Арам ильич хачатурян основные произведения. «Одно непокорное и шумливое дитя». Биография Хачатуряна кратко для детей

...Велик вклад Арама Хачатуряна в музыку наших дней. Трудно переоценить значение его искусства для советской и мировой музыкальной культуры. Его имя завоевало широчайшее признание как у нас в стране, так и за рубежом; у него десятки учеников и последователей, развивающих те принципы, которым сам он всегда остается верен.
Д. Шостакович

Творчество А. Хачатуряна впечатляет богатством образного содержания, широтой использования различных форм и жанров. В его музыке получили воплощение высокие гуманистические идеи революции, советского патриотизма и интернационализма, темы и сюжеты, рисующие героико-трагические события далекой истории и современности; ярко запечатлелись колоритные образы и сиены народной жизни, богатейший мир мыслей, чувств и переживаний нашего современника. Своим искусством Хачатурян вдохновенно воспел жизнь родной и близкой ему Армении.

Творческая биография Хачатуряна не совсем обычна. Несмотря на яркое музыкальное дарование, он так в не получил начального специального музыкального образования и профессионально приобщился к музыке лишь в девятнадцатилетнем возрасте. Годы, проведенные в старом Тифлисе, музыкальные впечатления детских лет оставили неизгладимый след в сознании будущего композитора и определили основы его музыкального мышления.

Сильное воздействие на творчество композитора оказала богатейшая атмосфера музыкального быта этого города, в котором на каждом шагу звучали грузинские, армянские и азербайджанские народные напевы, импровизация певцов-сказителей - ашугов и сазандаров, перекрещивались традиции восточной и западной музыки.

В 1921 г. Хачатурян переезжает в Москву в поселяется у старшего брата Сурена - видного театрального деятеля, организатора и руководителя армянской драматической студии. Бьющая ключом художественная жизнь Москвы поражает юношу.

Он посещает театры, музеи, литературные вечера, концерты, оперные в балетные спектакли, жадно впитывает все новые и новые художественные впечатления, знакомится с произведениями мировой музыкальной классики. Творчество М. Глинки, П. Чайковского, М. Балакирева, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Равеля, К. Дебюсси, И. Стравинского, С. Прокофьева, а также А. Спендиарова, Р. Меликяна в др. в той или иной степени повлияло на формирование глубоко оригинального стиля Хачатуряна.

По совету брата осенью 1922 г. Хачатурян поступает на биологическое отделение Московского университета, а несколько позднее - в музыкальный техникум им. Гнесиных по классу виолончели. Спустя 3 года он оставляет учебу в университете и целиком посвящает себя музыке.

При этом он прекращает занятия на виолончели и переводится в класс композиции известного советского педагога и композитора М. Гнесина. Пытаясь наверстать упущенное в детские годы, Хачатурян интенсивно работает, пополняет свои знания. В 1929 г. Хачатурян поступает в Московскую консерваторию. На 1 курсе занятия по композиции он продолжает у Гнесина, а со 2 курса его руководителем становится Н. Мясковский, сыгравший исключительно важную роль в становлении творческой личности Хачатуряна. В 1934 г. Хачатурян с отличием оканчивает консерваторию и продолжает совершенствоваться в аспирантуре. Написанная в качестве дипломной работы Первая симфония завершает студенческий период творческой биографии композитора. Интенсивный творческий рост дал превосходные результаты - почти все сочинения студенческого периода стали репертуарными. Таковы прежде всего Первая симфония, фортепианная Токката, Трио для кларнета, скрипки и фортепиано, Песня-поэма (в честь ашугов) для скрипки и фортепиано и др.

Еще более совершенным творением Хачатуряна явился Фортепианный концерт (1936), созданный в годы учебы в аспирантуре и принесший композитору мировую известность. Не прекращается работа в области песни, театральной и киномузыки. В год создания концерта на экранах городов страны демонстрируется кинофильм «Пэпо» с музыкой Хачатуряна. Песня Пэпо становится любимой народной мелодией в Армении.

В годы учебы в музыкальном техникуме и консерватории Хачатурян постоянно посещает Дом культуры Советской Армении, это сыграло важную роль в его биографии. Здесь он сближается с композитором А. Спендиаровым, художником М. Сарьяном, дирижером К. Сараджевым, певцом Ш. Тальяном, актером и режиссером Р. Симоновым. В эти же годы Хачатурян общается с выдающимися деятелями театра (А. Неждановой, Л. Собиновым, В. Мейерхольдом, В. Качаловым), пианистами (К. Игумновым, Е. Бекман-Щербиной), композиторами (С. Прокофьевым, Н. Мясковским). Общение с корифеями советского музыкального искусства значительно обогатило духовный мир молодого композитора. Конец 30 - начало 40-х гг. ознаменовались созданием ряда замечательных произведений композитора, вошедших в золотой фонд советской музыки. Среди них Симфоническая поэма (1938), Скрипичный концерт (1940), музыка к комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова» (1940) и к драме М. Лермонтова «Маскарад ». Премьера последней состоялась накануне начала Великой Отечественной войны 21 июня 1941 г. в Театре им. Е. Вахтангова.

С первых же дней войны значительно возрастает объем общественной и творческой деятельности Хачатуряна. Будучи заместителем председателя Оргкомитета Союза композиторов СССР, он заметно активизирует работу этой творческой организации для решения ответственных задач военного времени, выступает с показом своих сочинений в частях и госпиталях, принимает участие в специальных передачах Радиокомитета для фронта. Общественная деятельность не помешала композитору создавать в эти напряженные годы сочинения различных форм и жанров, во многих из которых нашла отражение военная тематика.

За 4 года войны им созданы балет «Гаянэ » (1942), Вторая симфония (1943), музыка к трем драматическим спектаклям («Кремлевские куранты» - 1942, «Глубокая разведка» - 1943, «Последний день» - 1945), к кинофильму «Человек № 217» и на ее материале Сюита для двух фортепиано (1945), составлены сюиты из музыки к «Маскараду» и балета «Гаянэ» (1943), написаны 9 песен, марш для духового оркестра «Героям Отечественной войны» (1942), Гимн Армянской ССР (1944). Кроме того, была начата работа над виолончельным Концертом и тремя концертными ариями (1944), завершенными в 1946 г. Во время войны стал созревать и замысел «героической хореодрамы» - балета «Спартак ».

К теме войны Хачатурян обращался и в послевоенные годы: музыка к кинофильмам «Сталинградская битва» (1949), «Русский вопрос» (1947), «У них есть Родина» (1949), «Секретная миссия» (1950), к пьесе «Южный узел» (1947). Наконец, к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне (1975) было создано одно из последних сочинений композитора - «Торжественные фанфары» для труб и барабанов. Наиболее значительными произведениями военного периода являются балет «Гаянэ» и Вторая симфония. Премьера балета состоялась 3 декабря 1942 г. в Перми силами находившегося а эвакуации Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. По словам композитора, «идея Второй симфонии навеяна событиями Отечественной войны. Мне хотелось передать чувства гнева, мести за все то зло, которое причинил нам немецкий фашизм. С другой стороны, в симфонии выражены настроения скорби и чувства глубочайшей веры в окончательную нашу победу». Победе советского народа в Великой Отечественной войне посвятил Хачатурян Третью симфонию, приуроченную к празднованию 30-летия Великой Октябрьской социалистической революции. В соответствии с замыслом - гимн народу-победителю - в симфонию включены дополнительно 15 труб и орган.

В послевоенные годы Хачатурян продолжает сочинять в различных жанрах. Наиболее значительным произведением стал балет «Спартак» (1954). «Музыку я создал тем же методом, каким создавали ее композиторы прошлого, когда обращались к историческим темам: сохраняя свой почерк, свою манеру письма, рассказывали о событиях через призму своего художественного восприятия. Балет „Спартак“ представляется мне как произведение с острой музыкальной драматургией, с широко развернутыми художественными образами и конкретной, романтически взволнованной интонационной речью. Все достижения современной музыкальной культуры я считал необходимым привлечь для раскрытия высокой темы „Спартака“. Поэтому балет написан современным языком, с современным пониманием проблем музыкально-театральной формы», - писал Хачатурян о своей работе над балетом.

Среди других сочинений, созданных в послевоенные годы, - «Ода памяти В. И. Ленина» (1948), «Ода радости» (1956), написанная ко второй декаде армянского искусства в Москве, «Приветственная увертюра» (1959) к открытию XXI съезда КПСС. Попрежнему живейший интерес проявляет композитор к кино- и театральной музыке, создает песни. В 50-х гг. Хачатурян пишет музыку к пьесе Б. Лавренева «Лермонтов», к трагедиям В. Шекспира «Макбет» и «Король Лир», музыку к кинофильмам «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Салтанат», «Отелло», «Костер бессмертия», «Поединок». Приобрели популярность песни «Армянская застольная. Песня о Ереване», «Марш мира», «О чем мечтают дети».

Послевоенные годы ознаменовались не только созданием новых ярких произведений в самых различных жанрах, но и важными событиями в творческой биографии Хачатуряна. В 1950 г. его приглашают профессором класса композиции одновременно в Московскую консерваторию и в Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. За 27 лет своей педагогической деятельности Хачатурян выпустил десятки учеников, среди которых А. Эшпай, Э. Оганесян, Р. Бойко, М. Таривердиев, Б. Троцюк, А. Виеру, Н. Терахара, А. Рыбяиков, К. Волков, М. Минков, Д. Михайлов и др.

Начало педагогической работы совпало с первыми опытами дирижирования собственными сочинениями. С каждым годом число авторских концертов растет. Поездки по городам Советского Союза перемежаются с гастролями в десятки стран Европы, Азии, Америки. Здесь он встречается с крупнейшими представителями художественного мира: композиторами И. Стравинским, Я. Сибелиусом, Дж. Энеску, Б. Бриттеном, С. Барбером, П. Владигеровым, О. Мессианом, З. Кодаем, дирижерами Л. Стоковеким, Г. Караяном, Дж. Джорджеску, исполнителями А. Рубинштейном, Е. Цимбалистом, писателями Э. Хемингуэем, П. Нерудой, артистами кино Ч. Чаплиным, С. Лорен и др.

Поздний период творчества Хачатуряна ознаменовался созданием «Баллады о Родине» (1961) для баса с оркестром, двух инструментальных триад: концертов-рапсодий для виолончели (1961), скрипки (1963), фортепиано (1968) и сольных сонат для виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976); для фортепиано были написаны Соната (1961), посвященная своему учителю Н. Мясковскому, а также 2 том «Детского альбома» (1965, 1 том - 1947).

Свидетельством мирового признания творчества Хачатуряна служат награждение его орденами и медалями имени крупнейших зарубежных композиторов, а также избрание почетным или действительным членом различных музыкальных академий мира.

Значение искусства Хачатуряна состоит в том, что ему удалось выявить богатейшие возможности симфонизации восточного монодического тематизма, приобщить, совместно с композиторами братских республик, монодическую культуру Советского Востока к многоголосию, к жанрам и формам, ранее сложившимся в европейской музыке, показать пути обогащения национального музыкального языка. Одновременно метод импровизационности, темброво-гармоническая красочность восточного музыкального искусства через творчество Хачатуряна оказали заметное влияние на композиторов - представителей европейской музыкальной культуры. Творчество Хачатуряна явилось конкретным проявлением плодотворности взаимодействия традиций музыкальных культур Востока и Запада.

Творчество Арама Ильича Хачатуряна (1903 – 1978), преисполненное жанровой и образной многоплановости, со всей полнотой отразило его тонкое умение прочувствовать и воссоздать в музыке глубинную суть отображаемой эпохи – от древнеисторической до остросовременной тематики.

Интернациональный дух его композиторского гения проявился в самобытном, органичном синтезе восточной и западной традиций, ознаменовав настоящий прорыв на пути их освоения. Так, стремление к подобному качественно новому синтезу станет одной из ведущих тенденций музыкального искусства ХХ века:

«Хачатурян впервые в мировой музыкальной практике по-новому раскрыл сущность музыкального Востока, сумев вырваться из оков традиций восприятия восточного как экзотического начала» (З. Тер-Казарян).

Музыкальный язык творчества А.Хачатуряна

Ярко индивидуальный, самобытный стиль композитора, обретший поистине историческую значимость, преемственно восходит, с одной стороны, к традициям армянской, азербайджанской, грузинской композиторских школ (сам Хачатурян указывал на огромную роль армянской народной музыки в своем творчестве). С другой стороны, его музыка вбирает достижения европейской и русской традиций, что проявилось:

  • в области ритма, где сложность его организации, направленная на преодоление регулярной акцентности (в целом – характерная примета ),сближает приемы работы Хачатуряна с методом Стравинского;
  • широта и богатая эмоциональность мелодий, восходящая к стилистике ;
  • красочность и многоплановость оркестровой фактуры, воспринятая от русской классической композиторской школы;
  • токкатность, отличающая многие произведения композитора, отсылает, с одной стороны, к стилю , с другой – к национальным истокам народной танцевальной музыки;
  • яркая характерность гармонического языка Хачатуряна, связанная с активным использованием приемов ostinato и органных пунктов, восходит к народной армянской музыке (отмечает Г. Чеботарян).

Сам композитор делал акцент на том, что

«…наше искусство должно быть источником радости, воспевать добро, нести людям счастье…»,

однако образный спектр его сочинений оказывается расширенным до включения в него героико-драматических настроений

(Первая и Вторая симфонии, балеты «Гаянэ» и «Спартак», «Ода памяти Ленина», симфоническая сюита «Битва на Волге», т.д.).

Широта, свойственная образному миру творчества Хачатуряна, также характерна для его взглядов относительно значимости различных областей музыкального искусства в целом. Так, убежденность в духовной ценности как профессиональной, так и массово-бытовой музыки выражена его словами:

«…пускай музыка, которая создается в наше время, звучит на площадях, если это может увлечь массы и заразить их своими эмоциями…».

Традиционно в связи со спецификой стилистики Хачатуряна отмечаются такие черты, как:

  • импровизационная свобода,
  • поэмность,
  • рапсодичность (определение самого композитора).

Теснейшая связь с народными истоками в его творчестве выразилась в органичном сплаве самой сути народности в широком смысле с собственно авторскими мелодиями в народном духе, где композитор избегает прямого цитирования, будучи верен глубокому убеждению:

«Если…композитор прикрывает обращением к фольклору отсутствие мастерства … вряд ли он может называться творцом…». З. Тер-Казарян отмечает: «Его музыкальный язык явился общевосточным эквивалентом западноевропейского без национальной дифференциации, но с обязательными потенциальными возможностями».

Инструментальное творчество А.Хачатуряна

Первые шаги Хачатуряна-композитора связаны с пьесами для виолончели, фортепиано, песнями, музыкой к театральным постановкам. В ранних сочинениях ощущается влияние в области гармонии, в фактуре – импрессионистские веяния (фортепианный Вальс-каприс, или «Вальс в нонах»); большинство произведений раннего периода остались неопубликованными.

Первое сочинение композитора – «Песня странствующего ашуга» (1925) для виолончели и фортепиано. Далее следуют: Песня-поэма для скрипки и фортепиано (1929), Танец для скрипки, Поэма для фортепиано, Токката, семь фуг для фортепиано (к каждой из которых спустя 40 лет пишется речитатив) и т. д.

В консерваторские годы появляются: оркестровая «Танцевальная сюита» (1933), трио для кларнета, скрипки и фортепиано, Фортепианный концерт (1936).

Частью золотого фонда советской музыки становится Скрипичный концерт (1940); родившаяся в 1961 г. Соната для фортепиано обнаруживает связь с методами Прокофьева и Стравинского.

Симфонии Хачатуряна

В области симфонической музыки имя этого композитора находится в одном ряду с именами , Прокофьева; одной из центральных идей в симфониях, как и в произведениях иных жанров, выступает жизнеутверждающая сила оптимистического начала.

Первая симфония

Она обозначила завершение ученического периода в творчестве композитора; ее значение ярко охарактеризовано высказыванием Шостаковича об огромной роли дарования молодого композитора для отечественного музыкального искусства, которому

«…суждено было открыть новые горизонты в музыке ХХ века…». Это – дипломная работа, в которой «…мысль о нерасторжимости времен, о единстве человеческих идеалов выражена Хачатуряном совершенно определенно, образно и в тематизме симфонии, и на уровне музыкально-драматургического плана» (М. Рухкян).

По признанию самого композитора, в симфонии он стремился воплотить

«…горе, грусть прошлого, …светлые образы настоящего, веру в прекрасное будущее». «Первую симфонию я посвятил 15-летию установления Советской власти в Армении и сделал это вполне искренне…» (А. Хачатурян).

В беседах со Шнеерсоном композитор отмечал, что трагический эпизод в финале симфонии навеян воспоминаниями о «тяжелом прошлом моей родины, Армении…».

Вторая симфония

(«Симфония с колоколом» – имя, данное ей Г. Хубовым) создавалась «…с чувством гнева, протеста против несправедливости…» (А. Хачатурян) в тяжкое военное время. Именно в связи с нею в музыку Хачатуряна проникают трагические настроения. Музыка симфонии отличается экспрессией, яркой ассоциативностью, эмоциональной точностью передачи настроений (набат и плач струнных во вступлении, траурное шествие в 3-й части, ода в финале); народно-национальная основа здесь проявляется сквозь призму личностного восприятия при сохранении своего образно-выразительного значения. Г. Хубов определяет ее жанр как монументальную эпопею.

Третья симфония («К 30-летию Октября!»)

Она оказалась заклеймена как «ненародная» и обвинена в излишней помпезности. Хачатурян подобного рода критику переживал тяжело:

«Шостакович, когда его ругали, работал, а я хотел повеситься» (А. Хачатурян).

Однако, вопреки упрекам в формализме, музыка симфонии не только «поет гимн…возрождающейся жизни» (Б. Асафьев); но во многом предвосхищает сонористические открытия второй половины ХХ века.

Концерты Хачатуряна

Трактовка Хачатуряном жанра концерта связана, прежде всего, с торжеством светлого, оптимистического начала (Г. Хубов отмечает, что композитору запомнилось сравнение концерта с зажженной люстрой – нечто яркое, торжественное, светлое). Его шесть инструментальных концертов, насыщенные энергией действия и эмоциональным богатством, демонстрируют умелое владение как классическими законами и формами, так и новаторскими свободными приемами. Так, в основе первых трех концертов (Фортепианного, Скрипичного, Виолончельного) лежит опора на традиционную для жанра 3-частную структуру и сонатно-симфонический принцип развития материала.

В период с 1961-1968 гг. появляются остальные 3 концерта (также Фортепианный, Скрипичный, Виолончельный), гораздо более свободные, опирающиеся на одночастность и отличающиеся усилением связей с типично восточными исполнительскими приемами. Эти особенности отразились в жанровом определении их как концертов-рапсодий.

Кантатное творчество Хачатуряна

В 30-е годы развивается жанр юбилейной кантаты, чему способствуют культурно-общественные мероприятия по подготовке празднования Революции и 60-летнего юбилея Сталина. Так, в 1938 г. появляется «Поэма о Сталине», находящаяся, на первый взгляд, в русле тенденций конца 40-х годов, связанных с культом личности. На самом деле, в произведении найден нетрадиционный путь решения, направленный на перенесение акцента с конкретной личности на образ народа. Сущность сталинизма, подразумевающая реализацию идеи счастливой жизни как неотделимую от власти, преодолена тем, что суть времени дана глазами простых людей, для чего привлекались народно-поэтические источники (слова ашуга Мирзы).

Поэма отличается сложностью композиционного плана, насыщенностью разделов, концентрацией национального начала. Также сочинению присущи черты крупноплановой театральной драматургии, что проявляется в динамике нагнетаний и спадов (что характерно для творческого метода Хачатуряна в целом). Историческая роль произведения заключается в определении Поэмой дальнейших путей симфонизации для армянской кантатно-ораториальной музыки.

Музыка для театра и кино

Считая равнозначными различные музыкальные жанры, Хачатурян создает большое количество песен, пьес, музыку к кинофильмам и к театральным постановкам. Не менее широка тематика произведений – от внутринациональной до общечеловеческой.

Именно с театральной музыкой связаны как первые опыты, так и монументальные образцы зрелого периода. Например, огромную популярность приобрели:

музыка к комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова» (1940), музыка к драме Лермонтова «Маскарад» (вошедшая в золотой фонд советской музыки), музыка к драматическим спектаклям «Кремлевские куранты» (1942), «Глубокая разведка» (1943), «Последний день» (1945). Подлинно народную популярность получила песня Пэпо из одноименного кинофильма; из музыки к кинофильму «Человек № 217» рождается позже Сюита для двух фортепиано.

Балеты Хачатуряна

В сфере театральной музыки огромная роль принадлежит балету. Первым образцом данного жанра оказывается музыка к балету «Счастье» (1938) на традиционный для своего времени сюжет о пограничной и колхозной жизни.

Эта музыка используется в последующем балете «Гаянэ» (1942), создававшемся в суровых условиях за полгода (позже – удостоенном Государственной премии):

«Все мы горели тогда желанием доказать, что хотя идет война…дух народа крепок» (А. Хачатурян).

Музыка насыщена яркими фольклорными элементами, народными ритмоинтонациями.

В последнем балете «Спартак» обнаруживаются черты зрелого стиля композитора: преобладание мысли над эмоциями,

  • строгая и детальная продуманность концепции,
  • непрерывность развертывания и виртуозное владение средствами музыкальной драматургии,
  • огромная роль полифонии в организации музыкальной ткани,
  • многоплановость характеристик героев и их динамичность в процессе развития сюжета.

Балеты Хачатуряна пережили непростой период в своей сценической жизни: сюжет (в частности, «Гаянэ», «Спартак») неоднократно в постановках оказывался не соответствующим оригиналу, номера подвергались перестановкам, купюрам, производилась смысловая переакцентировка, что нередко искажало замысел всего произведения. Например, «Гаянэ» всякий раз оказывался иным, с частичными изменениями в музыке, и даже с переосмыслением главных героев балета (постановка Н. Касаткиной и В. Васильева). «Спартак» же в постановке Л. Якобсона подвергался активному вмешательству с перестановкой эпизодов и музыкальными купюрами.

Педагогика – еще одна важная сторона профессиональной деятельности композитора. Именно с его классом связаны имена А. Эшпая, А. Рыбникова, Э. Оганесяна, М. Таривердиева, А. Виеру, и т. д.

Одной из главных задач в своей педагогической деятельности композитор видел обучение «не только тайнам ремесла, но умению слышать жизнь» (С. Хентова).

Будучи открытым для всего нового, музыкант сумел мастерски синтезировать восточную и европейскую традиции, признаваясь, что именно это являлось для него и мечтой, и важнейшей задачей. Именно в связи с творческой деятельностью А. И. Хачатуряна (указывает В. Конен)

«музыка, имеющая восточную фольклорную основу, приобрела мировое значение».

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Публикации раздела Музыка

Арам Хачатурян: «Я сочетаю разные музыкальные языки»

А рам Хачатурян начал учиться музыке поздно - лишь в 19 лет. До этого он импровизировал, подбирая на слух разные мелодии. Однако уже к 30 годам композитор стал известен всему Советскому Союзу, а чуть позже - и всему миру. В 2014 году рукописи Арама Хачатуряна внесены ЮНЕСКО в Международный реестр всемирного документального наследия «Память мира».

«Старый Тифлис - звучащий город»

Арам Хачатурян родился в 1903 году в пригороде Тифлиса в армянской семье. Первыми впечатлениями его детства стали народные песни, которые исполняли родители. С раннего детства Арам Хачатурян пытался воспроизводить те мотивы, что слышал дома и на улицах. «Старый Тифлис - звучащий город, - писал Хачатурян впоследствии, - музыкальный город. …Вот из открытого окна слышится характерное звучание хоровой грузинской песни, рядом кто-то перебирает струны азербайджанского тара, пройдешь дальше - наткнешься на уличного шарманщика, наигрывающего модный в ту пору вальс».

Арам Хачатурян участвовал в школьной самодеятельности, но музыке не учился: родители не поддерживали увлечения сына. В семье считалось, что профессиональные музыканты и актеры - это люди без серьезного образования.

Поддавшись желанию отца видеть в нем инженера или врача, Хачатурян поехал Москву - поступать на биологическое отделение физико-математического факультета Московского государственного университета . Но вскоре он поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных . Не имея специальной подготовки, он исполнил на вступительном экзамене романс «Разбей бокал» и сыграл несколько фортепианных пьес. Его приняли, несмотря на большой конкурс. «...Я легко справился со всеми испытаниями слуха, чувства ритма и музыкальной памяти, несмотря на то, что все эти задания мне приходилось выполнять впервые в жизни», - вспоминал Хачатурян.

Начались нелегкие годы учебы. Хачатуряну приходилось восполнять пробелы в теоретических знаниях, параллельно осваивая виолончель и фортепиано, учиться в университете (который он бросил не сразу) и зарабатывать на жизнь. Сначала он трудился грузчиком в винном магазине, а позже - репетитором и участником церковного хора. Будущий композитор старался находить время, чтобы следить за культурной жизнью столицы: посещал симфонические концерты, спектакли и поэтические вечера.

«Одно непокорное и шумливое дитя»

Уже в первых сочинениях Арама Хачатуряна прослеживались народные мотивы. Он писал, что его музыкальные вкусы с возрастом менялись, но та музыка, которую он впитал в раннем детстве, всегда была «естественной почвой» его творчества.

«Нельзя просто находиться как бы на иждивении народной музыки - «фотографировать» ее, - писал Хачатурян. - Это равносильно топтанию на месте. Нельзя «молиться» на фольклор и бояться его трогать: народные мелодии должны возбуждать фантазию композитора, служить поводом для создания оригинальных произведений».

После окончания музыкального училища Хачатурян поступил в Московскую консерваторию . Там он сначала учился под руководством Михаила Гнесина, а затем стал учеником советского композитора Николая Мясковского. Еще учась в консерватории, Хачатурян начал писать симфонические и камерные произведения. Первой опубликованной композицией стал «Танец для скрипки и фортепиано». В 1932 году появилась «Токката для фортепиано».

«Токката для фортепиано»

«Прошло много лет со дня возникновения этой динамичной блестящей пьесы, но исполнение ее и поныне вызывает энтузиазм публики. Нет профессионала, который не знал бы ее наизусть, не относился бы к ней с чувством горячей симпатии».

Родион Щедрин

Всего за годы учебы в консерватории Хачатурян написал более 50 произведений. Но свой профессионализм предстояло подтвердить в дипломной работе, и композитор создал Первую симфонию, в которой, по словам автора, он стремился воплотить «горе, грусть прошлого, светлые образы настоящего и веру в прекрасное будущее».

В декабре 1942 года прошла премьера балета «Гаянэ». Он появился из первого армянского балета «Счастье», который Хачатурян решил переписать. Многие критики считают «Гаянэ» лучшим достижением современной симфонической музыки, а самым известным фрагментом стал «Танец с саблями». Хачатурян сочинил его по просьбе балетмейстера едва ли не за сутки и отдал ему с надписью: «Черт возьми, в угоду балету». Как сказал о композиции армянский композитор Тигран Мансурян, это «контрапункт армянского свадебного танца из Гюмри и настоящего американского саксофона, приведший к очень интересному и органичному синтезу». Благодаря произведению во многих странах мира Хачатуряна стали называть «мистер «Танец с саблями».

В «Валенсианской вдове» по пьесе Лопе де Веги Хачатурян использовал испанские мотивы. Он получил в подарок пластинки с народными испанскими песнями и был приятно удивлен тем, как они схожи с армянскими. «Я даже подумал: если передать по радио эти записи и объявить, что исполняются народные песни, скажем, Эчмиадзинского района, то многие, вероятно, не усомнились бы», - писал Арам Хачатурян.

«Маскарад» считается лучшей работой Хачатуряна в драматическом театре. Некоторые музыковеды утверждают: если бы даже Хачатурян не написал ничего, кроме вальса к «Маскараду», он все равно бы стал всемирно известным композитором. Сейчас уже невозможно представить бальную сцену произведения Лермонтова без эмоционального накала музыки вальса, его глубины и при этом абсолютной легкости.

Вальс к драме «Маскарад»

«Признаться, именно вальс доставил мне больше всего хлопот при сочинении музыки к «Маскараду». Я бесконечно повторял лермонтовские слова и не мог найти темы, которая была бы, по собственному моему представлению, и «новой», и «хорошей», иными словами - достойной... Я буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом. В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно «услышал» тему, ставшую второй темой будущего моего вальса».

Во время Второй мировой войны Арам Хачатурян работал на радио, писал патриотические песни и марши. В 1944 году он написал Государственный гимн Армянской ССР.

Долгие годы Хачатурян руководил композиторскими классами в Московской консерватории и училище Гнесиных. Он создал свою композиторскую школу. Его учениками стали Андрей Эшпай, Микаэл Таривердиев , Алексей Рыбников , Эдгар Оганесян и другие известные авторы.

Арам Ильич Хачатурян скончался 1 мая 1978 года. Народный артист четырех республик и СССР похоронен в пантеоне ереванского парка имени Комитаса. Имя Арама Хачатуряна занесено на мраморную доску лучших выпускников Московской консерватории.

Личность никогда не вписывается в предложенные рамки. Прекрасный пример этому - биография Хачатуряна Арама Ильича. Хачатуряна хотел знать весь мир. Сына переплетчика принимала королева Бельгии Елизавета, его приветствовал революционер Че Гевара, с ним познакомился кумир интеллектуалов Эрнест Хемингуэй - и всему тому виной его незаурядный дар композитора, музыка которого покоряет с первых тактов.

Детские годы

Арам Хачатурян родился в селе под Тифлисом в 1903 году, а вырос в этом шумном и веселом городе, наполненном народной музыкой армянских, грузинских и русских музыкантов. С детства он говорил на трех языках. Дома - по-армянски, во дворе - по-грузински, в школе - по-русски. И это было нормально, совершенно естественно. Никто не замыкался в узких рамках национальности, и Арам был открыт всем веяниям. Он слушал, как пела мама армянские народные песни, на улице звучало грузинское многоголосье, из парков доносились звуки русских романсов. В такой атмосфере ребенку хотелось и самому петь и играть.

Какое же было счастье, когда по случаю ему купили рояль с западающими клавишами! Арам на нем быстро научился подбирать все мелодии по слуху, а также немного импровизировать. Так начиналась творческая биография Хачатуряна.

В Москве

Дома не одобряли его тяги к музыке и послали в девятнадцать лет в столицу к брату Сурену. Там Арам поступил в Московский университет на биологический факультет. Но сама атмосфера столицы - музыкального и культурного центра, где можно было посещать симфонические концерты, слушать оперы, бывать на выступлениях В. Маяковского, не располагала Арама к занятиям биологией. Его неудержимо тянуло к музыке. Да и друзья брата советовали ему обратить на нее серьезное внимание. Поэтому, не зная нотной грамоты, отважный молодой человек отправился на прослушивание в Гнесинское училище. Педагоги были поражены слухом, музыкальной памятью, чувством ритма и неумением играть ни на одном из музыкальных инструментов. Но Арама все-таки приняли, не решив для начала, на какой факультет. Именно талант определил, как сложится биография Хачатуряна.

Учеба в двух местах

Арам разрывался на части.

Ему хотелось порадовать отца и мать, и университет он не бросил, а в училище его направили заниматься в класс виолончели - совсем новое дело, и по всем теоретическим дисциплинам надо было срочно догонять сокурсников, которые их изучали с детства.

Денег не хватало, он подрабатывал разгрузкой, потом репетиторством, вел Общение с маленькими детьми доставляло Араму огромное удовольствие. При этом он начал сочинять, да так ярко, что его пьесы можно было давать играть профессионалам.

Консерватория

С 1929 по 1934 год Арам Ильич изучал композицию под руководством М. Ф. Гнесина, а затем - Н. Я. Мясковского. Путь в жизни для него определился - сочинение музыкальных произведений: уже в студенческие годы появились сюиты, токкаты, концерты. Трио для кларнета и скрипки чрезвычайно высоко оценил С. Прокофьев и увез его во Францию. Оно было впервые исполнено в Париже. Так развивалась биография Хачатуряна в студенческие годы.

Женитьба и личная жизнь

В 1933 году состоялась свадьба Арама и его однокурсницы, в будущем композитора Нины Владимировны Макаровой. Это был счастливый союз, в котором родился сын Карен. В семье царило полное понимание друг друга и абсолютная гармония.

В том же тридцать третьем году была исполнена праздничная и красочная «Танцевальная сюита» для симфонического оркестра. Окончание консерватории было ознаменовано сочинением Первой симфонии, которая прозвучала под ее сводами. Наступала творческая зрелость композитора, которому исполнилось 32 года.

Годы войны

Перед войной Арам Хачатурян написал балет «Счастье». Либретто было не слишком удачным, поэтому уже позже он в холодной Перми создал новое произведение «Гаяне». К этому времени Арам Хачатурян был признанным композитором. За его музыку к драме «Маскарад» и к комедии «Валенсийская вдова» он был награжден орденом Ленина. Балет «Гаяне» был поставлен коллективом театра имени Кирова в 1942 году.

В 42-м году Арам Ильич сочинил Вторую, «Военную», симфонию, а также завершил скрипичный концерт, первым исполнителем которого стал Давид Ойстрах. В 1944 году он создал государственный гимн Армении. Он приехал в Ереван летом, окна в квартире были открыты, и на звуки гимна под ними собрались люди, которые, стоя под окнами, стали подпевать услышанной мелодии.

В 1945 году композитор на волне народной радости и энтузиазма создал Третью взволнованную «победную» симфонию. Он вспоминал, как голодные музыканты - он, Шостакович и Ойстрах - дали концерт, за который их угостили обедом. И такой момент вобрала в себя биография Хачатуряна.

Борьба с формализмом в музыке

После войны Сталин принялся Всем жанрам искусства досталось крепко. Арама Ильича, защищавшего С. Прокофьева, обвинили в формализме. Обвинение было абсурдным, поскольку музыка маэстро базировалась на народных мелодиях, которые пробуждали фантазию композитора. Но его сняли с должности в Союзе композиторов, и тогда Арам Ильич с увлечением начал большую творческую деятельность. К 1954 году он завершил работу над балетом «Спартак», и его премьера состоялась через два года в Ленинграде. Но полномасштабно балет был поставлен только в 1968 году на сцене Большого театра.

С ним на гастроли выезжали за рубеж, как с «Гаяне», а «Танец с саблями» превратился в самостоятельный номер.

Работа с театром и кинематографом

Для театральных постановок, как было упомянуто, Арам Ильич писал музыку. На его счету двадцать драматических постановок и двадцать пять кинофильмов. Некоторые произведения он позже перерабатывал в сюиты. Это «Маскарад», «Лермонтов», «Макбет», «Король Лир», «Спартак», «Гаяне» и многие другие, которые пользуются широкой популярностью.

Преподавание и общественная деятельность

В 60-е годы наряду с творческой работой Арам Ильич преподавал и в Московской консерватории, и в Он создал новые, им самим разработанные принципы композиции. У него учились Алексей Рыбников, Микаэл Таривердиев. И этот список можно долго продолжать. К этому же времени относится его обширная представительская деятельность, с которой плотно связана биография Хачатуряна. Фото ниже показывает его с королевой Бельгии Елизаветой.

Он не отказывался от зарубежных командировок и встречался с Чарли Чаплиным, с Гербертом фон Караяном, даже с Папой Римским. Но его огорчало, что широкая общественная деятельность не дала ему возможности написать оперу. Звание Героя Социалистического труда ему присвоено за заслуги к 70-летию в 1973 году. Арам Ильич был почетным членом Итальянской музыкальной академии, профессором Мексиканской консерватории, членом-корреспондентом Академии искусств ГДР.

Такая напряженная жизнь сказалась на здоровье композитора, и он начал часто болеть. Усугубили его состояние болезнь и смерть любимой супруги в 1976 году. И действительно, Арам Ильич не смог перенести жизни без нее. Через два года, в 1978-м, в 75 лет его не стало. Биография Хачатуряна Арама Ильича в нашем изложении окончена. Его жизнь продолжена в музыке и в работах его учеников.

Биография Хачатуряна кратко для детей

В начале 20 века в шумном и жарком Тифлисе (теперь этот город называется Тбилиси) в семье печатника родился четвертый сынишка, которого назвали Арамом. Никто не знал, что, с детства наслушавшись народных песен, которые лились со всех сторон из всех дворов и улиц, маленький мальчик научится на полуразломанном рояле на слух подбирать любую мелодию и вдобавок кое-что к ней присочинять, а потом поедет в Москву и станет учиться и на биолога, и на музыканта. Те, кто занимается в музыкальной школе, знают, сколько времени и сил надо приложить, чтобы получить хорошую отметку, и только после музыкальной школы и училища можно поступить, если получится, в консерваторию. Но очень одаренного юношу приняли в Гнесинское училище, несмотря на то что он не знал нотной грамоты, и руки у него не были поставлены, и он не умел играть ни на одном музыкальном инструменте.

Очень много Араму Ильичу Хачатуряну предстояло постигнуть. Но он упорно учился, и все время сочинял музыку. А когда окончил консерваторию, то лучшим его сочинением был вальс к драме Лермонтова «Маскарад». На занятиях в музыкальной школе звучит этот, как сейчас говорят, шлягер, как и «Танец с саблями» из балета «Гаяне».

Произведения Арама Ильича играли наши лучшие исполнители, которые гастролировали по всему миру. Так его произведения узнали не только на родине, но и за рубежом. Он был желанным гостем у королевы Бельгии, у Чарли Чаплина, у Стравинского, у Сибелиуса, у папы Римского. Вот так выглядит биография Хачатуряна для детей.

Композитор, дирижер и педагог Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня (24 мая по старому стилю) 1903 года в селе Коджори, Грузия. Детство и юношеские годы провёл в старом Тифлисе.

В 18-летнем возрасте переехал в Москву, где поступил в Музыкальный техникум им. Гнесиных в класс виолончели .

В 1925 году начал заниматься композицией. Тогда же создал свои первые сочинения — "Танец" для скрипки и фортепиано и "Поэму" для фортепиано.

В 1929 году поступил в Московскую консерваторию (класс композиции Николая Мясковского), которую окончил с отличием в 1934 году.

В 1934-1936 годах учился в аспирантуре при консерватории.

После окончания консерватории начал активную творческую деятельность.

В военные годы Хачатурян создал балет "Гаяне". Премьера балета "Гаяне" состоялась в 1942 году в Перми, куда был эвакуирован Ленинградский оперный театр имени С.М. Кирова. Спектакль прошел с огромным успехом, а особенно широкую известность получил "Танец с саблями". За балет "Гаяне" композитору в 1943 году была присуждена Государственная премия СССР.

В 1943 году была закончена Вторая симфония Хачатуряна, в 1944 году композитор стал автором Государственного гимна Армянской ССР, в 1945 году была написана Третья симфония - "победная".

Среди наиболее известных сочинений — "Спартак" (1954), концерты для фортепиано (1936), скрипки (1940; Сталинская премия, 1941), виолончели (1946) с оркестром, концерты-рапсодии для скрипки (1961), виолончели (1963; Государственная премия Армянской ССР, 1965), фортепиано (1968) с оркестром (Государственная премия СССР за триаду концертов, 1971), симфонии (1934,1943; Сталинская премия, 1946), "Симфония-поэма" (1947), произведения для солистов, хора и оркестра — "Ода радости" (1956), "Баллада о Родине" (1961), "Детский альбом" для фортепиано (тетрадь 1, тетрадь 2.).

Большое место в творчестве Хачатуряна занимала музыка для драматических спектаклей. Наиболее показательные в этом жанре сочинения - музыка к "Валенсианской вдове" Лопе де Вега (1940) и к "Маскараду" Лермонтова (1941). Симфонические сюиты, созданные на основе музыки к спектаклям, получили самостоятельную концертную жизнь. Всего Арам Хачатурян написал музыку более чем к двадцати спектаклям.

С не меньшим вниманием относился композитор и к киноискусству. Среди многочисленных фильмов, в которых звучит его музыка, особое место занимают "Пепо" и "Зангезур".

В Москве открыт памятник композитору Араму Хачатуряну Скульптор Георгий Франгулян и архитектор Игорь Воскресенский запечатлели маэстро в минуты творческого вдохновения в окружении музыкальных инструментов.

Начиная с 1950 года Хачатурян — профессор по классу композиции в Московской консерватории и Институте имени Гнесиных. В 1950 году началась дирижерская деятельность композитора. С большим успехом его выступления проходили в городах СССР и за рубежом.

Разнообразной была и общественная работа композитора. В 1939 — 1948 годы он был заместителем председателя, а в 1957-1978 годах - секретарем Союза композиторов.

Кроме этого он плодотворно работал как член Всемирного и Советского комитета защиты мира, был президентом Советской ассоциации дружбы и культурного сотрудничества со странами Латинской Америки.

Был награждён многими орденами и медалями. Арам Хачатурян Герой Социалистического труда (1973), Народный артист СССР (1954), Народный артист Армянской ССР (1955), Народный артист Грузинской ССР (1963), Народный артист Азербайджанской ССР (1973).

Имя Xачатуряна присвоено Большому залу филармонии Еревана (1978).

В 2006 году в Москве в сквере у Дома композиторов был открыт памятник Араму Хачатуряну работы скульптора Георгия Франгуляна.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников