12 вопросов по сказке братья маугли. «Тест по литературному чтению Р.Киплинг «Маугли. Что носил Маугли на шее

Цель мероприятия : формирование у воспитанников детского дома положительного отношения и интереса к художественной литературе и окружающему миру.

Задачи:

  • познакомить воспитанников с природой индийских джунглей через творчество английского писателя Р. Киплинга;
  • сформировать положительное отношение к персонажам-животным книг Киплинга;
  • дать понятие о том, что законы нужны и миру животных, но и миру людей.

Оформление: На заднике сцены изображены джунгли, в зале развешены листья, веревочные «лианы».

Книжная выставка: «Открывая книгу джунглей».

Музыкальное оформление : Э. Денисов. Пение птиц.

Клуб «Сказка» посещают дошкольники и учащиеся 1-4 классов. Все материалы по детской литературе можно найти здесь.

Ход мероприятия

Ведущий 1 : Английский писатель Редьярд Киплинг писал книги для взрослых и детей. Для самых маленьких он сочинял сказки, для детей постарше - рассказы. Самые интересные из них - это рассказы о животных, из которых составились два сборника знаменитой «Книги джунглей» (1894-1895).

Ведущий 2 : Редьярд Киплинг родился в 1865 году в Индии, куда его отец, неудачливый декоратор и скульптор, отправился в поисках заработка, спокойной жизни и солидного положения в обществе. Имя Редьярд он получил в честь озера в Англии, на берегах которого познакомились его родители.

Выходит чтец, мальчик.

Чтец : До шести лет я рос в кругу дружной семьи, в родном доме, где моим воспитанием занимались, в основном, индийские няни и слуги, отчаянно баловавшие меня. Для меня эта пора жизни - рай, идиллия. Я умел говорить на урду, но вдобавок владел многими менее важными языками, а на своем родном, английском, говорил с акцентом.

И вдруг этот свободный, по-домашнему уютный мир рухнул - меня вместе с младшей сестрой отправили в Англию. Дело в том, что в состоятельных английских семьях было принято отправлять детей в Англию, чтобы они выросли в лучшем климате, научились говорить без акцента и получили соответствующее образование.

Ведущий 1: Была и еще одна причина, о которой предпочитали молчать, - надо было избавить детей от влияния слуг-индийцев, безумно их баловавших. Опасались и того, что дети в результате переймут некоторые местные обычаи.

Проще всего было бы, конечно, отправить Редьярда к родственникам матери, тем более что они жили безбедно и занимали хорошее положение в обществе. Но когда маленький Радди за три года до этого погостил у них, он так им не понравился - ребенок был избалованный и своевольный, - что родители предпочли отдать его незнакомым людям.

Чтец : Для меня началась пора страданий. В этом «доме отчаяния», как потом я его называл, меня били, отнимали книги, всячески унижали. Сестры матери не забывали меня навещать, но я обо всем молчал. Миссис Холлоуэй, на попечении которой я находился, производила на них вполне благоприятное впечатление. Она и вправду не понимала, что губит меня, - ей казалось, что она меня просто перевоспитывает.

Ведущий 2: Но однажды тетя Джорджина приехала взглянуть на ребёнка, и обнаружила, что тот быстро теряет зрение. Скорее всего, это происходило на нервной почве. Когда мать, примчавшаяся в Англию, пришла попрощаться с ним на ночь, он, едва она наклонилась поцеловать его, заслонился, словно бы от удара. Мать все поняла. Она забрала от миссис Холлоуэй Ради и его младшую сестричку (той жилось в этом доме гораздо лучше), побыла с ними некоторое время в деревне и в Лондоне, где водила их по музеям и много им читала.

Ведущий 1: Потом она вернула дочку на какой-то срок все к той же миссис Холлоуэй, души в ней не чаявшей, а Ради отдала в мужскую школу, где от воспитанников требовали не столько знаний, сколько послушания и соблюдения полувоенной дисциплины. Учителя добивались желаемых результатов строгостью, а в случае необходимости - поркой. Старшие безжалостно угнетали младших, сильные - слабых, независимость поведения каралась как святотатство. Но впоследствии, осмысливая полученные им уроки подчинения, Киплинг полностью оправдал систему палочного воспитания. С его точки зрения, она необходима и справедлива, поскольку обуздывает низменные инстинкты, прививает чувство собственного достоинства..

Ведущий 2: Ректор школы, друг семьи Киплингов, выдающийся литературный дар Киплинга заметил сразу - он ведь и сам раньше был литератором - и сделал все возможное, чтобы укрепить мальчика в сознании своего предназначения.

И в самом деле, Киплинг очень скоро отказался от мысли стать врачом и стал отдавать все свои силы литературе - прежде всего поэзии. Стихи он посылал в журналы, где их не брали, и родителям, оценившим его талант раньше профессиональных редакторов. В 1881 году, когда ему исполнилось всего шестнадцать лет, они издали за свой счет небольшим тиражом его сборник «Школьные стихи», а к моменту окончания школы уже приготовили ему место в газете.

Ведущий 1: Положение Киплингов к этому времени заметно переменилось. В Индии жило и работало около четырёх миллионов Англичан, и выдвинуться в этой стране было не так просто, как казалось тем, кто ехал туда делать карьеру. У Киплингов, конечно, было на это больше надежд, чем у многих других, Они были людьми, наделёнными самыми разнообразными способностями. Едва появившись в Индии, они начали писать для местных газет. Отец Редьярда, Джон Локвуд, проявил себя как превосходный педагог и человек многообразных художественных талантов. К тому же они обладали редкостным даром привлекать сердца людей. Они были умны, образованны, обаятельны, а Алиса отличалась ещё и красотой. И всё же им понадобилось целых десять лет, чтобы занять достойное положение в обществе.

Ведущий 2: В апреле 1875 года Джон Локвуд получил должность куратора Центрального музея индийского искусства, находившегося в Лахоре, и за короткий срок превратил его в одно из лучших в мире собраний произведений восточного искусства. При нём стала процветать и школа прикладного искусства, директором которой он был назначен. Позднее Редьярд Киплинг нарисовал в романе «Ким» восторженный портрет своего отца, и это было отнюдь не данью сыновней любви - тот и в самом деле пользовался всеобщим уважением, а когда в 1891 году выпустил книгу «Зверь и человек в Индии», то проявил себя иллюстратором, органически впитавшим самый дух индийского искусства. К работе над этой книгой он привлек также трёх художников индийцев. Лахор постепенно становился центром притяжения индийской интеллигенции.

Ведущий 1: Когда неполных семнадцати лет отроду Редьярд Киплинг вернулся в Индию, он был уже членом семьи, завоевавшей там широкое признание. Но при этом старшие Киплинги нисколько не сомневались, что первое место со временем займёт именно Редьярд.

Ждать этого пришлось недолго. «Гражданская и военная газета выходила каждый вечер на четырнадцати полосах (семь из них - объявления), но делали её практически всего два человека - редактор и его помощник. Место помощника редактора и занял Киплинг. С какими-то своими журналистскими обязанностями он так до конца и не совладал: ему, например, решительно не давались передовые статьи - с другими справлялся блестяще. В целом же он исполнял столько обязанностей, что это могло быть под силу только нескольким сотрудникам. И ещё: он начал писать рассказы.

Ведущий 2: Индия времён его раннего детства день ото дня оживала в его сознании. Этот семнадцатилетний юноша приехал не в чужую страну - он вернулся на родину. Он был не просто человеком двуязычным - он с неподражаемой быстротой усваивал все оттенки индийской речи. Особенно много ему давали командировки, порою довольно продолжительные, во время которых он с зоркостью прирождённого писателя видел и запоминал жизненные подробности, ускользавшие от взора тех, кто уже не один год прожил в этой стране.

Ведущий 1: Кочевая жизнь колониального газетчика сталкивала его с сотнями людей и ситуаций, бросала в самые невероятные приключения, заставляла постепенно играть с опасностью и смертью. Он писал репортажи о войне и эпидемиях, вёл «светскую хронику», брал интервью, заводил множество знакомств как среди англичан, так и среди местного населения. Журналистская работа научила его внимательно наблюдать и внимательно слушать: постепенно он превращался в великолепного знатока местного быта и нравов, мнением которого интересуется даже британский главнокомандующий.

«Просто сказки»

Ведущий 2: Постепенно он начинает писать небольшие рассказы, сказки, повести, стихи. Сказки Киплинг начал изобретать, представлять и записывать в ответ на самые первые «Что? Где? Почему?» своей старшей дочери. Потом появились и другие маленькие слушатели, возникли новые сказки. И получилась уже настоящая детская книжка.

«Просто сказки» - о давних временах, когда люди только ещё учились писать, заводили дружбу с конём, собакой. А животные приобретали свои отличительные черты: кит - свою глотку, верблюд - свой горб, носорог - свою шкуру, а слонёнок - свой хобот. В сказках оказывается, что у верблюда раньше не было горба, у носорога была гладкая шкура, у черепахи был панцирь на шнурках и их можно было распускать и стягивать панцирь. У слонёнка раньше висела на носу какая-то нелепая, никому не нужная штука. Главная прелесть этих сказок, как заметил английский писатель Честертон, состоит в том, что они читаются не как сказки, которые рассказывают взрослые детям, а как сказки, которые взрослые рассказывали взрослым на заре человечества.

Ведущий 1: «Необычайными» в одном из русских переводов сказки Киплинга были названы прежде всего по тому впечатлению, какое производили в них поступки и речи животных. «Говорящие» и «думающие» звери Киплинга ведут себя не по-человечьи, а с какой-то странностью, они одухотворены, сознательны, но по-своему. Кажется, точно - по-звериному. «Необычайность» сказок Киплинга станет в этом смысле более объяснимой, если сопоставить их с подлинными сказками африканцев или австралийцев.

Киплинг знал этот фольклор, читал, но заимствовал из него немного. За единственным исключением, - установили исследователи, - он вообще не обрабатывал уже существующие сказки. Только «Краб, который играл с морем», - пересказ. В остальном сюжеты, ситуации, сочетание персонажей - например, слонёнок, крокодил и питон - его выдумка. Но, безусловно, манеру, стиль в поведении, вот эту непередаваемую, необычайную странность Киплинг уловил и развил из фольклора. Однако это далеко не всё.

Ведущий 2: Киплинг мастерски делает ещё один шаг от того рубежа парадокса и странности, какой имеется в народных сказках. Носорог снимает шкуру - это может быть и в народной фантазии. Шкура застёгивается на пуговицы, а африканские племена не знали пуговиц. А вот чего заведомо нельзя найти в фольклоре, что уже специфически литературный приём: Киплинг рисует Носорога, обозначает на нём шкуру, будто бы на шкуре имеются и три пуговки, на них шкура застёгивается, но, - говорит тут Киплинг, - «пуговки находятся у носорога внизу, и потому вы не можете видеть их». Пуговки есть, просто нельзя их видеть!

Ведущий 1: Точно таким же образом Киплинг убеждает, что «двуцветные питоны, скалистые змеи, всегда говорят так». А как же иначе? Или - верблюд получил за свою лень горб на спину, однако он «всё ещё не выучился вести себя как следует». В сказке «Откуда взялись броненосцы» Ёж и Черепаха сбивают с толку простодушного Ягуара. Они морочили ему голову до тех пор, пока у бедняги не разболелись пятна.

Ведущий 2: Сказки Редьярда Киплинга на русский язык перевёл Корней Чуковский. А сейчас давайте немного поиграем и заодно вспомним героев этих сказок.

Викторина по сказкам Киплинга

«Откуда у Верблюда горб?»

1. Какие герои советовали Верблюду трудиться? (Конь, Бык, Пёс).

2. Как долго гулял Верблюд, не работая? (Понедельник, вторник, среду).

3. Как звали чародея, который наделил Верблюда горбом? (Джин, Владыка всех Пустынь).

4. За что был наказан Верблюд? (За лень и безделье).

«Откуда у Кита такая глотка?»

5. Как звали рыбку, которая уговорила Кита проглотить моряка? (Малютка-Колюшка).

6. Как был одет моряк и что у него было в руках, когда его проглотил Кит? (На нём были синие штаны и подтяжки, а в руках - нож).

7. Назовите родину Моряка (Англия ).

8. Как моряк заставил Кита отпустить его? (Начал прыгать у Кита в желудке).

9. Из чего Моряк сделал решётку? (Из щепок от брёвен плота и подтяжек).

«Откуда взялись броненосцы?

10. Как Черепаха Неспешная и Злючка-Колючка Ёж обхитрили Расписного Ягуара? (Запутали его, заставили сделать не так, как говорила его мать, а наоборот).

11. Что стало с Расписным Ягуаром от расстройства? (У него заболели пятна на спине).

12. Как Черепаха Неспешная стала броненосцем? (Она пыталась сворачиваться, и от этого у неё сдвинулись щитки на панцире).

«Как было написано первое письмо»

13. Что случилось с первобытным человеком на охоте? (Сломалось копьё).

14. Как Таффи решила помочь отцу? (Решила написать письмо маме, чтобы та прислала новоё копьё).

15. Чем и на чём было написано первое письмо? (Акульим зубом на куске берёзовой коры).

16. Какое величайшее открытие сделала Таффи? (Придёт время, когда люди назовут это умением писать).

17. А вы, ребята, как вы считаете, это действительно было величайшее открытие? Что оно дало людям?

«Книга Джунглей»

Ведущий 1: Сказки Киплинга, несомненно, очень интересны, но его величайшим художественным выигрышем стала «Книга Джунглей» . В ней, использовав образы народных сказаний, Киплинг рассказал необыкновенную историю индийского мальчика, выкормленного волчицей. Маугли был крошечным человеческим детенышем, когда он однажды тёплым летним вечером бесстрашно вошёл в логово волков.

Ведущий 2: Отец Волк и Мать Волчица нежно полюбили его, они приняли Маугли в своё семейство, и он рос вместе с волчатами, как со своими родными братьями. Смышлёного, озорного мальчугана окружали дремучие леса, перевитые лианами, бамбуковые заросли, лесные болота - весь огромный мир джунглей, населённый дикими зверями.

Отец Волк, медведь Балу, пантера Багира, слон Хатхи - каждый по-своему заботливо выхаживал Маугли. Мудрые звери посвятили своего любимца в сложные Законы Джунглей, научили понимать язык зверей, птиц, змей.

Ведущий 1: Животные - герои «Книги Джунглей» - действуют, думают и разговаривают как люди. Так всегда бывает в сказках. Но в отличие от сказок, в рассказах Киплинга так поразительно точно и верно описаны и обличье зверей, и все их повадки, и образ их жизни, что мы узнаём о них очень много нового и видим их такими, какие они есть на самом деле.

Вертлявые обезьяны, живущие на вершинах деревьев, взлетают с ветки на ветку, словно стая птиц. Медленно переваливается с ноги на ногу неуклюжий бурый медведь. Быстрыми скачками мчится вперёд гибкая пантера с шелковистой черной шестью. Огромный удав, у которого красивый пёстрый узор на спине, коричневый с жёлтым, свивает в чудливые узлы своё тридцатифутовое тело, а когда ему нужно, умеет прикинуться сухим суком или гнилым пнём.

Ведущий 2: Преодолевая множество опасностей и приключений, маленький, беспомощный мальчик вырастает в сильного, великодушного, отчаянно храброго юношу. Благодаря своему уму и находчивости он побеждает ненавистного джунглям кровожадного тигра Шер-Хана и потом совершает ещё один подвиг, прогнав диких собак, напавших на племя волков.

Звери добровольно склонились перед Маугли и признали его владыкой Джунглей. И хотя это всего лишь вымысел, в нём есть большая правда. Только человек, наделённый разумом и твёрдой волей, овладевший на заре своего существования Красным цветком - огнём, смог подняться над царством животных, стать покорителем и в то же время другом природы. Читая историю Маугли, мы не только любим его, но и гордимся им.

Ведущий 1: А вы знаете, ребята, что такое джунгли? Джунгли - это густой, непроходимый тропический лес. В Джунглях стоят деревья-великаны: эвкалипты, расамалы, фикусы. Их стволы толщиной в несколько обхватов. А листва деревьев так густо переплетается в вышине, что совсем заслоняет солнечный свет. Здесь всегда сумерки. У подножия деревьев растут огромные папоротники, прямой и стройный бамбук, дикие бананы, пальмы, часто с неведомыми и вкусными плодами, кустарники с яркими душистыми цветами.

Ведущий 2: Непроходимой стеной стоят на пути человека джунгли. В них огромное количество разных лиан. Есть лианы толщиной с палец, другие же напоминают толстые канаты. Причудливо переплетаясь, одни тесно обвивают деревья, другие свисают гирляндами, касаясь земли.

Не каждый путешественник отважится проникнуть в эти дикие дремучие заросли. Без топора там и шагу не сделаешь. Даже если человек отправляется туда днём и берёт с собой оружие, то и тогда у него неспокойно на сердце. А уж ночью к джунглям лучше вообще не подходить.

Ночью джунгли просыпаются. Давайте послушаем таинственные голоса джунглей: крики неведомых птиц, рычание пантер, вопли обезьян, рёв тигра.

(Звучит музыка: Э. Денисов. Пение птиц.)

Ведущий 1: Днём джунгли безмолвны. В вечнозелёном лесу тихо и пустынно. Кого здесь не хватает? (Ответы детей: животных, обитателей джунглей).

Чтобы они появились, надо вспомнить их приметы. Давайте вместе населим джунгли персонажами книги Киплинга.

Викторина по «Книге Джунглей»

1. «Он с самого рождения хромает на одну ногу. Вот почему он охотится только за домашней скотиной». (Шер-Хан).

2. «Единственный зверь другой породы, которого допускают на совет стаи волков, старик, который может бродить, где ему вздумается, потому что он ест только орехи, мёд и коренья, и обучает волчат закону джунглей». (Балу).

3. «Она хитра, как шакал, отважна, как дикий буйвол, и бесстрашна, как раненый слон; голос у неё сладок, как дикий мёд, а шкура мягче пуха. Чёрная, как чернила, но с отметинами, которые видны на свету, как лёгкий узор на муаре». (Багира).

4. «Он очень стар и хитёр, у него на спине красивый пёстрый узор, коричневый с жёлтым, он безногий, и глаза у него презлые; он умеет лазать по деревьям не хуже обезьян». (Каа).

5. «Он очень хитёр, рыщет повсюду, сеет раздоры, разносит сплетни и не брезгует тряпками и обрывками кожи, роясь в деревенских мусорных кучах». (Табаки).

6. «У них есть свои дороги и перекрёстки, свои подъёмы и спуски, пролегающие в ста футах над землёй, и по этим дорогам они путешествуют даже ночью, если надо; никто в джунглях не водится с ними». (Бандар-Логи).

7. «Ноги ступают без шума, глаза видят в темноте, уши слышат, как шевелится ветер в своей берлоге, зубы остры и белы - вот приметы наших братьев». (Волчья стая).

8. «Они бегут напрямик через джунгли и всё, что попадается им навстречу, сбивают с ног и разрывают в клочья; даже тигр уступает им свою добычу; они не так крупны, как волки, не так ловки, но очень сильны, и их бывает очень много». (Дикие рыжие собаки).

(После каждого правильного ответа в «зарослях» появляются изображения животных)

Ведущий 2: Вот теперь наши джунгли населены. Давайте вспомним, что эти животные делали в джунглях.

1. Как появились джунгли на Земле? (Слон Тха - Хозяин джунглей, первый из слонов вытащил своим хоботом джунгли из глубоких вод. Там, где он провёл бивнями, - потекли реки, где топнул ногой - образовались озёра, а когда затрубил в хобот - народились деревья).

2. Кто назвал Маугли «Лягушонком»? (Мать-Волчица, Ракша).

3. Что такое водное перемирие и что говорится об этом в Законе джунглей? (Водное перемирие объявляется, когда наступает Великая Засуха. В это время нельзя охотиться у водопоев).

4. Скажите заветные слова джунглей («Мы с тобой одной крови, ты и я» ).

5. Кто пошёл войной на народ Маугли? (Дикие рыжие собаки).

6. Кто помог Маугли выбраться из западни, в которую его загнали Бандар-Логи?(Коршун Чиль, Каа, Багира и Балу).

7. Что Багира называла «Красным цветком»? (Огонь).

8. Как Багира обращалась к Маугли? (Маленький Брат).

9. Кто обучал волчат Закону джунглей? (Старый медведь Балу).

10. Почему всё население джунглей не дружило с обезьянами? (У них нет Закона, нет своего языка, одни только краденые слова. Они живут без вожака, болтают и хвастают - злые, грязные бесстыжие).

11. Что такое время новых речей? (Весна).

12. Что Багира посоветовала Маугли принести на Совет Стаи? (Красный цветок).

Ведущий 1: У зверей, как у людей, свои законы, по которым они живут. Для героев книги Киплинга - это закон Джунглей. Давайте послушаем стихотворение Киплинга «Закон джунглей» .

Вот вам Джунглей З акон - и Он незыблем, как небосвод,
Волк живёт, покуда Его блюдёт; Волк, нарушив Закон, умрёт.
Как лиана сплетён, вьётся Закон, в обе стороны вырастая:
Сила стаи в том, что живёт волком, сила Волка - родная стая.
Мойся от носа и до хвоста, пей с глуби, но не со дна.
Помни, что ночь для охоты дана, не забывай: день для сна.
Оставь подбирать за тигром шакалу и иже с ним.
Волк чужого не ищет, Волк довольствуется своим!
Тигр, Пантера, Медведь - князья; с ними - мир навека!
Не тревожь Слона, не дразни Кабана в зарослях тростника!
Ежели Стае твоей с чужой не разойтись никак,
Не горячись, в драку не рвись - жди, как решит Вожак.
С волком из Стаи своей дерись в сторонке. А то подойдёт:
Вяжется третий - и те, и эти, - и начался разброд.
В своём логове ты владыка - права ворваться нет.
У чужака, даже у Вожака, - не смеет и сам Совет.
В своём логове ты владыка - если надёжно оно.
Если же нет, шлёт известье Совет: жить в нём запрещено!
Если убьёшь до полуночи, на всю чащу об этом не вой.
Другой олень прошмыгнёт, как тень, - чем насытится Волк другой?
Убивай для себя и семьи своей: если голоден, то - убей!
Но не смей убивать, чтобы злобу унять, и - НЕ СМЕЙ УБИВАТЬ ЛЮДЕЙ!
Если из лап того, кто слаб, вырвешь законный кусок -
Право блюдя - малых щадя - оставь и ему чуток.
Добыча Стаи во власти Стаи. Там ешь её, где лежит.
Несыться вволю, но стащишь долю - и будешь за то убит.
Добыча Волка во власти Волка. Пускай, если хочешь, сгниёт -
Ведь без разрешенья из угощенья ни крохи никто не возьмёт.
Есть обычай, согласно которому годовалых Волчат
Каждый, кто сыт, подкормить спешит - пусть вдосталь они едят.
Право кормящей Волчицы - у одногодков своих
Брать, ни разу не встретив отказа, долю добычи их.
Право женатого Волка - добычу искать одному.
Подвластен Совету, он помнит про это, но больше уже - никому.
Вожак должен быть разумен, опытен и силён
Там, где Закон не оговорен, приказ Вожака - Закон.
Вот вам Закон великий, звероликий Закон.
Четвероногий - и многий, многий, - Он должен быть СОБЛЮДЁН!

Ведущий 2: А теперь, ребята, давайте все вместе подумаем, справедливый ли этот Закон, какие у него особенности?

  • Может, он учит нас понимать зверей и друг друга?
  • Учит ли этот Закон и нас быть справедливыми?
  • Как вы считаете, для чего вообще нужны законы?

Ведущий 1: И в заключение давайте хором произнесём Заветные Слова: «Мы с тобой одной крови, ты и я!»

Список литературы:

1. Киплинг, Р. Вот так сказки: на англ языке / Р. Киплинг; Предисл. Д. Урнова.- М.: Прогресс, 1979.- 253 с.: илл.

2. Киплинг, Р. Маленькие сказки / Р. Киплинг; Пер. с англ. -М.: Стрекоза, 2000.- 76 с.: илл.

3. Киплинг, Р. Маугли: повесть-сказка / Р. Киплинг; Пер. с англ. -М.: Астрель, 2005.- 227 с.: илл.

4. Киплинг, Р. Рассказы. Стихотворения / Р. Киплинг; Пер. с англ; Вступ. ст. А. Долинина.- М.: Худож. лит., 1989.- 368 с.: илл.

5. Писатели нашего детства. 100 имен: биографический словарь. В 3-х частях. Ч. 1. - М.: Либерея, 1998. - С. 202 - 207.

1 из 22

Презентация - Викторина по книге Р.Киплинга «Маугли»

Текст этой презентации

«Викторина по книге»

Выполнили: учащихся 3 а класса МБОУ «СОШ № 140 г. Челябинска»
Руководитель: Марченко Светлана Александровна

1.Сколько маленьких волчат было у отца Волка и матери Волчицы?
4 волчонка (Мать Волчица дремала, положив свою крупную серую морду на четверых волчат, а те ворочались и повизгивали)
2.Как звали шакала?
(Шакал. Лизоблюд Табаки) (Он рыщет повсюду, сеет раздоры, разносит сплетни и не брезгает тряпками и обрывками кожи, роясь в деревенских мусорных кучах.)
3.Название реки, в 20 милях от пещеры Волков?
(Река Вайнганга)

4.В чём заключался закон джунглей?
Правила, по которым жили жители Джунглей
5. Как звали мать Волчицу?
Ракша – мать волчица
6.Кого слушались все звери в джунглях?
Они слушаются вожака стаи, а не какого-нибудь полосатого поедателя домашнего скота. …, –

7.Что означает имя Маугли?
В "Книге джунглей" Р. Киплинг дает перевод имени Маугли - "лягушонок" (перевод, очевидно, с языка хинди).
8.Кто вступился на совете стаи за Маугли? Опишите их
Медведь Балу не принадлежавший к роду волков,но которого допускают в Совет стаи, старый Балу, сонный бурый медведь, преподающий волчатам Закон Джунглей, имеющий право расхаживать повсюду, потому что он ест только орехи, коренья и мёд, и чёрная пантера Багира,вся чёрная, как чернила, но с пятнами, видными как водяные клейма при известном освещении.

9. Что предложила Багира за выкуп Маугли?
Но когда мальчик подрос и стал все понимать, Багира сказала ему, чтобы он не смел трогать домашнюю скотину, потому что за него заплатили выкуп Стае, убив буйвола.
10.Сколько лет Маугли провёл удивительную жизнь среди волков?
Десять или одиннадцать лет провел удивительную жизнь Маугли вѐл среди волков,

11.Чем занимался Маугли в джунглях?
Маугли рос вместе с волчатами - он стал умным и сильным Но он был страшно любопытен и разгуливал по джунглям, не ведая опасности, которая подстерегает на каждом шагу. Ум и смелость Маугли позволяют ему выжить и окрепнуть в сложных условиях жизни в джунглях. В его жизни происходит множество приключений, он учится разговаривать на языке всех обитателей джунглей, и это не раз спасает ему жизнь.

13.Чем Маугли помогал своим друзьям в джунглях?
12.Как звала Багира Маугли?
Багира растягивалась на суку и звала: - Иди сюда, Маленький Брат!
Иногда он вынимал длинные шипы, засевшие между пальцами его друзей, потому что волки страшно страдают от шипов и колючек, попавших в их кожу.
Он загонял для них дичь.

14.Где родилась Багира?
Багира родилась среди людейв клетках королевского дворца в Удейпуре
15.Почему звери не могли смотреть и выдерживать взгляд Маугли
Другие тебя ненавидят, потому что не могут выдержать твоего взгляда, потому что ты разумен, потому что ты вынимал колючки из их лап, потому что ты – человек.

13.Назовите имена: дикобраза, павлина, слона, обезьяний народ
Хатхи – дикий слон
Бондар-Логи – обезьяны
Икки, дикобраз
павлин Мор

16.Что должен был достать у людей Маугли?
Скорей беги в долину к человеческим хижинам и возьми частицу Красного Цветка, который они разводят там; у тебя в своё время будет друг сильнее меня, сильнее Балу, сильнее всех, кто тебя любит. Достань Красный Цветок.(огонь)
17. Почему хотели убить Акелу?
Акела постарел и стал слабым, упустил добычу
18.Как называл Маугли Тигра, когда бил его по голове веткой?
ступай прочь, палёная кошка!

19.Маугли выучил охотничий клич чужака, который нужно повторять много раз, пока на него не ответят, если охотишься в чужих местах. Что означает этот клич в переводе на человеческий язык?
Этот клич в переводе значит: «Позвольте мне поохотиться здесь, потому что я голоден», и на него отвечают: «Охоться ради пропитания, но не ради забавы».
«Мы с вами одной крови, вы и я»,
20.Назвать слова Охотничьего народа

21Почему было запрещено водиться с обезьянами Бандер-Логами?
У них нет Закона. У них нет своего языка, одни только краденые словаИх обычаи - не наши обычаи. Они живут без вожака.. Они болтают и хвастают, будто они великий народ. Никто в джунглях не водится с ними. Мы не пьём там, где пьют обезьяны, не ходим туда, куда ходят обезьяны, не охотимся там, где они охотятся, не умираем там, где они умирают.

22.Кто помог найти Маугли, когда его украли обезьяны, передал его путь?
коршун Чиль,
23.Кого боятся Бандер-Логи?
Бандар-Логи, боятся Каа, горного удава. Он умеет лазить по деревьям

26.Когда Багира спросила ранен ли Балу, что он ответил?
Меня обидели, я голоден и весь в синяках. Но как жестоко они вас потрепали, братья мои! Вы все в крови!
27.Чему учился Маугли у людей?
Маугли учит человеческий язык, осваивается с образом жизни людей, а затем на несколько месяцев становится пастухом деревенского стада буйволов.

28.Как Маугли расправился с Шер-Ханом?
Маугли заманивает тигра в ловушку Стадо буйволов окружили его в двух сторон в овраге и затоптали, благодаря смекалке, находчивости, уму Маугли

25.Куда унесли обезьяны Маугли?
Они понесли его за реку, в обезьяний город - в Холодные Берлоги.
24.Как называли Бандер-логи Каа?
Безногий жёлтый земляной червяк

29.Почему люди решили выгнать Маугли из деревни?
Деревенский охотник назвал его: « Колдун! Оборотень! Волчий выкормыш! Ступай прочь!» за то.что Маугли не дал ему шкуру тигра.
30.Что гласит Закон Джунглей во время засухи у водопоя?
По Закону Джунглей за убийство у водопоя полагается смерть, если Перемирие уже объявлено. Это потому, что питьё важнее еды.

31.Какие слова произносила Багира перед охотой?
Доброй охоты всем!
32.Сколько раз горный удав менял кожу со дня своего рождения?
Каа, большой горный удав, переменил кожу - верно, в двухсотый раз со дня рождения,

33.Я не убью его раньше времени. А если тебе надо уйти, вон дыра в стене Помолчи-ка теперь, жирный убийца обезьян! Стоит мне коснуться твоей шеи,и джунгли тебя больше не увидят. Никогда ещё человек не уходил отсюда живым. Я страж сокровищ в княжеском городе!» Кто произносит эти слова?
Белый Клобук -Белая кобра
34.Что понравилось Маугли из сокровищ белой кобры?
Это был двухфутовый анкас, или бодило для слонов, похожий на маленький лодочный багор.

35.Почему Маугли не убил Белую кобру?
Белая кобра пережила свой яд, как это бывает со змеями и она была уже не опасна.
36.С кем была большая битва Маугли и зверей Джунглей, когда Акела умер?
Это - рыжие собаки-убийцы!

37 Сколько лет было Маугли в конце книги?
Семнадцать.
38.Что умел Маугли?
Маугли хорошо изучил нравы и обычаи жителей посёлка. Прежде всего ему пришлось надеть повязку вокруг бедер, что очень его стесняло, потом выучиться считать деньги, потом пахать землю, в чем он не видел пользы.

Маугли тянет к людям. Он прощается со своими друзьями и окончательно уходит туда, где теперь живёт Мессуа и её недавно родившийся ребёнок. Маугли встречает девушку, женится на ней и ведёт обычный для человеческого существа образ жизни
«А Маугли в это время рыдал и рыдал, уткнувшись головой в бок слепого медведя и обняв его за шею, а Балу всё пытался лизнуть его ноги». Что случилось?

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Джозеф Редьярд Киплинг родился 30 декабря 1865 года в индийском городе Бомбее - его родители-англичане приехали сюда работать. Свое имя Редьярд получил в честь озера в Англии, где познакомились его родители. Маленький Киплинг со своей младшей сестрой жили в небольшом домике, окруженном садом. Слуги-индийцы любили и баловали «маленького господина» , и он жил как принц. Поэтому первым языком, который выучил маленький Редди, был хиндустани – на этом языке он разговаривал со слугами. А научила его говорить на этом языке няня-индианка, которая рассказала будущему писателю очень много индийских сказок о животных. Эти сказки запомнились ему на всю жизнь!

Но в 1871 году шестилетнего Редди и его сестру отправили учиться в Англию. Так было принято в английских семьях, которые жили в Индии - ребенок должен был получить хорошее образование, а сделать это можно было только на родине. В Англии мальчик жил в частном пансионе, а на праздники уезжали к родственникам матери, в семью художника Эдуарда Берн-Джонса. В 12 лет Редьярд поступил в Девонское училище, чтобы после её окончания поступить в престижную военную академию. Но Редьярд так и не стал военным. Когда ему исполнилось 16 лет, он снова приехал в Индию и стал работать журналистом в «Гражданской и военной газете» .

Через некоторое время он перешел на работу в другую газету «Пионер» , и вскоре по заданию редакции отправился путешествовать по миру. В каких только странах мира не побывал Редьярд Киплинг! И о каждой из них он писал путевые заметки, которые потом печатались в газете «Пионер» . И все-таки писателю больше всего запомнилась Индия, в которой прошло его детство. Именно поэтому многие его произведения - рассказы, сказки и стихи – посвящены именно этой стране. Так, в Индии, например, происходит действие «Книги Джунглей» , в которую вошли рассказы о жизни мальчика среди зверей.

Все звери в джунглях презирали шакала Табаки, и вместе с тем все его боялись. Почему? Он чаще других зверей болел бешенством.

Что сделал малыш Маугли, когда он впервые появился в волчьем логове и посмотрел в глаза Отцу Волку? Он улыбнулся.

Почему Маугли разрешалось охотиться на любую дичь, но запрещалось трогать скотину? Багира заплатила за него выкуп – отдала волчьей стае убитого ею буйвола. В память об этом Маугли «…не должен трогать никакую скотину, ни молодую, ни старую» .

Почему Багира называла огонь Красным Цветком? «…Потому что ни один зверь в джунглях не Назовёт огонь его настоящим именем. Все звери смертельно боятся огня и придумывают сотни имён, лишь бы не называть его прямо» .

Чего не смели делать звери из-за того, что Маугли – человек? Звери не смели глядеть ему в глаза.

Какие слова защищали Маугли от любой опасности в джунглях? «Мы с вами одной крови, вы и я!»

Какое умение Маугли, по мнению обезьян, делало его полезным для их племени? Умение плести ветки для защиты от ветра.

Почему время от времени удав Каа должен был проводить десять дней в уединении? В это время он менял кожу.

Что такое Холодные Берлоги? Холодными Берлогами называли обезьяний город – старый, заброшенный и затерявшийся в чаще леса.

Удав Каа считал, что Маугли многого добьётся в джунглях, так как у него учтивый язык, а сердце… Какое? Храброе.

За что, по Закону Джунглей, полагалась смерть? За убийство на водопое во время Водяного Перемирия.

Тигр Шер-Хан убил быка и впустил Смерть. Что ещё пришло в джунгли вместе со Смертью? В джунгли пришёл Страх.

Какие звери в джунглях движутся тише всех? «Ни один зверь не может двигаться так тихо, как волк, когда он не хочет, чтобы его слышали» .

Почему все звери были в дружбе со взрослым Маугли? Потому что все звери его боялись.

Почему Маугли разбудил тупую ярость Диких Собак, когда вытянул голую ногу и пошевелил пальцами над головой вожака? «Те, у кого растут волосы между пальцами, не любят, чтобы им об этом напоминали» .

Почему пантеру Багиру в джунглях боялись больше, чем тигра Шер-Хана? Она родилась в зверинце, и ей были известны людские повадки.

Для чего обезьяны бросали орехи и сыпали грязь на презирающих их жителей джунглей? Обезьяны хотели, чтобы Народ Джунглей обратил на них внимание.

7. Ч И 5. Л Ь А 2. А 1. 1. 4. 4. Б А 3. К Е М Р Л А А У Г Х И И Л Р А 4. Волк-одиночка, избранный вожаком Стаи. 5. Прозвище тигра Шер-Хана, что означает «хромой» . И Р 8. 3. Пантера. Г С А 6. Горный удав. 6. К 1. Дикобраз. 2. Бурый медведь, обучающий волчат Закону Джунглей. Н Б По вертикали: Ш К По горизонтали: А 7. Коршун. А 8. Мать волчица, по прозвищу «Демон» .

В камбоджийских джунглях нашли пропавшую 19 лет назад девочкумаугли. Она жила в лесу с 8 -летнего возраста. Её нашел один из местных жителей, после того как у него стала пропадать еда из амбара. Он решил выследить воришку, которым и оказалась "девушка джунглей". Как предполагается, её имя Рочом Пнгиен, она пропала в 1988 году, когда ее семья перегоняла буйвола по джунглям. Она стала наполовину животным, наполовину человеком. Она дикая, спит целый день и бодрствует по ночам. "Девушка джунглей" не говорит ни на каком языке и поэтому историю ее жизни будет восстановить крайне трудно. Отец девушки, Сал Лоу, пытается заново познакомить свою дочь с реалиями человеческой жизни, но это дается нелегко. Когда девушка голодна, она подает сигнал, постукивая по своему животу. "Когда не спит, она просто сидит на месте и смотрит - направо, налево, направо, налево", - говорит Сал.

Литературная игра "Братья Маугли" по книге Р.Киплинга "Маугли" для 3 класса

Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ Школы № 47 городской округ Самара
Описание Данный материал могут использовать учителя начальных классов для проведения уроков внеклассного чтения.В игре принимает участие две команды учащихся. За правильный ответ команда получает 1 жетон. После окончания игры определяется победитель - обладатель большего количества жетонов.
Цель Организация игровой деятельности учащихся по проверке знаний, полученных при изучении сказки «Маугли».
Задачи:
- Прививать любовь и интерес к творчеству Р.Киплинга;
- Развивать мышление, внимание, память;
- Способствовать формированию у школьников мотивации к учению;
- Содействовать развитию навыков самостоятельной коллективной работы;
- Содействовать развитию умения творческого применения знаний в новых ситуациях.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир джунглей, по страницам произведения Р.Киплинга «Маугли».
Правда мы познакомились только с отрывком "Братья Маугли" из этой книги. И сегодня определим самого внимательного читателя.Желаю всем удачи!
-Каждая команда готовила домашнее задание. Давайте проверим его.
Домашнее задание


Вы должны были составить синквейн о Маугли.От каждой команды вызывается один участник, чтобы прочитать свой синквейн и прокомментировать его.
(Примерный ответ:)
Мальчик
Одинокий, свободный.
Растет, мужает, борется.
Джунгли его дом.
Вожак.

Подведение итогов
Викторина


Сейчас вы услышите вопросы по сюжету сказки. Каждая команда отвечает письменно на каждый вопрос. За каждый правильный ответ вы получаете по 1 жетону.
1.Кто чаще других в Джунглях болеет бешенством?Что он при этом делает?
(Шакал, он мечется по лесу и кусает всех, кто только попадется ему навстречу.)


2.Что делает тигр, когда бесится шакал?
(Бежит и прячется)


3.У какой реки жил Шер-Хан?
(Вайнганга)


4.Почему Шер-Хан охотился только за домашней скотиной?
(Он с рождения был хромым на одну ногу)
5. Как появился человеческий детеныш в пещере у Отца Волка?
(Когда Шер-Хан охотился на дровосека, родители убежали от страха, а ребенок остался и забрел в пещеру)


6.Кто вступился за человеческого детеныша первыми?
(Отец Волк и Мать Волчица)


7.Что ответила Мать Волчица Шер-Хану на его требование выдать человечьего ребенка?
(Человеческий детеныш мой и останется у меня. Его никто не убьет)


8.Как выглядела Скала Совета?
(Вершина холма, усеянная большими волунами, за которыми могла укрыться целая сотня волков)


9.За что Акела был выбран вожаком?
(За силу, ловкость)


10.Кто высказался за детеныша?
(Балу и Багира)



Подведение итогов
Третье задание "Узнай героя" по описанию


Каждая команда отвечает письменно.
1.Он рыщет повсюду, сеет раздоры, разносит сплетни и не брезгает тряпками и обрывками кожи, роясь в деревенских мусорных кучах.
(Табаки)
2.Он бросился вперед, еще не видя, на что бросается, а потом круто остановился. Вышло так, что он подпрыгнул кверху на четыре или пять футов и сел на том же месте, где оторвался от земли.
(Отец Волк)
3.Прямо перед ними, держась за низко растущую ветку, стоял голенький смуглый ребенок, едва научившийся ходить- мягкий, весь в ямочках, крохотный живой комочек.
(Маугли)
4.Он может бродить где ему вздумается, потому что он ест одни только орехи, мед и коренья.
(Балу)
5.Она была хитра, как Табаки, отважна, как дикий буйвол, и бесстрашна, как раненый слон.Голос сладок, как дикий мед, капающий с дерева, а шкура- мягче пуха.
(Багира)
Подведение итогов
Четвертое задание "Самый внимательный"


В отрывках допущены неточности. Необходимо исправить их.
1.Первый закон Джунглей.
Можно менять место охоты, никого не предупредив.
(Ответ: Нельзя менять место охоты, никого не предупредив)
2.Второй закон Джунглей.
Позволяет охотиться на человека всегда.
(Ответ:Позволяет охотиться на человека только тогда, когда они учат своих детенышей убивать )
3.Третий закон Джунглей.
Не каждый волк, обзаводясь семьей, может покинуть свою стаю. Но как только его волчата подрастут и станут на ноги, он должен привести их на Совет Стаи, который собирается обычно раз в месяц, во время полнолуния, и показать всем другим волкам.
(Ответ: Каждый волк, обзаводясь семьей, может покинуть свою стаю. Но как только его волчата подрастут и станут на ноги, он должен привести их на Совет Стаи, который собирается обычно раз в месяц, во время полнолуния, и показать всем другим волкам.)
4.Четвертый закон Джунглей.
Если поднимется спор о том, можно ли принять детеныша в стаю, в его пользу должны высказаться по крайней мере три волка стаи, и отец и мать.
(Ответ: Если поднимется спор о том, можно ли принять детеныша в стаю, в его пользу должны высказаться по крайней мере два волка стаи, но не отец и мать .
Подведение итогов
Пятое задание "Кто есть кто?"
Установите соответствие между героем и его именем.



Правильный ответ


Подведение итогов
И в заключении творческое задание для каждой команды.
Творческое задание "Эмблема книги"
Каждой команде нужно будет нарисовать эмблему книги. У вас на столах есть маркеры и листы для этого конкурса, обсудите сначала, что и как вы будите изображать. Пока звучит музыка, вы можете творить!



Подведение итогов. Награждение. Звучит песня "Маугли" Евгения Евса
Маугли...
Там, где законы джунглей,
Мы крОви с тобой одной!..
Совет собирать мы будем,
Чтоб дружно всем жить семьей!
Волчица накормит грудью,
А Волк соберет совет...
Звериному правосудью
Малыш лишь споет в ответ:

Припев:
Маугли, Маугли, Маугли,
Имя мое теперь...
Маугли, Маугли, Маугли...
Кто я, человек иль зверь?..

Мама моя волчица,
А папа мой серый волк,
С медведем теперь учиться,
С пантерой теперь знаком…
Балу и Багира рядом,
Друзья с ними мы навек!
Не страшен Шер-Хан с шакалом,
Но все же я человек…

Припев:
Маугли, Маугли, Маугли,
Имя мое теперь...
Маугли, Маугли, Маугли...
Кто я, человек иль зверь?..

Чего-то мне не хватает…
И даже среди друзей,
Душа о любви мечтает
И сердце стремится к ней!
Одной я крОви с тобою
У ног наших целый мир,
И сердце поет с любовью
Её я с тобой постиг!..

Припев:
Маугли, Маугли, Маугли,
Меня ты зовешь теперь!
Маугли, Маугли, Маугли...
Я Человек! Не зверь!..