Лопе вега. Биографии. История жизни великих людей

Лопе Фелис де Вега Карпио (1562 – 1635) родился в Мадриде и получил первоначальное образование в иезуитской коллегии, а затем окончил университет. Состоял на службе у разных знатных лиц. Рано вступил в тесные сношения актерскими труппами. Был солдатом, участвовал в походе «Непобедимой Армады», был несколько раз женат, имел бесконечное количество любовных приключений, под 50 лет сделался сотрудником инквизиции, затем монахом и священником. Он умер, окруженный всеобщим почетом. Более ста поэтов сочинили на его смерть стихи.

В пять лет Лопе де Вега уже писал стихи, а в 12 сочинил комедию. Он испробовал все стихотворные и прозаические жанры. По свидетельству самого Лопе де Веги, им было написано 1800 «комедий», 400 религиозных пьес и весьма большое количество интермедий. До нас дошел текст лишь 400 пьес Лопе де Веги и еще 250 известны лишь по названиям.

Размах драматургии Лопе де Веги необычайно широк. Он изображает людей всех сословий и званий в самых различных положениях, пишет пьесы бытового, исторического, легендарного, мифологического, пасторального содержания, черпая сюжеты из испанских хроник и романсов, у итальянских новеллистов, из библии, исторических сочинений, рассказов путешественников, из бродячих анекдотов; он рисует современных и старых испанцев, турок, индейцев, библейских евреев, древних римлян, даже русских. Он обладает историческим чутьем и умело архаизирует при случае язык и изображение нравов.

Свои теоретические взгляды на драматургию Лопе де Вега изложил в стихотворном рассуждении «Новое искусство сочинять комедии в наши дни» (1609), подводящему итоги тому, что поэт давно осуществлял на практике. Главная задача драматурга – угодить зрителю. Лопе де Вега рекомендует авторам выбирать сюжеты, в которых трагическое и комическое перемешаны между собой. Он доказывает, что можно нарушать единства места и времени. Лопе де Вега говорит о разделении пьесы на акты (или «хорнады»), число котрых он сокращает с 5 до 3, о ее построении, о значении экспозиции, о различных стилях, об эффектных окончаниях сцен.

Лопе де Вега стремился к созданию вполне современной, национальной драматургии.

У древних, а также у их итальянских подражателей Лопе де Вега учился искусству диалога, стройной композиции пьес и др. моментам драматургической техники. Лопе де Вега во многом следует традиции народного средневекового театра. Отсюда такие черты его драматургии, как стремительный ритм действия, смелая переброска его их одного места в другое, обилие персонажей и событий, наглядность, яркие эффекты, красочность языка, общий импровизированный стиль.

Из всей массы написанного им можно выделить три группы пьес: пьесы «героические» (на сюжеты из национальной истории), комедии «плаща и шпаги» и пьесы, в которых выступает народ или отдельные его представители.

Пьесы «героические» изображают различные эпизоды из истории Испании - времен готских королей до арабского завоевания («Жизнь и смерть Вамбы»), борьбы с маврами («Девушка из Симанки», «Благородный Абенсерадж»), борьбы королей м непокорным феодалами («Еврейка из Толедо»), объединения испанской монархии («Фуэнте Овехуна»), открытия Америки («Новый мир, открытый Христофором Колумбом»). Проникнутые горячим патриотическим чувством, они обычно идеализируют родную старину.

Вторая группа пьес, комедии «плаща и шпаги», названа так по типичным принадлежностям дворянского костюма. Эти бытовые комедии Лопе де Веги, «комедии нравов», составляют очень значительную часть его драматургического наследия. Особенной известностью пользуются: «Собака на сене», «Сети Фенисы», «Мадридские воды», «Валенсианская вдова», «Девушка с кувшином», «Капризы Белисы», «Раба своего возлюбленного» и т.д. Лопе де Вега изобразил в них только дворянское общество, некоторые стороны его жизни – личные и семейные конфликты, порождаемые любовью. Широко использован запас традиционных мотивов и условных приемов: тайные свидания, серенады, дуэли, переодевания, неожиданные встречи и т.д. Интрига преобладает над обрисовкой характеров. Его характеры являются типами, приближаясь к театральным «амплуа»: «первый любовник», его соперники в любви, «дама», «борода», «забавник» и т.п.

Комедии «плаща и шпаги» Лопе де Веги являются блестящим передовым образцом искусства испанского Возрождения. Центральная тема этих пьес – любовь как глубокое, всепоглощающее чувство, утверждающее идею полноценной человеческой личности. Эти пьесы полны жизнерадостности и оптимизма. Герои Лопе де Веги отважны, решительны, полны энергии. Замечательны женские образы: героини Лопе де Веги обладают не меньшим душевным богатством, они не менее предприимчивы, умны и смелы, чем их партнеры. Бытовые комедии Лопе де Веги блещут остроумием. Специальными носителями комического начала являются слуги. Слуга-забавник («грасьосо») Лопе де Веги сплошь и рядом оказывается умнее, находчивее своего господина, которого он выручает из беды.

Пьесы Лопе де Веги, героями которых являются люди из народа, немногочисленны, но они очень значительны в художественном отношении. В его изображении самые скромные крестьяне или ремесленники по своему уму, энергии и нравственным качествам стоят ничуть не ниже аристократов. Им в такой же мере свойственны чувство собственного достоинства и чувство чести. В комедии «Разумный в своем доме» противопоставлены друг другу щеголеватый адвокат Леонардо и его сосед в деревне, крестьянин Мендо. Леонардо хочет научить Мендо хорошим манерам, но тот уклоняется от этого. Мораль пьесы выражена в словах Леонардо: «Счастлив крестьянин, который при свете луны возвращается от своего плуга, садится за свой скромный ужин ложится спать рядом со своей простодушной женой».

В нескольких пьесах изображаются столкновения между крестьянами и феодалами. Социальная проблематика здесь выдвинута у Лопе де Веги с наибольшей остротой.

Лопе де Вега «Фуенте Овехуна» и «Звезда Севильи»

С идеей ограничения абсолютистско-деспотической власти тесно связана замечательная драма "Звезда Севильи" ("La Estrella de Sevilla", 1623), в которой Лопе де Вега с особой трагической остротой поставил вопрос об этико-политической природе абсолютизма, вступающего в конфликт с принципами человеческой справедливости, высоких чувств и подлинного благородства простых людей. Действие пьесы отнесено ко времени правления кастильского короля Санчо IV (1284-1295).

Драматическую коллизию, возникающую из страсти короля к прекрасной Эстрелье, Лопе де Вега вставил в рамки столкновения деспотической власти с муниципальной демократией, придав тем самым индивидуальным конфликтам драмы широкую социально-политическую обобщенность.

В "Звезде Севильи", таким образом, разрабатывается ряд сложных в идейном и психологическом отношении проблем. Проблемы эти находят свое отображение и в тех внутренних, идейных и нравственных конфликтах у основных персонажей драмы, которыми движется ее действие. У Бусто Табера эти конфликты выражаются в столкновении высокого понимания сана государя с низменным злоупотреблением этим саном в действительности - злоупотреблением, приводящим к оскорблению его личной и семейной чести. Санчо Ортис переживает конфликт между своей преданностью королю, дружескими чувствами к Бусто и любовью к Эстрелье. В душе Эстрельи идет борьба между любовью к Санчо, как к жениху, и ненавистью к нему, как к убийце ее брата. На фоне этих глубоких психологических конфликтов "Звезда Севильи" рисует образ короля в крайне невыгодном свете. Санчо IV предстает здесь как король-деспот, приносящий в жертву своей прихоти жизнь, честь и доброе имя своих подданных, как король-тиран, способный на незаконное, прикрываемое мнимым "государственным интересом" убийство. Его фаворит дон Ариас представляет собой еще более отрицательную в моральном отношении фигуру льстеца, надменного временщика и лукавого раба, подчиняющего своим преступным внушениям волю короля.

"Звезда Севильи" остается в испанской литературе XVII века едва ли не самым ярким обличением существовавшего социально-политического режима и одним из самых глубоких анализов природы абсолютистского деспотизма. Этот "урок королям" занимает особое место в литературных трактовках государственно-этических проблем эпохи своим смелым противопоставлением человеческих прав и гуманистического толкования политической справедливости абсолютистскому понятию о власти.

Лучшие черты исторической и социально-политической драматургии Лопе де Вега соединились в драме "Фуенте Овехуна" напечатана в 1619 г.), написанной, повидимому, в 1612-1613 гг. и оставшейся наивысшим достижением национальной испанской драмы. Эта пьеса, созданная в период особого усиления феодальной реакции в Испании, явилась пламенным протестом не только против феодального гнета как такового, но и против той абсолютистско-деспотической государственности, которая в конечном счете представляла собою орудие того же феодального угнетения народных масс.

Сюжет драмы "Фуенте Овехуна" основан на историческом факте - крестьянском восстании, вспыхнувшем. 23 апреля 1476 г. в селе, название которого служит заглавием пьесы. Восстание было вызвано жестокими притеснениями, которым подвергались крестьяне Фуенте Овехуны со стороны своего владетеля, командора ордена Калатравы Фернана Гомеса де Гусман.

Восставшие крестьяне убили жестокого феодала и перешли под юрисдикцию города Кордовы, муниципальные власти которого содействовали и помогали восставшим.

Драма Лопе де Вега о крестьянском восстании "в Фуенте Овехуне является

единственным в драматургии эпохи Возрождения примером народно-революционной пьесы, смело, последовательно и решительно утверждающей права крестьянской демократии в ее борьбе с феодальными насилиями и злоупотреблениями. Сочетание в ней двух исторических событий - крестьянского восстания и мятежа рыцарской знати - обусловливается социально-политической концепцией пьесы, общий смысл которой заключается в утверждении идеала "демократической монархии", опирающейся на городское сословие и сельскую демократию. Заключительные сцены в "Фуенте Овехуне" подчеркивают сословную природу деспотического абсолютизма, осуждающего частные злоупотребления феодальной знати, но встающего на защиту дворянской государственности от крестьянского

восстания.

Весьма показательна трактовка Лопе королевской власти, представленной в "Фуенте Овехуне" фигурами Фердинанда Арагонского и Исабелы Кастильской, с именами которых связывалось прежде всего представление о первой поре утверждения национального государства и обуздания феодальной анархии. Та легкость, с какой "католические короли" прощают магистру ордена Калатравы его тяжкое государственное преступление, и та жестокая расправа, которую они учиняют в восставшем селе, раскрывают истинное отношение великого испанского драматурга к абсолютистско-деспотическому режиму при всем стремлении его найти возможности благополучного и гармоничного разрешения конфликтов. "Фуенте Овехуна" проникнута пафосом народной революции. Драматургу удалось создать не только яркие образы отдельных представителей крестьянства (Лауренсья, Фрондосо, Эстебан, Менго и Паскуала), но и образ коллектива, народа, массы и раскрыть основные социально-психологические черты этого образа. Величайшей заслугой Лоле де Вега является изображение народа как героического субъекта истории. Патриархально-идиллическая атмосфера действия, начинающегося в границах традиционно-пасторального жанра, постепенно сменяется атмосферой героического реализма и высокой трагической патетикой, не теряющей, однако, связи с конкретной деревенской действительностью. Этот же процесс можно, в частности, проследить на примере развития образа весельчака и балагура Менго. Тема любви Лауренсьи и Фрондосо, начинающаяся в пасторальных тонах, также приобретает черты высокой патетичности и героизма. Тщательно разработанные в психологическом отношении образы главных действующих лиц пьесы - Лауренсьи и Фрондосо - олицетворяют целомудрие и благородство чувств, свойственные крестьянам, в противоположность моральному падению и развращенности феодальных верхов.

Имя: Лопе де Вега (Lope de Vega)

Возраст: 72 года

Деятельность: драматург, поэт, новеллист

Семейное положение: вдовец

Лопе де Вега: биография

Жизнь писателя, поэта и драматурга, написавшего две тысячи пьес, Лопе де Вега была полна любовных приключений и отчасти напоминала его произведения, в которых комедия переплеталась с трагедией. В историю выдающийся представитель золотого века Испании вошел как основатель испанского национального театра.

Детство и юность

Феликс Лопе де Вега и Карпио (полное имя писателя) родился 25 ноября 1562 года, в крупнейшем городе Испании – Мадриде. Его отец и мать, крестьяне по происхождению, перебрались в Мадрид, в котором глава семейства освоил золотошвейное ремесло. Скопив необходимую сумму денег, он купил патент на дворянское звание и сделал все возможное, чтобы сын получил лучшее образование.


С ранних лет Лопе отличался феноменальной восприимчивостью к наукам: ему легко давалось изучение языков и литературных творений писателей прошлого. Так, прозаик в возрасте 10 лет перевел поэму Клавдия Клавдиана «Похищение Прозерпины», а в 13 сочинил свою первую комедию «Истинный любовник». Сначала Феликс обучался в иезуитском колледже, а затем - в университете в Алькала и Королевской академии.

За сатиру на семью отвергнувшей его возлюбленной Феликс был осужден на 10 лет изгнания из Мадрида. Несмотря на это, Лопе вернулся в столицу, чтобы похитить новую даму сердца и тайно жениться на ней. В 1588 году он принял участие в походе Непобедимой армады, после поражения которой поселился в Валенсии, где и создал ряд драматических произведений для поддержания семьи.


Лопе де Вега состоял секретарем у герцога Альбы (1590 год), маркиза Малвпика (1596 год) и герцога Лемосского (1598 год). К этому же периоду относится расцвет его драматического творчества. В 1609-ом драматург получил звание добровольного слуги инквизиции, а в 1614-ом принял сан священника.

Литература и театр

По признанию Лопе, он написал 1500 комедий, а его первый биограф довел это число до 1800. Стоит отметить, что на сегодняшний момент ученым известны названия только 800 пьес драматурга, поэтому многие считают, что число созданных писателем произведений завышено.


Недраматические произведения Френсиса, при первой публикации составившие 21 том, складываются из «Доротеи» (длинное прозаическое повествование в форме диалога), трех романов, нескольких новелл, пяти крупных и четырех малых эпических поэм, рассказа о христианских мучениках в Японии, двух религиозных произведений, а также огромного массива лирической поэзии и сочинений.

В творчестве Лопе традиционно выделяются две стилевые тенденции – усложненная, искусственная, старательно возводимая к гуманистической традиции Возрождения и более свободная, живая, естественная, своей непосредственностью близкая народному творчеству. Первая представлена эпическими поэмами, романами и стихотворениями, а вторая – пьесами, автобиографическими стихами, балладами и песнями.


В целом, различие определялось аудиторией: ученый стиль – для просвещенных знатоков, народный – для широкой публики. В теории Лопе признавал законность классических правил, составлявших для него понятие искусства. Так, в поэзии писатель обращался, прежде всего, к воображению и чувствам, а не к разуму.

Созидательная энергия Лопе дала ему силы, вопреки рассудочности века, утвердить новый тип пьесы, в которой трагедия переплетается с комедией, а граница между этими стилями размыта. Внешне она характеризуется делением на три акта и широким спектром стихотворных размеров в рамках одной пьесы. Внутренне этот тип драмы характеризуется преобладанием действия над характером.


Сюжеты пьес Лопе отражают ценности, общественные нормы и условности эпохи, в которой он жил. В одних его драмах главенствует исторический сюжет, а в других – вымышленный. В книгах создателя произведения «Овечий источник» любовь, в соответствии с традициями литературы XVI века, поначалу идеализировалась в романтическом и рыцарственном духе, а затем она предстала перед читателями в виде источника социального конфликта, рожденного противостоянием природы и цивилизации.


Также у де Веги есть развлекательные комедии, типичные для этого жанра, такие, как «Изобретательная влюбленная», в которой интрига построена на хитроумии, с каким молодая женщина обходит светские условности, чтобы завоевать избранника.

Более оригинальную комедию представляет собой «Собака на сене», в которой графиня обнаруживает, что влюбилась в собственного секретаря. Легкий финал не заглушает заложенной в пьесе социальной критики, касающейся классовых различий, которые теряют свою силу перед магией любви. Еще одна излюбленна тема Лопе – тема чести, которая является основополагающей в его широко известных пьесах «Овечий источник», «Лучший мэр – король» и «Перибаньес».


Лопе не только придал испанской драме мощное социальное звучание, но также расширил ее диапазон, выведя религиозную тематику на подмостки публичного театра, который до него был преимущественно светским. Религиозные пьесы поэта в большинстве своем либо носили библейский характер и иллюстрировали эпизоды Ветхого Завета, либо представляли собой «комедии о жизни святых».

Личная жизнь

В 1583 начинающий драматург вступил в любовную связь с актрисой Еленой Осорио (история их любви нашла отражение в вершинном творении прозаика - диалогическом романе «Доротея»).

Интрижка с замужней дамой длилась пять лет, но в итоге ветреная артистка нашла себе нового, более богатого поклонника. Покинутый Лопе отомстил бывшей возлюбленной весьма оригинально: он написал пару злобных эпиграмм в адрес актрисы, которые незамедлительно собственноручно распространил среди труппы.


В ответ Елена подала на Феликса в суд за клевету, и в 1588 году писателя изгнали из столицы Испании. Через три месяца после оглашения приговора драматург женился на дочери придворного герольда Изабель де Урбине, а затем отправился в поход на борту корабля, входящего в состав Непобедимой армады.

После поражения Непобедимой армады поэт поступил на службу к герцогу Альбе и вместе с женой поселился в Валенсии. Скромная должность секретаря позволяла ему и обеспечивать семью, и работать над пьесами. Именно в этот период из - под его пера вышла комедия «Учитель танцев».

В 1595 году Лопе возвращается в Мадрид, оставив в Валенсии три дорогих ему могилы - жены и двух маленьких дочек. В столице Испании он устраивается на новую должность и знакомится с новой музой, актрисой Микаэлой де Лухан (в стихах и прозе он называл ее Камила Лусинда). Эту связь не мог прервать даже новый брак писателя с дочерью богатого торговца мясом Хуаной де Гуардо.

Лопе нашел в себе силы прервать эту связь в период серьезного духовного кризиса (в 1609 году он стал доверенным лицом инквизиции, а в 1614 - священником). Душевное состояние писателя было усугублено последовавшими друг за другом смертями - любимого сына Карлоса Феликса, жены, а затем и любовницы Микаэлы. Свидетельство пережитой Лопе духовной драмы - сборник «Священные стихи», увидевший свет в 1614-ом.


Уже будучи пожилым человеком, писатель встретил свою последнюю любовь - двадцатилетнюю Марту де Неварес, которую воспевал в стихах и в прозе под разными именами (Амарилис, Марсия, Леонарда) и которой посвятил комедию «Валенсианская вдова», а также новеллы «Приключения Дианы», «Мученик чести», «Благоразумная месть» и «Гусман Смелый».

Последние годы жизни Лопе - череда личных катастроф: в 1632-ом умерла Марта, за два года до смерти ослепшая и потерявшая рассудок, в том же году похищают его дочь, а в морском походе погибает и сын. Стоит отметить, что, несмотря на трудности, творческая деятельность Лопе не прерывалась ни на один день.

Смерть

Лопе де Вега творил вплоть до своей смерти. Последнюю комедию автор написал за год до кончины, а последнюю поэму - за четыре дня. Пару последних лет прозаик старался искупить свои грехи и поэтому вел аскетичную жизнь, проводя большую часть времени в молитвах.


Поэт умер 27 августа 1635 года. На похороны драматурга-монаха пришли как коллеги по творческому цеху, так и поклонники его таланта.

В 2010 году режиссер Андруча Уэддингтон снял фильм «Лопе де Вега: Распутник и соблазнитель», в основе сюжета которого лежит история жизни Феликса. Кроме того, в разное время были экранизированы пьесы «Учитель танцев» (1952 год), «Собака на сене» (1977 год), «Дурочка» (2006 год).

Пьесы

  • 1594 – «Учитель танцев»
  • 1596 – «Командоры Кордовы»
  • 1598 – «Аркадия»
  • 1613 – «Дурочка»
  • 1612 – «Вифлеемские пастухи»
  • 1613 – «Овечий источник»
  • 1614 – «Периваньес и командор Оканьи»
  • 1618 – «Собака на сене»
  • 1619 – «Валенсианская вдова»
  • 1621 – «Приключения Дианы»
  • 1623 – «Звезда Севильи»
  • 1624 – «Девушка с кувшином»
  • 1631 – «Наказание – не мщение»
Вега Лопе де - Великие любовные истории

Лопе Феликс де Вега Карпио

Испанский поэт и драматург, один из основоположников современной испанской драмы. Крупный представитель Возрождения. Его перу принадлежат эпические произведения, пасторали, оды, сонеты, романы и, предположительно, более 2000 пьес, из которых до наших дней сохранилось 426, причем в основном трагикомедии. Его «Фуэнте Овехуна» (1618) названа первой народной драмой. К числу наиболее известных произведений также относятся: историческая драма «Великий герцог Московский» (1606), драма «Саламейский алькальд» (до 1610), комедии о любви «Учитель танцев» (1594), «Собака на сене» (1615). В 1588 и 1613 годах был награжден сразу несколькими священными орденами.

Романтическая жизнь Лопе
В 1583 начинающий драматург вступил в любовную связь с замужней дамой актрисой Еленой Осорио. Длившийся четыре года роман закончился разрывом и высылкой Лопе из Кастилии в наказание за сочинение обличительных стихов в адрес неверной возлюбленной и ее родни. Эта история отразилась в вершинном творении Лопе-прозаика — диалогическом романе «Доротея» (1634), завершающем жанровую традицию, заложенную «Селестиной» Ф. де Рохаса.


Покинув Кастилию, Лопе оказывается в Валенсии, где на протяжении 1570-1580-х гг. сложилась богатая театральная культура. Радикально переосмыслив опыт валенсийских трагиков-маньеристов, соединив его с традициями испанского площадного театра и итальянской комедией дель арте, Лопе создал новую драматургическую систему, основные принципы которой изложил в стихотворном трактате «Новое искусство сочинения комедий в наши дни» (1609).


В начале 1590-х гг. Лопе обосновывается в небольшом городке вблизи Толедо, где служит секретарем у герцога Альбы, принимает участие в организации пышных театрализованных праздников. Придворный маскарадный стиль жизни, зашифрованные намеки на любовные связи и чувства самого Лопе и известных ему людей, переживания писателя, связанные со смертью его первой жены Исабель де Урбина в 1594, легли в основу сюжета его пасторального романа «Аркадия» (1598).


В 1595 Лопе получает разрешение вернуться в Мадрид, где служит секретарем у ряда знатных особ, включая герцога де Сессу, помощником и доверенным лицом которого он был с 1605 до самой смерти. В 1598 он женится на дочери богатого мясоторговца Хуане де Гуардо. Но главное место в жизни драматурга на протяжении почти десятилетия (1599-1608) занимает актриса Микаэла де Лухан (в стихах и прозе он называл ее Камила Лусинда). Лопе нашел в себе силы прервать эту связь в период серьезного духовного кризиса (в 1609 году он становится доверенным лицом Инквизиции, а в 1614 — священником). Душевное состояние писателя было усугублено последовавшими друг за другом смертями, любимого сына Карлоса Феликса (1612), жены (1613), а затем — и Микаэлы. Свидетельство пережитой Лопе духовной драмы — сборник «Священные стихи», увидевший свет в 1614.

В 1616 Лопе встречает свою последнюю любовь — двадцатилетнюю Марту де Неварес, которую воспевал ее в стихах и в прозе под разными именами (Амарилис, Марсия Леонарда) и которой посвятил одну из лучших своих комедий — «Валенсианскую вдову» (1604, переработана в 1616-1618?), а также новеллы: «Приключения Дианы» (1621), «Мученик чести», «Благоразумная месть», «Гусман Смелый». Последние годы жизни Лопе — череда личных катастроф: в 1632 умирает Марта, за два года до смерти ослепшая и потерявшая рассудок, в том же году в морском походе погибает сын Лопе, а его дочь похищает соблазнитель. Но творческая деятельность Лопе не прерывалась ни на один день.

Афоризмы

Кто не постучался в сердце, тот стучится в дверь напрасно

Любовь, деньги и заботы скрыть невозможно

Любовью оскорбить нельзя,
Кто б ни был тот, кто грезит счастьем;
Нас оскорбляют безучастьем

Ничто не усиливает любви так, как неодолимые препятствия

Половиной своей красоты женщины обязаны портнихам

Проклятая любовь всему виной
Кто ей поддастся, тот утратит разом
Свою свободу, мужество и разум

Félix Arturo Lope de Vega y Fernández

Ло́пе де Ве́га (исп. Lope de Vega ; полное имя - Фе́ликс Ло́пе де Ве́га и Ка́рпио , исп. Félix Lope de Vega y Carpio ; 25 ноября (1562-11-25 ) , Мадрид - 27 августа , Мадрид) - испанский драматург, поэт и прозаик, выдающийся представитель Золотого века Испании . Автор около 2000 пьес, из которых 426 дошли до наших дней, и около 3000 сонетов.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    2000797 01 Аудиокнига. Лопе де Вега "Учитель танцев"

    2000370 Chast 1 Лопе де Вега. "Собака на сене"

    2000370 Chast 3 Лопе де Вега. "Собака на сене"

    Субтитры

Биография

Родился в семье ремесленника-золотошвея. С ранних лет обнаружил творческие способности (в 10-летнем возрасте перевёл в стихах «Похищение Прозерпины » Клавдиана). Учился в университете в Алькале . Сразу получили известность его романсы: в них, как и в других жанрах Лопе видел воплощение своего эстетического идеала, согласно которому Природа всегда должна стоять выше Искусства.

Однако университет закончить ему не удалось. За сатиру на семью отвергнувшей его возлюбленной он был осуждён на 10 лет изгнания из Мадрида. Несмотря на это Лопе возвращается в столицу, чтобы похитить новую даму сердца и тайно жениться на ней. Эта история отразилась в вершинном творении Лопе де Вега - диалогическом романе “Доротея” (1634).

В 1588 году принял участие в походе «Непобедимой армады », после поражения которой поселился в Валенсии , где и создал ряд драматических произведений для поддержания семьи.

Был секретарём герцога Альбы (1590), маркиза Малвпика (1596) и герцога Лемосского (1598). К этому периоду относится расцвет его драматического творчества. Лопе де Вега принимает активное участие в организации пышных театрализованных праздников. Придворный стиль жизни, намёки на любовные связи и чувства самого Лопе и известных ему людей, переживания писателя, связанные со смертью его первой жены Исабель де Урбина (1594), легли в основу сюжета его пасторального романа «Аркадия» (1598).

В 1598 году он женился на дочери богатого торговца Хуане де Гуардо. Но главное место в жизни Лопе на протяжении 1599-1608 годов занимала актриса Микаэла де Лухан (в стихах и прозе Лопе - Камила Лусинда). В период серьезного духовного кризиса Лопе разорвал эту связь.

В 1609 году он становится добровольным слугой инквизиции и получает звание familiar del Santo oficio de la Inquisición . Душевное состояние писателя было усугублено последовавшими друг за другом смертями, любимого сына Карлоса Феликса (1612), жены (1613), а затем – и Микаэлы. Свидетельство пережитой духовной драмы – сборник «Священные стихи», опубликованный в 1614 году.

В 1616 году Лопе встретил свою последнюю любовь – двадцатилетнюю Марту де Неварес, которую воспел в стихах и в прозе под разными именами (Амарилис, Марсия Леонарда) и которой посвятил одну из лучших своих комедий – «Валенсианскую вдову» (1604, перераб. в 1616-1618?), а также новеллы: «Приключения Дианы» (1621), «Мученик чести», «Благоразумная месть», «Гусман Смелый». Последние годы жизни Лопе – целая череда личных катастроф: в 1632 году умерла Марта, за два года до смерти ослепшая и потерявшая рассудок, в том же году в морском походе погиб сын Лопе, а его дочь была похищена любовником. Но творческая деятельность Лопе не прерывалась ни на один день.

Творчество

Лопе де Вега создал более 2000 пьес, до наших дней сохранилось 426. Дерзкий в жизни, Лопе поднял руку и на традиции испанской драматургии - отказался от принятого тогда принципа единства места, времени и действия, сохранив лишь последнее, и смело объединял в своих пьесах элементы комического и трагического, создав классический тип испанской драмы.

Пьесы Лопе де Вега затрагивают различные темы: социально-политические драмы из отечественной и иностранной истории (например, пьеса о Лжедмитрии «Великий герцог Московский»), исторические хроники («Доблестный кордовец Педро Карбонеро»), любовные истории («Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Учитель танцев»).

В драмах Лопе велик исторический пласт. Среди них «Последний готский король», «Граф Фернан Гонсалес», «Зубцы стен Торо», «Юность Бернарда дель Карпио», «Незаконный сын Мударра» и др., - пьесы, в основе которых народные романсы и «Песнь о моём Сиде ». Трактовка исторических событий у Лопе близка или совпадает с той, которую столетиями давали романсеро . Театр Лопе де Вега на более высоком уровне разыгрывал знакомые любому жителю Пиренеев сюжеты.

Пьесы Феликса Лопе де Веги построены таким образом, что случай, вмешивающийся в поток явлений, опрокидывает спокойный ход действия, доводя напряжение драматических переживаний до степени трагизма, чтобы затем ввести это взволнованное море страстей и своеволия в русло законности и строгой католической морали. Любовная интрига, развитие и разрешение которой составляет стержень его драматической фабулы, именно в силу того, что она в состоянии раскрыть всё могущество человеческих инстинктов и своеволия, служит у Лопе де Вега, с одной стороны, для показа всей полноты и многообразия человеческого поведения в семье и обществе, с другой - даёт возможность наглядно продемонстрировать значимость политических и религиозных идей, господствовавших в современном писателю обществе.

Лопе де Вега в своих многочисленных комедиях (комедия «плаща и шпаги» «Учитель танцев», «Собака на сене » и др.) обнаруживает талант комического писателя. Его комедии, которых «и сейчас нельзя читать и видеть без смеха » (Луначарский), насыщены яркой, часто несколько плакатной весёлостью. Особая роль в них отводится слугам, история которых образует параллельную интригу пьес. Остроумные, лукавые, сыплющие меткими пословицами и поговорками, слуги большей частью являются средоточием комической стихии произведения, в чём Лопе де Вега предвосхищает

Лопе де Вега (полное имя - Лопе Вега Карпьо Феликс де) - испанский драматург, поэт, прозаик, творивший в «золотой век» испанской литературы. 25 ноября 1562 г. он появился на свет в г. Мадрид, в семействе, главой которого был портной-золотошвей. То, что мальчик чрезвычайно одарен, было заметно с его раннего детства. Будучи десятилетним мальчиком, он представил на суд публики стихотворный перевод «Похищения Прозерпины»; первая пьеса была написана в 12-летнем возрасте.

Образование Лопе де Вега получил в Имперском иезуитском колледже, куда поступил в 1574 г. Таланты учащегося произвели сильное впечатление на епископа де Авилу, который поспособствовал его поступлению в 1577 г. в духовную академию, однако обучение длилось недолго: из-за любовной связи с замужней женщиной он был вынужден оттуда уйти. Более того - в 1588 г. его посадили в тюрьму, где он ожидал судебного вердикта. Его обвиняли в оскорблении дворянина, которого он едко осмеял в нескольких стихотворных памфлетах. Его приговорили к 10-летнему изгнанию из Мадрида, но, презрев предписание, Лопе де Вега вернулся в город, чтобы увезти из дома новую юную возлюбленную, а затем тайно на ней жениться. В 1588 г. будущий драматург был среди участников военного похода «Непобедимой армады», а после ее поражения выбрал местом жительства Валенсию.

Здесь он, наладив контакт с местным театром, начинает писать пьесы, поскольку ему нужно было содержать семью. С 1589 г. по его драматическим произведениям ставятся спектакли, которые быстро делают своего автора прославленным драматургом.

После возвращения в родной город в 1595 г. Лопе де Вега опять становится участником судебного процесса: сожительство с вдовой дает основания обвинить его в нарушении общественной морали. Драматург не раз выполнял обязанности секретаря у влиятельных персон, среди которых были герцог Альба, маркиз Малвпик, герцог Лемосский. В 1605 г. он поступает на службу к герцогу де Сессе, и этот человек играл важную роль в его дальнейшей биографии, до самой смерти драматурга выступая его покровителем и добрым другом.

Этот же период был очень насыщенным с творческой точки зрения, стал настоящим расцветом драматургии Лопе де Вега. Всего им было написано порядка 2000 пьес, некоторые из них были сочинены в течение одного дня. Опубликовано было только около 500: Лопе де Вега не слишком заботился об увековечивании или даже простом сохранении своих произведений.

В 1609 г. им было получено звание добровольного слуги инквизиции, в 1614 г. Лопе де Вега принимает сан священника. Считается, что этот серьезный шаг был сделан под влиянием душевного кризиса: в 1612 г. умер его сын, в следующем году - вторая супруга; жизнь двух дочерей также стала причиной сильных переживаний. Однако не желавший расставаться с отличным секретарем герцог Сесса с помощью хитроумной интриги возвратил его в мир земных радостей.

Какие бы невзгоды ни переживал Лопе де Вега, он продолжал творить. Драматург сочинял пьесы как обличающие деспотов-монархов, так и изображающие первых лиц государства, которые правили, заботясь о своем народе. За трагедию в стихах «Трагическая корона» (1627), прославляющую Марию Стюарт, Лопе де Вега был награжден степенью доктора теологии. Большая часть его пьес представляла собой комедии о любви, например, знаменитая «Собака на сене» (1614-1615) или «Раба своего возлюбленного» (около 1625). В его литературное наследие вошли новеллы, лирические стихотворения, более 20 поэм, а также несколько романов и стихотворный трактат «Новое искусство сочинять комедии в наше время» (1609), в котором были обозначены основополагающие принципы национальной ренессансной драмы. Творчество Лопе де Веги в значительной степени повлияло на развитие драматургии не только в Испании, но и во всей Западной Европе.

Тяжелые испытания поджидали Лопе де Вега в последние годы жизни: лишилась рассудка его последняя возлюбленная, утонул сын, дочь была похищена и изнасилована. Известно, что незадолго до смерти драматург вел крайне аскетичный образ жизни, морил себя голодом, покаялся в совершенных за жизнь грехах. Его не стало 27 августа 1635 г., и о его смерти скорбела вся страна.