Баллада Толстого - это история «незаметного» героя, с которой вкратце можно ознакомиться, прочитав краткое содержание стихотворения «Василий Шибанов» для читательского дневника.
Сюжет
Князь Курбский бросается в бега, чтобы избежать наказания государя, которого предал. С ним едет конюх Василий. Лошадь князя падает замертво, не выдержав скачки. Слуга отдаёт господину своего коня.Князь благополучно добирается до литовцев. Тут ему рады, он в безопасности, но Курбскому этого недостаточно. Он выплёскивает всю свою злость в письмо для царя. Но кто захочет доставить такое послание?
В стал доходит изнурённый Василий, он один соглашается ехать к царю, причём даже не берёт вознаграждение. И вот гонец в палатах Иоанна. Письмо читают дьяки, царь свирепеет и втыкает в ногу Василию конец своей железной трости. Затем Шибанова бросают в темницу и подвергают жестоким пыткам, чтобы выяснить имена сообщников его господина - князя Курбского. Василий, несмотря на адские муки, продолжает славить князя, остаётся ему верен. Умирая, он обращается к Богу, моля не за себя - за Курбского.
Вывод (моё мнение)
Преданность и любовь, не должны заключаться в безропотном повиновении и готовности к самопожертвованию.На уроке вы сможете познакомиться с биографией А. К. Толстого, узнать о его увлечении историей. Сравнительный анализ баллад А. Толстого «Василий Шибаев» и «Князь Михайло Репнин» поможет определить их основную идею и проблематику, а также понять авторскую концепцию в изображении эпохи Ивана Грозного. Особое внимание в уроке уделено художественным особенностям баллад.
До самой своей смерти дядя оставался главным советчиком в литературных опытах воспитанника. Он также показывал произведения юноши Жуковскому и Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, - и есть
свидетельства, что они были одобрены.
Рис. 2. Александр ІІ с сестрой Марией ()
Также благодаря дяде, ещё ребенком, Алексей Толстой был представлен наследнику престола, будущему императору Александру II и оказался в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр.
Впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения. Дружба с будущим императором поможет Толстому сделать головокружительную придворную карьеру от камер-юнкера до придворного церемониймейстера.
Впервые Алексей Толстой входит в литературный мир в 24 года, когда свет увидела его фантастическая повесть «Упырь». Подражая дяде, писатель публикуется под псевдонимом Краснорогский (от названия имения Красный Рог).
В этот же период отмечается интерес Алексея Константиновича к истории. В дальнейшем историческая баллада стала одним из основных жанров его поэтического творчества.
Балла́да — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.
Жанр баллады был необыкновенно популярен в эпоху романтизма и встречается в творчестве многих представителей литературы І половины ХІХ века (Гете, Жуковского, Пушкина).
Обращение к жанру баллады связано с поиском необычного сюжета, что очень важно в романтизме, и, безусловно, с интересом автора к истории.
В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного.
Рис. 3. Иван Грозный. Худ. В. М. Васнецов ()
Фигура этого царя, безусловно, колоритная и популярная. Не случайно народ посвятил ему много исторических песен.
Как в тереме живет православный Царь:
Православный Царь Иван Васильевич:
Он грозен, батюшка, и милостив,
Он за правду милует, за неправду вешает.
Уж настали годы злые на московский народ,
Как и стал православный Царь грозней прежняго.
Он за правду за неправду делал казни лютыя.
Образ царя Ивана Грозного является центральным в произведении М. Ю. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове». Также как Лермонтов, Алексей Толстой пытается придать своим балладам фольклорную стилизацию, тем самым максимально приблизить читателя к той эпохе.
Сравнительный анализ баллад А. К. Толстого
Необходимо отметить, что, пользуясь историческими данными, поэт привносит в сюжет долю художественного вымысла. Толстой считал, что писатель и поэт имеют на это полное право.
Вопрос |
«Василий Шибанов» |
«Князь Михайло Репнин» |
Какие средства художественной выразительности помогают воссоздать события прошлого? |
Эпитеты : рабская верность, лихой злодей, дерзкий гонец, собачья измена. Метафоры: «перо его местию дышит»; «послание, полное яду»; «звонит всей опрични кромешная тьма». |
Эпитеты: разгульные опричники, бесовские дети, державное слово, строптивый раб, правдивый князь. Метафоры: «С вечерни льются вины на царские ковры», «Рассыпь державным словом детей бесовских рать» |
Стилизация под фольклор |
Устаревшая лексика: Опричня - опричнина. Так называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников. Смирная одежда - траурная. Окольные - приближенные. Аз, иже - я, который. Лиях - лил. Заплечный мастер - палач. Фольклорная композиция: Повторы строф (рефрен): «Царь, слово его все едино: Он славит свого господина!" |
Устаревшая лексика: Кравчий - распоряжался подачей блюд и напитков к царскому столу. Тиуны - верные слуги. Машкара, личина - маска. Рек - сказал. Фольклорная композиция: зачин, основная часть, концовка. Повторы строф (рефрен): «Поют потехи брани, дела былых времен, И взятие Казани, и Астрахани плен». |
Вывод. Баллады объединены стилистически и тематически. В образах Василия Шибанова и князя Репнина автор воплотил идею справедливого народного гнева, возмущения кровавой политикой Ивана Грозного. Оба героя умирают, но не изменяют своим жизненным принципам.
Образ царя в балладах противоречив. В балладе «Василий Шибанов» царь высоко оценил преданность и отвагу слуги, но приговор его жесток:
Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
И много, знать, верных у Курбского слуг,
Что выдал тебя за бесценок!
Ступай же с Малютой в застенок!"
В балладе «Князь Михайло Репнин» в гневе царь убивает непокорного боярина, а потом горько раскаивается в содеянном:
И смех их раздается, и пир опять кипит,
Но звон ковшей и кубков царя не веселит:
"Убил, убил напрасно я верного слугу,
Вкушать веселье ныне я боле не могу!"
Сложный, противоречивый образ царя Ивана Грозного красной нитью пройдет через все творчество А.К. Толстого. В 1863 г. автор напишет исторический роман об этой эпохе «Князь Серебряный». Затем появится историческая трилогия - трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). Главная тема всех трех произведений - трагедия власти.
У самого А. Толстого с властью были особые отношения. Мы уже отмечали дружбу писателя с будущим императором и его стремительный карьерный рост. Однако это не только не радовало писателя, а с годами стало тяготить. Он подает в отставку и с 1861 получает долгожданную свободу. Именно теперь он переживает творческий подъем, много пишет, публикуется:
Средь мира лжи, средь мира мне чужого,
Не навсегда моя остыла кровь;
Пришла пора, и вы воскресли снова,
Мой прежний гнев и прежняя любовь!
Рассеялся туман и, слава богу,
Я выхожу на старую дорогу!
- Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор - Коровина В.Я. - 2008 год
- Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год
- Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год
- Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год ).
- Всемирная история в лицах. Иван Грозный ().
- Сравните образ Ивана Грозного, созданный А. Толстым с образом из произведения Лермонтова «Песнь о купце Калашникове».
- Каково отношение автора к героям баллад?
- Каково значение исторических баллад А. К. Толстого?
1. "Василий Шибанов"
– впервые напечатано в «Русском вестнике», 1858, сентябрь, кн. 1 с подзаголовком «Баллада».
Историческая основа стихотворения – эпоха царствования Ивана Грозного (1530–1584; великий князь Московский и всея Руси с 1533 г., первый царь всея Руси с 1547 г.). Его главный оппонент, князь Андрей Курбский, бежавший в Литву, написал царю гневное и язвительное письмо. Передать это письмо Грозному должен был верный слуга Курбского, Василий Шибанов. Разгневанный царь велел пытать Шибанова, а потом казнить его мучительной смертью. Описание этого эпизода Толстой взял из «Истории государства Российского» Карамзина.
Вот что говорится об этом
событии в «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина: Курбский «ночью тайно вышел из дому, перелез через городскую стену, нашел двух оседланных коней, изготовленных его верным слугою, и благополучно достиг Вольмара, занятого литовцами. Там воевода Сигизмундов принял изгнанника как друга, именем королевским обещая ему знатный сан и богатство. Первым делом Курбского было изъясниться с Иоанном: открыть душу свою, исполненную горести и негодования. В порыве сильных чувств он написал письмо к царю; усердный слуга, единственный товарищ его, взялся доставить оное и сдержал слово: подал запечатанную бумагу самому государю, в Москве, на Красном крыльце, сказав: „От господина моего, твоего изгнанника, князя Андрея Михайловича“. Гневный царь ударил его в ногу острым жезлом своим; кровь лилася из язвы; слуга, стоя неподвижно, безмолвствовал. Иоанн оперся на жезл и велел читать вслух письмо Курбского… Иоанн выслушал чтение письма и велел пытать вручителя, чтобы узнать от него все обстоятельства побега, все тайные связи, всех единомышленников Курбского в Москве. Добродетельный слуга, именем Василий Шибанов… не объявил ничего; в ужасных муках хвалил своего отца-господина; радовался мыслию, что за него умирает». Ср. также слова Шибанова: «О князь, ты, который предать меня мог // За сладостный миг укоризны», – с таким местом: «Он наслаждению мести, удовольствию терзать мучителя словами смелыми пожертвовал добрым, усердным слугою». Источником строф 11-12 является подлинное письмо Курбского к Ивану Грозному. Толстой несколько сдвинул исторические события. Бегство Курбского и его первое письмо к царю относятся ко времени до возникновения опричнины, а молебствия царя с опричниками происходили не в центре Москвы, на глазах у всего народа, а в Александровской слободе, куда он переехал в 1565 г. Ф. М. Достоевский, говоря о Курбском и Шибанове в «Дневнике писателя» 1877 г., пересказывает факты явно по балладе Толстого. ()
8. Басма́нов
– Фёдор Алексеевич Басма́нов (Басма́нов-Плеще́ев; дата рождения неизвестна – ум. ок. 1571) – опричник, сын Алексея Даниловича Басманова, фаворит царя Ивана IV Грозного.
С 1571 года имя Фёдора Басманова больше не упоминается, он числится в боярских списках выбывшим. В этом году он, предположительно, был казнен Иваном IV или же был сослан с семьей на Белоозеро, где умер в одной из монастырских тюрем. (