Из жизни ушел актер невероятного таланта и обаяния алексей баталов. Из жизни ушел актер невероятного таланта и обаяния алексей баталов Алексей баталов первый канал

«Дорогой мой человек», «Летят журавли», конечно же, «Москва слезам не верит». Все эти фильмы ассоциируются с Алексеем Баталовым. 15 июня его не стало. Актер невероятного таланта и обаяния - в его Гогу были влюблены, пожалуй, все женщины Советского Союза. Искренность в кадре и в жизни, интеллигентность и утонченные манеры всегда были отличительными чертами Алексея Владимировича.

Из множества фильмов о войне зрители сердцем выбрали именно «Летят журавли». За пронзительность и искренность. В этом Алексей Баталов был абсолютно уверен. И говорил, что не играл, а проживал за того парня.

«Понимаете, это не роль. Вообще, там какая-то роль. А это для меня живые люди. Мой двоюродный брат погиб на войне. Он реальный для меня человек, абсолютно реальный. И это реальные потери, а не то, что я из книжек узнал», - рассказывал Алексей Баталов.

«И я, и все, кто снимались, как-то старались все-таки поклониться и быть достойными тех, кто на самом деле стоял под этими пулями и был на этих болотах», - говорил актер.

Все, что умел, все, чему научила жизнь - пригодилось потом на съемках. В армии крутил баранку грузовика, и в «Деле Румянцева» обошелся без дублеров. А когда распорол лицо, то собрал его, как новенькое, точно такой же военный хирург - с характером и принципами.

Первое, что он увидел в жизни - театральные декорации. Родители Баталова ютились в комнате во дворе МХАТа, у них гостили великие Ахматова и Пастернак. А в эвакуации маленький Алеша читал раненым солдатам стихи. И на встрече со зрителями рассказал однажды, как его потрясли бойцы.

«Мне тогда пришло в голову, что, вот, лежит дядя без руки, пол-лица нет. И что это он отдал руку за меня. А я стою, ему пою или читаю стишок. И для меня эти люди войны накрепко связаны с моей собственной судьбой», - говорил Алексей Баталов.

Возможно, одного из тех самых фронтовиков - инвалида войны, сосланного, дабы не портил вид столицы, на Валаам, Алексей Баталов сыграет позднее с той душевной болью, которую невозможно не ощутить.

Своим учителем он считал Иосифа Хейфица, называл его папой Карло, сделавшим из полена актера. Но аристократизм, который так обожали поклонницы Баталова, совершенно реальный. Потомок старинного татарского и польского родов, вовсе не считал своих экранных героев такими уж романтическими.

«Вот вам бы хотелось, чтобы ваш муж вас посадил на скамью подсудимых, да еще беременную? А это «Живой труп». Вам хочется, чтобы ваш муж ходил в гостиницу к другой даме? Но все, кто смотрят кино, думают, что они как раз дама с собачкой, а не жена», - отмечал Алексей Баталов.

Чтобы добиться достоверности, стать интеллигентом XIX века, Баталов несколько месяцев ходил по Москве с тростью. А потом год - помогала жена-циркачка! - учился ходить по канату ради одной минуты на экране.

Во ВГИК, где Алексей Баталов много лет учил профессии молодых актеров, искренне отдавая всего себя, сегодня его коллеги с трудом подбирают слова. Душат слезы.

«Мне трудно что-либо сказать. Если вы видели его картины, по ним можно было судить о его человеческих качествах. Таким он был и педагогом, очень внимательным», - говорит Игорь Ясулович.

«Планета уходит. Вот уходит один из самых интеллигентных людей. Один диалог между Смоктуновским и Баталовым в «Девяти днях одного года» чего стоит. Это потрясающе!» - отмечает Александр Михайлов.

Своим голосом - бархатным, обволакивающим и сразу узнаваемым - Алексей Баталов отказался читать «Малую Землю» Брежнева на советском радио, как отказался однажды играть Ленина. Тратился только на то, что считал достойным себя и нужным людям.

Режиссер Владимир Меньшов долго уговаривал Баталова на эту роль. Кто же знал, что она станет для Алексея Владимировича главной в жизни? Только он мог сыграть простого слесаря так, что в него влюбится не просто женщина, а директор завода, и в это поверят все.

«Фильм не уходил с экранов, не уходил из сердец людей. Было всегда много восторгов. Я думаю, они останутся и будут большими и с уходом этого прекрасного человека», - сказала Вера Алентова.

В последний раз Алексей Баталов снялся в кино в римейке «Карнавальной ночи». Отказывал всем, но, Эльдару Рязанову не смог. Говорил, что не понимает героев нового времени, не чувствует их своим сердцем, а значит, не сможет и сыграть.

В своем последнем интервью Алексей Владимирович обратился к своим зрителям, и к тем, кто просто смотрели, и к тем, кто любили то, что он сделал. Ведь это - самое дорогое, что он мог оставить:

«От всего сердца, от всей души благодарю людей, которые приняли как-то эти фильмы. И где-то когда-то это до меня доходило. И вот представьте себе, что это как награда, как дыхание...»

Уговорить его на этот фильм оказалось делом не простым, но в итоге получился почти монолог Артиста.

Народный артист СССР, Герой Социалистического труда Алексей Владимирович Баталов давно и заслуженно пользуется всеобщим зрительским обожанием. Что шофер Сашка из картины «Дело Румянцева», что Гоша из фильма «Москва слезам не верит», что Тибул из «Трех толстяков», все эти, да и многие другие герои, сыгранные на экране Баталовым, кажется и сегодня живут среди обычных людей - настолько они убедительны в исполнении артиста. Но самое удивительное, что у Баталова не такой длинный послужной список - он снялся всего в 34 фильмах, причем главных ролей у актера - 20.

Родился Баталов во Владимире, но все детство его прошло в Москве. Мама Алексея довольно быстро разошлась с папой мальчика, и воспитывал его отчим - писатель-сатирик, карикатурист Виктор Ардов. В их доме на Ордынке бывали Цветаева, Зощенко, Пастернак, а Анна Ахматова всегда жила у Ардовых, когда приезжала из Ленинграда в Москву. Когда Алексей Баталов стал популярным артистом, Ахматова, в очередной раз, приехав в столицу, прямо с порога громко заявила: «Я, как и сто миллионов советских женщин, немедленно хочу видеть Баталова!»

Первое появление Баталова в кино случилось в 1944 году в фильме «Зоя». Это была маленькая роль одноклассника Зои Космодемьянской. Но своим киноотцом Баталов считает ленинградского постановщика Иосифа Хейфица, открывшего Баталова в картине «Большая семья» и снимавшего Алексея в главных ролях во многих своих картинах.

В первый раз Баталов женился на своей давней знакомой Ирине, дочери художника Константина Ротова. Кстати, именно Ротов, иллюстрируя книгу Сергея Михалкова «Дядя Степа», срисовал доброго милиционера со своего зятя - Баталова. Эти рисунки можно и сегодня узнать, открыв старое издание михалковских стихов - действительно похож! У Алексея и Ирины родилась дочь Надя, но этот брак оказался не прочным и вскоре распался.

Во второй половине 50-х Баталов много снимался на киностудии «Ленфильм», поэтому жил в поездах между двумя столицами. В итоге он принял решение оставить Москву и поселиться в Ленинграде. Там же, в северной столице, в цирке, он встретил очаровательную Гитанну Леонтенко, которая и стала его второй супругой.

Когда Баталов решил поставить фильм «Три толстяка» и сыграть там главную роль Тибула, то почти год жена учила Баталова ходить по канату, чтобы он сам, без дублеров, прошел в кадре по натянутой проволоке на высоте 15 метров, хотя этот эпизод в фильме длится всего около минуты. А вскоре после премьеры ленты, у Баталовых родилась дочь Маша. К сожалению, из-за неграмотных действий врача - рожала Гитанна тяжело - Маша получила родовую травму и детский церебральный паралич. С тех пор жизнь семьи Баталовых полностью подчинена борьбе за здоровье дочери. Правда и сама Маша делает все, чтобы активно жить - она окончила сценарный факультет ВГИКа, а сейчас пишет сказки - недавно вышла ее очередная книга.

После 1972 года, когда на съемках фильма «Игрок» Баталова-режиссера обвинили в том, что он заставляет советских артистов играть в буржуазные игры и дело дошло до серьезных разбирательств, Алексей Владимирович стал задумываться о возвращении в Москву. Вскоре он и его семья простились с городом на Неве. Но и в Москве не все шло гладко. После шумного успеха картины Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» многие режиссеры и администрация «Мосфильма» пытались делать все, чтобы Госкино СССР ни в коем случае не выдвинуло этот фильм на «Оскар». Нервы потрепали и режиссеру, и актерам, а когда по советскому телевидению сообщили, что именно эта советская лента получила премию американской киноакадемии - в СССР этому просто не поверили, ведь новость передали… 1 апреля!

После 1991 года Баталову приносили множество сценариев, звали на главные роли в разных картинах, но актер отказал практически всем. Он объясняет это тем, что героев, которых ему предлагали играть, он сам не чувствует, не знает, не понимает, поэтому и отказал многим коллегам. Хотя, как он сам признает, очень нужны были деньги.

Алексей Баталов, как и почти все герои, им сыгранные, удивительно открыт, добродушен, благороден и тверд в своих решениях. Он - настоящий русский интеллигент, которого не смогли сломить и озлобить никакие испытания. А еще - Баталов очень благодарен за все, что было в его жизни. И особенно - за настоящее кино.

В фильме принимают участие :

Алексей Баталов, актер;

Гитанна Леонтенко, супруга А.Баталова;

Владимир Иванов, друг семьи Баталовых;

Михаил Цивин, юрист;

протоиерей Михаил Ардов, брат А.Баталова;

Юрий Норштейн, режиссер-мультипликатор;

Наталья Дрожжина, актриса;

Федор Егоров, зав. отделом Библиотеки киноискусства им. С.Эйзенштейна.

Продюсеры : Тарас Макаров, Иван Цыбин, Светлана Колосова

Производство : ООО "МИРмедиа" по заказу АО "Первый канал", 2017 г.

Последний раз Алексей Баталов появился на съемочной площадке в 2006 году, сыграв… самого себя, в фильме Рязанова «Карнавальная ночь-2». За эти годы Баталов-артист превратился в Баталова-писателя, у которого недавно вышел сборник мемуаров. Последние годы Алексей Владимирович почти не появлялся перед публикой и не сильно жаловал телевизионных гостей. Уговорить его на этот фильм оказалось делом не простым, но в итоге получился почти монолог Артиста.

Народный артист СССР, Герой Социалистического труда Алексей Владимирович Баталов давно и заслуженно пользуется всеобщим зрительским обожанием. Что шофер Сашка из картины «Дело Румянцева», что Гоша из фильма «Москва слезам не верит», что Тибул из «Трех толстяков» - все эти, да и многие другие герои, сыгранные на экране Баталовым, кажется и сегодня живут среди обычных людей - настолько они убедительны в исполнении артиста. Но самое удивительное, что у Баталова не такой длинный послужной список - он снялся всего в 34 фильмах, причем главных ролей у актера - 20.

Родился Баталов во Владимире, но все детство его прошло в Москве. Мама Алексея довольно быстро разошлась с папой мальчика, и воспитывал его отчим - писатель-сатирик, карикатурист Виктор Ардов. В их доме на Ордынке бывали Цветаева, Зощенко, Пастернак, а Анна Ахматова всегда жила у Ардовых, когда приезжала из Ленинграда в Москву. Когда Алексей Баталов стал популярным артистом, Ахматова, в очередной раз, приехав в столицу, прямо с порога громко заявила: «Я, как и сто миллионов советских женщин, немедленно хочу видеть Баталова!»

Первое появление Баталова в кино случилось в 1944 году в фильме «Зоя». Это была маленькая роль одноклассника Зои Космодемьянской. Но своим киноотцом Баталов считает ленинградского постановщика Иосифа Хейфица, открывшего Баталова в картине «Большая семья» и снимавшего Алексея в главных ролях во многих своих картинах.

В первый раз Баталов женился на своей давней знакомой Ирине, дочери художника Константина Ротова. Кстати, именно Ротов, иллюстрируя книгу Сергея Михалкова «Дядя Степа», срисовал доброго милиционера со своего зятя - Баталова. Эти рисунки можно и сегодня узнать, открыв старое издание михалковских стихов - действительно похож! У Алексея и Ирины родилась дочь Надя, но этот брак оказался непрочным и вскоре распался.

Во второй половине 50-х Баталов много снимался на киностудии «Ленфильм», поэтому жил в поездах между двумя столицами. В итоге он принял решение оставить Москву и поселиться в Ленинграде. Там же, в северной столице, в цирке, он встретил очаровательную Гитанну Леонтенко, которая и стала его второй супругой.

Когда Баталов решил поставить фильм «Три толстяка» и сыграть там главную роль - Тибула, - то почти год жена учила Баталова ходить по канату, чтобы он сам, без дублеров, прошел в кадре по натянутой проволоке на высоте 15 метров, хотя этот эпизод в фильме длится всего около минуты. А вскоре после премьеры ленты у Баталовых родилась дочь Маша. К сожалению, из-за неграмотных действий врача - рожала Гитанна тяжело - Маша получила родовую травму и детский церебральный паралич. С тех пор жизнь семьи Баталовых полностью подчинена борьбе за здоровье дочери. Правда, и сама Маша делает все, чтобы активно жить - она окончила сценарный факультет ВГИКа, а сейчас пишет сказки - недавно вышла ее очередная книга.

После 1972 года, когда на съемках фильма «Игрок» Баталова-режиссера обвинили в том, что он заставляет советских артистов играть в буржуазные игры и дело дошло до серьезных разбирательств, Алексей Владимирович стал задумываться о возвращении в Москву. Вскоре он и его семья простились с городом на Неве. Но и в Москве не все шло гладко. После шумного успеха картины Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» многие режиссеры и администрация «Мосфильма» пытались делать все, чтобы Госкино СССР ни в коем случае не выдвинуло этот фильм на «Оскар». Нервы потрепали и режиссеру, и актерам, а когда по советскому телевидению сообщили, что именно эта советская лента получила премию американской киноакадемии - в СССР этому просто не поверили, ведь новость передали… 1 апреля!

После 1991 года Баталову приносили множество сценариев, звали на главные роли в разных картинах, но актер отказал практически всем. Он объясняет это тем, что героев, которых ему предлагали играть, он сам не чувствует, не знает, не понимает, поэтому и отказал многим коллегам. Хотя, как он сам признает, очень нужны были деньги.

Алексей Баталов, как и почти все герои, им сыгранные, удивительно открыт, добродушен, благороден и тверд в своих решениях. Он - настоящий русский интеллигент, которого не смогли сломить и озлобить никакие испытания. А еще - Баталов очень благодарен за все, что было в его жизни. И особенно - за настоящее кино.

В фильме принимают участие:

Алексей Баталов, актер;

Гитанна Леонтенко, супруга А.Баталова;

Владимир Иванов, друг семьи Баталовых;

Михаил Цивин, юрист;

протоиерей Михаил Ардов, брат А.Баталова;

Юрий Норштейн, режиссер-мультипликатор;

Наталья Дрожжина, актриса;

Федор Егоров, зав. отделом Библиотеки киноискусства им. С.Эйзенштейна.

Продюсеры: Тарас Макаров, Иван Цыбин, Светлана Колосова

Производство: ООО «МИРмедиа» по заказу АО «Первый канал», 2017 г.