Кто такой дюк ришелье. В чем же заключается феномен личности Ришелье? Одесса и ее достопримечательности

Идейным вдохновителем и автором идеи создания нашего чудесного знаменитого города неоспоримо был испанец, воин, а в будущем - адмирал, Иосиф де Рибас.
Главный же Ангел-Хранитель Одессы - наш общий любимец - герцог Арман дю Плесси - дюк де Ришелье (дюк - перевод титула герцог) !!!
Именно благодаря героическим усилиям первого одесского градоначальника Одесса много лет называется "Южной Пальмирой" и не только!..
Именно он своим упорным трудом создал прочный фундамент развития нашего любимого города, который позволил его последователям не сбиться с указанного им курса!...

Февральским утром 1803 года Эммануил Ришелье выехал из Санкт-Петербурга в неизведанный край, в новый путь
В России его звали Эммануилом Осиповичем.
Черные, полные экспрессии глаза, чуть длиннее обычного нос с маленькой горбинкой и мягкое грассирующее "эр" в слове "Россия" выдавали в нём француза.
В 1803 году Эммануилу Осиповичу должно было исполниться тридцать семь лет. Рожденный в знатной французской семье, он получил прекрасное образование в закрытом учебном заведении имени своего прадеда - кардинала Франции - герцога де Ришелье.
***

Имена и титулы правнука и его предка так созвучны, что я едва не выпустил рассылку, посвященную нашему Дюку в день рождения его прадеда-карданала, которое приходится на 9 сентября (по другим данным - 5 сентября).
Дату же рождения нашего одесского ангела-хранителя я с трудом отыскал в Интернете (причем почти случайно). И, представьте себе, именно сегодня - в его День рождения!.. Бывают же такие чудесные совпадения!!! :)
У меня собрано много материала о дюке Ришелье!.. Весь его переработать и представить не представляется на данный момент возможным… Поэтому сегодня я представляю Вам первую версию рассказа об Эммануиле Ришелье, основанную на статьях из Интернета и прочитанной мной книге о Ришелье…

В неполные двадцать два года Эммануил был уже секунд-майором гусарского полка и завсегдатаем Версаля.
Великая французская революция перечеркнула столь удачно начавшуюся карьеру, и Эммануил Осипович отправился искать счастье в чужой земле. Во Франции он оставлял родовое имение и горбатую некрасивую женщину Розалию Сабину, шесть лет назад ставшую его женой, с которой виделся за свою жизнь всего лишь 2-3 раза. В одну из таких встреч она спасла ему жизнь, когда он, раненный, случайно нашел укрытие от врагов в её доме.
С того дня, как он впервые попал в Россию, минуло тринадцать лет. Фортуна забросила его на штурм Измаила. Фортуна же даровала жизнь, легкое ранение и золотую шпагу, жалованную за храбрость. Но это еще не всё!.. Она свела дюка с замечательными современниками: Дерибасом, Деволаном и Ланжероном… Все они, каждый в меру своих сил и по своему, даровали Одессе её великое будущее!..
Русская императрица в списках, представленных к наградам, разглядела родовитую фамилию. Эммануил Осипович был представлен Екатерине, обласкан ею и получил дозволение посещать те частные собрания двора, куда допускались лишь избранные.
Русская императрица была очарована молодым французом и увидела в нем... спасителя Франции. С шестью тысячами русских червонцев Эммануил Осипович отправился в армию принца Кондэ сражаться против Республики. Через два года война была проиграна. Русские червонцы не спасли роялистов. Екатерина разочаровалась в Эммануиле Осиповиче, но оставила в русской армии... А Эммануиле Осипович разочаровался в войне… При этом ему ещё немало довелось повоевать и в России!..
После убийства Павла I, на русский престол взошел царь Александр, который был знаком с Эммануилом Осиповича по службе в Гатчине. Александр I сумел оценить достоинства бывшего сослуживца, обнаружив в нем ясность мысли и государственный гений. Из всего предложенного императором Эммануил Осипович выбрал должность, на первый взгляд, скромную: градоначальника в небольшом русском городишке на юге империи...
В начале весны, после почти трех недель нелегкого пути карета остановилась посреди единственной площади города, в котором Эммануилу Осиповичу предстояло провести одиннадцать с половиной лет. 9 марта 1803 года Арман Эмманюэль дю Плесси герцог де Ришелье впервые ступил на землю Одессы.
Трудно представить, какой рисовал себе герцог Одессу, но действительность явилась хуже любых, самых мрачных предположений. Еще издали, подъезжая к городу, он увидел убогие глиняные мазанки и наскоро сколоченные из досок уродливые балаганчики, в великом множестве ютившиеся по краю размытой грязню дороги. Несколько церквей, заложенных еще первыми основателями, стояли недостроенными. Лишь сотни четыре одно, и очень редко двухэтажных домиков, сгрудившихся в центре города, свидетельствовали о зарождающейся жизни. Но редкое деревцо росло между ними...
На следующий же день после приезда потребовал у магистрата немедленного и подробного отчета о состоянии дел вверенной его заботам Одессы. Вскоре городской голова подал ему несколько листков, испещренных цифрами.
Через девять, прошедших со дня основания лет, в Одессе "проживало девять тысяч и еще девять душ обоего полу и всех состояний. Из них дворян с чиновниками - 387, купцов с семействами - 1927, мещан - 5743, последняя тысяча приходилась на молдаван, проживавших отдельною слободкою, черноморских казаков, греков и евреев, поселившихся здесь еще в те времена, когда Одесса была Хаджибеем".
Самой крупной фабрикой в городе была фабрика... пудры отставного капитана французской службы мосье Пишона. На ней трудились пять человек. Имелись также две, фабрики макарон, по одному рабочему на каждой… :) Три винных и два водочных завода, три кирпичных и два сальных свечей да еще один, производящий известь, обеспечивали работой сто сорок одесситов. Остальные граждане, не состоявшие на государственной службе, пробивались летними заработками в порту, мелкой торговлей и воровством. Большинство первых жителей Одессы составляли люди с неустроенной судьбой: беглые крестьяне, бродячий люд, укрывавшийся от закона, небогатые купцы, мечтавшие разбогатеть на новом месте, иностранцы, ищущие счастья на чужбине,- народ все более вольный и неуправляемый.
В конце мая 1803 года среди обширной почты, приходившей на имя де Ришелье, оказалось и одно любопытное письмо, отправленное из Петербурга самим министром финансов графом Румянцевым. В нём писалось: "По отношению Вашему, в котором Вы описывали крайний недостаток в Одессе мастеровых, я докладывал государю Императору и, с воли Его Императорского Величества, отправляю на сих днях в Одессу столяра, который; берет с собой двух работников, одного булочника, с которым один работник, одного слесаря с одним работником. Хотя число их и невелико, но для необходимых надобностей, на первый случай, может быть достаточно. Если в Одессе они найдут свои выгоды, то пример их не замедлит привести туда и других охотников".
Булочник, слесарь и плотник, очевидно, нашли в Одессе свои выгоды и, надо полагать, выгоды немалые, поскольку, как и предвидел Румянцев, пример их не замедлил привести туда и "других охотников"... И в таком количестве, что только из одних немецких переселенцев-ремесленников в Одессе образовалась улица Ремесленная. Каменщики и плотники приходили сюда целыми артелями из Новороссии или приезжали на кораблях из Анатолии. И те, и другие, нередко, отстроив дома, оставались в Одессе навсегда. Все больше и больше кораблей торговых спешило войти в новую гавань. Покидая Одессу, они разносили миру весть о новом южном городе и его градоначальнике. За несколько лет слово "Одесса" облетело Европу.
Сам герцог в мемуарах 1813 года писал, что "Одесса и Новороссия сделали такие успехи в кратчайший срок, как ни одно государство мира". Герцог не любил хвастовства. Вряд ли его слова были преувеличением, а превосходная степень "как ни одно" - всего лишь дань высокому штилю. В документах этой эпохи есть немало свидетельств, подтверждающих истинность слов Ришелье. Достаточно обратиться к статистике. Коммерческие обороты всех портов Черноморского и Азовского морей в 1796 году составляли полтора миллиона рублей, а в 1813 году - сорок пять миллионов. И это не считая банковских операций, которыми занималась исключительно Одесса и которые достигали двадцати пяти миллионов. Таможенные доходы, ранее выражавшиеся пятизначными цифрами, давали около двух миллионов ассигнациями. Соляные прииски на Пересыпи, отданные некогда в аренду за двести тысяч рублей, принесли в этом году два миллиона четыреста тысяч рублей.
"Когда я в 1803 году прибыл в Одессу,- писал далее Ришелье,- то насилу смог в течение шести недель достать для себя дюжину самых простых стульев, да и те мне пришлось выписать из Херсона. В 1813 году из Одессы в Константинополь отправлено мебели на 60000 рублей, причем не хуже той, что делают в Москве или в Петербурге. Какая страна может похвастать подобными результатами?".
Александр 1, посетивший Одессу в 1818 году, через три года после отъезда Дюка на родину, был настолько поражен представшей его взору картиной цивилизованного города, что немедля наградил Ришелье, в то время уже премьер-министра Франции, высшим орденом Российской империи - орденом Андрея Первозванного.
Назначение Ришелье градоначальником Одессы не было случайным шагом. Молодой русский император интуитивно сумел предугадать, что югу России нужен именно такой губернатор, каким стал Ришелье. Однако вряд ли таланту герцога суждено было бы раскрыться столь полно, если бы не некоторые меры, предпринятые правительством и лично Александром. В наставлении, полученном Ришелье от императора, имеются следующие строки: "Обратить внимание, чтобы все части управления в городе зависели от одного лица" ". "Таможня, порт и в нем пребывающие русские и иностранные суда с их экипажами, полиция и городское судопроизводство подчинялись Ришелье",- писал одесский историк А. Скальковский.
Император также даровал Ришелье право для решения вопросов, превышающих полномочия герцога, выходить прямо на Его Императорское Величество, минуя ведомственные иерархические учреждения.
Пункт второй ограждал город от произвола внешнего чиновничьего аппарата. Все теперь зависело от воли герцога и его экономической политики. Последняя же во все времена начиналась с финансового вопроса.
В Одессе этот вопрос был самым щекотливым. Денег катастрофически не хватало. В отчете, поданном городским головой в марте 1803-го, содержались две печальные цифры: городские доходы - 40 тысяч 675 рублей, городские расходы - 45 тысяч 122 рубля. Баланс не в пользу Одессы. На создание собственной промышленной базы требовались годы. Сельское хозяйство было в зачаточном состоянии. На правительственные дотации рассчитывать не приходилось. Кроме того, остро стоял вопрос о нехватке рабочих рук. Единственной реальной основой будущего прогресса, и герцог понимал это, могла стать только торговля. Ей он и уделяет особое внимание. Не проходит и двух месяцев с момента вступления Ришелье в права градоначальника, как нарочный из Петербурга привозит правительственный указ, удовлетворяющий первые ходатайства герцога.
"В вящее ободрение торговли в портах Черноморского и Азовского морей уменьшить пошлину 1/4 долею противу других портов".
Льгота эта была не так уж исключительна в России и в разные времена даровалась многим городам. Заметим также, что распространялась она не только на Одессу, но и на все остальные порты двух морей. Сама по себе эта льгота не могла очень уж повлиять на рост одесских доходов. Однако уже 26 июня следует еще один указ, значение которого для экономики Одессы трудно было переоценить:
"Для продолжения незаконченного в Одессе мола и для произведения других прибавлений и работ, одесским военным губернатором Дюком де Ришелье предполагаемых, отныне уделять ежегодно пятую часть таможенных доходов того города, вместо десятой, указом 24-го января 1802 года определенной".
Скальковский писал, что именно этими двумя мерами "на долгое время был упрочен богатый источник, из которого исчерпывались средства для благоустройства Одессы". Обнадеженные столь недвусмысленными правительственными действиями и ободренные политикой нового градоначальника жители Одессы решили проявить и собственную инициативу. Собрание граждан постановило отныне взимать по 2,5 копейки в пользу города с каждой четверти пшеницы, отпускаемой за море. Деньги эти должны были преимущественно обращаться на устройство дорог, улиц и мостов.
Вывоз во внешней торговле Одессы значительно преобладал над привозом, а хлеб был главной статьей экспорта. Эти 2,5 копейки за первые три года принесли одесской казне 45 тысяч рублей, что больше всего годового дохода в 1802 году.
Если прибегнуть к современной лексике, то Одесса была поставлена в условия хозрасчета. Ее прогресс определялся теперь не настроениями правительства, не дарами монарха, а собственной инициативой и собственной деловой активностью. "Связь между благоденствием города и личным благополучием каждого жителя никогда, кажется, не была так ясна, как в первые годы существования Одессы. Быстрый рост города привлекал все новые и новые капиталы".
При знакомстве с историей Одессы тех лет создается впечатление, что ни одна отрасль, ни одно направление развития города не было обойдено вниманием и участием герцога. Сознавая, что Одесса не может существовать в голом окружении, он всячески способствует заселению ее окрестностей. Прибывающим немецким колонистам по его ходатайству безвозмездно выделяются участки земли. Так образовались Люстдорф, Большой и Малый Либенталь. Греки-огородники селятся в Александровке.
Увидев в бескрайних степях Новороссии прекрасные пастбища, Ришелье выписывает из-за границы лучшие породы мериносовых овец. При его содействии одесским иностранцем Миллером создается в городе первая шерстомойня.
Но основное внимание Ришелье, конечно, уделял торговле. Главное, он пытался придать ей цивилизованный вид. Результатом такой политики стало появление в городе столь необходимых учреждений, как коммерческий банк, биржа, променная контора, иностранные консульства и страховое общество
Убежденный роялист, сражавшийся против Республики, провозгласившей своим лозунгом гражданскую свободу, герцог де Ришелье, стал ярым сторонником экономической и религиозной свободы, поборником политической терпимости. "В Одессе не было места для исключительного господства какой-либо национальности, - писал историк В. Надлер, - все были одинаково равны, одинаково свободны, и результатом этой свободы и этого равенства и вытекавшей из них свободной конкуренции сил явилось неслыханно быстрое возрастание города, процветание и обогащение всего Новороссийского края".
Политика эта была не случайна. Она основывалась на приверженности Ришелье модным в те годы идеям экономиста и философа Адама Смита.
Где тут было проявиться крепостническому духу?" - писал Александр Дерибас в "Старой Одессе". А вот любопытное мнение Д. Атласа в книге "Старая Одесса, ее друзья и недруги": "Мы и доселе не освободились от татарского лакейства и боимся высказать святую правду высокопоставленному лицу. Смеем думать, что на юге России это лакейство менее практиковалось и, едва ли, этого не следует отнести к присутствию здесь иностранного элемента и основателям этого края".
Не требуется большого напряжения ума, чтобы прийти к простому выводу: политика Ришелье привела систему, именуемую Одессой, к социально-экономическому резонансу только потому, что выразила свободные устремления и чаяния большинства ее граждан.
Сохранились утверждения, что каждый житель Одессы мог свободно высказать градоначальнику свои пожелания и претензии. Вот как описывает это один путешественник, посетивший Ришелье в 1813 году: "Во все время до обеда, во время стола и после приходили разные люди высшего и простого класса, по делу и без дела- и всех он принимал ласково и терпеливо, хотя, видимо, усталость одолевала его".
Французский герцог, один из самых родовитых людей своей страны, друг российского императора, губернатор края, Ришелье не считал для себя зазорным выписать из Италии саженцы любимой им акации и год за годом, умело орудуя заступом и лейкой, украшать ими город. Когда в 1813 году во время эпидемии чумы даже врачи пытались бежать из Одессы, бесстрашно входил в пораженные заразой дома и утешал больных. Когда же рабочие из страха отказывались хоронить чумные трупы, сам брал лопату и рыл могилы, являя пример истинного мужества и благородства.
Таков был этот человек, нимало не приукрашенный ни современниками, ни потомками. И все это имело самое прямое отношение к благосостоянию Одессы, поскольку только любимый и уважаемый гражданами правитель может рассчитывать на успех своих начинаний.
В начале 1815 года, когда герцог еще с головой был погружен в одесские заботы, провидение уже готовило ему новое поприще. После разгрома наполеоновских войск под Ватерлоо Венский конгресс стран-победительниц должен был решить судьбу Франции. По настоянию Александра I Ришелье обязан был прибыть в столицу Австрии. Покидая Одессу, ставшую за эти годы для него второй родиной, Ришелье мог быть удовлетворен результатами своего правления. За 11 с половиной лет население города учетверилось и достигало в 1813 году уже 35 тысяч человек. Вместо четырех сотен невзрачных домиков на улицах красовалось две тысячи зданий. Первый Одесский театр и первая типография, коммерческое училище и институт благородных девиц-все это создавалось и пестовалось заботами Ришелье.

Памятник герцогу де Ришельё в Одессе (также известен как памятник дюку , Ришельё, герцогу, бронзовый дюк) - бронзовый монумент в полный рост, посвящённый Арману Эмманюэлю дю Плесси, герцогу де Ришельё, открыт в 1828 году . Первый памятник, установленный в Одессе .

Предыстория

История создания

Получив горестное известие из Парижа о кончине Ришелье, граф Ланжерон обратился с призывом к населению начать сбор средств на сооружение памятника. Заступивший в мае 1823 года на пост Новороссийского генерал-губернатора, граф М. С. Воронцов заказал памятник известному скульптору И. П. Мартосу . Он стал одним из последних творений этого выдающегося русского мастера.
Памятник представляет собой бронзовую статую Ришельё в римской тоге со свитком в руке и тремя латунными горельефами , символизирующими земледелие, торговлю и правосудие. Заложен 30 июня г. Скульптура и горельефы отлиты в бронзе литейным мастером В. П. Екимовым в Петербурге. Постамент выдающегося петербургского архитектора А. И. Мельникова и архитектора Ф. К. Боффо . Монумент в стиле классицизма, представляет собой поставленную на пьедестал бронзовую статую А.-Э. Ришельё. Величина фигуры несколько больше натуральной. Квадратный в плане пьедестал с карнизом из розового полированного гранита с берега реки Южный Буг (около Вознесенска), подаренный херсонским помещиком Скаронинским , отделан мастером П. Джерари . Основанием пьедестала служит стилобат в форме усечённой пирамиды из местного известняка с четырьмя ступенями из гранита.

На гранях пьедестала в прямоугольных нишах установлены плиты и горельефы. На фасадной - латунная золочёная плита с надписью:

ГЕРЦОГУ ЕММАНУИЛУ ДЕ РИШЕЛЬЕ УПРАВЛЯВШЕМУ СЪ 1803 ПО 1814 ГОДЪ НОВОРОССIЙСКИМ КРАЕМЪ И ПОЛОЖИВШЕМУ ОСНОВАНIЕ БЛАГОСОСТОЯНИЮ ОДЕССЫ БЛАГОДАРНЫЕ КЪ НЕЗАБВЕННЫМЪ ЕГО ТРУДАМЪ ЖИТЕЛИ ВСЕХЪ СОСЛОВIЙ СЕГО ГОРОДА И ГУБЕРНИЙ ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЙ ХЕРСОНСКОЙ И ТАВРИЧЕСКОЙ ВОЗДВИГЛИ ПАМЯТНИКЪ СЕЙ ВЪ 1826 ГОДѣ ПРИ НОВОРОССIЙСКОМ ГЕНЕРАЛЪ-ГУ-БЕРНАТОРѣ - ГРАФѣ ВОРОНЦОВѣ

На трёх боковых сторонах - бронзовые горельефные изображения, символизирующие торговлю, правосудие и земледелие.

Работами по установке памятника руководил архитектор Ф. К. Боффо .

Открытие бронзового памятника Дюку состоялось 22 апреля 1828 года .

    Richelieu Odessa 1.jpg

    Richelieu Odessa 2.jpg

    Richelieu Odessa 5.jpg

    Richelieu Odessa 3.jpg

Повреждение во время Крымской войны

Напишите отзыв о статье "Памятник де Ришельё"

Примечания

Отрывок, характеризующий Памятник де Ришельё

– А вот она, царица Петербурга, графиня Безухая, – говорила она, указывая на входившую Элен.
– Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и молодые и старые. И хороша, и умна… Говорят принц… без ума от нее. А вот эти две, хоть и нехороши, да еще больше окружены.
Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивой дочерью.
– Это миллионерка невеста, – сказала Перонская. – А вот и женихи.
– Это брат Безуховой – Анатоль Курагин, – сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы через дам глядя куда то. – Как хорош! неправда ли? Говорят, женят его на этой богатой. .И ваш то соusin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. – Как же, это сам французский посланник, – отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. – Посмотрите, как царь какой нибудь. А всё таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества. А вот и она! Нет, всё лучше всех наша Марья то Антоновна! И как просто одета. Прелесть! – А этот то, толстый, в очках, фармазон всемирный, – сказала Перонская, указывая на Безухова. – С женою то его рядом поставьте: то то шут гороховый!
Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого то.
Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.
Но, не дойдя до них, Безухой остановился подле невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире, который, стоя у окна, разговаривал с каким то высоким мужчиной в звездах и ленте. Наташа тотчас же узнала невысокого молодого человека в белом мундире: это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим.
– Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? – сказала Наташа, указывая на князя Андрея. – Помните, он у нас ночевал в Отрадном.
– А, вы его знаете? – сказала Перонская. – Терпеть не могу. Il fait a present la pluie et le beau temps. [От него теперь зависит дождливая или хорошая погода. (Франц. пословица, имеющая значение, что он имеет успех.)] И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, – сказала она, указывая на него. – Я бы его отделала, если бы он со мной так поступил, как с этими дамами.

Вдруг всё зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты встречи. Музыканты играли Польской, известный тогда по словам, сочиненным на него. Слова эти начинались: «Александр, Елизавета, восхищаете вы нас…» Государь прошел в гостиную, толпа хлынула к дверям; несколько лиц с изменившимися выражениями поспешно прошли туда и назад. Толпа опять отхлынула от дверей гостиной, в которой показался государь, разговаривая с хозяйкой. Какой то молодой человек с растерянным видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед. Мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары Польского.
Всё расступилось, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. За ним шли хозяин с М. А. Нарышкиной, потом посланники, министры, разные генералы, которых не умолкая называла Перонская. Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись итти в Польской. Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в Польской. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими, испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, на которых указывала Перонская – у ней была одна мысль: «неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцовать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: А! это не она, так и нечего смотреть. Нет, это не может быть!» – думала она. – «Они должны же знать, как мне хочется танцовать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцовать со мною».
Звуки Польского, продолжавшегося довольно долго, уже начинали звучать грустно, – воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Перонская отошла от них. Граф был на другом конце залы, графиня, Соня и она стояли одни как в лесу в этой чуждой толпе, никому неинтересные и ненужные. Князь Андрей прошел с какой то дамой мимо них, очевидно их не узнавая. Красавец Анатоль, улыбаясь, что то говорил даме, которую он вел, и взглянул на лицо Наташе тем взглядом, каким глядят на стены. Борис два раза прошел мимо них и всякий раз отворачивался. Берг с женою, не танцовавшие, подошли к ним.
Наташе показалось оскорбительно это семейное сближение здесь, на бале, как будто не было другого места для семейных разговоров, кроме как на бале. Она не слушала и не смотрела на Веру, что то говорившую ей про свое зеленое платье.
Наконец государь остановился подле своей последней дамы (он танцовал с тремя), музыка замолкла; озабоченный адъютант набежал на Ростовых, прося их еще куда то посторониться, хотя они стояли у стены, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательно мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута – никто еще не начинал. Адъютант распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она улыбаясь подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант распорядитель, мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из за всё убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало развеваясь бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них и готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса.

Смело можно сказать, что таких градоначальников, как Ришелье, у Одессы было немного. Бескорыстный и благородный, мужественный и начисто лишенный личного тщеславия, Ришелье за 11 лет превратил Одессу в город, который мог конкурировать с европейскими столицами.

Отставка за самовольное тушение пожара

При рождении Ришелье получил имя, которое сразу и не запомнишь — Арман Эммануэль София-Септимани де Виньеро дю Плесси, граф де Шинон, 5-й герцог Ришелье. Он был праправнуком знаменитого кардинала Ришелье и внуком маршала Франции. Карьера юного Армана обещала быть блистательной — в 17 лет он стал первым камергером при дворе. Однако юноша был застенчив и начисто лишен любви к придворной жизни. Во времена Великой французской революции Ришелье бежал в Россию, эмигрировать в которую было в большой моде у европейцев. Узнав, что русская армия готовится к штурму Измаила, француз пожелал принять участие в этой операции. Он добился разрешения у Потемкина, и показал во время сражения такую храбрость, что получил в награду золотую шпагу. Ришелье решил поселиться в Петербурге и стал изучать русский язык. Его имя переиначили на русский лад и он стал Эммануилом Осиповичем де Ришелье. В начале своей карьеры, несмотря на то что он служил России верой и правдой, ему пришлось испытать на себе непостоянство русского характера. Однажды в окрестностях столицы вспыхнул сильный пожар и Ришелье, который имел генеральский чин, вместе со своими кирасирами бросился тушить его. Павел I жестко отчитал его, лишил всех званий и отправил в отставку, так как француз стал бороться с огнем, не получив соответствующего приказа.

Сделал Одессу городом свободы

Когда на престол взошел Александр I, все изменилось. Он предложил Ришелье самому выбрать себе должность, и тот отправился градоначальником в заштатный городишко на юге империи. В марте 1803 года Ришелье приехал в Одессу, которую тогда считали «помойной ямой Европы» и «республикой жуликов». Ришелье предстояла нелегкая задача — сделать из этого сомнительного поселения европейский город.

На строительство Одессы казна отпускала новому градоначальнику ничтожные средства. Но несмотря на это, при Ришелье были проложены широкие улицы, разбиты сады, выстроены собор, католическая церковь, синагога, больницы, театр, рынок и коммерческая гимназия. Некоторые из этих зданий существуют и сегодня, а строил и проектировал их знаменитый архитектор Тома де Томон. Уже через несколько лет Одесса была известна всей Европе. В городе прекрасно уживались, работали и торговали представители самых разных национальностей. Как писал историк Василий Надлер: «В Одессе не было места для исключительного господства какой-либо национальности, все были одинаково равны, одинаково свободны, и результатом этого… явилось неслыханно быстрое возрастание города».

Градоначальник лично хоронил «чумных»

Сам Ришелье был человеком очень скромным. Он ходил в старенькой шинели, не гнушался посещать крестьянские избы и еврейские лавки. Сохранились сведения, что каждый житель Одессы мог свободно высказать градоначальнику свои пожелания и претензии. Ришелье посещал стройки, принимал подчиненных и просителей, даже успевал побывать на археологических раскопках. Кстати, именно благодаря Ришелье в нашем городе появились знаменитые акации. Градоначальник выписал их из Италии и даже собственноручно высаживал на городских улицах.

В 1812 году Ришелье остался практически без средств, так как пожертвовал все свои сбережения на защиту страны, которая стала его новой родиной. Через год в Одессе началась эпидемия чумы, и Ришелье снова продемонстрировал не только свое благородство, но и бесстрашие — он безбояненно заходил к больным и находил для каждого слова утешения. Когда же перепуганные рабочие отказывались хоронить чумные трупы, градоначальник сам брал лопату и рыл могилы.

В 1814 году Ришелье вернулся во Францию. Вскоре он стал премьер-министром страны и членом Французской академии. Любимую Одессу, куда он искренне стремился всю жизнь, увидеть снова ему было не суждено — он умер 17 мая 1822 года в возрасте 55 лет.

- «домашний герцог одесситов», как очень метко назвал его когда-то поэт Юрий Михайлик. Уходили и приходили люди, время ломало памятники, уничтожало погосты и дома, но этот монумент устоял вопреки всему. Хотя был, надо признать, момент, когда судьба «Дюка» висела буквально на волоске. Пламенный борец с «безродными космополитами», тогда директор публичной библиотеки и «краевед», В.А. Загоруйко усердно добивался демонтажа этого символа города.

В чем же заключается феномен личности Ришелье?

Почему по большей части безответственная и не чересчур благодарная человеческая память сделала для него исключение? Ответ на этот вопрос прямо и однозначно прозвучал еще в дореволюционной России:

«Гуманность и культурность - весьма редкие на высших административных постах империи - как раз и составляли сущность Ришелье как руководителя и человека».

Никто не сделал больше для Одессы и одесситов, чем Дюк. Даже М.С. Воронцов, который, несмотря на всю свою масштабность, следовал уже в русле начинаний своего выдающегося предшественника, развивал и дополнял их. Это Ришелье открыл город Европе и миру, чем всё и сказано исчерпывающе.

Пользуясь неограниченными полномочиями, дружеским расположением монарха, значительными бюджетными средствами, Дюк заложил основы инфраструктуры Одессы как крупнейшего пункта транзитной торговли между Востоком и Западом. Это он наладил хлебный экспорт, пригласил и помог обустроиться колонистам аграриям из Германии, Франции, Швейцарии и других стран, превратил Одессу в европейский город, освободил от непомерных налогов, сформулировал идею порто-франко , реализованную уже при его преемнике, Ланжероне . Соблюдая интересы и государственные, и региональные, Ришелье добился того, что хлебная торговля России и Турции не прекращалась даже тогда, когда они находились в состоянии военных конфликтов! Это он спасал город и край от свирепой чумы; рискуя жизнью, лично посещал зачумленные кварталы и дома, ободряя горожан и поистине делясь с ними последним куском хлеба. Это Дюк отдал все деньги, заработанные на службе в России, для создания в Одессе наиболее значительного на Юге учебного заведения - лицея, второго в державе после Царскосельского. Это он построил городскую больницу и театр, в котором выступали лучшие в империи оперные труппы. Можно утверждать, что на этой южной окраине России с его подачи возник подлинно европейский портовый город со всеми атрибутами - самоуправлением, биржей, коммерческим судом, карантином, транспортными морскими конторами, страховыми и банковскими учреждениями, благотворительными, учебными, культурными заведениями и др.

Одиннадцать лет (1803 - 1814) Ришелье прожил в небольших помещениях, на первом этапе «меблированных» табуретами и топчанами без лакового покрытия, в обстановке, лишенной намека на роскошь. Его рабочий день продолжался чуть не 17 часов. Всё делопроизводство он фактически вёл сам, причем ответные документы составлял на тех языках, на каких к нему обращались. Питался Дюк очень скромно, а немногочисленную канцелярию содержал за свой счет. Ежедневно обходя или объезжая город, он вникал во все мельчайшие дела, беседуя с купцами, подрядчиками, военными, медиками, мастеровыми, гостями города, иностранными консулами, простонародьем, посещал все общественные и частные балы. Серьезно обеспокоенный проблемой озеленения Одессы и прилегающих к ней безводных территорий, Ришелье лично выписывал из-за рубежа недешевые саженцы и затем постоянно инспектировал буквально всякое высаженное деревце, строго взыскивая виновных за нерадивость.

Вся изложенная информация обретает иное звучание, если учесть, что Дюк - рафинированный представитель столь же знатного, сколь и древнего аристократического рода, что один из его предков - знаменитый кардинал, всесильный министр Людовика XIII, несколько скомпрометированный, правда, Дюма отцом в «Трех мушкетерах». По смерти в 1642 году кардинала де Ришелье его фамильный замок на берегах Луары и герцогство перешли к внучатому племяннику, Арману Ришелье, который был пэром Франции, начальником флота и войск, дислоцировавшихся по всему Леванту. Это обстоятельство и породило путаницу с двумя разными Арманами де Ришелье. Во всяком случае, как вы понимаете, нашего Дюка в 1642 году просто еще не существовало физически, поскольку он родился через 124 года, в 1766-м.

Какими же родственными узами, в свою очередь, связаны эти два разных Армана?

Всё тут довольно просто. Внучатый племянник кардинала передал все свои регалии и владения сыну, Луи Франсуа де Ришелье - французскому маршалу, широко известному своими многочисленными альковными похождениями. Этот любвеобильный маршал оставил титул сыну, герцогу Фронсаку, а уж тот - своему наследнику, графу Шинону, нашему одесскому Дюку. Таким образом, герцог АрманЭм мануил дю Плесси де Ришелье одновременно носил титулы графа Шинона и герцога де Фронсака. Вот и выходит, что Дюк - прапраправнучатый племянник кардинала Ришелье.

Столь грандиозная и завидная родословная не помешала херсонскому военному губернатору и первому одесскому градоначальнику быть самым, пожалуй, гуманным из всех администраторов, которых знала Одесса. Судя по всему, и Франция не знала лучшего премьер-министра, нежели Ришелье, а именно этот первостепенный пост он занимал после возвращения в Париж. Когда Дюка не стало (1822), император Александр Павлович, искренне считавший Ришелье близким человеком и конфидентом, сказал французскому послу:

«Я оплакиваю герцога Ришелье как единственного друга, говорившего мне правду. Он был образцом чести и правдивости».

Тогда же во французской академии прозвучали слова: «Он не призывал к добру, но умел его подготавливать и приближать».

Хочу подчеркнуть еще один чрезвычайно значимый в биографии нашего города момент. Если бы Дюк не выбрал невзрачную и захудалую тогда Одессу в качестве административного центра огромного региона - а ведь он вполне мог остановиться на куда более обустроенных тогда Николаеве, Херсоне или, скажем, на каком-либо из портов Крыма, её блистательная будущность оказалась бы под большим вопросом…

Слава одного из самых привлекательных мест в Одессе заслуженно принадлежит памятнику Дюку де Ришелье, или памятнику Дюку, как ласково называют его одесситы.

Кто такой Дюк де Ришелье

Арман Эммануэль София-Септимани дю Плесси Ришелье, потомок известного кардинала Ришелье, много сделал для России. В качестве волонтера он участвовал в штурме Измаила, в 1803 году стал первым градоначальником Одессы. Этот прекрасно образованный человек, филантроп, был великолепным организатором. Он отличался железным здоровьем, неутомимостью и упорством при достижении поставленных целей.

Местные жители считали Дюка де Ришелье основателем Одессы. Под его руководством город завоевал славу самого цветущего города в Европе и превратился в крупный торговый порт. При нем в Одессе появились престижные учебные заведения, был построен театр. Население города увеличилось в четыре раза. Дюка любили и уважали все горожане.

После 11 лет успешного правления городом Дюк де Ришелье уехал во Францию. По его признанию, в Одессе прошли лучшие годы его жизни. Дюк де Ришелье очень хотел вернуться обратно в Одессу, но скоропостижно скончался во Франции в возрасте 56 лет.

Как был построен памятник

После смерти Дюка его близкий друг и соратник Ланжерон организовал сбор денег на постройку памятника. На призыв откликнулись все горожане, обеспеченные люди и простые рабочие. Граф Воронцов, бывший в то время генерал - губернатором Новороссийска, заказал проект памятника скульптору Мартосу, прославившемуся монументом Минину и Пожарскому.

На памятнике установлена бронзовая статуя Дюка в римской тоге. Как пояснил автор проекта: “Фигура герцога Ришелье изображена в моменте шествующем…”. Это удачное решение правильно передает динамичный характер Дюка. Три латунных барельефа, символизирующие “земледелие”, “правосудие” и “торговлю”, увековечивают вклад Дюка в развитие города.

Открытие памятника Дюку состоялось при огромном скоплении народа 22 апреля 1828 года (по старому стилю). Вокруг памятника развевались французский, английский, австрийский и русский флаги как напоминание о международном значении Одесского порта, основанного Дюком. В Преображенском соборе прошла торжественная литургия.

Как найти

Памятник расположен на Приморском бульваре в месте, где когда-то находилась крепость Хаджибей. Прямо перед памятником открывается вид на знаменитую Потемкинскую лестницу, ведущую к Морскому вокзалу с памятником Жене моряка . Дюк, как и прежде, самолично встречает гостей, прибывающих в город.

Памятник Ришелье в современной жизни города

Пространство у памятника Дюку де Ришелье уже несколько лет является неформальной главной площадкой “Юморины”. Во время праздника у его подножия собираются тысячи горожан и гостей города. Шутники - одесситы стремятся 1 апреля обязательно раскрасить памятник. И дабы не пропустить такое действо, лучше заранее забронировать гостиницу в Одессе .

Памятнику Дюку приписывают мистические свойства. В прошлом веке выпускники школ приходили к памятнику накануне экзаменов, надеясь на его поддержку.

Существует легенда, что если прикоснуться к барельефу в виде мешочка с деньгами, символизирующему торговлю, то вскоре обретешь богатство и успех.

Памятнику Дюку де Ришелье посвящают стихи и песни. Он заслуженно пользуется славой талисмана и визитной карточки Одессы.

Ближайшие отели к этой достопримечательности: