А н воронихин архитектор его работы

Андрей Никифорович Воронихин - личность в русской истории. Талантливый, непревзойденный мастер. Один из плеяды невероятных, космических архитекторов, ковавших вид а.

Воронихин, один из тех, кто сделал Северную столицу городом-музеем. Жизнь, судьба, биографии Воронихина достойны восхищения и уважения потомками.

Семья Воронихина

Воронихин родился в семье крепостных крестьян. Его отец Никифор Степанович, мать - Пелагея Ивановна. Семья Воронихиных принадлежала графу Александру Сергеевичу Строганову. Ходят слухи, что на самом деле отцом ребенка был барон Александр Николаевич Строганов. Он состоял в связи с Марфой Чероевой.

Итогом интрижки стало появление ребенка. Но в силу определенных обстоятельств Александр Николаевич не мог признать ребенка своим. Если следовать легенде, то получатся, что Александр Сергеевич приходился Воронихину дядей, и именно поэтому взял его под свою опеку.

Учеба

С ранних лет Андрей учился иконописи у Гаврилы Юшкова. Это был один из лучших мастеров своего дела на Урале. Мальчик хорошо зарекомендовал себя. Взрослые видели в нем недюжий талант и потенциал. Строганов был влиятельным человеком. Юшков рассказал ему о талантливом мальчике, и тот отправил его учиться в . Произошло это весной 1772 года.

Львиный Эрмитажный каскад фото

Юношу устроили в Московскую школу архитектуры. С Андреем делились знаниями знаменитые архитекторы Казаков и Баженов. Мальчик прилежно учился, новые знания впитывал как губка. Любознательный, с острым умом, талантливый и рукастый мальчик быстро становился настоящим мастером.

Баженов приметил таланты Андрея и взял в свои помощники. Четыре года молодой человек на практике изучал архитектурную науку и живопись. Писал миниатюры на эмали, рисовал архитектурные пейзажи. Подрабатывал в , участвуя в росписи и реставрации.

В Петербурге

В 1779 году обучение в Москве было законченно. Молодому Воронихину предстояло отправиться в Санкт-Петербург. Дорога заняла две недели. Прибыв в столицу Российской Империи, Андрей явился к Александру Сергеевичу Строганову. Граф жил в роскошном особняке, который находился на пересечении Мойки и Невского проспекта. Воронихин несколько лет работал в команде графа.


Дворец в Павловске фото

В 1785 году Андрею даровали вольную грамоту, он становился полностью свободным человеком. У Александра Строганова был сын Павел, обучением которого занимался гувернер Ромм. Молодые люди быстро подружились. А Ромм неподдельно восхищался успехами Андрея в области наук. Строганов старший справедливо решил, что ребятам нужно развиваться. И отправил сына с Воронихиным и гувернером Роммом в путешествие по Европе.

Долгие четыре года Андрей и Павел были в Швейцарии и Франции, получали знания у лучших мастеров архитектуры, искусства, математики, физики, механики. В 1789 году разразилась Великая французская революция. Историческое событие застало трех путешественников в Париже. Ромм активно участвовал в событиях, стал видным деятелем революции. Узнав об этом, Строганов срочно отозвал Павла и Андрея в Россию. Так закончилось их обучение в Европе.

Архитектор Воронихин биография

По возвращению молодых людей, в доме Строганова случился пожар. Александр Сергеевич верил в таланты Воронихина, и доверил молодому архитектору перестройку внутреннего и внешнего убранства дома. Дом Строганова строил сам знаменитый Расстрели. У Андрея была серьезная задача. Его работу, так или иначе, сравнивали бы с творчеством признанного мастера. Воронихин не стушевался, и заменил пышное барокко на строгий классицизм. Работа понравилась как хозяину дома, так и критикам. Александр Сергеевич тут же попросил архитектора заняться его дачей на Черной речке.

Казанский собор - шедевр Воронихина

Казанский Собор - вершина творческого пути Воронихина. В 1799 году император обяъвил конкурс на проект собора. Собор должен был быть величественным похожим на римский собор Святого Петра. Собор планировалась возвести на Невском проспекте, вместо церкви Рождества Богородицы.

Большое внимание к будущему собору со стороны императора было потому, что в церкви хранилась икона Казанской Божьей Матери. Изначально конкурс выиграл архитектор Чарльз Камерон. Этот почтенный муж был среди любимчиков Екатерины II. Павел имел сложные отношения с матерью, поэтому любимчиков императрицы не жаловал.

Император много общался со Строгановым, считал его большим специалистом в области искусства. Строганов же рекомендовал отдать проект Андрею. Строганов создал «Комиссию о построении Казанской церкви», после всех подсчетов вышла смета в 2843434 рублей. Павел проект принял, только просил убрать из него колокольню и домик для служащих собора.

Проект планировали реализовать за три года. Вскоре Павла убили, и собор заканчивали уже при . Собор получился величественным и прекрасным. Невский проспект стал парадным подъездом к собору, а между ним и собором образовалась великолепная площадь. Воронихин был настоящим новатором, и впервые в русской истории при строительстве купольных перекрытий использовал чугун и железо.


убранство Казанскогсобора фото

Строгость внешнего убранства гармонирует с пышностью и величием собора. Собор осветили в 1811 году. Строительство его затянулось. Но грандиозность постройки признавали все. Казанский собор - один из самых красивых и величественных в Европе.

Что построил архитектор Воронихин

Главные достопримечательности Санкт-Петербурга

  • Дворец в Павловске
  • Львиный «Эрмитажный каскад» в Петергофе
  • Шереметьевский дворец на Фонтанке
  • Константиновский дворец
  • Здание Горного института
  • Дом Государственного казначейства

Личная жизнь

В 1801 году архитектор женился на девушке - Марии Фёдоровне Лонд. Она была англичанкой. Любила и умела отлично чертить. До свадьбы она была гувернанткой в доме Строгонова. В браке у молодых родилось шесть детей. Двое из них умерли в детстве.

  • Участвовал в конкурсе на строительство Исаакиевского собора, но его проект уступил проекту Огюста Монферана
  • Участвовал в конкурсе на проект Храма Христа Спасителя в Москве, но тут нашего героя обскакал Константин Андреевич Тон
  • Награжден орденом Святого Владимира, орденом Св. Анны

Горный институт фото

Когда умер Андрей Воронихин

Итоги

Андрей Никифорович Воронихин - один из лучших русских архитекторов. Наравне конкурировал с иностранцами, вместе с ними задавал направления развития русской архитектуры. Андрей не только прекрасный архитектор, но и замечательный художник, работы которого признавали в «Академии Художеств». Великий человек, оставивший большой след в русской истории.

Существует несколько версий происхождения знаменитого русского архитектора Андрея Никифоровича Воронихина. Некоторые источники утверждают, что он был сыном простого крепостного, другие, - внебрачным сыном графа Александра Строганова от крепостной.

Родился будущий архитектор в с. Новое Усолье Пермской губернии 17 октября 1759 года. Обучался в одной из художественных школ, основанных Строгановым, у известного иконописца Юшкова. Весной 1772 года талантливый отрок, в числе других способных учеников, был отправлен графом, известным меценатом и президентом Петербургской Академии художеств, учиться в Московскую школу архитектуры.

Предполагается, что в 1775 - 1779 гг. учителями юного Воронихина были В. Баженов и М. Казаков. Андрей настойчиво овладевал архитектурной наукой, но не оставлял и живописи, писал миниатюрные портреты, делал зарисовки. В целях заработка выполнял мелкие заказы по реставрации фресковой живописи и храмовой росписи.

После окончания обучения молодой архитектор отправился в Санкт-Петербург в распоряжение графа А.С. Строганова.

Ему отвели комнату в роскошном дворце графа и место под мастерскую - для работы над рисунками и чертежами. Воронихин был допущен к графской галерее, к его библиотеке и кабинету, ему дают возможность бывать на собраниях любителей искусств, устраиваемых графом.

Андрей очень дружен с сыном графа, Павлом Строгановым. В 1785 году А.С. Строганов дает Андрею Воронихину «вольную» и отправляет молодых людей в путешествие по России в сопровождении учителя Павла Ромма. В путешествии они исполнили цикл пейзажных рисунков и акварелей под названием «Путешествующий по России живописец».

В 1786 году граф снаряжает всех троих в путешествие по Европе. Молодые люди посещают Францию, Германию, затем уезжают учиться в Женеву. В 1789 году они переезжают в Париж. Здесь Воронихин окончательно утвердился в желании быть архитектором, он много времени проводит в библиотеках, постигая учение древних зодчих и французских основателей ампира, в том числе К. Леду.

Здесь же все трое путешественников примкнули к Французской революции.
Позже молодые люди, по требованию графа, вернулись в Россию, а их воспитатель и учитель Ромм остается на родине, становится одним из лидеров революции, членом Конвента, автором нового французского календаря. Позднее он будет казнен на гильотине.

Вернувшись в 1790 году в Россию, Воронихин решает, что вполне подготовлен к самостоятельной работе. В 1791 году граф заказывает Воронихину перестройку в своем дворце, пережившем большой пожар, картинной галереи, бильярдной, столовой, минерального кабинета и вестибюля. Он верил в талант Воронихина, ценил его трудолюбие и честность.

Молодой архитектор сумел во дворце, построенном самим Растрелли, создать художественные формы в абсолютно других пропорциях и стиле. Пышный декор Растрелли Воронихин заменяет строгим классическим, простым и изящным.
Аналогично он перестраивает интерьеры дачи Строганова на Чёрной речке (1795 - 1796 гг.), дома в Калужской губернии (1798 г.). Тогда же (1794 г.) он пишет свою знаменитую картину «Вид картинной галереи графа Строганова», которая ныне хранится в Эрмитаже .

Совет Академии художеств удостаивает Андрея Никифоровича Воронихина званием профессора живописи. Следующая картина, «Вид построенной Строгановской дачи» (1797 г.), приносит ему звание академика Академии Художеств. Строганов поручает Воронихину строительство паркового павильона в своих владениях в Новой Деревне. Как видим, получив вольную, Воронихин связей с семьей своего благодетеля не терял.

В 1799 году указом императора был объявлен конкурс на проект Казанской церкви на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Павлу I хотелось видеть храм, напоминающий собор Святого Петра в Риме. В этом престижном конкурсе принимало участие много известных иностранных архитекторов, но Павел отдал предпочтение работе именно Воронихина, смета постройки была утверждена императором, но вскоре последний погибает от рук заговорщиков.

Однако Воронихин продолжает работы и на строительстве Казанского собора , и в Павловске, где создает знаменитый Розовый павильон и ряд других построек, мостов, павильонов. В 1800 году он выполняет проект каскадов у «Ковша Самсона» в Петергофе , которые получили сразу же название «воронихинских», а сам автор проекта - звание архитектора и право преподавать в Академии Художеств.

В сентябре 1801 года Воронихин женится на помощнице Чарльза Камерона Мери Лонг, обретя тем самым не только спутницу жизни, но и прекрасную помощницу. На свадьбе присутствовал старый граф А. Строганов. В этом браке было рождено шестеро детей, которые, за исключением сына Константина, прожили очень недолго.

В 1802 году Воронихин удостоился очередного звания, на этот раз звания профессора архитектуры. В 1803 года по проекту Воронихина начинается реставрация дворца в Павловске, пострадавшего во время пожара, причем он спроектировал не только здания, но и интерьеры, дизайн мебели, осветительные устройства и некоторую утварь.

В 1806 году зодчий создает проект фонтанов на дороге Санкт-Петербург - Царское Село . К сожалению, построен был только один - на Пулковской горе. В этом же году Александр I при личной встрече с Воронихиным поручает ему постройку здания Горного института рядом с Зимним дворцом. Архитектор задумал построить его как античный храм геологии. Его усилиями «Горный кадетский институт» стал истинным памятником русской культуры начала 19 столетия.

В мае 1811 года состоялась церемония освящения главного детища Воронихина, - Собора в честь Казанской иконы Божьей Матери. Это сооружение стало одним из самых выдающихся и, бесспорно, самых оригинальных в Европе. Его создатель был пожалован орденом св. Анны 2 степени и пенсией. С 1811 года он ведет в Академии архитектурный класс.

Умер выдающийся русский живописец и архитектор, один из основоположников русского ампира, в Петербурге, в окружении своих последователей и учеников, 21 февраля 1814 года. Похоронен бывший крепостной был с почестями, на самом престижном в Санкт- Петербурге Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Русская общественность увековечила его память красивым памятником на могиле: на гранитной колонне с рустом изображен Казанский собор , увенчанный фигурой своего гениального зодчего.

Воронихин Андрей Николаевич

Годы жизни: 1759 г. - 21.02.1814

Архитектор

Творчество Андрея Никифоровича Воронихина открывает важный этап развития русского зодчества, именуемый высоким классицизмом. Созданный архитектором Казанский собор явился первым на берегах Невы ансамблевым зданием в широком градостроительном значении. Неповторимый классический облик города немыслим без другого произведения зодчего - здания Горного кадетского корпуса (с 1866 г. Горный институт). Возведенные Воронихиным строения украшают пригороды Петербурга - Павловск и Петродворец.

Андрей Никифорович Воронихин родился 17 октября 1759 г. на Урале, в Новом Усолье Соликамского уезда Пермской губернии. Его отец Никифор Степанович и мать Пелагея Ивановна были крепостными графа А. С. Строганова. Сведения о детстве, юности и первых годах самостоятельного творчества будущего зодчего очень скудны. Первоначальное образование Воронихин получил в родных краях - в селе Ильинском, в строгановской иконописной мастерской Гаврилы Юшкова, куда попадали в возрасте 6-7 лет. Здесь он овладевал основами иконописных знаний, а к 13-14 годам начал проявлять пристальный интерес к архитектуре.

Способности его не остались без внимания Строгановых. В 1777 г. талантливого юношу отправили в Москву для дальнейшего овладения профессией. Воронихин попал в архитектурную команду выдающегося русского зодчего В. И. Баженова. Вскоре он обратил на себя внимание другого ведущего архитектора Москвы - М. Ф. Казакова, предсказавшего ему большое будущее. По сохранившимся документам можно предположить, что Воронихин принимал участие в росписи сеней Троице-Сергиевой лавры в 1778 г.

В конце 1779го или в начале следующего года по распоряжению А. С. Строганова Воронихин впервые приехал в Петербург.

Выписав из Парижа по рекомендации знаменитого французского философа-просветителя Дени Дидро для своего сына Павла Строганова учителя Жильбера Ромма, А. С. Строганов решил дать такое же домашнее воспитание и образование своему талантливому крепостному. Под руководством Ромма Воронихин получает систематические знания по истории, математике и естественным наукам.

В систему такого домашнего образования, практиковавшегося в аристократических семьях, входили длительные путешествия по России и за границу в сопровождении учителя. Совершив путешествие по России, Украине и Крыму, Воронихин вернулся в Петербург, а получив вольную в 1786 г., отправился в Швейцарию и Францию, где продолжал знакомство с памятниками архитектуры, изучал достижения современных инженеров и зодчих.

После возвращения из-за границы в Петербург в конце 1790 г. Воронихин по-прежнему живет в Строгановском дворце. В это время дворец окончательно перестраивается и заново отделывается по проекту архитектора и инженера Ф. И. Демерцова. В 1793 г., после окончания отделочных работ во дворце, Воронихин написал большую акварель, где изображена Картинная галерея, за что получил первое академическое звание - "назначенного" в академики. В дальнейшем его жизнь будет неразрывно связана с Академией художеств.

Следующими работами Воронихина явились перестройки дачи А. С. Строганова и сооружение пристани, строительство малой дачи, предназначавшейся для П. А. Строганова, благоустройство парка между Большой Невкой и Черной речкой в Новой деревне. Эти работы были выполнены в основном в 1795-1796 гг.

Первый государственный заказ Андрей Никифорович получил в 1800 г. в связи с реконструкцией Большого грота и ковша Самсона в Петергофе. Архитектору поручается разработка проекта перестройки колоннад возле ковша. Эта работа позволила ему окончательно утвердиться в звании архитектора, хотя к тому времени он уже получил должность адъюнкт-профессора Академии художеств по части архитектуры.

1800 г. явился переломным в жизни и творчестве Воронихина: был утвержден проект Казанского собора. 3 декабря создается Комиссия по построению Казанского собора во главе с А. С. Строгановым, а в следующем году Андрей Никифорович начинает его строительство.

В конце 1801 г. он женится на англичанке Мэри Лонд, после чего переезжает из Строгановского дворца в один из домов вблизи строящегося Казанского собора.

1 января 1811 г. создатель Казанского собора был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени, дававшим право на потомственное дворянство, а 26 сентября того же года по освящении собора "пожалован кавалером ордена Святой Анны 2 класса, украшенным бриллиантами, а также пенсиею".

Из неосуществленных градостроительных замыслов Воронихина значительный интерес представляет проект татарского подворья. В сущности это архитектурный ансамбль, задуманный с большим размахом на достаточно обширной территории.

В начале XIX в. Воронихин выполнял работы в Фонтанном доме графа Шереметева (наб. р. Фонтанки, 34).

Еще выше, на Фонтанке, 18, сохранился дом князя А. Н. Голицына - сравнительно небольшое трехэтажное здание, отмеченное со стороны реки четырехколонным портиком. Среди чертежей Воронихина, хранящихся в фондах Научно-исследовательского музея Академии художеств, имеются чертежи фасада и плана дома Голицына.

Выдающимся произведением Воронихина явилось здание Горного кадетского корпуса - первого высшего инженерного учебного заведения Петербурга. Его сооружение велось параллельно со строительством Казанского собора, но в более короткие сроки - с 1806 по 1809 г.

Из осуществленных работ Воронихина наибольший интерес представлял перестроенный им в 1807-1812 гг. Розовый павильон, для которого он спроектировал также мебель. Во время второй мировой войны павильон сгорел. В настоящее время он восстановлен, правда не в дереве, а в камне.

Воронихин являлся участником конкурса на проект памятника-мавзолея Павлу I в Павловске.

Среди других работ, выполненных Воронихиным для Павловского парка, следует отметить мост через реку Славянку около Пиль-башни.

Малоизученной стороной деятельности архитектора остаются его работы в качестве реставратора. Сохранился документ 1809 г., согласно которому Воронихин реставрировал Румянцевский обелиск, воздвигнутый по проекту В. Бренны в 1799 г. на Марсовом поле у Невы, и памятник А. В. Суворову работы скульптора М. И. Козловского, сооруженный там же, но ближе к Мойке.

Свою проектную и строительную деятельность Воронихин сочетал с педагогической работой. Воспитанники Академии художеств проходили практику на строительстве Казанского собора и Торного кадетского корпуса. С 11 декабря 1802 г. Андрей Никифорович профессор, а 23 сентября 1811 г. определен старшим профессором архитектуры, сменив на этом посту автора Адмиралтейства А. Д. Захарова.

Движимый патриотическими чувствами, вызванными событиями 1812-1814 гг., он создает проекты храма-памятника и триумфальной колонны из трофейных французских пушек. Но они так и остались на бумаге. 21 февраля 1814 г. Андрей Никифорович внезапно скончался. Похоронили его на Старолазаревском кладбище Александро-Невской лавры. На могиле был поставлен памятник в виде колонны. Ствол ее пересекает каменный руст, на котором высечен барельеф с изображением Казанского собора.

Воронихин навсегда остался в памяти народной не только как выдающийся зодчий и талантливый строитель-практик, прокладывавший новые пути в развитии русской архитектуры. Его произведения помогают воспитанию чувств высокой гражданственности, патриотизма и любви к Родине, которой Андрей Никифорович отдал все свои силы и незаурядный талант.

В. К. Шуйский

Творчество Андрея Никифоровича Воронихина открывает важный этап развития русского зодчества, именуемый высоким классицизмом. Созданный архитектором Казанский собор явился первым на берегах Невы ансамблевым зданием в широком градостроительном значении. Неповторимый классический облик города немыслим без другого произведения зодчего — здания Горного кадетского корпуса (с 1866 г. Горный институт). Возведенные Воронихиным строения украшают пригороды Петербурга — Павловск и Петродворец.

Воронихин Андрей Никифорович

Андрей Никифорович Воронихин родился 17 октября 1759 г. на Урале, в Новом Усолье Соликамского уезда Пермской губернии. Его отец Никифор Степанович и мать Пелагея Ивановна были крепостными графа А. С. Строганова.

Александр Сергеевич Стро́ганов. Портрет работы А. Г. Варнека

Сведения о детстве, юности и первых годах самостоятельного творчества будущего зодчего очень скудны. Первоначальное образование Воронихин получил в родных краях — в селе Ильинском, в строгановской иконописной мастерской Гаврилы Юшкова, куда попадали в возрасте шести-семи лет. Здесь он овладевал основами иконописных знаний, а к тринадцати-четырнадцати годам начал проявлять пристальный интерес к архитектуре.

Способности его не остались без внимания Строгановых. В 1777 г. талантливого юношу отправили в Москву для дальнейшего овладения профессией.

Воронихин попал в архитектурную команду выдающегося русского зодчего В. И. Баженова. Вскоре он обратил на себя внимание другого ведущего архитектора Москвы — М. Ф. Казакова, предсказавшего ему большое будущее. По сохранившимся документам можно предположить, что Воронихин принимал участие в росписи сеней Троице-Сергиевой лавры в 1778 г.

В конце 1779-го или в начале следующего года по распоряжению А. С. Строганова Воронихин впервые приехал в Петербург.

Выписав из Парижа по рекомендации знаменитого французского философа-просветителя Дени Дидро для своего сына Павла Строганова учителя Жильбера Ромма, А. С. Строганов решил дать такое же домашнее воспитание и образование своему талантливому крепостному. Под руководством Ромма Воронихин получает систематические знания по истории, математике и естественным наукам.

В систему такого домашнего образования, практиковавшегося в аристократических семьях, входили длительные путешествия по России и за границу в сопровождении учителя. Совершив путешествие по России, Украине и Крыму, Воронихин вернулся в Петербург, а получив вольную в 1786 г., отправился в Швейцарию и Францию, где продолжал знакомство с памятниками архитектуры, изучал достижения современных инженеров и зодчих.

После возвращения из-за границы в Петербург в конце 1790 г. Воронихин по-прежнему живет в Строгановском дворце. В это время дворец окончательно перестраивается и заново отделывается по проекту архитектора и инженера Ф. И. Демерцова. Этот очень важный для понимания эволюции творчества Воронихина факт был установлен искусствоведом Н. В. Глинкой. На основе анализа архивных материалов и графических листов было доказано, что автором проектов переделки парадных интерьеров Строгановского дворца, в частности Минерального кабинета и Картинной галереи, также был Демерцов. Н. В. Глинка достаточно убедительно доказала, что под руководством Демерцова Воронихин впервые получил систематические знания по архитектуре и строительству, что Воронихин не был самоучкой, как представляли себе предыдущие исследователи. Поначалу он копировал чертежи Демерцова, помогал ему в отделке интерьеров Строгановского дворца и лишь затем стал разрабатывать собственные проекты. (На подготовку к самостоятельной работе в Петербурге ушло несколько лет.)

В 1793 г., после окончания отделочных работ во дворце, Воронихин написал большую акварель, где изображена Картинная галерея, за что получил первое академическое звание — "назначенного" в академики. В дальнейшем его жизнь будет неразрывно связана с Академией художеств.

Следующими работами Воронихина явились перестройки дачи А. С. Строганова и сооружение пристани, строительство малой дачи, предназначавшейся для П. А. Строганова, благоустройство парка между Большой Невкой и Черной речкой в Новой деревне. Эти работы были выполнены в основном в 1795—1796 гг.

Малая дача для П. А. Строганова — очень компактная двухэтажная постройка с небольшими прямоугольными в плане помещениями — была построена Воронихиным на территории Строгановской дачи также вблизи набережной Большой Невки. Со стороны реки по всей длине фасада Воронихин спроектировал веранду в виде полуротонды с завершающим ее балконом. Обширный балкон-терраса служил, вероятно, смотровой площадкой.

Сохранилась знаменитая картина Воронихина, изображающая Строгановскую дачу. За это произведение, хранящееся ныне в Государственном Русском музее, архитектор был удостоен в 1797 г. звания академика перспективной и миниатюрной живописи.

Первый государственный заказ Андрей Никифорович получил в 1800 г. в связи с реконструкцией Большого грота и ковша Самсона в Петергофе. Архитектору поручается разработка проекта перестройки колоннад возле ковша. Эта работа позволила ему окончательно утвердиться в звании архитектора, хотя к тому времени он уже получил должность адъюнкт-профессора Академии художеств по части архитектуры.

1800 г. явился переломным в жизни и творчестве Воронихина: был утвержден проект Казанского собора. 3 декабря создается Комиссия по построению Казанского собора во главе с А. С. Строгановым, а в следующем году Андрей Никифорович начинает его строительство.

Получив положенное от казны жалованье, архитектор становится материально независимым. В конце 1801 г. он женится на англичанке Мэри Лонд, после чего переезжает из Строгановского дворца в один из домов вблизи строящегося Казанского собора. Это здание через несколько лет за ветхостью было разобрано, и в 1806 г. Воронихин поселился в доме Силы Глазунова, на левом берегу Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова).

Воронихин с семьей. Художник А. Ф. Лагрене

Для быстро разраставшейся семьи (у Воронихиных было шестеро детей, из которых двое умерли в младенчестве) ее глава решил построить дачу на Каменноостровской перспективе (участок дома № 62). В начале октября 1804 г. жена Андрея Никифоровича обратилась в Комитет городских строений с просьбой разрешить построить собственную дачу. Строение предполагалось окончить в 1807 г. Вероятно, по проекту самого архитектора был возведен одноэтажный деревянный дом с шестиколонным портиком. В таком виде бывшая дача Воронихина существовала до конца XIX в. В 1890-х гг. был надстроен второй этаж и пристроена двухэтажная каменная лестница, а в 1930-х гг. разобрали портик. До нашего времени дача не сохранилась.

Живя вблизи Казанского собора, архитектор непрерывно наблюдал за ходом работ и руководил строительством.

1 января 1811 г. создатель Казанского собора был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени, дававшим право на потомственное дворянство, а 26 сентября того же года по освящении собора "пожалован кавалером ордена Святой Анны 2 класса, украшенным бриллиантами, а также пенсиею".

В процессе строительства Казанского собора А. С. Строганов предложил Воронихину принять участие в конкурсе на проект перестройки Исаакиевского собора. Наряду с Воронихиным в конкурсе участвовали архитекторы Ж. Ф. Тома де Томон, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Д. Кваренги, Л. Руска, братья Андрей и Александр Михайловы, В. П. Стасов и некоторые другие. Воронихин разработал целую серию проектов Исаакиевского собора. В одном из них он попытался сохранить старую кладку собора, заложенного еще в 1768 г. по проекту А. Ринальди, спроектировав небольшие пристройки с севера, юга и востока в окружении колоннады. В другом варианте проекта перестройки Исаакиевского собора Воронихин предложил разобрать колокольню, абсиду и полуциркульные приделы наподобие абсид со стороны южного и северного фасадов. Со всех четырех сторон он спроектировал одинаковые многоколонные портики. В одном и другом случае планировочная композиция имеет четко выраженный равноконечный крест.

Конкурс, в котором так активно принимал участие Воронихин, не дал окончательного решения, и новый Исаакиевский собор был построен значительно позже по проекту О. Монферрана.

Немного раньше Воронихин принял участие в конкурсе с Тома де Томоном на проекты фонтанов вдоль дороги из Петербурга в Царское Село. Он представил серию проектов и на этот раз, но утвержден был только один — проект фонтана на склоне Пулковой горы. Остальные фонтаны сооружались по проектам Тома де Томона.

Фонтан на склоне Пулковой горы был решен в виде грота, ведущего в недра земли. Вход был оформлен монументальным приземистым портиком с двумя мощными колоннами греко-дорического ордера, каннелированные стволы которых вросли в землю. По сторонам портика по замыслу Воронихина установили каменные изваяния львов, лежащих со скрещенными передними лапами и как бы охраняющих покой и тишину у входа в прохладный грот.

25 сентября 1806 г. Воронихин представил на рассмотрение смету на производство работ, которые начались в следующем году. В сооружении фонтана ему помогал Тома де Томон, а также инженер М. П. Сакер, занимавшийся устройством водовода, и каменных дел мастер Г. Грауер. "Обрабатывание леса по садовому образцу на Пулковой горе" поручили произвести придворному садовому мастеру Д. Бушу.

В ходе заготовки материалов и строительства Воронихин предложил внести в первоначальный проект фонтана некоторые изменения. Чашу в глубине грота, куда должна была стекать вода, предполагалось выполнить из гранита. Но поскольку подходящего куска гранита под рукой не оказалось, Воронихин вынужден был изготовить ее из серого рускольского мрамора. К тому же кровля должна была быть из чугунной черепицы, которую "обязался сделать заводчик Берд". Заказ к сроку завод Берда не выполнил, и крышу покрыли железом. Был сделан не предусмотренный сметой каменный мостик, ведущий к фонтану, и вдоль боковых внутренних стен поставлены две гранитные скамейки.

Строительство фонтана на Пулковой горе предполагалось закончить в том же 1807 г. Эту дату можно видеть на главном фасаде. Однако окончание строительства произошло двумя годами позже. Согласно архивным документам 18 июня 1809 г. "архитекторам Воронихину и Томону за сооружение на горе Пулковой фонтана" были "пожалованы перстни ценою каждый по семьсот рублей".

Фонтан-грот на Пулковой горе. Акварель 19 в.

В фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга хранится картина неизвестного художника, на которой представлена Царскосельская дорога и фонтан-грот вскоре после его сооружения.

Из неосуществленных градостроительных замыслов Воронихина значительный интерес представляет проект татарского подворья. В сущности это архитектурный ансамбль, задуманный с большим размахом на достаточно обширной территории.

Наряду со свойственными классицизму принципами построения фасада Воронихин широко использовал национальные мотивы, что заметно выделило бы весь ансамбль на фоне прилегающей застройки. В центре композиции, построенной на игре разновеликих архитектурных объемов, предполагалось, видимо, поместить мечеть, а по сторонам — службы и комнаты для приезжих. Татарское подворье должны были соорудить в Петербурге на углу набережной реки Фонтанки и Измайловского проспекта, близ усадьбы поэта Державина. Этот факт был установлен архитектором Л. Г. Ивановой в результате архивных изысканий.

В начале XIX в. Воронихин выполнял работы в Фонтанном доме графа Шереметева (наб. р. Фонтанки, 34). Построен он был еще в середине XVIII в. и связан с именами выдающихся архитекторов прошлого — С. И. Чевакинского и Федора Аргунова — крепостного архитектора графов Шереметевых. Дворец со времени его строительства до 1918 г. находился во владении представителей того же графского рода, поэтому государственные архивы содержат о нем очень скупые сведения. Основным документом, подтверждающим участие Воронихина в его перестройке, является план, по которому можно судить, что архитектор в незначительной степени перепланировал интерьеры и установил новые печи и камины. В наибольшей степени реконструкция коснулась центральной части: колонный портик он предлагал застроить, превратив его в вестибюль частично реконструированной им парадной лестницы.

Еще выше, на Фонтанке, 18, сохранился дом князя А. Н. Голицына — сравнительно небольшое трехэтажное здание, отмеченное со стороны реки четырехколонным портиком. Среди чертежей Воронихина, хранящихся в фондах Научно-исследовательского музея Академии художеств, имеются чертежи фасада и плана дома Голицына. Однако изучавший их профессор Г. Г. Гримм предполагал, что они копийные, а Воронихину принадлежит лишь проект устройства церкви в этом доме, что, впрочем, спорно,— не исключено и его авторство в самом доме.

Церковь представляла собой небольшое прямоугольное в плане и крытое кирпичным коробовым сводом помещение, расположенное в верхнем этаже. Оно не имело окон, и свет в него попадал через расположенный вверху световой фонарь. В центре одной из поперечных стен помещалась дверь, а напротив находился иконостас. Церковь, устроенная в 1812 г., была посвящена Святой Троице.

Выдающимся произведением Воронихина явилось здание Горного кадетского корпуса — первого высшего инженерного учебного заведения Петербурга. Его сооружение велось параллельно со строительством Казанского собора, но в более короткие сроки — с 1806 по 1809 г.

Многочисленны работы Воронихина в пригородах Петербурга. Кроме Петергофа и Пулкова он выполнял проекты для Стрельны, Павловска и Гатчины, особенно же много — для Павловска.

В начале 1803 г. во время пожара выгорели интерьеры центрального корпуса Павловского дворца. Его владелица императрица Мария Федоровна поручила восстановление здания Воронихину, назначенному главным архитектором Павловска. Выбор ее не был случайным: в 1802 г. Воронихин отделывал в Зимнем дворце, на половине Марии Федоровны, интерьеры, располагавшиеся на втором этаже центральной части южного корпуса, выходящего на Дворцовую площадь.

При восстановлении Павловского дворца Воронихин вносит изменения в отделку основных парадных помещений. В центральном Итальянском зале по рисункам архитектора были выполнены кариатиды второго яруса, фигуры орлов на верхнем карнизе, обработка купольного перекрытия кессонами с лепными розетками. В Греческом зале по замыслу Воронихина на перекрытии появилась орнаментальная роспись, имитирующая купол. В залах Войны и Мира по проекту Андрея Никифоровича вместо прежних живописных плафонов были устроены кессонированные своды, а в люнетах размещены барельефы. В первом этаже Воронихин создал, пожалуй, самый поэтичный интерьер дворца — кабинет "Фонарик" с двумя кариатидами, поддерживающими арку, которая отделяет светлую часть помещения, раскрытую в Собственный садик.

Рисунки и акварели архитектора с изображением мебели, драпировок, осветительных приборов, ваз, курильниц свидетельствуют о высоком мастерстве Воронихина-рисовальщика. Выполнены они в свободной живописной манере и с удивительной точностью передают формы предметов и свойства материала, из которого предполагалось изготовить то или иное произведение. Так, в 1803 г. по его рисункам был выполнен туалетный прибор с большим красивым зеркалом "в число подарков для Ея Величества королевы прусской".

До последних лет жизни Воронихин работал в области прикладного искусства. В архивных документах содержатся сведения о том, что в 1812 г. ему были выплачены деньги "за сделанные им для Е.ГО Величества два походных иконостаса и за модели для серебряного туалета".

Андрей Никифорович являлся также превосходным мастером садово-парковой архитектуры. Эта грань его таланта с особой силой раскрылась в Павловском парке, где он продолжал трудиться почти до конца своих дней. Для Павловского парка Воронихин проектировал мосты, беседки, павильоны, памятники, ворота.

Из осуществленных работ Воронихина наибольший интерес представлял перестроенный им в 1807—1812 гг. Розовый павильон, для которого он спроектировал также мебель. Павильон был выстроен деревянным с имитацией фасадов под каменную кладку и живописными панно, выполненными однотонной живописью в технике гризайль, создававшей иллюзию скульптурных барельефов. Завершенный небольшим куполом легкий и изящный Розовый павильон стоял на берегу пруда в искусственно созданном окружении из розовых кустов.

Во время второй мировой войны павильон сгорел. В настоящее время он восстановлен, правда не в дереве, а в камне.

Воронихин являлся участником конкурса на проект памятника-мавзолея Павлу I в Павловске. Кроме Воронихина свои проекты представили архитекторы А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон и Пьетро Гонзага, более известный как художник-декоратор. Победителем оказался Тома де Томон. По его проекту в Павловском парке был сооружен мавзолей в виде небольшого греческого античного храма с четырехколонным портиком со стороны главного фасада. Воронихин, как главный архитектор Павловска, принимал деятельное участие в его создании.

В отличие от Тома де Томона Воронихин предлагал иную композицию — в виде круглого в плане храма, наподобие римского Пантеона, но не с одним, а с четырьмя портиками. Наиболее развитый главный портик должен был отмечать вход в интерьер с символическим каменным надгробием.

Из утилитарных построек для Павловска интересен проект оранжереи с центрально расположенным остекленным купольным павильоном, такими же прозрачными крыльями и фланкирующими их небольшими боковыми пристройками.

Среди других работ, выполненных Воронихиным для Павловского парка, следует отметить мост через реку Славянку около Пиль-башни. Небольшой пологий арочный мост хорошо вписался в уже сложившийся архитектурно-художественный ансамбль.

Известно, что Воронихин принимал участие в работах по переделке интерьеров Гатчинского дворца, однако документы, конкретизирующие эти работы, до сих пор не найдены. По сохранившемуся проекту перестройки угловой части Конюшенного каре, где находились комнаты императрицы, можно заключить, что Воронихин в незначительной степени касался их перепланировки и в основном перекладывал печи и камины.

Наряду с А. Д. Захаровым Воронихин разрабатывал проекты Гатчинского сельского воспитательного дома, предложив несколько вариантов. При этом Воронихин исходил из одной и той же архитектурной схемы: центрально расположенное здание церкви объединено с диагонально ориентированными жилыми и учебными корпусами, образующими два симметричных относительно церкви каре. В одном случае центр композиции Воронихин акцентировал изогнутой по дуге колоннадой и спроектированным на всю ширину церкви куполом, в другом — скромно отметил шестиколонным портиком, чем добился большей слитности всех архитектурных объемов.

Малоизученной стороной деятельности архитектора остаются его работы в качестве реставратора. Сохранился документ 1809 г., согласно которому Воронихин реставрировал Румянцевский обелиск, воздвигнутый по проекту В. Бренны в 1799 г. на Марсовом поле у Невы, и памятник А. В. Суворову работы скульптора М. И. Козловского, сооруженный там же, но ближе к Мойке.

Ко времени реставрации памятников многие бронзовые детали исчезли или были повреждены. Воронихин выполнил рисунки "повредившихся или утратившихся бронзовых украшений", а мастер Академии художеств В. П. Екимов, отливавший ранее статую Суворова, изготовил в бронзе недостающие детали.

Свою проектную и строительную деятельность Воронихин сочетал с педагогической работой. Воспитанники Академии художеств проходили практику на строительстве Казанского собора и Горного кадетского корпуса. С 11 декабря 1802 г. Андрей Никифорович профессор, а 23 сентября 1811 г. определен старшим профессором архитектуры, сменив на этом посту автора Адмиралтейства А. Д. Захарова.

Став профессором Академии художеств, Воронихин получил право на академическую квартиру. Предоставленный ему небольшой деревянный дом, располагавшийся когда-то в академическом садике со стороны 3-й линии Васильевского острова, на месте мозаичной мастерской, архитектор полностью перестроил по собственному проекту, оборудовав в нем свою мастерскую. Работы начались в 1808 г. и были закончены в следующем году. В академическом доме Воронихин жил до конца своих дней.

Движимый патриотическими чувствами, вызванными событиями 1812—1814 гг., он создает проекты храма-памятника и триумфальной колонны из трофейных французских пушек. Но они так и остались на бумаге. 21 февраля 1814 г. Андрей Никифорович внезапно скончался. Похоронили его на Старолазаревском кладбище Александро-Невской лавры. На могиле был поставлен памятник в виде колонны. Ствол ее пересекает каменный руст, на котором высечен барельеф с изображением Казанского собора.

Воронихин навсегда остался в памяти народной не только как выдающийся зодчий и талантливый строитель-практик, прокладывавший новые пути в развитии русской архитектуры. Его произведения помогают воспитанию чувств высокой гражданственности, патриотизма и любви к Родине, которой Андрей Никифорович отдал все свои силы и незаурядный талант.

Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., Лениздат. 1

Выдающийся русский зодчий Андрей Никифорович Воронихин внес внушительный вклад в развитие отечественной архитектуры. Его постройки создают неповторимый облик Санкт-Петербурга. Да и сама жизнь архитектора достойна восхищения и удивления, пройдя путь от крепостного до придворного, он остался верным себе и своему характеру.

Семья и детство

А. Н. Воронихин родился 17 октября 1759 года в селе Новое Усолье Его отец был крепостным графа А. С. Строганова. В более поздние времена ходил по Петербургу слух, что Андрей был результатом внебрачной связи Строганова с крепостной Марфой. Но сам архитектор никогда не касался этой темы, и все его родственники категорически опровергают эту версию. Александр Строганов долгое время был президентом Академии художеств в Санкт-Петербурге, в его поместье были развиты различные художественные промыслы, существовало несколько мастерских. В одной из них, в мастерской иконописи, и обучался маленький Андрей, который очень рано проявил способности к рисованию.

Призвание

Строганов чутко присматривался к талантам людей и рано заметил способности мальчика в крепостной семье. Так Андрей попал в мастерскую Гаврилы Юшкова в селе Ильинском, при Тыскорском монастыре. В 1777 году Строганов отправляет юношу для продолжения образования в Москву, где Андрей Никифорович Воронихин обучается живописи. Он получает навыки миниатюриста, затем учится перспективной живописи. Но в это время судьба сводит его с крупнейшими архитекторами Москвы - В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым. Под их влиянием Воронихин увлекается архитектурой. Живопись же остается для него хобби и дополнительной возможностью выразить свои замыслы в зодчестве. В 1778 году он принимает участие в росписи в команде с другими московскими мастерами.

Годы учебы

В 1779 году граф Строганов перевозит Воронихина в Санкт-Петербург, чтобы он мог всерьез заняться учебой в сфере зодчества. Он живет в доме графа, дружит с его сыном Павлом. Юноши вместе совершают несколько поездок по России, посещают Москву, юг России, Украину, осматривают черноморское побережье. В общей сложности путешествие длилось пять лет. Юноши чрезвычайно сблизились друг с другом, чувствуя себя почти братьями. Их образованием занимается выписанный из Франции по рекомендации Дени Дидро учитель - Жильбер Ромм. Молодые люди получают систематические знания по истории, естествознанию, математике, языкам. Такое образование было привычным делом в России тех времен.

В 1786 году граф Строганов дает крепостному Воронихину вольную, и он уже почти как равный отправляется с Павлом Александровичем и Жильбером Роммом в большое заграничное турне, осуществляемое при финансировании графа Строганова. Такой способ получения знаний о мире также был типичным для 18 века. Андрей Воронихин, биография которого тесно связана с семьей Строгановых, вместе с Павлом посещает Германию, Швейцарию, Францию. Там Воронихин получил широчайшие знания по архитектуре, он внимательно изучал постройки Европы, в частности немало часов посвятил исследованию Пантеона в Париже, сделал много зарисовок.

Революционная молодость

Будущий архитектор Воронихин и граф Павел Строганов надолго остались в Париже, где изучали зодчество, механику, историю. Там их застала Французская революция. Учитель молодых людей Жильбер Ромм был активным республиканцем и смог заразить своими идеями Строганова, в то время как Воронихин был далек от революционных событий, его больше увлекает искусство. Он много времени проводит в библиотеках, посещает музеи, увлекается ампиром и окончательно утверждается в желании стать архитектором. А Павел и Жильбер активно участвуют в революционных действиях. Граф А. Н. Строганов срочно требует молодых людей на родину. Ромм же остается в Париже, становится одним из лидеров революционеров, даже входит в Конвент, работает над новым календарем Республики. Позже его вместе с другими революционерами гильотинируют.

Первые шаги в профессии

В 1790 году архитектор возвращается в Санкт-Петербург, и его покровитель решает, что он готов к серьезной работе, и доверяет ему перестройку и отделку своего дворца, который сильно пострадал при пожаре. Во главе реконструкции встает Воронихин. Работы охватили огромную площадь, он достраивает библиотеку, картинную галерею, столовую, оформляет вестибюль и минеральный кабинет. Прежнюю барочную отделку, созданную Растрелли, зодчий меняет на строгий классический стиль. Строганов очень доволен своим протеже. Воронихин, постройки которого отличаются основательностью и изысканным стилем, показал себя как серьезный и грамотный зодчий. Это открыло ему дорогу в профессию.

Становление мастера

Окончив работы в Строгановском дворце, архитектор Воронихин приступает к перестройке дачи графа на Черной речке, затем к отделке дома в усадьбе Городня. Эти большие проекты позволили архитектору утвердиться в своих представлениях о жилой архитектуре, он приобретает практические навыки и постепенно набирается профессиональной силы и уверенности.

За проект колоннад для императорской резиденции в Петергофе Воронихин получает звание академика архитектуры. Ранее, в 1797 году, он уже получил звание академика перспективной живописи за цикл городских пейзажей, в том числе за работы «Вид картинной галереи в Строгановском дворце», «Вид Строгановской дачи», в которых он гармонично сочетал два своих любимых ремесла.

Дача Строганова в Новой деревне, созданная Воронихиным, стала завершающей постройкой начального периода в творчестве зодчего. В этой постройке уже в полной мере виден масштаб и сила дарования архитектора.

Казанский собор

В 1799 году в Петербурге был объявлен конкурс на проект Казанской церкви на Невском проспекте. Император Павел Первый очень хотел видеть в столице России сооружение, подобное по грандиозности собору Святого Петра в Риме. Многие именитые архитекторы подают свои проекты на рассмотрение, но выигрывает конкурс малоизвестный еще Андрей Воронихин. был заложен в 1801 году и строился 10 лет. Проект органично продолжал палладианский стиль, который развивал в России Воронихин сотрудничал с английским зодчим, а в будущем заменял его на императорских заказах. Желаемое сходство с собором в Риме архитектор достигает при помощи полукруглой колоннады, которая раскрывается на Невский проспект. Грандиозное сооружение стало одним из самых оригинальных зданий России. Притом что работы по его созданию осложнялись недостаточностью площади, а также дефицитом средств, которые требовали постоянного внесения изменений в отделку собора. Храм был освящен в 1811 году, тогда же автору проекта был пожалован и право на получение пенсии из государственной казны.

Горный институт

В 1803 году Воронихин приступает к работе над вторым самым значимым в своей жизни проектом - зданием Горного института. Александр Первый поставил перед архитектором грандиозную задачу - создать сооружение, по которому иностранцы бы судили о величии российского государства. А. Н. Воронихин проектирует здание в любимом греческом стиле, но не прямо копирует античную архитектуру, а создает современное представление о ней. Грандиозный портик с колоннами придает постройке особую значительность и величие. Впечатление усиливают две крупных скульптурных группы «Геркулес и Антей» и «Похищение Прозерпины» русских скульпторов. Русский ампир в этом здании воплотился в своих лучших чертах. Кроме экстерьера Воронихин проектирует внутренне убранство института, придавая огромное значение деталям. Величественное здание с дорическими колоннами гармонично завершило композицию василеостровской набережной и придало виду из Зимнего дворца желаемую масштабность. Оформление выдвинутого портика является одним из самых необычных архитектурных решений своего времени.

Петербургские адреса Воронихина

Параллельно с работами над Казанским собором архитектор Воронихин ведет несколько проектов в Павловске, где строит знаменитый Розовый павильон, возводит несколько мостов и построек разного назначения. Воронихин является автором итальянского павильона, нескольких каскадов и колоннад в Петергофе. Также он выполняет частные заказы, в частности руководит реконструкцией дома министра уделов на Дворцовой набережной, работает над домами семьи Строгановых, в особняке Голицыных строит домовую церковь. Мастер принял участие в создании монетного двора в Петропавловской крепости, проектировал фонтан на Пулковой горе.

Дворцы

В 1803 году архитектор Воронихин привлекается к реконструкции центрального корпуса дворца в Павловске. Мария Федоровна доверяла зодчему, он отделывал ее покои в Зимнем дворце, поэтому она положилась на его вкус и сделала его главным архитектором Павловска. Воронихин полностью перепланирует постройки, создает орнаменты для Почти одновременно архитектор работает над переделкой дворца Шереметьевых на Фонтанке. Они хотели создать интерьеры в модном классическом стиле, и Воронихин им в этом помог. Он создал просторные залы для собрания большого количества людей.

Еще одна значительная работа архитектора - это Константиновский дворец в Стрельне. Здание сильно обветшало со времен Петра Первого, и владелец дал приказ сохранить внешний облик, но модернизировать интерьеры. Воронихин полностью перепланировал внутренне убранство, разработал интерьеры в стиле ампир и руководил работами по реализации проекта. Однако пожар 1803 года почти полностью уничтожил отделку, а следующую реконструкцию поручили уже другому зодчему.

Частная жизнь

Андрей Воронихин (1759-1814) прожил интересную жизнь, при огромной загруженности на работе он реализовался и в семейной жизни. Еще в 1801 году архитектор женился на дочке английского пастора Мэри Лонд, или Марии Федоровне на русский манер. Она была сначала гувернанткой в доме Строгановых, а затем чертежницей и 10 лет проработала вместе с мастером. Невеста отказалась менять вероисповедание, и для заключения брака Воронихину пришлось собрать немало бумаг. После свадьбы молодые поселились в собственном доме. У пары родилось шесть сыновей, но почти все прожили недолго, на сегодняшний день прямых потомков Воронихина не осталось. Архитектор много и напряженно работал, в свободное время любил заниматься живописью, много читал.

Завершение пути и память

Скончался архитектор 21 февраля 1814 года. Похоронили его на самом престижном кладбище Санкт-Петербурга, в Александро-Невской лавре. На его памятнике потомки изобразили силуэт Казанского собора - главной постройки зодчего.

Лишь немногие здания Воронихина сохранились до наших дней. Но два его главных шедевра до сих пор украшают Петербург. Также сохранились некоторые его интерьеры и множество проектов, которые дают представление о мощи его таланта. Живописные работы Воронихина хранятся в Эрмитаже и Русском музее, а также в собрании Академии художеств.

Ученики Воронихина

Русский ампир нашел в творчестве Воронихина наиболее полное воплощение. Его ученики продолжали дело учителя, некоторые в прямом смысле. Так, Андрей Михайлов вместо наставника наблюдал за строительством Казанского собора. В своих авторских постройках Михайлов следует традициям Воронихина. Наиболее удачным его сооружением является церковь Святой Екатерины на Васильевском острове. Простота и элегантность замысла выдержаны в стиле Воронихина. Еще один ученик - Денис Филиппов - остался в истории архитектуры как автор Дома Академии наук на Васильевском острове, который также имеет типичные черты воронихинского ампира. Третий значительный последователь и ученик архитектора - Петр Плавов - известен как создатель Обуховской больницы на Загородном проспекте и лестницы Опекунского совета. Эти проекты также выдержаны в классическом стиле, пропагандируемом Воронихиным.