Хачатурян произведения. «Старый Тифлис - звучащий город». Сочинения для фортепиано

Композитор Арам Ильич Хачатурян во всем мире признан одним из гениальных музыкантов ХХ века. Армянин по национальности, родился в , за свою жизнь создал множество музыкальных произведений, среди которых сюиты, рапсодии, симфонии, писал музыку к кинофильмам и театральным постановкам, а также является автором музыки Государственного Гимна Армянской ССР.

Народный артист СССР, удостоенный множества наград, премий и медалей. В 2006 году в Москве (в Брюсовом переулке в Пресненском районе) был открыт памятник великому композитору.

Биография Арама Хачатуряна

Летом 1903 года в предместье Коджоры дореволюционного Тбилиси, который тогда назывался Тифлисом – в культурной столице всего дореволюционного , в семье обычного переплетчика родился четвертый сын, которому дали имя Арам. Семья будущего музыканта была достаточно большой, в ней воспитывались пятеро детей.

Отец, Илья (Егия) Хачатурян был на 10 лет старше супруги Кумаш, обручены они были в то время, когда ей исполнилось всего 9 лет. К тому же, оба были из одного уезда. Егия, будучи обычным крестьянином, сумел уехать в Тифлис, поступил в переплетную мастерскую и быстро добился успеха. К моменту рождения Арама, его отец был уже полноправным владельцем этой мастерской.

Что касается Кумаш Саркисовны, то она была очень творческой натурой и, возможно, именно ее влияние на младшего сына стало для него определяющим. По воспоминаниям самого композитора, мать часто напевала армянские песни, а он потом настукивала эти мотивы на кухонной медной утвари. Кроме сыновей у Хачатурянов была еще и дочь (старшая среди детей), однако она не дожила даже до двух лет и скончалась от болезни.

Арам был ребенком очень подвижным и даже отчасти задиристым. Средства семьи позволили дать младшему сыну достойное образование. Он был отдан в частный пансион, где хорошо преподавались уроки пения. Это в биографии Хачатуряна стало следующим шагом к миру музыки. Он упросил отца купить ему рояль и, не зная нот, начал постепенно подбирать музыку самостоятельно. Кроме того, играл на тубе и трубе.

Старший брат Сурен закончил Московский университет и служил в МХАТ. В 1921 году он позвал двух младших братьев в Москву. Арам, проделав длинный путь в 24 дня из в Москву, приехал и жил у Сурена, посещал концерты, слушал выступления Маяковского… Там он поступил на подготовительные курсы, а в дальнейшем стал студентом биологического отделения физико-математического факультета.

Проучившись там всего год, он понял окончательно, что влюблен в музыку и решил свою жизнь посвятить ей, поступив в Гнесинское училище, которое блестяще окончил в 1929 году. Параллельно с учебой он был служащим Дома культуры Армении в Москве. На фото Арам Хачатурян в студенческие годы.

В том же 1929 году начал обучение в Московской консерватории. На тот момент он уже мог считать себя композитором, поскольку сочинял музыку. С середины 30-х годов начался расцвет его деятельности. В период Великой Отечественной он сотрудничал со Всесоюзным радио, марши и песни Арама Хачатуряна были широко известны по всей стране.

Женился композитор в 1933 году на своей сокурснице Нине Владимировне Макаровой, в счастливом браке у них родился сын Карен. Арам был настоящим главой своей маленькой семьи, его энергии хватало на все: как на текущие заботы, так и на решение крупных семейных вопросов, однако самостоятельное существование без супруги он не мог себе представить, они были неразлучны.

Однако композитору был нанесен мощный удар со стороны государства, когда в 1948 году вышло Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели, в котором с одной стороны, его ставили в один ряд с Шостаковичем и Прокофьевым. С другой, произведения Хачатуряна были названы формалистическим проявлением в искусстве.

Поэтому он, хоть и по-прежнему сочинял музыку, большей частью стал известен как дирижер. С 1950 года работал преподавателем в любимой Гнесинке. Известность вернулась к композитору в конце 50-х, когда его выбрали секретарем Союза композиторов СССР.

В 60-70-х годах к Хачатуряну вернулась былая слава. К сожалению, в последние годы жизни Арам Ильич был уже больным человеком. Здоровье его было подорвано смертью любимой супруги Нины. Он пережил жену всего на два года и скончался в 1978 году. Тело композитора было похоронено в Ереване.

Творчество великого композитора

Арам Ильич был чрезвычайно даровитым музыкантом. Свое первое произведение он создал, будучи студентом Гнесинки. Сочиняя музыку, композитор следовал концепции русской школы, на него сильное воздействие оказывали творения Прокофьева и Шостаковича. Он писал инструментальные симфонии, концерты. Знаменитые вальсы Арама Хачатуряна (этюд и каприс) появились еще в 1926 году. На его счету три бессмертных балета:

  • «Гаянэ»;
  • «Спартак»;
  • «Счастье».

Из всех балетов Арама наиболее известны «Спартак» и «Гаянэ». Так, «Спартак», созданный в 1956 году, выдержал три редакции и стал тем произведением, которое присутствует в репертуаре каждой труппы балета. Его ставили не только в СССР, но и за рубежом.

Другое же творение мастера – «Гаяне» было написано в 1942 году, а через 15 лет последовала новая редакция. Эта партитура создавалась в труднейших для страны условиях, когда шла война, а людям не хватало продуктов. Композитор писал его, проживая в Перми, куда был эвакуирован. В примитивных условиях, работая в холодной комнатенке, он создал балет о жизни советских колхозников. И сочинение принесло ему всемирную известность. Не случайно «Танец с саблями» Арама Хачатуряна (один из эпизодов балета) стал таким знаменитым, что, по сути, оказался даже нарицательным.

Помимо крупных произведений, сочинений для фортепиано, инструментальных сонат и концертов, он создавал и другую музыку. В частности, писал музыкальное сопровождение к различным театральным постановкам. Так, он стал автором музыки для пьесы «Лермонтов» и сюиты для пьесы «Маскарад». И та, и другая постановки были посвящены произведениям Михаила Юрьевича.

Но музыка была настолько индивидуальна, что уже после смерти Арама Ильича, в 1982 году один из его учеников (Эдгар Оганесян) немного переработал оба произведения своего учителя и на их основе сочинил партитуру для совершенно нового балета под названием «Маскарад». Туда вошли и другие композиции великого музыканта. Таким образом, хотя сам Арам Хачатурян балет «Маскарад» не писал никогда, его все же называют иногда его создателем.

Среди творческого наследия композитора – музыка ко многим другим постановкам, большая часть которых пришлась на сороковые годы, а также результат работы в кинематографии. Он стал автором музыки к нескольким десяткам фильмов, в том числе, к эпопее «Сталинградская битва».

Миллионы людей до сих пор зачарованно слушают звуки его произведений. Он был весьма разнообразен в своих творениях. Например, его «Танец с саблями» увлекает своей восточной экспрессией и запоминается любому. А вот «Вечерняя сказка» звучит по-иному – задумчиво и несколько рассеянно, но от этого она не менее хороша.

Память патриарха музыки

Невозможно перечислить все заслуги мастера. Это слишком значимый для мира композитор, чтобы имя его было забыто и оттеснено десятками других, менее талантливых сочинителей. Поэтому в 2013 году состоялся музыкальный фестиваль имени Хачатуряна. Организовали его Министерство культуры и армянский Государственный молодежный оркестр.

Этот фестиваль стал настоящим событием, в которое были втянуты музыкальные коллективы не только из самой Армении, но и из многих других стран. Произведения Арама Хачатуряна смогли услышать и заново пережить в России, Грузии, Италии. Фестиваль запомнился тем, что на его родину приехали многие известные коллективы, в том числе, оркестр Владимира Спивакова. Этот проект еще раз напомнил меломанам о творчестве великого композитора.

Кроме того, в Ереване ежегодно проводится Международный конкурс имени А. Хачатуряна. Впервые он состоялся в 2003 году и был приурочен к 100-летнему дню рождения. Сегодня в рамках этого конкурса могут выступить молодые таланты, сделавшие своим музыкальным выбором игру на скрипке, фортепиано и виолончели. На мероприятия приезжают музыканты из России, Канады, Испании, Германии, США и множества других стран.

Армянский Государственный молодёжный оркестр стал официальным музыкальным коллективом этого проекта. Конкурс входит во Всемирную федерацию международных конкурсов музыки. Вряд ли без имени Арама Хачатуряна он приобрел такой вес. А это значит, что сама память о композиторе и его творчество бесценны.

Арам Ильич Хачатурян (24 мая (6 июня) 1903, Тбилиси - 1 мая 1978, Москва) -советский армянский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1973), академик АН Армянской ССР (1963).

Биография
Был четвёртым сыном в семье бедного ремесленника. В детстве не проявлял особого интереса к музыке и начал ей обучаться только в 19 лет. В 1921 вместе с группой армянской молодежи А. Хачатурян уехал в Москву и поступил на подготовительные курсы в Московский университет, затем стал студентом факультета физики и математики. Спустя год 19-летний Хачатурян поступил в Гнесинское музыкальное училище, где Михаил Гнесин обратил внимание на одаренного Хачатуряна и помог ему. Занимался он сперва на виолончели, затем перешел в класс композиции.

В эти же годы Хачатурян впервые в жизни оказался на симфоническом концерте и был потрясен Бетховеном и Рахманиновым. «Танец для скрипки и фортепиано» стал первой работой композитора. «Как и все скрипачи, я горжусь тем, что первая серьёзная работа А. Хачатуряна, его „Танец“, был написан для скрипки. Композитор чувствует скрипку, как настоящий мастер - виртуоз», - сказал Давид Ойстрах о Хачатуряне. В 1929 Хачатурян поступил в симфонический класс Московской консерватории, которую блестяще окончил в 1934 и поступил в аспирантуру. Ещё к студенческим годам относятся такие его произведения, как песня-поэма для скрипки с фортепиано (1929), токката для фортепиано (1932), трио для фортепиано, скрипки и кларнета (1932). Далее Хачатурян написал 1-ю симфонию (1934), концерты с оркестром для фортепиано (1936) и для скрипки (1940). Во время Второй мировой войны работал на всесоюзном радио, писал патриотические песни и марши.

В 1939 Хачатурян написал первый армянский балет «Счастье». Но недостатки либретто балета вынудили переписать большую часть музыки, и таким образом «родилась» «Гаяне». Премьера балета состоялась в тяжелые годы Второй мировой войны, зимой (3 декабря 1942). В 1943 за этот балет Хачатурян получил Сталинскую премию первой степени - одну из самых высоких наград того времени в сфере культуры. Через очень короткое время после премьеры этот балет завоевал всемирную славу. Балет «Спартак» стал величайшей работой Хачатуряна после войны. Партитура балета была завершена в 1954, а в декабре 1956 состоялась премьера. С того времени этот балет стал «частым гостем» на лучших сценах мира.

Одновременно Хачатурян работал в театре и кино: «Маскарад», «Зангезур», «Пепо», «Владимир Ильич Ленин», «Русская проблема», «Секретная Миссия», «У них есть Родина», «Адмирал Ушаков», «Джордано Бруно», «Отелло», «Сталинградская битва» - далеко не полный перечень фильмов, для которых Хачатурян написал музыку. С 1950 Хачатурян выступал как дирижёр, гастролировал с авторскими концертами во многих городах СССР и в зарубежных странах.

Учебные цели:

  1. Развитие интереса в познании классической музыки.
  2. Умение учащихся охарактеризовать значение творчества А.И.Хачатуряна в музыкальной культуре XX века.
  3. Знакомство с основными событиями творческой биографии композитора.
  4. Знакомство с симфоническими, балетными произведениями А.И.Хачатуряна и с массовыми музыкальными жанрами – музыкой для театра и кино

Воспитательные цели:

  1. Развитие интереса к музыкальной культуре XX века.
  2. Формирование стремления учащихся к разностороннему развитию личности, воспитанию трудолюбия, патриотизма, глубокой любви к сокровищнице народного музыкального искусства на примере творческой личности А.И.Хачатуряна.

Наглядные пособия и ТСО:

    -проигрыватель. -плеер.
  1. Телевизор.

Музыкальный материал:

  1. Дживан Гаспарян. Армянский дудук. Мелодия № 1 (Приложение № 6 ).
  2. “Вальс” из музыки к драме Лермонтова “Маскарад” (Приложение № 7 ).
  3. Концерт для скрипки с оркестром, I часть (Приложение № 8 ).
  4. “Танец с саблями” из балета “Гаянэ” (Приложение № 9 ).
  5. Адажио Фригии и Спартака из балета “Спартак” (Приложение № 10 ).
  6. Дживан Гаспарян. Армянский дудук. Мелодия № 2 (Приложение № 11 ).

Раздаточный материал:

  1. Хронологическая таблица “Жизнь и творчество А.И.Хачатуряна” (Приложение № 1 ).
  2. Карточки-конспекты (Приложение № 2 ).
  3. Таблица основных произведений А.И.Хачатуряна (Приложение № 3 ).
  4. Устный экспресс-опрос по теме: “Творчество А.И.Хачатуряна” (Приложение № 4 ).
  5. Летопись жизни А.И.Хачатуряна (Приложение № 5 ).

Ход урока

Организационный момент:

  • Приветствие, перекличка.
  • Эмоциональная настройка.
  • Обеспечение учащихся наглядными пособиями.
  • Обеспечение раздаточным материалом.
  • Информация о целях и задачах урока.
  • Изучение нового материала.

    Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством композитора Арама Ильича Хачатуряна. По мнению ЮНЕСКО, Хачатурян – один из самых известных композиторов 20 века. Его “Танец с саблями” – чуть ли не самое популярное произведение нашего времени.

    Феноменальная популярность музыки Хачатуряна, ее доступность, как специалистам музыкального искусства, так и широчайшим кругам любителей музыки. Объясняется громадной силой таланта, блеском мастерства и творческой щедростью композитора. Его музыка отличается подлинной народностью, реалистичностью, глубиной содержания и совершенством художественной формы.

    Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Коджори, предместье Тифлиса, в армянской семье переплетчика. Отец, Илья Восканович происходил из крестьян, живших в деревне Верхняя Аза Нахичеванского уезда, а мать – Кумаш Сергеевна была родом из Нижней Азы.

    Семья Хачатурянов жила на Арагвинской улице в доме, построенном на склоне горы. Здесь они снимали три небольшие комнаты, где размещались родители и четыре сына. Там же была крохотная кухонька и чулан, через который можно было подняться на чердак и уединиться для музыкальных занятий.

    Арам рос, подобно всем своим сверстникам-мальчишкам на дворе, на улице. Здесь они носились неутомимыми “табунами” в веселых прятках, бегали наперегонки, играли в “чилька чжохи” – игру, напоминающую нашего “чижика”.

    Будущий композитор учился сначала в пансионе, а затем в коммерческом училище. Проявляя интерес к живописи, поэзии, литературе, театру, он все же отдавал предпочтение музыке: пел в хоре, играл на трубе в духовом оркестре. Отец, заметив увлечения сына, приобрел старенький прямострунный рояль. С величайшим увлечением Арам подбирал на нем понравившиеся мелодии, импровизировал, вслушивался в своеобразные гармонические созвучия. Вскоре среди товарищей, друзей и родных он прослыл пианистом. Однако о профессиональной карьере музыканта пока еще не помышлял.

    Многонациональная культура Тбилиси оказали огромное влияние на Хачатуряна. (Звучит Армянский дудук. Мелодия № 1, Приложение № 6). Этот живописнейший и очень своеобразный город отличался большой пестротой населения. Здесь наряду с коренными грузинами проживали представители около 80 национальностей. Эта многонациональная, многоязычная атмосфера накладывала свой отпечаток на быт, нравы и культуру Тбилиси, в том числе и музыку. Позднее, Арам Хачатурян вспоминал: “Достаточно было пройтись по улицам и переулкам, лежащим в стороне от центра, чтобы окунуться в музыкальную атмосферу, создаваемую самыми разнообразными источниками: вот из открытого окна слышится характерное звучание хоровой грузинской песни, рядом кто-то перебирает струны азербайджанского тара, пройдешь дальше – наткнешься на уличного шарманщика, наигрывающего модный в ту пору вальс. Южный город живет кипучей уличной жизнью, встречая каждое утро музыкальными выкриками торговцев фруктами, рыбой, мацони и завершая свой день сложной многоголосной полифонией несущихся со всех сторон армянских, грузинских, русских напевов, обрывков итальянских оперных арий, громоздких военных маршей, доносящихся из городского сада, где играет духовой оркестр… Нередки встречи и с хранителями древней народной культуры певцами-сказителями, ашугами, аккомпанирующими себе на народных инструментах – сазе, кеманче…”

    Музыкальная культура Тифлиса была довольно высокой. Здесь было отделение Русского музыкального общества, работало музыкальное училище, которое одно время возглавлял М.М.Ипполитов-Иванов. Постоянно функционировала итальянская оперная труппа. Сюда приезжали с концертами Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, С.В. Рахманинов, К.Н. Игумнов. Наконец, здесь жили талантливые музыканты, сыгравшие видную роль в становлении грузинской и армянской композиторских школ: М.А. Баланчивадзе, З.П. Палиашвили, и другие.

    В семье Хачатурянов постоянно звучала музыка. Мать композитора Кумаш Сергеевна знала множество армянских, азербайджанских народных песен и превосходно их исполняла. Некоторые из этих мелодий позже “проросли” в творчестве Арама Ильича.

    По воспоминаниям композитора, отец тоже знал много армянских народных песен и пел их, аккомпанируя себе на таре. Художественно одаренными людьми были и братья Арама. Левон обладал красивым голосов и стал довольно известным певцом. Сурен, окончив студию Станиславского при МХАТе в Москве, работал актером и режиссером. Вагинак часто выступал в любительских спектаклях. Араму Хачатуряну было шестнадцать лет, когда он впервые попал в оперный театр. Опера классика грузинской музыки З.П. Палиашвили “Абесалом и Этери” произвела на него сильное и яркое впечатление.

    Осенью 1921 года Сурен Хачатуров (в Москве он был известен под этой фамилией) совершил поездку в Армению и Грузию для набора учащихся в Армянскую студию в Москве.

    Сурен взял на себя заботу о младшем брате. Он хорошо понимал, что для развития таланта юноши в Москве могут быть созданы наиболее благоприятные условия.

    Москва поразила А. Хачатуряна напряженным темпом жизни, широким размахом культурной деятельности. В доме брата он знакомится со многими выдающимися деятелями театра, актерами, художниками музыкантами. Незабываемое впечатление оставляет игра пианиста Николая Орлова.

    Еще более сильное впечатление произвел симфонический концерт в Большом зале Московской консерватории. Исполнялась Девятая симфония Бетховена и Второй концерт Рахманинова. Солистом был Константин Николаевич Игумнов.

    19-летний А. Хачатурян становится учеником Музыкального техникума имени Гнесина по классу виолончели и фортепиано, а в 1925 году поступает в только что открытый класс композиции к М. Ф. Гнесину. Начинающий композитор знакомится с множеством музыкальных произведений. Изучает музыкально-теоретические дисциплины, осваивает технику композиции, пишет свои первые сочинения. Параллельно Хачатурян учится на биологическом отделении физико-математического факультета Московского университета и получает образование биолога.

    С 1929 г. по 1934 г. Арам Хачатурян учится в консерватории и заканчивает ее с золотой медалью. Его имя заносится на мраморную доску Почета. Его дипломной работой становится Первая симфония, посвященная Армении, ее древней культуре, истории и людям.

    Первое исполнение Симфонии состоялось в большом зале Московской консерватории 23 апреля 1934 года, дирижировал немецкий дирижер Эуген Сенкар, работавший в те годы в Советском Союзе. В последующие годы (1934-1936) Арам продолжает совершенствовать свое композиторское мастерство у Мясковского в аспирантуре при Московской консерватории.

    Среди ранних произведений Хачатуряна следует отметить “Аллегретто” для скрипки и фортепиано, “Детский альбом” для фортепиано, Сюиту для альта и фортепиано. Постепенно Хачатурян переходит от мелких форм к более развернутым, от обработки народно-песенного и танцевального материала к его разработке, применяя различные средства интонационно – тематического развития. В этой связи следует назвать струнный квартет с двойной фугой, сонату для скрипки и фортепиано, сюиту для фортепиано. Первая часть “Токката” – завоевала широкую известность и вошла в репертуар многих пианистов. Характерные для данного жанра ритмическая острота, моторность, сливаются здесь со своеобразными ритмами плясок народов Закавказья и общей динамикой звучания восточных ударных инструментов. Проявляя большую изобретательность, композитор варьирует, развивает музыкальный материал, создает непрерывное нарастание звучания. Безудержной стихией ритма, энергии, воли, напора, противопоставлен в сочетании проникновенно – лирический эпизод. Нельзя не удивляться мастерству, с которым молодой композитор достигает средствами пианистической техники эффекта, имитирующего звучание восточных народных инструментов – канона и дойры.

    После окончания консерватории композитор много и упорно работает над своими новыми сочинениями. Он обращается к различным жанрам. Среди созданного на протяжении 30-х годов наиболее удачными оказались балет “Счастье”, фортепианный и особенно скрипичный концерты. Заслуженную популярность завоевала музыка Хачатуряна к драматическим спектаклям (“Валенсианская вдова”, “Маскарад”) и кинофильмам (“Пэпо”, “Зангезур”). Активно включается Хачатурян и в общественно-музыкальную жизнь страны, выполняет ответственную работу в Союзе композиторов.

    Фортепианный концерт закончен композитором в 1936 году. Его первым исполнителем был выдающийся советский пианист Лев Оборин, которому он и посвящен. Концерт имел большой успех. В нем проявилась склонность композитора к виртуозно-блестящему стилю. Еще ярче стали краски гармонии, острее и выпуклее ритмы, выразительнее мелодия.

    В 1940 году Хачатурян создает одно из своих наиболее значительных произведений – скрипичный концерт. Здесь творческий облик композитора раскрылся во всей своей полноте. Концерт посвящен его первому исполнителю – известному советскому скрипачу Давиду Ойстраху. Как выдающееся произведение он удостоен Государственной премии СССР. (Звучит I часть концерта для скрипки и фортепиано, Приложение № 7).

    Весну и лето 1939 года Хачатурян проводит в Армении, где усиленно работает над балетом “Счастье”.

    Спустя два года Хачатурян пишет музыку для спектакля “Маскарад” (по драме Лермонтова) в театре имени Евгения Вахтангова. Несколько позже отдельные музыкальные номера были изданы в виде симфонической сюиты. Особенно полюбился слушателям “Вальс”. Взволнованная, полная тревоги музыка “Вальса” связана с трагической судьбой героини “Маскарада”. (Звучит “Вальс” из музыки к драме Лермонтова “Маскарад”, Приложение № 8).

    В годы Великой Отечественной войны Хачатурян создает хоровое произведение “Слава нашей Отчизне”, песню “О капитане Гастелло”, марш для духового оркестра “Героям Отечественной войны”, “Песню гнева”.

    Из крупных жанров появляется балет “Гаяне” на либретто К. Державина. В этом балете композитор талантливо синтезирует традиции классического балета и народно-национального музыкального и хореографического искусства.

    Особенно яркой страницей балета стал огненно-темпераментный “Танец с саблями”. Его отличают стремительный темп, острый ритмический рисунок, яркость оркестровки. (Звучит “Танец с саблями”, Приложение № 9).

    Премьера “Гаяне” состоялась в 1942 году в городе Перми в исполнении Ленинградского театра оперы и балета. В 1943 году Хачатуряну за балет “Гаяне” присуждена Государственная премия СССР, которую он внес в фонд Вооруженных сил Советского союза.

    В 1943 году была написана вторая симфония, получившая название “Симфонии с колоколом”. Она передает переживание людей в годы войны. Их страдание, скорбь по погибшим, воспоминания о счастье и радости, предчувствие грядущей победы.

    В 1944 году Хачатуряном был создан гимн Армении.

    Летом 1946 года композитором был создан Виолончельный концерт, который с большим успехом исполнил в Москве С. Кнушевицкий. В то же время был создан вокальный цикл на стихи армянских поэтов. В 1954 году родилось наиболее значительное произведение А. Хачатуряна – героико-эпический балет “Спартак”. Композитора привлек образ человека, возглавившего беспримерное в истории древнего мира восстание рабов. Балет был поставлен на сцене ленинградского театра им. С.М. Кирова и в Большом театре в Москве. Из отдельных номеров балета композитор создал четыре сюиты, куда вошли наиболее значительные фрагменты. В 1959 году за балет “Спартак” Хачатуряну была присуждена Ленинская премия. (Звучит Адажио из Фригии и Спартаки из балета “Спартак”, Приложение № 10).

    60-е годы в творчестве Хачатуряна ознаменованы еще одним концертным “всплеском” – один за другим появляются три концерта-рапсодии: Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром (1961), Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром (1963) и Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром (1968). Композитор неоднократно делился мыслями о своем желании написать четвертый Концерт-рапсодию, где концертирующими выступали бы все три инструмента, объединяющиеся в конце произведения... В 1971 году триада Концертов-рапсодий была удостоена Государственной премии.

    Много сил отдавал Хачатурян педагогической работе. Долгие годы он руководил композиторским классом в Московской консерватории имени П.И.Чайковского и музыкальном институте имени Гнесиных. Развивая педагогические принципы своего учителя Мясковского, опираясь на собственный жизненный и творческий опыт, Хачатурян создал свою композиторскую школу.

    Арам Ильич любил своих студентов, даже, несмотря на различие в их способностях. Хачатурян имел необычайное педагогическое чутье, что позволяло ему правильно развивать индивидуальность и своеобразие каждого ученика. Не случайно, что среди воспитанников Хачатуряна не было ни одного, кто изменил бы своей профессии и не стал бы композитором. Среди учеников Хачатуряна – известные композиторы разных стилей и направлений.

    Его учениками были:

    Андрей Эшпай – советский композитор и пианист. В период с 1953 по 1956 гг. был аспирантом А.Хачатуряна. Народный артист СССР, член Международного музыкального совета при ЮНЕСКО. Автор ряда известных произведений: симфоний, концертов, балетов, а также музыки к спектаклям драматических театров и кино.

    Микаэл Таривердиев – советский композитор. Окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу композиции у Хачатуряна в 1957 году. Основная сфера творческой деятельности – камерная музыка, музыка к спектаклям и кинофильмам. Широкое признание получили его песни и романсы.

    Алексей Рыбников – российский композитор. Окончил Московскую консерваторию у А.Хачатуряна в 1967 году. Автор ряда опер, мюзиклов, концертов. Имя А.Рыбникова неразрывно связано с советским кинематографом. Его музыка способствовала популярности множества художественных фильмов.

    Арам Ильич Хачатурян был великолепным дирижером.

    Уже в первых рецензиях на дирижерские выступления Хачатуряна подчеркивалась выразительная пластика рук Арама Ильича, умение лепить форму целого, замечательное внутреннее ощущение ритма.

    В работе с оркестром проявились врожденный артистизм Арама Хачатуряна, его талант, яркая исполнительская одаренность, большая творческая воля, поразительная работоспособность и – прочный профессионализм. “Под его палочку было удобно играть. Он умел зажигать артистов оркестра и солистов, он всегда точно знал, чего хотел. Его дирижерская воля безотказно впечатляла слушателей”, – вспоминает о дирижерском умении Хачатуряна знаменитый скрипач Виктор Пикайзен.

    С симфоническим оркестром Хачатурян посетил многие столицы мира. Ему рукоплескали Прага, Варшава, Берлин, София, Будапешт, Бухарест, Вена, Париж, Рим, Брюссель, Лондон, Зальцбург, Нью-Йорк, Чикаго, Токио, Буэнос-Айрес, Гавана, Мехико, и др. Вот далеко не полный список городов, где выступал Хачатурян. Его концерты проходили с неизменным успехом, способствуя укреплению международных культурных связей.

    Лауреат Государственных и Ленинской премий, Герой Социалистического труда, народный артист СССР Арам Ильич Хачатурян прожил счастливую жизнь. Он объездил весь мир, встречался с Роменом Ролланом, Хемингуэем, Чаплином, Сибелиусом, Стравинским, Караяном... Хачатуряна с радостью принимали великие мира сего - королева Бельгии Елизавета, Папа Римский Иоанн XXIII , католикос Вазген. Его сочинения играли звезды исполнительского искусства - скрипачи Яша Хейфец, Джордже Энеску, Давид Ойстрах, пианисты - Артур Рубинштейн, Эмиль Гилельс, виолончелист Мстислав Ростропович... Он был овеян славой, любим слушателями, уважаем властями.

    О мировом признании творчества Арама Хачатуряна свидетельствует бесчисленное множество наград. В 1963 году Хачатурян был избран действительным членом Академии Наук АССР, почетным академиком Итальянской музыкальной академии “Санта Чечилия” (1960), почетным профессором Мексиканской консерватории (1960), членом-корреспондентом Академии искусств ГДР (1960). Арам Хачатурян имел звания профессора и доктора искусствоведения (1965).

    Именем Хачатуряна в Ереване назван Большой концертный зал в филармонии, струнный квартет и ежегодный конкурс пианистов и композиторов.

    К своему 75-летию А.И. Хачатурян шел обогащенный огромным жизненным опытом, достигшим вершины мастерства, полным новых значительных замыслов.

    Но первого мая 1978 года, за месяц до намеченного юбилея перестало биться горячее, жизнелюбивое, трепетное сердце Арама Ильича.

    Прах Хачатуряна был перевезен из Москвы самолетом в Ереван и похоронен на знаменитом кладбище. (Звучит Армянский дудук. Мелодия № 2, Приложение № 11).

    Тенистый парк, большая гранитная плита, на которой высечена: А. Хачатурян (1903-1978). Кругом деревья, цветы, а рядом могилы великих деятелей армянской культуры: Аветика Исаакяна, Мартироса Сарьяна, Комитаса…

    Музыка Хачатуряна всегда утверждала, и будет утверждать высокие гуманистические идеалы, веру в прогресс, в светлое будущее, в красоту. Его творчество – источник высоких эстетических наслаждений.

    Личность никогда не вписывается в предложенные рамки. Прекрасный пример этому - биография Хачатуряна Арама Ильича. Хачатуряна хотел знать весь мир. Сына переплетчика принимала королева Бельгии Елизавета, его приветствовал революционер Че Гевара, с ним познакомился кумир интеллектуалов Эрнест Хемингуэй - и всему тому виной его незаурядный дар композитора, музыка которого покоряет с первых тактов.

    Детские годы

    Арам Хачатурян родился в селе под Тифлисом в 1903 году, а вырос в этом шумном и веселом городе, наполненном народной музыкой армянских, грузинских и русских музыкантов. С детства он говорил на трех языках. Дома - по-армянски, во дворе - по-грузински, в школе - по-русски. И это было нормально, совершенно естественно. Никто не замыкался в узких рамках национальности, и Арам был открыт всем веяниям. Он слушал, как пела мама армянские народные песни, на улице звучало грузинское многоголосье, из парков доносились звуки русских романсов. В такой атмосфере ребенку хотелось и самому петь и играть.

    Какое же было счастье, когда по случаю ему купили рояль с западающими клавишами! Арам на нем быстро научился подбирать все мелодии по слуху, а также немного импровизировать. Так начиналась творческая биография Хачатуряна.

    В Москве

    Дома не одобряли его тяги к музыке и послали в девятнадцать лет в столицу к брату Сурену. Там Арам поступил в Московский университет на биологический факультет. Но сама атмосфера столицы - музыкального и культурного центра, где можно было посещать симфонические концерты, слушать оперы, бывать на выступлениях В. Маяковского, не располагала Арама к занятиям биологией. Его неудержимо тянуло к музыке. Да и друзья брата советовали ему обратить на нее серьезное внимание. Поэтому, не зная нотной грамоты, отважный молодой человек отправился на прослушивание в Гнесинское училище. Педагоги были поражены слухом, музыкальной памятью, чувством ритма и неумением играть ни на одном из музыкальных инструментов. Но Арама все-таки приняли, не решив для начала, на какой факультет. Именно талант определил, как сложится биография Хачатуряна.

    Учеба в двух местах

    Арам разрывался на части.

    Ему хотелось порадовать отца и мать, и университет он не бросил, а в училище его направили заниматься в класс виолончели - совсем новое дело, и по всем теоретическим дисциплинам надо было срочно догонять сокурсников, которые их изучали с детства.

    Денег не хватало, он подрабатывал разгрузкой, потом репетиторством, вел Общение с маленькими детьми доставляло Араму огромное удовольствие. При этом он начал сочинять, да так ярко, что его пьесы можно было давать играть профессионалам.

    Консерватория

    С 1929 по 1934 год Арам Ильич изучал композицию под руководством М. Ф. Гнесина, а затем - Н. Я. Мясковского. Путь в жизни для него определился - сочинение музыкальных произведений: уже в студенческие годы появились сюиты, токкаты, концерты. Трио для кларнета и скрипки чрезвычайно высоко оценил С. Прокофьев и увез его во Францию. Оно было впервые исполнено в Париже. Так развивалась биография Хачатуряна в студенческие годы.

    Женитьба и личная жизнь

    В 1933 году состоялась свадьба Арама и его однокурсницы, в будущем композитора Нины Владимировны Макаровой. Это был счастливый союз, в котором родился сын Карен. В семье царило полное понимание друг друга и абсолютная гармония.

    В том же тридцать третьем году была исполнена праздничная и красочная «Танцевальная сюита» для симфонического оркестра. Окончание консерватории было ознаменовано сочинением Первой симфонии, которая прозвучала под ее сводами. Наступала творческая зрелость композитора, которому исполнилось 32 года.

    Годы войны

    Перед войной Арам Хачатурян написал балет «Счастье». Либретто было не слишком удачным, поэтому уже позже он в холодной Перми создал новое произведение «Гаяне». К этому времени Арам Хачатурян был признанным композитором. За его музыку к драме «Маскарад» и к комедии «Валенсийская вдова» он был награжден орденом Ленина. Балет «Гаяне» был поставлен коллективом театра имени Кирова в 1942 году.

    В 42-м году Арам Ильич сочинил Вторую, «Военную», симфонию, а также завершил скрипичный концерт, первым исполнителем которого стал Давид Ойстрах. В 1944 году он создал государственный гимн Армении. Он приехал в Ереван летом, окна в квартире были открыты, и на звуки гимна под ними собрались люди, которые, стоя под окнами, стали подпевать услышанной мелодии.

    В 1945 году композитор на волне народной радости и энтузиазма создал Третью взволнованную «победную» симфонию. Он вспоминал, как голодные музыканты - он, Шостакович и Ойстрах - дали концерт, за который их угостили обедом. И такой момент вобрала в себя биография Хачатуряна.

    Борьба с формализмом в музыке

    После войны Сталин принялся Всем жанрам искусства досталось крепко. Арама Ильича, защищавшего С. Прокофьева, обвинили в формализме. Обвинение было абсурдным, поскольку музыка маэстро базировалась на народных мелодиях, которые пробуждали фантазию композитора. Но его сняли с должности в Союзе композиторов, и тогда Арам Ильич с увлечением начал большую творческую деятельность. К 1954 году он завершил работу над балетом «Спартак», и его премьера состоялась через два года в Ленинграде. Но полномасштабно балет был поставлен только в 1968 году на сцене Большого театра.

    С ним на гастроли выезжали за рубеж, как с «Гаяне», а «Танец с саблями» превратился в самостоятельный номер.

    Работа с театром и кинематографом

    Для театральных постановок, как было упомянуто, Арам Ильич писал музыку. На его счету двадцать драматических постановок и двадцать пять кинофильмов. Некоторые произведения он позже перерабатывал в сюиты. Это «Маскарад», «Лермонтов», «Макбет», «Король Лир», «Спартак», «Гаяне» и многие другие, которые пользуются широкой популярностью.

    Преподавание и общественная деятельность

    В 60-е годы наряду с творческой работой Арам Ильич преподавал и в Московской консерватории, и в Он создал новые, им самим разработанные принципы композиции. У него учились Алексей Рыбников, Микаэл Таривердиев. И этот список можно долго продолжать. К этому же времени относится его обширная представительская деятельность, с которой плотно связана биография Хачатуряна. Фото ниже показывает его с королевой Бельгии Елизаветой.

    Он не отказывался от зарубежных командировок и встречался с Чарли Чаплиным, с Гербертом фон Караяном, даже с Папой Римским. Но его огорчало, что широкая общественная деятельность не дала ему возможности написать оперу. Звание Героя Социалистического труда ему присвоено за заслуги к 70-летию в 1973 году. Арам Ильич был почетным членом Итальянской музыкальной академии, профессором Мексиканской консерватории, членом-корреспондентом Академии искусств ГДР.

    Такая напряженная жизнь сказалась на здоровье композитора, и он начал часто болеть. Усугубили его состояние болезнь и смерть любимой супруги в 1976 году. И действительно, Арам Ильич не смог перенести жизни без нее. Через два года, в 1978-м, в 75 лет его не стало. Биография Хачатуряна Арама Ильича в нашем изложении окончена. Его жизнь продолжена в музыке и в работах его учеников.

    Биография Хачатуряна кратко для детей

    В начале 20 века в шумном и жарком Тифлисе (теперь этот город называется Тбилиси) в семье печатника родился четвертый сынишка, которого назвали Арамом. Никто не знал, что, с детства наслушавшись народных песен, которые лились со всех сторон из всех дворов и улиц, маленький мальчик научится на полуразломанном рояле на слух подбирать любую мелодию и вдобавок кое-что к ней присочинять, а потом поедет в Москву и станет учиться и на биолога, и на музыканта. Те, кто занимается в музыкальной школе, знают, сколько времени и сил надо приложить, чтобы получить хорошую отметку, и только после музыкальной школы и училища можно поступить, если получится, в консерваторию. Но очень одаренного юношу приняли в Гнесинское училище, несмотря на то что он не знал нотной грамоты, и руки у него не были поставлены, и он не умел играть ни на одном музыкальном инструменте.

    Очень много Араму Ильичу Хачатуряну предстояло постигнуть. Но он упорно учился, и все время сочинял музыку. А когда окончил консерваторию, то лучшим его сочинением был вальс к драме Лермонтова «Маскарад». На занятиях в музыкальной школе звучит этот, как сейчас говорят, шлягер, как и «Танец с саблями» из балета «Гаяне».

    Произведения Арама Ильича играли наши лучшие исполнители, которые гастролировали по всему миру. Так его произведения узнали не только на родине, но и за рубежом. Он был желанным гостем у королевы Бельгии, у Чарли Чаплина, у Стравинского, у Сибелиуса, у папы Римского. Вот так выглядит биография Хачатуряна для детей.

    Aram Elijah Khachaturyan

    Армянский советский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель.

    Народный артист РСФСР (1947).
    Народный артист Армянской ССР (1955).
    Народный артист Грузинской ССР (1963).
    Народный артист Азербайджанской ССР (1973).
    Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944).
    Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1938).
    Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1967).
    Народный артист СССР (1954).

    Родился 6 июня 1903 года в селе Коджоры близ города Тифлис.
    Окончил Московскую консерваторию (1934, педагог Н.Я. Мясковский).
    Мировую известность композитору принесли концерты для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром, балеты «Гаянэ» (1942) и «Спартак» (1954).
    Автор симфоний, музыки к театральным спектаклям («Маскарад» Лермонтова). С 1966 года выступал как дирижёр.
    Педагог Московской консерватории, профессор с 1951 года. В числе его учеников были такие видные композиторы, как Андрей Эшпай, Ростислав Бойко, Алексей Рыбников, Микаэл Таривердиев, Эдгар Оганесян, Эдуард Хагагортян, Марк Минков, Толиб-хон Шахиди, Игорь Якушенко, Владимир Рябов и Кирилл Волков.
    Доктор искусствоведения (1965).
    С 1957 года занимал пост секретаря Союза композиторов СССР.
    В кино - с 1935 года.

    Ушёл из жизни 1 мая 1978 года в Москве. Похоронен в Армении в пантеоне парка имени Комитаса.

    Имя композитора носят: улица на севере Москвы, улица в Симферополе и улица в Астане.
    31 октября 2006 г. в Москве открыт памятник Араму Хачатуряну.
    В столице Республики Армения Ереване на улице маршала Баграмяна открыт Музей А. И. Хачатуряна (с концертным залом).
    Именем А. И. Хачатуряна назван самолёт авиакомпании «Аэрофлот» Airbus A319-112 (бортовой номер VQ-BCO).
    В честь А. И. Хачатуряна были выпущены почтовые марки.

    призы и награды

    Ленинская премия (1959) - за балет «Спартак»
    Государственная премия СССР (1971) - за музыку Триады концертов-рапсодий для скрипки с оркестром; для виолончели с оркестром; для фортепиано с оркестром
    Сталинская премия второй степени (1941) - за Концерт для скрипки с оркестром
    Сталинская премия первой степени (1943) - за балет «Гаянэ»
    Сталинская премия первой степени (1946) - за Вторую симфонию
    Сталинская премия первой степени (1950) - за музыку к двухсерийному кинофильму «Сталинградская битва»
    Герой Социалистического Труда (1973)
    3 ордена Ленина (1939, 1963, 1973)
    Орден Октябрьской Революции (1971)
    2 ордена Трудового Красного Знамени (1945, 1966)
    Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
    Медаль «В память 800-летия Москвы»
    Медаль «За оборону Кавказа»
    Медаль «За оборону Москвы»
    «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
    Орден «Науки и искусства» 1-й степени (1961, Объединённая Арабская республика) - за выдающуюся музыкальную деятельность
    Памятная медаль в связи с 25-летием восшествия на престол шахиншаха Ирана (1965)
    Заслуженный деятель искусств Польской Народной республики - за заслуги перед польской культурой
    Государственной премии Армянской ССР (1965).