Абазины численность и место проживания. Абазины. О происхождении абазин

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Абазины (Абаза) – коренной народ Кавказа. Абазины (абазги/абаза), абхазы (апсилы/апсуа) и убыхи (пех), являются народами, составляющие единый этнос - Абаза. Абазинский язык относится абхазо-адыгской языковой группе иберийско-кавказских языков, лингвисты признали абазинский язык одним из самых трудных в Мире. В субъэтническом отношении абазины делятся на две группы: тапанта (ашуа) и ашкарауа. На сегодняшний день абазины в основном проживают в Карачаево-Черкесской республике, Ставропольском крае, в Республике Абхазия и в качестве диаспор представлены в Турции, Египте, Сирии, Иордании и в других странах Мира.
В III тысячелетии до н.э. предки современных абазин, абхазов и убыхов основали Ашуйское государство и стали создателями собственной письменности. Территория Ашуйского государства простиралась от Черного моря на юге, до нынешнего Майкопа на севере и выходила за пределы рек Кубани на северо-западе и Фазиса (Риони) на юго-востоке. Письменные памятники ашуйского языка охватывают период с середины III тысячелетия до н.э. по V в. н.э.
Что касается этнонима абаза или абазги, надо отметить, что он встречается в сочинениях античных авторов начиная с древнегреческого историка Геродота (V в. до н. э.) в своей карте Древнего Мира в перечне народов, обитавших по берегу Понта Эвксинского, он называет также и племя абасгов. Древнегреческий географ и историк Страбон Амасийский в одной из своих книг пишет, что земля Абазгии начинается от Понтоса, раскинута по всему побережью Черного моря, до Армении. По свидетельству М. Медичи Абазы проживают от Сухума до Анапы. Абазы живут выше Сванетов и Менгрельцев, на Западе от Кавказа, по берегам Черного моря, где находится много пристаней и около истока реки Кубани. Известно также, что на рубеже IV-V веков в Египте стояло римское воинское подразделение, носившее название «Первая когорта абазгов». Абазгские отряды под названием «Первое крыло абазгов» (Ala prima abasgorum) составляли нередко особую часть Византийской армии и принимали активное участие во многих крупных военных операциях, которые приходилось осуществлять Византии. Упоминание племенного названия «абазг» встречается у известного византийского философа XI в. Иоанна Итала, писавшего письмо «Грамматику Абазгу».
Еще в далеком средневековье, начиная с XI века между абазинами и Древней Русью, складывались мирные, добрососедские отношения, основанные на узах родства. Абазинские княжны были женами великих русских князей. Русский историк-энциклопедист В.Н. Татищев в своем труде первой «Истории Российской» сообщал об «абаза», «от которых несколько королевских дочерей браны в замужество за великих князей Мстислава Великого, Изяслава II, Всеволода III». Об этом так же упоминает и Н.М. Карамзин в своем многотомнике «История государства Российского»: «Брак Изяславов 1154 г. Невестою Изяслава I Великого была Княжна Абазинская».
В 1073 г. в росписи Киево-Печерской лавры участвовали иконописцы греки и обезы, так русские летописцы называли абазин. В 1083 г. абазгские мастера участвуют в живописном оформлении Успенского собора Печорского монастыря, Софийского собора в Киеве. При постройке и украшении церквей в Тмутарканском княжестве использовали кавказские орнаментальные мотивы и даже приглашали кавказских иконописцев, в частности обезов-абазин, писать иконы.
Великий русский полководец А.В. Суворов, направленный на службу в Крым и на Кавказ, в своих многочисленных рапортах так же упоминает об абазинах: “... От устья Кубани простираетца стрелка по Черному морю, сочиняющая сказываемой залив верст до сорока к абазинам, оттуда береговою горою остаетца немного далее до Суджук-Кале...”.
К тому же периоду относится выдержка из письма посла России в Стамбуле А. Стахиева адресованная А. Константинову (1779 г. августа 6-го. Турецко-крымские противоречия по вопросу поддан¬ства абазин и принад-лежности крепостей по Черноморско¬му побережью Кавказа): «... А что касается до Суджука, оный город собственным турецким иждивением построен на абазинской земле и не бывал никогда в татарских руках, да и в мирном трактате только один Таман им уступлен…».
Извлечение из приложения к письму А. Стахиева графу Н. Панину от 27 сентября 1778 г. Из беседы с капитан-пашой, командующим турецким флотом: «... На сих днях приехал к Гассан-паше султан Кадыр-Гирей, в Крыму живший, а потом прибегший к абазинцам, отправивши свою семью в Румелию. Он предлагал адмиралу, что абазинское войско в состоянии поразить крымских неприятелей, по¬тому что из 36 тамошних беев каждый может соб¬рать до 15000 войска независимо от черкесов, которые также могут поставить немалое число оного, и таким образом он всеми мерами побуждал Гассан-пашу на войну против Крыма, обещая золотые горы...».
В конце XVIII в. Абазинский народ был втянут в Кавказскую войну. Однако, параллельно абазины как противостояли царским войскам, так и принимали активное участие в военных кампаниях на стороне Российской Империи. В частности, в Русско-Турецкой войне 1877-1878 гг., в Русско-Японской войне 1904-1905гг., в Первой Мировой войне, многие из абазин были награждены высокими наградами, в том числе и Георгиевскими крестами.
Во время Второй Мировой войны абазины, как и весь советский народ, поднялись на войну с немецко-фашистскими захватчиками и потеряли около 3 тысяч человек на фронтах Великой Отечественной (по данным 1939 г. абазин насчитывалось 15.300 человек), а оставшиеся в живых вернулись домой в орденах и медалях.
Что же касается территории проведения Сочинской Олимпиады, то до 1864 года земли Красной Поляны (Кбаада) и Большого Сочи населяли абазинские, убыхские и абхазские общины. До середины XIX века абазинский народ владел обширными территориями на южных и северных склонах Кавказского хребта, Абазой называли земли Северо-Кавказских абазин - Малая Абаза и южных абазин - Большая Абаза.
Северо-Кавказские абазы занимали высокогорную часть северных склонов Кавказского хребта между верховьями рек Кумы и Подкумка, расселялись по левому берегу Кубани и бассейнах рек Теберды, Аксаута, Марухи, Кяфара, Урупа, Большой и Малой Лабы, Зеленчуков, Ходз, Белой и Губс. По карте С. Броневского территория Большой Абазии простиралась от Геленджикского залива до реки Ингур. На карте 1830 г., на которую ссылается Ш.Д. Инал-Ипа, территория от Гагры до Анапы, так же обозначена как Большая Абаза. Южные абазы составляли несколько обществ Цандрипш, Ахчипсу, Аибга, Кечь, Аредба, Баг, Садзы-Джигеты, Убыхи и другие, живших в верховьях рек Мзымты, Бзыби, Хоста, Кечь, Аше, Магры, Шахе, Сочи и т.д.
Следует отметить, что ряд топонимов и гидронимов, которые бытуют и в настоящее время в районах Сочи, Туапсе связаны с абазинами. Так, например, не далеко от Сочи и сейчас есть поселок под названием Абазинка. Одна из рек и поселок в этом районе носит название Лоо, что связано с фамилией абазинских князей Лоовых. Река Кечь (приток р. Мзымта), где обитали джигетские Кечь, имеют свою параллель с Северо-Кавказскими абазинскими князьями и обществом Кячь (Кячевы). Название абазинского села Дарыкъвакт (Псыж) - имеет также абсолютную параллель в названии поселка Дадыркой и одной из рек, впадающей в море между Сочи и Туапсе. Название р. Багърыпста, что к северо-западу от Гагры (совр. Холодная речка), имеет свою параллель с абазинским обществом Баг (Баговы), которое находилось и на северных и южных склонах Кавказского хребта. Название реки и поселка Магры идет от абазинского мыгъра - рукав, а река Аше - от абазинского «брат», мыс Агрия - от абазинского агъра (рябой). А устье реки Шахе в ХVII-ХVIII вв. крупным торговым пунктом была морская стоянка Абаза. Поселок Джубга в дословном переводе с абазинского (тшы бгъа) означает «спина лошади».
Одно из последних упоминаний о проживании абазин на территории Черноморского побережья Кавказа связано с последней стадией Кавказской войны. Весной 1864 г., Кавказскую войну можно было считать оконченною и только горные южноабазинские племена Псху, Ахчипсоу, Аибга, Садзы-Джигеты, занимавшие ущелья по верховьям рек Мзымты и Бзыби, не хотели расставаться со своей свободой и оказывали последнее сопротивление царским войскам на Кавказе. Тогда жители Ахчипсоу еще не знали, что совсем скоро их аулу суждено, будет стать местом празднования события огромной исторической важности – окончания Кавказской войны.
18 марта 5 тысяч горцев - абазины, убыхи и шапсуги-хакучи с верховий Мзымты предприняли попытку остановить продвижение отряда Геймана, но под плотным артиллерийским огнем вскоре были вынуждены отступить. Уже к середине апреля войска не встречали в горах убыхов: они находились на берегу и выселялись в Турцию. Только горные абазины, оставались еще на своих местах. Для того чтобы завершить завоевание Западного Кавказа было решено все действовавшие на южных склонах гор российские войска разбить на четыре отряда. В первой половине апреля 1864 г. один из них двинулся из Гагры в долину р. Псху, второй - вверх по Мзымте, третий - от верховий Шахе параллельно Большому Кавказскому хребту и четвертый - из верховьев Малой Лабы в местность Кбаада, где все отряды должны были соединиться.
При движении по левому берегу Мзымты 2-й отряд встретил упорное сопротивление абазин. Столкновения между войсками и горцами продолжались около недели. Вскоре и некоторые абазинские племена начали покидать свои аулы и выходить к морю для ухода в Турцию.
А уже 21 мая 1864 г. царская Россия завершила войну победным парадом войск в верховьях реки Мзымта в абазинской местности Кбаада, известной сегодня как Красная Поляна, после чего более чем столетняя Кавказская война была закончена.
Большинство садзов-джигетов, псхуовцев, аибговцев, ахчипсоувцев погибли или ушли в Турцию. Согласно официальной русской статистике в Турцию одних только садзов ушло около 20 тысяч, т.е. все садзское население современного Сочи. Другая часть в основном женщины и дети, перешли через перевал в Северную Абазию и сейчас их потомки проживают в абазинских аулах Старо-Кувинск, Ново-Кувинск и Апсуа Карачаево-Черкесской республики.
После 1865 г. при проведении царским правительством территориально-административной реформы Кубанская область была разделена на 5 военно-народных округов, и абазинский народ оказался в ведомости трех разных округов. В пределах Зеленчукского округа находились абазинские аулы: Лоовско-Кубанский (Кубина), Лоовско-Зеленчукский (Инжич-Чукун), Бибердовский (Эльбурган), Дударуковский (Псыж), Клычевский (Псаучье-Дахе), Шахгиреевский (Апсуа), Егибоковский (Абазакт) и Кувинский (Старо-Кувинск, Ново-Кувинск); в Эльбрусском округе имелись Кумско-Лоовский (Красный Восток) и Хумаринский аулы абазин. В Лабинском округе абазины проживали совместно с бесленеевцами, беглыми кабардинцами и другими народами. В результате во второй половине XIX века в пределах Северо-Западного Кавказа осталась небольшая часть абазинского народа, преимущественно тапантинских подразделений, и перестали существовать горные аулы абазин.
Таким образом, после войны, переселения в Турцию и расселения абазин по инонациональным аулам к началу ХХ века абазин насчитывалось около девяти тысяч человек. Сегодня абазины являются малочисленным народом Российской Федерации, по переписи населения 2002 года абазинский народ насчитывает около тридцати семи тысяч человек.

АБАЗ‘ИНЫ, абаза (самоназвание), народ в России, в Карачаево-Черкесии и на востоке Адыгеи. Численность 33 тыс. человек, в том числе в Карачаево-Черкесии 27,5 тыс. человек. Живут также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (около 10 тыс. человек). Общая численность около 44 тыс. человек. Язык абазинский абхазско-адыгейской группы северокавказской семьи, имеет два диалекта: тапантский (лежит в основе литературного языка) и ашхарский. Распространены кабардино-черкесский, русский язык. Письменность на русской графической основе. Верующие - мусульмане-сунниты.

Абазины - коренные жители Кавказа. Их предки были северными соседями абхазов и, по-видимому, уже в 1-м тысячелетии нашей эры частично ими ассимилированы. В 14-17 веках Абазины, жившие по черноморскому побережью между реками Туапсе и Бзыбь, переселились на Северный Кавказ, где осели по соседству с адыгскими племенами. В дальнейшем значительная часть Абазинов была ассимилирована адыгами, другая испытала их сильное культурное влияние. К середине 19 века традиционные занятия, быт и народное творчество Абазинов мало отличались от адыгских, вместе с тем некоторые черты традиционной культуры Абазинов сближают их с абхазами (развитое садоводство и пчеловодство, особенности фольклора и орнаментики и др.). В 1860-х годах Российским правительством было осуществлено переселение Абазинов на равнину.

До переселения главной отраслью хозяйства было отгонное скотоводство (главным образом мелкий, а также крупный рогатый скот, лошади; коневодство - престижное занятие), со 2-й половины 19 века стало преобладать земледелие (просо, ячмень, кукуруза; садоводство, овощеводство). Домашние промыслы и ремёсла: обработка шерсти (изготовление сукна, войлоков - гладких и узорных, бурок, войлочных шляп, ноговиц, поясов, попон и т.д.), выделка шкур и кож, деревообработка, кузнечество.

Традиционная социальная организация - сельские общины, большие и малые семьи, патронимии.

Традиционные аулы делились на патронимические кварталы, на равнине - скученные, в горах гнездового типа. Древнейшее жилище - круглое, плетёное, распространены были также прямоугольные одно- и многокамерные дома из плетня; в конце 19 века стал применяться саман. Со 2-й половины 19 века появились кирпичные и деревянные рубленые дома под железной или черепичной крышей. Традиционная усадьба включала один или несколько жилых домов, в том числе помещение для гостей - кунацкую, и, в отдалении от них, комплекс хозяйственных построек.

Традиционная одежда общекавказского типа.

Основу традиционной кухни составляют растительные, молочные и мясные продукты. Излюбленное блюдо - белый соус с курятиной, заправленный чесноком и пряностями. Пили слабоалкогольный напиток (буза).

Характерны обычаи и обряды, связанные с годичным циклом. Сохраняется фольклор: нартский эпос, различные жанры сказок, песен.

Особенности традиционно-бытовой культуры более всего сохраняются в пище, семейной и другой обрядности, этикете, народном творчестве. Продолжается ассимиляция Абазинов, в том числе за счёт частых смешанных браков с черкесами; в то же время усиливается движение за культурное возрождение и национальную автономию.


Язычество у адыгов

Адыгейцы одна из коренных народностей Северного Кавказа. История адыгейцев известна с давней эпохи до наших дней. Разговаривают они на своём родном языке. Живут они в основном в центре и на западе северного Кавказа. Принодляжат они народам отохктон. На западе их называют "жиржассиен", а их земли "жиржассия". В архивах османской империи они упоминаются в месте с другими Северо-Кавказскими народами как черкесы или черакесы. Арабы называют их шеркес или шеракес.

На протяжении всей истории Адыгейцев не было без религиозного периода. В основном выделяются три религии: язычество, Христианство и Ислам. Первую языческую религию можно росмратривать под тремя группами: 1-вера, 2 культ, служение, 3-мораль. По мимо этих групп важную часть занимали колдовство, талисманы, гадание и.т.п. а также имели места суеверии о святости гор, деревьев и.т.д..

Не смотря на то, что Абазины являются вполне самостоятельной нацией их культура и религия непосредственно связана с культурой Адыгов. Следовательно, рассматривать вопросы истории и развития религии Абазин необходимо рассмотреть религию всего Адыгского сообщества.

Бог Тха

Несомненно, главное место во всех языческих религиях Адыгейцев занимал великий бог. Они называли его Тха. По представлениям Адыгейцев бог Тха создал вселенную, в его руках находятся судьбы всего живого. Они предписывали ему следующие атрибуты: милостивый, милосердный, всепрощающий, дающий здоровье и судящий. Эти атрибуты носят оттенок единобожья. Но следует отметить, что Адыгейцы параллельно верили в существование и других более мелких богов. То есть богов второй степени например как бог молнии "шибле", которого Тха поставил для воспитания людей. В религии Адыгейцев занимали места и другие боги кроме этих двух. Адыгейцы так же верили в рай, ад, существование души, ангелов, сатану, джинов и рождения после смерти.

Идолы Адыгейцев

Важную част в языческой религии Адыгейцев занимал культ. Обряд их был похож на танец который сопровождался музыкой. Своим танцем исполнители изображали разных богов. Всё это проходило на местах поклонения, которых называли "святые поляны (роща)". Управлял обрядом тамада.

В старой Адыгейской религии имеются, как и в других религиях ураза, молитва и.т.д.. Особенно, большое значение придавалось рождению и смерти. Обряды рождения и хоронения являлись одними из самых главных обрядов религии.

Существует гипотеза утверждающая, что в основе языческой религии Адыгейцев лежало единобожье. Потому что не смотря на возраст религии, наблюдается превосходство бога Тха над всеми другими богами. Данная гипотеза утверждает начале Адыгейцы поклонялись одному богу, но со времен в результате новшеств вошедших в религию Адыгейцы стали многобожниками.

Следует отметить, что тоже самое наблюдается и во всех стольных языческих религиях.

Вы Абыгеба?

Адыгейцы придают особое значение воспитанию человека. Понятие Адыгеец и человечность (культурный человек) воспринимается ими как одно и тоже. Если кто ведёт себя не подобающим образом или не оказывает должного уважения его спрашивают: "Вы Абыгеба?", что означает "ты разве не Адыгеец". Все принципы морали, поведения в обществе, самовоспитания заключены в устном собрании законов или говоря по другому в "кхабзе". Кхабзе считается святым, нарушивший его наказывается советом тамадов.

После краткого описания языческих обычаев, можно рассмотреть распространение Ислама на Кавказе. До прихода Ислама на северный Кавказ, анализируя историю, мы видим следы Христианства. Но как показывают результаты исследования, Христианство не имело большого влияния на северном Кавказе.

Сегодня, все народы северного Кавказа исповедуют Ислам, кроме части Абхазцев, Осетин и Кабардинцев живущих в Моздоке. Кавказские диаспоры во всём мире, за исключением Басков которые живут в Испании, являются мусульманами. Христианская религия, Кавказскому типу людей не подходит.

Христианство в Адыгее и его пережитки

Мы уже останавливались на вопросе о раннем проникновении христианства в Адыгею.

Не только греческое духовенство орудовало на Западном Кавказе. Миссионерская деятельность представителей римского папства являлась немаловажным орудием в руках европейских колонизаторов. В начале XIII века. были основаны ордены францисканцев и доминиканцев, главным образом для миссионерских целей. Эти ордены сделались главным рычагом деятельности римского миссионерства вплоть до XVI века, когда их сменили иезуиты.

Итальянские колонии XIII-XV вв. сделались опорой римского миссионерства среди народов Причерноморья. В начале XIV века доминиканские проповедники появились в Крыму. В 1320 году папа Иоанн XXII открыл в Каффе епископскую кафедру. С 1439 года адыги имели уже одного католического архиепископа, пребывавшего в Матреге (Тамани), и двух епископов.

Агрессивная и исключительно бесцеремонная деятельность, представителей римской церкви в Причерноморье вызывала недовольство даже генуэзских колониальных властей. Из неоднократных донесений чиновников Каффы видно, что вмешательство епископа в дела греков, армян и других народов Причерноморья доводило население до отчаяния.

Представители римской церкви всячески ограничивали иноверцев в их гражданских и духовных правах. Такая политика не могла противостоять греко-византийскому влиянию в Крыму и на Западном Кавказе, и вопреки всем стараниям адыги оставались под влиянием греческой религии, тесно переплетавшейся с народными верованиями. Распространение греко-византийской веры на Западном Кавказе было прервано захватом черноморских колоний Италии в последней четверти XV века турками и татарами.

Исчезновению христианства на Западном Кавказе способствовал ряд причин. Из внешних следует отметить постепенное ослабление, а затем окончательное падение Византии в 1453 году; ослабление и политическую раздробленность Грузии после ее временного расцвета при Багратидах, наконец усиление Турции и се вассала - Крымского ханства. С 1717 года крымские ханы начали огнем и мечом распространять па Западном Кавказе ислам. Имевшиеся там церкви были разрушены, а духовенство истреблено. В целом надо признать, что христианство никогда не было единственной религией у адыгов. Продолжали преобладать народные дохристианские верования.

Оценивая роль христианства греко-византийского толка в истории адыгов, следует отметить, что оно сыграло объективно-прогрессивную роль, особенно в сближении с такими передовыми странами, как Византия, Грузия и Киевская Русь, а также усилении феодальных элементов в Адыгее.

Из внутренних причин падения христианства на Западном Кавказе следует отметить в первую очередь недостаточную развитость общественных отношений. Известно, что христианство, как религиозная надстройка, соответствует развитому феодальному обществу.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Абазины. «Ремесло и труд»


Общие сведения

АБАЗИНЫ, А б а з а (самоназв.). Численность в России по данным переписи 2010г. - 43 тыс. 341 человек. Живут также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (ок. 10 тыс. чел.). Общая числ. ок. 50 тыс. чел.

Язык абазинский, имеет два диалекта (соответствующих субэтнич. группам): тапантский (лежит в осн. лит. яз.) и ашхарский. Распространен кабардино-черкесский яз. Письменность на рус. графич. основе. Верующие — мусульмане-сунниты.

Очерки

Старшего не окликают, а идут к нему. Есть такой глагол «избегать». Ничего особенного: глагол как глагол. Смысл его в том, что кому-то не следует попадаться на глаза другого.

Но для некоторых народов это глагол значит гораздо больше.

У абазин, которые являются коренными жителями Карачаево-Черкесской Республики, с ним связана целая система довольно сложных обычаев избегания, то есть различных запретов, соблюдаемых членами семьи или родственниками в отношении друг друга. И об этом стоит рассказать подробно.

В прошлом обычаи избегания у абазин, как и у других горских народов Кавказа, были широко распространены, а сроки их были длительными. Бывали случаи, невестка не разговаривала со своим свекром вплоть до его смерти.

Женщины всегда строго придерживались обычая избегания и в отношении старших братьев мужа. По рассказам старожилов, обычай избегания строго соблюдало то поколение женщин, замужество которых относится к дореволюционному периоду (до 1917 года). Срок избегания в последующие десятилетия стал резко сокращаться. Тем не менее в те годы еще нередки были и длительные сроки избегания.

Следует признать, что этот обычай чрезвычайно осложнял взаимоотношения членов семьи друг с другом, особенно женщин.


1.


Жизнь семьи в одном доме. Легко представить жизнь семьи в одном доме и под одной крышей. Установленные правила были таковы, что днем жене и мужу не полагалось находиться в одном помещении дома наедине. Даже принимать пищу за одним столом.

Видеть свою жену днем, входить к ней в саклю и разговаривать с ней в присутствии других - такое мог позволить себе лишь пожилой простолюдин. А князь и дворянин - никогда.

Необходимо подчеркнуть, что нарушение этих запретов было особенно недопустимо при старших, в особенности старших родственниках, в присутствии которых обычаи избегания, как правило, соблюдались даже немолодыми супругами.

Установленный порядок был таков, что супруги даже не называли друг друга по именам. Имея в виду своего мужа, женщина при разговоре могла употреблять выражения «он», «сам», «хозяин». «Ваш отец» - при обращении к своим детям. «Ваш зять» - при обращении к своим родственникам.

Муж считал для себя недостойным вести какие бы ни было разговоры с посторонними о своей жене. Мужчина, имевший хотя бы небольшое признание в обществе (у соседей, друзей, знакомых, односельчан), напрочь исключал для себя возможность намекнуть на достоинства супруги. В абазинских пословицах сохранилось такое изречение: «Умный хвалится роднёй, а глупый - женой».

Правда, при крайней необходимости, подразумевая свою супругу, муж пользовался в разговорах выражениями «ваша мать» - при обращении к своим детям. «Ваша сноха» или «дочь таких-то (называя девичью фамилию жены)» - при обращении к своим родственникам. Сами супруги обращались друг к другу с помощью слов или словосочетаний, наиболее ярко характеризующих их внешний вид либо черту характера, или просто использовали при обращении междометие «ей!».

Самые сложные взаимоотношения в абазинской семье складывались между невесткой и свекром, невесткой и дедом мужа. Невестке нельзя было смотреть на них, находиться в местах их присутствия, разговаривать с ними или при них, показываться перед ними с непокрытой головой.

При случайном столкновении со свекром невестке надлежало поворачиваться к нему спиной. Невестка могла получить право сидеть в присутствии свёкра, но только после неоднократных его просьб, переданных ей через других лиц. Невестка не разговаривала со свекром даже тогда, когда сама уже имела детей. В таких случаях свекор через младших членов семьи обращался к ней с просьбой прервать молчание. По этому случаю он созывал соседей, устраивал угощение и преподносил невестке подарок.

Ночью невестке дозволялось удалиться на отдых в свою половину только после того, как свекровь и свекор улягутся спать. Следует отметить, что невестке также не позволительно было укладываться спать (даже прилечь) до возвращения домой супруга, как бы поздно он ни возвратился. Конечно, если муж находился где-то далеко и пребывал в многодневном походе, то это табу не действовало.


2.


Трансформация вековых запретов. В семейно-родственных взаимоотношениях современных абазин сохраняются основные черты тради-ций. Вместе с тем постепенно происходит трансформация вековых запретов, их ослабевание.

Например, в настоящее время обычай избегания в той или иной мере свойствен скорее сельскому быту, нежели городскому. Правда, в последние годы и в селах этот обычай стал понемногу ослабевать. Гораздо медленнее отмирает обычай избегания женой старших родственников мужа. Сами же супруги теперь, как правило, свободнее общаются друг с другом. И даже называют друг друга по имени. Какое это счастье - назвать любимого мужа или жену по имени!

Многие замужние женщины перестали покрывать голову платком в присутствии старших. В большинстве семей уже не считается неприличным первым начать разговор с отцом, обедать с ним вместе, сидеть в его присутствии. Характерной чертой современной абазинской семьи стало равное участие мужа и жены в решении всех внутрисемейных вопросов.

Но при всех переменах, а их за последнее время было много, у абазин сохраняется уважительное отношение к старшим. Интересно, что еще в XIX веке ученый-геолог, натуралист и археолог Фредерик Дюбуа де Монперё (Frederic Dubois de Montpereux), автор книги «Путешествие вокруг Кавказа» особо отметил этот очень важный принцип взаимоотношений между людьми: «Настолько велико уважение к старикам или старшим людям вообще, что при входе такого лица ты обязан встать, хотя бы это был человек ниже тебя по происхождению. Молодой абазин самого высокого происхождения обязан вставать перед каждым стариком, не спрашивая его имени. Он уступал ему место, не садился без его позволения, молчал перед ним, кротко и почтительно отвечал на вопросы. Каждая услуга, оказанная седине, ставилась молодому человеку в честь».

Воспитание детей, скрытое от чужих глаз. Характерным было и то, что избегание между родителями и детьми в большей степени касалось отца, нежели матери. Отец никогда при посторонних и старших не брал своего ребенка на руки, не играл с ним. Говоря другими словами, он вообще не должен был проявлять свои отцовские чувства. Такое наблюдалось не только у абазин, но и у многих народов Кавказа. Только в самом интимном кругу (жены и детей) или с глазу на глаз позволительно было отцу дать волю своим чувствам и понянчить, приласкать детей. Если какие-то посторонние люди случайно заставали отца с дитятей на руках, то он мог замешкаться и выронить ребёнка…

Короче говоря, отец вёл себя крайне сдержанно: не называл своего сына или дочь непосредственно по имени, а только опосредованно: наш мальчик, наша девочка, наш сын, наша дочь. Вместе с тем необходимо отметить, что во время повседневного ухода за детьми для матери исключалась возможность сколько-нибудь выраженного и длительного избегания, хотя и ей в конечном итоге так же полагалось воздерживаться от явных проявлений своих чувств.

И все же статус ребенка в семье был очень высок. У абазин даже есть пословица, которая гласит: «В семье ребёнок старше всех». На первый взгляд она звучит парадоксально. Но если учесть, что ребёнок должен усвоить (впитать) опыт многих поколений, то всё становится на свои места, тогда в его «старшинстве» никто не усомнится.


3.


С умной головой ноги не устанут. У абазинского народа много интересных пословиц и поговорок. Этот фольклорный жанр именуется так: ажважв (старое слово). Множественное число (старые слова) выглядит так: ахважква. Некоторые пословицы даже несут в себе явный заряд юмора, что ценно, ибо через юмор можно добиться того, чего невозможно сделать через нравоучение. Вот примеры - судите сами.

«Если тебе не с кем советоваться, то сними свою шапку и посоветуйся с ней».

«Трусливый и в пропасть прыгает». (Наверное, со страху.)

«Кто веселит компанию, тот достоин компании».

«С умной головой ноги не устанут». То есть умная голова всегда подскажет человеку правильный путь.

«К словам рога не приставляй!». Интересная пословица. Она трактуется так: не пугай человека словами, не делай из мухи слона.

В пословицах содержится народная мудрость. Это мы знаем. Порою, для того чтобы понять ту или иную пословицу, надо целую историю рассказать. Или сказку.

Например, у абазин есть такая пословица «Кто задумал зло — не уйдет от расплаты». К ней прилагается одна очень поучительная сказка «Старик и волк». Послушаем её и попробуем намотать на ус…


4.


Спросим у первых трёх встречных. Собирал как-то один бедный старик в лесу шишки. Набрал полный мешок, завязал, на плечо взвалил и домой пошел. По дороге встретился ему волк.

— Добрый человек,— жалобно сказал волк,— за мной гонятся охотники. Спрячь меня поскорее в мешок, я тебя за свое спасение отблагодарю. Все, что попросишь, дам, только спаси. Скорее, скорее!..

Пожалел старик волка, высыпал шишки, спрятал его в мешок. Только успел завязать, охотники тут как тут. Поздоровались и спрашивают:

— Не видел ли ты здесь какого-нибудь зверя, отец?

— Недавно один волк стороной пробегал,— ответил старик.— Кажется, налево, к опушке свернул…

И охотники поспешили в ту сторону, куда указал старик.

— Далеко ли охотники?— спросил волк из мешка.

— Далеко, уже и не видать!

— Тогда развяжи мешок и выпусти меня поскорее,— ласково сказал волк.

Выпустил старик волка на свободу. Волк оглянулся по сторонам, увидел, что охотников и в самом деле нет, и зарычал:

— Теперь, старик, я тебя съем!

— Это как же так!— изумился старик.— Я тебе добро сделал, я тебя от смерти спас, а ты меня съесть хочешь…

— Такая моя волчья порода!— гордо ответил волк.

— Ладно! Только ты не торопись. Давай спросим у первых трех встречных,— предложил старик,— съесть тебе меня или не съесть? Что они скажут, то и будет.

Как старик предложил, так и сделали.


5.


Первой встретилась им худая, кожа да кости, старая лошадь. Поздоровались они с ней и рассказали о своем споре.

Лошадь покачала головой, подумала и сказала:

— Я всегда старалась угодить хозяину и работала не жалея сил. А он, когда я состарилась, выгнал меня со двора, и осталась я бездомной, бесприютной… Пусть волк съест тебя, старик! Так я думаю.

Второй встретилась им дряхлая, беззубая собака. Поздоровались они с ней, рассказали о своем споре.

Собака вильнула хвостом, подумала и прошамкала:

— Я много лет стерегла скот и двор моего хозяина. А теперь состарилась — и он выгнал меня прочь. Разве это справедливо? Пусть волк тебя съест, старик!

Волк остался очень доволен такими ответами. И отправились они со стариком дальше.

Третьей повстречалась им лиса, она была на охоте и возвращалась к себе домой. Поздоровались с ней старик и волк и рассказали о своем споре.

Лиса сначала задумалась, а потом хитро засмеялась:

— Я вам не верю, обманщики!— сказала она.— Сам ты, волк, такой большой, зубы у тебя такие длинные, хвост у тебя такой толстый… Как ты можешь поместиться в таком маленьком стареньком мешке?

Волку не понравились слова лисы. Он рассердился.

— Не сердись,— уговаривала его лиса.— Лучше полезай в мешок. Я хочу посмотреть, как ты это делаешь.

Согласился волк и полез в мешок, но хвост высунул наружу.

— Я ведь говорила, что вы обманщики!— закричала лиса.— Твой хвост не помещается в мешке, волк!

Тогда волк скрючился и поджал хвост, а старик, который уже смекнул, к чему клонит лиса, быстро завязал мешок.

— Теперь бей его! Да в другой раз будь умнее,— посоветовала лиса и побежала своим путем.

Взял старик толстую дубину и давай по мешку колотить.

— Век,— говорит, — буду помнить волчью породу!

«Кто задумал зло — не уйдет от расплаты» — именно этой пословицей и заканчивается сказка.


6.


А что говорят абазины об очень медлительном человеке? Какое такое «старое слово» (пословицу) они вспоминают? Как правило, вот эту: «Пока одну ногу поднимает, вторую - собака уносит».

Согласитесь, сказано не без юмора…

Раз уж мы заговорили о скорости передвижения, то имеет смысл вспомнить и о лошадях, а также напомнить, что абазины обладали многовековым опытом коневодства. Абазинские лошади славились на Кавказе.

В начале 50-х годов XIX века в «военно-статистическом обозрении Кубанской области» о прикубанских абазинах сообщалось, что они «разводят лошадей прекрасной породы, известной на Кавказе и высоко ценимой по их качествам». Среди абазин-тапантинцев лучшие табуны имели Трамовы. В том же обозрении отмечено, что конский завод Трамова, «которому даже знатоки отдавали предпочтение, прежде сильно соперничал с кабардинскими конскими заводами». Большими табунами владели Лоовы, Какупшевы, Лиевы, Лафишевы, Дударуковы.

Достоинства лошадей абазинских конезаводчиков отмечал в свое время и русский писатель Платон Павлович Зубов (1796-1857). Он, например, писал: «Их лошади по своей легкости и красоте пользуются особым уважением и находятся в высокой цене».

А есть ли у абазин пословицы про коней? Есть. И много таких, которые бьют, что называется, не в бровь, а в глаз.

Мальчика, упавшего с осла, не сажай на скакуна.

Что должна говорит лошадь, говорит седло.

Кто ездит на белом коне, к тому белые волосы пристают.

Кто не удержался за гриву коня, тот не удержится за его хвост.

Добавить нечего. Смысл этих старинных высказываний понятен нам и без комментария. Их можно сразу же мотать на ус или вплетать в косы.


7.


Хозяйство и быт

В 19—нач. 20 вв. абазины вели комплексное хозяйство, в к-ром сочетались животноводство и земледелие. До переселения на равнину гл. отраслью было отгонное скотоводство (гл. обр. мелк., а также круп, рогатый скот, лошади). Коневодство считалось наиб, почетным занятием и было в осн. сосредоточено в руках знати. Было развито птицеводство.

Во 2-й пол. 19 в. земледелие стало преобладающей отраслью х-ва. С нач. 19 в. практиковалась паровая система земледелия с трехпольным севооборотом (просо, ячмень, кукуруза), с 60 — 70-х гг. осн. системой земледелия стала залежная. Стали применять передковый плуг, конструктивно схожий с адыгским, в него впрягали до четырех пар волов. Использовали также ручные орудия: приспособление для боронования вспаханного поля, мотыги разных размеров, косы, серпы. Для своевременной вспашки и сева объединялись в артели (общества), как правило, из представителей одной фамильной группы, позже из представителей разных кварталов. Начало и конец пахоты отмечали торжественно, всем населением.

Древним занятием было пчеловодство, мед был одним из основных товаров на внутр. и внеш. рынке. Подсобную роль играли приусадебное садоводство, охота. Из домашних промыслов и ремесел были развиты обработка шерсти (изготовление сукна, войлоков — гладких и узорных, бурок, войлочных шляп, войлочных ноговиц, поясов, попон и т. д.), выделка шкур и кож, деревообработка, кузнечество. Обработка шерсти и шкур была обязанностью женщин, а обработка дерева, металла, камня — мужским делом.

За годы советской власти в традиц. жизни А. произошли существ, изменения. Развивалось многоотраслевое специализированное сел. х-во: земледелие (зерновые, кормовые культуры, садоводство, овощеводство), животноводство, пром-сть.


8.


Основу традиц. кухни составляют растит, (пшено, кукурузная мука, фасоль), молочные и мясные (вареные и жареные) продукты. Излюбленное блюдо — белый соус с курятиной, заправленный чесноком и пряностями (кIвтIжьдзырдза). Пили слабоалкогольный напиток (буза).

Традиц. одежда А. общекавк. типа. Комплекс муж. одежды состоял из нательного белья, верхней одежды, бешмета, черкески, бурки, башлыка и папахи, оружия — кинжала в серебряной оправе, пистолета. Жен. костюм состоял из нательного белья, платья и второго распашного по всей длине платья.

Девочки с 12—14 лет носили спец. корсет из суровой ткани или из мягкого сафьяна. Платье украшалось нагрудником с пришитыми застежками из серебряных пластинок с позолотой, зернью. Дополнял костюм золотой или серебряный пояс. Головные уборы — платки, шапочки на твердой основе, обтянутой тканью и украшенной золотыми или серебряными нитями. Совр. одежда А. европ. типа, элементы традиц. костюма встречаются только в одежде стариков.

Традиц. аулы свободной планировки располагались по берегам больших рек и ручьев, делились на кварталы, носившие патронимич. характер, жилища ориентированы на юг. Селения тапанта, находившиеся в равнинной местности, были скученного типа. Селения ашхарцев, живших высоко в горах, гнездового типа, состояли из отд. заселенных родственниками хуторов, разбросанных на значит. терр. У всех А. селения были огорожены крепким забором с одними воротами. После переселения все абазинские аулы скученного типа, внеш. ограда исчезла.

Древнейшее жилище А. — круглое в плане, плетёное; глубокие традиции имело также стр-во прямоугольных в плане одно- и многокамерных домов из плетня. Гл. комната, занимавшая центр, место, была одновременно кухней и спальней хозяев, в ней находился очаг. В кон. XIX в. стал применяться саман. После переселения под влиянием новых социально-экономич. условий, контактов с рус. нас. появились кирпичные и рубленые деревянные дома под железной или черепичной крышей с деревянными полами и потолком, обогревавшиеся пристенными печами. Обстановка состояла преим. из деревянных предметов. В богатых домах были ковры, серебряная и металлич. посуда и пр. Независимо от достатка хозяина, каждая семья на терр. усадьбы строила отд. домик для гостей — кунацкую. В наст, время их не строят, но в доме всегда есть отд. комната для гостей.


9.


В XIX в. абазинская усадьба включала один или неск. (большой — главы семьи и однокомнатные для женатых сыновей) жилых домов, ориентированных на юг, и, в отдалении от них, комплекс хоз. построек: закрытый со всех сторон навес для круп, рогатого скота, открытый загон с отгороженным местом для молодняка, плетеные амбары и клети для хранения зерна и кукурузы, летнюю кухню, конюшню, курятник, гумно, два отхожих места (для мужчин и женщин).
  • Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Ханты-Мансийский автономный округ - Югра :
    422 (перепись 2010)
  • Кабардино-Балкария Кабардино-Балкария :
    418 (перепись 2010)
  • Москва Москва :
    318 (перепись 2010)
  • Краснодарский край Краснодарский край :
    279 (перепись 2010)
  • Ямало-Ненецкий автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ :
    236 (перепись 2010)
  • Московская область Московская область :
    139 (перепись 2010)
  • Ростовская область Ростовская область :
    112 (перепись 2010)
  • Адыгея Адыгея :
    84 (перепись 2010)
  • Санкт-Петербург Санкт-Петербург :
    84 (перепись 2010)
  • Турция Турция :
    12 000 (оценка)
    Египет Египет :
    12 000 (оценка)
    Абхазия Абхазия :
    355 (перепись 2011)
    Украина Украина :
    128 (перепись 2001)

    Наименование (этноним) абаза (или абазги) и племена, входившие в состав этой этнической группы, встречается в сочинениях античных авторов начиная с V в. до н. э. Например, древнегреческий историк Геродот (V в. до. н. э.) в своей карте древнего мира в перечне народов, обитавших по берегу Понта Эвксинского, наряду с кораксами , колхами , называет также и племя абасгов . Исследователь абазинского языка А. Н. Генко по этому поводу писал следующее: «Термин абаза очень древнего происхождения и имеет собирательное значение, объединившиеся общностью языка и культуры …».

    Историческая древняя родина абазин - территория современной Абхазии . В начале 14 века абазины начали перебираться на территорию нынешней Карачаево-Черкесии.

    Также ранее абазины проживали в количестве 15 аулов Зольского района Кабардино-Балкарии, однако в настоящее время все они были ассимилированы кабардинцами потеряв язык и культуру абазин.

    По данным древнегреческого историка Геродота Абазины произошли от Абхазов. Точнее отдельные изгнанные группы людей за преступления отделились от Абхазов и в дальнейшем которые образовали нацию Абазины. Этнографически абазины делятся на несколько племён (субэтносов): башилбаевцы , тамовцы , кизилбековцы , шахгиреевцы , баговцы , баракаевцы , лоовцы , дудароковцы , бибердовцы , джантемировцы , клычевцы , кульбековы .

    Абазины лингвистически наиболее близки к абхазам , однако они больше подверглись адыгскому влиянию, и в их культуре абхазских элементов меньше, чем адыгских.

    Численность абазин в населённых пунктах в 2002 г.:

    Язык

    Лингвистически абазины делятся на две большие группы: тапанта (ашуа) и ашхаруа (шкаруа) , которые пользуются своими диалектами с одноимёнными названиями.

    История

    Более пяти тысяч лет назад история этноса «абаза» началась совместно с историей этноса абхазов и адыгов и развивалась бок о бок.

    Апостол Андрей

    В I веке н. э. - по церковному преданию, св. апостол Андрей в 40-м году нашей эры проповедовал христианское вероучение среди горских народов: алан , абазгов и зикхов .

    Абазгия и Абазгское царство

    Во II веке н. э. история зафиксировала государство (княжество) - Абазгия . В VIII веке н. э. история зафиксировала государство - Абазгское царство, более известной как «Абхазское царство ». В определённые периоды истории количество абаза, проживавших в Абхазии , превышало количество родственных им абхазов . В связи с нехваткой земли для сельскохозяйственной обработки, абаза тремя волнами, в разные периоды истории мирно мигрировали на Северный Кавказ вместе с родственными им адыгскими племенами.

    К. Сталь приводит предание, согласно которому переселение абазин проходило через горные перевалы между верховьями рек Белой и Теберды. Топонимика этих маршрутов в настоящее время этимологизируется на основе абхазо-абазинского языка. А. Я. Фёдоров пишет: «До сих пор, сквозь топонимику Карачая просвечивают реликты абхазо-абазинской топонимики, оставленной жившими здесь абазинами». Например: Муса Ачитара (Муса йчвтара//Муса йтштара) «загон для лошадей Мусы»; Теберда (Тыпарта//атыпарта) «место откочёвки»; Маруха (Марахва) «солнечная»

    16 век

    Согласно русской летописи (автор неизвестен), в 1552 году в Москву для переговоров с Иваном Грозным, для заключения военно-политического союза против крымского хана, прибыло первое посольство черкесов, среди которых был абазинский князь Иван Езбозлуков .

    18 век

    19 век

    В 19 веке абазины разделили с адыгами и абхазами все беды, тяготы и лишения русско-кавказской войны, а также все её трагические последствия.

    Устное народное творчество составляет важную часть духовной культуры абазинского народа. Абазины с большой любовью относятся к ласточке, считая её спасительницей человеческого рода. Строго-настрого запрещается разорять гнёзда ласточек, поскольку такие действия расцениваются как большой грех. Залетевшая в дом ласточка предвещает семье благополучие и счастье, нельзя допускать, чтобы птичка пострадала. Существует легенда о ласточке. В давние времена семиглавое чудовище послало разных животных, птиц и насекомых во все концы света, чтобы они узнали, чьё мясо самое вкусное и чья кровь самая сладкая. И вот ласточка встретила змею, которая спешила рассказать чудовищу, что самое вкусное мясо и самая сладкая кровь у человека. Ласточка выразила в этом сомнение и попросила змею показать жало. Как только змея высунула жало, ласточка рассекла его ударом своего клюва. Отныне змея лишилась способности говорить, издавая только шипение. Вот почему страшная весть не дошла до чудовища. Люди были спасены. Лягушка по абазинскому поверью - предвестница дождя, и её никогда не убивают. А лошадь в абазинском фольклоре (сказках, легендах) наделена чудесными свойствами и всегда приходит на выручку хозяину в самые опасные для него моменты. Абазины создали и сохранили богатейший сказочный эпос. Он включает волшебные и социально-бытовые сказки, небылицы и сказки о животных. Есть сюжеты, совпадающие с мировыми и общекавказскими. Самый популярный - Нарсткий эпос. В волшебных сказках во всех случаях торжествуют добро и справедливость, а зло непременно наказывается. Одна из главных тем абазинского сказочного эпоса - тема труда. Созидательный, свободный труд поэтизируется. Подневольный труд считается наказанием и проклятием. Положительными персонажами являются искусные табунщики, пахари, пастухи, охотники, вышивальщицы. Многие сказки заканчиваются словами: «…стали жить богато и счастливо». Большое место в фольклоре абазин занимают хабары (рассказы, содержащие достоверную информацию), пословицы и поговорки. Популярны в народе и загадки.

    Наряду с устным народным творчеством большую роль в традиционно-бытовой культуре абазин всегда играл музыкальный и танцевальный фольклор. О разнообразии абазинских музыкальных инструментах сообщали уже письменные источники XIX века. Отмечены «двусторонняя балалайка, которой забавлялись абазины», «травяная дудка».

    Среди старинных музыкальных инструментов также: род балалайки (мышIкъвабыз), двухструнная скрипка (апхьарца), инструмент вроде арфы (анду), дудка из оружейного ствола (кIыжкIыж), деревянные трещотки (пхьарчIакь). Самыми древними инструментами у абазин были дудка(зурна) и свирель (ацIарпIына).

    Характерны обычаи и обряды, связанные с годичным циклом. Сохраняется фольклор: нартский эпос , различные жанры сказок, песен. С незапамятных времен народ складывает песни. Потребность выразить в них свои чаяния, мысли и чувства, заговорить образным языком музыки-свидетельство большого духовного богатства и таланта народа. Песенному творчеству абазинского народа присуще большое жанровое разнообразие. Богат созданный в разное время песенный и танцевально-инструментальный фольклор. В зависимости от особенностей содержания и формы народных песен различают: трудовые припевки, трудовые земледельческие песни, игровые, обрядовые, величальные, хороводные, плясовые, эпические (повествовательные), лирические, шуточные, историко-героические песни-плачи, лирические песни-плачи, а также разнохарактерные детские песни и инструментальные произведения.

    (1634-1703) - брацлавский полковник Войска Запорожского.

  • Мурзабек Алиев (Выходец из аула Шегерей~Апсуа) - Банкир г.Тегеран. Хранил золото царской семьи Николая 2
  • Султан Клыч Герей - Командир дикой дивизии, генерал майор белой армии
  • Шанов Карней - ординарец Балахонова, комендант г. Саратова
  • Табулов Татлустан Закериевич - абазинский и черкесский писатель и поэт. Один из основоположников абазинской литературы.
  • Тлябичева Мира Сахат-Гериевна первая абазинская поэтесса, член союза писателей СССР
  • * Тлисов Мухамед Индрисович (Выходец из аула Апсуа) - доктор физико-математических наук, профессор
    • Гожев Абрек-Заур Патович (Выходец из а.Апсуа) - абазинский композитор, педагог, Заслуженный работник КЧР

    (самоназвание — абаза), народ в Российской Федерации (33 тыс. человек), в Карачаево-Черкесии (27,5 тыс. человек) и в восточной части Адыгеи. Живут также в Турции, Сирии, Ливане, Иордании. Язык абазинский абхазо-адыгской группы северо-кавказской семьи языков. Верующие — мусульмане-сунниты.

    Численность

    33 тыс. человек, в том числе в Карачаево-Черкесии 27,5 тыс. человек. Живут также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (около 10 тыс. человек). Общая численность около 44 тыс. человек.

    История

    Более пяти тысяч лет назад история этноса «абаза» началась совместно с историей этноса абхазов и адыгов и развивалась бок о бок. Вплоть до второй половины XIX века этноним «Абаза» параллельно с этнонимом «черкес» служил собирательным иноназванием, как для предков абазин по обеим сторонам Кавказского хребта, так и адыгских субэтносов Причерноморья, включая выходцев из этого региона, переселившихся в Прикубанье. И только на рубеже XX века закрепился за абазоговорящими обществами Северного Кавказа в качестве самоназвания.

    Апостол Андрей

    В I веке н. э. - по церковному преданию, св. апостол Андрей в 40-м году нашей эры проповедовал христианское вероучение среди горских народов: алан, абазгов и зикхов.

    Абазгия и Абазгское царство

    Во II веке н. э. история зафиксировала государство (княжество) - Абазгия. В VIII веке н. э. история зафиксировала государство - Абазгское царство, более известной как «Абхазское царство». В определённые периоды истории количество абаза, проживавших в Абхазии, превышало количество родственных им абхазов. В связи с нехваткой земли для сельскохозяйственной обработки, абаза тремя волнами, в разные периоды истории мирно мигрировали в Черкесию на территории родственных адыгов.

    К. Сталь приводит предание, согласно которому переселение абазин проходило через горные перевалы между верховьями рек Белой и Теберды. Топонимика этих маршрутов в настоящее время этимологизируется на основе абхазо-абазинского языка. А. Я. Фёдоров пишет: «До сих пор, сквозь топонимику Карачая просвечивают реликты абхазо-абазинской топонимики, оставленной жившими здесь абазинами». Например: Муса Ачитара (Муса йчвтара//Муса йтштара) «загон для лошадей Мусы»; Теберда (Тыпарта//атыпарта) «место откочёвки»; Маруха (Марахва) «солнечная»

    16 век

    Согласно русской летописи (автор неизвестен), в 1552 году в Москву для переговоров с Иваном Грозным, для заключения военно-политического союза против крымского хана, прибыло первое посольство черкесов, среди которых был абазинский князь Иван Езбозлуков.

    18 век

    1762 год - Французский консул в Стамбуле Пейсонель Клод-Шарль писал —

    Абазы принадлежат к числу народов, населяющих пространство между Черкесией и Грузией. Они разделяются, как черкесы, на несколько племен, управляемых своими беями. Между племенами ведется постоянная война. Религия абазинцев представляет собою смесь христианства с пантеизмом; тем не менее народ признает себя благочестивыми христианами. Порта назначает в эту страну своего бея, называемого беем абазинцев, который, однако, пользуется только титулом начальника без всякой власти. Резиденция бея находится в Сухуме. Главное начальство в этой местности принадлежит паше Черноморского побережья, но абазинцы не повинуются ни ему, ни турецкому бею, и лишь одна сила может привести их к покорности и повиновению. Кубанский сераскир делает иногда на них набеги, отбирая у них мелкий скот, лошадей и рабов. В этой стране имеется два главных порта - Сухум и Кодош.

    19 век

    В 19 веке, абазины разделили с адыгами и абхазами все беды, тяготы и лишения русско-кавказской войны, а также все её трагические последствия.

    Основная статья: Кавказская война

    Фрагмент. 1836 год, 8 февраля. Джеймс Хадсон - генерал-лейтенанту Герберту Тэйлору. … «О … нападении абазин на Ставрополь»

    В конце того же ноября, месяца черкесы-абазины сосредоточили свои силы, чтобы нанести ответный удар черноморским казакам и русским регулярным частям, совершавшим вторжения на их территорию. Абазины ворвались в Ставрополь, столицу так называемого «правительства Кавказа», и увели с собой 1700 пленных, 8000 голов скота и пр. 300 из захваченных пленных - люди, занимавшие в Ставрополе высокое положение: офицеры, купцы, банкиры. Был среди них и русский военный высокого ранга, генерал, как говорят; его взяли в плен вместе с его штабом. Это уже второй налет на Ставрополь, совершенный за последний год. В первый раз они захватили до 800 пленных. Это второе нападение, о котором я только что сообщил, тоже завершилось полным успехом черкесов, хотя русские и готовились встретить их.

    Потомки абазин, которые после русско-кавказской войны приняли российское подданство, живут в Карачаево-Черкесии (аулы указаны выше).



    Потомки абазин-мухаджиров живут за рубежом, где их вместе с адыгами именует «черкесами». В составе черкесских диаспор в Турции, Сирии, Израиле, Египте, Иордании, Ливии абазин около 10 тысяч человек. Многие из них перешли на турецкий язык, часть утратила абазинские имена и фамилии, смешались с турками, при этом память о своём принадлежности к определённым родам сохраняется до настоящего времени.

    Язык

    Язык абазинский абхазско-адыгейской группы северокавказской семьи, имеет два диалекта: тапантский (лежит в основе литературного языка) и ашхарский. Распространены кабардино-черкесский, русский язык. Письменность на русской графической основе.

    Религия

    Верующие — мусульмане-сунниты.Абазины — коренные жители Кавказа. Их предки были северными соседями абхазов и, по-видимому, уже в 1-м тысячелетии нашей эры частично ими ассимилированы. В 14-17 веках Абазины, жившие по черноморскому побережью между реками Туапсе и Бзыбь, переселились на Северный Кавказ, где осели по соседству с адыгскими племенами. В дальнейшем значительная часть Абазинов была ассимилирована адыгами, другая испытала их сильное культурное влияние.

    Занятия

    К середине 19 века традиционные занятия, быт и народное творчество Абазинов мало отличались от адыгских, вместе с тем некоторые черты традиционной культуры Абазинов сближают их с абхазами (развитое садоводство и пчеловодство, особенности фольклора и орнаментики и др.). В 1860-х годах Российским правительством было осуществлено переселение Абазинов на равнину.

    До переселения главной отраслью хозяйства было отгонное скотоводство(главным образом мелкий, а также крупный рогатый скот, лошади; коневодство — престижное занятие), со 2-й половины 19 века стало преобладать земледелие (просо, ячмень, кукуруза; садоводство, овощеводство). Домашние промыслы и ремёсла: обработка шерсти (изготовление сукна, войлоков — гладких и узорных, бурок, войлочных шляп, ноговиц, поясов, попон и т.д.), выделка шкур и кож, деревообработка, кузнечество.

    Традиционная социальная организация — сельские общины, большие и малые семьи, патронимии.

    Характерны обычаи и обряды, связанные с годичным циклом. Сохраняется фольклор: нартский эпос, различные жанры сказок, песен.Особенности традиционно-бытовой культуры более всего сохраняются в пище, семейной и другой обрядности, этикете, народном творчестве. Продолжается ассимиляция Абазинов, в том числе за счёт частых смешанных браков с черкесами; в то же время усиливается движение за культурное возрождение и национальную автономию.

    Жилище

    Традиционные аулы делились на патронимические кварталы, на равнине — скученные, в горах гнездового типа. Древнейшее жилище — круглое, плетёное, распространены были также прямоугольные одно- и многокамерные дома из плетня; в конце 19 века стал применяться саман. Со 2-й половины 19 века появились кирпичные и деревянные рубленые дома под железной или черепичной крышей. Традиционная усадьба включала один или несколько жилых домов, в том числе помещение для гостей — кунацкую, и, в отдалении от них, комплекс хозяйственных построек.


    Традиционная одежда общекавказского типа.

    Основу традиционной кухни составляют растительные, молочные и мясные продукты. Излюбленное блюдо — белый соус с курятиной, заправленный чесноком и пряностями. Пили слабоалкогольный напиток (буза).

    Знаменитые абазины

    • Мехмед Абаза-паша (1576-1634) - визирь Османской империи, бейлербей Эрзурумского эйялета, правитель Боснии.
    • Абазин, Андрей Мехмедович (1634-1703) - брацлавский полковник Войска Запорожского.
    • Кешев, Адиль-Гирей Кучукович
    • Табулов, Татлустан Закериевич - писатель и поэт.
    • Черкасский Василий Карданукович
    • Али-Бей Абаза
    • Кансав ал Гаури ибн Биберд
    • Джегутанов, Кали Салим-Гериевич - писатель и поэт.
    • Гагиев Иосиф Ибрагимович (1950-2011)- доктор филологических наук, профессор.
    • Хуранов Шахимби Шахалиевич (1951-1988)- историк, этнограф