Литературные приемы писателя, которые могут пригодиться каждому. Литературоведческие термины IV. Анализ эпического произведения

Литературоведческие термины

I вариант

    Теоретическая часть

1) второстепенные

2) внесценические

    Назовите термины.

    Практическая часть

А. эпизод, определяющий все последующее развертывание действия

2. ГИПЕРБОЛА

Б. момент наивысшего напряжения действия

3.ЗАВЯЗКА

В. изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью

4. К УЛЬМИНАЦИЯ

Г. вид комического: способ проявления комического в искусстве, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными, наиболее острая форма обличения действительности

5. САТИРА

Д. чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты описываемого явления

6. ФАНТАСТИКА

Е. иносказательное изображение абстрактного понятия или явления

1) Чудесное время весна. Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны голоса птиц, отчетливо разносится по лесу торопливый стук дятла. (Н.И.Сладков)

2) На столе, например, арбуз, в семьсот рублей арбуз… И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В.Гоголь)

Литературоведческие термины

II вариант

    Теоретическая часть

    Определите литературные направления по их описаниям.

1) Возникло в России в начале XIX века. Основные черты: неприятие действительности; стремление уйти в ирреальный мир, созданный воображением автора; крайний индивидуализм; двоемирие.

2) Возникло в 30-40-е годы XIX века. Основные черты: стремление к правдивому и объективному изображению действительности; отражение связи между различными жизненными явлениями; характеры осмысливаются как типические.

    Среди данных толкований литературоведческих терминов выделите определение поэмы.

1) Прозаическое произведение, напоминающее по своему характеру лирическое стихотворение, но лишенное стихотворной организации речи, то есть поэтическое по содержанию и прозаическое по форме.

2) Лиро-эпическое произведение, крупное или среднее по объему, основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике).

3) Прозаическое произведение небольшого объема, передающее субъективные впечатления и размышления автора по тому или иному поводу и изначально не претендующее на полноту изображения и исчерпывающую трактовку темы.

    Дайте определение композиции произведения.

    Какие из перечисленных признаков не являются признаками романа-эпопеи?

1) изображение большого периода исторического времени или судьбоносного события в жизни нации,

2) отражение жизни и быта всех слоев общества,

4) широкий географический охват отсутствие вымышленных героев.

    Какой термин пропущен в определении?

Проблематика - это совокупность поставленных автором в произведении ________ . Виды __________ в художественном произведении: социально-политическая, нравственно-этическая, национально-историческая, философская и др.

    Устраните ошибки - исправьте несоответствия между литературоведческими понятиями и их определениями.

(1) Тип - (А) действующее лицо в художественном произведении.

(2) Характер - (Б) художественный образ человека, в индивидуальных чертах и поведении которого воплощены свойства, присущие людям той или иной эпохи, социальной среды, общественной группы, национальности и т. п.

(3) Персонаж - (В) художественный образ, в котором раскрыто неповторимо индивидуальное отношение человека к миру.

    Соотнесите определение и термин.

1) второстепенные

2) внесценические

А. персонажи драматургического произведения, упоминаемые по ходу действия сценическими героями, но так и не появляющиеся на сцене.

Б. персонажи, существенно не влияющие на ход событий и характер конфликта; их роль в сюжете произведения ограничивается участием в небольшом количестве событий.

    Укажите среди приведенных ниже толкований литературоведческих понятий определение авторской позиции.

2) Наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе «Я» в лирическом стихотворении.

3) Выраженное в тексте отношение автора к различным сторонам жизни, понимание писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем.

4) Средство создания художественных образов: присущая только искусству форма воссоздания и отображения жизни в сюжетах и образах, не имеющих прямой соотнесенности с реальностью.

    Назовите термины.

1) Сближение, сопоставление понятий, основанное на замене прямого названия предмета другим по принципу смежности (содержащее - содержимое, вещь - материал, автор - его произведение и т. п.).

2) Чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты и т. п. описываемого явления. Может быть как идеализирующей, так и уничижающей.

    Дайте определение термина ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

II . Практическая часть

    1. Каким литературоведческим терминам из первой колонки соответствуют определения из второй колонки?

1. АЛЛИТЕРАЦИЯ

А. род литературы, предмет отображения которого - содержание внутренней жизни человека, его чувств, переживаний

2. ГРОТЕСК

Б. повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи

3. ИНВЕРСИЯ

В. заключительный эпизод в развитии действия

4. ЛИРИКА

Г. вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде

5. РАЗВЯЗКА

Д. часть литературного произведения, обычно предшествующая завязке и содержащая сведения о персонажах, месте и времени действия, описание обстоятельств, имевших место до его начала

6. ЭКСПОЗИЦИЯ

Е. нарушение общепринятого порядка слов, перестановка слов или частей фразы придает речи особую выразительность

    1. Выпишите из данных примеров художественные средства выразительности и укажите их названия.

1)Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый совенок. (И.С.Соколов-Микитов)

2) Прошел день, прошел другой, мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить.

(М. Е.Салтыков-Щедрин)

Литературоведческие термины

III вариант

    Теоретическая часть

    Определите литературные направления по их описаниям.

1) Возникло в России в начале XIX века. Основные черты: неприятие действительности; стремление уйти в ирреальный мир, созданный воображением автора; крайний индивидуализм; двоемирие.

2) Возникло в 30-40-е годы XIX века. Основные черты: стремление к правдивому и объективному изображению действительности; отражение связи между различными жизненными явлениями; характеры осмысливаются как типические.

    Среди данных толкований литературоведческих терминов выделите определение поэмы.

1) Прозаическое произведение, напоминающее по своему характеру лирическое стихотворение, но лишенное стихотворной организации речи, то есть поэтическое по содержанию и прозаическое по форме.

2) Лиро-эпическое произведение, крупное или среднее по объему, основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике).

3) Прозаическое произведение небольшого объема, передающее субъективные впечатления и размышления автора по тому или иному поводу и изначально не претендующее на полноту изображения и исчерпывающую трактовку темы.

    Дайте определение композиции произведения.

    Какие из перечисленных признаков не являются признаками романа-эпопеи?

1) изображение большого периода исторического времени или судьбоносного события в жизни нации,

2) отражение жизни и быта всех слоев общества,

4) широкий географический охват отсутствие вымышленных героев.

    Какой термин пропущен в определении?

Проблематика - это совокупность поставленных автором в произведении ________ . Виды __________ в художественном произведении: социально-политическая, нравственно-этическая, национально-историческая, философская и др.

    Устраните ошибки - исправьте несоответствия между литературоведческими понятиями и их определениями.

(1) Тип - (А) действующее лицо в художественном произведении.

(2) Характер - (Б) художественный образ человека, в индивидуальных чертах и поведении которого воплощены свойства, присущие людям той или иной эпохи, социальной среды, общественной группы, национальности и т. п.

(3) Персонаж - (В) художественный образ, в котором раскрыто неповторимо индивидуальное отношение человека к миру.

    Соотнесите определение и термин.

1) второстепенные

2) внесценические

А. персонажи драматургического произведения, упоминаемые по ходу действия сценическими героями, но так и не появляющиеся на сцене.

Б. персонажи, существенно не влияющие на ход событий и характер конфликта; их роль в сюжете произведения ограничивается участием в небольшом количестве событий.

    Укажите среди приведенных ниже толкований литературоведческих понятий определение авторской позиции.

2) Наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе «Я» в лирическом стихотворении.

3) Выраженное в тексте отношение автора к различным сторонам жизни, понимание писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем.

4) Средство создания художественных образов: присущая только искусству форма воссоздания и отображения жизни в сюжетах и образах, не имеющих прямой соотнесенности с реальностью.

    Назовите термины.

1) Сближение, сопоставление понятий, основанное на замене прямого названия предмета другим по принципу смежности (содержащее - содержимое, вещь - материал, автор - его произведение и т. п.).

2) Чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты и т. п. описываемого явления. Может быть как идеализирующей, так и уничижающей.

    Дайте определение термина ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

II . Практическая часть

    1. Каким литературоведческим терминам из первой колонки соответствуют определения из второй колонки?

А. вид комического: осмеяние, содержащее отрицательную, осуждающую оценку того, что критикуется; тонкая, скрытая насмешка

2. ДРАМА

Б. образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью

3. ИРОНИЯ

В. перенос наименования одного предмета или явления на другой предмет или явление по сходству

4. МЕТАФОРА

Г. противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста

5. СЮЖЕТ

Д. род литературы, который включает произведения, написанные для постановки на сцене

6. ЭПИТЕТ

Е. событие или ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения

    1. Выпишите из данных примеров художественные средства выразительности и укажите их названия.

1)Дремлет стужа, сок из веток выжав, в чащах спят, умаявшись, ветра. (В.М.Тушнова)

2) У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбаром и строениями (Н.В.Гоголь)

Литературоведческие термины

IV вариант

    Теоретическая часть

    Определите литературные направления по их описаниям.

1) Возникло в России в начале XIX века. Основные черты: неприятие действительности; стремление уйти в ирреальный мир, созданный воображением автора; крайний индивидуализм; двоемирие.

2) Возникло в 30-40-е годы XIX века. Основные черты: стремление к правдивому и объективному изображению действительности; отражение связи между различными жизненными явлениями; характеры осмысливаются как типические.

    Среди данных толкований литературоведческих терминов выделите определение поэмы.

1) Прозаическое произведение, напоминающее по своему характеру лирическое стихотворение, но лишенное стихотворной организации речи, то есть поэтическое по содержанию и прозаическое по форме.

2) Лиро-эпическое произведение, крупное или среднее по объему, основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике).

3) Прозаическое произведение небольшого объема, передающее субъективные впечатления и размышления автора по тому или иному поводу и изначально не претендующее на полноту изображения и исчерпывающую трактовку темы.

    Дайте определение композиции произведения.

    Какие из перечисленных признаков не являются признаками романа-эпопеи?

1) изображение большого периода исторического времени или судьбоносного события в жизни нации,

2) отражение жизни и быта всех слоев общества,

4) широкий географический охват отсутствие вымышленных героев.

    Какой термин пропущен в определении?

Проблематика - это совокупность поставленных автором в произведении ________ . Виды __________ в художественном произведении: социально-политическая, нравственно-этическая, национально-историческая, философская и др.

    Устраните ошибки - исправьте несоответствия между литературоведческими понятиями и их определениями.

(1) Тип - (А) действующее лицо в художественном произведении.

(2) Характер - (Б) художественный образ человека, в индивидуальных чертах и поведении которого воплощены свойства, присущие людям той или иной эпохи, социальной среды, общественной группы, национальности и т. п.

(3) Персонаж - (В) художественный образ, в котором раскрыто неповторимо индивидуальное отношение человека к миру.

    Соотнесите определение и термин.

1) второстепенные

2) внесценические

А. персонажи драматургического произведения, упоминаемые по ходу действия сценическими героями, но так и не появляющиеся на сцене.

Б. персонажи, существенно не влияющие на ход событий и характер конфликта; их роль в сюжете произведения ограничивается участием в небольшом количестве событий.

    Укажите среди приведенных ниже толкований литературоведческих понятий определение авторской позиции.

2) Наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе «Я» в лирическом стихотворении.

3) Выраженное в тексте отношение автора к различным сторонам жизни, понимание писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем.

4) Средство создания художественных образов: присущая только искусству форма воссоздания и отображения жизни в сюжетах и образах, не имеющих прямой соотнесенности с реальностью.

    Назовите термины.

1) Сближение, сопоставление понятий, основанное на замене прямого названия предмета другим по принципу смежности (содержащее - содержимое, вещь - материал, автор - его произведение и т. п.).

2) Чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты и т. п. описываемого явления. Может быть как идеализирующей, так и уничижающей.

    Дайте определение термина ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

II . Практическая часть

    1. Каким литературоведческим терминам из первой колонки соответствуют определения из второй колонки? Ответы занесите в таблицу.

1. АССОНАНС

А. изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ

2.ЖАНР

Б. один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д.

3. КОМПОЗИЦИЯ

В. определенный вид литературного произведения

4. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Г. сопоставление изображаемого предмета или явления с другим

5. СРАВНЕНИЕ

Д. один из видов звукописи: многократное повторение в стихотворении (реже - в прозе) одинаковых гласных звуков, усиливающее выразительность художественной речи

6. ЭПОС

Е. построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора

    1. Выпишите из данных примеров художественные средства выразительности и укажите их названия.

1) Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей,

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

(В.А.Жуковский)

2) Мещёрские леса величественны, как кафедральные соборы. (К.Г.Паустовский)

Словарь

литературоведческих терминов

Аллегория – иносказание, когда под конкретным изображением предмета, человека, явления скрывается другое понятие.

Аллитерация – повторение однородных согласных звуков, предающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность; один из видов звукописи.

Амфибрахий – трехсложный размер стиха с ударением на втором слоге.

Анапест – трехсложный размер стиха с ударением на третьем слоге.

Антитеза – художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, создающее впечатление резкого контраста.

Афоризм – краткое изречение, выражающее значительную, глубокую мысль в оригинальной художественно заострённой форме. Афоризм напоминает пословицу, но в отличие от неё принадлежит определённому лицу (писателю, учёному и др.)

Баллада – один из жанров лиро-эпической поэзии: сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-то необычный случай, связанный с историческим событием или преданием; обычно героического, легендарного или фантастического характера.

Литературный герой – действующее лицо, персонаж произведения.

Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Гротеск – предельное преувеличение, основанное на причудливом сочетании фантастического и реального, ужасного и смешного; сгущение сатирического изображения явлений, предметов и людей.

Дактиль – трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.

Деталь - одно из средств создания художественного образа; выразительная подробность в произведении (часть внешнего мира, портрета и т.п.), которая помогает читателю представить и глубже понять не только характер, обстановку, но и в целом произведение, авторское отношение к изображаемому.

Диалог – разговор двух или нескольких лиц; основная форма раскрытия человеческих характеров в драматическом произведении.

Драма – род литературы, драматическое произведение, предназначенное для постановки на сцене, в котором основная мысль раскрывается через диалоги и монологи героев, их поступки и действия.

Драма в узком смысле слова – пьеса с острым конфликтом, однако в отличие от трагедии здесь конфликт более заземлён, обычен и, так или иначе разрешим.

Жанр – вид художественного произведения: песня, баллада, поэма, повесть, новелла, комедия и тд.

Завязка – эпизод литературного произведения, в котором возникает основной конфликт.

Идея – основная мысль произведения.

Инверсия – необычный порядок слов, нарушение последовательности речи с целью придания фразе особой выразительности.

Интонация – основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к тому, о чем он говорит.

Ирония – насмешка, осмеяние. Обычно истинный смысл высказывания как бы замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается.

Комедия – драматическое произведение, в котором осмеиваются отрицательные черты человека или общественного явления.

Комическое – смешное в жизни и искусстве.

Композиция – построение художественного произведения.

Конфликт художественный – столкновение, противоборство персонажей или каких-либо сил, лежащее в основе развития действия литературного произведения.

Кульминация – эпизод литературного произведения, в котором художественный конфликт достигает наивысшей точки в своём развитии и требует разрешения.

Монолог – развёрнутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц.

Новелла – небольшое по объёму эпическое произведение, близкое к рассказу, в основе которого лежит описание одного события и авторская оценка его.

Образ художественный – художественное изображение человеческой жизни в предельно конкретной форме, но несущее в себе в то же время обобщение и выражающее эстетический и нравственный идеал писателя (художника).

Очерк – один из жанров эпической, повествовательной литературы, который отличается от других достоверностью, тем, что в очерке изображаются обычно события, происходившие в реальной жизни. В то же время он сохраняет особенности образного отражения жизни.

Параллелизм – сопоставление; часто используется в устном народном творчестве.

Пейзаж – в художественном произведении описание природы, которое не только даёт возможность увидеть, где происходит событие, но и помогает понять его.

Персонаж – действующее лицо художественного произведения.

Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения; фольклорная песня возникает обычно вместе с мелодией.

Повесть – эпический жанр; по характеру развития действия сложнее рассказа, но менее развёрнут, чем роман.

Поэма – один из жанров лиро-эпического произведения, для которого характерна сюжетность, выражение автором или героем своих чувств.

Псевдоним – вымышленное имя или условный знак, под которым автор публикует своё произведение.

Развязка – эпизод литературного произведения, в котором происходит разрешение основного художественного конфликта.

Рассказ – эпический жанр, малая форма литературного произведения, в котором даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя.

Реплика – фраза собеседника в диалоге, возникшая как отклик на слова партнёра.

Ритм стихотворный – повторение однородных звуковых особенностей, чередование ударных и безударных слогов.

Рифма – звуковые совпадения в конце строк.

Роман – эпическое произведение, которое охватывает жизнь, поступки, столкновения многих героев, иногда – историю поколений, раскрывает многообразие общественных отношений. Для романа характерны разветвлённый сюжет или несколько сюжетных линий, объединённых общим замыслом.

Романтика – особенность литературного творчества, которая заключается в стремлении к изображению ярких или вымышленных сторон жизни.

Сарказм – едкая, язвительная насмешка.

Сатира – наиболее беспощадное осмеяние несовершенства мира, человеческих пороков.

Строфа – часть стихотворения, объединённая в единое целое рифмой, ритмом, содержанием.

Сюжет – событие или ряд событий, изображённых в произведении в определённой последовательности, составляющие содержание художественного произведения.

Тема – то, что положено в основу литературного произведения, главный предмет повествования.

Трагедия – драматическое произведение, в котором изображаются исключительно острые, непримиримые конфликты, чаще всего завершающиеся гибелью героев. Эта борьба обнаруживает возвышенность стремлений и силу характеров действующих лиц.

Фантастика – разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел создаёт нереальный, вымышленный мир, причудливые образы и явления.

Фольклор – устные произведения искусства слова.

Экспозиция – эпизоды, предшествующие завязке, возникновению основного конфликта; обрисовка положения действующих лиц до начала действия.

Эпиграф – яркое изречение, помещаемое автором перед произведением или частью его с целью помочь читателю глубже понять содержание и смысл текста.

Юмор – веселая, добродушная насмешка над кем-либо или чем-либо.

Автобиография (гр. autos - сам, bios - жизнь, grapho - пишу) - литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография - попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.

Аллегория (гр. allegoria - иносказание) - иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.

Амфибрахий (гр. amphi - кругом, brachys - краткий) - трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге (- / -).

Анализ произведения в литературоведении (гр. analysis - разложение, расчленение) - исследовательское прочтение художественного текста.

Анапест (гр. anapaistos - отражённый назад, обратный дактилю) - трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге (- - /).

Аннотация - краткое изложение книги, рукописи, статьи.

Антитеза (гр. antithesis - противоположение) - противопоставление образов, картин, слов, понятий.

Архаизм (гр. archaios - древний) - устаревшее слово или словосочетание, грамматическая или синтаксическая форма.

Афоризм (гр. aphorismos - изречение) - обобщенная глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заострённой форме. Афоризм сродни пословице, но в отличие от неё принадлежит определённому лицу (писателю, учёному и т. д.).

Баллада (прованс. ballar - плясать) - стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

Басня - краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание. Действующими лицами в басне чаще всего выступают животные, растения, вещи, в которых проявляются, угадываются человеческие качества и взаимоотношения. (Басни Эзопа, Лафонте-на, А. Сумарокова, И. Дмитриева, И. Крылова, пародические басни Козьмы Пруткова, С. Михалкова и др.)

Бестселлер (англ. best - лучший и sell - продаваться) - книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом.

«Библиотека поэта» - серия книг, посвященная творчеству крупнейших поэтов, отдельным поэтическим жанрам («Русская баллада», «Русские былины» и др.). Основана М. Горьким в 1931 году.

Библия (гр. biblia - букв.: «книги») - собрание древних текстов религиозного содержания.

Былина - жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.

Вопленицы (плакальщицы) - исполнительницы причитаний (И. Федосова, М. Крюкова и др.).

Герой литературного произведения, литературный герой - действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Гипербола (гр. huperbole - преувеличение) - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности, характерна для фольклора и жанра сатиры (Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский).

Гротеск (фр. grotesque, urn. grottesco - причудливый, от grotta - грот) - предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Дактиль (гр. dactylos - палец) - трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ - -).

Двусложные размеры - ямб (/ -), хорей (- /).

Деталь (фр. detail - подробность) - выразительная подробность в произведении. Деталь помогает читателю, зрителю острее и глубже представить время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Диалог (гр. dialogos - разговор, беседа) - разговор двух или нескольких лиц. Диалог - основная форма раскрытия человеческих характеров в драматургических произведениях (пьесах, киносценариях).

Жанр (фр. genre - род, вид) - вид художественного произведения, например басня, лирическое стихотворение, повесть.

Завязка - событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях.

Идея (гр. idea - идея) - основная мысль художественного произведения.

Инверсия (лат. inversio - перестановка) - необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.

Интерпретация (лат. interpretatio - объяснение) - истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.

Интонация (лат. intonare - громко произношу) - выразительное средство звучащей речи. Интонация даёт возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит.

Ирония (гр. eironeia - притворство, насмешка) - выражение насмешки.

Композиция (лат. compositio - составление, соединение) - расположение частей, т. е. построение произведения.

Крылатые слова - широкоупотребительные меткие слова, образные выражения, известные изречения исторических лиц.

Кульминация (лат. culmen (culminis) - вершина) - момент наивысшего напряжения в художественном произведении.

Культура речи - уровень речевого развития, степень владения нормами языка.

Легенда (лат. legenda - букв.: «то, что следует прочесть») - произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Летопись - памятники исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.

Литературовед - специалист, изучающий закономерности историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких писателей.

Литературоведение - наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса.

Метафора (гр. metaphora - перенос) - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Монолог (гр. monos - один и logos - речь, слово) - речь одного человека в художественном произведении.

Неологизмы (гр. neos - новый и logos - слово) - слова или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или индивидуальные новообразования слов.

Ода (гр. ode - песня) - торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою.

Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

Описание - вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты - интерьер и пр.).

Пейзаж (фр. paysage, от pays - местность) - картина природы в художественном произведении.

Повесть - один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Подтекст - подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста.

Портрет (фр. portrait - изображение) - изображение внешности героя в произведении.

Пословица - краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.

Поэма (гр. poiema - творение) - один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Предание - жанр фольклора, устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.

Притча - небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.

Проза (лат. proza) - литературное нестихотворное произведение.

Псевдоним (гр. pseudos - вымысел, ложь и onyma - имя) - подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя. Некоторые псевдонимы быстро исчезали (В. Алов - Н. В. Гоголь), другие вытеснили настоящую фамилию (Максим Горький вместо А. М. Пешков), даже передавались наследникам (Т. Гайдар - сын А. П. Гайдара); иногда псевдоним присоединяется к настоящей фамилии (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Развязка - один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении.

Рассказ - небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Рецензия - один из жанров критики, отзыв на художественное произведение с целью его оценки и разбора. Отзыв содержит некоторые сведения об авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о её героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги. Важно раскрыть и позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам.

Ритм (гр. rhythmos - такт, соразмерность) - повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе).

Риторика (гр. rhitorike) - наука об ораторском искусстве.

Рифма (гр. rhythmos - соразмерность) - созвучие окончаний стихотворных строк.

Сатира (лат. satira - букв.: «смесь, всякая всячина») - беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

Сказка - один из жанров устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Сказки бывают трёх видов. Это волшебные, бытовые и сказки о животных. Наиболее древние - это сказки о животных и волшебные. Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались людские пороки и описывались занятные, иногда невероятные жизненные ситуации.

Сравнение - изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Средства художественной выразительности - художественные средства (например, аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет и др.), помогающие нарисовать человека, событие или предмет ярко, конкретно, наглядно.

Стихотворение - написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.

Строфа (гр. strophe - поворот) - группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определённым расположением рифм.

Сюжет (фр. sujet - предмет, содержание, событие) - ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

Тема (гр. thema - то, что положено [в основу]) - круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Трагедия (гр. tragodia - букв, «козлиная песнь») - вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

Трёхсложные стихотворные размеры - дактиль (/ - -), амфибрахий (- / -), анапест (- - /).

Устное народное творчество, или фольклор , - искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах. Наиболее распространённые виды фольклора - пословица, поговорка, сказка, песня, загадка, былина.

Фантастика (гр. phantastike - способность воображать) - разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального, «чудесного» мира.

Хорей (гр. choreios от choros - хор) - двусложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ -). Художественное произведение - произведение искусства, изображает события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме.

Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.

Эпиграф (гр. epigraphe - надпись) - короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.

Эпитет (гр. epitheton - букв, «приложенное») - образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Юмор (англ. humour - нрав, настроение) - изображение героев в смешном виде. Юмор - смех весёлый и доброжелательный.

Ямб (гр. iambos) - двусложный размер с ударением на втором слоге (- /).

>>Краткий словарь литературоведческих терминов

Аллегория - иносказательное описание предмета или явления с целью его конкретного, наглядного изображения.

Амфибрахий - трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов - безударный, ударный, безударный (-).

Анапест - трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов - два безударных и ударный (-).


Баллада
- стихотворный рассказ на легендарную, историческую или бытовую тему; реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим.

Басня - краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, и которых проявляются человеческие качества. Чаще всего басни пишутся в стихах.

Герой (литературный) - персонаж, действующее лицо, художественный образ человека в литературном произведении.

Гипербола - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Дактиль - трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов - ударный и два безударных.

Деталь (художественная) - выразительная подробность, с помощью которой создаётся художественный образ. Деталь может уточнять, прояснять замысел писателя.

Диалог - разговор двух или нескольких лиц.

Драматическое произведение, или драма - произведение, предназначенное для постановки на сцене.

Жанр литературный - проявление в более или менее обширной группе произведений общих признаков изображения действительности.

Идея - основная мысль художественного произведения.

Интонация - основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику.

Ирония - тонкая, скрытая насмешка. Отрицательный смысл иронии скрыт за внешней положительной формой высказывания.

Комедия - драматическое произведение, в основе которого лежит юмор, смешное.


Комическое
- смешное в жизни и литературе. Основные виды комического: юмор, ирония, сатира.

Композиция - построение, расположение и взаимосвязь всех час тей художественного произведения.

Легенда - произведение, созданное народной фантазией, в котором сочетаются реальное (события, личности) и фантастическое.

Лирическое произведение - произведение, в котором выражаются мысли и чувства автора, вызванные различными явлениями жизни.


Метафора
- перенесение свойств и действий одних предметов на другие, сходные с ними но принципу подобия.

Монолог - речь одного человека в произведении.

Новелла - повествовательный жанр, близкий по объёму к рассказу. От рассказа новелла отличается остротой и динамичностью сюжета.

Олицетворение - перенесение признаков и свойств живых существ на неживые.

Описание - словесное изображение чего-нибудь (пейзаж, портрет героя, внутренний вид жилища и др.).

Пародия - смешное, искажённое подобие чего-то; комическое или сатирическое подражание кому-нибудь (чему-нибудь).

Пафос - в художественной литературе: возвышенное чувство, страстное воодушевление, приподнятый, торжественный тон повествования.

Пейзаж - изображение природы в художественном произведении.

Повесть - один из видов эпических произведений. По охвату событий и героев повесть больше, чем рассказ, но меньше, чем роман.

Портрет - изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении.

Поэзия - стихотворные произведения (лирические, эпические и драматические).

Поэма - один из видов лирико-эпических произведений: в поэме есть сюжет, события (как в эпическом произведении) и открытое выражение автором своих чувств (как в лирике).

Притча - небольшой рассказ, содержащий в иносказательном виде религиозное или моральное поучение.

Проза - нестихотворные художественные произведения (рассказы, повести, романы).

Прототип - реальное лицо, послужившее писателю основой для создания литературного образа.

Рассказ - небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни человека, животного.

Рассказчик - образ человека в художественном произведении, от лица которого ведётся повествование.

Ритм - повторение однородных элементов (речевых единиц) через равные промежутки.

Рифма - созвучие окончаний стихотворных строк.

Сатира - высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни посредством изображения их в нелепом, карикатурном виде.

Сравнение - сопоставление одного явления или предмета с другим.

Стих - стихотворная строка, наименьшая единица ритмически организованной речи. Слово «стихи» часто употребляется также в значении «стихотворения».

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихах.

Стихотворная речь - в отличие от прозы, речь ритмически упорядоченная, состоящая из сходно звучащих отрезков - строк, строф. Часто в стихах имеется рифма.

Строфа - в стихотворном произведении группа строк (стихов), составляющая единство, с определённым ритмом, а также повторяющимся расположением рифм.

Сюжет - развитие действия, ход событий и ионестиовательных и драматических произведениях, иногда и и лирических.

Тема - круг жизненных явлений, изображённых в произведении; то, о чём говорится в произведений.

Фантастика - художественные произведения, в которых создаётся мир невероятных, чудесных представлений и образов, рождённых воображением писателя.

Характер литературный - образ человека в литературном произведении, созданный с определённой полнотой и наделённый индивидуальными особенностями.

Хорей - двусложный размер стиха с ударением на первом слоге.

Художественная литература - один из видов искусства - искусство слова. Слово в художественной литературе - средство создания образа, изображения явления, выражения чувства и мысли.

Художественный образ - человек, предмет, явление, картина жизни, творчески воссозданные в художественном произведении.

Эзопов язык - вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта Эзопа, создателя жанра басни.

Эпиграмма - краткое сатирическое стихотворение.

Эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата), которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Эпизод - отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.

Эпитет - художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить предмет, почувствовать отношение автора к нему.

Эпическое произведение - художественное произведение, в котором автор повествует о людях, об окружающем мире, о различных событиях. Виды эпических произведений: роман, повесть, рассказ, басня, сказка, притча и др.

Юмор - в художественном произведении: изображение героев и смешном, комическом виде; весёлый, добродушный смех, помогающий человеку освобождаться от недостатков.

Ямб - двусложный размер стиха с ударением на втором слоге

Ciмaкoвa Л. А. Література: Підручник для 7 кл. загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. - К.: Вежа, 2007. 288 с.: іл. - Мова російська.

Прислано читателями из интернет-сайта

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Школьный тур,

I знание текстов художественных произведений

1. Кто это говорит? Укажите героя и название произведения.

1) Э, соколик, не тужи, - сказал он с нежно-певучей лаской, с которой говорят старые русские бабы. – Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить! Вот так-то, милый мой, А живём тут, слава богу, обиды нет. Тоже люди и худые, и добрые есть.

2) Несомненно, может, вы и правы. (Вздыхает.) Но, конечно, если взглянуть с точки зрения, то вы, позволю себе так выразиться, извините за откровенность, совершенно привели меня в состояние духа. Я знаю свою фортуну, каждый день со мной случается какое-нибудь несчастье, и к этому я давно уже привык, так что с улыбкой гляжу на свою судьбу.

3) Что же вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам рознь. Я говорю открыто, что беру взятки , но чем взятки? борзыми щенками. Это совсем другое дело.

2. По начальным и последним строкам стихотворения вспомните его автора.

1) Есть в осени первоначальной

<…>

На отдыхающее поле.

2) Я последний поэт деревни…

<…>

Прохрипят мой двенадцатый час!

3)Средь шумного бала, случайно…

<…>

Но кажется мне, что люблю!

Аптека, улица, фонарь.

3. Кому из поэтов посвящены эти строки? Кто их автор?

В певучем граде моём купола горят,

И спаса светлого славит слепец бродячий,

Я дарю тебе свой колокольный град,

И сердце своё в придачу!

4. Соотнесите героев Тургеневского романа их социальным положением.

А) «Эмансипе».

Б) русский аристократ

В) полковой лекарь

Г) Студент-барич

Д) Студент-демократ.

5. Кому из русских поэтов начала XX века принадлежат строки?

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее – увековечить,

безличное – очеловечить,

несбывшееся воплотить!

II. Знание истории литературы

1. После октябрьской революции 1917 года многие писатели покинули Россию. Причины, заставившие Ивана Алексеевича Бунина покинуть родину, нашли отражение в опубликованном в эмиграции дневнике. Какое название он носил?

2. О какой из своих поэм сказал: «Четыре крика четырёх частей»?

3. О каком своём рассказе А. И Куприн писал: «…ничего более целомудренного я ещё не писал».

III. Знание теории литературы

По приведенному ниже определению установите, о каком литературоведческом понятии идёт речь.

1)…- один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого («Белеет парус одинокий» - – вместо лодки – парус); единственное число вместо множественного («И раб судьбу благословил» - «Евгений Онегин» А. С Пушкина; «Но старость ходит осторожно / И подозрительно глядит». – , «Полтава», песнь 1-я; «Отсель грозить мы будем шведу» - , «Медный всадник»); целое берётся вместо части («Его зарыли в шар земной,/А был он лишь солдат» - С. Орлов).

2)…- вымышленная картина идеального жизненного устройства. Термин связан с названием произведения английского писателя Тома cа Мора (), который, критикуя в своём произведении эксплуатарское общество, рисовал мир, где все трудятся и счастливы. Его последователь - великий итальянский гуманист Т. Кампанелла. («Город солнца»), английский писатель – социалист В. Моррис («Вести ниоткуда») и д. р.

2. Определите размер стихотворения:

И гордый Демон не отстанет,

Пока живу я, от меня,

И ум мой озарять не станет

Лучом чудесного огня.

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда.

И дав предчувствие блаженства,

Не даст мне счастья никогда.

3. Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом для создания образа:

1) Рассвет рукой прохлады ровно

Сшибает яблоки зари.

2)Синь то дремлет, то вздыхает.

3) Как серёжки зазвенит девичий смех.

4)В водах ложных звенящая борозда

5)Звонко чахнут тополя

IV. Анализ эпического произведения.

Часовня.

Летний жаркий день, в поле, за садом старой усадьбы, давно заброшенная кладбище, - бугры в высоких цветах и травах и одинокая, вся дико заросшая цветами и травами, крапивой и татарником, разрушающаяся кирпичная часовня. Дети из усадьбы, сидя под часовней на корточках, зоркими глазами заглядывая в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли. Там ничего не видно, оттуда только холодно дует. Везде светло и жарко, а там темно и холодно: там, в железных ящиках, лежат, какие-то дедушки и бабушки и ещё какой - то дядя, который сам себя застрелил. Всё это очень интересно и удивительно: у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках; дедушки и бабушки все старые, а дядя ещё молодой…

А зачем он себя застрелил?

Он был очень влюблён, а когда очень влюблён, всегда стреляют себя…

В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака, тёплый ветер с поля несёт сладкий запах цветущей ржи. И чем жарче и радостней печёт солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна.

Ответы на вопросы олимпиады по литературе,

I .Знание текстов художественных произведений

1. 1)Платон Каратаев, «Война и мир». 2) Епиходов «Вишнёвый сад». 3) Аммос Фёдорович Ляпкин – Тяпкин, «Ревизор».

Оценка: За героя – 0,5 балла; за название 0,5 балла.

2. 1) . 2) . 3) . 4) .

Оценка: по 0,5 балла.

Оценка 0,2 балла

4. А) «Эмансипе» - Кувшина. Б) Русский аристократ – П. П Кирсанов. В) Полковой лекарь. Г) Студент – барич - А. Кирсанов. Д) Студент – демократ Е. Базаров.

Оценка: по 1 баллу.

5. А. А Блоку.

Оценка: 1 балл

II. Знание истории литературы

1. «Окаянные дни»

2. «Облако в штанах»

3. «Гранатовый браслет».

Оценка: по 2 балла

III. Знание теории литературы

1. 1) Синекдоха. 2)Утопия.

Оценка: по 2 балла

Оценка: 2 балла

3. 1) Олицетворение. 2)Метафора. 3) Сравнение (метафоричное). 4) Эпитет. 5) Звукопись.

Оценка: по 1 баллу.

IV. Анализ эпического произведения.

Оценка: до 30 баллов.

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ: 60