Изо для детей 5 7 лет. Тема: «Пластилиновая тарелка». Печати и штампы как техника рисования

В этой статье мы хотим рассказать о рисовании с детьми от трех до четырех лет. О чем нужно помнить, когда занимаешься с детьми рисованием? Как сделать занятие веселым и увлекательным? Как и чем можно рисовать?

Давайте попробуем вместе найти ответы на эти вопросы.

Как организовать урок рисования для детей 3-4 лет?

  • Продумайте занятие. Проиграйте в уме всю последовательность того, что вы и ребенок будете делать. Запаситесь влажными салфетками, тряпочками, чтобы в случае необходимости они были под рукой.
  • Сделайте пример того, что должно получиться в результате занятия. Это может очень облегчить объяснение материала.
  • Возьмите куклу, животное или героя мультфильма и проведите занятие с его помощью. Дети с удовольствием будут поддерживать кукольного учителя и помогать ему.
  • Продумайте, какие фотографии, картинки, видео и аудио материалы вы можете использовать на занятии. Это сделает ваш урок веселым и интересным.

Лучшие техники рисования в 3-4 года

Давайте рассмотрим некоторые техники рисования для детей 3-4 лет.

Штриховки

Смысл этой техники в том, чтобы закрасить какую-либо область, не вылезая за границы рисунка. Штриховки лучше делать карандашом или ручкой.

Предложите ребенку раскрасить зайчика в серый цвет.

раскраска «зайчик»

раскраска «рыбка»

Лисичку раскрашиваем в рыжий.

Закраска

Закраска похожа на штриховку, но выполнятся красками. Смысл тот же – закрасить определенную область. Например, очень интересно нарисовать разноцветные круги с помощью пластиковых стаканчиков, а потом раскрасить их в подходящий цвет.

Линии

Прямые, волнистые, прерывающиеся, по спирали и т.д. Вот пример того, как можно нарисовать разными линиями небо, травку и солнышко.

Точки

Это одна из первых техник, которые осваивают дети и наиболее любимая. Детки могут рисовать этой техникой песок, дождик, снег, мух и др. Например, можно украсить точками ананас с помощью кисточки.

Или нарисовать клевер ватными палочками.

Брызги и кляксы

Если обычно за брызги и кляксы считается чем-то не аккуратными, то в этой технике все как раз наоборот. Вот пример красивой бабочки из кляксы. Мы нанесли кляксу разными красками на бумагу, а потом просто сложили ее вдвое. Однако, чтобы получился узор бабочки, надо немного потренироваться в нанесении краски.

А вот такого монстра можно сделать, если нанести краску с большим количеством воды на лист бумаги, а затем подуть на капли краски в трубочку. Под давлением воздуха капля потечет, оставляя след на листе бумаги.

Интересная картина-размазня получается, если нанести пальчиковые краски или гуашь на лист бумаги.

Потом прижимаем их прозрачной пленкой.

Надавливая на краски пленкой, можно увидеть, как краски растекаются и смешиваются. А в результате у нас получается интересный узор!

Акварель поверх рисунка из мелка

Смысл техники в том, чтобы нарисовать рисунок белым восковым мелком или свечой на белой бумаге. Его видно не будет. Затем, когда сверху наноситься слой акварели, то рисунок начинает волшебным образом «проявляться».

Малышам наверняка будет под силу нарисовать горизонтальными линиями дождик.

Рисунок мелками «Дождь»

Настоящее чудо, когда нарисованные мелком спиральки начнут проявляться.

Рисунок мелками «Спиральки»

Можно таким же образом нарисовать рыбок, а затем вырезать их.

Рисунок мелками «Рыбки»

Печати и штампы как техника рисования

Смысл техники в том, что рисунок на лист бумаги наноситься не кисточкой, а печатью. Давайте посмотрим из чего можно сделать печать для ребенка: Изумительный цветок может получиться, если для его нанесения будут использоваться сложенные листья сельдерея.

Из отпечатка сельдерея получается очень красивая роза.

Из картошки можно вырезать удобный штамп, например, в форме листочка.

Природа сама подсказывает нам идеи. Если нанести на веточку цветной капусты зеленую и коричневую краски, то отпечаток цветной капусты очень похож на раскидистое дерево.

Штамп с помощью губки для мытья посуды. Для этого обмакиваем губку в краску и наносим рисунок на бумагу.

Отпечаток резинового мячика с колючками. Так же, как и при работе с губкой, опускаем мячик в краску и проводим им по листу бумаги, получая забавный точечный отпечаток.

Оживить наш рисунок помогут ротик, глазки и ушки из бумаги.

Рисунки пальчиками

Пальчиками можно наносить точки, линии, замазывать определенную область. Вот мы украсили точечными движениями осеннее дерево.

Пальчиками краску можно просто размазывать, заполняя выбранный контур.

Рисунок из отпечатка ручки

Смысл техники в том, чтобы из отпечатка ручки сделать удивительную картину, добавив к отпечатку несколько дополнительных штрихов. Например, мы можем сделать зеленые отпечатки и дорисовать к ним оранжевые прямоугольники – получиться морковка.

Рисунок из отпечатков «Морковка»

Или же приклеить к отпечатку игрушечные глазки и дорисовать ротик – получается настоящая золотая рыбка.

Рисунок из отпечатка «Рыбка»

Очень трогательная картинка, нарисованная ладошками и пальчиками «гнездо». Детки смогут нарисовать птичек, а так же узнать с какой любовью мама-птица высиживает яички и кормит своих деток.

Рисунок ладошками и руками «гнездо»

Очень интересный способ рисования – это рисовать что-нибудь объемное на большом плакате или обратной стороне ненужных обоев. Так можно выполнить групповую работу.

Мы рассмотрели несколько техник рисования для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Однако, все может пойти не так. Может разлиться краска, перевернуться вода, испачкаться одежда. Постарайтесь не расстраиваться и не расстраивать ребенка. Верьте – в следующий раз все обязательно получиться! Многое просто приходит с опытом.

Посмотрите, как можно нарисовать с ребенком ежика:

Творческим малышам самое время отправиться на ИЗО для детей 4-5 лет. Совсем неважно, рисует ли ребенок только трансформеров, покемонов или кукол Барби – он обязательно научится большему, если его заинтересовать. Как правило, изобразительное искусство в детских садах ограничивается редкими рисунками акварельными красками и аппликациями. А дома малыш и вовсе привычно использует яркие фломастеры. Но занятия ИЗО для детей 4-5 лет могут быть совершенно другими – интересными и увлекательными. Мир безграничен, и каждый предмет в нем достоин запечатления на бумаге или холсте. А если еще и подключить к этому воображение? Получатся удивительные и необычные картины! Быть может, ваш ребенок – будущий Сальвадор Дали?

Наша школа ИЗО для детей от 5 лет дает возможность раскрыться каждому маленькому человечку – в соответствии с методикой Монтессори, по которой работают педагоги клуба «Созвездие».

Что дают уроки ИЗО для детей 4-5 лет

Прежде всего, занятия рисованием отлично развивают мелкую моторику, внимание и память. А это очень пригодится для подготовки к школе. ИЗО для детей 4-5 лет, таким образом, напрямую влияет на важные навыки:

  • Правильную подготовку руки к письму;
  • Умению понимать размер и форму предметов;
  • Различать цвета и оттенки;
  • Определять перспективу предметов (ближе-дальше).

Не менее важным является развитие фантазии ребенка и умения передать свои эмоции, настроение и чувства с помощью рисунка. Во время рисования активно возникают межполушарные связи, так как задействованы оба мозговых полушария. Занятия ИЗО для детей 4-5 лет рекомендованы, если ребенок плохо говорит или имеет какие-либо особенности развития.

Помещения наших клубов оборудованы бактерицидными устройствами, а также регулярно подвергаются влажной уборке, обрабатываются пароочистителем, дезинфицируются и проветриваются, а дети с признаками заболевания на занятия не допускаются, поэтому Вы можете не бояться, что Ваш ребёнок заразится от других детей простудными заболеваниями.

В отличие от многих других занятий рисование имеет ощутимый конечный результат: создание картины. Нельзя увидеть, потрогать или почувствовать цифры или буквы, а созданный рисунок – плод труда ребенка - остается перед глазами. В этом смысле кружок ИЗО для детей 4-5 лет мягко стимулирует целеполагание: малыш хочет трудиться, поскольку это приносит результат.

Очень важно правильное отношение родителей к творческой самореализации ребенка. Каждый ребенок уникален, и рисунки детей не похожи друг на друга. Малыш учится справедливо оценивать результат других детей и понимает, что каждый человек видит мир по-своему. Как и он сам.

На уроках ИЗО для детей 4-5 лет в клубе «Созвездие» ребята осваивают различные техники рисования с помощью восковых мелков, угля, карандашей, акварели, акриловых красок и гуаши. Комбинация техник и изобразительных средств позволяет создавать удивительные и необычные рисунки.

Как записаться на ИЗО для детей 4-5 лет

Приводите малыша в детский клуб «Созвездие»: благодаря удобному графику вы сможете посещать занятия в удобное для вас время. Дети занимаются в светлых и просторных классах. Предусмотрена возможность индивидуального обучения.

Чтобы узнать больше о ИЗО для детей 4-5 лет, запишитесь на пробное бесплатное занятие.

Рабочая программа

непосредственно организованной деятельности

по художественно - эстетическому развитию детей

4 - 5 лет

ИЗО - студии "Я рисую мир"

(с использованием нетрадиционных техник)

срок реализации программы: 1 год

Составила: воспитатель МКДОУ "Детский сад №1"

Логвянкова Татьяна Петровна

Цель программы - развитие интересов и творческих способностей детей в сфере художественно - эстетической посредством нетрадиционных техник рисования и ручного труда

Задачи программы:

    Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Формировать практические навыки.

    Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма.

    Развить общие интеллектуальные способности: выполнять инструкцию взрослого, действовать по образцу.

    Развивать художественно - образныепредставления, эмоционально чувственного отношения к предметам и явлениям природы.

    Формировать конструктивные умения и навыки.

    Развивать твёрдость руки, технические навыки.

    Развивать и укреплять мелкую моторику рук.

    Развивать зрительно-двигательную координацию.

    Привитие любви к искусству, привитие трудолюбия и усидчивост.

    Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, эстетического восприятия, творческой фантазии.

    Воспитывать эмоциональую отзывчивость к прекрасному.

Направленность программы: Художественно - эстетическая.

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 4-5 лет

Место проведения: групповая комната, музыкальный зал.

Количество НОД: 1 раз в неделю

Продолжительность занятия: 20 мин.

Ожидаемые результаты:

Развитие мелкой моторики соответствует возрасту;

Ребенок владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;

Проявляет интерес к изготовлению поделок из различных материалов.

Различает виды декоративной росписи, составляет узор.

Осуществляет творческий подход к каждой работе.

Материал:

Бумага, бумажные салфетки, ножницы, природный материал, нитки, клей, спички, пластилин, тесто, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, краски "акварель", "гуашь", кисточки, зубная щётка, ватные палочки, восковые карандаши.

Способы работы:

1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.

2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.

3. Конструирование из бумаги способом оригами.

4. Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.

5.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.

6.Наклеивание нарезанных ниток на плоскостное изображение.

7.Скрепление различных деталей.

8.Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого ореха, семечек, гороха, веточек, камешков и т.д.

9.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.

10.Лепка предметов из теста - "Тестопластика"

11.Рисование пластилином и пальчиком - "Пластилинография"

12.Наклеивание готовых форм из пластилина на плоскость.

13.Рисование кистями всем ворсом, кончиком, зубной щёткой, ватными палочками, листьями, ладошками.

14.Смешивание красок.

15.Составление декоративного узора: использование элементов орнамента, подбор цвета, расположение.

Структура НОД может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.

Вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала.

Основная или практическая часть – творческая работа детей; по мере необходимости помогаю советом и провожу индивидуальную работу.

Очень важна заключительная часть – в ней анализируется результат детского художественного творчества.

Принципы :

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ).

В программе используются здоровьесберегающие технологии: игровые разминки, зарядки для глаз, пальчиковая гимнастика, самомассаж.

Данная программа интегрируется с образовательными областями:

Позновательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно - эстетическое развитие;

Социально - коммуникативное развитие;

Физическое развитие основной образовательной программы ДОУ.

Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.

Пояснительная записка

Актуальность: процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне - развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

От степени развития моторики руки зависит как уровень изобразительного творчества, так и всестороннее развитие ребенка в целом.

Изобразительная деятельность - одно из любимых занятий детей дошкольного возраста. Дошкольники готовы часами рисовать, клеить, лепить. Первоначальные замыслы детей могут меняться в зависимости от оттого, какой новый образ разглядит ребенок в своем творении, но интерес к творческой деятельности не пропадает. Значение изобразительной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить. Она включает в работу оба полушария мозга: левое (рациональное, анализирующее, логическое); правое (эмоциональное, образное, творческое). Не случайно психологи говорят о том, что на кончиках пальцев малыша находится его ум, а развитие мелкой моторики ведет за собой развитие речи ребенка. Учитывая приоритетную направленность ДОУ, педагог должен предоставить детям возможность реализовать потребности и интересы в сфере художественно - изобразительной деятельности. Как показывает диагностика, наибольший интерес у детей вызывает лепка (образная, сюжетная, декоративная). Привлекательность данного вида деятельности связана с тем, что ее продукты - образы, с которыми можно действовать (играть, вести диалог, представлять сюжетные линии...)

Пробуждения у детей собственного интереса к теме изобразительной деятельности, создания условий использования детьми различных вариантов изображения, предоставления ребенку свободного выбора образа, сюжета, изобразительных средств - вот главные задачи которые должен ставить перед собой воспитатель. При этом, освоение технических приемов не доминирует и не подменяет создания художественно выразительного образа. Отдается приоритет желаниям и собственной инициативе детей, вовлечению их в коллективные формы изодеятельности. Предполагается создание условий для самореализации каждого ребенка, знакомство с различными средствами воплощения художественного замысла. Коллективная деятельность направляется на создание многофигурных, сюжетных композиций.

ИЗО - студия, в условиях которой возможно более свободное общение, взаимодействие и творчество, среда развития творческих изобразительных способностей детей. В состав творческого объединения на добровольной основе включаются дети, обладающие интересами и способностями в сфере изобразительной деятельности. Задача педагога - вовлечь этих детей в деятельность художественной студии и поддерживать их интерес в течение года.

Перспективное планирование изостудии с детьми 4-5 лет

месяц

п/п

Наименование мероприятия

Программные задачи

Сентябрь

"Путешествие по радуге "

рисование

Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

" Ёжик"

лепка из пластилина с использованием семечек подсолнуха

Учить детей отрывать от большого куска комочек пластилина, раскатывать его между ладонями, придавая ему овальную форму, пользоваться приёмом оттягивания. Развивать умение соединять пластилин с природным материалом.

"Разноцветные шарики"

рисование овальных предметов

Учить создавать контурные рисунки, замыкать линии в кольцо и раскрашивать, повторять очертания нарисованной фигуры. Дополнять изображения карандашными рисунками (ниточки на шариках).

Коллективная работа "Осеннее дерево"

Рисование ладошкой

Познакомить детей с новой техникой рисования. Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и ладошкой. Развивать эстетическое восприятие.

Октябрь

"Дерево"

Моделирование из веточек и пластилина.

Учить закреплять веточки при помощи пластилина, создавая макет дерева. Развивать мелкую моторику рук.

"Дерево в осеннем наряде"

Рисование методом тычка

Закреплять умение рисовать дерево (ствол, сучки, тонкие ветви). Учить различать различные породы деревьев их признаки, особенности (цвет строение). Закреплять умение рисовать гуашевыми красками, учить накладывать цвет на цвет. Развивать чувство цвета. Познакомить детей со способом рисования жесткой кистью.

" Букет из осенних листьев"

Печатание листьями.

Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

"Праздничный наряд осенних березок"

Обрывная аппликация.

Учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги и наклеивать их имитируя осенние листья берёз.

Ноябрь

"Грустная картина- дождик без конца"

Рисование с элементами аппликации.

Аппликативное изображение тучи: наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем. Рисование дождя цветным карандашом. Листы бумаги голубого цвета, силуэты туч, полоски бумаги, клей, цветные карандаши.

"Грибочек"

Моделирование из природного материала.

Учить детей изготавливать грибочек из желудя, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять шляпку изделия из пластилина.

"Дымковский конь"

Декоративное рисование.

Познакомить детей с дымковской игрушкой, особенностями ее росписи колоритом дымковского узора, способами рисования. Учить рисовать узор, состоящий из колечек, точек, кругов с помощью ватных палочек, квачей и кисти. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, творческую активность.

"Пёс Дружок"

Учить детей складывать из квадрата пса. Продолжать учить детей ориентироваться на квадрате, находить правую левую стороны, углы.

Декабрь

"Волшебные снежинки"

Рисование.

Учить детей передавать узор снежинки. Закреплять умение рисовать прямые линии в разных направлениях, симметрично, придумывая разные интересные сочетания линий. Совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании; Упражнять в смешивании и разведении гуаши.

"Дед Мороз" Аппликация с использованием салфеток

Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.

"Платье Снегурочки" Декоративное рисование.

Знакомить детей с элементами гжельской росписи. Учить подбирать цвет, украшать платье снегурочки росписью.

«Елочные шары»

Рисование восковым мелком, акварелью.

Упражнять в рисовании предмета круглой формы. Познакомить с приемом сочетания восковых мелков и акварели. Развивать цветовосприятие. Упражняться в нанесении узора, при помощи оттиска, на круглую форму. Развивать чувство ритма.

Январь

"Снег, снег кружится, белая вся улица…"

Рисование тычком и набрызгом.

Продолжать знакомить детей с разными способами рисования кистью; Совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании; Упражнять в смешивании и разведения гуаши.

"Рождественские колокольчики" Аппликация с использованием пластилина.

Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.

"Котёнок с клубком" Аппликация из ниток.

Продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать творческие способности.

Февраль

" Подводное царство " Тестопластика.

Учить детей лепить из соленого теста, вырезать стеками по картонному шаблону рыбок разной формы, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы)

Аппликация.

Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика.

"Весёлые матрёшки" Декоративное рисование. Ватные палочки, «тычки», рисование пальчиками.

Закрепить знания детей о матрёшке. Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную творческую атмосферу.

" Сова"

Моделирование из шишек.

Развивать умение скреплять детали с помощью пластилина, дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

Март

"Красивые цветы для всех женщин" Аппликация. Коллективная работа.

Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы кружка, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка. Развивать чувство прекрасного.

"Мимоза"

Рисование тычками.

Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

"Подснежник".

пластилинография

Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе.

"Жар – птица"

Рисование ладошкой

Учить рисовать сказочную птицу с помощью ладони и гуаши. Закреплять умение пользоваться гуашью, кистью, салфеткой. Развивать моторику рук, образное мышление, аккуратность, внимание. Обогащать словарь словами, обозначающими оттенки красного цвета. Воспитывать творчество, радость игр с красками, чувство красоты.

Апрель

"Ракета"
Пластилинография.

Заинтересовать детей рисованием ракеты ко дню космонавтики. Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей. Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности.

"Верба"

Аппликация из семян тыквы.

Учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восприятие.

" Узор на тарелочке" Декоративное рисование.

Познакомить детей с городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора; учить составлять узор;развивать творчество детей.

"Бабочки"

Монотипия предметная.

Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире. Познакомить детей с понятием симметрия. Воспитывать самостоятельность при выборе цветовой гаммы.

"Вазочка" Поделка из папье-маше.

Знакомить детей с новым видом ручного труда. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, обмакивая их в клей, приклеивать

на форму (баночка.)

"Вазочка" Продолжение. Разукрашивание

готового изделия.

Учить аккуратно, раскрашивать подсохшее изделие гуашью.

"Вазочка" Продолжение.Поделка из косточек.

Учить составлять композицию из арбузных косточек, аккуратно приклеивать на работу. Раскрасить

Косточки гуашевой краской

Критерии и нормы оценивания

Навыки и умения

Критерии оценивания

Умение составлять из частей целое, наклеивать изображение.

3 балла - Ребёнок умеет составлять изображение из нескольких частей, располагает точно, совмещая по смыслу, соблюдает пропорции. Изображение наклеивает на середину листа, самостоятельно дополняя его мелкими деталями по логике содержания работы.

2 балла - Ребёнок умеет составлять изображение, но имеются незначительные искажения, смещения; изображаемый предмет располагается в основном в середине листа. Мелкими деталями свою работу дополняет после напоминания взрослого.

1 балл - Изображение составляет после того, как несколько раз проговорили инструкцию (что сначала, что потом). Необходимо раза два три повторить с ребёнком последовательность выполнения работы (но в дальнейшем делает сам). Изображение имеет существенные искажения в пропорциях частей.

Умение работать с клеем.

3 балла - Имеет навык работы с клеем. Аккуратно набирает его на кисть, убирает лишнее о край розетки. Намазывает всю форму, промакивает лишний клей, оставшийся на работе, салфеткой.

2 балла - Умеет работать с клеем. Правильно держит кисть. Набирая клей, почти никогда не забывает убирать лишний о край розетки. Намазывает форму на клеёнке. Форма промазывается практически вся, но порой остаются сухие места, которые подмазывает уже на самой работе (или наоборот, форма в некоторых местах очень сильно промазана клеем). Салфеткой пользуется, но иногда необходимо напоминание взрослого. В ходе работы забывает ставить кисть на подставку, в результате она лежит на столе и марает рабочее место.

1 балл - Умение работать с кистью закреплено слабо, необходимо периодически напоминать о том, что лишний клей необходимо убирать о край розетки. Клеёнкой пользуется не регулярно. Форму намазывает, оставляя сухие места или наоборот, большое количество клея. Салфетку в работе использует, однако не промакивает, а вытирает или растирает место, где наклеено. Кисть во время работы редко ставит на подставку.

Умение пользоваться ножницами.

3 балла - Выработан навык пользования ножницами. Умеет правильно их держать и пользоваться. Соблюдает технику безопасности (ножницы держит от себя, заканчивая работу, кладёт их на поднос)

2 балла - Умеет пользоваться ножницами. В основном правильно их держит, но иногда бывают ошибки, требуется напоминание («Возьми ножницы правильно»). Случаются незначительные нарушения техники безопасности работы с ножницами (оставляет их на столе после работы, при напоминании исправляется.

1 балл - Умение работать с ножницами развито слабо (плохо развита мелкая мускулатура пальцев, но ребёнок старается и при напоминании, показе исправляет ошибки (напоминать приходится часто, редко берёт ножницы правильно) .

Умение работать с бумагой, изготовлять поделки в технике оригами.

3 балла - Ребёнок умеет сгибать лист пополам, вчетверо, в разных направлениях, при этом аккуратно и точно совмещает углы и стороны (где это необходимо по инструкции, вся работа выполняется на столе. Чётко ориентируется на листе бумаги (правая сторона, левая, верхний правый угол и т. д.) . Знает понятие «линия сгиба», без напоминания проглаживает её. Мелкая моторика развита хорошо. Понимает инструкцию взрослого без дополнительных повторений. Полученную в результате складывания форму самостоятельно украшает соответствующими по смыслу элементами аппликации, подбирая цвета и оттенки. Проявляет творчество и фантазию.

2 балла - Ребёнок умеет сгибать предложенную форму пополам, вчетверо, в разных направлениях, но с незначительными погрешностями (один край листа чуть-чуть выглядывает из–под другого, углы немного расходятся, вся работа в основном выполняется на столе. Ориентируется на листе бумаги (правая сторона, левая, верхний правый угол и т. д., но иногда бывают ошибки, которые он сам же и исправляет после дополнительной инструкции. Знает понятие «линия сгиба», может показать, проглаживает её, редко, но может забыть об этом в спешке или по невниманию. Мелкая моторика развита не плохо. Слушает инструкцию взрослого внимательно, понимает, но все действия выполняет медленно, не всегда уверен в своих силах. Полученную в результате складывания форму украшает элементами аппликации, опираясь на предложенный образец взрослого. Творчество и фантазию проявляет редко.

1 балл - Ребёнок очень старается складывать лист пополам, вчетверо, в разных направлениях, но получается не всегда точно. Приходится по несколько раз исправлять ошибки под контролем взрослого. В основном умеет ориентироваться на листе бумаги (показывает названные углы и стороны, но при непосредственном выполнении указаний по изготовлению поделки часто испытывает затруднения. Линию сгиба показать может, но во время работы, получив указание: - «Возьмите деталь за линию сгиба», путается, требуется соответствующая корректировка взрослого. Словесные инструкции по изготовлению поделок для него требуется повторить (или показать) несколько раз, чтобы он понял и сделал. Мелкая моторика развита не достаточно. Основу заполняет аппликацией после напоминания

Умение использовать нетрадиционные техники в рисовании.

3 балла - Ребёнок заинтересован в усвоении новых способов изображения и хочет научиться им. При показе и рассказе о новом способе изображения внимательно слушает взрослого и по необходимости переспрашивает с целью уяснить непонятные ему детали данной техники изображения. В силу хорошо развитой мелкой мускулатуры пальцев рук, изображения получаются достаточно удачно. Цветовые пятна, выполненные руками, печатками, штампами или другими материалами, расположены в разных направлениях, в соответствии с логикой изображаемого предмета, явления природы или узора. Самостоятельно подбирает цветовое решение своей работы, если занятие имеет соответствующие задачи. Ребёнок применяет полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.

2 балла - Ребенок охотно интересуется новыми способами изображения предметов и явлений окружающего мира. Инструкцию воспитателя в основном понимает, но для большей ясности требуется дополнительный повтор, уточнение, показ способа изображения, так как он (ребёнок) не совсем уверенно владеет ориентацией в пространстве и на плоскости (затрудняется в расположении кистей рук, пальцев при рисовании руками, штампами и т. д.) . цветовое решение в основном идёт по подражанию образцу взрослого, инициативу в выборе цвета проявляет не часто. Пытается применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.

1 балл - Ребёнок охотно слушает и наблюдает за показом новых, нетрадиционных способов изображения, которые демонстрирует воспитатель. Однако, повторить показанное приёмы самостоятельно затрудняется (плохо развито умение ориентироваться, мелкая и общая моторика). Плохо понимает инструкцию. Изобразительные навыки и умения с использованием нетрадиционных технологий требуют дальнейшего закрепления. В работе почти не проявляют самостоятельности, подражают в основном образцу и показу взрослого, это касается и цветового решения рисунка. Творчество проявляют редко.

Навыки ритмичного повторения однородных движений.

3 балла - При рисовании декоративных узоров ритмично повторяет однородные движения, внимательно следит за последовательностью элементов, их чередованием, как по цвету, так и по форме. Ошибок не допускает.

2 балла - При рисовании, как декоративных узоров, так и другого рода изображений (например, чешуи у рыбы, печатание листьями), требующих ритмично повторяющихся движений, этот ритм в основном соблюдает (не зависимо от количества различных элементов в одном узоре). Однако в рисунке имеются частичные искажения или перемена местами элементов узора

1 балл - Допускает большое количество ошибок при повторении однородных движений, но старается и при повторном разборе и объяснении со стороны взрослого выполнить задание правильно. Путается, если необходимо повторить узор или рисунок, состоящий из нескольких различных элементов. А когда идёт чередование однородных элементов, ребёнок справляется легче.

Умение рисовать по представлению

3 балла - Ребенок проявляет устойчивый и постоянный интерес и потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности. Испытывает удовольствие и радость от встречи с ним. Самостоятельно может придумать сюжетную композицию на предложенную тему. Изображение располагается на всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между изображаемыми предметами. Цветовое решение соответствует замыслу рисунка, богатая цветовая гамма.

2 балла - ребёнок проявляет устойчивый интерес и потребность в общении с прекрасным в окружающем мире. Испытывает радость от встречи с ним. Сюжет и тема рисунка предварительно обговаривается с воспитателем. Изображение чаще всего располагается на одной полосе внизу листа, но может быть и по всей его поверхности. По величине предметы изображаются в основном точно, но имеются незначительные искажения.

1 балл - Ребёнок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире, не всегда замечают общие видовые и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений. Затрудняется в выборе сюжета своего рисунка, приходится наводящими вопросами подводить ребёнка к выполнению работы. Изображение располагается на линии внизу листа. Ребёнок путается в передаче соотношения предметов по величине (дерево и цветок могут быть одинаковыми по величине). Используемая цветовая гамма однообразна, отсутствуют оттенки цветов.

В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий по рисованию с детьми 4–5 лет Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию умений и навыков в рисовании.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям.

Дарья Николаевна Колдина
Рисование с детьми 4–5 лет. Конспекты занятий

От автора

Изобразительная деятельность (рисование, лепка и аппликация) является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, связанным с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение изобразительной деятельности в дошкольном возрасте предполагает решение двух основных задач:

Пробудить у детей положительную эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, к родной природе, к событиям жизни;

Сформировать у детей изобразительные навыки и умения.

В процессе изобразительной деятельности у дошкольников совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Желательно также познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования, которые тоже могут стать средствами выразительности. Поэтому в данной книге мы приводим конспекты увлекательных занятий по рисованию гуашевыми и акварельными красками, цветными карандашами и восковыми мелками традиционными и нетрадиционными способами.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели.

Занятия по рисованию с детьми 4–5 лет проводятся 1 раз в неделю; продолжительность занятия 15–20 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения. Подготовьте нужный материал и оборудование. Важна и предварительная работа до занятия (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин). Желательно проводить занятие по рисованию после того, как дети уже лепили и выполнили аппликацию на эту тему.

Занятия по рисованию строятся по следующему примерному плану:

Создание интереса и эмоционального настроя (сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, потешки, знакомство с произведениями изобразительного искусства, напоминание о виденном ранее, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры-драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижная игра);

Процесс работы начинается с рассматривания и ощупывания изображаемого предмета, советов воспитателя и предложений детей по выполнению работы, в некоторых случаях показа приемов изображения на отдельном листе. Далее дети приступают к созданию работ. Воспитатель может показать детям удачно начатый рисунок, направить действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи. При доработке рисунка дополнительными элементами нужно обращать внимание детей на выразительные средства (правильно подобранные нужные цвета и интересные детали);

Рассматривание полученной работы (детским рисункам дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы и работы других ребят, подмечать новые и интересные решения, видеть сходство с натурой.

Дети 4–5 лет осознанно подходят к процессу рисования и стремятся достичь желаемого результата. В их рисунках обычно изображены единичные предметы. Дети рисуют предмет по частям – сначала самые крупные части, затем более мелкие и некоторые характерные детали. Ребята постепенно начинают соединять в одном рисунке несколько предметов, создавая сюжетную композицию; учатся подбирать соответствующие цвета. У них вырабатывается прочный навык правильного владения карандашом и кистью.

Для занятий по рисованию вам понадобится: бумага для рисования и бумага для акварели, гуашевые краски, акварельные краски, простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, мягкие и жесткие кисточки, ватные палочки, стаканы с водой, широкие мисочки для разведения гуаши, палитры, клеенки-подкладки, тряпочки.

Перечислим некоторые свойства изобразительных материалов.

Гуашь дает прочный непрозрачный слой, по мере высыхания можно накладывать один слой на другой. Гуашевые краски слегка разводят водой, чтобы набрать краску на ворс кисти. Для получения нового цвета нужно смешивать основные цвета, а для получения более светлых тонов в краски добавляют белила. Гуашью можно рисовать на белой и цветной бумаге.

Акварель - нежные, легкие, прозрачные краски. Акварельные краски, так же как и гуашевые, можно смешивать для получения нового цвета. Более светлый тон получается путем разбавления краски водой. Для рисования акварелью детям следует давать специальную, шероховатую бумагу для акварели.

Цветные карандаши имеют толстые стержни, в состав которых входят жировые частицы. Их жирные, блестящие следы прочно соединяются с любой бумагой. При рисовании надо равномерно нажимать на карандаш, класть штрихи в одном направлении, без просветов и темных пятен. Не используйте цветные карандаши для закрашивания больших поверхностей. Желательно рисовать ими на половине альбомного листа.

Фломастеры заправлены специальными чернилами. Они дают яркий, сочный цвет. Детям легче рисовать фломастерами, чем карандашами, потому что фломастеры легко оставляют след на бумаге, но при рисовании фломастерами нельзя получать оттенки цвета. Желательно рисовать фломастерами на бумаге для рисования.

Восковые мелки имеют насыщенные, яркие цвета, ими можно намного быстрее, чем цветными карандашами, закрасить поверхность. Изменяя нажим, можно получать разные тона одного и того же цвета. Восковые мелки подходят для рисования по бумаге, картону, стеклу и металлу.

Предполагаемые навыки и умения ребенка к пяти годам:

Проявляет интерес к рисованию разными материалами и способами;

Умеет изображать простые предметы.

Имеет представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении их частей;

Умеет создавать несложную сюжетную композицию из повторяющихся и разных предметов;

Создает сюжетную композицию из предметов, добавляя к ним разнообразные объекты (солнце, дождь, снег);

Располагает сюжет на всем листе бумаги;

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.

Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.

Программа предполагает освоение детьми художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.

Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника

Цель программы

Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

Задачи

  • Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
  • Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
  • Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

Основные методы обучения

  • позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
  • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
  • формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
  • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Материальное обеспечение

  • краски, гуашь, цветные карандаши;
  • баночки для воды, простые карандаши, кисточки, ластик.
  • альбомы для рисования, палитра.
  • репродукции картин известных художников,
  • компьютер для просмотра презентаций.
  • природные материалы;
  • ткани, х/б материалы, нитки, шнуры, лены;
  • мука, соль, вода (мукасоль);
  • мыльные пузыри;
  • природная глина.
  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки.
  • Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года и т.д.
  • Последовательно рисовать отдельные предметы, предметы природы;
  • Составлять композицию из предметов;
  • Последовательно работать над живописным изображением рисунка;
  • Применять разные техники изображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план занятий по ИЗО

деятельности

Для детей 4-5 лет

Пояснительная записка

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.

Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.

Программа предполагает освоение детьми художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.

Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника

Цель программы

Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

Задачи

– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

– Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

– Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

Основные методы обучения

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Материальное обеспечение

Краски, гуашь, цветные карандаши;

Баночки для воды, простые карандаши, кисточки, ластик.

Альбомы для рисования, палитра.

Репродукции картин известных художников,

Компьютер для просмотра презентаций.

Природные материалы;

Ткани, х/б материалы, нитки, шнуры, лены;

Мука, соль, вода (мукасоль);

Мыльные пузыри;

Природная глина.

Ожидаемые результаты образовательной деятельности

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки.

Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года и т.д.

Конечным результатом обучения считается умение:

Последовательно рисовать отдельные предметы, предметы природы;

Составлять композицию из предметов;

Последовательно работать над живописным изображением рисунка;

Применять разные техники изображения.

Учебно–тематический план образовательной программы

изостудии «Радость» для детей 4-5 лет.

Месяц

Неделя

Вид

занятия

Тема

Кол-во часов

Сентябрь

Рисунок

Как я провел лето

Лепка

Рыбки плавают в пруду

Живопись

Море, ах море…

ДПИ

Северодвинская роспись

Рисунок

В гостях у осени

Лепка

Дары осени

Живопись

Цветы у дома

ДПИ

Чайник (хохлома)

Октябрь

Рисунок

Золотая осень

Лепка

Мы собираем грибы

Живопись

Морской пейзаж

ДПИ

Ягодное лукошко

Рисунок

Осенний лес

Лепка

Утиный пруд

Живопись

Птица осени

ДПИ

У леса на опушке

Ноябрь

Рисунок

Дерево при порыве ветра

Лепка

Петя-петушок , золотой гребешок

Живопись

Унылая пора

ДПИ

Мой тёплый плед

Рисунок

Летят птицы

Лепка

В зоопарке

Живопись

Разноцветные мыльные пузыри

ДПИ

«Павло-Посадский платок»

Декабрь

Рисунок

Первый снег

Лепка

Пингвин на льдине

Живопись

Зимняя сказка из окна

ДПИ

Зимнее дерево

Рисунок

Лепка

Снегурочка

Живопись

ДПИ

Рождественские пряники

Итого 1полугодие:

Январь

Рисунок

Пингвин

Лепка

Цирк. Лицо клоуна.

Живопись

«Заснеженный букет»

ДПИ

Вологодские кружева

Февраль

Рисунок

Открытка к дню св. Валентина

Лепка

Влюблённое сердце (мукасолька)

Живопись

Зимующие птицы

ДПИ

Дымковская игрушка

Рисунок

Лепка

Животные севера

Живопись

Трансторт-кораблик

ДПИ

Масленица (солнышко на ладошке)

Март

Рисунок

Открытка для мамы

Лепка

Цветик-симицветик

(пластилинография)

Живопись

Верба цветёт

ДПИ

Филимоновская игрушка

Рисунок

Первые подснежники

Лепка

Цветные зонтики

Живопись

Весенний пейзаж

ДПИ

Матрёшка (Палехские мотивы )

Апрель

Рисунок

Космические дали

Лепка

Инопланетянин

Живопись

Пасхальный стол

ДПИ

Цыпочки

Рисунок

Ветка вербы на рассвете

Лепка

Скворцы прилетели

(пластилинография )

Живопись

Распиши пасхальное яйцо

ДПИ

Городецкая роспись

Май

Живопись

Праздничный салют

ДПИ

Рисунок

Весеннее платье Земли

Лепка

Жук – Жукович

Живопись

ДПИ

Итого 2 полугодие:

Итого:

Месяц 1 Занятие 1

Тема: « Как я провел лето»

Материалы:

Месяц 1 Занятие 2

Тема: « Рыбки плавают в пруду»

Материалы: пластилин, заготовка пруда, стек.

Месяц 1 Занятие 3

Тема: « Море, ах море… »

Материалы: гуашь, бумага, кисти.

Месяц 1 Занятие 4

Тема: « Северодвинская роспись »

Материалы: гуашь, бумага, кисти.

Месяц 1 Занятие 5

Тема: « В гостях у осени »

Материалы:

Месяц 1 Занятие 6

Тема: « Дары осени »

Материалы: пластилин, бумажная тарелка.

Месяц 1 Занятие 7

Тема: « Цветы у дома »

Материалы: акварельные краски, кисти, бумага.

Месяц 1 Занятие 8

Тема: « Чайник (хохлома) »

Материалы: гуашь, трафарет чайника, кисти.

Месяц 2 Занятие 1

Тема: « Золотая осень»

Материалы: акварельные краски, кисти, бумага.

Месяц 2 Занятие 2

Тема: « Мы собираем грибы»

Материалы: стек, пластилин, заготовка полянки.

Месяц 2 Занятие 3

Тема: « Морской пейзаж »

Материалы: акварель, масляная пастель, кисти, бумага.

Месяц 2 Занятие 4

Тема: « Ягодное лукошко »

Материалы: картон, пластилин, цветная бумага.

Месяц 2 Занятие 5

Тема: « Осенний лес »

Материалы: гуашь, кисти, бумага, опавшие листья с разных деревьев.

Месяц 2 Занятие 6

Тема: « Утиный пруд »

Материалы: пластилин, бисер, семечки, заготовка пруда

Месяц 2 Занятие 7

Тема: « Птица осени»

Материалы: вырезанные заготовки птиц из акварельной бумаги, акварель, кисти.

Месяц 2 Занятие 8

Тема: « У леса на опушке »

Материалы: пластилин, природный материал (шишки, желуди, веточки, листья, мох и т.п.), зубочистки, спички, трубочки для коктейля, пуговицы, стеки, салфетки.

Месяц 3 Занятие 1

Тема: « Дерево при порыве ветра»

Материалы: акварель, масляная пастель, кисти, бумага.

Месяц 3 Занятие 2

Тема: « Петя-петушок, золотой гребешок»

Материалы: пластилин, стек, бисер, листочки деревьев .

Месяц 3 Занятие 3

Тема: « Унылая пора »

Материалы: акварельные краски, кисти, бумага.

Месяц 3 Занятие 4

Тема: « Мой тёплый плед »

Материалы: картон, разноцветные куски ткани, клей.

Месяц 3 Занятие 5

Тема: « Летят птицы »

Материалы: акварель, масляная пастель, кисти, бумага.

Месяц 3 Занятие 6

Тема: « В зоопарке »

Содержание: создание коллективной композиции; лепка фигур животных в движении. Вызвать интерес к экспериментированию с пластическими материалами и художественными инструментами для передачи особенностей покрытия тела разных животных (перья, шерсть, колючки, чешуя). Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств (процарапывание, обработка тканью грубой фактуры, прокалывание, отпечатки). Совершенствовать технику скульптурной лепки.

Материалы: пластилин, стек, бисер.

Месяц 3 Занятие 7

Тема: « Разноцветные мыльные пузыри »

Материалы: акварель, трубочка, бумага, мыло.

Месяц 3 Занятие 8

Тема: «Павло-Посадский платок»

Материалы: квадратные листы бумаги, масляная пастель, акварель, иллюстрации, платки.

Месяц 4 Занятие 1

Тема: « Первый снег»

Материалы: гуашь, жесткие кисти, бумага синего цвета.

Месяц 4 Занятие 2

Тема: « Пингвин на льдине»

Материалы: пластилин, стек, заготовка льдины.

Месяц 4 Занятие 3

Тема: « Зимняя сказка из окна »

Материалы: гуашь, бумага, кисти.

Месяц 4 Занятие 4

Тема: « Зимнее дерево »

Материалы: картон, салфетки, клей.

Месяц 4 Занятие 5

Тема: « Чтобы ты хотел найти под рождественской ёлкой? »

Материалы: карандаши, мелки, гуашь, бумага, кисти ,

Месяц 4 Занятие 6

Тема: « Снегурочка »

Материалы: пластилин белого и голубого цвета, бисер, стек.

Месяц 4 Занятие 7

Тема: « Праздничный наряд новогодней ёлки »

Материалы: гуашь, бумага, кисти

Месяц 4 Занятие 8

Тема: « Рождественские пряники »

Содержание: Познакомить детей с историей пряника. Помочь освоить технику нанесения узора разными материалами. Экспериментирование с художественными материалами. Прививать интерес к народному творчеству, к истории Родины. Вызвать интерес к экспериментированию с пластическими материалами и художественными инструментами. Совершенствовать технику скульптурной лепки.

Материалы: тесто – мука, вода, соль, краски, кисти.

Месяц 5 Занятие 1

Тема: « Пингвин»

Материалы: акварельные краски, кисти, бумага.

Месяц 5 Занятие 2

Тема: « Цирк. Лицо клоуна »

Материалы: пластилин, стек, капсулы от киндер-сюрпризов, пуговицы, маленький кусочек меха, , заготовка арены цирка.

Месяц 5 Занятие 3

Тема: «Заснеженный букет»

Материалы: Бумага, акварель холодных цветов, кисти разных размеров, салфетки.

Месяц 5 Занятие 4

Тема: « Вологодские кружева »

Материалы: бумага, свеча, зубочистка, тушь - черная, средство для посуды

Месяц 6 Занятие 1

Тема: « Открытка ко дню св. Валентина»

Материалы: карандаши, мелки, гуашь, бумага, кисти , акварель, масляная пастель и т.п.

Месяц 6 Занятие 2

Тема: « Влюблённое сердце (мукасолька)»

Содержание: Детям предлагается используя нетрадиционную технику мукасолька слепить подарок своим любимым мамам и папам. Моделировать пальцами рук нужную форму – сердца. Оформить и украсить красной лентой и бисером. Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы, сочетая разные способы и приемы лепки и украшения. Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами (бисер, тесьма, ленточки). Развивать воображение, чувство формы и пропорции.

Материалы: мука, соль, вода, форма, красная краска и лента, бисер.

Месяц 6 Занятие 3

Тема: « Зимующие птицы »

Материалы: гуашь, бумага, кисти

Месяц 6 Занятие 4

Тема: « Дымковская игрушка»

Материалы: глина, вода, масляная краска

Месяц 6 Занятие 5

Материалы:

Месяц 6 Занятие 6

Тема: « Животные севера »

Материалы: пластилин, стек, бисер, крупа.

Месяц 6 Занятие 7

Тема: « Транспорт-кораблик »

Содержание: Прочтение отрывка стихотворения А. Пушкина «Ветер по морю гуляет….». По представлению сюжета дети изображают небо, море и кораблик, который плавно качается по волнам. Научить, как правильно изобразить волны, облака, небо чтобы они казались настоящими, как передать их форму и объем. Продолжаем изучать технику акварели, рисуя поэтапно, последовательно окрашивая бумагу, работая по принципу «от светлого в темному».

Материалы: акварель, кисти, бумага

Месяц 6 Занятие 8

Тема: « Масленица (солнышко на ладошке)»

Содержание: Бумажную тарелку раскрашивают в желтый цвет, дают ей просохнуть, по краю дыроколом проделывают дырочки в которые вставляют пряди мочалки придавая форму лучей, приклеивают декоративные глазки и деревянную шпажку, создавая веселый образ солнца. Помочь понять художественный образ солнца. Закреплять знания о цвете: жёлтый, красный, оранжевый (тёплые тона). Развивать чувство формы. Воспитывать самостоятельность и творчество.

Материалы: тарелка бумажная, глазки декоративные, мочалка натур., шпажка деревянная, желтая краска, кисти , дырокол.

Месяц 7 Занятие 1

Тема: « Открытка для мамы»

Материалы: карандаши, мелки воск., акварель, кисти, бумага.

Месяц 7 Занятие 2

Тема: « Цветик - семицветик (пластилинография)»

Содержание: Заранее познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик-семицветик». На контурное изображение последовательно нанести (размазать) пластилин, придавая форму лепесткам. Познакомить детей с новым приемом лепки - цветовой растяжкой, показав его возможности для колористического решения темы и усиления ее эмоциональной выразительности.

Материалы: пластилин семи цветов , заготовка на бумаге

Месяц 7 Занятие 3

Тема: « Верба цветёт »

Содержание: Предложить детям нарисовать ветку вербы, с помощью собственных пальцев используя пальчиковые краски. Для создания целого образа использовать ватные тампоны. Мелкие детали дорисовать тонкой кистью. Расширить возможности способа рисования с получением отпечатков как выразительно- изобразительного средства в детской живописи. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о весне адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию и любви к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Материалы: пальчиковые краски, тампоны ватные, кисти, бумага.

Месяц 7 Занятие 4

Тема: « Филимоновская игрушка »

Содержание: Знакомство с филимоновской игрушкой. Заготовка из бумаги по мотивам филимоновской игрушки. Возбуждение интереса к народному творчеству. Продолжить знакомство с народными промыслами; познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская игрушка. Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – «полоски», «елочки», «цветочки».

Развивать восприятие, воображение и эмоционально-волевую сферу.

Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в народном творчестве.

Материалы: гуашь, заготовка игрушки из бумаги или картона, кисти.

Месяц 7 Занятие 5

Тема: « Первые подснежники »

Материалы:

Месяц 7 Занятие 6

Тема: « Цветные зонтики »

Материалы: пластилин, стек, тонкая трубочка из под сока.

Месяц 7 Занятие 7

Тема: « Весенний пейзаж »

Содержание: Знакомство с понятием пейзаж. Рисование по представлению. Рассматривание пейзажей, картин, знакомящих с весенними пейзажами известных художников – пейзажистов. Воспитывать любовь к природе. Совершенствовать технику рисования акварельными красками и гуашью. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о весне адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага.

Месяц 7 Занятие 8

Тема: « Матрёшка (Палехские мотивы) »

Продолжать развивать доказательную речь, мышление, творческое воображение и фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.

Материалы: заготовка матрёшки из бумаги или картона, гуашь, кисти.

Месяц 8 Занятие 1

Тема: « Космические дали»

Содержание: Для создания художественного образа будет предлагаться вариативный наглядный материал: глобус, карта звездного неба, иллюстрации, фотографии. Работа ограниченной цветовой гаммой. Создание оригинальных сюжетных композиций по замыслу, развитие творческого воображения. Способствовать развитию у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

Материалы: акварель, масляная пастель, кисти, бумага

Месяц 8 Занятие 2

Тема: « Инопланетянин»

Содержание: Из пластилина дети лепят и фантазируют инопланитянина. Вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве. Направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов (пластическими, изобразительными или аппликативными способами). Развивать воображение и умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию. Формировать познавательные интересы.

Материалы: пластилин, картон, пластиковая бутылка.

Месяц 8 Занятие 3

Тема: « Пасхальный стол »

Совершенствовать диалогическую речь детей.

Воспитывать чувство прекрасного через элементы русского фольклора.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Месяц 8 Занятие 4

Тема: « Цыпочки »

Содержание: Используя технику надрезания ножницами круга из салфеток образуя шары - помпоны, дети создают тело цыпочки, приделывая глазки и клювик. Развитие творческого мышления и воображения детей на основе знакомства с технологией изготовления изделий из бумажных салфеток. Познакомить детей с техникой изготовления ручных изделий из двухслойной салфетки. Развивать навыки последовательности изготовления изделия и практического выполнения задания, воспитывать интерес к прикладным видам творчества, трудолюбие, аккуратность.

Материалы: бумажные салфетки желтого цвета, ножницы, степлер, клей, цветная бумага.

Месяц 8 Занятие 5

Тема: « Ветка вербы на рассвете »

Содержание: Изображать ветку вербы с помощью «масленой пастели». Закреплять умение пользоваться палитрой. Выражать в своей работе всю красоту утренней природы, выразить красоту восходящего солнца. Развивать цветовосприятие, создавать композицию на листе. Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны. Учить детей передавать форму, величину, расположение частей, соблюдая пропорции, используя всю площадь листа бумаги.
Материалы:

Месяц 8 Занятие 6

Тема: « Скворцы прилетели (пластилинография) »

Материалы: пластилин, заготовка из бумаги – скворца.

Месяц 8 Занятие 7

Тема: « Распиши пасхальное яйцо »

Материалы: заготовка яйца из дерева, гуашь, кисти, образцы рисунков.

Месяц 8 Занятие 8

Тема: « Городецкая роспись»

Материалы: гуашь, кисти, бумага

Месяц 9 Занятие 1

Тема: « Праздничный салют»

Содержание: Продолжить знакомить детей с техникой рисования на сырой бумаге. Обогатить и расширить художественный опыт детей. Закрепить рисование акварелью по сырой бумаге, упражнять детей в смешивании красок, формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, соответствующую радостному настроению, для создания задуманного образа. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

Материалы: акварель, кисти, бумага.

Месяц 9 Занятие 2

Материалы: бумажные салфетки, ножницы, степлер, клей

Месяц 9 Занятие 3

Тема: « Весеннее платье Земли »

Содержание: Учить детей изображать проснувшуюся природу, передавая особенности весенней красоты с помощью работы масляной пастели и акварели. Развивать фантазию и воображение. Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы).

Материалы: акварель, масляная пастель, гуашь, кисти, бумага.

Месяц 9 Занятие 4

Тема: « Жук – Жукович »

Материалы: пластилин, стек, бисер.

Месяц 9 Занятие 5

Тема: « Прекрасный город своими глазами »

Содержание: Знакомство с понятием «архитектура», с основными видами строений, с видами строительных материалов. Развитие воображения. Знакомить с историей и культурой родного города. Воспитывать чувство гордости за свой город, любви к нему. Побуждать выполнять рисунок в смешанной технике.

Материалы: акварель, масляная пастель, гуашь, кисти, бумага.

Месяц 9 Занятие 6

Тема: « Бабочка – красавица (декоративная аппликация) »

Содержание: Создание образа бабочки с помощью аппликации. Самостоятельно украсить бабочку кругами, квадратами и треугольниками, соблюдая симметрию в создании узора. Развивать мелкую моторику рук, мышление, воображение; развивать желание сделать аппликацию красивой. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать познанию детьми красоты родной природы.

Материалы: цветная бумага, клей, кисти.

Список используемой учебно-методической литературы

  1. Д.Н. Колдина, «Рисование с детьми 4-5 лет», «Мозаика-Синтез», М., 2011г.
  2. «Народное искусство в воспитании детей» Под ред. Т.С. Комаровой, Изд. «Российское педагогическое агентство», М., 1997г.
  3. И.А. Лыкова, «Цветные ладошки. Рисуем без кисточки», ИД «Цветной мир», 2012г.
  4. И.А. Лыкова, «Шишка, желудь и ракушка… Конструируем игрушки из природного материала», ИД «Цветной мир», 2012г.
  5. И.А. Лыкова, «Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в ИЗО студии», ИД «карапуз», 2008г.
  6. С.В. Вохринцева, «Учимся рисовать», «Страна фантазий», 2005 г.
  7. О.В.Пастюк, А.Н.Фролова, «Организация экспериментальной площадки в ДОУ», «Творческий центр», М., 2007г.
  8. Г.Г. Григорьева, «Игровые приёмы в обучении дошкольников ИЗО деятельности», 1995г.
  9. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» (методические рекомендации), «Мозаика-Синтез», М., 1996 г.
  10. Ольга Соломенникова «Радость творчества. Ознакомление детей 5-7лет с народным искусством» Мозаика-Синтез, 2008 г.
  11. «Большая книга рисования. Для детей и взрослых» Татьяна Емельянова , АСТ , Полиграфиздат , Астрель-СПб , 2013 г.