Александр Бородин. Богатырь русской музыки. Открытый урок "богатырская музыка бородина" Как назвал вторую симфонию бородина стасов

January 16th, 2013 , 02:40 am

Отечественные музыковеды выделяют два типа русского симфонизма:
конфликтный (лирико-драматический),
эпический.
Представитель первого типа – Чайковский, например; второго – Бородин.
Цельность в эпической симфонии иного рода, нежели в конфликтной.
Цикл эпической симфонии не распадается, потому что каждая часть представляет одну грань жизни (лирику, драму, комедию).
Вмести эти части создают целостную картину мира.
Бородин – автор эпической симфонии, признанной эталонной.
Эталон первый: цикл.
Первая часть воплощает героику.
Интересно соотношение темпа (Allegro) и плотной оркестровки.
Создается сугубо бородинский эффект симфонического динамического монументализма.
Динамический монументализм – это объемная, малоподвижная звуковая масса, которой предан не соответствующий ее возможностям стремительный темп.
Бородин первый в русской музыке нарушил закон массы и скорости.
Вторая часть – скерцо.
Для Бородина это – традиция.
Вторая часть воплощают идею – мира как игра.
Мелькающие маски.
Эта часть в наибольшей степени раскрывают характерную черту личности Бородина – юмор.
Третья часть содержит две образные сферы – лирику и драму.
Финал повторяет идею первой части в обобщенном виде.
Идея слияния героя и массы.
Эталон второй: трактовка сонатной формы.
Сонатная форма эпической симфонии отличается от сонатной формы конфликтной симфонии.
Во-первых, тематизмом.
Тематизм эпической симфонии строится на общих интонациях; имеет связь с русским фольклором.
Такой тематизм не имеет необходимости в дальнейшем развитии; он принципиально имеет завершенную структуру.
Все темы симфонии не имеют развития, Бородин лишь повторяет их на другой высоте.
Тема ГП – уникальное явление.
Она содержит национальную двойственность:
тяжелые терции и кварта с грузным «падением» к основному тону – чисто русское,
ее интонационный начальный абрис – нечто восточное.
Уникально ее ладовое решение:
русская переменность III ступени,
фригийский минор с IV пониженной (встречается в восточной музыке).
Ее опорные тоны намечают главные тональные зоны части:
начало разработки – c-mill,
ПП в репризе – Es (Dis)-dur.
ГП и ПП имеют общие интонации.
Вторая «колокольная» часть ГП схожа с начальной интонацией ПП.
Это – база для последующего сближения тем.
Разработка эпической симфонии тоже отличается от р. конф. симф.
В ней господствует идея цельности (неизменности).
Дробление темы направлено не на разрушение темы, а на ее сближение с другими темами на основе общих интонаций.
Гибрид ГП и ПП возникает почти сразу – 5 такт от ц.6.
Он развивается самостоятельно.
На его основе создается политональный канон (ц.7).
После этого ГП и ПП звучат одна за другой как естественное продолжение друг друга.
Очень интересен тональный план ГП в разработке: c (фригийский, с колеблющейся терцией) – g – f – d.
Принцип крупного штриха:
в качестве носителя ладовой функциональности Бородин выдвигает не аккорд, тон или тональность, а целостные ладовые комплексы.
Другое проявление этого принципа: развитие в разработке направлено к все более мощному проведению тем.
Скерцо.
Его темп на пределе исполнительских возможностей – целая =108 (!).
Тональность F-dur обретается постепенно.
В начале звучит доминантовый нонаккорд без квинты к h-moll.
Благодаря энгармонической замене (бас с fis уводится на с), образуется тональность F-dur.
По бетховенскому принципу ГП постепенно зарождается.
Трио имеет восточный характер.
Третья часть.
Andante, Des-dur.
Сонатная форма.
ГП – лирико-эпическая сфера.
Блок СП и ПП (e-C-As) – драматическая.
Общая программность – Бородин хотел нарисовать фигуру Баяна:
вначале гусельные переборы (арфа), затем песня о «делах давно минувших дней» (соло валторны).
Разработка вытекает из ЗП, что создает необычайную гибкость формы.
Финал.
Н-dur.
Тема ГП близка к народной песне «Пойду под Царьгород».
(Ее использовал Балакирев в «100 лет»).
ГП и ПП составляют эпическую оппозицию мужского начала – женского начала.

СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО БОРОДИНА.

БОГАТЫРСКАЯ СИМФОНИЯ.

К симфоническим произведениям относятся: 3 симфонии (1867, 1876, 1887); музыкальная картина «В Средней Азии» (1880).

Композитор не объявлял какой-либо программы к Богатырской симфонии. И все же здесь есть явные черты программности. Стасов писал об этом: «Сам Бородин рассказывал мне не раз, что в медленной части желал нарисовать Баяна, в первой части – собрание русских богатырей, в финале – сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой русской толпы». Именно это дало повод Стасову назвать симфонию Богатырской (Мусоргский именовал её «героической славянской»). Все эти картины объединены единой патриотической идеей – идеей любви к родине и прославления богатырской мощи народа.

I ЧАСТЬ – написана в форме сонатного allegro. Воплощение богатырских образов. Главная партия близка русским былинным напевам, её исполняют деревянно-духовые.

Побочная партия – близка лирическим песням народного склада. В ней выражаются лирические чувства не одного человека, а целой массы народа. Рисует раздольную русскую степь.

Разработка построена по излюбленному Бородиным эпическому, картинному принципу. Она строится на чередовании героических эпизодов, которые напоминают боевые схватки, былинные подвиги, и лирических, более личных моментов, построенных на развитии побочной партии.

После сжатой репризы кода с огромной силой утверждает первую тему.

II ЧАСТЬ – стремительное скерцо. С предыдущей частью оно связано кратчайшей связкой – одним протянутым аккордом.

1-ая тема скерцо стремительно вырывается из глубины басов на фоне повторяемой валторнами октавы, а потом несёт вниз, словно «не переводя дыхания».

2-ая тема звучит мягче, хотя и она сохраняет мужественный характер.

Мелодия трио овеяна восточной негой.

III ЧАСТЬ –Andante, написана в форме сонатного allegro. Можно назвать богатырской эпической песнью. Оно рисует образ Баяна - легендарного древнерусского певца. Эта часть воспринимается как рассказ народного сказителя о славных битвах и подвигах древних витязей.

Главная партия- это аккорды арфы рисуют перебор струн на гуслях Баяна.

Побочная партия - звучит как продолжение главной. Но настроение здесь становится другим, как будто сказитель от рассказа о мирной жизни перешёл к повествованию о тревожных и грозных событиях.

IV ЧАСТЬ - Аllegro. Музыка захватывает своим размахом, блеском, жизнерадостностью и необыкновенным величием.

Главная партия – размашистая, буйно-весёлая тема, прообразом которой является народная песня «Пойду во Царь-город».

Побочная партия более лирична и спокойна. Она носит характер славления и звучит на фоне как бы «переливов гуслей звончатых».

Симфония заканчивается музыкой, полной молодецкой удали и неудержимого веселья.

РОМАНСЫ А.П.БОРОДИНА

Вокальное творчество Бородина невелико по объёму. Им написано всего 16 романсов и песен на тексты А.С.Пушкина, А.Толстого, Гейне, А.Некрасова, а также на собственные тексты. Их можно разделить на 3 группы.

1. Романсы, воплощающие образы народного эпоса и сказки:

«Песня тёмного леса», «Спящая княжна».

2. Лирические зарисовки и психологические высказывания и психологические зарисовки:

«Отравой полны мои песни», «для берегов отчизны дальной».

3. Бытовые и юмористические романсы:

« Спесь», «У людей-то в дому».

«Спящая княжна» написана на собственный текст Бородина. В этом романсе сопоставляются образы спящей княжны, злых фантастических существ и богатыря-освободителя.

«Песня тёмного леса» содержит более конкретный богатырский образ. Бородин сам сочинил слова в духе старинных народных песен вольницы(недаром своему романсу автор дал подзаголовок – «Старая песня»). В этом романсе Бородин показал народные образы прошлого, он подчеркнул в них то, что было близко современности – стихийную силу и неудержимоё стремление к свободе.

«Для берегов отчизны дальной» по жанру – элегия. Она написана в 1881 году под впечатлением смерти Мусоргского. Музыка этого романса гениально сливается с текстом Пушкина. Настроение глубокой сдержанной печали, мужественной скорби, острота и боль переживаний отличают это сочинение композитора.

«Спесь» - юмористический романс на стихи А.К.Толстого, в котором хорошо видны главные черты этого жанра в творчестве композитора. Бородину не были свойственны хлёсткая насмешка, едкая ирония. Его романсы отличает добродушный комизм. Но спесь – порок общественный. Поэтому, высказывая его, композитор приближается к социальной сатире – жанру столь популярному в творчестве Даргомыжского и Мусоргского.

Тема 19 (6)

Н. А. Римский-Корсаков

Многогранность творческой и общественной деятельности Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908) - композитора, педагога, музыкального писателя и редактора, дирижера и пропагандиста русской музыки. Отражение в его творчестве истории и быта народа; широкое обращение к национальному фольклору.

Детские годы в Тихвине. Первое приобщение к музыке. Учеба в Морском корпусе в Петербурге (1856-1862). Увлечение музыкой, посещение оперы и концертов, занятия с Канилле. Знакомство с Балакиревым и его роль в развитии таланта и формировании художественных взглядов Римского-Корсакова. Заграничное плавание (1862-1865). Завершение и успешное исполнение Первой симфонии; создание других произведений для оркестра.

Работа над оперой «Псковитянка» на исторический сюжет. Рост известности композитора. Начало педагогической работы в консерватории (1871). Совершенствование композиторского мастерства. Увлечение народной песней и создание песенных сборников. Обращение к народно-бытовым и сказочным сюжетам в операх «Майская ночь» и «Снегурочка».

Период высшей творческой зрелости; создание лучших произведений для оркестра в 80-е годы («Шехеразада», «Испанское каприччио»), Беляевский кружок. Работа над завершением и редактированием сочинений Мусоргского и Бородина («Борис Годунов», «Хованщина», «Князь Игорь»), Выступления в роли дирижера. Новый расцвет оперного творчества с середины 90-х годов. Солидарность Римского-Корсакова с настроениями передовой части русского общества в годы революции 1905-1907 годов. Создание оперы-сатиры «Золотой петушок». Борьба Римского-Корсакова за реализм и народность русского музыкального искусства. Ученики и последователи Римского-Корсакова. Всемирное признание композитора.

Краткий обзор творческого наследия. Жанровое и тематическое богатство сочинений Римского-Корсакова. Ведущее положение оперы; преобладание сказочно-эпических произведений. Народно-жанровая основа симфонической музыки; роль программности в ней. Сюиты, симфонии и одночастные сочинения для оркестра. Камерная вокальная музыка. Произведения других жанров. Книги и статьи

Римского-Корсакова о музыке. «Летопись моей музыкальной жизни» как образец творческой автобиографии.

Из музыки Римского-Корсакова на биографическом уроке можно прослушать песню Варяжского гостя и песню Индийского гостя из оперы «Садко».

«Шехеразада». Обращение к «Шехеразаде» дает повод восстановить и значительно дополнить представления учащихся о симфоническом оркестре. К концу третьего года обучения у них уже накоплен определенный слуховой опыт от общения с симфонической музыкой и некоторые познания в области инструментоведения. Красочное звучание оркестра Римского-Корсакова, программность сюиты усиливают восприятие музыки, а сольные эпизоды почти всех инструментов облегчают узнавание их голосов. В беседе об оркестре, становящейся своеобразным введением к изучению оркестрового сочинения, могут быть затронуты вопросы, которые помогут учащимся осмыслить ряд понятий, связанных с оркестровой музыкой, и в дальнейшем самостоятельно в них ориентироваться. Основные из них: виды оркестров, различных по инструментальному составу и назначению (репертуару); современный симфонический оркестр, оркестровые группы и их инструментальный состав, расположение групп на концертной эстраде; функции дирижера; понятие о партитуре.

Арабские сказки «Тысяча и одна ночь» как источник содержания музыки сюиты. Сказочный, восточный характер музыки. Картинность и красочность музыкальных образов; выразительная роль оркестровых тембров. Строение цикла. Слуховое и визуальное (по нотным примерам из учебника) выявление выразительных качеств основных тем вступления. Разбор сонатного построения первой части, ее основные темы. Сопоставление контрастных образов во второй части, вариационное развитие основной темы. Песенные и танцевальные черты тем третьей части, ее лирический склад. Чередование тем предшествующих частей в финале. Программное и тематическое содержание коды.

Опера «Снегурочка». «Снегурочка» Римского-Корсакова в наибольшей степени отвечает задачам учебной работы, хотя преподаватель вправе заменить ее какой-либо другой из сказочных опер. В то же время проводить уроки по «Снегурочке» труднее, чем знакомить детей с «Иваном Сусаниным» и «Князем Игорем». Во- первых, есть опасность упрощения, сведения темы оперы к детской сказке о девочке-Снегурочке. С другой стороны, философское начало произведения, его языческий пантеизм и обрядность, особая поэтичность далеки от мировосприятия современных подростков. Приблизить творение Римского-Корсакова к восприятию школьников поможет обращение к чудесному поэтическому тексту А. Н. Островского и построение занятий в форме своеобразной музыкально-литературной композиции. Это, однако, не исключает и традиционного методического подхода к изучению оперы. В его основе - чередование фрагментов музыки с чтением текста Островского. Выразительное чтение поэтического текста преподавателем - обязательное условие осознания высоких художественных достоинств произведения и живого, эмоционального восприятия литературных образов школьниками.

Так, после разбора и прослушивания вступления к прологу естественно воспринимаются строки текста из монолога Весны и ее обращения к птицам, подготавливающего «Песню и пляску птиц». Появление Мороза и его диалог с Весной читается по тексту Островского, в котором мотивируется следующая сцена со Снегурочкой. Ее ария и aриетта - музыкальный центр пролога. В сцене проводов масленицы прослушиваются первый из хоров и заключительная сцена, от появления Снегурочки.

Ограниченность времени не позволяет сосредоточить внимание на первом действии. Смысл происходящего в нем необходим для понимания всего дальнейшего: он объясняется преподавателем с подборкой фрагментов текста.

Во втором действии можно обратиться к строкам из мудрых речений Берендея в его диалоге Бермятой (явление второе), жалобе Купавы (без прослушивания музыки дуэта) и приговору царя («Честной народ, достойна смертной казни вина его...»). Музыкальные номера действия, которые традиционно разбираются и прослушиваются, - это Шествие царя Берендея и его каватина. Медленная, тихая, проникновенная музыка арии проводит более заметное впечатление своей хрупкой красотой после прочтения ее текста по либретто, который воспевает могучую, полную чудес природу.

Два последних действия требуют меньше внимания и времени, и выбор фрагментов поэтического текста для прочтения здесь более ограничен. Если хор «Ай, во поле липенька» и «Пляска скоморохов только прослушиваются с пояснительными комментариями, то песня Леля весьма показательна для анализа выразительных средств, особенностей построения. Дальнейшее сюжетное развитие кратко пересказывается, а музыкальной иллюстрацией к происходящему в ночном лесу служит ариозо Мизгиря.

Последнее действие начинается со сцены Снегурочки с Весною, из которой читается с купюрами ее начальный текст до прощания Весны со Снегурочкой, включая текст хора цветом. Высокая поэзия этих строк навевает тепло и ароматы весенних дней, сближая человека с природой. В единстве человека и природы - одна из основополагающих идей оперы. В сцене таяния, в последних словах Берендея и заключительном хоре, слияние текста и музыки воспринимаются в их единстве как итог творения двух великих представителей русского искусства. Перед прослушиванием ариозо Снегурочки в музыке оперы выделяются тема Ярилы-Солнца, преобразованная тема из ариетты пролога, образ Снегурочки сопоставляется в финале с ее обликом в прологе.

При изучении данной темы используется:

          Конспект №27 (6)

          Наглядные пособия:

    Репродукции из путеводителя «Третьяковская галерея»

    Набор портретов композиторов

3. Аудиопособие:

1. «Николай Андреевич Римский-Корсаков»

4. Видеопособие:

1. Н.А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

КОНСПЕКТ № 27 (6)

НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ.

(1844 – 1908 г.г.)

Основные произведения:

- 15 опер: «Садко», «Золотой петушок», «Кащей бессмертный», «Царская невеста», и другие.

- для оркестра: 3 симфонии, муз. картина «Садко», «Сербская фантазия», «Сказка», «Симфониетта на русские темы», «Испанское каприччио», «Шахеразада», «Светлый праздник».

- концерты, ансамбли для различных инструментов с оркестром.

- фортепианные произведения.

- 79 романсов, вокальные дуэты, трио и другие.

Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в Новгородской губернии, в г.Тихвине. Отец композитора – бывший губернатор - имел дом. Мать – дочь крепостного крестьянина. Семья была музыкальной. У Ники, как ласково называли его родители, музыкальные способности проявились очень рано. С 6 лет его начали учить музыке, и к 11 годам он добился больших успехов. Обязательными упражнениями Ника занимался с ленцой, зато любил менять в исполняемой пьесе конец.

Но не только музыка интересовала тогда юного Нику. Гораздо больше влекла его романтика моря – страсть, развившаяся под влиянием старшего брата, Воина Андреевича, офицера-моряка, участника длительных экспедиций, имевшего звание контр-адмирала. Нику пленяла мысль стать моряком. Наконец его мечта осуществилась. В 12 лет он поступил в Морской корпус в Петербурге.

Кадетский корпус резко изменил уклад его жизни. Всё в нём было подчинено военным порядкам. Но юный кадет быстро освоился там, сдружился со старшеклассниками, среди которых были будущий писатель, автор «Морских рассказов» К. Станюкович и художник В. Верещагин. Учился Николай прекрасно. Шесть лет он всегда входил в «первый десяток» кадетов. Поэтому ему давали еженедельный отпуск. Он стал посещать концерты, оперу.

Но музыкальное образование Николая оставляло желать лучшего. Поэтому с 1859 года он стал заниматься с Ф. А. Канилле - музыкант, пианист, ценитель русской музыки. Через Канилле молодой музыкант познакомился с Балакиревым, Кюи, Мусоргским, Стасовым. Именно это определило его дальнейший путь. Он начинает работу над первым своим серьёзным трудом – Первой симфонией. Но параллельно он сдаёт экзамены в Морском корпусе, а потом как гардемарин уходит в кругосветное плавание на военном учебном клипере «Алмаз». Путешествие длилось 3 года. Клипер побывал в Англии, Америке, Бразилии, Италии, Испании, Франции.

Возвращение к музыке произошло очень быстро. Дебютом композитора стала Симфония № 1, потом появились симфоническая картина «Садко», симфония «Антар». Но самой большой работой первого периода стала опера «Псковитянка». Завершение оперы совпало со счастливым событием в жизни композитора – он женился на Н. Н. Пургольд, талантливой пианистке, участнице музыкальных вечеров балакиревского кружка, постоянной исполнительнице произведений друзей-композиторов. Мусоргский ласково называл ее – «наш любимый оркестр».

Тогда же Римский-Корсаков много работал над сборниками русских песен. Вначале он записал и гармонизовал 40 песен от талантливого певца-любителя Т.Филиппова, а затем стал сам их разыскивать русские народные песни разных жанров. Особенно его интересовали древние игровые и обрядовые песни. Так возник сборник «Сто русских народных песен».

В 1871 году Римский-Корсаков становится профессором Петербургской консерватории. Вскоре после этого его приглашают занять место инспектора духовых оркестров морского ведомства. Для соответствия последней должности он научился играть на духовых инструментах. В середине 70-х годов он также принял на себя обязанности директора Бесплатной музыкальной школы, сменив Балакирева.

В 1905 году Римский-Корсаков выступил на стороне революционно настроенных студентов, за что был исключён из состава профессоров. Возвращение его в консерваторию явилось крупной победой демократических сил.

Весной 1908 года Римского-Корсакого начала беспокоить сердечная болезнь, но он продолжал работу над учебником «Основы оркестровки». Последние записи сделаны им 7 июня. А в ночь на 8 июня композитора не стало.

ОПЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО Н.А.РИМСКОГО-КОРСАКОВОГО.

Н.А. Римский-Корсаков написал 15 опер разных по содержанию:

1. «Псковитянка» - историческая опера.

2. «Моцарт и Сальери» - историческая опера.

3. «Царская невеста» - историческая опера.

4. «Снегурочка» - эпос-сказка.

5. «Ночь перед рождеством» - сказка.

6. «Золотой петушок» - сказка.

7. «Сказка о царе Салтане» - сказка.

9. «Сказание о невидимом граде Китеже» - фантастическая опера.

10. «Сервилия».

11. «Пан воевода».

12. «Садко».

13. «Млада» - опера-балет.

14. «Кощей бессмертный» - сказка.

15. «Боярыня Вера Шелога».

ОПЕРА «СНЕГУРОЧКА».

Жанр: сочетание эпос-сказки с лирической драмой.

История создания. Сюжет: Римский-Корсаков очень любил природу, особенно весеннюю. Прочитав «весеннюю сказку» А.Островского, где народная мудрость сплетается с миром чувств, решил написать на сюжет этой сказки оперу. Действие оперы происходит в сказочном царстве берендеев, где все люди добры и справедливы, и любят искусство. Ложь и обман считаются преступлением. Берендеи поклоняются природе и солнцу. Римский-Корсаков показал старинные обычаи и обряды.

Либретто: Н.А.Римский-Корсаков.

Герои оперы:

Мифические герои Полуфантастические, Реальные герои:

полуреальные герои:

Дед-Мороз; Снегурочка – флейта. Купава

Весна – валторна; Образ сказочно холоден Мизгирь - кларнет-бас

Леший. и одновременно полон лиризма. Бобыль, Бобылиха

Лель – (кларнет) пастух,

символ вечной волшебной

силы искусства.

Берендей – царь, олицетворение

мудрого образа правления, истинный

отец своего народа.

В опере «Снегурочка» Римский-Корсаков использует лейтмотивы - выдержанные музыкальные характеристики.

Композиция: пролог и 4 действия (преобладают сольные номера).

Идея и драматургия: сопоставление и развитие 2-х разных сфер: мир людей и мир природы. Показаны древние обряды, подлинные народные песни.

ПРОЛОГ

Действие пролога происходит далеко, далеко, за непроходимыми лесами, где лежит сказочная страна берендеев. По пояс в сугробах стоят мохнатые ели, а в глубоких дуплах гнездятся Леший и прочая нечистая сила. Холодно в стране берендеев.

Оркестровое вступление вводит слушателя в царство природы. Среди многих попевок и мелодических тем, на которых основано вступление, выделяются две.

Суровая и властная тема Деда Мороза, ярко контрастирует с мягкой, согретой теплом теме Весны.

В рывается крик петуха и Леший возвещает конец зиме. Весна спускается на землю и сообщает, что Ярило-Солнце в гневеотвернулось от берендеев, отдав их землю во власть Деда Мороза, потому, что в их заповедном лесу живёт Снегурочка, дитя Деда Мороза и Весны. Снегурочку отпускают жить к бередеям, а Лешего как охранника.

1. Песни и пляски птиц. Оркестровое сопровождение наполнено звукоподражательными мотивами - птичьи напевы записанные Римским-Корсаковым. В музыке ясно слышнатся крик кукушки, стук дятла, пощёлкивание, посвистывание и цоканнье других птиц. А на этом фоне звучат 2 народных напева: «Собрались птицы», «Орёл воевода».

2. Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить». С вои 15 лет Снегурочка прожила в лесной чаще, спрятанная там от людских глаз, и от губительного для неё взора Ярилы.Томится Снегурочка по теплу человеческого чувства. Всё ей нравится в берендеях. Приятно ей слушать песни пастушка Леля, хочется гулять с подругами, водить хороводы, повторять за Лелем его песни. Об этом она поёт в своей первой арии. Музыка этой арии легка, изящна и грациозна. Холодноватый тембр флейты постоянно сопровождает Снегурочку вначале оперы.

3. Ариетта Снегурочки «Слыхала я, слыхала..» выражает чувство стремления к людям. Лирическая мелодия построена на полутоновых интонациях. Гармония состоит из мажорных и минорных трезвучий и их обращениях.

Вторая часть пролога посвящена древнему обряду проводов Масленницы. Соломенное чучело (Масленица) наряжали и с пением возили по улицам, а вечером сжигали, то есть пытались ускорить приход весны.

4. Хор «Прощай, Масленица». Мелодия хора построена на мелодических оборотах старинных обрядовых песен.

Но вот Бобыль замечает Снегурочку. Берендеи замирают от удивления, поражённые её красотой. Вместе с Бобылихой он уводит её к себе в дом. Деревья и кусты кланяются Снегурочке, прощаясь с нею.

1 ДЕЙСТВИЕ

В страну берендеев пришла весна. Снегурочка живёт у Бобыля и Бобылихи. Здесь же и Лель. Он поёт для Снегурочки 2 песни. Но скучно ему с холодной Снегурочкой, которая хочет поцеловать за песни. И, бросив подаренный ею цветок, Лель убегает к весёлым девушкам. Снегурочка огорчена, сердце её сжимает тоска.

5. Ариетта Снегурочки «Как больно здесь, как сердцу тяжко..» - поёт Снегурочка, сетуея и на Леля, и на отца Мороза, лишившего её сердечного тепла.

Рядом с хрупкой Снегурочкой возникает другой образ - берендейки Купавы. Она рассказывает о встрече с красавцем Мизгирём, богатым торговым гостем.

Появляется Мизгирь. По обычаю он должен одарить девушек - подружек Купавы, чтобы выкупить невесту. Запевают свадебные песни. Но Мизгирь видит Снегурочку и забывает обо всём на свете. Он сулит ей несметные богатства за любовь. Берендеи возмущены. Никогда в их стране не было такой измены. Все они советуют Купаве искать защиты у царя Берендея.

2 ДЕЙСТВИЕ

Действие происходит во дворце царя Берендея, где царят добро, справедливость,

любовь ко всему прекрасному - и в людях, и в природе, и в искусстве. Царь Берендей занят рисованием. Но он не может чувствовать себя счастливым. Его волнует немилость Ярилы, непонятное охлаждение и природы и человеческих сердец.

В слезах вбегает Купава и просит защиты царя. Потрясённый горем Купавы и изменой жениха, царь велит вести Мизгиря на суд.

5. Шествие царя Берендея представляет собой торжественный сказочный марш. Громкие возгласы труб, тромбонов и других духовых инструментов ярко контрастируют с лёгким пиццикато скрипок.

Суд над Мизгирём недолог. Никто не сомневался в его вине, да и он не оправдывается. Суров приговор царя - вечное изгнание ожидает его. Но Мизгирь хочет в последний раз взглянуть на Снегурочку.

Вот появляется Снегурочка. Своей красотой она очаровывает всех, включая царя.

6. Каватина Берендея звучит тихим, восторженным гимном всемогущей природы: «Полна, полна чудес могучая природа..». Голосу Берендея вторит виолончель своей мерно покачивающейся мелодией, ласковой и убаюкивающей.

И понял царь, почему злится на них Ярило. Не может такая красота быть холодной. И решает царь Берендей: завтра, в первый день лета - Ярилин день - обвенчать перед ликом восходящего солнца всех женихов и невест. И среди влюблённых должна быть Снегурочка со своим избранником. Мизгирь просит об отсрочке изгнания, и обещает заронить любовь в сердце Снегурочки. Берендей соглашается. Народ славит мудрость Берендея.

3 ДЕЙСТВИЕ

В канун Ярилина дня - праздника солнца - молодёжь водит хороводы под подлинно народную песню «Ай, во поле липенька». Старики угощаются брагой и пряниками. Царь Берендей выходит к народу. Заплясали скоморохи. Запел свою чудесную песню Лель.

7. Песня Леля «Туча с громом сговорилась..». Появление Леля почти всегда сопровождается нежными переливами кларнета (иногда гобоя). Эта песня начинается с соло кларнета, исполняющего подлинный наигрыш. Во вступлении имеются изобразительные черты - подражание раскатам грома (тремоло литавр). Мелодия песни основана на народных оборотах и попевках.

В награду за песню царь предлагает Лелю выбрать девушку. Снегурочка просит Леля выбрать её, но Лель понимая горе обиженной Купавы, избирает её. Все берендеи расходятся, а на лесной поляне остаётся одна тоскующая Снегурочка.

8. Ариозо Мизгиря «На тёплом синем море..». Мизгирь в своём ариозо молит девушку о любви.

Он предлагает Снегурочке за её любовь бесценный жемчуг. Но девушке непонятны его чувства, и она убегает. Её преследует Мизгирь. Лес оживает, превращаясь в непроходимую чащу, вдали мелькает призрачный образ Снегурочки. Леший заманивает Мизгиря в лесную глушь. Поляна принимает прежний вид. Выходят Лель и Купава. Они счастливы. Вбежавшая Снегурочка упрекает Купаву. Лель советует Снегурочке учится любить у Купавы.

4 ДЕЙСТВИЕ

В волшебном озере, в непроходимой чащобе, укрывшись от людей, обитает Весна. Снегурочка просит мать-Весну наделить её чувством любви. Весна дарит венок, цветы которого обладают чудодейственной силой - и в этот же миг для Снегурочки преображается весь мир. Появляется Мизгирь. Его преданная любовь трогает сердце девушки. Счастливый Мизгирь ведёт её к царю. Но Снегурочка боится солнечных лучей. Восходит солнце.

Настаёт Ярилин день - праздник лета. Царь Берендей благословляет молодые пары. Мизгирь подводит её к царю. На вопрос царя о своей любви Снегурочка отвечает: «Спроси меня сто раз, сто раз отвечу, что я его люблю». И в этот момент луч восходящего солнца озаряет её. Испытывая непонятные чувства, она начинает таять.

9. Ариозо Снегурочки «Но, что со мной..» (сцена таяния). Если вначале солирующие скрипка и флейта окрашивают музыку в тёплые тона («Но что со мной!? Блаженство или смерть»), то на словах «Люблю и таю..» присоединяются духовые и арфа (глиссандо), что позволяет ощутить как бы и стаивание, растворение мелодии.

Мизгирь бросается в озеро. А Ярило дарит людям свет и тепло. Так между природой и людьми вновь воцаряется мир и гармония.

10. Заключительный хор «Свет и сила, бог Ярило..» - построен на нарастании силы. Первую строфу запевает Лель. Вторую - хор берендеев, а третью - ансамбль солистов.

Музыка «Снегурочки» проникнута любовью к людям, природе, верой в красоту человека и высокое признание искусства, пробуждающее всё лучшее в человеке, верой в торжество правды и добра.

СИМФОНИЧЕСКАЯ СЮИТА «ШЕХЕРАЗАДА».

Поэтизация Востока русскими композиторами нашла своё отражение в различных музыкальных жанрах. Всем им присущи красочные волшебные образы и картины природы, своеобразие и самобытность интонационного языка. Достаточно назвать второй, «половецкий» акт из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь», «Персидский хор» в опере «Руслан и Людмила»

М.И. Глинки. Подлинный и мнимый, «русский Восток» сочетает в себе дикость, буйность, стихийность и изысканность, томность, негу, сказку, волшебство, чары.

Вот уже несколько сот лет увлекают и волнуют людей приключения Синдбата-морехода, который пускался в далёкие и опасные странствия, судьба разумного и предприимчивого Аладдина, история Али-бабы, который, узнав чудодейственные слова: «Сезам, откройся!», овладел несметными сокровищами сорока разбойников, легендарность и достоверность личности всесильного и словного халифа Багдада Гарун-аль-Рашида.

Герой сказок «1001 ночи» давно стали любимыми как среди детей, так и среди взрослых. Сборник этих сказок появился в 18 веке во Франции. С французского языка сказки вскоре были переведены на многие другие языки. «1001 ночи» - подлинно народное сочинение. Оно создавалось многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами. Симфоническая сюита «Шехеразада» была написана всего за два месяца. В четырёх частях этой музыкальной сказки можно не только услышать, но и увидеть чудеса. О них рассказывает грозному султану Шахриару мудрая и прекрасная Шехеразада.

Сюита «Шехеразада» - это не только серия живописных восточных картин, но и поединок двух противников: Шахриара и Шехеразады. Оружие Султана - грубая сила, оружие рассказчицы - это поэтический дар, её безграничная фантазия. Кто же победит?

Симфоническая сюита «Шехеразада» Римского-Корсакого (1888г.) - произведение программное. Все 4 части объеденены не только одним замыслом, но и общими музыкальными темами. Так, тема Шехеразады появляется во всех частях. Сочиняя сюиту, композитор сначала предполагал дать каждой части своё название. Однако позднее он от этой мысли отказался, считая более полезным, чтобы слушатели свободно следовали своей фантазии.

I ЧАСТЬ начинается со вступления, в котором звучат 2 контрастные темы.

Тема царя Шахриара - грозного и жестокого владыки исполняется духовыми инструментами в низком регистре.

Тема юной и прекрасной Шехеразады всегда звучит у скрипки соло.

I часть первоначально Римский-Корсаков назвал « Картина моря с плывущим по нему кораблём Синдбада» . Музыка её удивительно тонко передаёт дыхание морской стихии, рисует бесконечную череду волн, корабль Синдбада-морехода, плывущий по спокойной шири океана. Но волнение моря постепенно нарастает, и теперь музыка рисует величие разбушевавшейся стихии. Но к концу части всё успокаивается, и музыка вновь изображает картину ласково плещущегося умиротворенного моря.

II ЧАСТЬ - «Рассказ царевича-Календера». Здесь появляется новый персонаж - царевич, и Шахеразада как бы передаёт ему слово. Так возникает рассказ в рассказе, сказка в сказке. Композитор создаёт музыкальный портрет Календера, а потом изображает его фантастические приключения. Тема Календера построена на интонациях восточных народных песен, звучит она в партии фагота.

III ЧАСТЬ - самая лирическая в сюите, она называлась «Царевич и царевна».

Музыка полна света, жаркого солнца, сладостного томления.

Первая тема (Царевича) - широкая, напевная.

Вторая тема (Царевна) - танцевального характера - создаёт грациозный, женственный образ.

IV ЧАСТЬ является особенно яркой из всей сюиты. В ней объединяются темы всех предшествующих частей. Композитор назвал эту часть «Картина народного праздника в Багдаде». Этот праздничный характер раскрывается в смене различных тем, игре ритмов, тембров. Обширная кода, которая служит заключением всего цикла, рисует самостоятельную картину величественного грозного моря и корабля, разбивающегося о скалу.

В эпилоге тема Шахриара становится мягкой и спокойной, ведь жестокий султан умиротворён.В последний раз, как завершение сказки, звучит тема юной Шехеразады. Ею заканчивается сюита.

«Шехеразада» - одно из самых ярких произведений, рисующих мир музыкального Востока. В ней использован принцип картинности, сопоставления разных по характеру эпизодов, объединенных проведением темы Шехеразады, напоминающей нам о том, что все это рассказ одного лица - очаровательной сказочночницы Шехеразады. В программе сюиты нет последовательного сюжета, нет никаких пояснений и к содержанию сказок.

А.П.Бородин – одна из монументальных фигур русской композиторской школы, один из членов . Он – один из первых композиторов, тот, благодаря которому Европа узнала и признала русскую музыку. В этом смысле его имя стоит в одном ряду с именем

Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887) прожил недолгую жизнь и умер внезапно из-за инфаркта.

«…словно пушечное ядро ударило в него и вырвало из рядов живых».

В отличие от друзей-единомышленников, этот композитор, пройдя традиционный для путь, сохранил верность своей основной профессии – химии (тогда как – ушел в отставку, Римский-Корсаков покинул морскую службу, Кюи – также недолго оставался военным инженером).

Имя Бородина в ХІХ ст. было широко известно наряду с крупнейшими русскими химиками как в России, так и в Европе: вместе с профессором Н. Зининым им был осуществлен подлинный переворот (заложили основы современной теории пластмасс). Кроме того, композитор был крупным педагогом. Сам он шутил, что музыку сочиняет тогда, когда отдыхает или болеет. И шутка его – правдива, поскольку работа над произведениями растягивалась зачастую не только на года, а – на десятилетия (над оперой «Князь Игорь» работал 25 лет и так и не завершил ее).

В творческом наследии Бородина:

  • 1 опера («Князь Игорь»),
  • оперетта с разговорными диалогами «Богатыри»,
  • 3 симфонии (№ 3 не окончена),
  • симфоническая картина «В Средней Азии»,
  • камерные, фортепианные сочинения, романсы и песни,
  • концерт для флейты и фортепиано с оркестром (утрачен).

Симфонии А.П.Бородина

Немаловажную роль в творческой биографии Бородина-симфониста сыграла его Первая симфония Es —dur (1867, впервые исполнена в декабре 1868). Благодаря ей композитора узнала вся Европа. Кюи отмечает, что в симфонии

«…много силы, горячности, огня и значительная степень оригинальности».

Автором одной из заметок в прессе симфония охарактеризована как «изумительно богатая, чисто бетховенской красоты». Именно она открывает линию русского эпического симфонизма, где намечаются характерные признаки и особенности русской симфонии:

  • широта, неторопливость, спокойствие, повествовательность, что подразумевает эпический симфонизм;
  • отсутствие прямых конфликтных столкновений;
  • картинность.

Также здесь сформировался характерный оркестр композитора.
Именно в его творчестве определяется полный парный состав, медные инструменты становятся хроматическими; оркестр отличается мощью, пышностью, яркостью, колористическим богатством.
Симфония №2 (1869-1876) утверждает традиции, сформированные в симфонии №1, и охарактеризована Стасовым так:

«Она имеет характер национальный и программный. Здесь слышится древний русский богатырский склад».

Хотя симфония относится к одному из самых спокойных, повествовательных произведений, сила ее воздействия такова, что Мусоргский назвал ее «Героической славянской симфонией». Рельефность и картинность привели к тому, что за симфонией закрепилось программное название «Богатырская». Кроме того, программное толкование (благодаря Стасову) получили каждая из ее частей:

«Собрание русских богатырей», «Богатырские игрища», «Рассказ баяна», «Пир богатырей».

Симфония №3 a —moll (неоконченная) с ярко выраженным национальным колоритом впервые была исполнена в Москве 1899 г. в Московском немецком клубе под управлением В. С. Терентьева.

Оперное творчество Бородина

Широко известная опера «Князь Игорь» создавалась музыкантом на протяжении 25 лет, но так и осталась неоконченной. Премьера состоялась лишь в 1890 г. (23 октября, в постановке Мариинского театра), став своеобразным памятником композитору, которого уже к тому времени не было в живых. Над либретто он работал вместе с В. В. Стасовым, внесшим неоценимый вклад в процесс создания оперы. Так, был период, когда Бородин перестал работать над произведением, указывая тому две причины:

  • сложность и масштабы работы заставили засомневаться композитора в том, что он с нею справится;
  • жанр литературного первоисточника («Слово о полку Игореве») не предполагал остроконфликтного противостояния, необходимого для напряженности развития сценического действия.

И здесь композитору на помощь пришел Стасов, предложив, кроме основной конфликтной линии противостояния наций (русские-половцы), линию нравственности: с одной стороны, благородство и возвышенность Игоря, с другой – привнесение в оперный сюжет образного мира князя Галицкого. Так, оперная драматургия приобрела дополнительный конфликт. Благодаря деятельности Стасова и усложнению сюжета, мастер возвращается к работе над произведением.

Камерная музыка А.П.Бородина

Композитор считал, что

«…камерная музыка представляет одно из самых могучих средств для развития музыкального вкуса и понимания…».

Приобретя технические навыки путем освоения западно-европейских традиций в области камерного письма, музыкант, кроме того, овладевает глинкинской традицией, сформировав собственный индивидуальный стиль, который проявляется уже в ранних произведениях.
К образцам камерной музыки относятся, например:

Квинтет c —moll для фортепиано и струнных; «Тарантелла» для фортепиано в четыре руки; «Полька» для фортепиано в четыре руки; Струнное трио на тему «Чем тебя я огорчила»; Секстет, Квартет для флейты, альта, гобоя, виолончели, Фортепианное и Струнное трио; Струнный квинтет; 2 скерцо для фортепиано в четыре руки; четырехручное «Allegretto »; вокальные пьесы; Квартет №1 A —dur (впервые исполнен в 1880 по рукописи); Квартет №2 D —dur (1881).

Также «Маленькая сюита» для фортепиано (была оркестрована А. Глазуновым), «Парафразы» (музыкальная шутка, созданная композиторами «Могучей кучки», вызвавшая восхищение Листа и послужившая поводом для нападок со стороны враждебных «кучкистскому» направлению музыкантов, – отмечает В. Яковлев). Среди вокальных произведений – «Песнь темного леса» (нередко исполнялась как хоровое произведение), романсы «Для берегов отчизны дальней», «Фальшивая нота», баллада «Море» и многие другие.

Именно в камерно-вокальной музыке, которую нередко называют «творческой лабораторией» композитора, впервые, – указывает А. Н. Сохор, – композитором было найдено последовательное и полное проявление богатырского духа, русского народно-эпического склада, мелодико-гармонического своеобразия (романсы «Спящая княжна», «Песнь темного леса»).

И именно поэтому постижение «монументального Бородина» пролегает через его камерные «зарисовки», «акварели», «этюды».
Все творчество композитора содержит и в той или иной мере всегда сочетает в себе два начала: эпическое и лирическое. В сравнении с музыкой других композиторов, стиль Бородина отличается спокойствием, возвышенностью, благородством, уравновешенностью.
Продолжая развивать пути, намеченные М. Глинкой, Бородин тем не менее сказал свое слово в истории развития русской музыкальной культуры:

  • Чайковским, он – создатель жанра русского квартета.
  • России и Востока. Интерес к восточному миру был актуален и ранее, но именно у этого композитора возникает тема дружбы (ярко демонстрирует симфоническая картина «В Средней Азии», где развиваются русская и восточная темы, объединяющиеся в итоге).
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Заслуги Бородина как симфониста огромны: он основоположник эпического симфонизма в русской музыке и вместе с Чайковским - создатель русской классической симфонии. Сам композитор отмечал, что его «тянет к симфоническим формам». Причем, члены «Могучей кучки» во главе со Стасовым пропагандировали картинно-сюжетный, программный тип симфонической музыки берлиозовского типа или глинкинского образца; классический же 4-хчастный сонатно-симфонический тип считали «ожившим».

Бородин отдал дань этой позиции в своих критических статьях и в симфонической картине «В Средней Азии» - единственном программном симфоническом произведении. Но больше он склонялся к «чистому» симфоническому циклу, о чем свидетельствуют три его симфонии (последняя не окончена). Стасов сожалел об этом: «Бородин не пожелал стать на сторону коренных новаторов». Однако Бородин дал настолько своеобразную трактовку традиционной симфонии, что оказался в этом жанре еще большим новатором, чем иные «ниспровергатели».

Творческую зрелость Бородина-симфониста ознаменовала 2-я симфония. Годы ее написания (1869-1876) совпадают со временем работы над «Князем Игорем» . Эти два произведения близки; их роднит круг идей и образов: воспевание патриотизма, мощи русского народа, его духовного величия, изображение его в борьбе и мирной жизни, а также - картины Востока и образы природы.

«Богатырская» симфония

Название «Богатырская» симфонии дал В. Стасов, утверждавший: «Сам Бородин мне рассказывал, что в адажио он желал нарисовать фигуру Баяна, в первой части - собрание русских богатырей, в финале - сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы». Обнародованная уже после смерти Бородина, эта программа, однако, не может считаться авторской.

«Богатырская» стала классическим образцом эпического симфонизма. Каждая из ее четырех частей представляет определенный ракурс действительности, вместе создавая целостную картину мира. В первой части мир представлен как героика, в скерцо - мир как игра, в медленной части - мир как лирика и драма, в финале - мир как общая идея.

Первая часть

Героическое начало наиболее полно воплощено в I части, написанной в форме сонатного Allegro ( h - moll ).Ее быстрый темп опровергает один из устойчивых мифов, связанных с музыкальным эпосом (о господстве замедленного движения). В могучих унисонах начальных тактов, с их нисходящими «тяжелыми» терциями и квартой, возникает образ богатырской силы. Настойчивые повторы, характерные для эпического сказа, упор на тонику, энергичная «раскачка» сообщают музыкемонолитную устойчивость. Тема рождает самые разные аллюзии - от суровых былинных напевов и бурлацкой песни «Эй, ухнем» до совсем неожиданнойпараллели сначалом Es-dur’ного концерта Листа . В ладовом отношении она чрезвычайно интересна:в ней чувствуется и переменность тонической терции, и краска фригийского лада с низкой IV ступенью .

Вторым элементом главной темы (Animato assai ) являются плясовые наигрыши деревянных духовых инструментов. Принцип диалогического строения, характерный для классических сонатных тем, трактуется в эпическом ракурсе: оба элемента достаточно протяженны.

Короткая связующая часть подводит к побочной теме ( D - dur , виолончели, затем деревянные духовые), задушевная лирическая мелодия которой интонационно близка русским хороводным песням.Ее соотношение с главной темой представляет взаимодополняющий контраст.Аналогичный контраст богатырского и лирического образов в опере «Князь Игорь» персонифицирован в главных героях (Игорь и Ярославна). Заключительная партия (снова Animato assai ) основана на материале главной темы в тональности D - dur .

Разработка подчинена эпическому принципу - чередованию образов-картин. Стасов охарактеризовал ее содержание как богатырскую битву. Музыкальное развитие идет тремя волнами, наполняясь внутренней энергией, мощью. Драматическое напряжение поддерживается секвенциями, стреттами, D органными пунктами, повышением динамического уровня, энергичным остинатным ритмом литавр , создающим представление о стремительной конной скачке.

Общность интонаций основных тем служит основой для их постепенного сближения. Уже в самом начале разработки возникает новый тематический вариант, который является результатом синтеза главной темы с побочной. Подобное объединение тематизма является типичной чертой эпического симфонизма в целом и характерной особенностью тематического мышления Бородина в частности.

Первая кульминация разработки строится на втором элементе главной партии, звучащем с молодецкой удалью. Далее, как естественное продолжение, следует проведение побочной темы в Des - dur , переключающее развитие в более спокойное русло.После этой передышки следует новая волна нарастания. Генеральной кульминацией разработки и, одновременно, началом репризы является мощное проведение главной темы у всего оркестра в ритмическом увеличении на fff .

В репризе усиливается и углубляется изначальная сущность основных образов: главная тема становится еще более могучей (за счет добавления новых инструментов, присоединения аккордов), побочная тема ( Es - dur ) - еще мягче и нежнее. Энергичную заключительную тему обрамляют эпизоды, напоминающие разработку - со стремительным движением вперед идинамическим нагнетанием. Они стимулируют дальнейший рост богатырского образа: его новое проведение в коде звучит еще грандиознее предыдущего (четырехкратное ритмическое увеличение!).

Вторая часть

Во второй части (Скерцо) господствуют образы стремительного движения, богатырских игр. В образном плане музыка скерцо очень близка половецкому миру оперы «Князь Игорь». В ней нашли отражение и стихийная сила, и восточная пластика, нега, страсть, которые часто противопоставлялись русскому богатырству.

Обычная для скерцо трехчастная форма в «Богатырской» симфонии отличается большим размахом: как и в скерцо 9-й симфонии Бетховена, крайние разделы здесь написаны в сонатной форме(без разработки).

Основную тему отличает энергия, подчеркнутая острота инструментального стиля, стаккатный тип оркестрового движения (ровный пульс у валторн и pizzicato струнных). Ее оттеняет вовлеченная в стремительное движение вторая, побочная тема - красивая мелодия с восточными чертами, заставляющая вспомнить темы Кончака или Половецких плясок (синкопы, хроматизмы).

Еще больше Востока в музыке трио , с его типично бородинской восточной стилистикой: органный пункт, пряная гармония. В то же время очевидно интонационное сходство темы трио с побочной темой первой части.

Так осуществляются связи между различными частями симфонии, способствуя ее единству.

Третья часть

Музыка третьей, медленной части ( Andante , Des - dur ) ближе всего «программе» Стасова», сравнившего ее с поэтической песней гусляра. В ней чувствуется дух русской древности. Асафьев назвал Andante «степным лирическим раздольем». Эта часть также написана в сонатной форме, где основные темы дополняют друг друга, представляя две образные сферы - лирику (главная тема) и драматизм (побочная).

Главная тема (валторна, затем кларнет) - это «слово сказителя». Ее повествовательный характер передается музыкальными средствами, связанными с былинными истоками: плавность, переливчатость трихордовых попевок, структурная и ритмическая непериодичность, переменность ладовых и гармонических функций ( Des - dur - b - moll ). Тема гармонизована преимущественно
диатоническими аккордами побочных ступеней с использованием плагальных оборотов. Исследователи указывают конкретный прообраз -былина «Про Добрыню» («То не белая береза»). Аккорды арфы воспроизводят переборы струн на гуслях.

В побочной теме ( poco animato ) эпическая неторопливость сменяется взволнованностью, как будто певец от спокойного повествования перешел к рассказу о драматических и грозных событиях. Картина этих событий вырисовывается в заключительной части экспозиции и в разработке, где ощущается большое драматическое напряжение. Отдельные разрозненные мотивы из тем экспозиции приобретают грозный характер, напоминая главную богатырскую тему I части.

В репризе песню-сказ поет весь оркестр - широко и полнозвучно (подголосками служат обороты из побочной партии и из разработки). В той же тональности ( Des - dur ) и на том же фоне сопровождения проходит побочная - контраст снят, уступив место синтезу.

Четвертая часть

Финал симфонии (тоже в сонатной форме) следует за медленной частью без перерыва. Здесь возникает картина веселящейся, пирующей Руси. В стремительном движении объединяются и народный танец, и пение, и бряцание гуслей, и звучание балалаек. В традициях глинкинской «Камаринской», варьирование основных тем постепенно приходит к их сближению.

Начинается четвертая часть небольшим вихревым вступлением , в котором слышатся обороты плясовых наигрышей на D органном пункте. Терпкие кварто-секундовые созвучия, пустые квинты, посвист деревянных духовых вводят в атмосферу русского народного инструментализма, скоморошества.

Главная тема - это бойкая лихая пляска. Гибкий свободный ритм, частые акценты, наподобие притоптывания, прихлопывания, придают движению некоторую тяжеловесность. Трихордовые обороты в мелодии, аккордика побочных ступеней, гибкая несимметричная ритмика, в частности пятидольник (необычный для пляски), сближают эту тему с темами других частей симфонии (побочная партия I части, главная партия Andante ) .

Побочная тема сохраняет оживленное плясовое движение, но становится более плавной и певучей, приближаясь к хороводной песне. Эта светлая, по-весеннему радостная мелодия вьется как цепочка девушек в хороводе.

В разработке и репризе продолжается варьирование тем, начатое еще в экспозиции. Меняется оркестровка, гармонизация, особенно велика роль красочных тональных сопоставлений. Возникают новые подголоски, новые тематические варианты (в дальнейшем получающие самостоятельное развитие), наконец, целиком новые темы. Такова тема грандиозного танца, появляющаяся в кульминации разработки ( C - dur ) - воплощение синтеза обеих тем сонатного аллегро . Это танец, в котором участвует масса народа, объединенного одним настроением. В конце репризы движение ускоряется, всё несется в вихре пляски.

Благодаря связям с другими частями симфонии (в частности с первой ) финал приобретает смысл обобщения .

Родство тем симфонии соединяют ее четыре части в одно грандиозное полотно. Эпический симфонизм, получивший здесь свое первое и кульминационное воплощение, станет одной из главных традиций русской музыки .

Отличительные черты эпического симфонизма Бородина

  • отсутствие конфликта между темамисонатной формы;
  • вместо конфронтации - их контрастное сопоставление;
  • опора на общие, коллективные, отстоявшиеся интонации, связь с русским песенным фольклором как традиционная особенность тематизма;
  • преобладание экспонирования над развитием, приемов интонационного варьирования, подголосочной полифонии - над мотивной разработкой;
  • постепенное усиление изначальной сущности основных образов, утверждение идеи целостности и постоянства, в которой заключен главный пафос эпоса;
  • перемещение скерцо на второе место в симфоническом цикле, что объясняется дефицитом драматизма в первом сонатном Allegro (в связи с этим отпадает необходимость в рефлексии, передышке);
  • конечная цель развития - синтез контрастного материала.

Известно, что некоторые материалы, предназначавшиеся сначала для оперы, затем были использованы в симфонии.В частности, начальная тема первоначально задумывалась как тема половецкого хора в «Игоре».

встречается в восточной музыке, у Шостаковича - монограмма. Интересно, что ладовые детали главной темы - II низкая, IV низкая (dis ) - намечают важные вехи дальнейшего тонального развития части: начало разработки - C-dur, побочная в репризе -Es-dur.

По модели «Богатырской» симфонии созданы Пятая симфония Глазунова, Пятая симфония Мясковского, Пятая симфония Прокофьева.