А комарова наводнение. Описание картины комарова наводнение. Просмотр содержимого презентации «презентация»

Известный художник-анималист Алексей Никанорович Комаров родился 14 октября 1879 г. в с. Скородное Ефремовского уезда Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика П.Ф. Розетти и его экономки, крестьянки Д.К. Иншаковой. Воспитывался сестрами отца, своими тетями Екатериной Феликсовной, Дарьей Феликсовной и Маргаритой Феликсовной.


Детство Комарова прошло сначала в имении в деревне, а когда он подрос и пришло время учиться, тети вместе с ним переехали в Тулу, где сняли квартиру сначала на Павшинской, а затем на Рубцовской улице. Учился в Туле в частной школе А.Н. Конопацкого и реальном училище, затем в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества.


А.Н. Комаров много работал, участвовал в выставках, иллюстрировал журналы и книги, выполнял различные заказы. Он много путешествовал. Посетил Швецию. Был на севере в Архангельской губернии, на Урале, в Астраханских степях, в Средней Азии, на Алтае. Картины А.Н. Комарова украшают экспозиции и хранятся в фондах Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева, Государственного Дарвинского музея, Зоологического музея МГУ, Музея коневодства, Литературного музея и других музеев страны.





Алексей Никанорович иллюстрировал своими рисунками детские книги и журналы, в частности "Мурзилку", научные издания, например, книгу профессора В.Н. Шнитникова "3вери и птицы нашей страны", "Атлас промысловых зверей и птиц" и другие. А по учебникам, которые он иллюстрировал, учились миллионы детей. С его рисунками выходили открытки, конверты и марки, репродукции его картин печатались в газетах и журналах.




В своих работах А.Н. Комаров достиг высокого мастерства, создав художественные произведения непреходящей ценности. Ему было присвоено почетное звание "Заслуженный деятель искусств РСФСР". А.Н. Комаров умер 31 марта 1977 г., похоронен в поселке Пески Коломенского района Московской области.







Заяц на дереве Заяц жил на островке среди широкой реки. Это был ещё молодой, не очень умный заяц. Он и внимания не обращал, что река кругом его островка с треском сбрасывала лёд. В тот день заяц спокойно спал у себя под кустом. Вода в реке стала быстро прибывать. На следующее утро из воды торчал только крошечный кусочек острова. На нём росло толстое, корявое дерево. Заяц стал прыгать на дерево, но каждый раз обрывался и шлёпался в воду. Наконец ему удалось вскочить на толстый, нижний сук. Заяц примостился на нём и стал терпеливо дожидаться конца наводнения.




Я раз за дровами В лодке поехал их много с реки К нам в половодье весной нагоняет, Еду, ловлю их. Вода прибывает. Вижу один островок небольшой Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверкам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, ничего! Только уселась команда косая, Весь островочек пропал иод водой: «То-то! сказал я: не спорьте со мной! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!» Этак гуторя, плывем в тишине. Столбик не столбик, зайчишко на пне, Лапки скрестивши, стоит, горемыка, Взял и его тягота не велика!


Рассмотрите внимательно репродукцию. Кто является главным героем картины? В какой момент художник запечатлел зайца? Опишите животное: какие у него глаза, голова, уши, шерсть. Где он сидит? Что чувствует, переживает? Подумайте, момент, который изображен на картине, будет использован в начале или в конце сочинения?


У зайца-русака глаза коричневые, уши длинные, большие, усы жёсткие. Шерсть у зайца густая, сверху коричнево-жёлтая, с тёмными крапинками. На шее она желтовато- коричневая, сзади серо- белая. Цвет шерсти меняется зимой и летом. Окраска помогает грызунам скрываться от врагов. Определите стиль данного описания.


Определите стиль данных описаний. Какое описание наиболее удачное? Голова у зайчика продолговатая, мордочка беленькая, посередине темно- коричневая полоса. Глаза круглые, блестящие, расширенные от испуга. Уши длинные, чуткие, стоят торчком. Шерстка на спине пушистая, темно-серого цвета, на грудке желтоватая, с розовым оттенком. Затаив дыхание, зайка сидит на толстой ветке старого дуба и ожидает, что будет дальше. От страха он весь съёжился. Шерсть на нём встала торчком. Грудка у зайца жёлтенькая. Голова у зверька большая. Круглые глаза смотрят испуганно. Длинные рыжеватые уши с чёрными пятнышками на концах стоят настороженно. Заяц-русак со страхом смотрит на воду, которая подходит к самому дереву.






/ / Сочинение-описание по картине А.Н. Комарова «Наводнение»

Творчество и талант художников–анималистов проявляется не только в реалистическом изображении образов животных. Художники–анималисты должны в точности владеть информацией об особенностях поведения того или иного животного, о повадках и характерах животных. Только в этом случае можно написать талантливую, правдивую картину. К таким мастерам своего дела относится Алексей Комаров, из-под кисти которого вышло великолепное произведение «Наводнение».

В центре картины мы видим серого зайца, который попал в беду из-за весеннего наводнения. Приходящее теплое солнышко растопило снега, вследствие которых начались паводки. Лесные животные совершенно не готовы к таким резким изменениям. Вода постепенно заполоняет землю, после чего ее уровень поднимается все выше и выше.

Уже через некоторое время в воде оказываются кустарники и нижние ветви деревьев. Лесные жители бросают свои домики и норы. Они стараются взобраться на сухие ветви могучих деревьев. Так сделал и главный персонаж нашей картины.

Серый зайчишка умостился на толстой ветке дерева и прижался к ней, что есть силы. Его широко открытые глаза явно передают нам испуг и панику. Серый заяц приподнял уши кверху и вслушивался в каждый звук, в каждый шорох. А под ним бурлила мутная и холодная весенняя вода, которая так и подбиралась к ветви, где сидит заяц.

Как же наш главный герой выберется из такой неудачи? Кроме холодной воды ему грозит опасность голода. Ведь никто не знает, когда же отступит наводнение и будет ли на земле что-то пригодное для пропитания.

Как же хочется придумать счастливое продолжение данной картины, чтобы все закончилось хорошо, чтобы серый заяц смог выбраться из такой весенней беды и продолжить свое лесное существование.

В своей картине Комаров изобразил дни суровой реальности. Ведь мало кто задумывается над такими ситуациями, а они случаются ежегодно. Поэтому, у лесных жителей остается одна надежда – помощь человека.

Цели урока:

образовательная:

развивающая:

Просмотр содержимого документа
«урок»

Урок русского языка в 5 классе.

Сочинение – описание по картине А. Н. Комарова «Наводнение».

Цели урока:

образовательная:

научить учащихся описывать животное, изображенное на картине;

развивающая:

подготовить обучающихся к самостоятельному письменному сочинению по картине;

ввести в словарь школьников слово «анималист», «акварель», «наводнение», «паводок»;

воспитательная:

воспитание любви к родной природе, ко всему живому, воспитание умения видеть прекрасное в жизни и в искусстве;

здоровьесберегающая:

создание ситуации успеха на уроке, положительного эмоционального настроя, физкультминутка, гимнастика для глаз

Оборудование:

Репродукция картины А. Н. Комарова « Наводнение».

Репродукции картин художников – анималистов, презентация.

Ход урока

1.Орг.момент. «Минута доброты».

1.Психологический настрой.

- Я хочу вам пожелать

    Активности;

    Усидчивости;

  • Самостоятельности;

    Хороших успехов.

На экране картинка с надписью «Хорошего дня!» (Слайд 2,3)

Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего дня. А что значит ХОРОШЕГО дня? Это значит, я желаю вам, хорошо себя чувствовать на уроке, хорошего настроения, хорошо поработать на уроке и хорошо усвоить новый материал. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок.

2.Вступительное слово учителя.

Послушайте загадку и отгадайте:

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?

Конечно, это бывает весной.

Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

(Вот сегодня мы и поговорим об этом времени года.)

Итак, начнем. Дома вы должны были написать мини-сочинение «Весенние приметы». Послушаем сочинения.

Чтение сочинений, 1-2 сочинений.

Вопрос классу: - Каким настроением проникнуты сочинения о весне?

Если бы вам дали кисточку и краски, то какие цвета вы бы выбрали?

Это время года бывает разным: солнечным и хмурым, ярким и серым, веселым и грозным. И художники изображают его по-разному.

3.Сообщение темы урока.

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Мы будем говорить …

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного русского художника Алексея Никаноровича Комарова. Комаров – художник – анималист (Слайд 4-6).

4.Словарно – стилистическая работа.

Кто же такие анималисты? Попробуем догадаться по подсказке. Рассмотрим репродукции картин художников – анималистов.(Слайды 7- 15).

Вывод:

Анималист – художник, который изображает животных (Слайд 16).

Задание:

Записать слово анималист, его лексическое значение в тетради;

Устная работа. Дополнить предложение (Слайд 17).

А. Н. Комаров – художник - … .

5. Рассказ о художнике (проверка домашнего задания) (слайд 18).

Дополните текст (обучающиеся получают карточки). Каждый работает самостоятельно, затем зачитывают тексты.

Известный художник - анималист Алексей Никанорович Комаров родился (когда?) … (где?) в … губернии. Раннее детство провёл (где?) … . В возрасте четырёх – пяти лет рисовал и лепил (кого?) … . Закончил (что?) … живописи, ваяния и зодчества. Иллюстрировал детские (что?) … и … .

Послушайте и повторите словосочетания (слухо-зрит.)

известный художник, замечательный художник, художник – анималист, изображает правдиво, изображает с любовью

6.Физкультминутка для глаз . Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного (19-22)

Прежде чем мы продолжим работу, поможем нашим глазам. Давайте сделаем для них зарядку. Посмотрите на экран. Следите глазами за движением фигур на экране.

7. Беседа по картине. (Слайд 23)

Рассмотрим репродукцию картины А. Н. Комарова «Наводнение» (слайд 23).

Какое время года изображено на картине? (Ранняя весна)
- Почему картина так называется?

1) Работа с Толковым словарём.
- Что такое «наводнение»?

НАВОДНЕНИЕ (ср. род) - затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море, обычно являющееся стихийным бедствием.

Какие синонимы можно подобрать к слову "наводнение"? (слайд 24)

наводнение – половодье, большая вода, паводок, разлив;

- Кто изображен на картине? (слайд 25-26)

Заяц забрался на дерево. Он спасается от наводнения.

Подберем синонимы к слову:

заяц – русак, зайка, зверек

2)Работа с маленьким учителем

Почему зайчик оказался на дереве?

Как он туда попал?

Карточка 1

Весеннее солнышко растопило снег, растаял и лед на реке. Высоко поднялась вода, заливая кусты и корни высоких деревьев. Испуганные звери покидают затопленные норы и пытаются спастись от паводка на островках холмов. Но не все успевают добраться туда, не всем хватает места на земле. Вот заяц забрался на сучковатую ветку старого дерева. Ему очень страшно.

Карточка 2

На картине А. Н. Комарова « Наводнение» изображен заяц , попавший в беду. В один из больших весенних разливов русак оказался на затопленном островке. Спасаясь от наводнения, он догадался и забрался на дерево.

3) -Расскажите, где и как он сидит (слайд 27).

Работа в группе : составьте словосочетания с глаголами, описывающими действия зайчика.

сидит на толстом сучке старого дерева, от страха съежился , прижался к стволу, поджал лапы

Запись предложений в тетради (слайд 28)

Бедняжка сидит на толстом сучке старого дерева, низко над водой. Заяц от страха весь съежился, крепко прижался к стволу дерева, поджал лапы. Очень жаль зверька, попавшего в беду.

4) Описание животного. ( Слайд 29 -30)

Каким художник изобразил зайчика? Опишите его: какие у него голова, глаза, уши, шерсть? Подберите полные прилагательные к данным словам и запишите их. Обучающиеся подбирают нужные карточки (работа у доски)

1. Голова у зайчика _______________ , _____________ . Вокруг глаз – ____________ пятна. Глаза _____________ _____________ , блестят от испуга.______________ уши торчком, на их кончиках видны______________ пятна. У зайца _____________ шерстка. На шее она ____________________ , сзади - _______________ . Спинка ______________ . _______________ хвостик поджат

(Голова у зайчика большая, коричневатая . Вокруг глаз – белые п ятна. Глаза темные круглые , блестят от испуга. Длинные уши торчком, на их кончиках видны черные пятна . У зайца густая шерстка . На шее она желтовато-коричневая , сзади - серо-белая . Спинка темная . Маленький хвостик поджат.)

5) Какое состояние испытывает зайчик?

Из данных прилагательных выберите те, которые описывают состояние зверька. Запишите, согласуя со словом зайчик (учитель называет прилагательные, обучающиеся записывают в тетради).

Веселый, тревожный , спокойный, радостный, испуганный , равнодушный, робкий.

Запись в тетради:

Зайчик тревожный, испуганный, робкий.

6) Задание: - Как художник относится к этому зайцу, попавшему в беду? (слайд 31-32)

Какие чувства вызывает эта картина?

Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы. (Слайд 33)

К ртина А. Н. Комарова «Н…воднение» пр никнута любов ю к ж вотному миру и всей пр роде .

7. Восстановление плана.

- «Восстановите план».

Коллективно составляем и записываем план описания животного:

4. Как себя ведет наш герой?

(голова, глаза, уши, шерсть )?

Учитель читает пример устного описания картины .

На картине А. Н. Комарова « Наводнение» изображен заяц, попавший в беду. Спасаясь от наводнения, он догадался и забрался на дерево.

Голова у зайчика большая, коричневатая. Вокруг глаз – белые пятна. Глаза темные круглые, блестят от испуга. Длинные уши торчком, на их кончиках видны черные пятна. У зайца густая шерстка. На шее она желтовато-коричневая, сзади - серо-белая. Спинка темная.

Картина А. Н. Комарова «Наводнение» проникнута любовью к животному миру и всей природе.

Задание:

Составим устный рассказ по картине, вспомнив все, о чем говорили. Обратимся к тем вопросам, которые мы обсуждали, рассматривая картину «Наводнение». Пользуемся составленным планом.

Подведение итогов урока (слайды №12 - 14)

Рефлексия. Заключительное слово учителя. Домашнее задание: написать сочинение.

Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Сочинение - описание по картине А.Н.Комарова «Наводнение»



Я желаю вам, хорошо себя чувствовать на уроке, хорошего настроения, хорошо поработать на уроке и хорошо усвоить новый материал.

Я желаю вам успеха!



(1879–1977)

Один из самых талантливых художников- анималистов.


Алексей Никанорович Комаров 1879 - 1977

РУССКИЙ ХУДОЖНИК;

ИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК;

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК;

ХУДОЖНИК - АНИМАЛИСТ


Посмотри работы художников –анималистов и догадайся:

кто такие

художники - анималисты?










А. Н. Комаров – художник - …. Он изучал …, их поведение в природе, делился своими наблюдениями с помощью кисти и холста.

Художник-анималист Комаров правдиво и с любовью изображает на своих картинах животных: …, …, …

А. Н. Комаров – художник - ….

Художник-анималист Комаров правдиво и с любовью изображает на своих картинах животных: …, …, …

Дополните предложения:

А.Н.Комаров – художник - … Художник – анималист Комаров правдиво и с любовью изображает на своих картинах животных: …, …, …


Расскажи о художнике.

Известный художник - анималист Алексей Никанорович Комаров родился (когда?) … (где?) в … губернии. Раннее детство провёл (где?) … . В возрасте четырёх – пяти лет рисовал и лепил (кого?) …. Закончил (что?) … живописи, ваяния и зодчества. Иллюстрировал детские (что?) … и … .







Это интересно!

  • Весной при таянии снега и льда вода в реках поднимается (выходит из берегов), начинается наводнение.
  • Придумайте к этому слово синоним (близкое по значению слово).

Половодье

большая вода

паводок

разлив



  • В какой момент художник запечатлел зайца ?

  • Кто является главным героем картины?
  • В какой момент художник запечатлел зайца?

На картине А.Н.Комарова «Наводнение» изображён заяц. Он попал в беду.

Заяц забрался на дерево.

Он спасается от наводнения


  • Расскажите, где и как он сидит?
  • Сидит …
  • Прижался …
  • Съёжился …
  • Поджал …

(лапы; на толстом сучке старого дерева; к стволу; от страха)


Зайка сидит на толстом сучке старого дерева, низко над водой. Он от страха весь съежился, крепко прижался к стволу, поджал лапы. Очень жаль зверька, попавшего в беду.


ООпишите животное:

какие у него глаза,

голова,

уши,

шерсть.


Рассмотрите внимательно репродукцию.

Голова у зайчика _____, ______ Вокруг глаз – ___ пятна.

Глаза _______ __________ ,

блестят от испуга.

_______ уши торчком, на их кончиках видны _______ пятна. У зайца ___________ шерстка. На шее она _______ , сзади - ______ . Спинка _____ . ____ хвостик поджат


Рассмотрите внимательно репродукцию.

Как художник относится к зайцу, попавшему в беду?


Художник любит животных, сочувствует зайцу, жалеет его .


Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы.

К ртина А.Н. Комарова «Н…воднение» пр …-

никнута любов ю к ж вотному миру и всей пр роде.


Восстановите план.

1.Кого изобразил на картине «Наводнение» А. Н. Комаров?

2. Как зайчик оказался на дереве?

3. Какое состояние испытывает бедняжка?

4. Как себя ведет наш герой ?

5. Каким изобразил зверька художник ( голова, глаза, уши, шерсть )?

6. Какие чувства вызывает картина?


Устное описание картины «Наводнение».

На картине А. Н. Комарова « «Наводнение» изображен заяц , попавший в беду. В один из больших весенних разливов русак оказался на затопленном островке. Спасаясь от наводнения, он догадался и забрался на дерево.

Зайка сидит на толстой ветке старого дуба. От страха он весь съежился, крепко прижался к стволу дерева, длинные задние лапы поджал под себя.

Голов а у зайчика большая, коричневатая. Вокруг глаз – белые пятна. Глаза темные круглые, блестят от испуга. Длинные уши торчком, на их кончиках видны черные пятна. У зайца густая шерстка. На шее она желтовато-коричневая, сзади - серо-белая. Спинка темная.

  • Картина А. Н. Комарова
  • «Наводнение» проникнута любовью к животному миру и всей природе .



Спасибо за урок!

Было приятно с вами работать!

Весна - это самое прекрасное время года, когда все вокруг оживает после долгой зимней спячки. Обычно весну с большим нетерпением ждут не только люди, которые устали от холодов и заморозков, коротких дней и пронизывающего ветра, но и животные. Поэтому к этой теме не мог не обратиться художник-анималист Алексей Комаров. Этот удивительный и талантливый живописец не только много наблюдал за животными, пытаясь понять их поведение, запомнить их повадки, но и сам изображал их потом в своих полотнах. Одна из его картин называется «Наводнение», а главным героем становится самый обыкновенный лесной заяц.

Живописец внимательно наблюдал, как интересно оживает земля после холодов, как земля медленно и красиво сбрасывает с себя надоевшие зимние оковы и как только начинает немного проглядывать солнышко и его первые лучи попадают на землю, то она преображается.

Начинает оживать и просыпаться все вокруг. Растение вдруг становятся зелеными и невероятно живыми. И недавняя серость старого и залежавшегося снега начинает менять свой окрас и становится более ярким, сочным и насыщенным. Оживают в этот период и животные, даже зайцы, которые легко меняют свою старую шубку на новую.

Но художник видел и наблюдал, что таяние снега приносит не только весеннее преображение земли и животных, но может принести и большую беду. Об этом он и попытался рассказать в своей сюжетной картине о зайце. Так, появились первые солнечные лучи, которые помогают таять снегу, и сразу же маленькие растения потянулись к этим ярким лучам. Но снег, превращаясь в воду, начинает наполнять реки и озера, переполняя их. В результате этого вода выходит из берегов и заливает все вокруг. Художник Алексей Комаров и сам много раз был свидетелем таких весенних наводнений.

На своей удивительной сюжетной картине Алексей Комаров показал зайца. Этот беззащитный зверек кажется очень маленьким по сравнению с той водой, которая начала свое наступление. Но самым страшным оказывается, что зверек оказался совершенно не готов к этому бедственному положению, к катастрофе и, застигнутый врасплох, пытается спасти свою жизнь. Видно, что время года на комаровском полотне - это весна, которая пришла слишком рано и застала природу врасплох. Снег и лед, растопленные яркими лучами солнца, привели к тому, что начался паводок.

Вода, попадая в руку, вышла из берегов и стала затоплять прибрежную землю. Вскоре она разлилась уже по полю и даже дошла в лес. Сначала она медленно и робко заполняла те места, где росли небольшие кустики, а затем, осмелев, полилась дальше, вглубь леса. Страшно стало лесным жителям, а потом и гибельно и тяжело пришлось им. Нужно было быстро спасаться им, чтобы не погибнуть от наступающей ледяной воды. Все животные, бросив свои жилища, бросились спасаться на места, которые возвышались, как холмы, над остальной местностью.

Среди них оказался и серенький зайчишка, который еще не успел сменить свою зимнюю шубку на весеннюю одежду. От этого он кажется совсем неприметным в этом зимнем лесном пейзаже, и хорошо сливается с остальной природой. Чтобы спастись, герой картины художника Алексея Комарова постарался забраться на крепкую ветку молодого дерева. Этот сероватый сучок его единственная надежда на то, что удастся спастись от надвигающейся воды. Бедный зайчишка притаился на этой ветке, следя за тем, как быстро прибывает вода и, прижавшись своим маленьким телом, дрожит от страха.

Но только неяркие лучи солнца еще совсем не дают тепла, поэтому они, растопив снег и лед, вызвав потом, никак не могут согреть шерсть испуганного лесного жителя. Он замерз, но старается не шевелиться, так как очень боится упасть в воду. И это видно по его позе. Шерсть этого животного отливает розовыми оттенками, просто так отражается на нем солнечные лучи. Большие темные глаза широко раскрыты и в них легко читается и страх, и испуг. Длинные серые уши подняты вверх, и они прислушиваются к каждому шороху и шуму. И шум ледяной воды его сильно пугает.

Иногда заяц опускает глаза вниз и видит, как уровень воды становится все выше, подкрадываясь все ближе к нему. Бедный лесной зверек совершенно не знает, что ему делать, ведь в любой момент эта холодная, грязная ледяная вода скоро окажется рядом с ним, и он погибнет. Но если он не погибнет от воды, но неизвестно, сколько она будет держаться на этом уровне. И тогда лесному жителю может грозить смерть без еды. Спасение ждать длинноухому лесному жителю неоткуда, но он все-таки еще надеется на счастливое спасение. Он прекрасно понимает, что этот весенний паводок когда-нибудь прекратиться и можно будет снова бегать по земле, не боясь воды. А может быть, когда вода немного спадет, он сможет добраться до леса, который находиться чуть-чуть дальше и немного повыше.

Картина Алексея Комарова вызывает жалость и сострадание. Хочется, чтобы у этой истории был счастливый конец, чтоб приплыл лесник на лодке и спас всех бедных зверей, которые стали заложниками ледяной воды.

Алексей Никанорович Комаров творил на протяжении всей своей жизни, его по праву считают одним из лучших художников в отечественной живописи. До самой старости он создавал прекрасные картины. Художник обладал обширным и разносторонним талантом, чтобы это понять, достаточно бегло окинуть взглядом его полотна от начала до конца творческого пути. Особого внимания заслуживает картина «Наводнение» Комарова. Она производит сильное впечатление.

Студенческие годы

Алексей Комаров легко поступил в столичное училище изобразительных искусств, зодчества и ваяния, а это доказывает, что молодой человек был действительно одаренным. Уроки, которые преподавали ему опытные мастера, помогли ему определиться с наиболее предпочтительным направлением - он выбрал анимализм.
Комаров с удовольствием изображал зверей, встречающихся на российской территории, - медведей, волков, лосей и многочисленных птиц, водящихся в зоологическом саду. Кроме того, он обучался рисованию живой натуры у художника Степанова. А этот человек был по-настоящему талантливым. Недаром учился А. Н. Комаров. Картина «Наводнение», например, получилась у него просто великолепной.

Кого любил рисовать художник?

Комаров в своем творчестве, обычно, отдает предпочтение нескольким любимым зверям, их он изображает действительно гениально, на его картинах они словно живые. Художник, без сомнения, является последователем таких анималистов, как Соколов и Сверчков. Алексей Никанорович часто изображал много наблюдал за их поведением, внешностью, движениями. Он очень хорошо знал их и понимал, и именно поэтому его картины получались настолько правдоподобными и «живыми».

Где хранятся картины художника?

Многие российские краеведческие музеи имеют в своих коллекциях шедевры Комарова. Почти сто полотен он отдал Рехлову - коллекционеру, основавшему в Шушенском музей и демонстрирующему картины на выставках в советских и зарубежных городах.

Комарова «Наводнение»

Ранняя весна. Природа оживает от зимнего оцепенения. Солнечные лучи все активнее согревают землю. Речка скоро совсем избавится ото льда, а деревья - от снежного покрова. Но март приносит в лес не только оживление, но и страшные несчастья. Наводнение! Бурлящим потоком бежит вода, охватывая территорию все шире. Животным негде спрятаться от этого несчастья, им приходится очень трудно в этот период. Их некому защитить, а законы природы нередко бывают жестокими.

Вода заполнила норку несчастного зайчика, и ему пришлось покинуть свой родной дом. Его шерстка вмиг стала мокрой, он сильно испугался и бросился куда глаза глядят. К счастью, он увидел спасительный сук дерева, расположенный близко к земле. Секунда - и зверек уже на ветке. Благодаря этой счастливой случайности он остался жив. Описание картины Комарова «Наводнение» трогает до глубины души, не правда ли?

Сидит зайчишка, сжавшись в комочек и дрожа от страха, шерсть от перенесенного потрясения встала дыбом. Он прислоняется спиной к дереву и всеми силами старается задержаться здесь, не свалиться. При взгляде на него на глаза наворачиваются слезы, ведь он в любую минуту может упасть в воду и погибнуть. Однако в душе теплится надежда, что он спасется. Но картина вокруг безрадостная - видна только вода и ветки деревьев. И никто не придет на помощь. Хоть бы вода прекратила прибывать! Ведь если это будет продолжаться, многие жители леса действительно погибнут. Весьма трагичным кажется описание картины. А. Комаров «Наводнение» изобразил для того, чтобы люди задумались над многими важными вещами.

Глядя на зверька на переднем плане полотна, понимаешь, насколько все живое боится смерти, также осознаешь беспомощность людей и зверей перед некоторыми проявлениями природы. Другое важное действующее лицо картины - вода. В весенний период она часто становится причиной настоящих трагедий, вершит судьбы невинных существ. Она бессердечна и сурова, ее нисколько не трогает несчастье животных и людей. Описание картины Комарова «Наводнение», как и само полотно, заставляет расплакаться некоторых впечатлительных людей. Как талантливо Комаров передал этот трагический момент!

Возможно, художник-анималист действительно стал свидетелем этой картины - увидел смелого зайца-русака на ветке, по счастливой случайности уцелевшего, перехитрившего стихию, и захотел запечатлеть это на холсте. Комаров хотел донести до нас, что обитателям леса грозят многие опасности - совсем непросто им приходится. Эта картина никого не оставляет равнодушным. Выживают только самые сильные, смелые, хитрые... Хочется надеяться, что вода начнет убывать и зайчик уцелеет.

Где же дедушка Мазай?..

Конечно, сразу вспоминается известная сказка «Дедушка Мазай и зайцы». Вот таких дрожащих зверьков и сажал в свою лодку этот добрый человек - кого с горки, кого с колеблющейся на воде ветки или трухлявого пня. И они доверяли Мазаю и не боялись его, ведь он не желал причинить им никакого зла, а напротив, спасал их. Где же этот добрый дедушка? Так и хочется призвать его, глядя на картину Комарова... Но, увы, это невозможно. Недостаточно просто прочитать описание картины Комарова «Наводнение», нужно еще собственными глазами увидеть это полотно, чтобы проникнуться им.