Обычаи и культура кхмеров. Обычаи и традиции камбоджи. Отдых на курортах камбоджи

С XIV в., после начала широкого распространения в Камбодже буддизма хинаяны, определились основные тенденции в развитии камбоджийской литературы. Главными культурными центрами становились буддистские монастыри. Эта тенденция сохранилась и в XVI-XIX вв. В качестве литературного языка в Новое время стал широко использоваться кхмерский язык. Тексты записывались либо на пальмовых листьях, либо на рисовой бумаге.

Наиболее заметными произведениями кхмерской литературы того периода являлся «Рамке», представлявшего собой национальный вариант изложения древнеиндийской «Рамаяны». По всей видимости он создавался в течение длительного времени, с XV по XVIII вв. Некоторые специалисты считают его памятником, кхмерской национальной культуры, так как он сильно отличается от оригинала.

В основе многих литературных произведений лежали сюжеты джатак и появился новый литературный жанр састра лбаенг, сочетавший элементы светского и религиозного начал, по форме очень похожий на волшебные сказки. Он имел большую популярность в среде кхмерского населения вплоть до конца XIX в.

В Новое время появились и стихотворные произведения, в частности, религиозная поэзия, в которой в художественной форме излагались буддистские нравственные принципы. В религиозной литературе появляется жанр поучений для различных социальных групп, в которых давались советы по правилам поведения в обществе, эффективному ведению домашнего хозяйства, соблюдению норм морали и т.д.

В XIX в. широкое распространение получает поэзия. Наиболее известным поэтическим произведением стала поэма «Какей», принадлежавшая перу короля Анг Дуонга, в которой, в качестве основополагающей, проводилась мысль о неотвратимости наказания человека за совершенные неблаговидные поступки.

К началу Нового времени, после переноса столицы из Ангкора в Пном Пень, начинается упадок в строительстве сооружений из камня. Весь этот период Ангкор постепенно разрушался; зарастая джунглями и был вновь открыт для мира французами лишь в конце XIX в., подняв кхмеров в собственных глазах как нацию, создавшую одно из самых значительных религиозных сооружений в истории человечества.

Архитектура, скульптура и живопись, как и в других государствах буддистского мира, развивались под сильным воздействием буддистской религии. Строилось множество буддистских монастырей и деревянных дворцов для кхмерской элиты.

С конца XIX в., под воздействием французов, в камбоджийскую архитектуру проникают европейские традиции, что приводит к созданию сооружений, сочетающих элементы традиционного и западного стилей. Характерный пример такого рода зодчества -- здание Королевского дворца в Пномпене.

Театральное искусство кхмеров гармонично сочетало в себе элементы музыки, танца и словесных комментариев происходившего на сцене. Возникнув в глубокой древности, оно продолжило свое развитие и в Новое время.

В XVIII возрождается кхмерский классический балет, который брал свое начало от народного танца и был прерван в развитии в XV-XVIII вв. из-за тайского нашествия, приведшего к насильственной депортации в Аютию камбоджийских танцоров. Его главные сюжеты брались из поэмы «Рамке». Танцовщики выступали в сопровождении музыкантов и женского хора. Каждую новую сцену предварительно комментировал вслух специальный декламатор. Каждый жест танца имел свой смысл. Большое значение придавалось внешней атрибутике: костюмам, маскам, гриму и т.д. Главные мужские роли исполнялись женщинами.

В народных низах широкое распространение получили танцевальные представления-пантомимы в мужском исполнении также на сюжеты из «Рамке». Особо популярен этот жанр был во времена правления Анг Дуонга и Нородома.

В Новое время в Камбодже широкое распространение получил театр теней.

До середины XIX в. образование в Камбодже носило религиозный характер. Существовали школы при буддистских монастырях для мальчиков, где они позновали азы грамоты, счета и ремесла. После прихода в Камбоджу французов в 1873 г. в Пномпене появилась первая светская школа для детей кхмерской элиты, затем светские школы стали открываться и в некоторых провинциальных центрах.

В целом камбоджийская культура Нового времени оказала большое влияние на формирование общественного сознания как в доколониальный, так и в колониальный периоды.

Уникальная камбоджийская культура - это переплетение буддизма и индуизма и местных верований. Кхмеры, а именно они составляют подавляющее большинство населения Камбоджи, трудолюбивые и приветливые люди.

Особое отношение у кхмеров к свободе. Несмотря на большую лояльность к власти и почитания королевской власти, у камбоджийцев всегда было ярко выраженное чувство независимости и свободы. Может поэтому до сих пор для них правила дорожного движения во многом только слова и не более.

Буддизм в Камбодже

Буддизм в Камбодже исповедуется более 90 % населения страны, остальные религии это христианство, ислам, даосизм, конфуцианство и местные верования.

Наиболее распространено буддийское течение Тхервада. Для этого направления буддизма свойственно придавать большое значение позам и жестам при изображении Будды - это имеет большой религиозный смысл.

Национальные особенности Камбоджи

Национальные особенности Камбоджи - это яркий оптимизм местных жителей, радушие и приветливость. Конечно, одновременно с этим, многие камбоджийцы застенчивы, они «побаиваются» туристов, общение с ними может быть сложным. Впрочем, в туристических местах застенчивых жителей не так много, большинство уже привыкло к туристам, и порой пользуется их незнанием страны, местных правил, цен.

Камбоджийские семьи во многом традиционны, мужчины работают, а женщины и дети или занимаются хозяйственными делами, или продают на рынках рыбу, поделки, еду, одежду. Хотя традиционные семьи в туристических районах уже редки, местные женщины и девушки работают в офисах и магазинах. Есть в Камбодже и проституция, которая во многих городах процветает. Однако подобные знакомства довольно опасны, риск подхватить заболевание или оказаться втянутым в «грязную» историю чрезвычайно высок.

Правила европейского образа жизни в Камбодже пока достаточно формальны, даже офисные менеджеры вне стен могут надевать кхмерскую одежду и жить в традиционных жилищах. Привычные правила дорожного движения, гигиены и многие другие здесь фиктивны, на дорогах творится хаос, а в уличных забегаловках продавцы одной и той же рукой могут готовить еду, брать деньги и одновременно выбрасывать мусор.

Кхмерская свадьба

Кхмерская свадьба - один из интереснейших ритуалов, среди которых немалую роль играют песнопения в честь камбоджийских богов.

Все церемонии проходящие на кхмерской свадьбе связанны с древней легендой «Сом Сла Каншенг». В легенде говорится: «Двое мужчин, пасшие своих буйволов на поле, захотели скрепить свою дружбу и породниться за счет брака между детьми (у одного был сын, а у другого дочь). В доказательство своих слов и твердости намерений они обменялись орехами бетеля, завернутыми в листья крама». С тех незапамятных пор в Камбодже существует традиция, когда жених дарит невесте коробку с орехами бетеля.

Еще одной интересной особенностью свадьбы в Камбодже является то, что на свадьбе молодожены обязательно должны обменяться одеждами.

Камбоджийская музыка и танцы

Камбоджийская музыка, как и вся культура Камбоджи, основана на кхмерских традициях. Музыка кхмеров делится на два основных направления - Пинпеат и Мхори. Различие между ними заключается в том, что Пинепеат состоит из струнных и ударных инструментов, а в Мхори музыка исполняется только ударными.

Самым популярным музыкальным инструментом Камбоджи стал чапей - струнный инструмент со смычком. Среди направлений народной музыки выделяется «Скор» - тип народного ансамбля. Ансамбли «Скор» есть практически во всех деревнях, они исполняют народную музыку на свадьбах, на праздниках и традиционных представлениях.

Камбоджийские танцы - прямые наследники придворных танцев Индии. Самым ярким образцом классического народного танца стал сюжет поэмы Рама.

На основе этой легенды в Камбодже был составлено целое музыкальное произведение, которое на протяжении более 200 лет исполняется Королевский камбоджийский университет.

Праздники в Камбодже

Количество праздников в Камбодже может озадачить многих туристов, что, впрочем, не удивительно, ведь кроме исконно камбоджийских в стране отмечаются буддийские, тайские и китайские праздники, а в последнее время к ним прибавились праздничные дни позаимствованные из европейских стран.

Даже Новый Год в Камбодже празднуется несколько раз, так у китайцев и вьетнамцев, живущих здесь лунный Новый Год отмечается в конце января - начале февраля, кхмеры празднуют это событие (Чнам-Тмай) в середине апреля, а официальный праздник назначен, как и в Европе, на 1 января.

Наиболее красочными праздниками в стране являются Чнам-Тмай (камбоджийский Новый Год) - в это время по всей стране люди сооружают песчаные холмы, ставшие символом ступ - буддийских религиозных строений. Считается, что каждая песчинка в таком холме способствует искуплению грехов.

Следом за Чнам-Тмай, в мае начинается Чат-Пре-Нангкал - королевская пахотная церемония, проходящая в мае около Королевского дворца в Пномпене.

Также большой у местных жителей в Камбодже пользуется праздник Прочум-Бен (Пчам-Бен) - праздник поминовения умерших отмечаемый в сентябре. По легенде, в период убывающей луны, когда небо затянуто облаками, а ночи становятся все темнее, Яма - король мертвых - отпускает души умерших, и они на время живут среди людей. В первую очередь души усопших идут в пагоды, и если не находят в них традиционных подношений, то проклинают родных.

Официальные праздники Камбоджи

  • 1 января - европейский Новый Год
  • 7 января - День Победы над режимом геноцида
  • 8 марта - международный женский день
  • 13-15 апреля - Чнам-Тмай (кхмерский Новый Год)
  • 1 мая - День Труда
  • 13-15 мая - День Рождения короля
  • 19 мая - День Рождения Будды
  • 18 июня - День Конституии
  • 24 сентября - День предков
  • 29 октября - День коронации
  • 31 октября - День Рождения короля-отца
  • 9 ноября - день Независимости
  • 10 декабря - день защиты прав человека

В первую очередь стоит отметить то обстоятельство, что современная культура Камбоджи содержит довольно много элементов связанных с религиозными воззрениями кхмеров на построение окружающего нас мира и общества в целом с точки зрения индуизма и древнего учения Будды. И в этом плане существенную роль сыграло географическое расположение Камбоджи. Ведь, имея прямой выход к Южно-Китайскому морю и водам Сиамского залива, Камбоджа довольно длительное время была, да и остается, традиционным центром международной торговли. И с учетом этого в современной культуре Камбоджи можно найти элементы национальных традиций народов населяющих тот же Китай, Японию, Таиланд и ту же Индию.

Кхмерская скульптура, архитектура и музыка. Приезжая на отдых в Камбоджу, мы волей или не волей, но соприкасаемся с тем, что культура Камбоджи наполнена именно этими интернациональными традициями. А проявляется это, в той же архитектуре городов и рыбацких поселков Камбоджи, в национальных традициях кхмеров резьбы по камню, с ее буддийскими мотивами, с которой мы соприкасаемся, приобретая те же небольшие, каменные фигурки Будды в качестве сувенира. Не говоря уже о том, что Камбоджа просто переполнена мотивами индийского музыкального и песенного наследия, которая присутствует не только в выступлениях уличных музыкантов, но и в записях, транслируемых по национальному радио и телевидению Камбоджи.

Религия Камбоджи

Как и практически все страны Юго-Восточной Азии представлена довольно широким спектром религиозных и культовых воззрений, которые на основании конституционных прав и свобод личности, записанных в Конституции Камбоджи, гарантированы не только всем камбоджийцам, но и любому иностранцу, временно или постоянно проживающему на территории этой страны. С учетом этого путешествуя по Камбодже, вы можете увидеть не только буддийские храмы, которые посещают практически 90 процентов камбоджийцев, но культовые сооружения приверженцев индуизма, ислама и христианского верования.


Экономика Камбоджи

По своему характеру носит ярко выраженную аграрную направленность, в чем не малую роль играет не только география Камбоджи , но и ее исторический путь развития последних нескольких десятилетий обусловленный, как внутренними, так и внешними вооруженными конфликтами. Исходя из этого, на сегодняшний день при поддержке международного сообщества в стране усиленными темпами развивается два основных направления. В первую очередь это сельскохозяйственный сектор, призванный обеспечить продовольствием население страны, и туристическая отрасль, которая дает Камбодже наибольшие валютные поступления в бюджет.


Наука Камбоджи

Как и большинство юго-восточных стран Азии, получивших независимость во второй половине двадцатого века, Камбоджа испытывает значительный дефицит национальных научных и технических кадров. Исходя из этого, развивается на сегодняшний день по двум основным направлениям. К первому направлению относиться работа по созданию своей национальной базы подготовки научных и технических кадров. С этой целью в Камбодже создаются не только многочисленные общеобразовательные школы и колледжи, но с помощью иностранных ученых и специалистов открываются национальные университеты. При этом, при поддержке государства широкое распространение получило и второе направление решения проблемы подготовки национальных, научных кадров. А именно делегирование камбоджийских студентов в ведущие европейские и американские университеты.


Искусство Камбоджи

Путешествуя по Камбодже довольно не сложно обратить внимание, что на сегодняшний день развивается по двум основным направлениям, которые в той или иной мере отражают исторический путь развития этой страны. В этом плане необходимо учитывать то обстоятельство, что в семидесятые годы минувшего столетия в период правления в Камбодже так называемых «красных кхмеров» и их преступного вождя Пол Пота, и в стране систематически уничтожались не только проявления современного искусства и культуры, но и лучшие образцы исторического наследия. Так, что искусство Камбоджи сегодняшнего дня в основном представлено произведениями архитектуры и изобразительного культового плана.


Кухня Камбоджи

На удивление на сегодняшний день не отличается особыми гастрономическими и кулинарными изысками, несмотря на то обстоятельство, что длительное время на территории Камбоджи господствовали те же французы и китайцы. Ведь в любом случае представители этих наций могли бы научить камбоджийских кулинаров своим премудростям. Однако этого не произошло и на сегодняшний день гастрономический и кулинарный рынок Камбоджи в основном представлен классическим фаст-фудом средней руки, обильно сдобренный многочисленными пряностями.


Обычаи и традиции Камбоджи

Одежда и манеры поведения камбоджийцев в обществе носят в основном традиции связанные с традициями буддизма, религии, которая является превалирующим верованием большинства жителей Камбоджи. Исходя из этого как повседневная, так и праздничная одежда камбоджийцев носит довольно скромный, если не аскетичный характер. А в манере поведения характерным является сдержанность и отсутствие яркого выражения своих эмоций. При этом, в такой же сдержанной манере протекают и традиционные праздники камбоджийцев, такие, как та же свадьба или празднование рождения ребенка. Так, что несколько отличаются от того, что можно видеть в соседних с ней странах.


Спорт Камбоджи

Несмотря, на то обстоятельство, что Камбоджа еще с 1956 года принимает участие в Олимпийских играх и выставляет своих спортсменов в таких дисциплинах как бокс, велоспорт, вольная борьба и легкая атлетика, Камбоджа, за эти годы не завоевал ни одной медали. И хотя в национальном плане в основном развивается в европейском направлении и в Камбодже ежегодно проводятся национальные чемпионаты по футболу и баскетболу, основная часть спортивных соревнований страны посвящены национальным видам борьбы довольно схожей с тайским боксом.

Официальное название - Королевство Камбоджа (Preahreacheanachakr Kampuchea). Расположена в южной части Индокитайского полуострова. Площадь 181 035 км2, численность населения ок. 12,2 млн чел. (2001). Государственный язык - кхмерский. Столица - г. Пномпень (900 тыс. чел., 2001). Государственный праздник - День независимости 9 ноября. Денежная единица - риель.

Член ООН и ряда её специализированных организаций, МВФ, МБРР, Мирового банка, Азиатского банка развития, МАГАТЭ и др.

Достопримечательности Камбоджи

География Камбоджи

Расположена между 10° и 16° северной широты, 106° и 108° восточной долготы. На юго-западе омывается водами Сиамского залива. Береговая линия 443 км. Побережье от границы с Таиландом до реки Коки низкое и болотистое, далее до мыса Соривонг обрывистое, вслед за этим идёт широкая полоса песчаных пляжей. На участке от Кампонгсаома до залива Веальрень пляжи вновь сменяются скалами. Далее до границы с Вьетнамом берега Сиамского залива низкие и илистые. На побережье находятся полуострова Самит и Веальрень, отделённые один от другого заливом Кампонгсаом. Камбодже принадлежит группа островов в Сиамском заливе. Самый большой из них - остров Конг площадью 80 км2.

Камбоджа на северо-востоке граничит с Лаосом, на востоке и юго-востоке с Вьетнамом, на севере и северо-западе с Таиландом. Сухопутные границы: общая протяжённость 2572 км; с Лаосом - 541 км, с Вьетнамом - 1228 км, с Таиландом - 803 км.

Камбоджа - преимущественно равнинная страна. Значительную часть территории занимает низменная Центральная равнина, открытая на северо-запад и юго-восток. По периметру Центральной равнины идут горы и плоскогорья, в т.ч. горы Кравань (Кардамоновы) - на западе, горы Дангрэк - на севере, плато Члоунг - на востоке. Высшая точка Камбоджи - гора Ораль (1813 м), расположена в системе гор Кравань.

Речная сеть Камбоджи достаточно густа. Реки относятся к трём главным бассейнам - Сиамского залива, Меконга и озера Тонлесап. В сухой сезон акватория крупнейшего в Камбоджи озера Тонлесап равна 2700 км2, длина 150 км, ширина 32 км. В период дождей его площадь увеличивается в 3 с лишним раза и достигает 10 тыс. км2. Глубина возрастает в 5-10 раз, достигая 12 м.

В Камбоджи имеются в основном два вида почв: аллювиальные и латеритовые (базальтовые). Аллювиальные делятся на песчаные, луговые, или пойменные, глинистые, латеритовые - на красные, красно-жёлтые и красно-бурые.

В зависимости от высоты над уровнем моря Камбоджа делится на ряд климатических поясов с характерной для каждого из них растительностью. Примерно ½ территории страны (90 тыс. км2) покрыто лесами. Различаются два основных вида лесов: затопляемые - мангровый лес на побережье Сиамского залива и леса вокруг озера Тонлесап, а также нагорные - расположенные в горах и на возвышенных равнинах. Мангровый лес образуется низкорослыми деревьями и стелющимися кустарниками с вечнозелёной листвой. Среди нагорных лесов большую часть занимает т.н. многоярусный лес - высота деревьев верхнего яруса достигает 40-45 м, средний ярус - деревья высотой 15-20 м и лианы, внизу растут кустарники, травы, мхи, папоротники.

Из хищных животных в Камбоджи (в основном в горных лесах) встречаются тигр, леопард, бенгальская кошка - самое маленькое животное из семейства кошачьих. В стране обитают кабаны, дикие олени, быки, буйволы. Много разнообразных видов обезьян, пресмыкающихся.

Недра страны содержат запасы драгоценных камней, марганца, фосфоритов, бокситов, незначительные запасы железной руды. В провинции Кампонгтхом выявлены следы меди, золота и угля. В провинции Стынгтраенг обнаружены россыпи золота, циркона и корунда, а близ местечка Тукмеах в провинции Кампот - месторождение фосфоритов (350 тыс.т). Залежи фосфоритов имеются также в провинции Баттамбанг (районы Пномкрапы и Сампоу - 360 тыс. т). В этой же провинции открыты запасы бокситов, имеющие промышленное значение (5-10 млн т). Кроме того, имеются месторождения железа, марганца, драгоценных камней. На дне относящейся к Камбоджи территории Сиамского залива обнаружены запасы нефти.

Три фактора определяют особенности климата в Камбодже: а) страна расположена недалеко от экватора в пределах тропической зоны; б) находится в зоне тропических муссонов, что определяет наличие сухого и влажного сезонов; в) со стороны моря путь влажному муссону преграждают горы Кравань, что обусловливает выпадение в районе этих гор и на побережье большего количества осадков, чем на Центральной равнине. В течение всего года температура воздуха в стране держится в основном в пределах +25-30°С.

Различаются два климатических сезона: с ноября по апрель дует северо-восточный, или зимний, муссон. На этот период приходятся и самые прохладные месяцы - декабрь-январь и самый жаркий - апрель, когда средняя температура воздуха может подниматься до +37-38°С. С мая по ноябрь с Индийского океана дует юго-западный, или летний, муссон. В стране наступает сезон дождей. В целом на территории Камбоджи в течение года выпадает 750-2000 мм осадков в год. Наибольшее их количество выпадает в горах Кравань. Так, в 1923 на острове Муль выпало за год 7971 мм. На Центральной равнине их значительно меньше, в районе Северных нагорий несколько больше, чем на Центральной равнине, но намного меньше, чем в горах Кравань.

Население Камбоджи

Средняя плотность населения ок. 63 чел. на 1 км2. В густонаселённой центральной части страны она доходит до 90 чел. на 1 км2.

Камбоджа входит в число стран с очень молодым и быстрорастущим населением. За 1875-1975 его численность с 1,1 млн возросла примерно в 6 раз. Несмотря на огромные потери в период правления «красных кхмеров» (от 1 до 2 млн чел.), численность населения продолжала устойчиво расти. Среднегодовой прирост в некоторые годы доходил до 2,1-2,2%, сейчас он несколько снизился - 1,4-1,7%. Возрастные группы: 0-14 лет - 42%, 15-64 года - 55%, 65 лет и старше - 3%.

Этнический состав: камбоджийцы (кхмеры) - 90%, вьетнамцы - 5%, китайцы - 1%, остальные - чамы, тайцы и малые народности, проживающие в труднодоступной горной местности.

Языки населения Камбоджи принадлежат к нескольким языковым семьям: аустроазиатской, тайской, малайско-полинезийской и китайско-тибетской. К первой из них относится кхмерский язык, на котором говорит подавляющее большинство населения страны. Из европейских языков определённое распространение получили французский и за годы независимого развития - английский.

Наиболее распространённой религией в Камбодже является буддизм южной ветви - хинаяны (тхеравады). Сегодня это государственная религия, которую исповедует ок. 94% населения страны. Наряду с тхеравадой распространены буддизм махаяны (вьетнамцы и китайцы), ислам (чамы). Среди национальных меньшинств сохраняется влияние традиционных родоплеменных культов.

Грамотно, по разным оценкам, 32-36% населения старше 15 лет.

История Камбоджи

Первые сведения о заселении территории Камбоджи человеком относятся к эпохе палеолита. Примерно к 14-му тыс. до н.э., как показали раскопки в Молупрее, Лонгпрао и Самронгсене, население Камбоджи уже занималось ранним земледелием, собирательством, рыболовством и охотой.

С 7-го тыс. до н.э. на территории Камбоджи датируется неолит, а с 6-5-го тыс. до н.э. - поздний неолит. К этому времени население из стоянок по вершинам холмов в зоне красных земель стало спускаться в долины рек. Здесь стали появляться первые постоянные поселения земледельцев, начало распространяться орошаемое земледелие.

Первым крупным государством на территории современной Камбоджи был Бапном (1-6 вв.), известный также под названием Фунань (от китайской транслитерации кхмерского слова пном - гора). Возникло оно на юго-востоке современной Камбоджи с центром в нижнем течении Меконга. Здесь же находилась столица Бапнома- Вьедхапура. Во 2-4 вв. Бапном был наиболее значительным государством на Индокитайском полуострове, и его влияние распространялось на территории, занятые современными Таиландом, Бирмой и Малайзией. Материальной основой этого государства были долинное земледелие, в основном рисоводство по берегам Меконга и Тонлесапа, и развитое ремесленное производство. В стране была развита внутренняя торговля, о чём свидетельствуют находки местных монет из золота, серебра, бронзы и олова, а также каменных и металлических гирь.

К 6 в. Бапном приходит в упадок, тогда как на севере всё более крепнет ранее зависимое от него государство Ченла. В сер. 6 в. правитель Ченлы Бхававарман завоёвывает Бапном и основывает новое государство Камбоджа, названное так в честь мифического родоначальника династии правителей Ченлы аскета Камбу. Политическое единство нового государства оказалось непрочным. Непрерывные войны и междоусобицы привели к тому, что к 710 оно распалось на две независимые части - Ченла Воды на юго-востоке Индокитая и Ченла Земли в среднем течении Меконга.

В 9 в. на территории бывшей Ченлы Воды начинается становление могущественного и развитого по тем временам государства Юго-Восточной Азии - империи Камбуджадеша с центром в районе Ангкора. Ядром этой империи стало одно из государств, на которые распалась Ченла Воды, - Индрапура, находившееся в зависимости от правителей Явы. История империи Камбуджадеша распадается на три основных периода: ранний - кон. 8-10 вв., период расцвета - нач. 11 в. - нач. 13 в., поздний - 13 - сер. 14 вв.

Ранний период истории империи связан с деятельностью Джаявармана II (802-54) - объединителя кхмерских земель и основателя новой династии. В последней из основанных им столиц Махедрапарвате он провозгласил независимость своего государства от яванских властителей, построил первый религиозный центр страны и учредил официальный культ дева-раджи (бога-короля).

Тип государства, сложившийся при Джаявармане II, представлял собой форму неограниченной монархии, где король считался воплощением бога.

В 10 - нач. 13 вв. происходит дальнейшее политическое усиление Камбуджадеши, превращение её в полиэтническую империю. В этот период в результате многочисленных завоевательных походов были захвачены обширные территории, включавшие, помимо нынешней Камбоджи, части земель современных Бирмы, Таиланда, Лаоса, Вьетнама и Малайзии.

Наибольший подъём Камбуджадеши связан с именами Сурьявармана II (1113-50) и Джаявармана VII (1181-1220). Сурьяварман II, сумев установить хорошие отношения с Китаем, начал войны на востоке с Дайвьетом и Тьямпой, а на западе с монским государством Харипунджая и тайскими княжествами. Территория империи значительно превышала в это время территорию современной Камбоджи. Помимо кхмеров, в империи проживали моны, тайцы, тьямы, малайцы, горные племена. В столице в это время возводится величественный храм Ангкорват, ставший усыпальницей этого монарха.

Другим известным правителем этого периода был Джаяварман VII. Начав свою деятельность с победоносной войны с Тьямпой, он в дальнейшем сыграл выдающуюся роль в переходе кхмерского общества к новой религии - буддизму. Закладывая основы новой религиозной системы, Джаяварман VII развернул широкое религиозное строительство. В его правление были возведены знаменитый Байон, ряд других храмов.

При Джаявармане VIII (1243-95) и его преемниках признаки упадка кхмерской империи становятся всё более очевидными. Неудачные войны, особенно против тайского государства Сккотаи, религиозные распри (к этому времени относятся попытки восстановления шиваизма как государственного культа) всё более ослабляют государственную власть. Приход к власти новой династии во главе с королём Чаем (1336-40) стал свидетельством окончательного торжества буддизма тхеравады в Камбоджа.

В 1-й трети 15 в. определился упадок западных районов страны с центром в Ангкоре. После взятия Ангкора тайцами в 1432 столица страны при короле Понья Яте переносится на восток в долину Меконга в район современного Пномпеня. Камбоджа теряет все территории некхмерского населения и превращается в моноэтническое государство.

Постепенно страна всё более попадает в зависимость от быстро усиливающихся соседей - Вьетнама и Сиама. Соперничество этих государств за преобладание на Индокитайском полуострове крайне обостряло междоусобные распри кхмерских феодалов, стремившихся в борьбе за власть опереться на поддержку иноземных правителей. В результате Камбоджа оказалась в двойной зависимости от Сиама и Вьетнама. Отношения двойного сюзеренитета были характерны для страны во 2-й пол. 18 в.- 1-й пол. 19 в.

В 1863 вслед за покорением территории Кохинхины (современный Южный Вьетнам) Франция вынудила короля Камбоджи Нородома (1860-1904) подписать договор о протекторате, который лишал Камбоджа права проводить самостоятельную внешнюю политику. В рамках последовавших за этим соглашений в стране учреждалась должность французского Верховного резидента и французских резидентов в провинциях, создавалась колониальная администрация, в ведение которой переходил контроль за установлением и взиманием налогов, косвенного обложения, таможенных сборов. Кхмерский король был лишён какого-либо участия в делах государственного управления. За ним оставалось лишь «право» подписывать декреты, он был главой буддийского духовенства и номинальным главой кхмерского административного аппарата.

В период французского протектората (1863-1953) страна прошла через «верхушечную модернизацию», которая затронула главным образом городские слои и кхмерскую правящую элиту. Серьёзных перемен в аграрной сфере, которые бы существенно улучшили жизнь камбоджийского крестьянства, составлявшего до 90% населения, так и не произошло. Кхмерское крестьянство в рамках созданной в стране экономической модели оказалось фактически в полной зависимости от ростовщиков и чиновников, балансируя на грани выживания. Такое положение на многие десятилетия вперёд предопределило политическую нестабильность и угрозу социального взрыва в стране. Достижение страной независимости в 1953 существенно ситуацию не изменило. Процесс социальной дифференциации и разорения большинства крестьянских хозяйств не только продолжался, но из-за неразумной политики правящего в стране режима Сианука даже усилился. Отказ от экономической помощи со стороны США, национализация банковской сферы и сферы экспортно-импортных операций, попытки вытеснить ростовщиков из деревни в условиях, когда государственный кредит крестьянству мог составить лишь 1/10 часть от ростовщического, подтолкнули давно назревавший социальный взрыв, последствиями которого сумели успешно воспользоваться кхмерские коммунисты в лице движения «красных кхмеров», возглавляемого Пол Потом. После проамериканского переворота в Пномпене в марте 1970 кхмерские коммунисты при поддержке вьетнамских войск сумели поставить под свой контроль значительные территории Камбоджи, где с 1973 приступили к реализации своих планов переустройства страны. В это время в т.н. освобождённых районах начался процесс широкого обобществления имущества крестьян, обрабатываемой земли и даже их сельскохозяйственного инвентаря. Появились т.н. кооперативы с общим имуществом, которые после победы «красных кхмеров» в гражданской войне и взятия ими Пномпеня в апреле 1975 были распространены на всю территорию страны. «Красные кхмеры» методом жесточайших репрессий против собственного народа попытались создать принципиально иную экономическую модель - бестоварную, в которой не существовало бы денег и даже товарного обмена, с тотальной трудовой повинностью и с тотальным контролем за людьми, когда вся жизнь отдельного человека и его семьи проходила бы под управлением и контролем правящего режима.

Отказ «красных кхмеров» от вхождения в зону вьетнамского контроля, их территориальные претензии к Вьетнаму и политика на обострение вооружённого приграничного конфликта привели к тому, что в результате вьетнамского вторжения в январе 1979 режим «красных кхмеров» был свергнут и к власти пришли кхмерские коммунисты, тесно связанные с Вьетнамом. Вслед за этим страна вступила в новый этап гражданской войны, когда уцелевшие силы «красных кхмеров» совместно с поддерживавшими Сианука националистическими группами повели борьбу против вьетнамских войск и политического режима, образованного в Пномпене. Только вмешательство ООН и проведение в стране одной из крупнейших за всю историю этой организации миротворческой операции позволили положить конец десятилетиям гражданской войны и тоталитаризма в Камбоджа.

В 1993 под эгидой ООН прошли парламентские выборы, которые ознаменовали переход страны на демократические рельсы развития. «Красные кхмеры» участия в выборах не принимали, однако провал объявленного ими бойкота выборов продемонстрировал резкое падение их влияния в стране. В результате народного волеизъявления к власти пришли две политические силы: Народная партия Камбоджа (НПК), созданная на основе правившей в стране в 1979-90 гг. Народно-революционной партии Камбоджа, отказавшейся от всех коммунистических лозунгов и атрибутов, и т.н. Единый национальный фронт за суверенную, независимую, нейтральную и мирную Камбоджа - ФУНСИНПЕК, объединивший некоммунистические и националистические силы. Первые получили ок. 39% голосов, вторые - 45% и совместно образовали первое демократическое правительство, где глава националистов принц Раннарит занимал пост первого премьер-министра, а глава НПК Хун Сен - второго премьер-министра. Такое сложное разделение власти, когда практически во всех наиболее важных министерствах действовали по два министра, было инициировано как миротворцами ООН, так и бывшим королём Камбоджа. Нородомом Сиануком, который в 1993 по решению избранных в Национальную ассамблею депутатов был провозглашён официальным главой государства. Цель создания коалиционного правительства состояла в том, чтобы всеми силами не допустить нового витка гражданской войны в стране. Движение «красных кхмеров», изолированное в джунглях после сформирования коалиционного правительства, стало быстро распадаться, а его лидеры - искать возможности вернуться к легальной политической борьбе. Вся последовавшая за выборами история страны - история борьбы двух главенствующих политических сил за контроль над Камбоджа. При этом НПК опирается главным образом на сельскую местность (муниципальные выборы 2002, где НПК получила подавляющее большинство голосов, подтверждают это), а ФУНСИНПЕК - на городские слои (на всеобщих выборах 1998 в Пномпене НПК получила менее 30% голосов, а националисты - более 40%). Несмотря на то что иногда эта борьба ставит Камбоджа на грань новой гражданской войны, как это было в 1997, когда многие сторонники ФУНСИНПЕК вынуждены были бежать из страны, обвинённые в попытке организации государственного переворота, определённый баланс сил между этими крупнейшими политическими организациями Камбоджи сохраняется, постепенно вырабатываются и достаточно цивилизованные правила политической борьбы, что является гарантом всё более стабильного и предсказуемого политического развития Камбоджи.

Государственное устройство и политическая система Камбоджи

Камбоджа - конституционная монархия с многопартийной либеральной демократией (с 1 сентября 1993).

Административное деление: 19 провинций (кхетов) и 2 города центрального подчинения. Крупнейшие города (тыс. чел.): Пномпень, Баттамбанг (94), Кампонгcаом (быв. Сиануквиль) (33), Кампот (13).

Глава государства - король Нородом Сианук (коронован 24 сентября 1993). Двухпалатный парламент - сенат (61 место) и Национальная ассамблея (122 места); члены обеих палат избираются сроком на 5 лет.

Высший орган законодательной власти - Национальная ассамблея. Высший орган исполнительной власти - правительство Камбоджа, которое формируется по результатам парламентских выборов.

Председатель Национальной ассамблеи - принц Нородом Раннарит. Глава правительства - Хун Сен, лидер НПК.

В Национальной ассамблее после выборов 1999 представлены три политические партии: 64 места - НПК, 43 места - ФУНСИНПЕК (лидер принц Нородом Раннарит) и 15 мест - резко оппозиционная Хун Сену радикально проамериканская Сэм Райнси партии (лидер Сэм Райнси).

Король Нородом Сианук обладает ограниченной официальной властью (царствует, но не правит), но при этом пользуется большим влиянием. В то же время политический режим в стране нельзя в целом назвать демократическим, несмотря на наличие парламента, всеобщих и муниципальных выборов и других атрибутов демократической власти.

В 1990-е гг. Камбоджа удалось добиться определённых успехов в реализации программ экономического и политического развития. Политическая стабильность рассматривалась как основа и гарантия экономического развития, результаты которого, однако, оказались ниже ожидаемых. Несмотря на то что до 60% бюджета Камбоджа формировалось за счёт внешней помощи, 39% населения всё ещё продолжает находиться за чертой бедности. В связи с этим на 2001-05 борьба с бедностью и подъём жизненного уровня объявлены приоритетными задачами правительства.

Во внешней политике страна стремится основываться на принципах нейтралитета. Камбоджа присоединилась к Балийскому договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (ЮВА), вступила в АСЕАН, активно участвует в региональном форуме АСЕАН по вопросам безопасности (АРФ). Основное внимание во внешней политике уделяется развитию отношений с соседними странами АСЕАН, а также с КНР и Японией, которая возглавляет международный комитет по реконструкции Камбоджа и предоставляет наибольший объём помощи, обещанной этой стране мировым сообществом.

Из экономически развитых стран основными партнёрами являются США, Франция и в последнее время Австралия.

США и Камбоджа имеют достаточно обширные торговые связи. В 1992 США отменили эмбарго на торговлю с Камбоджа. В 1996 между двумя странами было подписано Соглашение по торговым связям. США активно выступают за организацию международного суда над «красными кхмерами», и нерешённость этого вопроса сильно осложняет положение правительства Хун Сена в отношениях с американской администрацией. До последнего времени правительство Камбоджа отвергало предложения ООН по организации международного суда для рассмотрения преступлений «красных кхмеров», настаивая на суде национальном. В этом вопросе позицию Камбоджи чётко поддерживает КНР.

Королевские камбоджийские Вооружённые силы включают армию, Военно-морской флот и Военно-воздушные силы; созданы в 1993 путём воссоединения Камбоджийской народной армии и двух армий антикоммунистического сопротивления. Призывной возраст - 18 лет. Помимо государственных Вооружённых сил в Камбодже существуют силы сопротивления, включая Народную объединённую армию («красные кхмеры») и сепаратистское роялистское движение.

Камбоджа имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1955).

Экономика Камбоджи

Камбоджа в целом остаётся слаборазвитым аграрным государством. Эта страна наряду с Лаосом и Мьянмой входит в тройку самых слаборазвитых стран ЮВА. Камбоджа выделяется и крайне незначительным процентным отчислением бюджета на инвестиции - всего 4% (самый низкий показатель по ЮВА). На протяжении 1990-х гг. экономика оставалась сильно зависимой от иностранной помощи и инвестиций, которые за 1996-98 резко сократились. Прирост ВВП в 1999 - 4,3% (3,34 млрд долл. США), в 2000 - 5,5%, в 2001 - 6,25%, в 2002 - св. 5%. За чертой бедности проживает 36% населения. Безработица 2,8% населения.

Основной целью в сфере экономики правительство объявляет поддержание макроэкономической стабильности и проведение экономических реформ. Намеченная программа включает мероприятия по упорядочению политики в сфере налогообложения и в сфере управления государственными расходами, а также реструктуризацию банков, новые принципы политики в сфере лесоразработок.

Камбоджа - аграрная страна. Обрабатывается 13-16% всей территории, причём св. 1/2 пахотных земель используется для выращивания риса - главного продукта питания для большей части населения. В сельском хозяйстве занято 80-85% трудоспособного населения. Сельскохозяйственное производство составляет 45% ВВП. Принятый в 1992 аграрный закон предусматривает следующие формы владения землёй: частная собственность для земельного участка с домом, владение сельскохозяйственной землёй размером до 5 га с разрешением наследования, концессия для больших по размеру сельскохозяйственных участков без права наследования, сдачи в аренду и продажи. Производство риса составляет, по некоторым данным, 15% ВВП. Урожайность остаётся очень низкой - ок. 1,64 т с 1 га (для сравнения: Таиланд - 2,1, Филиппины - 2,7 и Вьетнам - 3,2 т).

Второй по важности аграрный продукт - каучук. Его плантации расположены на краснозёмах провинций Кампонгчам, где занимают 61 000 га. В последние годы площадь, занятая под гевею, существенно возросла (по разным оценкам, от 100 до 150 тыс. га, иногда называют и цифру 330 тыс. га). Основные потребители каучука: Малайзия, Сингапур, Индонезия, Таиланд.

К числу других выращиваемых в Камбодже культур относятся сахарный тростник, маниок, бананы, кукуруза, кокосовая и другие пальмы, цитрусовые, батат, манго, хлопковое дерево (сейба пятитычинковая), джут, маслины, пряности.

Рыболовство (рыба - основной источник животного белка) ведётся в водах Таиландского залива и озера Тонлесап. В последние годы стоки промышленных предприятий Пномпеня привели к экологическому кризису в районах рыболовства - на озере Тонлесап и реке Меконг. Уникальный экологический комплекс озера и реки Тонлесап подвергается серьёзной угрозе из-за: а) порубки леса по берегам, что приводит к сползанию земли в озеро, резко увеличивает уровень отложений; 2) роста числа поселений по берегам озера. Животноводство включает разведение крупного рогатого скота, свиней, буйволов.

Примерно 3/4 площади Камбоджи покрыто лесами, которые ещё мало эксплуатируются законным путём, особенно в удалённых горных районах со слабо развитой инфраструктурой. Лесозаготовка и продажа круглого леса в Таиланд являются одним из основных элементов криминального бизнеса в стране. Остановить этот бизнес камбоджийское государство не в силах. Чтобы как-то уменьшить потери леса, правительство принимает оригинальные меры по увеличению лесных ресурсов страны: Национальная ассамблея приняла дополнение к закону о лесах, согласно которому для получения разрешения на свадьбу молодожёны обязательно должны посадить два дерева.

Большинство промышленных предприятий Камбоджи занимается переработкой сельскохозяйственной продукции и изготовлением разного рода потребительских товаров: хлопчатобумажной пряжи, велосипедных шин, резиновой обуви, мыла, сигарет, прохладительных напитков. В результате военных действий и социально-экономических потрясений в 1970-90-е гг. экономике страны был нанесён огромный ущерб. Имеются (но не всегда функционируют в полную силу) авто- и тракторосборочные, металлообрабатывающие, судоремонтные, цементные, химические, фармацевтические, текстильные, лесобумажные предприятия.

Общая протяжённость автомобильных дорог 15 тыс. км, но лишь 1/5 имеет асфальтовое покрытие. Две железнодорожные линии общей протяжённостью ок. 650 км связывают Пномпень с Пойпетом на границе с Таиландом и с городом Кампонгсаомом на южном побережье.

До строительства в Кампонгсаоме (быв. Сиануквиле) нового порта, обеспечившего Камбодже выход в океан через Таиландский залив, главным портовым центром страны оставался Пномпень. Крупные морские суда могут подниматься до Пномпеня по реке Меконг только в период высоких вод.

Экспорт: каучук, древесина, соя, рис, кукуруза, кунжут, фрукты, чёрный перец, рыба. Импорт: нефтепродукты, оборудование, трактора, грузовые автомобили, цемент, потребительские товары. Камбоджа полностью зависит от импорта нефти и нефтепродуктов. Главные внешнеторговые партнёры: Сингапур, Малайзия, Вьетнам, Япония, Австралия, Индонезия, Франция, ФРГ, США. В 1990-е гг. торговый дефицит постепенно сокращался. Объём внешней торговли в 1997 составил ок. 1,8 млрд долл. (852 млн долл. - импорт, 425 млн - экспорт, 523 млн - реэкспорт).

В 2003 правительство надеялось на увеличение доходов государства в результате возобновления посещения туристами крупнейшего храмового комплекса Ангкора, но из-за вспышки атипичной пневмонии позитивные результаты туристического бизнеса могут быть поставлены под сомнение. В марте 2002 было открыто 29 туристских точек с информацией о преступлениях режима «красных кхмеров».

Слабое развитие инфраструктуры также препятствует туризму. Одним из шагов на пути преодоления этих сложностей стало решение о строительстве рядом с Ангкором нового терминала аэропорта Сим Реап. Правительство Камбоджа подписало 20-летний договор с французским консорциумом о его финансировании.

Наука и культура

Образование в Камбодже является ныне одной из приоритетных задач правительства. В стране действует несколько тысяч начальных школ, расположенных как в городах, так и в сельской местности. В этих школах и приравненных к ним т.н. монастырских школах дети получают элементарные знания. В школах средней ступени образование имеет более широкий спектр, во многих изучают иностранные, в первую очередь французский и английский, языки. Значительное число средних учебных заведений, особенно в Пномпене, частные.

Главный научный центр - Камбоджийская академия наук, в которую входят несколько институтов, в основном гуманитарного профиля.

Камбоджийская культура имеет длительную и богатую историю. Её истоки уходят в период Фунани и Ченлы, она поражает богатством форм в эпоху империи Камбуджадеша.

Храмовый комплекс Ангкора - один из крупнейших в мире. Такие храмы, как Ангкорват - усыпальница короля-воина Сурьвармана II, Байон, который во все стороны света смотрит глазами Джаявармана VII, удивительный Бантей Срей (Цитадель женщин), поражающий высочайшим искусством барельефов и изображений, высеченных в камне, свидетельствуют об уровне культуры в древней Камбоджи.

Современная камбоджийская культура, несмотря на понесённые утраты, развивается довольно быстрыми темпами, сочетая обращение к традиционным кхмерским жанрам с современными формами. В стране публикуются как традиционные бытовые романы, построенные на буддийской этике (Петь Тумкровыл и его роман «Мак Тхынг» - современная обработка средневекового сюжета для традиционного кхмерского театра бике), так и в большом объёме детективная литература и особенно любимые кхмерами комиксы. Популярностью пользуются и включённые в хрестоматии для школьников известные романы 1930 - 40-х гг. «Пка сропын» («Пайлинская роза»), Неак Тхиема, произведения Рым Кина.

Значительным явлением кхмерской культуры стало создание литературных произведений, основанных на сюжетах, возникших на национальной почве или исторических событиях периода Камбуджадеши. Таковы поэма «Тум и Тиеу», рассказы о правлении Джаявармана VII и других великих властителей страны.

Особую роль в культурной жизни страны играет Буддийская библиотека. В ней собрано множество образцов кхмерского народного фольклора - сказки, легенды, пословицы и поговорки.