Социальная структура древней Индии: кратко о главном. Социальная структура древней индии. Социальная группа скотоводов и земледельцев

Источники звука. Звуковые колебания

Человек живёт в мире звуков. Звук для человека является источником информации. Он предостерегает людей об опасности. Звук в виде музыки, пения птиц доставляет нам наслаждение. Мы с удовольствием слушаем человека с приятным голосом. Звуки важны не только для человека, но и для животных, которым хорошее улавливание звука помогает выжить.

Звук – это механические упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, твердых телах.

Причина звука - вибрация(колебания) тел, хотя эти колебания зачастую незаметны для нашего глаза.

Источники звука - физические тела, которые колеблются, т.е. дрожат или вибрируют с частотой
от 16 до 20000 раз в секунду. Вибрирующее тело может быть твердым, например, струна
или земная кора, газообразным, например, струя воздуха в духовых музыкальных инструментах
или жидким, например, волны на воде.

Громкость

Громкость зависит от амплитуды колебаний в звуковой волне. За единицу громкости звука принят 1 Бел(в честь Александра Грэхема Белла, изобретателя телефона). На практике громкость измеряют в децибелах (дБ).1 дБ = 0,1Б.

10 дБ – шепот;

20–30 дБ – норма шума в жилых помещениях;
50 дБ – разговор средней громкости;
80 дБ – шум работающего двигателя грузового автомобиля;
130 дБ – порог болевого ощущения

Звук громкостью свыше 180 дБ может даже вызвать разрыв барабанной перепонки.

Высокие звуки представлены высокочастотными волнами – например, птичье пение.

Низкие звуки – это низкочастотные волны, например, звук двигателя большого грузовика.

Звуковые волны

Звуковые волны – это упругие волны, вызывающие у человека ощущение звука.

Звуковая волна может проходить самые различные расстояния. Орудийная стрельба слышна на 10-15 км, ржание лошадей и лай собак - на 2-3 км, а шепот всего на несколько метров. Эти звуки передаются по воздуху. Но проводником звука может быть не только воздух.

Приложив ухо к рельсам, можно услышать шум приближающегося поезда значительно раньше и на большем расстоянии. Значит металл проводит звук быстрее и лучше, чем воздух. Вода тоже хорошо проводит звук. Нырнув в воду, можно отчетливо слышать, как стучат друг о друга камни, как шумит во время прибоя галька.

Свойство воды – хорошо проводить звук – широко используется для разведки в море во время войны, а также для измерения морских глубин.

Необходимое условие распространения звуковых волн – наличие материальной среды. В вакууме звуковые волны не распространяются, так как там нет частиц, передающих взаимодействие от источника колебаний.

Поэтому на Луне из-за отсутствия атмосферы царит полная тишина. Даже падение метеорита на ее поверхность не слышно наблюдателю.

В каждой среде звук распространяется с разной скоростью.

Скорость звука в воздухе - приблизительно 340 м/с.

Скорость звука в воде - 1500 м/с.

Скорость звука в металлах, в стали - 5000 м/с.

В теплом воздухе скорость звука больше, чем в холодном, что приводит к изменению направления распространения звука.

КАМЕРТОН

- это U-образная металлическая пластина , концы которой могут колебаться после удара по ней.

Издаваемый камертоном звук очень слабый и его слышно лишь на небольшом расстоянии.
Резонатор - деревянный ящик, на котором можно закрепить камертон, служит для усилениязвука.
Излучение звука при этом происходит не только с камертона, но и с поверхности резонатора.
Однако длительность звучания камертона на резонаторе будет меньше, чем без него.

Э Х О

Громкий звук, отражаясь от преград, возвращается к источнику звука спустя несколько мгновений, и мы слышим эхо.

Умножив скорость звука на время, прошедшее от его возникновения до возвращения, можно определить удвоенное расстояние от источника звука до преграды.
Такой способ определения расстояния до предметов используется в эхолокации.

Некоторые животные, например летучие мыши,
также используют явление отражения звука, применяя метод эхолокации

На свойстве отражения звука основана эхолокация.

Звук - бегущая механическая волна и передает энергию.
Однако мощность одновременного разговора всех людей на земном шаре едва ли больше мощности одного автомобиля «Москвич»!

Ультразвук.

· Колебания с частотами, превосходящими 20 000 Гц, называют ультразвуком. Ультразвук широко применяется в науке и технике.

· Жидкость вскипает при прохождении ультразвуковой волны (кавитация). При этом возникает гидравлический удар. Ультразвуки могут отрывать кусочки от поверхности металла и производить дробление твердых тел. С помощью ультразвука можно смешать не смешивающиеся жидкости. Так готовятся эмульсии на масле. При действии ультразвука происходит омыление жиров. На этом принципе устроены стиральные устройства.

· Широко используется ультразвук в гидроакустике. Ультразвуки большой частоты поглощаются водой очень слабо и могут распространяться на десятки километров. Если они встречают на своем пути дно, айсберг или другое твердое тело, они отражаются и дают эхо большой мощности. На этом принципе устроен ультразвуковой эхолот.

В металле ультразвук распространяется практически без поглощения. Применяя метод ультразвуковой локации, можно обнаружить мельчайшие дефекты внутри детали большой толщины.

· Дробящее действие ультразвука применяют для изготовления ультразвуковых паяльников.

Ультразвуковые волны , посланные с корабля, отражаются от затонувшего предмета. Компьютер засекает время появления эха и определяет местоположение предмета.

· Ультразвук применяют в медицине и биологии для эхолокации, для выявления и лечения опухолей и некоторых дефектов в тканях организма, в хирургии и травматологии для рассечения мягких и костных тканей при различных операциях, для сварки сломанных костей, для разрушения клеток (ультразвук большой мощности).

Инфразвук и его влияние на человека.

Колебания с частотами ниже 16 Гц называются инфразвуком.

В природе инфразвук возникает из-за вихревого движения воздуха в атмосфере или в результате медленных вибраций различных тел. Для инфразвука характерно слабое поглощение. Поэтому он распространяется на большие расстояния. Организм человека болезненно реагирует на инфразвуковые колебания. При внешних воздействиях, вызванных механической вибрацией или звуковой волной на частотах 4-8 Гц, человек ощущает перемещение внутренних органов, на частоте 12 Гц – приступ морской болезни.

· Наибольшую интенсивность инфразвуковых колебаний создают машины и механизмы, имеющие поверхности больших размеров, совершающие низкочастотные механические колебания (инфразвук механического происхождения) или турбулентные потоки газов и жидкостей (инфразвук аэродинамического или гидродинамического происхождения).

Звук обуславливается механическими колебаниями в упругих средах и телах, частоты которых лежат в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц и которые способно воспринимать человеческое ухо.

Соответственно этому механическому колебанию с указанными частотами называются звуковыми и акустическими. Неслышимые механические колебания с частотами ниже звукового диапазона называются инфразвуковыми, а с частотами выше звукового диапазона называются ультразвуковыми.

Если звучащее тело, например электрический звонок, поставить под колокол воздушного насоса, то по мере откачивания воздуха звук будет делаться все слабее и слабее и, наконец, совсем прекратится. Передача колебаний от звучащего тела осуществляется через воздух. Отметим, что при своих колебаниях звучащее тело при своих колебаниях попеременно то сжимает воздух, прилегающий к поверхности тела, то, наоборот, создает разрежение в этом слое. Таким образом, распространение звука в воздухе начинается с колебаний плотности воздуха у поверхности колеблющегося тела.

Музыкальный тон. Громкость и высота тона

Звук, который мы слышим тогда, когда источник его совершает гармоническое колебание, называется музыкальным тоном или, коротко, тоном.

Во всяком музыкальном тоне мы можем различить на слух два качества: громкость и высоту.

Простейшие наблюдения убеждают нас в том, что тона какой-либо данной высоты определяется амплитудой колебаний. Звук камертона после удара по нему постепенно затихает. Это происходит вместе с затуханием колебаний, т.е. со спаданием их амплитуды. Ударив камертон сильнее, т.е. сообщив колебаниям большую амплитуду, мы услышим более громкий звук, чем при слабом ударе. То же можно наблюдать и со струной и вообще со всяким источником звука.

Если мы возьмем несколько камертонов разного размера, то не представит труда расположить их на слух в порядке возрастания высоты звука. Тем самым они окажутся расположенными и по размеру: самый большой камертон дает наиболее низкий звук, самый маленький – наиболее высокий звук. Таким образом, высота тона определяется частотой колебаний. Чем выше частота и, следовательно, чем короче период колебаний, тем более высокий звук мы слышим.

Акустический резонанс

Резонансные явления можно наблюдать на механических колебаниях любой частоты, в частности и на звуковых колебаниях.

Поставим рядом два одинаковых камертона, обратив отверстия ящиков, на которых они укреплены, друг к другу. Ящики нужны потому, что они усиливают звук камертонов. Это происходит вследствие резонанса между камертоном и столбов воздуха, заключенного в ящике; поэтому ящики называются резонаторами или резонансными ящиками.

Ударим один из камертонов и затем приглушим его пальцами. Мы услышим, как звучит второй камертон.

Возьмем два разных камертона, т.е. с различной высотой тона, и повторим опыт. Теперь каждый из камертонов уже не будет откликаться на звук другого камертона.

Нетрудно объяснить этот результат. Колебания одного камертона действует через воздух с некоторой силой на второй камертон, заставляя его совершать его вынужденные колебания. Так как камертон 1 совершает гармоническое колебания, то и сила, действующая на камертон 2, будет меняться по закону гармонического колебания с частотой камертона 1. Если частота силы иная то вынужденные колебания будут настолько слабы, что мы их не услышим.

Шумы

Музыкальный звук (ноту) мы слышим тогда, когда колебание периодическое. Например, такого рода звук издает струна рояля. Если одновременно ударить несколько клавиш, т.е. заставить звучать несколько нот, то ощущение музыкального звука сохранится, но отчетливо выступит различие консонирующих (приятных на слух) и диссонирующих (неприятных) нот. Оказывается, что консонируют те ноты, периоды которых находятся отношениях небольших чисел. Например, консонанс получается при отношении периодов 2:3 (квинта), при 3:4 (кванта), 4:5 (большая терция) и т.д. Если же периоды относятся как большие числа, например 19:23, то получается диссонанс – музыкальный, но неприятный звук. Еще дальше мы уйдем от периодичности колебаний, если одновременно ударим по многим клавишам. Звук получится уже шумоподобным.

Для шумов характерна сильная непериодичность формы колебаний: либо это – длительное колебание, но очень сложное по форме (шипение, скрип), либо отдельные выбросы (щелчки, стуки). С этой точки зрения шумам следует отнести и звуки, выражаемые согласными (шипящими, губными и т.д.).

Во всех случаях шумовые колебания состоят из огромного количества гармонических колебаний с разными частотами.

Таким образом, у гармонического колебания спектр состоит из одной-единственной частоты. У периодического колебания спектр состоит из набора частот – основной и кратных ей. У консонирующих созвучий мы имеем спектр, состоящий из нескольких таких наборов частот, причем основные относятся как небольшие целые числа. У диссонирующих созвучий основные частоты уже не находятся в таких простых отношениях. Чем больше в спектре разных частот, тем ближе мы подходим к шуму. Типичные шумы имеют спектры, в которых присутствуют чрезвычайно много частот.

Индуизм оказал существенное влияние на общественную жизнь индусов. Основными социальными составляющими единицами индийского общества являются варны и касты. Варно-кастовая система и сам индуизм настолько взаимосвязаны, что индусы не могут представить для себя иную жизнь в обществе и другую религию. Изменения в области религии обязательно вызвали бы социальные потрясения, которые, в свою очередь, привели бы к пересмотру религиозных принципов. Человеку из иной культуры варновая система может показаться дикой и несправедливой, однако сами индусы, начиная от брахманов и заканчивая неприкасаемыми, считают свою варновую систему необходимой и истинной. Социальная структура индийского общества включает в себя такую систему варн: брахманы, или брамины (жрецы), кшатрии (воины, государственные правители и чиновники), вайшьи (крестьяне, ремесленники), шудры. В русском языке невозможно найти аналог слову шудр , так что условно назовём их рабами, хотя это не совсем правильно. Так или иначе, но прямая обязанность шудр состоит в служении людям из более высоких варн. Представители первых трёх варны признаются в качестве полноправных членов общества и их называют дваждырождёнными. Имеется в виду первое рождение от матери в физическом смысле, а второе рождение в 8-17 лет – от гуру в духовно-социальном смысле. Каждый представитель этих трёх Варн был обязан пройти посвящение, иначе он мог оказаться изгоем. Шудр ко «второму рождению» не допускался, ни при каких обстоятельствах.

Согласно традиции считается, что брахманы произошли из уст Вселенского человека Пуруши; кшатрии – из его рук; вайшьи – из бёдер; шудры – из пыли под его ногами. Соответственно своему положению в варновой системе, каждый человек должен служить Полному Целому, олицетворённому в образе Вселенского человека. Таким служением люди обеспечивают себе безопасность. Служение индивида Полному Целому, Пуруше, составляет вечный закон мироздания, или санатана-дхарму.

Индуизм укоренён не только в индивидуальном сознании, но и в социальной системе и общественном сознании индусов. Правовой статус в ведическом обществе зависит от состояния ритуальной чистоты или нечистоты, свидетельсвующей о степени духовного и интеллектуального развития человека. Самой высшей варной является варна брахманов. Здесь нужно учесть, что слово брахман может относиться и к всеобщему мировому Закону, и к варне, и к текстам, входящим в Веды. В данном случае речь идёт о людях определённой социальной группы. Брахманы, в первую очередь, выполняли функции священнослужителей, поэтому они часто ассоциируются с жрецами. Тем не менее такое понимание варны брахманов является неполным, поскольку брахманы занимались и медициной, и астрологией, и преподаванием, лучше сказать, что брахманы – это интеллектуальная аристократия, или элита древнеиндийского общества. Наиболее тяжёлым преступлением считалось убийство брахмана, поэтому даже брахмана-отступника нельзя было убить – только выгнать. В VII веке до н.э. брамины сложили священные тексты – Брахманы, включавшие в себя толкования Вед, разъяснения смыслов разных религиозных обрядов. Брахмана отличало от остальных людей система ценностей, в которой на первом месте были принципы духовной жизни и интеллектуальной деятельности. На брахманов распространялись многие пищевые запреты, например, на крепкие хмельные напитки, пиво, мясо – всё это пища низших демонов, которая не должна вкушаться брахманом, поскольку он ест жертвенную пищу, приносимую богам. Важен также факт допущения браминами жертвоприношений, причём в древности практиковались и человеческие жертвоприношения. Брахманы не всегда считались с интересами людей из других варн, особенно из шудр. В случае убийства шудра брахман совершал такой же очистительный ритуал, какой совершается после убийства животного.



Кшатрии также именуются раджаньями. Раджаньи должны были служить обществу на военном и политическом поприще. Раджа – производное от раджаньи – обязан заботится о своих подчинённых и охранять их. Народная этимология производит слово раджа (царь ) от глагола ракш охранять . Царская власть мыслится неограниченной по отношению к подданным, но столь же неограниченной мыслилась и его ответственность перед божеством и перед своей совестью. Основным орудием царской власти в Индии считалось наказание. Законы Ману, созданные примерно 2 тыс. лет назад и отражающие очень ярко индийскую правовую идеологию, говорят: «Наказание есть по-настоящему царь, наказание истинно муж по силе, руководитель, повелитель… Наказание управляет всеми существами, наказание их охраняет, наказание бодрствует, когда они спят… Весь мир держится в границах наказания, ибо человек безгрешный трудно находим. Ведь из боязни перед наказанием весь мир дает то, что должен давать… Того царя считают истинным применителем наказания, который говорит истину, поступает обдуманно, мудро и который знает закон… Наказание ниспровергает царя со всем его родом, если он отступает от закона». От царя требуется, чтобы он беспристрастно наказывал даже ближайших родственников, и по отношению к самому себе он должен штраф, которым облагает другого человека, увеличить в тысячу раз, если совершит тот же поступок. У того же Ману мы находим указание, что если царь и получает 1/6 доходов и 1/6 добрых дел от своих подданных, то и 1/6 их грехов падает на его совесть. Более того, во все времена в Индии существовало убеждение, что если страну постигнет бедствие, то в этом виноват царь, ибо если царь справедлив и соблюдает закон, то страна процветает.



Вайшьи относятся к категории дваждырождённых, то есть они признаются полноправными членами общества и обладают правом изучать Веды. Вайшьи обычно занимаются экономическими делами. Само понятие вайшьи на санскрите означает преданность, зависимость . Вайшьи не имеют абсолютной обязанности подчиняться кшатриям, однако и не имеют права отказать в услужении брахманам.

Заметим, что даже обряд посвящения, или вхождения в варну, был связан со сложной системой ритуалов. Даже пройдя посвящение, человека ожидали четыре этапа жизни, суть которых обусловлена дхармой:

1. Брахмачарин – ученик. Этот период жизни, как правило, проходит в доме гуру – духовного наставника. Под его руководством ученик изучает древние тексты. Гуру обучает ученика правилам общения с людьми из разных варн и каст. Это весьма сложно, ибо даже вопрос о здоровье задаётся в той форме, которая соответствует определённой касте. В целом же брахманы обучаются выполнению обрядов, жреческих обязанностей. Кшатрии – владению оружием, искусству управлять государством. Вайшьи обучаются, как правило, наследственной профессии. Длительность обучения составляет 16 лет. Однако иногда обучение длится до 48 лет.

2. Грихастха – домохозяин. Человек вступает в брак и становится домохозяином.

3. Ванапрастха – отшельник. Человек, воспитав детей, внуков, может стать отшельником, дабы очистить свою душу от всякой скверны.

4. Санньясин – от слова санньяса , что значит отречение . Перед смертью, отрешившись от всего земного, человек покидает лес и становится бездомным странником. Он нуждается только в самом необходимом: в ветхой одежде, в посохе и в чашке для подаяний. Подаяния для санньясина считаются допустимыми, так как не нарушают его карму.

Более мелкой социальной единицей является каста (от португальского слова, означающего род , племя , а также от санскритского джати род ). Система каст особенно сложна. Португальцы, прибывшие в Индию в начале XVI столетия, были удивлены жёсткой социальной системой индийского общества, отличавшегося независимостью и замкнутостью отдельных социальных групп. Во главе каждой касты стоит панчаят (переводится в значении пятёрка ) – совет из пяти самых уважаемых людей.

Каждая варна включает в себя определённые касты. Так, существуют брахманские касты, в которых есть своя иерархия. Среди варны вайшьев существует также множество каст, как правило, разделяемых по профессиональному признаку. Как пример, возьмём касту центральных провинций – это каста рисовальщиков, или маляров; она носит название cifāri, citri , происходящее от санскритского citrakāra – «делатель картин», «живописец». Относительно происхождения этой касты сведения расходятся. Она состоит, видимо, в связи с кастами, работающими по коже, и с кастою башмачников, но уже теперь между ними настолько велико расхождение, что два основных элемента общения – браки и совместный приём пищи – не допускаются между рисовальщиками и работниками по коже. Они не берут друг у друга воды и иногда даже не допускают прикосновения.

Рисовальщики своим основателем называют Viçvakarman – легендарного первого художника и зодчего, принадлежащего к сонму богов; по другому преданию, они ведут свое происхождение от божественной девы Sarasvatī , искусной в живописи и в колдовстве.

Родственны им по занятию, а может быть, по происхождению, но отдельны от них rangajiva – «толкователи изображений», маленькая каста нищенствующих монахов. Представители этой касты странствуют и рассказывают древние легенды, иллюстрируя их изображениями богов или героев. Иногда монахи данной касты сами пишут эти изображения, обыкновенно сюжетно связанные с двумя большими эпическими поэмами – «Maхабхаратой» и «Рамаяной». Упоминания о толкователях картин – нищенствующих монахах – встречаются в ранней литературе. Эти монахи тоже обособляются браками и держатся значительных ограничений в отношениях с другими кастами.

Вместе с тем есть примеры, когда касты меняли своё положение в варновой системе. Например, каста бенгальских писцов-каястхи первоначально относилась к Варне шудр, но в период господства монголов их положение резко улучшилось, и теперь они твёрдо занимают место среди кшатриев.

Самой низшей кастой, не входящей в систему варн, является каста неприкасаемых (на хинди – ачхут ): чандалы , нишада , дасью … Считается, что неприкасаемые произошли не от человека Пуруши, а от помёта священной коровы. Люди из чандалов выполняют самые грязные, трудные работы и становятся уборщиками нечистот, могильщиками, углежогами (сами работы такого рода нужны, но в Индии условия данных видов работ крайне тяжёлые и унизительные), палачами и даже проститутками (последние неприкасаемые, прежде всего, в том смысле, что не могут выйти замуж). Здесь следует отметить, что женщина, допустившая своё бесчестье – внебрачную половую связь, – рассматривается как нечистая и автоматически становится неприкасаемой.

Чандал не имеет права допустить падания своей тени на кого-либо из других варн. Еду же им бросают на землю, чтобы исключить возможность соприкасания. В некоторых южных штатах неприкасаемые под страхом смерти не имеют права выходить днём на улицу. Некоторые индийцы, даже умирая от жажды, не примут воду от чандала, хотя женщин из этой касты могут покупать в качестве проституток. Следует отметить, что неприкасаемым можно стать не только по рождению от неприкасаемой, но и по поведению, особенно связанному с развратом. Действительно, половая связь вне законного брака для людей недопустима и в Индии чревата резким снижением социального статуса, вплоть до уровня неприкасаемых. Причём считается, что блуд является позорным клеймом на развратнике или развратнице не только в данной жизни, но и в последующих перерождениях. Сегодня количество неприкасаемых составляет 16 % от всего населении Индии (примерно 160 миллионов) – это больше, чем всё население России. Ачхутов часто называют далитами попираемые ногами . Несмотря на то, что официально они защищаются государственным законом, их положение крайне унизительно. Особенно удручает то, что нередко даже если человек из неприкасаемых чист (не осквернён развратом), его стараются насильно осквернить, дабы подчеркнуть его кастовую принадлежность.

3. Решите задачу: В суд г. Шоле обратилась гражданка О с иском к гражданину Н о признании им ребенка, родившегося якобы от него 1 декабря 1818 г. Гражданин Н категорически отказался признавать ребенка своим, мотивируя это тем, что в период с 5 по 18 мая 1818 г. он находился в реанимации больницы г. Шоле, о чем свидетельствуют представленные документы. Обоснуйте решение суда в соответствии с Гражданским кодексом Франции начала XIX в.

4. Решите задачу: Разбогатевший на военных поставках Густав Плисонье решил украсить свой дом собранием ценных предметов искусства. За немалые деньги он летом 1804 г. приобрел у антиквара картину Ватто, но вскоре выяснил, что выплаченная им сумма чуть ли не вдвое превосходила ту, за которую сам мошенник-антиквар приобрел это полотно у обедневшей дворянской фамилии. Какое решение вынесет французский суд по иску месье Плисонье, согласно Гражданскому кодексу французов 1804 г.?

При подготовке к первому вопросу необходимо выяснить, какие деяния в Древнем Риме рассматривались как преступления, что отграничивало их от частноправовых деликтов, какие из уголовных преступлений упоминаются в «Законах XII таблиц». Далее необходимо определить, какие виды наказаний предусматривало римское право, принципы назначения наказания, использовался ли при этом принцип талиона, влиял ли на тяжесть наказания социальный статус потерпевшего и преступника, учитывалась ли вина, формы соучастия, рецидив.

Во втором вопросе рекомендуется на основе анализа конституционных норм составить схему «Система органов государственной власти и управления» сопроводив ее комментарием по порядку формирования (как избираются, назначаются; кем; на какой срок) и функционирования (полномочия и взаимодействие между собой). Также необходимо освятить вопрос о форме государства (форма правления, форма политического режима, форма государственного устройства).

Для решения казуса необходимо ознакомиться с основными положениями Гражданского Кодекса Франции 1804 г., особенно в отношении брачно-семейного и гражданско-процессуального права.

Вариант 15

1. Представьте характеристику правового положения основных групп населения по «Законам Ману».

2. Изобразите схематично государственный механизм «третьего рейха» в гитлеровской Германии.

3. Решите задачу: Гражданин М и его сын прогуливались по набережной р. Сены г. Парижа. М поскользнулся, неловко взмахнул рукой, в которой была прогулочная трость, и острием трости проткнул шею сыну, который здесь же и скончался. Суд присяжных заседателей приговорил М к смертной казни, ссылаясь на ст.13 и 302 УК Франции 1810 г. Прокуратура оспорила это решение. Кто прав?

4. Решите задачу: Окончательно рассорившись с сыновьями Пьером и Луи, вдова богатого виноторговца Франсуаза Шерпантье в сердцах составила новое завещание, которым объявила единственным своим наследником внебрачного сына Жака. Естественно, по кончине матушки законные дети оспорили завещание в суде. Какое решение должен вынести суд согласно Гражданскому кодексу французов 1804 г.?

Для ответа на первый вопрос необходимо определить, деление на какие социальные группы «Законы Ману» считают наиболее значимым для общественной жизни? Почему на первый план в Древней Индии вышли варновые, а не классовые различия. Далее следует дать характеристику происхождения варнового строя, порядок приобретения варнового статуса, иерархию варн. При анализе статей, определяющих правовой статус различных варн, необходимо обратить внимание на права и привилегии, а также ограничения по роду деятельности, участию в правоотношениях, общественной и экономической жизни, юридической ответственности. При этом особое внимание следует уделить характеристике рабства в Древней Индии и определить, почему оно не получило такого широкого распространения, как в других странах?

По второму вопросу на основе анализа рекомендованной литературы и на основе правовых актов следует составить схему «Система органов государственной власти и управления» сопроводив ее комментарием по порядку формирования (как избираются, назначаются; кем; на какой срок) и функционирования (полномочия и взаимодействие между собой). Необходимо также определить причины установления фашистского режима.

Для решения казусов рекомендуем внимательно ознакомиться с положениями Уголовного Кодекса Франции, в особенности касающихся видов и групп преступлений, а также Гражданского Кодекса Франции 1804 г., посвященного, в том числе, вопросам семьи и наследования.

Й СЕМЕСТР

Важным этапом в изучении курса «История государства и права зарубежных стран» является написание контрольной работы по данному предмету.

Контрольная работа должна активизировать самостоятельное изучение студентом курса истории государства и права зарубежных стран и проверить его способность применять полученные знания к решению конкретных правовых вопросов.

Контрольная работа состоит из двух видов заданий: написание реферата по предложенной теме и решение двух задач (казусов). Из предлагаемых пяти вариантов нуж­но самостоятельно выбрать один вариант в соответствии с таблицей. Если по различным причинам у студентов возникают проблемы с написанием реферата по предложенной теме, то они могут взять резервную тему (тема 6).

Контрольная работа должна содержать четкие, последователь­ные, аргументированные ответы на вопросы.

Пересказ материала, заведомо не имеющего отношения к теме казуса, не нужен.

Работа будет зачтена при условии изучения рекомендованных первоисточников. Нужны конкретные ссылки на соответствующие нормы права и другие историко-юридические документы.

Объем контрольной работы - около 15 страниц. Она должна быть выполнена аккуратно, быть удобочитаемой, без грамматиче­ских и стилистических ошибок. В конце следует привести список использованной литературы, поставить подпись и дату.

Время представления работы указано в учебном плане факультета.

Варианты контрольных работ

ВАРИАНТ I

Казус 1.

В доме бюргера был схвачен с поличным вор. В суде выяснилось, что он впервые совершил кражу (мелкую) и не имеет средств, чтобы уплатить потерпевшему штраф.

Какой приговор ожидает его по Каролине?

Методические указания.

Непосредственному решению казуса должна предшествовать характеристика уголовного права по Каролине. Особое внимание следует уделить рассмотрению такой категории преступлений, как преступления против собственности.

Литература

  1. История государства и права зарубежных стран/ под. ред. К.И. Батыра. М., 2008 Глава 11, пар. 5.
  2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/ под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М., 2008 Т. 1

Казус 2.

К началу Великой французской революции крестьяне деревни Ваккевилль обязаны были уплачивать своему сеньору графу Н. ценз со своих земельных участков и натуральный оброк – шампар. В августе 1789 г., узнав, что Национальное собрание окончательно упраздняет феодальный порядок, крестьяне уничтожили архив графа Н., сожгли документы, где были записаны их повинности, и отказались от их уплаты. Граф Н. обратился к властям с требованием принять меры для подавления беспорядков.

Как разрешится вопрос о соответствии с законодательством первого этапа революции? Когда во Франции были упразднены феодальные повинности крестьянства?

Методические указания.

Ответ на вопросы казуса требует изучения и анализа антифеодального аграрного законодательства, трех этапов восходящего развития Великой французской революции. Необходимые правовые первоисточники (в выдержках) Вы найдете в нашей «Хрестоматии по истории государства и права зарубежных стран». Отвечая на первый вопрос казуса, следует также использовать декрет Национального собрания от 10 августа 1789 г. о подавлении беспорядков.

Литература

  1. История государства и права зарубежных стран / под. ред. К.И. Батыра. М., 2008. Глава 17, пар. 1.
  2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/ под ред. К.И. Батыра. М., 2008. - Т. 2.
  3. Поликарпова Е.В. Антифеодальное аграрное законодательство Великой французской буржуазной революции. М., 1987.

Законы Ману

ГЛАВА 2 Структура древнеиндийского общества

Принадлежность к той или иной касте - точнее к высшей или низшей, определяла совокупность прав и обязанностей индивида в обществе и государстве. Закрепленное законом неравенство было свойственно многим народам древности, но такого законченного, как в Индии, не было, пожалуй, нигде. Оно было наилучшим в тогдашних исторических условиях способом узаконения классового господства брахманов и кшатриев.

Определение каст в законах Ману интересно, прежде всего, той точностью, с которой оно устанавливает фундаментальные типы людей, а также поразительной психологической точностью описания этих типов. В Законах Ману говориться «А ради процветания миров он создал из своих уст, рук, бедер и ступней брахмана, кшатрия, вайшья и шудру» Стих 1. 31 Законов Ману / Перевод С.Д. Эльмановича. - М.: НИЦ «Ладомир», 1992. С 22. .

Эта шлока указывает, во-первых, на то, что человечество в его нынешнем виде создано для некой космической цели и играет определенную роль в жизни миров, во-вторых, на аналогию между человечеством и Брахмой. Эта идея представляет собой то же самое, что и библейское сказание о сотворении человека, которого Бог сотворил по своему образу и подобию.

Гражданское сообщество включает всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государств, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов...

Государство и гражданское общество

Гражданское общество включает всю совокупность межличностных отношений, развивающихся вне рамок и без вмешательства государства. Оно имеет разветвленную систему независимых от государства общественных институтов...

Гражданское общество

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству. Отметим...

Гражданское общество и правовое государство

Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов...

Гражданское общество: понятие и элементы

Структура -- это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Таким образом, в целом структура - это внутреннее устройство чего-либо...

Гражданское общество: понятие, содержание, формирование в России

Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества...

Гражданское общество: понятие, структура, основные признаки

Термин "гражданское общество" прочно входит в категориальный аппарат правоведов, историков, философов, социологов, политологов и т.д...

Институт гражданского общества в России

Основные этапы становления государства всеобщего благоденствия в США в ХХ веке

Предмет исследования - Основные этапы становления всеобщего благоденствия в США В ХХ веке Объектом исследования явилась историко-теоретическая концепция государства всеобщего благоденствия в США...

Понятие и основные характеристики гражданского общества

По данным специально проведенного в 2012 г. исследования, социальная база российского гражданского общества, к которой относятся как люди, уже участвующие в социальных практиках гражданского общества, так и люди...

Правовая организация акционерного общества

Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. Общество обязано ежегодно проводить общее собрание акционеров (годовое общее собрание акционеров). Годовое общее собрание акционеров проводится в сроки...

Происхождение государства и права

первобытный общество государство право Государство существовало не всегда. Оно появилось на известной ступени развития человечества. Современная антропология доказала, что около 100 тысяч лет тому назад, в так называемый мастерский период...

Система организации власти

Первобытно-общинный строй состоит из нескольких этапов своего развития. Каменный век большинство народов пережили примерно 30 тысяч лет назад Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права/ Учебник. - СПб.: Питер, 2003 - 576 с., С49...

Социальные нормы и их роль в общественной жизни

Общество - многоуровневая система. Основные уровни могут быть представлены следующим образом. Первый уровень - это социальные роли, определяющие структуру социальных взаимодействий. Второй уровень - различные социальные группы и институты...

Сущность и назначение гражданского общества

Структура - это внутренне строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества...