1 музыкальный инструмент. Роль музыки и музыкальных инструментов на руси. Роль доисторической музыки

Многие музыкальные инструменты древности берут свое начало из соседних культур (область Малой Азии, Ближнего Востока и Средиземноморья). В Греции, однако, были разработаны особенные инструменты, которые в результате развития приобрели классический вид и стали основой для создания новых современных видов инструментов.

Изучая музыкальные инструменты Древней Греции, их можно разделить на три основные категории: струнные, духовые и ударные.

Струнные

  • лира-гитара
  • треугольник-арфа
  • пандура - Маленькая лютня, сходная с мандолиной или гитарой

Все струнные инструменты были щипковыми, играли на них, пощипывая струны. Струнные со смычком не найдены вообще.

Лиры-гитары были самыми популярными инструментами наряду с другими. Происхождение их восходит к Месопотамии. Первые свидетельства о лире встречается во дворце Пилоса на Крите (1400 г. до н. э.). Лира была отождествлена с Аполлоном. Согласно мифологии ее изобрел Гермес. Когда Аполлон обнаружил, что Гермес украл у него быков, стал его преследовать. Гермес, убегавший от преследования, пытаясь спрятаться, случайно наступил на панцирь черепахи. Заметив, что панцирь усиливает звук, он сделал первую лиру и подарил ее Аполлону, умерив, таким образом, его гнев.

Принцип строения первой лиры. На резонаторе из панциря черепахи или дерева закреплялись две тонкие рейки (руки). Вертикально к рейкам на верхней части располагался поперечный брус. Струны равной длины были изготовлены из высушенных и скрученных кишок, сухожилий или льна. Закреплялись они в точке хорды на резонаторе, проходя через маленький гребень, на верхней стороне закручивались на брусе по системе ключа (колок), что облегчало их настройку. Струн изначально было три, позже их стало четыре, пять, семь, а в период «новой музыки» их количество достигло двенадцати. На лирах играли правой рукой или плектром, изготовленным из рога, дерева, кости или металла. Левая рука помогала, играя на отдельных струнах, придавливая их, уменьшая высоту звука. Струны имели конкретные названия, совпадающие с названиями нот.

Существует много типов лир с различными названиями:

«формингс» (древнейшая лира)

«хелис» («хелона» - черепаха)

«варвитос» (с длинными рейками).

Эти термины часто путают при пользовании.

Треугольник - это небольшая наколенная арфа с большим количеством струн. Она встречается на Ближнем Востоке уже с 3 в. до н. э. В Греции она присутствует в кикладской культуре.

На «пандуре», «пандурисе» или «трехструнке» с длинным рукавом, резонатором и тремя струнами в виде тамбура играли плектром. Использовался этот инструмент в Греции редко и известно еще с древних времен, что его происхождение не греческое, а ассирийское.

Духовые

Духовые инструменты делятся на две основные категории:

Трубы (с язычком)

Свирели (без язычка)

Реже использовались другие духовые инструменты, такие как трубы, ракушки и «гидравли».

Сири́нга (Флейта)

Флейты (трубы) или свирели были самыми популярными инструментами в древней Греции. Появились они в 3 тысячелетии до н. э. (кикладская статуэтка). Происхождение их, вероятно, относится к Малой Азии и на территорию Греции они пришли через Фракию.

Одна из легенд гласит, что флейта была изобретена Афиной, которая, увидев свое искаженное отражение в воде во время игры на ней, выбросила ее далеко во Фригию. Там ее нашел Марсий, ставший очень хорошим исполнителем, и впоследствии он пригласил Аполлона на соревнование. Аполлон победил и, в наказание он повесил Марсия и содрал с него кожу. (Эта легенда может быть интерпретирована как борьба национального искусства против иноземного проникновения).

Широкое использование флейты началось после восьмого века, когда постепенно она начала занимать важное место в греческой музыке и, в особенности, в культе Диониса. Флейта представляет собой трубу из тростника, дерева, кости или металла с отверстиями, которые открываются и закрываются с помощью пальцев, и мундштуком с тростниковым язычком - одним или двойным (наподобие современной зурны). Флейтист играл почти всегда на двух флейтах одновременно и привязывал их для удобства кожаным ремешком к лицу, так называемый недоуздок.

Свирель

Этим термином древние греки называли многостворчатую дудку или свирель Пана. Это предмет из 13-18 створок, закрытых с одной стороны и связанных между собой воском и льном с вертикальными опорами. Играли на нем продувкой каждой створки под углом. Это был инструмент пастухов и поэтому он был связан с именем бога Пана. В своей книге «Республика» Платон призывал граждан играть только на лирах, гитарах и пастушьих свирелях, отказываясь от «многозвучных» флейт и многострунных инструментов, считая их вульгарными.

Гидравлы

Это первые клавишные инструменты в мире и «прародители» церковного органа. Они были созданы в 3 в. до н. э. греческим изобретателем Ктисивием в Александрии. Это одна или несколько труб с или без язычков, на которых исполнитель с помощью клапанного механизма мог, используя плектры подавать воздух выборочно каждой флейте. Источником постоянного давления воздуха была гидравлическая система.

Труба

Медная труба была известна в Месопотамии и среди этрусков. Посредством труб возвещали о войне, их использовали во время состязаний на колесницах и народных сборищ. Это инструмент поздней античности. Помимо медных труб, использовали и раковинки с небольшим отверстием в основании и роги.

первый музыкальный инструмент – пастушью дудку – изготовил бог Пан. Однажды на берегу он выдохнул сквозь тростник и услышал, как его дыхание, проходя по стволу, произвело печальное причитание. Он разрезал ствол на неравные части, связал их вместе, и вот уже у него был первый музыкальный инструмент!

1899 г. Михаил Александрович Врубель «Пан»

Истина в том, что мы не можем назвать первый музыкальный инструмент, так как все первобытные люди во всем мире, похоже, создавали ту или иную музыку. Это обычно была музыка с каким‑то религиозным значением, и зрители становились ее участниками. Они танцевали, барабанили, хлопали и пели вместе с ней. Это делалось не просто для удовольствия. Эта примитивная музыка составляла значимую часть жизни людей.

Легенда о Пане и тростнике позволяет предположить, как человек додумался до того, чтобы сделать столько разнообразных музыкальных инструментов. Возможно, он имитировал звуки природы или использовал ее предметы вокруг себя, чтобы создавать свою музыку.

Первые музыкальные инструменты были ударными (типа барабана).

Позже человек изобрел духовые инструменты, сделанные из рогов животных. Из этих примитивных духовых инструментов развились современные медные духовые инструменты. По мере того, как человек развивал свое музыкальное чувство, он стал использовать тростник и таким образом производил более естественные и нежные звуки.

В 2009 г экспедицией под руководством археолога Николаса Конарда из Тюбенгенского университета были обнаружены остатки нескольких музыкальных инструментов. В ходе раскопок в пещере Холс Фельс в Германии учёным удалось обнаружить четыре костяных флейты. Самая интересная находка - 22-х сантиметровая флейта которой 35 тысяч лет.
Флейта имеет 5 отверстий для извлечения звуков и мундштук.
Данные находки показывают, что уже неандерталец умел изготавливать музыкальные инструменты. Данное обстоятельство позволяет нам по иному взглянуть на мир первобытного человека, оказывается, что музыка в его мире играла далеко не последнюю роль.

Наконец, человек изобрел простую лиру и арфу, от которых пошли смычковые инструменты. Лира была наиболее значительным струнным инструментом Древней Греции и Рима наряду с кифарой. Согласно мифу, лира была изобретена Гермесом. Для ее изготовления Гармес использовал панцирь черепахи; для рамы-рога антилопы.

В средние века крестоносцы привезли из походов много удивительных восточных музыкальных инструментов. Скомбинированные с народными, уже существовавшими тогда в Европе, они развились во множество инструментов, которыми сейчас пользуются для воспроизведения музыки.

http://www.kalitvarock.ru/viewtopic.php?f=4&t=869&p=7935
http://www.znajko.ru/ru/kategoria4/233-st31k3.html
http://otvet.mail.ru/question/14268898/

Первые убедительные свидетельства о музыкальных опытах относят к эпохе палеолита, когда человек научился изготовлять инструменты из камня, кости и дерева, чтобы с их помощью производить различные звуки. Позже звуки извлекали с помощью граненого ребра из кости, и этот издаваемый звук напоминал скрежет зубов. Также изготавливали погремушки из черепов, ко­торые заполнялись семенами или сушеными ягодами. Этот звук нередко сопровождал погребальную процессию.

Самыми древними музыкальными инструментами были ударные. Иднофон - древний ударный инструмент - возник в период формирования у древнего человека речи. Продолжительность звука и многократное его повторение ассоциировалось с ритмом биения сердца. Вообще, для древнего человека музыка - это прежде всего ритм.

Вслед за ударными были изобретены духовые. Поражает своим совершенством обнаруженный в Астурисе древний прототип флейты (20 000 лет до н. э,). В ней были выбиты боковые отверстия, и принцип звукоизвлечения был тот же, что и у современных флейт.

Струнные инструменты также были изобретены в глубокой древности. Изображении древних струнных сохранились на многочисленных наскальных рисунках, большинство из которых находится в Пиренеях, Так, в пешере Cogul рядом представлены «танцующие» фигуры, «несущие смычки». «Игрок на лире» ударял по струнам ребром кости или дерева, извлекая звук. Любопытно, что в хронологии развития изобретение струнных инструментов и танец занимают одно временное пространство.
В это время появляется аэрофон - инструмент из кости или камня, внешний вид которого напоминает ромб или наконечник копья.

В отверстия в дереве продевали и закрепляли нити, после чего музыкант рукой проводил по этим нитям, перекручивая их. В результате появлялся звук, напоминающий гул. Чаще всего играли на аэрофоне по вечерам. Звук, исходящий от этого инструмента, напоминал голос духов. Этот инструмент был усовершенствован в эпоху мезолита (3000 лет до н. э.). Появилась возможность звучания двух и трех звуков одновременно. Этого достигали, вырезая вертикальные отверстия. Несмотря на примитивность способа изготовления подобных инструментов, такая техника долго сохранялась в некоторых частях Океании, Африки и Европы.

Среди музыкальных инструментов, используемых древними цивилизациями, мы находим духовые: флейты (tigtigi) и гобой (abub). Мы знаем, что население Месопотамии, подобно египтянам, обладало высокой техникой изготовления духовых инструментов из тростника. Они модифицировали инструменты на всем протяжеРЅии существования своей цивилизации. Вскоре наряду с флейтой был изобретен пишик, который способствовал появлению гобоя. В этом инструменте звук извлекался с помощью быстрой вибрации воздуха в пищике, а не от ударов потоков воздуха по мундштуку, как это происходит в флейтах. Из струнных широко использовалисьлиры (algar) и арфы (zagsal), которые имели еще очень небольшие размеры

Часто корпус музыкального инструмента был расписан. Подтверждение этому мы видим на экспонатах, найденных в гробницах государства Ур (2500 лет до н.э.). Один из них находится в Британском музее. Поражает также множество ударных инструментов. Об этом часто свидетельствует иконография, ба­рельефы, посуда, вазы, стелы. Как правило, роспись на них указывает на использование больших барабанов и маленьких литавр, а также кастаньет и систров. На более поздних экспонатах встречаются также цимбалы и колокольчики.

Инструменты и репертуар передавались по наследству следующим поколениям, жившим на территории Месопотамии. К 2000 г. до н.э. ассирийцами была усовершенствована арфа и соР·дан прообраз первой лютни (pantur).

Удивительно, но первым музыкальным инструментом считается сам человек, а звук, который он издает, – это его собственный голос. Первобытные люди при помощи своего голоса сообщали своим соплеменникам о своих эмоциях и передавали информацию. При этом, дабы прибавить яркости своему рассказу, они хлопали в ладоши, топали ногами, стучали камнями или палками. Постепенно обычные предметы, окружавшие человека, стали перевоплощаться в музыкальные инструменты.

По способу извлечения звуков музыкальные инструменты можно разделить на ударные, духовые и струнные. Как и когда впервые человек стал использовать предметы для создания музыки, неизвестно. Но историки предполагают следующее развитие событий.

Ударные инструменты изготавливались из тщательно высушенных шкур животных и разнообразных полых предметов: скорлуп крупных плодов, больших деревянных колод. По ним люди били палками, ладонями, пальцами. Извлекаемые мелодии использовались в ритуальных обрядах и военных действиях.

Духовые инструменты изготавливали из рога животных, бамбуковой и камышовой тростины, полых костей животных. Подобные предметы стали музыкальным инструментом, когда человек додумался сделать в них специальные отверстия. На юго-западе Германии были найдены остатки древней флейты, возраст которой превышает 35 тысяч лет! Более того, упоминания о подобных инструментах имеются на древних наскальных рисунках.

Первым струнным инструментом считают охотничий лук. Древний охотник, натягивая тетиву, заметил, что от щипка она начинает «петь». А если провести по натянутой жиле животно пальцами, она «поет» еще лучше. Звук будет долгим, если жилу потереть волосом животного. Так человек придумал смычек и палку с натянутым на нее пучком волоса, которым водили по струне из жил животных.

Самыми древними, с возрастом более 4500 лет, являются лира и арфа, которыми пользовались многие народы того времени. Конечно, точно сказать, как выглядели те старинные инструменты, невозможно. Одно понятно, что музыкальные инструменты, пусть и достаточно примитивные, были частью культуры первобытных людей.

Знаете ли вы, что несколько лет назад археологами был найден самый древний музыкальный инструмент? Думаете, это какой-нибудь окаменевший примитивный протобарабан или доисторический контрабас из черепа мамонта? Как бы не так! Скорее - под кат!

Оказывается, самый древний музыкальный инструмент -

это флейта!

В 2009 году в одной из пещер на юго-западе Германии археологами были найдены остатки инструмента, напоминающего знакомую нам флейту:

Его возраст - более 35 тысяч лет. В длинну эта флейта - 21.8 см, а в толщину - всего 8 мм. В корпусе пробито пять круглых отверстий, которые закрывались пальцами, а на концах - два глубоких V-образных пропила.


Сделана эта флейта, как вы уже, наверное, догадались, не из дерева, а из кости - тут мнения учёных расходятся: одни говорят, что это кость из крыла лебедя, другие - белоголового сипа. Это самая древняя, хоть и далеко не первая находка подобного инструмента. Исследователи считают, что юго-запад Германии - место одного из первых поселений наших европейских предков, пришедших из африки. Теперь они делают предположения, что у наших доисторических прародителей была хорошо развита музыкальная культура. ()

Вообще флейты - не единственное, что находят археологи. Среди древнеших музыкальных инструментов в разное время находили: костяные дудки и флейты, звериные рога, трубы из ракушек, барабаны из шкур животных, трещётки из камня и древесины, музыкальные [охотничьи] луки. Самые старые музыкальные инструменты (флейты и пищалки) найдены на территории современной Венгрии и Молдавии, и датируются эпохой палеолита - приблизительно 2522 тыс. лет до н.э., а самая древняя нотная запись - XVIII век до н.э., найдена при раскопках шумерского города Ниппура (территория современого Ирака).

Во время раскопок стоянки первобытных охотников на Украине были сделаны интереснейшие открытия. На месте чума нашли целый “оркестр”, так много там было древних музыкальных инструментов. Из костяных трубочек были сделаны дудки и свистки. Из костей мамонта вырезали погремушки и трещотки. Сухой кожей обтягивали бубны, которые гудели от ударов колотушкой.

Очевидно, исполняемые на таких музыкальных инструментах мелодии были очень простыми, ритмичными и громкими. В одной из пещер Италии ученые нашли отпечатки ног на окаменевшей глине. Следы были странными: люди то ходили на пятках, то подпрыгивали на цыпочках сразу на обеих ногах. Это легко объяснить: там исполняли охотничий танец. Под грозную и возбуждающую музыку охотники плясали, подражая движениям мощных, ловких и хитрых зверей. Под музыку подбирали слова и в песнях рассказывали о себе, о предках, об увиденном вокруг.

Постепенно появились более совершенные музыкальные инструменты. Оказалось, что если натянуть кожу на полый деревянный или глиняный предмет, то звук станет более гулким и сильным. Так родились предки барабанов и литавр. (