Речевая характеристика кабанихи в пьесе. Характеристика Кабанихи – центральной героини пьесы Островского «Гроза. Кабаниха в речи посторонних людей

В драме Островского «Гроза» Дикой и Кабаниха - представители «Тёмного царства». Создаётся впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остального мира высочайшим забором и живёт какой-то особенной, замкнутой жизнью. Островский сконцентрировал внимание на самом важном, показав убогость, дикость нравов русского патриархального быта, ведь вся эта жизнь только и стоит на привычных, устаревших законах, которые, очевидно, совершенно нелепы. «Темное царство» цепко держится за своё старое, устоявшееся. Это стояние на одном месте. А такое стояние возможно в том случае, если оно поддерживается людьми, имеющими силу и власть.

Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущее только данному герою. Мы видим, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником. Достаточно вспомнить его слова: «Раз тебе сказал, два тебе сказал»; «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе все наймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?». Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно. Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он не сможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всю свою злость.

Дикой - «значительное лицо» в городе, купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт».

«Вид необычный! Красота! Душа радуется!»- восклицает Кулигин, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает перед нами в «Грозе». Именно Кулигин даёт точную и чёткую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Калинове.

Так, же как и Дикой, Кабаниха отличается эгоистическими наклонностями, она думает только о себе. Жители города Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это даёт возможность получить о них богатый материал. В разговорах с Кудряшом Шапкин называет Дикого «ругателем», Кудряш же называет его «пронзительным мужиком». Кабаниха называет Дикого «воином». Всё это говорит о сварливости и нервозности его характера. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет её «ханжой» и говорит, что она «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Это характеризует купчиху с плохой стороны.

Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами при расчётах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: «О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дрова возил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил». Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве.

Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!».

Ещё одна черта, которая их объединяет - это религиозность. Но Бога они воспринимают, не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может их наказывать.

Кабаниха, как никто, отражает всю приверженность этого города к старым традициям. (Она учит Катерину, Тихона, как надо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытается казаться доброй, искреннеё, а главное несчастной женщиной, пытается оправдать свои поступки возрастом: «Мать старая, глупая; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать». Но эти утверждения больше похожи на иронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром внимания, она не может представить себе, что будет со всем миром после её смерти. Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.

С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает её более страшной. В речи Кабанихи очень чётко проявляется ханжество, двойственность речи. Она очень дерзко и грубо разговаривает с людьми, но в тоже время во время общения с ним хочет казаться доброй, чуткой, искренней, а главное несчастной женщиной.

Мы можем сказать, что Дикой совершенно безграмотен. Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить не хочу с езуитом». Дикой употребляет в своей речи «с езуитом» вместо «с иезуитом». Так он ещё и сопровождает свою речь плевками, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще на протяжении всей драмы мы видим его пересыпающим свою речь бранью. «Ты ещё что тут! Какого ещё тут чёрта водяного!», что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным.

Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своём способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.

Поэтому можно сделать вывод о том, что Дикого и Кабаниху нельзя считать типичными представителями купеческого сословия. Эти персонажи драмы Островского очень похожи и отличаются эгоистическими наклонностями, они думают только о себе. И даже собственные дети в какой-то степени кажутся им помехой. Такое отношение не может украсить людей, именно поэтому Дикой и Кабаниха вызывают стойкие негативные эмоции у читателей.

Как известно, в классических произведениях и сказках встречаются несколько типов героев. В этой статье речь будет идти о паре антагонист - протагонист. Эта оппозиция будет рассмотрена на примере пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза ». Главной героиней этой пьесы, иначе говоря протагонистом, является молодая девушка Катерина Кабанова. Ей противостоит, то есть является антагонистом, Марфа Игнатьевна Кабанова. На примере сравнений и анализа поступков мы дадим более полную характеристику Кабанихи в пьесе «Гроза».

Для начала обратимся к списку действующих лиц: Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) - старая купчиха, вдова. Её муж умер, поэтому женщине пришлось в одиночку растить двух детей, справляться с хозяйством и заниматься делами. Согласитесь, это довольно трудно и в настоящее время. Несмотря на то что в скобках указано прозвище купчихи, автор ни разу не называет её так. В тексте есть реплики Кабановой, а не Кабанихи. Подобным приёмом драматург хотел подчеркнуть то, что люди называют женщину так между собой, а вот к ней лично обращаются уважительно.
То есть на самом деле жителям Калинова не нравится этот человек, но они его побаиваются.

Изначально о Марфе Игнатьевне читатель узнаёт из уст Кулигина. Механик-самоучка называет её «ханжой, которая всех домашних заела». Кудряш лишь подтверждает эти слова. Далее на сцене появляется странница, Феклуша. Её суждение о Кабанихе прямо противоположно: цитата. Вследствие такого разногласия возникает дополнительный интерес к этому персонажу. Марфа Игнатьевна появляется на сцене уже в первом действии, и читателю или зрителю даётся возможность убедиться в правдивости слов Кулигина.

Кабаниха не довольна тем, как ведёт себя сын. Она учит его жить, несмотря на то что сын уже взрослый и давно женат. Марфа Игнатьевна показывает себя как сварливую властную женщину. Её невестка Катерина ведёт себя иначе. Вообще, довольно интересно проследить сходство и различие этих персонажей на протяжении всей пьесы.

По идее, и Кабаниха, и Катерина должны любить Тихона. Для одной он сын, для другой - муж. Однако ни Катя, ни Марфа Игнатьевна к Тихону настоящей любви не питают. Катя жалеет своего мужа, но не любит его. А Кабаниха относится к нему как к подопытному кролику, как к существу, на котором можно срывать свою агрессию и испытывать методы манипуляции, прикрываясь при этом материнской любовью. Всем известно, что для каждой матери важнее всего счастье своего ребёнка. Но Марфа Кабанова в «Грозе» вовсе не интересуется мнением Тихона. Годами тирании и диктатуры она смогла приучить сына к тому, что отсутствие собственной точки зрения вполне нормально. Даже наблюдая то, как бережно и, в некоторых моментах, нежно Тихон относится к Катерине, Кабаниха всё время старается разрушить их отношения.

Многие критики спорили о силе или слабости характера Катерины, но вот в силе характера Кабанихи никто не усомнился.
Это по-настоящему жестокий человек, который старается подчинить себе окружающих. Ей бы государством править, а так приходится растрачивать свои «таланты» на семью и провинциальный городок. Варвара, дочь Марфы Кабановой, выбрала притворство и ложь в качестве способа сосуществования с деспотичной матерью. Катерина наоборот решительно противостоит свекрови. Они будто заняли две позиции, правды и лжи, защищая их. И в их разговорах о том, что Кабанихе не следует безапелляционно обвинять Катю в ошибках и различных грехах, сквозь бытовой фон проступает борьба света и тьмы, правды и «тёмного царства», представительницей которого является Кабаниха.

Катерина и Кабаниха православные христианки. Но их вера совершенно различна. Для Катерины куда более важным оказывается вера, идущая изнутри. Для неё не принципиально место молитвы. Девушка набожна, она видит присутствие бога во всём мире, а не только в здании церкви. Религиозность Марфы Игнатьевны можно назвать овнешнённой. Для неё важны обряды и точное соблюдение правил. Но за всей этой одержимостью практическими манипуляциями сама вера исчезает. Также для Кабанихи оказывается значимым соблюдение и поддержание старых традиций вопреки тому, что многие из них уже устарели: «тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал да при сестре, при девке». Характеристика Кабанихи в «Грозе» Островского невозможна без упоминания её практически маниакального внимания к деталям. Тихон, сын Кабановой-старшей, спивается, дочь Варвара лжёт, гуляет с кем хочет и того и гляди убежит из дому, опозорив семью. А Марфу Игнатьевну беспокоит, что на порог заходят без поклона, не как прадеды учили. Её поведение напоминает поведение жриц умирающего культа, которые всеми силами пытаются поддержать в нём жизнь с помощью внешней атрибутики.

Катерина Кабанова была несколько мнительной девушкой: в «пророчествах» полоумной барыни ей чудилась своя судьба, а в грозе девушка видела кару Господню. Кабаниха слишком меркантильна и приземлённая для этого. Ей ближе материальный мир, практичность и утилитарность. Кабанову гроза и гром совсем не пугает, она только не хочет мокнуть. Пока жители Калинова рассуждают о взбушевавшейся стихии, Кабаниха ворчит и выражает своё недовольство: «Ишь какие рацеи развёл. Есть что послушать, уж нечего сказать! Вот времена-то пришли, какие-то учители появились. Коли старик так рассуждает, чего уж от молодых-то требовать!», «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».

Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» можно назвать неким обобщением, конгломератом негативных человеческих качеств. Её сложно назвать женщиной, матерью, да и человеком в принципе. Конечно, ей далеко до болванчиков города Глупова, но её желание подчинять и властвовать убило в Марфе Игнатьевне все человеческие качества.

Характеристика образа Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского |

Могущественная купчиха, которая боится всего нового, – такой образ создал в пьесе «Гроза». Как настоящий диктатор, Кабаниха защищает домострой и устоявшиеся привычки. Ведь все новое несет в себе опасность и возможность потерять контроль над близкими.

История создания

Пьеса «Гроза» впервые опубликована в 1860 году. На написание произведения писателя подтолкнула личная драма, которая нашла отражение в произведении. В Кабанихе Островский воплотил характеристики тирана, деспота и самодура. Писатель специально не описывает детали внешности героини, чтобы читатель самостоятельно, только на основе внутреннего мира персонажа, создал образ купчихи.

Островский также не указывает точный возраст героини. При этом Кабаниха уповает на собственное старшинство и призывает молодое поколение к уважению:

«Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».

Получившийся образ, равно как и произведение в целом, вызвал ожесточенные споры среди современников писателя. Но, несмотря на различные точки зрения, «Гроза» стала гимном предреформенного общественного подъема.

«Гроза»


Марфа Игнатьевна живет в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Муж женщины умер, оставив Кабаниху с сыном Тихоном и дочерью Варварой. В провинциальном городке о купчихе ходят неприятные слухи. Женщина – настоящая ханжа. Для посторонних людей Марфа Игнатьевна с радостью подает страждущим, но близких людей женщина терроризирует.

Женщина велит окружающим жить по устаревшим моральным принципам, которые ежедневно нарушает сама. Героиня считает, что дети не должны иметь собственного мнения, обязаны почитать родителей и беспрекословно слушать мать.

Больше всех достается жене Тихона – . Молодая девушка вызывает у пожилой купчихи ненависть и ревность. Кабаниха часто упрекает сына, что молодой человек больше любит молодую супругу, чем мать. Героиня проводит время за нравоучениями, лицемерие которых заметно окружающим.


Конфликт между молодой невесткой и купчихой обостряется с отъездом Тихона. Глава дома, которая считает проявления ласки признаком слабости, наказывает сыну строго отчитать жену перед отъездом. Женщина презирает мужчину, искренне любящего Екатерину. Купчиха считает сына слишком слабым, поэтому подавляет волю молодого человека собственным авторитетом, превращая жизнь Тихона и Катерины в ад.

Как только Тихон покидает Калинов, Кабаниха следит за невесткой с удвоенным вниманием. От женщины не ускользает, что с Екатериной происходят перемены, поэтому в момент возвращения Тихона домой купчиха вновь наседает на молодых.


Катерина и Тихон (кадры из постановок)

Когда Катерина не выдерживает давления и признается в измене, Кабаниха испытывает удовлетворение. Женщина оказалась права, свобода воли по отношению к жене не приводит ни к чему хорошему финалу. Даже после смерти невестки Кабаниха не смягчается. Марфа Игнатьевна не разрешает сыну отправиться на поиски супруги. А при обнаружении тела удерживает Тихона, чтобы тот даже не попрощался с женой.

Экранизации

В 1933 году на экраны вышла экранизации «Грозы», режиссером которой выступил Владимир Петров. Роль Кабанихи исполнила Варвара Массалитинова. Фильм получил награду на Венецианском международном фестивале как лучший фильм, представленный публике.


В 1977 году Феликс Глямшин и Борис Бабочкин сняли телеспектакль «Гроза» по одноименному произведению Островского. Красочная кинокартина пришлась по душе телезрителям. Деспотичную купчиху сыграла актриса Ольга Харькова.

В 2017 году режиссеры вновь обратились к творчеству писателя. Андрей Могучий поставил собственную интерпретацию «Грозы». Телеспектакль сочетает архаику и авангардизм. Образ Кабанихи на сцене воплотила народная артистка России Марина Игнатова.

  • Анализ диалогов героев «Грозы» позволяет сделать вывод, что Кабаниха воспитана в старообрядческой вере. Поэтому женщина отвергает нововведения, даже железную дорогу.

  • В театре купчиху часто изображают пожилой женщиной. Хотя писатель не указывает возраст героини, персонажу едва ли больше 40 лет.
  • Островский наградил Марфу Игнатьевну говорящим именем и фамилией. «Марфа означает «госпожа», а фамилия Кабанова распространена среди купечества. Прозвище «Кабаниха» женщина получила за упрямство, котором прославилась среди жителей города.

Цитаты

«Не очень-то нынче старших уважают».
«Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут».
«Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор, как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».
«Как зачем бояться?! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»
«Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала».

Как известно, в классических произведениях и сказках встречаются несколько типов героев. В этой статье речь будет идти о паре антагонист - протагонист. Эта оппозиция будет рассмотрена на примере пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Главной героиней этой пьесы, иначе говоря протагонистом, является молодая девушка Катерина Кабанова. Ей противостоит, то есть является антагонистом, Марфа Игнатьевна Кабанова. На примере сравнений и анализа поступков мы дадим более полную характеристику Кабанихи в пьесе «Гроза».

Для начала обратимся к списку действующих лиц: Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) - старая купчиха, вдова. Её муж умер, поэтому женщине пришлось в одиночку растить двух детей, справляться с хозяйством и заниматься делами. Согласитесь, это довольно трудно и в настоящее время. Несмотря на то что в скобках указано прозвище купчихи, автор ни разу не называет её так. В тексте есть реплики Кабановой, а не Кабанихи. Подобным приёмом драматург хотел подчеркнуть то, что люди называют женщину так между собой, а вот к ней лично обращаются уважительно. То есть на самом деле жителям Калинова не нравится этот человек, но они его побаиваются.

Изначально о Марфе Игнатьевне читатель узнаёт из уст Кулигина. Механик-самоучка называет её «ханжой, которая всех домашних заела». Кудряш лишь подтверждает эти слова. Далее на сцене появляется странница, Феклуша. Её суждение о Кабанихе прямо противоположно: цитата. Вследствие такого разногласия возникает дополнительный интерес к этому персонажу. Марфа Игнатьевна появляется на сцене уже в первом действии, и читателю или зрителю даётся возможность убедиться в правдивости слов Кулигина.

Кабаниха не довольна тем, как ведёт себя сын. Она учит его жить, несмотря на то что сын уже взрослый и давно женат. Марфа Игнатьевна показывает себя как сварливую властную женщину. Её невестка Катерина ведёт себя иначе. Вообще, довольно интересно проследить сходство и различие этих персонажей на протяжении всей пьесы.

По идее, и Кабаниха, и Катерина должны любить Тихона. Для одной он сын, для другой - муж. Однако ни Катя, ни Марфа Игнатьевна к Тихону настоящей любви не питают. Катя жалеет своего мужа, но не любит его. А Кабаниха относится к нему как к подопытному кролику, как к существу, на котором можно срывать свою агрессию и испытывать методы манипуляции, прикрываясь при этом материнской любовью. Всем известно, что для каждой матери важнее всего счастье своего ребёнка. Но Марфа Кабанова в «Грозе» вовсе не интересуется мнением Тихона. Годами тирании и диктатуры она смогла приучить сына к тому, что отсутствие собственной точки зрения вполне нормально. Даже наблюдая то, как бережно и, в некоторых моментах, нежно Тихон относится к Катерине, Кабаниха всё время старается разрушить их отношения.

Многие критики спорили о силе или слабости характера Катерины, но вот в силе характера Кабанихи никто не усомнился. Это по-настоящему жестокий человек, который старается подчинить себе окружающих. Ей бы государством править, а так приходится растрачивать свои «таланты» на семью и провинциальный городок. Варвара, дочь Марфы Кабановой, выбрала притворство и ложь в качестве способа сосуществования с деспотичной матерью. Катерина наоборот решительно противостоит свекрови. Они будто заняли две позиции, правды и лжи, защищая их. И в их разговорах о том, что Кабанихе не следует безапелляционно обвинять Катю в ошибках и различных грехах, сквозь бытовой фон проступает борьба света и тьмы, правды и «тёмного царства», представительницей которого является Кабаниха.

Катерина и Кабаниха православные христианки. Но их вера совершенно различна. Для Катерины куда более важным оказывается вера, идущая изнутри. Для неё не принципиально место молитвы. Девушка набожна, она видит присутствие бога во всём мире, а не только в здании церкви. Религиозность Марфы Игнатьевны можно назвать овнешнённой. Для неё важны обряды и точное соблюдение правил. Но за всей этой одержимостью практическими манипуляциями сама вера исчезает. Также для Кабанихи оказывается значимым соблюдение и поддержание старых традиций вопреки тому, что многие из них уже устарели: «тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал да при сестре, при девке». Характеристика Кабанихи в «Грозе» Островского невозможна без упоминания её практически маниакального внимания к деталям. Тихон, сын Кабановой-старшей, спивается, дочь Варвара лжёт, гуляет с кем хочет и того и гляди убежит из дому, опозорив семью. А Марфу Игнатьевну беспокоит, что на порог заходят без поклона, не как прадеды учили. Её поведение напоминает поведение жриц умирающего культа, которые всеми силами пытаются поддержать в нём жизнь с помощью внешней атрибутики.

Катерина Кабанова была несколько мнительной девушкой: в «пророчествах» полоумной барыни ей чудилась своя судьба, а в грозе девушка видела кару Господню. Кабаниха слишком меркантильна и приземлённая для этого. Ей ближе материальный мир, практичность и утилитарность. Кабанову гроза и гром совсем не пугает, она только не хочет мокнуть. Пока жители Калинова рассуждают о взбушевавшейся стихии, Кабаниха ворчит и выражает своё недовольство: «Ишь какие рацеи развёл. Есть что послушать, уж нечего сказать! Вот времена-то пришли, какие-то учители появились. Коли старик так рассуждает, чего уж от молодых-то требовать!», «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».
Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» можно назвать неким обобщением, конгломератом негативных человеческих качеств. Её сложно назвать женщиной, матерью, да и человеком в принципе. Конечно, ей далеко до болванчиков города Глупова, но её желание подчинять и властвовать убило в Марфе Игнатьевне все человеческие качества.

Тест по произведению

Меню статьи:

В литературе очень часто появляются образы исключительно негативные. В то время, когда в основном высказывается мнение о двойственности человеческой души и природы и наличии и положительной и отрицательной стороны личности, мастера художественного слова то и дело намеренно наделяют своих персонажей только плохими чертами характерами, исключая даже малейшие проявления положительного влияния деятельности героя.

В пьесе «Гроза» Островского одним из таких персонажей является Кабаниха.

Характеристика личности Кабанихи

Полное имя героини – Марфа Игнатьевна Кабанова, но в тексте ее чаще всего называют Кабанихой. Марфа Игнатьевна состоит в дружеских отношениях с Диким, также он является ее кумом. Стоит отметить, что такая дружба не удивительна, ведь оба персонажа очень похожи по характеру.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с в пьесе Островского “Гроза”.

Кабаниха – состоятельная купчиха. Ее положение в обществе подразумевало толерантное отношение к окружающим, но на самом деле повадки у нее совсем не дворянские. Кабаниха обладает твердым и непоколебимым характером. Она жестокая и грубая женщина.


Марфа Игнатьевна слишком консервативна, она «застряла» в прошлом времени и живет принципами и устоями давно минувшими, не понимая, что в мире произошли перемены и жить по-старому уже невозможно. Она считает, что мудрость человека определяется его возрастом – молодые люди априори не могут быть умными, это только прерогатива стариков: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают».

Кабаниха уверена, что дети обязательно должны кланяться в ноги своим родителям, а муж должен все время «приказывать» своей жене. Марфу Игнатьевну очень огорчает, когда эти нормы поведения не соблюдаются и думает, что это проблема невоспитанности молодого поколения: «Ничего-то не знают, никакого порядка».

Кабаниха привыкла играть на публику – она старается в глазах общества быть добродетельной и благородной женщиной, хотя на самом деле такой не является. Марфа Игнатьевна часто дает милостыню нищим, но делает это не по велению сердца, а для того, чтобы все думали, что она добрая и щедрая женщина.

Кабаниха очень набожная женщина, но, судя по всему, ее религиозность тоже напускная, так как несмотря ни на что, Кабаниха не придерживается законов Божьих и часто пренебрегает основными правилами поведения по отношению к другим людям.

Семья и отношение к родным

Сложность характера во всю силу проявляется по отношению к своим родным людям. В составе ее семьи три человека – сын, дочь и невестка. Со всеми ими у Кабанихи сложились крайне противоречивые отношения.

Все сложности и конфликты в семье связанные с авторитарным характером матери, ее консервативностью и особой любовью к скандалам.

Предлагаем вдумчивым читателям ознакомиться с в пьесе Островского “Гроза”.

Сын Кабанихи – Тихон – на момент повествования уже взрослый человек, он мог бы быть вполне самостоятельным, но мать не дает ему возможности это сделать. Женщина все время опекает сына и старается проконтролировать его каждый шаг, ссылаясь не некомпетентность Тихона. В результате

Кабаниха стала не просто давать советы сыну, а буквально жить вместо него: «поедом ест, проходу не дает».

Марфа Игнатьевна постоянно вмешивается в отношения сына и невестки и порой приказывает побить жену сына, ибо такой порядок: «А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала».

Тихон же, несмотря на свой возраст и убеждения в том, что такие грубые действия по отношению к жене не нужны, все же беспрекословно выполняет волю матери.

К молодой невестке Катерине у Кабанихи не лучшее отношение – она все время недовольна ней и всегда найдет, чем упрекнуть молодую девушку. Причина такого отношения кроется не в недобропорядочном отношении Катерины к Кабанихе или же не в не выполнении своих обязанностей со стороны Катерины, а в привычке Кабанихи всеми командовать и ревности, возникшей по отношению к невестке.

Кабаниха не может принять взрослость своего сына, ей обидно, что Тихон отдает предпочтение жене, а не своей матери.

Дочь Кабанихи Варвара не столь прямолинейна, она уже давно поняла, что отстоять свою позицию у нее никогда не получится: мать, которая по своей сути была домашним тираном, просто не выносила ничего подобного и не допускала никаких вольностей. Из этой ситуации девушка нашла только один выход – обманывать мать. Варвара всегда говорила то, что хотела услышать Марфа Игнатьевна, но поступала так, как ей хочется: «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Такие действия внутри семьи со стороны Кабанихи стают причиной множества трагедий. Дочь ее Варвара сбегает из дому, чтобы никогда не появляться уже здесь – для девушки побег стал единственным спасением от домашнего тиранства матери. Тихон и Катерина, которые даже не задумывались о том, как возможно изменить их положение, а всего лишь заняли выжидательную позицию и молча терпели оскорбления и унижения со стороны матери, не смогли добиться успеха.


Катерина, изменив мужу, чтобы почувствовать себя счастливой, под давлением морали и стыда признается в своем поступке, а затем, но уже под давлением унижений Кабанихи, заканчивает жизнь самоубийством. Только лишь после смерти Катерины Тихон нашел в себе силы дать словесный отпор матери и упрекнуть ее в неправомерных действиях по отношению к своим близким: «Вы ее погубили! Вы! Вы!». Однако из-за мягкости характера Тихона вряд ли он сможет отстоять свою позицию до конца.