11 акцентуаций характера по личко. Основные типы акцентуаций и их влияние на характер личности

Акцентуированных людей называют неординарными личностями, а в некоторых ситуациях, когда они не в состоянии поддерживать конструктивное взаимодействие - людьми со странностями. В связи с большим количеством критериев нормы и патологии, в психологии нет строго определенных рамок между нормальным и акцентуированным поведением. Чрезмерно проявляющиеся черты характера являются крайней степенью нормы: они находятся на границе с психопатологией, если их выраженность не достигает клинических проявлений.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Суть явления

Характер - это совокупность устойчивых черт личности, которая выражается в специфике межличностных взаимодействий, отношении к себе, труду и образе жизни в целом. Характер наряду с темпераментом отражает тип нервной системы человека. Он наблюдается в общении и различных видах деятельности, определяет значимые поступки человека и его поведение в привычных и нестандартных обстоятельствах.

Акцентуация характера проявляется в отклонениях поведенческих реакций человека, связанных с его психикой. Это разновидность искажения характера, когда отдельные его черты особенно выражены. Личность становится чрезмерно чувствительной к некоторым видам психологических воздействий, что затрудняет или даже в некоторых ситуациях делает невозможным взаимодействие с окружающими. Такие отклонения считаются нормой, хотя и находятся на грани с патологией.

Например, тревожность как черта характера имеется почти у всех людей. Она проявляется, когда человек попадает в нестандартную ситуацию, новую обстановку.

Но если поведение характеризуется немотивированной тревогой, постоянным беспокойством за себя и близких и это влияет на его отношения с другими людьми и трудовую деятельность, тогда имеет место акцентуация характера. Нет повода говорить о психической патологии у этого человека. Но в неблагоприятных жизненных обстоятельствах акцентуация может привести к отклонению от нормы, развитию тревожного невроза и психосоматическим расстройствам.

Акцентуации ярче всего выражаются у подростков и в ранней юности. 12–18 лет - это период становления характера, с которым связано понятие «юношеский максимализм»: полярность мышления («все или ничего»), чрезмерная эмоциональность, категоричность, отсутствие гибкости и способности к компромиссам.

Часто акцентуации являются временным явлением и постепенно уходят по мере того, как подросток взрослеет, накапливая опыт конструктивного взаимодействия с окружающими и решения проблем.

Выделяют две степени акцентуации характера:

  1. 1. Явная акцентуация близка к психопатологии, это крайняя граница нормы. Особенность характера выражена чрезмерно, может создавать проблемы в общении и трудовой деятельности. В неблагоприятных обстоятельствах (конфликт, стресс) проявляется в неадекватном поведении, дезадаптации. С возрастом особенность слегка сглаживается, компенсируется, но демонстрируется довольно отчетливо. Человек достаточно социально адаптирован, если его деятельность соответствует возможностям и способностям.
  2. 2. Скрытая акцентуация является вариантом нормы. Человек хорошо социально адаптирован. В привычной обстановке черта характера выражается слабо, но ярко или неожиданно для окружающих проявляется в стрессовых ситуациях, специфических обстоятельствах, при психологических травмах.

Акцентуация во многом влияет на выбор рода занятий и определяет, насколько комфортно человек будет чувствовать себя в коллективе.

Типология характеров А. Е. Личко

Существуют классификации типов характера отечественных и зарубежных авторов: Э. Кречмера, У. Шелдона, Э. Фромма, К. Леонгарда, А. Е. Личко. Достоверную типологию акцентуированных характеров взрослых людей разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Психиатр Андрей Евгеньевич Личко в 1977 году переработал его опросник с целью определения акцентуаций в детском и подростковом возрасте. Это было рационально, так как многие акцентуации развиваются в детстве или в юности.

Типология Личко широко применяется и для выявления акцентуаций у взрослых людей. Личко полагал, что это временные состояния психики, которые способны изменяться или вовсе исчезнуть с течением времени. Однако многие из них сохраняются на всю жизнь и могут развиться в патологии. Это зависит от степени выраженности акцентуации, образа жизни и воспитания человека, жизненных обстоятельств и социального окружения.

В каждом типе акцентуации имеются характерные только для него, не совпадающие с другими типами «болевые точки». Поэтому акцентуации ярко выражаются только при определенных ситуациях, направленных на «болевые точки» именно этого типа характера. Трудности, не затрагивающие слабые места, не вызывают нарушений эмоциональных реакций, поэтому задачи вне «слабого звена» акцентуированные личности способны решать даже лучше других.

В таблице представлены 11 типов акцентуации характера по Личко. Некоторые названия образованы от названий психических заболеваний (шизоид, истероид и т. п.), но это не должно смущать: акцентуация характера не является психопатологией.

Тип акцентуации Положительные черты Слабые места
Лабильный Богатая чувственная сфера. Потребность в эмпатии, знаках внимания, искренней дружбе. Общительность, добродушие, отзывчивость. Предпочтение общения со сверстниками или старшими по возрасту, выбор статуса опекаемого Чрезмерная аффективность: бурная непосредственная реакция на ситуацию, резкая смена настроения под влиянием внешней ситуации (даже самой незначительной), тяжелое переживание разлуки, утраты
Гипертимный Активность, изобретательность, находчивость, общительность. Способность ориентироваться в новых и меняющихся ситуациях. Подвижность, преобладание хорошего настроения Знание правил, но неспособность им следовать в полной мере. Неумение продумать последствия своих действий. Склонность к риску, участие в авантюрах, неразборчивость в выборе друзей. Поверхностность увлечений. Стремление похвастаться, завышенная самооценка. У детей непоседливость, проказы, плохая дисциплина
Сенситивный Ответственность, надежность, способность к сложным видам деятельности, требующим усидчивости и терпения. В общении предпочтение компании младше или старше. Послушание в детстве, нежное отношение к родителям Чрезмерная чувствительность как к радостным, так и к печальным событиям. Избегание активной деятельности, игр, больших компаний. Робость и стыдливость в незнакомом обществе, замкнутость, неумение заводить знакомства, трудности с адаптацией
Циклоидный (циклотимный) На фазе подъема много общих черт с гипертимным типом Смена настроения от хорошего до угнетенного с периодичностью от нескольких недель до соответствия времени года. На фазе спада высокая степень раздражительности, апатичность. Предпочтение одиночества общению. Тяжелые переживания даже незначительных неприятностей, неуспеха. Неприятие критики, замечаний
Шизоидный Надежность, немногословность, серьезность, постоянство интересов. Потребность в честности и искренности Замкнутость, отстраненность, демонстративное равнодушие к состоянию окружающих. Предпочтение одиночества, обитание в мире своих фантазий. Трудности в чувственной сфере, непонимание переживаний, неумение сочувствовать, проявлять эмоции. Проблемы в общении
Истероидный Активность, коммуникативность, увлеченность, упорство, инициативность, чувство юмора, разнообразные эмоции. Способность сопереживать Потребность в привлечении внимания, восхищении со стороны окружающих. Демонстративность, чрезмерная эмоциональность и театральность поведения, ревность, эгоцентризм, трусость. Инициативность в сочетании с неспособностью организовывать, выраженное стремление шокировать окружающих
Астено-невротический Дисциплинированность, аккуратность. Высокая степень эмоциональности, интеллект Быстрая утомляемость (особенно при умственной работе), склонность к ипохондрии, раздражительность в связи с усталостью. Повышенная возбудимость, горячность. Немотивированные вспышки недовольства и эмоциональные срывы
Психастенический Аккуратность, надежность, внимательность, рассудительность. Склонность к размышлениям, рефлексии, самоанализу. Настроение ровное. Способность критически оценивать ситуацию. Высокий уровень интеллекта Боязнь ответственности и совершения ошибки. Безапелляционность. Мелочность, самоуверенность, деспотичность. Склонность к навязчивым мыслям и идеям
Конформный Дружелюбие, стремление избежать конфликтов, дисциплинированность, постоянство, благонравие Отсутствие собственного мнения, безынициативность, неспособность к критической оценке. Склонность к подчинению, боязнь выделиться, стремление быть как все. Непереносимость кардинальных перемен, чрезмерная консервативность, ригидность, шаблонность, банальность
Эпилептоидный Аккуратность, принципиальность, внимательность, дисциплинированность, экономность Чрезмерная возбудимость, плаксивость, внутренняя напряженность, раздражительность. Инертность, перфекционизм, мелочность, ревность. Стремление к доминированию, властность, самолюбие. Периоды злобно-тоскливого настроения. Вспышки гнева, проявление жестокости, агрессивность
Неустойчивый Коммуникабельность, открытость, услужливость Склонность к безделью, лень, нежелание трудиться, выполнять поручения. Отсутствие жизненных целей, неприятие контроля. Склонность к зависимостям, слабая воля

Применение классификации

Знание типов акцентуации (на основании психодиагностических методик) дает возможность подобрать наиболее подходящий род деятельности или профессию, выстроить бесконфликтные отношения. Эта информация применяется в сфере разработки программ психотерапевтической реабилитации, повышения эффективности различных видов психотерапии (индивидуальной, групповой, директивной, арт-терапии и др.), с целью облегчения социальной адаптации.

Тип акцентуации характера необходимо учитывать:

  • родителям;
  • менеджерам по персоналу, руководителям компаний;
  • педагогам, психологам, работникам социальной сферы;
  • медицинским работникам.

Акцентуированные личности должны заниматься тем делом, которое позволит им быть «на своем месте».

Например, гипертимный и истероидный типы называют демонстративными. Они отличаются умением хорошо рассказывать, обладают высокой активностью, умеют убеждать, а истероиды способны подстраиваться к собеседнику, быстро ориентируются в ситуации. Такие люди могут работать в сфере продаж, педагогике, на телевидении и в театре. А с обязанностями аналитика или с исследовательской деятельностью они не справятся. Настойчивый и упрямый эпилептоид горячо убедит начальство в пользе нового проекта. Психастенический тип любит выполнять работу, требующую точности и аккуратности.

Не все психологи одинаково трактуют акцентуацию характера, хотя во многих эпизодах имеются параллельные моменты. Одним из наиболее известных специалистов, работавшем в этом направлении, считается А. Е. Личко. Его теория акцентуаций довольно интересна, поэтому имеет смысл ее рассмотреть. Итак, что такое акцентуация, по мнению Личко? Это проявление определенных черт характера, которые наиболее заметны, выражены сильно и ярко. Они не выходят за пределы нормального состояния, но, тем не менее, приближены к нервным заболеваниям. Личко утверждает, что наиболее подвержены этому состоянию подростки. Далее, по мере взросления, черты акцентуации характера проявляются слабее, они становятся более сглаженными, выражаются в меньшей степени.

Имеется ряд факторов, которые могут обострить акцентуацию. Психолог Личко предложил лично им составленную типологию акцентуаций, наблюдающихся у подростков, в которой насчитывается одиннадцать типов характеров. Тип номер один – гипертимный. Он определяется тем, что подростки очень гиперактивны, отличаются общительностью и предпочитают находиться в центре внимания. Также подростки много шумят, так усидеть спокойно на месте им невозможно. Такие личности имеют хорошие способности к учебе, но с учетом недостатка внимания и усидчивости успеваемостью не блещут. Увлекаются одновременно многими направлениями, поэтому в основном, начатое дело оказывается незавершенным.

Тип номер два – циклоидный. Дети, относящиеся к данному типу, предпочитают избегать шумных компаний, для них лучше посидеть дома. Имеется склонность к подавленности и депрессии. Они апатичны, раздражительны, трудности переживают с трудом. Для них типична смена настроения каждые две недели. Третий тип – лабильный. Это люди, отличающиеся быстрой сменой настроения. Даже незначительная мелочь может их огорчить. Реальность в их представлении постоянно изменяется, то они все видят в самом радужном свете, то им кажется, что все вокруг унылое и мрачное. Такие дети нуждаются в помощи, и родители должны вовремя заметить подобное настроение, и утешить ребенка. При четвертом типе, астеноневротическом, люди склонны к капризам. Наблюдается быстрое утомление, и они должны отдыхать длительное время. К тому же, они мнительны и раздражительны.

Далее идет тип номер пять – сенситивный. Это очень чувствительные личности, которые любое событие принимаю близко к сердцу. Они не любят незнакомцев, замкнуты, отрицательно относятся к большим компаниям. Но с теми, кого хорошо знают, они чувствуют себя расслаблено и непринужденно. Для них ценны моральные качества, важно мнение родителей, которых они всегда слушаются. Шестой тип – психастенический. В данном случае, подростки имеют повышенные интеллектуальные способности, но часто поступают необдуманно, и им в значительной мере мешает самоуверенность. При седьмом типе – шизоидном, люди предпочитают побыть в одиночестве, со сверстниками общаются мало, безразличны к их переживаниям и чувствам. Любят находиться в мире своих фантазий.

Восьмой тип – эпилептоидный. Эти дети обожают капризничать, они буквально измываются над родителями и окружающими. Нередко издеваются над животными, по отношению к сверстникам ведут себя деспотично, подобно диктаторам. В детской компании настаивают на своих жестких правилах, требуют, чтобы им подчинялись. Девятый тип – истероидный. Личко утверждает, что эти люди очень эгоистичны, предпочитают находиться в центре внимания, своими поступками рассчитывают привлечь к себе внимание других людей. Очень любят похвалы, и если в их присутствии хвалят другого ребенка, вполне способны закатить истерику. Лидерскими качествами не обладают, поэтому редко добиваются авторитета.

Десятый тип – неустойчивый. Как считает Личко, этот тип можно отнести к одному из самых беззаботных. Такие люди не беспокоятся о будущем, не стремятся к самореализации. Они ленивы, предпочитают вести разгульную жизнь, и просто плыть по течению. Любая работа дается им с большим трудом. И наконец, последний тип из классификации Личко, который называется конформным. В данном случае, подростки стараются ни в чем не отставать от других, они приспосабливаются к окружающим их условиям. Лидерами становятся редко, так как сами охотно подчиняются авторитетным личностям. Ради выгоды могут предать друзей, не испытывая угрызений совести.

Следует отметить, что типология по Личко имеет не совсем научный подход. Дело в том, что не менее половины людей не относятся к одному конкретному типу. Очень часто акцентуации характера имеет смешанные черты. Сама по себе теория имеет основание в виде обобщений и наблюдений. Указанные критерии представляют собой ориентиры в диагностике различных психопатий подросткового возраста. В этом возрасте особенной яркостью отличается тотальность патологических черт. Подросток, страдающий психопатией, проявляет тип характера в семейном окружении и в школе, на отдыхе. Эти черты становятся яркими не только в чрезвычайных ситуациях, но и в повседневной жизни, в быту.

Акцентуации (от лат. accentus -- ударение, подчеркивание) -- крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивида -- избирательной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям.

Типы акцентуированных личностей еше не определены окончательно. Они описаны К. Леонгардом и А. Е. Личко. Однако эти авторы дают чрезмерно дробную классификацию акцентуаций.

Рис.1.

Мы выделяем лишь четыре типа акцентуированных личностей: возбудимый, аффективный, неустойчивый, тревожный.

В отличие от психопатий акцентуации характера не вызывают общую социальную дезадаптацию личности.

Интенсивно проявляясь в подростковом возрасте, акцентуации характера со временем могут компенсироваться, а при неблагоприятных условиях -- развиться и преобразоваться в «краевые» психопатии.

Типы акцентуаций характера

К основным типам акцентуации характера относятся:

· возбудимый;

· аффективный;

· неустойчивый;

· тревожный;

Иногда акцентуация граничит с различными видами психопатий, поэтому при ее характеристике, типологизации используются психопатологические схемы и термины. Психодиагностика типов и степени выраженности акцентуаций осуществляется с помощью «Патохарактериологического диагностического опросника» (разработанного А. Е. Личко и Н. Я. Ивановым) и личностного опросника MMPI (шкалы которого включают зоны акцентуированных и патологических проявлений характера).

Акцентуация характера -- это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт. Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии, но отождествлять ее с патологией неправомерно. Свойства характера определяются не биологическими закономерностями (наследственными факторами), а общественными (социальными факторами).

Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы может сформировать все общественно пенные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимою типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться и проявляться она будет по-разному в зависимости от типа.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии.

Все типологии человеческих характеров исходили и исходят из ряда общих идей.

Основные из них следующие:

§ характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый;

§ те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Одна из любопытных классификаций характера принадлежит известному отечественному ученому А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, -- это чрезмерное усиление отдельных черт характера (рис. 6), при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот фактор автор классификации так: «...при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При взрослении ребенка особенности его характера, проявляющиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникнет заболевание).

В сегодняшней психологии различают от 10 до 14 типов (типологий) характера.

Они могут определяться как гармоничные и дисгармоничные.

Гармоничные типы характера характеризуются достаточным развитием основных черт характера без выделения, обособления, без преувеличения в развитии каких-то одних черт.

Дисгармоничные проявляются с выявления разных черт характера и получили название акцентированные или акцентуированные.

У 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены, что происходит «перекос» характера -- в результате ухудшается взаимодействие с людьми, появляются затруднения и конфликты.

Выраженность акцентуации может быть рахтичной: от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет л и болезни -- психопатии. Психопатия -- болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате чего резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми. Но, в отличие от психопатии, акцентуации характера проявляются непостоянно, с годами могут совершенно сгладиться, приблизится к норме. Акцентуации характера чаще всего встречаются у подростков и юношей (50-80%), поскольку именно эти периоды жизни наиболее критические для формирования характера, проявления неповторимости, индивидуальности.

Затем акцентуации могут сглаживаться или, напротив, усиливаться, перерастая в неврозы или психопатию.


Рисунок 2. Схема акцентуации характера по Е. Филатовой и А.Е. Яичко

Можно рассмотреть двенадцать дисгармоничных (акцентуированных) типов характера (согласно типологии К. Леонгарда) и описать их положительные и отрицательные качества, которые могут отражаться на профессиональной деятельности человека -- нам это необходимо для подтверждения основ дифференциации личности в аспекте характерологических свойств человека.

Гипертимический тип

Отличается почти всегда хорошим настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Стремится к лидерству, авантюрам. Необходимо сдержанно относиться к его необоснованному оптимизму и переоценке своих возможностей. Черты, привлекательные для собеседников: энергичность, жажда деятельности, инициативность, чувство нового, оптимизм.

Для окружающих людей в нем неприемлемо: легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к возложенным на него обязанностям, раздражительность в кругу близких людей.

Конфликт возможен при монотонной работе, одиночестве, в условиях жесткой дисциплины, постоянных нравоучений. Это приводит к тому, что у этого человека возникает гнев. Такой человек хорошо себя проявляет в работе, связанной с постоянным общением. Это организаторская деятельность, служба быта, спорт, театр. Для него характерно часто менять профессии и работы.

Дистимический тип

Противоположность первому типу: серьезный. пессимист. Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность. Эти люди тяготятся шумными обществами, с сослуживцами близко не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Они очень ценят тех людей, которые дружат с ними и склонны им подчиняться.

Окружающим нравится их серьезность, высокая нравственность, добросовестность и справедливость. Но такие черты, как пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления, «отрыв от коллектива», отталкивают окружающих от знакомства и дружбы с ними.

Конфликты наблюдаются в ситуациях, которые требуют бурной деятельности. На этих людей смена привычного образа жизни оказывает отрицательное воздействие. Они хорошо справляются с работой, в которой не требуется широкий круг общения. При неблагоприятных условиях проявляют склонность к невротической депрессии. Эта акцентуация возникает чаще всего у лиц меланхолического темперамента.

Циклоидный тип

Акцентуация характера проявляется в циклически меняющихся периодах подъема и спада настроения. В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада с дистимической. В период спада обостренно воспринимают неприятности. Эти частые смены душевного состояния утомляют человека, делают его поведения непредсказуемым, противоречивым, склонным к смене профессии, места работы, интересов.

Возбудимый тип

У этого типа людей повышенная раздражительность, склонность к агрессии, несдержанность, угрюмость, занудливость, но возможны льстивость, услужливость, склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленность в беседе. Они активно и часто конфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки. Вне приступов гнева эти люди добросовестны, аккуратны и проявляют любовь к детям.

Окружающим не нравится их раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки ярости и гнева с рукоприкладством, жестокость, ослабленный контроль над влечением. На этих людей хорошо воздействует физический труд, атлетические виды спорта. Им необходимо развивать выдержку, самоконтроль. Из-за неуживчивости они часто меняют место работы.

Застревающий тип

Люди с таким типом акцентуации «застревают» на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть обид и «сводят счеты» со своими обидчиками. У них наблюдается служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам. В конфликте чаще всего бывают активной стороной и четко определяют дня себя круг друзей и врагов. Проявляют властолюбие.

Собеседникам нравится их стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, крепкие, устойчивые взгляды. Но в то же время у этих людей есть черты, которые отталкивают окружающих: обидчивость, подозрительность, мстительность, самонадеянность, ревнивость, честолюбие.

Конфликт возможен при задетом самолюбии, несправедливой обиде, препятствии к достижению честолюбивых целей.

Педантичный тип

У этих людей ярко выражена «занудливость» в виде переживания подробностей, на службе они способны замучить формальными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью.

Для окружающих они привлекательны добросовестностью, аккуратностью. серьезностью, надежностью в делах и чувствах. Но такие люди имеют ряд отталкивающих черт характера: формализм, «крючкотворство», «занудливость», стремление переложить принятие решений на других.

Конфликты возможны в ситуации личной ответственности за важное дело, при недооценке их заслуг. Они склонны к навязчивости, психастении.

Для этих людей предпочтительны профессии, не связанные с большой ответственностью, «бумажная работа». Они не склонны к перемене места работы.

Тревожный тип

Люди этого типа акцентуации отличаются пониженным настроением, робостью, боязливостью, неуверенностью в себе. Они постоянно опасаются за себя, своих близких, долго переживают неудачу и сомневаются в правильности своих действий. В конфликты вступают редко и играют пассивную роль.

Конфликты возможны при ситуации страха, угрозы, насмешек, несправедливых обвинений.

Окружающим нравится их дружелюбие, самокритичность и исполнительность. Но боязливость, мнительность служат подчас мишенью для шуток.

Таким людям нельзя быть руководителями, принимать ответственные решения, так как им свойственно бесконечное переживание, взвешивание.

Эмотивный тип

Человек этого типа характера чрезмерно чувствителен, раним и глубоко переживает малейшие неприятности. Он чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще всего печальное настроение. Он предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова.

В конфликты вступает редко и играет в них пассивную роль. Обиды не выплескивает наружу, а предпочитает держать их в себе. Окружающим нравится его сострадание, жалость, выражение радости по поводу чужих удач. Он очень исполнителен и имеет высокое чувство долга.

Такой человек обычно бывает хорошим семьянином. Но крайняя чувствительность, слезливость отталкивают от него окружающих.

Конфликты с близким человеком, смерть или болезни он воспринимает трагически. Ему противопоказаны несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубых людей. Наиболее значительных результатов он достигает в сфере искусства, медицины, воспитания детей, уходе за животными и растениями.

Демонстративный тип

Этот человек стремится быть в центре внимания и добивается своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь. Он легко забывает о своих неблаговидных поступках. У него выражена высокая приспособляемость к людям.

Этот человек привлекателен для окружающих обходительностью, упорством, целенаправленностью, актерским дарованием, способностью увлечь других, а также своей неординарностью. Он имеет черты, которые отталкивают от него людей, черты эти способствуют конфликту: эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, склонность к интригам, отлынивание от работы. Конфликте таким человеком происходит при ущемлении его интересов, недооценки заслуг, низвержения с «пьедестала». Эти ситуации вызывают у него истерические реакции.

Экзальтированный типа

Люди с таким типом акцентуации имеют очень изменчивое настроение, словоохотливость, повышенную отвлекаемость на внешние события. Их эмоции ярко выражены и находят свое отражение во влюбчивости.

Такие черты, как альтруизм, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств и привязанность к друзьям, нравятся собеседникам. Но чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию являются не лучшими их чертами. Неудачи и горестные события воспринимаются трагически, такие люди имеют склонность к невротической депрессии.

Их среда существования -- это сфера искусств, художественные виды спорта, профессии, связанные с близостью к природе.

Интровертированный тип

Люди этого типа акцентуации характеризуются малой общительностью, замкнутостью. Они находятся в стороне ото всех и вступают в общение с другими людьми только но необходимости, чаще всего погружены в себя и свои мысли. Им свойственна повышенная ранимость, но они ничего не рассказывают про себя и не делятся своими переживаниями. Даже к своим близким они относятся холодно и сдержанно. Их поведение и логику часто не понимают окружающие.

Эти люди любят одиночество и предпочитают находиться в уединении, а не в шумной компании. В конфликты вступают редко, только при попытке вторгнуться в их внутренний мир.

Они разборчивы в выборе супруга и заняты поисками своего идеала.

У них сильно выражена эмоциональная холодность и слабая привязанность к близким.

Окружающим людям они нравятся за сдержанность, степенность, обдуманностью поступков, наличие твердых убеждений и принципиальность. Но упорное отстаивание своих нереальных интересов, взглядов и наличие своей точки зрения, резко отличающейся от мнения большинства, отталкивают от них людей.

Таким людям предпочтительна работа, не требующая большого круга общения. Они склонны к теоретическим наукам, философским размышлениям, коллекционированию, шахматам, фантастике, музыке.

Конформный тип

Люди этого типа обладают высокой общительностью, словоохотливостью до болтливости. Обычно они не имеют своею мнения и не стремятся выделиться из толпы.

Эти люди не организованы и стремятся подчиниться другим. В общении с друзьями и в семье уступают лидерство другим. Окружающим в этих людях нравится их готовность выслушать другого, исполнительность. Но в то же время это люди «без царя в голове», подвержены чужому влиянию. Они не обдумывают свои поступки и имеют большую страсть к развлечениям. Конфликты возможны в ситуации вынужденною одиночества, бесконтрольности.

Эти люди обладают легкой приспособляемостью к новой работе и отлично справляются со своими должностными обязанностями, когда четко определены задачи и правила поведения.

Вывод по четвертой главе

Отдельные акцентуированные черты характера обычно бывают достаточно компенсировании. Однако в трудных ситуациях у человека с акцентуированным характером может возникнуть нарушение поведения. Акцентуации характера, его «слабые места» могут быть явными и скрытыми, проявляющимися в экстремальных ситуациях. Лица с личностными акцентуациями более податливы влияниям среды, более подвержены психическим травмам. И если неблагоприятная ситуация наносит удар по «слабому месту», то все поведение таких лиц резко видоизменяется -- начинают доминировать особенности акцентуации.

характер личность возрастной психологический

Характер - индивидуальное сочетание устойчивых, существенных психологических особенностей личности, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах (Асмолов).

Характер - каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности

Характер – совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Характер человека это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами, он заключается в индивидуализации свойств личности и эти свойства используются для того, чтобы социализироваться (адаптироваться) в мире. Характер- результат индивидуализации и социализации свойств индивида.

Характер определяет содержательную сторону. Он формируется на основе темперамента в процессе воспитания и социализации. Характер формируется под действием как биологических факторов, так и социальных. Возможность повлиять на его формирование становится центральным отличительным моментом в сравнении с темпераментом (современный подход). Но существовали и противоположные мнения.

Лазурский: Х-р формируется на анатомо-физиологической основе и «перевоспитать» природу невозможно. Заданные черты могут только заостряться или сглаживаться, но они уже есть от рождения.

Сегодня принято считать что, средовой и генетический факторы равнозначны в формировании характера, характер формируется в течение всей жизни. Изменения в характере появляются в критических, стрессовых, трудных, болезненных состояниях.

Признаки характера:

· Черты х-ра проявляются только в социально значимых условиях, которые имеют особое значение для человека.

· Х-р отличается от психологических состояний и процессов своей устойчивостью.

· Формируется на основе темперамента

· Обусловлен особенностями воспитания

· Особое значение в формировании х-ра играет волевой компонент (без воли х-р не формируется). Чтобы характер был устойчивым, необходимо устойчивое отношение личности к своим особенностям. Воля - это сила, которая позволяет осуществить недостаточно мотивированное поведение.

Функции характера:

1. адаптивная: любая черта х-ра помогает человеку эффективно взаимодействовать с миром. Является дезадаптивной только в крайнем своём проявлении.

2. защитная: х-р формируется в среде благодаря конфликту между подструктурами личности.

3. фасилитирующая (облегчающая) : по Асмолову х-р определяет способ действия в отношении окружающего мира. Мы ведём себя в соответствии с чертами, не задумываясь, что это экономит энергию. Проявления х-ра без обдумывания, вопреки сознанию - это импульсивность (повышенная осторожность, притязательность). Импульсивность - форма автоматизма характера (привычки).

4. экспрессивная: выражения качественного отношения личности к происходящему, т.е. экспрессия (вежливость, резкость, небрежность), стилистика речи (устной, письменной).

Через функции х-ра можно говорить о волевых, эмоциональных, интеллектуальных свойствах характера. Свойства х-ра - это такие индивидуально-своеобразные свойства личности, которые проявляются лишь в типичных ситуациях (социально-значимых) в зависимости от социально типичных (значимых) отношений личности с одной стороны и от свойств индивида с другой.

Структура х-ра:

Черты характера существуют в его структуре не хаотично, а гармонично организованно. А значит по наличию одних черт мы можем судить о наличии/отсутствии других. Некоторые авторы выделяют противоречивые (сочетание противоположных черт) и непротиворечивые х-ры.

Структура характера - целостная организация отдельных свойств характера, которые зависят друг от друга, связаны друг с другом.

В структуре можно выделить:

1. - ведущие (основные): задают общюю направленность личности, практически не изменяются.

Второстепенные: определяются основными. Можно изменять благодаря волевому фактору.

2. Х-р проявляется в 3х сферах: - эмоциональная (страстность, сентиментальность, ревнивость)

Волевая (настойчивость, решительность, ленность)

Познавательная (практичность, критичность, любознательность, аналитичность и т.д.)

3. Все черты х-ра выражают отношение:

К себе (самоудовлетворённость, самодостаточность)

К другим (агрессивность, презрение, жадность, гостеприимность)

К делу, цели, труду (исполнительность, расчётливость, увлечённость, целеустремлённость).

Типы х-ра:

Рецептивный: соотносится с оральным х-ом по Фрейду. Пассивное поглощение ресурсов. Окружающая среда является источником ресурсов -> необходимо сохранять контакт с природой.

Эксплуататорский: Желание получить что-то из вне. Делает это активно, агрессивно. Склонны к воровству, клептомании, плагиату. Редко считает свои собственные идеи стоящими, поэтому берёт их у других. Такой тип х-ра становится препятствием к творчеству. Свойственно: завистливость, ревнивость, цинизм, подозрительность, сарказм, язвительность, чёрный юмор.

Накопительный: Склонность к накоплению, экономии. Главное не получать, а сохранять. В эмоциональной сфере- сдерживание чувств. Свой-но: мнительность, подозрительность, скупость, жадность, склонность к сутяжничеству.

Рыночный: Соотносится с невротическим х-ом по Фрейду. Весь мир, по их мнению, «купля - продажа». Воспитывает в себе качества, необходимые обществу, которые можно выгоднее продать (я сам объект купли-продажи). Слабая волевая сфера, любовь строиться на обмене чем-либо. Стремление заниматься тем, что по их мнению в жизни пригодится, а не тем, чем хочется.

Продуктивный: Познаёт окружающий мир, др. людей. Продуктивность – способность использовать свои силы в полной мере и реализовать свой потенциал. Важно развивать те качества, которыми ты уже обладаешь. «-» черты необходимо трансформировать: упрямство в настойчивость, склонность к эксплуататорству в инициативность. Это единственный тип, который способен на истинную любовь и не боится близости.

Акцентуации х-ра (по Личко):

Понятие «акцентуация» было введено К.Леонгардом (50е года): А. – это краний вариант нормы х-ра, предоставляющий устойчивость человека к одним жизненным события и повышающий чувствительность к другим.

Как считает известный нем. психиатр К. Леонгард, у 20-30% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни- психопатии (болезненное уродство характера, в результате резко ухудшаются отношения с людьми, тотальна, необратима, приводит к соц. дезадаптации). Но в отличии от психопатии акцентуации проявляются непостоянно, с годами могут существенно сгладится, приблизиться к норме.

Ганушкин: Нормальная личность – несовместимые понятия. Т.к. личность – индивидуальность, а норма – это среднее, невыдающееся.

А.Е.Личко (80е годы): не стоит разделять акцентуацииии х-ра и акцентуации темперамента (как это сделано у Леонгарда). Любые акцентуации личночти – это акцентуации х-ра.

Тип акцентуированной личности по К. Leonhard (1976) Тип акцентуации характера по нашей классификации
Демонстративный Истероидный
Педантичный Психастенический
Застревающий
Возбудимый Эпилептоидный
Гипертимический Гипертимный
Дистимический
Аффективно-лабильный Циклоидный
Аффективно-экзальтированный Лабильный
Эмотивный Лабильный
Тревожный (боязливый) Сенситивный
Экстравертированный Гипертимно-конформный
Интровертированный Шизоидный
То же Сенситивный
Неустойчивый
Конформный
Астеноневротический

Гипертимный тип :

Гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Главная черта гипертимных подростков - почти всегда.очень хорошее, даже приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии.

Хорошее настроение гипертимных подростков гармонично сочетается с хорошим самочувствием, высоким жизненным тонусом, нередко цветущим внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоровый сон... Реакция эмансипации бывает особенно отчетливой. Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных.подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Избыточная уверенность в своих силах побуждает "показать себя", предстать перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть.

Гипертимно-неустойчивый вариант психопатизации является наиболее частым. Здесь жажда развлечений, веселья, рискованных похождений все более выступает на первый план и толкает на пренебрежение занятиями и работой, на алкоголизацию и употребление наркотиков, на сексуальные эксцессы и делинквентность - в конечном итоге может привести к асоциальному образу жизни...

Гипертимно-истероидный вариант встречается значительно реже. На фоне гипертимности постепенно вырисовываются истероидные черты. При столкновении с жизненными трудностями, при неудачах, в отчаянных ситуациях и при угрозе серьезных наказаний возникает и желание разжалобить других (вплоть до демонстративных суицидных действий), и произвести впечатление своей незаурядностью, и прихвастнуть, "пустить пыль в глаза".

Гипертимно-аффективный вариант психопатизации отличается усилением черт аффективной взрывчатости, что создает сходство с эксплозивными психопатиями. Вспышки раздражения и гнева, нередко свойственные гипертимам, когда они встречают противодействие или терпят неудачи, здесь становятся особенно бурными и возникают по малейшему поводу. На высоте аффекта нередко утрачивается контроль над собой

Циклоидный тип :

В подростковом возрасте можно видеть два варианта циклоидной акцентуации: типичные к лабильные циклоиды.

Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза. Ее отличает склонность к апатии и раздражительности. То, что раньше давалось легко и просто, теперь требует неимоверных усилий. Труднее становится учиться. Людское общество начинает тяготить, компании сверстников избегаются, приключения и риск теряют всякую привлекательность. Мелкие неприятности и неудачи, которые обычно начинают сыпаться из-за падения работоспособности, переживают крайне тяжело. Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с суицидными попытками. У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны и длятся две-три недели...

Лабильные циклоиды, в отличие от типичных, во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному или реактивно-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче -несколько "хороших" дней сменяют несколько "плохих". "Плохие" дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями.

Подростковые поведенческие реакции у циклоидов, как типичных, так и лабильных, обычно выражены умеренно. Увлечения отличаются нестойкостью - в субдепрессивные периоды их забрасывают, в период подъема находят новые или возвращаются к прежним заброшенным. Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно, по мере того, как накапливается опыт "хороших" и "плохих" периодов. У подростков этого опыта еще нет, и поэтому самооценка может быть еще очень неточна...

Лабильный тип .

Главная черта лабильного типа - крайняя изменчивость настроения. Можно говорить о намечающемся формировании лабильного типа в случаях, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность. Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям - все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Реакция эмансипации у лабильных подростков выражена весьма умеренно. Самооценка отличается искренностью.

Астено-невротический тип

Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется в умственных занятиях. Раздражительность неврастеников более всего сходна с аффективными вспышками у подростков лабильного типа. Склонность к ипохондризации является особенно типичной чертой. Делинквентность, побеги из дому, алкоголизация и другие нарушения поведения подросткам астено-невротического типа не свойственны. Самооценка астено-невротических подростков обычно отражает их ипохондрические установки. Они отмечают зависимость плохого настроения от дурного самочувствия, плохой сон ночью и сонливость днем, разбитость по утрам. В мыслях о будущем центральное место занимают заботы о собственном здоровье.

Сенситивный тип

С детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в новой обстановке и вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Все это иногда производит впечатление замкнутости, отгороженности от окружающего и заставляет подозревать свойственные шизоидам аутистические наклонности. Не проявляется также свойственный шизоидам ранний интерес к абстрактным знаниям, "детская энциклопедичность". Начало пубертатного периода обычно проходит без особых осложнений. Трудности адаптации чаще возникают в 16-19 лет. Именно в этом возрасте выступают оба главных качества сенситивного типа, отмеченные П. Б. Ганнушкиным, - "чрезвычайная впечатлительность" и "резко выраженное чувство собственной недостаточности". Реакция эмансипации у сенситивных подростков бывает выражена довольно слабо. Чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. В силу той же реакции гиперкомпенсации сенситивные подростки оказываются на общественных постах (старосты и т. п.). Их выдвигают воспитатели, привлеченные послушанием и старательностью. Однако их хватает лишь на то, чтобы с большой личной ответственностью выполнять формальную сторону порученной им функции, но неформальное лидерство в таких коллективах достается другим. В отличие от шизоидов сенситивные подростки не отгораживаются от товарищей, не живут в воображаемых фантастических группах и не способны быть "белой вороной" в обычной подростковой среде. Самооценка сенситивных подростков отличается довольно высоким уровнем объективности. Слабым звеном сенситивных личностей является отношение к ним окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям...

Психастенический тип

Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждательству и ранними "интеллектуальными интересами"...Главными чертами психастенического типа в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость образования обсессий - навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений. Опасения психастеника целиком адресуются к возможному, даже к маловероятному в будущем (футуристическая направленность). Опасности реальные и невзгоды, уже случившиеся, пугают куда меньше. Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы. Другой защитой становится специально выработанный педантизм и формализм.. Нерешительность и рассуждательство у психастенического подростка идут рука об руку. Всякий самостоятельный выбор, как бы малозначим он ни был, - например, какой фильм пойти посмотреть в воскресенье, - может стать предметом долгих и мучительных колебаний. Однако уже принятое решение должно быть немедленно исполнено. Ждать психастеники не умеют, проявляя удивительное нетерпение. Склонность к самоанализу более всего распространяется на размышления по поводу мотивов своих поступков и действий, проявляется в компании в своих ощущениях и переживаниях. Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда бывает правильной. Часто выступает тенденция находить у себя самые разнообразные черты характера, включая совершенно несвойственные.

Шизоидный тип

Наиболее существенной чертой данного типа считается замкнутость (Kahn; 1926), отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении... Иногда духовное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире. Но чаще же шизоиды страдают сами от своей замкнутости, одиночества, неспособности к общению, невозможности найти себе друга по душе. Недостаток сопереживания - неумение разделять радость и печаль другого, понять обиду, прочувствовать чужое волнение и беспокойство. Иногда это обозначают как слабость эмоционального резонанса. К гамме шизоидных особенностей можно добавить неумение убеждать своими словами других. Внутренний мир почти всегда закрыт от посторонних взоров. Реакция увлечения у шизоидных подростков выступает обычно ярче, чем все другие специфические поведенческие реакции этого возраста. Увлечения нередко отличаются необычностью, силой и устойчивостью. Чаще всего приходится встречать интеллектуально-эстетические хобби. Самооценка шизоидов отличается констатацией того, что связано с замкнутостью, одиночеством, трудностью контактов, непониманием со стороны окружающих. Отношение к другим проблемам оценивается гораздо хуже. Противоречивости своего поведения они обычно не замечают или не придают ей значения. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность.

Эпилептоидный тип

Главными чертами эпилептоидного типа являются склонность к дисфориям, и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряженное состояние инстинктивной сферы, иногда достигающее аномалии влечений, а также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике, - от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Аффективные разряды могут быть следствием дисфории - подростки в этих состояниях нередко сами ищут повода для скандала. Но аффекты могут быть и плодом тех конфликтов, которые легко возникают у эпилептоидных подростков вследствие их властности, неуступчивости, жестокости и себялюбия. Любовь у представителей этого типа почти всегда бывает окрашена мрачными тонами ревности. Реакция эмансипации у эпилептоидных подростков нередко протекает очень тяжело. Дело может доходить до полного разрыва с родными, в отношении которых выступает крайняя озлобленность и мстительность. Реакция увлечения обычно бывает выражена достаточно ярко. Почти все эпилептоиды отдают дань азартным играм.

Истероидный тип

Его главная черта - беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть, направленные в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие. Все остальные качества истероида питаются этой чертой. Среди поведенческих проявлений истероидности у подростков на первое место следует поставить суицидальность. Речь идет о несерьезных попытках, демонстрациях, "псевдосуицидах", "суицидальном шантаже". Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявления: побеги из дому, конфликты с родными и старшими, громогласные требования свободы и самостоятельности и т. п. Однако по сути дела настоящая потребность свободы и самостоятельности вовсе не свойственна подросткам этого типа - от внимания и забот близких они совсем не жаждут избавиться. Увлечения почти целиком сосредоточиваются в области эгоцентрического типа хобби. Самооценка истероидных подростков далека от объективности. Подчеркиваются те черты характера, которые в данный момент могут произвести впечатление.

Неустойчивый тип

Kraepelin (1915) назвал представителей этого типа безудержными, неустойчивыми (При сходстве названий "лабильный" и "неустойчивый" следует указать на то, что первое относится к эмоциональной сфере, а второе - к поведению). Schneider (1923) и Stutte (1960) более подчеркнули в своих названиях недостаток воли ("безвольные", "слабовольные"). Их безволие отчетливо выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей,.которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако в поиске развлечений представители этого типа также не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению. Равнодушие к своему будущему, они не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или о каком-либо положении для себя. Они целиком живут настоящим, желая извлечь из него максимум развлечений и удовольствий. Слабоволие является, видимо, одной из основных черт неустойчивых. Именно слабоволие позволяет удержать их в обстановке сурового и жестко регламентированного режима. Самооценка неустойчивых подростков нередко отличается тем, что они приписывают себе либо гипертимные, либо конформные черты.

Конформный тип

П. Б. Ганнушкин (1933) метко обрисовал некоторые черты этого типа - постоянную готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравию, консерватизму. Главная черта характера этого типа - постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Этим личностям свойственны недоверие и настороженное отношение к незнакомцам. Представители конформного типа - это люди своей среды. Их главное качество, главное жизненное правило - думать "как все", поступать "как все", стараться, чтобы все у них было "как у всех". Стремясь всегда быть в соответствии со своим окружением, они совершенно не могут ему противостоять. Поэтому конформная личность - полностью продукт своей микросреды. Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Все, что говорит привычное для них окружение, все, что они узнают через привычный для них канал информации, - это для них и есть истина. Ко всему этому конформные субъекты - консерваторы по натуре. Они не любят новое, потому что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в новой ситуации. Они - неинициативны.

Смешанные типы . Эти типы составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Их особенности нетрудно представить на основании предыдущих описаний. Встречающиеся сочетания не случайны. Они подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других - практически никогда. Существуют два рода сочетаний.

Промежуточные типы обусловлены эндогенными закономерностями, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся уже описанные лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, а также сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, астено-невротического с сенситивным и психастеническим. Сюда же могут быть отнесены такие промежуточные типы, как шизоидо-сенситивный, шизоидо-психастенический, шизоидо-эпилептоидный, шизоидо-истероидный, истероидно-эпилептоидный. В силу же эндогенных закономерностей возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.

Амальгамные типы - это тоже смешанные типы, но иного рода. Они формируются как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или иных хронически действующих психогенных факторов. Здесь также возможны далеко не все, а лишь некоторые наслоения одного типа на другой. Подробнее эти явления рассматриваются в главе о психопатических развитиях. Здесь же следует отметить, что гипертимно-неустойчивый и гипертимно-истероидный типы представляют собой присоединение неустойчивых или истероидных черт к гипертимной основе. Лабильно-истероидный тип обычно бывает следствием наслоения и истероидности на эмоциональную лабильность, а шизоидо-неустойчивый и эпилептоидо-неустойчивый - неустойчивости на шизоидную или эпилептоидную основу. Последнее сочетание отличается повышенной криминогенной опасностью. При истероидно-неустойчивом типе неустойчивость является лишь формой выражения истероидных черт. Конформно-неустойчивый тип возникает как следствие воспитания конформного подростка в асоциальном окружении. Развитие эпилептоидных черт на основе конформности возможно, когда подросток вырастает в условиях жестких взаимоотношений. Другие сочетания практически не встречаются.


Похожая информация.



Помимо классификации К. Леонграрда, в практике психологов и психиатров используются акцентуации характера Личко.

Он расширил и дополнил это понятие, вывел свою типологию характеристик заостренных черт личности.

Краткая предыстория

А. Личко вывел свою систематику акцентуаций характера, основываясь на , Г.Е. Сухаревой и П. Б. Ганнушкина.

Однако она немного отличается .

Предназначена классификация в первую очередь для изучения подросткового возраста , охватывает не только акцентуации, но и психопатологические отклонения характера.

Личко предложил заменить термин «акцентуации личности» на «акцентуации характера», объясняя это тем, что личность - более широкое понятие и нельзя ее оценивать только с точки зрения акцентуаций.

Внимание при исследованиях направлялось на подростковый возраст, потому что в этот период наиболее ярко начинают проявляться различные психопатии.

Типы акцентуации характера по Личко:

Акцентуации характера с точки зрения А. Е. Личко

Согласно теории Личко, акцентуация - это временные . В процессе они могут появляться и исчезать. Эти изменения и особенности личности иногда переходят в психопатии и сохраняются уже во взрослом состоянии.

Направление развития заостренных черт личности определяется социальным окружением и видом акцентуации. Она бывает явная и скрытая .

Согласно психиатру А. Личко, акцентуации - это пограничные состояния между нормой и патологией .

Поэтому свою классификацию он выстраивал на основе видов психопатий.

Акцентуации характера — примеры:

Классификация

Были выделены следующие виды акцентуаций:

  1. Гипертимный тип . Активный, неусидчивый, плохо контролируется учителями. Лабилен, легко подстраивается под изменяющиеся ситуации. Подростки склонны к конфликтам со взрослыми, в том числе учителями. Перемен не боятся. Настроение преобладает позитивное. склонны переоценивать свои возможности, поэтому способны идти на риск, не раздумывая.

    Для них приемлем азарт, шумные, активные компании и развлечения. Увлечений много, они поверхностны.

  2. Циклоидный . Характерна частая смена настроения - от хорошего до плохого. Предпочитают одиночество, нахождение дома, чем активные развлечения в компании. Неприятности переживают тяжело. Болезненно реагирует на критику и замечания. Есть склонность к , апатии, легко раздражается. Перемена настроения может быть привязана ко времени года.

    В процессе взросления выраженные черты акцентуации могут сглаживаться, но иногда происходит застревание на угнетенно-меланхолической стадии. В период подъема, когда настроение хорошее, наблюдается жизнерадостность, оптимизм, высокая активность, общительность, инициативность. В противоположном состоянии - плохом настроении - проявляют повышенную чувствительность, остро реагируют на критику.

  3. Сенситивный . Люди этого типа отличаются высокой чувствительностью. Подростки производят впечатление замкнутых, они не стремятся к совместным играм, боязливы. Хорошо относятся к родителям, ведут себя послушно. Возможны сложности адаптации в коллективе. Может развиться комплекс неполноценности.

    У людей этого типа развито чувство ответственности, предъявляют к себе и другим высокие моральные требования.

    Усидчивость позволяет успешно заниматься кропотливой работой и сложными видами деятельности. выбирают тщательно. Предпочитают общаться с теми, кто старше.

  4. Шизоидный тип. Наблюдается замкнутость, стремление проводить время в одиночестве, отгороженность от мира. К другим людям и общению с ними равнодушны, что может проявляться в демонстративном избегании контактов. У них отсутствует такое качество, как сочувствие, не проявляют интереса к окружающим людям, нет сопереживания и понимания чувств других. не стремятся показывать людям свои чувства, поэтому сверстники не понимают их, считая странными.

  5. Истероидный . Отличаются высокой степенью эгоцентризма. Им необходимо внимание других людей, и они все делают, чтобы получить его. Демонстративны и артистичны. Переживают, если внимание оказывают не им, а кому-то еще. Ими должны восхищаться - одна из важных потребностей личности. Истероиды становятся инициатором мероприятий и событий, но сами не способны четко организовать их. Заслужить авторитет у сверстников им также проблематично, несмотря на то, что стремятся к лидерству. Им нужна похвала в свой адрес, а вот критику воспринимают болезненно. Чувства неглубоки.

    Склонны к обману, фантазиям, наигранности. Нередко проявляют демонстративный тип суицида в попытках привлечь внимание и заслужить сочувствие окружающих.

  6. Конформный тип. Подростки с подобной акцентуацией легко подчиняются воле других людей. Они не имеют собственного мнения, следуют за группой. Основной принцип - быть, действовать, как все. При этом отличаются консерватизмом. Если им нужно защитить свои интересы, пойдут на любые поступки, находя им оправдание. Склонен к предательству. Находит способ выживать в коллективе, подстраиваясь под него и приспосабливаясь под лидера.
  7. Психастенический тип. Отличается нерешительностью, нежеланием брать на себя ответственность. Склонны к самоанализу, критично подходят к оценке своей личности и поступков. Обладают высокими умственными способностями, опережая сверстников. В поведении может наблюдаться импульсивность и непродуманность действий. Аккуратны и рассудительны, достаточно спокойны, но при этом нерешительны и не способны на активные действия, где требуется риск и взятие на себя ответственности.

    Для снятия напряжения склонны употреблять алкоголь или наркотические вещества. Психастеники проявляют себя деспотично в личных отношениях, что в итоге может приводить к их разрушению. Склонны они и к проявлению мелочности.

  8. Неустойчивый . К учебе проявляют мало интереса, что доставляют немало волнений родителям и учителям. Имеют склонность к развлечениям. Жизненные цели отсутствуют, живут одним днем, ничем не интересуются. Основные черты - легкомыслие, лень, праздность. Не интересует их и труд. Не любят, чтобы их контролировали, стремятся к полной свободе. Открыты к общению, коммуникативны, любят разговоры. Имеют склонность к разным видам зависимостей. Часто попадают в опасные компании.
  9. Эмоционально-лабильный тип. Резкая, непредсказуемая смена настроения. Поводом для перепадов эмоционального состояния может служить любая мелочь, вплоть до неправильно брошенного взгляда или сказанного слова.

    Тип чувствителен, нуждается в поддержке, особенно в периоды плохого настроения.

    К сверстникам относится хорошо. Обладает чувствительностью, понимает отношение и настроение окружающих. Сильно привязываются к людям.

  10. Эпилептоидный тип. Одна из выраженных черт характера - жестокость, склонны обижать младших и слабых, животных. Дружить и общаться предпочитает со взрослыми, необходимость налаживать коммуникацию со сверстниками причиняет дискомфорт. В раннем возрасте проявляют черты капризности, плаксивости, требуют внимания.

    Обладают самолюбием и стремлением к власти. Если становятся начальником, подчиненных держат в страхе. Из всех акцентуаций считается наиболее опасным типом личности, так как обладает высокой степенью жестокости. При необходимости сделать карьеру и добиться высокого поста, умеют угодить высшему руководству, подстроиться под его требования, при этом не забывая про свои интересы.

  11. Астеноневротический тип. Проявляют дисциплинированность и ответственность. Однако у них высокая степень утомляемости, особенно заметно это при монотонной деятельности или необходимости участвовать в соревновательной работе. Сонливость, утомляемость может возникать и без видимой причины. В проявлениях акцентуации заметна раздражительность, повышенная мнительность, ипохондрия.

    Есть вероятность эмоциональных срывов, особенно если события происходят не так, как хотят астеники. Раздражительность сменяется раскаянием.

Помимо ярко выраженных типов могут наблюдаться и смешанные характеры.

Таблица акцентуаций характера:

Где используется методика?

Тест Личко расширен до 143 вопросов. Ориентирован больше на детей и подростков.

Используется для выявления ярко выраженных проблем и акцентуаций в характере, позволяет прогнозировать появление , психопатий, своевременно начать коррекцию негативных состояний, выявить опасных личностей.

Личко считал, что важно изучать акцентуации уже в подростковом возрасте, так как большинство в этот период проявляется наиболее ярко и формируется до переходного возраста .

Применение методов диагностирования, тестирования, беседы позволяет своевременно выявить проблему и разработать коррекционную программу .

Как выявлять акцентуации характера? Комментарий психолога: