Как объяснить что шариков выбирает имя. Почему из шарика не получился человек. Воздушный шарик в качестве реактивного двигателя

June 16th, 2013

1. Фокус с протыканием шарика.

Понадобится надутый воздушный шарик(если такового не имеется, или имеется, но он сдут - то увы, фокус не получится), скотч, металлическая спица или длинное шило. Реально длинное. Здоровенное такое.

Обязательно предупредите ребенка, что шарик после этого фокуса хоть и не ёб... эээ... лопнет, но будет безвозвратно испорчен. И после этого единственный фокус, который будет доступен - это "шарик в горшочке" по рецепту Иа-Иа.

Незаметно для ребенка(включите ему телевизор на время) наклейте кусочки скотча на диаметрально противоположные точки шарика. Лучше будет, если эти точки близки к "полюсам" (т.е. верхушка и самый низ). Тогда фокус может получится даже без скотча.

Объявите, что сейчас проткнете шар, а он не лопнет! Объявите еще раз, так как ребенок из-за телевизора вас не заметил. Выключите телевизор. Успокойте ребенка. Смело втыкайте шило или спицу так, чтобы они проходили через заклеенные скотчем участки! Успокойте испуганного ребенка, прокляните человека, писавшего этот мануал, изготовителя порченных шариков и соберите ошметки шара из под обосравшегосяя ребенка.

Секрет фокуса в том, что хотя дырка образуется, то в идеале скотч не даст давлению разорвать шарик. А сама спица закроет собой дырочку, не позволяя воздуху выходить из нее.

2. Фокус с несгораемым шариком.

Понадобится свечка, один надутый и один(лучше 2-3) новый воздушный шар (этот второй шар надо наполнить водой из-под крана, или слюнями, или чем-нибудь подобным, а потом надуть и завязать так, чтобы жидкость осталась внутри).

Заранее убедите ребенка, что одному из шариков придет 3,14зд... эээ... он лопнет. Объясните, что всё в мире не вечно, всё когда-нибудь кончается и всех ждет смерть или иной способ прекращения существования. Успокойте ребенка. Убедите, что сейчас 3,14... эээ.. хана будет только шарику, остальные пострадать не должны, если рядом нет людей со слабыми сердцами.

Зажгите свечу, поднесите обычный шарик к огню - как только пламя его коснется - он лопнет.

А теперь "поколдуйте" над вторым шариком и объявите, что он больше не боится огня. Поднесите его к пламени свечи. Огонь будет касаться шара, но с ним ничего не произойдет!

Этот фокус наглядно демонстрирует такое физическое понятие как "теплопроводность". Секрет фокуса в том, что вода, слюни или сопли, находящиеся в шарике, "отбирают" все тепло свечи на себя, поэтому поверхность шарика не нагревается до опасной температуры. Главное не уроните шарик свечку, а то от содержимого придется очищать окружающих.

3. Сколько весит воздух?

Мы то знаем, что воздух вокруг нас - это пустота, ничто. Чтобы наглядно доказать это - можно провести этот опыт. Понадобятся рычажные весы и воздушный шарик. Если дома нет готовых весов, то можно использовать горизонтальную палочку, подвешенную на нитку за середину, или даже одежные "плечики".

Убедитесь, что весы хорошо уравновешены. После этого к одному концу весов подвесьте на ниточке воздушный шарик. А другой конец уравновесьте подходящим грузом. Столько весит надутый воздухом воздушный шарик (у нас вес шарика равнялся 8 пластмассовым монеткам). После этого выпустите воздух из шарика. Равновесие весов нарушилось! Злая магия в действии! Или же просто слюни вылетели вместе с воздухом.

1. Уравновешиваем грузиками весы с подвешенным воздушным шаром

2. Выпускаем воздух - груз перетягивает

3. Любуемся на злостное колдунство и радуемся необъяснимому шайтан-фокусу.


4. Шарик-магнит.

Понадобится надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги.

Потрите шарик о волосы. Лучше посильней и о чужие(постарайтесь выбрать человека которого не жалко, и он меньше вас, либо хуже бегает). Поднесите к кусочкам бумаги - они прилипнут на шарик как говно!

Опыт наглядно демонстрирует существование загадочного статического электричества. Когда мы трем шарик о волосы, он получает отрицательный электрический заряд. А так как разноименные заряды притягиваются, то к шарику притягиваются и бумажки, у которых есть кроме отрицательного и положительный заряд. Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана.

5. Притяжение шариков.

Одноименные электрические заряды отталкиваются, разноименные - притягиваются. Этот физический закон можно продемонстрировать, заряжая шарики от разных материалов. Если оба шарика наэлектризовать трением о волосы, то подвешенные за нитки рядышком, они будут друг от друга отклоняться (трением о волосы мы наэлектризовали шарики так, что они оба приобрели отрицательный заряд). А если один из шариков наэлектризовать о какую-нибудь синтетическую ткань, а другой о волосы, то шарики начнут друг к другу прилипать. Т.е. они получили разный заряд - один шарик положительный, а второй - отрицательный.

6. Воздушный шарик в качестве реактивного двигателя.

Принцип работы в том, что струя воздуха, вырывающаяся из шарика, после того, как его надули и отпустили, толкает машинку в противоположном направлении.

Если машинка достаточно легкая, то она может и улететь, так что закройте форточку заранее, и предупредите кота и рыбок.

7. Пневматический подъемник.

Во многих механизмах используют силу давления воздуха. Ее применяют в насосах, отбойных молотках, кузнечных мехах, станках на заводе и даже в обычной гармошке. Очень простую и наглядную модель пневматического подъемника можно сделать с помощью воздушного шара. Для этого понадобится не надутый шарик и какой-нибудь груз (мы вместо груза поднимали кузов игрушечного самосвала).

Кладем шарик, сверху него ставим кузов и начинаем надувать шарик. Кузов поднимается! Заставляем ребенка повторить несколько раз. Радуемся. Успокаиваем ребенка с лживым обещанием больше не устраивать подобных пыток.

8. Надуваем шарик углекислым газом.

В пластиковую бутылку через воронку насыпаем соду (мы насыпали 2 ст. ложки) и наливаем туда же немного столового уксуса (на глаз). Многим знаком этот опыт: так обычно показывают детям вулкан - в результате бурной химической реакции получается много пены, которая "убегает" из сосуда. Но в этот раз нас интересует не пена (это одна лишь видимость), а то, что получается в ходе этой реакции - углекислый газ. Он невидим! Но мы можем поймать его, если будем действовать быстро, ловко и со сноровкой. Т.е. сразу же натянем на горлышко бутылки воздушный шарик. Тогда можно будет увидеть, как выделяющийся углекислый газ надувает шар.

9. Фокус с надуванием шарика в бутылке.

Подготовьте две пластиковые бутылки и два ненадутых воздушных шара. Все должно быть одинаковым, за исключением того, что в одной бутылке в дне надо сделать незаметное маленькое отверстие. Натяните шарики на горлышки бутылок и заправьте их внутрь. Проследите, чтобы вам досталась бутылка с дырочкой - пусть ребенок, которому достанется целая бутылка, усрётся от усилий. Если перепутаете - сами понимаете чем это вам грозит. Ага, подорванная репутация и испачканные штаны.

Предложите устроить соревнование: кто первым надует шарик внутри бутылки? Итог этого соревнования предрешен (если вы не облажались с бутылкой) - ваш ребенок не сможет даже чуть-чуть надуть шар, а у вас это прекрасно получится.

Секрет фокуса пока не изучен учеными, так что не парьтесь над тем, как это работает. Главное запомнить - выбирать бутыль с дырой.

1. Готовим шарик с бутылкой для фокуса

2. Так выглядит надувание шара в целой бутылке

3. Так выглядит надувание шара в бутылке с проколотым дном

10. Худеющий и толстеющий шарик.

То, что различные тела и газы расширяются от тепла и сжимаются от холода, можно легко продемонстрировать на примере воздушного шара. (Можно конечно этот опыт показывать на своих яйцах... Но вдруг вы - женщина? Тогда только шарик спасет вас от проваленного эксперимента.)

В морозную погоду возьмите с собой на прогулку воздушный шар и там туго надуйте его. Если потом внести этот шарик в теплый дом, то он, скорее всего, лопнет. Это произойдет из-за того, что от тепла воздух внутри шара резко расширится и резина не выдержит давления.

Обратный опыт можно поставить с применением холодильника. Надуйте в теплой комнате воздушный шарик. С помощью портновского метра измерьте его окружность (у нас получилось 80,6 см). После этого положите шарик в холодильник на 20-30 минут. И снова измерьте его окружность. Вы обнаружите, что шарик "похудел" на почти на сантиметр (в нашем опыте он стал 79,7 см). Это произошло из-за того, что воздух внутри шарика сжался и стал занимать меньший объем.

1. Измеряем шарик

2. Кладем в холодильник

3. Достаем из холодильника и измеряем снова

11. Модель расширения Вселенной

Детям трудно понять тот факт, что наша Вселенная расширяется, но нет никакого центра этого расширения. Да что там детям, в мире много людей, которым это ни объяснить, ни доказать.

В общем, какой бы объект мы ни выбрали, остальные объекты от него удаляются во все стороны. Как это может быть, чтобы и от Земли все звезды и планеты "разбегались", и от далекой Альфа Центавра тоже "разбегались"? Где-то они же все скопятся? Или нет?

Расширение нашей Вселенной можно показать на модели из воздушного шарика, если вы не планируете делать операцию по увеличению сисек. Для этого надо перед тем как надувать шарик, нарисовать на нем несколько звездочек (только очень маленьких, ведь они при надувании сильно увеличатся). Попросите ребенка понаблюдать, что происходит с расстоянием между звездами, пока вы будете надувать воздушный шар. Звезды будут удалятся друг от друга, но так, что от каждой отдельно взятой звезды остальные будут разбегаться в разные стороны. Все от нее и ни одной к ней!

1. Измеряем расстояние от нашей звезды до других звезд

2. После того как шар надули, снова измеряем расстояния.

3. Пытаемся объяснить, почему на шарике звезды увеличились, а в реале - нет. Или да? Пьем водку и долго думаем над смыслом жизни.

12. Барабан из шарика.

Чтобы досадить незадачливым родителям - научите их ребенка делать простейший барабан: надо на консервную банку натянуть мембрану, сделанную из воздушного шарика.

Опыт демонстрирует то, что звук, который мы слышим, получается из-за колебаний воздуха и способен заколебать кого угодно. Мембрана из шарика от удара колышится, эти колебания по воздуху доходят до барабанной перепонки в нашем ухе, которая тоже начинает колебаться, а мозг эти колебания преобразует в сигналы, которые мы воспринимает как "звук".

13. Подслушивающее устройство из шарика.

Приложите надутый воздушный шарик к уху и послушайте - окружающие звуки будут слышны гораздо лучше. Если второй человек будет очень тихо шептать совсем рядом с поверхностью шара, то его голос будет слышаться как довольно громкий.

Дело в том, что в этом опыте воздушный шарик выступает как звуковая линза. Форма его поверхности собирает звуковые волны и направляет их в одну точку.

Запатентуйте этот слуховой аппарат.

Объясните ребенку, почему эта фишка не канает с подглядыванием.

Шарикова “расчеловечивает” прежде всего некто Клим Чу­гункин, прежний обладатель части его мозга - вор и алкоголик. Председатель домкома Швондер усугубил этот процесс, научив новоявленного жильца “отстаивать права” и устроив его на рабо­ту в организацию по уничтожению бродячих котов.

Выбор имени и отчества

Шариков выбирает имя и отчество для себя - Полиграф По­лиграфович - потому что так было написано в календаре на дате его рождения - 4 марта. Как всякий примитивный и вульгарный обыватель, Шариков очень любил всё яркое

и блестящее, нарочи­то выделяющееся. Он с подчёркнутым удовольствием носил ла­кированные блестящие ботинки, ядовито-голубой галстук, кото­рые Преображенский считал уродливыми, вот и имя выбрал себе “кричащее”. Апофеоз безвкусицы и вульгарности. С другой сто­роны, в послереволюционное время немало детей получили от родителей сходные имена. Правда, это были дети малообразо­ванных родителей.

В процессе образования Шарикова Швондер дал ему читать переписку Энгельса с Каутским - крупным немецким деятелем социал-демократического движения. Конечно, смысл переписки умнейших людей своего времени совершенно

недоступен не только для Шарикова, но и для самого Швондера. Но на тот мо­мент эта переписка, по всей видимости, считалась “модной” кни­гой, чтение которой означает принадлежность к определённым кругам.

Глоссарий:

  • как объяснить что шариков выбирает имя и отчество для себя полиграф полиграфович
  • что предлагает швондер прочитать шарикову в процессе его воспитания
  • как объяснить что шариков выбирает имя и отчество для себя полиграф
  • как объяснить что шариков выбирает имя и отчество
  • как объяснить что шариков выбирает имя и отчество для себя

Другие работы по этой теме:

  1. В начале и в самом конце романа Полиграф Полиграфович Шариков – это добрый и безобидный пес. Однако после неудачного эксперимента профессора Преображенского на свет является...
  2. Швондер Швондер – второстепенный персонаж в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”, пролетарий, новый глава домкома. Он сыграл немаловажную роль во внедрении Шарикова в общество....
  3. Повесть М. А. Булгакова “Собачье сердце” отражает послереволюционную эпоху 20-х годов – время нэпа. Реалистическое описание советской действительности этого времени сочетается в повести с повествованием...
  4. Для сатирического разоблачения примитивности, умст­венной ограниченности теоретиков и практиков “казарменно­го рая” Швондера и Шарикова писатель использует такие изобразительные средства, как диалоги и монологи этих пер­сонажей,...
  5. В сказках часто к зверям обращаются по имени – отчеству, уважая их или за хитрость, или за ум, или за могущество. Так в сказке “Кот...

В 1925 году, как отклик на происходившие в стране события, появилась сатирическая повесть М. Булгакова «Собачье сердце». И хотя изначально предполагалась публикация произведения в журнале «Недра», оно увидело свет лишь в 1987 году. Почему так случилось? Попробуем ответить на этот вопрос, проанализировав образ главного героя, Шарика-Полиграфа Полиграфовича.

Характеристика Шарикова и того, кем он стал в результате эксперимента, - важный момент для понимания идеи произведения. Московский совместно со своим ассистентом Борменталем задумал определить, способствует ли пересадка гипофиза омоложению организма. Эксперимент решили проводить на собаке. Донором же стал погибший люмпен Чугункин. К изумлению профессора, гипофиз не только прижился, но и способствовал превращению доброго пса в человека (или, скорее, человекоподобное существо). Процесс его «формирования» является основой повести, которую написал М. Булгаков, «Собачье сердце». Шариков, характеристика которого дается ниже, удивительно похож на Клима. Причем не только внешне, но и по и манерам. К тому же новые хозяева жизни в лице Швондера довольно быстро объяснили Шарикову, какие права он имеет в обществе и в доме профессора. В результате в спокойный привычный мир Преображенского ворвался сущий дьявол. Сначала Полиграфа Полиграфовича, затем попытка захватить жилплощадь, наконец, открытая угроза жизни Борменталя стали причиной того, что профессор провел обратную операцию. И очень скоро в его квартире вновь жил безобидный пес. Таково краткое содержание повести «Собачье сердце».

Характеристика Шарикова начинается с описания жизни бездомного пса, подобранного профессором на улице.

Уличная жизнь собаки

В начале произведения писатель изображает зимний Петербург через восприятие его бездомным псом. Замерзший и худой. Грязная, свалявшаяся шерсть. Один бок сильно обожжен - обварили кипятком. Это и есть будущий Шариков. Собачье сердце - характеристика животного показывает, что он был добрее того, кто из него потом получился - отозвалось на колбасу, и пес послушно пошел за профессором.

Мир для Шарика состоял из голодных и сытых. Первые были злыми и норовили причинить вред другим. По большей части они являлись «лакеями жизни», и пес их не любил, называя про себя «человеческими очистками». Вторых же, к которым сразу отнес профессора, считал менее опасными: они никого не боялись, а потому и других ногой не пинали. Таким изначально был Шариков.

«Собачье сердце»: характеристика пса «домашнего»

За неделю пребывания в доме Преображенского Шарик изменился до неузнаваемости. Он поправился и превратился в красавца. Сначала пес ко всем относился с недоверием и все думал, чего от него хотят. Он понимал, что просто так его вряд ли бы приютили. Но со временем настолько привык к сытной и теплой жизни, что его сознание притупилось. Теперь Шарик просто радовался и готов был сносить все, только бы его не отправили на улицу.

Профессора пес уважал - ведь это именно он взял его к себе. Кухарку полюбил, так как ее владения ассоциировались у него с самым центром рая, в котором он оказался. Зину воспринимал как прислугу, кем она на самом деле и являлась. А Борменталя, которого укусил за ногу, называл «тяпнутым» - доктор никакого отношения к его благополучию не имел. И хотя пес вызывает у читателя симпатию, уже сейчас можно заметить некоторые черты, которые потом обозначит характеристика Шарикова. В повести «Собачье сердце» изначально определяются те, кто мгновенно поверил новой власти и надеялся в одночасье выбраться из нищеты и «стать всем». Вот так же и Шарик променял свободу на еду и тепло - он даже ошейник, выделявший его среди прочих собак на улице, стал носить с гордостью. А сытая жизнь сделала из него собаку, готовую во всем угодить хозяину.

Клим Чугункин

Превращение пса в человека

Между двумя операциями прошло не более трех месяцев. Доктор Борменталь подробно описывает все те изменения, внешние и внутренние, которые происходили с собакой после операции. В результате очеловечивания получилось чудовище, унаследовавшее привычки и убеждения своих «родителей». Вот краткая характеристика Шарикова, собачье сердце в котором уживалось с частью мозга пролетария.

Полиграф Полиграфович имел неприятную внешность. Постоянно сквернословил и ругался. От Клима ему передалась страсть к балалайке, и, играя на ней с утра до вечера, он не думал о покое других. Имел пристрастие к алкоголю, сигаретам, семечкам. За все время так и не приучился к порядку. От пса унаследовал любовь к вкусной еде и ненависть к кошкам, лень и чувство самосохранения. Причем если на собаку еще можно было как-то повлиять, то Полиграф Полиграфович считал свою жизнь за чужой счет вполне естественной - к таким мыслям подводит характеристика Шарика и Шарикова.

«Собачье сердце» показывает, насколько эгоистичным и беспринципным был главный герой, осознавший, как легко заполучить все, что захочет. Это его мнение только укрепилось, когда он приобрел новых знакомых.

Роль Швондера в «формировании» Шарикова

Профессор и его ассистент тщетно пытались приучить существо, которое сотворили, к порядку, соблюдению этикета и т. п., однако Шариков наглел на глазах и не видел перед собой никаких барьеров. Особую роль в этом сыграл Швондер. Как председатель домкома, он давно не любил интеллигентного Преображенского уже за то, что профессор жил в семикомнатной квартире и сохранял старые взгляды на мир. Теперь он решил использовать в своей борьбе Шарикова. По его науськиванию Полиграф Полиграфович провозгласил себя трудовым элементом и потребовал выделить причитающиеся ему квадратные метры. Затем привел в квартиру Васнецову, на которой намерен был жениться. Наконец, не без помощи Швондера состряпал на профессора лживый донос.

Тот же председатель домкома устроил Шарикова на должность. И вот уже вчерашний пес, одетый в стал ловить кошек и собак, испытывая от этого удовольствие.

И снова Шарик

Однако все имеет предел. Когда Шариков набросился на Борменталя с пистолетом, профессор и доктор, без слов понявшие друг друга, вновь приступили к операции. Чудовище, порожденное сочетанием рабского сознания, приспособленчества Шарика и агрессивности и хамства Клима, было уничтожено. Спустя несколько дней в квартире вновь жил безобидный милый пес. А неудавшийся медико-биологический эксперимент обозначил очень волнующую писателя социально-нравственную проблему, понять которую помогают Шарик и Шариков. Сравнительная характеристика («Собачье сердце», по словам В. Сахарова, - «сатира умная и горячая») их показывает, насколько опасно вторгаться в область естественных человеческих и общественных отношений. Именно глубина смысла произведения стала причиной того, что история о веселых превращениях героев на многие десятилетия попала под запрет властей.

Значение повести

«Собачье сердце» - характеристика Шарикова тому подтверждение - описывает опасное социальное явление, зародившееся в советской стране после революции. Люди, похожие на главного героя, часто оказывались у власти и уничтожали своими действиями то лучшее, что складывалось в человеческом обществе веками. Жизнь за чужой счет, доносительство, презрение к образованным интеллигентным людям - эти и подобные им явления стали в двадцатые годы нормой жизни.

Нужно отметить еще один важный момент. Эксперимент Преображенского - это вмешательство в естественные процессы природы, что опять-таки доказывает в повести «Собачье сердце» характеристика Шарикова. Профессор понимает это уже после всего случившегося и решает исправить свою ошибку. Однако в реальной жизни все гораздо сложнее. И попытка изменить общество революционными насильственными способами изначально обречена на провал. Именно поэтому произведение не теряет актуальности и поныне, являясь предупреждением для современников и потомков.

Над одной из значительных своих повестей, «Собачьим сердцем», М.А. Булгаков работал предположительно в 1924 году, а в январе – марте следующего года дописывал последние страницы.
«Собачье сердце» - произведение многоплановое, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту. Совершенно необычные события здесь (превращение собаки в человека) переплетаются с конкретными бытовыми приметами времени. В основу сюжета произведения лег эксперимент всемирно известного ученого – медика Филиппа Филипповича Преображенского. Окончательным результатом его опыта должно было стать создание нового человека, совершенной в физическом отношении личности.
Экспериментальный материал для операции вскоре появился. Им стал двадцатипятилетний мужчина Клим Григорьевич Чугункин, беспартийный, вор с двумя судимостями, по профессии – музыкант, игравший на балалайке в трактирах, был убит ножом в сердце в пивной. И вот вместе с доктором Борменталем Филипп Филиппович проделывает уникальную операцию: заменяет мозг собаки, дворняги Шарика, мозговым гипофизом и человеческими железами Клима Чугункина. Удивительно, но опыт удался: на седьмой день вместо лая собака-человек стала произносить звуки, а потом передвигаться по-человечески…
Но постепенно медико-биологический эксперимент превращается в социально-нравственную проблему, ради которой и задумывалось все произведение. Вечно голодный, бездомный попрошайка Шарик принимает человеческий облик и даже выбирает себе имя, которое приводит профессора, в смятение - Полиграф Полиграфович Шариков. Подружившись со Швондером, Шариков вооружился идеями социалистических учений, но воспринимает их искаженно.
Из Шарика получился странный гибрид. От собаки ему остались животные привычки и манеры: Шариков огрызается, ловит блох, кусается, питает патологическую ненависть к кошкам. От человека новому существу достались тоже самые дурные задатки, которыми обладал Клим Чугункин. Как и Чугункин, Шариков имеет печальную склонность к алкоголю (за обедом Борменталь даже вынужден попросить Зину убрать со стола водку; приводит в отсутствие Преображенского приятелей-пьянчуг в квартиру и устраивает пьяный дебош), он нечист на руку (вспомним деньги, украденные им у профессора, вину же он свалил на невинную «Зинку»). Скорее всего, привыкший к разгульному образу жизни Клим не считал зазорным воспринимать женщину лишь как источник телесных утех, и Шариков делает попытку завлечь женщину, но делает это грубо, примитивно: прокрадывается ночью к Зине, щипает за грудь даму на лестнице, обманом заманивает отчаявшуюся от вечного недоедания машинистку Васнецову. Гены, переданные человекособаке, далеки от совершенства: он пьяница, дебошир, уголовник. Невольно вспоминается: «От плохого семени не жди хорошего племени». Другая причина – объективные условия, в которых сформировался Шариков, - революционная действительность тех лет.
От Швондера и пропагандируемого им социалистического учения Шариков взял только все плохое: он хочет «раскулачить» Преображенского, у которого целых семь комнат, и тот по-буржуйски обедает в столовой. Между тем, талант Преображенского – хирурга, проводимые им блестящие операции дают профессору право на материальный достаток. Кроме того, Шариков не считает неэтичным и аморальным доносить на людей в соответствующие органы.
Превращение Шарикова в человека выявило его страшную суть: он оказался грубым, неблагодарным, наглым, бездуховным существом, вульгарным, жестоким, недалеким. С каждым днем он становится все хуже. Чашу терпения переполнил донос на Преображенского. Оставался только один выход: вернуть Полиграфу Полиграфовичу собачий облик, потому что Шариков в обличье собаки благороднее, умнее, доброжелательнее, миролюбивее. Шарик уважал Преображенского, испытывал благодарность к нему, он жалел бедную секретаршу и так далее. Действительно, зачем пополнять общество еще одной личностью, если это не личность, а жалкое подобие человека?
Эксперимент Преображенского можно трактовать и как пародийное воплощение идеи «нового человека», рожденного революционным взрывом и марксистской теорией. Операция по возвращению Шарикову прежнего, собачьего, облика есть признание того, что человек–идея, рожденный революцией, должен вернуться (и вернется) к своим истокам, от которых его отвернула революция, прежде всего, к вере в бога. Устами Преображенского Булгаков высказал мысль об опасности безоглядного вторжения не только в биологическую природу человека, но и в социальные процессы общества.


«Рукописи не горят» - посмертная судьба Булгакова подтвердила неожиданный афоризм-предсказание. Это поразило воображение многих читателей-современников, как когда-то прозрение юной Цветаевой -

      Моим стихам, как драгоценным винам,
      Настанет свой черед.

Как еще прежде ошеломляло пушкинское:

      Слух обо мне пройдет по всей Руси великой...

Писатели большой судьбы знают о себе что-то, что мы о них до поры не знаем или не решаемся сказать. На этом перекрестье возникает интерес к самой фигуре творца, к его биографии, личности. Почему мы так мало знали о нем? Почему с каждым годом он все более интересен?

В пьесах Булгакова - в самом их движении и словесной фактуре было какое-то сильное излучение, которое иногда называют неопределенным словом «обаяние», исходившее, поверх многоголосья лиц, как бы от самой личности автора. Еще отчетливее и ближе лирический голос его прозвучал для нас в прозе. И хотелось больше узнать о человеке, который так умеет думать, так чувствует и так говорит.

Лев Толстой писал: «В сущности, когда мы читаем или созерцаем художественное произведение нового автора, основной вопрос, возникающий в нашей душе, всегда такой: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что можешь мне сказать нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?» Что бы ни изображал художник: святых, разбойников, царей, лакеев - мы ищем и видим только душу самого художника».

Этот-то интерес к душе художника, возникающий при чтении его книг, побуждает нас продлить свое любопытство, распространив его и на то, что эту душу воспитало и сложило,- его биографию и эпоху, вектор его судьбы.

В каком-то смысле Булгаковым-художником уже была рассказана вся его жизнь и опыт души - но как соотнести это с биографическим обликом творца? Воспринимая юного врача, начинающего драматурга Максудова или романтического Мастера как литературных персонажей, отделившихся от автора, мы в то же время смутно чувствовали, что множество нитей тянется от них к его собственной судьбе.

Биография писателя, складывающаяся из прямых авторских признаний, писем, дневников и воспоминаний, давно перестала быть набором анкетных сведений, формальным придатком к школярскому изучению его творчества. Скажем, рядом с героями Пушкина и над ними существует в нашем сознании сам увлекающий воображение и возвышающий душу образ поэта и его трагическая судьба - с Лицеем, ссылкой, женитьбой на Наталии Николаевне и дуэлью, как будто Пушкиным нам завещан еще один великий не написанный им роман о себе самом. То же можно сказать о жизни Гоголя или Лермонтова, Достоевского или Толстого.

Судьба Булгакова имеет свой драматический рисунок. В нем, как всегда кажется издали и по прошествии лет, мало случайного и отчетливо проступает чувство пути, как называл это Блок. Будто заранее было предуказано, что мальчик, родившийся 3(15) мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии, пройдет через тяжкие испытания эпохи войн и революций, будет голодать и бедствовать, станет драматургом лучшего театра страны, узнает вкус славы и гонения, бури оваций и пору глухой немоты и умрет, не дожив до пятидесяти лет, чтобы спустя еще четверть века вернуться к нам своими книгами.

Одна из легенд, связанных с именем Булгакова, заключалась в том, что хотя он начал писать поздно, но сразу с удивительной самобытностью и зрелостью. «Записки на манжетах» (1921 - 1922) давали представление о молодом мастере, как бы миновавшем пору робкого ученичества. Воспоминания о молодых годах Булгакова позволяют заметно корректировать такое мнение, разделявшееся прежде и автором этих строк, а заодно проследить корни возникшего литературного чуда.

В стиле Булгакова-повествователя отмечали яркие поэтические краски уроженца малороссийского юга, роднящие его с молодым Гоголем. Украинское напевное слово, украинская культура, несомненно, оставили свой отпечаток на творчестве автора «Белой гвардии». Но не менее важными для формирования стиля Булгакова представляются и традиции живой русской речи, которую впитывал юный Булгаков дома, в кругу семьи.

Афанасий Иванович Булгаков, отец писателя, был родом из Орла, окончил там духовную семинарию, пойдя по стопам своего отца - сельского священника. Мать, Варвара Михайловна Покровская, была учительницей из Карачева той же Орловской губернии, дочерью соборного протоиерея. Дар, необходимый священнослужителю, заключался, как известно, не в последнюю очередь во владении тайной впечатляющего слова, импровизационной и доходчивой проповеднической речью. Не обойдем вниманием и то, что традиции этой благозвучной и чуткой речи сложились в коренном российском подстепье, на Орловщине, что уже дала эта земля России слово таких писателей, как Тургенев, Лесков и Бунин.

Как уже было сказано выше, сам Булгаков утверждал в «Автобиографии», что написал свой первый рассказ как-то ночью в 1919 году в поезде. Дело автора - как датировать рождение в себе писателя, с какого момента числить начало своей литературной работы (этот рассказ был опубликован в грозненской газете). Но благодаря воспоминаниям близких Булгакову людей мы можем лучше представить, так сказать, пору эмбрионального развития таланта, скромные пробы и начала, полосу литературного ученичества.

Любопытно узнать, что уже в семилетнем возрасте он писал рассказ «Похождения Светлана». В пятом классе гимназии написал фельетон «День главного врача», а также сочинял эпиграммы, сатирические стихи. Мы узнаем и названия тех непритязательных пьесок, какие разыгрывались любителями в семейном кругу на даче под Киевом: «Поездка Ивана Павловича в Житомир», «С миру по нитке - голому шиш» и т. п. Но все это были домашние сочинения, шутки, не шедшие ни в какое сравнение с главным тяготением молодого Булгакова к медицине, которая долго виделась ему единственным несомненным призванием.

Будучи начинающим врачом в Вязьме, Булгаков, видимо, впервые попробовал всерьез и свое перо: написал рассказ «Зеленый змий» (возможно, начальный вариант рассказа «Морфий»). Позднее, в Киеве, в 1918-1920 годах работал, по-видимому, над «Записками земского врача» (мы знаем позднейший их вариант - «Записки юного врача»). Лишь по названиям известны и другие ранние опыты Булгакова - рассказ «Белый цвет» и еще то ли повесть, то ли рассказ «Недуг». Ни одна из ранних рукописей не сохранилась.

Талант Булгакова возник для читателей почти внезапно, и лишь теперь мы узнаем его истоки и подспудное движение. Яснее становятся и литературные предтечи, мир образовавших его художественный вкус читательских пристрастий. Смолоду среди любимых авторов Булгакова были Гоголь, Чехов и Щедрин. Если о первых двух легко было догадаться и изучению, скажем, гоголевских мотивов в его творчестве уже посвящены солидные исследования, то значение Салтыкова-Щедрина для автора «Мастера и Маргариты» мы, похоже, недооценили.

Обращает на себя внимание, что среди друзей Булгакова или хотя бы близких знакомых, бывавших в его доме, писатели оказались в меньшинстве. Эта среда не стала для него своей.

Характерно, что он охотнее общался с литераторами старшего поколения - В. В. Вересаевым, Е. И. Замятиным, М. А. Волошиным, А. А. Ахматовой. Это был тот тип личности, та культура, которая ему более родственна. Из молодых ближе других оказались ему А. Файко и И. Ильф. А. Фадеев навестил его и познакомился с ним лишь в последние месяцы болезни. Тогда же появились в его доме Б. Пастернак, К. Федин.

За годы, прошедшие с того дня, как небольшая толпа литераторов и артистов провожала урну с прахом Булгакова на Новодевичье кладбище, он стал стремительно приближаться к нам. Былое его одиночество обернулось огромным вниманием к нему множества людей в нашей стране и во всем мире. Разгромные статьи и клеветнические рецензии давних лет, как бы в воздаяние, сменились апологетическими монографиями и почтительными, даже восторженными критическими разборами. Растущая популярность его книг, очень «личных», как бы непосредственно разговаривающих с вами, притянула внимание и к самому автору - его биографии, его судьбе. Сейчас уже очевидно, что никакие прихоти моды, летучего поветрия сенсации здесь ни при чем. Булгаков дорог людям как писатель и интересен как человек, воплотивший в своей судьбе, противившейся его дару, достоинство и мужество художника.

По статье В. Лакшина в книге
«Воспоминания о Михаиле Булгакове»

Вопросы и задания

  1. Каково суждение Л. Н. Толстого о том, как отражается душа писателя в каждом из его героев? Согласны ли Вы с этим высказыванием?
  2. Как обрисована судьба М. А. Булгакова В. Лакшиным?
  3. Кто из писателей был близок М. Булгакову? Как это определяет круг его интересов в литературе?
  4. Как бы Вы ответили, используя статью В. Лакшина, на вопрос: почему с каждым годом творчество М. А. Булгакова все более интересно?
  5. Подготовьте развернутый ответ на эти вопросы или диалог с товарищем после изучения этой темы.
  6. Прочитайте повесть М. Булгакова «Собачье сердце» в книге «Литература. 9 класс. Хрестоматия» авторов-составителей В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина. Подумайте над смыслом прочитанного.

Поразмышляем о прочитанном

  1. В чем смысл названия повести «Собачье сердце»?
  2. Профессор Преображенский осуществляет эксперимент по «очеловечиванию» собаки. Кто и как в повести проводит эксперимент по «расчеловечиванию» человека и превращению его в подобие животного?
  3. Как объяснить, что Шариков выбирает имя и отчество для себя - Полиграф Полиграфович? Что предлагает Швондер прочитать Шарикову в процессе его воспитания?
  4. Какие проблемы, поставленные М. А. Булгаковым в повести, кажутся Вам фантастическими, а какие - вполне реальными?
  5. Какие средства использует писатель для сатирического разоблачения примитивности, умственной ограниченности теоретиков и практиков «казарменного рая» Швондера и Шарикова? Приведите примеры наиболее ярких характеристик героев, созданных средствами диалога, гротеска, иронии, юмора.
  6. Почему часть повествования ведется с точки зрения Шарика, часть - от лица Борменталя, а завершается повесть от имени автора?
  7. Кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?
  8. К чему пришел профессор в результате своего эксперимента? Совпадает ли позиция профессора с мнением автора? В чем причина живучести «шариковщины» как общественного и нравственного явления в наше время?