Рисуем точками в технике пуантилизм зима. Искусство рисования точками. Обучение технике «пуантилизм» потенциально содержит в себе все те компоненты изобразительной деятельности, которые помогают учащимся развить перспективное видение, развивает образное м

«Графика» в подготовительном классе ДХШ (второй год обучения)
Цель:
— развить образное мышление, творческое воображение;
— приучить детей видеть прекрасное в обыденных вещах;
— сформировать у учащихся способность воплощать задуманное в своей творческой работе.
Задачи:
— помочь учащимся получить умения и навыки работы в технике пуантилизм;
— выполнить «Зимний пейзаж» в технике пуантилизм.
Используемое оборудование:
— репродукции картин художников: Ж.Сёра, П. Синьяк, А. Кросс, Л.Писсаро;
— методические разработки преподавателя.
Пояснительная записка

Данная методическая разработка является одним из заданий проекта программы «Графика» для подготовительного класса ДХШ, созданной на основе экспериментальной работы с учащимися 8-9 лет и проводившейся с 2007 по 2013г.
Работая с детьми разного возраста (6-14лет) я заметила, что чем меньше возраст, тем больше интерес к ярким, декоративным работам, выполненными графическими материалами. А если графический приём для них ранее не встречался, то процесс выполнения работы просто завораживает детей…
Техника пуантилизм знакома учащимся нашей школы. Очень часто я применяю эту технику на уроках живописи и композиции. А вот использование её в графике ранее мной не применялось. Пуантилизм делает работу декоративной, «нарядной», что так привлекает детей младшего школьного возраста.
В этой технике можно выполнить не только зимний пейзаж, но и любой другой. Работа смотрится нежной, воздушной. А выполнение натюрморта в этой технике делает задание нескучным.

1. Знакомство с техникой.

Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечный»), возникший во Франции около 1885г.- стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчёте на их оптическое смешение в глазах зрителя. Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.
Основателем стиля стал Жорж Сёра. Также в этом направлении работали Поль Синьяк, Анри Кросс, Люсьен Писсаро, Камиль Писсаро.
При рассматривании иллюстраций произведений пуантилистов обращаем внимание на работы, которые выполнены круглыми мазками… В графике такие « мазки» оставляют фломастеры, маркеры и др. графические материалы.

Для того, чтобы учащиеся ближе познакомились с техникой пуантилизм, им предлагается выполнить пробные рисунки — нарисовать с натуры жёлто-красное яблоко, грушу на зелёной драпировке с использованием разноцветных точек (рис. 1-2).


2. Выполнение эскизов.

Перед выполнением эскизов по теме «Зимний пейзаж» детям предлагается рассмотреть фотографии зимних пейзажей родного края (сделанные преподавателем), репродукции картин художников с зимними пейзажами.
Для эмоциональной поддержки творческого процесса можно включить приятную, мелодичную музыку (П.И.Чайковский «Щелкунчик», А.Вивальди «Времена года», Шопен «Зима»).
Приступая к выполнению эскизов, преподаватель напоминает учащимся, что, создавая художественный образ, мы выполняем стилизацию деревьев и кустов, но делаем это на основе реалистического знания окружающего мира. То есть деревья должны походить на деревья, кустарники на кустарники и т.п.
Преподаватель показывает различные приёмы стилизации деревьев, кустарников (рис. 3-7).
Стилизация, как правило, происходит за счёт упрощения очертания объектов: выявляются наиболее выразительные в декоративном отношении линии и пятна, на которых и делается акцент. Возможны и количественные изменения в изображении объектов, если этого требует замысел художника. Цвет может использоваться с привязкой к натуре, а может решаться и условно.
Учащиеся выполняют несколько эскизов в цвете, но на маленьком формате, из которых выбирается один для основной работы.

3. Выполнение зимнего пейзажа по разработанным эскизам.


Преподаватель помогает выбрать ребенку наиболее удачный эскиз. Затем учащиеся переносят изображение с эскиза на формат А3, выдерживая пропорции (рис.8).
После того, как рисунок выполнен, приступаем к выполнению цветового решения зимнего пейзажа.
Работу начинаем вести сверху, со светлых оттенков, используя 2-3 цвета для спектрального смешения. Такое выполнение работы поможет ребёнку не размазать изображение (рис.9).
Затем прорабатываем задний план, не насыщая цветом, оставляя между точками больше пространства(рис.10).
Далее прорисовываем 1-й план — более яркими, насыщенными цветами, наносим точки с меньшим интервалом друг от друга. Чтобы изображение не сливалось, используем тональные отношения предметов друг с другом и фоном по правилу «светлое на тёмном», «тёмное на светлом» (рис.11).
Заключительный этап — прорабатываем мелкие детали в пейзаже: веточки на деревьях и кустиках, тени под предметами (рис. 12).
В ходе выполнения пейзажа напоминаем учащимся, что пуантилизм — визуальное смешение красок, следовательно, почаще нужно смотреть на свою работу с небольшого расстояния.
В результате работы у каждого ребенка получается свой пейзаж, не похожий на другие работы.
Подведением итога работы «Зимний пейзаж» является выставка работ учащихся.
Выставки играют огромную роль в изобразительной деятельности ребёнка, стимулируют его творческий рост, позволяют оценить свои силы и вызывают огромный интерес, не только детей младшего возраста, но и учащихся старших классов.

19 и 20 века были богаты на новые направления в искусстве. Художники много экспериментировали, искали новые выразительные формы и возможности. И в результате таких поисков появился пуантилизм в живописи. Расскажем о том, в чем состоит его специфика, кто его изобрел и кто особенно отличился в этом стиле.

Значение термина

Название стиля «пуантилизм» происходит от французского слова «точка». От этого же слова происходит, например, название балетной обуви - пуанты. Название связано с особенностями изобразительной техники. Пуантилизм в живописи, таким образом, можно обозначить как «точечный» стиль.

История пуантилизма

В конце 19 века вели активные исследования в области теории, физики и психологии цвета. Они хотели найти инструменты, которые максимально полно позволили бы автору передать свой замысел и эмоциональный посыл зрителю. Химическая теория цвета Эжена Шевреля о взаимном влиянии разных красок друг на друга и физическая теория Огдена Руда о смешении цветов дали толчок к новым опытам и поискам. Также в это время идут большие споры о психологии цвета, о его символизме и влиянии на психоэмоциональное состояние человека. Все эти научные изыскания привели к тому, что художники начинают по-новому подходить к живописной технике. В это время импрессионисты вели активные исследования возможностей красок для передачи световоздушного и водного пространства. Они стремились передать сиюминутное, живое ощущение движения природных стихий. Классическая техника не давала им такой возможности. В результате поисков и экспериментов в 1885 году появляется пуантилизм в живописи. В чем же состоит особенность этого стиля?

Метод и техника пуантилизма в живописи

Уже само название стиля говорит об особенностях манеры письма. Художник пишет маленькими квадратными мазками. Движение его кисти напоминает легкое порхание бабочки, которая лишь на мгновение касается холста и вновь отрывается от него. Но суть метода не только в особом наложении красочного слоя на поверхность полотна. Поиски особых воздействующих возможностей на зрителя породили пуантилизм в живописи. Как рисовать, чтобы передать красоту мгновения природы и ощущение от момента, которое пережил художник? Вот главный вопрос, который задавали себе живописцы в конце 19 и начале 20 века. Французские художники под влиянием научных открытий в теории цвета и света, а также благодаря открытию фотографии, которая фиксировала момент бытия, начали экспериментировать с наложением красок на полотно. И пуантилизм был одним из вариантов новой техники. Краски в этом стиле не смешивались на палитре, как это было принято в классической живописи, а накладывались в исходном виде маленькими мазками. Причем рядом всегда соседствовали контрастные, согласно колористическому кругу, тона. Красный накладывался рядом с зеленым, желтый - с голубым и т. д. Это давало возможность глазу воспринимать живое ощущение воздуха и света. При восприятии картины человеческий глаз сам производил смешение красок, и получалось многоцветное произведение. Техника пуантилизма очень сложна и кропотлива. Она сходна по своей декоративности и трудоемкости с мозаикой. Но художников не пугал такой объем работы, так как он позволял решить поставленную художественную задачу.

Основатели

В 1885 году появился новый стиль в живописи - пуантилизм, его рождение связано, в первую очередь, с именем французского художника Жоржа Сера. Он был разочарован в классической живописной манере и стремился найти свой почерк. Для этого он активно изучал научные труды по теории цвета. На него большое влияние оказали уже упомянутые работы по физике и химии, а также исследования Шарля Блана по колористике. Сера решительно отказался от импрессионистского подхода к живописи, основанного на мгновенном ощущении. Он считал, что художник должен исходить из научных открытий. Творец, по его мнению, не должен полагаться на вдохновение или сиюминутное ощущение, а должен каждый свой шаг тщательно рассчитывать, исходя из психофизиологических и физических знаний. Свои открытия в области цветоведения художник сначала сформулировал в теории хромолюминаризма, а позже обосновал новый подход - дивизионизм или пуантилизм. В 1884-86 годах он пишет огромное полотно, ставшее впоследствии очень знаменитым - «Воскресный день на острове Гранд-Жат». Ее размер - два на три метра, был рассчитан на восприятие на расстоянии. Работа стала классикой пуантилизма. К сожалению Сера не успел полностью развить свою теорию и воплотить ее в работах, он умер в молодом возрасте, и в дальнейшем направление связано с именем его ученика, бывшего импрессиониста Поля Синьяка.

Художники-пуантилисты

Именно Синьяк довел теорию до абсолюта и рассказал миру о том, что такое пуантилизм в живописи. Картинки-репродукции его работ появлялись в журналах и на открытках, так как были очень декоративными и необычными. Синьяк не только писал и в своих полотнах доводил пуантилизм до совершенства, но и создал серьезную теоретическую работу «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма», которая стала своеобразным учебником для художников этого направления. Художник преимущественно занимался написанием пейзажей, и точечная техника позволяет ему достичь невероятной атмосферности и воздушности. Также Синьяк экспериментировал в графике и в черно-белой живописи. Успех и необычный эффект работ в стиле пуантилизма привлек внимание и других выдающихся живописцев. В точечной технике работал в конце жизни Камиль Писсарро, пробовал свои силы в этой технике В. Ван Гог. Известными пуантилистами стали Ш. Ангран, М. Люс, Т. ван Рейссельберге, А. Ложе, А. Э. Кросс. Этот стиль не утратил своей актуальности и доныне. Но такого массового пуантилизма, как на рубеже 19 и 20 веков уже не было. Самыми известными современными пуантилистами считаются Бенджамин Лаадинг и Мигель Эндара.

Работы в стиле пуантилизм

Классический пуантилизм в живописи представлен работами Жоржа Сера: «Цирк», «Корабли в море», «Купальщики в Аньере» и Поля Синьяка: «Гавань в Марселе», «Завтрак», «Венеция, розовое облако». А также экспериментальными работами Ван Гога «Сеятель и закат», А. Матисса «Попугайные тюльпаны», картинами К. Писсарро «Хэмптон», «Сенокос в Эраньи», «Дети на дворе усадьбы». Сегодня работы в этой технике - шедевры, за которыми охотятся музеи и коллекционеры. Ведь таких полотен немного, и они являются настоящими редкостями.


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: познакомить учащихся с возможностями и приёмами новой техники выполнения рисунка “пуантилизм”

Задачи:

  • Формировать умение передавать объем предметов в технике “пуантилизм”, выполнять основные приёмы новой техники.
  • Развивать творческие способности учащихся, совершенствовать умения рисования животных.
  • Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, аккуратность, наблюдательность и внимание, любовь к животным.

Оборудование: педагогический рисунок, ТСО (мультимедийный проектор, ноутбук), методическая таблица “Последовательность этапов выполнения рисунка в технике пуантилизм”, динамические таблицы для учащихся, принадлежности для рисования.

Литературный ряд: загадки и стихотворения о кошках.

Зрительный ряд: презентация на тему “Пуантилизм в работах художников 19 – 20 вв.”, портрет художницы Е. Куклачёвой, фотографии кошек.

Ход урока

I. Оргмомент.

Приветствие, проверка готовности к уроку

II. Сообщение темы и цели урока.

1. Вводная беседа.

Урок начинается с чтения стихотворений и загадок о животных.

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кот)

и другие.

О каком животном идёт речь в стихотворениях и загадках?

(на доске открываются фотографии кошек)

Что вы знаете о происхождении кошек, их значении для человека?

(сообщения учащихся о происхождении кошек, взаимоотношениях её с человеком, легендах и мифах, связанных с этим животным)

Итак, главным героем нашего урока будет кот, но изобразим мы его в нетрадиционной технике, которая часто используется художниками – мультипликаторами в так называемом анималистическом жанре. Эта техника художественного рисунка называется пуантилизм.

2. Сообщение темы и цели урока.

Итак, тема нашего урока: Выполнение работы “Солнечный кот” в технике “пуантилизм” (открывается на доске).

Наша цель: изобразить животное посредством новой техники- “Пуантилизм”.

III. Изучение нового материала. Беседа.

1. Введение понятия.

Какое слово созвучно с понятием “Пуантилизм”? (пуанты)

Пуанты – такое красивое слово, по-настоящему французское. Когда слышишь его, почему-то сразу перед глазами возникает образ воздушной балерины, которая парит над сценой в художественном образе, едва касаясь пола носками балетных туфелек – пуантами, заставляя нас в немом восторге восхищаться грацией, гибкостью тела.

Именно поэтому слово “пуанты” в первую очередь ассоциируется с балетом. И если человек впервые сталкивается с таким понятием как “художник-пуантилист”, то совершенно естественно, что оно вызывает у него улыбку и легкое недоумение: неужели эти художники ходили на пуантах?!

На самом деле художники в балетках не ходили, а рисовали картины в стиле пуантилизма.

Уточним определение техники “пуантилизм” (вывешивается на доске, учащиеся записывают в тетрадь).

“Пуантилизм” (фр. Pointillisme, буквально “точечность”, фр. point - точка) -письмо отдельными чёткими мазками в виде точек.

2. История возникновения техники “пуантилизм”

Эта техника зародилась во II половине 19 века. Основоположниками её считаются замечательные французские живописцы Жорж Сёра и Поль Синьяк. Об этом рассказывать можно очень долго. Лучше посмотрите картины, написанные в этой технике, и вы поймете, почему мы должны освоить основные её приёмы.

(Показ презентации “Пуантилизм в работах художников 19 – 20 вв.”)

Фрагмент презентации.

Ж. Сёра “Пасмурная погода”

П. Синьяк “Сосна в Сан -Тропе”

3. Пуантилизм в творчестве современных художников.

Ярким представителем художников, работающих в этой технике сегодня, является Екатерина Куклачева.

(портрет вывешивается на доске)

Что вы знаете о семье Куклачевых? (Сообщения учащихся)

Е. Куклачева – художник-анималист: её живописные работы ведут в добрый и светлый мир кошек. Но пишет она не просто их “портреты”, а характеры, настроения, эмоции. Порой она придает кошкам черты, присущие людям, дополняет образы человеческими атрибутами – шляпкой, клоунским костюмом. Кошки Е. Куклачевой качаются на качелях, гуляют на задних лапках и живут своей собственной полноценной жизнью.

Фрагмент презентации.

IV. Деятельность учащихся под руководством учителя.

1. Демонстрация педагогического рисунка “Солнечный кот” , выполненного в технике пуантилизма.

(Обращается внимание на цветовую гамму рисунка, которая придаёт ему теплоту, солнечность и воздушность)

2. Этапы работы над рисунком.

(Показывается и объясняется ход рисования, этапы проработки и раскраски изображения кошки в новой технике.)

  1. Определение композиции.
  2. Лёгкими штрихами намечается общая величина рисунка кошки на листе бумаги. Уточняется пространственное положение и пропорциональное соотношение частей тела.
  3. Нанесение на лист бумаги фона в тёплой гамме гуашью.
  4. Обрисовка контуров фигуры кота.

(Демонстрируется педагогический рисунок)

Придание объёма животному с помощью точечной техники

Главная особенность пуантилизма в нанесении мазков. Мазки должны быть небольшими, проще сказать малюсенькими, любой формы, хоть квадратные - отпечаток от плоской кисти плашмя, хоть вытянутыми палочками – отпечаток от плоской кисти торцом, хоть круглые – отпечаток круглой кисти.

Играет роль не только форма и размер мазка, но и расстояние между ними. (Обращается внимание детей на возможности передачи шерсти техникой “отдельного мазка”, создание мазком материальности изображаемого объекта.)

(Поэтапная работа сопровождается показом учителя. В ходе самостоятельной работы учащиеся используют динамические таблицы)

V. Итог урока.

  • Экспресс-просмотр рисунков, анализ удачных работ и общих ошибок. Оценка.
  • Выставка работ.

VI. Домашнее задание.

Сделать рисунок домашней кошки в технике мазка в другой цветовой гамме.

Ватные палочки, оказывается, можно использовать не только по их прямому назначению. С их помощью можно еще и рисовать, а в процессе творчества развивать детей, запоминать цвета, знакомить малышей с природой, развивать мелкую моторику, обогащать словарный запас ребенка и еще много всяких полезных функций выполняет этот незамысловатый предмет гигиены. Но обо всем по порядку.

Нетрадиционное рисование

Для того чтобы вызвать интерес к рисованию у детей, необходимо превратить этот процесс в игру или волшебную сказку. Первое время ребенок с удовольствием потом - карандашами и кисточками. Проходит время, и интерес к рисованию теряется.

Чтобы поддерживать в детях желание творить, можно предложить им нетрадиционные техники рисования. В таких случаях рисовать позволено, чем хочется и как хочется.

Но взрослые всегда направляют ребенка в какое-то русло, поэтому могут ему предлагать те или иные виды рисования. Например, кляксография, основой которой является лист бумаги, сложенный пополам и несколько капель краски. Или рисование свечкой, когда сначала на бумагу наносится невидимый узор, а потом ребенок покрывает лист краской. Контуры узора при этом остаются бесцветными. Или рисование ватными палочками.

Пуантилизм

Рисование ватными палочками можно назвать одним из видов пуантилизма.

Пуантилизм - это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра. Он считается основателем этой техники.

Рисование ватными палочками - весьма не только младшим школьникам, но и малышам, которые только-только знакомятся с различными инструментами для живописи.

Пуантилизм для ребенка

Детьми обычно с радостью приветствуется техника рисования ватными палочками, так как можно одну и ту же картинку создать совершенно разными способами.

  1. При работе можно взять за основу шаблон и заполнить все детали рисунка точками определенного цвета.
  2. Можно не заполнять весь рисунок, а сделать разноцветными точками только контур деталей.
  3. Точками увлекательно дополнять уже готовые рисунки и шаблоны. Этот вариант особенно удобен для совсем юных художников: когда мама предлагает нарисовать глазки какому-нибудь животному или людям, а также интересно ватными палочками создавать снег или дождь.
  4. Детям школьного возраста можно предложить создание более сложных работ, например, воспроизвести мозаичную картинку.

Рисование ватными палочками для начинающих

Детям в возрасте от 1 года до 3 лет рисовать палочками гораздо проще, чем кисточкой. Для того чтобы заинтересовать малыша, нужно сначала показать ему, как можно провести красивую линию или поставить точку, потом еще одну, а потом другого цвета.

Для проведения первого занятия потребуется следующий инвентарь:

  • краски для рисования, например, пальчиковые или обычная гуашь, если нет страха, что ребенок потянет краску в рот;
  • бумага;
  • шаблоны с черно-белыми рисунками или тематические картинки, на которых требуется что-то дорисовать;
  • большое количество ватных палочек;
  • палитра.

Пластмассовая палитра пригодится для того, чтобы не давать ребенку в распоряжение целую баночку с краской. Очень часто у детей возникает желание использовать такое обилие материала не по назначению. На палитре же удобно развести водой краски нескольких цветов и рядом с каждой положить свою палочку. После того как все готово, можно начинать рисование ватными палочками картинки на какую-нибудь интересную тему.

Лучше заранее продумать тематику предстоящего занятия, подобрать подходящие стишки или загадки. Не стоит пренебрегать в серединке рисования, потому что малыши от 1 до 3 часто отвлекаются. И им необходима постоянная смена деятельности.

Пуантилизм для дошкольников

В работе с дошкольниками стоит уделить внимание и рассказу о самой технике пуантилизм. Необходимо дать минимальную информацию о том, что рисунок создают при помощи отдельных мазков или точек разных цветов.

Желательно подготовить несколько картин, созданных в технике пуантилизм, показать их ребенку, чтобы вызвать более глубокий интерес.

Важно, что при краски нельзя смешивать между собой. При этом расстояние от одной точки до другой может быть большим, а можно, наоборот, располагать точки близко друг к другу.

При желании в дальнейшем необязательно использовать краски для рисования картин в технике пуантилизм, можно ватные палочки заменить маркерами, ручками или фломастерами.

Возрастные нюансы

В каждой технике рисования существуют различные секреты и нюансы. Пуантилизм - не исключение. Есть некоторые моменты, на которые стоит ориентироваться, чтобы получить максимально удовлетворительный результат.

  1. Для малышей на первых занятиях лучше предлагать только один цвет краски. Картинки надо подбирать максимально простые: солнышко, яблочко или снег, дождик.
  2. Детям постарше даются задания сложнее. Увеличивается количество цветов. Это позволит юным художникам проявить воображение.
  3. А старшие ученики могут попробовать себя в роли художников, создавая целые картины в технике пуантилизма.

Пример одного из занятий - «Веточка рябины»

Рисование рябины ватными палочками - это занятие, которое можно проводить как в группах детского сада, так и с детьми дома. Оно направлено на то, чтобы познакомить детей с новым приемом рисования, а также вызвать у них интерес к природе.

На занятии ребенок научится изображать гроздь рябины в технике пуантилизм.

Для занятия понадобится следующее оснащение:

  • гроздь рябины (картинка или настоящая);
  • краска красного цвета (гуашь или пальчиковые краски);
  • шаблоны с изображением веточки;
  • силуэты снегирей.

Ход занятия.


Пуантилизм для детей дошкольного возраста

Мы с вами прекрасно знаем, что рука и голова – это единое целое.

Рука – это вышедший наружу мозг человека”

Н. Кант

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

Знакомы ли Вы с этими высказываниями? Именно поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития.

В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза в кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой. И когда случаются какие-то нарушения естественного хода этой внутренней энергии, то и возникает заболевание.

Давайте поговорим о нетрадиционных техниках рисования. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохим или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Есть такая техника, которая получила название «Пуантилизм».

Слово «Пуантилизм» произошло от французского слова,что означает «точка».

«Пуантилизм» (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point - точка) – это направление в изобразительном искусстве, родоначальником которого считается французский художник-неоимпрессионизм Жорж Сёра. Как очевидно из названия, пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками). И, следовательно, эта техника вполне по силам детям дошкольного возраста. Но, чем же тогда отличается пуантилизм от техники рисования тычком или, например, пальчиковой живописи? Кроме очевидного, на первый взгляд (точечность), пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе, краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками и подразумевается, что смешение красок происходит за счет оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит на картину с близкого расстояния, то рисунок совсем не виден, но если глянуть издалека, то сразу видна картина целиком. То есть, рисуя дерево, мы на ствол можем нанести красные, зелёные, жёлтые точки (получаем коричневый цвет, а крону нарисовать жёлтыми и синими точками) зелёный, или взять красный и жёлтый (осеннее дерево)

Особенность техники "пуантилизм"- это отказ от смешения красок на палитре, использование точечных мазков чистых цветов, смешение которых происходит на некотором расстоянии. Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков. Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особенностями строения глаза человека и происходит по правилам оптического смешения.

Для того чтобы провести занятие с использованием данных техник, нам понадобится :

цветная или белая бумага, краски: акварель или гуашь, ватные палочки, можно использовать маркеры (фломастеры).

1. На бумаге рисуем простым карандашом шаблон рисунка.

2. На ватную палочку наносим краску, предварительно разбавленную небольшим количеством воды.

3. Обводим рисунок по контуру, обмакивая ватную палочку в краску.

4. Заполняем точками по всему рисунку. Если нужен объём: с краю часто, в центре редко ставим точки ватными палочками.

5. Когда вся фигура заполнена, ребенку можно дать задание оформить все пространство вокруг фигуры.

В ходе работы стоит рассказать ребенку об особой технике рисования. Суть техники проста: рисунок выполняется точками. Важно обозначить детали: краски не смешиваются. Переход цвета происходит оптически, при рассматривании работы. Кружочки ватными палочками можно ставить по-разному: близко или далеко. Так же в данной технике создаются и переходы от светлого к темному и наоборот. Обязательно нужно показать ребенку, что выполнять работу можно не только ватными палочками, но и кончиками пальцев, фломастерами (маркерами) или цветными ручками. Выполните несколько работ разными материалами для сравнения или работайте одним, как вам будет удобно!

Детей младшего школьного возраста можно учить рисовать ватными палочками, тем более, что для них пока еще трудно рисовать кистью в технике пуантилизм. А вот ватная палочка удобнее и проще, кроме того, ее не нужно мыть. Однако несмотря на кажущуюся простоту, это тоже большой труд. Во время рисования в технике пуантилизм тренируются координация движений, точность и аккуратность, развивается мелкая моторика рук. С детками постарше можно более подробно рассмотреть работы художников пуантилистов, а сюжеты для рисования выбирать более сложные - пейзажи, натюрморты, рисование домашних питомцев, даже портрет. Очень эффектно смотрятся рисунки, дополненные точками, например, готовые, нарисованные акварелью или гуашью пейзажи, где снег, дождь или части растений, животных и птиц дорисованы уже по высохшему красочному слою при помощи ватных палочек. Кроме того в работе можно использовать не только гуашь и ватные палочки, стоит поэкспериментировать, пуская в ход маркеры с разной толщиной стержня, фломастеры, цветные гелиевые ручки. Техника рисования точками необычна, интересна и довольно проста.