Бронникова дневник интуитивного питания. Интуитивное питание – что это значит, принципы и правила. Запрет на имя


Лига выдающихся савантов: Ким Пик, Лесли Лемке

Лига выдающихся савантов

Ким Пик

Если бы не было Кима, Барри Морроу не вдохновился бы на создание сценария фильма «Человек дождя» ("Rain Man"), а Дастин Хоффман не получил бы своего «Оскара». Именно Ким со своими фантастическими способностями стал прототипом Реймонда-Рэйнмена.

Ким родился в 1951 году, и с первой секунды его существования стало ясно, что у ребенка большие проблемы. Голова у него была в два раза больше, чем у обычного младенца, кроме того, на затылке она еще была украшена черепно-мозговой грыжей размером с бейсбольный мяч.

Внутри дело обстояло не лучше, чем снаружи: у Кима полностью отсутствовали такие важные части мозга, как мозолистое тело и комиссуры, которые в норме соединяют правое и левое полушария. А мозжечок, отвечающий за некоторые двигательные функции, был меньше обычного и деформирован.

Но вместо того, чтобы вести тихую жизнь покладистого растения, которую, казалось бы, уготовила для него судьба, Ким стал гением, которого родные и близкие дразнят Компьютером. Уже в 1,5 года Ким слово в слово запоминал книги, которые ему читали. Сейчас он каждый день ходит в городскую библиотеку и знает наизусть около 9000 произведений. Он проглатывает страницу за 7-10 секунд, причем правую половину разворота читает правым глазом, а левую - левым.

Мозг Кима содержит все известные человечеству сведения, касающиеся 15 интересующих его тем, среди которых мировая и американская история, спорт, кино, география, освоение космоса, Библия, история церкви, литература и классическая музыка.
Однажды он зачем-то прочел телефонный справочник штата и теперь знает номера всех его обитателей. Если бы Киму дали автомобильные права, ему не нужно было бы тратиться на навигатор, так как он детально помнит карты всех городов Америки. Вот только прав ему не видать, потому что, невзирая на всю свою гениальность, Ким совершенно безнадежен в плане самостоятельного существования. Координация движений у него чудовищна, ему тяжело следить за своими конечностями. По улицам он может передвигаться только в сопровождении отца, который посвятил свою жизнь сыну - кормит Кима, одевает и завязывает шнурки.

Кроме того, гений интеллекта безнадежно плох в абстрактных понятиях. Например, если спрашивают, что значит «он пошел по стопам отца», Ким, подумав, отвечает: «Он держал его за руку, чтобы не потеряться в аэропорту».

Лесли Лемке

Лесли был долгожданным ребенком. Его родители мечтали о том, что у них будет красивый, веселый и здоровый малыш. И поэтому пришли в ужас, увидев сына с церебральным параличом. Кроме того у Лесли оказалась тяжелейшая форма глаукомы, так что врачам пришлось ампутировать ребенку глаза в первые дни его жизни.
Родители Лесли тут же оформили отказ от родительских прав. Выхаживавшая Лесли медсестра официально усыновила малыша, обзаведясь шестым ребенком в добавок к пяти собственным.

Кое-как научившись есть, разговаривать и передвигаться самостоятельно, долгое время Лесли занимался только тем, что часами сидел молча, прислушиваясь к звукам и чужим разговорам, а затем повторял их с точной интонацией.
Однажды он услышал по телевизору запись Концерта №1 Чайковского. Послушав музыку, Лесли подошел к старенькому фортепиано и с первого же раза сыграл его. С тех пор Лесли - слепой, умственно отсталый, с церебральным параличом, не имевший ни одного урока музыки - может повторить любую мелодию, услышанную хотя бы раз.

Эллен Будро

Эллен - одна из немногих женщин-савантов. Слепая, с задержкой умственного развития, она, подобно Лесли Лемке, впервые услышав мелодию, может тут же сыграть ее на пианино или гитаре, правда обычно с ошибками и искажениями. Но зато Эллен обладает уникальным талантом, который до сих пор не был зафиксирован ни у одного саванта и вообще ни у одного человека: она не хуже китов и летучих мышей пользуется эхолокацией.

Первыми ее способности заметили родители, потрясенные тем, что 4-х летняя слепая девочка прекрасно ориентируется в пространстве: не задевает косяков, обходит стулья и легко сбегает вниз по лестнице. Правда, всё время бубнит себе под нос какую-то странную не то песенку, не то бурчалку. Выяснилось, что по тому, как распространяется звук, Эллен узнает об объектах на своём пути. Так что она не может потеряться. Причем не только в пространстве, но и во времени. Когда девочке было 5 лет, ее заинтересовал секундомер. Ей объяснили, что это такое, она несколько секунд послушала тиканье и с тех пор с точностью до секунды может сказать, сколько в данный момент времени.

По шкале интеллекта мы с тобой куда ближе к котам помоечным, дикорастущим, нежели к среднестатистическим обладателям синдрома саванта. Ведь обычный савант как нечего делать перемножит шестизначные числа в уме, целиком процитирует книжку, которую читал лет десять назад, вспомнит, что с ним произошло в любой день его жизни и за несколько дней в совершенстве овладеет иностранным языком. Правда, удивлять тебя своими способностями он будет с расстегнутой ширинкой, засохшей едой на подбородке и держась за мамочкину руку.

Впервые савантизм был описан Джоном Лэнгдоном Дауном - тем самым Дауном, который описал болезнь «монголизм», позже переименованную в синд­ром Дауна*. В 1887 году он ввел выражение idiot savant («идиот ученый»; от фр. savoir – знать), но ни оно, ни термин autistic savant («аутист савант»), предложенный Бернардом Римландом, не являются правильными. Дело в том, что савантизм - не отдельная болезнь, это всего лишь симп­том, который может вызываться самыми разными мозговыми проблемами, начиная физической травмой и заканчивая слабоумием.


* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Не повторяй ошибок Дауна: если захочешь прославить свою фамилию, предварительно как следует подумай, чем это может закончиться »


Ким Пик

Если б не было Кима, Барри Морроу не вдохновился бы на создание сценария фильма «Человек дождя», а Дастин Хоффман не получил бы своего «Оскара». Именно Ким со своими фантастическими способностями стал прототипом Реймонда-Рэйнмена.


Ким родился в 1951 году, и с первой секунды его существования стало ясно, что у ребенка большие проблемы. Голова у него была раза в два больше, чем у обычного младенца, кроме того, на затылке она еще была украшена черепно-мозговой грыжей размером с бейсбольный мяч. Внут­ри дело обстояло не лучше, чем снаружи: у Кима полностью отсутствовали такие важные части мозга, как мозолистое тело и комиссуры, которые в норме соединяют левое и правое полушария. А мозжечок, отвечающий за некоторые двигательные функции, был меньше обычного и деформирован. Но вместо того, чтобы вести тихую жизнь покладистого растения, которую, казалось бы, уготовили для него феи судьбы, Ким стал гением, которого родные и близкие дразнят Кимпьютером. Уже в полтора года Ким слово в слово запоминал книги, которые ему читали. Он каждый день ходил в городскую библиотеку Солт-Лейк-Сити и знал наизусть около 9000 произведений. Он проглатывал страницу за 7–10 секунд, причем правую половину разворота читал правым глазом, а левую - левым. Мозг Кима содержали все известные человечеству сведения, касающиеся 15 интересующих его тем, среди которых мировая и американская история, спорт, кино, география, освоение космоса, Библия, история церкви, литература и классическая музыка. Однажды он зачем-то прочел телефонный справочник штата и запомнил номера всех его обитателей. Если бы Киму дали автомобильные права, ему не нужно было бы тратиться на навигатор, так как он детально помнил карты всех городов Америки. Вот только прав ему не суждено было увидеть как собственной мозговой грыжи, потому что, невзирая на всю свою гениальность, Ким был совершенно безнаде­жен в плане самостоятельного существования. Координация движений у него чудовищная, ему тяжело было следить за своими конечностями, ходил он как марионетка, управляемая пьяным кукловодом. По улицам он передвигался только в сопровождении отца, который посвятил свою жизнь сыну - кормил Кима, одевал и завязывал ему шнурки.


Кроме того, гений интеллекта был безнадежно плох в абстрактных понятиях. Например, если спрашивали, что значит «он пошел по стопам своего отца», Ким, подумав, отвечал: «Он держал его за руку, чтобы не потеряться в аэропорту».


Стивен Уилтшир

Маленький Стивен не был болтливым мальчиком. Более того, он вообще никогда ничего не говорил. Если ему нужно было спать, он рисовал кровать; если хотел молока - рисовал пакет. В лондонской школе Куинсмилл, куда родители отдали пятилетнего аутиста, он мог часами молча сидеть за столом и водить карандашом в альбоме. Но садисты-учителя придумали, как заставить ребенка заговорить. Они забирали его рисунки и прикидывались, что не понимают, что тот просит: «Хочешь порисовать, Стивен? Тогда скажи, что тебе нужна бумага и карандаши». Однажды это сработало. Стивен протянул к мучителям руки и с усилием, но внятно произнес свои первые слова - «paper» и «pencil». К девяти годам он полностью овладел речью и вскоре стал героем программы The Foolish Wise Ones, в которой рассказал о своей способности зарисовывать любые постройки, лишь мельком взглянув на них.

Аудитория и телеведущие усомнились, поэтому компания BBC решила провести эксперимент. На вертолете в сопровождении двух репортеров Стивен поднялся над Лондоном и в течение нескольких минут смотрел на город сверху, после чего, вернувшись в студию, начертил точную карту местности в четыре квадратные мили, на которой вполне детально изобразил около двухсот строений. Карта оказалась такой красивой, что на Стивена тут же посыпались заявки от людей, желавших ее приобрести.

Вид на Манхэттен с высоты полета Стивена

Так савант-живописец нашел дело своей жизни. Теперь он уже полетал над Римом, Гонконгом, Иерусалимом, Мадридом, и Дубаем и воссоздал эти города на десятиметровых полотнах. Выставки картин 35-летнего англичанина проходят по всему миру, а в 2006 году королева Елизавета II наградила Стивена орденом Британской империи в знак признания его творческих заслуг.

На то, чтобы окинуть взглядом эту панораму Токио, ты потратишь больше времени, чем Стивен потратил на то, чтобы ее запомнить

Лесли Лемке

Лесли был долгожданным ребенком. Его родители мечтали о том, что у них будет красивый, веселый и здоровый малыш. И поэтому пришли в ужас, увидев сына - скрюченное существо с поврежденным головным мозгом и церебральным параличом. Кроме того, у Лесли оказалась тяжелейшая форма глаукомы, так что врачам пришлось ампутировать ребенку глаза в первые дни его жизни. Не будем осуждать родителей Лесли, которые тут же оформили отказ от родительских прав: у каждого человека есть предел груза, который он может вынести. А вот выхаживавшая Лесли медсестра Мэй Лемке в смысле житейских грузов оказалась тяжеловесом и официально усыновила малыша, обзаведясь, таким образом, шестым ребенком в довесок к пяти собственным. Кое-как научившись есть, разговаривать и передвигаться самостоятельно, долгое время Лесли занимался только тем, что часами сидел молча, прислушиваясь к звукам и чужим разговорам, а затем повторял их с точной интонацией. Однажды он услышал по телевизору запись Концерта № 1 Чайковского. Послушав музыку, Лесли подошел к старенькому фортепиано в гостиной и с первого же раза сыграл его.

Когда дочь садилась за рояль, вся семья собиралась вокруг и наклеивала ей бороду

С тех пор Лесли - слепой, умственно отсталый, с церебральным параличом, не имевший ни одного урока музыки - может повторить любую мелодию, услышанную хотя бы раз. Пусть без артистизма и глубины, свойственной настоящим исполнителям, но зато и без единой помарки, которые с теми легко случаются.


Эллен – одна из немногих женщин-саван­тов. Слепая, с задержкой умственного развития, она, подобно Лесли Лемке, впервые услышав мелодию, может тут же сыграть ее на пианино или гитаре, правда обычно с ошибками и искажениями. Но зато Эллен обладает уникальным талантом, который до сих пор не был зафиксирован ни у одного саванта и вообще ни у одного человека: она не хуже китов и летучих мышей пользуется эхолокацией. Первыми ее способности заметили родители, потрясенные тем, что четырехлетняя слепая девочка прекрасно ориентируется в пространстве: не задевает косяков, обходит стулья и легко сбегает вниз по лестнице. Правда, все время бубнит себе под нос какую-то странную не то песенку, не то бурчалку. Выяснилось, что по тому, как распространяется звук, Эллен узнает об объектах на своем пути. Так что она не может потеряться. Причем не только в пространстве, но и во времени. Когда девочке было пять лет, ее заинтересовал секундомер. Ей объяснили, что это такое, она несколько секунд послушала тиканье и с тех пор с точностью до секунды может сказать, сколько в данный момент времени.


Если тебя начнут беспокоить тяжелые эпилептические припадки, не спеши сразу обращаться к врачу. Погоди немного: а вдруг у тебя разовьется память и появятся математические способности, как произошло с Даниэлем, единственным савантом, который может объяснить работу своего мозга (остальные обычно не могут понять, что от них хотят услышать)? В первые годы жизни Даниэль рос обычным ребенком, но не пойми откуда взявшаяся эпилепсия привела к аутизму, серьезным проблемам в плане общения с другими людьми и математической гениальности. 30-летний англичанин рассказывает, что, когда он хочет решить какую-нибудь математическую задачу, ему видятся две расплывчатые геометрические фигуры. Постепенно контуры становятся все более четкими, и наконец возникает третья фигура - ответ. Каждое число для него имеет свои цвет и форму, и он способен нарисовать их или вылепить. «В моем восприятии девятки - огромные и синие, и я до сих пор удивляюсь, что в газетах они мелкие и темные. Шестерки представляются мне крохотными черными дырами. Когда я думаю о числе 89, передо мной пролетает что-то похожее на снежинки. А вот число 351 напоминает полную ложку овсяной каши». Самое красивое и гармоничное для него число пи. Даниэль может процитировать его до 22 514 знаков после запятой. Эту способность он продемонстрировал 14 марта 2004 года, в международный день числа пи, установив мировой рекорд.

Кроме того, у Даниэля удивительные лингвистические способности. Он знает 11 языков: английский, французский, финский, немецкий, испанский, румынский, литовский, эстонский, валлийский, эсперанто и исландский, который выучил за семь дней, по­участвовав в эксперименте документального фильма The brain man. Сейчас Даниэль работает над созданием собственного языка - mänti. Преподает языки онлайн, делает все точно по часам (любое нарушение режима ввергает его в панику и может вызвать тяжелый эпилептический припадок) и живет со своим другом Джеромом. Вот и решай теперь, нужны ли тебе феноменальная память и математические способности.

Как подхватить савантизм

О причинах, вызывающих савантизм, ученые пока могут только гадать. Посвятившая жизнь этой проблеме профессор Нэнси Миншу из Питсбургского университета утверждает, что аномально высокий уровень тестостерона (гормона мужественности) у новорожденных савантов вызывает усиленный рост мозга и одновременно подавляет выработку гормона окситоцина, отвечающего за успешную социализацию. Нейрофизиологи из Университета Вандербильта в Нэшвилле считают, что в мужской Х-хромосоме есть несколько десятков генов, отвечающих за рождение ребенка-саванта (именно этим можно объяснить тот факт, что савантов-мужчин в пять раз больше, чем савантов-женщин). Профессор Эдвин Кук из Чикагского университета предполагает существование вируса, вызывающего мутацию нейронов головного мозга. Как бы то ни было, строение мозга савантов действительно уникально: у Кима Пика, например, полушария головного мозга вообще не разделены.

Пока одни ученые спорят о причинах появления синдрома, другие готовы чуть ли не завтра поставить производство гениев на поток. Нейрофизиологи Брюс Миллер из Калифорнийского университета и Алан Снайдер из Сиднейского университета независимо друг от друга провели сканирование электромагнитной активности мозга нескольких савантов и получили совершенно идентичные результаты. Оказывается, в артериальной области левой височной доли находится «зона гениальности». У подавляющего большинства людей она отключена с рождения: электромагнитная активность в этой части мозга практически равна нулю. Если простимулировать ее работу, то человек станет гениальным, подумали ученые и уже потянулись было за скальпелями, как в последний момент решили ограничиться магнитной стимуляцией. В ходе эксперимента пять из семнадцати добровольцев в несколько раз улучшили свои показатели в арифметических вычислениях и рисовании. «Их креативность возросла на сорок процентов. Испытуемые могли использовать резервуары бессознательного», - говорит Снайдер. Разумеется, результат не слишком впечатляющий, но нейрофизиологи и не возлагали особых надежд на столь слабый метод воздействия. Вот если хотя бы один доброволец согласился на трепанацию черепа и имплантацию нейростимуляторов… Но дураков пока нет. И искусственно выведенных савантов, соответственно, тоже.

Феномен савантизма всегда был в центре внимания ученых, но до сих пор вопросы, связанные с природой возникновения и механизмами этого редкого явления, остаются открытыми. Тем не менее, исследования в этой области могли бы не только помочь разработать новые эффективные методы реабилитации и интеграции детей с нарушениями психологического развития, но и обнаружить и развить скрытые способности у каждого человека.

Синдромом саванта (от фр. savant - «ученый») называют состояние, при котором люди, имеющие нарушения развития, обладают выдающимися способностями в одной или нескольких областях знаний на фоне общей умственной неполноценности.

История вопроса

Впервые термин «синдром саванта» был употреблен Д.Л. Дауном в 1887 г., ученый описал 10 пациентов-савантов, которые встречались ему за 30 лет работы в психиатрической больнице Ерлсвуда (Лондон, Великобритания). Он отверг некорректный и устаревший французский термин «idiot savant» - «ученый идиот», который предложил Э. Сеген, впервые описав савантов с научной точки зрения в 1866 г. в работе «Идиотия и ее лечение психологическими методами». С ХIX в. в научной и популярной литературе начинают встречаться упоминания о савантах.

Пожалуй, самым известным и уже ставшим исторической личностью был Том Уиггинс («Слепой Том») , описанный Сегеном, - чернокожий раб, живший в семье американского полковника Бетьюна с 1849 по 1908 гг. Том был слеп и его словарь состоял не более чем из 100 слов, а до 5 лет он не говорил вообще, но уже в 13 лет виртуозно исполнял тысячи музыкальных произведений, стоило ему лишь один раз их прослушать, и создавал свои собственные пьесы.

Его считали восьмым чудом света - Тома никогда не учили игре на фортепиано, но в детстве он часто слушал, как дочери полковника упражняются в игре на пианино, и в 4 года у него обнаружились феноменальные способности к музицированию, а в 6 он уже стал сочинять свои собственные произведения, к 8 заработал 100 тыс. долларов, к 11 давал концерты в Белом доме перед американским президентом.

Он не только безошибочно имитировал когда-либо слышанные произведения, но мог играть, повернувшись к роялю спиной или одновременно исполнять несколько музыкальных произведений на разных роялях, напевая третий мотив. Хотя Сеген считал, что Том умственно отсталый, современные исследователи высказывают мнения, что его поведение было характерным скорее для аутизма.

Американский психиатр, Д. Трефферт, занимающийся исследованиями этого явления, предложил, специфический термин для определения способностей савантов - так называемый остров гениальности, контрастирующий с общей несостоятельностью таких людей и являющийся вторичным образованием по отношению к нарушениям центральной нервной системы. Всего в научной литературе описано около 100 случаев савантизма, половина людей-савантов - наши современники.

У 50% известных савантов диагностирован аутизм, остальные же имеют другие нарушения психического развития, при этом савантизм не всегда врожденный - он может быть приобретен вследствие черепно-мозговых травм, энцефалита, эписиндрома и даже деменции. В той или иной форме феномен встречается у одного из 10 аутистов и у одного из 2 тыс. людей с другими нарушениями.

Гендерное соотношение частоты случаев также неравномерно - на одну женщину с синдромом саванта приходится от 4 до 6 савантов мужского пола. Коэффициент интеллекта таких людей редко выходит за пределы 40-70 баллов, однако в отдельных случаях интеллект остается сохранным (например, при высоко функциональном аутизме).

В тех случаях, когда синдром саванта вторичен по отношению к различным формам психического дизонтогенеза, гениальные способности проявляются еще в раннем детстве, минуя предварительные фазы развития. Например, большинство савантов-художников никогда не учились живописи, но они идеально владеют методами изображения предметов, в то время как их сверстники пребывают на стадии изображения каракуль и точек.

При этом сферы, в которых саванты демонстрируют свои умения, ограничены небольшой когнитивной областью: все они имеют феноменальную память, но обычно уже на ее фоне, до уровня гениальности, развиваются либо музыкальные, либо художественные способности, либо умения к сложным арифметическим подсчетам и вычислениям, реже - механические или способности к ориентации в пространстве, еще реже - лингвистические. Таланты савантов действительно непостижимы - они способны читать книги за считанные минуты, за секунду выдать результат умножения многозначных цифр, идеально исполнить симфонию Моцарта, услышав ее лишь однажды.

Память савантов прежде всего отличается возможностью запоминать детали и частности, она конкретно-ситуативна, что порождает нарушения способности к селекции информации - наряду с главными признаками явлений они выделяют и второстепенные, что не позволяет им осознать суть явления в целом и обобщить жизненный опыт.

Характерно, что память савантов, несмотря на безграничную глубину, лишена осмысляющего компонента - они могут запоминать огромные массивы информации, совершенно не понимания ее смысла, - этот симптом Даун назвал «вербальной адгезией» или словесным склеиванием. В пример он приводил одного из своих пациентов - мальчика, который прочитал и запомнил шеститомный труд «Закат и падение Римской империи», но при воспроизведении все время терял одну единственную строчку, даже не смотря на исправления врача.

Жизнь замечательных людей

Ким Пик - самый известный савант современности. Именно его жизнь вдохновила сценариста фильма «Человек дождя» на создание экранного образа аутиста, обладающего незаурядной способностью к счету. Впрочем, сам Ким имеет мало общего с экранным героем, блестяще сыгранным Дастином Хоффманом, прежде всего потому, что не страдает аутизмом. При рождении у Кима Пика обнаружили многочисленные аномалии развития головного мозга: черепно-мозговую грыжу, гидроцефалию, деформацию мозжечка, отсутствие мозолистого тела.

Диагноз, поставленный ему впоследствии, - «неспецифическое расстройство, обусловленное аномалиями развития»; исследователи пришли к выводу, что данная аномалия может быть связана с мутацией Х- хромосомы.

Феноменальные способности Кима относятся к трем областям: мнемонистике, счету и музыке. Его память действительно выдающаяся - он прочел и знал наизусть около 10 тыс. книг, мог с точностью воссоздать карту любого американского населенного пункта, помнил все почтовые индексы и телефонные коды США, прочитывал страницу за 10 секунд, досконально знал историю музыки, включая биографии музыкантов, и без труда мог сказать, на какой день недели выпадет празднование Нового года через пару сотен, а то и тысяч, лет.

Способности Ким демонстрировал с раннего возраста - научился читать в 1,5 года, а в 7 лет уже знал наизусть Библию. И вместе с тем дефициты психического развития не позволяют сомневаться, что полноценного функционирования в обществе он был лишен.

Ким научился ходить в 4-летнем возрасте, до конца жизни обладал шаткой походкой и низким мышечным тонусом (последствия патологии мозжечка), не мог обслуживать себя в быту. В общеобразовательную школу путь для него был закрыт, и за обучение Кима взялся его отец, который опекал и всячески поддерживал развитие способностей сына. Определить истинный уровень интеллекта Кима оказалось непосильным заданием для специалистов, так как при тестировании он каждый раз показывал разные результаты с широким разбросом - от почти нормального интеллекта до глубокого слабоумия (в среднем IQ был равен 87 баллам).

И все-таки способность Кима к абстрагированию была существенно сниженной - к примеру, переносный смысл пословиц остался за гранью его понимания, а мыслил он конкретными образами, что типично для людей с умственной отсталостью. Однажды, во время семейного обеда в ресторане, отец попросил Кима понизить голос, на что он в буквальном смысле сполз под стол, чтобы его голос звучал снизу.

Пристрастия Кима к чтению ограничивались определенными темами (таких всего насчитывалось полтора десятка - например, история, спорт, религия, кино и др.), а техника была весьма необычной - правую страницу он читал правым глазом, а левую левым, при этом сама книга могла быть расположена даже вверх ногами. В отличие от большинства савантов-эйдетиков, также схватывающих информацию за считанные секунды, Киму было доступно понимание смысла прочитанного во многих случаях.

Удивительно, что человек, казалось бы, лишенный способности к обучению, смог развивать свои таланты - к концу жизни теоретический интерес Кима Пика к музыке обрел практическое применение - он научился отлично играть на фортепиано, несмотря на проблемы с координацией движений, в том числе и партии других инструментов.

Неврологи предполагают, что секрет гениальности Кима связан с отсутствием мозолистого тела, соединяющего полушария мозга. Возможно, мозг Кима выработал резервные каналы связи между полушариями. Эта аномалия довольно редкая, однако большинство людей, у которых она врожденная, не обладают сверхспособностями, но и не имеют умственного дефекта, а вот при перерезании мозолистого тела в зрелом возрасте у людей возникает «синдром расщепленного мозга».

Джордж и Чарльз Финн , братья-близнецы, содержались в специальных учреждениях с 7-летнего возраста с различными диагнозами - от психотического расстройства до аутизма и тяжелой умственной отсталости - сопровождающимися стигмами дизонтогенеза: волчьей пастью, непропорциональным черепом, врожденной близорукостью, тиками. Братья как две капли воды походили друг на друга не только внешне, но и жестами, привычками, голосами, поведенческими проявлениями.

В 60-х гг. они прослыли «календарными калькуляторами» и успели поучаствовать в многочисленных шоу, демонстрируя свой талант. Близнецы обладали неограниченной числовой памятью и могли моментально назвать, на какой день недели придется любая дата в пределах 40 тыс. лет. При этом коэффициент интеллекта их был равен 60 баллам, и элементарные арифметические операции были им недоступны.

Считается, что их способность к вычислениям связана не с памятью, а с подсознательно выработанным алгоритмом календарных вычислений, основным механизмом которого было не оперирование с числами, а непосредственное их представление, визуализация (сами братья объясняли свои способности к вычислениям одной фразой: «Мы это видим»).

Тем не менее, они с бесстрастностью документалистов монотонными голосами, похожими на безжизненные звуки, издаваемые компьютерной программой, могли со всеми подробностями поведать о любом событии, происходившем с ними когда-либо, однако не имели общего представления ни о ходе истории, ни о прожитой ими жизни. Кстати, знаменитый эпизод из фильма «Человек дождя», в котором главный герой моментально подсчитывает рассыпавшиеся зубочистки, взят из жизни Джорджа и Чарльза, и описывается Оливером Саксом, исследовавшим их способности.

Братья любили играть в загадочную игру, называя друг другу попеременно простые числа (при том, что прямого способа вычисления простых чисел в природе не существует), смысл которой так и остался неразгаданным. В 37-летнем возрасте близнецов разлучили, посчитав, что их симбиотическая связь мешает приобретать новые навыки. Джордж и Чарльз действительно сумели обрести некоторую независимость и освоить выполнение простых работ, но, лишившись общения друг с другом и числами, они лишились и своих способностей.

Подобное приключилось и с Надией , аутичной девочкой, которая с 3-летнего возраста начала создавать графические рисунки лошадей с мастерством одаренного художника. Обычно в процессе развития способности ребенка к рисованию претерпевают изменения - все нормальные дети в своих рисунках проходят через стадию изображения каракулей, Надия же миновала этот этап - уже ее первые рисунки были созданы точными и уверенными линиями, по законам перспективы, с передачей игры светотени и индивидуальными чертами, которыми она наделяла всех персонажей своего творчества. В 7 лет девочку отдали в школу, где она начала проходить интенсивную речевую терапию. Надия действительно стала более социализированной, но ее способности к рисованию пропали.

Ригидная фиксированность на одной теме характерна для аутичных детей, в том числе и для аутистов-савантов. Так, если Надия была одержима изображением лошадей, то художница-аутистка Джессика Парк рисовала только звездное небо и природные аномалии, а скульптор Алонзо Клемонс создает только скульптуры животных - ему достаточно 20 минут просмотра передачи «В мире животных», чтобы с поразительной точностью и элегантностью создать слепки увиденных зверей.

Шотландский художник-аутист Ричард Вуоро специализировался на пейзажах, выполненных пастелью, которые он создавал по памяти, вспоминая когда-либо виденные уголки природы, морское побережье, дома и животных.

Он не разговаривал до 11 лет, но, едва начав ходить, проявил большой интерес к рисованию. Удивительно то, что после операции по удалению катаракты Ричард ослеп, но это никак не отразилось на качестве его работ. Картины Вуоро коллекционировали Иоанн Павел ІІ и Маргарет Тэтчер.

Замечательный художник из Великобритании Стивен Уилтшир , страдающий аутизмом, создает прекрасные зарисовки архитектурных сооружений, уличных сюжетов и панорам городов, в которых побывал. Стивен способен нарисовать точную панораму города после короткого полета на вертолете - он создал большие полотна с изображением Лондона, Нью-Йорка, Токио, Рима и других городов.

Хотя ему сейчас 37, его способности к рисованию остались на том же уровне развития, что и в детстве (стоит ли говорить, что уже в 10-летнем возрасте Стивен владел этим мастерством практически на профессиональном уровне). В три года Стивену был выставлен диагноз раннего детского аутизма, он медленно физически развивался, сторонился других детей, почти не разговаривал до 6 лет, был склонен к стереотипному поведению, а его IQ равен всего 52 баллам.

Впервые Стивен начал рисовать в 7 - тогда это были в основном машины (он и сейчас сохранил свое увлечение автомобилями, знает почти все марки и очень радуется, когда увидит на улице незнакомое авто), реже - животные и люди, но вскоре он переключился на архитектурную тематику. Обладая уникальной визуальной памятью, ему достаточно один раз взглянуть на здание, чтобы нарисовать его точную копию.

Рисунки Стивена лишены символичности - в отличие от других детей, которые фантазируют в своих рисунках, он всегда рисовал то, что видел. Вместе с тем, художник не лишен способности к импровизации - иногда он может дорисовать в здании какие-то детали от себя, потому что «так красивее» или «удобнее». Кроме того, он обладает отличной моторной памятью и может повторить любое подмеченное движение, а также абсолютным слухом - услышав один раз песню, может повторить ее без ошибок.

С детства Стивена не беспокоила сохранность его работ, и он запросто мог выкинуть только что нарисованный прекрасный вид одной из лондонских улиц. К похвалам он также абсолютно равнодушен, и лишь стараниями врачей и педагогов, которые всячески поддерживали талант юного художника, издатели смогли выпустить несколько альбомов его творчества.

Многие саванты наделены музыкальным даром. Например, американский музыкант Лесли Лемке был рожден раньше срока. После того, как врачи диагностировали органическое поражение головного мозга, церебральный паралич, ретинопатию и глаукому, что привело к удалению глазных яблок, мать отказалась от ребенка. Лесли был усыновлен медсестрой, работавшей в больнице, где он появился на свет. Будущий музыкант научился самостоятельно передвигаться только в подростковом возрасте, тогда же обнаружились и его способности. Услышав однажды, как по телевизору передавали концерт Чайковского № 1, он неожиданно для всех следующей ночью сыграл его на пианино с мастерством выпускника консерватории.

История англичанина Дерека Паравичини во многом схожа с историей Лесли Лемке. Он родился на сроке 25 недель, весил около 500 г и ослеп после кислородной терапии. Нарушения психического развития его столь серьезны, что он не в состоянии удовлетворить самостоятельно элементарные бытовые потребности, в 32 года его интеллект сравним с интеллектом 4-летнего ребенка.

Способности Дерека обнаружились в 2-летнем возрасте, а в 4 года он уже давал полноценные концерты наравне со взрослыми коллегами. Имея абсолютный слух и феноменальную музыкальную память, он может сыграть музыкальное произведение, услышав его лишь раз, а за мастерскую способность к импровизации критики считают его одним из выдающихся джазовых музыкантов современности.

Не многие знают, что сын нобелевского лауреата, японского писателя Оэ Кэндзабуро - тоже савант. Хикари Оэ родился с патологией развития головного мозга, подвергся серии операций по удалению черепно-мозговой грыжи, но ни умственная отсталость, ни эпилептические приступы, ни слабое зрение не помешали ему стать композитором. Хикари научился говорить лишь в 7-летнем возрасте (словарный запас его невелик и сейчас), в 11 начал заниматься музыкой и уже к 13 годам создал свое первое произведение. Рождение ребенка с особенными потребностями сильно повлияло и на творчество самого Оэ Кэндзабуро - образ сына неоднократно всплывает в его романах и всегда наполнен привязанностью и любовью.

К талантам, проявляемым детьми с нарушениями развития, следует относиться очень бережно. Так, активные попытки социализации и обучения таких детей часто приводили к потере необычных способностей (как это было в случае Надии или близнецов Финнов), но вместе с тем они становились более адаптированными в обществе.

Опыт же Кима Пика, Стивена Уилтшира и многих других савантов показывает, что при правильном отношении к таким детям, которое заключается в поддержке их одаренности, в течение жизни могут улучшиться не только творческие навыки, но и способности к общению, и даже развиться новые таланты. Дети-саванты, чувствующие поддержку родных и находящие признание своих талантов в обществе, мало похожи на обитателей специальных учреждений для инвалидов с печатью стигматизации на лице.

Нейробиология синдрома саванта

В современной нейронауке существует точка зрения, что возникновение способностей савантов связано с вмешательством экзо-эндогенных патологических процессов в морфологию полушарий, а именно в межполушарную асимметрию. Как известно, с функционированием левого, ведущего, полушария связано абстрактно-логическое, вербальное, дискретное мышление, в то время как правое отвечает за пространственно-образное, невербальное, симультанное мышление, имеющее решающее значение для творчества. По результатам исследований, у большинства савантов левое полушарие в большей либо меньшей степени повреждено.

Учитывая связь «правополушарного мышления» с эйдетизмом, музыкальными и художественными способностями, можно предположить, что правое полушарие компенсирует потери, которые понесла личность вследствие повреждения левого. Так, в ходе проведенных в 1975 г. пневмоэнцефалографических исследований были обнаружены повреждения левого полушария у 15 из 17 аутистов, 4 из которых обладали способностями савантов. Позднее данные о нарушениях функционирования левого полушария у аутистов по сравнению с более задействованным правым подтвердил Б. Римланд из Института исследования аутизма в Сан-Диего (США), проанализировав данные 34 тыс. людей с этим расстройством.

Поражением левого полушария гарвардские ученые Н. Гешвинд и А.М. Галабурда объясняют, почему у мужчин чаще, чем у женщин, возникает не только синдром саванта, но также нарушения речи, гиперактивность и аутизм. Известно, что левое полушарие мозга развивается несколько медленнее правого и дольше остается уязвимым для нежелательных пренатальных влияний, а у эмбриона мужского пола более высокий уровень тестостерона может оказывать токсическое воздействие на развивающуюся нервную ткань. Таким образом, агрессивный тестостерон тормозит развитие левого полушария и провоцирует большую выраженность межполушарной асимметрии у мужчин.

В связи с адаптационной теорией савантизма, особый интерес представляют клинические случаи возникновения сверхспособностей у людей, не имеющих нарушений развития, мозг которых подвергся воздействию различных постнатальных патологических факторов. Например, известны случаи развития художественных способностей у людей с различными формами лобно-височной деменции при которых в нейродегенеративный процесс оказывалось вовлеченным левое полушарие.

Интересно, что у таких пациентов ослабоумливающий процесс приостанавливался, и когнитивные нарушения развивались с меньшей скоростью. Психолог Т.Л. Бринк из калифорнийского колледжа Крафтон Хилс (США) в 1980 г. описал клинический случай 9-летнего мальчика, у которого после пулевого ранения в область левого полушария возникли правосторонний паралич, мутизм и глухота, но развились выдающиеся способности в механике.

Если развитие умственных способностей большинства детей зависит от действия множества факторов, в том числе и социальных, то таланты детей-савантов имеют биологический характер, их интеллект в той или иной степени изолирован и кристаллизован, что представляет значительный интерес для ученых, стремящихся найти биологические паттерны одаренности.

Тот факт, что способности савантов могут быть обусловлены не только генетическими аномалиями, ставит перед учеными серьезный вопрос о возможности раскрытия мощного творческого потенциала в каждом из нас.

Австралийские нейрофизиологи Б. Миллер и А. Снайдер при сканировании электромагнитной активности мозга нескольких савантов обнаружили, что у них была повышена электромагнитная активность левой височной доли. Здоровые люди при стимуляции левой височной доли обнаруживали кратковременное улучшение способностей к рисованию и математическим вычислениям, их креативность возрастала на 40%.

Разработка специальных методов, нейропсихологических упражнений, направленных на стимуляцию работы «зоны гениальности» и большее задействование в мыслительных процессах правого полушария - актуальная тема для научных исследований, ведь вполне вероятно, что в каждом из нас дремлет скрытый талант.

Ольга Устименко

Они обладают феноменальной памятью, абсолютным слухом, решают в уме сложнейшие математические задачи, но при этом не умеют завязывать шнурки или совершать покупки в магазине. Это – саванты.

Самый известный савант в мире – безусловно, главный герой фильма «Человек дождя». Не все знают, что у персонажа Дастина Хофмана был реальный прототип – скончавшийся в 2009 году американец Ким Пик, которого называли «кимпьютер» и «мегасавант». Родился он с серьезными нарушениями мозга: черепно-мозговой грыжей размером с бейсбольный мяч на затылке, повреждением мозжечка и отсутствием мозолистого тела, соединяющего правое и левое полушария (именно последним обстоятельством некоторые специалисты объясняют его фантастическую память). Врачи советовали отцу мальчика отдать ребенка в специальное заведение и забыть о нем навсегда: тот никогда не сможет ходить и будет полностью необучаем. Отец не послушался совета.
Ходил Ким на самом деле с трудом. Он не мог сам застегнуть пуговиц и имел IQ ниже нормы. Но при этом научился читать в год с небольшим и прочел за свою 58-летнюю жизнь 12 тысяч книг (средний человек осиливает три тысячи) и помнил каждую едва ли не дословно. В семь лет мальчик наизусть знал Библию. Он запоминал и все слышанные когда-либо мелодии. Читал Ким по две страницы сразу: одну – левым глазом, другую – правым, и тратил на это 3 секунды (по другим сведениям – 8). В голове его хранились факты из 15 различных областей знания: география, история, спорт, освоение космоса. Хранился там и календарь, и карта Америки с навигатором (он мог объяснить, как проехать из любого пункта А в любой пункт Б). В школу Ким не ходил: в обычную не принимали, а специальных тогда еще не было, так что учился мальчик на дому, под руководством отца.
После выхода фильма «Человек дождя» отец стал гастролировать с сыном по стране, тот демонстрировал свои феноменальные способности на публике. До этого мистер Пик категорически отказывался от подобных предложений, одно из которых исходило от писателя Барри Морроу. Получив от ворот поворот, тот написал сценарий о Человеке дождя. Морроу даже подарил Киму свою статуэтку «Оскар», полученную за эту картину.
Благодаря выступлениям, которые состоялись на волне успеха фильма, Ким стал более уверенным в себе и менее стеснительным. А еще – получил сертификат о среднем образовании (до этого чиновники от образования отказывались признавать ценность его домашнего обучения). Что самое поразительное, его способности развивались, за семь лет до смерти он, например, научился играть на пианино.
Умер Пик от в возрасте 58 лет от сердечного приступа.
ЛЕСЛИ ЛЕМКЕ. ИСТОРИЯ ПОДВИГА И ЧУДА


Он появился на свет в 1952 году со множественными врожденными дефектами: врачи был вынуждены удалить ребенку глаза. Мать отказалась от Лесли, и мальчика с тяжелой формой ДЦП в полугодовалом возрасте усыновила медсестра Мей Лемке, у которой было пятеро своих детей. Это был настоящий подвиг. Долгое время мальчика приходилось кормить принудительно и учить глотать пищу. Стоять он научился лишь к 12 годам, ходить – в 15. Приемная мать, которой тогда было уже под 70, привязывала его к себе, и они вместе делали шажок за шажком.
Однажды ночью Мэй проснулась от звуков Первого концерта Чайковского. На фортепиано играл ее 16-летний приемный сын, не получавший никакого музыкального образования. Перед этим он слышал концерт по телевидению и теперь повторял его без единой ошибки. С этого момента Лесли начал играть постоянно. Услышав мелодию, он воспроизводил ее. Музыкальный стиль значения не имел.
Скоро Лемке принял участие в нескольких телешоу, о них с приемной мамой сняли фильм «Женщина, которая возжелала чуда» (The Woman Who Willed a Miracle). С 1980 он выступает с концертами и гастролирует по всему миру. К сожалению, состояние здоровья Лемке ухудшалось. У него началась болезнь Альцгеймера. Он скончался в 1993 году.
АЛОНЗО КЛЕМОНС. ЗООПАРК ИЗ ГЛИНЫ

В детстве Алонзо получил серьезную травму головы. После этого его развитие пошло другим путем. Алонзо мыслит, перерабатывает информацию и общается по-своему. Он не умеет есть самостоятельно, не способен завязать себе шнурки. Но он художник. Алонзо говорит: «Бог дал мне подарок».
После несчастья мальчик начал лепить, в его голове постоянно рождались образы будущих скульптур – чаще всего фигурки животных.
Увидев зверя один раз по телевидению, он в считаные минуты может сделать его точнейшее трехмерное изображение, с соблюдением всех пропорций и проработкой мельчайших деталей – вплоть до мышечных волокон. Желание что-нибудь изваять было столь навязчивым, что если под рукой не оказывалось глины, он сооружал скульптуру из другого подручного материала.

20 лет он творил в полной безвестности, но после того, как на экраны вышел фильм «Человек дождя» феномен савантизма привлек внимание общественности. Клемонса стали приглашать на телевидение, зрители проявили интерес и к его творчеству. Скульптуры он продает через интернет.


Живет художник в небольшом городке Боулдер в штате Колорадо вместе с несколькими помощниками, работает в мастерской, часто посещает школы, где устраивает что-то вроде мастер-классов. Алонсо занимается пауэрлифтингом и принимает участие в соревнованиях. Он очень общителен, обаятелен и жизнерадостен, частый гость на местных фермах и ранчо, куда приезжает в поисках новых «натурщиков» для своих творений.
ЖИЛЬ ТРЕАН. ЖИТЕЛЬ НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ГОРОДА
Большую часть своего времени 42-летний Жиль проводит в городе Урвилле, расположенном неподалеку от Лазурного берега. Это – крупнейший город в Европе с населением 11 820 257 человек. Не слышали о таком? Неудивительно: ведь существует он только в воображении Жиля. И на бумаге.
С пяти лет Жиль, никогда не учившийся рисованию, рисует удивительные трехмерные объекты, а с 12 начал создавать свой город. Название фантастический населенный пункт получил от французской научной станции в Антарктиде. Мальчику понадобился аэропорт для игрушечных самолетов, и он построил его из конструктора LEGO. Это было первое здание будущего Урвилля. Вскоре Жиль сообразил, что рисовать будет гораздо проще, да и не поместится город из конструктора в квартире


С годами Урвилль становился все более реальным. Есть история его открытия, есть 250, до мельчайших деталей проработанных рисунков, есть, наконец, целая книга об Урвилле, написанная Треаном.
В реальности Жиль живет в обычной квартире вместе с женщиной по имени Катрин. Это удивительная пара: у обоих – аутизм, оба художники. Познакомились они в интернете. Катрин написала Жилю, что хотела бы жить в Урвилле, а конкретно – во дворце Тегартэн, построенном в 1882 году. В каком-то смысле, она и переселилась туда.

У художницы есть серия работ, посвященных Урвиллю. Жиль и Катрин поддерживают друг друга («Жиль – мой лучший терапевт», – говорит она), не испытывают трудностей с ведением домашнего хозяйства, посещением магазинов. Родители Жиля помогают им в общении с другими людьми, поскольку это дается обоим труднее всего: они не могут понять, что стоит за словами, кому можно доверять, кому нет, а Катрин очень сильно пугается сарказма и иронии.
Мать Жиля рассказывает, что сын ее долго не говорил вообще, потом начал повторять слова за другими, чурался сверстников, страдал гиперчувствительностью по отношению к некоторым звукам (гром, лопающиеся воздушные шарики, щелканье хлыстов в цирке), был помешан на самолетах, телефонных номерах, горах и особенно – необычных зданиях. «Я знала, что он не такой, как все, с тех пор, как ему исполнилось полтора, – говорит Шанталь Триан. – Но нам с мужем всегда нравились необычные люди. Так что нам было легче видеть сильные стороны сына и помогать ему извлекать максимум пользы и удовольствия из них».
Сын изменил всю их жизнь. Мать его раньше работала в школе, а отец – в компании IBM. Сейчас Шанталь – психолог, Поль возглавляет ассоциацию «Аутизм: Европа» (Autism: Europe). Их дочь Анн-Мари работает с детьми-аутистами.
ОРЛАНДО СЕРРЕЛ. КЛЮЧ К ОТГАДКЕ ТАЙНЫ
В 1979 году 10-летний Орландо, играя в бейсбол, получил сильный удар мячом по левой части головы. Мальчик упал, но вскоре поднялся и продолжил игру. Родителям о травме ничего не сказал. Некоторое время после этого его мучали головные боли, а когда они отступили, Орландо обнаружил у себя новые способности: он помнил до мельчайших подробностей каждый день, начиная с того бейсбольного матча и мог сказать, на какой день недели приходилось любое число любого года.


Случай Орландо Серрела примечателен тем, что может служить ключом к отгадке человеческого гения и сверхординарных способностей. Значит ли это, что каждый из нас обладает подобными талантами, которые просто дремлют у подавляющего большинства людей, а если – как в случае с Серрелом – определенное полушарие мозга будет простимулировано – разовьются в полной мере? Его мозг изучали в Колумбийском университете (Нью-Йорк), сравнивая с мозгом обычных людей и пытаясь определить, каким образом травма повлияла на развитие необычных способностей.
СТИВЕН УИЛТШИР. ЧЕЛОВЕК – ФОТОКАМЕРА
В детстве Стивен не умел говорить, у него признали аутизм и отправили в школу для детей с отклонениями в развитии. Там проявилась его страсть к рисованию. Сначала он запечатлевал на бумаге только животных, потом – красные лондонские автобусы, после – здания и городские достопримечательности.
Пока Стивен был маленьким, он общался с другими людьми посредством рисунков. Постепенно, с помощью учителей он научился говорить. Первое слово он сказал в девять лет, и слово это было – «бумага». Рисунки его побеждали на детских конкурах, а вскоре мальчиком заинтересовалась местная пресса. Журналистов заинтриговало то, как ребенок может рисовать такие – совершенно взрослые – полотна. Свою первую работу он продал в возрасте 10 лет.




Сегодня 40-летнего британца Стивен Уилтшира называют человеком-фотокамерой. Он может нарисовать детальный и предельно точный городской пейзаж, взглянув на него лишь однажды. Часто для этого он облетает города на вертолете. Так, в 2005 году художник изобразил на 10-метровом холсте панораму Токио – после того, как неделю летал на вертолете над японской столицей. После этого он облетел Рим, Гонконг, Франкфурт, Мадрид, Дубаи, Иерусалим, Нью-Йорк (который называет своей духовной родиной), Сидней и, конечно, Лондон.
Результатом каждой такой экскурсии явились огромные холсты. Панорамы поражают обилием деталей и точностью: например, он нарисовал точное количество колонн в римском Пантеоне. Но иногда Уилтшир рисует и вымышленные сцены – например, пожар в римском соборе Святого Павла.


Его работами заинтересовались и ученые, и искусствоведы. Стивен принимает участие в телепередачах, снимается в документальных фильмах. А его рисунки издаются. Вышло уже несколько альбомов необычного художника: «Рисунки» (1987), «Города» (1989), «Плавающие города» (1991), «Американская мечта Стивена Уилтшира (1993). В 1998 году он закончил художественную школу в Лондоне. За вклад в изобразительное искусство Уилштир получил в 2006 году орден Британской империи. В том же году в Лондоне открылась постоянная выставка его работ. Его картины успешно продаются на аукционах по всему миру. 76-метровая панорама Нью-Йорка работы Уилтшира встречает прибывающих в нью-йоркский аэропорт Кеннеди.
В 1993 году у Стивена обнаружился еще и недюжинный музыкальный талант. Интересно, что случилось это во время поездки в Москву. В то турне входили еще Петербург, Венеция и Амстердам. Когда он останавливался на улице рисовать, вокруг неизменно собиралась толпа. Рисунки после составили книгу «Плавающие города», ставшую бестселлером. В поездке художника сопровождал Оливер Сакс, знаменитый невролог и психолог, с которым Стивен познакомился в Нью-Йорке. Он уже посвятил Уилтширу много статей, а результатом того путешествия стала книга «Антрополог на Марсе».
Что касается музыки, то это открытие было совершенно случайным. Путешественники во вечерам музицировали в номере. Однажды Стивен встал на стул и исполнил внушительный кусок из оперы «Кармен», которую недавно слушал по телевидению – и запомнил с первого раза.
Вернувшись домой, он начинает брать уроки музыки. Оказалось, что художник обладает редчайшим, абсолютным слухом. Интересно, что при этом несмотря на аутизм Стивен способен прочувствовать музыку, интерпретировать то, что хотел сказать композитор – и это факт совершенно обескуражил психологов, изучавших его таланты. Не менее заслуживающим внимания оказалось и то, что он совмещает в себе уникальные способности в двух сферах. Линда Принг, когнитивный нейропсихолог из Колледжа Голдсмита в Лондоне, провела целое лето, пытаясь выявить связь между двумя талантами Стивена.

ЭЛЛЕН БОРДО. ФОНОТЕКА, СОНАР И ЧАСЫ
Эллен обладает не двумя уникальными способностями, а тремя, что является совсем уж редким явлением.
Во-первых, как Лесли Лемке и Дерек Паравичини, Эллен наделена слепотой, аутизмом и выдающимся музыкальным талантом. Она точно воспроизводит мелодию, услышав ее единожды, а мозг ее представляет собой огромную фототеку. Как-то журналисты решили развенчать миф об Эллен, прося ее сыграть некоторые неизвестный мелодии. Их попытка провалилась. Мисс Бордо знает все.
Во-вторых, невзирая на слепоту, она прекрасно ходит повсюду, не натыкаясь на предметы. Во время движения женщина издает своеобразный писк и создается впечатление, что ориентируется она в пространстве так, как это делают летучие мыши.
В-третьих, в Эллен обладает точнейшими биологическими часами. В детстве она очень боялась телефонов, и мама пыталась приучить дочку к этому гаджету, набирая номер, по которому механический голос сообщает точное время. Очень быстро девочка научилась определять время сама – с точностью до минуты. При этом она никогда в жизни не видела часов и вообще не представляет, что такое – время.
ДЭНИЭЛ ТЭММЕТ. ЧИСЛА И СЛОВА


29-летний Дэниэл Тэммет по прозвищу Брейнмен (Человек-мозг) обладает потрясающими математическими и лингвистическими способностями. Слава пришла к нему, когда однажды он по памяти продиктовал число пи до 22 514-го знака после запятой. Случилось это, конечно, 14 марта, в Международный день числа пи, а выступление Дэниэла состоялось в рамках сбора средств для Национального сообщества борьбы с эпилепсией.
Цифры Дэниэл воспринимает по-своему. Каждое число до 10 000 обладает для него своей формой, цветом, он знает, каково оно на ощупь. Это называется – синестезия. Он может видеть результаты математических вычислений, чувствовать, является ли число простым… Как-то Дэниэл нарисовал то самое число пи: разноцветный пейзаж, наполненный самыми разными формами и цветами.
Тэммет говорит на 11 языках. В 2007 году один телеканал предложил ему задачу: выучить за неделю какой-нибудь язык. Спустя семь дней он давал интервью исландскому телевидению на исландском языке. Почему он выбрал именно его – тайна.
В четыре года у мальчика, которому уже поставили дигноз аутизм, начались приступы эпилепсии. Именно они спровоцировали развитие его экстраординарных способностей. Внешне Дэниэл ничем не отличается от других людей, но уверяет, что всякий раз заставляет себя усилием воли разговаривать с кем-то и правильно вести себя в обществе. Сам себе отдает короткие команды: «предложи гостю выпить», «посмотри ей в глаза», «не стой на пути у того, кто хочет пройти». Каждое его движение – то, что другим людям дается автоматически – результат сознательного решения.
Как-то друзья сказали ему, что пытаясь наладить с кем-то контакт глаза-в-глаза, он порой смотрит слишком пристально – и это пугает. «Это как ходить по канату, – согласился Дэниэл, – если слишком сильно концентрироваться, то свалишься. Но пытаться все равно надо».
Главное отличие Тэммета от прочих выдающихся савантов заключается в том, что он может рассказать о том, как он делает определенные вещи – и тем самым предоставляет бесценный материал ученым, изучающим феномен савантизма.

Начиная с 2008 года, каждое 2 апреля ООН проводит Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. «Русская Семёрка» сегодня рассказывает читателям о гениях, которые страдали этим расстройством головного мозга, что не помешало им (а, может, и помогло) раскрыть собственные таланты.

Суперсила: художественные способности.

Когда Ричарду было три года, ему был поставлен диагноз «аутизм». Он не мог научиться говорить до 11-летнего возраста. У Ричарда рано проявились способности к жипописи. При этом он изображал не то, что видел перед собой, а то, что хотя бы однажды увидел в книге или телевизоре. У Воуро была катаракта и после операции он и вовсе был признан слепым, что никак не сказалось на его уникальном даре. Первая выставка Ричарда прошла, когда саванту было 17 лет.

В 1970 году выставку Воуро открывала сама Маргарет Тэтчер. В то время она была министром образования. Она не только отметила невероятный талант Ричарда, но и купила несколько его картин. Также картины Ричарда приобрел для своей коллекции Иоанн Павел II. Жизнь Ричарда Воуро и его работы стали сюжетом для нашумевшего документального фильма «С широко открытыми глазами», который вышел на экраны в 1983 году.

Ким Пик

Суперсила: память.

Друзья называли Кима «кимпьютер». Родился он уже уникальным. У младенца не было в мозгу мозолистого тела и комиссуры, соединяющих полушария, был деформирован мозжечок. Казалось бы, ему была уготована полурастительная жизнь, но поражать своими способностями Ким начал ещё в раннем детстве. Научился читать он в 16 месяцев, а до этого запоминал всё, что ему читали. К начальной школе Ким уже знал наизусть 9000 книг.

Ким Пик был настоящей энциклопедией. Помнил карты всех городов, атласы которых видел хотя бы раз, мог воспроизводить по памяти любые музыкальные произведения. После выхода на экраны фильма «Человек дождя», главный герой которого был «списан» с Кима, савант получил «Оскара». Со своей любимой статуэткой он после этого не расставался, постоянно носил её с собой.

При всех своих способностях, у Кима Пика абсолютно отсутствовало абстрактное мышление (он не был способен понимать простейшие поговорки), а также была не развита координация движений. Так, ходить Ким научился гораздо позднее, чем читать — в четыре года.

Дэниел Таммет

Суперсила: математические и языковые способности.

Даниэль Таммет не всегда был савантом. Он рос обычным ребенком, но потом у него начали случаться эппилептические припадки, после которых он и обнаружил в себе сверхспособности.

Таммет способен совершать в голове сложнейшие вычисления, в марте 2004 года он побил мировой рекорд, за пять часов и девять минут воспроизведя число П до 22 514 знаков после запятой. При этом Даниэль не считает числа, а чувствует их. Он признавался: «Я представляю цифры в виде визуальных образов. У них есть цвет, структура, форма. Числовые последовательности предстают в моём сознании как пейзажи. Как картины. В моей голове как будто возникает вселенная с её четвёртым измерением «.

Кроме этого, Даниэль знает 11 языков, новый язык он способен выучить всего за неделю. Также Таммет придумал и свой язык, который назвал mänti.

Суперсила: рисование.

Маленький Стивен долгое время не разговаривал. Его «языком» был карандаш. Когда он хотел есть — рисовал тарелку, хотел спать — кровать. К десяти годам он всё же обрел речевые способности. Неудивительно, что первыми его словами были «карандаш» и «бумага». Коэффициент его интеллекта не превышал 30 баллов.

Подростком Стивен «засветился» в телешоу «The Foolish Wise Ones». На нём он рассказал о своей удивительной способности зарисовывать любое здание по памяти. Стивен мог лишь мельком взглянуть на постройку, а затем досконально воспроизвести её на бумаге. Зрители канала BBC усомнились и специально для них журналисты провели эксперимент. Стивена «прокатили» над Лондоном на вертолёте, после чего он нарисовал более 200 построек так идеально, что на него сразу посыпались заказы. Стивен стал очень известен. Он зарисовал крупнейшие города мира. Книга с его иллюстрациями стала бестселлером. Королева Елизавета II наградила саванта орденом Британской империи.

Лесли Лемке

Суперсила: способность к подражанию и музыке.

Родители отказались о Лесли Лемке сразу после его рождения. Ребенок был болен церебральных параличом, с рождения имел повреждения мозга и глаукому на обоих глазах. Глаза Лесли удалили ещё в младенчестве.

Воспитала Лемке добросердечная медсестра. В её доме он и проявил свои уникальные способности. Всё началось с того, что он в совершенстве копировал разговоры других, передавая голос, тембр и интонацию чужой речи. Дальше — больше. Услышав первый концерт Чайковского, Лесли Лемке подошел к фортепиано и в точности повторил. Так у него обнаружилась уникальная способность подражать не только голосам, но и безошибочно воспроизводить любую услышанную когда-либо мелодию.

Эллен Будро

Суперсила: эхолокация.

Эллен Будро — слепая женщина с отставанием в умственном развитии, обладает даром игры на музыкальных инструментах, подбирая сложные произведения на слух. Это не удивительно — слух у неё не просто хороший, он у неё уникальный. Будро — единственная из всех савантов обладает редчайшей способностью к эхолокации. Слепая с детства, она передвигается, напевая себе под нос песенку. По распространению звука Эллен ориентируется в пространстве. Кроме того, она всегда знает, который час. Однажды в детстве услышав тиканье часов, она запомнила время с точностью до секунды.

Готфрид Майнд

Суперсила: «Кошачья живопись».

Готфрида Майнда, больного, слабого и умственно-осталого ребенка, родившегося в 1768 году, подростком отдали на обучение искусству акварели швейцарскому художнику Зигмунду Хенденбергеру. Мальчик, которого называли не иначе как «тупым кретином» рано стал проявлять способности к рисованию.

У Хенденбрегера его способности не только укрепились, но и приобрели свою неповторимую специфику. Как-то он наблюдал за маэстро, который рисовал пасторальную картину, на которой в числе других персонажей была изображена кошка. Мальчик подошел к художнику и заявил: «Это не кошка». Зигмунд Хенденбрегер вызов принял и сказал: «Нарисуй лучше».

Готфрид не только нарисовал лучше, но и сделал написание кошек своей профессией. Кошки у него выходили как живые. Он прославился, его называли «кошачий Рафаэль». Один из его рисунков даже приобрел король Георг IV.

С кошками у Майнда было абсолютное взаимопонимание: когда он рисовал, они гуляли рядом с ним, сидели на его плечах и коленях. Для них они был «свой».