Советские танцоры балета. Эсамбаев махмуд алисултанович. Знаете ли Вы, что

Биография

Махмуд Эсамбаев - советский чеченский артист балета, эстрадный танцовщик, актёр, хореограф и балетмейстер.

Махмуд Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в предгорном селении Старые Атаги (ныне Грозненский район Чеченской республики). Выходец из тейпа Ишхой. Махмуд Эсамбаев танцевал с раннего детства. В 7 лет он уже плясал на свадьбах, куда его брала с собой мать.

В 1939-1941 годах учился в Грозненском хореографическом училище. В 15 лет начал танцевать в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца, в 19 лет - в Пятигорском театре музыкальной комедии. Так как юность Махмуда пришлась на годы Великой Отечественной войны, он танцевал во фронтовой концертной бригаде на передовой, на строительстве оборонительных сооружений, в военных госпиталях.

В 1944 году был депортирован. 1944-1946 годах руководил кружком народного танца и вёл уроки бального танца в доме культуры посёлка Ак-Тюз Кеминского района Чуйской области Киргизии.

В 1946-1956 годах Махмуд был солистом Киргизского театра оперы и балета в городе Фрунзе, где он исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро », «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица».

В 1950-е годы Махмуд Эсамбаев оставил академическую сцену и обратился к народному танцу. С 1957 года - солист филармонии Чечено-Ингушской АССР. В 1959 году Эсамбаев выступил со своей программой в Москве, затем в составе труппы «Звёзды советского балета» посетил с гастролями Францию, Южную Америку, где имел грандиозный успех.

После зарубежных гастролей создал свой коллектив. Эсамбаев - создатель первой сольной танцевальной программы в СССР «Танцы народов мира». Исполнил огромное количество самых разнообразных танцев: «Чабан» (чечено-ингушский, узбекский), «Воин» (башкирский), «Золотой бог» (индийский), ритуальный «Танец огня» на музыку де Фальи, «Ла-коррида» (испанский), «Танец с ножами» (таджикский) и др.

Многие композиции он поставил себе сам, на сто пятьдесят процентов используя свой феноменальный от природы шаг, склонность к гротеску и редкого масштаба мужскую грацию. Выступая в одиночестве, Эсамбаев легко подчинял себе любую сценическую площадку, мастерски умел приковать к себе внимание и удержать его. Он создал авторский театр танца, в котором артисту не было и нет конкурентов. Зная законы эстрады, Эсамбаев выверял свои эффекты по секундомеру - и при этом захватывал невероятной силы экстазом. Все его номера становились шлягерами.

Эсамбаев избирался депутатом Верховных Советов Чечено-Ингушской АССР, РСФСР и СССР. Был президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства, академиком Международной академии танца. При его активной поддержке в Грозном были построены новые здания драматического театра и цирка.

Махмуд Эсамбаев умер 7 января 2000 года на 76-м году жизни. Похоронен на Даниловском мусульманском кладбище в Москве. В 2001 году на Даниловском кладбище был торжественно открыт памятник Махмуду Эсамбаеву работы скульпторов А. и Н. Ковальчуков. Он представляет собой гранитный постамент, на котором выгравированы полумесяц и арабская молитва, и фигуру самого артиста с поднятой вверх рукой в хорошо всем знакомом характерном для него жесте.

Знаете ли Вы, что

Эсамбаев никогда не снимал свою знаменитую папаху. Он был единственным человеком в СССР, которому разрешили сфотографироваться на паспорт в головном уборе.

В честь М. А. Эсамбаева назван астероид 4195 (Esambaev), открытый 19 сентября 1982 года Л. И. Черных.

19 октября 2007 года в пансионате «Лесной городок» в Одинцовском районе Московской области был торжественно открыт первый в России памятник Махмуду Эсамбаеву молодого татарского скульптора Рима Акчурина. В 2009 году бронзовую фигуру Махмуда Эсамбаева окружили восемь рельефов с изображениями самых ярких образов, созданных им за творческую жизнь.

Имя Эсамбаева навечно занесено на плиту в галерее «Звёзды эстрады Российской Федерации» в Москве перед Государственным концертным залом «Россия».

Фильмография

Сценарист

Работы в театре

Киргизский театр оперы и балета

«Бахчисарайский фонтан» (Б. Асафьев) ... Гирей
«Тарас Бульба» (В. П. Соловьев-Седой) ... Тарас
«Спящая красавица» (П. Чайковский) ... фея Карабос
«Анар» (В. Власов, В. Фере) ... Кудаке
«Красный мак» (Р. М. Глиэр) ... Танцовщик из ресторана

Награды и премии

1999 Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени - за выдающийся вклад в развитие искусства танца
1994 Орден Дружбы за выдающиеся достижения в искусстве танца и плодотворную общественную деятельность
1985 Орден Отечественной войны II степени
1984 Герой Социалистического Труда - за выдающиеся заслуги в развитии советского хореографического искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения
1984 Орден Ленина
1974 Народный артист СССР
1969 Народный артист Киргизской ССР
1966 Народный артист РСФСР
1957 Заслуженный артист РСФСР
Три ордена Трудового Красного Знамени

    Махмуд Алисултанович Эсамбаев Род деятельности: артист балета, эстрадный танцовщик Дата рождения: 15 июля 1924 … Википедия

    Род. 1924, ум. 2000. Артист балета, знаменитый исполнитель танцев народов мира (с 1957 г.). Танцевал на сцене Киргизского театра оперы и балета (1944 56). Среди танцевальных номеров много уникальных. Народный артист СССР (1974). Герой… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 1924) российский артист балета, народный артист СССР (1974), Герой Социалистического Труда (1984). В 1944 56 в Киргизском театре оперы и балета. С 1957 исполнитель танцев народов мира … Большой Энциклопедический словарь

    - (р. 15. 7. 1924, село Старые Атаги, Урус Мартановского района Чечено Ингушской АССР), советский артист балета, эстрадный танцовщик, народный артист СССР (1974). В 1939‒1941 учился в Грозненском хореографическом училище, в 1944‒56 солист… … Большая советская энциклопедия

    - (1924 2000), артист балета, народный артист СССР (1974), Герой Социалистического Труда (1984). В 1944 56 в Киргизском театре оперы и балета; среди партий: Ротбарт и фея Карабос («Лебединое озеро», «Спящая красавица» П И. Чайковского), Гирей… … Энциклопедический словарь

    Эсамбаев Махмуд Алисултанович - (род. 1924 99) танцовщик. Учился в хореогр. школе г. Грозного (1939 41). В 1944 56 артист Фрунз. т ра оперы и балета. Среди его ролей: Атаман (Чолпон), Фея Карабос (Спящая красавица), Ротбарт (Лебединое озеро), Тарас Бульба (Тарас Бульба) … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Род деятельности: артист балета, эстрадный танцовщик Дата рождения: 15 июля 1924 … Википедия

Народный артист СССР.
Герой Социалистического труда.
Президент Международного союза деятелей эстрадного искусства.
Академик Международной академии танца.
Артист балета, эстрадный танцовщик, актер.


Великий танцовщик

Махмуд Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в предгорном селении Старые Атаги. Многие выдающиеся чеченские драматурги и писатели, музыканты и композиторы родом из этого прекрасного уголка планеты. Скорее всего, Махмуд Эсамбаев родился танцовщиком по склонности и таланту: природа щедро одарила "своего сына" необыкновенной выразительной пластикой тела, совершенным музыкальным слухом, феноменальной памятью, высоким ростом.

Махмуд танцевал всегда. Танцевал с тех пор, как помнит себя. С семилетнего возраста мальчик бойко отплясывал под одобрительный смех и восклицания старших на свадьбах, а в пятнадцать он стал солистом Чечено-Ингушского государственного ансамбля песни и танца, в девятнадцать был принят в Пятигорскую оперетту. Наперекор воле отца, считавшего выбор сына недостойным настоящего мужчины, Махмуд Эсамбаев стал артистом. При этом он с трудом окончил лишь шесть классов средней школы.

Используя свой феноменальный от природы шаг, склонность к гротеску и редкую мужскую грацию, Махмуд Эсамбаев многие композиции поставил себе сам. Им был создан авторский театр танца. Выступая в одиночестве, он искусно и легко подчинял себе любую сценическую площадку, артистично приковал к себе внимание и удерживал его. Все номера маэстро становились шлягерами.

Кино

Блистательный исполнитель ряда ведущих балетных партий, танцевальных сцен оперных спектаклей Киргизского театра оперы и балета, Ленинградского академического Малого театра оперы и балета имени С. М. Кирова, Большого театра СССР, конечно же, привлек внимание и кинорежиссеров.

Дебют Махмуда Эсамбаева в кино в 1961 году состоялся не только как актера, но и как сценариста. Он написал сценарий к телеспектаклю, фильму-балету "В мире танца", а вскоре последовала и главная роль Ишкоева в киноленте "Я буду танцевать". В экранизация балета Петра Чайковского, в фильме-балете "Лебединое озеро" в постановке режиссеров Аполлинария Дудко и Константина Сергеева мастер исполнил одну из главных партий.

Режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов пригласили Махмуда Эсамбаева на одну из главных ролей в приключенческо-романтическую драму "Земля Санникова" по сценарию "для денег" безработного оптимиста Марка Захарова. Это было до того, пока тот не стал еще тем "Марком Захаровым". В картине Махмуд Эсамбаев изображал Черного шамана в окружении туземок - полуголых примадонн бурятских театров, отпугивая своими завораживающими танцами героев хождения к земле Санникова - беглого каторжника Ильина, блестящее исполненная роль Владислава Дворжецкого, ссыльного поселенца Крестовского, роль несравненного Олега Даля, и просто авантюриста Губина в исполнении Юрия Назарова.

Профессиональной победой в кино маэстро танцев стала и роль придворного Музыканта "Несравнейнийшего" Иги-Наш-Туш у режиссера Геннадия Васильева в музыкальном фильме-сказке о волшебном Городе веселых тружеников "Пока бьют часы", да и неугомонный "Огонь" в сказке - комедии Юрия Победоносцева "Честное волшебное" был в исполнении Эсамбаева весьма убедителен.

Велик был масштаб личности маэстро танца. Эсамбаева любили, его обожали за талант, режиссеров покоряла внутренняя мощь актера. Елизавета Кимягарова пригласила танцовщика на роль казначея в "Приключения маленького Мука" по мотивам произведения Гауфа, но и в этой, немного необычной для него роли, Эсамбаев был превосходен.

Киногероям Эсамбаева свойственная особая, эсамбаевская стать! И этого просто нельзя было не заметить. Вот режиссер Георгий Базаров и утвердил актера на роль строго Учителя в политической драме "Репортаж из бездны", повествующей о военном перевороте в небольшой азиатской стране в конце 70-х годов. А в 1995 году Эсамбаев снялся и в международном кинопроекте. Кинолента "Зов Предков" - совместное производство Алжира и Узбекистана. В роли Великого Турана популярный танцовщик был как всегда неотразим.

"Гордый Махмуд"

Популярный солист эстрадной сцены 50-70-х годов, герой светских хроник последних лет 20 века, Махмуд Эсамбаев был не только мастером танца, но и великим человеком, который через свое искусство приобщал людей к гуманизму. При этом он никогда не скрывал свою национальную принадлежность, даже в самые тяжелые для чеченского народа времена. Его неизменная национальная папаха из отборного каракуля была столь же приметной, как и другой предмет его гордости - осиная до старости талия...

Великая балерина Галина Уланова о танцовщике Эсамбаеве сказала: "Такие люди, как Махмуд Эсамбаев , встречаются даже не знаю во сколько лет. Он, по существу, так пластичен, так музыкален и так выразителен... что все, что он исполняет, никто другой не смог бы..."

Махмуд Алисултанович Эсамбаев ушел из жизни 7 января 2000 года, похоронен маэстро танца в Москве на Мусульманском кладбище, филиал Даниловского кладбища.

Фильмография:

1963 Я буду танцевать

1968 Лебединое озеро - фильм-балет

1972 Вино из одуванчиков

1973 Земля Санникова

1975 На край света...

1976 Пока бьют часы

1976 Честное волшебное

1983 Приключения маленького Мука

Искусство танца является уникальной формой выражения, использующей универсальный язык тела, который понятен всем. От балета до современных танцев, от хип-хопа до сальсы и от восточных танцев до фламенко - танец в последнее время стал наслаждением, которое является своего рода возрождением.

Но уж если говорить об отдельных танцорах, кто из них обладает наилучшими движениями? Самой лучшей осанкой, силой и отточенностью? Ниже представлены десять самых великих танцоров двадцатого века - выбранные по их известности, популярности и влиянию на мировое искусство танца.

10. Вацлав Нижинский

Вацлав Нижинский был одним из самых талантливых танцоров балета в истории, может быть даже величайшим. К сожалению, не существует чётких съемок, на которых был бы запечатлён его невероятный талант в движении, это является основной причиной того, что он занимает лишь десятое место в этом списке.

Нижинский был хорошо известен своей удивительной способностью бросить вызов гравитации своими великолепными прыжками, а также своей способностью полностью войти в роль, которую он исполнял. Он также известен тем, что танцевал в пуантах, а этот навык не часто можно встретить у танцоров. Нижинский танцевал в главных ролях в паре с легендарной балериной Анной Павловой. Затем его партнёршей стала Тамара Карсавина, основательница Лондонской Королевской Академии Танца (London’s Royal Academy of Dancing). О них с Карсавиной отзывались как о «самых достойных подражания артистах того времени».

Нижинский оставил сцену в 1919 году, в относительно молодом возрасте двадцати девяти лет. Его выход на пенсию, как полагают, был обусловлен нервным срывом, и ему также был поставлен диагноз шизофрении. Нижинский провел последние годы своей жизни в психиатрических больницах и приютах. В последний раз он танцевал на публике в последние дни Второй мировой войны, впечатлив группу русских солдат, своими сложными танцевальными движениями. Нижинский умер в Лондоне 8 апреля 1950 года.

9. Марта Грэм (Martha Graham)


Марта Грэм считается матерью современного танца. Она создала единственную полностью кодифицированную технику современного танца, за свою жизнь в качестве хореографа она поставила более ста пятидесяти работ, и оказала огромное влияние на все области современного танца.

Отклонение её техники от классического балета, и использование определённых движений тела, таких как сжатие, выпуск и спирали, оказали глубокое влияние на мировое танцевальное искусство. Грэм даже зашла настолько далеко, что сумела создать «язык» движений, основанный на выразительных возможностях человеческого тела.

Она танцевала и занималась хореографией более семидесяти лет. За это время она стала первой танцовщицей, которая выступала в Белом доме; первой танцовщицей, которая путешествовала за моря в качестве культурного посла и первой танцовщицей, которая получила наивысшую гражданскую награду - Президентскую Медаль Свободы (Presidential Medal of Freedom). Как мать современного танца, она будет увековечена в памяти людей за свои невероятно эмоциональные спектакли, свою уникальную хореографию, и особенно за свою доморощенную технику танца.

8. Жозефина Бейкер (Josephine Baker)


Хотя имя Жозефины Бейкер связано, прежде всего, с веком джаза, её зажигательные танцы по-прежнему оказывают влияние на танцевальный мир, спустя почти сто десять лет после её рождения, как это было и прежде.

За много десятилетий до Мадонны, Бейонсе, Джанет Джексон, Бритни Спирс и Дженнифер Лопес, была Жозефина Бейкер, одна первых в мире знаменитостей африканского происхождения. Жозефина поехала в Париж в 1925 году, чтобы станцевать в «La Revue Nègre». Она произвела неизгладимое впечатление на французскую аудиторию своим идеальным сочетанием экзотического шарма и таланта.

На следующий год она выступила в Фоли-Бержер (Folies Bergère), и это стало истинным началом её карьеры. Она появилась в юбке из бананов и поразила толпу своим стилем танца. Позже она прибавила пение к своим выступлениям, и оставалась популярной во Франции в течение многих лет. Жозефина Бейкер ответила на обожание французского народа, тем что сама стала гражданкой Франции в 1937 году.

Во Франции она не чувствовала такой же уровень расовых предрассудков, который в то время присутствовал в США. Под конец своей жизни Жозефина Бейкер надеялась создать «мировую деревню» в своем имении во Франции, но эти планы рухнули из-за финансовых трудностей. Чтобы собрать средства, она вернулась на сцену. Её возвращение было коротким, но зато оно прошло триумфально на Бродвее в 1970-х годах, а в 1975 году в Париже она открыла ретроспективное шоу. Она умерла в том же году от кровоизлияния в мозг, через неделю после открытия шоу.

7. Джин Келли (Gene Kelly)


Джин Келли был одной из самых больших звезд и величайших новаторов во время золотого века мюзиклов в Голливуде. Келли считал свой собственный стиль, чем-то вроде гибрида различных подходов к танцам, он брал свои движения из современных танцев, балета, и степа.

Келли привнёс танец в театры, используя каждый дюйм своей съёмочной площадки, всевозможные поверхности, и каждый широкий ракурс камеры, чтобы вырваться из двумерного ограничения фильма. И, делая это, он изменил взгляд кинорежиссёров на их камеры. Благодаря Келли камера стала живым инструментом, и даже самим танцором которого она снимала.

Наследие Келли пронизывает отрасли музыкального видео. Фотограф Майк Солсбери (Mike Salisbury) сфотографировал Майкла Джексона для обложки «Off The Wall» в «белых носках и лёгких кожаных туфлях типа мокасин Джина Келли» - который стали товарной маркой кинозвезды. Именно этот образ спустя некоторое время стал собственным узнаваемым брендов певца.

Пола Абдул, изначально известная по своим танцам и хореографии, сделала отсылку на знаменитый танец Келли с Мышкой Джерри (Jerry the Mouse) в своём вульгарном видео на песню «Противоположности притягиваются» (Opposites Attract), которое заканчивается чечёткой. Ашер (Usher) был еще одним из самых продаваемых артистов, который отдал должное наследству Келли. Другого такого танцора как Келли никогда не будет, а его влияние продолжает резонировать из поколения в поколение американских танцоров.

6. Сильви Гиллем (Sylvie Guillem)


В сорок восемь лет Сильви Гиллем продолжает бросать вызов законам балета и гравитации. Гиллем изменила лицо балета своими сверхъестественными талантами, которые она всегда использовала с умом, целостностью и чувствительностью. Ее природная любознательность и смелость направляла её на самые смелые пути, за привычные рамки классического балета.

Вместо того чтобы тратить всю свою карьеру на «безопасные» выступления, она принимала смелые решения, в равной степени способная исполнять роль «Раймонды» (Raymonda) в Парижской опере, или быть частью новаторского танца в представлении, поставленном по работе Форсайта (Forsythe) «In The Middle Somewhat Elevated». Почти никакой другой танцор не обладает таким размахом, поэтому совсем не удивительно, что она стала эталоном для большинства танцоров по всему миру. Как Мария Каллас (Maria Callas) в оперном мире, Гиллем смогла изменить популярный образ балерины.

5. Майкл Джексон (Michael Jackson)


Майкл Джексон был именно тем человеком, который смог сделать музыкальные видео тенденцией и он, без сомнения, является именно тем, кто сделал танцы важным элементом современной поп-музыки. Движения Джексона уже стали стандартной лексикой в поп и хип-хоп танцах. Большинство современных поп-икон, таких как Джастин Бибер, Ашер, Джастин Тимберлейк признают, что стиль Майкла Джексона оказал на них сильное влияние.

Его вклад в танцевальное искусство был оригинальным и необычным. Джексон был новатором, который в первую очередь был самоучкой, проектировавшим новые танцевальные движений без часто встречающихся эффектов формального обучения, которые ограничивают полёт фантазии. Его природная грация, гибкость и удивительная ритмичность способствовали созданию «стиля Джексона». Его сотрудники называли его «губкой». Это прозвище было ему дано за его умение впитывать идеи и техники, где бы он их находил.

Больше всего Джексона вдохновляли Джеймс Браун (James Brown), Марсель Марсо (Marcel Marceau), Джин Келли (Gene Kelly), и возможно это удивит многих людей - различные классические танцоры балета. Многие его поклонники не знают, что он изначально пытался выполнять «пируэты, как Барышников» и «отбивать чечётку, как Фред Астер (Fred Astaire)», но с треском провалился. Тем не менее, его преданность своему собственному уникальному стилю принесла ему ту славу, которой он добивался, и сегодня его имя стоит рядом с другими гигантами популярной музыки, такими как Элвис и Битлз, и его считают одной из величайших поп-икон всех времён.

4. Хоакин Кортес (Joaquín Cortés)


Хоакин Кортес это самый молодой танцор из этого списка, но, несмотря на то, что он всё ещё находится в процессе формирования своего наследия, он является одним из немногих танцоров за всю историю, которые смогли стать феноменальными секс символами, любимыми, как женщинами, так и мужчинами. Эль Макферсон (Elle Macpherson) описала его как «ходячий секс»; Мадонна и Дженнифер Лопес публично высказывали ему своё обожание, в то время как Наоми Кэмпбелл и Мира Сорвино (Mira Sorvino) находятся среди женщин, чьи сердца он (по слухам) разбил.

Можно с уверенностью сказать, что Кортес является не только одним из величайших танцоров фламенко за всю историю, но и именно тем, кто закрепил место фламенко в популярной культуре. В число его мужских почитателей входят Тарантино, Армани, Бертолуччи, Аль Пачино, Антонио Бандерас, и Стинг. Многие из его поклонников называют его Богом Фламенко или просто Богом Секса и если вам выпадет шанс посмотреть хоть одно из его шоу, вы поймёте почему. Однако в возрасте сорока четырех лет, Кортес остается холостяком, заявив, что «танец это моя жена, моя единственная женщина».

3. Фред Астер (Fred Astaire) и Джинджер Роджерс (Ginger Rogers)


Астер и Роджерс конечно же, были, неповторимой парой танцоров. Говорят, что «он придавал ей шарма, а она придавала ему сексуальной привлекательности». Они сделали танцы гораздо более привлекательными для масс в довольно чопорное время. Это отчасти произошло благодаря тому, что Роджерс использовала своё актёрское мастерство в танцах, и создавала такое впечатление, что танцы с Астером были самыми счастливыми моментами её жизни.

Эпоха тоже поспособствовала взлёту их популярности, во время великой депрессии многие американцы пытались свести концы с концами - и эти два танцора давали людям шанс хоть ненадолго забыть об удручающей реальности и повеселиться.

2. Михаил Барышников


Михаил Барышников является одним из величайших артистов балета всех времён, многие критики считают его самым великим. Рождённый в Латвии Барышников занимался балетом в академии русского балета имени А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге (тогда ещё называемом Ленинградом) до того как в 1967 году начал выступать в Мариинском театре. С тех пор он исполнял главные роли в десятках балетов. Он сыграл ключевую роль в том, что балет стал частью популярной культуры ещё в конце 1970-х и начале 80-х годов, он также был лицом искусства на протяжении более двух десятилетий. Барышников, пожалуй, является самым влиятельным танцором нашего времени.

1. Рудольф Нуреев (Rudolf Nureyev)


Барышников покорил сердца критиков и коллег-танцоров, а Рудольф Нуриев смог очаровать миллионы простых людей по всему миру. Родившийся в России танцор стал солистом Мариинского театра в возрасте 20 лет. В 1961 году, когда его личная жизнь сделала его предметом пристального внимания со стороны советских властей, он попросил политического убежища в Париже, а затем гастролировал с Гранд Балет дю Маркиз де Куэвас (Grand Ballet du Marquis de Cuevas).

В 1970-х годах он ворвался в индустрию фильмов. Большинство критиков утверждают, что технически он был не так хорош, как Барышников, но Нурееву все же удалось очаровать толпы своей удивительной харизмой и эмоциональностью выступлений. Балет пары Нуреева и Фонтейн (Fonteyn) «Ромео и Джульетта» по сей день остается одним из самых мощных и эмоциональных выступлений в дуэте в истории балета.

К сожалению, Нуриев был одной из первых жертв ВИЧ-инфекции, и умер от СПИДа в 1993 году. Двадцать лет спустя, мы всё ещё можем наблюдать то невероятное наследие, которое он оставил после себя.

+
Донни Бернс (Donnie Burns)


Донни Бернс это шотландский профессиональный исполнитель бальных танцев, который специализируется на латинских танцах. Он и его бывшая партнерша по танцам Гейнор Фейвезэр (Gaynor Fairweather) были чемпионами Мира по Профессиональным Латинским Танцам рекордные шестнадцать раз. На данный момент он является президентом Всемирного Совета Танца (World Dance Council), и также появился в двенадцатом сезоне Танцев со Звёздами (Dancing with the Stars).

Он считается самым великим исполнителем бальных танцев всех времён, и его танцы с партнёршей на чемпионатах в настоящее время считаются классикой. Но дела у Бернса не всегда шли так хорошо. Во время интервью с «Daily Sun», он признался: «Я никогда не думал, что маленькому мальчику из Гамильтона удастся испытать хотя бы часть того, что я пережил в своей жизни. Меня неустанно дразнили в школе, и я часто вступал в драки, потому что хотел доказать, что я не был «танцующей королевой».

Можно сказать с уверенностью, что на сегодняшний день он не стал бы возражать против такого эпитета, так как в настоящее время Донни Бернс считается «Королём Танцев».


Бог танца, великий сын Кавказа, он любил повторять: "У меня пара крыльев - Чечня и Россия". А стал гражданином всего света, посвятив свою судьбу служению красоте и бескорыстной помощи народу. И огромное значение в его становлении сыграла его мачеха, которую сам танцор всегда считал своей второй, своей еврейской мамой.

Против воли отца

Махмуд Эсамбаев был рожден в чеченской семье в горном ауле Старые Атаги Грозненского района 15 июля 1924 года. С детства мальчика приглашали на все праздники, и там он с удовольствием плясал наравне со взрослыми. Тяга к танцам у народов Кавказа передается с молоком матери, и не умеющих танцевать там считают несостоявшимися людьми.


С семи лет мальчик восхищал окружающих своим талантом, пластикой и задором. Тогда никто не мог предположить, что скоро юный танцор станет известным всему миру.


В тот период по Северному Кавказу путешествовали бродячие цирковые труппы. В 8 лет Махмуд присоединился к одному из этих цирков и начал разъезжать по области. Отец Эсамбаева гневался, - он полагал, что хореография - это развлечение, а никак не мужское занятие, которым можно прокормить семью. Но уже тогда будущий король танца, наперекор воле отца, решил стать настоящим артистом.


Кажется, сама судьба указывала Махмуду нужный путь. В 1934 году Чечню посетила актриса Любовь Орлова, которая, увидев танец талантливого юноши, предсказала ему звездное будущее, чем еще больше укрепила его решение в выборе профессии. В 1939 году он решает поступить в училище хореографии Грозного и вскоре становится солистом Чеченского танцевального колектива.

Не мачеха, а мама

Немалую роль в становлений Махмуда Эсамбаев сыграла его мачеха. Вторым браком отец танцора сочетался с одесситкой Софьей Михайловной, которая стала не просто заменила Махмуду мать, а стала его наставником, другом и ангелом-хранителем. Даже когда отец начал кочевать от одной женщины к другой (а всего у отца было 11 браков), Махмуд остался со своей еврейской мамой. С появлением в семье мудрой и заботливой женщины фортуна повернулась к танцору лицом.
Двенадцать лет Эсамбаев был ведущим солистом балета в Киргизском театре, солируя в "Лебедином озере", "Спящей красавице"и других спектаклях. На премьерах в первом ряду сидел его отец и мысленно просил прощения у сына, что когда-то не поддержал его выбор. А мама его на деньги, отложенные ею по копеечке на "черный день", покупала белые розы к премьерам сына, чтобы сделать его жизнь еще светлее.

Именно в тот период Эсамбаева удостоили звания Народного артиста Киргизской ССР. А позже он стал "народным" еще в семи республиках.

Фронтовые бригады

Когда началась Великая Отечественная, Махмуд одним из первых отправился на фронт в составе ансамбля, чтобы поднимать моральный дух советских бойцов. Его фронтовая эстрадная бригада блистала в госпиталях, на производстве оборонительных сооружений и на передовой. Во время выступления Эсамбаев получил ранение ноги. Для любого человека вердикт хирурга был бы окончанием карьеры, но не для Махмуда. Его сила воли и настойчивая работа над собой помогли не только справиться с недугом, но и вернуться на сцену.

Вскоре танцору выпали предлажения несколько ролей одновременно в Пятигорском театре оперы и балета. А позже Эсамбаев был удостоен награды Ордена Отечественной войны 2-й степени.

После фестиваля

В 1957 году в столице состоялся Всемирный молодежный фестиваль, который принес танцору лидерство в двух номинациях и первые медали. Но самым важным было народное признание и знакомство со знаменитым балетмейстером Большого театра. Тогда великая Галина Уланова сказала, что такие таланты, как Эсамбаев, рождаются один раз в тысячелетие.


После фестиваля новая звезда балета решает расширить репертуар и начинает профессионально заниматься танцами народов мира. Он понимает, что такой танец необходимо прочувствовать, а только потом исполнить его технически. Душу народа вложить в несколько минут движений. И на этом поприще талант маэстро засверкал новыми гранями.

Не единожды Махмуд Эсамбаев с успехом выступал за границей. Он первым в СССР основал собственный коллектив с сольной программой "Танцы народов мира". Возглавлял Международное общество лидеров эстрадного искусства, был почетным академиком Международной Академии танца. Благодаря ему в Грозном были возведены новый цирк и театр драмы.


В 50-летний юбилей Махмуд Алисултанович был награжден званием Народного артиста СССР, а через десять лет - Героя Социалистического Труда. К 70-летию он получил орден Дружбы, а затем - звезда "За заслуги перед Отечеством" III степени.


Однако не количеством наград ознаменована доля патриарха хореографии, а любовью и признанием благодарных зрителей, жизнь которых он делал красивой и возвышенной, а от этого становился счастливее сам... А о своей второй маме в воспоминаниях он писал: «Она была очень добрым человеком. Мы с ней прожили прекрасную жизнь. Никогда не нуждались в моем отце. Она заменила мне родную мать. Будь они сейчас обе живы, я бы не знал, к кому первой подойти обнять».

В этом видео несколько самых ярких образов, которые были созданы Махмудом Эсамбаевым на сцене.

Заглядывая в звездные архивы, весьма интересно увидеть .