Актер Михаил Филиппов: биография и личная жизнь. Наталья Гундарева: биография, личная жизнь, муж, дети, семья

Вдовец популярной актрисы Натальи Гундаревой, актер Михаил Филиппов женился несколько лет назад на другой актрисе – Наталье Васильевой. С тех пор они почти каждый год стараются ездить в Карловы Вары, где живет монахиня, известная своими целительными молитвами, и просят у нее помощи.

ПО ТЕМЕ

Сегодня, 28 августа, Наталье Гундаревой исполнилось бы 66 лет. Актриса ушла из жизни после тяжелой продолжительной болезни в мае 2005 года. Все это время ее муж Михаил Филиппов старался не общаться с прессой и, казалось, отгородился от всего мира. Он долго носил траур, но спустя четыре года повел под венец актрису Наталью Васильеву. Они стали жить в той же квартире в центре Москвы, где раньше Филиппов был счастлив с Гундаревой. "Миша переживает до сих пор, но прячет боль. Наташа Васильева в него как вторую жизнь вдохнула" , – уверяет актриса Елена Мольченко.

Каждый день, когда Михаил Филиппов уходит на работу, Наталья Васильева провожает его, махая из окна рукой. Она же ведет хозяйство, ходит по магазинам, покупает свежий хлеб в монастырской лавке, куда в свое время любила заходить и Гундарева. "Я радуюсь, когда Миша рядом, когда он со мной ходит в храм. В Москве редко получается. Каждый год мы стараемся ездить в Карловы Вары, там на горе Аберг есть монастырь Святого Николая, в котором живет игуменья Нектария: она исцеляет молитвами . К ней всегда очередь. Вот и мы с Мишей, как только приезжаем, сразу к ней", – цитирует Наталью Васильеву Starhit.

Этот год не был исключением. Супруги просили об исцелении: Михаилу Филиппову нужна реабилитация после операции на бедре . "Ему ее сделали год назад, но Михаил до сих пор хромает, – рассказал директор Театра Маяковского Леонид Ошарин. – Рвался на сцену, но все видели, что ему тяжело. Какое-то время играл с палочкой на репетиции. Сейчас бегает, время лечит".

Отметим, что через два года после смерти Натальи Гундаревой Михаил Филиппов выпустил книгу воспоминаний. Она называется "Наташа" и содержит откровения актера, полные светлой печали и любви. "Когда мы встретились, Ты уже была народной, многажды лауреатом, многажды лучшей актрисой года, – написал Михаил Филиппов. – А я-то большинства фильмов Твоих не видел и не смог бы перечислить Твои звания, зато я знал Твои веснушки и был счастлив этим . В Тебе, взрослой женщине, удивительным образом жил ребенок, маленькая девочка из песочницы, которая с подкупающей доверчивостью рассказывает первому встречному: "А у нас сегодня на обед были котлеты с макаронами и компот". Ты меня смешила рассказом из собственного детства, как однажды ночью объелась вареньем, прокравшись тайком от взрослых на кухню, а потом ужасным шепотом будила: "Мамочка, милая мамочка, меня рвет".

"Разорились мы с тобой, Морденко". Эту фразу очень много раз повторял герою телесериала "Петербургские тайны" ростовщику Осипу Морденко, которого блестяще воплотил на экране Михаил Филиппов, его попугай. Персонаж был довольно неординарный — одновременно и жертва, и палач своим обидчикам. Когда-то его заставили страдать, потому что он осмелился полюбить женщину не своего круга. С того момента его любовь переродилась в ненависть и желание отомстить. Все чувства с этого мгновения застегнуты на большие пуговицы. И настолько жаждет он справедливого отмщения, что даже к единственному сыну не испытывает отеческих чувств.

Первые шаги

Народный артист России Михаил Филиппов появился на свет в столице Советского Союза — Москве — в теплый 15-й августовский день 1947 года.

В школе он учился довольно неплохо, и после получения аттестата молодой человек поступает в МГУ на филологический факультет. Во время учебы он играет в студенческой студии «Наш дом». Этот же театр стал творческим домом для Хазанова, Арканова, Филиппенко, Фарады и еще многих звезд кино и театральной сцены. Теперь он настолько уверен, что его судьба на всю жизнь — сцена, что, отучившись четыре года в университете, Миша переводится в ГИТИС. В 1973 году он получает диплом об окончании именно этого учебного заведения.

Вся наша жизнь — театр

Михаил Филиппов - актер потрясающе талантливый, имеющий своеобразную и очень яркую индивидуальность. Поскольку по своей первой профессии он является филологом, то природу каждого сказанного на сцене слова он ощущает и понимает достаточно тонко. На протяжении трех десятилетий его служения в у него было не так уж и много главных ролей. Но даже роли второстепенного плана и значимости были им воплощены так, что становились порой интереснее главных.

Да, многих ролей, которые были словно предназначены ему небесами, Михаил Филиппов, артистогромной самобытности, к сожалению, не сыграл. Театральная судьба его оказалась не особо звездной. Путь был долгий и трудоемкий. Но Михаил Иванович преодолевал все препятствия с неимоверной силой терпения и огромным чувством собственного достоинства. Прошло очень много лет, прежде чем Михаил Филиппов, биографиякоторого перечитывается современниками бесчисленное количество раз, получил магистральную в его творческой биографии роль Наполеона (спектакль «Наполеон Первый»).

От Фуке до Иринархова

Первая кинематографическая роль, которую сыграл Михаил Филиппов, была в очень известном и любимом телезрителями фильме Сергея Герасимова «Красное и черное». Дебют стал более чем удачным. Но почему-то отношения с кинематографом потерпели некоторую неудачу. Теперь своим талантом он мог одаривать только театралов. Лишь иногда выходили на широкий экран фильмы-спектакли, в которых он играл.

Все изменилось, когда актер был уже в зрелом возрасте. Тогда-то он и смог воплотить перед камерами много интересных и полюбившихся зрителям персонажей, характеры, настроение, социальное положение и образование которых были очень разноми. За период конца 80-х и начала 90-х годов его приглашали во многие картины, ставшие классикой советского кинематографа: Груздев в «Артистке из Грибова», Чаадаев в «Деле Сухово-Кобылина», Вася в трагикомедии «Небеса обетованные», Константин Сергеевич в «Альфонсе», следователь Матюхин в «Змеином источнике», Гаранский в «Лихой парочке».

И в фильме какого бы жанра ни сыграл Михаил Филиппов, актер каждый раз отдавал персонажу частичку своей души. У него очень красивый, замечательно поставленный голос, интонациями которого он с легкостью приводит зал (если это театр) или зрителей у экранов телевизоров в чувство восторга и восхищения. Обладая красивыми горящими глазами, которые просто притягивают в себе внимание, он с легкостью может заворожить окружающих по обе стороны голубых экранов.

Новым, современным кинематографистам его талант тоже пришелся по душе. Одна из интересных ролей в комедии «Дзисай», где Михаил Филиппов, биографиякоторого всегда вызывала интерес у поклонников, перевоплотился в бизнесмена Дудыпина. Вне всякого сомнения, картина удалась, особенно если вспомнить, что партнером Филиппова был Александр Лыков.

Еще одним ярчайшим пятном в фильмографии актера стали две интереснейшие роли в сериалах конца девяностых - Виталий Иринархов из «Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского» и ростовщик Осип Морденко из «Петербургских тайн». После выхода на широкий экран популярность как актеров, так и самих сериалов просто зашкаливала, а рейтинги поднялись на практически недосягаемую высоту.

Бесцеремонное любопытство

В актерской жизни случаются казусы, из-за которых даже огромный творческий успех и обожание зрителей всей страны не являются залогом счастья в семейной жизни и единственного брачного союза. Большая редкость в актерской среде (да и не только здесь) - люди, создавшие семью в юности, остающиеся вместе до седых волос. Сейчас мало кого можно удивить разводами (порой достаточно громкими и тяжелыми) между людьми, которые имеют отношение к творческим профессиям.

Именно так случилось и с нашим героем. И развод, и смерть супруги пережил Михаил Филиппов. Личная жизньактера, несмотря на его почтенный возраст, является объектом внимания и интереса как поклонников его таланта, так праздных обывателей.

Любови, семьи, дети

За спиной этого несколько тяжеловесного и даже немного грозного мужчины с удивительными глазами три брака.

Свою первую семью он создал с дочкой тогдашнего Генсека Ириной Андроповой. Отношения у супругов были далеки от совершенства, поэтому пара рассталась сразу после смерти Юрия Андропова.

Через некоторое время Михаил Филипповзаключил брак сактрисой своего театра Натальей Георгиевной Гундаревой. В этом союзе было все, о чем можно только мечтать: любовь и нежность, доверие и уважение, преданность и взаимопонимание. Они прожили вместе 19 счастливых лет. К сожалению, болезнь и смерть Натальи Георгиевны завершили эту красивую сказку.

«Наташа»

Одна из самых красивейших женщин советского кинематографа болела несколько лет, и все это время супруг не отходил от нее, пытаясь помочь всем, чем можно, охраняя ее покой от слишком любопытных людей и нагловатых журналистов.

Спустя два года после ее ухода Михаилом Ивановичем была выпущена книга под названием «Наташа» о главной в его жизни женщине - скончавшейся жене. Это была своеобразная книга воспоминаний и впечатлений об их семейной жизни, в которую вошли рисунки Натальи, стихотворения Михаила, их записочки о любви друг другу.

В ожидании чуда

Целых четыре года актер оставался безутешным вдовцом. Но, в конце концов, боль немного утихла, отпустила. Ему повезло: он встретил свою половинку. Несмотря на то что Михаил Филиппов, фото которого часто можно увидеть на страницах бульварных изданий, был старше избранницы (она - артистка театра Наталья Васильева) на целых двадцать лет, свадьба имела место быть. Их коллеги рассказывали, что чувство к будущему мужу зародилось у Наташи еще в 1993 году, когда она пришла в труппу. В то время никто не мог предполагать, что через несколько лет грянет беда. Поэтому девушка восхищалась Михаилом лишь издали, не надеясь ни на что. Говорили, что именно из-за этого чувства любви она до 40 лет не выходила замуж, отклоняя все предложения влюбленных в нее мужчин.

Немолоды, но любимы

О чувствах своей будущей третьей жены Михаил узнал только после смерти второй. Понемногу он начал обращать на нее внимание. Не было долгих ухаживаний, просто тихая роспись. Единственным условием Натальи стало венчание, потому что вопросы веры имели для нее колоссальное значение.

В этой семье царят любовь и взаимопонимание. Поскольку супругам уже не по двадцать, то особых страстей нет, но их отношения очень трепетные. Наталья нередко балует супруга выпечкой, к которой у него особая слабость. А Михаил всегда оберегает молодую супругу.

Единственным грустным моментом в их союзе оставался вопрос о совместных детях. «Это меня очень сильно волнует», - поделился однажды Михаил Филиппов. Актер стал отцом (у него есть сын), будучи в первом браке, Михаил сейчас уже дедушка. Во втором браке детей не было. Несколько лет в прессе появлялись сообщения о беременности Натальи, но однажды ей не удалось выносить ребенка, а все остальные стати были «утками». Удастся ли им воплотить в жизнь свою мечту, пока неизвестно, во всяком случае, никакой информации в печатных изданиях не появлялось. Остается только пожелать им здоровья, счастья и удачи.

Молодая жена Михаила Филиппова забеременела накануне его 65-летия


Чуть больше месяца назад замечательный актер Михаил ФИЛИППОВ отметил 65-летний юбилей. Коллеги по столичному Театру имени Маяковского, где Михаил Иванович играл на одной сцене с ныне покойной женой Натальей ГУНДАРЕВОЙ, а потом встретил новую любовь - тоже актрису Наталью ВАСИЛЬЕВУ, обсуждают радостную новость. Филиппов и его теперешняя 43-летняя супруга ждут ребенка. Три года назад, еще будучи молодоженами, пара пыталась завести малыша и даже заключила контракт с одним из элитных роддомов Москвы. Но тогда выносить первенца у Натальи не получилось.


Михаил Иванович очень оберегает их с Наташей отношения, - говорит коллега по Маяковке Любовь Руденко . - Сейчас многие рожают поздно, после сорока, но ничего страшного в этом нет. Наталья в прекрасной форме, позитивная, добрая, внимательная. Дай бог, что у них все получится. Уверена, Михаил Иванович будет отличным отцом: он мудрый, опытный человек, с великолепным чувством юмора, вырастил сына Митю от первого брака.
Напомним, первой женой Филиппова была Ирина Андропова , дочь главы КГБ, а потом Генсека ЦК КПСС Юрия Владимировича Андропова . В этом браке 37 лет назад и родился Дмитрий, который носит громкую фамилию деда. Он банковский служащий, несколько лет назад сделал отца дедушкой, обзаведясь дочкой Настей.
Второй раз узами брака Михаил Филиппов связал себя со знаменитой актрисой Натальей Гундаревой .







- Я была свидетелем, как начинался роман Миши и Наташи, - вспоминает Любовь Руденко. - Летом 1985 года наш театр отправился на двухмесячные гастроли в Пермь и Челябинск. Мы с Гундаревой там сблизились. Она была тогда невероятно счастлива с Филипповым, но пребывала в полной уверенности, что их отношения закончатся сразу после того, как завершатся гастроли. Но по возвращении в Москву Михаил Иванович продолжал за ней ухаживать. После каждого спектакля ждал любимую у кулис с цветами за спиной, а потом отвозил домой.
Во время очередной репетиции Руденко заметила на пальце Натальи Георгиевны новое бриллиантовое кольцо. Подруга не стала скрывать, что это подарок будущего супруга.
- Наташа очень любила красивые украшения, но раньше не могла их себе позволить, - вздыхает Руденко. - Представляете, великая артистка не могла позволить себе обычное бриллиантовое кольцо! Мы до этого были с ней в Прибалтике на съемках, заходили в ювелирный магазин, Гундарева там кое-что примеряла. Но ничего не купила. Мол, на какие шиши? Да и огромных гонораров тогда не платили. И вдруг вскоре она получает желанный презент от Миши. Оказывается, он продал машину, чтобы побаловать любимую украшением. Наташа даже расплакалась, когда Филиппов ей надевал колечко. И дело, конечно, было не в бриллиантах, а в настоящем мужском поступке.
По словам подруги, когда заходил разговор о детях, Гундарева почему-то грустно замечала:
- Я только больного ребенка могу родить. Я боюсь.
Наталья Георгиевна много работала: съемки, концерты, спектакли. К тому же она должна была содержать маму. Постепенно великая актриса поняла, что ей, к огромному сожалению, не суждено стать матерью.
Когда, прожив в браке с Филипповым 15 лет, Гундарева тяжело заболела, муж трепетно ухаживал за ней, проводя у больничной койки бессонные ночи, пытаясь вселить надежду на выздоровление. Но спустя четыре года Натальи Георгиевны не стало. Ей было всего 56 лет…







Лицо в пудре

Овдовев, Михаил Иванович тяжело переносил потерю: отдалился от всех и даже сам оказался на грани жизни и смерти. Однажды угодил в больницу с тяжелым сердечным приступом.
Но потом все-таки обрел новое счастье с другой Наташей - Васильевой, годящейся ему в дочери. Их роман начался в родной Маяковке во время работы над очередным спектаклем.
- Я наблюдала, как они оживлено беседовали в Доме актера на вечерах, - вспоминает Любовь Руденко. - Они оказались близки по мироощущениям, их потянуло друг к другу, уже прошло достаточно времени после смерти Мишиной жены, да и Наташа Васильева была одна.
После свадьбы Васильева взяла фамилию мужа. Они не только зарегистрировали отношения в загсе, но и обвенчались.
- Михаила Ивановича, к сожалению, в начале карьеры воспринимали как зятя Андропова, потом - как мужа Гундаревой и смотрели с прищуром, - вздыхает коллега по театру Елена Мольченко , вдова Александра Фатюшина . - А он - штучный артист, цельная натура, высоко духовный человек, что большая редкость. Михаил Иванович - замечательный партнер по сцене. Помню, в спектакле «Бег» Володя Ильин играл Антуана, слугу его героя Корзухина. Ильин решил рассмешить Филиппова, «расколоть» его и, обсыпавшись пудрой, как будто в муке, так и вышел на сцену. Все думали, что Михаил рассмеется, но как бы не так! Он спокойно поднял на Ильина глаза и спросил: «Антуан, вы что, опять кулебяку затеяли?» Володя от смеха тут же уполз за кулисы. А насчет новой жены Филиппова могу сказать, что буду очень рада, когда Наташа родит Михаилу ребенка. Это большое счастье, что они встретили друг друга. Вдовцы и вдовы, по себе знаю, - сладкая тема для людей с длинными языками.Мне, как, наверное, и Мише, не важно, что говорят другие - это не их собачье дело. Никогда последующие отношения не отразятся на памяти предыдущей любви!
Другой коллега по Маяковке, Юрий Соколов , бывший муж актрисы Ольги Прокофьевой , согласен с Мольченко:
- Миша достоин счастья - сколько он всего пережил. Наташа Васильева - талантливая актриса и очень порядочный человек. Будет у них ребенок, и я только могу за них порадоваться от всей души. Дай бог им счастливой дальнейшей жизни и здоровья малышу. К порядочным людям счастье приходит чуть-чуть позже, чем к остальным. Ребенок - это ответственность. Наверняка завести его решили не с бухты-барахты.
Сейчас будущая мама блистает в премьере спектакля «Дядюшкин сон». Интересное положение не мешает ей лихо играть на сцене. Но о беременности Натальи, пока еще почти не заметной окружающим, коллеги говорят шепотом - боятся сглазить.

Советский и российский актёр театра и кино, народный артист Российской Федерации (1996).

Михаил Филиппов. Биография

Михаил Иванович Филиппов родился 15 августа 1947 года в Москве. Учился на филологическом факультете столичного государственного университета. В период получения образования в МГУ играл в студенческой студии «Наш дом», а после четвёртого года обучения в вузе перешел в ГИТИС на курс народного артиста РСФСР профессора Григория Конского и получил диплом в 1973 году.

Тогда же Филиппов поступил в труппу Московского театра имени Маяковского. Здесь его судьба складывалась отнюдь не ослепительно, не звездно. Это, скорее, был долгий трудовой путь, который Филиппов преодолевал с завидным терпением и чувством собственного достоинства. Зрителю актер запал в память своими пронзительными ролями в «Человеке из Ламанчи», «Беседах с Сократом» Э. Радзинского, «Кошке на раскаленной крыше» Т. Уильямса, «Плодах просвещения» Л. Н. Толстого, «Смотрите, кто пришел!..» Вл. Арро, «Беге» М. Булгакова, «Закате» И. Бабеля...

В 1992-м Михаил Филиппов получил роль, ставшую магистральной в его творчестве: сыграл Наполеона в спектакле «Наполеон Первый» Ф. Брукнера. В этой постановке сошлось все то, что жило в артисте на протяжении долгих лет ожидания «своей роли», в том числе и сама тема, которой Михаил Иванович владеет в совершенстве, – человеческое одиночество в мире.

Его дебют в кино состоялся в 1975 году, когда он сыграл господина Фуке в костюмной исотрической драме Сергея Герасимова «Красное и черное » с Николаем Еременко-младшим , Натальей Белохвостиковой , Натальей Бондарчук , Леонидом Марковым и др.

В фильмах разных жанров актер, обладающий красивым и замечательно поставленным голосом, каждый раз отдавал персонажу частичку своей души. Среди интересных ролей Филиппова также игра в комедии «Дзисай », где он перевоплотился в бизнесмена Дудыпина, работа в сериалах конца 90-х - «Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского » (Виталий Иринархов) и «Петербургские тайны » (ростовщик Осип Морденко). После выхода на широкий экран популярность этих проектов и снявшихся в них актеров буквально зашкаливала, а рейтинги поднялись на небывалый уровень.

Филиппов участвовал и в съемках сериалов «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант » с Аллой Клюкой , «Дети Арбата » с Чулпан Хаматовой и Евгением Цыгановым , «Глухарь » с Максимом Авериным , «Химик » и др.

Через год зрители увидели актера в фильме об известном первооткрывателе Вселенной «Гагарин. Первый в космосе » - второй ленте за те годы, что прошли после первого полета человека в космос.

2013 год: орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени - за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность; зрительская премия «ЖЖивой театр» в номинации «артист года» за роли в спектаклях «Таланты и поклонники» и «Господин Пунтила и его слуга Матти». 2011 год: международная премия имени Станиславского в номинации «Мастерство актёра». 2010 год: премия «Хрустальная Турандот» за роль Николая Степановича в спектакле «Тайные записки тайного советника» театра «Эрмитаж». 2005 год: орден Почёта за многолетнюю деятельность в области культуры и искусства. 1999 год: государственная премия России за участие в спектакле «Женитьба» (Театр на Покровке); премия «Три сестры». 1997 год: премия мэрии Москвы за роли в спектаклях «Женитьба» и «Наполеон I»; приз за лучшую мужскую роль второго плана на кинофестивале «Созвездие» (Морденко, телесериал «Петербургские тайны»). 1996 год: Народный артист России. 1984 год: Заслуженный артист РСФСР.

Михаил Филиппов. Личная жизнь

Свою первую семью Филиппов создал с дочкой тогдашнего генсека Ириной Андроповой, однако отношения у супругов были далеки от совершенства. После смерти Юрия Андропова пара, у которой родился совместный ребенок, рассталась.

Через некоторое время артист заключил брак с актрисой своего театра Натальей Георгиевной Гундаревой (28.08.1948 - 15.05.2005), известной по таким фильмам, как «Петербургские тайны », «Небеса обетованные », «Виват, гардемарины! », др. Их союз был полон любви, нежности, доверия и уважения, преданности и взаимопонимания. Вместе творческий дуэт прожил 19 лет. Потом Гундаревой не стало. Одна из самых красивых женщин советского кинематографа болела несколько лет, все это время супруг не отходил от нее, пытаясь помочь ей и охраняя покой Натальи от слишком любопытных людей.

Через два года после ее смерти Михаил Иванович выпустил книгу «Наташа» о главной в его жизни женщине - скончавшейся жене. В это издание, полное воспоминаний и впечатлений о семейной жизни, вошли рисунки Гундаревой, стихотворения Филиппова, записки об их любви друг другу.

Прошли годы, прежде чем боль утраты утихла. В 2009-м Михаил Филиппов женился в треий раз. Его избранницей стала актриса театра имени Маяковского Наталья Васильева («Мастер и Маргарита », «Судебная колонка », «Русский шоколад »), которая моложе артиста на двадцать лет.

Михаил Филиппов. Театральные работы

«Беседы с Сократом» Э. Радзинского − 1-й ученик Сократа
«Плоды просвещения» Л. Н. Толстого - профессор Кругосветлов
«Да здравствует королева, виват!» Р. Болта − испанский посол Де Квадра
«Смотрите, кто пришел!» В. Арро − Роберт
«Виктория?..» Т. Реттигана − Минтоу
«Закат» И. Бабеля − от Автора, Боярский
«Наполеон Первый» Ф. Брукнера - Наполеон
«Загадочные вариации» Э. Шмитта - Абель Знорко
«Женитьба» Н. В. Гоголя (режиссёр Сергей Арцибашев) - Кочкарёв
«Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому (режиссёр Сергей Арцибашев) - Дмитрий Карамазов
«Шаткое равновесие» Э. Олби - Тоби
«Как поссорились» по Н. В. Гоголю - Иван Никифорович
«Директор театра» по произведениям А. С. Пушкина, В. А. Моцарта, А. Сальери - Моцарт и Сальери (режиссер Дмитрий Бертман; Театральное агентство «Арт-Партнер ХХI»)
«Таланты и поклонники» А. Островского (режиссер М. Карбаускис) - Великатов
«Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта (режиссер М. Карбаускис) - Пунтила
«Кант» (режиссер М. Карбаускис) - Кант
«Молва» (режиссер Ю. В. Иоффе, постановка А. А. Гончарова) - Мчиславский, артист
«Кошка на раскалённой крыше» (Теннеси Уильямс) - Гупер
«Разгром» А.Фадеев − Харченко
«Человек из Ламанчи» Д. Вассерман, Д. Дэрион − Санчо Панса
«Дума о Британке» Ю. Яновский − 1-й Чубатый
«Трамвай «Желание» Т. Уильямс − Зазывала, Матрос
«Неопубликованный репортаж» Р. Ибрагимбеков − Плановик
«Венсеремос!» («Интервью в Буэнос-Айресе») Г. Боровик − Аптекарь
«КПД одержимости» Я. Волчек − Лёва Арзуманов
«Бег» М. Булгаков − Корзухин, Артур Артурович
«Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лесков − Следователь
«Высокий» М. Розовский − Повелитель всего, Главный концертмейстер
«Закат» И. Бабель − от Автора, Боярский
«Карамазовы» Ф. Достоевский − Дмитрий Федорович Карамазов
«Иванов» А. Чехов (театр им. Станиславского)
ART − Иван (Театральное агентство «Арт-партнер XXI», постановка Патриса Кербрата, 1997)
«Гамлет» В. Шекспир − Полоний (международная конфедерация театральных союзов, постановка Петера Штайна)
«Тайные записки тайного советника» − Николай Степанович, тайный советник
«Меня убить хотели эти суки» - Штерн, Нейман


Иногда в жизни случается так, что человек чувствует себя раненой птицей с перебитым крылом. Взлететь не может, а лежит на перепутье дорог и уже ничего не ждет. Вдруг нежные, теплые руки поднимают его, окружают заботой и лаской, выхаживают и вновь учат летать. Так бывает не только в сказках. Так было, когда встретились Наталья Гундарева и Михаил Филиппов.

Из маленькой искры...

Они были знакомы давно. Наталья тогда была женой режиссера Леонида Хейфеца, и уже состоявшейся актрисой. Михаил работал в театре Маяковского и был женат на Ирине Андроповой, дочери Генерального секретаря ЦК КПСС. Актеры часто пересекались на съемках, театральных капустниках, но тогда еще не пробежала та искра, которая вскоре соединила их сердца до конца дней.


Расцвет карьеры Гундаревой пришелся на начало 80-х годов, когда она отошла от амплуа сельских доярок и буфетчиц. На смену им в свет вышли новые, психологически сложные и многогранные образы, признанные классикой. Роли давались непросто: актриса внутренне переживала судьбу каждой героини, которую играла. Выкладывалась полностью и смертельно уставала на съемках. Дома не было возможности отдохнуть, потому что Хейфец обожал шумные компании и возлияния до утра.

После первого брака Наталья пережила еще две неудачные встречи, и мир ее наполнился серыми оттенками. Тогда она рассказала в интервью: «Когда мне задают вопрос: «Наталья, как ты можешь быть такой сильной?» - я даю ответ: «Потому что я слабая. У меня иного выбора нет, как оставаться сильной. Нужно как-то удерживаться внутри себя. Жизнь - это в неком роде трагедия, так как трагичен исход: мы умираем. Я думаю, что внутри все мы несчастливы и одиноки...»


Но неожиданно к ней пришло такое чувство, от которого вновь засветились глаза и, как говорили подруги Натальи, она стала веселой и жизнерадостной, какой была много лет назад. Михаил Филиппов стал чувством всей ее жизни. Они поженились в 1986 году. Гундарева хотела иметь от него детей, хотя на тот момент, когда появилось мысль стать мамой, актрисе исполнилось уже 38 лет. Но это оказалось невозможно. По горькой иронии судьбы, о том, что она не сможет иметь детей, Наталья услышала от докторов прямо перед съемками кинолены «Однажды двадцать лет спустя», где она должна была сыграть мать-героиню.


С возрастом у Гундаревой получилось обходить нетактичные расспросы папарацци: «Мне не нужны дети. Театр - это их замена». Однако в один момент дала слабину и призналась: «Детьми я, скорее всего, расплачиваюсь за успех...»

Ангел Осени

"Любовь не подошла, не подкралась, а поразила нас двоих. Так вовремя мы нашли друг друга, но как поздно!" - так грустит о своей любимой супруг Натальи Георгиевны в книге воспоминаний, которую он написал через два года после ее смерти. Актер тяжело переживал невосполнимую потерю, - он отнекивался от расспросов журналистов, не давал интервью, замкнулся в себе. Но вскоре все накопившиеся эмоции выплеснул в потрясающей книге "Наташа", эпиграфом к которой стали слова: "Просто есть желание снова поговорить о Ней".


И вдруг мы узнаем любимую актрису совсем с иной стороны - трепетной, хрупкой, нежной и по-детски беззащитной. В этой зрелой женщине, дивным образом, жил малыш, маленькая девочка из песочницы, которая с подкупающей доверчивостью раскрывает каждому все свои секреты.


Михаил вспоминает о Наталье, словно обращается к ней, как к святыне - каждое местоимение - с заглавной буквы: ” А я, оказывается, многих работ Твоих не видел, и не удалось бы пересчитать Твои титулы, но я знал Твои веснушки и рад этому.”

Весь их путь чередовался встречами и расставаниями. У Натальи было много съемок, она путешествовала с гастролями по стране. Филиппов тоже достаточно времени проводил в командировках. “Выдавались дни, когда, едва увидев Тебя, я тут же уезжал на вокзал или в аэропорт. Такие моменты только усиливали отношения, вынуждали нас ценить каждый миг, снова и снова познавая и открывая друг друга.”


Филиппов сравнивает жену с грустной девочкой, в которой таилась никому не известная печаль. “Ангел осени”, открытый всем благам жизни, но как никто, переживающий чужое горе, грубость и несправедливость. Так в одном из интервью артистка с горечью высказалась о духовном перерождении театра: «Я думаю, что театр из Храма превращается в балаган. Из обители духовности и нравственности - в царство цинизма.» Сказала так, словно прочувствовала эту боль каждой своей клеточкой...


Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. В иллюстрированной книге “Наташа” мы узнаем любимую актрису еще и как неординарную художницу: ее пейзажи настолько реалистичны, что, кажется, дотронешься до цветка, и в ладони упадет капля росы. Но в последних ее набросках чаще встречаются образы Богоматери. Наверное, это что-то очень личное, а, может, предчувствие трагического конца...

"Мне по душе все в этом мире - любая погода, любой настрой. Не верю в перемещение души и полагаю, что человек проживает лишь одну жизнь. Есть желание прочувствовать всю полноту жизни и так во многом разобраться". В этих словах - вся Наталья Гундарева, искренняя и светлая, как и ее чувство...

А ещё одна пара, история любви которых не давала покоя всему миру
- - были уверены, что все обиды растворяются в Вечности.