Горе от ума черты реализма. Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии А. Грибоедова «Горе от ума. Сочинение: Черты реализма в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума

Комедия "Горе от ума" А.С.Грибоедова - реалистическое произведение

Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою призванным.

А. С. Пушкин

Создание русской оригинальной комедии было злободневной задачей в начале XIX века. Хотя комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была единственной пьесой, выразившей идеи времени, рождалась она не в безвоздушном пространстве в смысле литературной атмосферы, а на волне устремлений лучших из поэтов. Попытки ниспровергнуть жанровые условности в драматургии были очевидными. Можно вспомнить театр Кюхельбекера, Катенина, но настоящим первооткрывателем стал Грибоедов.

“Горе от ума” явилась комедией исключительной в свете развития русской драмы. Острый сюжет, плавное развитие действия, прекрасная стихотворная форма, меткое русское слово - все это сделало комедию Грибоедова одним из интереснейших произведений.

Драматический род литературы требует от писателя особого искусства - практически без авторского слова, за исключением кратких ремарок, добиваться большой художественной правды. В лирике или эпосе можно пользоваться разнообразными средствами для создания художественного образа, включая авторскую характеристику. У писателя-драматурга задача сложнее - образ строится из слов и реплик действующих лиц.

В своей комедии Грибоедов не стремится к классической схеме, хотя и сохраняет кое-что из непременных признаков классицистической драматургии: в первую очередь единство места и времени. Но эти единства, равно как и единство действия, не могут втиснуть грибоедовский шедевр в шаблоны классицизма. Эти три единства в пьесе прекрасно уживаются с элементами романтизма и реализмом. Признаки романтической школы подтверждены самим Грибоедовым, когда он соотносит “Горе от ума” с жанром, характерным для романтизма, называя свое произведение “сценической комедией”.

Чацкий - герой романтического плана. Он не понят обществом, входит с ним в противоречие, много путешествует. Конфликт между Чацким и его противниками - это выражение борьбы между толпой и героической личностью, которая хочет изменить жизнь, сделать ее лучше, честнее, справедливее.

Главный закон, который был признан Грибоедовым, - это закон правдоподобия, реального, закон живой действительности. Он мастерски соединил в своей комедии классицизм с романтизмом, но... создал подлинно реалистическое произведение.

Персонажи “Горе от ума” созданы глубоким наблюдением над человеческими чувствами в их противоречивости. Именно противоречивость черт делает характеры, созданные драматургом, отнюдь не классицистическими.

Противоречивость характеров и есть тот безусловный эталон реализма, который отличает Чацкого от “добродетельных резонеров дидактической комедии”. Но в его уста Грибоедов вложил свои мысли, идеи, поэтому Чацкий и резонер, и герой пьесы. Роль Лизы напоминает служанку из комедии “Женитьба Фигаро” Бомарше, которая устраивает хозяйке ее любовные дела, а в финале пьесы получает за это вознаграждение. Но в “Горе от ума” все не так. Лиза исполняет поручения своей барышни, но ничуть не сочувствует любовной интриге и даже пытается вразумить Софию (“в любви не будет в этой прока”). Финал комедии очень реалистичен для крепостнической России - Лиза оказывается под угрозой ссылки в деревню.

В пьесе нет развязки, судьба персонажей не определена, то есть с точки зрения классицизма необходимо пятое действие, где все разрешается. Но автор нарушает эту логику. Он предоставляет зрителю и читателю самому задуматься о дальнейшей судьбе героев. Финал классицистической комедии не может быть трагическим, а финал комедии “Горе от ума” трагичен, тем самым Грибоедов “как бы снимает с себя маску драматурга-классика”.

Одной из черт реалистической поэтики комедии Грибоедова является способ построения типа характера. Этот способ условно можно назвать объемным во времени. Грибоедов связывает своего героя не только со временем действия пьесы.

Действующие лица в “Горе от ума” кажутся живыми людьми прежде всего потому, что в их изображении нет схематизма. В комедиях предшественников Грибоедова обычно каждое из главных действующих лиц как бы олицетворяло то или иное качество, превращаясь в лицемерие, хвастовство или ходячую добродетель. А Грибоедов сумел, даже подчеркивая определенные свойства каждого, показать людей с разных сторон, со многими оттенками стремлений и чувств.

Как известно, реализм “предполагает помимо правдивости деталей правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах”. Подобного рода требование и выполняется в полной мере в грибоедовской комедии. Драматург не принуждает своих героев совершать поступки, противные их психологии и влиянию на них обстоятельств, логике развития действия. Его герои - живые люди.

Сюжет и композиция пьесы, речь героев подчинены у Грибоедова художественным законам, которые вырабатывал он сам, создавая небывалую дотоле в русской литературе комедию. Поражает свобода, с которой нарисована картина нравов, панорама старой дворянской Москвы, мы словно присутствуем не в театре, а видим саму жизнь.

Грибоедов - реалист вывел на сцену целую толпу обывателей дворянской Москвы. Действующие лица имеют согласно классической русской традиции имена-характеристики: Чацкий (в первой редакции - Чадский) - тот, кто в чаду; Молчалин - бессловесный; Фамусов - всем знакомый; Репетилов - повторяющий чужие слова; Тугоуховский - тугой на ухо; Хлестова - хлещущая, резкая. Иногда драматург выделяет во внешности действующего лица или в его характере только одну какую-нибудь черту. Графиня Хрюмина “замечательна” глухотой, а княгиня Тугоуховская - неотступными поисками женихов для своих дочерей. Объединяет всех удручающее духовное убожество. Но эта толпа ничтожеств не сливается в одну серую массу.

В Фамусове, пожалуй, нагляднее всего проявилось своеобразие сатиры Грибоедова. В этом образе нет того сгущения мрачных сатирических красок,

благодаря которому внимание читателя сосредоточивается на каком-либо одном качестве героя. Поначалу кажется, что он не лишен добродушия, в его поведении как будто бы даже видна какая-то широта натуры: он не только распекает, но способен пожалеть, любит приказывать, но иногда пытается убедить. Кроме того, он высказывает мысли, характерные не только для московских бар, а для большинства власть имущих, начиная от саратовского помещика до императорского придворного. Поэтому очень важно присмотреться к его убеждениям. По всей социально-исторической сущности они весьма просты: это убеждения крепостника и бюрократа павловско-аракчеевской школы. Но убеждения Фамусова интересны не только этим.

Как реалист, Грибоедов знал, что главное в характере человека формируется в определенных обстоятельствах и зависит от них. Но он умел видеть в своих героях не только то, что порождено общественными условиями его времени, но и то, что предопределено индивидуальными свойствами людей. Мы говорим, что Фамусов - типичный представитель барской и чиновничьей Москвы начала XIX века. Но откуда мы знаем, что он типичен? Белинский давал такое определение типическому характеру в литературе: “У истинного таланта каждое лицо - тип, и каждый тип для писателя есть знакомый не знакомец”. Фамусов нарисован как довольно сложный характер. Он не случайно воспринимается в качестве “ведущей силы” враждебного Чацкому лагеря. Грибоедов нашел выразительный прием для создания значительного, емкого характера героя. Окружающие его, более “простые” по своей психологической и социальной сущности персонажи, как бы “входят” в него в качестве своеобразных составных частей, тем самым помогая лучше разобраться в центральном образе. Этот прием, судя по всему, особо эффективен при создании сатирических типов. Грибоедов для своей пьесы брал жизненные типичные ситуации, но под пером драматурга они превращались в широкие обобщения.

К реалистическим признакам комедии относится также построение пьесы на основе двух сюжетных линий. Причем обе составляющие - любовная и общественно-политическая - проявляются в характере Чацкого. Этот образ потому вызывал и вызывает неоднозначные прочтения, что, будучи романтическим, вобрал в себя элементы классицизма и романтизма.

Главным же достижением Грибоедова является отражение в комедии основного конфликта эпохи - столкновения “века нынешнего” и “века минувшего”.

Главной художественной особенностью пьесы «Горе от ума» является соединение в одном произведении черт классицизма и критического реализма.

От классицизма в «Горе от ума» сохраняется высокое гражданское содержание. Идея комедии может быть сформулирована следующим образом: в русском обществе начала XIX века борются две общественные силы - «век нынешний» и «век минувший». «Век минувший» представлен очень разнообразно: это практически все действующие лица, кроме Чацкого. «Век нынешний» - это Чацкий и несколько внесценических героев, о которых известно из разговоров действующих лиц (двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской князь Фёдор, несколько друзей Чацкого, о которых он вскользь упоминает). В пьесе в идеологическом столкновении побеждает на первый взгляд «век минувший»: Чацкий вынужден уехать из Москвы, где его объявили сумасшедшим из-за его смелых речей и поведения. Однако легко заметить, что на все критические замечания Чацкого о современной жизни дворянского общества представители фамусовского лагеря («века минувшего») не могут по существу ничего ответить. Они или ужасаются смелости молодого человека, или, как Фамусов, просто затыкают уши, или делают вид, что вообще ничего не слышат. Поэтому, вслед за И.А.Гончаровым, можно сказать, что Чацкий и его идеи побеждены только подавляющей массой лагеря Фамусова, это временная победа, и оптимизм пьесы, несмотря на её грустный конец, заключается в том, что «век минувший» со своими устаревшими взглядами очень скоро должен будет отступить перед более прогрессивными убеждениями «нынешнего века».

В эстетике классицизма для пьес был разработан рациональный список необходимых действующих лиц, и Грибоедов использует его: герой-влюблённый молодой человек (Чацкий), героиня - влюблённая девушка (Софья), простак - соперник или друг героя (Молчалин), благородные родители героя и героини (Фамусов), резонёр - персонаж, который в своих репликах высказывает отношение автора к изображаемому событию, (Чацкий), наперсница - подруга или служанка, в беседах с которой героиня открывает свои сердечные тайны, (Лиза).

Грибоедов применяет и формальные приёмы классицизма: комедия написана в стихах, персонажи носят «говорящие» фамилии и имена, произносят реплики «в сторону» (условный приём для передачи мыслей героя). Главные герои - особенно Фамусов и Чацкий - произносят длинные монологи. Наконец, в комедии реализуется «правило трёх единств»: действие происходит в один день (единство времени), в разных комнатах дома Фамусова (единство места), Чацкий, без сомнения, является главным героем как в любовной интриге, так и в общественном конфликте (единство действия). Стремясь к единству действия, Грибоедов только намечает, но не развёртывает побочные сюжетные линии, например любовь Лизы, отношения четы Горичей и т.д.



Одновременно в пьесе наблюдается множество нарушений принципов классицизма в пользу реалистического и критического изображения русской действительности первой четверти XIX века.

Во-первых , Грибоедов взял предметом изображения в своей комедии современную ему русскую жизнь, а не античный миф или полулегендарную историю (последнее часто встречается в классицистических пьесах). Автор сделал героями своей комедии дворян среднего достатка, то есть самых обычных людей, а не выдающихся исторических деятелей или царей (последнее типично для классицистической драматургии). Через множество бытовых деталей описывается образ жизни среднего дворянского дома: как хозяева готовятся к балу, как Фамусов ругает прислугу или заигрывает с Лизой, как князь Тугоуховский пытается выдать замуж своих многочисленных дочерей и т.п.

Во-вторых , Грибоедов, сохраняя классицистический набор действующих лиц, наделил своих героев сложными и многогранными характерами. В этом отношении драматург также нарушает эстетическую норму классицизма, где герои изображаются схематично, как воплощение одной главной страсти. Например, в образе Лизы, которая является классической наперсницей, сочетаются живость характера, искренняя привязанность к барышне, способность не только любить буфетчика Петрушу, но и дать отпор ухаживаниям Молчали-на и заигрываниям Фамусова, чтобы сохранить своё человеческое достоинство. Будучи крепостной, она высказывает глубокую мысль о положении слуги и любого зависимого человека: Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь. (I, 2) В заключительной сцене понятна справедливость этих слов, потому что Фамусов, застав Софью с Чацким в сенях, чрезвычайно рассердился, и гнев его обрушился прежде всего на Лизу.



Вполне реалистическим характером наделён и Фамусов, который представлен в пьесе как любящий и заботливый отец, гостеприимный хозяин, хлебосольный русский барин с замашками крепостника, чиновник средней руки и идеолог «века минувшего».

В-третьих , важной чертой реализма в комедии Грибоедова является речь персонажей. Если классицистические герои - от слуги до короля - говорят похожими торжественными фразами, рифмованным александрийским стихом, то для реалистических героев речь становится одной из важных характеристик. Мастерски написана речь Скалозуба, алогичная и переполненная военными терминами; жеманная речь княжон Тугоуховских, многословная болтовня Репетилова. Особенно выразительна речь Фамусова, который с каждым персонажем говорит по-разному. Со Скалозубом (возможным женихом Софьи) он говорит вежливо, ласково, даже заискивающе; с Софьей (любимой дочерью) - просто, но заметны его любовь и восхищение ею; со своим секретарём Петрушкой - грубовато, ворчливо; на Лизу в конце пьесы он кричит и топает ногами. Речь всех персонажей индивидуализированная, живая, только Чацкий изъясняется в комедии как классицистический герой («Что говорит! И говорит, как пишет» (II, 2), - характеризует его Фамусов). То, что Грибоедов различными способами рифмует разностопные строки, ещё больше создаёт впечатление, будто герои объясняются друг с другом не стихами, а с помощью обычного разговорного языка.

В-четвёртых , развязка «Горя от ума» существенно отличается от традиционной в классицистической пьесе, так как не имеет назидательного характера. В конце грибоедовской пьесы Чацкий, благородный и бескорыстный борец за прогрессивные общественные идеалы, вынужден покинуть Москву. А безупречный герой классицистической пьесы не должен бежать от своих противников - он должен или победить их, или умереть, иначе какой же он герой! Таким образом, в «Горе от ума» страдают не злые клеветники-гости Фамусова, а жертва этой клеветы. Вопреки классицистической традиции развивается и любовная сюжетная линия: избранником героини является не добродетельный возлюбленный, а недостойный лицемер Молчалин.

В-пятых , в классицизме совершенно недопустимо смешение в одном произведении высокого и низкого жанров. В «Горе от ума» соединяется сатирическое изображение фамусовского общества и высокая трагедия - страдание благородного Чацкого от несправедливого гонения.

В существенных признаках Грибоедов принципиально нарушает эстетику классицизма и других предшествующих литературных направлений. Драматург создаёт сложные, разносторонние, социально мотивированные характеры героев, в которых переплетаются положительные и отрицательные черты. Образы Чацкого и Софьи показаны даже в развитии. Предметом изображения Грибоедов выбрал не античные времена, а современную ему русскую действительность с её общественными проблемами и конфликтами. Комедия лишена откровенной поучительности, потому что в финале порок не наказан.

Таким образом, можно доказательно утверждать, что комедия «Горе от ума» действительно написана в рамках критического реализма, но имеет и признаки классицизма.

Комедия «Горе от ума»: художественный метод.

1. Художественный метод - особый тип образного видения мира и отражения действительности, особый принцип отбора и оценки писателем явлений действительности. Понятие художественного метода включает в себя:

    принципы художественного отбора;

    способы художественного обобщения;

    принципы эстетической оценки действительности с позиции идеала;

    принципы художественного воплощения действительности в произведении искусства.

Основные методы – реалистический и нереалистический (например, романтизм, сентиментализм и др.)

2. Реализм в России (литературные формы).

    Основное свойство – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

    Черты:

    • стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;

      тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой, внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени, большое внимание уделяется социально-бытовому фону вермени;

      универсальность в изображении человека;

      историческая точка зрения на жизнь.

3. Этапы развития реализма в России:

Просветительский реализм (Фонвизин, Новиков, Радищев, Крылов);

- «синкретический» реализм: сочетание раелистических и романтических мотивов при доминанте реалистического (Грибоедов, Пушкин, Лермонтов);

Критический реализм – обличительная направленность, решительный празрыв с романтической традицией (Гончаров, Тургенев, Некрасов, Островский и др);

Социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира, близок к классицизму по многим принципам изображения действительности.

4. Метод и герой Грибоедова.

Грибоедов одним из первых русских драматургов обращается к реалистическому методу изображения действительности. Противоречия в образе главного героя «горя от ума» - не только противоречия его натуры. Но и особенность проявления нового метода литературы. Это позволяет Грибоедову отразить новый тип личности, в котором выявились важнейшие тенденции русского общества начала Х1Х века. Писатель показал наиболее актуальный конфликт: старое не сдает своих позиций, в то время как новое активно вторгается в жизнь, желая распоряжаться в ней, устанавливать свои законы. Это фронтальный конфликт русской жизни того времени и, как впоследствии оказалось, всего Х1Х и начала ХХ века.

ПРИЗНАКИ РЕАЛИЗМА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»:

    отсутствие сюжетной развязки и благополучного финала (неразрешенность и неразрешимость конфликта, то есть «открытый финал»);

    переосмысление системы персонажей, свойственной романтизму (вершинная – с одним главным героем);

    характеры раскрыты глубоко и многосторонне, с учетом противоречий, идивидуализированы с помощью речевых портретов;

    мотивированностьсюжетных коллизий и поступков персонажей;

    переосмысление романтического конфликта «ГЕРОЙ-ОБЩЕСТВО»;

    построение пьесы на основе двух сюжетных линий (любовная и социально-политическая);

    отсутствие крупных переломных событий;

    афористичность речи персонажей, «эпиграммическая соль» реплик героев.

    современный конфликт, современный герой, выражающий самую актуальную тенденцию русского общества.

ПРИЗНАКИ КЛАССИЦИЗМА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»:

    обширные монологи, не способствующие развитию действия;

    традиционное количество актов – 5;

    наличие «трех единств» (времени, места и действия), с нарушением единства действия;

  • наличие «говорящих» фамилий и имен (Молчалин, Скалозуб, Софья и др);

    наличие традиционных амплуа (Лиза – субретка: подруга и служанка главной героини).

ПРИЗНАКИ РОМАНТИЗМА В «ГОРЕ ОТ УМА»:

    герой, вступая в конфликт с обществом, уходит от действительности;

    в центр комедии поставлен соновной конфликт романтизма «ГЕРОЙ-ОДИНОЧКА И ОБЩЕСТВО».

3. КОМЕДИЯ «ГОРЕ ОТ УМА»: ПРОБЛЕМА ЖАНРА.

1). КОМЕДИЯ - жанр драматического произведения, в основе которого лежит противоречие (=несоответствие) реального и воображаемого, истинного и мнимого, прекрасного и безобразного, вызывающее смех. Различают комедии положений, комедии нравов, лирические комедии, сатирические комедии, комедии характеров, однако возможно и слияние тех или иных разновидностей в едином целом.

ПРИМЕЧАНИЕ: «Горе от ума» - комедия характеров.

2). КОМИЧЕСКОЕ – эстетическая категория, отражающая противоречия, присущие явлениям действительности, в основе которой – смех.

3). ПРИЕМЫ КОМИЧЕСКОГО В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»:

    прием «разговора глухих» . Собеседники не слышат друг друга и произносят словно два монолога параллельно друг другу, а не участвуют в диалоге (2 действие, 1 явление, Фамусов и Чацкий);

(3 действие, 3 явление, Чацкий и Молчалин);

Фарсовая сцена общения еле слышащей графини бабушки с совершенно глухим князем Тугоуховским (4 действ., 20 явл).

    прием «кривого зеркала». Герои пародийно повторяют друг друга. (Например, Чацкий и Репетилов: само имя Репетилова говорит о его вторичности, о подчиненности его образа фигуре главного персонажа произведения. Репетилов - от франц. слова «повторять». Ни Чацкого, ни Репетилова никто всерьез не принимает и не слушает. «Кривое зеркало» до абсурда доводит черты именно Чацкого, показывает его недостатки и слабости.

    Прием «говорящих имен». Это традиционный прием мировой литературы, когда имя персонажа предполагает и его характер, настраивая читателя на восприятие образа-персонажа. (Тугоуховский – глух, Молчалин – подчеркнуто немногословен, Скалозуб – не к месту хохочет, «скалит зубы», Фамусов - от латинского слова «ФАМА» - молва, Софья – мудрость, Чацкий – звуковая ассоциация со словами «чадить»- пускать дым и фамилией «Чаадаев». Чаадаев – философ-западник, признанный сумасшедшим.)

4. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ЧАЦКОГО.

    Чацкий – новый тип человека, действующий в истории русского общества. Главная его идея – гражданское служение. Самое ненавистное для него – рабство во всех проявлениях. Все окружающее, по его мнению, нуждается в тотальной переделке. Столкновение Чацкого с фамусовским миром - не бытовое, не частное. Оно носит всеобщий характер. Чацкий привносит в общество реформаторский пыл. В глазах общества Чацкий – человек опасный («карбонарий»), нарушающий привычную установку существования мира. Для зрителя это революционер, перепутавший светскую гостиную и гражданский диспут.

    Грибоедов первый в русской литературе Х1Х века показал «лишнего человека» (термин А.И.Герцена), механизм его появления в русском обществе. Чацкий – первый в этом ряду. За ним – Онегин, Печорин, Базаров.


Произведение "Горе от ума" считается уникальным творением русской литературы не только за его актуальную проблематику, интересных персонажей и удивительный язык Грибоедова, но и за то, что эта комедия вобрала в себя отличительные черты трёх главных направлений литературы 19 века. "Горе от ума" является великолепно согласованной смесью из вроде бы несоединимых течений- классицизма, романтизма и реализма.

Первую и основную черту классицизма читатель видит в самом начале произведения в списке героев- говорящие имена и фамилии, по которым еще до прочтения у читающего складывается определенное мнение об каждом из персонажей.

Например:

Алексей Степанович Молчалин- по фамилии этого героя сразу становится понятно, что он немногословен и тих, своё мнение в различных ситуациях будет выражать нечасто. Так оно при прочтении и оказывается: Молчалин всегда соглашается с точками зрения окружающих, но не из-за неимения своей, но из личной выгоды. Этим свои качеством, кстати, он покарает сердце Софьи Павловны, для которой его молчание казалась очень таинственным и романтичным.

Молчалин за других себя забыть готов,

Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело

При дальнейшем чтении выявляется ещё одна черта классицизма: в основе сюжета лежит любовный треугольник.

В комедии главный герой Чацкий испытывает нежные чувства к Софье, но она, увы, вместе с Молчалиным, который на самом деле притворяется, что взаимно влюблен в девушку.

Важной частью течения классицизма, представленного в "Горе от ума", является нравоучение от автора, в котором он показывает все пороки тогдашнего общества и предостерегает последующие поколения от их повторения. Это карьеризм, лживость, малодушие, действие только из корысти и личной выгоды.

Основной чертой романтизма в комедии Грибоедова является противопоставление бунтарской личности главного героя- пылкого, идеально образованного и чувственного Чацкого- порочному обществу- Фамусову, Молчалину, Скалозубу и другим членам "фамусовского общества". По началу, идеи московской элиты просто возмущали Чацкого, который открыто их оспаривал, но к концу произведения они довели его до состояния угнетения, поэтому Александру Александровичу пришлось покинуть Москву. В "Горе от ума" линия Чацкого является главной, его суждениям и внутреннему миру уделяется особое внимание.

Теперь не худо б было сряду

На дочь и на отца

И на любовника-глупца,

И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простяков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором, -

Безумным вы меня прославили всем хором.

Чацкий за все произведение несколько раз говорил о том, что в России есть ужасная тенденция на слепое подражанье Европе, люди повсеместно заменяют родную речь французской и приглашают немецких учителей. Это также можно отнести к чертам романтизма, поскольку через эти строки автор призывает читателей не глупо равняться на другие страны, а вернуться к своим славянским корням, развивать свою, русскую, самобытную культуру.

Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!

Приехал - и нашел, что ласкам нет конца;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;

Своя провинция. Посмотришь, вечерком

Он чувствует себя здесь маленьким царьком;

Такой же толк у дам, такие же наряды...

Немалая часть основных черт произведения относится к реализму. Вообще, на мой взгляд произведения "Горе от ума" наиболее относится именно к этому направлению, поскольку и персонажи, и ситуация наиболее приближены к реальной жизни.

Персонажи Грибоедова, как бы сначала читателю не казалось, не имеют четко отрицательных или положительных характеров. Они, как и в реальной жизни, являются обычными людьми, а не героями каких-либо важных событий, которые способны делать как добро, так и зло, и каждый из них выбирает то, что считает нужным. Ярчайшим примером этого является характер Чацкого. Да, он умен, честен, благороден, он понимает нынешние проблемы общества, но он по молодости своей абсолютно не сдержан и всегда говорит человеку прямо в лицо то, что о нём думает.

Еще одной чертов реализма считаются типичные характеры героев (с выраженной индивидуальностью) для определенного периода времени. К примеру, в России 19 века типаж "фамусовского" дворянина был основным для всего сословия. Это излишний вес, необразованность, жесткие устаревшие стереотипы, неприятие всего нового, особенно просвящения, как в высших, так и в низших слоях общества.

Также реализму характерно то, что персонажи произведения попадают в типичные для того времени ситуации и конфликты. Самый явный пример: конфликт Чацкого и "фамусовского" общества.

Грибоедов в "Горе" четко показал читателям свой нравственный идеал, воплотив его в Чацком.

Реализм комедии «Горе от ума»

Появление «Горя от ума» предвещало победу реализма в русской литературе.

С гениальной зоркостью Грибоедов вслед за Радищевым раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых. Лизе грозит и любовь стареющего барина-волокиты, и барская расправа. «Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить», - кричит на нее в конце комедии разъяренный Фамусов.

Сочувствие закрепощенным народным массам - основа грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий, составляет неотъемлемый фон его комедии.

В «Горе от ума» жизнь раскрывается не в статических образах классицистической комедии XVIII в., а в движении, в борьбе нового со старым, в развитии. Ясно ощущается смена исторических эпох, которые Грибоедов определяет в своей комедии с хронологической точностью. В высказываниях Фамусова, Чацкого и других возникает образ старой Москвы, уходящей к екатерининским временам, и Москвы после 1812 г., в которой появились люди типа Чацкого. В образах и картинах комедии с исторической верностью воспроизведена русская жизнь современной драматургу эпохи.

Утверждая принцип развития, Грибоедов, естественно, должен был показать и те жизненные факторы, которые определяют изменения, происходящие в характере человека, обусловливают процесс формирования его личности. Драматург раскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала.

В этом сила его реализма. Молчалин стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он зависит. Особенности воспитания определили характер Софьи. В формировании личности Чацкого подчеркнута роль передовых идей.

Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Этому требованию реализма вполне отвечает «Горе от ума». Писатели XVIII в., также стремились к созданию типов в своих произведениях. Но нередко созданные ими типы представляли собой отвлеченных носителей положительных или отрицательных нравственных качеств.

Художественное новаторство Грибоедова проявилось в «Горе от ума» в том, что он преодолевает единичную линейность в изображении характеров, свойственную писателям XVIII в.

Их односторонней эстетике противопоставлен принцип реалистического изображения характера.

Типизируя образ, Грибоедов вместе с тем каждому персонажу комедии придает индивидуальные свойства. Сам Грибоедов и многие современники отмечали портреты персонажей «Горя от ума». «Портреты и только портреты, - писал драматург, - входят в состав комедии и трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий».

Существенно, что в своей комедии Грибоедов стремится в частном, единичном раскрыть общее, что присуще данной эпохе и данной среде. Принцип обобщения путем изображения единичного последовательно проведен через всю комедию.

В сценах и эпизодах частной жизни одной дворянской семьи раскрываются типические черты: рисуется социальный портрет целого общественного круга в момент обострения борьбы двух политических лагерей в русском обществе эпохи декабристов. В судьбе одного передового мыслящего молодого человека отражается судьба целого поколения свободолюбивой дворянской молодежи.

Грибоедов сумел дать картину огромного обобщающего значения, раскрыть существенные, типические стороны русской действительности того времени, выявить основной конфликт эпохи.

Вместе с тем комедия никогда не приобрела бы той жизненности, которой она поражает до сих пор, если бы конфликт, в ней изображенный, не был бы связан с судьбой конкретных людей, с личными отношениями главных героев.

Именно поэтому конфликт в «Горе от ума», глубоко историчный в своем конкретном содержании, имеет общечеловеческое значение и смысл: идет борьба умного, честного, свободолюбивого человека с общественными пороками. При этом надо отметить, что конфликт, развивающийся в «Горе от ума», проявляется в резких столкновениях, во все усиливающейся борьбе между противоположными сторонами.

Новаторство Грибоедова-художника, выразившееся в естественности, простоте и ясности драматургической композиции, блестяще охарактеризовано еще В.К. Кюхельбекером.

Гениальным новатором оказался Грибоедов и в развитии языка русской драматургии. Он широко и обильно использовал в своей комедии живую разговорную речь. Важно отметить, что индивидуализации персонажей, их яркой портретности способствовали речевые характеристики. Показательна в этом отношении речь Скалозуба с ее военными терминами, фразами, похожими на военные приказы, грубыми выражениями аракчеевской военщины, вроде «ученостью меня не обморочишь», «учить по-нашему: раз, два». Деликатен, вкрадчив, немногословен Молчалин, любящий почтительные слова. Колоритна и характерна речь Хлестовой, бывалой московской барыни, бесцеремонной и грубоватой.

Вообще речь фамусовского общества чрезвычайно характерна своей типичностью, своим колоритом, смесью «французского с нижегородским». Грибоедов тонко и зло высмеивает в своей комедии тот факт, что в большинстве своем офранцузившиеся представители дворянства не владеют своим родным словом, родной речью.

Очень разнообразна, богата оттенками речь Чацкого. В репликах и монологах Чацкого запечатлены эмоциональные и лексические особенности языка передовой интеллигенции 20-х годов прошлого века. Чацкий действует в век романтизма, и его романтическая чувствительность, пламенная страстность находят свое отражение и в его лирико-романтической фразеологии.

Но Чацкий не только любит, он обличает, и лирическая речь его часто сменяется речью сатирика, бичующего пороки фамусовского общества, двумя-тремя словами точно и выразительно клеймящего его представителей. Чацкий любит афоризмы, в которых находят свое отражение его философский склад ума, его связи с веком Просвещения. Исполненные общественного пафоса речи Чацкого по своему строю, по своему высокому стилю, несомненно, восходят к политической оде Радищева и поэтов-декабристов. Наряду с этим грибоедовский герой хорошо чувствует свой родной язык, его дух, его своеобразие. Об этом свидетельствуют употребляемые им идиомы: «Она не ставит в грош его», «Да полно вздор молоть». Человек высокой культуры, Чацкий редко прибегает к иностранным словам, возводя это в сознательно проводимый принцип для того, «чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев».

В работе Грибоедова над языком заметны две тенденции. Автор «Горя от ума» стремился, с одной стороны, преодолеть гладкость, обезличенность светского языка, которым писались легкие любовные комедии Хмельницкого и других модных драматургов. С другой - он настойчиво очищал свои произведения от тяжеловесной архаики, восходящей к стилям старинной книжной речи. Лексические и стилистические архаизмы Грибоедов допускает в своей комедии только с художественными целями - передать особенности языка того или иного персонажа, его эмоциональное состояние. Художественной задачей Грибоедова было обогащение литературного языка практикой живой разговорной речи.

В «Горе от ума» Грибоедов добился удивительной легкости стиха, который почти неощутим в диалоге, вместе с тем является необыкновенно чеканным и выразительным, резко отличающимся от тяжелого стиха большинства тогдашних комедий. Для комедии XVIII - начала XIX в., типичен шестистопный ямб. В «Горе от ума» почти половина всех стихов написана также шести стопным ямбом. Но ямбический размер все время варьируется: шестистопный ямб перебивается другими ямбическими стихами - от одностопного до пятистопного - и теряет благодаря этому свою однообразность и тяжеловесность.

Стих комедии, так же как и ее язык, поразил современников своей непринужденностью и естественностью.

Вольный стих грибоедовской комедии подготавливал переход русской драматургии, в частности комедии, к прозаическому языку. Через десять лет после «Горя от ума» появился «Ревизор» Гоголя, и русская прозаическая комедия утвердилась на сцене.

«Горе от ума» разрушало принятое в эстетике классицизма разделение различных драматургических жанров. Резко отличаясь от классицистической комедии, пьеса не была и комедией, основанной на любовной интриге, поскольку в ней на первом плане общественная коллизия. Нельзя отнести ее и к жанру бытовой комедии. «Горе от ума» является, как говорили современники, высокой комедией. В «Горе от ума» сочетались и общественная сатира, и комедия характеров, и психологическая драма: комические сцены сменяются в ней сценами патетическими.