Сообщения об увертюре бетховена эгмонт. Разработка "описание увертюры бетховена "эгмонт"

Практически все увертюры, написанные Бетховеном, являются вступлением к драматическим сочинениям - пьесам и операм, и имеют с ними тесную связь. Так, увертюра "Эгмонт" - является вступлением к трагедии написанной Гёте, "Корилан"- к драматическому произведению Коллина, "Леонора" - начальная часть оперы "Фиделио".

По сути, сочинения композитора являются завершающим шагом длительного процесса развития классических увертюр. Решающим фактором подтолкнувшим Бетховена к работе в этом направлении послужили увертюры его предшественников - Глюка и Моцарта, а также Керубини. В своем творчестве Бетховен использовал увертюры непросто как начало к какому-либо сочинению, но употреблял их для того, чтобы передать слушателю в общих чертах весь сюжет произведения. Таким образом, его увертюры поднялись на более качественный музыкальный уровень и являются некой разновидностью симфонии.

Музыка к увертюре "Эгмонт" была написана композитором когда он находился на вершине своего творческого мастерства.

В трагедии Гёте было много того, что привлекало Бетховена к данному произведению: образы героев, трагизм и финальная развязка сюжета, обширные сцены с народом. К этому произведению, композитором, было написано десять сочинений: увертюра, четыре антракта, две песни главной героини, смерть героини, монолог главного героя Эгмонта и Победная симфония. Но, самым известным из всех этих сочинений является вступление (увертюра) к трагедии Гёте. В ней видна основная мысль всего произведения - борьба за право свободы и торжество достигнутой цели.

В сочинении Гёте речь идет о противостоянии голландского народа с испанскими завоевателями за свою независимость в XVI веке. Главный герой и предводитель фламандцев Эгмонт был коварно схвачен и помещен в темницу наместником испанского короля герцогом Альба. В тюрьме Эгмонт был приговорен к смертной казни. Клерхен, возлюбленная главного героя, будучи девушкой из простого народа не желает смиряться с приговором вынесенным ее возлюбленному и всячески пытается его спасти. Она призывает жителей города поднять восстание против господства испанцев и такими образом спасти Эгмонта. Однако, все ее попытки что-то изменить не увенчались успехом. В конечном счете Клерхен погибает, так и не сумев спасти своего возлюбленного.

Ночью, перед самой казнью, Эгмонту снится сон, в котором он видит Клерхен в образе свободы призывающей народ к борьбе: "Боритесь за Родину, волю и свободу!". Эгмонт делает последние шаги к месту исполнения приговора. Весь его конечный путь сопровождает Победная симфония.

Сама увертюра имеет медленное начало, состоящее из двух тем.

Зная сюжетную линию сочинения Гёте можно сразу определить, какие образы рисует композитор - две враждебные силы, которые противопоставлены по отношении друг к другу - испанские завоеватели и страдающий от их гнета простой голландский народ. Противостояние этих сторон лежит в основе сюжета Гёте, музыкальная тема на это произведение относится к увертюре.

При прослушивании первой и второй темы вступления мы видим, что Бетховен показывает две эти борющиеся стороны.

Главная партия увертюры раскрывает волю и героизм героев данного произведения. Ее мощь постепенно нарастает. Если в самом начале главной партии мы слышим тихую мелодию (piano), то спустя короткое время она вырастает до уровня fortissimo. Тем самым композитор показывает, что народ не желает смиряться со своим подневольным положением и готов выразить свое несогласие в борьбе и восстании против оккупантов.

Побочная партия увертюры Бетховена "Эгмонт" тесно переплетается с музыкальным вступлением и носит в себе характер обеих его тем. В ней звучит и тема господствующей стороны, видна и сторона народа стенающего от этого ига. Борьба обостряется. Накал страстей кипящих вокруг темы борьбы нарастает. И... внезапно обрывается. Звучит тихая и печальная мелодия, явно указывающая на совершившуюся казнь Эгмонта.

По своей значимости эта кода равнозначна финальным аккордам 5-й Симфонии. В обоих случаях звучит торжественная музыка - настоящая песнь свободе.

Важно понимать, что во всех сюжетах о сражении людей за свободу, Бетховен показывает всем своим слушателям - путь к свободе и независимости проходит через борьбу. "Патетическая соната" и Пятая симфония, наряду с увертюрой "Эгмонт" раскрывают слушателям эту мысль автора.

Реферат

«Людвиг Ван Бетховен. Увертюра Эгмонт»

Иркутск 2015г

Людвиг ван Бетховен. 3

Увертюра к трагедии Гёте. 4

История создания. 4

Список источников. 9

Людвиг ван Бетховен

Ранние годы

Бетховен родился предположительно 16 декабря (точно известна только дата его его крещения - 17 декабря) 1770 года в городе Бонн в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте.

Начало творческого пути

После смерти матери в 1787 году он взял на себя материальные обязанности семьи. Людвиг Бетховен стал играть в оркестре, слушать университетские лекции. Случайно столкнувшись в Бонне с Гайдном, Бетховен решает брать у него уроки. Для этого он переезжает в Вену. Уже на этом этапе после прослушивания одной из импровизаций Бетховена, великий Моцарт сказал: «Он всех заставит говорить о себе!». После некоторых попыток Гайдн направляет Бетховена на занятия к Альбрехтсбергеру. Затем учителем и наставником Бетховена стал Антонио Сальери.

Расцвет музыкальной карьеры

Гайдн кратко отметил, что музыка Бетховена была мрачной и странной. Однако в те годы виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. Произведения Бетховена отличаются от классической игры клавесинистов. Там же, в Вене, были написаны знаменитые в будущем сочинения: Лунная соната Бетховена, Патетическая соната.

Грубый, самолюбивый на людях композитор был очень открытым, доброжелательным по отношению к друзьям. Творчество Бетховена следующих лет наполнено новыми произведениями: Первая, Вторая симфонии, «Творение Прометея», «Христос на Масличной горе». Однако дальнейшая жизнь и работа Бетховена были осложнены развитием болезни уха – тинита.

Композитор уединяется в городе Гейлигенштадте. Там он работает над Третьей – Героической симфонией. Полная глухота отделяет Людвига от внешнего мира. Однако даже это событие не может заставить его прекратить сочинять. По мнению критиков, Третья симфония Бетховена полностью раскрывает его величайший талант. Опера «Фиделио» ставится в Вене, Праге, Берлине.

Последние годы

В 1802-1812 годах Бетховен писал сонаты с особым желанием и рвением. Тогда были созданы целые серии произведений для фортепиано, виолончели, знаменитая Девятая симфония, Торжественная месса. 26 марта 1827 года Бетховен умер от болезни печени.

Увертюра к трагедии Гёте

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, струнные.

История создания

В 1809 году Бетховен получает от дирекции Венского придворного театра заказ на написание музыки к трагедии Гёте «Эгмонт» и работает над ней с конца 1809 до весны 1810 года, по его собственным словам, «исключительно из любви к поэту».

Бетховен высоко ценил творчество Гёте, с которым неоднократно встречался. Он писал песни на его стихи как в ранний («Сурок»), так и в центральный период своего творчества («Песня Миньоны», «Песня о блохе» и др). Музыка к «Эгмонту» состоит из увертюры, созданной последней, и девяти номеров. Впервые она прозвучала 15 июня 1810 года, когда трагедия Гёте была исполнена в четвертый раз в Венском придворном театре.

Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) - величайший немецкий поэт, писатель, драматург, юрист, ученый, театральный и политический деятель - с 1775 года занимал пост первого министра Веймарского герцогства. Именно в этом году он начал работу над трагедией «Эгмонт», которую завершил 12 лет спустя.

Герой ее, Эгмонт, граф Ламораль, принц Гаврский (1522-1568) - один из первых вельмож Фландрии и Брабанта - происходил из древнего рода, известного еще в эпоху Крестовых походов. Его родина в XVI веке находилась под властью Испании, от которой стремилась освободиться, выступая одновременно и против католицизма. Эгмонт с 16 лет был придворным испанских королей, участвовал во многих походах и даже сопровождал Филиппа II в Англию, когда тот сватался к Марии Тюдор. Любимец солдат и народа и в то же время верноподданный католик, Эгмонт в 1565 году был направлен к испанскому королю с требованием уничтожить инквизицию. В следующем году он вновь принес присягу на верность испанской короне, хотя нидерландские патриоты, его соратники по оппозиции Филиппу II принц Вильгельм Оранский и граф Горн, отказавшиеся присягнуть, предостерегали его от вероломства короля и даже предлагали покинуть родину. Однако Эгмонт, доверчивый и простодушный, встретил нового наместника Нидерландов, кровавого герцога Альбу при его въезде в Брюссель, часто бывал в его доме, а 9 сентября 1567 года был арестован по приказу герцога и заключен в Гентскую цитадель. В ней Эгмонт провел 9 месяцев. Ему было предъявлено 90 пунктов обвинения, которые он блистательно опроверг. Несмотря на это, Эгмонт был приговорен к смерти и 5 июля 1568 года казнен в Брюсселе. Все его имущество было конфисковано королем, так что вдова и 11 детей остались нищими.

У Гёте Эгмонт молод, холост и влюблен. Его возлюбленная, простая девушка Клерхен, мечтает сражаться вместе с ним. Она же зовет к восстанию, чтобы освободить героя, и, не в силах пережить смерть любимого, кончает с собой. Призывом к борьбе за свободу, верой в победу народа, несмотря на все страдания и жертвы, наполнен заключительный монолог Эгмонта в темнице перед казнью.

Как и другие увертюры, «Эгмонт» быстро занял место на концертной эстраде, где стал одним из популярнейших симфонических сочинений Бетховена. В этой увертюре наиболее полно и сжато воплощены типичные идейные и стилевые черты творчества композитора: героика борьбы за свободу, требующей напряжения всех сил и тяжких жертв; яркость, броскость тематизма и ясность формы, обращенной к самому широкому кругу слушателей.

Музыка

Кенигсберг, Алла Константиновна (Музыковед. Кандидат искусствоведения) так высказывалась на счет увертюры:

«Медленное вступление вводит в основное содержание развертывающейся драмы, рисуя картину угнетения и страданий порабощенного народа. Противостоят друг другу тяжелые мерные аккорды струнных в ритме испанской сарабанды и жалобные вздохи, переходящие от гобоя к кларнету, от фаготов к скрипкам. Постепенно у скрипок и деревянных духовых инструментов зарождается новая тема. Ее утверждает мужественный голос виолончелей. Скорбная, с мотивом вздоха, она становится все более активной, волевой, настойчивой. Но ее развитие прерывается вторжением торжествующей сарабанды, вновь порождающей жалобы и стоны. Начинаются столкновения, напряженная борьба. Ее волны приносят уже известные темы. В перекличке духовых и струнных инструментов побеждает сарабанда. Резко обрывается возглас скрипок и наступает тишина. Герой погиб. В траурные тона окрашены приглушенные аккорды деревянных духовых. Кажется, все кончено... Но внезапно характер музыки резко меняется. Нарастает радостное ожидание - словно издалека постепенно приближается праздничная толпа. Блеск медных инструментов и впервые вступающей флейты-пикколо ассоциируется со звучанием военного оркестра. Это «Победная симфония», которая завершает не только увертюру, но и всю трагедию».

Увертюра начинается медленным вступлением. Здесь даны две резко контрастные темы.

Слушание Первой темы вступления . Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре её исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь сарабанды.

Слушание Второй темы вступления . Вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. В основе мелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придаёт ей скорбный характер. Тема воспринимается как просьба, жалоба.

Если в медленном вступлении композитор как бы показал нам противоборствующие силы, в сонатном allegro происходит их столкновение и борьба. Причём тематический материал allegro как бы произрастает из тем вступления.

Слушание Главной партии . Главная партия имеет волевой, героический характер. Сила и энергия её постепенно возрастают. Вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных инструментов piano, затем подхватывается всем оркестром fortissimo. Ход на секунду в начале мелодии раскрывает родство главной партии со второй темой вступления - темой «страданий» народа. Её героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей.

Слушание Побочной партии. Побочная партия также тесно связана с музыкой вступления, она совмещает в себе черты обеих его тем. В первой фразе - аккордовой, тяжеловесной - без труда можно узнать тему «поработителей». Изложенная в мажоре, она звучит теперь не только торжественно, но и победно. И здесь эта тема поручена струнным инструментам. Тихое звучание деревянных духовых инструментов во второй фразе роднит побочную партию со второй темой вступления.

Мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию.

Разработка очень невелика. В ней как бы продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. На робкие «просьбы» каждый раз следует неумолимый и жестокий «ответ». Многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами.

Но «борьба» на этом не заканчивается. Тема «испанских поработителей» звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и ещё более жалобно и умоляюще - тема народа. Неравный поединок внезапно обрывается. Реприза заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов. Бетховен хотел, очевидно, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта.

Слушание Коды . Увертюра заканчивается большой кодой, в которой показан итог борьбы. Её торжественный и ликующий характер говорит о победе народа.

Начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия. Звучат призывные возгласы труб и валторн, а в конце увертюры флейты пикколо.

Значение этой коды равнозначно финалу Пятой симфонии. Она вырастает в грандиозный, величественный апофеоз, подлинный гимн свободе.

Интерес Бетховена к судьбам народов, стремление в своей музыке показать «борьбу» как неизбежный путь к достижению цели и грядущую победу - основное содержание героических произведений композитора, в том числе «Патетической сонаты», Пятой симфонии, увертюры «Эгмонт»

Список источников

  • Кириллина Л. В. «Эгмонт» Бетховена // Гётевские чтения 1999. - М.: Наука, 1999. - С. 136-150.
  • http://vanbethoven.ru/
  • http://beethoven.ru/
  • http://music-fantasy.ru/

Людвиг ван Бетховен Увертюра к опере «Эгмонт»

Центром классической музыки по праву считается музыка великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена. В его творчестве она достигла своей настоящей вершины.

Невозможно не преклониться перед жизненным подвигом этой героической личности. Жизнь Бетховена - пример мужества упорной борьбы с препятствиями, несчастьями, которые казались бы непреодолимыми для других. Через всю жизнь он пронес идеалы своей молодости - идеалы свободы, равенства, братства. Между высокими идеалами, воспеваемыми им в творчестве, и его жизнью не было разрыва. И не случайно спустя более 200 лет со дня рождения его музыка живет и волнует миллионы людей всего мира!

Увертюра «Эгмонт» Бетховена поражает грандиозностью воплощения героической концепции Гете, воспевая веру в победу и счастливый мир, достигнутый в результате борьбы подавленного народа Нидерландов с испанскими захватчиками. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. Не случайно гетевский Эгмонт, близкий по духу самому композитору, был одним из любимых героев Бетховена. Поразительная красота и благородство мелодики увертюры, интеллектуальная мощь и в то же время ясность и искренность эмоционального содержания этого произведения определили его место в сокровищнице мировой музыкальной культуры.

Вначале увертюры (в переводе с французского – вступление) писались для того, чтобы дать публике занять места в зале. Во времена Моцарта, традиция изменилась, и увертюра стала полноправным оркестровым произведением.

В увертюре «Эгмонт» Бетховен сумел показать основные моменты развития трагедии в сжатой форме, это произведение одночастное.

Увертюра начинается медленным вступлением, в котором представлены две резко контрастные темы. Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно, изображая угнетателей-испанцев. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре ее исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь испанской знати. Вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. В основе мелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придает ей скорбный характер. Тема воспринимается как просьба, жалоба страдающего от гнета испанцев нидерландского народа.

Главная партия имеет волевой, героический характер. Она изложена в фа миноре. Сила и энергия ее постепенно возрастают. Вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных инструментов piano (тихо), затем подхватывается всем оркестром fortissimo (очень громко). Ход музыки на секунду в начале мелодии раскрывает родство главной партии со второй темой вступления - темой страданий народа. Но ее героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей. Побочная партия также тесно связана с музыкой вступления, она совмещает в себе черты обеих его тем. В первой фразе - аккордовой, тяжеловесной - без труда можно узнать тему «поработителей». Тихое звучание деревянных духовых инструментов во второй фразе роднит побочную партию со второй темой вступления. Мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию.

Но борьба на этом не заканчивается. В конце репризы она разгорается с еще большей силой. Тема испанских поработителей звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и еще более жалобно и умоляюще - тема народа. Неравный поединок внезапно обрывается. Реприза(в переводе с французского – повторение) заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов. Бетховен хотел, видимо, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта.

Увертюра заканчивается большой кодой (кода - заключительная часть музыкальной пьесы, повторяющая вкратце ее основную тему), в которой показан итог борьбы. Начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия. Звучат призывные возгласы труб и валторн, а в конце увертюры флейты пикколо. Торжественный и ликующий характер музыки говорит о победе народа. Именно стремлением в своей музыке показать борьбу как неизбежный путь к достижению цели и грядущей победе близок Бетховен нашему русскому народу.

Музыка Бетховена

Работы учащихся

Козлов Леня 6в

Кучугуров Алексей 11е

Жданок Илья 6в

Рудакова Соня 6в

Стариков Глеб 11е

Семячков Сережа 6в

1. Организационный этап урока:

Вход детей в класс. Перекличка. Готовность к уроку.

Музыкальное приветствие:

Здравствуйте, ребята!

Добрый день!

Мы урок сейчас начнём!

Звуки музыки споём!

Соль, ми, соль!

Соль, ми, до!

2. Актуализация опорных знаний учащихся:

Между образами есть конфликт, даже столкновение. Мы рассмотрим это после игры «Закончи предложение».

Иг ра «Закончи предложение».

1.Смелый и мужественный граф Эгмонт возглавил героическую борьбу фламандского народа против... (испанских завоевателей)

2.Иоганн Гёте написал про этого героя...
3. Музыку к трагедии Гёте написал немецкий композитор...
4. Вступление к опере, балету называют...
5. Увертюра сегодня является самостоятельным программным произведением, тоесть произведением...
6. Увертюра „Эгмонт” Людвига ван Бетховена воплощает образы...

3. Мотивация учебной деятельности учеников на уроке:

Мы продолжаем знакомство с особенностями строения сонатной формы, показом и развитием основных тем увертюры «Эгмонт».

Основные задачи нашего урока:

Закрепить понимание основных особенностей композиции образов увертюры «Эгмонт».

Сведения о структуре увертюры Л. Бетховена „Эгмонт”.
Увертюра имеет чёткую композицию – она написана в сонатной форме. Состоит из трёх частей: экспозиции, разработки и репризы. Перед экспозицией может быть вступление, а после репризы – кода (финальная часть произведения). В увертюре «Эгмонт» так же есть вступление и кода.
Именно вступление и экспозиция воплощают общий образ столкновения. Он представлен двумя основными темами-образами увертюры. Образом испанских завоевателей в первой теме вступления и образом порабощённого народа Нидерландов во второй. Это их первое представление – столкновение, а второе начинается плавным переростанием вступления в экспозицию.
Экспозиция, как мы помним, содержит главную и побочную партии. Главная партия экспозиции является образом нидерландцев, а завоевателей воплощена в побочной партией – жёстко и кратко.

Прослушайте вступление и экспозицию увертюры „Эгмонт”. Проследите за конфликтом, столкновением образов.

Слушание Л. Ван Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (экспозиция)

Анализ прослушанного произведения.

Какими средствами музыкальной выразительности изображены испанские завоеватели во вступлении, а какими в экспозиции?

Во вступлении испанцы изображены тяжелыми, суровыми аккордами в медленном темпе, шествие которых напоминает старинный испанский танец сарабанду. В экспозиции образ завоевателей становится более агрессивным, темп – более быстрым, аккорды – короче. В побочной партии звучат мотивы темы нидерландцев.

Эта тема приобретает светлый, энергичный характер.

Какими средствами музыкальной выразительности изображены нидерландцы во вступлении, а какими в экспозиции?


Во вступлении, образ нидерландцев выражает горе и страдания – в мелодии слышны интонации - вздохи. В экспозиции главная партия (тема нидерландцев) становится мужественней, энергичной, хотя ощутим ее скорбный характер.

Сведения о увертюре Л. ван Бетховена
Начало ХІХ столетия в жизни Бетховена прошел под знаком увлечения поэзией Иоганна Гёте.

Бетховен хотел написать оперу на сюжет „Фауста”. Эту задумку композитор не воплотил, зато появились песни на тексты поэта, а

также музыка к трагедии Гёте „Эгмонт”. Музыка Бетховена к „Эгмонту” – это увертюра и 9 эпизодов. „Эгмонт” захватил композитора своим содержанием, ведь героические образы Гёте были близкими Бетховену.

Посылая Гёте своё произведение, автор писал: «В ближайшем будущем, Вы получите… музыку к „Эгмонту”, к этому чудесному „Эгмонту”, которого я воплощал в звуках с таким увлечением, с каким я его читал, и был в мыслях и в чувствах всецело увлечен Вами”. В ответном письме Гёте пригласил композитора к себе в Веймар и рассказал о намерениях поставить на сцене „Эгмонта” именно с музыкой Бетховена.

Почти все бетховенские увертюры возникли в связи с драматическими замыслами и проектами – как вступление к опере, балету или театральной пьесе.

Но Бетховен больше тяготел к увертюре как к самостоятельному произведению. У него увертюра сама стала драмой идей. Именно идей, поскольку симфоническими средствами нельзя представить сценические образы. Таким образом, Бетховен положил начало нового жанра оркестровой музыки – программной симфонической пьесы.

Работа над песней «Школьный корабль»

Обратите внимание на выразительное и осмысленное исполнение текста песни, творческое воплощение её образов.

Работа над чистотой интонирования;

Работа над правильным воспроизведением ритмического рисунка;

Работа над чистым унисонным исполнением.


Итоги урока.

Сегодня мы рассмотрели тему столкновения музыкальных образов, а также еще раз обратились к творчеству великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена.

Домашнее задание : о ком из своих любимых литературных героев вы написали бы программную увертюру, если бы были композиторами? Каким вы себе представляете это произведение?

Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» была закончена Бетховеном два года спустя после создания пятой симфонии, в 1810 году. Увертюра - первый из девяти номеров этой музыки. Трагедия привлекла Бетховена своим героическим содержанием. События «Эгмонта» относятся к XVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей - испанцев. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. Восстание закончилось победой в 1576 году. А в 1609 году было заключено перемирие, по которому Испания признала независимость части Нидерландов. Увертюра «Эгмонт» - произведение одночастное. В увертюре Бетховен сумел показать основные моменты развития трагедии в сжатой форме.
Увертюра начинается медленным вступлением. Здесь даны две резко контрастные темы. Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре ее исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь сарабанды:
Вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. В основе мелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придает ей скорбный характер. Тема воспринимается как просьба, жалоба:
Зная содержание трагедии Гёте, можно с определенностью говорить о воплощении здесь образов двух враждебных сил: угнетателей-испанцев и страдающего под их властью нидерландского народа. Борьба этих сил составляет основу трагедии Гёте, развитие соответствующих музыкальных тем является содержанием увертюры.
Как обычно, увертюра написана в форме сонатного аллегро. Главная партия имеет волевой, героический характер. Сила и энергия ее постепенно возрастают. Вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных инструментов piano, затем подхватывается всем оркестром fortissimo:
Ход на секунду в начале мелодии раскрывает родство главной партии со второй темой вступления - темой «страданий» народа. Ее героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей.
Побочная партия также тесно связана с музыкой вступления, она совмещает в себе черты обеих его тем. В первой фразе - аккордовой, тяжеловесной - без труда можно узнать тему «поработителей». Изложенная в мажоре, она звучит теперь не только торжественно, но и победно. И здесь эта тема поручена струнным инструментам. Тихое звучание деревянных духовых инструментов во второй фразе роднит побочную партию со второй темой вступления:
Мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию.
Разработка очень невелика. В ней как бы продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. На робкие «просьбы» каждый раз следует неумолимый и жестокий «ответ». Многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами:
Но «борьба» на этом не заканчивается. Тема «испанских поработителей» звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и еще более жалобно и умоляюще - тема народа. Неравный поединок внезапно обрывается. Реприза заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов. Бетховен хотел, очевидно, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта.
Увертюра заканчивается большой кодой, в которой показан итог борьбы. Ее торжественный и ликующий характер говорит о победе народа:
Начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия. Звучат призывные возгласы труб и валторн, а в конце увертюры флейты пикколо.
Интерес Бетховена к судьбам народов, стремление в своей музыке показать «борьбу» как неизбежный путь к достижению цели и грядущую победу - основное содержание героических произведений композитора, в том числе «Патетической сонаты», пятой симфонии, увертюры «Эгмонт».