стиле романтизма.

Жизнь и творчество Куприна

В 1870 году в одном из городов Пензенской губернии на свет появился мальчик. Назвали его Александром. Родители Саши были небогатыми дворянами.

Отец мальчика служил секретарем в суде, а матушка занималась ведением домашнего хозяйства. Судьба распорядилась таким образом, что после того, как Александру исполнился годик, его отец скончался скоропостижно от болезни.

После этого печального события вдова с детьми едет на жительство в Москву. Дальнейшая жизнь Александра, так или иначе, будет связана с Москвой.

Учился Саша в кадетском пансионе. Все говорило о том, что судьба мальчика будет связана с военным делом. Но на деле оказалось совершенно не так. Тема армии прочно вошла в литературное творчество Куприна. Военной службе посвящены такие произведения, как «Прапорщик армейский», «Кадеты», «Поединок», «Юнкера». Стоит отметить, что образ главного героя «Поединка» автобиографичен. Автор признается, что создал образ подпоручика, опираясь на опыт собственной службы.

1894 год ознаменовался для будущего прозаика отставкой от военной службы. Произошло это благодаря его взрывному характеру. В это время будущий прозаик ищет себя. Он пробует писать, и первые же опыты становятся удачными.

В журналах печатаются некоторые рассказы, принадлежащие его перу. Этот период до 1901 года можно назвать плодотворным периодом литературного творчества Куприна. Написаны следующие произведения: «Олеся», «Куст сирени», «Чудесный доктор» и многие другие.

В России в этот период времени назревают народные беспокойства, обусловленные противостоянием капитализму. Молодой автор творчески реагирует на эти процессы.

Результатом стала повесть «Молох», где он обращается к древнерусской мифологии. Под видом мифологического существа он показывает бездуховную мощь капитализма.

Важно! Когда «Молох» увидел свет, его автор тесно стал общаться с корифеями русской литературы того периода. Это Бунин, Чехов, Горький.

В 1901 году Александр встретил свою единственную и связал себя узами брака. После женитьбы супруги переехали в Петербург. В это время писатель активен и на литературном поприще, и в общественной жизни. Написаны произведения: «Белый пудель», «Конокрады» и другие.

В 1911 году семья переезжает жить в Гатчину. В это время в творчестве появляется новая тема – любви. Он пишет , «Суламифь».

А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

В 1918 году супруги эмигрируют во Францию. За границей писатель продолжает плодотворно работать. Написано более 20 рассказов. Среди них «Синяя звезда», «Ю-Ю» и другие.

1937 год стал знаковым в том плане, что Александру Ивановичу было разрешено вернуться на Родину. Больной писатель возвращается в Россию. На Родине он проживает всего год. Прах покоится на Волковском кладбище Ленинграда.

Самое главное, что нужно знать о жизни и творчестве этого выдающегося автора, размещено в хронологической таблице:

Дата Событие
26 сентября (7 августа) 1870 г. Рождение Куприна
1874 г. Переезд с матушкой и сестрами в Москву
1880–1890 гг. Учеба в военных училищах
1889 г. Публикация первого рассказа «Последний дебют»
1890–1894 гг. Служба
1894–1897 гг. Переезд в Киев и писательская деятельность
1898 г. «Полесские рассказы»
1901–1903 гг. Женитьба и переезд в Петербург
1904–1906 гг. Печать первого собрания сочинений
1905 г. «Поединок»
1907–1908 гг. Обращается к любовной теме в творчестве
1909–1912 гг. Получил пушкинскую премию. Опубликован «Гранатовый браслет».
1914 г. Служба в армии
1920 г. Эмиграция во Францию с семьей
1927–1933 гг. Плодотворный период творчества за границей
1937 г. Возвращение в Россию
1938 г. Смерть в Ленинграде

Самое главное о Куприне

Кратко биография писателя может быть изложена в нескольких основных вехах его жизни. Александр Иванович – выходец из обедневшей дворянской семьи. Так получилось, что мальчик рано остался без отца. По этой причине становление личности было достаточно сложным. Ведь, как известно, мальчику нужен отец. Мать, переехав в Москву, принимает решение определить сына на учебу в военное училище. Поэтому армейский уклад достаточно сильно повлиял на Александра Ивановича, его мировоззрение.

Главные этапы жизни:

  • До 1894 года, то есть до выхода в отставку от воинской службы, начинающий автор пробовал свои силы в писательском мастерстве.
  • После 1894 года понял, что писательство – это его призвание, поэтому целиком посвящает себя творчеству. Сводит знакомство с Горьким, Буниным, Чеховым и другими писателями того времени.
  • Революция 1917 года утвердила Куприна в мысли, что , возможно, правы в своих взглядах на власть. Поэтому писатель с семьей не может находиться в России и вынужден эмигрировать. Почти 20 лет Александр Иванович живет во Франции и плодотворно работает. За год до смерти ему разрешено вернуться на Родину, что он и делает.
  • В 1938 году сердце писателя перестало биться навсегда.

Полезное видео: ранний период творчества А. И. Куприна

Биография для детей

С именем Куприна ребята знакомятся во время обучения в начальной школе. Ниже приведем биографические сведения о писателе, которые необходимы ученикам.

Детям младшего школьного возраста важно знать, что Александр Иванович неспроста обратился к теме детей и детства. Он пишет на эту тему просто и естественно. В этом цикле он создает большое количество рассказов о животных. В целом в произведениях этой направленности Куприн выражает гуманное отношение ко всему живому.

В рассказах, героями которых являются дети, остро выражена тема сиротства. Возможно, это связано с тем, что их автор сам рано остался без отца. Но стоит отметить, что он показывает сиротство как социальную проблему. К произведениям о детях и для детей можно отнести «Чудесный доктор», «Ю-Ю», «Тапер», «Слон», «Белый пудель» и многие другие.

Важно! Несомненно, вклад этого выдающегося писателя в развитие и становление детской литературы чрезвычайно велик.

А. И. Куприн в Гатчине

Последние годы Куприна

В детстве Куприна было много трудностей, не меньше проблем было и в последние годы жизни. В 1937 году ему разрешили вернуться в Советский Союз. Его встречали торжественно. Среди приветствующих знаменитого прозаика были многие известные поэты и писатели того времени. Кроме этих людей было очень много поклонников творчества Александра Ивановича.

К этому времени у Куприна был диагностирован рак. Это заболевание сильно подорвало ресурсы организма писателя. Вернувшись на Родину, прозаик надеялся, что пребывание в родных пенатах пойдет ему только на пользу. К сожалению, надеждам писателя не суждено было сбыться. Через год талантливого реалиста не стало.

Последние годы жизни

Куприн в видеоматериалах

В современном мире информатизации очень многие биографические сведения о творческих людях оцифрованы. Телеканал «Радость моя» в своем эфире транслирует цикл передач «Мой живой журнал». В этом цикле есть передача о жизни творчестве Александра Куприна.

На телеканале «Россия. Культура» транслируется цикл лекций о писателях. Продолжительность ролика составляет 25 минут. Причем лекции об Александре Ивановиче тоже составляют цикл. Есть такие, которые повествуют о детстве и юношестве и о периоде эмиграции. Продолжительность их по времени примерно одинаковая.

В интернете есть подборки роликов о Куприне. Даже целая виртуальная страничка посвящена знаменитому русскому писателю. На этой же странице есть ссылки на аудиокниги. В самом конце размещены отзывы читателей.

Возвращение на Родину

Википедия о Куприне

В электронной энциклопедии Википедия размещена объемная информационная статья об Александре Ивановиче. В ней подробно рассказывается о жизненном пути прозаика. Даны подробные описания его основных произведений. Достаточно полно освещена информация, касающаяся семьи писателя. Этот текст сопровождается личными фотографиями Куприна.

После основной информации представлена библиография автора, причем почти на все книги есть электронные ссылки. Все, кто по-настоящему интересуется его творчеством, могут прочитать их интересующее. Также есть ссылки на видео с экранизированными произведениями Александра Ивановича. В конце статьи перечислены памятные места, связанные с именем Александра Ивановича Куприна, многие проиллюстрированы фотографиями.

Полезное видео: биография А.И. Куприна

Вывод

Со дня смерти Куприна прошло 70 лет. Это достаточно большой временной отрезок. Но, несмотря на это, популярность произведений Александра Ивановича не уменьшается. Это обусловлено тем, что в них заключены понятные всем вещи. Произведения Александра Ивановича Куприна необходимо читать всем, кто хочет лучше понимать природу взаимоотношений и мотивы, движущие различными людьми. Они являются своего рода энциклопедией нравственных качеств и глубоких переживаний любого человека.

Вконтакте

>Биографии писателей и поэтов

Краткая биография Александра Куприна

Александр Куприн – выдающийся русский писатель-реалист конца XIX века. Писатель родился 7 сентября 1870 года в уездном городе Наровчат Пензенской области, в семье потомственного дворянина. Отец писателя, Иван Иванович, умер вскоре после рождения сына. Мать, Любовь Алексеевна, была из рода татарских князей. После смерти мужа она переехала в Москву, где Александр в возрасте шести лет был отдан в сиротский пансион. В 1880 году он поступил в Московский кадетский корпус, а в 1887 – в Александровское военное училище. О годах, проведенных в этом училище, он впоследствии напишет в повести «На переломе» и в романе «Юнкера».

Первый литературный опыт писателя проявился в стихах, которые так и не были опубликованы. Впервые работа Куприна была опубликована в 1889 году. Это был рассказ «Последний дебют». Богатый материал для его будущих работ писатель собрал во время службы в Днепровском пехотном полку в 1890 году. Через несколько лет в свет вышли его произведения «Русское богатство», «Ночлег», «Дознание», «Поход» и другие. Считается, что Куприн был очень жадным до впечатлений человеком и любил вести страннический образ жизни. Его интересовали люди самых разных профессий, начиная от инженеров и заканчивая шарманщиками. По этой причине, писатель мог одинаково хорошо описывать в своих книгах разнообразные сюжеты.

Плодотворными для Куприна были 1890-е годы. Именно тогда вышла в свет одна из лучших его повестей – «Молох». В 1900-е годы, писатель познакомился с такими литературными гениями, как Бунин, Горький, Чехов. В 1905 году появилось самое значимое произведение писателя – повесть «Поединок». Эта повесть сразу же принесла писателю большой успех, и он стал выступать с чтениями отдельных её глав в столице. А с появлением повестей «Яма» и «Гранатовый браслет», его проза стала значимой частью русской литературы.

Переломным моментом в жизни Куприна явилась разразившаяся в стране революция. В 1920 году писатель эмигрировал во Францию, где провел почти семнадцать лет. Это был своеобразный период затишья в его творчестве. Однако после возвращения на родину он написал свой последний очерк «Москва родная». Писатель умер в ночь на 25 августа 1938 года и был похоронен на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

1. Годы учебы.
2. Отставка, начало литературной деятельности.
3. Эмиграция и возвращение на родину.

А. И. Куприн родился в 1870 году в уездном городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, секретаря мирового съезда. Его отец Иван Иванович Куприн умер от холеры в августе 1871 года. Вдова Любовь Алексеевна почти через три года переехала с тремя детьми в Москву, отдала дочерей в закрытые учебные заведения, Александр жил с матерью до шестилетнего возраста в Кудринском вдовьем доме. Следующие четыре года Куприн учился в Разумовском сиротском пансионе, где с 1877 года начинает писать стихи. Об этом периоде его жизни — рассказ «Храбрые беглецы» (1917).

Окончив пансион, поступает в Московскую военную гимназию (кадетский корпус). Учится он в кадетском корпусе восемь лет, там пишет лирические и шуточные стихотворения, переводит с французского и немецкого. Этот период жизни отражен в повести «На переломе» («Кадеты») (1900). Поступает в Военное Александровское училище, в 1890 году заканчивая его подпоручиком. В 1889 году журнал «Русский сатирический листок» напечатал первый рассказ Куприна «Последний дебют». Автор считал рассказ не удавшимся. За публикацию Куприн получил двое суток карцера — юнкерам запрещали выступать в печати. Это описано в романе «Юнкера» (1928—1932), в рассказе «Типографская краска» (1929).

Служба в пехотном Днепровском полку в 1890— 1894 годах была подготовкой Куприна к военной карьере, но из-за буйного во хмелю нрава его не приняли в Академию Генштаба (силач Куприн сбросил в воду полицейского).

Поручик ушел в отставку. Жизнь его была бурной, ему довелось попробовать себя в самых разных сферах, от странничества до грузчика и дантиста. Он был завзятым авантюристом и исследователем — спускался под воду как водолаз, летал на аэроплане, создал атлетическое общество. Многие жизненные впечатления он положил в основу своих произведений. Годы службы отразились в военных рассказах «Дознание» (1894), «Куст сирени» (1894), «Ночная смена» (1899), «Поход» (1901), «Ночлег» (1895), в повести «Поединок» (1904—1905), рассказе «Свадьба» (1908).

В 1892 году Куприн начал работу над повестью «Впотьмах». В 1893 рукопись передана в редакцию «Русского богатства», альманаха, который издавали В. Г. Короленко, Н. К. Михайловский, И. Ф. Анненский. Повесть опубликована летом, а уже в конце осени в том же альманахе напечатан рассказ «Лунной ночью».

В ранних произведениях Куприна видно, как росло его мастерство. Все меньше подражания, склонность к психологическому анализу. Рассказы армейской тематики отличает симпатия к простому человеку, острая социальная направленность. Фельетоны и очерки сочными красками рисуют жизнь большого города.

После отставки Куприн переезжает в Киев, работает в газетах. Киевский период — плодотворное время в жизни Куприна. Он знакомится с жизнью горожан и самое интересное рассказывает в сборнике «Киевские типы». Эти очерки появляются в конце 1895 года в газете «Киевское слово», а в следующем году выходят отдельной книгой. Куприн работает учетчиком на сталелитейном заводе в Донбассе, пишет повесть «Молох», рассказ «Чудесный доктор», книгу «Миниатюры: очерки и рассказы», странствует, знакомится с И. А. Буниным. В 1898 году он живет в семье своей сестры и зятя, лесничего, в Рязанской губернии. В этих чудесных местах он начал работу над повестью «Олеся». Жители полесских лесов, такие как богатая внутренней и внешней красотой Олеся, продолжают и позже интересовать Куприна как объект для изображения — в рассказе «Конокрады» он рисует образ конокрада Бузыги, сильного, смелого героя. В этих произведениях Куприн создает свой «идеал естественного человека».

В 1899 году опубликован рассказ «Ночная смена». Куприн продолжает сотрудничество в газетах Киева, Ростова-на-Дону, в 1900 году публикует в киевской газете «Жизнь и искусство» первый вариант повести «Кадеты». Уезжает в Одессу, Ялту, где встречается с Чеховым, работает над рассказом «В цирке». Осенью снова уезжает в Рязанскую губернию, взяв подряд обмерить шестьсот десятин крестьянского леса. Вернувшись в Москву, в том же году входит в литературный кружок Н. Д. Телешова «Среда», знакомится с Л. Н. Андреевым, Ф. И. Шаляпиным.

В конце года Куприн переезжает в Петербург, чтобы заведовать отделом беллетристики в «Журнале для всех». Представленный И. А. Буниным издательнице журнала «Мир Божий» А. Давыдовой он публикует там рассказ «В цирке». Рассказ проникнут настроением гибели всего прекрасного. Куприн пересматривает «идеал естественного человека». Человек по природе своей прекрасен, способен вдохновить художника, но в жизни красота принижена, поэтому вызывает чувство сожаления, считает Куприн, Чехов оценивал рассказ таким образом: «"Осенью" Бунина сделано несвободной, напряженной рукой, во всяком случае купринское "В цирке" гораздо выше. "В цирке" — это свободная, наивная, талантливая вещь, притом написанная, несомненно, знающим человеком». Также он поставил в известность Куприна, что Л. Н. Толстой тоже читал произведение, и оно ему понравилось. В семейной жизни Куприна происходят перемены — он женится на М. Давыдовой, рождается дочь Лидия. Теперь он соредактор журнала вместе с А. И. Богдановичем и Ф. Д. Батюшковым. Его представляют Л. Н. Толстому, М. Горькому. В 1903 году в печати появляется рассказ «Болото», выходит первый том произведений.

В Крыму писатель делает первые наброски повести «Поединок», но уничтожает рукопись. По впечатлениям от встречи с бродячим цирком пишет рассказ «Белый пудель». В начале 1904 года Куприн отказывается от редакторства в журнале. Опубликован рассказ Куприна «Мирное житие». Он уезжает в Одессу, потом в Балаклаву.

Куприн был далек от революционного движения, но приближение революции отразилось в его творчестве — оно приобрело критическое разоблачительное начало. Очерк «Угар» (1904), в котором выражена идейная позиция Куприна, сатирически изображает «хозяев жизни», контрастом среди тихой лирической южной ночи изображено веселье праздной публики. В рассказах «Корь», «Хорошее общество» и «Жрец» отображен конфликт между «хорошим обществом» и демократической интеллигенцией. На поверку «хорошее общество» оказывается погрязшим в махинациях, это гнилые люди с мнимой добродетелью и показным благородством.

Куприн долго работает над рукописью «поединка», читает отрывки Горькому и получает его одобрение, но во время обыска жандармы изъяли часть рукописи. Выйдя в печать, повесть принесла автору славу и вызвала большой резонанс в критике. Своими глазами писатель наблюдает восстание на крейсере «Очаков», для этого он каждый день ездит из Балаклавы в Севастополь. Он стал очевидцем расстрела крейсера и укрывал спасшихся матросов. Петербургская газета «Наша жизнь» публикует очерк Куприна «События в Севастополе». В декабре Куприна выслали из Балаклавы и запретили жить там впредь. Этому городу он посвятил цикл очерков «Листригоны» (1907—1911). В 1906 году вышел второй том рассказов Куприна. В журнале «Мир Божий» — рассказ «Штабс-капитан Рыбников». Куприн говорил, что первой своей настоящей вещью считает «Поединок», а лучшей — «Штабс-капитана Рыбникова».

В 1907 году писатель разводится и женится на Е. Гейнрих, в этом браке рождается дочь Ксения. Куприн пишет «Изумруд» и «Суламифь», выпускает очередной том рассказов. В 1909 году получает Пушкинскую премию. За это время он создает «Реку жизни», «Яму», «Гамбринус», «Гранатовый браслет», «Жидкое солнце» (научная фантастика с элементами антиутопии).

В 1918 году Куприн выступает с критикой нового времени, его арестовывают. После освобождения он уезжает в Хельсинки и затем в Париж, где активно печатается. Но это не помогает семье жить в достатке. В 1924 году ему предлагают вернуться, и только спустя тринадцать лет тяжело больной писатель приезжает в Москву, а потом в Ленинград и в Гатчину. У Куприна обостряется болезнь пищевода и в августе 1938 года он умирает.

Русский писатель Александр Иванович Куприн (1870―1938 гг) родился в г. Наровчат Пензенской губернии. Человек трудной судьбы, кадровый военный, затем журналист, эмигрант и «возвращенец» Куприн известен как автор произведений, вошедших в золотую коллекцию русской литературы.

Этапы жизни и творчества

Куприн родился в небогатой дворянской семье 26 августа 1870 года. Его отец работал секретарем в областном суде, мать происходила из знатного рода татарских князей Кулунчаковых. Кроме Александра в семье росли две дочери.

Жизнь семьи резко изменилась, когда через год после рождения сына от холеры умер глава семейства. Мать, коренная москвичка, стала искать возможность вернуться в столицу и как-то устроить жизнь семьи. Ей удалось найти место с пансионом в Кудринском вдовьем доме в Москве. Здесь прошли три года жизни маленького Александра, после чего в возрасте шести лет он был отдан в сиротский пансион. Атмосферу вдовьего дома передает рассказ «Святая ложь» (1914), написанный уже зрелым писателем.

Мальчик был принят на учебу в Разумовский сиротский пансион, затем, после его окончания, продолжил учебу во Втором Московском кадетском корпусе. Судьба, кажется, распорядилась быть ему военным. И в раннем творчестве Куприна тема армейских будней, взаимоотношений среди военных поднимается в двух рассказах: «Прапорщик армейский» (1897), «На переломе (Кадеты)» (1900). На пике своего литературного таланта Куприн пишет повесть «Поединок» (1905). Образ ее героя, подпоручика Ромашова, по словам писателя, списан с него самого. Выход в свет повести вызвал большую дискуссию в обществе. В армейской среде произведение было воспринято негативно. В повести показана бесцельность, мещанская ограниченность жизни военного сословия. Своеобразным завершением дилогии «Кадеты» и «Поединок» стала автобиографическая повесть «Юнкера», написанная Куприным уже в эмиграции, в 1928-32 годах.

Склонному к бунтарству Куприну армейская жизнь была совершенно чужда. Отставка с военной службы совершилась в 1894 году. К этому времени в журналах стали появляться первые рассказы писателя, пока еще не замеченные широкой публикой. После оставления военной службы начались скитания в поисках заработка и жизненных впечатлений. Куприн пробовал найти себя во многих профессиях, но полезным для начала занятий профессиональной литературной работой стал опыт журналистики, приобретенный в Киеве. Последующие пять лет ознаменованы появлением лучших произведений автора: рассказов «Куст сирени» (1894), «Картина» (1895), «Ночлег» (1895), «Барбос и Жулька» (1897), «Чудесный доктор» (1897), «Брегет» (1897), повести «Олеся» (1898).

Капитализм, в который вступает Россия, обезличивал рабочего человека. Тревога перед лицом этого процесса приводит к возникновению волны рабочих бунтов, которые поддерживает интеллигенция. В 1896 году Куприн пишет повесть «Молох» ― произведение большой художественной силы. В повести бездуховная мощь машины ассоциируется с древним божеством, которое требует и получает в качестве жертвы человеческие жизни.

«Молох» написан Куприным уже по возвращению в Москву. Здесь, после скитаний, писатель обретает дом, входит в писательский круг, знакомится и тесно сходится с Буниным, Чеховым, Горьким. Куприн женится и в 1901 г. переезжает с семьей в Петербург. В журналах печатают его рассказы «Болото» (1902), «Белый пудель» (1903), «Конокрады»(1903). В это время писатель активно занят общественной жизнью, он кандидат в депутаты Государственной думы 1-го созыва. С 1911 г. вместе с семьей живет в Гатчине.

Творчество Куприна между двумя революциями ознаменовано созданием повестей о любви «Суламифь» (1908) и «Гранатовый браслет» (1911), отличающихся своим светлым настроением от произведений литературы тех лет других авторов.

В период двух революций и гражданской войны Куприн ищет возможность быть полезным обществу, сотрудничает, то с большевиками, то с эсерами. 1918 год стал переломным в жизни писателя. Он эмигрирует с семьей, живет во Франции и продолжает активно работать. Здесь, кроме романа «Юнкера», были написаны рассказ «Ю-ю» (1927 г.), сказка «Синяя звезда»(1927г.), рассказ «Ольга Сур» (1929г.), всего более двадцати произведений.

В 1937 году, после разрешения на въезд, одобренного Сталиным, уже очень больной писатель возвращается в Россию и поселяется в Москве, где через год после возвращения из эмиграции Александр Иванович умирает. Похоронен Куприн в Ленинграде на Волковском кладбище.