Музыкальные пьесы под названием "мелодия" и что такое - мелодия. Мелодия Традиции народного орнамента

Мысли, чувства, образы окружающего мира передаются в музыке звуками. Но почему определенная последовательность звуков в мелодии создает печальное настроение, а другая, наоборот, звучит светло и весело? Почему одни музыкальные произведения вызывают желание петь, а иные – танцевать? И почему от прослушивания одних возникает чувство легкости и прозрачности, а от других – грусти.

Каждое музыкальное произведение отличается определенным набором характеристик. Эти характеристики музыканты называют элементами музыкальной речи. Содержание пьес передается разными элементами музыкальной речи, создающими определенный образ.

Главным средством музыкальной выразительности является мелодия. Именно с мелодии начинается музыка как особое искусство: первая услышанная, первая пропетая мелодия становится одновременно и первой музыкой в жизни человека. В мелодии – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья. У Пушкина в «Каменном госте» есть такое сравнение: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; но и любовь мелодия». Там, где обычный слух улавливает мелодию лишь в звучаниях, великий поэт видит силу, которая является самым ярким человеческим чувством. Мелодия – «главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без нее все бледно, мертво…», - писал когда-то замечательный русский музыкант, композитор и критик А.Серов. «Вся прелесть музыки – в мелодии», - говорил И.Гайдн. «Без мелодии музыка немыслима», - слова Р.Вагнера.

Разберемся с этим выразительным средством конкретнее. Мелодия – основа музыкального произведения, развитая, законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения.

Греческое слово «melodia» означает «пение песни», так как происходит от двух корней: melos (песнь) и ode (пение). Есть музыкальные произведения, в частности народные песни, которые состоят из одной только мелодии.



Анализ речи человека дает представление о ее строении: звуки объединяются в слова, слова – во фразы, фразы - в предложения. Похожее строение имеет и мелодия. Самая маленькой частью мелодии является мотив - короткая законченная музыкальная мысль.

Мотивы объединяются в музыкальные фразы, а фразы - в музыкальные предложения. Каждая мелодия имеет свой музыкальный рисунок, который называется мелодической линией. Несмотря на небольшой размер, мелодия вмещает в себя все составляющие драматургического развития: начало (рождение основного мотива), развитие, кульминация и заключение.

Проанализируем пьесу А.Г.Рубинштейна , которая так и называется «Мелодия».

В ее основе - трехзвучный мотив, который, покачиваясь, как бы набирается силы для дальнейшего развития. Четыре фразы образуют два предложения, а они, в свою очередь, составляют простейшую музыкальную форму – период. Развитие главной интонации достигает вершины во втором предложении (12 такт), где происходит подъем мелодии на самый высокий звук.

Можно выделить основные типы мелодии.

Если мы слышим протяженную мелодию с достаточно широким диапазоном, звучащую legato, ровными длительностями, с чередованием гаммообразного движения с ходами на широкие интервалы, то речь идет о кантилене (в переводе с итальянского «напевная»). Примерами кантилены являются темы II части Симфонии №5 П.И.Чайковского в исполнении валторны, Прелюдия №4 ми-минор Ф.Шопена.

Музыкальные темы, содержащие мотивы, напоминающие человеческую речь, называются речитативом. Мастерски использует речитатив в вокальном цикле «Детская» великий русский композитор М.П.Мусоргский . Так в песне «С няней» при помощи мелодизированного речитатива композитору удалось создать яркий, выразительный образ, передать все переживания и страхи ребенка.

Третий вид мелодии – мелодии инструментального типа. Они характеризуются немалой виртуозностью, сложными ритмическими рисунками, часто их сложно напеть. Диапазон таких мелодий превосходит диапазон человеческого голоса.

Мелодии инструментального типа могут складываться из непрерывного звукового движения. Такие мелодии встречаются в программно-изобразительной музыке. Например, Ф.Мендельсон «За прялкой», Ж.Бизе «Волчок», Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля», «Вечное движение» Н.Паганини. Последнее среди скрипичных произведений считается чрезвычайно сложным. Мелодия мчится с бешеной скоростью, не останавливаясь ни на одно мгновение.

Каждая мелодия содержит ту или иную интонацию, определяющую ее характер. Слово интонация (от латинского «intono» - громко произносить) имеет много значений. В музыке - прежде всего это звуковое воплощение музыкальной мысли: мельчайший мелодический оборот, выразительный интервал. «Интонация – носительница музыкального содержания» - писал Б.Асафьев. Знакомые нам по урокам сольфеджио музыкальные интервалы, как сказано выше, тоже могут нести в себе определенную музыкальную интонацию. Например, восходящая кварта придает музыке энергичный, часто героический характер, чистая квинта звучит спокойно, дает ощущение простора, секста (особенно малая) несет в себе лиричность.

Еще в эпоху Возрождения композиторы знали эти особенности интонаций и использовали их. В их распоряжении были так называемые риторические фигуры, ставшие схемами мелодий, которые подсознательно ассоциировались у слушателей с определенными эмоциями и образами.

Anabasis – движение вверх, которое символизирует подъем.

Catabasis – движение вниз, которое передает грусть скорбь, горе.

Pasus durinsculis (жесткий шаг) – секундовое движение вниз, передает страдание

Saltus durinsculis (жесткий прыжок) – скачки по хроматическим интервалам, тоже передает горе, страдание.

Suspiratia – нисходящая секундовая интонация вздоха.

Eclamatio – движение на сексту вверх, интонация возгласа, восклицания.

Интонация призыва – атрибут героического в музыке. Часто используется в маршевой музыке, в гимнах, песнях, имеющих активный, энергичный, боевой характер.

Например, песня А.В.Александрова «Священная война», призывающая народ на защиту Родины от фашистов, или песня Французской революции «Марсельеза» Руже де Лиля, являющаяся ныне гимном Франции, имеют общую особенность – начало мелодии с восходящей кварты.

Интонация плача, жалобы (от итальянcкого lamento) – воплощение образов страдания, горя, сомнения. Для этой интонации характерны нисходящие малосекундовые ходы, медленный темп, плавный ритм, умеренная динамика. Эти особенности встречаются в пьесах «Первая утрата» Р.Шумана, «Болезнь куклы» П.Чайковского, «Сиротка», «В углу» из вокального цикла «Детская» М.Мусоргского, в печальных песнях и плачах («Деревенская плакальщица» Р.Щедрина из фортепианного цикла «Альбом для юношества»).

Часто мы слышим интонацию плача в произведениях, не привязанных к определенной тематике. Прелюдия f-moll (из II тома «ХТК») И.С.Баха - тому подтверждение. Прелюдия написана в медленном темпе, интонация плача присутствует в коротких мотивах мелодии, которая складывается из терций и секст.

Интонации вопроса, ответа, просьбы и угрозы. Когда мы спрашиваем о чем-то, интонация нашего голоса повышается, при ответе, наоборот, понижается. Однако, если в разговоре высота нашего голоса нечеткая, то в музыке это звучит конкретнее и выразительнее. К тому же, если в музыкальных произведениях присутствует в основном восходящее движение с остановкой на неустойчивой ступени – это, вероятнее всего, интонация вопроса. И, наоборот, интонация ответа содержится в нисходящем движении с остановкой на устойчивом звуке.

В фортепианном цикле немецкого композитора Роберта Шумана «Фантастические пьесы» есть пьеса «Почему?». Уже в названии слышится вопрос. В музыке же многократно проходит тема, где то грустно, то растерянно, то настойчиво звучит тот же вопрос «Почему?».

Тема вступления к симфонической поэме «Прелюды» композитора пианиста, дирижера Ференца Листа тоже содержат интонацию вопроса. Она особенно выразительно звучит в длинных пассажах струнных инструментов, которые поднимаются из низкого регистра.

Интонация ответа очень часто звучит, как и в разговоре людей, вслед за интонацией вопроса. Обычно она звучит утверждающе, заканчивается на устойчивой ступени лада.

Интонация просьбы. Когда обращаемся к кому-нибудь с просьбой, мы повторяем ее несколько раз. В пьесе немецкого композитора Роберта Шумана«Детская просьба» из цикла «Детские сцены» маленький ребенок о чем-то настойчиво просит взрослых. Раз от раза повторяется один и тот же умоляющий мотив, а в конце пьесы мелодия будто «зависает» в воздухе, заканчиваясь на неустойчивой ступени.

Интонация угрозы. В I части симфонии №5 немецкого композитора Людвига ван Бетховена в теме главной партии звучит интонация угрозы. Недаром сам автор говорил: «Так судьба стучится в дверь». После грозного мотива, звучащего в унисон, тот же мелодический оборот приобретает просящую интонацию, интонацию жалобы.

Показательным в отношении разных музыкальных интонаций является отрывок из симфонической сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада». Сюита имеет четыре части, первая из них, первоначально названная композитором «Море и Синбадов корабль», открывается темой султана Шахриара. Она звучит грозно и непреклонно в унисон у низких струнных инструментов оркестра. Следом за темой султана перед слушателем предстает образ прекрасной Шехеразады. Мелодия, звучащая у солирующей скрипки, словно вьется между нотными строчками, приобретая то успокаивающие, то просящие интонации.

Для интонационного анализа можно взять так же темы из Симфонии №3 Л.Бетховена, Фантазии c-moll и d-moll В.Моцарта, пьесу «Два еврея, богатый и бедный» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.

Ритм – обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями. Ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим – в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки. Композитор Н.А.Римский - Корсаков считал, что ритм самым главным средством музыкальной выразительности. Ритм вносит в мелодию порядок, выстраивает и согласует звуки во времени. В музыкальном языке высота звука подобна гласным, а длительности – согласным. Но в любом языке важны одинаково как гласные, так и согласные. Поэтому нельзя сказать, что важнее – мелодия или ритм.

Ритм– греческое слово «rithmos» означает мерное течение. Ритм организует музыку во времени. Музыкальный ритм – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Ритм – яркое выразительное средство. Часто он определяет и характер, и даже жанр музыки. Преобладание равных длительностей при спокойном темпе делает мелодию плавной, степенной. Напротив, разнообразие длительностей придает ей прихотливость, гибкость, изящество. Благодаря ритму мы можем и отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.

В знаменитой оркестровой пьесе французского композитора Мориса Равеля «Болеро» ритм играет не только выразительную, но и формообразующую роль. Неизменная ритмическая формула испанского танца выдержана здесь на протяжении всего произведения (оно написано в форме 12-ти вариаций). «Железный ритм» словно в тисках держит напевную мелодию.

Очень большую роль ритм играет в джазовой музыке. Ритм может существовать и без мелодии. Сложный ритм некоторых восточных и африканских мелодий воспроизводится лишь с помощью ударных инструментов.

Метр – система организации музыкального ритма, порядок чередования сильных и слабых долей. В переводе с греческого слово «metron» означает мера, размер. Понятие метра встречается не только в музыке, но и в литературе. То, что в поэзии называется хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, гекзаметр, в музыке обозначается цифрами 2/4, 3/4, 6/8 и носит название музыкального размера.

Метр или размер бывает простым - двудольным, трехдольным, сложным – 4-ех, 6-ти, 9-ти, 12-ти дольным (от сложения однородных метрических групп), смешанным – 5-ти, 7-ми дольным (от сложения неоднородных метрических групп).

Слово «гармония» - возникло далеко за пределами музыки: ведь люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла – в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческой фигуре. Древние греки словом «гармония» определяли периоды мирной жизни, свободные от войн и потрясений. Поэтому не случайно слово «гармония» в музыке относится к ее коренному и основному свойству – благозвучию.

Гармония – греческое слово «harmonia» переводится как созвучие, стройность, соразмерность. Гармония – это аккорды, сопровождающие мелодию. Благодаря ей усиливается выразительность мелодии, она становится ярче, насыщеннее по звучанию.

Сальери в пушкинской маленькой трагедии говорит: «Поверил я алгеброй гармонию…». В этой фразе заключен смысл научного, исследовательского подхода к искусству. И тогда возникает еще одно выразительное свойство гармонии в музыке – объединение звуков в созвучия и последовательности созвучий, которые изучает музыкальная наука.

С течением времени менялся характер и особенности всех музыкальных выразительных средств, в том числе и гармонии. Поэтому при изучении говорят о различных стилях – гармонии классической, романтической, джазовой и т.д. Есть музыкальные произведения, в которых гармония главенствует, определяет характер, настроение пьесы. В прелюдии C-dur из первого тома «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха неторопливая, плавная смена разложенных аккордов, в чередовании напряжений и спадов, в неуклонном движении к торжественной кульминации и последующем завершении образует законченное и стройное произведение. Оно проникнуто настроением возвышенного покоя. В этой прелюдии нет мелодии. Гармония исчерпывающе полно выражает настроение пьесы.

Одно из самых популярных произведений Ф.Шопена Прелюдия e-moll из фортепианного цикла «24 прелюдии». В ней повторяющийся мотив «расцвечивается» разнообразными аккордами, придавая мелодии выразительность, внутреннее развитие и движение.

При изучении гармонии невозможно обойти понятия консонанса и диссонанса. Консонанс – мягкое звучание, звуки дополняют друг друга. Это все чистые интервалы, терции и сексты. В диссонансах звучание резкое, яркое. К ним относятся секунды, септимы, тритоны.

В современной музыке понятия консонанса и диссонанса уже не имеют того принципиального значения, как в эпоху Гайдна, Моцарта и Бетховена.

XX столетие обогатило музыку новыми звучаниями. Приобрели популярность «кластерные» гармонии. Кластер – созвучие, образованное секундами (от английского cluster – гроздь, пучок). К первым образцам использования подобных гармоний можно отнести сцену бури в начале оперы «Отелло» Д.Верди (C – Cis – D). Кластерные гармонии использованы

Р.К. Щедриным в 1-ой части Сонаты для фортепиано, К.Пендерецким в «Плаче по жертвам Хиросимы». Украинский композитор Жанна Колудуб в фортепианном цикле «Снежная королева» при помощи кластеров создала образ злого и коварного тролля, который хотел завладеть светом.


Способ изложения музыкального материала называется фактурой.

Наибольшее распространение имеет гамофонно-гармонического фактура. Она имеет множество разновидностей. Основные из них:

а) мелодия с аккордовым сопровождением; При этом аккомпанемент может быть либо в виде аккордов, либо арпеджио, как в Ноктюрне «Грезы любви» Ф.Листа . Напевная мелодия звучит в среднем регистре, «обволакиваясь» богатым арпеджированным аккомпанементом.

б) аккордовая фактура; это последовательность аккордов, в котором верхний голос представляет собой мелодию, как вПрелюдии c-moll Фредерика Шопена.

Аккорды могут быть изложены и в виде арпеджио, как в Прелюдии C-dur И.С.Баха.

в) унисонная фактура; мелодия излагается одноголосно или в унисон (в переводе с латинского - «один звук»)

Примером унисонной фактуры может служить тема главной партии I части

Мысли, чувства, образы окружающего мира передаются в музыке звуками. Но почему определенная последовательность звуков в мелодии создает печальное настроение, а другая, наоборот, звучит светло и весело? Почему одни музыкальные произведения вызывают желание петь, а иные – танцевать? И почему от прослушивания одних возникает чувство легкости и прозрачности, а от других – грусти.

Каждое музыкальное произведение отличается определенным набором характеристик. Эти характеристики музыканты называют элементами музыкальной речи. Содержание пьес передается разными элементами музыкальной речи, создающими определенный образ.

Главным средством музыкальной выразительности является мелодия. Именно с мелодии начинается музыка как особое искусство: первая услышанная, первая пропетая мелодия становится одновременно и первой музыкой в жизни человека. В мелодии – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья. У Пушкина в «Каменном госте» есть такое сравнение: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; но и любовь мелодия». Там, где обычный слух улавливает мелодию лишь в звучаниях, великий поэт видит силу, которая является самым ярким человеческим чувством. Мелодия – «главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без нее все бледно, мертво…», - писал когда-то замечательный русский музыкант, композитор и критик А.Серов. «Вся прелесть музыки – в мелодии», – говорил И.Гайдн. «Без мелодии музыка немыслима», – слова Р.Вагнера.

Разберемся с этим выразительным средством конкретнее. Мелодия – основа музыкального произведения, развитая, законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения.

Греческое слово «melodia» означает «пение песни», так как происходит от двух корней: melos (песнь) и ode (пение). Есть музыкальные произведения, в частности народные песни, которые состоят из одной только мелодии.

Анализ речи человека дает представление о ее строении: звуки объединяются в слова, слова – во фразы, фразы – в предложения. Похожее строение имеет и мелодия. Самая маленькой частью мелодии является мотив - короткая законченная музыкальная мысль.

Мотивы объединяются в музыкальные фразы, а фразы – в музыкальные предложения. Каждая мелодия имеет свой музыкальный рисунок, который называется мелодической линией. Несмотря на небольшой размер, мелодия вмещает в себя все составляющие драматургического развития: начало (рождение основного мотива), развитие, кульминация и заключение.

Проанализируем пьесу А.Г.Рубинштейна , которая так и называется «Мелодия».

В ее основе – трехзвучный мотив, который, покачиваясь, как бы набирается силы для дальнейшего развития. Четыре фразы образуют два предложения, а они, в свою очередь, составляют простейшую музыкальную форму – период. Развитие главной интонации достигает вершины во втором предложении (12 такт), где происходит подъем мелодии на самый высокий звук.

Можно выделить основные типы мелодии.

Если мы слышим протяженную мелодию с достаточно широким диапазоном, звучащую legato, ровными длительностями, с чередованием гаммообразного движения с ходами на широкие интервалы, то речь идет о кантилене (в переводе с итальянского «напевная»). Примерами кантилены являются темы II части Симфонии №5 П.И.Чайковского в исполнении валторны, Прелюдия №4 ми-минор Ф.Шопена.

Музыкальные темы, содержащие мотивы, напоминающие человеческую речь, называются речитативом. Мастерски использует речитатив в вокальном цикле «Детская» великий русский композитор М.П.Мусоргский . Так в песне «С няней» при помощи мелодизированного речитатива композитору удалось создать яркий, выразительный образ, передать все переживания и страхи ребенка.

Третий вид мелодии – мелодии инструментального типа. Они характеризуются немалой виртуозностью, сложными ритмическими рисунками, часто их сложно напеть. Диапазон таких мелодий превосходит диапазон человеческого голоса.

Мелодии инструментального типа могут складываться из непрерывного звукового движения. Такие мелодии встречаются в программно-изобразительной музыке. Например, Ф.Мендельсон «За прялкой», Ж.Бизе «Волчок», Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля», «Вечное движение» Н.Паганини. Последнее среди скрипичных произведений считается чрезвычайно сложным. Мелодия мчится с бешеной скоростью, не останавливаясь ни на одно мгновение.

Каждая мелодия содержит ту или иную интонацию, определяющую ее характер. Слово интонация (от латинского «intono» – громко произносить) имеет много значений. В музыке - прежде всего это звуковое воплощение музыкальной мысли: мельчайший мелодический оборот, выразительный интервал. «Интонация – носительница музыкального содержания» – писал Б.Асафьев. Знакомые нам по урокам сольфеджио музыкальные интервалы, как сказано выше, тоже могут нести в себе определенную музыкальную интонацию. Например, восходящая кварта придает музыке энергичный, часто героический характер, чистая квинта звучит спокойно, дает ощущение простора, секста (особенно малая) несет в себе лиричность.

Еще в эпоху Возрождения композиторы знали эти особенности интонаций и использовали их. В их распоряжении были так называемые риторические фигуры, ставшие схемами мелодий, которые подсознательно ассоциировались у слушателей с определенными эмоциями и образами.

Anabasis – движение вверх, которое символизирует подъем.

Catabasis – движение вниз, которое передает грусть скорбь, горе.

Pasus durinsculis (жесткий шаг) – секундовое движение вниз, передает страдание

Saltus durinsculis (жесткий прыжок) – скачки по хроматическим интервалам, тоже передает горе, страдание.

Suspiratia – нисходящая секундовая интонация вздоха.

Eclamatio – движение на сексту вверх, интонация возгласа, восклицания.

Интонация призыва – атрибут героического в музыке. Часто используется в маршевой музыке, в гимнах, песнях, имеющих активный, энергичный, боевой характер.

Например, песня А.В.Александрова «Священная война», призывающая народ на защиту Родины от фашистов, или песня Французской революции «Марсельеза» Руже де Лиля, являющаяся ныне гимном Франции, имеют общую особенность – начало мелодии с восходящей кварты.

Интонация плача, жалобы (от итальянcкого lamento) – воплощение образов страдания, горя, сомнения. Для этой интонации характерны нисходящие малосекундовые ходы, медленный темп, плавный ритм, умеренная динамика. Эти особенности встречаются в пьесах «Первая утрата» Р.Шумана, «Болезнь куклы» П.Чайковского, «Сиротка», «В углу» из вокального цикла «Детская» М.Мусоргского, в печальных песнях и плачах («Деревенская плакальщица» Р.Щедрина из фортепианного цикла «Альбом для юношества»).

Часто мы слышим интонацию плача в произведениях, не привязанных к определенной тематике. Прелюдия f-moll (из II тома «ХТК») И.С.Баха – тому подтверждение. Прелюдия написана в медленном темпе, интонация плача присутствует в коротких мотивах мелодии, которая складывается из терций и секст.

Интонации вопроса, ответа, просьбы и угрозы. Когда мы спрашиваем о чем-то, интонация нашего голоса повышается, при ответе, наоборот, понижается. Однако, если в разговоре высота нашего голоса нечеткая, то в музыке это звучит конкретнее и выразительнее. К тому же, если в музыкальных произведениях присутствует в основном восходящее движение с остановкой на неустойчивой ступени – это, вероятнее всего, интонация вопроса. И, наоборот, интонация ответа содержится в нисходящем движении с остановкой на устойчивом звуке.

В фортепианном цикле немецкого композитора Роберта Шумана «Фантастические пьесы» есть пьеса «Почему?». Уже в названии слышится вопрос. В музыке же многократно проходит тема, где то грустно, то растерянно, то настойчиво звучит тот же вопрос «Почему?».

Тема вступления к симфонической поэме «Прелюды» композитора пианиста, дирижера Ференца Листа тоже содержат интонацию вопроса. Она особенно выразительно звучит в длинных пассажах струнных инструментов, которые поднимаются из низкого регистра.

Интонация ответа очень часто звучит, как и в разговоре людей, вслед за интонацией вопроса. Обычно она звучит утверждающе, заканчивается на устойчивой ступени лада.

Интонация просьбы. Когда обращаемся к кому-нибудь с просьбой, мы повторяем ее несколько раз. В пьесе немецкого композитора Роберта Шумана«Детская просьба» из цикла «Детские сцены» маленький ребенок о чем-то настойчиво просит взрослых. Раз от раза повторяется один и тот же умоляющий мотив, а в конце пьесы мелодия будто «зависает» в воздухе, заканчиваясь на неустойчивой ступени.

Интонация угрозы. В I части симфонии №5 немецкого композитора Людвига ван Бетховена в теме главной партии звучит интонация угрозы. Недаром сам автор говорил: «Так судьба стучится в дверь». После грозного мотива, звучащего в унисон, тот же мелодический оборот приобретает просящую интонацию, интонацию жалобы.

Показательным в отношении разных музыкальных интонаций является отрывок из симфонической сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада». Сюита имеет четыре части, первая из них, первоначально названная композитором «Море и Синбадов корабль», открывается темой султана Шахриара. Она звучит грозно и непреклонно в унисон у низких струнных инструментов оркестра. Следом за темой султана перед слушателем предстает образ прекрасной Шехеразады. Мелодия, звучащая у солирующей скрипки, словно вьется между нотными строчками, приобретая то успокаивающие, то просящие интонации.

Для интонационного анализа можно взять так же темы из Симфонии №3 Л.Бетховена, Фантазии c-moll и d-moll В.Моцарта, пьесу «Два еврея, богатый и бедный» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.

Ритм – обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями. Ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим – в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки. Композитор Н.А.Римский – Корсаков считал, что ритм самым главным средством музыкальной выразительности. Ритм вносит в мелодию порядок, выстраивает и согласует звуки во времени. В музыкальном языке высота звука подобна гласным, а длительности – согласным. Но в любом языке важны одинаково как гласные, так и согласные. Поэтому нельзя сказать, что важнее – мелодия или ритм.

Ритм– греческое слово «rithmos» означает мерное течение. Ритм организует музыку во времени. Музыкальный ритм – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Ритм – яркое выразительное средство. Часто он определяет и характер, и даже жанр музыки. Преобладание равных длительностей при спокойном темпе делает мелодию плавной, степенной. Напротив, разнообразие длительностей придает ей прихотливость, гибкость, изящество. Благодаря ритму мы можем и отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.

В знаменитой оркестровой пьесе французского композитора Мориса Равеля «Болеро» ритм играет не только выразительную, но и формообразующую роль. Неизменная ритмическая формула испанского танца выдержана здесь на протяжении всего произведения (оно написано в форме 12-ти вариаций). «Железный ритм» словно в тисках держит напевную мелодию.

Очень большую роль ритм играет в джазовой музыке. Ритм может существовать и без мелодии. Сложный ритм некоторых восточных и африканских мелодий воспроизводится лишь с помощью ударных инструментов.

Метр – система организации музыкального ритма, порядок чередования сильных и слабых долей. В переводе с греческого слово «metron» означает мера, размер. Понятие метра встречается не только в музыке, но и в литературе. То, что в поэзии называется хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, гекзаметр, в музыке обозначается цифрами 2/4, 3/4, 6/8 и носит название музыкального размера.

Метр или размер бывает простым – двудольным, трехдольным, сложным – 4-ех, 6-ти, 9-ти, 12-ти дольным (от сложения однородных метрических групп), смешанным – 5-ти, 7-ми дольным (от сложения неоднородных метрических групп).

Слово «гармония» – возникло далеко за пределами музыки: ведь люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла – в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческой фигуре. Древние греки словом «гармония» определяли периоды мирной жизни, свободные от войн и потрясений. Поэтому не случайно слово «гармония» в музыке относится к ее коренному и основному свойству – благозвучию.

Гармония – греческое слово «harmonia» переводится как созвучие, стройность, соразмерность. Гармония – это аккорды, сопровождающие мелодию. Благодаря ей усиливается выразительность мелодии, она становится ярче, насыщеннее по звучанию.

Сальери в пушкинской маленькой трагедии говорит: «Поверил я алгеброй гармонию…». В этой фразе заключен смысл научного, исследовательского подхода к искусству. И тогда возникает еще одно выразительное свойство гармонии в музыке – объединение звуков в созвучия и последовательности созвучий, которые изучает музыкальная наука.

С течением времени менялся характер и особенности всех музыкальных выразительных средств, в том числе и гармонии. Поэтому при изучении говорят о различных стилях – гармонии классической, романтической, джазовой и т.д. Есть музыкальные произведения, в которых гармония главенствует, определяет характер, настроение пьесы. В прелюдии C-dur из первого тома «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха неторопливая, плавная смена разложенных аккордов, в чередовании напряжений и спадов, в неуклонном движении к торжественной кульминации и последующем завершении образует законченное и стройное произведение. Оно проникнуто настроением возвышенного покоя. В этой прелюдии нет мелодии. Гармония исчерпывающе полно выражает настроение пьесы.

Одно из самых популярных произведений Ф.Шопена Прелюдия e-moll из фортепианного цикла «24 прелюдии». В ней повторяющийся мотив «расцвечивается» разнообразными аккордами, придавая мелодии выразительность, внутреннее развитие и движение.

При изучении гармонии невозможно обойти понятия консонанса и диссонанса. Консонанс – мягкое звучание, звуки дополняют друг друга. Это все чистые интервалы, терции и сексты. В диссонансах звучание резкое, яркое. К ним относятся секунды, септимы, тритоны.

В современной музыке понятия консонанса и диссонанса уже не имеют того принципиального значения, как в эпоху Гайдна, Моцарта и Бетховена.

XX столетие обогатило музыку новыми звучаниями. Приобрели популярность «кластерные» гармонии. Кластер – созвучие, образованное секундами (от английского cluster – гроздь, пучок). К первым образцам использования подобных гармоний можно отнести сцену бури в начале оперы «Отелло» Д.Верди (C – Cis – D). Кластерные гармонии использованы

Р.К. Щедриным в 1-ой части Сонаты для фортепиано, К.Пендерецким в «Плаче по жертвам Хиросимы». Украинский композитор Жанна Колудуб в фортепианном цикле «Снежная королева» при помощи кластеров создала образ злого и коварного тролля, который хотел завладеть светом.

Способ изложения музыкального материала называется фактурой.

Наибольшее распространение имеет гамофонно-гармонического фактура. Она имеет множество разновидностей. Основные из них:

а) мелодия с аккордовым сопровождением; При этом аккомпанемент может быть либо в виде аккордов, либо арпеджио, как в Ноктюрне «Грезы любви» Ф.Листа . Напевная мелодия звучит в среднем регистре, «обволакиваясь» богатым арпеджированным аккомпанементом.

б) аккордовая фактура; это последовательность аккордов, в котором верхний голос представляет собой мелодию, как в Прелюдии c-moll Фредерика Шопена.

Аккорды могут быть изложены и в виде арпеджио, как в Прелюдии C-dur И.С.Баха.

в) унисонная фактура; мелодия излагается одноголосно или в унисон (в переводе с латинского – «один звук»)

Примером унисонной фактуры может служить тема главной партии I части

Симфонии №2 «Богатырской» А.П.Бородина.

Другой важнейший вид – полифоническая фактура

Полифония – вид многоголосной фактуры, в которой все голоса равноправны. Каждый голос полифонической фактуры – самостоятельная мелодия. Количество голосов в полифонической фактуре варьируются от двух до двенадцати. Однако, в большинстве полифонических произведений количество голосов не более четырех. Полифония своего расцвета достигла в эпоху барокко, в творчестве немецких композиторов И.С.Баха и Г.Генделя. Большой популярностью до сего времени пользуется «Хорошо темперированный клавир» И.С.Баха, состоящий из двух томов, в каждом из которых 24 прелюдии и фуги, написанных во всех тональностях мажора и минора. Фуга C-dur из I тома ХТК – яркий образец четырехголосной полифонической фактуры.

Часто в различных произведениях можно найти сочетание гомофонно-гармонической и полифонической фактуры.

Таким образом, фактура – это способ изложения всех составляющих музыкального материала: мелодии, аккордов, фигураций, подголосков и т.д. В процессе сочинения того или иного произведения композитор комбинирует эти средства музыкальной выразительности, обрабатывает: ведь factura дословно переводится как «изготовление», «обработка». Фактура неразрывно связана с жанром музыкального произведения, его характером, стилем.

Лад – не просто стройность и согласие. Это специальный термин, который означает взаимосвязь звуков между собой, их согласованность, слаженность. Лад – это объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу. Основной звук лада – самый устойчивый, к которому тяготеют все остальные, – называется тоника.

Лад влияет на характер музыки, придает ей эмоциональную окраску. Традиционно считается, что музыка, написанная в мажоре, светлая, веселая, бодрая, радостная. А минорная – грустная, печальная, лиричная.

Во все времена в обсуждение художественной выразительности этих двух противоположных ладов вовлекались не только музыканты, но и писатели, поэты и философы: «мое убеждение таково, – писал великий немецкий писатель и мыслитель И.В.Гете, – мажорный лад побуждает к деятельности, отправляет в широкий мир… Минорный выражает все невыразимое и томительное».

Сравним «Польку» и «Старинную французскую песню» из «Детского альбома» П.И.Чайковского. Обе пьесы написаны в размере 2/4, звучат в умеренном темпе. Однако при прослушивании «Польки» мы ощущаем радость, а «Старинная французская песня» навевает грусть. Причина проста. Автор выбрал для написания веселого танца Си-бемоль мажор, а «Старинная французская песня» звучит в соль миноре.

Мажор и минор – самые известные и самые распространенные лады. Нередко композиторы подчеркивают выразительность этих ладов, сопоставляя их. Этот прием помогает выявить особенности, подчеркнуть выразительность мелодии, показать тот или иной образ с разных сторон. Так, например, происходит в «Песне Сольвейг» из сюиты Э.Грига «Пер Гюнт». Подобный прием мы находим и в классических вариациях В.Моцарта, Л.ван Бетховена. Одна из вариаций всегда звучит в одноименном миноре.

Интересным примером использования мажора и минора является детская пьеса Д.Б.Кабалевского «Клоуны». Их чередование в мелодии рисует изменчивый характер клоуна, моментальную смену эмоций, смеха и грусти.

Однако музыкальные лады не ограничиваются только мажором и минором. Существуют разновидности этих основных ладов: натуральный, гармонический, мелодический; старинные диатонические лады – лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский и т.д., а так же пентатоника. Существуют лады, придуманные композиторами для музыкальной характеристики определенных образов и персонажей: хроматический, целотоновый и т.д.. Целотоновую гамму использовал М.И.Глинка для создания фантастического образа Черномора в опере «Руслан и Людмила».

В музыке XX столетия появились новые тенденции ладовой окраски произведений. Появилась атональная музыка, лад которой невозможно определить. Примером может служить пьеса №1 А.Шенберга из «5 пьес для фортепиано».

Темп – «tempus» в переводе с латинского означает «час». Этот термин означает скорость исполнения произведения или отдельных его частей. От темпа во многом зависит характер мелодии. Для обозначения темпа используются итальянские термины.

Медленные темпы:

Grave – медленно, торжественно;

Lento - медленно

Largo – очень медленно и широко;

Adagio – медленно, спокойно;

Средние темпы:

Andante – в темпе спокойного шага. Аndantino -

Moderato – умеренно, сдержанно;

Быстрые темпы:

Allegro – быстро, весело. Аllegretto – довольно оживленно.

Vivo – живо, Vivace – очень живо

Presto – скоро, Prestissimo – очень скоро

Кроме этих, основных темпов, часто встречаются такие разновидности, как

Иногда к этим определениям темпа прибавляют такие итальянские слова, как molto или assai – очень; poco – немного; non troppo – не слишком.

Кроме обозначения скорости исполнения произведения, композиторы часто добавляют обозначение характера.

Аgitato – взволнованно Grazioso – грациозно

Animato –с душой Leggiero – легко

Brilliante – блестяще Maestoso – торжественно

Commodo – удобно Risoluto – решительно

Con brio – живо Semplice – просто

Con fuoco – с огнем. Giocoso – игриво, весело

Cantabile – певуче Doloroso – скорбно

Dolce – нежно

Energico – энергично

Espressivo – страстно

Для точного исполнения темпа произведения в нотном тексте имеются особые значки, при помощи которых исполнитель узнает сколько четвертей он должен сыграть в минуту. Так, если = 60, то каждую секунду надо играть одну четверть или должное количество длительностей ей соответствующих. Особый прибор – метроном помогает измерению пульсации четвертей.

Существуют музыкальные жанры, которые имеют определенный, постоянный темп, ритм и размер. Прежде всего это танцевальные жанры. Так, например, для итальянского танца тарантеллы характерны быстрый, стремительный темп, размер 6/8, равномерное ритмическое движение восьмыми нотами. «Тарантелла» С.С.Прокофьева из сборника «Детская музыка» отвечает всем признакам жанра. Беспрерывно кружащаяся мелодия намекает на легенду о происхождении танца: итальянцы представляли, что танцуя, они уворачиваются от укусов ядовитого паука – тарантула.

Постоянные ритм, метр и темп принадлежат австрийскому танцу вальсу и испанской сарабанде. Вальс имеет размер ¾, пружинистый и равномерный ритм с метрической опорой на первую долю, довольно подвижный темп. Сарабанда – танец-шествие, для нее также характерен трехдольный метр, неторопливый темп и специфический ритм.

Чешский танец полька имеет двудольный размер, живой темп, веселый характер. Польки писали композиторы разных стран: чешские композиторы Б.Сметана и А.Дворжак, русские – М.И.Глинка, С.В.Рахманинов, австрийцы – отец и сын Штраус. Полька «Трик-трак» Иоганна Штрауса написана в размере 2/4, исполняется в быстром темпе.

Жанр марша так же имеет свой специфический ритм, метр и темп. Большинство маршей написаны в размере 4/4, имеют пунктирный ритм и умеренный темп. И.Штраус «Марш Радецкого». ;

Динамика. Музыкальная динамика возвращает нас к первоистокам музыки. Ведь громкие и тихие, как и разнообразные оттенки, существует и вне музыкальных произведений. Гроза гремит, а моросящий дождик шуршит еле слышно; грозен шум морского прибоя, а плеск озера ласков и совсем не страшен. И даже такие чисто музыкальные особенности как crescendo –постепенное нарастание звучности и diminuendo – постепенное ее ослабление, так же присутствуют и в природе. Динамические оттенки или нюансы так же связаны в музыке с разными уровнями звучности и придают музыкальным произведениям выразительность и напряженность. Динамические оттенки обозначаются в нотах латинскими буквами.

f – форте, громко;

ff – фортиссимо, очень громко;

mf – меццо форте, не слишком громко;

mp– меццо пиано, не слишком тихо;

p – пиано, тихо;

pp – пианиссимо, очень тихо;

crescendo – постепенное усиление звука;

diminuendo – диминуендо, постепенное затихание;

sf – сфорцандо, резкий акцент.

sottovoce – сотто воче, вполголоса

Во вступлении к I части Концерта для фортепиано с оркестром №2 С.В.Рахманинова партия фортепиано иллюстрирует всю палитру динамических оттенков. Начинается тема с pp и, постепенно, с каждым новым аккордом динамика возрастает (crescendo ), достигая вершины звучности на ff у всего оркестра.

Регистр. Человеческий голос, голос каждого музыкального инструмента имеет свой диапазон (расстояние от самого нижнего до верхнего звука). Диапазон делится на регистры: низкий, средний и верхний, то есть зоны звучания. Произведения в низком регистре звучат мрачно, тяжело, в среднем - напевно и мягко, в высоком – звонко и прозрачно.

низкий регистр средний регистр высокий регистр

Тембры нередко сравнивают с красками в живописи. Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира, создающим колорит произведения и его настроение, музыкальные тембры также передают его образы и эмоциональное настроение. Музыка неотделима от тембра, в котором она звучит. Каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен ее исполнять. Таким образом, тембр является важным выразительным средством, сообщая музыкальному произведению необходимую характерность звучания.

Удар пальцев по инструменту может быть мягким, ласковым, резким, крепким. Звукоизвлечение, дыхание у вокалиста или исполнителя на духовых инструментах тоже возможно в разной манере. Все это – артикуляция (с латинского –«ясно произносить») или штрихи - способ извлечения звука музыкантом.

Главные штрихи:

Legato (легато) – связно.

Nonlegato (нон легато) – не связно.

Marcato (маркато) – подчеркивая, выделяя.

Staccato (cтакатто) – отрывисто.

Pizzicato (пиццикато) – игра у струнных пальцем по струнам.

Arco (арко) – игра смычком.

Glissando (глиссандо) – скользя по струнам или клавишам.

От вида избираемых композитором и исполнителем штрихов зависит создаваемый образ. Например, в пьесе П.И.Чайковского «Сладкая греза» использован штрих legato, поэтому она звучит мягко и лирично. А в «Пещере горного короля» Э.Грига без штриха staccato и акцентов невозможно было бы создать фантастические образы гномов и троллей, которые добывают в горных пещерах золото.

Таким образом, каждый музыкальный инструмент имеет свой характерный набор штрихов, свою звуковую палитру, свой диапазон и свой тембр.


Мысли, чувства, образы окружающего мира передаются в музыке звуками. Но почему определенная последовательность звуков в мелодии создает печальное настроение, а другая, наоборот, звучит светло и весело? Почему одни музыкальные произведения вызывают желание петь, а иные – танцевать? И почему от прослушивания одних возникает чувство легкости и прозрачности, а от других – грусти. Каждое музыкальное произведение отличается определенным набором характеристик. Эти характеристики музыканты называют элементами музыкальной речи. Содержание пьес передается разными элементами музыкальной речи, создающими определенный образ. Главным средством музыкальной выразительности является мелодия. Именно с мелодии начинается музыка как особое искусство: первая услышанная, первая пропетая мелодия становится одновременно и первой музыкой в жизни человека. В мелодии – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья. У Пушкина в «Каменном госте» есть такое сравнение: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; но и любовь мелодия». Там, где обычный слух улавливает мелодию лишь в звучаниях, великий поэт видит силу, которая является самым ярким человеческим чувством. Мелодия – «главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без нее все бледно, мертво…», - писал когда-то замечательный русский музыкант, композитор и критик А.Серов. «Вся прелесть музыки – в мелодии», - говорил И.Гайдн. «Без мелодии музыка немыслима», - слова Р.Вагнера. Разберемся с этим выразительным средством конкретнее. Мелодия – основа музыкального произведения, развитая, законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения. Греческое слово «melodia» означает «пение песни», так как происходит от двух корней: melos (песнь) и ode (пение). Есть музыкальные произведения, в частности народные песни, которые состоят из одной только мелодии. Анализ речи человека дает представление о ее строении: звуки объединяются в слова, слова – во фразы, фразы - в предложения. Похожее строение имеет и мелодия. Самая маленькой частью мелодии является мотив - короткая законченная музыкальная мысль. Мотивы объединяются в музыкальные фразы, а фразы - в музыкальные предложения. Каждая мелодия имеет свой музыкальный рисунок, который называется мелодической линией. Несмотря на небольшой размер, мелодия вмещает в себя все составляющие драматургического развития: начало (рождение основного мотива), развитие, кульминация и заключение.

Можно выделить основные типы мелодии. Если мы слышим протяженную мелодию с достаточно широким диапазоном, звучащую legato, ровными длительностями, с чередованием гаммообразного движения с ходами на широкие интервалы, то речь идет о кантилене (в переводе с итальянского «напевная»). Примерами кантилены являются темы II части Симфонии №5 П.И.Чайковского в исполнении валторны, Прелюдия №4 ми-минор Ф.Шопена. Музыкальные темы, содержащие мотивы, напоминающие человеческую речь, называются речитативом. Мастерски использует речитатив в вокальном цикле «Детская» великий русский композитор М.П.Мусоргский. Так в песне «С няней» при помощи мелодизированного речитатива композитору удалось создать яркий, выразительный образ, передать все переживания и страхи ребенка. Третий вид мелодии – мелодии инструментального типа. Они характеризуются немалой виртуозностью, сложными ритмическими рисунками, часто их сложно напеть. Диапазон таких мелодий превосходит диапазон человеческого голоса. Мелодии инструментального типа могут складываться из непрерывного звукового движения. Такие мелодии встречаются в программно-изобразительной музыке. Например, Ф.Мендельсон «За прялкой», Ж.Бизе «Волчок», Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля», «Вечное движение» Н.Паганини. Последнее среди скрипичных произведений считается чрезвычайно сложным. Мелодия мчится с бешеной скоростью, не останавливаясь ни на одно мгновение.

Каждая мелодия содержит ту или иную интонацию, определяющую ее характер. Слово интонация (от латинского «intono» - громко произносить) имеет много значений. В музыке - прежде всего это звуковое воплощение музыкальной мысли: мельчайший мелодический оборот, выразительный интервал. «Интонация – носительница музыкального содержания» - писал Б.Асафьев. Знакомые нам по урокам сольфеджио музыкальные интервалы, как сказано выше, тоже могут нести в себе определенную музыкальную интонацию. Например, восходящая кварта придает музыке энергичный, часто героический характер, чистая квинта звучит спокойно, дает ощущение простора, секста (особенно малая) несет в себе лиричность. Еще в эпоху Возрождения композиторы знали эти особенности интонаций и использовали их. В их распоряжении были так называемые риторические фигуры, ставшие схемами мелодий, которые подсознательно ассоциировались у слушателей с определенными эмоциями и образами.Anabasis – движение вверх, которое символизирует подъем.Catabasis – движение вниз, которое передает грусть скорбь, горе.Pasus durinsculis (жесткий шаг) – секундовое движение вниз, передает страданиеSaltus durinsculis (жесткий прыжок) – скачки по хроматическим интервалам, тоже передает горе, страдание.Suspiratia – нисходящая секундовая интонация вздоха.Eclamatio – движение на сексту вверх, интонация возгласа, восклицания. Интонация призыва – атрибут героического в музыке. Часто используется в маршевой музыке, в гимнах, песнях, имеющих активный, энергичный, боевой характер. Например, песня А.В.Александрова «Священная война», призывающая народ на защиту Родины от фашистов, или песня Французской революции «Марсельеза» Руже де Лиля,являющаяся ныне гимном Франции, имеют общую особенность – начало мелодии с восходящей кварты.

 Лад – не просто стройность и согласие. Это специальный термин, который означает взаимосвязь звуков между собой, их согласованность, слаженность. Лад - это объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу. Основной звук лада – самый устойчивый, к которому тяготеют все остальные, - называется тоника. Лад влияет на характер музыки, придает ей эмоциональную окраску. Традиционно считается, что музыка, написанная в мажоре, светлая, веселая, бодрая, радостная. А минорная – грустная, печальная, лиричная. Во все времена в обсуждение художественной выразительности этих двух противоположных ладов вовлекались не только музыканты, но и писатели, поэты и философы: «мое убеждение таково, - писал великий немецкий писатель и мыслитель И.В.Гете, - мажорный лад побуждает к деятельности, отправляет в широкий мир… Минорный выражает все невыразимое и томительное». Сравним «Польку» и «Старинную французскую песню» из «Детского альбома» П.И.Чайковского. Обе пьесы написаны в размере 2/4, звучат в умеренном темпе. Однако при прослушивании «Польки» мы ощущаем радость, а «Старинная французская песня» навевает грусть. Причина проста. Автор выбрал для написания веселого танца Си-бемоль мажор, а «Старинная французская песня» звучит в соль миноре. Мажор и минор – самые известные и самые распространенные лады. Нередко композиторы подчеркивают выразительность этих ладов, сопоставляя их. Этот прием помогает выявить особенности, подчеркнуть выразительность мелодии, показать тот или иной образ с разных сторон. Так, например, происходит в «Песне Сольвейг» из сюиты Э.Грига «Пер Гюнт». Подобный прием мы находим и в классических вариациях В.Моцарта, Л.ван Бетховена. Одна из вариаций всегда звучит в одноименном миноре. Интересным примером использования мажора и минора является детская пьесаД.Б.Кабалевского «Клоуны». Их чередование в мелодии рисует изменчивый характер клоуна, моментальную смену эмоций, смеха и грусти. Однако музыкальные лады не ограничиваются только мажором и минором. Существуют разновидности этих основных ладов: натуральный, гармонический, мелодический; старинные диатонические лады - лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский и т.д., а так же пентатоника. Существуют лады, придуманные композиторами для музыкальной характеристики определенных образов и персонажей: хроматический, целотоновый и т.д.. Целотоновую гамму использовал М.И.Глинка для создания фантастического образа Черномора в опере «Руслан и Людмила». В музыке XX столетия появились новые тенденции ладовой окраски произведений. Появилась атональная музыка, лад которой невозможно определить. Примером может служить пьеса №1А.Шенберга из «5 пьес для фортепиано».



Регистр. Человеческий голос, голос каждого музыкального инструмента имеет свой диапазон (расстояние от самого нижнего до верхнего звука). Диапазон делится на регистры: низкий, средний и верхний, то есть зоны звучания. Произведения в низком регистре звучат мрачно, тяжело, в среднем - напевно и мягко, в высоком – звонко и прозрачно. низкий регистр средний регистр высокий регистр

 Динамика. Музыкальная динамика возвращает нас к первоистокам музыки. Ведь громкие и тихие, как и разнообразные оттенки, существует и вне музыкальных произведений. Гроза гремит, а моросящий дождик шуршит еле слышно; грозен шум морского прибоя, а плеск озера ласков и совсем не страшен. И даже такие чисто музыкальные особенности как crescendo –постепенное нарастание звучности и diminuendo – постепенное ее ослабление, так же присутствуют и в природе. Динамические оттенки или нюансы так же связаны в музыке с разными уровнями звучности и придают музыкальным произведениям выразительность и напряженность. Динамические оттенки обозначаются в нотах латинскими буквами. f– форте, громко; ff– фортиссимо, очень громко; mf – меццо форте, не слишком громко; mp меццо пиано, не слишком тихо; p – пиано, тихо; pp– пианиссимо, очень тихо; crescendo– постепенное усиление звука; diminuendo – диминуендо, постепенное затихание; sf – сфорцандо, резкий акцент. sottovoce – сотто воче, вполголоса Во вступлении к I части Концерта для фортепиано с оркестром №2 С.В.Рахманинова партия фортепиано иллюстрирует всю палитру динамических оттенков. Начинается тема с pp и, постепенно, с каждым новым аккордом динамика возрастает (crescendo), достигая вершины звучности на ff у всего оркестра.

 Тембры нередко сравнивают с красками в живописи. Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира, создающим колорит произведения и его настроение, музыкальные тембры также передают его образы и эмоциональное настроение. Музыка неотделима от тембра, в котором она звучит. Каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен ее исполнять. Таким образом, тембр является важным выразительным средством, сообщая музыкальному произведению необходимую характерность звучания.Удар пальцев по инструменту может быть мягким, ласковым, резким, крепким. Звукоизвлечение, дыхание у вокалиста или исполнителя на духовых инструментах тоже возможно в разной манере. Все это – артикуляция (с латинского –«ясно произносить») или штрихи - способ извлечения звука музыкантом. Главные штрихи:Legato(легато) – связно. Arco(арко) – игра смычком. От вида избираемых композитором и исполнителем штрихов зависит создаваемый образ. Например, в пьесе П.И.Чайковского «Сладкая греза» использован штрих legato, поэтому она звучит мягко и лирично. А в «Пещере горного короля» Э.Грига без штриха staccato и акцентов невозможно было бы создать фантастические образы гномов и троллей, которые добывают в горных пещерах золото. Таким образом, каждый музыкальный инструмент имеет свой характерный набор штрихов, свою звуковую палитру, свой диапазон и свой тембр. 

Удар пальцев по инструменту может быть мягким, ласковым, резким, крепким. Звукоизвлечение, дыхание у вокалиста или исполнителя на духовых инструментах тоже возможно в разной манере. Все это – артикуляция (с латинского –«ясно произносить») или штрихи - способ извлечения звука музыкантом.Главные штрихи: Legato(легато) – связно. Nonlegato (нон легато) – не связно. Marcato (маркато) – подчеркивая, выделяя. Staccato (cтакатто) – отрывисто. Pizzicato (пиццикато) – игра у струнных пальцем по струнам. Arco(арко) – игра смычком. Glissando(глиссандо) – скользя по струнам или клавишам.

Главные штрихи: Legato(легато) – связно. Nonlegato (нон легато) – не связно. Marcato (маркато) – подчеркивая, выделяя. Staccato (cтакатто) – отрывисто. Pizzicato (пиццикато) – игра у струнных пальцем по струнам. Arco(арко) – игра смычком. Glissando(глиссандо) – скользя по струнам или клавишам.

Раздел пока пуст

МЕДИАТОР. В рассказах о струнных щипковых инструментах часто встречаются слова медиатор и плектр. Поэтому всем нужно знать, что это такое. Медиатор - тонкая пластиночка из пластмассы, металла или кости. Ею цепляют струны при игре на мандолине, домре и других подобных инструментах. Иногда медиатор делается в форме незамкнутого кольца и надевается на палец. Такой медиатор называют плектром. ПЛЕКТР

МЕЛИЗМЫ. Видели вы когда-нибудь портреты XVII века? Дамы в широких юбках - фижмах - со множеством оборочек, рюшей и бантиков, в напудренных париках, завитых, украшенных цветами и драгоценностями. Кавалеры в расшитых золотыми узорами камзолах, в сорочках с пышными кружевными жабо, в коротких панталонах с бантами, в шелковых чулках и башмаках с нарядными пряжками. Всюду украшения, украшения... Букетики цветов, кружева, ленты, драгоценности. Мода на украшения существовала не только в одежде. Она распространилась и на искусство. В музыкальных пьесах также появились украшения - мелизмы. Греческое слово "melisma" означает песнь, мелодия. Поначалу так стали называть отрывки мелодии, исполняемые на один слог текста - конечно, в тех случаях, когда на него приходилась не одна нота. С XVII века это название укоренилось в инструментальной музыке за мелодическими оборотами установившейся формы, представляющими собой украшение основной мелодии. Обороты эти не выписываются нотами, а показываются особыми значками. Чаще всего в музыкальных произведениях встречается форшлаг (по-немецки Vorschlag - предшествующий удар). Это украшение обозначается крошечной ноткой, написанной перед той, к которой она относится. Часто встречаются в музыке разных композиторов трели. Название это произошло от итальянского trillare - дребезжать, колебать. Записывается трель буквами tr и волнистой чертой за ними, и означает это, что ноту, над которой стоит такой знак, и ее верхнюю соседку надо как можно быстрее чередовать столько времени, какой длительности указана нота. Существуют и другие виды мелизмов - группето (обозначается знаком), морденты (обозначаются значком) простые, двойные и перечеркнутые ().

МЕЛОДИЯ. "Душой музыкального произведения" назвал мелодию Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Как "самую существенную сторону музыки" определил ее Сергей Сергеевич Прокофьев. Мелодия - "главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без нее все бледно, мертво, несмотря на самые принужденные гармонические сочетания, на все чудеса контрапункта и оркестровки", - писал когда-то замечательный русский музыкант, композитор и критик А. Серов. Греческое слово "melodia" означает пение песни и происходит от двух корней melos (песнь) и ode (пение). В музыкальной науке мелодию определяют как одноголосно выраженную музыкальную мысль. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения. Есть музыкальные произведения, в частности народные песни, которые состоят из одной только мелодии. Есть и сочинения, носящие название "Мелодия", например, "Мелодия" С. Рахманинова. В профессиональной музыке мелодию дополняют другие компоненты - гармония, инструментовка, различные приемы полифонического письма.

МЕТАЛЛОФОН. В наше время существует довольно много инструментов, звук в которых возникает от колебания упругого металлического тела. Это треугольники, гонг, колокольчики, тарелки и другие ударные инструменты. Все они объединяются общим наименованием - металлофон. Один из металлофонов, вибрафон, особенно интересен своей конструкцией и выразительными возможностями. Он напоминает ксилофон, но сделан из металлических, а не деревянных пластинок. Вдобавок он имеет специальные резонаторные трубки с подвижными крышечками. Эти трубки способствуют периодическому усилению и ослаблению звучания, то есть динамической вибрации, от которой инструмент и получил свое название.

МЕТРОНОМ. Если вы занимаетесь музыкой, то возможно, вам приходилось встречать в нотах, в начале музыкального произведения, такие или подобные указания: М.М. = 72 или = 108, = 60. Ставятся они непосредственно вслед за словесным обозначением темпа и указывают тоже, притом более точно, на темп произведения. Например, М.М. = 72 означает, что музыка должна исполняться со скоростью 72 половинных ноты в минуту. Как найти эту скорость? На это отвечают буквы М.М., означающие "метроном Мельцеля". МЕТРОНОМ

Метроном - прибор, снабженный заводным механизмом, который точно отсчитывает длительности (подобно тому, как, разбирая новую пьесу, вы иной раз считаете: раз-и, два-и, три-и), притом в нужной - заданной скорости. Изобрел его венский механик И. Н. Мельцель. Его именем этот прибор и называют. Выглядит он как деревянная пирамидка, с одной стороны которой снимается панель. Под ней закрепленный снизу маятник, с передвижной гирькой, а на пирамидке - шкала с цифрами. Если передвигать гирьку по маятнику, то, в соответствии с тем, против какого числа на шкале ее установить, маятник качается быстрее или медленнее и щелчками, подобными тиканью часов, отмечает нужные доли такта, Чем выше гирька, тем медленнее ходит маятник; если же ее установить в самом нижнем положении, раздастся лихорадочный стук.

МЕЦЦО-СОПРАНО. Ныряет месяц в облаках. Пора ложиться спать. Дитя качая на руках, Поет тихонько мать:

"Уснули ласточки давно, И люди спят в домах. Луна глядит в твое окно, Нашла тебя впотьмах..." Это - слова одной из частей оратории Прокофьева "На страже мира" "Колыбельной", слова которой написал Самуил Яковлевич Маршак. Мелодия "Колыбельной", певучая и величавая, спокойная и задумчивая, словно плывет над аккомпанементом. Поет ее красивый женский голос - глубокое, грудное, бархатистое меццо-сопрано. По характеру он близок драматическому сопрано, но ниже, насыщеннее его. Возможности меццо-сопрано очень велики. Композиторы поручают певицам, обладающим таким голосом, роли сильных, волевых натур. Меццо-сопрано - Кармен в опере Бизе, Любаша в "Царской невесте" Римского-Корсакова, Марина Мнишек в "Борисе Годунове" Мусоргского, Амнерис в "Аиде" Верди, Далила в "Самсоне и Далиле" Сен-Санса. Чудесное меццо-сопрано было у известных русских певиц Н, А. Обуховой, М. П. Максаковой, В. А. Давыдовой. Их записи можно услышать и сейчас - арии из опер, старинные русские романсы. Очень красивое меццо-сопрано у Ирины Архиповой, Елены Образцовой, Тамары Синявской. Диапазон меццо-сопрано от ля малой октавы до ля второй октавы.

МИНОР - см. Лад.

МНОГОГОЛОСИЕ. Когда-то очень давно музыка была одноголосной. Певец пел песню. Музыкант на древнем, еще совсем примитивном инструменте исполнял одну мелодию. Но шли века, и музыка усложнялась. Люди поняли, что можно петь вдвоем или втроем, и не одну и ту же мелодию, а разные, но сливающиеся воедино, образующие вместе приятные для слуха созвучия. Что играть можно тоже не одному, а нескольким музыкантам вместе, причем не одно и то же, а отличающиеся друг от друга мелодии. Многоголосие имеет два основных вида. Если ведущее значение имеет только один голос, в котором звучит мелодия, а остальные ему аккомпанируют мы говорим о гомофонии (греческое слово homos - означает равный, phone - звук) или гомофонно-гармоническом стиле. В таком стиле написано большинство произведений XIX века и современной музыки. Другой вид многоголосия получил широчайшее распространение еще в XVI - XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Это полифония (греческое poly - много, phone - голос, звук). В полифонических произведениях все голоса ведут свои самостоятельные и равно важные, одинаково выразительные мелодии. В полифоническим искусстве возникли свои особые жанры. Это полифонические вариации - пассакалья и чакона, это инвенции и другие пьесы, использующие прием имитации. Вершина полифонического искусства - фуга. Об этих жанрах вы можете прочесть отдельные рассказы. Оба вида многоголосия - и гомофонию, и полифонию, - как правило, можно встретить в одном и том же произведении.

МОДУЛЯЦИЯ. От латинского слова "modulatio", что дословно означает соблюдение меры, размеренность, произошло итальянское modulazione, в переводе - переливы голоса. В теории музыки слово "модуляция" означает переход из одной тональности в другую. Модуляции могут быть плавными, постепенными; могут быть и резкими, неожиданными. Если новая тональность не закрепляется надолго, а происходит возвращение к первоначальной тональности, то такая модуляция называется отклонением. Модуляция - очень важное, яркое и красочное выразительное средство музыки.

Мысли, чувства, образы окружающего мира передаются в музыке звуками. Но почему определенная последовательность звуков в мелодии создает печальное настроение, а другая, наоборот, звучит светло и весело? Почему одни музыкальные произведения вызывают желание петь, а иные - танцевать? И почему от прослушивания одних возникает чувство легкости и прозрачности, а от других - грусти. Каждое музыкальное произведение отличается определенным набором характеристик. Эти характеристики музыканты называют элементами музыкальной речи. Содержание пьес передается разными элементами музыкальной речи, создающими определенный образ. Главным средством музыкальной выразительности является мелодия. Именно с мелодии начинается музыка как особое искусство: первая услышанная, первая пропетая мелодия становится одновременно и первой музыкой в жизни человека. В мелодии - то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной - слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья. Мелодия - «главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без нее все бледно, мертво…», - писал когда-то замечательный русский музыкант, композитор и критик А.Серов. «Вся прелесть музыки - в мелодии», - говорил И.Гайдн. «Без мелодии музыка немыслима», - слова Р.Вагнера.

Глюк. "Мелодия" из оперы "Орфей и Эвридика"



Например, пьеса немецкого композитора К. Глюка, которая называется «Мелодия». Она звучит то жалобно, тоскливо, печально, иногда с волнением, мольбой, щемящим чувством отчаяния и грустно. Но мелодия эта льётся как бы на одном дыхании. Поэтому можно сказать, что в пьесе одна часть. В ней нет контрастных, других мелодий.

Мелодия - основа музыкального произведения, развитая, законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения. Греческое слово «melodia» означает «пение песни», так как происходит от двух корней: melos (песнь) и ode (пение). Самой маленькой частью мелодии является мотив - короткая законченная музыкальная мысль. Мотивы объединяются в музыкальные фразы, а фразы - в музыкальные предложения. Несмотря на небольшой размер, мелодия вмещает в себя все составляющие драматургического развития: начало (рождение основного мотива), развитие, кульминация и заключение.

Антон Рубинштейн. Мелодия.



Проанализируем пьесу А.Г.Рубинштейна, которая так и называется «Мелодия». В ее основе - трехзвучный мотив, который, покачиваясь, как бы набирается силы для дальнейшего развития. Четыре фразы образуют два предложения, а они, в свою очередь, составляют простейшую музыкальную форму - период. Развитие главной интонации достигает вершины во втором предложении, где происходит подъем мелодии на самый высокий звук.

В каждом произведении - вокальном или инструментальном есть одна или несколько мелодий. В больших, крупных произведениях их очень много: одна мелодия сменяет другую, повествуя о своем. Различая, сравнивая мелодии по настроениям, мы чувствуем и понимаем, о чём рассказывает музыка.

Своим светлым, ясным лиризмом привлекает "Мелодия" Чайковского. наряду с прелюдией как одна из лучших пьес в данной серии. Плавно и спокойно развертывающийся широкими волнами мелодический голос сочно и выразительно звучит в среднем «виолончельном» регистре на фоне триольного аккордового сопровождения.

Чайковский. "Мелодия" для скрипки и фортепиано.




Рубинштейн." Мелодия" в фортепианном исполнении.



"Цыганская мелодия" А.Дворжака - это одна из семи " Цыганских мелодий," созданная им по заказу певца Вальтера.

«Цыганские мелодии» воспевают свободолюбивых и гордых людей загадочного племени, бродящего по землям Австро-Венгерской империи со своими странными песнями и плясками в сопровождении цимбал — любимого инструмента цыган. В пестрой череде сменяют одна другую зарисовки природы, песни и пляски, не образуя единой линии развития.

Дворжак. "Мелодия" или "Цыганская мелодия".



Глазунов. "Мелодия."




Пьесы-фантазии для фортепиано ор. 3 — раннее сочинение Сергея Рахманинова, датированное 1892 годом. Цикл состоит из пяти пьес. Из них под номером 3 - пьеса "Мелодия."

Пьесы цикла считаются одними из самых исполняемых произведений Рахманинова в студенческой среде, при этом отмечается, что ценность их не только в развитии техники правой руки пианиста, но и в образцовом представлении композиторского мышления с богатой мелодикой и выраженной фортепианной идиоматикой.

Рахманинов." Мелодия."



Текст из лекции преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Галиевой Ирины Аркадьевны и других источников.