Александр александрович броневицкая мать эрика карловна. Александр броневицкий, его "дружба" и эдита пьеха. Опала и возрождение «Дружбы»

Купила участок у жулика

Для меня этот дом - храм на крови, - призналась встретившая нас у крыльца певица . - Я строила его 10 лет. Все началось в 1989 году, когда один жулик продал мне этот участок. На нем стояла чудовищная халупа. Это был не дом, а просто пародия. Каркас, обшитый изнутри орголитом, а снаружи - вагонкой, собранной явно на помойке. Я думала, что обложу все это кирпичом, и будет нормально. А потом мне рассказали, что человек построил его за три недели - специально, чтобы продать участок подороже. Оказалось, что он почти ничего не затратил, а я заплатила ему 25 тысяч рублей - единственные мои сбережения на тот момент. Я думала, что сойду с ума! Через год я снесла эту халупу. Причем за снос мне пришлось заплатить уже 30 тысяч. И началась эпопея. Я пахала, как папа Карло. Работала по 30-60 концертов в месяц. И все гонорары бухала сюда. Приходили халтурщики-строители. Я их прогоняла. Но они успевали высосать из меня кучу денег. Например, одни умельцы построили фундамент из кирпича. Я его ногой толкнула, и он весь развалился. А я им уже дала аванс 30 тысяч.

Естественно, они мне его так и не вернули. В конце концов добрые люди нашли мне профессионалов. Тоже не дешевых. Но три года назад здесь, наконец, стало можно жить.

Примадонна советской эстрады не знает нот

А мы-то думали, что этот дом вам построил ваш супруг Владимир Петрович Поляков...

Нет-нет, хозяйство у нас у каждого свое. Ему надо помогать своим дочерям, мне - своей дочке. Вообще, Владимир Петрович живет очень скромно. Питается в администрации президента - там столовая очень дешевая. На еду у него копейки уходят. И только какие-то сбережения он тратит на меня. Вот мебель мне подарил на трехлетие нашего телефонного романа. А на семилетие - большой телевизор. Он знает, что я близорукая. "Если будет что-то интересное, чтоб ты могла нормально смотреть, - говорит он. - И чтоб Вера могла смотреть свой футбол, - добавляю я. - Вера Михайловна - человек, который более 30 лет помогает мне по хозяйству. Она у нас зенитчица. Болеет за "Зенит ". - А вы что смотрите? Наверное, музыкальные программы? - Нет, у меня очень уши устали за 46 лет выступлений. И я их берегу. Если чем и интересуюсь, то очень избирательно. Например, у меня появилось любопытство, как работает Вайкуле . И я пошла на ее концерт. Вот завтра у нас будет выступать Валерия . Не знаю, может быть, тоже пойду посмотрю. Но подозреваю, что она не в моем духе. Я люблю таких, как Пугачева : у нее очень сильный эмоциональный заряд. И песни ее - как извержение вулкана. - Помните, в начале 90-х на НТВ был такая новогодняя программа, в которой певцы старшего поколения менялись песнями с молодыми. Вы тогда оказались в паре с Аленой Свиридовой. И если она вашего "Соседа" спела с легкостью, то ее "Розовый фламинго" вызвал у вас серьезные затруднения... - Да, ее песня была немножко сложная. Тем не менее, меня похвалили и сказали, что все получилось. Я ведь самоучка. В консерватории не училась. И даже до сих пор не знаю нот. Мне надо сначала песню выучить, чтобы она у меня от зубов отскакивала. А потом еще эмоционально наполнить ее.

- Почему же вы не отказались от участия в этой программе? - Ну что вы! Это было единственное счастье в моей жизни. Сейчас меня уже не приглашают в подобные программы. - Видимо, все упирается в деньги, а телевизионщикам неудобно у вас их просить... - Вообще-то я не привыкла платить за телесъемки. На рекламу, конечно, сейчас приходится тратиться. Мне же никто не напечатает плакаты, программки, открытки для автографов. А вот на телевидение я практически не трачусь. Я так и не сняла ни одного клипа. Да, есть старые съемки некоторых моих песен, которые можно считать предвестниками клипов. Но это все снималось за счет государства. Более того, я получала за съемку почтовым переводом по четыре рубля. Бывало, по полгода репетировала новую программу, и все участники моего коллектива получали твердый оклад. Зато нынешним артистам повезло, что они не прошли тернистый путь худсоветов, которые при советской власти все регулировали. Например, худсовет не разрешал нашему ансамблю "Дружба " петь "Шаланды, полные кефали ". Эта песня была сделана в духе капустника. У нас был такой рыжий парень Аллахвердов . Он выходил в платье и изображал рыбачку Соню , а другой - моряка Костю . Они ходили по сцене, обнимались. Народ очень хорошо это принимал, но худсовету это казалось чуть ли не преступлением. Тогда на эстраде было принято неподвижно стоять перед микрофоном. А я первой сняла микрофон со стойки и начала двигаться по сцене. Первой вышла в зал и заставила публику петь. Этот прием я подсмотрела на концерте Жильбера Беко . Причем, как мне по секрету рассказали администраторы, у него была подсадка. А я давала микрофон обычным зрителям.

Слава Зайцев - жуткий матерщинник

Мое рождение как артистки было мгновенным, - вспоминает певица , - в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Я вышла на сцену Консерватории со студенческим ансамблем под руководством Александра Броневицкого (название "Дружба" наш ансамбль получил позднее) и спела всего одну песню "Червонный автобус ". Меня четыре раза вызывали на бис. А через три дня мной уже заинтересовалась фирма грамзаписи. Весь Ленинград говорил, что появилась какая-то Пьеха, которая поет басом. И пошло! Нас показывали во всех кинохрониках. У нас было множество концертов на студенческих вечерах. А после победы на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году нас пригласили работать от Ленэстрады.

Как только нас не гнобили! Обвиняли в пропаганде буржуазной идеологии. Меня называли кабацкой певицей, призывали "выстирать по самое декольте" и чуть ли не выслать из страны. Говорили даже, что я, нарочно имитирую акцент, чтобы привлечь к себе внимание, и в 1959 году наш ансамбль дисквалифицировали. Но в итоге худсовет Министерства культуры РСФСР во главе с Александром Холодилиным во всем разобрался и восстановил нас в правах. С подобными ситуациями мне потом приходилось сталкиваться не раз. Например, к 50-летию я должна была получить звание народной артистки СССР. Но недоброжелатели из обкома партии зарубили мои документы. И вместо звания мне дали орден Трудового Красного Знамени. Через год я приехала с шефскими концертами к нашим военным в Венгрию. И увидела, что там развешаны афиши - "Народная артистка СССР Эдита Пьеха". "Я же только РСФСР", - возразила я. - "Да ладно! Вы уже давным-давно народная!" - ответили военные. По окончании концертов они закатили нам грандиозный банкет. Мы вернулись в гостиницу веселенькие. И мне приснился сон, будто бы идет демонстрация на Красной площади, и все несут транспаранты "Да здравствует Эдита Пьеха!". А утром меня разбудили мои музыканты и сообщили, что мне дали народную СССР. Весть быстро разлетелась по Венгрии. По дороге домой нам на каждой станции вносили по несколько канистр сухого вина. И в Ленинград мы приехали совершенно никакие. Один музыкант у нас по состоянию здоровья не пил. Но даже он по такому случаю "развязал". И напился так, что его пришлось связать, так как он буянил. А на вокзале в Ленинграде меня встречали все мои поклонники с транспарантами в мою честь. Точь-в-точь как в моем сне.

- Но ведь, став звездой такого масштаба, вы отнюдь не купались в роскоши? - Да, концертные ставки тогда были очень низкие. За отделение из 22 песен мне платили сначала 38, потом - 47 рублей. Приходилось давать по три концерта в день, чтобы заработать на достойную жизнь. Но нет худа без добра. Это заставляло постоянно поддерживать себя в форме. Я ходила пешком. Прыгала через скакалку между концертами. Вообще, я уделяла много внимания своему внешнему виду. Я считаю себя первой эстрадной артисткой, которая обратилась к профессиональным модельерам. Никогда не позволяла себе надеть на сцену платье, купленное в магазине. Сначала я сотрудничала с Татьяной Дмитриевой из районного дома моделей на проспекте Вернадского. А потом фотокор ТАСС Валерий Гиндероте , которому итальянский журнал "Темпо " в 1968 году заказал большой репортаж обо мне, привел меня в Дом моделей на Кузнецком мосту и познакомил с начинающим Вячеславом Зайцевым . Мы много спорили. Когда я что-то предлагала сделать по-своему, Слава матерился (он жуткий матерщинник), а потом говорил: "Знаешь, ты была права. По-твоему и впрямь лучше". Так нами было сделано белоснежное платье с аппликациями в виде букетов розовых гвоздик. Потом я пыталась работать с Нонной Меликовой из Ленинградского дома моделей. Она такая авангардистка - мой стиль называла "будуарным". Действительно, мне нравятся шифоны, летящие платья... Ненавижу черный цвет. Это пошло еще с детства. Сначала мама год носила траур по папе, который умер в 36 лет. А через три года она схоронила сына, который в 14 лет пошел работать в шахту и умер от чахотки. В новогоднюю ночь с 1970 на 1971 год я надела очень красивое черное платье, в котором снималась в фильме "Судьба резидента". И в 1971 году 3 августа скончалась моя мама. Я едва успела застать ее еще живой... Зато я обожаю все восточные цвета - изумрудный, бирюзовый, розовый, салатный, сиреневый, фисташковый. Мне вообще кажется, что в прошлой жизни я жила на Востоке. Мне и кухня нравится восточная - корейская, китайская, японская. Мясо терпеть не могу. Вот сегодня я весь день сижу на арбузе. Кстати, вы лишили меня моего полдника...

Извинившись, мы предложили нашей собеседнице сделать небольшой перерыв. Эдита Станиславовна занялась своим арбузом, а нам Вера Михайловна приготовила горячие бутерброды с ветчиной и сыром. По указанию хозяйки, для нас была также выставлена бутылка водки. Правда, сама певица составить нам компанию отказалась и пила только какой-то темно-красный напиток, налитый в пластмассовую бутылочку из-под газировки.

Любовника-альфонса скрывала три года

В фильме "Неисправимый лгун" вы снимались с недавно ушедшим от нас Георгием Вициным. Говорят, он умер в нищете…

Это очень печально. После смерти моего отца, отработавшего 20 лет на французских шахтах, профсоюз до 18 лет выплачивал мне пенсию. И маме до нового замужества. Это капиталисты! А в нашей гуманной стране… Да что там говорить! На съемках "Неисправимого лгуна " я восторгалась Вициным . Ему было уже под 60. А он между дублями стоял на голове. Вообще это мой самый любимый фильм. Потом уже Дорман пригласил меня в "Судьбу резидента ". - Вообще-то "Судьба резидента" была снята на три года раньше… - Дядя! Что Вы свистите на букву пэ?! Платьишко, в котором я снималась в "Неисправимом лгуне", - 1965 года. Я тогда была со Сличенко на гастролях в Париже. И там мне подарили это платье "от Нади Рикки". В 1969 году я снова ездила в Париж. И прямо оттуда меня вызвали в Лейпциг, где снималась "Судьба резидента" Узнав о том, что там должна быть постельная сцена, я была шокирована "Ну, вы будете в одежде", - попытался успокоить меня Дорман. А мой партнер Андрей Вертоградов положил на меня глаз. "Ну, вы же меня соблазнили, - говорил он. - Я должен это показать". Но я твердо сказала: "Нет". Поначалу даже не хотела целоваться, но все же себя пересилила.

Потом меня стали приглашать на роли шпионок-разведчиц. А я мечтала о драматической роли. Вот был такой фильм "Анна и Командор ". Там снялась в главной роли Алиса Фрейндлих . А могла бы сняться я. Но Сан Саныч Броневицкий очень ревностно относился ко всем моим съемкам. И когда мы с ним уже разошлись, я нашла среди его бумаг спрятанный далеко на антресолях сценарий "Анна и Командор" с надписью "Хотели бы снять кинопробу". А он мне его даже не показал. Представляете, как было обидно! - Почему вы расстались с Броневицким? - Это была "вынужденная посадка". Жить и работать с ним стало невыносимо. Он был патологически ревнивым человеком. Если я пела песни Пожлакова или Морозова , молодых тогда авторов, это был скандал. "Надо петь только знаменитых - Фельцмана, Фрадкина, Флярковского ! - требовал он. Потом интриганы-сплетники ему наушничали, будто бы я хочу его подмять под себя, чтобы "Дружба" стала моим антуражем. Действительно, я всегда говорила Сан Санычу, что афиша должна гласить: "Броневицкий, Пьеха и ансамбль "Дружба". А она гласила: "Ансамбль "Дружба", художественный руководитель Броневицкий и - мельче всех - солистка Пьеха". Я, конечно, очень страдала из-за этого. Ведь ходили-то на меня! И если я болела, сдавали билеты. А тут еще так совпало, что за мной стал ухаживать симпатичный молодой человек, моложе меня на семь лет. У нас получился такой красивый романчик, который я скрывала три года. А потом подумала: "Почему я должна на них "пахать"? И ушла. И уже через три месяца я начала выступать сольно. Все считали, что я пропаду, уйдя от Броневицкого. Но, когда был концерт в честь 25-летия моей творческой деятельности, он сам признал мою победу, назвав меня "семижильной". Я пригласила его вместе с супругой - новой солисткой "Дружбы" Романовской . Она очень ревностно относилась к моему успеху. "Твоя Пьеха под фонограмму поет", - шептала Романовская Броневицкому весь концерт. "Да замолчи ты! - не выдержал в конце концов Сан Саныч. - Она уже дважды ошиблась". Потом Романовская пришла ко мне в гримерную и спросила: "Почему я не могу быть такой же Пьехой, как вы?" - "Потому что вы опоздали, - ответила я. - Мой приход на эстраду совпал с моим временем, и я оказалась нужной. А Вы такая, как многие". Ей это ужасно не понравилось. В результате она погубила Сан Саныча. Он умер преждевременно. Мне было его так жалко! Я даже себя начала винить, что ушла от него.

- А куда же делся молодой человек, который за вами ухаживал? - Увы, с ним семейного счастья не получилось. Я его содержала. Помогла ему заочно закончить экономический факультет в театральном институте. Но он был списанным спортсменом. Бывшим чемпионом Хабаровского края по бегу на средние дистанции. А спортсмены очень тяжело переживают, что они уже не нужны. И он потихоньку пил. Шесть лет скрывал это от меня. А на седьмом году я узнала, что он еще и любовницу заимел. - И кого же он вам предпочел? - Ну как предпочел… Мужикам лишь бы поразвлекаться. Она тоже была артисткой, но не певицей, а балериной. Он сошелся с ней во время Дней ленинградской культуры в Кемерово - подруга тоже оказалась любительницей "зеленого змия". Я шпарила по три концерта в день. Вечером приходила, и мне каждый раз говорили, что муж с ней в сауне. Так он и допарился! Я показала ему на дверь. На разводе он сказал мне: "Как мы могли жить, когда я сел тебе на шею и болтал ногами, а ты не возражала?!" Самокритичный честный парень!

Илону Броневицкую разорила "Властилина"

Что-то в последнее время на экране не видно вашей дочери Илоны…

У нее просто нет денег, чтобы сниматься. И даже от передачи, которую она вела, пришлось отказаться, так как за показ нужно было платить. Но у нее теперь есть другая передача в Нижнем Новгороде. И еще она очень много концертирует по стране. Вот недавно я помогла ей выпустить первый компакт-диск.

- Ваши внуки не собираются продолжить семейную династию? - Мой внук Стасик учился в дирижерско-хоровом училище имени Глинки при Ленинградской капелле. Проучился 4 или 5 классов и сказал: "Не хочу музыкой заниматься! Его определили в обычную школу. А сейчас он вновь тяготеет к музыке и к пению. Недавно у меня умер от рака очень талантливый музыкант и певец. В ансамбле оголилось место. И теперь Стасик поет в моих концертах. Также он стоит у меня за клавишными. Правда, основную работу делает другой клавишник, а он просто немножко изображает. - Ваши внуки, дочь, муж живут в столице. У вас не возникала мысль переехать из Питера в Москву? - Мне много раз предлагали. Еще в советское время всему ансамблю давали квартиры в Москве. Но я не хотела. Мне здесь проще было жить. Я же провинциалка, привыкла, что на улице все здороваются. А сейчас я и подавно не хочу переезжать. Что я буду делать в Москве? Начинать с нуля? У меня нет ни импресарио, ни администратора. Мой гонорар не позволяет их содержать. Я могу только подпитывать то, чего я достигла, и стараться не растерять тех, кто меня еще любит. - Между прочим, уже поползли слухи о ваших неладах с мужем. - Да, писали, что мы разводимся. Видимо, людям так хочется. На самом деле мы просто редко видимся. У нас такой романтический телефонный роман. Мужу предлагали переехать в Ленинград ректором Смольного университета. Но я сказала: "Не надо, Володя! В Москве у тебя бурлит жизнь в твоей администрации президента. А здесь ты умрешь. И я буду с тобой тихо умирать". Я читала, что на Западе приняты браки между людьми, живущими в разных городах. Как ни странно, они крепче. Люди не надоедают друг другу. - А как же ваша дочь оказалась в Москве? - Она так не смогла. И в итоге переехала к любимому человеку. Я ей всегда говорила: "Будет мальчик, который тебе понравится, - приводи его домой. Не надо где-то по парадным шляться". И, еще учась в институте, она привела будущего отца Стасика - литовца по национальности. В 1980 году они поженились. Я их сразу отделила от себя. Купила им за 60 тысяч 3-комнатную кооперативную квартиру. Но прожили они очень мало. Он был на 10 лет ее старше, и, по-видимому, они были несовместимы. Второй муж Илоны был уже музыкантом. Звали его Юра . От него у Илоны родилась дочь Эрика . Прожили они с Юрой 10 лет. Но он был очень взрывной. И Илона вместе с ним заводилась. А потом она познакомилась в круизе с Женей , музыкальным руководителем Светы Лазаревой . Он без прописки жил в Москве. И Илона перекатила к нему. Сначала они снимали комнатку - я им много помогала. Потом, чтобы получить прописку, Женя заключил фиктивный брак. Оформился дворником ради служебной жилплощади. Слава богу, сейчас у них все наладилось. Они получили 4-комнатную квартиру в доме под снос, строят собственный дом около МКАД. Наконец-то, Илона нашла своего рыцаря. Она очень хотела бы родить от Жени. Но некому подкинуть ребенка. Мама Жени недавно умерла от рака. А из меня какая воспитательница?! Я бы изуродовала ей внука.

Подождите! Вот вы говорите об их проблемах с жильем. А куда же Илона дела 3-комнатную квартиру в Питере, которую вы ей купили? - Она ее продала за кругленькую сумму в долларах. И положила по подсказке не очень дальновидных людей во "Властилину ". Я была против. В результате фирма обанкротилась, и Илона фактически оказалась на улице.

Родился 30 июня 1945 года в семье военнослужащего. Старший брат Евгения Александр Броневицкий не пошел по стопам отца и стал музыкантом. Он-то впоследствии и оказал влияние на выбор младшего брата. После школы Евгений поступил в Военно-механический институт, через полгода перешел в Гидрометеорологический институт. Проучившись три года, в 1966 году сбежал к Анатолию Васильеву в "Поющие гитары". После ухода из "ПГ" в течение 10 лет работал у А.А. Броневицкого в ансамбле "Дружба". С середины 80х за короткое время сменил 5 коллективов, в т.ч. такие группы как "Магистр" и "Форвард". В конце 1989 года Эдита Пьеха пригласила Евгения в свой коллектив, где он и проработал до 1998 года. Евгений - настоящий "старожил" "Поющих Гитар", он один из основателей ансамбля, он единственный, кто в коллективе в буквальном смысле с первого до последнего дня, он спел и записал одни из самых известных песен "ПГ" - "Сумерки" и "Нет тебя прекрасней", ему принадлежат аранжировки многих хитов ансамбля. В настоящее время Евгений - признанный лидер коллектива, музыкальный руководитель "Поющих Гитар".


Эдита Станиславовна:

"Его на эстраде сравнивают с Товстоноговым в театре: оба создавали театр личностей, индивидуальностей. Александр Броневицкий создал новый жанр - театр песни, где каждый участник был солистом со своим амплуа. Сан Саныч открыл не только меня, благодаря ему на сцене появились многие таланты, их можно долго перечислять.

Артист - непростая профессия, основанная на культуре, воспитании, уважении публики и бесконечной работе над собой, своими ошибками. Он был строгим, но точно знал, чего хочет. Замечания делал всегда коротко: "Плохо" или "Хорошо". Ничего не проходило мимо него, - все видел и слышал. Я - детище Александра Александровича Броневицкого, он открыл меня, я всем обязана ему. Он, словно Пигмалион, вылепил меня, свою Галатею...

Мы познакомились в 1955 году. В первые же дни после поступления в университет я записалась в хор польского землячества при университете. А руководил этим хором студент Ленинградской консерватории Александр Броневицкий. Он сразу обратил на меня внимание, т.к. я опоздала на первую же репетицию - проспала. Накануне допоздна занималась в библиотеке. Влетела в зал вся заспанная, в деревенских войлочных тапках, волосы собраны в пучок, лицо даже не успела умыть, не то что накрасить. Первое, что подумал Броневицкий, как потом выяснилось, - девушка всю ночь с кем-то гуляла. Спустя какое-то время на одной из репетиций он попросил меня спеть что-нибудь соло. Я напела ему польские песни, которые знала, и его отношение ко мне изменилось.

Он пригласил меня в ансамбль при консерватории. Это был студенческий ансамбль "Липка", в котором пели дирижеры-хоровики. Так, в новогоднюю ночь с 1955-го на 1956 год я вышла на сцену консерватории и спела «Червонный автобус». И четыре раза бисировала в эту сказочную карнавальную ночь! Это был фурор, которого Броневицкий не ожидал. На другой день весь Ленинград говорил, что появилась какая-то Пьеха, которая поет басом. И пошло! Став солисткой ансамбля, я предложила дать ему название «Дружба». Нас показывали во всех кинохрониках. У нас было множество концертов на студенческих вечерах. Но я еще не понимала, что ждет меня впереди.

Броневицкий начал за мной ухаживать сразу же после знакомства. Он очень своеобразно ухаживал, никогда не назначал мне свиданий. Мы пересекались на репетициях хора, на выступлениях, а потом куда-то шли вместе - в театры, музеи, просто болтали, гуляя по городу. Сам он не пропускал концерта ни одного зарубежного гастролера, ни одной новой выставки, театральной премьеры и всюду водил меня с собой. В ту пору, например, большой редкостью были фестивали итальянских и французских фильмов. И он приезжал ко мне чуть ли не на рассвете, до начала занятий в университете, уже купив билеты: "Собирайся! Лекции сегодня пропускаем! Надо знать, что в мире происходит".

И как было не влюбиться?! Я всему училась у него. Подобного человека в жизни не встречала: композитор, дирижер, пианист, окончил два факультета консерватории . Да еще и балагур, озорник, весельчак, всегда острил... Был наделен множеством талантов, делал великолепные шаржи, видел в каждом человеке типаж. Он был очень красив, правда ниже меня ростом. Но это неважно, Наполеон тоже был невысоким.

В идно так звезды сошлись: Советский Союз Ленинград - Сан Саныч я .

Ансамбль «Дружба» сначала приняли с восторгом – все, что мы делали, было новым, неожиданным, это было как атака. Пока выступали как самодеятельные артисты - все шло гладко. Но стоило нам начать выступать от "Ленэстрады", как посыпалась критика. Слово "джаз" считалось тогда чуть ли не ругательным, и статьи о нас пестрели фразами такого рода: "Эту кабацкую певицу надо хорошенько выстирать по самое декольте", "Это - подражание буржуазному джазу", "Нам не нужны микрофонные шептуны". Тут и чиновники от культуры опомнились, начали нас ругать и в 59-м вовсе дисквалифицировали.

Только через два года появились первые выступления в прессе, где серьезные музыканты и музыковеды доказывали, что наше творчество - это новое молодежное направление в музыке. Но это было после. А тогда, в 1957 году, мы были первым вокально-инструментальным ансамблем. П осле "Дружбы" в р азных республиках стали появляться ансамбли, подобные детищу Броневицкого: "Червона рута" на Украине, "Ялла" в Узбекистане, "Орэра" в Грузии, "Песняры" в Белоруссии. Учиться нам было не у кого. Все находили и придумывали сами.

Много испытаний выпало на долю Александра Броневицкого как руководителя ансамбля. Он был уникальным музыкантом, не как все, он опередил время. То, что он прорубал окно в европейскую эстраду, этого никто не дооценивал. В Польше, когда у нас были первые гастроли, писали: «Это новая страница на советской эстраде после Леонида Утесова и Клавдии Шульженко». Со стороны виднее. А тут, в Советском Союзе, это считалось чуть ли не преступлением. Сейчас никому и в голову в не придет, что когда-то детище Броневицкого, "Дружбу", обвиняли в пропаганде буржуазной идеологии, а меня называли кабацкой, джазовой певицей, хотя я никогда не пела в ресторанах.

С Сан Санычем у нас был великолепный, крепкий, настоящий творческий союз, а мне хотелось большего. Это теперь я понимаю, что редко кто из артисток счастлив в личной жизни. Вся наша жизнь была – «Работа, песни, города, и только так, и не иначе…» Личные взаимоотношения с Сан Санычем, с которым мы прошли по жизни двадцать лет, дали трещину. Отношения переросли в желание расстаться.

Когда мы разошлись с Сан Санычем, я еще не так хорошо понимала, кем он был для дочки и для меня.

К сожалению, его кончина была очень печальной. Это случилось на гастролях в Нальчике. Он был один в гостиничном номере, лег спать. Видимо, ночью ему стало плохо, - были проблемы с сосудами, а утром его нашли мертвым у дверей, с телефонной трубкой в руке.

После его смерти наши с ним отношения показались мне слишком малозначительным фактом по сравнению с тем, как он был талантлив. Его всегда ругали за талант и творческий авангардизм. Только теперь я понимаю, почему ему приходилось надевать маску резкого, жесткого человека. В первую годовщину его смерти не без моей помощи состоялся вечер памяти композитора Александра Броневицкого. Мне звонили и говорили: «Ты что – с ума сошла? Он же не был членом Союза композиторов!» И я отвечала: «Это он для вас не был, а для меня и народа – был!» Зрители в зале плакали. Это было в Ленинграде, в «Октябрьском», 13 апреля 1989 года".

Александр Калле

Как его величали музыканты – «Эстрадный Моцарт»! На сцене и за сценой говорили уважительно - Сан Саныч.
Сан Саныч Броневицкий был гениальным музыкальным и художественным руководителем вокально - инструментального ансамбля «Дружба» и мужем Эдиты Станиславовны Пьехи.
У Эдиты Станиславовны позже были и другие браки, другие увлечения, но это была уже другая жизнь, другая история и другой жизненный этап, предъявляющий к человеку другие требования и ставящий перед ним другие задачи.
Тот, первый, этап становления Великой Артистки и подъём уникального художественного коллектива - ансамбля «Дружба» - на Олимп Почёта остаётся неповторимой историей зарождения большой любви двух творческих личностей и порождения необыкновенной по своей энергетической эмиссии деятельности на советской сцене.
В первую очередь, Александр Александрович Броневицкий прославился как выдающийся композитор.
Здесь короткий список его произведений, которые я знаю: "Великаны и гномы" (Л.Дербенёв), "Вероника" (И.Резник), "Воскресная прогулка" (С.Фогельсон), "До новых встреч" (И.Резник), "Дорога" (В.Сергеев), "Здравствуй, Рига" (С.Фогельсон), "Край березовый" (И.Резник), "Мама" (О.Милявский), "Мне казалось" (С.Фогельсон), "Невские моржи" (С.Фогельсон), "Облака" (Р.Рождественский), "Ой, не судите опрометчиво" (Р.Цомук), "Песня летчиков" (С.Фогельсон, Л.Шишко), "Про любовь" (Р.Цомук), "Прощай" (Л.Палей), "Туристы" (С.Фогельсон), "Это здорово" (И.Шаферан), "Это значит любовь" (Л.Ошанин).
А также "Башни Ленинграда" (Т.Калинина), "Без пяти пять", "Здравствуй, Югославия", "Ночной Белград", "Над Невой и Эльбой весна", "Песня лётчиков", "Седые капитаны", "Туристы" (С.Фогельсон), "Будут гореть закаты" (Л. Ошанин), "Земля на всех одна", "Откровение" ("Откровенные ребята") (Р. Рождественский), "Берегите нежность" ("Девчонки-девочки"), "Дымок над горизонтом" (И. Резник), "Сердце Шопена" (В. Беккер), "Блистающий мир", "Верю" ("Я верю"), "Солнце, босанова и весна" (А. Аникин), "В минуты музыки" ("На звуки музыки"), "Рожденная музыкой фея", "Весёлый зоосад", "Дамское танго", "Ищу тебя" (Н. Денисов)

С другой стороны, Александр Александрович был большим талантом в области аранжировки. Созданное им незабываемое эпическое полотно (совместно с Э.С. Пьехой) - «Огромное небо» (музыка Оскара Фельцмана, слова Роберта Рождественского) останется ярким примером слияния приёмов классической музыки и эстрадной динамики. Если кто не помнит этого произведения, рекомендую послушать. Эта вещь сравнима по значению и общественному резонансу с песней Майкла Джексона «Earth Song», - тот же накал, такая же энергия. Другое время, понятно, и другая страна, но передаваемый песней мэссидж (послание) и возбуждаемые ею чувства очень похожи. Это пример большой творческой удачи, прославивший, как аранжировщика и руководителя коллектива, Александра Александровича Броневицкого, так и катапультировавший ансамбль "Дружба" - на уровень Кремлёвского Дворца Съездов. Сан Саныч был признанный мастер, заслуживший все возможные похвалы. Если бы он не смог создать, кроме этой аранжировки, ничего сравнимого, и то бы он остался в памяти народной. Но Броневицкий является создателем и других выдающихся аранжировок.

Кстати об аранжировках и интерпретациях. Одним из шедевров, созданных Эдитой Пьехой совместно с Александром Броневицким, является баллада "Город детства" (муз. Терри Гилкисон и Изи Ридерс, вещь 1958 года, слова Роберта Рождественского). Здесь получилось самостоятельное произведение с новым звучанием и новым смыслом. Благодаря особенной интерпретации, достигнутой Эдитой Пьехой, которую можно было бы описать как Достоверность, Искренность, Правдивость, и деликатного взвешенного аккомпанимента музыкального ансамбля, создан подлинный шедевр. Здесь особенно хорошо улавливается тонкий музыкальный слух руководителя ансамбля и отличное поэтическое чутьё исполнительницы.

Говоря без прикрас, Россия потеряла в лице Александра Александровича Броневицкого одного из выдающихся своих сынов, композитора, волшебного соловья, способного дать миру революционные произведения, имеющих Моцартианское изящество и Бетховенскую страстность. Жизненная трагедия, достойная не моего пера, а поистине Шекспировского таланта, разрушила и убила этого замечательного человека. Любовь и Ревность – вот те два элемента, которые сыграли в его жизни решающую роль. Мне пришлось наблюдать со стороны происходящую трагедию.

А.А. Броневицкий впервые вышел на эстрадные подмостки в новогодний вечер 1955 года. Вместе с другими студентами Ленинградской консерватории он готовил студенческий капустник. Ему пришла идея сделать аранжировку детской песенки «В лесу родилась ёлочка» в оригинальной манере: ритм–блюз с разложением партий на 8 голосов. Работа его понравилась публике и вскоре возникла вокально-инструментальная группа «Липка». Сам А.А. Броневицкий играл на рояле и дирижировал ансамблем. Вскоре в группе появилась студентка Ленинградского университета, приехавшая на учёбу из Польши – это была будущая Народная артистка России Эдита Пьеха. Так родился ансамбль «Дружба».

На Международном фестивале молодёжи и студентов в Москве «Дружба» стала лауреатом. Быстрое развитие качества нового музыкального коллектива и вместе с ним развитие личной карьеры А.А. Броневицкого приняло стремительный темп. А.А. Броневицкий, однако, оставался всё таким же скромным и самодостаточным человеком. Внешние почести не играли, очевидно, для него никакой роли. Он знал себе цену, но был лишён тщеславия и суеты. До конца работы в ансамбле «Дружба» на афишах стояло мелкими буквами «руководитель ансамбля - Александр Броневицкий». В отличие от многих деятелей «Ленконцерта», стремившихся раздуть себе реноме, Сан Саныч был в постоянном поиске абсолюта. Я наблюдал его в действии и следил за ним с большим интересом. Для меня он был Алхимиком в поисках Философского Камня. Его стремление к совершенству было маниакальным. Искусство было для него абсолютной ценностью, и к работе на сцене он подходил, как к ответственной военной операции. Всё должно было быть – «без сучка и задоринки». Темп представления, характер и тональность номеров, чёткая работа артистов, качество звучания, безупречность костюмов - всё это должно было отвечать какому–то особому эталону, существовавшему в голове у Сан Саныча.

Что брал он за идеал? Для меня это и сегодня загадка. Когда сегодня я вижу ирландскую танцевальную группу «Риверданс» или представление цирка «Дю Солей», то непременно вспоминаю Сан Саныча. Он родился не в то время. Сейчас бы он создал супер-шоу международного класса и работал бы попеременно в Лас-Вегасе и Театре «Олимпия» в Париже. Я не сомневаюсь в этом.

Однако вернёмся к Шекспиру. Любовь и Ревность. Сжигающая Сан Саныча энергия, не находящая своего воплощения в рамках работы, в рамках выбранного жанра, требовала перемен. Философский Камень был всё ещё не найден. Хороших советчиков вокруг него не было. Два придворных: Вильдавский и Буданицкий, которых он очень любил и прислушивался, ничего путного Сан Санычу насоветовать не смогли. Первый, в конце концов, бросил барабаны и стал теперь успешным банкиром в Москве, второй эмигрировал в США и счастливо умер в Нью-Йорке. Одним словом, Сан Саныч стал где-то в году 1976-ом "психовать". Он чувствовал сильное желание сломать устоявшиеся рамки, но был «дитя своей страны, эпохи и Ленконцерта». Своё внутреннее жжение и недовольство он обратил на ближайшего ему человека – Эдиту Станиславовну Пьеху. С одной стороны, он стал беспредметно придираться к ней в творческом плане, с другой - как сумасшедший, ревновать. Слава Пожлаков был в представлениях Сан Саныча тем монстром, который коварно покушается на его собственность. Сцены ревности стали, в конце концов, невыносимы и брак распался. Эдита Станиславовна ушла, и совсем к другому. Я знал этого парня. Красивый, рослый, бывший офицер КГБ. Лучше бы был, по моему мнению, Пожлаков. Но не нам выбирать. Любовь зла...

Ещё до формального распада ансамбля «Дружба», Сан Саныч начал искать «альтернативу» и взял в коллектив Александра Троицкого. Этого симпатичного молодого парня Сан Саныч увидел в Ташкенте и привёз его в Ленинград. Вначале он возлагал на него большие надежды и готовил ему сольную карьеру. Хорошо эта затея не кончилась. В 1981 году Троицкий женился на певице-гречанке и эмигрировал в Грецию.

После ухода Эдиты Пьехи из ансамбля "Дружба" и потери важного ядра - ушла часть певцов и музыкантов, - А.А. Броневицкий попытался восстановить коллектив, набрав новых людей и подыскав себе новую певицу, артистку Ленинградского Театра музкомедии Ирину Романовскую. Привела её в ансамбль жена музыканта А.Чижевского. Обе они вначале пели в группе, так как нужны были сопрано. В дальнейшем А.А. Броневицкий и И.Б. Романовская поженились. Сан Саныч попробовал сделать из этой молодой певицы новую Пьеху и использовал для неё репертуар, который обычно исполняла Эдита Станиславовна. Из этой затеи не получилось ничего хорошего. В памяти публики прочно закрепился образ Эдиты Пьехи с теми песнями, которые она исполняла на эстраде. Кто-то другой с тем же репертуаром казался грубой подделкой. Кроме того, певица имела опереточный голос. Сан Саныч писал новые песни: "Тюльпаны байконурской стороны", "Корабли", "Танго о Сочи" и "А любовь остается жить". Однако, вдохновения не было. Не было того человека, ради которого стоило жить и творить. Муза ушла.

Как говорили знающие люди, новый брак Сан Саныча не был удачным. Разница в 20 лет - это серьёзное препятствие. Разное понимание и отношение к жизни. Но не нам об этом судить.

Во время гастролей в Нальчике Сан Санычу стало плохо – ночью произошёл инсульт. Помочь было некому, так как жена его ушла в гости в другой номер, заперла Сан Саныча при этом на ключ. Броневицкого нашли утром, на полу, с телефонной трубкой в руках.

Заключение:

Александр Александрович Броневицкий произвёл революционное изменение в советской эстраде, пробив брешь в стене запретов и ограничений, царивших в то время. Он создал первый вокально-инструментальный ансамбль в стране, и этот ансамбль работал по западному образцу. Ансамбль «Дружба» подвергался массированной травле, не раз его пытались закрыть. Благодаря менеджерским качествам Сан Саныча и его выдающемуся музыкальному таланту, ансамбль «Дружба» процветал. Самая большая заслуга Броневицкого перед зрителями и последующими поколениями слушателей - это то, что он открыл и сформировал Великую Певицу – Эдиту Станиславовну Пьеху.

В настоящее время существует некая группа бывших музыкантов, работавших с А.А. Броневицким. Эта группа называет себя ансамблем «Дружба» и заявляет, что они художественные наследники и продолжатели А.А. Броневицкого. Моё личное мнение: дело это, как таковое, безусловно, хорошее и служит популяризации наследия Сан Саныча, однако, название «Дружба» при этом, конечно же, неуместное, - корректно было бы «Дружба-Реконструкт» или «Новая Дружба».
«Дружба» Сан Саныча Броневицкого распалась с его смертью 13 апреля 1988 г.

Была в своё время группа «АББА», все её знали. Группа распалась. Теперь есть, по крайней мере, десяток групп в мире, исполняющих их репертуар, одевающихся и гримирующихся под Бьёрна, Фриду и Агнетту. Однако, все они называются «АББА теперь», или «АББА новая» и т.д. По-другому в цивилизованных странах просто не бывает. Есть, в конце концов, и фестивали Элвиса, где собираются сотни Элвисов Пресли из разных стран мира. Но никто не ожидает, что живой, всамделишний Элвис вдруг выбежит на эстраду.

Композитор, дирижер, создатель и руководитель знаменитого в 50-70-х годах ХХ века эстрадного ансамбля "Дружба". Автор песен: "Великаны и гномы" (стихи Л. Дербенёва), "Вероника", "До новых встреч", "Край берёзовый" (стихи И. Резника), "Воскресная прогулка", "Невские моржи" (стихи С. Фогельсона), "Мама" (стихи О. Милявского), "Облака" (стихи Р. Рождественского), "Это здорово" (стихи И. Шаферана), "Это значит любовь" (стихи Л. Ошанина) и др. А. Броневицкий был первым мужем певицы Эдиты Пьехи, которая долгие годы пела в его ансамбле.
Скончался А.А. Броневицкий 13 апреля 1988 года, похоронен в Санкт-Петербурге на Кладбище памяти жертв 9-го января. На это кладбище существует несколько входов. Если идти по проспекту Александровской Фермы от Софийской улицы в сторону станции "Обухово", то нужно войти в первую же калитку (ориентир - мемориал жертвам авиакатастрофы 2006 г.). Отсчитайте от входа 10 поперечных рядов, сверните у могилы с надписью "Свердловы". Могила А. Броневицкого в 4 ряду.
Описание пути к могиле прислал Дмитрий Бартенев.

В 1955 году Александр Броневицкий создал самодеятельный вокальный ансамбль, участниками стали студенты, в основном будущие дирижеры, приехавшие учиться из стран Восточной Европы. Интернациональный состав подсказал название - Дружба (это название предложила Эдита Пьеха). Увлекшись идеей аккордового звучания знакомых мелодий, его участники аранжировали популярные чешские, болгарские и другие песни, исполняли их в сопровождении ритм-группы (фортепиано, ударные, контрабас). К восьми солистам в том же 1955 добавилась солистка - студентка Ленинградского университета Эдита Пьеха, исполнявшая французские и польские песни.

В 1958 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции (ранее - по классу хорового дирижирования).

После окончания учёбы ансамбль «Дружба» распался - выпускники консерватории разъехались в свои страны и на места работы. Броневицкому понадобился год, чтоб обновить состав.

В 1964 году ансамбль был запрещен, и после небольшого перерыва обновляется в третий раз, новые участники были собраны со всего СССР.

До июля 1976 года солисткой ансамбля была Эдита Пьеха.

А. Броневицкий скоропостижно скончался на гастролях ансамбля «Дружба» в ночь на 14 апреля 1988 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Кладбище Памяти жертв 9-го января.

Эдита утверждает, что умер он от сердечного приступа, когда его вторая жена закрыла его в гостиничном номере на ключ.

После смерти А. А. Броневицкого ансамбль «Дружба» прекратил своё существование.

Семья

Отец - Александр Семёнович Броневицкий (Бороневицкий), военный моряк, капитан второго ранга. Наполовину белорус, наполовину поляк.
Мать - Эрика Карловна Броневицкая, певица, выступала в Ленинградской капелле. Родом из Латвии. Наполовину латышка, наполовину немка.
Дядя - Пётр Семёнович Броневицкий, генерал-майор береговой службы, начальник Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе.
Первая жена - Эдита Пьеха, в браке состояли с 1956 по 1976 годы.
Дочь - Илона Броневицкая (род. 17 февраля 1961 года) - артистка и конферансье, телеведущая.
Внук - Стас Пьеха (род. 13 августа 1981 года, до 7 лет носил фамилию Герулис) - певец и поэт. В 2013 году Стас женился на фотомодели и диджее Наталии Горчаковой.
Внучка - Эрика Быстрова (род. 20 мая 1986 года) - окончила МАРХИ, дизайнер.
Правнук - Пётр Пьеха (род. 2014).
Правнучка - Василиса (род. 2 октября 2013).
Вторая жена - Ирина Романовская (род. 1951), артистка Ленинградского Театра музыкальной комедии, солистка ленинградского ансамбля «Дружба», в браке с 1977 по 1988 годы.
Брат - Евгений Броневицкий (ВИА «Поющие Гитары»).

Дискография

Вокальный молодёжный ансамбль «Дружба» (1963)
Ансамбль «Дружба» (1964)
Эдита Пьеха И Ансамбль «Дружба» (гибкая пластинка, 1971)
Эдита Пьеха И Ансамбль «Дружба» (1972)
Ансамбль «Дружба» (гибкая пластинка, 1974)
Эдита Пьеха И Ансамбль «Дружба» (гибкая пластинка, 1974)
Эдита Пьеха в сопровождении Ансамбля «Дружба» (1974)
«Верь мне, только верь…»
Ирина Романовская и Феликс Кудашев - Песни Александра Броневицкого (1987; С60-26575)
Эдита Пьеха «Это значит любовь» - Песни Александра Броневицкого (2011; «Бомба Мьюзик»; CD)