Ольга Молчанова: "Возродить "Шире круг"? Прекрасная идея!". "наш круг все шире и шире!" У основательницы шире круг молчановой красивые зубы

Легендарная личность - музыкальный редактор, создатель и вдохновитель передачи «Шире круг» - рассказывает «ТН» о телевидении прошлого, популярной программе и непопулярных когда-то Киркорове и Крутом.

О Лёне Агутине я впервые услышала от его отца - Николая. Коля одно время был директором Славы Малежика, ведущего программы «Шире круг». А со Славой, соответственно, дружила я. Николай однажды сказал мне: «Оля, у меня подрастает такой классный пацан - думаю, тебе понравится. Через несколько лет покажу». Он мечтал вывести сына на эстраду. Но Лёню привел ко мне не он, а Олег Некрасов, который стал Лёниным директором много лет спустя. Это случилось в начале 1990-х.


С Вячеславом Малежиком (1980-е)


Олег ходил по музыкальным редакциям и везде предлагал молодого артиста, но, как я понимаю, безуспешно. Однажды привел его к нам в программу «Шире круг». Признаться, никакого особого впечатления Леонид на меня тогда не произвел. «Это румба» - так, по-моему, называлась песня, которую Лёня впервые исполнил в программе «Шире круг». Потом он начал появляться и в других передачах. Ну а затем спел «Босоногого мальчика» и вмиг стал популярным.

Через пару лет Игорь Крутой спросил меня: «Как тебе Агутин?» Думаю, Игорь помогал Лёне в его продвижении. Отвечаю: «Никак». - «А спорим, он будет звездой?» Я поспорила и, как вы понимаете, проиграла. (Смеется.) Это, пожалуй, единственный случай, когда я не угадала. Зато теперь Агутин - один из моих любимых артистов.

Игорь Крутой тоже ведь не сразу стал известен широкой публике и пробивался на музыкальный Олимп с трудностями.

Игорь обязан всем Александру Серову, его голосу, харизме. Тот стал популярен раньше. Первая песня, которую Саша спел в программе «Шире круг» и вообще на Центральном телевидении, была написана не Крутым, а Женей Мартыновым. Это «Эхо первой любви» на слова Рождественского.

С этой песней Мартынов и Серов появились в нашей редакции на Шаболовке. Женя меня с Сашей и познакомил. Песня понравилась, мы ее сразу записали. А Саша понравился всем нам, редакторам, - еще бы, в молодости он был невероятным красавцем! А голос! А манера! В то время на нашей эстраде не было подобных «западных» артистов. Серов не раз пел у меня в программе и часто заговаривал по поводу песен своего друга - Игоря Крутого. А я уже знала, что Игоря не очень жалуют на телевидении. Шел такой шорох: и фамилия какая-то подозрительная, и главное, не член Союза композиторов. Предпочитали, чтобы только «члены»…

И все-таки когда Саша принес песню Игоря Крутого на стихи Риммы Казаковой «Мадонна», а затем «Ты меня любишь», телевизионщики не смогли устоять. Дали их в эфир, и Крутой проснулся знаменитым.



С Филиппом Киркоровым (начало 1990-х)


- Расскажите о «короле эстрады» Филиппе Киркорове. Ведь он тоже стал известен благодаря участию в передаче «Шире круг».

Филипп - единственный артист, который не устает в любом интервью говорить программе спасибо - необязательно Ольге Борисовне Молчановой. (Смеется.) Он очень благодарный человек. Не скажу, что мы его раскрутили, нет. Но засветился он именно в «Шире круг».

Для Филиппа его внешность - глав­ный ко­зырь. Я увидела его семнадцатилет­­ним и буквально ослепла от красоты. Он тогда учился в училище имени Гнесиных, где работала моя близкая подруга, пианистка Лидия Ляхина. Она аккомпанировала студентам класса Маргариты Иосифовны Ланды. И однажды Лида позвонила мне: «Оля, какой парень появился, с ума сойти! Красив как бог». Она, кстати, когда-то и Сережу Захарова «присмотрела» (тоже воспитанника Ланды) и со мной познакомила. Филипп и Сергей в молодости - одно лицо.

Когда Лида сказала Филиппу, что знает меня, он начал просить ее нас познакомить, ведь в передачу «Шире круг» мечтал попасть каждый исполнитель. Я разрешила дать свой номер, и он принялся обрывать телефон. А я все размышляла - надо, не надо. Лида сказала, что поет не очень… И когда раздавался телефонный звонок, я шептала маме, что меня нет дома. Но Филипп оказался настойчив и со временем нашел подход к маме - ключик к сердцу подобрал: говорил, что у нее молодой красивый голос.

Мама начала уговаривать: «Слушай, Оля, это становится неприличным - подойди к телефону. Такой хороший мальчик, вежливый, деликатный». Наконец я назначила ему встречу в редакции. Он пришел в белом наглаженном костюме. Таращил на меня свои и без того огромные глазищи. И пока мы беседовали, все время стоял.


С Львом Лещенко (1974)

- Неужели из-за присутствующих рядом женщин?

Он потом признался, что надел свой единственный концертный костюм и боялся помять брюки. Присел, лишь когда аккомпанировал себе на фортепиано - пел болгарские песни Тончо Русева, своего любимого композитора. Он поставил нотную тетрадку на пюпитр, а поскольку она была до этого скручена в трубочку, пока Филипп играл, соскакивала и падала. Он страшно смущался. И приходилось повторять снова и снова. На той встрече в профес­сиональном смысле Киркоров не обещал ничего яркого. Но в него сразу же влюбились все женщины «Останкино» и «Шаболовки»! И спрашивали меня: «Когда прекрасный мальчик появится в вашей программе?»

Не дать эфир такому красавцу было невозможно - так же как не помочь найти песенника, который бы сделал русскоязычные подтекстовки на мелодии болгарских композиторов. Села на телефон, начала звонить «великим»: Дербенев болел, Танич сказал, что у него ремонт, Шаферан отказался. Вспомнила о поэтессе Наталье Шемятенковой, жене большого чиновника из ЦК партии. Она согласилась на встречу. Поехали с Филиппом в ее роскошную квартиру на Щусева, соседкой по площадке была Галина Брежнева. Все сложилось. Наташа тут же в него влюбилась, очень старалась, и получились симпатичные песни. Филипп засветился в нескольких программах, стал набирать обороты, расти и крепнуть в профессиональном смысле.

- Вроде и Наташе Королевой вы дали старт? Кто ее к вам привел?

Я дружила с Левой Лещенко, а он - с Наташиной мамой. Вот с Левиной подачи Королева и оказалась в программе «Шире круг» - ей тогда всего 13 лет было. Лева сказал мне, что есть в Киеве девочка, хорошо поет. Лещенко для меня авторитет, поэтому мы сразу вызвали Наташу в Москву, она спела миленькую песенку о школьной любви. Выступала, разумеется, под своей настоящей фамилией - Порывай. Алла Перфилова из Аткарска тоже впервые в передаче «Шире круг» спела, еще студенткой. Теперь вы ее знаете под именем Валерия.

С Юрием Антоновым (2006)

В то время многие артисты, которые ездили на гастроли по всей стране, привозили к нам в редакцию кассеты, говорили: вот хорошо поет парень или девчонка. Видео тогда еще не было. Мы прослушивали все, что нам несли, и, если считали, что молодой исполнитель действительно стоящий, приглашали на съемку. Иногда вызывали просто по рекомендациям корреспондентов. Прочитаем письмо из какого-нибудь дальнего уголка страны, что есть талантливый человек, и шлем телеграмму - пусть выезжает. Какое-то внутреннее чутье и стиль самих писем подсказывали решение. Ошибок практически не было.

- А приезжали за государственные деньги?

Нет, за свой счет. Демократичная была передача, горжусь! Я и сама ездила по стране и, если попадались интересные певцы, тащила в Москву. Как-то была в Таллине на празднике песни. Вечером пошли в знаменитое ночное варьете, и там я увидела Анне Вески. Свободная, по-западному раскованная, улыбчивая… Очень она мне понравилась, и я пригласила Аню в передачу «Шире круг».

Юрий Антонов появился впервые на экране именно в нашей программе. У него к тому времени уже была бешеная популярность, а как он выглядит, никто не знал. Песни распространялись через подпольные кассеты. И никто не решался показать его по телевизору - сверху спустили негласное указание: раз не член Союза композиторов - не пускать. Но передача «Шире круг» была приписана к редакции народного творчества, поэтому все логично: неизвестный молодой исполнитель, как бы из народа, делает первые профессиональные шаги - надо помочь. В 1980 году мы даже сняли его маленький сольный концерт, который имел большой успех.


С Вячеславом Добрыниным (1989)

Познакомил нас все тот же Лева Лещенко. Много о Юре рассказывал, и в какой-то день тот пришел на Шаболовку. Я удивилась: совсем не так его представляла. Плотный, упитанный… И прямо сказала: у вас замечательные песни, только надо похудеть. Я же не знала Юрин характер, его обидчивость. Он рассердился, вспылил и ушел. Но, видимо, простил мою бестактность. Потом мы с Юрой подружились, все его лучшие песни впервые звучали в программе «Шире круг».

- А как же его характер? Юрий Михайлович славится неуживчивостью.

Со мной он был нежным и ласковым, белым и пушистым. Но вот с другими… Однажды мы решили поставить его ведущим программы. На сцену он выходил вместе с певицей Татьяной Ковалевой. Текст Юра, конечно, не выучил. На замечания партнерши огрызался. Раздражение выражал не совсем цензурно. К середине передачи мы сообразили из кадра ведущих убрать и просто снимать концертные номера - все подряд. А потом распустили публику и отдельно записали текст. Но стоит отметить, что зрители Антонова боготворили и заполнили студию до отказа. Несмотря на то что в то время собрать аудиторию было трудно. Мы ведь не платили за участие, как это делается сегодня. А съемка долгая, утомительная, не все выдерживали. Но на Антонова примчались толпы его поклонников, веселились, наблюдая за ссорой ведущих. (Смеется.)

До сих пор с Юрой дружим, но у него - взрывной характер, и эксцессы иногда случаются.

- Ольга Борисовна, на советское телевидение можно было пробиться без блата, но за деньги?

Стою как-то в курилке на нашем тринадцатом этаже. И слышу разговор этажом ниже: «Слушайте, надо как-то запихиваться в новогоднюю программу. Куда попробуем? В «Огоньке» денег потребуют, нет, не потянем… Давайте пойдем в «Шире круг» - там бесплатно». За участие в том же «Голубом огоньке» или в «Утренней почте» надо было платить. Потом я узнала, что это были ребята из группы «Секрет», которые тоже впервые появились на всесоюзном ТВ в программе «Шире круг».

Про деньги еще история смешная была. Композитор Илья Словесник принес мне свою песню на аудиокассете. Он способный был, хорошую музыку писал, и многие артисты его песни пели, но он захотел сам их исполнять. И вот приходит, передает коробочку, объясняет, что там запись и текст новой песни. Я говорю, что послушаю потом, сейчас некогда. И вот он начинает названивать: «Ольга Борисовна, ну что, послушали? Нет? А текст видели?» Я отвечаю: у меня запарка, что с текстом случится? Короче говоря, однажды открываю коробку, а там деньги. Не помню, какая была сумма, примерно месячная зарплата рядового инженера. Я положила обратно, а композицию послушала. Он позвонил в очередной раз, я говорю: «Илюша, приезжай забирай песню вместе с «текстом».

Я талантливых людей всегда брала охотно и обязательно помогала, хотя можно было и с работы вылететь за некоторые вещи. Не раз шла на подлог.

Однажды Олег Митяев - исполнитель без регалий, не член Союза композиторов, в то время студент Челябинского института физкультуры - пел у нас замечательную песню собственного сочинения. И я, боясь, что опять будут спрашивать, увидев незнакомую фамилию, член или не член Союза, написала в программке, которые перед эфиром просматривало начальство: «Музыка Пахмутовой, стихи Добронравова, поет Олег Митяев». Посмотрели: а, Пахмутова? Это хорошо. И пропустили в эфир. Поскольку программа шла в записи, мы позже написали в титрах, что автор и исполнитель новой песни - Митяев. Песня понравилась.

- Каким вы застали телевидение?

Я пришла работать в 1972 году, 45 лет назад. Развлекательных программ было совсем мало. Большие концерты - лишь по праздникам. Я теперь думаю: может, это и хорошо! Зато был прекрасный КВН. А позже - незабываемые программы Листьева, любимая передача «Вокруг смеха». И на радость интеллектуалам - «Очевидное - невероятное», «Кинопанорама», «В мире животных». В общем, много интересного.

С Александром Серовым (1992)

Тогда Гостелерадио возглавляла, по слухам, одиозная личность - Сергей Георгиевич Лапин. Про его жесткий нрав ходили легенды. Но не все знали, что он образованный человек, великолепно знал поэзию, на память цитировал многих выдающихся поэтов - не только Пушкина, но и запрещенных Бродского и Пастернака. Другое дело, что Лапин был руководителем огромной идеологической структуры. А это ко многому обязывало. Тщательной проверке на предмет «идеологической чистоты» подвергались и эстрадные программы. Например, он постоянно придирался к текстам песен. Как-то из «Песни года» потребовал убрать знаменитый «Снегопад» Алексея Экимяна в исполнении Нани Брегвадзе. Прицепился к строчке «Если женщина просит». Слушайте, говорит, о чем она просит? Не должна женщина так все время настойчиво просить!

Он ввел и систему запретов на отдельных артистов и композиторов. Не в чести были Антонов, Добрынин, Тухманов… Говорил: «Пусть их в ресторанах поют». Даже такая, казалось бы, патриотичная песня Добрынина, как «Родная земля», вызывала негативные эмоции. Дескать, мотив не русский, больше на ближневосточный смахивает, да и слова странные: «Родная, родная…» Кого это мы так настойчиво убеждаем, что наша советская земля нам родная? Пытались заступиться, говорили, что песня настолько популярна, что ее даже пьяные поют. Вот, говорит, пусть пьяные и исполняют, а на телевидении не надо. Долгое время Славе Добрынину никак не удавалось пробиться. Помогла Анна Герман, исполнившая его «Белую черемуху».

С этой знаменитой песней вышла такая история. Лапин просматривал все праздничные программы, и обязательно - «Шире круг». Помогал ему музыкальный консультант - Никита Богословский, который недолюбливал Добрынина. Он-то и сообщил, что некая Молчанова не с кем-нибудь, а с Анной Герман записывает песню Добрынина «Белая черемуха». Лапин в ярости! Его любимая певица, обожаемая Герман вместе с ненавистным Добрыниным и Молчановой, которой все время что-то надо, творят беспредел. Вызвал меня для разноса, а я с порога заявляю: «Сергей Георгиевич, тут такая история. Мы записывали с Аней совсем другую песню для программы «Песня далекая и близкая». И вдруг Анна сказала мне, что Слава Добрынин принес ей чудесную «Черемуху». Уже и фонограмма готова. И попросила дать возможность ее спеть. Сергей Георгиевич, вы же понимаете, я не могла нашей зарубежной артистке сказать, что композитор Добрынин не пользуется вниманием руководителей телевидения, что он у нас фактически запрещенный композитор. Как бы она меня поняла? Поэтому я и согласилась. И мы записали - все равно оставалось немного студийного времени».

На самом деле я открытым текстом попросила: «Давай, Аня, запишем «Черемуху» - этим ты поможешь молодому талантливому композитору».

Слава был достаточно настойчив и даже бесцеремонен, когда хотел понравиться. Красивый, обаятельный, сразу всех покорял. И Аню, и меня. Дело прошлое - у нас с ним даже роман был.

- Выходит, ему не пришлось «текст песни» заносить отдельно?

Я смеялась, потому что Лапин сказал мне тогда: «Я слышал, Добрынин бегает по редакциям с портфелем, набитым деньгами, и всем редакторам деньги раздает. Вам он тоже платит?» Я говорю: «Сергей Георгиевич, я от Добрынина денег не получала. Да и не такой он щедрый, чтобы деньги раздавать. Он даже скуповат. Думаю, что это сплетни про портфель».

Этот эпизод я вспомнила у Малахова в программе «Пусть говорят». Слава на меня очень обиделся. И полночи звонил - спрашивал, зачем я это сказала. Довел меня до истерики. (Смеется.) Но, объективно говоря, он был одним из самых ярких, как сейчас говорят, хитмейкеров. Сейчас он почти ничего не пишет, а тогда хиты у него выходили обоймами. Только с их исполнением на ТВ и по радио были, как я уже говорила, большие проблемы.

- За что вам еще влетало от Лапина?

Вспоминаю такой случай. На заставку программы мы взяли новую песню Раймонда Паулса на стихи Ильи Резника в исполнении группы «Ариэль», в ней были такие слова: «Шире сердце, шире наш круг». Звонят от Лапина: «Ольга Борисовна, зай­дите!» Хорошо, в тот день я оказалась ненакрашенной и уместно одета. Председатель Гостелерадио был консерватором - никакой косметики, никаких брюк.

И вот о чем он меня спросил: «А вы знаете, что бывает, когда «шире сердце»? Инфаркт! Убрать песню!» Он был непреклонен - пришлось искать другого автора. И тогда Юра Антонов написал для нас другую песню «Шире круг», на стихи Леонида Фадеева, и сам ее первый исполнил.

- Кстати, кто придумал название программе, под которым она существовала четверть века?

Я и придумала. Главная идея - многожанровость! Фольклор, эстрада, цирк, оригинальные жанры, танцевальные номера. И сначала придумалось название «Мы поем и танцуем». Но Лапин сказал: «Понятно… Значит, поем и танцуем. А работать кто будет?» Я говорю: «А давайте «Шире круг»?» Лапин это принял. Оно отражало еще и многонациональный состав участников. Кто и откуда к нам только не приезжал! И какое-то время программа жила с этим именем. И вдруг однажды Лапин заявил, что название ему не нравится. Звучит, дескать, как «изба-читальня». Простовато, по-деревенски.

Через какое-то время «Шире круг» волевым решением переименовали в «Добро пожаловать». Полгода программа шла под этим неказистым названием. А в те годы большую роль играли письма. Пошли протесты: верните старое название. И тогда наш главный редактор Кира Вениаминовна Анненкова отправилась к Лапину и без обиняков сказала: «Если бы вы уснули вчера Сергеем Георгиевичем, а сегодня утром проснулись Иваном Петровичем, как бы вы себя чувствовали?» Он оценил остроумие. И передача - по требованию трудящихся - снова стала называться «Шире круг».

- Ольга Борисовна, смотрите сейчас телевизор? И как вам происходящее на экране?

Редко смотрю и вижу много пошлости. Раздражают скандальные ток-шоу, рассчитанные на невзыскательный вкус. Я не хотела бы возвращаться на телевидение, хотя по нему скучаю. Уровень многих людей, которые там работают, оставляет желать лучшего. Кажется, что у этих «творцов» - я имею в виду редакторов - нет не только музыкального, но вообще какого-либо образования. Про интеллект я и не говорю, но хотя бы кругозор был! Признаюсь, что вынашиваю замысел реанимировать любимый народом «Шире круг». Программа была популярна двадцать лет! И даже когда передача продолжила свою жизнь на ТВЦ, она пользовалась успехом еще лет десять. Меня о ней до сих пор спрашивают люди, когда узнают, что я телевизионный человек.

Когда мне исполнилось пятьдесят, на Центральном телевидении по случаю юбилея мне выписали премию, наградили всякими грамотами - и освободили от работы. В связи с реорганизацией ЦТ нашу редакцию народного творчества просто-напросто ликвидировали.

Все меняется: возможно, и у нашей исторической программы начнется новая, необыкновенная жизнь. Мечтать не вредно!

Ольга Молчанова

Образование: окончила Уральскую консерваторию им. Мусоргского

Семья: сын - Олег, юрист; внуки - Константин (25 лет), Антонина (19 лет); правнук - Артем (4 года)

Карьера: автор идеи и музыкальный редактор популярной в 1980-90-х годах программы «Шире круг». Всего передача просуществовала с 1976 по 1996 год, с 2001-го продолжилась на канале ТВЦ до 2006-го. Заслуженный деятель искусств РФ. Лауреат премии «Овация»


Алла ЗАНИМОНЕЦ

Одним из самых успешных проектов в истории ни только российского, но и мирового телевидения признана передача «Спокойной ночи, малыши!». В ближайшее время она будет внесена в книгу рекордов Гиннеса как самая долгоиграющая детская программа в мире!

Программа существует с сентября 1964 года. Она никогда не переставала выходить в эфир и всегда была популярной. Ее смотрит уже третье поколение.

История рождения передачи "Спокойной ночи, малыши! " берет начало в 1963 году, когда главный редактор редакции программ для детей и юношества Валентина Ивановна Федорова, будучи в ГДР, увидела мультипликационный сериал, рассказывавший о приключениях песочного человечка. Так появилась идея создать в нашей стране вечернюю программу для детей. 1 сентября 1964 года на экраны вышел ее первый выпуск. В создании программы принимали участие Александр Курляндский, Эдуард Успенский, Андрей Усачев, Роман Сеф и другие. Задумывалась передача как «Сказка на ночь». И сразу у программы появился свой голос, своя уникальная песенка «Спят усталые игрушки», убаюкивающая малышей. Музыку к колыбельной написал композитор Аркадий Островский, стихи - поэтесса Зоя Петрова, а исполняли колыбельную Олег Анофриев, чуть позже - Валентина Толкунова . Заставка в виде пластилинового мультфильма была сделана Александром Татарским.

Первые выпуски программы были в виде картинок с закадровым текстом. Затем появились кукольные спектакли и небольшие пьесы, в которых играли артисты МХАТа и театра Сатиры. В кукольных спектаклях принимали участие Буратино и заяц Тепа, куклы Шустрик и Мямлик . Кроме того, участниками передачи были дети 4-6 лет и театральные актеры, которые рассказывали сказки.
Создатели программы долго спорили о названии. Вариантов было несколько: «Вечерняя сказка», «Спокойной ночи», «Сказка на ночь», «В гостях у волшебного человечка
Тик-Так ». Но накануне первого эфира решили имя у программы нашлось: «Спокойной ночи, малыши!».

В начале 70-х на экране появились нынешние герои программы – Хрюша , Степашка, Филя и Каркуша , которые сразу очень полюбились детям.

Когда в начале 80-х годов было принято решение заменить кукол людьми, возмущению миллионов зрителей не было предела, и через два месяца куклы заняли привычные места. На своем долгом экранном веку «Спокойной ночи» переживали всякие времена. Чаще всего тучи сгущались над Хрюшей , и по самым неожиданным поводам. К примеру, однажды на коллегию Гостелерадио был вынесен вопрос, почему все куклы в передаче моргают, а Хрюша – нет. До 2002 года Хрюша разговаривал голосом старейшего работника программы Натальи Державиной. Можно сказать, что она посвятила жизнь своему любимому поросенку. «Он иногда полностью выходит из-под контроля, – говорила она сама в интервью. – Как ляпнет что-нибудь, мне даже извиняться приходится. За него – не за себя. Иногда мне кажется, что у нас просто общее кровообращение…» Ее запоминающийся голос с хрипотцой знают все, а дом актрисы был буквально завален игрушечными свиньями – подарками от друзей и зрителей. После того, как Наталья Державина скончалась, Хрюша стал говорить голосом Оксаны Чабанюк .

Первым актером, озвучивавшим Филю, был Григорий Толчинский . Он любил шутить: «Уйду на пенсию, издам книгу «Двадцать лет под юбкой тети Вали». Сегодняшний голос Фили – актер Сергей Григорьев.

Очень долго не могли подобрать характер Каркуши. Многие актрисы, пробовавшиеся на роль, так и не смогли вжиться в образ забавной вороны, пока в «Спокойной ночи» не пришла Гертруда Суфимова. И представить Каркушу другой было уже невозможно.… Когда в 1998-м, на 72-м году жизни, актриса умерла, ворона поселилась на руке актрисы Галины Марченко.

Степашку озвучивает Наталья Голубенцева. Артистка и в жизни частенько пользуется голосом своего персонажа. Заслышав его, даже строгие гаишники добреют на глазах, и забывают про штраф. Актриса настолько сжилась со Степашкой, что вклеила совместное с ним фото в свое удостоверение заслуженной артистки.

Первым в ныне известной пятерке персонажей появился Филя. Это радостное для малышей и их родителей событие случилось 20 мая 1968 года. Прототип нынешнего всеобщего любимца был найден редактором передачи "Спокойной ночи, малыши! " Владимиром Шинкаревым, который и придумал собачке это имя.
Днем рождения Хрюши считается 10 февраля 1971 года. Перед телезрителями за столом сидел зайчик Тепа, появилась ведущая "тетя Валя" (Валентина Леонтьева): - Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Тепа! Ой, меня кто-то стукнул по ноге. Тепа, ты не знаешь, кто это? - Знаю, тетя Валя. Это поросенок. Он у меня теперь живет. - Тепочка, а почему он под столом-то живет? - Потому, тетя Валя, что он очень непослушный и не хочет выходить из-под стола. - Как тебя зовут, поросенок? - спросила, заглядывая под стол, Валентина Леонтьева. И в ответ услышала: "Хрюша".

Ведущими в разное время были Владимир Ухин (дядя Володя), Валентина Леонтьева (тётя Валя), Татьяна Веденеева, Ангелина Вовк, Татьяна Судец, Юрий Григорьев, Юлия Пустовойтова, Дмитрий Хаустов. В настоящее время ведущими являются актриса Анна Михалкова, Оксана Фёдорова, актёр Виктор Бычков.

В конце 80-х на некоторое время сменилась заставка и колыбельная песня. Вместо телевизора и сидящих вокруг него игрушек появился рисованный сад, птицы. Новая песня "Спи, моя радость, усни..." (музыка Моцарта и Б. Флиса, русский текст С. Свириденко) исполняла Елена Камбурова.

В конце 90-х-начале 2000-х заставка и колыбельная несколько раз менялись (в том числе с возвратом на пластилиновую анимацию Татарского).

В настоящее время выпускается телекомпанией «Класс!». Выходит на телеканале Россия по будням в 20:45 по местному времени. Ранее выходила на телеканалах «ОРТ» (1991-2001), «Культура» (2001-2002).

В 1999 году передача не выходила, так как ей не нашли места в эфирной сетке, вместо неё транслировался телесериал.

К каждой кукле относятся очень бережно - в студию их приносят только на период съемок, а все остальное время зверушки проводят в специальном хранилище. Там за ними ухаживают: чистят, расчесывают, переодевают. Здесь же, в картонных коробках, сложен и весь кукольный гардероб. У Фили и Степашки, например, имеются свои фраки с бабочками. У Хрюши - настоящая "косуха" с заклепками, у Каркуши - бесчисленное количество бантов.
Самих кукол обновляют примерно каждые три года, а износившиеся комплекты отправляются в то же хранилище. За 37 лет и не счесть, сколько там накопилось Хрюш, Степаш, Каркуш и Филь. Кстати, однажды руководство программы решило заказать новых кукол в Англии. Отправили англичанам макеты, фотографии. Но в результате импортные зверята оказались абсолютно не похожи на родных.

"К своим куклам мы относимся, как к детям, - рассказывает художник-постановщик Татьяна Артемьева. - Одеваем, обуваем, заботимся и даже гримируем их иногда. Хрюша, например, раньше был сделан из материала, который блестел, и его приходилось припудривать. А лет 7-8 назад его модернизировали, теперь его голова сделана из искусственной замши. Но мы все равно его пудрим, теперь для цвета".
После каждой съемки куклам полагается отдых: "Они нагреваются, как мы считаем, не от руки кукловода, а от энергии, которую он передает игрушке, чтобы та ожила. Поэтому после съемок куклы кладутся на специальную лестницу, где могут остыть, отдохнуть и поспать. Так что "спят усталые игрушки" - это про нас".

Не меньшей любовью, чем куклы, пользовались и дикторы: тетя Валя (Валентина Леонтьева), и дядя Володя (Владимир Ухов), который вел программу до 1995 года. В 2005 году у Ухова случился инсульт, с тех пор он находится дома и передвигается только по квартире. После дяди Володи на передачу пришли тетя Света (Светлана Жильцова), дядя Юра (Юрий Григорьев), а позже – тетя Лина (Ангелина Вовк). Все они сейчас на пенсии. Сегодня программу ведут

Бывшая «мисс Вселенная» Оксана Фёдорова и Анна Михалкова, дочь знаменитого режиссера Никиты Михалкова. Кстати, со временем стиль общения на программе сильно изменился – к ведущим перестали обращаться на «Вы» и называть их «тетями»: теперь в гостях у любимых героев бывают просто Оксана и Аня. А вот актера Виктора Бычкова куклы все же называют дядей Витей, ведь он старше и Федоровой, и Михалковой. У него образ этакого доброго соседа, всегда приходящего на помощь в трудную минуту, веселой шуткой решающего любую проблему.

Смешных случаев на съемках было много. Кукольных животных порой принимали за настоящих. Особенно доставалось Хрюше. Например, когда его снимали в дельфинарии, один из дельфинов утащил его с собой под воду. А как-то медведь съел его голову, приняв Хрюшу за живого поросенка.

Приписывали программе и политические «диверсии». Якобы когда состоялась знаменитая поездка Никиты Сергеевича Хрущева в Америку, с эфира срочно сняли мультфильм «Лягушка-путешественница». Когда к власти пришел Михаил Горбачев, не рекомендовали показывать мультик про медведя Мишку, который никогда не доводил начатое дело до конца. Но сотрудники передачи считают все это совпадениями.

Снимали программу порой очень тяжело. В кукольном спектакле актер держит куклу на руках, а тут артистам приходилось работать лежа на полу.

Сегодня для съемок передачи задействованы три комнаты. Есть гостиная, игровая. А в будущем у героев появится своя студия-дом. В нем поселятся соседи-зверюшки и появится новый герой - Бибигон.

источник- http://novaya.com.ua/?/articles/2010/08/10/123723-1

Как Хрюшу обзывали «нечистым мясом», а мультикам «шили политику»

Вспомните, как в «нежном возрасте» жалеешь о времени, потраченном на сон: кажется, не будь рядом взрослых, бодрствовал бы 24 часа в сутки! Конечно, мамины уговоры идти спать звучали тогда неубедительно… К счастью, на помощь ей поспевали Хрюша, Каркуша или наш, украинский, Буратино. Для каждого советского ребенка кукольная голова на перчатке была куда большим авторитетом, чем учителя или родители. Только она умела воспитывать ненавязчиво, без дидактики, так сказать. Вот почему «Вечерние сказки» в разных интерпретациях имели самую большую зрительскую аудиторию - ту, которую не купишь ни за какие коврижки.

То, что каждый из нас помнит «свою» «Вечернюю сказку», неудивительно. За годы существования телеформата вариантов передачи для самых маленьких было масса. Во-первых, в каждой братской республике были свои герои, во-вторых, даже в нашей стране в разные годы появлялись клоны, организованные по принципу и подобию программы-первопроходца: «Вечірня казка», «На добраніч, діти», «Катрусин кінозал», «В гостях у сказки»... Но пальма первенства, конечно, принадлежит проекту-старожилу - программе «Спокойной ночи, малыши».

Тёпу «подсидел» Степашка

Всенародной славой все «живые» и «перчаточные» ведущие вечерних сказок, прежде всего, обязаны главному редактору программ для детей и юношества Гостелерадио СССР Валентине Федоровой. Это она в 1964 г. во время командировки в ГДР увидела

Мультфильм о Песочном человечке, который усыплял малышей. Федорова вернулась в СССР и затеяла свой проект под названием «Сказка на ночь», целью которого было морально подготовить детишек ко сну. Идея программы витала в воздухе, ведь большинству родителей за выполнением и перевыполнением плана было просто некогда читать чаду традиционную сказку. Правда, первые выпуски выглядели несколько примитивно: начитанная закадровым голосом история иллюстрировалась статичными картинками. Позже перед телезрителями стали разыгрываться кукольные спектакли с зайцем Тёпой, куклами Шустриком и Мямликом, а потом и сценки с участием самых настоящих артистов из МХАТа и Театра сатиры.

«Классики жанра» - песик Филя, поросенок Хрюша и зайка Стапашка, озвучиваемые актерами знаменитого театра С. Образцова, появились аж в 70-х.

Помню, просмотр «Спокойной ночи, малыши» был ежевечерним ритуалом. Не знаю, что должно было произойти, чтобы мы с сестрой пропустили выпуск. А еще мама Хрюшей и Степашкой нас «шантажировала». Того, кто вел себя ненадлежащим образом, не ставили в угол - наказание было более изощренным, проштрафившегося лишали удовольствия смотреть «Спокойной ночи…» - вспоминает киевлянка Оксана Тарадюк.

Мои родители (как, наверное, и всякие) каждый год старались вывезти свое чадо на море - оздоровиться, подышать лечебным воздухом и самим «под шумок» отдохнуть. Поскольку возможности советского пролетариата были несколько ограничены, жилье в Крыму выбиралось по принципу «дешево и сердито»: из удобств в приморских «караван-сараях» был дощатый туалет на улице, из комфортности - холодильник на 8 семей. О телевизоре, естественно, речи не было. Так вот, в первый день на морском побережье усыплять меня было не нужно - очень устала. Зато на второй день никакая сладкая вата и газировка не могли успокоить ребенка. Хочу «Спокойной ночи, малыши», и все тут! На следующий день делегацией пошли к хозяйке бунгало и выпросили для меня заветные 15 минут перед телевизором. Так Хрюша, Филя, Степаша и Каркуша спасли наш отдых, - делится киевлянка Алина Морозюк.

Спасибо всем «дядям» и «тетям»

Программа «Спокойной ночи, малыши» до сих пор живет и здравствует на канале «Россия», правда, ведущих программы уже не величают, как когда-то: тетя Валя (Валентина Леонтьева), дядя Володя (Владимир Ухин ), тетя Света (Светлана Жильцова ), тетя Лина (Ангелина Вовк), тетя Таня (Татьяна Веденеева и Татьяна Судец )… Зверушки обращаются к взрослым по-панибратски - по имени и на «ты».

Когда-то ехала в такси, водитель смотрит на меня в зеркало заднего вида и говорит: «Тетя Надя, я же воспитывался на ваших сказках. Спасибо». Я польщена, благодарю его, хотя к фразе «Тетя Надя, спасибо вам за наших детей» уже привыкла, а он продолжает: «Теперь мои дети на них воспитываются». Я смутилась, понимаю, что это уже неправда - «Сказку» не веду уже много лет. А он, увидев мою реакцию, рассмеялся. Оказывается, его папа был одним из первых, кто научился записывать программы на пленку. В домашнем архиве сохранились передачи с дедом Панасом , Катрусей и ее «Кинозалом» и наша, - рассказывает экс-ведущая украинского варианта «Вечерней сказки» актриса Надежда Батурина (тетя Надя).

По доброй советской традиции, давление на программу «сверху» росло прямо пропорционально народной любви. «Спокойной ночи…» частенько

Приписывали политические (!) диверсии. Так, во время поездки Хрущева в США с эфира сняли безобидный мультик «Лягушка-путешественница», а при горбачевской власти не рекомендовали транслировать мультик про Мишку, который никогда не доводил начатое дело до конца. В начале перестройки гонимым оказался простак Хрюша . Мусульмане направили в «Останкино» письмо с жестким требованием: «Уберите из кадра свинину. Наша религия не позволяет есть нечистое мясо…» Заслуженного поросенка СССР редакторы отстояли, отпарировав: «В Коране сказано, что свиней есть нельзя, а смотреть на них Аллах не запрещает».

Дед Панас еще не реабилитирован

Дидугана в вышиванке и с шикарными седыми усами современные украинцы знают не столько по сказкам (хотя очевидцы утверждают, что читал он их мастерски), сколько по знаменитой байке. Поговаривают, что «для настроя» Петр Ефимович Вескляров частенько закладывал перед эфиром, на что руководству приходилось закрывать глаза. И вот, под конец очередного прямого (!) эфира, дед Панас якобы абсолютно внятно сказал: « Отака х...ня , малятка , - любі хлопчики й дівчатка ». Впрочем, после разразившегося скандала и отстранения от дел виновника инцидента нашлись свидетели, опровергавшие этот случай. К сожалению, в архиве НТКУ не осталось записи исторического выпуска - до сих пор не известно, где правда, а где ложь.

Как российские звезды отметили 40-летие программы «Шире круг», наблюдал корреспондент Sobesednik.ru.

В концертном зале при администрации президента с размахом отметили 40-летие программы «Шире круг» и юбилей ее основателя Ольги Молчановой. Звезд, желающих поздравить Молчанову, оказалось так много, что празднование затянулось до полуночи. То, что программа жива и любима в сердцах зрителей, стало понятно сразу. В зале, как и за кулисами, был полный аншлаг. Руководила процессом, как в старые добрые времена, Ольга Молчанова. – В последнее время я часто бываю за границей: и на Кипре, и в Израиле, – рассказала Ольга Борисовна. – Куда бы ни зашла, все меня спрашивают: «Почему программы нет в эфире? Где наш любимый «Шире круг»?» Мне всегда радостно, что программа до сих пор так интересна. Наверное, из-за того, что я жила ради работы.

Продюсер вечера и автор хитов Жени Белоусова поэтесса Любовь Воропаева за кулисами перечисляла звезд, которых открыл «Шире круг». Пальцев на руках не хватило. Кстати, Молчанова многих знаменитостей считает своими детьми. Например, Филиппа Киркорова, который пришел к ней на прослушивание тридцать лет назад. – Я от него ничего не ожидала, – не стала скрывать Ольга Борисовна. – В середине 80-х он пришел ко мне и спел. С точки зрения голоса были ребята посильней. Но с точки зрения музыкальности ему равных не было. Он исполнял болгарские песни и не спел ни одной фальшивой ноты: всё чистенько, душевно и очень сердечно. Я сразу поняла, что из этого человека может быть толк. И когда он стал тем, кем является сейчас, я была очень рада. Мы с Филиппом дружим до сих пор! Саша Серов пришел ко мне тоже, но он уже был хорошим певцом. Мне его привел Женя Мартынов. Я послушала Сашу и поняла: он готовый певец. Ему нужен только репертуар. И вскоре у него появились песни Игоря Крутого.

Ольга Молчанова, певец Игорь Наджиев, поэтесса Любовь Воропаева


Большая часть звезд, открытых в «Шире круг», пришли и в этот вечер. Исполнительница хитов «Алмаз» и «Подорожник-трава» Алиса Мон вспоминала, что именно благодаря «Шире круг» она смогла справиться с жизненными неурядицами, которые случились в ее жизни.
– Ольга Борисовна Молчанова меня поддержала в тот момент, когда я даже не ожидала, – призналась Мон.
– Я тогда только рассталась с мужем и думала, что никому не нужна. А Ольга Борисовна сделала меня ведущей и дала возможность петь песни, которые ни на одном канале я не смогла бы спеть. В этот раз ведущими вечера стали Илона Броневицкая и Александр Олешко. Последний следил за порядком выступлений звезд, которые в этот вечер категорически не хотели уходить со сцены.
– Ольга Борисовна, сколько песен надо петь? – спрашивал он у Молчановой. – Саша, тебе я разрешаю спеть две! – смеясь, ответила та. – Малежик уже третью поет! – покачал головой телеведущий. – Может, вы ему как-то просигнализируете, что пора заканчивать! У нас же еще столько номеров впереди!


Сам Вячеслав за кулисами рассказывал: в последнее время начал писать книжки для детей. А вот современная эстрада ему не нравится.
– Не уверен, что буду смотреть Евровидение, – сетовал певец. – Все-таки это конкурс песни, а там все, что угодно, только не песня! Соревнование костюмов, выпрыгивание из рояля, катание на коньках! Это соревнование рамок, а не картин. Что касается Лазарева, то он во мне эмоций не рождает...

Алиса Мон


Алёна Апина за кулисами весело общалась с Игорем Сарухановым, вспоминая свое участие в «Шире круг». В этом году в жизни Алёны случились перемены: она стала режиссером. На днях звезда презентовала спектакль «Ночь перед экзаменом», который поставила в школе, где учится ее дочь. До этого певица преподавала в учебном заведении уроки музыки. Судя по цветущему внешнему виду, новый род деятельности доставляет ей истинное удовольствие. Впрочем, уходить со сцены Апина не собирается.
Легендарный Сергей Захаров впервые за долгие годы появился на сборном концерте. В интервью «Только звездам» певец признался: тусовки его не интересуют. В этот вечер Захаров сильно торопился и просил переставить его выступление на несколько номеров вперед. Оказалось, что у легендарного певца – поезд.
– Все говорят о кризисе, а у меня концертов предостаточно! – хвастал Захаров. – В январе было 17 выступлений, в феврале – больше двадцати, в марте – восемнадцать. Я работаю всю зиму, а летом отдыхаю. Большую часть времени провожу в Болгарии, где построил большой дом.


Сразу после концерта знаменитости переместились в ресторан. Не смогла пропустить застолье и Наташа Королёва. Благодаря легендарной программе она впервые засветилась на центральном телевидении.
В этот день Наташа жаловалась на аллергию. Не обошлось и без инцидентов. Во время тоста Михаил Муромов заметил, что окружающие его не слушают. Певец призывал обратить на него внимание, но тщетно. В результате Михаил несколько раз взвизгнул в микрофон, чем жутко напугал «русалку». Та аж вздрогнула от неожиданности.
– Сколько лет прошло с начала программы, а мы, артисты, жалеем, что той атмосферы любви и сегодня нам всем так не хватает, – подытожила Катя Лель.

Есть две программы-долгожители, рожденные в незапамятные времена в недрах Главной редакции народного творчества, «Шире круг!» и «Играй, гармонь!», - получившие активное развитие в наши дни. Одна из них, практически в неизменном виде, и даже с тем же названием - «Играй, гармонь!», другая - несколько видоизмененная, так как концепция «Шире круг!» лежит сейчас в основе целого цикла программ Первого канала. Думаю, было бы несправедливо по отношению к тем, кто их придумывал и делал, остаться лишь с информацией, данной на сайте программы «Играй, гармонь!»: «Цикл передач "Играй, гармонь!" существует на первом канале ТВ с февраля 1986 года. Программа путешествует и показывает разные, неповторимые уголки России, поразительное разнообразие талантов, костюмов, уникальные особенности регионального фольклора. Ее персонажи - гармонисты, плясуны, частушечники - личности яркие, колоритные, с "перчиком" и почти всегда незаурядной судьбы. Автором, ведущим, руководителем и режиссером на протяжении 15-ти лет являлся Народный артист России, Лауреат государственных премий Геннадий Дмитриевич Заволокин. Ныне его дело продолжают дети - Анастасия и Захар. Программа "Играй, гармонь!" - финалист премии "ТЭФИ-2002"».

Об истории этих программ я и хочу рассказать, но сделать это без краткого рассказа о самой редакции, невозможно.

С этого рассказа и начнем.

Часть первая.

Главная редакция народного творчества ЦТ

«Есть милая страна, есть угол на земле,

Куда, где б ни были, средь буйственного стана,...

Всегда уносимся мы думою своей...»

Е. Боратынский

Народное творчество - видеошапка передач Главной редакции народного творчества ЦТ СССР, пытавшейся в самом начале суровой эпохи масс-медиа сохранить оазис аутентичной культуры, чтобы помочь миллионам любителей найти духовную опору на избранном ими пути.

Вспоминаю день 27 мая 1967 года, когда Георгием Александровичем Ивановым, заместителем Председателя Государственного комитета по телевидению и радиовещанию, я был представлен коллективу редакции. До этого я работал директором Московского Городского Дома художественной самодеятельности МГСПС, который располагался на Большой Бронной, без участия которого не проходило ни одно крупное культурное мероприятие столицы. Отошли в прошлое суровые военные годы. В домах культуры и клубах все большее развитие получали кружки художественной самодеятельности. Среди них - театры драматические, оперы и балета, оркестры духовой, эстрадной и симфонической музыки, любительские киностудии, студии декоративно-прикладного искусства.

Г.А. Иванов, тогда первый секретарь Свердловского райкома КПСС, пригласил меня к себе и спросил, не хотел бы я участвовать в создании телевизионной редакции народного творчества. Он, надо думать, учитывал мой опыт работы и соответствующий круг знакомств. Действительно, работать тогда мне доводилось как раз с теми коллективами и их руководителями, которые впоследствии я приглашал для выступления на ЦТ. Здесь, пожалуй, уместно вспомнить некоторые (к сожалению, далеко не все!) коллективы и имена:

А.В. Прокошина - художественный руководитель хора русской народной песни Дома культуры известного в стране подмосковного совхоза Белая дача, в котором участвовали его работники.

С.Л. Штейн - режиссер театра им. Ленинского комсомола и художественный руководитель Народного театра Дворца культуры завода ЗИЛ, артистами которого были рабочие прославленного завода.

Б.Г.Тевлин - профессор Московской государственной консерватории, а в прошлом, студент дирижерско-хорового факультета, организовавший Московский хор молодежи и студентов.

Н.Н.Калинин ~ художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического оркестра русских народных инструментов им. Н. Осипова. Его знал я с 1959 г ., когда утверждал тогда еще студента музыкального училища, руководителем организованного им коллектива музыкантов при хореографическом ансамбле «Школьные годы» Дома культуры автомобилистов.

Трудно перечислить имена всех крупных деятелей культуры и искусства, принимавших участие в проведении организованных Домом семинарах для руководителей коллективов художественной самодеятельности.

Среди них, помимо уже названных, были: Т.А. Устинова,

B . C . Левашов, К.Б. Птица, В.Г. Соколов, А.И. Лютер, А.С.Илюхин, Н.К. Мешко, О.В. Лепешинская, И.П. Яунзем, А.В. Щуров, Б.О. Дунаевский и многие другие.

Из многих ранних событий моей работы в Доме, наиболее яркими для меня стали: участие во Втором городском конкурсе оркестров русских народных инструментов им. В.В. Андреева, на котором оркестр ансамбля «Школьные годы» получил свою первую награду звание Лауреата и Гран-при (1964), и торжественное открытие Первого Московского городского праздника песни у памятника П.И. Чайковскому. Тогда сводным тысячным хором, собранным из профессиональных и любительских хоров, дирижировал А.В. Свешников.

До своего назначения главным редактором Главной редакции Народного творчества я прошел школу телевидения заместителем главного редактора Главной редакции литературно-драматических передач. Ее возглавлял Н.П. Карцов, человек интеллигентный, чуткий, вежливый, высокообразованный, пользующийся большим авторитетом и на телевидении, и в литературных и артистических кругах. Так что первые знания и опыт подготовки телепередач я получил именно в Литдраме. Помню, как ясным солнечным днем начала осени, я пришел в Телетеатр, где размещалась Литдрамредакция. В широко раскрытые окна кабинета Н.П. Карцова доносился аромат цветов и зелени небольшого уютного садика, на посыпанных песком дорожках которого, на скамейках вокруг большой клумбы, беседуя, сидели сотрудники редакции.

Меня особенно тронуло внимательное отношение к моим первым шагам редактора Н.Н. Успенской, работающей с И.Л. Андрониковым,чьим непревзойденныммастерством

рассказчика я восторгался, смотря по телевидению, еще более сильное впечатление от его артистизма, чувства юмора, создающих непринужденную атмосферу беседы, получил при личном знакомстве.

Я с большим интересом присутствовал при встречах с известными телевизионными ведущими С.В.Образцовым, С.С.Смирновым. В их размышлениях при работе над сценариями я нашел для себя много полезного.

Главной же моей заботой было овладение процессами подготовки передач к эфиру. Освоить этот сложный процесс мне помогли М.П. Макаренков, занимающийся финансовыми вопросами, и Б.О. Политковский, ведущий производство, а также работники отдела координации телевидения Е.Г.Попова, Т.В.Чирикова и Ю.Б.Розов, впоследствии вошедшие в созданный производственный отдел редакции народного творчества.

Все они работали не только четко, ритмично, но и с огромной ответственностью -- они были патриотами телевидения, которое любили.

Первый период творческой деятельности редакции народного творчества начался в двух классах арендуемой телевидением школы в Хавско-Шаболовском переулке, вблизи студийных корпусов Шаболовки. На первом этаже располагались мы, на втором этаже, коридор которого был увешан картинами, - художники. Здесь же, в школе готовились молодые кадры помощников режиссеров, ассистентов для редакций. Именно этими кадрами - Зиной Волковой, Леной Зиминой и Тамарой Горячевой пополнилась в скором времени наша редакция.

В одном классе располагались редакторы, в другом -режиссеры с ассистентами и помощниками. В том и другом принимали авторов передач, руководителей художественных коллективов. Шум от возбужденных голосов всех присутствующих был невероятный.

Так называемый кабинет главного редактора располагался в отгороженном двумя шкафами углу комнаты редакторов. Обстановочка была вполне спартанская: стол, стулья, телефон - ничего лишнего.

Телевизионное вещание велось из двух больших студий, двух маленьких и Телевизионного театра на площади им. Журавлева.

Коллектив редакции народного творчества сформировался из работников музыкальной и литературно-драматической редакций. Это были люди, увлеченные любительским искусством.

На должность главного режиссера редакции я пригласил Д.Г.Кознова, знакомого по Театральному училищу им. М.С.Щепкина, где мы вместе учились. Закончив его, он продолжил образование на режиссерском факультете Государственного института театрального искусства им. А.В.Луначарского, работая одновременно в студии цветного телевидения на Шаболовке. Я был рад его согласию, т.к. художественное оформление передач, их режиссура требовали большого внимания.

Главным художником редакции был назначен ныне знаменитый В.Н. Балабанов.

А моим заместителем стала Н.А. Зотова, опытный, умный, чуткий, интеллигентный человек. Мы познакомились, когда к нам, в Дом художественной самодеятельности, приходили работники телевидения и мы консультировали их по выбору интересных, талантливых исполнителей.

Были образованы отделы: музыкальный, им заведовал бывший певец В.М. Афанасьев и тематических передач, в который входили немузыкальные жанры, им заведовал журналист Р.Д. Богоявленский.

В скором времени для редакции были выделены комнаты в основном редакционном корпусе и образовано еще два отдела: художников - заведующий уже упомянутый В.Н.Балабанов и сменивший его К.П.Кулешов и производственный-заведующий Ю.Б.Розов.

Стены холла студий «А» и «Б» Шаболовки, вероятно, помнят приглушенные голоса сидящих за журнальными столиками редакторов, режиссеров, их ассистентов и помощников, авторов и дикторов, совместно с операторами и звукорежиссерами, проигрывающими перед эфиром весь ход передачи.

В те первые годы видеозаписи еще не было, и в эфир выходили «живьем». Особенное внимание, при этом обращалось на точное соблюдение текста, вложенного в эфирную папку утвержденного сценария. За этим внимательно следили цензоры, и всякое отступление строго каралось.

Часть вторая

Программы-предшественницы «Шире круг!»

и «Играй, гармонь!»

Мне кажется, что основы «Играй, гармонь!» заложили три программы, которые мы тогда готовили, - «Голоса народных инструментов», «Самоцветы» и «Родник». Программа «Родник» знакомила зрителей с самобытными певцами из глубинных мест России. «Голоса народных инструментов» - пользующийся популярностью цикл передач об истории бытования музыкальных инструментов народов разных республик страны: от первой балалайки «в три струны», да «гармошки-трехрядки» до хроматической гармошки-баяна и аккордеона, на которых стало возможным исполнять самый сложный репертуар, домры, гуслей, духовых и других инструментов; и, конечно же, о музыкальных конкурсах, самобытных и талантливых исполнителях. Передачу готовили и вели художественный руководитель Национального академического оркестра русских народных инструментов Н.Н. Калинин и солист оркестра лауреат Международных конкурсов А.А. Цыганков, профессора И.С. Илюхин, А.И. Лютер, Е.И. Максимов и другие.

Но, конечно, с особенным удовольствием о гармонике и гармонистах рассказывал ныне основатель Музея русской гармоники, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств A . M . Мирек, я бы назвал его основателем этого цикла (редакторы Э.А. Коган, В.М. Свилих, Э.П. Забавских).

A . M . Мирек, прекрасно знающий историю гармоники, в своей авторской программе рассказывал об уникальных мастерах-умельцах создателях этого инструмента и мастерах игра на нем. В эту рубрику органично входили концерты выдающихся балалаечников П.И. Нечепоренко, М.Ф. Рожкова, Б.С. Феоктистова, Е.Г. Авксентьева, баяниста А.В. Тихонова, гусляров В. Городовской и М. Чекановой, гитариста Александра Иванова-Крамского, а также концерты оркестров и ансамблей союзных и автономных областей и республик.

В этих передачах Мирек рассказывал о своей коллекции гармоник. А через несколько лет в редакцию приехали братья Заволокины, известные в Сибири гармонисты, и рассказали о своей деятельности, предложив концепцию для более широкой популяризации в стране этого инструмента. Мы приняли их предложение. С той поры начала свое победное шествие программа «Играй, гармонь!». Концепция Заволокиных на популяризацию и массовость, видимо, совпала с общей тенденцией развития ТВ, в отличие от концепции Мирека, ориентированной на профессиональных исполнителей.

Именно так родилась программа «Играй, гармонь!», созданная братьями Геннадием и Александром Заволокинами в 1985 г . Кроме регулярного экрана, это означало тысячи концертов по всей стране, сотни песенных праздников в больших и малых городах, продолжающихся по сей день. Ее готовит новосибирский центр «Играй, гармонь», ныне возглавляемый дочерью Заволокина, Анастасией Геннадьевной.

До ухода Г.Д. Заволокина на другой телевизионный канал с ним работали: редакторами Л.В. Кравец, Е.П. Зимина, режиссерами: Н.С. Тихонов, М.П. Васильев, Г. Расторгуев, М.К. Русских, В.Н. Мельникова. Геннадий Дмитриевич был непростым автором, не слишком любил критику, направленную на то, чтобы сделать его программу более стройной, часто не соглашался с редакторами - поэтому редакторов и режиссеров его программы приходилось менять.

В рамках массовости и популяризации стала развиваться и еще одна программа - получившая впоследствии название «Шире круг!». Программа «Шире круг!» была образована в начале 1983 года. Редактором была О.Б. Молчанова, режиссерами - Г.Д Бичурин и М.М. Рождествин. Программе, конечно же, предшествовал поиск формы передачи - во-первых, для массовой, главным образом, молодежной аудитории, во- вторых, это был поиск талантливых, но пока неизвестных исполнителей и ведущих. Как говорится, «проснулся знаменитым»…

В первой программе участвовал композитор и певец Ю.Антонов. Он исполнил свою песню «Под крышей дома моего», которая оказалась хитом той поры. Телевизионный дом, хозяйкой которого была О.Б. Молчанова, собирал все более широкий круг исполнителей и телезрителей. Команде программы доверяли, к ним исполнители шли с удовольствием. Поначалу в основном это были, так сказать, аутентичные исполнители, но постепенно (и, надо заметить, довольно быстро) все больше стали приглашаться молодые эстрадные певцы-профессионалы. Передачи помогали всем стать более популярными.

В программе начинали свою карьеру Филипп Киркоров, Александр Глызин, Ольга Зарубина, Александр Серов, Юрий Лоза, Леонид Агутин, Дмитрий Маликов, Валерия, Вячеслав Малежик, Екатерина Семенова, Ярослав Евдокимов, Александр Малинин, Николай Королев, Таисия Литвиненко, Екатерина Суржикова и др.

Участвовали известные композиторы Владимир Шаинский, Владимир Добронравов, Раймонд Паулс и другие. Их песни были в ряду самых распространенных и любимых. Впрочем, у каждого поколения свое время и свои песни. Жаль, что все меньше хорошей музыки и хороших, истинно поэтических стихов.

Предшественницами программы «Шире круг!» были «Экран собирает друзей», «Музыкальный турнир городов», «Телетеатр принимает гостей», «Карусель». С ростом технических возможностей телевидения редакция стала готовить более сложные передачи. В студии «А» мы, используя прямые включения местных телестудий, начали проводить «Музыкальный турнир городов».

Для участия было приглашено жюри, которое возглавлял В.Г. Соколов, членами жюри были И.П. Яунзем, О.В. Лепешинская, В.И.Федосеев, К.Б.Птица, М.Гольдина, А.Илюхин, Т.Устинова, В.Левашов, Т.Ткаченко, А.Чижова, Н.Калинин, А.Лютер, Н.Мешко, А.Щуров, Б.Дунаевский.

Две молодые девушки-инженеры ТТЦ сидели за установленными для них пультами связи и подсчитывали голоса телезрителей после окончания выхода в эфир одного из городов, данные передавали председателю жюри для опубликования в эфире.

Еще одна программа схожей тематики - «Телетеатр принимает гостей» (в преддверии празднования 50-летия образования СССР переименована в «Наш адрес - Советский Союз»). Гостями были не только ансамбли и коллективы художественной самодеятельности, ими были государственные ансамбли танца всех союзных и автономных республик, краев и областей.

Был такой случай. Из Львова был приглашен ансамбль бандуристок. Постоянные зрители Телетеатра рабочие Московского электролампового завода, как всегда заполнили зрительный зал. Но самолет с посадкой задерживался. И мы, и зрители очень волновались. Чтобы успокоить собравшихся уговорили ведущего программу Володю Ухина, прекрасного рассказчика о приключениях дикторов во время эфира, развлечь их телевизионными анекдотами. Целый час продолжался его импровизированный концерт, сидящие в зале хватались за животики от откровений Володи. Тем временем, нам удалось уговорить руководителя прилетевшего ансамбля, несмотря на усталость артистов, ехать не в гостиницу, а к нам. Рабочие завода устроили уставшим бандуристкам бурную овацию, отмечая их мужество и верность долгу.

Программа «Карусель» популярная, динамичная, передача, представлявшая в форме традиционного праздничного гуляния народное искусство нашей страны, родилась в студии «А», в которой ее творцами-редакторами А.Ангарской и Л.Яшиной, режиссером А.Гомоном, его ассистентом В.Зарубиным в содружестве с художником Ю.Любимовой было придумано оригинальное оформление, имитирующее подлинную старинную карусель. Потом программу перевели на сцену Телетеатра, где был вращающийся круг. Сюда приезжали коллективы и солисты из разных городов и сел страны. Завершался цикл программ торжественным концертом победителей телевизионного обозрения «Карусель» в день коммунистического субботника 15 апреля 1972 г . в Кремлевском Дворце съездов.

В концерте приняли участие более тысячи человек из Москвы и Ленинграда, Коломны, Пскова, Куйбышева, Воронежа, Горького и Прокопьевска, Литвы и Эстонии, Узбекистана, Казахстана и Туркмении, Белоруссии и Украины, Грузии и Молдавии, Якутии и Тувы.

Концерт вела диктор С.Моргунова, редакторы А.Николаевский, А.Ангарская, Л.Яшина, режиссер Д.Кознов, балетмейстер Г.Гороховников, художники В.Балабанов, В.Погодин, ассистенты режиссера З.Вишневская, И.Потемкин, помощники режиссера З.Колодкина, Е.Подгорненская, Л.Семенова, К.Христовский.

Помню радость, охватившую участников концерта после успешного его окончания, когда поздним вечером шли с шутками и прибаутками, цирковыми атрибутами и музыкальными инструментами через пустынный Кремль, и только стоящие навытяжку безмолвные часовые недоуменно смотрели на шумную ватагу.

Вот так складывались в недрах редакции популярные программы, удачные формы которых, как мне кажется, в настоящее время активно используются современным телевидением. Но хочет ли оно знать об этой истории?

Ведь с разгромом телевидения и соответственно Редакции народного творчества исчез центр, который позволял тысячам любителей не только участвовать, но учиться и приобщаться к аутентичной традиции, создавать соответствующие архивы и т.п. Приведу цитату из понравившейся мне статьи моего коллеги В.Н.Козловского: «На страницах газеты «Правда» от 2 октября 1977 года секретарь ВЦСПС Л.А.Землянникова, председатель оргкомитета фестиваля, отмечала: «Фестиваль стал значительным событием в общественной и культурной жизни страны. Только его лауреатами стали три тысячи хоров, музыкальных, хореографических ансамблей, народных театров, студий, агитбригад, 80 тысяч рабочих, колхозников, студентов, учащихся профтехучилищ, военнослужащих».

Вдумаемся в масштабы, уверен - цифры не лгут. Ведь все эти любители так или иначе становились трансляторами ТРАДИЦИИ. А мы сейчас сетуем, кусаем локти, ищем хоть где-нибудь. Может быть, стоит обратиться к своей же истории?

Главный редактор Главной редакции

народного творчества ЦТ 60-70х годов

Н.С.Изгарышев

23 октября 2016

Ольга Молчанова появилась на свет в Екатеринбурге 27.03.1949 г. В 1976 году на центральном телеканале вышел музыкальный перформанс «Шире круг». Программа стала небывалым прорывом для того периода - рейтинги нереально зашкаливали. Ольга Молчанова - редактор «Шире круг», была одновременно вдохновителем, душой, творцом и представительным лицом этого проекта.

Награды и заслуги

Благодаря ее участию отечественная сцена получила звезд, чьи имена стали известны в каждом доме. Именно на съемках этой программы впервые засветились такие личности, как М. Задорнов, А. Малинин, Малежик Вячеслав, Наталья Королева, Ф. Киркоров и множество прочих. Для большинства артистов той поры Ольга Молчанова стала второй, творческой, матерью.

Ведущая является Заслуженным деятелем искусств РФ. Кроме того, Ольга Борисовна - лауреат премии национального масштаба «Овация» в номинации «Внесение особого вклада в развитие музыки на телевидении». В 2001 году «Шире круг» транслируется на канале ТВЦ. С падением рейтинга популярности передачи Молчанова активно трудится в других странах, особенно часто она посещала Израиль.

Выдержки из интервью

Ольга Молчанова - редактор «Шире круг», в одном из своих интервью заявила, что юбилейный выпуск программы снимался 11 февраля в концертном зале "Россия". Его ведущими стали пять знаменитых актрис, которые в свое время выступали уже в этой роли. Среди них Екатерина Семенова, Алена Апина, Татьяна Овсиенко, И. Броневицкая и Жасмин. Разбавил сугубо женский коллектив единственный представитель мужского пола в лице актера Геннадия Ветрова.

Ведущая «Аншлага» Р. Дубовицкая сказала, что это именно она дала толчок таланту Гены. По большому счету Ветров впервые появился на экранах телевизоров в 80-е годы с личным уникальным номером - одновременоой игрой на полутора десятках инструментов в проекте "Шире круг". На то время актер был участником театральной группы "Буфф" из Ленинграда. Первые весомые шаги на сцене в этой передаче сделал молодой украинец Олег Жигалкин в жанре пародии. Сейчас удостоен звания Народного артиста Украины.

Как утверждает Ольга Молчанова, Олег проходил службу в армии, когда его товарищи написали в редакцию письмо о том, что их сослуживец прекрасно имитирует популярных артистов и даже подражает тембру Зыкиной. Редколлегия решила пригласить его на съемочную площадку, и Жигалкин, будучи молодым солдатом, взошел на лестницу популярности. Впервые засияла в передаче еще одна звездная персона - известная и очень почитаемая на постсоветском пространстве Нина Шестакова, некоторое время работавшая в коллективе Софии Ротару. Через годы забвения зрители снова смогли лицезреть Нину в юбилейной программе.

Ольга Борисовна Молчанова, биография которой насыщена многочисленными знакомствами (в том числе и на личном фронте) с различными звездами, не стесняется говорить о том, что чувства играли определяющую роль в выборе солиста для участия в передаче. Однако все такие прерогативы оправдали себя на все сто, поскольку люди оказались действительно талантливыми, что подтверждено любовью поклонников и временем.

Трудности и их преодоление

Игорь Матвиенкооднажды принес кассету с набросками группы «Иванушки Интернэшнл» с просьбой прослушать ее и дать шанс ребятам в самой популярной на то время программе «Шире круг». После изучения материала Молчанова просто полюбила эту группу, особенно солиста И. Сорина, который, по ее мнению, обладал невероятным обаянием и талантом.

Ребята выступили в нескольких передачах «Шире круг». Как утверждает сама Ольга Молчанова, биография которой насыщена различными событиями, она рада, что с ее помощью коллектив оказался на пике популярности. Кстати, на площадке выступило уникальное творческое "открытие" - мегаталантливая девочка восьми лет Евгения Алдуховаиз Брянска, которой пророчили большое будущее. Она выступает с сольными концертами и записала более двадцати песен вживую.

Конфликтные моменты с подопечными

На вопрос о конфликтных ситуациях со знаменитостями Ольга Борисовна ответила, что бывало и такое. К примеру, эпизод с Татьяной Марковой, который случился на съемке в Пятигорске. Участников поселили в красивом и фешенебельном санатории, Тане с супругом предоставили полулюксовый номер. В таких же апартаментах проживали Корнелюк, Я. Евдокимов и многие другие. Люксов выделено было всего два. В одном поместили Михаила Муромовасовокупно с музыкантами, а второй заняла непосредственно Молчанова, так как номер одновременно являлся штабным офисом телепрограммы.

Но Марковой было тесновато и неудобно на пару с мужем в своем полулюксе, и она, позиционируя себя непревзойденной звездой, поставила ультиматум, заявив, что если ее не переселят в люкс, она уедет. От ее отсутствия программа вряд ли бы пострадала, но Ольга Молчанова, редактор «Шире круг», биография которой содержит минимум конфликтных споров, решила уступить артистке свой номер.

Любимцы "творческой мамы"

Часто так называемыми "своими" артистами у редакторов становятся те, кто платит. В советское время подобной всеобъемлюющей практики практически не было, но не совсем чистые на руку организаторы и тогда требовали у исполнителей финансовые откупные, зная об их заинтересованности в телеэфире. Ольга Молчанова утверждает, что такие отношения с артистами для нее были неприемлемы, она ставила на тех, кого "открывала" и любила.

Она ценила и развивала талант и перспективное будущее. Это и Дмитрий Маликов, который в 16 лет исполнил композицию "Солнечный город". Однозначно - Филипп Киркоров, увидев которого впервые, редактор «Шире круг» сомневалась в его блестящей карьере. Несмотря на эффектные внешние данные, совмещенные с внутренней культурой и музыкальностью, вокальная часть оставляла желать лучшего. "Творческая мама" даже не предполагала, что человек сделает такой гигантский скачок и станет мегапопулярным эстрадным певцом. Среди любимцев Ольги Борисовны:

  • Серов Александр;
  • Ярослав Евдокимов;
  • гуру аккордеона Валерий Ковтун;
  • Добрынин Вячеслав.

Кстати, последний артист попал в опалу к государственным органам, которые утверждали участников программы. Невзирая на это, Ольга Молчанова, фото которой представлено ниже, продвинула его на большую сцену.

Личные пристрастия

В свое время одним из любимцев Ольги был Михаил Муромов. Контакт у них сложился после рекомендации подруги Риммы Казаковой, когда Миша работал метрдотелем. Определенное время у них был роман с дорогими подарками. После охлаждения в отношениях Муромов и Ольга Борисовна Молчанова, биография которой окружена сплошь и рядом звездами, остались хорошими друзьями. Многие артисты не раз выручали свою «крестную» морально и материально.