Отличительные черты американского романтизма: проблематика, новаторство. Достижения Э.А. По в развитии лирических и прозаических жанров. М. Е. Елизарова и другие, "История зарубежной литературы XIX века" Американский романтизм. Фенимор Купер. Эдгар По Осн

Сочинение

Хронологические рамки американского романтизма несколько отличаются от романтизма европейского. Романтическое направление в литературе США сложилось к рубежу между вторым и третьим десятилетиями XIX в. и сохраняло господствующее положение вплоть до окончания Гражданской войны между Севером и Югом (1861 - 1865).

В становлении американского романтизма прослеживается три этапа. Первый этап - ранний американский романтизм (1820-1830-е годы). Его непосредственным предшественником был предромантизм, развивавшийся еще в рамках просветительской литературы (творчество Ф. Френо в поэзии, Ч. Брокден Брауна _ в жанре романа и др.). Крупнейшие писатели раннего романтизма в США - В. Ирвинг, Д. Ф. Купер, У. К. Брайент, Д. П. Кеннеди и др. С проявлением их произведений американская литература впервые получает международное признание. Идет процесс взаимодействия американского и европейского романтизма. Ведется интенсивный поиск национальных художественных традиций, намечаются основные темы и проблематика (Война за независимость, освоение континента, жизнь индейцев и др.). Мировоззрение ведущих писателей этого периода окрашено в оптимистические тона, связанные с героическим временем Войны за независимость и открывавшимися перед молодой республикой грандиозными перспективами. Сохраняется тесная преемственная связь с идеологией американского Просвещения, которое в идейном плане подготовило Американскую революцию. Показательно, что и Ирвинг, и Купер - два крупнейших ранних американских романтика - активно участвуют в общественно-политической жизни страны, стремясь прямо воздействовать на ход ее развития.

Второй этап - зрелый американский романтизм (1840-1850-е годы). К этому периоду относится творчество Н. Готорна, Э. А. По, Г. Мелвилла, Г. У. Лонгфелло, У. Г. Симмса. Сложная и противоречивая реальность Америки этих лет обусловила заметные различия в мироощущении и эстетической позиции романтиков 40-50-х годов. Большинство писателей этого периода испытывают глубокое недовольство ходом развития страны. В США сохраняется рабство на Юге, на Западе рука об руку с героизмом первопроходцев идет варварское уничтожение коренного населения материка - индейцев и. хищническое разграбление природных богатств. Республика переживает экономический кризис 1830-х годов, утрату доверия к погрязшему в коррупции правительству, внешне - и внутриполитические конфликты. Разрыв между действительностью и романтическим идеалом углубляется, превращается в пропасть. Не случайно среди романтиков зрелого периода так много непонятых и непризнанных художников, отвергнутых буржуазной Америкой: По, Мелвилл, а позднее - поэтесса Э. Дикинсон.

Третий этап - поздний американский романтизм (60-е годы). Это период кризисных явлений в романтизме США. Романтизм как метод все чаще оказывается не в состоянии отразить новую реальность. В полосу тяжелого творческого кризиса вступают те писатели предыдущего этапа, кто еще продолжает свой путь в литературе. В этот период происходит резкое размежевание внутри романтизма, вызванное Гражданской войной между Севером и Югом.

Американский романтизм обладает рядом национальных особенностей, отличающих его от романтизма европейского.

Утверждение национальной самобытности и независимости, поиски национального самосознания и национального характера проходят через все искусство американского романтизма. Писатели-романтики в своих книгах с увлечением путешествуют вместе со своими героями и читателями по морским просторам, глади Великих Озер, дремучим лесам, могучим рекам, бескрайним прериям.

Для американского романтизма сквозной стала индейская тема. С ними был связан сложный психологический комплекс - восхищения и страха, враждебности и чувства вины. Несомненной заслугой американских романтиков был искренний интерес и глубокое уважение к индейскому народу, его своеобразному мироощущению, культуре, фольклору.

Слава Эдгара По как основоположника детективного жанра опирается всего на четыре рассказа: «Убийства на улице Морг» (1841), «Тайна Мари Роже» (1842), «Золотой жук» (1843) и «Похищенное письмо» (1844). Три из них имеют своим предметом раскрытие преступления, четвертый - дешифровку старинной рукописи, в которой содержатся сведения о местонахождении клада, зарытого пиратами в отдаленные времена.

Новый жанр обычно начинается с утверждения нового типа сюжета и нового типа героя. Из иррационального течения романтизма По позаимствовал и модернизировал тип сюжета, с рациональной - тип героя (в новой его модификации.)

По перенял от романтиков основную сюжетную схему, но, в отличие от них, сосредоточил внимание читателя не на причинах или следствиях преступления и даже не на нем самом, а на возможности рационального объяснения обстоятельств преступления, которые выдаются загадочными и мистическими. Иначе говоря, в фабульную основу детектива Едгар По положил процесс интеллектуального расследования преступления, которое стало центром эстетичного интереса этого жанра.

В «Золотом жуке» По переносит своего героя из Сен-Жерменского предместья на остров Сэлливан близ Чарлетона и даст ему имя Легран. Убийство, похищение и тому подобные преступления уступают место специфической теме кладоискательства. В результате совокупности случайностей и совпадений к нему в руки попадает тайнописная бумага о зарытых сокровищах знаменитого пирата. Дальше - технический вопрос расшифровки криптограммы, которую Легран осуществляет с убедительной ясностью. В этом жгучем желании найти захороненное богатство есть чисто американское «непобедимое предчувствие огромной удачи». Оно не обманывает героя, и после серии увлекательнейших эпизодов он вместе со своим спутником, выступающим в роли рассказчика, составляет полный перечень найденных драгоценностей и подсчитывает их стоимость.

Высшее достижение Купера - пенталогия о Кожаном Чулке. В нее входят пять романов, написанных в следующем порядке: «Пионеры» (1823), «Последний из могикан» > (1826), «Прерия» (1827), «Следопыт» (1840), «Зверобой» (1841). Они объединены образом охотника Натаниэля Бампо, у которого также есть многочисленные прозвища: Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Кожаный Чулок и Длинный Карабин. В пенталогии перед читателями проходит вся жизнь Бампо - от юности («Зверобой») до дня смерти («Прерия») . Но порядок написания книг не совпадает с этапами жизни главного героя. Купер начал историю Бампо, когда охотник уже вступил в преклонный возраст, затем изобразил его в старости, за год до смерти.

И только после заметного перерыва писатель вновь обратился к приключениям Кожаного Чулка и вернулся к дням его юности. Если рассматривать части пенталогии не в том порядке, как они были написаны, а по хронологии описываемых событий (а именно так их, как правило, и читают), то последовательность времени и места действия такова: «Зверобой» - 1740 г., северо-восток США, верховья реки Саскуиханы; «Последний из могикан» - 1757 г., район реки Гудзон; «Следопыт» - самый конец 50-х годов, одно из Великих Озер - Онтарио; «Пионеры» - 1793 г., освоение и заселение западных лесов; «Прерия» - 1805 г., район прерий к западу от Миссисипи. Написание романов у Купера заняло около шестидесяти лет.

«Последний из могикан» - самый известный роман Купера. Сюжет строится на истории захвата в плен жестоким и коварным вождем Магуа - Хитрой Лисицей дочерей полковника Мунро - Коры и Алисы и попыток маленького отряда во главе с Натти Бампо - Соколиным Глазом освободить пленниц. Вместе с Натти и Чингачгуком в захватывающих дух преследованиях и схватках участвует юный индейский воин, сын Чингачгука Ункас. Он - хотя Купер подробно и не развивает эту линию - влюблен в одну из пленниц, Кору, и погибает в последнем бою, тщетно пытаясь ее спасти. Глубоко трогательной сценой похорон Ункаса - последнего из могикан и Коры завершается роман. Соколиный Глаз и Чингачгук отправляются в дальнейшие странствия.

Образ Натти Бампо - высшее достижение Купера, это глубоко национальный характер, порожденный специфическими условиями американской истории, и в то же время - один из «вечных спутников человечества», увлекающий своим примером одно за другим поколения читателей в разных странах.

Купер объясняет высокие нравственные качества своего любимого персонажа жизнью в общении с природой и отсутствием развращающего влияния цивилизации. Натти абсолютно бескорыстен и не способен на бесчестный поступок.

Кожаный Чулок не представляет себе жизни вне природы, без ощущения своего единства с окружающими его лесами, небом, водой. Свободу он понимает просто: это право вольно бродить по его родным лесам.

Таким образом, в пенталогии художественно зафиксирована трагедия американского пионерства, ставшая результатом разлада между благородными целями первопроходцев и территориальной экспансией в условиях капитализма.

Воплощением свободной жизни и близости к природе служит в пенталогии жизнь индейцев. Рисуя ее, Купер не стремился к реалистическому изображению. Его целью было нарисовать, как он говорил, «прекрасный идеал», противостоящий стяжательству и жестокости буржуазного мира. Быт и обычаи индейцев расцвечены яркими красками, в них подчеркнуты необычные, экзотические черты, речь индейцев изобилует цветистыми метафорами и сравнениями.

Одной из важнейших сквозных тем всей пенталогии является трагическая судьба американских индейцев, гибнущих под безжалостным напором цивилизации белых захватчиков.

Интернет-источники:

1. Богословский В.Н., Прозоров В.Г., Головенченко А.Ф. Американская литература (главы 23-29)/ История зарубежной литературы XIX века (Под редакцией Соловьевой Н.А). http://19v-euro-lit.niv.ru/

2. Ковалев Ю.В. Литература США (разделы: «Литература на рубеже XVIII-XIX веков», «Эпоха романтизма. Общая характеристика», «Ранний американский романтизм», «Ирвинг», «Купер», «Зрелый романтизм», «Готорн», «Эдгар По», «Мелвилл»)/ История всемирной литературы. 19 век, первая половина. http://19v-euro-lit.niv.ru/

3. Ковалев Ю.В. «Эдгар Алан По. Новеллист и поэт» http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=3009

К началу XIX в. Америка обрела политическую независимость от Старого света: бывшие колонии британской империи образовали самостоятельное государство США в результате победы в Войне за независимость 1775-1783 гг. Но американская культура и, в частности, литература пока развивается в русле европейской: она ориентирована на просветительскую идеологию и жанры (публицистика, социально-философская проза Т. Джефферсона, Б. Франклина, Т. Пейна и др.), популярен «готический роман» Ч.Б. Брауна. На повестке дня стояла задача создания национального эпоса, решенная в европейских литературах еще в Средние века, в пору формирования наций и националных государств. Эта задача оказалась по силам лишь Г. Лонгфелло, творцу индейского эпоса «Песнь о Гайавате», и У. Уитмену, создавшему лирический эпос «Листья травы». К национальным особенностям американского романтизма относятся параллельные (и притом весьма интенсивные!) процессы государственного стоительства и создания собственной американской литературы. Подобно французскому, американский романтизм запаздывал в своем развитии, но это позволило ему обращаться к творческому опыту романизма европейского. Этика новой нации, в основу которой легли традиционные ценности кальвинизма: трудолюбие, бережливость, прагматизм, способствовала стремительному социально-экономическому росту, что, в свою очередь, обусловило патриотические настроения, которые, однако, по мере развития капитализма оттенялись разочарованием в демократических идеалах. Американский романтизм можно условно разделить на следующие этапы:

1) ранний романтизм (1820-1830-е гг.) ‑ время художественного освоения американской действительности, природы и истории, проникнутый патриотическими настроениями, историческим оптимизмом и верой в здоровый дух и незыблемость национальной демократии. Он представлен школой «нативистов» , в первую очередь лириком У.К. Брайентом, В. Ирвингом, Дж.Ф. Купером:

2) зрелый романтизм (конец 1830-х – середина 1850-х гг.) – пора политических конфликтов, экономических кризисов, разочарования в буржуазной системе, появление трагических, пессимистических настроений;. Представители: Э.А. По, Г.У. Лонгфелло, Н. Готорн, Г. Мелвилл;



3) кризис романтизма (середина 1850-х гг. – начало Гражданской войны в 1861 г.), ознаменовавшийся тотальным разочарованием в американских духовных ценностях и идеологических приоритетах.

По причине обширных территорий, заселённых и освоенных поселенцами из различных государств Старого Света, носителями различных культурных традиций и языков, США в культурном и литературном плане развивались под знаком регионализма. Так, литература северо-востока США (т.н. Новой Англии), исторически формировавшаяся под влиянием первых американских колонистов ‑ выходцев из Англии, убежденных пуритан, отличается заостренностью нравственной проблематики, напряженностью духовных исканий, религиозным ригоризмом. Представители: Н. Готорн. В литературе американского Юга, складывавшейся в атмосфере французских, испанских и др. культурных влияний Старого Света, заметны расовая проблематика, тяготение к аристократизму, драматизм и даже трагизм мировосприятия, обусловленный нарастающим упадком и последующим крушением жизненного уклада южан после Гражданской войны 1861-1865 гг. История Юга отразилась в т.н. «южном мифе» и творчестве Э.А. По. Круг проблем литературы Среднего Запада (ее границы по мере освоения Дикого Запада продвигались все дальше к Тихому океану) как нельзя лушче обозначен в романах одного из первых ярких ее представителей Купера: это дух первопрохоцев-пионеров, тема взаимоотношений белых колонистов с исконными обитателями континента ‑ индейцами, тема человека и природы: пафос ее покорения и одновременно тревога об экологических последствиях такого вмешательства. Бостонские нравы?

Вашингтон Ирвинг (Washington Irving, 1783-1859)

У этого романтика типично американская биография: перепробовав на своем веку множество профессий и занятий (юрист, журналист, редактор, издатель, торговый представитель, военный, дипломат, путешественник, объехавший Старый и Новый Свет), Ирвинг в итоге стал профессиональным литератором. Увлечению Ирвинга европейским Просвещением обязана своим появлением сатирическая „История Нью-Йорка от сотворения мира до конца голландской династии” (1809) ; автор замаскировал ее под фундаментальный исторический труд и приписал эксцентричному джентльмену Дидриху Никербокеру, чье имя впоследствии стало нарицательным для жителя Нью-Йорка. Пребывание Ирвинга в Старом Свете (1818-1832) ознаменовалось 4 сборниками романтических очерков и рассказов: „Книга эскизов” (1820), „Брейсбридж Холл” (1822), „Рассказы путешественника” (1824), „Альгамбра” (1832) , историческими штудиями на испанские и арабские темы „История Колумба”, „Завоевание Гренады”, „Жизнь Магомета” ). Постепенно в его творчестве выкристаллизовался жанр романтической новеллы, материал для которого большей частью дала Европа, однако представивший собственно американский взгляд на вещи и события, в корне отличный от европейского. Самые известные „американские новеллы” писателя – „Сонная Лощина” , где на фоне уютного живописного пейзажа рассказывается легенда о „всаднике без головы”, и „Рип ван Винкль” , удивительная история о поселенце, заснувшем на 20 лет и после пробуждения заставшем родные места преображенными. В последней новелле символически отражен ход истории, движение Америки от патриархального уклада и неспешных ритмов жизни первых голландских поселений к новой, буржуазной, деловитости. Несмотря на явное подтрунивание Ирвинга над героем ‑ неудачником Рипом, писатель втайне испытывает ностальгию по „старым добрым временам”, недавнему прошлому, уже успевшему стать американской историей.

Джеймс Фенимор Купер (James Fenimore Cooper, 1789-1851)

Среди обширного прозаического наследия Купера есть „морские” романы („Лоцман” (1824), „Красный корсар”(1828), „Морская волшебница”(1830) ), навеянные юношескими воспоминаниями о дальних странствиях и воспевающие изменчивую и неукротимую океанскую стихию, исторические романы ‑ цикл о европейском Средневековье „Браво”(1831), „Гейденмауэр”(1832), „Палач”(1833) ). Разделяя с европейскими романтиками В. Скоттом, В. Гюго увлеченность Средними веками – эпохой формирования наций и национальных государств, Купер обращается и к своей национальной истории, к сравнительно недавнему прошлому Америки, еще неотделенному от настоящего: Войне за независимость («Шпион», 1821 ), англо-французским военным столкновениям XVIII в. («Следопыт» ), сложной истории взаимоотношений белых колонистов и коренного индейского населения Америки.

Последняя тема, а также тема „фронтира” – подвижной границы, разделяющей „обжитые” и „дикие” территории, ‑ стали ключевыми в знаменитом куперовском цикле из 5 романов (пенталогии) о Кожаном Чулке (Leather Stocking Tales), куда вошли Пионеры» (1823). «Последний из могикан» (1826). «Прерия» (1827), «Следопыт» (1840), «Зверобой» (1841) . Сквозной герой цикла – пионер-первопроходец, обитатель «границы» Натти Бумпо, известный под прозвищами Кожаный Чулок, Соколиный Глаз, Зверобой, Следопыт, Длинный Карабин. Мужественный и великодушный, бескорыстный и находчивый, умудрённый жизненным опытом, готовый всегда прийти на выручку, Натти выступает живым воплощением авторского представления об идеальном человеке. Но трагическая ирония в том, что, прокладывая пути на Запад от атлантического побережья к Великим Озёрам и дальше к диким прериям, куперовский герой невольно способствует натиску хищнической и бездушной цивилизации на лесную стихию, ее истреблению. Сам Натти, закалённый жизнью в суровых природных условиях, оказывается бессильным перед властью закона, который воплощают в цикле фигуры шерифа и судьи Темпла. Важна для писателя и экологическая составляющая проблемы: если Кожаный Чулок, подобно своим краснокожим друзьям, интуитивно ощущает себя частичкой природы, то скваттеры (семейство Бушей в «Прерии», лесоруб Билли Керби в «Пионерах») приходят на индейские земли ради наживы и варварски уничтожают птиц и зверей, сжигают леса, оставляя после себя пустошь. Так гибнет под натиском цивилизации девственная природа Америки, так исчезает самобытная аборигенная культура, экзотический быт, обычаи, языки индейцев Америки («Последний из могикан»). В зрелом творчестве Купера все явственнее драматические интонации писателя, который «разошёлся со своей страной», не приняв воцарившегося в ней культа денег и голого практицизма.

Генри Водсворт Лонгфелло (Henry Wadsworth Longfellow, 1807-1882)

Уроженец Портленда и потомок первых переселенцев с корабля «Мейфлауэр», Лонгфелло представляет в американской литературе новоанглийскую традицию, тесно связанную с европейской. Ей соответствуют и полученное поэтом на родине и в Старом Свете первоклассное гуманитарное образование, и фундаментальные штудии европейской классической поэзии, которую он впоследствии преподавал в Гарварде, и многочисленные переводы из нее («Божественная комедия» Данте, многотомная антология «Стихотворения о разных странах» ). Современники знали Лонгфелло прежде всего как поэта-эрудита, живого классика, бесстрастного, несмотря на драматическую биографию, олимпийца. Однако цикл «Стихи о рабстве» , написанный как отклик поэта на животрепещущие проблемы современности, выдает в нем убежденного аболициониста, сочувствующего страданиям чернокожих невольников и призывающего покончить с национальным позором.

Все же в памяти читателей Лонгфелло остается автором одной книги – индейского национального эпоса «Песнь о Гайавате» (1855) . От фольклористики здесь основательное знание этнографического материала, традиций, народных сказаний и верований американских индейцев, от романтизма – сочетание проникновенного лиризма и поэтичности с героикой и грандиозным размахом событий. В Гайавате соединены черты божественные и человеческие. Он выступает в качестве культурного героя: учит соплеменников выращивать маис, строить пироги, устраивать праздники и чтить память предков, обучает их письменности, врачеванию, искусству заклинаний. Одно из наиболее выразительных мест поэмы ‑ пламенная речь Владыки Жизни Гитчи- Манито о Трубке Мира, возвещающей прекращение войн и согласие между всеми обитателями страны. В финале эпоса показана неизбежная смена эпох и цивилизаций: герой вслед за своей возлюбленной Миннегагой и друзьями отправляется в последнее путешествие в «страну Заката», возвещая приход на исконные индейские земли христианских миссионеров.

Трансценденталисты

В середине 1830-х гг заметную роль в духовной жизни Америки стали играть трансценденталисты. Центром движения была неофициальная столица Новой Англии – Бостон. Члены Трансцендентального клуба – философ Р.У. Эмерсон, писатель и моралист Г.Д. Торо, издательница и феминистка М. Фуллер и др. Трансценденталисты не ограничивались беседами и диспутами, сочинениями на философские, религиозные, нравственные темы («Природа» и «Эссе» Эмерсона, очерки Торо), но и непосредственно воплощали свое учение на практике: широко известны лесная робинзонада Торо, изображенная им в автобиографической книге «Уолден, или Жизнь в лесу» (1851) , и коммуна Брук Фарм, целью которой было духовное обновление и нравственное самосовершенствование её участников. Ключевым понятием новой романтической философии, возникшей на основе идей философии природы Шеллинга, наукоучения Фихте, неоплатонизма и восточных учений, стало трансцендентальное (т.е лежащее за пределами опыта) как средство познать Бога через собственное мистическое переживание. В религиозном отношении трансценденталисты проповедовали интуитивно-эмоциональный путь постижения мира, в философском плане они воодушевлялись мыслью о единении человека и природы. В сфере нравственной они ратовали за этический индивидуализм, утверждая гуманистическую идею «доверия к себе» (self-reliance) и неразрывную связь индивидуальной души с Мировой Сверхдушой (Over-soul) . В политике же трансценденталисты выступали за полную свободу личности от налагаемых обществом и государством ограничений, вплоть до «гражданского неповиновения» в знак несогласия отдельного человека с официальной позицией (понятие введено в обиход Торо).

Эдгар Аллан По (Edgar Allan Poe, 1809-1849)

По масштабу дарования и степени влияния на последующее развитие литературы этому американскому романтику найдется немного равных. Диапазон творческих интересов По охватывает журналистику, эстетику, поэзию, прозу. Из полусотни написанных им стихотворений, преимущественно «малоформатной» лирики, в читательском восприятии прочно закрепились хрестоматийные «Ворон», «Аннабель Ли», «Улялюм», «Колокольчики и колокола», «Эльдорадо» . В основе поэтической концепии По – идея о том, что к высшей Истине можно приблизиться через Красоту, поэтому задачу искусства поэт видит в создании особого, экстатического состояния души, когда только и возможно «прозрение» трансцендентного начала. Этой цели служит принцип «тотального эффекта» , охватывающий весь авторский художественный арсенал и стилистические средства. Поэзия По привлекает своей суггестивностью – неким зачастую невыразимым в словах, скрытым «мистическим смыслом», соединением логического и психологически-эмоционального подтекстов, что заставляет разбуженное читательское воображение работать в заданном направлении, воздействуя на него на всех уровнях поэтики – от звукописи до концепта. Поэтические метафоры По тяготеют к символам и часто бытуют в этом качестве: таковы образы умерших возлюбленных ‑ Ленор, Улялюм, Аннабель Ли, вестник инобытия и страж царства мёртвых Ворон, звон колоколов, знаменующий собой вехи жизни человеческой, вечно недостижимая страна грёз и сновидений Эльдорадо и т.д. Особая роль в суггестивной организации поэтического текста отводится музыкальности . Поэзия По рождается из духа музыки, самого субъективного и оттого самого романтического из искусств, но, в отличие от немецких романтиков, непременно в сплаве с мыслью и словом.

Другую вершину художественного мастерства По обозначила его проза, преимущественно новеллистика. Наряду с В. Ирвингом и Н. Готорном он разрабатывает новые жанровые модификации новеллы: психологические новеллы, иначе называемые «страшные» или «ужасные» («Падение дома Ашеров», «Вильям Вильсон», «Маска красной смерти», «Погребенные заживо», «Низвержение в Мальстрем», «Колодец и маятник», «Черный кот», «Лигейя» ); логические (или детективные) новеллы («Тайна Мари Роже», «Убийство на улице Морг», «Похищенное письмо», «Золотой жук» ); научно-фантастические («Ганс Пфааль», «Сфинкс» ) и сатирические новеллы («Очки», «Разговор с мумией» ).

По разработал канон детективного жанра, согласно которому завязкой действия становится некая загадка, тайна обычно криминального характера, которую предстоит разгадать, раскрыть. В расследовании принимают участие герой ‑ эрудит и эксцентрик, психолог, наделенный недюжинными логическими способностями и тонкой интуицией; рассказчик, строящий всевозможные (нередко ложные) предположения, чье восприятие в целом соответствует уровню обыденного сознания, и полиция. Акцент в детективном повествовании переносится из сферы действий и событий (они представлены в виде умозрительной реконструкции) в область мыслей и интеллекта.

Если детектив у По воспринимается как гимн человеческому разуму и его неограниченным возможностям, то психологические новеллы сосредоточены на пограничных состояниях души и психики человека, „танатологичны”. Примерами обостренного, подчас болезненного, интереса По к феномену перехода от жизни к смерти могут служить описание последних минут героя, приговоренного Инквизицией к изощренной казни, в „Колодце и маятнике”; изображение чувств и ощущений рассказчика, вовлеченного в гигантский водоворот Мальстрем и чудом выжившего; сцены „пира во время чумы” в „Маске красной смерти”; патологическое, вплоть до чувства потери собственного „я”, раздвоение сознания героя в „Вильяме Вильсоне”, мистические встречи с духом умершей возлюбленной, „узнавание” ее в других женщинах в „Морелле” и „Лигейе”; образ заснувшей летаргическим сном и похороненной заживо леди Мадлейн Ашер в „Падении дома Ашеров” и пр.

Отличается от европейского романтизма, что обусловлено историческими особенностями этой страны. История государства начинается с 1776 года – год принятия декларации. Понятие американец не понятие национальности, оно включает в себя выходцев из других народов и наций. Американец – это особый национальный тип людей, который отличается верой в свои возможности и возможности своего государства. После открытия америки ее земли являлись колониями, куда ехали европейцы, обладающие практицизмом, ставившие перед собой реальные цели. Джорш Вашингтон, который являлся ученым и писателем много сделал для того, что бы отстоять независимость америки. Томас Джеферсон автор декларации независимости.

Америка в то время в основном была англоязычная, тяготела к англии и в области культуры и литературы. Ранняя американская литература создается под влиянием анлийской.

Переодизация романтизма в америке:

появление амер. Романтизма. Вашингтон Ирвинг и Фенимор Купер.

Идет процесс взаимодействия американского и европейского романтизма, ведется интенсивный поиск национальной художественной традиции, намечаются основные темы. Мировоззрение писателей этого периода оптимистическое. Но зреют критические тенденции, являющиеся реакцией на негативные последствия укрепления капитазизма во всех сферах жизни общества.

самый плодотворный период. Эдгар По, Генри Логфелло.

Это зрелый этап. Сложная и противоречивая реальность америки этих лет обусловила заметные различия в мироощущении и эстетической позиции романтиков. Большинств писателей высказывают недовольство политикой в эти годы. Т к сохраняется рабство на юге, идет варворское уничтожение коренного населения. Здесь преобладают трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека. Появляется герой с раздвоенной психикой, несущий печать обреченности в художественный язык проникает символика. Значительную роль начинают играть сверхестественные силы, усиливаются мистические мотивы.

до начала гражданской войны (1860) романтизм угасает и более явным становится реализм. Период кризисных явлений в романтизме. В связи с гражданской войной романтизм кабы раздваивается. С одной стороны становятся мотивы протеста против рабства с эстетических и общегуманитарных позиций. С другой стороны литература юга, встает на защиту неправого дела.

Появление прозы, в частности Ирвинга и Купера, поэтому основными жанрами являются новеллы и жанр романа.

Основные темы и сюжеты:

1. обработка известных сюжетов из европейской лит ры, черпались из фольклора, ввод фантастических мотивов.

2. Тема фронтира и взаимоотношений белых с индейцами.

3. морская тема и история нового государства.

4. Тема цивилизации и природы.

А. Р. Был связан с историзмом, но не просто воспроизводил историю, а передавал колорит эпохи и характеров

Американский романтизм возник в результате американской буржуазной революции 1776-1784 гг., как отклик на неё. Война за независимость – образование США Окончательное формирование американской нации. Америка край безграничных возможностей.

Романтизм Америки имеет те же исторические предпосылки и эстетическую основу, что и европейский:

1. внимание к внутреннему миру человека;

2. принцип романтического двоемирия – романтики утверждают мысль о несовершенстве реального мира и противопоставляют мир своей фантазии. Оба мира постоянно сравниваются, сопоставляются;

3. интерес к фольклору – одной из форм протеста против делячества и прозаизма повседневного буржуазного существования становится идеализация европейской старины, древней культурной жизни;

Хронологические же рамки американского романтизма отличаются от европейского. В 30-е годы в Европе уже реализм а в Америке романтизм начинается в 20-30 годы.

Ранний Америк. Романтизм:20-30гг 19 века. Купер. Прославление войны за независимость. Тема освоения континента – одна из главных тем литературы. Появл. критические тенденции, забываются высокие идеалы, провозглашенные при рождении республики. Ищется альтернатива буржуазному укладу. Тема – идеализированная жизнь американского Запада, морская стихия.

Зрелый ам.романтизм – 40-50гг: Эдгар По. Недовольство ходом развития страны(сохран. рабство, идет уничтожение коренного населения, эконом кризис). В лит-ре драматические и трагические настроения, ощущение несовершенства человека и окружающего его мира, настроение скорби, тоски. В лит-ре герой который несет печать обреченности.

Поздний. 60-е г. Критические кризисные настроения растут. Романтизм не в состоянии отразить меняющуюся современную действительность. Реалистические тенденции.

Национальные особенности американского романтизма.

1. Утверждение национальной самобытности и независимости, поиск национального характера.

2. Последовательно антикапиталистический характер.

3. Популярность индейской темы

4. Три ветви американского романтизма

1 Новая Англия(Сев-вост штаты)-философичность, этические вопросы

2 Средний Штаты – поиск нац.героя, соц.проблематика

3 Южные штаты – Преимущества рабовладельческих порядков

Видное место в лит-ре тех лет занимают Ф.Купер и Ирвинг. Их тв-во отразило характерные особенности америк.ром-ма на раннем этапе развития. Ир. и К. на начальном этапе своего тв-ва были вдохновлены идеями ам.революции и борьбы за независимость. Большое положительное значение имели созданные ими образы сильных, мужественных людей, противопоставленные корыстолюбивым бурж.дельцам. Поэтизация человека, живущего на лоне природы, поэтизация его мужественной борьбы с нею составляют одну из характерных особенностей раннего ам.ром-ма. В своих ранних юмористических очерках Ирвинг выступал против истребления индийских племен. Характерно противопоставление идеализируемой им старины картинам жизни современной Америки. Также важное место занимает переплетение элементов фантастики с фольклорной традицией.

Вашингтон Ирвинг

Создатель американской новеллы, краткость жанра была близка американцам т к этому способствовала быстротечность жизни и газеты.

Первый сборник новелл 1819 год «Книга эскизов». 1822-1824 выпускает еще 5 сборников. Его новеллы отличались от английских, тк имели романтические элементы, но включали пародийные мотивы. Сюжеты взяты из европейской литры, но с использованием местного фольклора и иронии, плюс американские реалии.

Он открывает американскую словесность европе.

Фенимор Купер

Являлся создателем американского романа. В его произведениях соединялись традиции готического и исторического романов.

Он создавал местный колорит и изображал историю страны. Основной конфликт между современным миром и его героями, а также патриархальным бытом. Героями часто являются индейцы, которые наделены лучшими качествами в отличии от белых.

Написал 33 романа, разных по жанровым характеристикам.

В его произведениях тема фронтира. Фронтир возникает в начале истории США, когда только появились первые поселения белых.

Ф. не обычная граница, а постоянно движущаяся, перемещалась на запад, между освоенными и неосвоенными землями.

Ф. ассоциировался с американской мечтой о равенстве, стремлении к счастью. С другой стороны фронтир предполагает существование двух миров, мира цивилизации и мира природы.КУПЕР, ДЖЕЙМС ФЕНИМОР (Cooper, James Fenimore) (1789–1851), американский писатель, историк, критик общественного устройства. В 1820 сочинил для дочерей традиционный роман нравов Предосторожность (Precaution). Открыв в себе дар рассказчика, написал роман Шпион (The Spy, 1821), основанный на местных преданиях. Роман получил международное признание,

Крупнейший американский писатель романтик, писавший о беспощадной войне колонистов против индейцев.

Купер в молодости был увлечен всеми событиями, связанными с провозглашением американской независимости. Творчество Купера связано с ранним этапом развития романтизма в США. В мировую литературу он вошел, как создатель американского социального романа. Им было написано большое количество романов, несколько разновидностей: исторический - «Шпион», «Браво», «Палач»; Морские - «Лоцман», «Пират»; романы написанные в форме семейной хроники - «Краснокожие», «Чертов палец»

Основными произведениями Купера, над которыми он работал много лет, является цикл романов о кожаном чулке, их называют индейскими романами: «Зверобой», «Последний из Могикан», «Следопыт», «Прерия», «Пионеры».

В произведениях Купера отразились исторические закономерности развития американской цивилизации. Он писал о событиях американской революции, о морских путешествиях, о трагической судьбе индейских племен. Значительность проблематики соединялась в романах Купера с ярковыраженным приключенческим началом и увлекательностью повествования, а сила романтического воображения с достоверностью. В своей пенталогии о кожаном чулке он описывает судьбу американского пионера Капитана Бумпо, писатель запечатлел процесс освоения американских земель Европейским колонистами. В этих романах перед читателем живет и действует старый человек безграмотный, полудикарь, но обладающий в совершенстве лучшими качествами истинно культурно человека: безукоризненной честностью по отношению к людям, любовью к ним и постоянное стремление помочь ближнему, облегчить его жизнь, не щадя своих сил. Героев Купера ожидает множество необычайных приключений, они примут участие в жестокой борьбе за свою независимость. Купер был приверженцем американской демократии, но видя, что происходит в Европе, он опасался, что и Америка попадет под власть олигархии финансистов и промышленников. После своего путешествия по Европе он изменил свой взгляд на американскую действительность. Европейские впечатления помогли ему более глубоко разобраться в явлениях жизни США, многое заставило его разочароваться в восхваляемой им прежде американской демократии.

С резкой критикой буржуазной Америки, Купер выступил в романах «Долой», «Дома» и особенно в романе «Моникыны» являющимся социальной политической сатирой на буржуазные государства. Критика буржуазных порядков велась Купером с консервативных позиций; он склонялся к цивилизации патриархальной фермерской Америки.

Хронологические рамки американского романтизма несколько отличаются от романтизма европейского. Романтическое направление в литературе США сложилось к рубежу между вторым и третьим десятилетиями XIX в. и сохраняло господствующее положение вплоть до окончания Гражданской войны между Севером и Югом (1861 - 1865). В становлении американского романтизма прослеживается три этапа. Первый этап - ранний американский романтизм (1820-1830-е годы). Крупнейшие писатели раннего романтизма в США - В. Ирвинг, Д. Ф. Купер, У. К. Брайент, Д. П. Кеннеди и др. С проявлением их произведений американская литература впервые получает международное признание. Идет процесс взаимодействия американского и европейского романтизма. Ведется интенсивный поиск национальных художественных традиций, намечаются основные темы и проблематика (Война за независимость, освоение континента, жизнь индейцев и др.). Мировоззрение ведущих писателей этого периода окрашено в оптимистические тона, связанные с героическим временем Войны за независимость и открывавшимися перед молодой республикой грандиозными перспективами. Сохраняется тесная преемственная связь с идеологией американского Просвещения, которое в идейном плане подготовило Американскую революцию. Показательно, что и Ирвинг, и Купер - два крупнейших ранних американских романтика - активно участвуют в общественно-политической жизни страны, стремясь прямо воздействовать на ход ее развития. Второй этап - зрелый американский романтизм (1840-1850-е годы). К этому периоду относится творчество Н. Готорна, Э. А. По, Г. Мелвилла, Г. У. Лонгфелло, У. Г. Симмса, писателей-трансценденталистов Р. У. Эмерсона и Г. Д. Торо. Сложная и противоречивая реальность Америки этих лет обусловила заметные различия в мироощущении и эстетической позиции романтиков 40-50-х годов. Большинство писателей этого периода испытывают глубокое недовольство ходом развития страны. В США сохраняется рабство на Юге, на Западе рука об руку с героизмом первопроходцев идет варварское уничтожение коренного населения материка - индейцев и. хищническое разграбление природных богатств. Республика переживает экономический кризис 1830-х годов, утрату доверия к погрязшему в коррупции правительству, внешне- и внутриполитические конфликты. Разрыв между действительностью и романтическим идеалом углубляется, превращается в пропасть. Не случайно среди романтиков зрелого периода так много непонятых и непризнанных художников, отвергнутых буржуазной Америкой: По, Мелвилл, Торо, а позднее - поэтесса Э. Дикинсон.

В зрелом американском романтизме преобладают драматические, даже трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека (Н. Готорн), настроения скорби, тоски (Э. По), сознание трагизма человеческого бытия (Г. Мелвилл). Появляется герой с раздвоенной психикой, несущий в своей душе печать обреченности. Уравновешенно-оптимистический мир Лонгфелло и представления трансценденталистов о всеобщей гармонии в эти десятилетия стоят в литературе США несколько особняком.


В художественный язык зрелого американского романтизма проникает символика, редко встречавшаяся у романтиков предшествующего поколения. По, Мелвилл, Готорн в своих произведениях создали символические образы большой глубины и обобщающей силы. Заметную роль в их творениях начинают играть сверхъестественные силы, усиливаются мистические мотивы.

Третий этап - поздний американский романтизм (60-е годы). Это период кризисных явлений в романтизме США. Романтизм как метод все чаще оказывается не в состоянии отразить новую реальность. В полосу тяжелого творческого кризиса вступают те писатели предыдущего этапа, кто еще продолжает свой путь в литературе. Наиболее яркий пример - судьба Мелвилла, на долгие годы ушедшего в добровольную духовную самоизоляцию.

В этот период происходит резкое размежевание внутри романтизма, вызванное Гражданской войной между Севером и Югом. С одной стороны, выступает литература аболиционизма, в рамках романтической эстетики протестующая против рабства с этических, общегуманистических позиций. С другой стороны, литература Юга, романтизируя и идеализируя «южное рыцарство», встает на защиту исторически обреченного неправого дела и реакционного уклада жизни.

Аболиционистские мотивы занимают заметное место в творчестве писателей, чье творчество сложилось в предшествующий период,- Лонгфелло, Эмерсона, Торо и др., становятся основными в творчестве Г. Бичер-Стоу, Д. Г. Уитьера, Р. Хилдрета и др.

Романтическое направление в литературе США не сразу после окончания Гражданской войны сменяется реализмом. Сложным сплавом романтических и реалистических элементов является творчество величайшего американского поэта "Уолта Уитмена. Романтическим мироощущением - уже за пределами хронологических рамок романтизма - проникнуто творчество Дикинсон. Романтические мотивы органично входят в творческий метод Ф. Брет Гарта, М. Твена, А. Бирса, Д. Лондона и других писателей США конца XIX - начала XX столетия.

Американский романтизм обладает рядом национальных особенностей, отличающих его от романтизма европейского.

Утверждение национальной самобытности и независимости, поиски национального самосознания и национального характера проходят через все искусство американского романтизма. Писатели-романтики в своих книгах с увлечением путешествуют вместе со своими героями и читателями по морским просторам, глади Великих Озер, дремучим лесам, могучим рекам, бескрайним прериям. В мировом романтизме природа всегда выступает как альтернатива антигуманной цивилизации. В творчестве романтиков США этот мотив подкрепляется тем, что нетронутая цивилизацией природа начинается у американцев буквально за порогом дома.

Определенная сложность для американских романтиков заключалась в том, что в Новом Свете не было живописных руин, памятников старины, древних преданий и легенд, даже просто многих реалий жизни, за которыми уже закрепились устойчивые романтические ассоциации, таких, например, как английские замки и шотландские горы, тюльпаны Голландии и розы Италии и т. п. Постепенно в книгах Ирвинга и Купера, Лонгфелло и Мелвилла, Готорна и Торо романтический колорит приобретают явления и факты американской природы, истории, географии.

Романтизм США носит последовательно антикапиталистический характер и выражает настроения демократической Америки, не удовлетворенной и обеспокоенной противоречиями буржуазного развития страны.

Для американского романтизма сквозной стала индейская тема. Индейцы в Америке с самого начала были не условным отвлеченным понятием, фигурировавшим подчас в европейском романтизме, а повседневной реальностью, с которой был связан сложный психологический комплекс - восхищения и страха, враждебности и чувства вины. Несомненной заслугой американских романтиков был искренний интерес и глубокое уважение к индейскому народу, его своеобразному мироощущению, культуре, фольклору.

Ф. Купер. Литература фронтира.

Джеймс Фенимор Купер стал одним из крупнейших романистиов 19в.,создателем американского нац.романа.Им было создано 33 романа,различных по содержанию и хар-ру-это и историческ.роман и морской,и нравоучит.проиведения.Роман Шпион свидетельствует о том,что автор идет по пути Вальтера Скотта.Купер создает нац.героич.хар-р,фактически творит мифологизированную историю своей родины.Ипользуя принцип Скотта он ставит в центр повествованиявымышлденных персонажей,тогда как реальные деятели уходят на второй план.Эпоха раскрывается через судьбу героев.Главные качества-патритизм,отвага,честность.Сюжетную основу романа составляет не собственно война за независимость.А семейно-личностные отношения.В «Шпионе»изображено семейство Уолтеров.Гарви Бёрч становится истинным героем,хотя формально роман посвящен истории др.людей.Он,которого считают пособником англичан, шпионом,снабжает важной информацией Вашингтона.Рискуя собственной жизнью, спасает Сару Уолтер из огня и помогает Генри У.избежать казни на висилице..Отказывается от денег,предложенных Вашингтоном.Романтическая идеализация: Берч –простой человек,обретает исключит.черты.В 1823 г.появляется роман «Пионеры»,ставший первым из серии о Кожаном чулке.В нем появляется лучшийперсонаж Купера-естественный человек-Натти Бумпо.Тема природы. Натти –белый, но живет в согласии с природой как индейцы, одевается как они.Тема природы неотделима от темы нравственности. Природе противопоставляется цивилизация,кот.не только уничтожает леса и зверей, но и разрушает челов.души и судьбы.В романах Куперса в целом преобладают повествовательное и авантюрноеначала над психологическим.Для писатля важны этические проблемы,он проводит четкую границу между добром и злом,кот.по его мнению всегда должно быть наказано.

Литературное наследие Купера весьма обширно. Оно включает 33 романа, несколько томов публицистики и путевых заметок, памфлетов, исторических изысканий. Купер заложил основы развития американского романа, создав различные его образцы: исторический, морской, социально-бытовой, сатирико-фантастический романы, роман-утопию. Писатель первым в американской литературе стремился к эпическому отражению мира, что сказалось, в частности, в объединении ряда его книг в циклы: пенталогию, трилогию, дилогию.

В своем творчестве Купер оставался верным трем главным темам: это Война за независимость, море и жизнь фронтира. Уже в самом этом выборе раскрывается романтическая основа творческого метода писателя: героизм солдат Американской революции, свободу морской стихии, девственных лесов и бескрайних прерий Запада Купер противопоставляет обуреваемому лихорадочной жаждой наживы американскому обществу. Этот разрыв романтического идеала и действительности лежит в основе идейно-художественного замысла каждой книги Купера.

Купер широко использует разнообразные художественные средства из арсенала романтической эстетики: лирически окрашенные картины природы, создание атмосферы таинственности, гиперболизацию, резкое разделение персонажей на «хороших» и «дурных» и т. п. В то же время творчество Купера имеет черты преемственности с просветительским романом XVIII в. Писатель сохраняет доверие к разуму и логике, приверженность к эпической повествовательности и точным деталям пейзажа, быта, внешности и т. п., придерживается многих структурно-композиционных принципов просветительского романа. В произведениях Купера продолжается утверждение принципов реализма, идущее от XVIII к концу XIX в., пусть даже грядущими поколениями не всегда осознавалась эта связь.

Купера нередко называли «американским Вальтером Скоттом», а подчас и упрекали в подражании великому шотландцу. Упреки эти несправедливы. Творчество Купера проникнуто глубоко национальным духом, в основе его творений - национальная проблематика. В предисловиях к своим романам Купер не раз подчеркивал необходимость развития и пропаганды национальной американской литературы.

Нельзя не отметить мастерства Купера в построении сюжета произведения, создании ярких драматических сцен, образов, ставших олицетворением национального характера и одновременно «вечными спутниками человечества». Таковы Гарви Берч из «Шпиона», Натти Бампо, Чингачгук, Ункас из книг о Кожаном Чулке.

Пожалуй, лучшие страницы писателя - те, где изображена нетронутая грандиозная и поражающая воображение природа Нового Света. Купер - выдающийся мастер литературного пейзажа. Особенно его привлекают красочные ландшафты, либо покоряющие глаз мягкой прелестью (Мерцающее Озеро в «Зверобое»), либо величаво-суровые, внушающие тревогу и трепет. "

В «морских» романах Купер столь же ярко рисует изменчивую, грозную и чарующую стихию океана.

Важное место почти в каждом романе Купера занимают тщательно выписанные батальные сцены. Их кульминациями часто служит единоборство могучих противников: Чингачгука и Магуа, Твердого Сердца и Матори.

Художественный язык писателя отличается эмоциональностью, диапазон оттенков которой различен - от торжественного пафоса до трогательной сентиментальности.

Высшее достижение Купера - пенталогия о Кожаном Чулке. В нее входят пять романов, написанных в следующем порядке: «Пионеры» (1823), «Последний из могикан» > (1826), «Прерия» (1827), «Следопыт» (1840), «Зверобой» (1841). Они объединены образом охотника Натаниэля Бампо, у которого также есть многочисленные прозвища: Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Кожаный Чулок и Длинный Карабин. В пенталогии перед читателями проходит вся жизнь Бампо - от юности («Зверобой») до дня смерти («Прерия») . Но порядок написания книг не совпадает с этапами жизни главного героя. Купер начал историю Бампо, когда охотник уже вступил в преклонный возраст, продолжил эпопею романом из зрелого возраста Натти, затем изобразил его в старости, за год до смерти. И только после заметного перерыва писатель вновь обратился к приключениям Кожаного Чулка и вернулся к дням его юности.

Взятые вместе дять романов - художественная история американского фронтира, история движения американской нации с востока на запад. В судьбе Натти Бампо воплотилась история завоевания континента и одновременно история укрепления в стране буржуазной цивилизации, история нравственных потерь, которые понесла нация, расширяя свою территорию.

Все пять романов имеют примерно одинаковое сюжетное построение. Охотник Натти Бампо, обитатель самого крайнего рубежа фронтира, на первых страницах каждой книги встречается с кем-либо из переселенцев, волна которых движется на запад (офицеры, авантюристы, торговцы и т. п.). Он совершает чудеса храбрости и героизма, выступая на стороне «положительных» героев, борется с несправедливостью, помогает слабым и обиженным. В финале каждого из романов Бампо покидает привычные места и отправляется дальше на запад, а в следующей книге - история повторяется заново.

В «Следопыте» изображены сцены англо-французской войны 1750-1760 гг. В этой войне и англичане и французы подкупом или обманом привлекали на свою сторону индейские племена. Бампо со своим метким карабином и Чингачгук участвуют в сражениях на озере Онтарио и в очередной раз помогают своим товарищам одержать победу. Однако Натти, а вместе с ним автор резко осуждают развязанную колонизаторами войну, ведущую к бессмысленной гибели как белых, так и индейцев. Значительное место в романе занимает история любви Бампо к Мэйбл Дунхэм. Ценя мужество и благородство разведчика, девушка, однако, отдает предпочтение более близкому ей по возрасту и характеру Джасперу. Бампо великодушно отказывается от брака (хотя Мэйбл была готова сдержать обещание, данное погибшему отцу, и выйти замуж за Следопыта) и уходит дальше на Запад.

Арендный блок

Американский романтизм развивался в первой половине XIX века. Он явился откликом на события, связанные с американской революцией 70-х годов XVIII века и французской революцией 1789-1794 годов.

В американской литературе первой половины XIX века отразились существенные явления жизни страны.Значительных успехов американский романтизм достигает в период 20-30-х годов XIX века. Видное место в литературе тех лет занимают Фенимор Купер и Вашингтон Ирвинг. Творчество этих писателей отразило характерные особенности американского романтизма на раннем этапе его развития. Ирвинг и Купер в начальный период своего творчества были вдохновлены идеями американской революции и борьбы за независимость; они разделяли оптимистические иллюзии относительно исключительности условий развития США, верили в их безграничные возможности. Это было связано с тем, что в первые десятилетия XIX века противоречия американского капитализма проявились еще недостаточно четко, рабочее движение и борьба против рабства еще только начинали развиваться.Вместе с тем в творчестве ранних романтиков уже вполне определенно звучат настроения недовольства широких народных масс, вызванные бесчеловечностью и жестокостью капиталистических порядков, направленных на ограбление народа, деятельностью крупных промышленников, финансистов, плантаторов. Творчество ранних романтиков перекликается с демократической литературой XVIII века. Лучшим произведениям Купера и Ирвинга свойственны антикапиталистические тенденции. Однако их критика буржуазной Америки во многом ограничена и ведется с позиций американской буржуазной демократии. Именно этим объясняется тот факт, что современной им Америке с прочно утверждающимися в ее жизни капиталистическими порядками романтики стремятся противопоставить патриархальные формы жизни, идеализируемые ими нравы и обычаи прежних времен. Объективно в этом проявился консервативный характер их романтической критики. Но большое положительное значение имели созданные ими образы сильных, благородных и мужественных людей, противопоставленных корыстолюбивым буржуазным дельцам и стяжателям. Поэтизация человека, живущего на лоне девственной и могучей природы Америки, поэтизация его мужественной борьбы с нею составляет одну из характерных особенностей раннего американского романтизма. Одним из первых представителей романтизма в американской литературе был Вашингтон Ирвинг (1783-1859). В своих ранних юмористических новеллах и очерках Ирвинг выступил с критикой буржуазного стяжательства и противоречий буржуазного прогресса («Дьявол и Том Уокер», «Кладоискатели»); он высказывался против истребления индейских племен. Замечательный мастер юмора, В. Ирвинг в своей знаменитой «Истории Нью-Йорка от сотворения мира, написанной Никербо-кером» (1809) в тонах мягкой иронии воссоздает картины жизни и быта Нью-Йорка XVIII столетия. Для раннего творчества Ирвинга весьма характерно противопоставление идеализируемой им старины картинам жизни современной Америки («Рип Ван-Винкль», «Легенда сонной долины»). Важное место в творчестве Ирвинга принадлежит элементам фантастики, которая тесным образом переплетается в его произведениях с фольклорной традицией.Более поздние вещи Ирвинга (сб. рассказов «Астория, или Анекдоты из истории одного предприятия по ту сторону Скалистых гор», 1836) значительно уступают его произведениям ранних лет. В них проявились консерватизм и антидемократические настроения писателя. Поздний Ирвинг выступал с прославлением буржуазного предпринимательства и колонизаторской политики правящих кругов США. Подобная эволюция была характерна для американских романтиков. Даже в творчестве крупнейшего романиста первой половины XIX века - Фенимора Купера, отразившего в своих романах процесс капитализации страны, историю колонизации и истребления индейских племен (цикл романов о Кожаном Чулке), в ряде случаев проявляются консервативные тенденции.По мере развития капиталистических отношений в стране и углубления классовых противоречий со всей очевидностью проявилась несостоятельность надежд на осуществление принципов равенства и свободы в условиях буржуазной республики.В творчестве писателей-романтиков позднего периода (30-50-е годы) преобладающими становятся настроения разочарования и неверия в будущее (Э. По).Наиболее значительными и характерными фигурами американского романтизма на раннем и позднем этапе его развития являются Джеймс Фенимор Купер и Эдгар По.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

История зарубежной литературы

Ответы по ИЗЛ 19 века. История зарубежной литературы (ИЗЛ), 1 половина. Вопросы и ответы на экзамен, зачет.

Феномен культури. Культура в системі буття. Культура як предмет філософського дослідження. Методологія осмислення культури та принципи її вивчення у філософії культури. Філософія культури ФК як культурна самосвідомість європейської людини. Дисциплінарні межі філософії культури. Культур філософія як соціальна та культурна антропологія.

Ответы по истории

Древность, античная культура, Микенская культура. Архаика. Героический эпос, классическая Греция, искусство. История и культура Италии. Пунические войны. Римская литература

Роль фельдшера в профилактике Ишемической болезни сердца

Дипломная работа. Проблема хронической ишемической болезни сердца стала одной из острейших социальных проблем, с которой столкнулось человечество в XX веке.

Работа формирований МСГО при ведении спасательных работ в очагах поражения

Методические указания для студентов на практическое занятие по дисциплине «Медицинское обеспечений мероприятий гражданской обороны». Организация развертывания и работы головной больницы. Организация развертывания и работы многопрофильной больницы

Алгоритм работы с Н-НН в суффиксе слова

Причастия, деепричастия, гласная перед н-нн. Сложные случаи написания н - нн. Краткая форма. Прилагательные