Это нужно знать: чешский кубизм и его главные представители. Самые необычные здания (кубизм)

Способности и фантазии человека иногда просто поражают. Живопись и архитектура стали именно той областью, где люди развивают и выражают своё творчество в самых разнообразных направлениях. Чтобы удивить мир новыми ветвями в искусстве, художники всеми силами стараются изобразить то, что видят, в совершенно новом и необычном свете. Отсюда и появился авангардизм - результат развития множества творческих идей и планов. А из него, в свою очередь, и произошло такое понятие, как кубистский стиль. Веяние чего-то неординарного и интересного.

Кубизм в искусстве

Одним из главных направлений в авангардистском искусстве стал именно кубизм. От французского cubism означает куб - художественное течение во французском стиле начала XX столетия. Главными представителями и основоположниками были Пабло Пикассо и Жорж Брак, благодаря их творениям мир увидел этот стиль в совершенно новом и необычном цвете.

Само представление «кубизм» возникло из-за острого замечания по поводу трудов Ж. Брака о том, что он сдвигает города и фигуры к геометрическим прогрессиям и кубам. Художественная составляющая концепции выстраивалась на попытке найти самые обыкновенные пространственные модели и конфигурации вещей, явлений, которые бы персонифицировали всю сложность и разнообразие жизни. По своей сущности, кубизм - это примитивизм, который воспринимает мир через формы геометрических фигур.

Зарождение культуры

Истоками стали картины Поля Сезанна и африканские скульптуры. Под воздействием этого действа и возникли знаменитые на всю планету «Авиньонские девицы» П. Пикассо (1907), это и стало зарождением кубизма. По сути, данное течение - это огромное желание расчленить предметы реальности на стереометрические примитивы. В формировании пережило три стадии: сезанновскую, аналитическую и синтетическую. Кубизм - это сравнительно сложный художественный вид, который смог сплотить живописцев, скульпторов, музыкантов и стихотворцев со всего мира. Разберём три стиля данного течения.

Сезанновский

Это первая ступень кубизма, характеризуется абстрактными и упрощёнными формами объектов. Естественное влияние на развитие кубизма оказали опыты с конфигурацией в творениях Поля Сезанна. В 1904 и 1907 годах в Париже были выставки его трудов. В "Портрете Гертруды Стайн", который сотворил Пикассо, уже отмечается увлечённость искусством Сезанна. После этого Пикассо нарисовал картину "Авиньонские девицы" которая слывёт первым шагом на пути к кубизму. Осенью 1907 года произошло два значительных события - выставка Сезанна и встреча Брака и Пикассо. А в конце этого же года они начали близкое сотрудничество в кубистическом стиле.

Аналитический

Это следующая стадия, которая характеризуется пропаданием образов предметов и пошаговым стиранием отличий между формой и пространством. В подобных картинах уже возникают переливистые краски, которые перекрещиваются через полупрозрачные плоскости, и их расположение отчётливо не определено. Элементы аналитического кубизма - это труды Брака в 1909 году, а также творения Пикассо в 1910 году. Однако интенсивнее начал созревать аналитический кубизм тогда, когда зародился творческий союз «Золотое сечение» во главе со знаменитыми мастерами.

Синтетический

Это третья фаза течения, элементы которого возникли в произведениях Хуана Гриса, он стал яростным сторонником направления в 1911 году. Важнейшей характеристикой его работ является отвержение третьего измерения в живописи и ударение на поверхности. Важнейшая фактура поверхности - очертание и узор, которые применяются для конструирования нового предмета.

Картины в этом стиле

Отречение от объёмного живописания действительности - ключевая особенность течения под названием кубизм. Картины в этом стиле узнаваемы по всему миру благодаря плоским формам без светотени и перспективы. Образы являются деформированными, нелогичными, иррациональными, разбиты на некоторые детали. Натюрморт, портрет похожи на набор геометрических фигур, которые взаимодействуют друг с другом. К какому направлению причисляют кубизм в живописи? Это в первую очередь абстракция, примитивизм и авангардизм.

Пабло Пикассо - яркий представитель

Самым броским примером является картина Пабло Пикассо «Авиньонские девицы». Произведение мастера отличается рублеными, дерзкими линиями, заостренными углами и отсутствием игры теней. Для кубизма Пикассо характерно нереалистичное изображение оголённых женщин. Мастер применял нейтральные, натуральные тона.

Африканские маски, как считают искусствоведы, представляют собой символ зарождения инновационного течения кубизма в живописи. Так, по мнению Эрнста Гомбриха, искусствоведа, Поль Сезанн - это основоположник, а Пикассо - его ученик. Сезанн в послании к Пабло изложил свой совет по использованию бесхитростных, геометрических форм (сферы, цилиндры, конусы). Автор послания подразумевал эту основу как базу для сотворения картины, но этот кубизм Пикассо интерпретировал в буквальном значении.

Исторические факты

Начиная с эпохи Возрождения творцы пытались с максимальной реалистичностью передавать изображение. В кубизме художники совсем отошли от реалистичности, натуральности, гармонии света и тени. Главная черта творчества художников - это стремление создать кубизм, картины представлены в плоском изображении вместо объёмного. Они, как правило, применяли геометрические фигуры для абстрактного изображения людей, природы, предметов. Формы, которые передаются в стиле кубизма, осязаемы, незамысловаты и просты.

Но не все было гладко. Созданные в стиле кубизма картины не сразу прижились в мире искусства - изображения эти очень часто становились предметом непонимания и серьезной критики. Это стало радикальным для живописи течением, которое пришло на смену реализму и стало предметом нелестных отзывов. Натюрморт в таком стиле стал смелым творческим экспериментом. Вначале поклонников кубизма в искусстве было немного, но среди них наблюдались критики и меценаты, которые внесли равнозначный вклад в историю развития этого направления.

Архитектура

Кубизм в архитектуре начался очень необычно. На Осенней выставке в Париже 1912 года некая группа авторов представила огромный (10 на 3 метра) макет «кубистского дома». Фасады были созданы скульптором Раймоном Дюшан-Вийон, а оформление комнат сделано несколькими людьми, среди которых был Андре Маре, талантливый исполнитель и мастер своего дела. Покои были эффектно обставлены, а стены украшали небольшие картины художников-кубистов. После выставки в Париже этот дом демонстрировали на Армори Шоу в Нью-Йорке.

Стиль кубизм - новое веяние эпохи, то есть универсальный вид, который подходит под общий вид искусства. Затем появились сразу и первые строения архитекторов-кубистов. Но не в Париже, а в Праге, в самом большом центре кубистского искусства.

Архитектура этого течения чрезвычайно авангардна и вместе с тем невообразимо традиционна. Мы можем видеть в ней такие же знаменитые симметричные фасады, фронтоны, люкарны, порталы, что и в домах прошлых лет. Архитекторы этой направленности предлагали лишь украсить обновленными рисунками внешний вид зданий, которые по структуре остались прежними.

Чешский кубизм

Когда закончилась Первая мировая война, архитекторы Чехословацкой республики опять взялись за свое ремесло, но постройки уже стали другими. Надоевшие треугольники, созданные в 20-е годы, сменились полукругами и цилиндрами. В тот момент они основали архитектуру под названием рондокубизм. В Праге и Роттердаме в XX веке были построены здания, создатели которых сумели по-своему воплотить одно из наиболее нестандартных решений в кубизме архитектуры.

Это направление нашло признание и место непосредственно в Праге, так как истоки уходят не только в геометрические здания, но и в готическую архитектуру, которая присуща для Праги. Именно готические приёмы и их резкость стали для Павла Янака главнейшими принципами, которые и оказали влияние на создание его теории кубистической архитектуры.

Прославленные архитекторы

Ведущими мастерами кубизма были Павел Янак, Йозеф Гончар, Властислав Гофман, Эмиль Коаличек и Йосеф Хохол. Работали они в Праге, а также в других городах. Самым знаменитым во всем мире зданием в кубистском стиле значится дом «У черной Матери Божьей» в Праге, построенный Йозефом Гочаром.

На сегодня облик этого дома может показаться повседневным и ничем не выделяющимся, но для начала XX века это здание было крайне необычным и даже немножко дерзким. Властислав Гофман спроектировал входные павильоны Дяблицкого кладбища, Йосеф Хохол построил парочку жилых домов под Вышеградом. Кроме этого, неподалёку от Вацлавской площади можно увидеть кубистические фонари, которые разработал Эмиль Краличек. Он также стал творцом Diamond House в Праге.

Необычные места

Самые особенные и изумительные здания в кубистической манере сегодня можно увидеть в Роттердаме (в Нидерландах). Это целый городок домов-кубов, которые были возведены в 1978-1984 годах по проекту мастера Пита Блома. Дома имеют три этажа, общая площадь примерно 100 кв. метров. В них нет прямых стен, кроме тех, которые расположены посередине. На первом этаже - гостиная и кухня, на втором кабинет, спальня и ванная, на третьем (со стеклянной крышей) многие располагают зимний сад.

5 самых талантливых представителей кубизма

  • Пабло Пикассо, полотно «Авиньонские девицы»;
  • Жорж Брак, картина «Дом в Эстаке»;
  • Хуан Грис, полотно «Портрет Пикассо»;
  • Поль Сезанн, картина «Пьеро и Арлекин»;
  • Фернан Леже, холст «Строители».

Занимательный факт

Примечательно, что Пикассо стал самым дорогостоящим, востребованным и работоспособным кубистом. Его картина «Обнажённая, зелёные листья и бюст» была оценена в 155 миллионов долларов. Полотна стоят на первом месте по популярности среди расхитителей творений искусства. Общая стоимость только лишь официальных продаж картин превосходит 270 миллионов.


Прага - это наглядная Большая Архитектурная Энциклопедия. В ней есть всё - от романских построек до творений 21-го века. Правда, всё это в той или иной мере можно увидеть и во многих других местах. Но есть в Праге нечто, чего нет ни в одной другой стране мира. Да-да, речь идет о «чешском кубизме».


«Кубизм» для большинства людей – это родившееся в начале 20-го века во Франции авангардистское течение в изобразительном искусстве. Но примерно в то же время отдельные чешские архитекторы пытались воплотить живописные принципы Пикассо и Брака в архитектуре, создав свой неповторимый стиль, получивший название «чешский кубизм». Основы его художественной программы разработал архитектор Павел Янак / Pavel Janák (1882-1956), ученик Отто Вагнера. Суть теории Янака сводилась к тому, что в природе существует некая сила, деформирующая материю и заставляющая эту материю принимать новую форму. Самый яркий пример подобного воздействия – кристаллизация.


В период с 1910 по 1925 гг. появился целый ряд архитектурных объектов, как бы составленных из геометрических и кристаллических структур. Кубистический стиль нашел свое отражение не только в проработке фасадов, но и в скульптуре, в оформлении интерьеров, в коллекциях мебели.


К кубизму можно относиться по-разному. Этот стиль вызывает у людей совершенно разные чувства – от восторга до полного неприятия, но сами чехи своим архитектурным кубизмом невероятно гордятся.


Но, как бы то ни было, нельзя не признать, что чешский кубизм – недолгое, но уникальное явление, не имеющее аналогов в мировой архитектуре.


Давайте вместе совершим небольшую прогулку по «кубистической» Праге.


Дом «У черной мадонны» / U Černé Matky Bożi (Ovocný Trh 19/569)


Угловое здание темно-оранжевого цвета построено в 1912 году для торгового дома (арх. Josef Gočár (1880-1945)).


Первый этаж предназначался под магазин, на втором этаже – кафе с оригинальным кубистическим интерьером. Остальные этажи занимали служебные помещения и жилые квартиры. При осмотре дома легко «читается» его железобетонная конструкция.


Угловой фасад не плоский, а как будто слегка «переломленный». Венчает здание двухэтажная мансарда с черепичной крышей.


Сейчас в доме расположен Музей кубизма.









Дом “Diamant” (Spálená 4/82)


Угловой дом с квартирами и конторами построен в 1912-1913 г.г. (арх. Emil Králiček (1877-1930) и Matěj Blecha (1861-1919)).










Верхний этаж здания украшен скульптурами.






Очень интересны металлические флагштоки на фасаде.




Уличный фонарь (Jungmannovo náměsti)




Двойная вилла (Tychonova, дом № 4-6/268, 269)


Построена в 1912-13 г.г., архитектор Josef Gočar. Левая часть дома перестроена, вернее, обезличена, а правая – сохранила кубистическое оформление фасада.










Представителем «радикального» кубизма был архитектор Josef Chochol (1880-1956), ученик Отто Вагнера, построивший несколько оригинальных зданий в пражском районе Вышеград.


Вилла Kovařovič (Libušina 3/49)


Построена в 1912-1913 г.г. (арх. Josef Chochol). Уличный фасад плоский с кубистично оформленными окнами и входом.









Садовый фасад напоминает кристалл.





В стиле кубизма выполнены стена и решетка садовой ограды, лестница и общее оформление сада.





Ансамбль из трех домов (Rašinovo nábřeżi 6-10/42,47,71)


Группа из трех домов построена в 1912-1913 г.г. (арх. Josef Chochol).









Тимпан среднего дома украшен рельефом со сценами из чешской мифологии.





Главные фасады и входы боковых зданий расположены по торцам комплекса. Эти фасады украшены эркерами со сложными оконными переплетами.





Доходный дом (Neklanova 30/98)


Дом построен в 1913-1914 г.г. (арх. Josef Chochol). Знаменитая постройка архитектора занимает неудобный остроугольный участок на косогоре. Острый угол здания оформлен восьмигранной колонной, поддерживающей похожий на зонтик карниз.


Оба фасада здания хорошо просматриваются с угла, давая возможность охватить взглядом всю постройку целиком.











Доходный дом (Neklanova 2/56)


Здание построено в 1913 г. (арх. Antonin Belada), видимо, под влиянием работ J. Chochol. Очень интересен тяжелый выступающий карниз.









Жилой дом (Vratislavova 24/20)


Здесь же на Вышеграде по соседству с яркими кубистическими творениями J. Chochol находится дом, который, строго говоря, нельзя отнести к чистому кубизму. Но мы все-таки обратим внимание читателей на кубистические элементы оформления его фасада.









После окончания Первой мировой войны и образования независимой республики чешские архитекторы занялись поисками национального стиля. В результате вышло нечто среднее между чешским кубизмом и западноевропейским ар-деко. Острые грани элементов фасадов сменились пышными орнаментами, состоящими из кругов, цилиндров, сегментов. Это направление позднего кубизма получило название «рондокубизм».


«Дом товарищества учителей» (Elišky Krásnohorské 10-14/123, 1021, 1037)


Блок из трех домов построен в 1919-1921 г.г. (арх. Otokar Novotný (1880-1959)). Формы здания – кубистические, но мягкое цветовое решение фасада уже ближе к рондокубизму (кубистическая архитектурная композиция обычно однотонная). Замечательны элементы оформления: оконные рамы, входы в подъезды. Высокая тяжелая черепичная крыша усиливает ощущение легкости и хрупкости фасада.


В средней части здания находятся 2-х комнатные квартиры, в боковых частях – 3-х комнатные.















Adria (Jungmannova 31/36)


Здание итальянской страховой компании “Riunione Adriatica di Sicurita” построено в 1922-25 г.г. (арх. Pavel Janák (1882-1956) и Josef Zasche).


Дом с двумя угловыми башенками напоминает северо-итальянский ренессансный дворец.


Оба фасада богато украшены геометрическим орнаментом и скульптурой (авторы - Jan Štursa, Otto Gutfreund). Между башнями – скульптура, изображающая аллегорию мореходства и мореплавания.














Legio-Bank (Na Pořiči 24/1046)


Банк легионеров построен в 1921-23 г.г. (арх. Josef Gočár (1880-1945)).


Фасад здания выполнен в красно-белых национальных цветах. Первые два этажа украшают четыре колонны и горельефы, посвященные чешским легионерам (автор - Jan Štursa). Барельеф, протянувшийся вдоль всего фасада над вторым этажом, повествует о возвращении легионеров на родину (автор - Otto Gutfreund).


Основными элементами оформления и фасада, и интерьера являются круги, цилиндры и сегменты. Даже окна здания не плоские.












В банке потрясающий операционный зал со стеклянным потолком. Конструкция зала очень напоминает операционный зал в здании Sparkasse Отто Вагнера в Вене. Правда, отделка вагнеровского зала элегантна и лаконична, а пражский зал напоминает роскошный павлиний хвост (фото из книги об архитектуре Праги, снимать в зале запрещено).




Доходный дом (Kamenická 35/811)


Здание с темным и пластичным загадочным фасадом построено в 1923-24 г.г. (арх. Otokar Novotný (1880-1959)). Первый этаж украшают колонны с коническими пилястрами, и кажется, что они с большим трудом удерживают на себе вес фасада.






Доходный дом (Čechova 29/587)


Дом построен в 1923-24 г.г. (арх. Kamil Rošrot (1882-1945)).


Строгий фасад без каких-либо украшений просто поделен на прямоугольники. Это уже грань позднего кубизма и входящего в моду пуризма.


Первоначально квартиры 2-го и 3-го этажей были двухэтажными. В 30-е годы они были переделаны, и тогда же был изменен размер окон, выходящих на улицу. До 1935 г. в этом доме жил архитектор Josef Gočár, автор домов, о которых мы говорили выше.





Во второй половине 1920-х годов с появлением новых тенденций в архитектуре чешский кубизм, так и не ставший широко распространенным явлением, сошел на нет.

Для кубизма в живописи были необходимы студии художников Пикассо и Брака, но кубизм в архитектуре - это чисто чешский мировой уникум. Чехия, пожалуй, является единственной страной в мире, где кубизм отразился в конкретных зданиях. Давайте изучать неповторимую игру света и тени!

Поездка к Черной Богоматери

Чешский кубизм, художественный стиль, нашедший применение в искусстве и дизайне Центральной Европы в первой половине ХХ века, представлен в пражской архитектуре. Настоящей жемчужиной является, прежде всего, дом "У Черной Богоматери" на углу улицы Целетна в Праге , построенный в 1911-1912 годах по проекту архитектора Йиржиго Гочара . Здание отличается не только фасадом, но и кубистическим планом, а главное, проникновением кубизма в интерьер. На первом этаже находится кафе "Grand Café Orient" , для которого архитектор Гочар спроектировал серию стильных элементов, например бар, люстры и фонари. В духе кубизма был построен также павильон Гочара на Курорте Богданеч . Еще одной из работ Гочара является рядом с городом и гимназия в городе .

Лампа в стиле кубизм

В строительстве зданий в стиле кубизм в Чехии приняли участие и другие архитекторы. В Праге неподалеку от находится дом в стиле кубизм Diamant, а на набережной Rašínovo nábřeží вы можете пройти вокруг Тройного дома работы Йозефа Чохола. Практически на вершине среднего из зданий вы увидите скульптуру, которая отражает предание о находяшемся неподалеку .
В Праге также стоит единственный фонарный столб в стиле кубизм. Данная лампа была построена по проекту архитектора Эмиля Зайичка и находится на площади Jungmanovo náměstí. В стиле кубизм выполнен как столб, так и сам фонарь.

Кубизмом не закончилось

После Первой мировой войны из кубизма развился новый художественный стиль - рондокубизм . Его типичным примером является здание бывшего банка Чехословацкого легиона на пражской улице На поржичи, где первоначальные строгие геометрические грани, кубы и пирамиды были сглажены и приобрели дугообразные округлые формы в духе традиционного славянского стиля . Рондокубизм также нашел свое место и в индустриальной архитектуре.

Кубистические галереи и музеи

Хотите узнать о кубизме больше? Посетите постоянную экспозицию Национальной галереи , посвященную искусству ХХ и XXI века в пражском Выставочном дворце . Атмосферу начала ХХ века Вы можете почувствовать и в кубистической вилле Бауэра в Либодржице, где находится Музей Йозефа Гочара и галерея кубистического дизайна .

Прага – это наглядная Большая Архитектурная Энциклопедия. В ней есть всё от романских построек до творений 21-го века. Правда, всё это в той или иной мере можно увидеть и во многих других местах. Но есть в Праге нечто, чего нет ни в одной другой стране мира. Да-да, речь идет о «чешском кубизме».
«Кубизм» для большинства людей – это родившееся в начале 20-го века во Франции авангардистское течение в изобразительном искусстве. Но примерно в то же время ряд чешских архитекторов попытались воплотить живописные принципы Пикассо и Брака в архитектуре, создав свой неповторимый стиль, получивший название «чешский кубизм». Основы его художественной программы разработал архитектор Павел Янак (Pavel Janák (1882-1956)), ученик Отто Вагнера. Суть теории Янака сводилась к тому, что в природе существует некая сила, деформирующая материю и заставляющая эту материю принимать новую форму. Самый яркий пример подобного воздействия – кристаллизация.
В период с 1910 по 1925 г. появился целый ряд архитектурных объектов, как бы составленных из геометрических и кристаллических структур. Кубистический стиль нашел свое отражение не только в проработке фасадов, но и в скульптуре, в оформлении интерьеров, в коллекциях мебели.
К кубизму можно относиться по-разному. Этот стиль вызывает вызывает у людей совершенно разные чувства – от восторга до полного неприятия, но сами чехи своим архитектурным кубизмом невероятно гордятся.
Но, как бы то ни было, нельзя не признать, что чешский кубизм – недолгое, но уникальное явление, не имеющее аналогов в мировой архитектуре.
Давайте вместе совершим небольшую прогулку по «кубистической» Праге.

Дом «У черной мадонны»
(U Černé Matky Bożi, Ovocný Trh 19/569)
Угловое здание темно-оранжевого цвета построено в 1912 году для торгового дома (арх. Josef Gočár (1880-1945)).
Первый этаж предназначался под магазин, на втором этаже – кафе с оригинальным кубистическим интерьером. Остальные этажи занимали служебные помещения и жилые квартиры. При осмотре дома легко «читается» его железобетонная конструкция.
Угловой фасад не плоский, а как будто слегка «переломленный».
Венчает здание двухэтажная мансарда с черепичной крышей.
Дом недавно отреставрирован и сейчас в нем расположен Музей кубизма.



Дом “Diamant”
(Spálená 4/82)
Угловой дом с квартирами и конторами построен в 1912-1913 г.г. (арх. Emil Králiček (1877-1930) и Matěj Blecha (1861-1919)).

Верхний этаж здания украшен скульптурами.

Очень интересны металлические флагштоки на фасаде.

Кубизм создал важную связь между искусством начала 20-го века и архитектурой. Исторические, теоретические и социально-политические отношения между авангардными практиками в живописи, скульптуре и архитектуре имели значительные последствия во Франции, Германии, Нидерландах и Чехословакии. Хотя существует много точек пересечения между кубизмом и архитектурой, однако провести между ними можно только несколько прямых связей. Чаще всего соединения производятся путём упоминания общих формальных характеристик: огранки формы, пространственной двусмысленности, прозрачности и множественность.

Архитектурный интерес кубизма, сосредоточен на распаде и соединении трехмерных форм, используя простые геометрические формы, наложенные друг на друга без иллюзий классической перспективы. Различные элементы можно добавить, сделать прозрачными или проникающими друг в друга, сохраняя при этом их пространственные отношения. Кубизм стал влиятельным фактором в развитии современной архитектуры с 1912 года (Кубистский дом Раймон Дюшан-Вийона и Андре Маре), развиваясь параллельно с архитекторами Петером Беренсом и Вальтером Гропиусом, благодаря упрощению проектирования зданий, использованию материалов, пригодных для промышленного производства и более широкому использованию стекла.

Ле Корбюзье, Центр Ле Корбюзье (Музей Хайди Вебер) в Цюрихе, квартал Зеефельд (Цюриххорн), фото duncid - KIF_4646_Pano ,

Кубизм в архитектуре стремился к стилю, который бы не нуждался в отсылке к прошлому. Таким образом, то, что стало революцией в живописи и скульптуре, направили на «глубокую переориентацию изменившегося мира». Кубофутуристические идеи Филиппо Томмазо Маринетти повлияли на отношения в авангардной архитектуре. Влиятельное движение «Стиль» использовало эстетические принципы неопластицизма, разработанный Питом Мондрианом под влиянием кубизма в Париже. Благодаря Джино Северини «Стиль» также был связан с кубистическими теориями через труды Альбера Глеза. Однако объединение основных геометрических форм с характерной красотой и легкостью промышленного использования - которое предвосхищал Марсель Дюшан в 1914 году - оставили основателям пуризма Амеде Озанфану и Шарль-Эдуар Жаннере (более известному как Ле Корбюзье), которые совместно выставляли картины в Париже, и в 1918 году опубликовали книгу «После кубизма». Амбиции Ле Корбюзье должны были перенести особенности его собственного стиля из кубизма в архитектуру. Между 1918 и 1922 годами Ле Корбюзье сосредоточил свои усилия на пуристической теории и живописи. В 1922 году он со своим двоюродным братом Жаннере открыли студию в Париже на Рю де Севр 35. Его теоретические исследования вскоре распространились на множество различных архитектурных проектов.

Раймон Дюшан-Вийон, макет La Maison Cubiste (Кубистического дома). Изображение опубликовано в Les Peintres Cubistes Гийомом Аполлинером 17 марта 1913 года.

La Maison Cubiste (Кубистский дом)

В «Осеннем салоне» 1912 года была выставлена архитектурная инсталляция, которая быстро стала известна как Maison Cubiste (Кубистский дом), подписанная Раймон Дюшан-Вийоном и Андре Маре вместе с группой соавторов. Метценже и Глез в манифесте «О кубизме», написанном во время сборки «Maison Cubiste», написали о независимой природе искусства, подчеркнув, что декоративные аспекты не должны управлять духом искусства. Декоративная работа для них была «антитезой изображения». «Истинное изображение» писали Метценже и Глез, «несёт свой raison d"être (смысл) в себе. Его можно перенесен из церкви в гостиную, из музея в рабочий кабинет. По сути независимое, неизбежно завершенное, оно не обязательно сразу же удовлетворит ум: наоборот, оно должно привести его, мало-помалу, к фиктивным глубинам, в которых пребывает свет. Оно не гармонирует с тем или иным ансамблем; оно гармонирует с вещами в целом, с вселенной: это организм... ». «Ансамбли Маре были приняты в качестве обрамления кубистических работ, потому что позволили картинам и скульптурам сохранить свою независимость», пишет Кристофер Грин «создавая игру контрастов, в результате участия не только самих Глеза и Метценже, а и Мари Лоренсиана, братьев Дюшан (Раймонд Дюшан-Вийона разработавшего фасад) и старых друзей Маре, Леже и Роже де ла Френе. La Maison Cubiste был полностью меблированным домом с лестницей, перилами из кованого железа, гостиной - салон Буржуа, где висели картины Марселя Дюшана, Метценже («Женщина с веером»), Глеза, Лоренсина и Леже, и спальней. Он был примером L"art décoratif (декоративного искусства), домом в котором кубистическое искусство отображено в комфорте и стиле современной, буржуазной жизни. Зрители на «Осеннем салоне» проходили через полномасштабную 10-на-3-метровую гипсовую модель первого этажа фасада, спроектированного Дюшан-Вийоном. Эта архитектурная инсталляция была впоследствии выставлена на «Арсенальной выставке» 1913 года в Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне, и указана в каталоге Нью-Йоркской выставки как Раймон Дюшан-Вийон, номер 609 и под названием «Фасад архитектурный, штукатурный».

фото: Ymblanter, Кубистский дом (Многоквартирное здание) , архитектор Йосеф Хохол, Прага-2, Вышеград, Некланова 98/30,

Оригинальная кубистская архитектура встречается очень редко. Существует только одна страна в мире, где кубизм действительно применялся к архитектуре - а именно Богемия (сегодня Чехия) и особенно в её столице Праге. Чешские архитекторы были первыми и теми единственными в мире, кто когда-либо проектировал оригинальные здания в стиле кубизм. Кубистская архитектура процветала в основном в 1910-1914 годах, но здания в стиле кубизм или под его влиянием также строились после Первой мировой войны. После войны в Праге развился архитектурный стиль, называемый рондокубизм, объединение кубистской архитектуры с круглыми формами.

В своих теоретических правилах архитекторы, работавшие в стиле кубизм, выразили потребность в динамизме, который бы превалировать над сущностью и покоем, содержащиеся в нём, через творческую идею, так чтобы результат вызывал у смотрящего чувство динамизма и выразительной пластичности. Это должно быть достигнуто через формы, полученные из пирамид, кубов и призм, расположение и сопоставление наклонных поверхностей, главным образом треугольных, скульптурных фасадов в выступающих кристалоподобных элементах, похожих на так называемую бриллиантовую огранку, или даже ячейки, которые напоминают позднюю готическую архитектуру. Таким образом, всем поверхностям фасадов предаётся форма, включая даже фронтоны и мансардные окна. Решетки, а также другие архитектурные украшения приобретают трехмерные формы. При этом были созданы новые формы окон и дверей, например гексагональные окна. Чешские архитекторы-кубисты также создавали кубистическую мебель.

Ведущими архитекторами кубизма были: Павел Янак, Йозеф Гочар, Властислав Гофман, Эмиль Краличек и Йосеф Хохол. Они работали в основном в Праге, но также и в других чешских городах. Самым известным кубистским зданием считается Дом «У Чёрной Матери Божьей» в Старом городе Праги, построенный в 1912 году Йозефом Гочаром с единственным кубистическим кафе в мире «Гранд кафе Ориент» (Grand Café Orient). Властислав Гофман построил входные павильоны Дяблицкого кладбища в 1912-1914 годах, Йосеф Хохол спроектировал несколько жилых домов под Вышеградом. Недалеко от Вацлавской площади также сохранились кубистические фонари, разработанные Эмилем Краличеком в 1912 году, который также построил Diamond House в Новом городе Праге приблизительно в 1913 году.

Дом «У Чёрной Матери Божьей» в Праге, построен Йозефом Гочаром в 1912 году, фото: VitVit ,

Вилла Коваржовица в Праге построенная Йосефом Хохолем (Kovařovicova vila, Praha 2-Vyšehrad, Libušina 49/3, Rašínovo nábřeží 49/28), фото: Enfo,

теги: архитектура общественных зданий, кубизм




- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарий: