Война и мир вымышленные персонажи. Главные герои война и мир. Зарождение идеи и творческие искания

Анализируя «Войну и мир» Толстого можно узнать о героических событиях прошлого русского народа, а именно об Отечественной войне 1812 г . Противостояние против наполеоновского войска, объединило все слои русского общества в единую патриотическую коалицию.

Отечественная война поспособствовала своеобразному очищению нации от прошлых наносных и абсолютно не имеющих ценностей идеалов. На первом месте стояло общее желание защитить свою Родину от внешней экспансии.

Образы главных героев романа «Война и мир»

В этом противостоянии бок о бок стояли дворяне вместе со своими крестьянами священный долг перед государством уничтожил междоусобные конфликты.

Так князь Андрей Болконский , который последних несколько лет находился в поиске настоящих ценностей и идеалов, увидев как мужественно и смело, его крепостные идут в атаку, понял, что именно в этом заключается глубокий смысл человеческого существования: пожертвовать в нужный момент своей жизнью во имя Родины.

Л. Н. Толстой принципиально не делает героями только лишь дворян и полководцев, ведь крестьянство, городская беднота, торговое сословие также сделали огромнейший вклад в борьбе за свободу государства.

Патриотизм народа и героические поступки в романе

Проявление патриотизма русского народа в условиях Отечественной войны, было очень разнообразным. Толстой изображает в своем романе простых солдат в ночь перед знаменитой Бородинской битвой. Они отказались от предложенной им водки, так как понимали, что в бой, который решает судьбу государства надо идти не под мнимой смелостью, вызываемую алкоголем, а с трезвой головой и мыслями.

Солдаты смело смотрят в глаза возможной смерти они надевают вечером чистые белоснежные рубахи, чтобы умереть в достойном виде, при всем этом никто из них не стремится стать героем, они воспринимают это как должное. Так пали их прадеды, защищая Отчизну от шведов во времена Северной войны, теперь настал и их черед пожертвовать своей жизнью во имя независимости государства. Естественно им не был чужд страх, как и всем живым людям.

Так во время Бородинского сражения, к Пьеру Безухову бросился за помощью молодой солдат, который испугался взрыва вражеского ядра и просил разрешения отступить, так как им одолевал страх. Однако через несколько минут после этого, солдат героически погиб - у него хватило смелости не отступить перед врагом.

Но неверно судить, что патриотизм русской нации заключался только в участии в военных действиях. Жители городов, купцы, землепашцы также активно противостояли вражескому войску. Крестьяне сжигали свои запасы сена, в ответ на просьбы французской армии купить его за большую цену.

Купец Ферапонтов лично бесплатно раздавал свой товар русским солдатам, чтобы хоть каким то образом улучшить их положение. По инициативе искренней патриотки, главной героини романа, Наташи Ростовой , ее семья отдала свои повозки госпиталю, вместо того, чтобы вывезти на них свои семейные реликвии из Москвы.

Пьер Безухов, который ранее не отличался смелостью и предавался больше философским размышлениям, чем реальным героическим поступкам, остался в Москве, чтобы своими руками убить Наполеона, даже если цена этому будет его жизнь.

В абсолютно разных образах Платона Каратаева и Тихона Щербатого , Толстой смог сосредоточить те героические качества, которые были характерны крестьянству. Они организовывали крестьянские отряды, которые помогали основной армии бороться с противником и осуществляли разведку.

Но все же самым героическим поступком русского народа было сожжение Москвы и части Смоленска. Люди уничтожили то, что годами по крупицам создавали их предшественники, но это было лучше, нежели вручить культурное наследие народа в руки завоевателям.

Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир» предоставил широкую систему образов. Его мир не ограничивается несколькими дворянскими родами: реальные исторические персонажи смешались с выдуманными, главными и второстепенными. Этот симбиоз порой настолько запутанный и необычный, что определить какие герои выполняют более или менее по значимости функцию крайне сложно.

В романе действуют представители восьми дворянских родов, почти все они занимают центральное место в повествовании.

Семья Ростовых

Эта семья представлена графом Ильей Андреевичем, его женой Натальей, их совместными четырьмя детьми и воспитанницей Соней.

Глава семейства Илья Андреевич – человек милый и добродушный. Он всегда был обеспечен, поэтому не умеет экономить, его часто обманывают знакомые и родственники из корыстных целей. Граф – не корыстный человек, он готов помочь каждому. Со временем его такое отношение, усиливаемое пристрастием к карточной игре, стало губительным для всей его семьи. Из-за транжирства отца семья долгое время находится на грани бедности. Граф умирает в конце романа, после свадьбы Натальи и Пьера, естественной смертью.

Графиня Наталья очень похожа на своего мужа. Ей, так же как и ему, чуждо понятие корысти и гонки за деньгами. Она готова помогать людям, оказавшимся в сложной ситуации, ее переполняют чувства патриотизма. Графине пришлось пережить много горестей и бед. Такое положение вещей связано не только с неожиданной бедностью, но и со смертью своих детей. Из тринадцати родившихся выжили только четверо, впоследствии война забрала еще одного – самого младшего.

Граф и графиня Ростовы имеют, как и большинство персонажей романа, своих прототипов. Ими стали дедушка и бабушка писателя – Илья Андреевич и Пелагея Николаевна.

Старшего ребенка Ростовых зовут Вера. Это необычная девушка, не похожая на всех остальных членов семьи. Она груба и черства душой. Такое отношение касается не только посторонних людей, но и ближайших родственников. Остальные дети Ростовых впоследствии подтрунивают над ней и даже придумывают ей прозвище. Прототипом Веры стала Елизавета Берс, невестка Л. Толстого.

Следующий по старшинству ребенок – Николай. Его образ вырисован в романе с любовью. Николай – благородный человек. Он ответственно подходит к любому занятию. Старается руководствоваться принципами морали и чести. Николай очень похож на своих родителей – добрый, милый, целеустремленный. После пережитого бедствования он постоянно заботился о том, чтобы не оказаться больше в похожей ситуации. Николай принимает участие в военных событиях, его неоднократно награждают, но все же он покидает военную службу после войны с Наполеоном – он нужен своей семье.

Николай женится на Марии Болконской, у них рождается трое детей – Андрей, Наташа, Митя, – и ожидается четвертый.

Младшая сестра Николая и Веры – Наталья – такая же по своему характеру и темпераменту, как и ее родители. Она искренняя и доверчивая и это ее чуть было не губит – Федор Долохов одурачивает девушку и подговаривает на побег. Этим планам сбыться было не суждено, но помолвка Натальи с Андреем Болконским была расторгнута, а Наталья впала в глубокую депрессию. Впоследствии она стала женой Пьера Безухова. Женщина перестала следить за своей фигурой, окружающие стали отзываться о ней как о неприятной женщине. Прототипами Натальи стала жена Толстого – Софья Андреевна и ее сестра, Татьяна Андреевна.

Младшим ребенком Ростовых был Петя. Он был таким же, как и все Ростовы: благородным, честным и добрым. Эти все качества усиливались юношеским максимализмом. Петя был милым чудаком, которому прощались все шалости. Судьба к Пете была крайне неблагоприятна – он, подобно своему брату, отправляется на фронт и погибает там совсем юным и молодым.

Предлагаем ознакомиться с романа Л.Н. Толстого “Война и мир”.

В семье Ростовых воспитывался еще один ребенок – Соня. Девушка состояла в родстве с Ростовыми, после смерти родителей они взяли ее на воспитание и относились к ней, как к собственному ребенку. Соня долгое время была влюблена в Николая Ростова, этот факт не позволил ей вовремя выйти замуж.

Предположительно она так и осталась одинока до конца своих дней. Ее прототипом стала тетка Л. Толстого – Татьяна Александровна, в доме которой воспитывался писатель после смерти родителей.

Со всеми Ростовыми мы знакомимся в самом начале романа – они все активно действуют на протяжении всего повествования. В «Эпилоге» мы узнаем о дальнейшем продолжении их рода.

Семья Безуховых

Семья Безуховых не представлена в таком многочисленном виде, как семья Ростовых. Главой семейства выступает Кирилл Владимирович. Имя его жены не известно. Мы знаем, что она принадлежала к семейству Курагиных, но кем именно она приходилась им неясно. У графа Безухова нет детей рожденных в браке – все его дети незаконнорожденные. Старший из них – Пьер – был официально назван отцом наследником имения.


После такого заявления графа в общественном плане активно начинает фигурировать образ Пьера Безухова. Сам Пьер не навязывает окружающим свое общество, но он видный жених – наследник немыслимого богатства, поэтому его хотят видеть всегда и везде. О матери Пьера не известно ничего, но это не становится поводом для негодования и насмешек. Пьер получил приличное образование за границей и вернулся на родину полон утопических идей, его видение мира слишком идеалистическое и оторванное от реальности, поэтому все время он сталкивается с немыслимыми разочарованиями – в общественной деятельности, личной жизни, семейной гармонии. Первой его женой стала Елена Курагина – распутница и вертихвостка. Этот брак принес немало страданий Пьеру. Смерть жены избавила его от невыносимого – он не обладал силой бросить Елену или же изменить ее, но и не мог смириться с таким отношением к своей персоне. Второй брак – с Наташей Ростовой – стал более успешным. У них родилось четверо детей – три девочки и мальчик.

Князья Курагины

Семейство Курагиных упорно ассоциируется с алчностью, развратом и обманом. Виной тому стали дети Василия Сергеевича и Алины – Анатоль и Елена.

Князь Василий не был дурным человеком, он обладал рядом положительных качеств, но его стремление к обогащению и мягкость характера по отношению к сыну сводила все положительные моменты на нет.

Как и любой отец, князь Василий хотел своим детям обеспечить безбедное будущее, одним из вариантов был выгодный брак. Такая позиция не только не лучшим образом сказалась на репутации всей семьи, но и в дальнейшем сыграла трагичную роль в жизни Елены и Анатоля.

О княгине Алине известно мало. На момент повествования она была довольно некрасивой женщиной. Ее отличительной чертой была неприязнь к своей дочери Елене на почве зависти.

У Василия Сергеевича и княгини Алины родилось два сына и дочь.

Анатоль – стал причиной всех бед семьи. Он вел жизнь транжиры и повесы – долги, дебоши были для него естественным занятием. Такое поведение накладывало крайне негативный отпечаток на репутацию семьи и ее финансовое положение.

Анатоль был замечен в любовном влечении к своей сестре Елене. Возможность возникновения серьезных отношений между братом и сестрой были пресечены князем Василием, но, судя по всему, все же имели место быть после замужества Елены.

Дочка Курагиных Елена обладала невероятной красотой, подобно своему брату Анатолю. Она умело кокетничала и после замужества имела любовную связь со многими мужчинами, игнорируя своего мужа Пьера Безухова.

Их брат Ипполит был совершенно не похож на них внешне – он был крайне неприятной наружности. По составу ума же он мало чем отличался от брата и сестры. Он был слишком глупый – это отмечали не только окружающие, но и отец. Все же Ипполит не был безнадежен – он хорошо знал иностранные языки и работал в посольстве.

Князья Болконские

Семья Болконских занимает далеко не последнее место в обществе – они богаты и влиятельны.
В составе семьи находится князь Николай Андреевич – человек старой закалки и своеобразных нравов. Он довольно груб в общении со своими родными, но все же не лишен чувственности и нежности – он трепетно относится к своему внуку и дочери, своеобразно, но все же, любит своего сына, но показать искренность своих чувств у него не очень получается.

О жене князя ничего не известно, даже ее имя не упоминается в тексте. В браке Болконских родилось двое детей – сын Андрей и дочка Марья.

Андрей Болконский по своему характеру частично схожий с отцом – он вспыльчивый, гордый и немного грубый. Он отличается привлекательной внешностью и природным обаянием. В начале романа Андрей удачно женат на Лизе Мейнен – у пары рождается сын Николенька, но его мать умирает в ночь после родов.

Через некоторое время Андрей становится женихом Натальи Ростовой, но сыграть свадьбу не пришлось – все планы перевел Анатоль Курагин, чем заслужил личную неприязнь и исключительную ненависть со стороны Андрея.

Князь Андрей принимает участие в военных событиях 1812 года, получает серьезное ранение на поле битвы и умирает в госпитале.

Мария Болконская – сестра Андрея – лишена такой гордости и упрямства, как ее брат, что позволяет ей, не без труда, но все же ужиться со своим отцом, не отличающимся покладистым характером. Добрая и кроткая, она понимает, что не безразлична отцу, поэтому не держит на него обиды за придирки и грубости. Девушка занимается воспитанием своего племянника. Внешне Марья не похожа на своего брата – она очень некрасива, но это не мешает ей выйти замуж за Николая Ростова и прожить счастливую жизнь.

Лиза Болконская (Мейнен) была женой князя Андрея. Она была привлекательной женщиной. Внутренний ее мир не уступал внешности – она была милой и приятной, любила рукодельничать. К сожалению, судьба ее сложилась не самым лучшим образом – роды для нее оказались слишком трудными – она умирает, подарив жизнь сыну Николеньке.

Николенька рано потерял мать, но на этом беды мальчика не остановились – в возрасте 7 лет он лишается и отца. Несмотря ни на что, ему свойственна жизнерадостность, присущая всем детям – он растет умным и любознательным мальчиком. Образ отца становится ключевым для него – Николенька хочет прожить так, чтобы его отец мог гордиться им.


К семейству Болконских также принадлежит мадмуазель Бурьен. Несмотря на то, что она всего лишь компаньонка-приживалка, ее значение в контексте семьи довольно значимое. В первую очередь, оно заключается в псевдо дружбе с княжной Марией. Часто мадмуазель поступает подло по отношению к Марии, пользуется благосклонностью девушки по отношению к своей персоне.

Семья Карагиных

О семье Карагиных Толстой не очень распространяется – читатель знакомится только с двумя представителями этого семейства – Марьей Львовной и ее дочерью Жюли.

Марья Львовна впервые появляется перед читателями в первом томе романа, ее же дочь также начинает действовать в первом томе первой части «Войны и мира». Жюли обладает крайне неприятной внешностью, она влюблена в Николая Ростова, но молодой человек не обращает на нее никакого внимания. Не спасает ситуацию и ее огромное богатство. На ее материальную составляющую активно обращает внимание Борис Друбецкой, девушка понимает, что любезничает с ней молодой человек только из-за денег, но не подает виду – для нее это фактически единственный способ не остаться старой девой.

Князья Друбецкие

Семейство Друбецких не особо активно действует в общественном плане, поэтому Толстой избегает детального описания представителей семейства и акцентирует внимание читателей только на активно действующих персонажах – Анне Михайловне и ее сыне Борисе.


Княжна Друбецкая принадлежит к старинному роду, но сейчас ее семья переживает не самые лучшие времена – бедность стала постоянным спутником Друбецких. Такое положение вещей породило в представителях этой семьи чувство расчетливости и корысти. Анна Михайловна старается как можно больше выгоды извлечь из дружбы с Ростовыми – долгое время живет у них.

Ее сын, Борис, некоторое время был другом Николая Ростова. По мере взросления их взгляды на жизненные ценности и принципы начали сильно отличаться, что привело к отстранению в общении.

Борис все больше и больше начинает проявлять корысть и стремление разбогатеть любой ценой. Он готов жениться ради денег и успешно это делает, пользуясь незавидным положением Жюли Карагиной

Семья Долоховых

Представители семьи Долоховых также не все активны в жизни общества. Среди всех ярко выделяется Федор. Он сын Марьи Ивановны и лучший друг Анатоля Курагина. В своем поведении он также не ушел далеко от своего друга: кутежи и праздный способ жизни – обычное явление для него. Кроме того, он знаменит своей любовной связью с женой Пьера Безухова – Еленой. Отличительной чертой Долохова от Курагина является его привязанность к матери и сестре.

Исторические личности в романе «Война и мир»

Так как роман Толстого происходит на фоне исторических событий, связанных с войной против Наполеона 1812 года, то обойтись без хотя бы частичного упоминания реально существовавших персонажей невозможно.

Александр І

Наиболее активно в романе описано деятельность императора Александра І. Это не удивительно, ведь основные события происходят на территории Российской империи. Вначале мы узнаем о положительных и либеральных стремлениях императора, он «ангел во плоти». Пик его популярности припадает на период поражения Наполеона в войне. Именно в это время авторитет Александра достигает невероятных высот. Император может легко внести изменения и улучшить жизнь своих подданных, но не делает этого. В результате такое отношение и бездеятельность становятся причиной появления декабристского движения.

Наполеон І Бонапарт

По другую сторону баррикады в событиях 1812 года находится Наполеон. Так как многие российские аристократы получали образование за границей, а французский язык был для них повседневностью, то отношение дворян к этому персонажу в начале романа было позитивным и граничило с восхищением. Затем же происходит разочарование – их кумир из разряда идеалов становится главным злодеем. С образом Наполеона активно употребляются такие коннотации как эгоцентризм, ложь, притворство.

Михаил Сперанский

Этот персонаж имеет важное значение не только в романе Толстого, но и во время реальной эпохи императора Александра.

Его род не мог похвалиться древностью и значимостью – он сын священника, но все же ему удалось стать секретарем Александра І. Он не особо приятный человек, но все отмечают его значимость в контексте событий в стране.

Кроме того, в романе действуют исторические персонажи меньшего, по сравнению с императорами, значения. Это великие полководцы Барклай де Толли, Михаил Кутузов и Петр Багратион. Их деятельность и раскрытие образа происходит на полях сражения – Толстой старается описать военную часть повествования максимально реалистично и увлекающее, поэтому эти персонажи описаны не только в качестве великих и непревзойденных, но и в роли обычных людей, которые подвержены сомнениям, ошибкам и негативным качествам характера.

Другие персонажи

Среди остальных персонажей следует выделить имя Анны Шерер. Она «владелица» светского салона – здесь встречается элита общества. Гости редко когда предоставлены сами себе. Анна Михайловна всегда стремится обеспечить своих посетителей интересными собеседниками, часто она сводничает – это вызывает у нее особый интерес.

Характеристика героев романа “Война и мир”: образы персонажей

4.2 (84%) 5 votes

Герои романа «Война и мир»

В основу оценки героев своей книги Л.Н.Толстой положил «мысль народную». Кутузов, Багратион, капитаны Тушин и Тимохин, Андрей Болконский и Пьер Безухов, Петя Ростов, Василий Денисов вместе с народом грудью встают на защиту родины. Всей душой любят родину и народ и героиня романа, чудесная «волшебница» Наташа Ростова. Отрицательные персонажи романа: князь Василий Курагин и его дети Анатоль, Ипполит и Элен, карьерист Борис Друбецкой, стяжатель Берг, иноземные генералы на русской службе - все они далеки от народа и заботятся только о своих личных выгодах.

В романе увековечен беспримерный подвиг Москвы. Ее жители в отличие от жителей столиц других стран, покоренных Наполеоном, не захотели подчиниться завоевателям и покинули родной город. «Для русских людей, - говорит Толстой, - не могло быть вопроса, хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего».

Войдя в Москву, которая была похожа на опустевший улей. Наполеон почувствовал, что над ним и его армиями занесена рука сильнейшего духом противника. Он стал настойчиво домогаться перемирия и дважды направлял послов к Кутузову. От имени народа и армии Кутузов решительно отверг предложение Наполеона о мире и организовал контрнаступление своих войск, поддержанное партизанскими отрядами.

Потерпев поражение в Тарутинском бою, Наполеон оставил Москву. Вскоре началось беспорядочное бегство его полков. Превратившись в толпы мародеров и грабителей, наполеоновские войска бежали обратно по той же дороге, которая привела их в русскую столицу.

После сражения под Красным Кутузов обратился к своим солдатам с речью, в которой сердечно поздравил их с победой и поблагодарил за верную службу отечеству. В сцене под Красным с особой проникновенностью раскрывается глубочайшая народность великого полководца, его любовь к тем, кто спас родину от иноземного порабощения, его настоящий патриотизм.

Однако следует заметить, что есть в «Войне и мире» сцены, где образ Кутузова показан противоречиво. Толстой полагал, что развитие всех событий, совершающихся в мире, не зависит от воли людей, а предопределено свыше. Писателю казалось, что и Кутузов думал так же и не считал нужным вмешиваться в развитие событий. Но это решительно противоречит тому образу Кутузова, который создан самим же Толстым. Писатель подчеркивает, что великий полководец умел понимать дух войска и стремился им управлять, что все помыслы Кутузова и все его действия были устремлены к одной цели - разгромить врага.

Противоречиво нарисован в романе и образ солдата Платона Каратаева, с которым Пьер Безухов повстречался, и подружился в плену. Каратаеву присущи такие черты, как незлобивость, покорность, готовность простить и забыть любую обиду. Пьер с удивлением, а потом с восторгом слушает каратаевские рассказы, всегда кончавшиеся евангельскими призывами всех любить и всех прощать. Но тому же Пьеру пришлось увидеть страшный конец Платона Каратаева. Когда французы гнали партию пленных по осенней грязной дороге, Каратаев упал от слабости и не мог встать. И конвоиры безжалостно пристрелили его. Нельзя забыть эту страшную сцену: у грязной лесной дороги лежит убитый Каратаев, а около него сидит и воет голодная, одинокая, замерзающая собачонка, которую еще так недавно он спас от гибели…

К счастью, «каратаевские» черты были несвойственны русским людям, защищавшим свою землю. Читая «Войну и мир», мы видим, что не Платоны Каратаевы победили армию Наполеона. Это сделали бесстрашные артиллеристы скромного капитана Тушина, храбрые солдаты капитана Тимохина, кавалеристы Уварова, партизаны ротмистра Денисова. Победили врага русская армия и русский народ. И это с убедительной силой показано в романе. Не случайно в годы второй мировой войны книга Толстого была настольной книгой людей разных стран, боровшихся с нашествием фашистских орд Гитлера. И она всегда будет служить для свободолюбивых людей источником патриотического воодушевления.

Из эпилога, которым заканчивается роман, мы узнаем о том, как жили его герои после окончания Отечественной войны 1812 года. Пьер Безухов и Наташа Ростова соединили свои судьбы, нашли свое счастье. Пьера по-прежнему волнует вопрос о будущем его родины. Он стал членом тайной организации, из которой позднее выйдут декабристы. К его горячим речам внимательно прислушивается юный Николенька Болконский, сын князя Андрея, умершего от раны, полученной на Бородинском поле.

О будущем этих людей можно догадаться, вслушавшись в их беседу. Николенька спросил Пьера: «Дядя Пьер… Ежели бы папа был жив… он бы согласен был с вами?» И Пьер ответил: «Я думаю, что да…»

В конце романа Толстой рисует сон Николеньки Болконского. «Они с дядей Пьером шли впереди огромного войска», - снилось Николеньке. Они шли на трудный и славный подвиг. С Николенькой был отец, ободрявший и его и дядю Пьера. Проснувшись, Николенька принимает твердое решение: жить так, чтобы быть достойным памяти своего отца. «Отец! Отец! - думает Николенька. - Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен».

Этой клятвой Николеньки Толстой завершает сюжетную линию романа, как бы приоткрывая завесу в будущее, протягивая нити от одной эпохи русской жизни к другой, когда на историческую арену вышли герои 1825 года - декабристы.

Так заканчивается произведение, которому Толстой, по его признанию, посвятил пять лет «непрестанного и исключительного труда».

Образ Пьера Безухова в романе «Война и мир». Сочинение по роману Толстого - Война и Мир. Пьер Безухов по своему характеру, по складу - преимущественно натура эмоциональная. Характерные черты его - ум, склонный к «мечтательному философствованию», свободомыслие, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы. Это не значит, что князь Андрей не способен испытывать глубокое чувство, а Пьер - слабый мыслитель; тот и другой - натуры сложные. Термины «интеллектуальный» и «эмоциональный» означают в данном случае преобладающие черты духовных сил этих незаурядных личностей. Пьер резко выделяется из среды лиц, находящихся в салоне Шерер, где мы впервые знакомимся с ним. Это «массивный, толстый молодой человек со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». Взгляд у него «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный». Главная его черта - искание «успокоения, согласия с самим собой». Весь жизненный путь Пьера - непрестанные искания смысла жизни, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями его сердца и приносила бы ему моральное удовлетворение. В этом он похож на Андрея Болконского.

Путь Пьера, как и путь князя Андрея , это путь к народу. Ещё в период увлечения масонством он решает посвятить свои силы благоустройству крестьян. Он считает необходимым отпустить своих крепостных на свободу, думает об учреждении в своих сёлах больниц, приютов и школ. Правда, хитрый управляющий обманывает Пьера и создаёт только видимость проведённых реформ. Но Пьер искренне уверен, что крестьянам его теперь живётся хорошо. Настоящее сближение его с простым народом начинается в плену, когда он знакомится с солдатами и Каратаевым. У Пьера зарождается стремление опроститься, слиться совершенно с народом. Барская жизнь, светские салоны, роскошь томяги не удовлетворяют Пьера, Он болезненно чувствует свою оторванность от

Образы Наташи и княжны Мари в романе «Война и Мир». Но есть у Наташи и княжны Марьи и общие черты . Обе они патриотки. Наташа не задумываясь пожертвовала богатствами московского дома Ростовых ради спасения раненых. И княжна Марья бросает имение на произвол судьбы при приближении французов. Когда родине грозит опасность, в ней просыпаются фамильные черты - гордость, мужество, твёрдость. Так было в Богучарове, когда компаньонка-француженка предложила ей остаться в имении и довериться милости французского генерала, милости врагов России, своей родины. И «хотя для княжны Марьи было всё равно, где бы ни оставаться и что бы с ней ни было, но она чувствовала себя вместе с тем представительницей своего покойного отца и князя Андрея. Она невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами». И ещё одна черта роднит Наташу и княжну Марью. Княжна Марья выходит замуж за Николая Ростова, и Толстой, рисуя их семейную жизнь, говорит о счастье, которое она, как и Наташа, нашла в семье. Так решает Толстой вопрос о назначении женщины, ограничивая её интересы рамками семейной жизни.

Вспомним ещё эпизод встречи Николая Ростова с Соней, когда он, приехав в отпуск, не знает, как ему держать себя с любимой девушкой. «Он поцеловал её руку и назвал её вы - Соня, Но глаза их, встретившись, сказали друг другу «ты» и нежно поцеловались».

Любимые герои Толстого - люди со сложным душевным миром . В раскрытии таких характеров Толстой прибегает к разным приёмам: к прямой характеристике от автора, к автохарактеристике героя, к внутренним диалогам и размышлениям и т. п. Внутренние монологи и внутренние диалоги позволяют автору обнаружить такие сокровенные мысли и настроения героев, передать которые другим путём (например, при помощи прямой авторской характеристики) было бы трудно без нарушения законов художественного реализма. К таким монологам и диалогам Толстой прибегает очень часто. Образцом «внутреннего монолога» с элементами диалога могут служить размышления раненого князя Андрея в главе XXXII третьего тома романа. Вот ещё образец «внутреннего монолога»- размышления Наташи, детски-непосредственно рассуждающей о себе: «Что за прелесть эта Наташа!» - сказала она опять про себя словами какого-то третьего собирательного мужского лица.- Хороша, голос, молода, и никому она не мешает, оставьте только её в покое» (гл. XXIII второго тома).

Образ Андрея Болконского. Внешний мир с его вещами и явлениями тоже искусно используется Толстым для характеристики героев. Так, описывая настроения Наташи после неожиданного отъезда Андрея Болконского (перед сватовством), Толстой сообщает, что Наташа совсем успокоилась и «надела то старое платье, которое было ей особенно известно за доставляемую им по утрам весёлость». Толстой - гениальный пейзажист. Он отметит и молодые «зелёные клейкие листья» берёзы, и зеленеющий где-то кустарник, и «сочную, тёмную зелень дуба», и лунный свет, ворвавшийся в комнату, и свежесть весенней ночи. Вспомним чудесно описанную охоту в Отрадном. И люди, и животные, и природа выступают здесь как показатели мощной силы жизни, её полнокровия. Пейзаж выполняет в романе различные функции. Наиболее общей особенностью пейзажа Толстого является соответствие этого пейзажа настроению героя. Разочарование, мрачное настроение князя Андрея после разрыва с Наташей окрашивает в мрачные тона и окружающий пейзаж. «Он посмотрел на полосу берёз, с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. «Умереть... чтобы меня убили, завтра, чтобы меня не было... чтобы всё это было, а меня бы не было...» Его томят страшные предчувствия и мучительные мысли о смерти. И эти берёзы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров - всё это вокруг преобразилось для него и показалось чем-то страшным и угрожающим. А поэтичность натуры Наташи, наоборот, раскрывается на фоне весенней лунной ночи в Отрадном. В других случаях пейзаж непосредственно воздействует на человека, просветляя и умудряя его. Князь Андрей, раненный под Аустерлицем, смотрит на небо и думает: «Да! Всё пусто, всё обман, кроме этого бесконечного неба». Дуб, который дважды встречает на своём пути князь Андрей, совершенно по-разному раскрывает ему «смысл жизни»: в одном случае он кажется князю Андрею олицетворением безнадёжности, в другом - символом радостной веры в счастье.

Наконец, Толстой использует пейзаж как средство характеристики реальной обстановки. Вспомним хотя бы сильный туман, расстилавшийся сплошным молочно-белым морем над окрестностями Аустерлица. Благодаря этому туману, закрывавшему позиции французов, русские и австрийские войска были поставлены в худшее положение, так как не видели неприятеля и неожиданно столкнулись с ним лицом к лицу. Наполеон же, стоявший на высоте, где было совершенно светло, мог безошибочно руководить войсками.

Образ Наполеона в романе «Война и Мир» . Наполеон противостоит в романе Наполеон . Толстой развенчивает этого полководца и выдающегося исторического деятеля. Рисуя внешний облик Наполеона, автор романа говорит, что это был «маленький человек» с «неприятно-притворной улыбкой» на лице, с «жирной грудью», «круглым животом» и «жирными ложками коротеньких ног». Толстой показывает Наполеона как самовлюблённого и самонадеянного властителя Франции, упоённого успехом, ослеплённого славой, приписывающего своей личности движущую роль в ходе исторических событий. Даже в маленьких сценах, в малейших жестах чувствуется, по мнению Толстого, безумная гордость Наполеона, его актёрство, самомнение человека, привыкшего верить, что каждое движение его руки рассыпает счастье или сеет горе среди тысяч людей. Раболепие окружающих вознесло его на такую высоту, что он действительно верил в свою способность изменять ход истории и влиять на судьбы народов.

В противоположность Кутузову , не придающему решающего значения своей личной воле, Наполеон выше всего ставит себя, свою личность, считает себя сверхчеловеком. «Только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Всё, что было вне его, не имело для него значения, потому что всё в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Слово «я» - любимое слово Наполеона. В Наполеоне подчёркнуты эгоизм, индивидуализм и рассудочность - черты, отсутствующие у Кутузова, народного полководца, думающего не о своей славе, а о славе и свободе отечества. Раскрывая идейное содержание романа, мы уже Толстого"" отмечали своеобразие в трактовке Толстым отдельных тем романа. Так, мы уже говорили, что Толстой, идя вразрез с революционной крестьянской демократией, затушёвывает в романе остроту классовых противоречий между крестьянством и помещиками; раскрывая, например, беспокойные мысли Пьера Безухова о тяжёлом положении крепостных рабов, он в то же время рисует картины идиллических взаимоотношений помещиков и крестьян в имении и доме Ростовых. Мы отмечали также черты идеализации в образе Каратаева, своеобразие трактовки роли личности в истории и т. п.

Чем объяснить эти особенности романа? Источник их нужно искать в мировоззрении Толстого, отражавшем противоречия его времени. Толстой был великий художник. Роман его «Война и мир» - один из величайших шедевров мирового искусства, гениальное произведение, в котором широта эпического размаха сочеталась с изумительной глубиной проникновения в душевную жизнь людей. Но Толстой жил в России в переходную эпоху, в эпоху ломки общественных и экономических устоев жизни, когда страна переходила от феодально-крепостнического строя к капиталистическим формам жизни, бурно протестуя, по словам Ленина, «против всякого классового господства», Толстой, помещик и аристократ, нашёл выход для себя в переходе на позиции патриархального крестьянства. Белинский в своих статьях о Толстом с замечательной глубиной вскрыл все противоречия, какие сказались в мировоззрении и творчестве Толстого в связи с переходом его на позиции патриархального крестьянства. Противоречия эти не могли не отразиться и в художественной структуре романа «Война и мир». Толстой, великий реалист и протестант, в конечном счёте одержал победу над Толстым, религиозным философом, и создал произведение, не имеющее себе равного в мировой литературе. Но читая роман, мы всё же не можем не почувствовать противоречий мировоззрения его автора.

Образ Кутузова в романе «Война и Мир». В романе Толстой высмеивает культ «великих личностей», созданный буржуазными историками. Он правильно считает, что ход истории решает народная масса. Но оценка роли народной массы принимает у него религиозную окраску. Он приходит к признанию фатализма, утверждая, что все исторические события предопределены свыше.Выразителем своих взглядов в романе Толстой делает полководца Кутузова.Основу его взгляда составляет сознание, что творцом истории, исторических событий является народ, а не отдельные личности (герои) и что всякие рационалистически построенные теории, как бы хороши они ни казались,- ничто перед той силой, которой является настроение, дух массы.

«Долголетним военным опытом ,- пишет о Кутузове Толстой,- он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этою силою и руководил ею, насколько это было в его власти». Толстой приписал Кутузову и свой ошибочный фаталистический взгляд на историю, согласно которому исход исторических событий заранее предрешён. Андрей Болконский говорит о Кутузове: «Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли,- это неизбежный ход событий,- и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и ввиду этого значения умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое...»

Отрицая роль личности в истории, Толстой стремился сделать Кутузова только мудрым наблюдателем исторических событий, лишь пассивным созерцателем их. Это, конечно, было ошибкой Толстого. Она неизбежно должна была привести к противоречивой оценке Кутузова. Так оно и получилось. В романе выступает полководец, чрезвычайно точно оценивающий ход военных событий и безошибочно направляющий их. При помощи хорошо обдуманного плана контрнаступлений Кутузов губит Наполеона и его армию. Следовательно, в ряде существенных черт Кутузов в романе показан исторически верно: он обладает большим стратегическим мастерством, долгие ночи продумывает план кампании, выступает активным деятелем, за внешним спокойствием скрывающим громадное волевое напряжение. Так художник-реалист преодолевал философию фатализма. Носитель народного духа и народной воли, Кутузов глубоко и верно понимал ход вещей, в самом разгаре событий давал им правильную оценку, подтверждающуюся впоследствии. Так, правильно оценил значение Бородинского сражения, сказав, что это - победа. Как полководец, Кутузов стоит выше Наполеона. Для ведения народной войны, какой была война 1812 г., и нужен был, говорит Толстой, такой полководец. С изгнанием французов миссия Кутузова была выполнена. Перенесение войны в Европу требовало другого главнокомандующего. «Представителю русского народа после того, как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую ступень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать было больше нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».

Изображая Кутузова как народного полководца, как воплощение народных мыслей, воли и чувства. Толстой нигде не впадает в схематизм. Кутузов - живое лицо. Такое впечатление создаётся у нас прежде всего потому, что Толстой наглядно, ярко рисует нам портрет Кутузова - его фигуру, походку и жесты, мимику, его глаз, то светящийся приятной ласковой улыбкой, то принимающий насмешливое выражение. Толстой даёт нам его то в восприятии различных по характеру и социальному положению лиц, то рисует от себя, углубляясь в психологический анализ своего героя. Глубоко человечным и живым делают Кутузова сцены и эпизоды, изображающие полководца в беседах и разговорах с близкими и приятными для него лицами, вроде Болконского, Денисова, Багратиона, его поведение на военных советах, в битвах под Аустерлицем и Бородином. Речь Кутузова разнообразна по своему лексическому составу и синтаксическому строю. Он прекрасно владеет великосветской речью, когда говорит или пишет царю, генералам и другим представителям аристократического общества. «Я говорю только одно, генерал,- говорит Кутузов с приятным изяществом выражений и интонаций, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово.- Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена». Но он великолепно владеет и простым народным языком. «А вот что, братцы. Я знаю, трудно нам, да что же делать! Потерпите: не долго осталось... Выпроводим гостей, отдохнём тогда»,- говорил он солдатам, встретив их по дороге от Красного к Доброму. А в письме к старику Болконскому он обнаруживает архаические черты канцелярского стиля этой эпохи: «Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив, ибо в противном случае в числе найденных на поле сражения офицеров, о коих список мне подан через парламентёров, и он бы поименован был».

Любимые герои Толстого в романе «Война и мир» – Пьер Безухов и Андрей Болконский. Их объединяет качество, которое больше всего ценил в людях сам писатель. По его мнению, чтобы быть настоящим человеком, нужно всю жизнь «рваться, биться, путаться, ошибаться, начинать и бросать», а «спокойствие – душевная подлость». То есть человек не должен успокаиваться и останавливаться, он всю жизнь должен искать смысл и стремиться найти применение своим силам, талантам, уму.

В этой статье мы рассмотрим, какие по характеристике главные герои романа «Война и мир» Толстого. Обратите внимание на то, почему Толстой наделили этих героев такими чертами и что он хотел этим сказать своим читателям.

Пьер Безухов в романе «Война и мир»

Как мы уже отметили, говоря о главных героях романа «Война и мир» Толстого, обязательно стоит обсудить образ Пьера Безухова. Впервые читатель видит Пьера в аристократическом петербургском салоне Анны Павловны Шерер. Хозяйка относится к нему несколько свысока, ведь он всего лишь незаконный сын богатого вельможи екатерининских времён, только что вернувшийся из-за границы, где получал образование.

Пьер Безухов отличается от остальных гостей своей непосредственностью и искренностью. Рисуя психологический портрет своего главного героя, Толстой указывает, что Пьер был толстым, рассеянным человеком, но всё это искупалось «выражением добродушия, простоты и скромности». Хозяйка салона опасалась, что Пьер скажет что-то не то, и действительно, Безухов горячо высказывает своё мнение, спорит с виконтом и не умеет соблюсти этикетные правила. При этом он добродушен и умён. Качества Пьера, показанные в первых главах романа, будут присущи ему на протяжении всего повествования, хотя сам герой пройдёт сложный путь духовной эволюции. Почему же Пьера Безухова можно смело отнести к главным героям романа «Война и мир» Толстого? Рассмотрение образа Пьера Безухова помогает эт понять.

Пьер Безухов столь любим Толстым, потому что этот главный герой романа неустанно ищет смысл жизни, задаёт себе мучительные вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?»

Пьер Безухов проходит сложный путь духовных исканий. Его не удовлетворяют петербургские кутежи золотой молодёжи. Получив наследство и став одним из самых богатых людей в России, герой женится на Элен, но в неудачах семейной жизни и даже изменах жены обвиняет себя, так как сделал предложение, не испытывая любви.

На какое-то время он находит смысл в масонстве. Ему близка идея духовных братьев о необходимости жить ради других, отдавать ближним как можно больше. Пьер Безухов пытается измениться и улучшить положение своих крестьян. Но вскоре наступает разочарование: главный герой романа «Война и мир» Толстого понимает, что большая часть масонов пытается таким путём завести знакомства с влиятельными людьми. Дальше образ и характеристика Пьера Безухова раскрывается в интересном аспекте.

Важнейшим этапом на пути духовного становления Пьера Безухова является война 1812 года и плен. На Бородинском поле он понимает, что правда во всеобщем единении людей. В плену крестьянский философ Платон Каратаев открывает главному герою осознание того, как важно «жить с людьми» и стоически принимать всё, что преподносит судьба.

Пьеру Безухову присущ пытливый ум, вдумчивый и зачастую безжалостный самоанализ. Он порядочный человек, добрый и немного наивный. Он задаёт себе и миру философские вопросы о смысле жизни, Боге, цели существования, не находя ответа, он не отмахивается от мучительных раздумий, а пытается нащупать правильный путь.

В эпилоге Пьер счастлив с Наташей Ростовой, но ему недостаточно личного счастья. Он становится членом тайного общества, готовящего преобразования в России. Итак, обсуждая, кто же является главными героями романа «Война и мир» Толстого, мы сосредоточились на образе Пьера Безухова и его характеристике. Перейдем к следующему ключевому персонажу романа - Андрею Болконскому.

Андрей Болконский в романе «Война и мир»

Семью Болконских объединяют общие родовые черты: острый аналитический ум, благородство, высочайшее чувство чести, понимание своего долга в служении Отечеству. Неслучайно, провожая сына на войну, отец, напутствуя его, говорит: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!» Несомненно, Андрей Болконский яркий персонаж и один из главных героев романа «Война и мир» Толстого.

Во время военной службы Болконский руководствуется соображениями общей пользы, а не собственной карьеры. Он героически бросается вперёд со знаменем в руках, потому что ему больно видеть бегство русского войска на Аустерлицком поле.

Андрея, как и Пьера, ждёт тяжёлый путь поиска смысла жизни и разочарований. Вначале он мечтает о славе Наполеона. Но после Аустерлицкого неба, в котором князь увидел что-то бесконечно высокое, прекрасное и спокойное, прежний кумир кажется ему маленьким, ничтожным со своими суетными стремлениями.

Постигает главного героя романа «Война и мир» Толстого и разочарование в любви (Наташа предаёт его, решив бежать с глупцом Анатолем Курагиным), в жизни ради семьи (он понимает, что этого недостаточно), в государственной службе (деятельность Сперанского оказывается бессмысленной суетой, не приносящей истинной пользы).