Актуальные публикации. Защитный курс: зачем Серебренников рассказал об обналичивании денег

Он являлся организатором хищения около 70 млн руб. бюджетных средств, выделенных в 2011–2014 годах Минкультом на реализацию проекта «Платформа». Свою причастность к хищениям господин Серебренников, за которого снова вступились деятели искусства и культуры, отрицает, утверждая, как и во время первых допросов, что он отвечал лишь за художественную часть проекта, а финансами занимались трое его уже арестованных коллег по АНО «Седьмая студия».

Кирилла Серебренникова задержали во вторник утром в одной из гостиниц Санкт-Петербурга - он остановился в ней, приехав на съемки фильма «Лето», рассказывающего о Викторе Цое.

Привлекать для этого спецназ следствие не стало, очевидно вспомнив нелестный отзыв президента Путина о спецоперации, проведенной в мае для обыска «Гоголь-центра» по тому же делу.

Затем сотрудники ФСБ, осуществляющие оперативное сопровождение расследования о хищениях бюджетных средств, выделенных на проект «Платформа», сопроводили режиссера в аэропорт, откуда он под охранной был доставлен в Москву. Уже около полудня он оказался в кабинете следователя главного управления по расследованию особо важных дел СКР в Техническом переулке. Однако начать следственные действия с господином Серебренниковым не получилось - его адвокат по соглашению Дмитрий Харитонов находился в командировке во Владимире, а от услуг предложенного следствием защитника по назначению режиссер отказался. Пока ждали господина Харитонова, запретившего своему подзащитному давать без него какие-либо показания, участники расследования и режиссер смотрели телевизор и обсуждали новости, не связанные с его уголовным преследованием.

Обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК (хищение в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору), режиссеру начали предъявлять около трех часов дня, когда адвокат Харитонов добрался до центрального офиса СКР.

В 2011 году господин Серебренников придумал и разработал проект по развитию и популяризации современного искусства «Платформа», на реализацию и финансирование которого в 2011–2014 годах Минкультом было выделено более 214 млн руб. из федерального бюджета, говорилось в постановлении следователя. Для реализации проекта господином Серебренниковым была создана АНО «Седьмая студия». К ее работе режиссер привлек своих знакомых Юрия Итина, ставшего гендиректором АНО (сейчас директор Ярославского театра драмы имени Федора Волкова), экс-директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского и Екатерину Воронову ставших генеральными продюсерами нового проекта, а также Нину Масляеву, которая возглавила бухгалтерию «Студии». Сам господин Серебренников стал художественным руководителем АНО.

Юрий Итин
Как полагает следствие, сообщила официальный представитель СКР Светлана Петренко, выполняя указания господ Серебренникова и Итина, другие фигуранты расследования ежегодно разрабатывали планы мероприятий в рамках проекта «Платформа», «содержавшие заведомо недостоверные завышенные сведения об их количестве и стоимости». Затем они представляли их в Минкульт в качестве обоснования суммы требуемого бюджетного финансирования. В дальнейшем они же изготавливали и представляли в министерство финансовые и творческие отчеты, свидетельствующие о том, что полученные АНО «Седьмая студия» субсидии израсходованы в полном объеме на ранее предусмотренные мероприятия.

Кроме того, считает следствие, по поручению господина Серебренникова сотрудники АНО заключали фиктивные договоры с подконтрольными юридическими лицами и частными предпринимателями, якобы выполнявшими работы в рамках проектов. Перечисленные по этим договорам средства обналичивались и распределялись господином Серебренниковым между остальными предполагаемыми участниками хищений. Таким образом, по подсчетам СКР, было похищено 68 млн руб.

Обвинение, отметим, было построено на показаниях Нины Масляевой, решившей сотрудничать со следствием. После того как пожилой женщине пообещали организовать перевод под домашний арест и минимальный срок при рассмотрении дела в особом порядке, она рассказала, что организаторами хищений выступали господа Серебренников и Итин, а все остальные предполагаемые участники преступной группы лишь выполняли их указания. По указанию тех же господ Серебренникова и Итина, как отметила госпожа Масляева, она вносила в финансовую отчетность ложные сведения, чтобы скрыть хищения. Тем не менее бывший бухгалтер, не отказавшаяся от своих показаний, по-прежнему содержится в СИЗО. Под стражей находится и Алексей Малобродский. Юрий Итин по ходатайству следствия был определен судом под домашний арест. Еще один фигурант расследования Екатерина Воронова, ставшая после ухода господина Малобродского генпродюсером АНО, объявлена в розыск.

["Интерфакс", 22.08.2017, "Кирилла Серебренникова задержали по подозрению в мошенничестве" : Ранее А.Малобродскому вменялось только хищение более 2,3 млн рублей при постановке спектакля "Сон в летнюю ночь", который, как считает следствие, в итоге поставлен не был. Адвокаты фигуранта, в свою очередь, заявляют, что существование спектакля является общеизвестным фактом. Итину и Масляевой инкриминировалось хищение 1,286 млн рублей при закупке реквизита для организации театрального фестиваля. - Врезка К.ру]

Дмитрий Харитонов после окончания следственных действий сообщил, что его клиент не признает свою вину, отрицая причастность к хищениям. Ранее, как стало известно “Ъ”, господин Серебренников пояснил следователям, что не он, а господа Итин, Малобродский, Воронова и бухгалтер Нина Леонидовна (режиссер не смог даже вспомнить ее фамилию) принимали все финансово-хозяйственные решения в АНО и контактировали с представителями Минкульта. Кроме них в штате организации работало около ста сотрудников - продюсеры, технические директора, менеджеры, операторы и режиссеры. Для реализации отдельных проектов приглашались художники и творческие коллективы, однако все они занимались исключительно художественными либо техническими вопросами. По словам господина Серебренникова, даже он, как худрук «Студии», к деньгам отношения не имел, не готовил финансовую отчетность и не контролировал расходы. «Я вообще в этом плохо разбираюсь»,- отметил фигурант дела.

Давая показания, господин Серебренников подчеркивал, что график проводимых художественных мероприятий был очень плотным, а между отдельными проектами в рамках «Платформы» шла жесткая конкурентная борьба за финансирование. Поэтому, с его точки зрения, совершить какие-либо финансовые махинации в таких условиях было довольно сложно.

Ночь после задержания Кирилл Серебренников провел в ИВС, а к 12 часам его планируют доставить в Басманный суд, который рассмотрит ходатайство СКР об избрании ему меры пресечения. В окружении режиссера рассчитывают, что это будет домашний арест. Защита обвиняемого, в свою очередь, готова предложить за его освобождение залог, сумму которого определит сам суд, а также поручительства известных актеров, режиссеров, общественных и культурных деятелей. «Арест режиссера - явно избыточная мера до суда, особенно после слов президента о чрезмерности арестов предпринимателей»,- написал в своем микроблоге в Twitter экс-министр финансов Алексей Кудрин. А литератор Михаил Идов, написавший сценарий к фильму «Лето», который снят «более чем на две трети», пообещал, «несмотря ни на что», завершить проект. При этом литератор, проживающий в Берлине, полагает, что «в конечном счете, все, чего добьется государство,- лишит Россию еще одного талантливого человека».

[Meduza, 22.08.2017, "Кирилла Серебренникова задержали. Режиссера обвиняют в мошенничестве. Главное" : Как сообщали источники «Медузы» в министерстве культуры, уголовное дело против руководства «Седьмой студии» было возбуждено по результатам прокурорской проверки, проведенной в начале 2015 года по обращению фонда «Искусство без границ». Этот фонд возглавляет прокремлевский активист Андрей Грознецкий. [...]
Источники «Медузы» в ведомстве сообщают, что никаких следственных действий по делу «Седьмой студии» там не проводилось. В московском департаменте культуры в ответ на запрос «Медузы» сослались на выступление главы ведомства Александра Кибовского; он сообщил, что в «Гоголь-центре» есть исполняющий обязанности руководителя (это Юлия Калинина; связаться с ней «Медузе» не удалось). И.о. назначается, «когда руководитель уезжает в какую-то творческую командировку или в отпуск». «Пока все останется в пределах тех решений, которые были приняты ранее», - добавил Кибовский.
В пресс-службе президента Владимира Путина также отказались комментировать задержание режиссера, отослав «Медузу» в Следственный комитет. - Врезка К.ру]

[ИА "РБК", 23.08.2017, "Суд поместил под домашний арест режиссера Кирилла Серебренникова" : Басманный суд Москвы поместил под домашний арест режиссера и художественного руководителя театра «Гоголь-центр» Кирилла Серебренникова по делу его продюсерской компании «Седьмая студия» о хищении 68 млн руб. из госсубсидии ​на поддержку современного искусства. Такое решение приняла судья Елена Ленская, передает корреспондент РБК из зала заседаний. [...]
О домашнем аресте Серебренникова ходатайствовал представитель СКР, который кратко напомнил суть обвинения: режиссер возглавил организованную группу из числа сотрудников АНО «Седьмая студия», которая похитила бюджетные средства в размере 68 млн руб. Вина Серебренникова подтверждается финансовыми документами и показаниями гендиректора «Седьмой студии» Юрия Итина и главного бухгалтера компании Нины Масляевой, которые также обвиняются по делу; сам Серебренников фактически отказался от дачи показаний и не признал вину, заявил следователь. В деле есть еще одна фигурантка, объявленная в розыск — продюсер Екатерина Воронова; по ее распоряжению сотрудники «Седьмой студии» пытались уничтожить документацию компании и ее «черную кассу», добавил сотрудник СКР.
По его словам, у режиссера было намерение в ближайшее время выехать с территории РФ; это было возможно благодаря виду на жительство в Латвийской республике и квартире в Берлине, читает представитель СКР. Свидетелями по делу являются бывшие подчиненные режиссера; по мнению следствия, он может оказать на них воздействие, «в том числе угрожать им»: так, дочери бухгалтера Масляевой уже подвергались слежке и давлению со стороны подчиненных Серебренникова, утверждает следователь.
«Сумма хищений в деле будет увеличиваться. В настоящее время мы еще не завершили все экспертизы», — отметил член следственной группы. — Врезка К.ру]

Оригинал этого материала
© ИА "РБК" , 22.08.2017

Больше не свидетель: хроника уголовного дела Кирилла Серебренникова

Артем Солодков

Утром 23 мая стало известно, что следователи проводят обыски в «Гоголь-центре» и в квартире его художественного руководителя Кирилла Серебренникова. Основанием для них стало расследование уголовного дела по факту хищения в 2014 году бюджетных средств в особо крупном размере, выделенных автономной некоммерческой организации «Седьмая студия» (труппа, которая была создана Серебренниковым на основе его курса в Школе-студии МХАТ, набранного в 2008 году, является одним из резидентов «Гоголь-центра»).

Изначально речь шла об ущербе в размере примерно 1 млн руб., однако в течение дня Следственный комитет назвал более крупную сумму. «По версии следствия, пока неустановленными лицами из числа руководства автономной некоммерческой организации «7 студия» с 2011 по 2014 годы были похищены бюджетные средства в размере около 200 млн руб., выделенные государством на развитие и популяризацию искусства Российской Федерации», - говорилось в сообщении СК.

Сам Серебренников, привлеченный к расследованию дела в качестве свидетеля, заявил , что он в шоке от происходящего, но отметил, что никаких вопросов в связи с обысками в его квартире и в «Гоголь-центре» у него нет. «Все было интеллигентно и деликатно», - сказал он.

Вечером к зданию «Гоголь-центра» пришли заместитель художественного руководителя театра «Современник», народная артистка России Чулпан Хаматова и худрук Театра наций, народный артист России Евгений Миронов. Обращение перед собравшимися возле здания театра поклонниками «Гоголь-центра» зачитала Хаматова.

«Мы все знаем его как честного, порядочного и открытого человека. Работа театра была прервана обыском. Мы выражаем слова поддержки нашим коллегам и надеемся на объективное и справедливое следствие, которое не нарушит творческой деятельности театра», - сказала она.

24 мая стало известно, что по подозрению в хищении около 200 млн руб. бюджетных денег были задержаны бывшие руководители «Седьмой студии»: экс-гендиректор Юрий Итин, который сейчас возглавляет Театр им. Федора Волкова в Ярославле, и бывший главный бухгалтер Нина Масляева.

Серебренников и его адвокат обязались не разглашать материалы дела о «Седьмой студии». Поддержку режиссеру выразили генеральный директор Большого театра Владимир Урин и Гильдия театральных режиссеров.

В этот же день о ситуации с Серебренниковым президенту Владимиру Путину сообщил актер Евгений Миронов, получавший награду в Кремле. По данным «Коммерсанта» , их беседа состоялась уже после того, как церемония закончилась.

«Вы знали? Знали об этом?!» - спросил Миронов. На что президент ответил утвердительно, уточнив, что «узнал вчера». «Зачем? Ну зачем это делать?! Вы же во Францию в понедельник летите! Вам-то это зачем?!» - продолжил задавать вопросы актер. «Да дураки», - сказал Путин.

25 мая Пресненский суд Москвы отправил под домашний арест бывшего генерального директора «Седьмой студии» Юрия Итина.

26 мая ситуацию прокомментировал министр культуры Владимир Мединский. Он заявил, что в Минкультуры знали о расследовании дела о хищении в «Седьмой студии». «Соответствующие службы министерства были в курсе», - отметил министр, выразив надежду, что следствие будет проведено «максимально непредвзято» и «без демонстративной жесткости». Он отметил, что «люди творческие больше реагируют на форму, а не на содержание». Именно из-за этого, по словам министра культуры, «традиционные действия силовиков вызвали такой большой эмоциональный отклик».

Сам Серебренников на своей странице в Facebook опубликовал обращение к своим сторонникам, поблагодарив их за поддержку, оказанную на фоне событий, связанных с расследованием дела.

Стали известны некоторые подробности дела. По данным следствия, речь в нем идет о растрате 200 млн руб., которые были выплачены «Седьмой студии» в качестве субсидии на поддержку современного искусства. Масляева и Итин вместе с неустановленными лицами, по мнению следователей, изготовили фальшивую отчетность о работах на 1,2 млн руб., которые в действительности не проводились. После задержания Масляева рассказала, что всего с 2014 года со счета «Седьмой студии» было выведено не менее 100 млн руб. в пользу фирм-однодневок.

6 июня выяснилось, что Масляева следствию о своем участии в обналичивании средств. Согласно информации Republic, Масляева заявила, что изначально была приглашена на работу в «Седьмую студию» для обналичивания денег, с таким предложением обратился к ней генеральный директор студии Юрий Итин.

Как рассказала Масляева, в общей сложности она обналичила около 100 млн руб. Эти деньги прошли через несколько фирм-однодневок, среди которых была также компания ее знакомого Валерия Синельникова. За свое участие в обналичивании Синельников требовал 10–12% от суммы операции. После того как деньги оказались в сейфе «Седьмой студии», они переходили в распоряжение Итина и продюсеров, рассказала Масляева.

15 июня впервые публично историю прокомментировал Путин. Отвечая на вопросы журналистов после прямой линии, президент подверг критике силовую поддержку при изъятии документов в «Гоголь-центре». «Ничего умного я здесь не вижу, потому что нет никакой необходимости заявляться в театр, в бухгалтерию с силовой поддержкой. Это просто нелепо», - сказал Путин.

В то же время президент отметил, что в привлечении бойцов силовых подразделений не было ничего такого, что относилось бы именно к «Гоголь-центру» или его худруку Кириллу Серебренникову.

Около полудня 19 июня в статусе свидетеля был вызван на допрос экс-директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский, вечером того же дня он был задержан уже как подозреваемый. На следующий день его обвинили в том, что часть субсидии, выделенной «Седьмой студии» от государства в рамках проекта «Платформа», которая должна была пойти на постановку спектакля «Сон в летнюю ночь», не была израсходована на постановку, которая в итоге не состоялась. 21 июня Малобродский был арестован.

8 июля Большой театр перенес премьеру балета «Нуреев», постановкой которого занимается режиссер Кирилл Серебренников. Это произошло за три дня до его премьеры.

18 июля суд решал вопрос о продлении ареста Малобродскому. Против этого выступила прокуратура, которая сочла содержание его под стражей незаконным, так как оно началось еще до возбуждения в отношении Малобродского уголовного дела. Тем не менее экс-директор «Гоголь-центра» был оставлен под арестом еще на три месяца.

7 августа стало известно, что у Серебренникова забрали загранпаспорт. Об этом сам режиссер рассказал в интервью немецкой газете Süddeutsche Zeitung.

На вопрос журналиста о том, насколько жизнь режиссера находится в опасности, он ответил, что пока что был свидетелем по уголовному делу против бывших директоров «Гоголь-центра». «Но я лишился паспорта. Я больше не могу уехать», - заявил Серебренников.

9 августа судья Мосгорсуда Светлана Александрова озвучила показания, которые дала следствию Масляева. Бухгалтер «Седьмой студии» заявила, что Серебренников создал компанию «Седьмая студия» для «реализации преступного умысла», связанного с хищением государственной субсидии на поддержку современного искусства.

«Итин, Серебренников и Малобродский создали АНО «Седьмая студия» для реализации преступного умысла», - говорится в протоколе допроса Масляевой. Согласно документу, Масляева в качестве бухгалтера помогала им обналичивать субсидию от государства; наличными фигуранты дела распоряжались по своему усмотрению.

22 августа, спустя ровно три месяца после первых обысков, Серебренников был задержан главным управлением по расследованию особо важных дел Следственного комитета по подозрению в организации хищения не менее 68 млн руб., выделенных в 2011–2014 годах на реализацию проекта «Платформа».

В сообщении СК отмечалось, что действия Серебренникова квалифицируются следствием как мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). В случае признания режиссера виновным ему может грозить до десяти лет лишения свободы. «Следствие намерено предъявить Кириллу Серебренникову обвинение в совершении указанного преступления, а также решить вопрос об избрании меры пресечения», - сообщила официальный представитель СК Светлана Петренко.

Вечером 22 августа Серебренникову официально предъявили обвинение в мошенничестве в особо крупном размере. «Серебренников обвиняется в организации хищения не менее 68 млн руб., выделенных в 2011-2014 годах на реализацию проекта «Платформа». В ходе допроса в качестве обвиняемого свою вину он не признал», - сообщила официальный представитель Следственного комитета России Светлана Петренко.

Бывший главбух "Седьмой студии" Нина Масляева рассказала про обналичивание около 100 млн руб. через различные фирмы-однодневки

Оригинал этого материала
© Republic , 05.06.2017, Экс-бухгалтер студии Серебренникова рассказала об обналичивании денег

Бывший главный бухгалтер «Седьмой студии» (основанной художественным руководителем театра «Гоголь-центр» Кириллом Серебренниковым) Нина Масляева дала показания об участии в обналичивании денег для этого проекта. Это следует из протокола допроса Масляевой в СК по Москве, содержание которого стало известно Republic. Тот факт, что Масляева дала такие показания, Republic подтвердили два не связанных между собой источника, близкие к следствию.

В своих показаниях Масляева заявила, что Юрий Итин, бывший до июля 2015 года генеральным директором «Седьмой студии», изначально позвал ее, чтобы она нашла фирму для обналичивания средств.

Масляева рассказала следствию, что участвовала в обналичивании около 100 млн рублей. Большая часть денег якобы прошла через различные фирмы-однодневки, в частности, принадлежавшие ее знакомому Валерию Синельникову. Кроме этого, она утверждала, что были и другие фирмы, принадлежавшие людям, близким к руководству «Седьмой студии». Синельников якобы брал за свои услуги 10–12% от суммы обналичиваемых средств.

Масляева и Итин были задержаны 24 мая по подозрению в хищении в 2011–2014 годах 200 млн рублей бюджетных средств, выделенных «Седьмой студии» на «развитие и популяризацию искусства». Серебренников проходит по этому делу свидетелем.

То же ИП Валерия Синельникова есть и среди подрядчиков «Гоголь-центр» - в конце 2013 года театр заказал у него «декорации объемные» на 2,7 млн рублей. Синельников отказался от комментариев.

Масляева уже имела судимость по уголовной статье, следовало из материалов, озвученных в суде. По данным издания «Брянская улица», она работала в Брянском театре драмы и в конце 2010 года была судима по статье 160 УК РФ за хищение казенных средств. Летом 2009 года она дважды забирала средства от продажи театральных билетов с использованием подложных квитанций. Но в итоге получила приговор: лишение права занимать определенные должности на госслужбе сроком на полтора года. Синельникова Масляева знала именно по Брянску.

Операции по обналичиванию денег «Седьмой студии» Масляева объяснила следствию тем, что для реализации театральных проектов нужны были наличные. После этих операций средства, судя по ее показаниям, оказывались в сейфе компании, а Итин и продюсеры студии расходовали их по своему усмотрению.

Масляева утверждает, что в «Седьмой студии» велась двойная бухгалтерия, которой занималась сотрудница отдела кадров Лариса Войкина (ее фамилия фигурирует в протоколе допроса). Когда при очередной сдаче отчетности цифры в «черной» и «белой» бухгалтерии якобы не сошлись, Масляеву, согласно ее показаниям, попросили переделать отчетность, но она якобы отказалась это делать, и это стало причиной ее ухода из «Седьмой студии» в 2014 году. Republic попытался связаться с Войкиной через Facebook, однако после просьбы о комментарии она закрыла профиль в соцсети, сменила фамилию и аватар.

Гонорары были основной статьей расходов «Седьмой студии», рассказывает источник, близкий к руководству этого проекта. Примерно 20% уходило на аренду офиса и технику, 80% - на гонорары и декорации. Причем декорации для спектаклей были обычно скупые и минималистичные, добавляет топ-менеджер московского театра. Он также утверждает, что зарплаты студентам Школы-студии МХАТ, занятым в спектаклях, практически не выплачивались. По его словам, львиную долю затрат составляли выплаты гонораров приглашенным артистам и режиссерам. Один из бывших продюсеров «Седьмой студии» подтверждает, что получал зарплату наличными деньгами.

["КП", 22.08.2017, "Кирилла Серебренникова "сдал" его бывший главбух" : «В финансовые отчетности я по согласованию с ними включала заведомо ложные данные», - сообщила на допросе Масляева. После этого всем неглупым людям стало понятно: в ближайшее время круг фигурантов дела расширится…
- К этому все и шло. Все фигуранты давали показания, из которых становилось ясно: Серебренникова есть, за что цеплять, - рассказал «КП» один из адвокатов Масляевой.
- Первоначально речь шла о 200 миллионах бюджетных рублей, которые перечислили «Седьмой студии»? А сегодня говорят о 68 миллионах…
- Значит на эту сумму не представили расходных документов. Руководители «Седьмой студии» получали деньги через коммерческий банк и сразу их обналичивали. Только на этом теряли 10-12 процентов. То есть с самого начала были нарушения, поскольку речь шла не о личных, а о бюджетных деньгах. После - наличку клали в тумбочку, так рассказывала Масляева. Из тумбочки брали директор, продюсер… На разные нужны.
- На нужды «Седьмой студии»: спектакли, выставки, перфомансы?
- Не думаю, что только на это. Во всяком случае по протоколам допросов можно сделать другие выводы. Но пусть на этот вопрос ответят следователи. Я знаю, что в деле «Седьмой студии» есть серьезные нарушения. Даже если они «честно» отмывали деньги, тогда на каждый отмытый рубль должно быть документы. Их нет.
- Может быть, Серебренников был не в курсе?
- Но он же учредитель проекта, на его имя зарегистрирована организация! Вы думаете, что хозяин конторы не в курсе мошенничества, которое происходит у него под носом? Дело закрутилось. Думаю, за такие суммы на свободе этих ребят не оставят. - Врезка К.ру]

Обналичивание денег через ИП - популярная в театральных кругах схема, поясняет один из топ-менеджеров московского театра на условиях анонимности. Так театры пытаются избежать уплаты налогов на фонд оплаты труда. В случае обналичивания через ИП платится только 6%-ный налог, плюс некий процент за обналичку.

«Если работы де-факто выполняли люди, получавшие оплату в конверте, а деньги проводились через индивидуальных предпринимателей, это может квалифицироваться как уклонение от уплаты налогов (статья 199 УК РФ)», - поясняет Людмила Петелина, партнер правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры». Речь идет о неуплате обязательных социальных взносов: на пенсионное страхование - 22%, на социальное страхование - 2,9%, на медицинское страхование - 5,1%, на травматизм - от 0,2 до 8,5% в зависимости от вида деятельности, говорит она.

Однако Масляевой и Итину сейчас вменяют не уклонение от уплаты налогов, а хищение. Адвокаты обоих фигурантов отказались от комментариев. С Серебренниковым связаться не удалось. Масляева в своих показаниях утверждает, что никогда с Серебренниковым не разговаривала. Пресс-служба «Гоголь-центра» не смогла помочь связаться с ним.

«Седьмая студия» была создана как объединение выпускников курса Серебренникова в Школе-студии МХАТ, а затем стала юридическим лицом театрального проекта «Платформа». В ноябре 2011 года был подписан правительственный указ о выделении «Платформе» субсидии из федерального бюджета в размере 216 млн рублей на три года на создание театральных, музыкальных и других постановок. [...]

Сотрудники АНО «Седьмая студия» режиссера Кирилла Серебренникова, которым вменяется мошенничество с бюджетными средствами в особо крупном размере, действительно обналичивали их, но тратили их строго на проекты. С таким заявлением Серебренников, обвиняемый, как и остальные, по ч. 4 ст. 159 УК РФ (максимальное наказание - до десяти лет лишения свободы), выступил в среду, 18 июля, в Басманном суде Москвы, который рассматривал вопрос о продлении режиссеру домашнего ареста.

«Я не хочу никого убедить, что обналичивание денежных средств - это хорошо. Но для меня нет сомнений, что все обналиченные деньги строго учитывались в кассе «Седьмой студии» и выдавались строго на проекты», - сказал Серебренников.

Судебный процесс по делу «Седьмой студии» может начаться осенью. Следственные действия были завершены еще в начале года, сейчас обвиняемые продолжают ознакомление с 258 томами дела. Серебренников, которому на сегодняшнем заседании домашний арест был продлен до 22 августа, по решению Басманного суда должен завершить ознакомление до 1 сентября.

Пятерых фигурантов дела обвиняют в мошенничестве с субсидиями от Минкультуры на сумму 133 млн руб. Деньги были выделены на проект по популяризации современного искусства «Платформа» в 2011–2014 годах. По версии следствия, руководство «Седьмой студии» расхитило их.

«В «Седьмой студии» постоянно работали от 40 до 60 человек. И этим людям, так же как и мне, выплачивалась заработная плата. Мы получали ее наличными в кассе и расписывались за эти деньги», - сказал Серебренников.

Режиссер также прочел в суде фрагмент протокола допроса бывшего бухгалтера «Седьмой студии» Нины Масляевой, дело которой выделено в отдельное производство и которая единственная из обвиняемых дала признательные показания: «Перед открытием самого проекта «Платформа» ко мне подошли [директор «Седьмой студии» Юрий] Итин и [генпродюсер «Седьмой студии» Алексей] Малобродский и спросили меня о том, есть ли у меня знакомое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые могли бы оказать так называемую помощь в обналичивании денежных средств. На мой вопрос, зачем это нужно, они сказали, что средств из федерального бюджета может не хватить на реализацию всех запланированных проектов и что если проводить все платежные операции через безналичный расчет, официально, то слишком много налогов придется заплатить».

«Масляева не говорит, что деньги должны были похищаться. Она говорит, что надо было как-то минимизировать налоги, что их надо меньше платить и поэтому надо обналичивать средства», - прокомментировал эти показания Серебренников.

«Всеобщее бедствие в нашей стране»

Фигуранты дела «Седьмой студии» и ранее признавали, что использовали наличные для расчетов с артистами и поставщиками. В январе Серебренников утверждал в суде: «Следствие не разобралось и не пыталось разобраться, а потому явно заблуждается, когда говорит о том, что наличные денежные средства, которые находились в кассе «Седьмой студии», обращались мною и иными лицами в свою личную пользу и использовались по личному усмотрению».

Обвиняемые «признают обналичивание каких-то денег, уход от уплаты налогов, но эти деньги использовались для организации спектаклей», утверждала в декабре прошлого года в суде адвокат Ирина Поверинова, защищающая Софью Апфельбаум, которая ранее возглавляла департамент господдержки искусства в Минкультуры и в этом качестве, как считают в СКР, помогала «Седьмой студии» с выводом субсидии. Действия сотрудников «Седьмой студии» адвокат назвала нарушением финансовой дисциплины, но не преступлением.

«Обналичка - это всеобщее бедствие в нашей стране, с ней надо долго бороться, но это не трагично и не криминально», - сказала РБК Поверинова. По ее мнению, квалифицировать такие действия по ст. 199 УК (уклонение от уплаты налогов), следствию может быть невыгодно. «Им [обвиняемым] могут насчитать налоговую задолженность, а они раз - и погасят ее. А если налоги оплачиваются добровольно, люди освобождаются от уголовной ответственности, даже когда дело уже в суде, - пояснила адвокат. - Зачем привлекать по статье, по которой маленькая санкция и вообще дело может быть прекращено?»

«Защиту фигурантов дела «Седьмой студии» устроит только прекращение дела по обвинению в хищении», - сказал РБК адвокат Серебренникова Дмитрий Харитонов, отвечая на вопрос о возможности признания режиссером вины, если обвинение будет переквалифицировано на более мягкий экономический состав. «Возможно, у АНО «Седьмая студия» есть налоговые нарушения, но это совсем другая история и ответственность», - пояснил свою точку зрения защитник.

«Мошенничество - это способ хищения. При уклонении от уплаты налогов мошенничество возможно, только когда налоги уже уплачены, а потом по каким-то фиктивным документам они из бюджета возвращаются налогоплательщику. То есть он у государства похищает средства, которые уже являются частью казны. К обналичиванию это никакого отношения не имеет», - пояснил РБК вице-президент Адвокатской палаты Москвы Вадим Клювгант.

Сами по себе действия «по превращению безналичных средств в наличные» не являются наказуемыми в уголовном порядке, утверждает адвокат: «Эти действия могут быть лишь способом совершения какого-то другого преступления, и факт его совершения нужно доказывать. Просто констатировать, что обналичено значит похищено, - это юридическая ошибка. Но, тем не менее, в нашей практике такие случаи не редкость».

«Особый род деятельности»

«Поскольку я второй год занимаюсь этим делом и немного изучил театральную кухню, могу сказать, что там приняты наличные средства, чтобы обеспечить работу, - сказал РБК адвокат Юрий Лысенко, защищающий экс-директора «Седьмой студии» Юрия Итина. - Здесь особый род деятельности: чтобы купить реквизит на блошином рынке, нужна наличка».

На вопрос о возможности признания Итиным вины в случае переквалификации обвинения он заявил: «Признавать вину нужно тогда, когда человек чувствует, что совершил преступление. А признаться в том, чего ты не делал, чтобы облегчить себе судьбу, - это подло. Юрий Константинович не такой человек».

В ноябре прошлого года Союз театральных деятелей России заявил, что действующая система госфинансирования театральных проектов не учитывает особенности творческой деятельности и создает для нее «непреодолимые препятствия». Театры вынуждены составлять планы-графики на годы вперед и проводить конкурсы на оказание услуг даже тогда, когда это противоречит здравому смыслу.

Многие проекты в области культуры, и в частности «Платформа» «Седьмой студии», финансируются постфактум, в порядке компенсации за уже выполненные работы, следовало из документации. которую изучил РБК. Это фактически толкает менеджеров на нарушения, рассказывали деятели культуры, например, на фиктивные отчеты о еще не выполненных работах, чтобы получить деньги на решение реальных задач.

«Министр посчитал, что все плохо»

Следствие отказалось подсчитывать расходы «Седьмой студии» на зарплаты и гонорары приглашенным специалистам, заявил сегодня Серебренников в Басманном суде. По его словам, за месяцы следствия защита заявила более 30 ходатайств о различных экспертизах и допросах, которые могли бы установить, как тратилась обналиченная субсидия. «Но следствие это просто не интересовало», - констатировал Серебренников.​

«Мы знакомимся с материалами дела и, к своему удовольствию, находим множество документов, доказывающих невиновность наших подзащитных», - заявила адвокат Апфельбаум Ирина Поверинова. «Но почему-то министр культуры посчитал на каком-то этапе, что все плохо, что нужно обратиться в какие-то компетентные органы, чтобы показательно разделаться с Серебренниковым. И начался какой-то ком абсурдных обвинений», - заявила Поверинова. Конкретных сведений о том, что дело «Седьмой студии» инициировал Владимир Мединский, у защиты нет, уточнила адвокат, отвечая на соответствующий вопрос РБК после судебного заседания, в ходе которого домашний арест Апфельбаум был продлен до 19 сентября.

7 ноября на едва начавшемся процессе по делу «Седьмой студии» неожиданно состоялся допрос основного фигуранта Кирилла Серебренникова. Он рассказал суду, что не мог организовывать хищение бюджетных средств, выделенных на проект «Платформа», поскольку не занимался финансовыми вопросами, создать «Седьмую студию» ему посоветовали в Министерстве культуры, а бухгалтер Нина Масляева, на показаниях которой во многом строится обвинение, сама в их организации не прошла внутреннего аудита.

Изначально предполагалось, что в первый день слушаний по существу уголовного дела «Седьмой студии» в Мещанском суде Москвы будет зачитано обвинительное заключение, после чего допросят одного из свидетелей обвинения. Однако заседание прошло по другому сценарию. Впрочем, началось заседание со стандартных процедур - установления личностей подсудимых режиссера Кирилла Серебренникова, бывшего худрука АНО «Седьмая студия», ныне «Гоголь-центра», директора ярославского Театра им. Федора Волкова Юрия Итина (в АНО он работал гендиректором), экс-генпродюсера студии Алексея Малобродского и экс-руководителя департамента Минкульта, ныне руководителя РАМТ Софьи Апфельбаум. Кроме того, суд проверил, все ли адвокаты на месте. Напомним, предыдущее заседание было перенесено из-за болезни адвоката Ксении Карпинской.

После этого произошло небольшое недоразумение, вызвавшее оживление в зале. Представитель Минульта Никита Слепченков, утвердительно отвечая на вопрос судьи, поддерживает ли он иск министерства к обвиняемым в размере 133,2 млн руб., упорно называл последних потерпевшими. Что вызвало недоумение у председательствующей Ирины Аккуратовой. Подсудимые иск не признали, а Кирилл Серебренников добавил, что он «не крал и не воровал» и ничего, кроме театральной труппы, не организовывал (напомним, Следственный комитет России (СКР) считает его организатором хищений).

После этого прокурор Олег Лавров зачитал обвинительное заключение. Согласно версии следствия, в 2011 году была создана «устойчивая сплоченная преступная группа», в которую помимо подсудимых вошли также бухгалтер Нина Масляева (заключила досудебное соглашение о сотрудничестве, ее дело выделено в отдельное производство) и продюсер Екатерина Воронова (в розыске). Фигуранты, говорится в деле, похищали бюджетные средства под видом реализации инновационной культурной программы «Платформа», а инструментом для совершения преступлений стала созданная в том же году господином Серебренниковым АНО «Седьмая студия». Все началось с того, считают в СКР, что в Минкульте был подготовлен конкурс на реализацию программы с условиями, соответствующими возможностям «Седьмой студии». АНО стала его единственным участником, и тендер был объявлен недействительным, после чего «Седьмая студия» получила контракт. Первый транш на проект составил 10 млн руб., которые затем, по данным СКР, были перечислены подконтрольному ИП Синельникову. Затем средства перечислялись, по версии следствия, ООО «Маркет групп», ООО «Премиум», ИП Артемовой, ООО «Актив», ООО «Нескучный сад» и др. Хищения по такой схеме, считает СКР, совершались до июля 2014 года. При этом, говорится в деле, Кирилл Серебренников осуществлял общее руководство преступной группой, взял на себя контакты с Минкультом, которое выделяло средства на проект, Юрий Итин занимался хозяйственными вопросами, Алексей Малобродский и Нина Масляева выводили деньги на подконтрольные фирмы, обналичивали и распределяли их, а Софья Апфельбаум заверяла сметы «Седьмой студии» без их надлежащей проверки. В общей сложности, по подсчетам СКР, было похищено свыше 133 млн руб.

После выступления прокурора, занявшего более двух часов, судья спросила подсудимых, понятно ли им обвинение и признают ли они вину. Один Юрий Итин сказал, что ему понятно, в чем его обвиняют, но вины, правда, не признал. Остальные фигуранты заявили, что суть обвинения им так и осталась неясна. Господин Серебренников, например, сказал: «Слова понятны, язык русский, но смысл понять не могу». «И даже бедный Олег,- добавил режиссер, указав на прокурора,- тоже, по-моему, не понимает». Господин Серебренников также попросил Минкульт «не тушеваться и разъяснить, в чем мы обманули государство».

Судья предоставила 10 минут для консультаций подсудимых с адвокатами по поводу предъявленных обвинений, но позиции фигурантов это не изменило. Госпожа Апфельбаум лишь напомнила, что Счетная палата не раз проверяла реализацию проекта «Платформа» и замечаний не высказывала.

После этого при обсуждении процедурных вопросов господа Серебренников, Малобродский и госпожа Апфельбаум неожиданно заявили, что желают дать показания немедленно, чем заметно удивили судью: как правило, до допросов обвиняемых дело доходит лишь после того, как выступят свидетели обвинения и защиты. Однако судья согласилась.

Допросить за оставшиеся два часа заседания удалось лишь Кирилла Серебренникова, да и то не полностью. Отвечая на вопросы своего адвоката и время от времени делая вольные отступления, режиссер рассказал, что проект «Платформа» был разработан им в 2010–2011 годах. «Было горько за родину, не было развито такое направление - мультижанровость, искусство на стыке искусств. Я хотел соединить театр, танец, музыку и медиа»,- пояснил обвиняемый. «Когда меня в 2011 году позвали на встречу с президентом (Дмитрием Медведевым.- “Ъ” ), я передал ему листики с предложением,- сообщил господин Серебренников.- После чего фельдъегерской почтой мне был доставлен ответ, что проект одобрен. Был предложен срок в три года как минимальный. И небольшой бюджет - не самого лучшего и богатого театра».

Господин Серебренников подчеркнул, что создание «Седьмой студии» было предложено в Минкульте для удобства финансирования проекта, правда, кем конкретно был дан этот совет, вспомнить не мог:

«Дяденькой в сером костюме из экономического отдела». По словам режиссера, он привлек к созданию АНО Юрия Итина, а тот - Алексея Малобродского. При этом использовались типовые документы. Сам же худрук, по его словам, подписывал с Минкультом лишь рамочные соглашения, не особо вникая в их суть и не касаясь финансовых проводок: «Я ни черта в них не понимаю». Господин Серебренников отметил, что все руководители в АНО получали зарплату в 100 тыс. руб. Что касается покупки им квартиры в Берлине (следствие считает, что она была приобретена на украденные средства), то, по словам господина Серебренникова, этим жильем он обзавелся до запуска «Платформы», на деньги, лежавшие на его банковском счету.

Отдельно Кирилл Серебренников остановился на личности Нины Масляевой. Он сообщил, что не знал при приеме бухгалтера на работу, что у нее имелась судимость, однако господин Итин рекомендовал ее как опытного специалиста-бухгалтера. Впрочем, отметил режиссер, когда в АНО провели внутренний аудит, госпожа Масляева скрылась и ее еле нашли. «Когда ей сообщили результаты аудита, она была недовольна,- сказал господин Серебренников.- И лишь во время следствия я выяснил, что Масляева получала больше меня».

Наконец, господин Серебренников вспомнил, что на первый спектакль в рамках проекта он выделил из личных средств полтора миллиона рублей, и такую же сумму дал Юрий Итин. «Деньги мне потом вернули наличными»,- сказал обвиняемый.

Допрос господина Серебренникова продолжится в четверг.

Владислав Трифонов

Кирилл Серебренников известен как бизнесмен от театра и человек, близкий к Владиславу Суркову, превративший субсидии на культуру в источник быстрого и легкого обогащения с небольшим богемным налетом. Как ранее сообщало ИА "Руспрес", он является учредителем культурного фонда "Территория" совместно с Евгением Мироновым, Романом Должанским и Андреем Ураевым. В свою очередь, бывший постановщик трюков Андрей Ураев - старый деловой партнер Наталии Дубовицкой по крахмальному бизнесу и тоже старый знакомый Владислава Суркова. Через этих людей на протяжении нескольких лет осуществляется непрозрачное распределение государственных средств и спонсорской помощи российским театрам окончательный размер которых до конца даже не установлен. О том же, что получается в итоге дерибанной цепочки мы можем судить, например, по жуткой пародии на "Кавказскую пленницу" , созданной за государственные деньги. Сколько нашим героем потрачено на постановку у Табакова китча под названием "Околоноля" по одноименному сурковскому произведению , тоже установить не представляется возможным. Иногда, правда, случается и так, что покровители попадают в опалу, и тогда вопрос о расходовании средств на культуру стает в полный рост. Так, когда позиции "крышевавшего" Суркова ослабли, Кирилу Серебренникову приходится платить по наделанным им долгам, а также реализовывать проекты, средства на которые разворовали в "жирные" годы.

Финансовые проблемы у «Гоголь-центра» возникли из-за конфликта между художественным руководителем Кириллом Серебренниковым и экс-директором Алексеем Малобродским. Источники, близкие к руководству театра, рассказали «Известиям », что худрук требовал от директора безоговорочно выполнять дорогостоящий постановочный план при недостатке финансирования. Театр выпускал до 12 премьер в год, что превышало госзадание в три раза, а деньги на создание внеплановых спектаклей не были компенсированы.

Экс-директор театра Алексей Малобродский подтвердил эту информацию и сказал, что в последний раз, когда он сказал Кириллу Серебренникову об отсутствии денег, то был уволен.

У нас существовала порочная практика двуначалия - худрук отвечает за творчество, а директор - за финансы. Мы понимаем, что в театре главенствует художник, а остальные должны помогать ему реализовывать творческую программу. Я чувствовал себя ответственным за театр Кирилла и старался найти средства для создания новых постановок. Иногда это было безуспешно, - рассказал Алексей Малобродский.

По словам нового главы департамента культуры Москвы Александра Кибовского, задолженность «Гоголь-центра » перед различными организациями составляет около 80 млн рублей.

В первый год существования «Гоголь-центр» финансировался на уровне крупнейших театров Москвы. Сразу после открытия ему была выделена субсидия в размере 228 млн рублей, а около 40 млн в этот год театр заработал на продаже билетов. За первые 9 месяцев 2014 года субсидия составила 89 млн рублей.

Для сравнения, годовой бюджет Театра имени Вахтангова составляет 270 млн рублей, включая президентский грант, театра «Современник» - около 250 млн, Театра сатиры и Театра Моссовета - около 160 млн рублей.

Так щедро, как «Гоголь-центр», не финансировался ни один московский театр. Многим коллективам и не снились такие средства, какие были в распоряжении театра Кирилла Серебренникова, - говорит директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок. - Обычно бывает наоборот - сначала появляются хорошие спектакли, а потом - деньги. Потому что для появления шедевра не нужно выделять миллион долларов.

По мнению Кирилла Крока, команде «Гоголь-центра» был выдан «полный карт-бланш».

Во время перезапуска Театра имени Гоголя под новым брендом «Гоголь-центр» в феврале 2013 года с репертуара были сняты все спектакли. Кирилл Серебренников поставил перед подчиненными задачу создать новый репертуар, и за 2 года его театр выпустил 25 спектаклей.

Экс-худрук Театра имени Гоголя Сергей Яшин, которого уволили, чтобы назначить Кирилла Серебренникова, назвал создание «Гоголь-центра» бандитизмом.

Можно поставить не 25, а 100 спектаклей - и тут же отрапортовать в департамент культуры. Почему никто не смотрит на качество? - интересуется Сергей Яшин. - Я считаю, что это был рейдерский захват с пустыми обещаниями о том, что «деньги дадут». Сегодняшние финансовые трудности театра - закономерный итог.

По словам Сергея Яшина, при его руководстве Театр имени Гоголя выпускал до пять премьер в год.

Театровед и театральный менеджер Павел Руднев считает, что в каждом театре у худрука и директора должны быть равноправные полномочия.

Это система сдерживающих противовесов. Талантливые люди искусства представляют себя всесильными и начинают подавлять окружающих, в то время как директора руководствуются коммерческой точкой зрения. Абсолютно неправильно, когда полноправным начальником в театре является один человек, - говорит Павел Руднев.

Дополнительные финансовые трудности возникли у театра вскоре после попытки Кирилла Серебренникова показать фильм про Pussy Riot в декабре 2013 года. Тогда руководитель департамента культуры Сергей Капков официально запретил режиссеру устраивать показ документальной ленты «Показательный процесс: История Pussy Riot » Максима Поздоровкина и Майка Лернера. Из-за возникшего скандала почти все спонсоры отказались от дальнейшего сотрудничества с театром, вследствие чего в 2014 году театр потерял около 70 млн рублей.

Бюджет на 2014 год верстался с расчетом на спонсорскую помощь, однако в 2014 году она практически полностью закончилась, - говорит Алексей Малобродский. - Когда мы сочиняли концепцию «Гоголь-центра» вместе с Кириллом Серебренниковым с благословения Сергея Капкова, она подразумевала создание некоей принципиально новой институции с большим финансированием. Однако будучи одобренной, она никогда не была и не могла быть реализованной, так как решение всех вопросов лежало за пределами компетенций департамента культуры.

По словам директора, первоначальная концепция «Гоголь-центра» требовала постановления на уровне правительства Москвы о создании экспериментальной площадки и крупных бюджетных субсидий. Однако, по мнению Алексея Малобродского, «это оказалось слишком хлопотно и не под силу Сергею Капкову ».

Еще одна причина нынешнего кризиса, по словам экс-директора театра, в том, что департамент культуры Москвы не компенсировал театру затраты на аренду залов во время ремонта здания , который проходит с сентября 2014 года по сей день.

Учредитель без мотивировки отказал нам в компенсации выпадающих доходов, хотя тот же театр «Современник» во время ремонта арендует Дворец на Яузе за счет бюджетных средств. Мы сами заплатили нужную сумму, но не получили этих денег обратно и не имели возможности ничего заработать. Вообще легенда о том, что «Гоголь-центр» существовал на особых условиях - это миф, - заключил Малобродский.

Ремонтные работы стоимостью 136 млн рублей должны закончиться в мае. В здании произведена замена всех инженерных сетей, в том числе систем вентиляции, противопожарной безопасности, канализации и водоснабжения. Также была произведена модернизация аппаратных и гримерных комнат, установка лифта, построен технологический переход между швейным и костюмерным цехами.

Председатель Независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис напомнил о еще одном финансовом нарушении «Гоголь-центра».

По моей информации, театр не делал отчисления в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Это серьезный проступок, и мне непонятно, как можно было 2 года существовать с таким руководством. На мой взгляд, это нонсенс, - говорит Денис Кирис.

Недавно назначенный директор « рассказала, что театр направил в департамент культуры Москвы антикризисный план и теперь ожидает ответа. Решение о поддержке ближайшей крупной премьеры театра - спектакля Кирилла Серебренникова «Кому на Руси жить хорошо» по поэме Николая Некрасова - будет приниматься отдельно. От комментариев о задолженности театра Анастасия Голуб отказалась. Кирилл Серебренников был недоступен для комментария.

Кирилла Серебренникова худруком Московского драматического театра имени Гоголя в августе 2012 года назначил глава департамента культуры Сергей Капков. Это решение вызвало протест со стороны труппы театра, сравнившей назначение нового худрука с рейдерским захватом. Обновленный театр, переименованный в «Гоголь-центр», торжественно открылся в феврале 2013 года.

Почему к худруку "Гоголь-центра" пришли с обысками

Утром 23 мая сотрудники Главного следственного управления Следственного комитета России по Москве пришли с обысками в квартиру худрука «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова, а также в сам театр и центр современного искусства «Винзавод». По версии следствия, в 2014 году Серебренников принимал участие в хищении денег Минкультуры, выделенных на проведение фестиваля современного искусства «Платформа». Но это не единственный эпизод.

Как отмечает следствие, 1 февраля 2014 года директор Департамента поддержки профессионального искусства и народного творчества Минкультуры Софья Апфельбаум (сейчас - директор РАМТ) заключила соглашение с АНО «Седьмая студия», совладельцем и худруком которой является Кирилл Серебренников. Компания обязывалась провести проект «Платформа» на территории «Винзавода» в рамках популяризации современного искусства. Для этого Минкультуры выделило 66,5 млн рублей.

В свою очередь, «Седьмая студия» 10 февраля подписала два договора возмездного оказания услуг с ООО «Инфостиль» на общую сумму 1,28 млн рублей. Фирма должна была шить костюмы и заниматься техническим обеспечением мероприятий, а также подготовить отчёт об использовании госсубсидии при их проведении.

Как удалось установить следствию, на самом деле мероприятия, указанные в договоре, не проводились, хотя деньги были переведены на счета «Инфостиля». Через несколько месяцев, в октябре 2014 года, компания прекратила существование. В октябре же свой пост внезапно покинула Софья Апфельбаум, проработавшая в Минкультуры восемь лет.

Обыски в рамках возбуждённого уголовного дела только начинаются - всего в списке значится 17 адресов, в том числе адрес экс-главы департамента Минкультуры Софьи Апфельбаум, нынешнего директора Российского театра драмы имени Волкова (город Ярославль) Юрия Итина, ранее являвшегося директором «Седьмой студии», а также возглавляющей компанию сейчас Анны Шалашовой и других.

Ни Серебренников, ни Апфельбаум не отвечали на звонки. В Департаменте культуры Москвы Лайфу заявили, что не готовы комментировать обыски в подведомственном им «Гоголь-центре». В Театре имени Волкова заявили, что в данный момент обыски у них не проводятся.

«Мученик» платит дважды

АНО «Седьмая студия» могла заинтересовать следователей и по другой причине. Совладельцем компании, согласно базе данных «Картотека», является Кирилл Серебренников, а директором - Анна Шалашова, которая работает в «Гоголь-центре» в должности помощника худрука, то есть Серебренникова.

Как показывает СПАРК, с 2013 года «Гоголь-центр» регулярно заключал мелкие госконтракты с «Седьмой студией». При этом в 2014–2016 годах госконтракты эта компания получала только от театра.

По мнению председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, в данном случае можно говорить как минимум о конфликте интересов, ведь по факту получается, что Серебренников отдавал деньги государственного театра своей компании.

Без разницы, худрук или любое руководящее лицо это делает. Это учреждение культуры, а не частная лавочка, которая может закупать у кого угодно. Зачастую конфликт интересов является признаком не просто правонарушений, а злоупотреблений при использовании бюджетных средств. А тут могут быть уже уголовные последствия, - отметил эксперт.

В 2015 году «Гоголь-центр» провёл аукцион в форме закупки у единственного поставщика, в результате чего контракт на совместную постановку спектакля «Мученик» стоимостью 3,1 млн рублей получила «Седьмая студия».

При этом ранее театр (также в форме закупки у единственного поставщика) заключил контракт на постановку лично с Кириллом Серебренниковым.

После проведения обысков Следственный комитет РФ сообщил о возбуждении уголовного дела по факту хищения 200 миллионов рублей, выделенных из бюджета на развитие искусства.

По версии следствия, пока неустановленными лицами из числа руководства автономной некоммерческой организации «Седьмая студия» с 2011 по 2014 год были похищены бюджетные средства в размере около 200 миллионов рублей, выделенные государством на развитие и популяризацию искусства, - говорится в сообщении на сайте СКР.

Долговая порука

Проблемы преследуют «Гоголь-центр» уже несколько лет. В апреле 2015 года глава Депкульта Москвы Александр Кибовский заявил, что «Гоголь-центр» погряз в долгах. Задолженность театра перед различными организациями на тот момент составляла около 80 миллионов рублей, и от ликвидации его спасал только статус учреждения культуры Москвы.

Незадолго до этого новым директором театра была назначена Анастасия Голуб, которая в течение пяти месяцев проводила антикризисную кампанию. По словам Серебренникова, к августу 2015 года была погашена кредиторская задолженность, были сокращены расходы театра и увеличены продажи билетов. Но театр по-прежнему являлся убыточным.

В октябре 2015 года, после ухода Голуб, Серебренников стал не только худруком, но и директором «Гоголь-центра». После этого глава департамента культуры Александр Кибовский заявил, что ответственность за все решения, связанные с финансами, лежит именно на Кирилле Серебренникове. При этом сам худрук театра заявил, что Департамент культуры Москвы утвердил его первым заместителем Алексея Кабешева, который и будет отвечать за экономическое положение театра.

В марте 2016 года Серебренников рассказал, что часть долговых денег театру возместил департамент культуры в виде субсидии. О какой именно сумме шла речь, он не уточнил.

Светлана Боброва