Преемственность поколений как процесс культурной трансмиссии. Преемственность поколений как фактор социокультурной динамики общества. Какова сущность социального управления воспроизводством кадров в органах государственного и муниципального управления

  • Чем сверстники отличаются от современников?
  • Существует ли конфликт «отцов и детей»?
  • Возможна ли гармония в отношениях между поколениями?
  • Чем особенно ценно детство?
  • Какие права есть у детей?

Что такое поколение? Под поколением обычно понимают интервал времени между средним возрастом родителей и детей. С этой точки зрения в возрастном отношении в обществе выделяют ряд поколений, измеряемых определенным числом лет.

Древнегреческий историк Геродот полагал, что 300 человеческих поколений составляет 10 тыс. лет, потому что три поколения образуют столетие. В настоящее время в нашей стране этот интервал составляет около 27 лет. Людей, родившихся в одном году, часто именуют возрастными когортами. Но понятие «поколение» шире, чем понятие «возрастная когорта», так как в поколении объединены люди нескольких возрастных когорт. Скажем, поколение времен перестройки (вторая половина 80-х гг. XX в.) включало и тех, кому 12 лет, и тех, кому 40-65 лет.

Каждый человек - современник какой-либо эпохи и сверстник определенного поколения. Вам известно по собственному опыту, что одно поколение людей значительно отличается от другого. Попробуем разобраться в проблеме поколений. Суждение «хуже - лучше» ведет к оценке действительности с позиции некритического самооправдания: что бы ни было, а мы всегда лучше. Если бы это суждение восторжествовало в представлениях людей, то нам бы ничего другого не оставалось, как признавать всю человеческую историю сплошным застоем и даже движением вспять.

История человечества убеждает нас в том, что это не так. Оправданно скорее иное суждение: «старое - новое» или «отжившее - передовое». Ясно, что новое идет на смену устаревшему, т. е. несоответствующему изменившимся условиям. Тем не менее человечество как род людской не разваливается, не обрывается «дней связующая нить». Почему? А вернее, благодаря чему? Благодаря преемственности поколений. На стыке поколений, как правило, возникает множество проблем: это и знакомая проблема «отцов и детей», и новая для вас проблема преемственности - культурной, нравственной, духовной, т. е. всего того, что одно поколение перенимает у другого, а оно, в свою очередь, передает последующему. История одного человека не может быть оторвана от истории предшествовавших или современных ему людей. Каждое поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность, культуру в новых условиях, а с другой - видоизменяет старые условия. Другими словами, поколение не может существовать иначе как исходя из результатов деятельности своих предшественников. Но это продолжение есть в то же время обогащение предшествующей деятельности новыми результатами, новыми элементами, новыми формами, т. е. ее изменение, а значит, и ее усложнение. Люди издревле растили хлеб, производили металл. Но посмотрите, как изменилась за века деятельность хлебороба, кузнеца.

Подведем некоторые итоги: смена поколений - не зависящий от нас объективный фактор общественного прогресса. Смена поколений - это, прежде всего, процесс, который обеспечивает преемственность в развитии человеческого рода. Преемственность проявляется в наследовании «детьми» культуры, созданной предшествующими поколениями, вместе с тем этот процесс заключает в себе различие между «отцами» и «детьми». В процессе совместной деятельности взрослых и молодежи по изменению условий жизни происходит преемственность поколений.

Ученые, исследуя проблему смены поколений, заметили, что преемственность поколений всегда избирательна. Что это значит? Одни знания, нормы, ценности усваиваются и передаются следующим поколениям, а другие, не соответствующие изменившимся условиям, отвергаются или изменяются. Приведите известные вам примеры из истории, обыденной жизни, подтверждающие этот вывод.

Уровень преемственности не совсем одинаков в разных видах деятельности людей: в производстве, политических взглядах, мировоззрении он больше, чем в сфере потребительских интересов, досуга, художественных вкусов и некоторых других областях. Расхождения между старшими и младшими во взглядах на моду, досуг, развлечения наиболее тесно связаны с возрастом. Различия между поколениями (привычка к определенному, установленному в годы собственной юности стилю поведения, привязанность к определенной музыке, танцам) усугубляются здесь возрастными особенностями: юношеская жажда новизны противоположна присущей зрелому возрасту ориентации на стабильность, постоянство.

«Отцы и дети» . Сам факт сосуществования в одном обществе нескольких поколений людей предполагает наличие между ними определенных, в том числе и принципиальных, различий. Так, «отцы» нередко считают благосостояние итогом тяжелого труда, «дети» принимают достаток как нечто само собой разумеющееся. «Отцы» в своих поступках в основном ориентируются на социальные нормы, «дети» более считаются с личными чувствами. «Отцы» в своих решениях опираются на нормы морали, «дети» во многом руководствуются симпатиями и антипатиями. «Отцы» рассматривают работу как добродетель, «дети» - как неизбежность. Это и понятно: изменения в уровне жизни ведут к перемене в мышлении, поведении, выборе ценностных ориентаций людей различных поколений. Надо для себя уяснить, что каждое новое поколение не хуже и не лучше предшествовавших. Оно просто другое.

Детство - особый период . Согласимся, что в ряду поколений детство - особый период. Впереди целая жизнь, множество добрых дел. Общество ценит и в зависимости от своих возможностей старается защитить детство. Права детей и подростков в современном обществе специально оговариваются в международных и отечественных правовых актах. Это значит, что общество рассматривает детей не только как своих будущих граждан, но и как действующих участников правовых отношений. Так, по Международному пакту (договору) о гражданских и политических правах 1966 г. «каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства».

Международное сообщество приняло социальную конвенцию (соглашение) о правах ребенка. В этом документе определены важнейшие принципы, которые должны учитывать при принятии законов в отдельных странах, признавших конвенцию. Среди этих принципов - забота о детях. («Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает эту защиту и помощь».) Принципиальным положением конвенции о правах ребенка является право пользоваться благами социального обеспечения, предполагающего здоровый рост и развитие ребенка, специальный уход, питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Отдельным принципом конвенции является защита со стороны общества и государства неполноценных в физическом, психическом или социальном отношении людей. Это, безусловно, гуманное правило распространяется и на детей, не имеющих семьи, и на детей, воспитывающихся в семьях, не имеющих достаточных средств к существованию.

И еще один основополагающий принцип из конвенции о правах ребенка: «Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума, ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа и занятия, которые были бы вредны для его здоровья или образования или были препятствием его физическому, умственному или нравственному развитию».

Этот принцип, как и другие перечисленные принципы, может быть реализован при определенных общественных отношениях. Они служат своего рода ориентиром, на который равняются цивилизованные страны, заботящиеся о своем настоящем и будущем. Именно поэтому и принято считать, что общество тем лучше устроено, чем лучше живется в нем детям и старикам - слабым и незащищенным поколениям.

Все дети стремятся стать поскорее взрослыми, а многие старики тоскуют о своей ушедшей молодости. Только возможности одних и опыт других помогают видеть жизнь с самых разных сторон, устанавливают истинную связь поколений.

    Основные понятия

  • Права ребенка.

    Термины

  • Поколение, возрастная когорта, конвенция.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое поколение?
  2. В чем, по вашему мнению, состоит проблема «отцов и детей»?
  3. Почему необходима защита прав ребенка?
  4. Каковы важнейшие права ребенка?

Задания

  1. Подумайте о соотношении понятий «современники» и «сверстники», дайте определение этих понятий.
  2. Раскройте, в чем проявляется конфликт поколений. Подумайте, чем можно объяснить его относительное сглаживание в период войн и революций и обострение в относительно мирное время.
  3. Назовите черты ваших сверстников, которые позволяют вам судить о том или ином из них как о современном или несовременном. Объясните, что значит в вашем представлении «несовременный человек».
  4. В чем бы вы хотели походить на своих родителей, а в чем - нет? Сделайте вывод о преемственности поколений в вашей семье.

Проблема взаимоотношений между поколениями, или как говорят, конфликт поколений, был во все времена. Однако каждое время содержание проблемы, острота противоречий, формы конфликтного взаимодействия носили особенный конкретно-исторический характер и формировали свои социальные нормы отношений между поколениями.

Конфликт поколений

Введение

Конфликт поколений проявляется как на уровне общества, в социальных институтах, так и на уровне семьи.

Исторический экскурс в историю показывает, что XVIII- век остро поставил проблему ценности детской жизни ; в ХIХ веке (80-е годы) общественное признание получила такая категория, как отрочество ; в начале ХХ века - юность ; в 20-е годы ХХ века столетия - старость. В середине ХХ века появляются науки: акмеология - наука о расцвете, зрелости, закономерностях и механизма развития человека на ступени его профессиональной зрелости, геронтология - наука о пожилом возрасте, андрагогика - наука об образовании взрослых. Интерес к преклонному возрасту, а значит и к конфликту поколений в ХХ веке повышается.

Чем характерен ХХ век для России? Что особенно есть в нашей стране, что беспокоит и будоражит сознание людей, берущих на себя ответственность за разрешение конфликта между поколениями?

Сначала выделим общие между поколениями проблемы (как разрыв, который приводит к усилению конфликтогенности в обществе), доминирующие во всех странах:

  • преемственность и передача культурных ценностей от поколения к поколению;
  • приобщение к семейным ценностям и к общественно-значимым (образование, здоровый образ жизни);
  • передача собственности по наследованию;
  • степень зависимости и ответственности между поколениями;
  • государственная политика по отношению к разным поколениям;
  • соотношение традиций и социальных инноваций в обществе.

Современные исследования показывают, что одними из главных факторов в конфликте поколений являются следующие:

  • понижение социального статуса пожилых людей;
  • изменение характера труда в индустриальном обществе, в результате ускорения темпов научно – технического прогресса;
  • обесценивание молодежью накопленного опыта старших поколений;
  • распространение негласной государственной политики отстранения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста.

Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодого поколения и усилению геронтофобной (страх перед возрастом ) установки в массовом сознании.

В контексте конфликтологии: возраст и поколение.

Ощущает ли человек свои годы? Когда, при каких обстоятельствах он начинает обращать внимание на свой возраст? Каковы отношения между возрастом и поколением?

Понятие «возраст» выступает признаком принадлежности к одному поколению , однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста. В толковом словаре С. Ожегова «поколение» - это родственники одной степени родства по отношению к общему предку; во-вторых, - одновременно живущие люди близкого возраста. А.И. Афанасьева определяет поколение как « объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами».

Наиболее полно раскрывает понятие «поколение» И.С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия:

  • степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение);
  • сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время.
  • современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста.
  • отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей.

Итак, поколение это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества.

Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие. В противном случае, история бы остановилась, исчезла бы возможность радикальных перемен.

Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.

Попытка избежать этих крайностей сподвигла философов на обоснование «этики дискурса»,т. е. учение о нравственности, делающим своим содержанием проблемы коммуникации и дискурса. Именно «этика дискурса» ориентирует представителей разных поколений не на раздоры и деградацию, а на единство, ответственность, согласие, на коммуникацию. Речь идет о сотрудничестве, а не о помощи старшим, либо обучении младших.

Термин «возраст» употребляется всюду, где возникает необходимость зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени. Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:

  • Индивидуальное развитие.
  • Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества.
  • Возрастной символизм.

Некоторые ученые считают, что невозможно провести четкое разделение между возрастами: все изменения происходят плавно, особенности той или иной поры переплетаются и как бы врастают друг в друга. Условно границей детства и отрочества можно назвать время, когда человек начинает проявлять осмысленный интерес к противоположному полу.

Отрочество перерастало в юность в течение нескольких лет. Резкой и вполне определенной границей между юностью и зрелостью считалась женитьба. Жизнь неизменно делилась на две половины: до свадьбы и после свадьбы, когда резко менялся весь уклад и быт человека.

Старость как особый период развития человека исторически эволюционировала. Произошло принципиально новое открытие старости. Она стала рассматриваться как равноправный в ряду других человеческий возраст, не сводящийся только к процессам распада, а самостоятельный и особенный по своим характеристикам возраст. Артур Шопенгауер в «Афоризмах житейской мудрости», формулирует одну из ключевых идей. Суть ее заключается в отрицании существования возрастной периферии, ибо каждый возраст входит в ядро жизни, имеет свои прагматические ценности, объединяющие положительные и отрицательные моменты. Философ фокусирует внимание именно на позитивных моментах в старости, человек более умело оберегает себя от несчастий, он способен наслаждаться настоящим, находя радость даже в мелочах, благодаря жизненному опыту человек научается смотреть просто на вещи и принимать их за то, что они есть на самом деле, экономно обращается со временем. Старый человек уравновешен, рассудителен, проницателен, освобожден от волнений юности. Старость в современной смысловой направленности обозначает определенный этап индивидуальной жизни, равноценный в соотношении с другими этапами, значительной длительности.

В 1962 году симпозиум геронтологов, утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60- средний возраст; 60-75-пожилой возраст; 75-90-старческий возраст; свыше 90- долгожители. Старость как явление человеческой жизни представлена двумя качественно различными аспектами своего существования: биологическим и социальным. Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития, а социальная старость выступает заключительной стадией возрастной структуры общества. Социальная старость - есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке.

В структуре социальной старости выделяются формальная социальная старост ь («паспортная») – характеризующаяся пересечением данной личностью официальной возрастной «границы старости», но сохранением сложившегося образа жизни и социального статуса.

Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения старых людей шла в одном направлении - к улучшению. Однако – это не так.

В древние времена старые люди не умирали естественной смертью. Потому что в тогдашних, с трудом себя содержащих сообществах людей, не оставалось места для тех, кто по причине физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания. На аре цивилизации и на ранних этапах культурного развития центральной фигурой был зрелый человек. Он был знатоком окрестностей и обладателем долгого жизненного опыта и, благодаря этому, был объектом уважения в первобытное время. Но, с наступлением старости, когда силы его и память отказывались ему служить, запас этого опыта и знаний становился неиспользуемым. Тогда беспомощного старика бросали на произвол судьбы, поэтому первобытные общества были обществами без стариков . П. Гольбах отмечает, что такой обычай существовал у кочевников: стариков, которые не могли следовать за кочующим племенем, лишали жизни. К.Гельвеций, указывал на уничтожение стариков дикими племенами, которые существовали за счет охоты. Они умерщвляли старых соплеменников, которые не могли участвовать в охоте на зверей. В Малороссии также практиковался обычай избавляться от стариков. Их вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг. При этом их сажали на луб для того, чтобы они при опускании не разбились или не задержались на скате.

Когда этот обычай был запрещен, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они умирали с голоду и холоду. В эпоху, когда массово умерщвляли стариков, по сходным причинам было распространено и детоубийство. Потому что дети и старики находились на периферии общественной жизни. В древности, как и в наше время, существовали конфликты поколений - прежде всего смежных поколений, отцов и детей. Отцы – воины, не хотели уступать место своим детям, прошедшим инициацию, всячески сопротивлялись этому, потому что чувствовали себя еще сильными и энергичными. Ритуал инициации возникает в культуре человечества, как средство гармонизации психологии отношений между старшим и младшим поколением. На вопрос, когда перестали умерщвлять стариков, нельзя дать точный ответ. Угасание этого жестокого обычая связано с хозяйственным прогрессом и значит, у разных народов наступало в различные времена.

Американский антрополог и этнограф Л.Г. Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации . Он огласил постулат, что «все великие эпохи прогресса человечества совпадают – более или менее непосредственно – с эпохами расширения источников существования». Считается, что одним из самых главных факторов, которые способствовали сохранению жизни старикам, стало использование огня. Умение варить пищу сократило широко распространенное прежде детоубийство. Изменилось положение стариков: они помогали женщинам следить за костром, были хранителями огня.

Следующее историческое событие, положительно сказавшееся на судьбе стариков, начало занятия сельским хозяйством . Старый человек сохранял запасы пищевых продуктов своих соплеменников и был нужным своему племени.

Со временем стариков не только перестают уничтожать, но к ним начинает проявлять уважение младшее поколение. Ученые предполагают, что это может быть потому, что на ранних стадиях цивилизации достижение пожилого возраста было весьма редким явлением. Старики пользовались уважением как наиболее богатые личным опытом люди, историки рода, хранители давних традиций, воспитатели людей, посредники между живыми и умершими и мастера церемоний. Древние греки ассоциировали старость с мудростью, это делало старика существенной фигурой общества, старейшиной, в его функции входило управление страной и руководство воспитанием подрастающего поколения.

Сократ ценил беседы со старыми людьми: из этих бесед можно было узнать о пройденном стариками жизненном пути, который молодым предстояло еще пройти. В процессе становления человеческого общества возникает первая социально политическая иерархия, основанная на половозрастном принципе. Она проявлялась в различных нормах, регламентировавших поведение старших и младших. Нормы первых связывались с высоким социальным престижем, с властными позициями в социуме, нормы же вторых с подчинением. Появляется культ предков, который является, по-видимому, исторически первой идеологией закреплявшей доминирование старших в обществе. Считалось, что магическая сила индивида возрастает по мере взросления и достигает своего максимума, когда он переходит в статус предка, то есть после его физической смерти. Используя эту силу, как предполагалось, старшие могли наказать младших за неповиновение. С развитием политической сферы, с появлением вождей, именно их предкам предписывалась большая магическая сила, вожди, а потом и средневековые монархи выступают в качестве отцов социума. Следует отметить, что даже там, где культ предков не был столь развит, старики считались приближенными к божествам, и обладали, как предполагалось мистической властью. Они были хранителями ритуальных и религиозных знаний, что во многом определяло их авторитет. Старики помнили также прецеденты, что и использовалось в судебной практике. Они не делились своими знаниями, а хранили их при себе, что превращало стариков в монопольных владельцев важной социальной информацией. Это в свою очередь укрепляло их высокое положение в обществе. Наибольшим влиянием старые люди пользуются в эпоху так называемой классической древности (триумф старости – в древней Элладе и античном Риме). Здесь долгое время была установлена геронтократия, ее выражением был возрастной ценз, необходимый для занятия должностей в руководящих органах государства.

Платон и Аристотель говорили, что править должны старые люди.

Но власть стариков и уважение к ним отнюдь не означало проявления заботы о широких массах людей преклонного возраста. Классовое рабовладельческое общество по своей сути не могло проявить истинного гуманизма по отношению ко всем старым людям. Уделом римских рабов сумевших дожить до старости была голодная смерть, которой этих изгоев общества предавали на одном из островов Тибра. Даже свободные граждане могли рассчитывать в старости на весьма малую помощь со стороны общества.

В XX веке положение старых людей значительно ухудшилось. В ходе исторического развития сформировался стереотипический образ старого человека. Расширились представления о старости в социальном, психологическом и биологическом аспектах. Уважение к возрасту, бывшее еще правилом в прошлом столетии, исчезает, уступая место безразличию или даже известному виду вражды по отношению к старым людям. Старым людям общество отказывает в уважении. Наше общество делает старость обесцененным периодом жизни. Мнение, будто старые люди ни к чему непригодные потребители, своим существованием они противоречат фундаментальному принципу развития современной цивилизации, где все подчинено поискам выгоды.

Поэтому, преемственность поколений не всегда шла по восходящей линии. Вопреки устоявшемуся мнению о гармонии отношений между поколениями в традиционной русской общине, их отношения характеризовались довольно сильной напряженностью, а иногда переходили в откровенный конфликт. Особенно ярко это проявлялось во время праздников. В период святок, например, юноши нередко нападали на взрослых, причем их агрессия носила характер жестокости. Самой излюбленной шалостью деревенской молодежи следует признать заваливание ворот и дверей изб всяким деревенским хламом, дровами, бревнами, сохами и проч. Взявшись за это дело целой гурьбой, озорники так завалят выходы из изб, что утром все хозяева очутятся все в плену.

Нарушение естественных механизмов передачи социальной информации от старших к младшим на уровне всего российского общества, при котором младшие игнорировали волю старших, отчетливо фиксировалось крупнейшими писателями этого периода. Ф. Достоевский констатирует отсутствие в обществе гармонии между поколениями, при которой старшие должны доминировать над младшими.

История свидетельствует о существовании проблемы борьбы за власть между старыми и молодыми, принадлежащими к господствующему классу. Старые владели опытом, знанием, памятью, а молодые обладали силой, здоровьем и хорошими адаптационными способностями. Так в традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, а также были определены и неизменяемы способы взаимосвязи поколений и передачи опыта. Иная картина наблюдается в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новым поколением новые проблемы и задачи самоутверждения и выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Меняются механизмы трансляции опыта, в результате формируется «образ» каждого поколения.

В классической культуре России проблема смены поколений, проблема отцов и детей была проклятьем, тяготеющим над теми и другими, доходящим до отцеубийства - как у Достоевского.

Конфликтность поколений снимает христианство, которое начинается с осмысления того, что Христос пришел выполнять заветы Отца. «Я не против Отца, я пришел восстановить Законы Пророков…». В христианской культуре появляется преемственность поколений, каждое из которых, создавая новое, учитывает, трансформируя, конечно, старое. Достоевский пишет, что только христианизация может стать России защитой от всех бед.

Особо остро конфликт поколений проявляется в 20-е годы ХХ века. Молодое поколение отвергает ценностные идеалы прошлого и противопоставляет ей свою картину мира.

Таким образом, в разные исторические периоды отношение к старости было неодинаково. Это обусловлено разной ролью правового начала, разной степенью развития институтов демократии, спецификой культурных традиций.

Старый человек - одновременно и недочеловек, и сверх человек, и идол, и ненужная изношенная вещь. В общественном сознании старики, либо возвеличивались до роли святых, либо деградировали до изгоев, сливаясь с нищими, убогими, бесполезными.

Существует две основополагающие точки зрения на взаимоотношения поколений:

  • в современном обществе существует большая разница между поколениями и этот разрыв увеличивается;
  • представление о росте межпоколенных различий иллюзорны. Ничего нового в этом отношении не произошло.

Для любого общества на всех этапах развития характерно так называемое противоречие «отцов и детей». Его смело можно отнести к вечным . В современной культуре присутствует, ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности сопровождается ломкой традиций и норм. И проблема эта не биологическая, а социокультурная. Это проблема изменения способов и типов преемственности, отказом от преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры. Культура может развиться, лишь опираясь на традиции . Смена типов преемственности, отношения к традиции вовсе не связана с отрицанием собственной истории, она предполагает выработку идеала и поиск адекватных ему средств жизнедеятельности. Представление о возрасте и отношение к возрасту, оказывали непосредственное влияние на всю общественную жизнь государства и на жизнь каждой семьи.

Специфика конфликта поколений в России.

Семья, как социальный индикатор , является первым и самым чувствительным социальным организмом ко всем переменам в обществе. В настоящее время семья претерпевает демографические, культурные, социально экономические изменения, которые отражаются на внутрисемейных связях

В России за последние 15 лет произошли глубокие ценностные изменения. Можно сказать, что произошла ломка многовековой традиции российского общества, которая столь болезненна не только для пожилых людей, но и для всех остальных членов общества.

В России практически каждая семья имеет «белое пятно» в памяти о своих предках. Этому способствовали войны (гражданская и Великая отечественная), голод, государственный террор (раскулачивание, переселение народов, и затем ГУЛАГи). А потому молодое поколение все больше ставилось в ситуацию неопределенности как своего места в роду, так и в обществе. Оно было вынуждено или вырабатывать свои представления о мире и протестовать или приспосабливаться к сильным мира сего.

Реформы в России и дестабилизация в стране, вынуждают человека выживать , что формирует в сознании молодого поколения отношение к старшему поколению, как к иждивенцам. Молодежь не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто драматизирует их социальное положение. В массовом сознании, как в скрытой, так и в явной форме фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения. По факту государство реализует стратегию вытеснения людей преклонного возраста из сферы доступа к престижным ценностям , власти, и другим ресурсам, а также периферийным положением их проблем. Внимание общества в большей степени акцентируется на проблемах молодежи, чем на проблемах лиц пенсионного возраста. (Хотя Закон о молодежной политике в России еще не принят). Происходит трансформация отношения молодежи к старшему поколению в направлении от традиционно почтительного к нетрадиционному, не характерному для российского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. Пожилые люди оказались брошенным поколением, лишились сочувствия, сопереживания и помощи со стороны родных детей и внуков.

В общественном сознании (на территории СНГ, в том числе и в России) сравнительно недавно появилось такое понятие, как «частная собственность». Большинство людей частной собственности не имели и сознание и психология собственника в России еще не сформировалась. А поскольку в семейных отношениях все большее значение приобретает наличие собственности и факт передачи ее по наследству, то старики, которым нечего оставить своим детям в наследство, оказываются никому ненужными.

Но и у богатых людей, занимающихся бизнесом, появляются свои, специфические конфликты и проблемы по поводу передачи собственности . Одна из проблем – это как передать бизнес своим детям, которые не желают продолжать дело родителей, а хотят истратить капитал по своему усмотрению.

Поэтому специфика конфликта поколений в России на уровне социальных институтов проявляется в следующих фактах:

  • обесценивание старости в глазах молодого поколения;
  • поиск семейных ценностей, как духовных, так и материальных;
  • передача собственности по наследству;
  • вытеснение людей пожилого возраста на периферию социальной жизни;
  • дети не приемлют ценности и образ жизни своих родителей.
  • увеличение социокультурной дистанции между молодым и пожилым возрастом.

В России пожилые люди всю свою жизнь отдавали обществу, и оно их оставило на пороге старости один на один со своими проблемами. Старики стали обузой» для общества, тогда как общество обязано им своим сегодняшним днем, ибо они еще вчера не щадили ни сил, ни труда, чтобы умножить материальные и духовные богатства народа и обеспечить его неустанное развитие. Именно деятельность людей, которые на сегодняшний момент переступили порог старости, дала возможность молодежи получить образование и профессиональную подготовку, то есть самые главные основы существования общества. Старики передают молодым не только созданные ими блага, но и опыт и знания. Наследуя эти блага, молодые не должны забывать, что рано или поздно они тоже состарятся. В России произошли серьезные изменения. Резкий культурный скачок, происшедший в результате развития рыночных отношений привел к определенной социальной изоляции старых людей, к потере постоянно установленного статуса и уважения. Старый человек приобрел неправомерно низкий статус, а уважение к старости опустилось почти до нулевой отметки. Старики оказались в положении высмеиваемых, третируемых, преследуемых. Появились такие феномены как «старческая преступность», проявляющаяся в антисоциальном поведении, толчок, которому дает общество, которое отвергает стариков, дает им почувствовать и осознать свою ненужность, что приводит к распространению суицида среди них. В последние годы развития российского общества мы имеем дело с трансформацией отношений молодого поколения к старшему:из традиционно почтительного в нетрадиционное осуждающее, порицающее, отвергающее, в лучшем случае, абсолютно безразличное. Эта проблема особенно актуальна сегодня в России

Конфликт поколений: стабильность и изменчивость.

Жизненный цикл каждого человека характеризуется многогранной изменчивостью. Он включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли - ребенок, ученик, работник, родитель, дед.

Детство, отрочество и юность- это периоды ученичества, усвоения норм и ценностей данного общества.

Период зрелости, когда нормы и ценности усвоены максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями.

В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур (они меняются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способен к ним приспосабливаться). Выделение различных возрастных этапов имеет социокультурную историю. Не все из принятой в современной возрастной стратификации этапы появляются одновременно, их набор в разные периоды истории не равнозначен и не идентичен.

Очень важным представляется рассмотреть межпоколенные взаимоотношения в семье, которая важна как для молодого поколения, так и для поколения пожилых людей. Семья является основным элементом в системе взаимоотношений между поколениями. Семья в течении всей жизни человека является для него первой и последней опорой- «стартовой площадкой» на раннем этапе жизни и «последним прибежищем» в позднем возрасте. Семья выполняет ряд важнейших социальных функций таких как:

  • воспитательная (социализация молодого поколения),
  • функция духовного общения,
  • социально-статусная (предоставляет определенный социальный статус членам семьи),
  • досуговая (взаимообогащение интересов),
  • эмоциональная (получение психологической защиты, эмоциональной поддержки).

В настоящее время происходят сильные изменения в экономической жизни страны, старшее поколение полностью отдает себя работе, пытаясь выжить в наше нелегкое время. В связи с этим встает такая важная проблема, как снижение воспитательной функции семьи. Конечно, хорошо, когда детьми занимаются бабушки и дедушки. Помощь, оказываемая старшими молодым членам семьи весьма многообразна. Чаще всего она выражается в уходе за малолетними внуками и правнуками. Значение этой помощи трудно переоценить. Здесь и преимущество индивидуального обучения, и ценность тесного общения с ребенком в первые годы жизни, и большая гарантия предохранения его от заболеваний, столь частых в детских дошкольных учреждениях. Но при совместном проживании молодого и старшего поколения часто возникает не понимание друг друга. Причинами отсутствия взаимопонимания становятся объективная разница, связанная с новыми социальными условиями, разногласия во взглядах на жизнь, не совпадение ценностей и психологические особенности пожилых и молодых людей. Молодое поколение разотождествляется с дедами и как носителями идей прошлого, и как авторитетами в семье, ориентирами в жизни. Это ведет к напряжению в институте семьи, с которым себя все - таки отождествляет подавляющее большинство старшего поколения. Можно лишь пожелать, чтобы в каждой семье «конфликт поколений» решался на основе чудесного сплава любви к детям и уважении к старости. Но, к сожалению, это часто бывает совсем не так. Существуют сведения о домашнем насилии над пожилыми людьми в разных формах: физическом, эмоциональном и экономическом. Вместо неудовлетворенной потребности общения, заботы, старшее поколение испытывает унижение достоинства, потерю уважения и как результат стремление оградиться от конфликтных взаимоотношений со своим потомством и в большинстве случаев пожилые люди и их дети стремятся жить раздельно друг от друга.

Таким образом, старость можно рассматривать как стабильный и устойчивый элемент в жизни поколения, как основное звено механизма преемственности общественных отношений, культуры, морали, опыта. Отношение младших к пожилым людям, можно считать одним из показателей уровня культуры общества. Стереотипные утверждения и мнения, касающиеся старости, являются показателем, отражающим господствуюшую в данную эпоху и в определенном культурном кругу концепцию человека. Наша эпоха несет в себе культ молодости. Ценность человека определяет умение быстро и эффективно действовать, легко приспосабливаться к новым технологиям и инновациям. Культ темпа новизны не благоприятствует старым людям. И старость сама по себе приобретает негативные черты. Старые люди не поспевают за темпом современной жизни, которая изменчива и несет множество рисков. Старики не имеют сил, чтобы выполнять различного рода обязанности и роли, которые выдвигает жизнь, они тонут в хаосе информации. Поэтому молодое поколение должно осознавать, что оно, как изменяющийся элемент в обществе, нуждается в стабильной компоненте, в котором также нуждаются, прежде всего, их дети, семья и общество, в котором каждый человек пройдет по разным возрастным группам и придет к старости.

Конструктивная функция конфликта поколений.

Конфликт поколений является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба, отмечают некоторые исследователи.

Многие психоаналитики полагают, что в основе конфликта поколений лежит извечное соперничество между отцом и сыном (Эдипов комплекс), матери и дочери (комплекс Электры). Юноша не просто соперничает с отцом, но и отвергает его как образец, отказывается от своего социокультурного наследства.

Представители авангардизма усматривают в молодежной контркультуре единственно надежную, эффективную, радикальную оппозицию в отношении всего застойного, консервативного в обществе. Все эти объяснения сущности конфликта поколений, а также субъективные оценки юношей, которые склонны преувеличивать степень своих отличий от старших, должны быть дополнены анализом объективно существующих различий и их причин.

Каковы же причины обострения противоречий между поколениями?

В 60-е годы наметились два полюса в оценке межпоколенных различий: "великий разрыв" и "ничего нового". Разговор пока шел в основном о конфликтах, и их причинах в отношениях поколений, но исходным в данный момент, является преемственность в развитии рода человеческого. Во-первых, молодые, хотят они этого или нет, всегда будут опираться на традиции и опыт прошлых поколений.

Во-вторых, межпоколенные отношения, трансмиссия культуры всегда включают в себя встречные информационно-деятельные потоки как от родителей к детям, так и от детей к родителям. Встреча поколений может быть более или менее радостной. На сегодня в условиях информатизации общества молодежная интерпретация культурного наследия приобретает большое значение.

В-третьих, признавая значение обеих выше названных тенденций, нужно опасаться преувеличения темпов культурного обновления. Глубинные слои культуры, традиции, формы быта, семьи, складывающиеся тысячелетиями, устаревают медленнее, чем инновации в сфере техники, науки, информатики. Таким образом, сутью межпоколенных отношений не может быть ни "абсолютное обновление", ни "абсолютный разрыв" - и то и другое означало бы социальную катастрофу. Задачей является гармонизация отношений поколений в их преемственности. Однако, отказ от наследства, неблагодарность, потребительское отношение детей к родителям, эгоцентризм, неспособность к диалогу - эти крайние проявления обособленности нового поколения могут нанести удар по самим основам цивилизации. Структура обращений молодежи за помощью в критических ситуациях показывает стремление молодежи к самостоятельному решению проблем собственными силами. Но часто такое отношение носит чисто потребительский, угрожающий характер, что надолго прерывает коммуникацию между поколениями.

Главной задачей в конфликте поколений является совместное обучение стариков и молодежи к быстро изменяющимся условиям социальной жизни без жесткой иерархии, без насилия, сохраняя уважении друг к другу, с обязательным утверждением авторитета и благодарности своим старым родителям, к пожилым людям, с доверием и любовью к растущему человеку.

Общество оценивается по тому, как оно относится к старикам, детям и инвалидам, а также по тому в каких формах происходит конфликтное столкновение между поколениями. Если общество идет по цивилизованному пути, то тогда оно вынуждено создавать социальную систему поддержания стариков - пенсии, дома престарелых и т.д., говорить о воспитании милосердия. Именно в конфликте поколений обнаруживаются новые ниши, где необходимо специализированное воспитательное воздействие, предупреждающее разрушительные конфликты,порождающее новые ценностно-смысловые и деятельностные ниши взаимодействия поколений. Без специального регулирования на уровне идеологии и институтов социализации обеспечения постепенной смены базовых ценностей, можно получить или более того, спровоцировать социальный кризис, спровоцированный вечным конфликтом поколений.

Научиться понимать другого, и, прежде, всего старшее поколение, - это важнейшая социальная проблема. Трансляция нравственных образцов, без понимания их сути и смысла - бессмысленное занятие. Говоря о степени возможного влияния старшего поколения на молодежь, необходимо подчеркнуть важность таких факторов, как мера доверия молодежи к старшему поколению, так и мера доверия к молодежи.

Отношение общества к старикам - показатель его цивилизованности. На обществе лежит ответственность за социальное, физическое и материальное состояние его пожилых членов. Конфликт поколений может быть рассмотрен как благо, в случае осознания того, что именно в этом стихийном и вечном конфликте старшее и младшее поколение смогут обнаружить и осознать личностный уровень достигнутой культуры и степень цивилизованности общества. Внуки смогут увидеть КАК достойно и с почестями уходят из жизни старики (их дедушки и бабушки) и как достойно и уважительно провожают их дети (родители внуков). Ибо это«живая передача знаний» из уст в уста и это конструктивная функция конфликта поколений, эту функцию не может взять на себя государство, так как только сами люди формируют и передают культурные образцы, сформированные в вечном конфликте отцов и детей. Конфликт поколений не должен пугать или настораживать мыслящего человека. Вечный конфликт поколений может быть рассмотрен конструктивно с точки зрения развития гуманных отношений до вершины любви, нравственности, заботы и ценности каждого возраста. В конфликте поколений нет смысла искать виновного, гораздо важнее формировать ОТВЕТСТВЕННОСТЬ каждого человека за свое будущее, за будущее своих детей и за будущее всего человечества.

, – кандидат социологических наук,
директор Московской школы конфликтологии
" "

  • размещено в разделе:
  • найти еще статьи

  • Процесс передачи смыслового мира и других культурных ценностей и традиций из поколения в поколение представляет собой культурную трансмиссию. Именно трансмиссия обеспечивает преемственность и непрерывность культур. В результате трансмиссии молодое поколение получает возможность начать с того, чего достигло старшее поколение, добавляя новые знания, умения, ценности, традиции к уже накопленным.

    Каждое поколение имеет свои особенности: ценности и духовный облик, жизненный опыт и отношение к событиям эпохи, творческие достижения и сохранение традиций. Оно усваивает достигнутый уровень развития и на этой основе становится инициатором преобразований, способствующих продвижению вперёд. Эти две стороны взаимосвязи поколений - освоение культурного наследия и новаторство - образуют основу исторического развития общества. Характер преемственности культуры отражается в духовном облике поколений.

    Определяя смену поколений как культурно-исторический процесс, основанный на биологическом ритме человеческой жизни, можно выделить в нем следующие важнейшие аспекты:

    1) процесс культурной эволюции предполагает смену участников культуротворчества;

    2) со временем старые участники культурного процесса выбывают из него;

    3) люди одного поколения могут участвовать в культурном процессе только локально («здесь и сейчас»);

    4) культурный процесс может осуществляться только в результате передачи культурного наследия;

    5) переход от поколения к поколению есть непрерывный последовательный процесс.

    Особую роль в процессе смены поколений выполняют традиции. С одной стороны, традиции - это те ценности, которые передаются от поколения к поколению по закону преемственности и непрерывности. Они могут быть письменными или устными, быть закодированными в образцах

    поведения взрослых, в функционировании социальных институтов и пр. С другой стороны, традиция - это не только то, что передаётся, но и то, в недрах чего формируются инновации.

    Возникает вопрос: каким образом традиция, то есть следование готовому образцу, может допускать инновацию, то есть отступление, ведущее к отказу от традиций. Судьбы традиции в смене поколений складываются по-разному в разные культурно - исторические эпохи.

    Во-первых, может соблюдаться полная или почти полная тождественность во взглядах и нормах поведения, в сменяющих друг друга поколениях. Так обстоит дело в условиях стогнационного общества, каким было, например, раннее средневековье. Для людей, принадлежащих подобному обществу, специфично полное отсутствие каких-либо сомнений в целесообразности и правомочности материальных и духовных факторов их существования. Социальное творчество отсутствовало. Отношения между поколениями внутри семьи носили патриархальный клановый характер. Всё сообщество, включая семью, стояло на страже существовавшего уклада.

    Однако в позднем средневековье такой порядок начинает размываться, поскольку происходит развитие ремесел, городов, торговли.

    Во-вторых, функционирование традиций в смене поколений может иметь и иной характер, аналогичный тому, что происходит на рубеже средневековья и Возрождения. Традиции сохраняются, но к их соблюдению нет уже прежней жёсткой требовательности. В соперничество с традициями приходят государственные законы, отражающие новую социальную реальность. На традиции начинают смотреть как на нечто рутинное.

    Возникает снисходительность к частным нарушениям традиций, а тем самым возникает ниша, в которой могут зарождаться и вызревать традиции, альтернативные прежним.

    Иначе обстоит дело в условиях кризиса духовной культуры, когда ставится под вопрос культурная преемственность, или даже возникают тенденции к отказу от культурных традиций. Новые социально - культурные знания, идеалы и ценности стимулируют кризис старой идеологии. Но и в этом случае непрерывность существования культуры обеспечивается единством культуры и культуротворчества. Все эти особенности и тенденции влияют на характер преемственности поколений.

    В настоящее время значительно возрастает интерес к истории семьи и своего рода. Выявляются новые перспективные направления изучения истории дворянства, купечества, духовенства, интеллигенции, предпринимательства.

    В последние годы публикуются важнейшие архивные документы, на основе которых можно воссоздать историю семейной династии. Знание истории семьи - основа преемственности поколений и бережного отношения к культурному наследию. И наоборот, забвение предков неизбежно ведёт к безнравственности, унижению достоинства, варварскому отношению к историческим и духовно - нравственным ценностям.

    Историческое поколение - период времени, в течение которого живёт и активно действует данное поколение, становясь современником событий эпохи, оказавших влияние на его духовный облик. В современных условиях всё чаще говорят о «бизнес - поколении», которое активно проявляет себя в предпринимательской и коммерческой деятельности, что влияет на ценностные ориентации и формирующийся стиль жизни. Поколение в этом смысле не столько количественная, сколько качественная определённость.

    Старшее поколение может вовлекать в поле своего притяжения несколько поколений, создавая устойчивую традицию отношения к историческим событиям и духовным ценностям своего времени, вызывая эмоциональную сопричастность и взаимное понимание. Такие отношения складываются между поколениями в условиях относительной стабильности общества. Но динамика перемен вызывает, как правило, в новом поколении критическое отношение к предыдущему периоду, провозглашая отказ от прежних целей и ценностей, объявляя их ложными.

    В обществе с достаточно стабильной структурой и медленным темпом перемен успех воспитания оценивался в зависимости от того, насколько старшим удавалось передать подрастающему поколению накопленные знания, умения и навыки. Младшее поколение готовили к жизни в обществе, которое в общих чертах будет похоже на то, в котором всю свою жизнь прожили их родители. Старшие не могли даже представить жизнь иной, их прошлое было схемой будущего. Подобная модель культуры характерна не только для далёкого прошлого, но типична для периодов стагнации, замедленного темпа развития, для изолированных регионов, замкнутых этнических групп. Этот тип культурной преемственности основательно исследовала американский антрополог М. Мид.

    Старшее поколение воплощает мудрость жизни, которую следует воспринимать беспрекословно. Оно является образцом для подражания и почитания, ибо владеет всем необходимым комплексом знаний и ценностей, норм поведения. Старшее поколение пользуется высоким авторитетом среди

    молодёжи, а его опыт не только поучителен, но и оставляет неизгладимый след в душе молодого человека, создаёт необходимую устойчивость жизненного уклада, поддерживая атмосферу взаимопонимания и заботы, распорядок и ритуал повседневной жизни. Целостность внутреннего мира не претерпевает больших изменений даже при модернизации отдельных элементов быта или при переезде в новую страну. Включение в иную культуру не вытесняет полностью традиционного образа и стиля жизни, если он закреплён в сознании и поведении поколений и воспринимается как эталон отношений.

    Утрата ценностных ориентиров вызывает ностальгию, которая представляет собой сложный комплекс чувств одиночества и тоски, желание погрузиться в родную среду. Традиционные культуры обладают большой энергетической силой и воздействуют на духовный облик поколений, поддерживая стиль общения, нормы и приёмы воспитания детей, духовно - нравственные ценности и приоритеты. Традиционная культура народов имеет глубокую и разветвлённую «корневую систему», без которой поколение теряет жизнестойкость, утрачивает представление о своих истоках. Она формирует национальное самосознание, патриотизм и духовно - нравственные ценности. Однако, при всей важности традиций, было бы неверно игнорировать те новые тенденции, которые возникают в каждую новую эпоху и являются результатом динамизма истории. В новой ситуации опыт молодого поколения радикально отличается от старшего.

    Молодёжь сама вырабатывает жизненные ориентиры, стиль поведения и ценности, представления об успехе и смысле жизни. И это вполне оправданно, ибо прежние подходы к решению жизненных проблем оказываются малоэффективными. В этом смысле старшее поколение утрачивает свой авторитет, но при этом сохраняет знание традиций. Постепенно происходит процесс угасания прежней культуры. Старшее поколение реагирует на новую ситуацию по-разному: одни мирно принимают перемены, другие резко критикуют все новшества. Это неизбежно влечёт за собой состояние духовного вакуума, неуверенность в будущем, беспокойство и тревогу.

    Категоричность и высокомерие в отношениях между поколениями разрушают возможность понимания и диалога, ведут к усилению напряжённости. Неодобрение всего нового, желание повернуть назад ход истории, остановить темп перемен не вызывают позитивного отклика у молодёжи и неизбежно ведут к противостоянию поколений.

    Не менее опасно и пренебрежение молодых опытом старших, желание стереть из памяти все достижения прошлых лет. Каждое поколение выполняет свою историческую роль и заслуживает поддержки, ибо без этого прерывается связь поколений. Преемственность поколений является основой исторического развития человека и общества, поэтому все общественные и личные усилия должны быть направлены на взаимопонимание и диалог.

    Ускорение перемен и внедрение новшеств оказывает существенное влияние на психологическое состояние и самочувствие человека. Люди живут на «повышенных скоростях», когда стремительно меняется мир, идеи и отношения, ценности и ориентации, социальные институты и организации.

    Быстротечность приводит к ощущению хрупкости и неустойчивости жизни, создаёт настроение неуверенности и нестабильности, порождает особую установку сознания на краткосрочность связей и человеческих отношений.

    Повышенная мобильность увеличивает число человеческих контактов, делает их поверхностными, вызывает растущее чувство одиночества. Быстротечность перемен и новизна усложняют проблемы адаптации человека в мире, вызывая психологическую перегрузку и нравственную усталость. Возникает дефицит душевного комфорта, положительных эмоций от общения. Поток новизны проникает и в семейную жизнь.

    Изобилие вариантов брачных союзов, широкий выбор моделей семейной жизни влияет и на духовно - нравственную составляющую личности. Общество разделяется на отдельные субкультуры, каждая из которых образует особый мир со своей иерархией ценностей, стилем и образом жизни, предпочтениями и симпатиями, правилами и запретами.

    Фрагментация общества влечёт за собой распад единой структуры ценностей. Центральное ядро ценностей, существовавшее в прошлом, исчезает с невероятной быстротой. За эти годы выросло поколение, которому не знакомы многие идеологические лозунги, ритуалы, организации.

    Не продолжая описание тенденций современного общества, необходимо понять положение подрастающего поколения в условиях постоянных изменений, разработать стратегию адаптации к переменам, содействующую восстановлению душевных сил.

    Растущему человеку необходимо чувство защищённости, стабильности и доброжелательности окружающего мира, ему необходимы жизненные ориентиры, которые одобряются и поддерживаются, получают общественное признание и уважение. Отсутствие чувства идентичности порождает одиночество, потерянность, отчуждённость.

    В условиях быстрого темпа модернизации общества, трансформации социальных институтов, в социальном положении подрастающего поколения происходят существенные перемены.

    Имеют место отношения купли - продажи, незаконные сделки, двойная мораль, грубость и распущенность, неуважение к старшим. Негативное влияние оказывают и средства массовой информации, которые намеренно тиражируют насилие, вседозволенность, нарушение самых элементарных прав человека. Почти исчезли передачи, способствующие воспитанию нравственности и высокой духовности.

    Снижение интеллектуального и нравственного уровня общества может привести к невосполнимым потерям в духовном облике подрастающего поколения. Реальное решение проблемы преемственности в смене поколений в условиях кризиса состоит в том, что нужно исходить из преходящести всякого кризиса культуры и смены этапа её дестабилизации этапом стабилизации с сохранением ядра культуры и выработкой новых, соответствующих времени образцов. Следует при этом помнить о двоякой роли молодёжи в развитии культуры.

    Молодёжь является ретранслятором культуры в передаче от прошлого к будущему, обеспечивая сохранение и преемственность в развитии культуры. Но она передаёт потомкам культуру в частично преобразованном виде. Именно в этом смысле она творит культуру. Две функции - сохранение и внесение инноваций - должны быть всегда сбалансированными. Таким образом, любые изменения культуры предполагают сохранение единства и непрерывности культуры через преемственность поколений.

    Что означает слово «преемственность»? Это важная связь между прошлым, настоящим и будущим, когда элементы прошлого сохраняются и переносятся в настоящее. С помощью преемственности из рода в род передаются культурное прошлое, социальные ценности.

    В чём заключается преемственность поколений?

    Наследие — это невидимая связь между потомками. Очень хорошее сравнение привёл учёный который соотнёс поколения с морскими волнами. Он говорил, что если сравнивать историю с мировым океаном, а каждого индивида с каплей этого океана, то поколения в таком случае будет волнами этого океана. Они торопятся, набегая друг на друга, поднимаются высоко вверх, а потом стремительно падают вниз. И так за разом раз. Так и в жизни. Одно поколение сменяется другим, но именно то самое «океанское» прикосновение помогает передать самые важные и жизненно необходимые ценности от одних людей к другим. К сожалению, динамика развития общества намного опережает возможности механизма преемственности.

    В чём скрывается проблема?

    Проблема преемственности поколений скрыта в современном техническом прогрессе. Рассмотрим пример родительского наказания. Десятилетиями ранее ребёнок совершает плохой поступок — обижает того, кто слабее его. Тут же получает строгий выговор от родителей. На будущее он будет знать, что поступил плохо, так делать больше нельзя. Сейчас с появлением гаджетов, планшетов и телефонов дети быстрее впитывают всю информацию, которую предоставляет интернет.

    К сожалению, большая половина того, что ребёнок видит на разнообразных сайтах, — сплошной негатив. Мозг закладывает информацию о том, что видели глаза, а вот объяснить, насколько это плохо, просто некому. И когда ребёнок совершит что-то страшное, чему его научили просмотры интернета, он даже не сможет сразу осознать, за что его отругали. Ведь он это видел, значит, так можно. Ещё одним ярким примером может выступить такое направление культуры, как субкультура. Здесь чётко прослеживается порой слепое подражание молодых людей чему-то, что было возведено в ранг популярных направлений. Каждый второй гот не сможет объяснить, зачем он так одевается и почему ему близки эти цвета, главное - следовать за друзьями.

    Что происходит сегодня?

    Если рассматривать эту проблему более широко, можно вывести следующие стороны. Скорость важных социальных изменений в идеале должна совпадать со скоростью смены поколений. Как показывает история, значимые перемены в обществе приходятся примерно на срок жизни трёх поколений — дети-отцы-деды. То есть другими словами, переход социальных ценностей и других традиций осуществляется между тремя близкими поколениями — от дедов к внукам.

    Говоря конкретнее, на первом этапе происходит рождение идеи, на втором этапе просматривается переучивание поколения и лишь на третьем — принятие новых взглядов. Конечно, за это время многое меняется, но не настолько резко, чтобы новые поколения не успевали адаптироваться. Успешная адаптация отводила в сторону конфликтные ситуации, возникающие от простого недопонимания. Примеров тому может быть бесконечное множество - начиная от бескультурия в автобусах, когда молодые делают упорный вид, что не замечают стоящего рядом пожилого человека, до банального хамства - когда в ответ на замечание старший по возрасту может услышать оскорбительное выражение от того, кто значительно младше.

    Преемственность поколения — это не только судьба одного конкретного рода. Можно также рассмотреть более широкий пример — люди советского воспитания (СССР) — СНГ — и настоящий период (россияне).

    Развитие технического прогресса сегодня идет невероятными темпами, вводятся новые технологии, за которыми людям советского времени угнаться практически невозможно. Кто из пенсионеров в наши дни владеет компьютером хотя бы так, как это умеют ученики начальных классов? А что говорить о более старшем возрасте россиян! Нанотехнологи всё быстрее создают новые методики, всё больше упрощающие жизнь граждан. Однако стоит помнить, что именно преемственность поколений обеспечивает моральные устои современных людей. Но частой реакцией на замечания пожилых становится агрессия, рождённая банальным отсутствием понимания. Воспитанные в духе свободных граждан молодые люди уверены, что знают всё, и тем более в какой ситуации и как им надо поступать. Поэтому любое замечание от старших расценивается как нудный воспитательный процесс. И лишь гораздо позднее, и далеко не во всех случаях, приходит понимание, что вам желали только добра и что-то ещё действительно можно было изменить в лучшую сторону.

    Родители на первом месте

    Специалистами различных научных институтов был проведён опрос среди молодого поколения — что из опыта старших действительно является ценным для молодёжи. Ответом большинства было: преемственность — связь поколений, поэтому главное — это любовь к родителям и

    На втором месте стоят достаток и материальное обеспечение. А дальше — по убывающей: любовь, честность, стремление к успеху, ответственность, образование, трудолюбие, вежливость, доброта, независимость, мир, патриотизм. В конечном итоге результат оказался неплохим. Однако патриотизму, благодаря которому молодёжь сегодня живёт в свободной стране (речь о Великой Отечественной войне), досталось лишь последнее место среди основных ценностей. А вот достаток и желание зарабатывать больше — на втором, сразу после семьи. Пострадали и о которых практически никто и ничего не сказал.

    Выводы

    Как показал данный опрос, преемственность между поколениями советского и российского времени оказалась достаточно слабой. Уважение к культуре своего народа, к истории, любовь к Родине — всё это очень далеко от современной молодёжи. Сегодня идёт активная пропаганда свободной жизни, навеянная СМИ на примерах иностранных сограждан.

    Уже на сегодняшний день можно чётко проследить, что нравственность и мораль для молодых людей нашей страны — очень далёкие и совершенно чужие понятия. Нельзя говорить обо всех, однако несколько поколений детей, а теперь уже подростков, проигнорировали преемственность поколений, сделав выбор в свою сторону, опираясь на чужие, не всегда культурные ценности. Данная позиция формирует совершенно новые специфические устои, которые в итоге могут привести к нарушению целостности нашей страны.

    Проблемы, волнующие молодёжь сегодня

    По данным ещё одного глобального опроса, посвящённого насущным проблемам, ситуация на сегодняшний день выглядит следующим образом. Больше всего волнует инфляция и рост цен, а следом — отсутствие нормальных условий для получения образования и медицинской помощи. Большая половина высказалась за то, что острой проблемой в стране является преступность, и почти столько же человек разделили мнение, что наравне с ней стоит терроризм. Кто-то вспомнил о том, что у молодых людей нет собственной национальной идеи, а также то, что из-за пагубно влияющих на здоровье привычек происходит стремительное сокращение численности населения. Отдельной строкой была выделена религиозная нетерпимость, бездуховность и развивающаяся деградация. Основным решением этих проблем небольшая часть молодых людей признала сохранение преемственности поколений.

    Своё важнее

    Из приведённых выше итогов опроса можно сделать неутешительный вывод — личные проблемы, касающиеся конкретного индивида, стоят намного выше, чем интересы общие. Молодёжь не заинтересована в образовании уникальной нации, самостоятельно решающей свои проблемы. Вот здесь просматривается яркая потеря тех ценностей, которые должна была донести преемственность поколений. Хотя нельзя говорить об этом так утвердительно. Глядя на школьников средних и старших классов, можно с уверенностью утверждать, что в них загораются те самые нотки социальных и культурных ценностей, которые в своё время не получилось донести до предыдущих поколений. Всё больше получают популярность такие мероприятия, как многолюдные флешмобы, акции, приуроченные к праздникам, дань Великой войне и тем, кого ещё можно сегодня поздравить с Победой лично.

    В заключение

    В заключение хочется напомнить ещё раз: преемственность поколений — это нить, которую нельзя разрывать, это связь, которую надо поддерживать. Надо уметь хранить то, что было заложено предками, чтобы наряду с техническими процессами так же быстро шло и моральное воспитание нашего народа. Преемственность поколения — это своего рода кривая, со своими падениями, но, несомненно, и со следующими за ними подъёмами.

    Важно помнить и то, что, если у людей, живущих в одной стране, будут разные взгляды — это будет похоже на рисунки на песке, которые легко смоются вновь набежавшими волнами. Без центральной идеи будут совершенно бесполезными любые социальные, политические, экономические изменения. Всегда найдётся тот, кому хорошо, а на него ещё один — которому плохо.

    Постпрофессиональная или постслужебная стадия – состоит из двух этапов: этапа деятельности вне органа власти и пенсионного этапа . Деятельность вне органов власти связана с переходом в иную социальную ситуацию и несет в себе ряд личностных проблем для увольняемого. Во-первых, он теряет стабильный источник дохода, который обеспечивал его жизнь и жизнь его семьи. Во-вторых, он теряет сферу своей социальной самореализации, которая уже долгое время накладывала свой отпечаток на его жизнедеятельность. В-третьих, теряется его социальный статус и рвутся его социальные связи.

    Пенсионный этап завершает трудовую деятельность гражданина. Выход на пенсию неизбежен и заранее планируется, известны его сроки. Поэтому следующие за ним перемены в жизнедеятельности воспринимаются как должное. Возникающие в связи с этим проблемы смягчаются специальными мероприятиями и использованием бывших сотрудников в качестве консультантов, наставников и т. п.

    В соответствии с действующим законодательством государственный гражданский служащий приобретает право на пенсию: по выслуге лет, если он имеет необходимый стаж государственной гражданской службы; по инвалидности, если он стал инвалидом на службе. В случае смерти или гибели государственного гражданского служащего его семья приобретает право на пенсию по случаю потери кормильца.

    4.2. Какова сущность социального управления воспроизводством кадров в органах государственного и муниципального управления?

    Управление кадровыми процессами в органах государственной власти (как социальное управление) в самом общем виде есть целенаправленная деятельность субъекта власти по формированию своей социальной субстанции, для наиболее полного удовлетворения своих потребностей и функций государственной власти.

    Управление кадровыми процессами – это деятельность субъекта по созданию условий, необходимых для движения и развития кадров с целью оптимизации их функционирования в органах власти в соответствии с задачами этих органов и приведение состава кадров в соответствие с социальной природой и потребностями властвующего субъекта.

    Управление кадровыми процессами, как разновидность социального управления, содержит три компонента. Первый – ядро механизмов управления, включающее целепологание и целеосуществление. Управление может быть внешним (субъект управления находится за рамками системы самих объектов), а также самоуправлением (субъект находится внутри объекта). Вторым компонентом является социальная самоорганизация, т.е. спонтанные процессы внутриколлективного регулирования (лидерство, неформальное группообразование, социальные нормы). Оба названных компонента образуют третий – организационный порядок, включающий в себя как продукты «прошлого» управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе. Оптимальное соотношение этих компонентов предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и учета границ каждого из них, снятия возможных противоречий.

    Выяснив сущность и структуру регулирования кадровых процессов, как основного средства реализации кадровой политики, мы можем разработать его логико–семантическую модель и представить ее в матричной форме.

    Смоделировать регулирование кадровыми процессами можно путем соотнесения этих процессов с основными элементами регулирования. Результат изложен в таблице 5.

    В ней мы видим: по вертикали – основные стадии, этапы, фазы кадровых процессов; по горизонтали – пять основных элементов регулирования (управления). В точках пересечения цифрами обозначены элементы управления отдельными этапами кадровых процессов. В таблице их 60. Причем, дослужебная и постслужебная стадии представлены в обобщенном виде (по 10 укрупненных элементов), а служебная стадия как предмет нашего изучения – более детально (40 элементами).