Своеобразие художественной образности в творчестве писателей-романтиков. Художественный образ. Понятие о художественном образе. Классификация художественных образов по характеру обобщенности

В целом под художественным образом в гносеологии принято понимать - разновидность образа вообще, который несет в себе результат освоения сознанием человека окружающей его действительности.

Художественный образ в эстетике является результатом творческого осмысления изображаемой писателем объективной реальности.

Понятие "образ" в литературоведении существенно отличается от языкового образа.

Литературный образ типичен, несет в себе отпечаток действительности и является носителем не одной авторской идеи, а совокупности идей. Он предстает как результат деятельности воображения, пересоздающего мир в соответствии с неограниченными духовными запросами и устремлениями человека, его целенаправленной активностью и идеалами. В образе наряду с объективно существующим и сущностным запечатлевается возможное, желаемое, предполагаемое, то есть все, что относится к субъективной, эмоциональной сфере бытия, его непроявленным внутренним потенциям.

Литературный образ выделяется своей конкретностью, доступностью к восприятию, сочетаемостью общего и частного, знаковостью, символичностью, субъективностью, детализированностью, типичностью, эмоционально-экспрессивной окрашенностью, самоценностью, неисчерпаемостью, самостоятельностью.

Художественный образ является ответом на вопрос, который интересует художника, но в то же время это и новый вопрос.

Одной из характерных черт художественного образа, выступает его максимальная емкость содержания. Каким бы ни был образ по структуре своей поэтики, он всегда представлен в виде целого .

Образ выражает собой индивидуальные видения писателем явлений жизни при помощи художественного вымысла наиболее характерных, типических особенностей.

В понятии "образа" заключен сам тип видения художником и отражения жизни. Однако в практике искусства данные отражения представлены гораздо сложнее. Художественное творчество не ставит целей, создания отдельного образа. Художественное произведение представляет собой целое, то есть включает в себя систему образов, которая является объединенной основной идеей. Здесь следует говорить не об образе, а об образности, как более широком понятии, включающим в свое значение то, что образ существует не изолированно, а в системе и тем самым реализует основную идею писателя.

Однако, как пишет исследователь Л. Тимофеев "в самом произведении мы конечно имеем дело с рядом отдельных, единичных образов, отражающих те или иные стороны жизни, являющихся суждениями художника о них. Анализируя произведение, мы устанавливаем, какие образы в него входят, какие стороны жизни в них отражены, как они взаимоотносятся, какой целостный вывод вытекает из всего произведения о той стороне жизни, которая отражена во всей сложности этих образов".

Подводя итог выше сказанному, отметим, что образ является ценным сам по себе и во взаимодействии с системой образов. В данной работе мы будем пользоваться следующим определением образа - это совокупность представлений художником о мире, запечатленных с помощью ряда художественных приемов и сосуществующем в произведении с другими видениями окружающей среды писателем, образующих систему образов, но при этом не теряющем своей значимости вне данной системы.

Слово "образ" имеет несколько значений. В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова ему даются такие толкования: "1. Вид, облик; 2. Живое, наглядное представление о ком-чем-нибудь; 3. В литературе, искусстве: обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления; 4. В художественном произведении: тип, характер; 5. Порядок, направление чего-нибудь, способ" [Ожегов 1986: 372].

Наличие различных значений слова способствует тому, что оно используется в обыденном быту и одновременно выступает в качестве термина в разных науках. В философии "образом" называют отражение явлений жизни в сознании людей, всякое "отображение" реальной действительности (как понятийное, так и чувственное). В психологии "образ" обозначает представление, то есть мысленное созерцание предмета в его целостности.

Ученые подчеркивают, что вне образов нет ни отражения реальной действительности, ни познания, ни воображения, ни творчества. Образ может принимать различные формы, как чувственные (ощущения, восприятия, представления), так и рациональные (суждения, умозаключения, теории). В то же время образы могут быть некими идеализированными конструкциями, непосредственно не соотносящимися с реально существующими предметами и явлениями (фантастические образы Змея Горыныча или Бабы-Яги в сказках, мифологические образы кентавров или сирен).

Образы окружают людей в их повседневной жизни. Они встречаются в альбомах с фотографиями, в частной переписке, в дневниках и т.п. Нередко пользуются образами в качестве вспомогательного средства при изложении своих теорий ученые. Образы используются в науке для того, чтобы сделать рассуждения и выводы, излагаемые с помощью отвлеченных понятий, более доступными и наглядными. Наряду с этим образы можно найти в газетных очерках и публицистических сочинениях. Подобные образы называются фактографическими, научно-иллюстративными, публицистически-иллюстративными [Введение в литературоведение 1976: 35 - 37]. Главная их особенность состоит в том, что они показывают явления такими, какими они оказываются в действительности, не внося в это изображение никаких дополнений и корректив.

Художественный образ - разновидность образа вообще, под которым понимается результат осознания человеком явлений окружающего мира. В искусствоведении термин "художественный образ" используется для того, чтобы обозначить особый, присущий только искусству способ освоения реальной действительности и преобразования ее в действительность художественную. "Для искусствоведов "образ" это не просто отражение отдельного явления жизни в человеческом сознании, а это воспроизведение уже отраженного и осознанного художником явления с помощью тех или иных материальных средств - с помощью речи, мимики и жестов, очертаний и красок, системы звуков и т.д." [Введение в литературоведение 1976: 34].

Современные литературоведы называют образом любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении (особенно часто - действующее лицо или литературного героя). Само терминологическое словосочетание "образ чего-то" или "образ кого-то" указывает на устойчивую способность художественного образа соотноситься с внехудожественными явлениями, "вбирать" в себя реальную действительность. Отсюда проистекает господствующее положение категории "образ" в эстетических системах, устанавливающих специфическую связь искусства с неискусством - жизнью, сознанием и т. д.

Истоки теории образа восходят к глубокой древности. Эту теорию начали разрабатывать еще античные философы Платон и Аристотель (IV век до н.э.), которые указывали, что искусство является "подражанием природе". Словом "природа" они называли всю реальную жизнь - и естественную, и общественную, - состоящую из отдельных явлений.

В античности для обозначения образа использовалось слово "эйдос", которое одновременно употреблялось в двух значениях. "Эйдосом" назывался и внешний облик предмета, его наружный вид, и его сущность, идея. По мнению античных философов, искусство связано с эйдосами не прямо, а через "мимесис", то есть через подражание. "Подражанием" древнегреческие мыслители называли способность искусства воссоздавать отдельные явления жизни в изваяниях и картинах, в художественных произведениях и сценических представлениях. Таким образом, "мимесис" - это подражание и одновременно преображение предмета, существующего в реальности, в образ. В целом высказывания античных мыслителей указывают на то, что они отмечали зависимость "эйдосов" от действительности.

Определение искусства как "подражания природе" встречается во многих работах теоретико-литературного характера вплоть до XVIII столетия. От рассмотрения художественного творчества с таких позиций отказался немецкий философ Г.В.Ф. Гегель, который в своей "Эстетике" дал трактовку понятия "образ", близкую к современным.

Гегель обратил главное внимание на то, что произведения искусства представляют собой не простое "подражание природе". В них происходит пересоздание явлений действительности. По словам философа, "от теоретического, научного изучения художественное осмысление отличается тем, что оно интересуется предметом в его единичном существовании и не стремится превратить его во всеобщую мысль и понятие" [цит. по Введение в литературоведение 2004: 24]. В то же время Гегель подчеркивал, что единичное, индивидуальное в искусстве способно ярко, осязаемо, зримо передать общее.

Следует отметить, что, используя слово "образ", Гегель не придавал ему особого значения. Это позже сделали теоретики искусства; идеи Гегеля оказались долговечнее своего методологического контекста и вошли - в трансформированном виде - в современное литературоведение.

В настоящее время художественный образ трактуется как "категория эстетики, характеризующая результат осмысления автором (художником) какого-либо явления, процесса свойственными тому или иному виду искусства способами, объективированный в форме произведения как целого или его отдельных фрагментов, частей" [Введение в литературоведение 2004: 23]. В частности, литературное произведение как художественное целое является образом. Оно может включать в себя систему образов-персонажей, которые, в свою очередь, создаются с помощью изобразительно-выразительных средств поэтической образности.

К образам иногда относят тропы (метафору, метонимию, перифраз и т.п.). В то же время литературоведы указывают, что речь (словесный строй) и предметный мир произведения - это разные уровни художественного целого. Любой образ в широком смысле слова является иносказательным и многозначным. Образность отдельных речевых единиц и образность текстов не тождественны; мир литературных произведений сохраняет свою образность даже в том случае, если создается при помощи безомбразных слов.

Тропы позволяют обрисовать образ того или иного героя или явления более ярко и красочно, способствуют возникновению в сознании читателей дополнительных ассоциаций. "Но это не самостоятельные образы: они не изменяют тему высказывания, оставаясь за пределами мира произведения (как объекта изображения)" [Введение в литературоведение 2004: 40].

Ученые подчеркивают, что в художественном образе неразрывно слиты объективно-познавательное и субъективно-творческое начала. Выявляя специфические особенности художественных образов, литературоведы традиционно рассматривают их в отношениях с двумя сферами: реальной действительностью и процессом мышления.

Как отражение действительности образ в той или иной степени наделен чувственной достоверностью, пространственно-временной протяженностью, предметной законченностью, самодостаточностью и другими свойствами единичного, реально существующего объекта. В то же время образ не является реальным объектом, так как отграничен рамкой условности от всей окружающей действительности и принадлежит внутреннему, "иллюзорному" миру произведения.

Являясь не реальным, а "идеальным" объектом, образ обладает некоторыми свойствами понятий, представлений, гипотез и других мыслительных конструкций. Образ не просто отражает действительность, он обобщает, раскрывает в единичном и случайном - сущностное, наиболее характерное, типичное. В то же время в отличие от абстрактного понятия, образ нагляден; он не разлагает явление на отвлеченно-рассудочные составляющие, но сохраняет чувственную целостность и неповторимость. Иными словами, образ представляет собой в "одной и той же целостности как понятие предмета, так и его внешнее бытие" [Литературный энциклопедический словарь 1987: 252].

Творческая природа образов, как и познавательная, проявляется двояко. С одной стороны, художественный образ представляет собой результат деятельности воображения, пересоздающего мир в соответствии с духовными запросами и устремлениями человека, его целенаправленной активностью и целостными идеалами. Поэтому в образе, наряду с объективно существующим и сущностным, запечатлевается возможное, желаемое, предполагаемое, то есть все, что относится к субъективной, эмоционально-волевой сфере бытия. С другой стороны, в отличие от чисто психических образов фантазии, в художественном образе достигается творческое преображение реального материала: звуков, красок, слов и т. д. В результате этого создается единичная "вещь" (текст, картина, скульптура), занимающая свое особое место среди предметов реального мира. Объективируясь, образ возвращается к той действительности, которую отобразил, но уже не как пассивное ее воспроизведение, а как активное преображение.

"Переход чувственного отражения в мыслительное обобщение и далее в вымышленную действительность и ее чувственное воплощение - такова внутренне подвижная сущность образа в его двусторонней обращенности от реального к идеальному (в процессе познания) и от идеального к реальному (в процессе творчества) [Литературный энциклопедический словарь 1987: 252]. В результате образ всегда представляет собой сочетание объективного и субъективного начал. Объективная "составляющая" художественного образа - это те явления и предметы, которые были запечатлены писателем в произведении, субъективная - позиция автора, который выступил творцом художественной реальности.

Сопоставляя образы как таковые и художественные образы, искусствоведы подчеркивают, что между ними существует много общего. В то же время налицо оказываются и значительные различия. В отличие от научно-иллюстративных, публицистически-иллюстративных или фактографических изображений образы искусства являются созданием творческой мысли и воображения художника, скульптора или писателя. Они возникают не для иллюстрации обобщающих наблюдений и выводов, не для информации о каких-либо событиях, явлениях и т.п. У художественных образов - свое особое назначение, которое обусловливает ряд характерных для таких образов особенностей.

Во-первых, художественное сознание, сочетая рассудочный и интуитивный подходы, фиксирует нерасчлененность, целостность, полноту реального бытия явлений действительности и отражает его в чувственно-наглядной форме. В связи с этим любой образ воспринимается как некая целостность, даже если он создан писателем с помощью одной-двух деталей. Читатели в своем воображении должны восполнить недостающее.

Во-вторых, художественный образ всегда представляет собой обобщение. Если в действительности соотношение единичного и общего может быть различным (в частности, единичное может затемнять общее), то образы искусства представляют собой концентрированные воплощения общего, существенного в индивидуальном.

Художественное обобщение в творческой практике принимает различные формы, окрашенные авторскими эмоциями и оценками. Например, образ может иметь репрезентативный характер, когда выделяются, "заостряются" какие-то черты реального предмета, или являться символом.

Нередко собственные имена литературных персонажей начинают восприниматься читателями как нарицательные (Митрофанушка ("Недоросль" Д.И Фонвизина), Хлестаков ("Ревизор" Н.В. Гоголя) и т.п.). Это служит ярким показателем обобщающего смысла художественных образов.

Типизация не обязательно предполагает создание жизнеподобных образов. Чтобы акцентировать внимание на каких-либо общих чертах отображаемых явлений, полнее отразить сущность типизируемого, писатели могут прибегать к гротеску, фантастике, гиперболе ("Нос" Н.В. Гоголя, "История одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина и др.). Эти условные формы характеризуются деформацией реальности, преднамеренным отклонением от внешнего правдоподобия. Писатели изображают людей, предметы и явления, не имеющие аналогов в действительности. В этом случае нарочитая условность образов нередко служит обнаружению истинной сущности изображаемых явлений в значительно большей степени, чем тогда, когда писатель не подвергает жизненные формы художественной трансформации.

В-третьих, характерной чертой художественного образа является его экспрессивность. Образ всегда отражает идейно-эмоциональное отношение автора произведения к изображаемому им явлению или предмету, поэтому обращен не только к рациональной сфере, но и к чувствам слушателей или читателей.

Об идейно-эмоциональной оценке писателями изображаемых характеров свидетельствует прочно укоренившаяся традиция деления героев на "положительных", "отрицательных", "противоречивых" (при всех оговорках критиков о неточности подобных "классификаций").

Формы выражения авторской оценки неисчерпаемы; в самом общем виде их можно разделить на явные (непосредственные высказывания писателя) и неявные. К оценочной лексике близки тропы, как явные способы моделирования мира на стилистическом уровне. Отношение автора (субъекта речи) к предмету нередко проясняется с помощью ассоциаций, возникающих благодаря тропам (метафорам, метонимиям, перифразам и т.п.).

На предметном уровне возможности выражения оценки у писателя гораздо шире: он может не только прибегнуть к композиционным или стилистическим приемам, но и создать свой художественный мир, с его временем и пространством, героями и сюжетом, деталями описания, отличающимися эмоциональной выразительностью.

В-четвертых, художественный образ всегда самодостаточен. Он является основным и самодовлеющим средством выражения содержания литературных произведений и, в принципе, не нуждается ни в каких пояснениях и комментариях.

Как уже было отмечено, в науке кроме образов-понятий, нередко используются образы-символы, образы-сравнения, которые выполняют своеобразные функции: они иллюстрируют доказываемые положения, делают явления, которые недоступны глазу человека, более наглядными и т.п. В частности образ (символ) атома может быть представлен в виде шарика и вращающихся вокруг него по орбитам точек - электронов. Художественные образы не дополняют заранее данные или предполагаемые выводы, не служат для демонстрации каких-либо явлений в качестве наглядных примеров, а содержат обобщения в самих себе, выражают их своих собственным "языком".

"Идея", которую несет в себе художественный образ, обычно не формулируется автором прямо. Даже в том случае, если писатель выступает в качестве автокритика, разъясняя свой замысел в самом произведении или отдельной статье, его пояснения не могут исчерпать всей полноты нарисованного им образа.

Образность искусства создает объективные предпосылки для споров о смысле произведения, для его различных интерпретаций, как близких к авторской концепции, так и полемичных по отношению к ней. Художественный образ может порождать различные толкования и трактовки, в том числе и такие, о которых автор даже не помышлял. Эта его особенность вытекает из природы искусства как формы отражения мира через призму индивидуального сознания.

Как уже указывалось, понятие "образ" охватывает в художественных текстах разнородные понятия. Образом называется воспроизведение любого предмета или явления в его целостности. Поэтому вопрос о типологии образов решается различными учеными неоднозначно.

В "Литературном энциклопедическом словаре" предлагается классификация художественных образов, которая определяется учеными как предметная [Литературный энциклопедический словарь 1987: 252].

Согласно этой классификации, образы могут быть разделены на ряд групп или "слоев", тесно связанных между собой. Первую из таких групп составят образы - детали, имеющие различные масштабы (они могут создаваться одним словом и представлять собой развернутые описания, состоящие из множества подробностей (пейзажи, интерьеры, портреты)). Отличительной чертой всех образов-деталей является статичность и описательность. Следующий "слой" произведения - фабульный, связанный с действием, соединяющим воедино все предметные подробности. Он состоит из образов внешних и внутренних движений: поступков, событий, настроений, побуждения - иными словами, из всех динамичных моментов, развернутых в сюжете произведения. Третью группу образуют стоящие за действиями и обусловливающие их импульсы - образы характеров и обстоятельств. На последнем уровне "из образов характеров и обстоятельств в итоге их взаимодействия складываются целостные образы судьбы и мира; это бытие вообще, каким его видит и понимает художник, - и за этим глобальным образом встают уже внепредметные, концептуальные слои произведения" [Литературный энциклопедический словарь 1987: 252].

В пособии под редакцией Л.В. Чернец выделяются такие виды образов как образ-представление, персонаж (образ-персонаж), голос (первичный субъект речи) [Введение в литературоведение. 2004: 43]. В пособии "Основы теории литературы" указывается, что в литературных текстах "главным предметом изображения и выражения является человек, стоящий… в самом центре поэтической вселенной". "Он может быть персонажем, образом автора и образом читателя" [Федоров 2003: 113].

Очевидно, что в трех приведенных классификациях значительное место отводится образам-персонажам. В разных литературоведческих трудах этот термин трактуется практически одинаково. "Под персонажем (от фр. personnage; от persona - лицо, маска) в строгом смысле этого термина, следует понимать разновидность художественного образа действующего лица, наделенного внешней и внутренней индивидуальностью. Общий синонимический ряд: персонаж и действующее лицо дополняет не менее популярное словосочетание литературный герой" [Федоров 2003: 113]. "Персонаж (от лат. persona - особа, лицо, маска) - вид художественного образа, субъект действия, высказывания, переживания в произведении" [Введение в литературоведение 2004: 197].

Разграничивая персонажей по отношению к конфликту и основному действию, их подразделяют на главных, второстепенных, эпизодических и внесценических.

В персонажную сферу произведения могут входить не все изображенные в тексте люди; эпизодические и внесценические персонажи обычно выступают как образы-представления. С другой стороны, персонажем в художественном тексте может выступать не только человек, но и некое вымышленное автором фантастическое существо, животное, дерево и т.п. Становясь персонажем, любой предмет обретает человеческие (антропоморфные) черты.

В эпосе и драме рассказываемая история (сюжет) в обязательном порядке предполагает наличие системы персонажей или действующих лиц. В лирике персонажи, как правило, отсутствуют, на первом плане в стихотворениях традиционно выступают лирические субъекты.

Первичный субъект речи обычно присутствует и в эпических произведениях - это повествователь, от лица которого ведется рассказ. Выбор того или иного субъекта речи крайне важен: поскольку он выступает носителем определенной "точки зрения", восходящей к автору или, наоборот, далекой от него (это характерно для ролевой лирики или эпических произведений, где присутствует рассказчик, не тождественный писателю).

Первичные субъекты речи могут одновременно являться персонажами (героями, действующими лицами) произведения. Таковы, в частности, лирический герой в стихотворении А. Блока "Незнакомка", рассказчик в "Человеке в футляре" А.П. Чехова, повествователь в цикле "Записки охотника" И.С. Тургенева. Наряду с этим первичные субъекты речи могут не являться персонажами и присутствовать в тексте только как голоса.

Выделенные разновидности образов имеют разную структуру. Образ-представление - это чаще всего описание. Образ-персонаж обладает более развернутой, многосоставной структурой: в этом случае "полярными" компонентами могут выступать, с одной стороны, живописный портрет (то есть образ-представление), с другой стороны - рассуждение (то есть форма речи, в которой преобладают логические конструкции). От рассуждения как компонента образа-персонажа следует отличать внехудожественные высказывания автора: отступления на философские, исторические и т.п. темы, предисловия и др.

Как уже было отмечено, в художественных произведениях могут действовать и разговаривать, подобно людям, явления природы и предметы, животные и насекомые, существа, созданные воображением писателя. В ряде литературных жанров (басня, научная фантастика, сказка и т.п.) такие действующие лица встречаются чрезвычайно часто.

Несмотря на разнообразие видов персонажей, изображение любого из них связано с основным предметом художественной литературы, которым является человек. Как бы широко не трактовался предмет познания в художественном творчестве, его центр всегда составляют человеческие сущности, наделенные определенными характерами. "Средствами раскрытия характера выступают в произведении различные компоненты и детали предметного мира: сюжет, речевые характеристики, портрет, костюм, интерьер и пр." [Введение в литературоведение 2004: 201]. Иными словами, "образ персонажа… соединяет в себе частные образные подразделения", "складывается из внешней и внутренней характеристик" [Федоров 2003: 113]. То есть, рисуя конкретного литературного героя, авторы стремятся к тому, чтобы читатели "увидели" это изображение и одновременно осознали, что конкретный персонаж "проживает" в художественном мире в своих поступках, словах, мыслях и чувствах. Сущность персонажа раскрывается за счет отношения к нему других действующих лиц, и, главное, самого писателя, который таким образом воплощает в произведении свою концепцию личности и систему нравственных оценок человеческих качеств.

В целом следует отметить, что литературоведческое понятие "образ" является неоднозначным. Художественные произведения уподобляются учеными мирозданию, которое складывается путем объединения частиц различного уровня (от микрообразов-деталей - к целостному образу мира).

Наиболее четко учеными определены основные черты образов-персонажей, в роли которых могут выступать не только люди, но и предметы, природные явления, животные и растения, придуманные самими писателями фантастические существа. Образы-персонажи обладают сложной, многосоставной структурой. В эпических и драматических произведениях сущность изображенных автором литературных героев, в первую очередь, раскрывается через сюжет, то есть совокупность их действий и поступков, отношения с другими действующими лицами и речевые характеристики (в том числе те реплики, в которых содержится оценка ими друг друга). Кроме того, образы-персонажи создаются с помощью такого изобразительного приема как портрет, который предполагает обрисовку лица, фигуры, манеры поведения, одежды и т.п. Писатель может рисовать портрет достаточно подробно или ограничиваться лишь отдельными деталями, в любом случае подобная внешняя характеристика будет служить своеобразным ключом к изображаемому характеру. Нередко значительную смысловую нагрузку несут в произведении также описания картин природы, на фоне которой выступает герой, и окружающего его мира вещей. Наряду с этим, важным средством обрисовки персонажа выступают высказывания самого автора или рассказчика, который выступает в роли повествователя.

В гносеологическом плане художественный образ - разновидность образа вообще, под которым понимается результат освоения сознанием человека окружающей действительности. /…/

Художественный образ - категория эстетики, характеризующая результат осмысления автором (художником) какого-либо явления, процесса свойственными тому или иному виду искусства способами, объективированный в форме произведения как целого или его отдельных фрагментов, частей (так, литературное произведение-образ может включать в себя систему образов персонажей; скульптурная композиция, будучи целостным образом, нередко состоит из галереи пластических образов). /…/

Истоки теории образа - в античности (учение о мимесисе ). Но развернутое обоснование понятие. Близкое к современному, дано в немецкой классической эстетике, особенно у Гегеля. Философ видел в искусстве чувственное (т.е. воспринимаемое чувствами) воплощение идеи… /…/ Художественный образ, по Гегелю, - результат «очищения» явления от всего случайного, затемняющего сущность, результат его «идеализации». /…/

По определению художественный образ есть проявление свободы творчества. Как и понятие, художественный образ выполняет познавательную функцию, являя собою единство индивидуальных и общих качеств предмета, однако содержащееся в нем знание во многом субъективно, окрашено авторской позицией, его видением изображаемого явления; оно принимает чувственно воспринимаемые формы, экспрессивно воздействует на чувства и разум читателей, слушателей, зрителей. /…/

В чем же заключается специфические черты художественного образа?

Художественное сознание, сочетая рассудочный (дискурсивный) и интуитивный подходы, схватывает нерасчлененность, целостность, полноту реального бытия явлений действительности и отражает его в чувственно-наглядной форме. Художественный образ, если перефразировать Шеллинга, есть способ выражения бесконечного через конечное. Любой образ воспринимается и оценивается как некая целостность, хотя бы он был создан из одной-двух деталей… /…/ Как объект эстетического восприятия и суждения образ целостен, даже если принципом поэтики автора является нарочитая фрагментарность, эскизность, недоговоренность. В этих случаях огромна семантическая нагрузка на отдельную деталь.

Художественный образ всегда несет в себе обобщение, т. е. имеет типическое значение (гр. typos - отпечаток, оттиск). Если в самой действительности соотношение общего и единичного может быть различным (в частности, единичное может и затемнять общее), то образы искусства суть яркие, концентрированные воплощения общего, существенного в индивидуальном.

Художественное обобщение в творческой практике принимает разные формы, окрашенные авторскими эмоциями и оценками. Например, образ может иметь репрезентативный характер, когда выделяются, «заостряются» какие-то черты реального предмета, или быть символом . /…/

«Знакомым незнакомцем», типом литературный персонаж становится в результате творческой типизации, т. е. отбора определенных сторон жизненных явлений и их подчеркивания, гиперболизации в художественном изображении. Именно для раскрытия тех или иных свойств, представляющихся писателю существенными, нужны домысел, вымысел, фантазия. /…/

Художественный образ экспрессивен , т. е. выражает идейно-эмоциональное отношение автора к предмету. Он обращен не только к уму, но и к чувствам читателей, слушателей, зрителей. /…/

Художественный образ самодостаточен , он есть форма выражения содержания в искусстве. /…/ Обобщение, которое несет в себе художественный образ, обычно нигде не «сформулировано» автором.

Будучи воплощением общего, существенного в индивидуальном , художественный образ может порождать различные толкования, включая такие, о которых не помышлял автор. Эта его особенность вытекает из природы искусства как формы отражения мира сквозь призму индивидуального сознания. /…/

Образность искусства создает объективные предпосылки для споров о смысле произведения, для его различных интерпретаций , как близких к авторской концепции, так и полемичных по отношению к ней. Характерно нежелание многих писателей определять идею своего произведения, «переводить» его на язык понятий. /…/

Художественный образ - феномен сложный. В нем как в целостности интегрированы индивидуальное и общее. Существенное (характерное, типическое), равно как и средства их воплощения.

Образ существует объективно, как воплощенная в соответствующем материале авторская конструкция, как «вещь в себе». Однако становясь элементом сознания «других». Образ обретает субъективное существование, порождает эстетическое поле, выходящее за рамки авторского замысла.

  • Литературный образ. Слово и образ

    Литературный образ – это художественное отражение с помощью слова человеческих характеров, событий, предметов, явлений в конкретной, индивидуально-чувственной форме.

    Термин «образ» в литературоведении понимается как 1) персонаж художественного произведения (герой, действующее лицо, характер), и как 2) отражение действительности в индивидуальной форме (словесный образ или троп).

    Образы, созданные писателем, отличаются эмоциональностью, ассоциативностью, оригинальностью, ёмкостью.

    Художественный образ. Образ и знак

    Обращаясь к способам (средствам), с помощью которых литература и другие виды искусства, обладающие изобразительностью, осуществляют свою миссию, философы и ученые издавна пользуются термином «образ» (др.-гр . эйдос–облик, вид). В составе философии и психологии образы - это конкретные представления, т. е. oтражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличии. Они противостоят абстрактным понятиям , которые фиксируют общие, повторяющиеся свойства реальности, игнорируя ее неповторимо-индивидуальные черты. Существуют, иначе говоря, чувственно-образная и понятийно-логическая формы освоения мира.

    Различимы, далее, образные представления (как феномен сознания) и собственно образы как чувственная (зрительная и слуховая) воплощенность представлений. А.А. Потебня в работе «Мысль и язык» рассматривал образ как воспроизведенное представление - в качестве некой чувственно воспринимаемой данности 1 . Именно это значение слова «образ» является насущным для теории искусства, в составе которой различаются образы научно-иллюстративные, фактографические (информирующие о действительно имевших место фактах) и художественные 2 . Последние (и в этом их специфика) создаются при явном участии воображения: они не просто воспроизводят единичные факты, но сгущают, концентрируют существенные для автора стороны жизни во имя ее оценивающего осмысления. Воображение художника - это, следовательно, не только психологический стимул его творчества, но и некая данность, присутствующая в произведении. В последнем наличествует вымышленная предметность, не имеющая полного соответствия себе в реальности.

    Ныне в литературоведении укоренились слова «знак» и «знаковость». Они заметно потеснили привычную лексику («образ», «образность»). Знак составляет центральное понятие семиотики, науки о знаковых системах. На семиотику ориентируется структурализм) упрочившийся в гуманитарной сфере в 1960-е годы, и пришедший ему на смену постструктурализм.

    Знак - это материальный предмет, выступающий как представитель и заместитель другого, «преднаходимого» предмета (либо свойства и отношения). Знаки составляют системы, которые служат для получения, хранения и обогащения информации, т. е. имеют прежде всего познавательное назначение.

    Создатели и сторонники семиотики рассматривают ее как своего рода центр научного знания. Один из основоположников этой дисциплины, американский ученый Ч. Моррис (1900 - 1978) писал: «Отношение семиотики к наукам двоякое: с одной стороны - это наука в ряду других наук, а с другой стороны, это - инструмент наук»: средство объединения разных областей научного знания и придания им «большей простоты, строгости, четкости, путь к освобождению от «паутины слов», которую сплел человек науки» 3 .

    Отечественными учеными (Ю.М. Лотман и его единомышленники) понятие знака было поставлено в центр культурологии; обосновывалось представление о культуре как феномене прежде всего семиотическом. «Любая реальность, - писали Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский, ссылаясь на французского философа-структуралиста М. Фуко, - вовлекаемая в сферу культуры, начинает функционировать как знаковая <...> Само отношение к знаку и знаковости составляет одну из основных характеристик культуры» 4 .

    Говоря о знаковом процессе в составе жизни человечества (семиотике ), специалисты выявляют три аспекта знаковых систем: 1) синтактика (отношение знаков друг к другу); 2) семантика (отношение знака к тому, что то обозначает: означающего к означаемому); 3) прагматика (отношение знаков к тем, кто ими оперирует и их воспринимает).

    Знаки определенным образом классифицируются. Они объединяются в три большие группы: 1) индексальный знак (знак-индекс ) указывает на предмет, но не характеризует его, он опирается на метонимический принцип смежности (дым как свидетельство о пожаре, череп как предупреждение об опасности для жизни); 2) знак-символ является условным, здесь означающее не имеет ни сходства, ни связи с означаемым, каковы слова естественного языка (кроме звукоподражательных) или компоненты математических формул; 3) иконические знаки воспроизводят определенные качества означаемого либо его целостный облик и, как правило, обладают наглядностью. В ряду иконических знаков различаются, во-первых, диаграммы - схематические воссоздания предметности не вполне конкретной (графическое обозначение развития промышленности или эволюции рождаемости) и, во-вторых, образы, которые адекватно воссоздают чувственно воспринимаемые свойства обозначаемого единичного предмета (фотографии, репортажи, а также запечатление плодов наблюдения и вымысла в произведениях искусства) 5 .

    Таким образом, понятие «знак» не отменило традиционных представлений об образе и образности, но поставило эти представления в новый, весьма широкий смысловой контекст. Понятие знака, насущное в науке о языке, значимо и для литературоведения: во-первых - в области изучения словесной ткани произведений, во-вторых - при обращении к формам поведения действующих лиц.

    В образах –тропах один предмет по ассоциации приравнивается к другому, неизвестное объясняется известным, проявляется так называемое «переносное» значение.

    Есть разные типы образов и разные способы их классификации. Если образом считать всё нафантазированное писателем в художественном произведении, то по его предметности можно выстроить ряд от образа-детали в таких его разновидностях, как образ троп, образ пейзаж, образ-вещь, образ-портрет, через образ-сюжет, далее образ-персонаж, и до целостных образов судьбы и мира, образа-бытия.

    По смысловой обобщённости образы можно подразделить на индивидуальные, характерные и образы типы. Отдельно можно выделить образ-мотив, образ-топос и образ-архетип, а также понятие хронотопа. Это образы, выходящие за пределы единичного произведения, они могут повторяться.

    Образ-мотив – повторяющийся внескольких произведениях одного автора или у многих авторов. (Образ метели и ветра у Блока, дождя и сада у Пастернака.

    Образ-топос (общее место) – образ, характерный для целой культуры определённого периода, для всей нации. (топос дороги, зимы в русской литературе).

    Образ-архетип – наиболее устойчивые образы, проявляющиеся в литературах разных народов на всём пути развития.

    Хронотоп – термин, предложенный Д. Бахтиным. Это «существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе» иначе называемая также «времяпространство».

    В поэзии существует также понятие о «лирическом герое» – собирательном образе, стоящем за лирическими стихами того или иного поэта.

    Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 35 (173).

    Филология. Искусствоведение. Вып. 37. С. 20-26.

    Е. Б. Борисова

    И ‘ОБРАЗНОСТЬ’ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ И ЛИНГВИСТИКЕ

    В статье рассматривается содержание понятий ‘образ ’ и ‘образность ’ в различных трактовках, принятых в отечественном литературоведении и лингвистике. Приводятся различные критерии интерпретации этих терминов и предлагается собственное определение художественного образа, которое выводится с учетом двух подходов.

    Ключевые слова: художественный образ, образность, литературоведение, лингвистика, художественная литература, образ персонажа, образ природы и вещного мира.

    Известно, что у искусства есть свое особое, специфически художественное содержание. Оно есть результат расширенного творческого освоения характерного содержания жизни и предстает в виде художественно типизированной или художественно освоенной характеристики, то есть такой характерности, в которой художник творчески освоил связь индивидуального бытия человека с обществом или с миром в целом. Эта художественно освоенная характерность и есть основная единица художественного содержания. Она может выступать в художественном произведении как целостный характер индивида, как характерная жизнеподобная ситуация или как характерное настроение.

    Если основной единицей художественного содержания является художественно освоенная характерность жизни, то основной единицей художественной формы является образ. Образ - это, прежде всего, категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. Образ и образность являются ключевыми понятиями для языка искусства и языка художественной литературы в частности, однако до сих пор нет четкого определения этих терминов. Часто происходит смешение понятий ‘словесный’, ‘языковой’, ‘речевой’ и ‘художественный образ’. Примечательно, что даже составителями лингвистической энциклопедии «Языкознание» художественный образ не рассматривается как лингвистическое понятие. Это свидетельствует о том, что художественный образ, несмотря на многочисленные исследования, не вписан в терминологический аппарат науки о языке. Мы будем говорить о содержании понятия ‘образ’ в художественной литературе, что уточняет качественное своеобразие

    данного типа образа по сравнению с другими возможными, например, логическими, психическими и т. д.

    Образ и образность являются ключевыми понятиями литературного языка. Сложность проблемы изучения образности во многом объясняется сложностью и неоднозначностью этого понятия, являющегося предметом изучения различных научных областей. Понятиями ‘образ’, ‘образность’ оперируют, в соответствии со своей спецификой, философия, психология, эстетика, искусствоведение, литературоведение, лингвостилистика, дидактика и другие науки.

    Для современных отечественных работ по литературоведению особенно характерен подход к образу как живому и целостному организму, в наибольшей степени способному к постижению полной истины бытия, поскольку он не только есть (как предмет) и не только значит (как знак), но есть то, что значит. В сравнении с западной наукой понятие ‘образ’ в русском литературоведении само является более «образным», многозначным. И. Ф. Волков приходит к следующему определению образа: «Художественный образ - это система конкретно-чувственных средств, воплощающая собой собственно художественное содержание, то есть художественно освоенную характерность реальной действительности»1. Специфика изобразительного начала в литературе во многом предопределена тем, что образность в данном случае оформлена в слове. Посредством слова можно обозначить всё. что находится в кругозоре человека. При помощи слова литературой осваивается умопостигаемая целостность предметов и явлений. Слово является конвенциональным знаком, то есть оно не похоже на предмет, им обозначаемый. Словесные картины являются неве-

    щественными, через них автор обращается к воображению читателя. То есть в литературе присутствует изобразительность (предметность), но нет прямой наглядности изображений. Будучи невещественными и лишенными наглядности, словесно-художественные образы вместе с тем живописуют вымышленную реальность и апеллируют к зрению читателя. Эту сторону литературных произведений называют словесной пластикой. Словесными произведениями запечатлеваются в большей степени субъективные реакции на предметный мир, нежели сами предметы как непосредственно видимые. Существуют также «непластические» начала образности: сфера

    психологии и мысли повествователей, лири-

    ческих героев, персонажей2.

    Образ обладает двучленностью, позволяющей стягивать разнородные явления в одно целое. Образ - это пересечение предметного и смыслового рядов, словесно-обозначенного и подразумеваемого. В образе один предмет явлен через другой, происходит их взаимопревращение. При этом образ может как облегчать, так и затруднять восприятие предмета, объяснять неизвестное известным или известное неизвестным. Цель образа - преобразить вещь, превратить ее в нечто иное

    Сложное в простое, простое в сложное, но в любом случае достичь между двумя полюсами наивысшего смыслового напряжения, раскрыть взаимопроникновение самых различных планов бытия.

    Более глубокое понимание образа в художественной литературе можно получить, рассмотрев литературное произведение как некую структурную модель, представленную в виде ядра, окружённого несколькими оболочками. На внешней оболочке располагается словесный материал, из которого непосредственно состоит произведение. Рассматриваемый сам по себе материал представляет собой некий текст, который художественным смыслом ещё не обладает. Структурная «оболочка» произведения становится художественнозначимой лишь тогда, когда она приобретает знаковый характер, то есть выражает заключённую в ней духовную информацию. Само ядро, включающее тему и идею произведения, то есть то, что писатель изображает, и то, что он хочет сказать об изображаемом, имеет, в отличие от содержания бытовых, деловых, научных и других текстов, двустороннее строение, так как искусство познаёт жизнь и

    одновременно оценивает её. Необходимость органически соединить словесную оболочку с духовным ядром, сделав её предельно выразительной, поэтически осмысленной, приводит к появлению в структуре двух промежуточных оболочек, обычно именуемых внутренней и внешней формой. Внутренняя форма - это система образов, а внешняя форма - это организация языковой ткани, которая позволяет добиться активизации звуковой стороны текста, что и делает текст носителем новой, художественной информации, находящейся в подтексте произведения.

    Таким образом, подтекст играет важную роль в создании образа. Подтекст - это скрытый смысл высказывания, вытекающий из соотношения словесных значений с контекстом. Обычно подтекст является средством психологической характеристики, но он может так же вызвать и зрительные образы. Можно сказать, что подтекст - это то, что находится за пределами как буквального, так и переносного значения слова.

    В художественном образе реальная жизненная характерность предстает уже не сама по себе, не просто как предмет оценки, а в творческом синтезе с авторским отношением к ней, то есть как творчески преобразованная характерность и, поэтому, как часть особой, второй, художественной действительности.

    Следует отметить, что в отечественном литературоведении с 20-х годов прошлого века и по настоящее время существуют два разных подхода к исследованию природы художественного образа. Одни ученые трактуют художественный образ в литературе как чисто речевое явление, как свойство языка художественных произведений. Другие видят в художественном образе более сложное явление

    Систему конкретно-чувственных деталей, воплощающих содержание художественного произведения, причем не только деталей внешней, речевой формы, но и внутренней, предметно-изобразительной и ритмически выразительной.

    Так, например, А. И. Ефимов в статье «Образная речь художественного произведения» пишет о двух разновидностях образов. Одну разновидность он называет литературными образами, под которыми имеются в виду образы персонажей литературных произведений, например образ Татьяны, образ Онегина.

    Другую разновидность, с его точки зрения, составляют речевые образы, то есть

    изобразительно-выразительные свойства национального языка: красочные выражения, сравнения, тропы и другое. При этом

    А. И. Ефимов утверждает, что собственно художественное значение литературного произведения достигается, прежде всего, благодаря речевой образности3.

    Однако этот исследователь не учитывает, что речевые образы сами по себе не являются признаком художественного текста. Кроме того, художественный текст не всегда изобилует речевыми образами. Речевые образы, как и вообще речь, приобретают художественную значимость только тогда, когда они становятся средством воплощения собственно художественного содержания, в частности характеров героев эпических произведений как результата художественно-творческого освоения реальных характерностей жизни.

    Статья А. И. Ефимова вызвала принципиальные возражения со стороны многих известных литературоведов, в частности П. В. Пали-евского. По мнению П. В. Палиевского, художественный образ не сводится к образности языка, он представляет собой более сложное и более емкое явление, включающее в себя наряду с языком и другие средства и выполняющее особую, собственно художественную функцию. Так, П. В. Палиевский рассматривает художественный образ как сложную взаимосвязь деталей конкретно-чувственной формы, как систему образных деталей, находящихся в сложном взаимоотражении, благодаря чему создается нечто существенно новое, обладающее колоссальной содержательной емкостью4.

    Специфика художественной образности обусловлена в конечном счете спецификой художественного содержания. Поэтому художественный образ определяется нередко, прежде всего, по общим особенностям художественного содержания. Например, в книге М. Б. Храпченко «Горизонты художественного образа» дано следующее определение: «художественный образ - это творческий синтез общезначимых, характерных свойств жизни, духовного “я” человека, обобщение его представлений о существенном, важном в мире, воплощение совершенного идеала красоты. В структуре образа в тесном единстве находятся синтетическое освоение окружающего мира, эмоциональное отношение к объекту творчества, установка на внутреннее совершенство художественного обобщения, его потенциальная впечатляющая сила»5.

    Творчески освоенная характерность реальной действительности, о которой пишет И. Ф. Волков, предстает в произведении искусства как нечто конкретное, прежде всего, как характер человеческого индивида. Художественная форма, в свою очередь, приобретает определенность в том, что система конкретно-чувственных форм (речевых и воображаемых) образует нечто индивидуальное, в данном случае образ героя эпического произведения. Итак, в центре литературного изображения стоит человек в жизненном процессе, показанный в сложности и многомерности его отношений к действительности.

    Похожую точку зрения на образ и образность мы находим в работе Л. И. Тимофеева «Основы теории литературы». По мнению исследователя, «образ - это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение»6. Этот ученый обращает внимание на две существенные черты образного отражения жизни: на то, что в нем, с одной стороны, дано, как и в науке, известное обобщение, устанавливающее характерные черты жизненных явлений, а, с другой стороны, что эти явления изображаются конкретно, с сохранением их индивидуальных особенностей, то есть такими, какими мы их видим в жизни. Предметом художественного изображения, по мнению Л. И. Тимофеева, является человек во всей сложности его отношений с обществом и природой. Писатель отражает в своем творчестве всю действительность, всю сложность жизненных отношений, но показывает их в определенном преломлении, так, как они проявляются в конкретной человеческой жизни. Предмет его познания - действительность, предмет изображения - человек в его сложных и многогранных отношениях к действительности, человек как личность.

    Изображая человека как неповторимую личность во всем богатстве и разнообразии его психологических и физических особенностей, речевой характеристики, социальной, бытовой, интимной и природной обстановки, литература рисует его во всей целостности жизненного процесса, определяющего становление и развитие его характера.

    Образ - это картина человеческой жизни. Отражать жизнь при помощи образов - значит рисовать картины человеческой жизни, то есть поступки и переживания людей, харак-

    терные для данной области жизни, позволяющие судить о ней. Образ как картина человеческой жизни предполагает использование художником всего того, что в жизни связано с человеком, но именно в преломлении всего этого материала через человеческое восприятие и состоит своеобразие литературы.

    Л. И. Тимофеев отмечает, что понятие образа шире понятия характера, так как оно предполагает изображение и всего вещного, животного и вообще предметного мира, в котором человек находится и вне которого он немыслим, но, в то же время, без изображения характера не может возникнуть и образ7.

    Однако отдельные исследователи рассматривают художественные образы только как образы персонажей. Например, В. П. Мещеряков отмечает, что «с полным основанием в понятие “художественный образ” могут быть включены лишь изображения персонажей-людей. В иных же случаях употребление этого термина предполагает некоторую долю условности, хотя и “расширительное” его использование вполне допустимо»8.

    По нашему мнению, такое понимание художественного образа несколько узко и не отражает всей специфики литературы как формы отражения жизни в образах.

    В лингвистической литературе образ и образность рассматриваются неразрывно друг от друга и, более того, эти понятия определяются одно через другое.

    В «Словаре лингвистических терминов» О. С. Ахмановой мы находим понятие ‘значение образное’, т. е. «значение слова, которое функционирует в качестве тропа»9, следовательно, лингвистическое определение образу можно дать через понимание образности как лингвистической категории, которую трактуют, как семантическую двуплановость, то есть перенос названия с одного объекта на другой.

    Говоря об образности с точки зрения лингвистики, мы не можем не обратиться к такому понятию, как внутренняя форма, который был введён в лингвистический обиход в XIX веке. Первым о внутренней форме заговорил

    В. Гумбольдт. Его интересовала внутренняя форма языка, под которой он понимал систему понятий, отражающую особенности мировоззрения, закрепленную внешней формой языка. То есть, в данном случае речь идёт об особенности миропонимания той или иной нации: внутренняя форма языка как мироо-щущение10.

    Развивая теорию В. Гумбольдта, А. А. Потебня различает внешнюю (членораздельный звук) и внутреннюю форму слова (содержание, объективируемое посредством звука). А. А. Потебня пишет: «Внутренняя форма слова есть отношение содержания мысли к сознанию; она показывает, как представляется человеку его собственная мысль. Этим только можно объяснить, почему в одном и том же языке может быть много слов для обозначения одного и того же предмета, и наоборот, одно слово совершенно согласно с требованиями языка может обозначать предметы разнородные»11.

    Продолжая исследовательское направление А. А. Потебни о внутренней форме слова, Г. О. Винокур видит сущность художественного слова в том, что «одно содержание, выражающееся в особой звуковой форме, служит формой другого содержания, не имеющего особого звукового выражения»12.

    В слове претворена действительность, и художник (поэт, прозаик) совершает её вторичное преобразование. В контексте литературного произведения слово может приобретать художественную многозначность, не зафиксированную в словарях. Образность художественной речи заключается не в самом по себе использовании речевых явлений (экспрессивность, индивидуализированность, тропы и т. п.), но в характере, в принципе их использования. За любым словесным образом стоит личность, которая его создала.

    Рассмотрев существующие в литературоведении и лингвистике точки зрения на понятие ‘образ’ и используя в качестве основы определение, предложенное И. Ф. Волковым, мы предлагаем следующее общее определение понятия ‘художественный образ’: «Художественный образ - это основная единица художественной формы, система конкретночувственных средств, воплощающая собой особое, собственно художественное содержание, то есть художественно освоенную характерность реальной действительности, которая предстает в произведении искусства как нечто конкретное и создается с помощью словесноречевых и художественно-композиционных приемов».

    Несмотря на то, что в художественной литературе понятие ‘образ’ связано, прежде всего, с характером человеческого индивида, мы попытаемся расширить границы этого понятия.

    В этой связи отметим, что авторы Литературного энциклопедического словаря разграничили и классифицировали художественные образы. Так как в образе вычленяются два основных компонента - предметный и смысловой, сказанное и подразумеваемое и их взаимоотношение. Таким образом, возможна следующая троякая классификация образов: предметная, обобщенно-смысловая и структурная13.

    Предметность образа разделяется на ряд слоев, проступающих один в другом, как большое сквозь малое. К первому можно отнести образы-детали, мельчайшие единицы эстетического видения. Образы-детали сами могут различаться в масштабах: от подробностей, часто обозначаемых одним словом, до развернутых описаний, состоящих из многих подробностей, например пейзаж, портрет, интерьер; но при этом их отличительное свойство - статичность, описательность, фрагментарность. Из них вырастает второй образный слой произведений - фабульный, проникнутый целенаправленным действием, связующим воедино все предметные подробности. Он состоит из образов внешних и внутренних движений: событий, поступков, настроений, стремлений - всех динамических моментов, развернутых во времени художественного произведения. Третий слой - стоящие за действием и обусловливающие его импульсы - образы характеров и обстоятельств, единичные и собирательные герои произведений, обладающие энергией саморазвития и обнаруживающие себя во всей совокупности фабульных действий: столкновениях, разного рода коллизиях и конфликтах. Наконец, из образов характеров и обстоятельств в итогах их взаимодействия складываются целостные образы судьбы и мира; это бытие вообще, каким его видит и понимает художник, - и за этим глобальным образом встают уже внепредмет-ные, концептуальные слои произведения.

    По смысловой обобщенности образы делятся на индивидуальные, характерные, типические, образы-мотивы, топосы, архетипы.

    Индивидуальные и индивидуализированные образы созданы самобытным, часто причудливым воображением художника и выражают меру его оригинальности и неповторимости.

    Характерные образы раскрывают закономерности общественно-исторической жизни, запечатлевают нравы и обычаи, распространенные в данную эпоху и в данной среде.

    Типичность - это высшая степень характерности, благодаря которой типический (типизированный) образ, вбирая в себя существенные особенности конкретно-исторического, социально-характерного, перерастает в то же время границы своей эпохи и обретает общечеловеческие черты, раскрывая устойчивые, вечные свойства человеческой натуры.

    Указанные разновидности образов (индивидуальные, характерные, типические) единичны по сфере своего бытования, т. е. являются, как правило, творческим созданием одного автора в пределах одного конкретного произведения.

    Следующие три разновидности (мотив, то-пос, архетип) являются обобщенными уже не по «отраженному», реально-историческому содержанию, а по условной, культурно выработанной и закрепленной форме; поэтому они характеризуются устойчивостью своего собственного употребления, выходящего за рамки одного конкретного произведения.

    Мотив - это образ, повторяющийся в нескольких произведениях одного или многих авторов и выявляющий творческие пристрастия писателя или целого художественного направления. Таковы, например, образы-мотивы метели и ветра у А. А. Блока, дождя и сада у Б. Л. Пастернака.

    Топос («общее место») - это образ, характерный уже для целой культуры данного периода или данной нации. Таковы топосы «мир как книга», «мир как театр» для европейской художественной культуры средних веков и Возрождения, топосы дороги или зимы для русской литературы.

    Образ-архетип заключает в себе наиболее устойчивые и вездесущие «схемы» или «формулы» человеческого воображения, проявляющиеся как в мифологии, так и в искусстве на всех стадиях его исторического развития. Пронизывая всю художественную литературу от ее мифологических истоков до современности, архетипы образуют постоянный фонд сюжетов и ситуаций, передающийся от писателя к писателю.

    По структуре, то есть соотношению двух своих планов, предметного и смыслового, явленного и подразумеваемого, образы делятся на автологические, «самозначимые», в которых оба плана совпадают; металогические, в которых явленное отличается от подразумеваемого, как часть от целого, вещественное от духовного, большее от меньшего; сюда от-

    носятся все образы-тропы; аллегорические и символические, в которых подразумеваемое принципиально не отличается от явленного, но превосходит его степенью своей всеобщности, отвлеченности.

    Следует отметить, что изучение образа велось по многим другим направлениям, соотносящимся с разными традициями и проблемами эстетической мысли: связь образа с мифом и ритуалом (О. М. Фрейденберг, А. Ф. Лосев), образ и художественная речь (Г. О. Винокур, А. В. Чичерин, В. В. Кожи-нов), историческое развитие и национальная специфика образов (Г. Д. Гачев, П. В. Пали-евский), образ как особая модель освоения действительности (М. Б. Храпченко), условность и знаковость образа (Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский), пространственно-временная форма образов (М. М. Бахтин), образ автора и героя (В. В. Виноградов, Л. Я. Гинзбург). Для современной эстетики особенно характерен подход к образу как к живому и целостному организму, в наибольшей степени способному к постижению полной истины бытия. В сравнении с западной наукой понятие ‘образ’ в русском и советском литературоведении само является более «образным», многозначным, имея менее дифференцированную сферу употребления.

    Образы предметного мира составляют специальный предмет филологических исследований. Как отмечает Е. Р. Коточигова в статье «Вещь в художественном изображении», для обозначения данных образов единого термина нет: их называют «вещами», «деталями житейской обстановки», «интерьером»14. Говоря о понятии ‘образ’, мы, в известной мере, абстрагируем его от конкретной ткани художественного произведения. Бесспорно, что самые незначительные и самые случайные детали, вещи, явления в художественном мире подчинены главной идее произведения, изображения человека во всех его ипостасях. Антропоцентричность любого художественного образа неопровержима. Но мы не должны преуменьшать значимость предметного мира. Самые незначительные и случайные детали, вещи, явления в художественном мире являются способом характеристики человека, выражением его индивидуальности.

    В связи с этим А. Б. Есин называет образом изображённый в художественном произведении мир, то есть «ту условно подобную реальному миру картину действительности,

    которую рисует писатель: люди, вещи, природа, поступки, переживания и т. п.». Этот ученый вводит в обиход понятие ‘мир вещей’ и выделяет такие виды образов, как портрет, пейзаж, мир вещей. Все эти образы автор объединяет одним названием - художественная деталь. А. Б. Есин также пишет о том, что эти образы носят подчинённый характер, так как художественная деталь - это мельчайшая изобразительная и выразительная подробность, которая складывается в «блок» более крупного образа, который в свою очередь вливается в ещё более крупный образ - целостный образ человека15. Так мы ещё раз подтверждаем антропоцентричность художественной образности.

    Итак, вещная конкретность составляет неотъемлемую и весьма существенную грань художественной предметной образности. Образы вещей «входят» в художественные тексты по-разному. Чаще всего они эпизодичны, присутствуют в весьма немногих эпизодах текста, нередко даются вскользь, как бы между делом. Но иногда образы вещей выдвигаются на первый план и становятся центральным звеном повествования.

    Разделяя мнение об абсолютной антро-поцентричности художественного образа, подчеркнем, что в произведении словеснохудожественного творчества целесообразно выделять как персонифицированные, так и неперсонифицированные образы, т. е. образы людей, животных, природы, образы вещей, (образы вещного / предметного мира), образы чувств, словесно-речевые образы, образы-детали и т. д.

    Рассмотрев содержание понятий ‘художественный образ’ и ‘художественность’, в трактовках литературоведов и языковедов, нам становится ясно, что образ - это конкретная и в то же время обобщенная картина бытия, созданная при помощи вербальных средств и художественно-композиционных приемов, и имеющая эстетическое значение. Основными типами классификаций образов можно считать предметную (образы-детали, внешние о внутренние образы, образы характеров и обстоятельств, единичных и собирательных героев произведений); обобщенно-смысловую (индивидуальные, характерные, типические, образы-мотивы, топосы, архетипы) и структурную (автологические и металогические).

    Из вышесказанного следует, что под художественным образом мы будем понимать

    элемент или часть художественного целого, т. е. фрагмент, который обладает самостоятельной жизнью и содержанием и создается автором с помощью творческого использования богатства литературного языка. При этом в художественном тексте языковые единицы всех уровней (слово - словосочетание - предложение) реализуют двойственность своей природы и выступают в преобразованном виде, являясь средством выражения не только основного содержания (фабулы), но и метасодержания (создания художественного образа и оказания эмоционально-эстетического воздействия на читателя).

    Примечания

    1 Волков, И. Ф. Теория литературы. М., 1995. С. 75.

    2 Хализев, В. Е. Теория литературы. М., 2007.

    3 Ефимов, А. И. Стилистика художественной речи. М., 1959. С. 93.

    4 См.: Палиевский, П. В. Литература и теория. М., 1979.

    5 Храпченко, М. Б. Горизонты художественного образа. М., 1982. С. 79.

    6 Тимофеев, Л. И. Основы теории литературы. М., 1976. С. 60.

    7 Там же. С. 38.

    8 Мещеряков, В. П. Словарь литературных персонажей. М., 2000. С. 18.

    9 Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1996. С. 163.

    10 См.: Гумбольдт, В. Язык и философия культуры. М., 1985.

    11 Потебня, А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976.С. 114.

    12 Винокур, Г. О. Филологические исследования. М., 1990. С. 390.

    13 Литературно-энциклопедический словарь (ЛЭС). М., 1987. С. 253-254.

    14 Коточигова, Е. Р. Вещь в художественном изображении // Введение в литературоведение. М., 1999. С. 45.

    15 Есин, А. Б. Принципы анализа литературного произведения. М., 1998. С. 75.