Айвазовский всемирный потоп анализ картины. Всемирный потоп глазами айвазовского. «Всемирный потоп» Айвазовского — отличительные характеристики

В музее города Санкт-Петербурга, хранится удивительная картина художника-мариниста Ивана Айвазовского под названием «Всемирный потоп». Создание картины началось в 1864 году. Шедевр отобразил веру мариниста. Огромное количество картин было создано на библейские темы. «Всемирный потоп» – олицетворение прекрасных рассказов из библии. Многогранность художества Ивана Айвазовского не перестаёт удивлять. Умение красками передавать жизнь и эмоции на бумаге, заставляет тяжело дышать каждого человека, который хоть раз в жизни видел творение художника.

Море пенное вновь предстаёт на картине великого мариниста. Этот художественный холст явно показывает дикую жизнь морской стихии, нежели сказ из библии. Акцент делается в сторону моря, его красоте и жёсткости, контуры кисти художника показывают преимущество морских волн над всеми.

Катастрофический гребень волны не щадит никого. Установлены чёткие законы, по которым живёт морская стихия. Они неумолимы и жестоки. Морская роскошь затмевает полный вид художества, так как сила выделяется с быстротой мысли. Очень важно было для творца показать то, как может быть сильна природа пред человеком. Победить её невозможно, и если попал в морскую пучину – назад не вернуться.

Люди, которые гибнут в морской бездне, показывают амплуа этого катаклизма. Могучая стихия привлекает к себе внимание настолько сильно будто гипнозом. Манящий печальный набор красок предсказывает гибель людей и невозможность спастись. Контраст художественной картины дополняет ужас и отчаяние человека, который остался наедине с морской стихией.

Вместе с водой уходят грехи и мрак, это не смерть – показал художник. Представленная стихия – проблеск надежды и веры, сквозь мрак и печаль. Для людей единственный шанс очиститься и получить милость от творца. Конечный результат картины предполагает выход из бездны в другой мир – область добра и света.

Мероприятие получилось семейно-культурное, потому что живейший интерес к выставке проявили мои родители. Его картины поразили их еще в молодости, когда они посещали музеи то в Питере, то в Феодосии, поэтому возможность увидеть почти все и сразу в одном месте пропустить было нельзя. Итак, мы купили билеты, сели в машину и отправились на встречу с прекрасным.

Наученная горьким опытом очереди на Серова (ТМ) администрация галереи ввела онлайн продажу билетов на сеансы посещения. На каждый сеанс запланировано 250 билетов. При этом время входа благоразумно разделено на тридцатиминутные промежутки: не все в состоянии появиться точно ко времени; театральные, академические и прочие опоздания тоже нужно учитывать. Электронный билет уже не требуется дополнительно оформлять в кассе галереи или распечатывать из терминала. Теперь сканируют штрихкод прямо с бумаги. Мысль с заблаговременно проданными сеансами оказалась на удивление удачной. Выставка пользуется огромной популярностью. Билеты доступны на сеансы через 10 дней. 1 августа я без проблем купила билеты на 12; в пятницу билеты продавались уже только на 23. Впрочем, те, у кого нет интернета или нет возможности так долгосрочно планировать свои дела, тоже имеют шанс попасть на выставку. На каждый сеанс запускают и 25-50 (зависит от заполненности зала) человек из живой очереди. Тут тоже не осталось особых сюрпризов: людей также запускают каждые полчаса, а вдоль очереди расставлены таблички с приблизительным временем ожидания. Чтобы не было иллюзий...Кстати говоря, заранее купить билеты можно не только в интернете, но и в отдельной кассе, однако перед входом установлена табличка с указанием ближайшей возможной даты визита. В целом недочеты Серова были учтены, так что ближайшие пару месяцев полевые кухни МЧС могут отдыхать. Дискотека, видимо, начнется ближе к закрытию.

Поскольку я заложила запас времени на пробки, парковку (в выходные дни, когда я приезжала на разведку, на парковку очередь была просто мёртвая, без движения стояли полчаса, двигались за счет потерявших терпение бедолаг) и т.д., на место мы явились на час раньше назначенного времени. Очередь из спонтанных посетителей тянулась часа на полтора, для прохода по электронным билетам очереди как таковой нет, просто ближе к назначенному времени собирается народ, чтобы войти прямо с последним ударом курантов. Впрочем, мы с большим удовольствием подождали на скамеечках в парке Музеон. Погода была просто прелесть: приятная прохлада, чуть прикрытое облаками солнце. Мама давно не выбиралась в центр города: совершать пешие прогулки ей не позволяет здоровье. Поэтому парк привел ее в восторг. Надо сказать, ландшафтники и правда чудесно поработали. Вместо ярких цветов на клумбах высажены разные травки, сдержанно цветущие синими хохолками или серыми метелками. Все это выглядит очень стильно, радует глаз и очень успокаивает. Когда пробило 11 часов, мы направились к дверям. На входе функционирует три рамки, посетителей быстренько между ними распределили, поэтому никакой задержки не было вообще. Предъявив бумагу с напечатанными билетами интеллигентной даме со сканером и вооружившись аудиогидом, мы наконец вошли в зал.

На входе устроена небольшая видеоинсталляция, демонстрирующая бесконечно закольцованную съемку морских волн. Черно-белые кадры выглядят весьма уныло, особенно на фоне удивительного света, льющегося от картин.

"Главные" картины художника известны всем. Папа, переступив порог выставочного зала, немедленно отправился на поиски картины "Волна", заворожившей его еще в Русском музее.

"Девятый вал", "Черное море", "Радуга", разнообразнейшие бухты - волны на этих картинах так и зовут погрузиться в них или, наоборот, отпрянуть, спасая жизнь.



Картины на выставке привезены из многих музеев: самой Третьяковки, Русского музея в Санкт-Петербурге, Военно-морского музея, дворцов, из Феодосии, Еревана. Картина "Хаос", находящаяся в Ватикане, на выставку не приехала. Картины собраны по темам: "Морские симфонии", "Художник главного морского штаба", "Плененный тайной мирозданья", "Ноктюрны". Объединяет их удивительный свет и жизнь. Зрители тщетно ищут подсветку за картинами. Кисти, краски и талант - вот и все, что было у художника.

Жизнь его сложилась весьма удачно. Мальчик из бедной армянской семьи Ованез Айвазян (Гайвазовский) обратил на себя внимание феодосийского градоначальника Казначеева. Благодаря его помощи мальчик выучился сначала в гимназии, а затем был зачислен в Петербургскую академию художеств. В качестве пенсионера (теперь такие студенты называются стипендиаты) он побывал в Италии, которая его конечно заворожила. Главной любовью художника было море, иногда критики, желая похвалить какую-то картину, говорили о том, что на картине удивление хорошо вышли люди, которые ему якобы обычно не очень удавались.
В 1844 году Айвазовский был назначен живописцем Главного морского штаба Российской империи. Впрочем, достаточно забавен тот факт, что в уведомлениях об очередных официальных почестях: то ли живописец Главного морского штаба с правом ношения мундира (!), то ли в дальнейшем профессор Петербургской академии художеств - всегда указывалось сакраментальное "без денежного содержания". Но денег у него хватало: его картины покупали и коллекционеры, и царская семья, турецкий султан заказал у него около 30 полотен для украшения дворца Долмабахче. Будучи живописцем Главного морского штаба, Айвазовский пользовался большим уважением у военных моряков, дружил со многими прославленными флотоводцами.
"Смотр Черноморского флота в 1849 году".
Моряки даже специально стреляли из пушек, чтобы художник посмотрел, как ядро рикошетом летит по воде. Он бывал в морских походах, во время Крымской войны долго отказывался покинуть осажденный Севастополь.
Айвазовский неоднократно бывал в Турции, владел турецким языком, писал картины для султана Абдул-Газиза. Около его восточных картин я зависла очень надолго. Его изображения Стамбула очень созвучны моим впечатлениям об этом удивительном городе.




Художнику вообще довелось много путешествовать. В конце жизни он даже побывал в США, своими глазами увидев Ниагарский водопад.


Но и в нашей стране ему было что порисовать. На картинах, изображающих Дагестан, его краски на удивление схожи с палитрой, которой рисовал Гималаи Николай Рерих.


Писал он картины и на мистические, и на религиозные сюжеты. На картине "Всемирный потоп" мы старательно искали Ноев ковчег, но так и не нашли:-) Картина очень большая, с обилием деталей, крайне напоминает "Последний день Помпеи" Брюллова (который очень повлиял на творчество Айвазовского). Я очень хотела сфотографировать коленопреклоненного посетителя, который именно так рассматривал на картине некую важную деталь, но постеснялась. Есть в этом что-то от подглядывания в замочную скважину. Неудобно.


На картине "Хождение по водам" Христос изображен эфемерно, как свет мира.


Одна из самых жутких картин - "Гибель корабля Лефорт". Это до сих пор самая крупная катастрофа русского военного корабля. Вместе с ним в морской пучине сгинули 843 человека. На картине нет ни страшных волн, ни разбиваемого судна. Корабль лежит на дне, вокруг него души погибших. Кого-то принимает Христос, а кто-то не восходит на небеса, лишь взывая: "Помяни мя Господи во царствии твоем", - а кто-то даже не смотрит наверх. Картина обычно выставляется в Военно-морском музее.

Наиболее яркое представление о даре Айвазовского, не таланте, а именно о даре, дает картина "Сотворение мира".

"Земля была безвидна и пуста и дух Божий носился на водою". Само полотно не самое яркое в экспозиции, но есть одна подробность. Художник написал его за девять часов. Размер картины приблизительно 1,5 на 2 метра, то есть площадь не менее 3 квадратных метров. Если красить такую площадь широкой малярной кистью, потребуется приблизительно час. А тут масляные краски, мелкие детали, маленькие кисточки. Короче говоря, времени на обдумывание своих действий у него не было и быть не могло. Его рукой будто кто-то водил.
Так и жил он, поцелованный Богом. Жизнь его была не самой простой, но безусловно счастливой. И даже если в конце жизни его обвиняли в салонности и коммерции, то это значило лишь то, что его работы при жизни отлично продавались, что для гениальных художников обычно большая редкость.

На выставке мы провели четыре часа. Я бы сходила еще раз, благо до ноября время еще есть.
У каждого будет свой Айвазовский. К примеру, я невольно подслушала, как одна дама жаловалась своей спутнице, что больше не может на это смотреть: на каждой картине кто-то непременно тонет. Хотя критики полагают,что художник дает своим героям пусть призрачный, но шанс выжить. Зато другая дама, впав в некую эйфорию ходила по выставке и, останавливаясь у картин, читала стихи. Полушепотом, лишь для себя. Было большое количество мам и бабушек/дедушек, пытающихся приобщить своих чад к прекрасному. Чада приобщались с переменным успехом. Кто-то пытался покрутить штурвал, благоразумно спрятанный под стеклянный колпак, а кто-то бурно рыдал, ибо все надоело. У меня же от этих картин осталось чувство светлой радости. Родители тоже были счастливы, ведь эти картины напомнили им радостные события их молодости. Повезло нам и с погодой. Когда мы вышли на улицу, оказалось, что за проведенные в музее часы приятная прохлада превратилась в нагнавший свинцовые тучи ледяной ветер. Но ливень любезно дождался, когда мы сядем в машину, за что ему отдельное спасибо.

Сходите на выставку, если еще не были. Не пожалеете.

Айвазовский Иван Константинович известен, как автор многочисленных картин на морскую тематику. Кто хоть немного знаком с творчеством Ованнеса, знает, автором написана не одна картина на библейские, исторические сюжеты. В 1862 на свет появилась очередная работа Айвазовского «Всемирный потоп». Известно, что художник неоднократно возвращался к сюжету, пытаясь создать другие варианты, усовершенствовать имеющиеся. Лучшим признан вариант, созданный в 1864.

«Всемирный потоп» Айвазовского — отличительные характеристики

Если вы читали библию, слышали описанные в ней истории, знаете, что потоп послан Богом по причине безверия живущих на земле людей, нарушения заповедей, убийства животных, совершение других злодеяний.

Художник любил творить на библейскую тематику, но получившиеся работы сложно причислить к самым удачным, ведь его стихией было море. Неоднократно он писал гору Арарат, упомянутую в Святом Евангелии, сошествие праведника Ноя с высокого вулканического массива. Впервые картины были выставлены в Париже. Через время картина Айвазовского Всемирный потоп собственноручно автором была преподнесена в качестве подарка новонахичеванской школе. Но так получилось, что, когда началась гражданская война, учебное заведение было превращено в казарму, попеременно занимаемую представителями воющих друг с другом образований. Полотном был закрыт пролом двери, но однажды вместо него там оказалась доска, а где Всемирный потоп Айвазовского без ковчега никто не знал. Хищение совершил ученик школы, в 1921 году ему удалось собрать воедино несколько произведений искусства, созданных руками Айвазовского.

Если рассматривать саму картину Айвазовского «Всемирный потоп, ковчег», то сложно не согласиться, что она больше показывает, насколько дикой может быть морская стихия, чем описывает библейское сказание. Как и на других полотнах мариниста, здесь основной акцент делается на красоте и жесткости морской пучины. Удачно сделанные контуры с максимальной точностью демонстрируют доминирование волн над окружающей обстановкой.

На картине Айвазовского «Всемирный потоп. Ковчег» мы видим, что гребень волны накрывает абсолютно всех. Это доказывает, что человек бессилен против природы, одолеть морскую пучину невозможно. Люди пытаются взобраться на возвышенность, но они тоже погружаются под воду и гибнут, чем еще раз подчеркивается ужасность катаклизма.

Встречаются описания Всемирного потопа Айвазовского, где произведение искусства рассматривается немного под другим ракурсом. Представленная стихия — это не смерть, она воспринимается как луч веры, надежны, шанс очиститься, получив милость от Творца.

На этом описание картины Айвазовского Всемирный потоп хотелось бы закончить и перейти к интересным фактам из жизни художника.

Всемирный потоп — Айвазовский и все, что связано с ним

В жизни живописца был интересный случай. В Венеции к нему подошел мужчина, предложил нарисовать картину в обмен на колбасу. Потом выяснилось, это был владелец колбасной фабрики. Художник слегка удивился, но согласился на бартер.

Картина Айвазовского Всемирный потоп, где ковчега изображено не было, появилась на свет в 1884. Потом живописец попал в бурю, находясь в Бискайском заливе. В одной из местных газет опубликовали заметку о смерти знаменитого художника. Не секрет, после смерти автора работы ценятся больше, поэтому продавцу картин Айвазовского за время, пока правда не стала известна, удалось продать полотна по завышенной цене.

Иван Константинович благодаря знаменитости был богат. Денежные запасы он тратил не только на себя, а помогал развиваться городу, где он жил. На выделяемые им средства в Феодосии было построено учебное заведение, учреждение, где собирались, изучались, экспонировались, хранились памятки естественной истории, материальной/духовной культуры. Под покровительством Ованнеса в приморском городе появилась галерея, железная дорога, водопровод (частично им финансировался).

Из этого можно сделать вывод о том, что Айвазовский был не только талантливым, но и щедрым человеком.

В еликий пейзажист-маринист писал не только морские виды. Среди его наследия можно найти и картины на религиозные сюжеты - иллюстрации библейских историй. Впрочем, и тут он не изменял себе: почти в каждом полотне фигурирует водная стихия. Посмотрим на Священное Писание глазами Айвазовского (с помощью современного перевода Библии Российского библейского общества).

Сотворение мира

Сотворение мира. 1864. ГРМ

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля была пуста и пустынна, тьма была над пучиной, и дух Божий веял над водами. И сказал Бог: «Да будет свет». И появился свет. Бог увидел, как хорош свет, и отделил его от тьмы, дал свету имя «день», а тьме - имя «ночь». Настал вечер, настало утро - первый день. И сказал Бог: «Пусть средь воды будет свод, разделяющий воды надвое». И стало так. Бог создал свод, и отделил воды под сводом от вод над сводом, и дал своду имя «небо». Настал вечер, настало утро - второй день» (Книга Бытия, 1:1–8) .

Всемирный потоп

Всемирный потоп. 1864. ГРМ

«Сорок дней длился потоп. Когда вода стала прибывать, она приподняла ковчег, и ковчег поплыл. Вода все прибывала и затопляла землю. Ковчег плавал, а вода поднималась все выше, пока не покрыла самые высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и горы исчезли под водой. И погибли тогда все, кто жил на земле: и птицы, и скот, и звери, и все твари, какими была полна земля, и все люди. Все, в чьих ноздрях было дыхание жизни, все обитатели суши, - все умерли. Все, что было на земле, - и люди, и скот, и всякая живность, и птицы небесные - все было сметено с лица земли. Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге. Наводнение продолжалось сто пятьдесят дней» (Книга Бытия, 7:17–24) .

Сошествие Ноя с горы Арарат

Сошествие Ноя с горы Арарат. 1889. Национальная галерея Армении

«В двадцать седьмой день второго месяца, когда земля просохла, Бог сказал Ною: «Выйди из ковчега, вместе с женой, сыновьями и женами сыновей. И всех животных выведи - и птиц, и скот, и живность, снующую по земле: пусть земля будет ими полна, пусть они будут плодовиты и многочисленны». И Ной вышел из ковчега, вместе с сыновьями, женой и женами сыновей, а следом вышли звери, мелкая живность, птицы - все обитатели земли, вид за видом» (Книга Бытия, 8:14–19) .

Переход евреев через Красное море

Переход евреев через Красное море. 1891. США, Собрание К. и Э. Согоян

«И Господь сказал Моисею: «Протяни руку над морем - воды вернутся и потопят египтян, и колесницы, и всадников!» Простер Моисей руку над морем - и к утру море вернулось. Прямо навстречу его водам бежали египтяне - и вверг Господь египтян в бездну морскую! Вернулась вода и поглотила их всех - и колесницы, и всадников, и все войско фараоново, что погналось по дну моря за сынами Израилевыми. Ни один египтянин не уцелел! А сыны Израилевы прошли по дну моря, как по суше; по правую руку от них стояла стена воды, и по левую - стена воды. Так спас Господь в тот день сынов Израилевых от египтян» (Исход, 14:26–30) .

Хождение по водам

Хождение по водам. 1888. Государственный музей истории религии

«Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть на другой берег, не дожидаясь, пока Он отпустит народ. Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве. Когда наступил вечер, Он был там один. А лодка была уже на расстоянии многих стадий от берега, она боролась с волнами, потому что ветер был встречный. На рассвете Иисус направился к ним - Он шел по морю. Когда ученики увидели, что Он идет по морю, они перепугались. «Это призрак!» - закричали они в страхе. «Успокойтесь, это Я! Не бойтесь!» - тотчас заговорил с ними Иисус. Тогда Петр сказал Ему: «Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе по воде». «Иди», - сказал Он. Петр вышел из лодки и пошел по воде, направляясь к Иисусу, но увидев, как силен ветер, испугался и стал тонуть. «Спаси меня, Господь!» - закричал он. Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал: «Маловер, зачем ты усомнился?» Когда они вошли в лодку, ветер стих» (Евангелие от Матфея, 14:22–32) .


История знаменитой картины Ивана Айвазовского на библейскую тему «Всемирный потоп».

Всемирный потоп — одна из самых известных картин великого русского художника Ивана Константиновича Айвазовского. Картина была написана в 1864 году. Холст, масло. Размеры: 246,5 х 369 см. В настоящее время находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.

Всемирный потоп — картина религиозного направления. Здесь Айвазовский изобразил библейскую сцену, которая повествует о том, как весь мир был поглощён водами. В результате этой катастрофы, погибли все, кроме Ноя, который смог спасти при помощи построенного им ковчега самых разных животных. Однако на своей картине Иван Константинович изобразил вовсе не Ноя и его ковчег, как делают это другие художники, помещая в центр изобразительного повествования ключевую фигуру библейской истории. Художника-мариниста больше привлекла трагедия обычных людей, которые пытаются спастись от наступающего моря.

Айвазовский в первую очередь известен именно как непревзойдённый художник-маринист. Море в его картинах зачастую является главной темой произведения. Художник был всецело поглощён непреодолимой мощью водной стихии, её красотой, загадками, бесконечностью и даже жестокостью. Конечно же, Айвазовский просто не мог пройти мимо такого сюжета, где море губит практически всё живое на земле.

На картине изображены люди, которые спасаются от наступающей стихии и бушующих волн на самой вершине скал. Пытаются спастись не только люди, но и животные, но беспощадная стихия с лёгкостью смывает их в морскую пучину. Эту трагедию художник подчеркнул мрачными тонами в правой части картины. Однако в левом верхнем углу мы можем увидеть яркий свет, который говорит о том, что потоп призван освободить землю от грехов. Яркий свет является на картине символом того, что подразумевает сама история всемирного потопа — обновление мира, наступление царства добра и света.