(4 класс). Красота человека. Образ русской красавицы. Рисование портрета. (4 класс) Образ красоты человека праздничный конспект

Цель урока:

  • Сформировать у учащихся образ женской и мужской красоты.
  • Вызвать интерес к изучению традиционной обереговой одежде Древней Руси.
  • Воспитывать уважение к своеобразиям национальной культуры.
  • Обучить изображению мужчины и женщины в традиционной одежде Древней Руси.

Оборудование

Для учителя репродукции:

  • Иван Билибин – иллюстрации к сказкам “Сказка о царе Салтане”, “Поди туда – не знаю куда”, “Перышко Финиста Ясно-Сокола”;
  • Н.К Рерих – эскизы к балету “Весна священная”;
  • Борис Ольшанский “ Встреча”;
  • В.Н. Васнецов – “Три царевны подземного царства”, эскизы костюмов к опере
  • “Снегурочка”, “Три богатыря”, “Царевна-несмеяна”, “Царевна лягушка” Народный костюм: мужская рубаха, женская рубаха, понева, очелье (береста), бусы, пояса, лапти.

Для учащихся: листы бумаги, карандаши, кисти, гуашь, емкость для воды.

Ход урока

  • Организационный момент.
  • Вступительное слово учителя.
  • Практическая работа.
  • Подведение итогов, домашнее задание.

У каждого народа складывается свой образ красоты человека. Он отражается в традиционной одежде, в мужском и женском праздничном костюме. Рассмотрим красоту образа человека Древней Руси.

Давным-давно ушел из повседневного обихода традиционный костюм. Уже к началу 19 века его полностью вытеснила из города европейская мода, завезенная в Россию Петром 1. И только крестьяне продолжали носить привычную для себя одежду и доставали в праздники старинные наряды из бабушкиных сундуков. А жизнь русского традиционного костюма нашла свое продолжение в книжках -сказках Ивана Билибина, в картинах Виктора Васнецова, Бориса Ольшанского, Рериха. Художники тщательно воссоздали подробности славянской одежды – яркое узорочье мужских рубах и украшенные вышивкой наряды девушек – щеголих. Как ни странно, но мужской костюм не очень изменился с древних времен. Та же подпоясанная рубаха, штаны, лапти, на голове очелье, шапка.

Как известно, рубаха в старой русской деревне была основной частью костюма, а для молодежи подчас единственной. Для будничной одежды шили не вышитые рубахи, зато уж как украшали праздничную! Особенно девушки старались, ведь показаться в праздничный день на людях в не вышитой рубахе считалось позором. Удивительно ли, что с рубахой народ связывал немало разных поверий. Считалось, например, что продавать ее никак нельзя – потеряешь счастье. А свадебная рубаха к тому же, верили, обладает целебной силой.

Глубокий смысл имели и сами украсы. В давние времена еще был жив обряд “чтение узоров”. В одно из сел собирались, из ближних и дальних хуторов, девушки в лучших, сделанных своими руками нарядах. Одна на другую надевали четыре – пять рубах с затейливыми узорами, что шли от подола до груди. Затем – сарафан, поверх него три – четыре нарядных передника. Пришедшие на праздник парни выбирали себе в провожатые старую женщину и с ней подходили к разряженным девушкам. Женщина показывала их передники и подолы рубах, поясняя при этом значение узоров. Парни же по вышивкам судили о трудолюбии и способностях девушек. В старинной песне поется, как работала одна из таких рукодельниц:

Во первый раз вышивала
Красное солнце с моревами.
Со теплыми облаками;
Во второй раз вышивала
Светел месяц со лучами,
Со частыми со звездами...
В четвертый раз вышивала
Сине море со звездами.

Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый и красный. Красный цвет в народном костюме был одновременно символом земного плодородия и самого солнца, а белый– цвет чистоты, радости и Божественной силы.

Старинные вышивки имеют глубокий символический смысл. В них зашифрованы древние славянские мифы – о происхождении мира, самого человека, тайны рождения и смерти и т.д.

Вот некоторые символы:

Символ Значение Символ Значение
Росток Солнце
Мир,
Белый Свет
"Замкнутый огонь"
Земля Земля, раскрытая Весной
Поле вспаханное Поле засеянное
Берегиня Древо Жизни
Вода Вода

Ключ к познанию языка вышивки постараемся найти в старинных сказках Вот хотя бы в этой, где речь идет о солнце: “ Большая светлица, горит жар-птица, всяк ее знает, и обожает”. Ведь это разгадка уже знакомого нам изображения на подоле рубахи: светлица – образ мира, жар- птица – ясное солнышко! А птички поменьше (их называют павами) – будто лучики вокруг солнца.

Бусы, браслеты, кольца, серьги – дополнения к нарядному женскому костюму Повязка, венец или очелье – головные уборы девушек – оставляли открытыми сверху волосы и косу, которая была девичьей гордостью и украшением.

Посмотрим внимательно на детали одежды Русичей, изображенные великими русскими художниками (Б.Ольшанский, В.Васнецов, И.Балибин, К.Н. Рерих).

Закрыли глазки и представили красоту образа человека. Кто представил, берем простые карандаши и начинам рисовать.

Практическая часть.

А теперь переходим к следующему этапу. Сегодня мы с вами создадим народный праздничный костюм.

Поэтапность выполнения работы:

  • вспоминаем основные пропорции фигуры человека;
  • компонуем изображение на листе;
  • дополняем верхнюю одежду характерными элементами и деталями;
  • прорабатываем изображение цветом.

Практическая часть – дифференцируемое задание:

1-я группа – сильный уровень.

Задание: изобразить праздничный народный костюм, постараться более детально прорисовать детали костюма.

2-я группа – средний уровень.

Задание: нарисовать эскиз праздничного народного костюма.

3-я группа – слабый уровень.

Задание: отобразить элемент костюм.

Выставка работ учащихся.

На подиуме и на доске размещаем детские работы. Законченные лучшие работы отбираются на школьную выставку “Мир глазами детей” и “Царство художника”.

Домашнее задание. Кто не успел дорисовать, закончить работу дома. Ребята, постарайтесь побольше узнать о духовной стороне искусства своих предков. Расспросите бабушек, дедушек, родителей о русских народных праздниках, как они проводились. Какие обычаи, традиции и обряды были и есть в вашей семье.

Сегодня мы с вами узнали частичку нашей истории, приоткрыли тайну узоров старинных вышивок, познакомились с праздничной одеждой, которую носили наши прапрабабушки и прапрадедушки. И мы с вами сделали вывод, что наши предки умели создавать и носить Красоту, как отражение своей духовной силы и окружающего мира.

Урок окончен. Всем большое спасибо.

  • проанализировать и обобщить знания детей о красоте человека;
  • познакомить c женским народным костюмом;
  • развивать познавательную активность, учить наблюдать, сравнивать и анализировать;
  • воспитывать правильное эстетическое восприятие окружающего.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного на предыдущем занятии

– На предыдущем занятии мы говорили с Вами о красоте человека. Давайте вспомним, что мы говорили о женской и мужской красоте.
– Скажите, что мы ещё делали на уроке? (Ответы детей.)

3. Знакомство с женским народным костюмом

– Сегодня мы поговорим с Вами о женском народном костюме. И итогом нашей сегодняшней работы будет костюм, в который мы оденем женскую фигурку.

– Итак, начинаем. Послушайте мой рассказ. Украшением молодой девушки была длинная коса. Недаром говорили: “Коса- девичья краса!” В косу вплетали жемчужные нити, ленты или накосник- кусочек бересты или кожи, обтянутый дорогой тканью. (набор № 2, картинка 3; набор № 1 картинки 5, 7).

Женщины обязательно носили головной убор. Если посмотрим на картинки, не увидим ни одной непокрытой головы. (Набор № 3, картинки 4, 5, 6, 7, 8)

– Как же назывались головные уборы?

Девушки надевали на голову красивые венцы или девичьи повязки.

(Набор № 1, картинки 5, 7).Украшали также их жемчугом и бусинками. Замужние женщины должны были скрывать свои волосы под головным убором. Показаться с непокрытой головой, то есть простоволосой, было неприлично. Отсюда пошло выражение “опростоволоситься”. Что оно обозначало?(это означает попасть в неловкое положение)

– Теперь давайте посмотрим на картинку, которая лежит перед Вами. Внимательно рассмотрите и назовите основные части женской одежды.

  1. венец
  2. гуски
  3. рубаха
  4. душегрея
  5. сарафан.

4. Практическая работа

– На прошлом занятии мы нарисовали лицо нашей кукле. А теперь нам предстоит раскрасить кокошник, сарафан и рубаху.

Я думаю, что и сарафан и рубаха у Вас получатся разные. Но мне бы хотелось, чтобы при раскрашивании Вы использовали обереги. А что же такое обереги? (Конечно же это амулеты и знаки, оберегающие людей.)

На доске :

Используя эти обереги, мы попробуем создать образ русской женщины.

Выполнение работы.

5. Подведение итогов

Оценка работ. Выставка.

– В конце урока хотела подвести итог. Что же носили женщины в то время? И последнее- а какую же обувь носили женщины? Это будет Вашим домашним заданием. И следующий урок мы начнём с этого.

Использованная литература

  1. Неменская Л.А. Каждый народ-художник” учебник по изобразительному искусству. 4 класс.
  2. Шпикалова Т.Я. Я живу в России. Творения российских мастеров.
  3. Дидактический материал + игра “Лото”.
    “Русский традиционный костюм. Сарафанный комплекс”.
    “Русский традиционный костюм”.
    “Русский традиционный костюм. Комплекс с понёвой”.
  4. Видеофильм “Из истории русского костюма”.

Урок 5. Тема урока: Красота человека. Образ русского человека.
Цели: изучить и изображения женских образов в картинах русских художников; провести аналитическую работу по их сравнению; познакомить с идеалами русской красоты; повторить навыки изображения человека в рисунке; научить изображению элементов народных костюмов; провести психологический настрой на занятии; познакомить с терминами «кокошник», «сарафан».
Вид деятельности: рисование.
Планируемые результаты: школьники проанализируют образы на портретах русских художников; повторят специфику выполнения портрета; приобретут знания об изменении идеалов русской красоты; попрактикуются в написании портрета; психологически настроятся на занятия.
Оборудование: принадлежности для рисования, презентация.
Ключевые слова и понятия: портрет, портретист, русский костюм, идиллия.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Повторение пройденного материала
- Что такое жанры в изобразительном искусстве?
- Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?
- Вы уже занимались рисованием в этом году, к какому жанру можно отнести ваши рисунки?
(Пейзажи.)
- Отгадайте загадку, назовите нужный жанр. Ответ скажите хором.
Здесь развешаны картины.
Сколько хочешь ты глазей –
Стенды вот, а вот витрины.
Нынче ты пришел в музей.
На любой здесь вкус картины.
Что же любит зритель наш?
Роща с красною рябиной –
Это, милый друг,... (пейзаж).
Лес и поле, луг и речка,
Голубые небеса.
Распрекрасные местечки
Смотрим мы по полчаса. И. Агапова
-Что нарисовано на картине в жанре пейзажа?
III. Беседа по теме урока.
- Сегодня вы встретитесь с уже знакомым вам жанром изобразительного искусства. Чтобы вспомнить его, вам придётся отгадать загадку, а ответ сказать хором.
Мы картины очень любим
И на всё дадим ответ:
Вот девчонка в пестрой шубе -
Это, милый друг,... (портрет).
Нарисована здесь мама.
Дед и бабушка за ней.
Мы портреты вставим в рамы
И повесим на стене. И. Агапова
- Что такое портрет?
(Изображение внешнего облика человека, а через него и внутреннего мира этого человека.)
Вы сегодня будете рисовать портреты. Когда вы знакомились с источниками художественного творчества, после природы и жилища человека называли портрет человека, его облик. Сегодня вы приступите к изучению этой темы.
Сегодня, на первом уроке, будете рисовать облик человека, точнее сказать - облик русской крестьянки, русской красавицы.
IV. Работа с учебником. Знакомство с произведениями искусства.
Прежде чем вы приступите к этому интересному виду работы познакомьтесь с некоторыми картинами известных русских художников-портретистов.
Откройте учебники на с. 35, рассмотрите представленные там репродукции картин и прочитайте текст. Прочитайте названия репродукций, которые там размещены. Рассмотрите подробнее первую картину - «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» художника И. Аргунова.
Художник Иван Петрович Аргунов был крепостным, управляющим дворцами графа Шереметева. И. Аргунов был талантлив, талант его заметили, ему доверяли рисовать портреты господ и даже русских цариц. Главным жанром, в котором он работал, был портрет. Аргунов стремился показать в портретах природную силу и достоинство человека.
Но одной из его лучших работ стал портрет не графа или царицы, а крестьянки Московской губернии, репродукция которого размешена в учебнике. Мастер создал чистый, ясный образ русской женщины со спокойной и доброй душой. Этот портрет отличается четкостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов.
- Какая деталь русского костюма изображена на голове женщины?
(Праздничный кокошник.)
Поскольку этот кокошник расшит золотыми нитями, можно действительно утверждать, что он праздничный.
- Во что одета женщина?
(В сарафан красного цвета с богатой вышивкой, белую кофточку.)
Кофточка сшита из тонкой дорогой ткани, а сарафан украшен сложной вышивкой, это также позволяет думать, что перед нами женщина, одетая в праздничный наряд. Кроме того, красный цвет материи, из которой сшит сарафан, раньше использовался для праздничной одежды.
- Что еще подтверждает мысль о праздничном наряде?
(У женщины на портрете есть украшения - бусы, нарядные серьги.)
- Что вы можете сказать о выражении ее лица?
(У нее мягкие черты лица, приветливая и чуть заметная улыбка.)
Да, женщина не жеманничает, не кривляется, у нее спокойная поза. Возможно, это говорит о спокойном характере.
- Можно ли по облику этой женщины судить об отношении художника к своей модели?
(Художник передал облик с искренней симпатией, возможно, когда он рисовал эту картину, то любовался этой женщиной.)
Художник И. Аргунов был спокойным, доброжелательным человеком, таким он предстает и на автопортрете, который написал позднее.
Для графа Шереметева И. Аргунов создал проект Останкинского дворца. И вместе со своими сыновьями мастер строил этот дворец. Может быть, те из вас, кто бывал в Москве или Московской области, были в Останкинском дворце на экскурсии. Теперь вы знаете фамилию мастера, который создавал его. Произнесите ее еще раз все вместе хором и запомните.
Вторая картина называется «Северная идиллия», ее автор - художник Константин Алексеевич Коровин. Слово «идиллия» означает согласованность, идеальный образ. И действительно, на своей картине художник передает характер такой идиллии.
- Что изображено на этой картине?
(Пастушок играет на свирели, девушки его заслушались и стоят неподвижно, словно погруженные в звуки тихой музыки.)
Кажется, что и сама природа притихла, заслушавшись незатейливой мелодией.
- Какой пейзаж представлен на картине - южный или северный? (Северный.)
Возможно, перед нами пейзаж белой ночи, которая бывает в середине лета на севере.
- По сходству или по контрасту подобраны цвета в картине? (По контрасту.)
Контраст зеленого и красного цветов - излюбленное в народе сочетание, оно часто встречается в народных костюмах. Яркие фигуры девушек находятся на фоне северного пейзажа. Чтобы объединить все образы в единую композицию, художник изобразил на всей картине россыпи простеньких белых цветов. Цветы украшают траву, кусты, цветы держат в руках и девушки, у одной из них на голове венок из цветов.
Художник К. Коровин рисовал декорации для оперных и театральных постановок. Вот и сейчас можно вообразить, что мы словно присутствуем в театре, на какой-то опере или спектакле. Костюмы девушек и пастушка точно передают детали подлинных народных одеяний северной полосы России.
V. Актуализация знакомого материала
Во многих книгах вы уже встречались с описанием образа девушки или женщины- русской красавицы.
Я напомню вам один знаменитый отрывок-описание царевны Лебеди из сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
-Какой, по-вашему, должна быть при этом музыка, рисующая лебедь-птицу? (Прекрасной, величественной, плавной.)
В конце сказки лебедь-птица сбросила свои крылья и стала прекрасной царевной.
Тут она, блестя крылами.
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты.
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась.
И сама-то величава,
Выступает, будто пава.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
-Когда будете рисовать свой образ русской красавицы, обязательно вспомните это описание.
А вот описание русской крестьянки, которое создал другой русский поэт - Н. Некрасов. Послушайте отрывок из его стихотворения.
(Отрывок из поэмы Н. Некрасова «Мороз -Красный нос».)
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, -
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет - словно солнцем осветит!
Посмотрит - рублем подарит!»
...Красавица, миру на диво.
Румяна, стройна, высока.
Во всякой одежде красива.
Ко всякой работе ловка.
VI. Задание для самостоятельной работы
- Какие детали русского народного костюма можно использовать в вашем рисунке - изображении русской красавицы?
- Как вы будете рисовать такой портрет - с натуры или по воображению?
(По воображению.)
Откройте учебники на с. 38, прочитайте правила, которых необходимо придерживаться при создании портрета. После этого расположите лист бумаги нужным образом и подумайте над композицией портрета.
(Школьники приступают к выполнению задания.)
VII. Физкультминутка
Чтобы немного отдохнуть, проведем физкультминутку, которая называется «Стирка белья».
Дружно мы поможем маме,
Мы белье полощем сами.
(Наклоняются вперед и делают широкие жесты руками - «полощут белье».)
И белье нам выжать нужно -
Ну-ка сильно, ну-ка дружно.
(Сжимают пальцы рук с одновременным разведением плеч согнутыми руками.)
Потянулись, наклонились.
Вот как славно потрудились.
(Вытягивают руки вверх, делают наклон вперед и выпрямляются, прогибаясь назад.)
VIII. Продолжение самостоятельной работы
Садитесь на свои места и продолжайте работу.
(Школьники продолжают и завершают рисунки.)
IX. Рефлексия
- Что такое пейзаж?
- Что такое портрет?
- Назовите вид работы, которым вы занимались сегодня на уроке. (Рисование.)
- Какие принадлежности вам понадобились?
- Какие портреты вы рисовали?
- Какие правила надо выполнять при рисовании портрета?
- Какие детали народных костюмов вы использовали в ваших портретах?
- Удалось ли вам передать характеры героинь, которых вы нарисовали?
- Какова была роль каждого из трех братьев-Мастеров в рисовании портретов русских красавиц?
(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)
X. Творческий момент, сочинение синквейна- Сегодня вы будете создавать синквейн на тему «Портрет».
(Школьники сочиняют синквейн.)
XI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
На следующем занятии вы будете шить народный костюм для русской красавицы. Поэтому надо принести разноцветные лоскутки, кусочки тесьмы для отделки и все принадлежности для Шитья. Вы даже можете принести куклу, которую в течение урока превратите в русскую красавицу. Чтобы лучше сохранить поделки, которые вы изготовите, и не измять их, пока будете нести их домой, принесите для них целлофановые пакетики.
К следующему уроку вы можете приготовить домашнее задание. Найдите портрет красавицы и расскажите о нем - кто на нем изображён, чем он вам понравился.
Придумайте рассказ по этому портрету, представьте себя в роли экскурсовода и составьте рассказ по выбранной картине.

План-конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского на тему « Образ красоты человека (женский образ)"

Характеристика этапов урока

Технологическая карта урока

Схемы кокошников

Презентация "Образ красоты человека"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского

на тему « Образ красоты человека (женский образ)».

Учителя изобразительного искусства Пономаревой Елены Геннадьевны

МОУ СОШ №89, Дзержинского района, г. Волгоград

  1. Класс: 4
  2. Дата: 26.09.2013 г
  3. Предмет: изобразительное искусство.
  4. Тема: Образ красоты человека (женский образ).
  5. Место урока в системе Урок изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского. 5 урок.
  6. Тип урока: Урок освоения новых знаний.
  7. Деятельностные цели: Изображение портрета женщины в народном костюме.

Образовательная цель: Пробуждение интереса к истории, культуре, искусству России

  1. Задачи урока:

Образовательные: Познакомить с женским народным костюмом, познакомить с изображением портрета женщины и творчеством К. Маковского, научить изображать портрет, закрепить навыки работы с цветом.

Развивающие: содействовать развитию эстетического вкуса, логического мышления, речи, творческого воображения и внимания.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к урокам изобразительного искусства, воспитание аккуратности, дружелюбия.

Личностные: - познакомить учащихся с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин;

Метапредметные: - осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история, музыка);

Предметные: создать рисунок- портрет в кокошнике.

  1. Оборудование к уроку: Компьютер, проектор, презентация по теме урока.
  2. Дидактические средства:

для учителя –

Изобразительный ряд: рисунки, презентация с работами к. Маковского.

Литературный ряд: стихотворения - А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок), «Мороз, Красный нос» (отрывок). .

Музыкальный ряд: запись русских народных песен.

для обучающегося – Лист А-3, гуашь и кисти.

  1. Планируемые результаты: сформировать у учащихся представление о народном костюме, уважение к культуре, развить умение работы с художественными материалами.
  2. Основные понятия: Кокошник, хоровод, портрет.
  1. Характеристика этапов урока

Тема урока

Место урока по теме

Образ красоты человека (женский образ)

Пятый урок по теме «Истоки искусства твоего народа»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Комбинированный, Урок освоения новых знаний, урок-игра

Фронтальная, работа в паре, индивидуальная работа., продуктивные методы

Цель урока

Задачи урока

Изобразить портрет русской женщины в народном головном уборе, основываясь на работах К. Маковского.

Образовательные : Познакомить с женским народным костюмом, познакомить с изображением портрета женщины и творчеством К. Маковского, научить изображать портрет, закрепить навыки работы с цветом.

Развивающие: содействовать развитию эстетического вкуса, логического мышления, речи, творческого воображения и внимания.

Воспитательные : способствовать воспитанию интереса к урокам изобразительного искусства, воспитание аккуратности, дружелюбия.

Личностные : - познакомить учащихся с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин;

  1. - развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки;
  2. - воспитывать у детей любовь к истории России
  3. - показать роль искусства в понимании красоты русской женщины;
  4. - учить определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве;
  5. - познакомить с творчеством К. Маковского;

Метапредметные : - осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история, музыка);

Предметные: создать рисунок - портрет в кокошнике.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Основные понятия: Кокошник, хоровод, портрет, разновидности кокошников.

Правильно определять композицию рисунка,

С помощью художественных материалов выполнить портрет.

Определять принадлежность к какой-либо местности проживания представленные изображения.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве

Компьютер, проектор, презентация по теме урока, карточки с заданием.

  1. Технологическая карта урока

Название этапа,

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
(2-3 мин)

Цель для учителя: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Цель для обучающихся: самоопределение к учебной деятельности

Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас готово к уроку?

Сегодня у нас необычный урок - путешествие в прошлое.

Приветствуют. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.

фронтальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
(3-4мин)

Цель для учителя: способствовать актуализации у обучающихся соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

Цель для обучающихся : мотивация к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.

Беседа, работа у доски

Здравствуйте, мои друзья!

Нашей встрече рада я.

Ждет сегодня вас

О русской красавице сказ.

Ребята, какой по вашему мнению должна быть «русская красавица»? Давайте обратимся к художественному слову о красоте женщин, живших в старинных русских деревнях и городах. Поможет нам настроиться на нужное настроение – народная музыка.

Слайд 2.

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

Из какого произведения эти строки?

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях

С походкой, со взглядом цариц.

Их разве слепой не заметит!

А зрячий о них говорит:

Пройдет – словно солнце осветит,

Посмотрит – рублем одарит.

Красавица миру на диво:

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

Что объединяет эти женские образы? В чем их красота?

Понятие русская красавица отражает сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное – о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость и духовная сила, нежность и величавость понимаются как суть красоты русской женщины.

Женские образы глубоко связаны с образом птицы-счастья, которая ходит по земле, плывет по воде и может свободно летать в доступном только для мечты человека небе.

Ответы детей.

Красивой, доброй, умной.

Ответы детей

Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Николая Алексеевича Некрасова. «Мороз, Красный нос».

Их трудолюбие, красота.

фронтальная

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Постановка проблемы.

Выявление места и причины затруднения.
(3-4 мин)

Цель для учителя: создать условия для формирования умения у обучающихся выявлять и фиксировать во внешней речи причину затруднения.

Цель для обучающихся : выявить причину и место затруднения

Беседа; просмотр перезентации,
работа с раздаточным материалом

Знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрапрабабушка?

Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их?

Ребята, у нас сегодня непростая гостья - Машенька. Она пришла к нам в стилизованном русском костюме. Учитель демонстрирует женский русский народный костюм.

Красна девица идет,

Словно павушка плывет,

На ней платье золотое,

Лента алая в косе.

Взгляните на Машин костюм. Будто кто-то собрал солнечный свет, цветы с полей и поместил их на одежду. Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

В праздничные дни голову женщин украшал дивный убор – венец или кокошник. Слайд 3-7.

Кокошник - высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы. Название происходит от древнерусского слова "Кокош" - петух. Видимо форма головного убора напоминала древним русичам петушиный гребень.

Богато украшенный речным жемчугом, вышивкой, подвесками, он заставлял держать голову высоко, спину прямо. И выступала его хозяйка «словно пава», «плыла лебедушкой». В повседневной жизни девушка выставляла напоказ косу: «коса – девичья краса». Замужняя женщина убирала все волосы. По поверьям, женский волос приносил несчастье. Позорно было появиться замужней женщине без головного убора. Даже сейчас, когда говорят «опростоволосилась», мы подразумеваем – опозорилась. По конструкции выделялись четыре вида кокошников, каждый из которых был характерен для определенной территории.

Однорогие кокошники могут быть трех видов: в форме равнобедренного треугольника, в виде конуса с удлиненной передней частью, в виде шапочек с высоким очельем и плоским округлым верхом.

Кокошники в виде цилиндрической шапки с плоским дном . Они украшались золотошвейной вышивкой, бисером, жемчугом, перламутром. Надевались обычно с платком, сложенным на угол.

Кокошники с плоским овальным верхом , выступом над лбом, лопастями над ушами. Кокошники обычно повязывались белым, украшенным золотой вышивкой платком.

Седлообразный кокошник , представлявший собой головной убор с высоким округлым верхом в форме седла с немного поднятой передней частью. Он надевался обычно с налобником - узкой полоской орнаментированной ткани

Сарафан, рубаху.

В будни - простой, неяркий.

В праздники, красивый, яркий. Украшали вышивкой.

Рассматривают костюм. Обсуждают.

Фронтальная,
индивидуальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

Проектирование и фиксация нового знания.

4. Построение проекта выхода из затруднения.
(5 мин)

Цель для учителя: способствовать усвоению нового знания с помощью подводящего диалога.

Цель для обучающихся: обдумать проект будущих учебных действий

Беседа, ознакомление со сказкой

В исторических музеях и в музеях искусств сохранились кокошники различных регионов нашей страны.

У вас есть схемы разных видов кокошников. Давайте попробуем определить местность, где женщины носили эти головные уборы.

Слайд 8-11.

Определяют по карточкам и слайдам принадлежность к какой-либо местности проживания изображенных девушек в кокошниках.

фронтальная

Формирование УУД:

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

5. Динамическая пауза
(3 мин)

Цель для учителя: способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Обеспечить необходимую двигательную активность.

Цель обучающихся: отдохнуть, подготовиться к следующему этапу работы

физкультминутка

Ребята, вы знали о том, что хорово́д - древний народный круговой массовый обрядовый танец? Сегодня на уроке мы знакомимся с народным творчеством, давайте встанем в хоровод и пригласим нашу гостью.

Повторяют действия за учителем

фронтальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

6. Самостоятельная работа (18 мин)

Цель для учителя: создать условия для организации ситуации успеха, мотивирующей обучающихся к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Цель для обучающихся: научиться применять полученные знания при выполнении заданий нового типа.

самостоятельная работа;

Мы с вами уже говорили, что главным объектом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом, все богатство личности в различных ее проявлениях.

Ребята, скажите, как называется изображение определенного, конкретного лица?

Правильно.

Основное качество портрета – сходство с оригиналом – обеспечивается, прежде всего, точным изображением внешнего облика человека. Однако одного внешнего сходства мало, так как подлинная глубина портрета заключается в раскрытии психологического мира человека.

Учитель перед работой предлагает учащимся подумать над вопросами:

Как бы выглядели бы в кокошнике их мамы?

Как вы будете располагать лист?

Учитель поясняет, что лучше подходит вертикальное изображение, которое может быть сделано по грудь. Необходимо красиво украсить элементы головного убора.

При выполнении задания решаются композиционные, колористические задачи, осваивается умение изображать человека. Голова вверху шире, к подбородку уже, лицевая часть в какой-то мере напоминает форму яйца, высокая, статная шея – признак женской красоты. Учитель обращает внимание на то, как рисуются глаза, изображаются нос, губы. В игровой форме подводит учащихся к пониманию того, что красота их образов будет достигаться через красоту цветовых отношений и форм, отдельных деталей лица. Будет ли красиво, если мы нарисуем крупный нос, широкий рот, близко поставим глаза, сделаем маленький череп, огромные уши. Этот момент сопоставления приносит свои положительные результаты. Дети самостоятельно работают над образом русской красавицы.

Портрет

Слушают учителя.

Вертикально

Рисуют овал лица

Выполняют.

Рисуют.


Рисуют.

индивидуальная

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
(5-6 мин)

Цель для учителя:
способствовать организации самооценки работы обучающихся.

Цель для обучающихся: самооценка обучающимися собственной учебной деятельности.

Рефлексия (Экспресс-выставка. Оценка работ.)

Беседа, игра «Художник-зрители»

При этом подробнее остановитесь на следующих критериях:

Оригинальность идеи;

Эстетика оформления;

Объем работы.

Итак, дорогие мои, что нового узнали вы на сегодняшнем занятии?

Каких целей мы достигли к окончанию нашего занятия?

Что осталось для вас неизученной тайной, неразгаданной задачей?

Молодцы, именно этому мы и посвятим следующие занятия.

Домашнее задание: найти репродукции произведений искусства, отражающие мужскую красоту.

Учащиеся демонстрируют свои работы, вывешивая на магнитную доску, обсуждают их, и после некоторых поправок, оцениваем работы. Наиболее удачные помещаем в изготовленные на предыдущих уроках наличники из бумаги.

Уборка рабочих мест.

фронтальная

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К);

– планирование учебного сотрудничества (К);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него.

Красота человека (женский образ)

Урок изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского.

Цели и задачи:

Познакомить учащихся с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин;

Показать роль искусства в понимании красоты русской женщины;

Учить определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве;

Познакомить с творчеством М. В. Васнецова;

Показать отражение пропорций и мимики лица в портрете;

Развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки;

Осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история, музыка);

Воспитывать у детей любовь к истории России.

Оборудование: для учителя – методические таблицы, репродукции; для учащихся – графические материалы, альбом. Репродукции картин А. Венецианова «На пашне. Весна», М. В. Васнецова «Аленушка», «Девушка с теленком», И. Билибина «Илья Муромец освобождает Забаву Путятишну», В. А. Серова «Девушка с персиками». А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок); Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок), «Мороз, Красный нос» (отрывок), запись русских народных песен.

Ход урока

    Организационный момент.

Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече рада я.

Ждет сегодня вас

О русской красавице сказ.

2. Работа по теме урока.

Вводное слово.

На прошлом уроке мы говорили, что в искусстве ничего и никогда не изображается просто так, ради изображения.

Изображение – это продукт труда, и через него художник выражает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства по этому поводу. Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным объектом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом, все богатство личности в различных ее проявлениях.

Одним из жанров живописи, скульптуры и графики, посвященных изображению определенного, конкретного лица, является портрет. Основное качество портрета – сходство с оригиналом – обеспечивается, прежде всего, точным изображением внешнего облика человека. Однако одного внешнего сходства мало, так как подлинная глубина портрета заключается в раскрытии психологического мира человека. Наблюдательный глаз художника-портретиста в мимике лица, в выражении глаз, в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей обстановке видит проявление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроений и чувств, то есть внутреннее состояние человека.

Б) Дидактическая игра «Настроение и мимика».

Учитель открывает на доске схемы лица.

Учащиеся по каждой схеме выражения лица описывают настроение, характер человека; поднятая бровь или обе брови – удивленное лицо, поднятые углы глаз и губ – веселое лицо; сдвинутые и слегка опущенные брови – сердитое, злое лицо; плотно сжатые прямые узкие губы – жадный, корыстный характер; прищуренный глаз, поднятая над ним бровь, поднятый уголок губ – лукавый, хитрый характер.

Беседа «Женский образ в искусстве».

Ребята, я предлагаю вам рассмотреть репродукции А. Г. Венецианова «На пашне. Весна», «Девушка с теленком», И. Билибина «Илья Муромец освобождает Забаву Путятишну», В. Васнецова «Аленушка», В. А. Серова «Девочка с персиками».

Какой смысл вы вкладываете в выражение «русская красавица»? Обратимся к художественному слову о красоте женщин, живших в старинных русских деревнях и городах.

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок)

Матрена Тимофеевна

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати восьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький,

Да серп через плечо.

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок)

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях

С походкой, со взглядом цариц.

Их разве слепой не заметит!

А зрячий о них говорит:

Пройдет – словно солнце осветит,

Посмотрит – рублем одарит.

Красавица миру на диво:

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок)

Что объединяет эти женские образы? В чем их красота?

Ученики. Их богатый внутренний мир, душевная доброта, трудолюбие.

    Знакомство с картиной «Аленушка» В. М. Васнецова.

Учитель предлагает детям ответить на вопросы, направленные на формирование чуткости к языку картины и умение видеть ее пафос.

Посмотрите на картину и скажите, какое впечатление создается у вас при первом взгляде на нее. Почему картина производит такое впечатление? Как художник достигает такой силы выразительности? Какими средствами пользуется?

Что называется композицией? Как построена картина В. М. Васнецова? (Аленушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю. Чтобы подчеркнуть ее одиночество, художник не поместил на картине других персонажей.)

Опишите внешность Аленушки. (Аленушка - бедная крестьянская девочка. У нее тонкие руки. Аленушка босиком; одежда ветхая: рваный сарафан, старая вылинявшая голубая кофта; каштановые волосы распустились по плечам, голова опущена.)

Что художник особенно выделил во внешности Аленушки? (Светлым розовым полотном на темном фоне выделяются лицо и руки Аленушки. Сразу видишь ее грустное лицо и большие глаза.)

Подумайте, какими словами можно точнее охарактеризовать взгляд Аленушки.

Большое горе обрушилось на Аленушку. Как художник это показал? Обратите внимание на позу Аленушки. (Аленушка одиноко сидит на камне, низко опустив голову, пригорюнилась, призадумалась. Она судорожно обхватила колени, согнулась. Вся ее поза выражает несчастье, горе).

Обратите внимание на выражение лица Аленушки. Каково ее душевное состояние? (Она грустит, тоскует, опечалена.)

Как с помощью цвета художник передал настроение этой картины? (Желтый, розовый, красный – это теплые цвета, они создают радостное настроение у человека. Но, используя холодные тона темно-зеленых, синих, серых красок, художник вызывает у зрителя чувство тоски, печали и грусти. В картине В. М. Васнецова «Аленушка» есть и теплые, и холодные тона. Выделяются холодные тона зелени. Теплых цветов мало: светло-розовые на лице, руках, розовые цветы на сарафане. Больше темно-коричневых, мрачных красок. Это производит грустное впечатление).

Цвет в картине имеет большое значение. Общий тон картины (колорит) неяркий, в нем преобладают темно-зеленые и красно-коричневые цвета. Побуревшая трава, красноватая осенняя листва, пожелтевшая зелень подчеркивают общий коричнево-зеленый тон картины. Помимо неярких тонов мы видим в картине светлую полоску гаснущей зари, яркую изумрудную зелень осоки, розовые цветы на сарафане Аленушки и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление печали и тоски.

На фоне какой природы изображена Аленушка? Как пейзаж передает настроение картины? (На картине изображена ранняя осень. Природа начинает увядать. Кое-где пожелтели деревья. В омуте плавают опавшие листья. Осеннее небо хмурое. Осенью природа умирает, это навевает грусть. Такой пейзаж перекликается с настроением Аленушки.)

Да, внимание художника привлекает не пышная природа, а первая пора осеннего увядания, в описании которой он прибегает к неярким тонам темно-зеленых, синих, желто-коричневых красок. Осенние, блеклые, тусклые краски пейзажа создают настроение грусти, печали. Художник показал, что природа созвучна настроение Аленушки, она как бы прислушивается к мыслям бедной девочки, грустит и плачет вместе с ней. Печально притихнув, стоят вокруг молодые березки, согнулись и опустились в воду тонкие ветки осинок, поникли кое-где стебли осоки. Островерхие сосенки, острые стебли осоки охраняют девочку, защищают ее от злых людей.

Над головой Аленушки художник изобразил ласточек. В народном творчестве ласточки – символ дружелюбия. «Ласточки у злой семьи под стрехой гнезда не вьют» - говорится в народе. Слетевшиеся к Аленушке ласточки тихо щебечут, словно стараются успокоить, рассеять грусть Аленушки. И Аленушка понимает, любит природу и только ей одной доверяет свое безутешное горе.

Каков образ «русской красавицы» в картине В. М. Васнецова? (Это образ русской девочки-сиротки, трудолюбивой и доброй, простой и скромной).

Ребята, а что вы знаете о художнике В.М. Васнецове?

Виктор Михайлович Васнецов – великий русский художник. Он родился в 1848, умер в 1926 году. Отец В. М. Васнецова, сельский священник, любил рисовать, сам учил сыновей грамоте. В свободное время что-нибудь мастерил. Мать, простая, добрая женщина, управлялась с хозяйством и детьми. Их было шестеро, все мальчики. Семья была дружная, жизнь ладная и спокойная. Зимой старуха-стряпуха часто рассказывала сказки, эти сказки надолго запомнились маленькому Вите. Он пробовал рисовать, но ничего не получалось. Бабушка рисовала Вите сказочные картинки. В 17 лет поехал Виктор в Петербург в академию художников. Это было в 1867 г. Он очень волновался на экзамене, за результатом не пошел. Поступил в рисовальный класс. Спустя год он опять пришел в Академию художеств и узнал, что был принят в нее год назад. За свою жизнь В. М. Васнецов написал множество картин на сказочные темы.

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнение:

Ой, ли, ой ли, ой люли!

Красна девушка идет,

Словно павушка плывет.

Ой, ли, ой ли, ой люли!

Словно павушка плывет,

Таки речи говорит:

Возле садика млада хожу,

Возле зелена млада гуляю,

Соловьевых песен слушаю;

Хорошо в саду соловей поет,

Он поет, меня радует.

    Знакомство с народным костюмом.

Скажите, а во что одета русская красавица? Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый от интерьера крестьянской избы, трудовой жизни, праздников и обрядов. Нарядны не только узоры на одежде, во всем ансамбле преобладает симметричное построение, любовное отношение к каждой детали.

Звучат русские народные песни.

Эстетическая оценка костюма как произведения декоративного искусства находит выражение в устном поэтическом творчестве. Так, в песнях описанию костюма обычно уделяется больше внимания, чем портрету героя. «Упоминается повседневный наряд девушки – сарафан, миткалевая или коленкоровая рубашка, косоплетка в косе, праздничная льняная рубашка с вышивкой своей работы («У меня, младой, а льняной подол шит бумагою синей, нитками, ковылюшками, не дробнушками»)… шелковый пояс, кокошник косой золотой…»

Детали, характеризующие внешний облик героя, дополняют его внутренний образ:

Красна девица идет,

Словно павушка плывет,

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

На головушке перо.

Демонстрация женского русского народного костюма .



Праздничный девичий костюм Воронежской губернии (сарафан из черной шерстяной ткани, рубашка с красной «воротушкой» и красными рукавами с тканым цветным орнаментом и вышивкой, красный передник с тканым белым рисунком, красный головной платок). Конец X1X – начало XX века.

Костюм новобрачной города Галича-Костромского (белая кисейная рубашка с вышитыми белой гладью рукавами, малиновый штофный сарафан, шитый золотом полушугай, галичский кокошник и кисейный, шитый золотом платок) Первая половина X1X века. Костромской историко-архивный музей – заповедник.

Праздничный костюм невесты города Костромы. Вторая половина X1X века.

Из отбеленного полотна и холста шили рубахи: у мужчин – ниже колен, у женщин – до пят. По вороту, рукавам и низу шла вышивка цветными нитками. Красиво! А пошло это из глубокой древности, когда такая вышивка имела магический смысл: она опоясывала человека, оберегала его от «дурного глаза». Значение вышивки забылось, а традиция осталась в виде украшений на одежде.

У женщин поверх рубахи надевался сарафан. Одежды были свободными, широкого покроя, не сковывали движений. Закрытыми были ноги, руки, шея: скрывались все недостатки фигуры.

В праздничные дни голову украшал дивный убор – венец или кокошник. Богато украшенный речным жемчугом, вышивкой, подвесками, он заставлял держать голову высоко, спину прямо. И выступала его хозяйка «словно пава», «плыла лебедушкой». В повседневной жизни девушка выставляла напоказ косу: «коса – девичья краса». Замужняя женщина убирала все волосы. По поверьям, женский волос приносил несчастье. Позорно было появиться замужней женщине без головного убора. Даже сейчас, когда говорят «опростоволосилась», мы подразумеваем – опозорилась.

Девичья «коруна» - свадебный убор невесты Северного края. 19 век.

5. Самостоятельная работа учащихся.

Сложившееся в результате беседы представление учащихся о характерных особенностях облика русской красавицы, о ее силе и нежности находит воплощение в изображении женского образа учащимися. Задание выполняется индивидуально на больших листах гуашью.

Ребята, перед работой подумайте над вопросами:

Какой бы вы хотели видеть старшую сестру, свою маму? Как бы они выглядели в старинной русской одежде?

Как вы будете располагать лист?

Здесь лучше подойдёт вертикальное изображение, которое может быть сделано в рост, по грудь или по пояс. Необходимо красиво украсить элементы одежды и головного убора.

При выполнении задания решаются композиционные, колористические задачи, осваивается умение изображать человека.

Итак, голова вверху шире, к подбородку уже, лицевая часть в какой-то мере напоминает форму яйца, высокая, статная шея – признак женской красоты. Обратите внимание на то, как рисуются глаза, изображаются нос, губы. Красота образов будет достигаться через красоту цветовых отношений и форм, отдельных деталей лица. Будет ли красиво, если мы нарисуем крупный нос, широкий рот, близко поставим глаза, сделаем маленький череп, огромные уши? Можно приложить к листу заранее вырезанные заготовки красивых, гармоничных и утрированных деталей лица. Этот момент сопоставления приносит свои положительные результаты. После показа дети самостоятельно работают над образом русской красавицы.

Рефлексия (Экспресс-выставка. Оценка работ.)

    оригинальность идеи;

    эстетика оформления;

    объем работы.

Учащиеся демонстрируют свои работы, обсуждают их, и после некоторых поправок, оцениваем работы.

Уборка рабочих мест.

    Итог урока.

Итак, дорогие мои, что нового узнали вы на сегодняшнем занятии?

Каких целей мы достигли к окончанию нашего занятия?

Что осталось для вас неизученной тайной, неразгаданной задачей?

Молодцы, именно этому мы и посвятим следующие занятия.

Домашнее задание: найти репродукции произведений искусства, отражающие мужскую красоту.